Мнемотехника методы и приемы для начинающих. Мнемоника – приемы быстрого запоминания слов и событий
Память – это фундамент нашего сознания, позволяющий запоминать то, что видим, слышим или делаем. В результате всё, что сохранилось в прошлом, воспроизводится в будущем. Мнемотехника (с греческого «искусство запоминания») – это особая техника по усвоению новой информации, включающая в себя различные методики для развития памяти взрослым.
Современный ритм жизни негативно сказывается на работе головного мозга.
Причины плохой памяти обусловлены следующими факторами:
- проблемы со сном (бессонница, систематическое недосыпание);
- употребление алкогольных напитков, наркотических веществ и курение табачных изделий;
- употребление обезболивающих препаратов и антидепрессантов;
- недостаток одного или нескольких витаминов в организме;
- повреждение костей черепа или мягких тканей (нервы, сосуды, ткани мозга и оболочки);
- опухоли железистой ткани гипофиза;
- злокачественные опухоли (рак);
- инфекционное заболевание, возбудителем которого является микобактерия туберкулёза;
- обширное поражение печени (цирроз);
- почечная или печёночная недостаточность;
- хроническая усталость;
- информационная перегрузка мозга;
- заболевание центральной нервной системы – болезнь Альцгеймера;
- рассеянный склероз;
- болезнь Паркинсона;
- сахарный диабет;
- нарушение кровообращения головного мозга, что обычно связано с атеросклерозом;
- перенесённый инсульт;
- заболевание позвоночника, при котором поражаются межпозвоночные диски и сами ткани позвонков – остеохондроз;
- анемия;
- синдром Дауна;
- нарушение обменных процессов в организме;
- астенический синдром;
- проблемы со зрительными функциями;
- постоянные стрессовые ситуации;
- частое поражение организма вирусными инфекциями;
- гормональный дисбаланс;
- эпилепсия;
- шизофрения;
- сосудистое поражение головного мозга, которое медленно развивается – дисциркуляторная энцефалопатия;
- вегето-сосудистая дистония;
- дисмнезия и парамнезия – изменение памяти, искажение воспоминаний;
- синдром вертебро-базилярной артериальной системы;
- стойко повышенное артериальное давление.
Почему важно тренировать память
Тренировка памяти позволяет поднять активность мозговой деятельности, что влияет на физическое и психическое здоровье человека.
Качественное усвоение информации поможет:
- выучить иностранный язык;
- устроиться на хорошую и высокооплачиваемую работу;
- научиться анализировать и оценивать ситуацию, строить планы.
Когда снижается память, уменьшается кровоснабжение головного мозга, в итоге снижаются интеллектуальные способности. Чтобы в клетки мозга поступала глюкоза, необходимо заниматься интеллектуальной и творческой деятельностью. Подобный энергообмен налаживает процессы кровообращения, что благотворно влияет на работу головного мозга.
При снижении интеллектуальной нагрузки увеличивается риск развития болезни Альцгеймера. Чтобы этого не произошло, стоит тренировать свою память. Активное усвоение новой информации повышает потребление глюкозы, в итоге сжигаются калорий, не превращаясь в жир.
Что такое мнемотехника
Мнемотехника для развития памяти взрослым – совокупность приёмов и методов, позволяющих лучше и эффективнее запоминать и воспроизводить полученную информацию.
Данная система ставит перед собой цель развивать:
- воображение;
- мышление;
- внимание;
- слуховую, двигательную, тактильную и зрительную память.
Мнемотехника позволяет решить следующие задачи:
- научить управлять своей памятью и вниманием;
- увеличить объём памяти;
- стимулировать интеллектуальное развитие;
- развить сообразительность, наблюдательность;
- стимулировать творческую активность.
Кому нужна мнемотехника
Данная техника полезна для всех категорий людей, но для некоторых она особенно необходима:
- лица, желающие выучить иностранные языки. Мнемотехника поможет запомнить правила, слова и времена;
- школьники и студенты — им приходится постоянно усваивать большое количество новой информации. Методика позволяет выделить нужные данные, написать шпаргалки и запомнить собранный материал;
- предприниматели – их работа требует постоянного общения с деловыми партнёрами, чтобы запоминать все важные сведения, необходима мнемотехника;
- учителя и воспитатели – мнемотехника развивает ораторские способности, поэтому так полезна людям данной сферы. Методика улучшает память, тем самым увеличивая кругозор этих людей, а они передают свои знания ученикам.
Психофизиологические основы мнемотехники
Мнемотехника основана на трёх принципах, которые необходимы для развития памяти взрослым и детям:
- образ;
- ассоциация;
- расположение.
Одна из основ успешного восприятия новой информации – яркие, впечатляющие образы.
При изучении иностранного языка рекомендуется представлять состояние, которое хочется передать. Например, фраза «I hear – я слышу», произнося её, стоит попытаться услышать звуки вокруг. Рекомендуется искать приятные образы в своём воображении, так как негативные образы мозг часто блокирует.
Представление должно вызывать приятные эмоции:
- смех;
- удивление;
- любопытство.
Чтобы запомнить какой-либо объект, потребуется его с чем-то сопоставить. Например, запоминая местонахождение школы или больницы, можно обратить внимание на запахи или эмоциональные состояния. В воображении человека легко создать личные ассоциации.
Как работает мнемотехника для развития памяти взрослым.
Для этого объекты запоминания:
- воссоединяют;
- придают им форму, цвет и запах;
- представляют процесс их взаимодействия.
В создании полноценного ассоциативного образа помогут:
- движения;
- тактильные ощущения;
- ароматы.
Ассоциативный ряд должен быть динамичным и объёмным, чтобы собранная информация становилась единым целом. Такой приём как расположение помогает запомнить перечень несвязанных между собой слов: список покупок или план на день.
Суть техники следующая: необходимо воспроизводить образы в некоторой последовательности и связывать запоминаемые объекты со знакомым и привычным местом, например, домом.
Например, есть планы на день:
- написать реферат;
- полить цветы;
- убраться;
- сходить в магазин;
- погулять с собакой.
Человеку требуется совершить все эти действия в своём воображении. Если речь идёт о списке покупок, то представить поход в магазин и последовательное приобретение товаров.
Виды мнемотехники
- народная – каждый человек в течение жизни создаёт свой способ запоминания. Приёмы данного вида обычно закладываются в детском саду, школе и университете. Дети, не умеющие читать, воспринимают всё новое с помощью визуализации. При запоминании алфавита, номера телефона, адресов или торжественных дат, люди используют приём кодирования созвучия. Часто мы ищем закономерности или применяем приём привязки. Народная мнемотехника – самое распространённое направление, но отличается низкой эффективностью;
- классическая – вид мнемотехники, который изначально использовали племена Майя и жители древней Греции. Чтобы научиться запоминать длинные тексты и повысить свои способности в ораторском искусстве, применялась классическая мнемотехника. Сначала это была система внутреннего письма, а далее появился метод Цицерона. Он заключался в выделении объектов на улице или в хорошо освещённом помещении и закреплении на них нужной информации. Потом было решено запоминать новые сведения с помощью зрительных образов: основные, в которые вкладывалась суть и вспомогательные для установки последовательности. В дальнейшем последователи классической мнемотехники разделились на 2 группы: одни использовали образные коды, а другие решили разрабатывать альтернативные методы, так как имели сложности с визуализацией. Люди, имевшие сложности с воображением, стали первооткрывателями педагогической мнемотехники;
- педагогическая – она продвигалась Петром Рамусом в 16 веке в Англии. Педагогическая техника была более проста и понятна, потому что не ставила высоких требований и не требовала визуализации. Её суть заключалась в переписывании текстов из учебников в тетради, перечитывание материала и постоянное чтение вслух. Такая методика сохранилась до современных дней и часто используется в школах и высших учебных заведениях. Установлено, что классический вид намного эффективнее, но педагогическая техника пользуется большим спросом и легче воспринимается;
- цирковая – классическая мнемотехника тесно переплетается с цирковой (эстрадной). Данный вид основан на преображении информации в жесты, мимику, слова, интонацию голоса. Суть заключается не в запоминании данных, а в их передаче с помощью задуманных приёмов и действий;
- спортивная – подобное направление используется профессиональными мнемонистами, участвующими в соревнованиях. Участники оцениваются по скорости запоминания и по объёму усвоенной информации. Обычно такие спортсмены типизируются на каком-то одном виде данных. Самым сложным считается запоминание произносимым чисел, так как это делается его 1 раз;
- современная – это направление базируется на теоретических данных и различных исследованиях. Современное направление собрало нужную информацию из других видов, соединив наиболее важные методики в единое целое.
Практические приемы мнемотехники
Путём комбинации образов, ассоциаций и расположений, были созданы приёмы мнемотехники:
- эйдетика – суть приёма заключается в запоминании объекта, связывая его с какой-либо эмоцией. Психологи установили, что информация усваивается намного лучше под воздействием эмоциональных факторов;
- символизация – приём основан на придании, запоминаемым объектам, понятных и логических изображений. Например, на рабочем столе значок «корзина» отражает суть действия – убрать всё ненужное;
- приём запоминания чисел – метод, который подойдёт каждому человеку. Цифрам присваиваются буквы или слова, что позволяет кодировать целые словосочетания и предложения. 1 – хлеб, 2 – молоко, 3 – сахар, а потом составить нужный текст;
- метод О ’Брайена – приём, связанный с запоминанием чисел, которые необходимо сопоставлять с известными личностями (1 – Юрий Никулин, 2 – Георгий Вицин). Другому числу даётся дополнительное слово и составляется предложение по смыслу;
- образная цепочка – метод, тренирующий визуальную и ассоциативную память. Объекты представляются в необычном виде, далее соединяются в воображаемую цепочку. Слова для запоминания – снегирь, ложка и телефон. Образ – снегирь сидит на ветке, держа ложку и разговаривая по телефону;
- мнемонические фразы – приём, необходимый для запоминания каких-либо сведений. Самый известный вариант – «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Фраза помогает запомнить последовательность цвет радуги. Есть и другая версия – «Крот овце, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки».
Мнемотехника для развития памяти взрослым должна быть дополнена полезными советами:
- заручиться позитивным настроем и желанием запомнить новую информацию;
- полноценно сконцентрироваться на материале и быть внимательным ко всем деталям;
- научиться сопоставлять новую информацию с давно известной старой;
- тренироваться располагать детали в памяти так, чтобы потом их легко можно было найти;
- повторять, что сильно увеличит шансы на усвоение новых данных;
- создавать ассоциации, придумывая песни или стихи;
- делать визуальные подсказки и письменные заметки;
- читать нужную информацию перед сном.
Простые и эффективные методики запоминания
Для лёгкого усвоения нового материала можно прибегнуть к интересным методикам:
- необходимо учесть механизмы восприятия. Если человек – аудиал, подойдёт запись с нужным текстом. Визуалы запомнят информацию максимально хорошо, посмотрев видео ролик или посмотрев книжку. Для кинестетиков важны тактильные ощущения, поэтому делают акцент на контакт с запоминаемым объектом;
- прочитанную информацию полезно пересказать своими словами;
- рисование, составление конспектов и таблиц, выписка интересных деталей;
- метод ОВОД – сначала из текста выделяется основная мысль, в момент второго чтения следует обращать внимание на детали и вдумчиво исследовать материал. На основании прочитанного проводится обзор, анализирую полученную информацию. Остаётся доводка – текст повторяется, начиная с основных мыслей, заканчивая подробностями. Желательно не подсматривать. В конце текст снова читается и проводится анализ упущенных моментов;
- метод Цицерона – подойдёт для запоминания больших текстов. Суть заключается в расстановке важных мыслей и деталей в хорошо знакомой комнате. Выбирается последовательность перемещения, чтобы текст не потерял логический смысл;
- метод пиктограмм – такой способ идеально подходит визуалам и необходим для укрепления их памяти, а также для исследования и диагностики. Пиктограмма – это образ, воспроизведённый на бумаге, создаваемый для запоминания каких-либо выражений. Основа метода заключается в нахождении основных слов и фраз, которые потом рисуются, исходя из воображения человека;
- метод Аткинсона – предлагает использовать только ресурсы мозга, постепенно нагружая его новой информацией. Для этого выбирается текст: обычный или лучше в стихотворной форме. Сначала учится несколько строк 5-6, на следующий день повторяются запомненные строки и добавляется ещё такое же количество. В последний день к выученной части текста добавляется снова 5-6 строк. На усвоение нового материала влияет число повторений. Постепенно объём текстов должен увеличиваться. Занятие рекомендуется проводить в утреннее время.
Упражнения мнемотехники для начинающих
Мнемотехника для развития памяти взрослым предусматривает простые упражнения, подходящие для начинающих:
- придумать стихотворение с содержанием нужного материала;
- воспроизвести стихотворение или прозу, представляя героев, ощущения, цвета, голоса;
- запомнить личные данные – фамилию и сопоставить ассоциации. Например, Каменев – камень, Горбулин – горб, Мыльников – мыло;
- присвоить запоминаемому объекту название предмета из личной комнаты.
Лучшие упражнения для развития памяти взрослым
Чтобы научиться усваивать качественно и в короткие сроки новую информацию, можно прибегнуть к эффективным упражнениям:
- ежедневное чтение книг, не менее 20-30 страниц в день, желательно читать продуктивную литературу;
- гуляя на улице, можно пытаться запоминать номера автобусов и проезжающих машин;
- каждый день необходимо учить 3-4 новых слова, например, из английского или французского языка;
- решение сканвордов и кроссвордов;
- можно общаться с друзьями, коллегами и запоминать их внешний вид, воспроизводя все детали после прощания.
Ассоциации
Работа с ассоциациями помогает в развитии образного мышления, которое довольно сложно даётся большинству людей. Данный приём даёт возможность запомнить самые разные вещи, связав их между собой. Важный принцип мнемотехники – сопоставлять хорошо знакомые вещи с теми, которые необходимо отложить в памяти.
Если человек научится быстро и правильно составлять ассоциативные связи, он сможет качественно усваивать новую информацию, развивая работу головного мозга.
Отличный способ держать память в тонусе – работать с противоположными или совсем разными словами. Тренировки должны занимать примерно пол часа, далее следует такой же по времени перерыв. В момент отдыха нельзя смотреть телевизор, слушать музыку, так как мозгу необходим полноценный отдых.
Игры для развития памяти
Мнемотехника для развития памяти взрослым предусматривает не только упражнения, но и игры:
- фуршет – на экране высвечиваются напитки и еда, с каждым шагом появляются новые элементы. Задача – найти объекты, которые ещё не появлялись;
- числовой охват – суть игры заключается в запоминании, показываемых чисел. На экране появляется определённое число, необходимо правильно ввести заданные символы;
- сложное скоростное движение – задача запомнить текущий предмет и сравнить его со следующим. Внизу есть 2 кнопки – да и нет. В игре постепенно увеличивается скорость и требуется быстро сравнивание фигур;
- головоломки – пазлы – настольная игра. Для взрослых желательно выбирать большие наборы, где более 1000 элементов;
- снежный ком – идея, которая хорошо подойдёт для большой компании. Люди становятся в круг и начинают называть свои имена. Сначала 1 человек, потом 2 человек называет предыдущее имя и своё, а следующий указывает ранее указанные имена и так далее. Потом добавляются фамилии, увлечения, города.
Большинство игр легко найти в интернете и позаниматься в режиме онлайн.
Звуки и вспомогательные объекты
Мнемотехника часто выручает при изучении Азбуки Морзе – представление букв, знаков препинания и цифр в виде последовательности тире и точек. Морзянку сложно выучить, поэтому каждый символ наделяется определённым звуком. Например, буква В напевается так — ви-даа-лаа. Для лучшего усвоения новых данных можно прослушивать аудиозаписи.
Тренировки по методу спецслужб
Бизнесменам и светским людям особенно важно общение с людьми, поэтому необходимо запоминать имена людей, их увлечения. Для этого необходимо ассоциировать имя и фамилию человека с какими-то образами, которые помогут легко запомнить информацию.
Важно обращать внимание на черты лица и делать аналогию. Чтобы картина получилась полной, общий образ требуется совместить с увлечениями. Например, человек любит играть в футбол. Тогда нужно предоставить его с мячом. Рекомендуются ежедневные тренировки для развития навыка.
Чтобы запомнить всю важную информацию из переговоров, потребуется в созданный образ ранее добавить ассоциации. В процессе деловой беседы стоит делать записки по основным моментам и фиксировать в своей памяти только главные пункты.
Для лучшего усвоения новых сведений, желательно найти причину, по которой всё необходимо запомнить. Если требуется отложить в памяти номер телефона, стоит каждой цифре дать необычную ассоциацию в виде слова или фразы.
Человек часто забывает о будущих намерениях и планах, чтобы это исправить, необходимо развивать проспективную память. Для этого выбираются цели на день, которые гарантированно произойдут: поездка в гости, посещение магазина или встреча с другом. В течение несколько дней посчитываются выбранные мишени, потом выбирается другая цель.
Такая методика заставит реагировать внешние события, вспоминая намерения.
В развитии чувства времени поможет тренинг с секундомером: человеку нужно засечь время и заниматься своими делами, отсчитывая время, но не делая на этом акцента. Если в итоге ничего не получилось, упражнение начинается заново.
Постоянные записи в ежедневник и обращение к ним наладят систему, которая поможет вспоминать планы. Чтобы процесс работы был грамотным и спокойным, стоит создать себе правила. Иногда приходится отрываться от одного дела, переходя к другому. В таком случае рекомендуется откладывать в памяти факт незавершённости, чтобы мозг оставался в лёгком напряжении.
Мнемотехника – это интересная методика, необходимая для развития памяти взрослым и детям. Она помогает почти во всех сферах жизни, активирует работу головного мозга и решает проблемы современного общества.
Полезные видео и мнемотехнике, особенностях данной методики и упражнениях
Приемы и упражнения мнемотехники:
Метод Цицерона:
Каждый день мы пропускаем через себя огромные потоки информации. Что-то мозг запоминает, что-то пролетает мимо ушей. Есть также данные, которые запоминаются на короткий промежуток времени, чтобы потом кануть в небытие.
К последней категории частенько относится весьма полезная информация. У студентов это - учебные лекции, от которых память освобождается сразу после сдачи экзамена. Создается такое ощущение, что на экзамене знания буквально вынимаются из головы и остаются в аудитории.
Можно ли это изменить? Безусловно, да, более того - мы можем не только сохранить данные в памяти надолго, но и ускорить сам процесс запоминания. Для этого существует мнемоника и специальные техники.
Возможности мнемотехник
Смертный, который начнет зубрить подряд сотню чисел, расположенных в столбик, потратит на такой труд несколько дней, и это при условии, что у него отличная память.
Другой человек выучит столбик чисел за 6 секунд. Может быть, он вундеркинд? Такое не исключено, люди с выдающимися способностями к запоминанию рождаются. Но в реальности мастер запоминания чисел почти наверняка использовал одну из мнемотехник. (Однозначно можно сказать одно - химия тут не использовалась, волшебные пилюли от сна вряд ли приводят к таким результатам).
Арсенал мнемоники постоянно пополняется новыми техниками. Если мнемоника сама по себе обозначает визуализацию для облегчения понимания и связь образов с запоминаемым материалом, то мнемотехники - это различные приемы, которые облегчают процесс запоминания. Такие техники могут быть привязаны к конкретной категории материала. Например, отдельные методы помогают справиться с формулами, другие техники предназначены для запоминания правил русского языка, третьи помогут выучить иностранные слова.
Самые распространенные техники
Рифмизация
Популярными мнемотехниками пользовались, наверное, мы все. Со школьных времен можно вспомнить стишки, которые помогают заучить последовательность падежей или список глаголов-исключений. Такие стихи можно составлять самостоятельно для заучивания какой-либо информации. Стихотворные формы были распространены и среди учеников гимназий в царской России. Техника очень старая, но достаточно эффективная. Она называется рифмизацией.
«Желто-голубой автобус»
Еще одна распространенная мнемотехника подразумевает использование созвучных слов. Она помогает запоминать иностранные и просто сложные слова. Самый простой пример такой техники - так называемый «желто-голубой автобус». Когда англоговорящие студенты изучают русский, у них возникает не меньше проблем, чем у россиян, которые учат английский.
Как сказать на русском «Я люблю вас»? Англичан и американцев учат этой фразе, используя созвучную - «yellow blue bus». Эта фраза будет звучать смешно на русском, но «страдалец» со временем научится произношению. Важнее заложить студенту в голову некую базу, облегчить запоминание.
Очень яркий «желто-голубой автобус»
Еще один интересный метод, которым можно смело пользоваться - это яркие ассоциации. Речь идет об образном мышлении, связывании информации с картинками. Технику можно соотнести с предыдущей - когда студент связывает признание в любви на русском с желто-голубым автобусом, он может дополнительно представить себе яркую картинку с этим транспортным средством. Для сложной информации можно использовать ряд образов.
Почему мнемотехники работают?
Мнемотехники отлично работают, и это доказано не только на примере гуманитарных знаний и лингвистики. Цифры так же прекрасно закладываются в голову при помощи специальных методов. В чем секрет техник?
Все дело в особенностях восприятия. Понять, почему мнемоника эффективна, можно, узнав, . Человеку сложно работать с абстрактной информацией. У каждого из нас есть аудиальный, кинестетический и визуальный канал восприятия, через который мы привыкли получать львиную долю информации. Эти каналы работают превосходно и обеспечивают нас необходимыми для выживания знаниями. Но, когда мы беремся за учебник, то работаем не с картинками, звуками или ощущениями. Взрослый человек вынужден воспринимать буквы, цифры и непонятные термины.
Мнемотехники привязывают абстрактное к конкретному - осязаемому, видимому, слышимому. К тому, с чем наш мозг работать привык. Разумеется, любые данные можно вызубрить, но это вряд ли будет эффективно. То, что было насильно заучено, пропадет из памяти без следа, как содержимое старых тетрадок. А вот заученное с помощью мнемотехник держится буквально в подсознании.
Маленькие секреты мнемотехник
В мнемонике есть маленькие секреты, которые облегчают запоминание конкретной информации. Например, чтобы запомнить морзянку, можно использовать обычные слова с подходящими короткими и длинными по звучанию слогами. Эта система действительно работает, а подобрать слова можно самостоятельно.
Мнемофразы - еще одно интересное явление. Они используются в основном для того, чтобы запомнить некую последовательность. Так выстраивают в цепочку падежи, планеты Солнечной системы и различные географические объекты.
Фраза «Мрачное Венерическое Заболевание Может Юрко Сразить Усталую Нимфоманку» может звучать странно до тех пор, пока вы не поставите ее в столбик и не оставите только первые буквы. Даже человек, закончивший только среднюю школу, заметит, что это первые буквы названий планет.
В выражении «Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю» перечислены основные острова «страны восходящего солнца».
С чего начать?
В Сети можно найти множество полезных упражнений для развития памяти. Есть даже специальные учебники, курсы и платные семинары по мнемотехникам. Однако новичку достаточно освоить простые приемы, которые он сможет использовать уже в ближайшее время. Расширять свои возможности нужно уже после того, как память основательно подготовлена.
В мнемонике нет никакой мистики, и даже самые выдающиеся способности можно легко объяснить использованием специальных приемов.
Человек может помнить события из далекого прошлого, а вот недавние забываются. Психологи объясняют тем, что с кокнретным событием связаны запахи или образы. После представления ассоциации человек вспоминает событие. На такой связи основывается мнемотехника.
Реальная история о друге Денисе, который обладал очень хорошей памятью и использовал мнемотехники для ее тренировки
У меня есть друг Денис. Еще со школы у него была отличная память – стихотворения, исторические даты он запоминал без проблем. Сейчас ему 25, память у него не стала хуже. Когда я спросил, как он так быстро и легко запоминает даже сложные цифры, он поделился секретом. Оказывается, он использует мнемотехнику.
Регулярные тренировки, поиск новых методов – все это дает ему отличный результат. Денис постоянно развивает память мнемотехникой.
Мнемоническая память и мнемотехники: определение, на чем основаны и принцип работы
Истоки мнемоники исходят из Древней Греции. Философы и мыслители выяснили, что память зависит от органов чувств. Чем больше эмоций вызывает событие, тем дольше оно сохранится в памяти человека. Как связаны мнемотехника и развитие памяти?
До настоящего времени мнемонику развивали, совершенствовали, делали действенней. Ранее при помощи этой техники запоминали связные предложения текста, сейчас методика позволяет запомнить информацию любой сложности.
Мнемотехника – способ развития памяти, облегчающий запоминание информации. Приемы мнемотехники расширяют память, облегчая развитие деятельности мозга. Основывается на нескольких принципах:
- мозг человека в равной степени обрабатывает информацию о реальном и выдуманном образе;
- цепочка ассоциаций бывает настоящей и вымышленной. Последние являются сущностью мнемотехниики.
Вместе с этим термином встречается понятие «мнемоника». Они связаны между собой.
Выделяют такие виды мнемотехники:
- классический. Возник на снове ораторского искусства, чтобы упростить запоминание длинных высказываний. Информацию преображали в образы – в одних шифровалась информация, во вторых – фиксировалась последовательность;
- педагогический. Характерен школьникам и студентам. Сущность – естественное запоминание посредством переписывания, заучивания и повторения;
- цирковой – интонация, мимика, жесты. Сущность – искусство передачи и расшифровки закодированной информации;
- спортивный – запоминание чисел;
- современный. Методы мнемоники тщательно прорабатывают и объединяют в своеобразную систему, направленную на решение узкоспециализированной задачи.
Мнемотическая память есть у всех, но ею необходимо овладеть. Сверхъестественные способности для этого не нужны. Принцип действия такой методики базируется на способности памяти фиксировать яркий зрительный и слуховой образ быстрее, чем абстрактное понятие.
Советы начинающим:
- метод запоминания выбирайте наиболее подходящий и соответствующий вашему типу мышления;
- преобразовывайте инфрмацию в образы;
- для достижения результата регулярно тренируйтесь;
- во время тренировки должна быть абсолютная тишина.
Основные принципы мнемотехники:
- осмысление – осмысливая поступающую информацию, человек запомнит ее надолго;
- интерес – если информация интересна, она запомнится быстрее;
- предыдущие знания – если по конкретному вопросу у вас имеются знания, новые сведения запомнятся проще;
- готовность – запоминается та информация, на которую человек настроился;
- ассоциации – увеличичвают шансы запомнить материал и воспроизвести его;
- повторение – пройденный урок повторяют, но не часто;
- торможение – прежде чем изучать новый материал, делайте паузу;
- последовательность – факты запоминаются в том порядке, в котором изучались.
После усвоения мнемотехники вы будете использовать ее до конца жизни.
Чтобы мнемотическая память надолго сохранила слова или цифры, факты и объекты заменяются на термины с визуальным представлением. То есть, скучные факты заменяются яркими. Помогут в этом специальные мнемотические приемы.
Основные приемы
Мнемотехники и способы развития памяти позволяют лучше усвоить новый материал. Приемы мнемоники – такой подход к осмыслению информации, благодрая которому запоминается больше сведений, а процент забывания сводится к минимуму. Техники используются при изучении иностранных языков, понятий, исторических дат, цифр.
В основе запоминания лежат ассоциации. Для запоминания нового слова соотнесите его с чем-нибудь, проведите ассциативную связь. Как создать ассоциацию:
- придумывайте первое, что пришло в голову;
- ассоциация должна быть смешной, необычной;
- образ должен быть крупным, объемным, цветным – задействуйте все органы чувств;
- ассоциация должна быть нелогичной;
- образ должен касаться вас.
Например, нужно запомнить слова «кавалерия» и «чердак». Представьте, что вы поднялись на чердак и увидели там конницу, на лошадях сидят воины. Вы смотрите на них и думаете, что они здесь делают? Они вам отвечают: а что мы и правда тут забыли? И улетают в окно.
Следующий прием – «цепочка». Представьте образ и соедините его со следующим. Например, вы пришли в магазин за сыром, порошком и лампочкой. Представьте большую упаковку порошка. В нее залетает лампа, и порошок рассыпается по полу. На лампу нанизывается сыр и тому подобное.
«Римская комната». Допустим, вам надо запомнить слова – колбаса, лошадь, майонез, лом, яйцо, одеяло, рыба, тетрадь. Задействуйте необычные связи, начиная с коридора. Получится: колбасой закройте щель в замке, лошадь поставьте в углу, майонезом намажьте зеркало, ломом подоприте дверь, яйцо вкрутите в люстру вместо лампочки, одеяло постелите перед дверью вместо коврика. Когда человек откроет дверь, увидит, что рыба лежит на диване и пишет в тетради.
«Цифробуквенный код» подходит для запоминания цифр, номеров телефона, математического вычисления. Каждой цифре присваивается буква – составляются слова, выражения, рассказы. Возьмем цифры от 0 до 5:
- 0 – ноль – н;
- 1 – раз – р;
- 2 – д;
- 3 – т;
- 4 – ч;
- 5 –п.
Теперь на каждую букву подбирается слово и придумывается рассказ.
«Рифмы» — прием, при котором придумываются пары слов или небольшой стих, содержащий запоминающий материал. Подходит метод и для зарифмовывания цифр:
- 0 – моль, соль, фасоль;
- 1 – блин, господин;
- 2 – слова, трава;
- 3 – пузыри, подари;
- 4 – шире, в мире;
- 5 – опять, зевать, гулять;
- 6 – сесть, месть;
- 7 – зачем, гарем;
- 8 – просим, носим;
- 9 – делать, сеять.
Из перечня подобранных слов выбирайте одно и запоминайте для конкретной цифры.
«Созвучие» — прием, который заключается в подборе одинакового слова. Подходит для выучивания иностранных языков. Для запоминания иностранного слова подбирается русское, схожее с ним по звучанию. Например, «look» (смотреть) похоже на «лук». По этой методике человек запоминает до 60 слов за 1 ч.
«Вешалка» — методика, суть которой заключатся в придумывании созвучногоряда каждому слову. После чего из них составляют рассказ. К примеру, один – господин, два – голова.
«Совмещение образа и цифры» — метод, посвященный форме написания чисел. Единица напоминает карандаш или палку, ноль – солнце. Далее составляется интересная история.
«Метод Цицерона». Элементы привязывают к комнатной обстановке, в которой человек часто находится. Допустим, ребенок должен выучить, в какой последовательности расположены органы дыхания. Картинки вешают на видном месте, ребенок проходит мимо и видит их. Изображения убираются, ребенок восстанавливает их посредством топологических ассоциаций.
Итого
Большинство людей, глядя на ассоциативную цепочку, считают это сложным. Чтобы запомнить дату или числа, приходится сочинять историю. Поначалу процедура кажется трудоемкой, поскольку требуется подключать воображение. Спустя несколько тренировок запоминание пойдет проще.
Все еще не верите в тренировку памяти мнемотехникой? Попробуйте воспользоваться одним из методов. Информация, изученная мнемотехническими приемами, не забывается, а откладывается в памяти надолго. Увидите, результат вас удивит!
Развитие памяти - необходимое дело для каждого. Занимаясь этим в юном возрасте, можно добиться больших успехов.
Студенты и школьники нуждаются в хорошей памяти для достижения успехов в учёбе. В дальнейшем, память необходима на каждом жизненном этапе.
Почему одни люди в панике ищут ручку и листочек, чтобы записать номер, а другие просто запоминают его и потом спокойно вбивают в телефонную книгу?
Почему одни люди могут воспроизвести на фотороботе лицо преступника с точностью до родинки на щеке, а другие не узнают при встрече старых знакомых?
Почему для вас необходимо записывать покупки на листочек, а у других всё свободно умещается в памяти?
Всё дело в том, насколько развиты мыслительные процессы людей.
В старости хорошая память помогает дольше оставаться в своём уме. Слабоумие и другие болезни подобной природы не грозят тем, кто умеет пользоваться своим разумом.
Мнемотехника - ряд развивающих занятий, направленных на улучшение процесса запоминания. Человеческие умственные ресурсы используются не полностью.
Утверждение, что при мышлении используется только 10% мозга, нашло опровержение сегодня. Опыты показали, что задействованы все части мозга, каждая отвечает за определённые функции.
Но ум можно и нужно развивать. Для этого существует много способов и техник.
Мнемотехника является первым средством, заставляющим память работать во много раз лучше. Это способствует развитию умственной деятельности.
Основой для большинства методик служит ассоциация. Человек должен ассоциировать нужную информацию с чем-то привычным и знакомым.
Основы работы упражнения «Дворец памяти»:
Пример необходимой информации для сохранения | Ассоциирование | Процесс воспроизведения |
Числа | Привязываем число к определённому предмету в одной из комнат дворца. Можно визуализировать картины и представить на них цифровую комбинацию. Или устройте мысленный банкет, число гостей которого является первой частью, цифры даты рождения именинника - второй. Количество выпитых бокалов дамочкой в красной шляпе - третьей |
Визуально войдите в комнату, и вспомните все картины на стене, которые отражают числа. Мысленно вернитесь на банкет, и все образы сразу всплывут в вашей памяти |
Фразы | Чтобы запомнить много неинтересной информации, подумайте, что её рассказывает один из жителей дворца памяти за обедом, а другие задают сопутствующие вопросы. Визуализируйте каждый момент |
Вернувшись за стол, и припомнив начало, остальной разговор всплывёт по цепочке, которая скреплена деталями. |
Образы | Образы легче запомнить людям, которые легко могут представить в голове любую картинку. Визуальная память позволяет привязать образ преступника, представив его на знакомстве с родителями возлюбленной во дворце памяти. Пусть отец девушки удивится его причёске, мама - внимательно оценит наряд |
Как только вы откроете воображаемую дверь, сможете снова разглядеть все детали внешности преступника, не пытаясь, всё время удержать его в памяти |
Что можно использовать для запоминания:
- Образы.
- Интерьер.
- Запахи.
- Цвета.
- Звуки.
- Факты из жизни.
- Определённые события.
Привязка - ключ к запоминанию информации. Свяжите незнакомое с привычным, и оно потащит нужную информацию через время.
Тесты и стихи для развития внимания
Для развития детской памяти часто используются стишки. Любая рифма запомнится быстрее, чем простой текст. Но использовать эту технику могут и взрослые.
Если вы - «уличный поэт», и способны рифмовать слова, легко можете применять технику.
Что можно рифмовать:
- Имя нового начальника или имена сотрудников на новом месте работы.
- Список покупок.
- Информацию по работе.
- Список дел.
- Список необходимых лекарств.
Тренировки по методу спецслужб
Военные, чьи обязанности засекречены и имеют самый широкий спектр, тренируются по особенным технологиям. Мнемотехника тоже применяется.
Спецслужбы отдельно тренируют зрительную и слуховую память. Эти умения позволят им выполнить задания, предотвратить террор и сохранить жизнь.
Один из способов тренировки памяти разведчиков и специальных агентов заключается в запоминании информации на время:
- Испытуемый входит в помещение и видит стол. На нём расположены предметы в хаотичном порядке.
- Ему необходимо запомнить каждый из них.
- Может включиться звук, называющий цифры или слова. Это усложняет процесс. Всё это должно уложиться в памяти.
- Выйдя из кабинета, испытуемый направляется в экзаменационный кабинет, где подробно описывает каждый предмет и звук.
- Экзаменатор может дополнительно задать вопрос о том, какого цвета были стены в помещении, была ли люстра на потолке, из чего был выполнен сам стол.
Суть такого эксперимента - убедиться, что, попав во вражеское помещение, будущий агент запомнит все детали, которые послужат подспорьем в борьбе. Не каждый пройдёт такие испытания.
Тренируется выносливость, умение быстро реагировать и действовать в экстремальных условиях.
Другой вид задания - вольная борьба борцов. Цель одного - отвлечь внимание от интерьера.
Второй борец должен не только победить соперника в рукопашном бою, но и рассмотреть как можно больше деталей вокруг.
Битву останавливают по истечению времени. Первого борца оценивают по навыкам физической подготовки, второго - по умению вести бой и запоминать обстановку.
Такие испытания, только в упрощённом варианте, можно создать себе дома. Договоритесь с домочадцами, тренируйте детей самостоятельно.
Память - важнейшая функция. Это - как карта памяти, на которой записывается вся наша жизнь.
Полезное видео
Многих интересует, как можно запомнить больше информации? Для осуществления этой цели была придумана мнемотехника. Главное достоинство этого метода – использовать его под силу и взрослым, и детям. Успех задуманного зависит от желания и настойчивости. Самое важное – понять принципы техники и почаще использовать полученные умения на практике. Сделать это можно и в домашних условиях, без дополнительного обучения и покупки дорогих учебников.
Что такое мнемотехника
Мнемотехникой называют определенные приемы, которые помогут любому запомнить необходимую информацию. Эти приемы основаны на том, чтобы у индивида возникали представления, основанные на визуальном, аудиальном и чувственном представлении. Основана техника на умении людей создавать в подсознании определенные образы, то есть любая информация, которую нужно запомнить, преобразуется в образ, который легко оседает в памяти .
Давно известно, что головной мозг не способен быстро воспринять и долго удерживать большой объем «сухой» информации, например, факты и цифры, которые не очень интересны. В то же время практически любой без труда перескажет сюжет понравившегося фильма или художественного произведения, не упустив ни одной детали. Освоив мнемотехнику, человек вместо громоздкой и неинтересной информации, запоминает яркий образ.
Для чего нужна
В повседневной жизни возникают ситуации, когда человек должен запомнить какую-либо важную информацию. Не всегда под рукой есть бумага и ручка или другое средство для написания заметки. В таких случаях и выигрывают те люди, у которых хорошо развита память. Они не забудут нужные сведения и воспроизведут их даже спустя время.
Знать приемы мнемотехники необходимо обучающимся любых учебных учреждений. Кто научится быстро запоминать информацию, смогут сократить время, потраченное на подготовку к занятиям. Тогда не придется пользоваться шпаргалками на контрольных, экзаменах и зачетах. Такой обучающийся сможет «списывать» материал из кладовых своей памяти.
- Во-первых, это безопаснее. Преподаватель не удалит ученика или студента с контрольной или зачета.
- Во-вторых, знания, полученные с помощью мнемотехники, прочны. Они смогут пригодиться для дальнейшей успешной учебы или овладения профессией.
Преподавателям и ораторам овладение приемами техники даст возможность быстро запоминать большой объем информации и вещать с трибуны, не заглядывая в листки конспектов.
Деловым людям, владеющим мнемотехникой, не составит труда быстро вспоминать все данные о партнерах по бизнесу.
Видео сюжет
Основные методы и приемы мнемотехники
Человеческий головной мозг мыслит определенными образами. Если индивид в воображении выстраивает цепочку из образов, то такая взаимосвязь надолго удерживается в памяти. Человек, припомнив один образ, сможет представить себе и следующий, пока не вспомнит всю «цепочку».
Чтобы лучше запомнить всю последовательность образов, нужно их представить, повторить информацию через час, а затем через каждые три часа.
Название приема | Описание | Примеры | В каких ситуациях лучше использовать |
---|---|---|---|
Цепочка | Предмет представляется в воображении в любом виде. Затем несколько образов «связываются» между собой. | Нужно запомнить слова: яблоки, молоко, хлеб, геркулес. Нужно представить себе, что в молочном море на буханке хлеба плывет яблоко и загребает хлопья геркулеса. | Чтобы запомнить, что купить в магазине. |
Матрешка | Образы предметов нужно соединить по два. Причем образ первого большой и включает в себя второй. Затем следует сосредоточить внимание на втором образе и соединить его с третьим и т.д. | Запоминаем слова, как в предыдущем случае. В пачке молока есть пачка хлопьев геркулеса. А в ней - яблоки. А на яблоке нарисована буханка хлеба. | Запоминание списка покупок. |
Символизация | Любое слово изображают в виде символа, понятного человеку. | Снегопад можно изобразить в виде нескольких схематических изображений снежинок, весну - в виде сосульки, с которой капают капли воды. | Подойдёт для того, чтобы запомнить иностранные слова. |
Римская комната | Запоминаемые предметы или информацию мысленно расставить в помещении, которое знакомо. | Представить себе, что человек стоит на пороге комнаты и начинает оглядываться по часовой стрелке. Вот справа находится какая-то мебель, она символизирует один тезис. Дальше стоит еще что-то - это другой тезис. И мысленно продвигаясь по знакомому помещению можно вспомнить все тезисы. | При устных ответах или публичных выступлениях. |
Буквенная кодировка | С помощью кодировки все цифры превращаются в набор букв. Человек должен самостоятельно подобрать 2 или 3 согласных каждому числу от 0 до 9. Для этого необходимо использовать ассоциации. Затем, чтобы запомнить дату, необходимо заменить все числовые значения подобранными буквенными. Из полученного набора согласных можно составить слова, которые в нужный момент напомнят последовательность цифр. | 1812 год можно записать как ПД ВС ПД ГТ. Фразой, которая будет характеризовать эту дату, может стать: ПоД ВСеми ПаДут ГубиТели. | Подойдёт для запоминания важных исторических дат. |
Эффективные упражнения для начинающих взрослых
- Запоминаем имена, отчества, фамилии людей. Необходимо воспроизвести в воображении образ, характеризующий человека. Важно подключить ассоциации, иначе ничего не получится. Волковых, например, можно представить с волчьими ушами. Сорокиных - с хвостом, как у сороки. У Светы - лампу, которая горит над головой. А у Розы - венок из цветов на волосах.
- Запоминаем стихи или прозу. Для каждого слова текста можно подобрать какой-либо образ, а затем мысленно «снимать» кинофильм, представляя перед собой героев и их эмоции, предметы, описанные в стихотворении или художественном произведении, звуки и т. п.
- Запоминаем иностранные слова. Например, китайские и японские иероглифы очень легко представлять в виде тех предметов, на которые они похожи.
Мнемотехника для детей
В детских дошкольных учреждениях для запоминания чаще всего используют зрительные и графические образы.
- В роли мнемоквадратов выступают несложные графические изображения, которые обозначают слова или небольшие предложения. Например, на картинке изображена бутылочка с соской. Смотря на нее, ребенок должен составить предложение о том, какое домашнее животное дает молоко.
- Затем можно взять 3-4 мнемоквадрата и получится мнемодорожка. По каждому графическому изображению дошкольник составляет одно предложение. Получается небольшой рассказ.
- Только затем из 6-10 мнемоквадратов нужно составить мнемотаблицу. По ней ребенок может пересказать стихотворный или прозаический текст.
Мнемотехнические приемы очень действенны и пригодятся во многих жизненных ситуациях. Чтобы они работали, нужно постоянно тренироваться. Мнемотехника поможет сохранить память до самой старости.