Праздник урожая: сценарий проведения и конкурсы. Сценарий осенний вечер для пожилых
МКОУ «Михайловская ООШ»
Сценарий
праздника
Урожая
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Рябиченко Н.В.
Песня «Россия-Родина!»
Я сыновьей любовью болею
Ты лишь можешь простить и понять
Уезжаю, чтоб снова скорее
Возвратиться к тебе и сказать.
Ты даёшь мне и веру и силы
Говорю я, душой не кривлю,
Что милее всего мне, Россия
И тебя я всем сердцем люблю.
Припев:
Просторы чистые, поля бескрайние
Ты сердцу близкая, такая дальняя
Пускай путей-дорог немало пройдено
Тебя в душе сберёг, Россия-Родина!
Боль разлуки с годами сильнее
Вновь приеду сюда, прилечу
Без тебя я прожить не сумею
В этом честно признаться хочу.
И теплом своим нежным согреешь
Добротой будешь душу лечить
Только ты это делать умеешь
Как Россия тебя не любить?
Припев 2 раза
1 ведущий:
Для каждого из нас родина-это то место, где ты родился и вырос. Наша родина – это хутор Михайловка.
2 ведущий:
Деревня, милая деревня,
Волной гармонь, волною рожь.
Через надежды и неверья
Ты к возрождению идешь.
И так уж повелось издревле
Через столетья и года.
Всегда энергией деревни
Мужали наши города.
1 ведущий:
Пусть измельчали наши села,
Все ж нету ближе и родней
Глубин небес твоих бессонных
И шири вспаханных полей.
Седых туманов над домами,
Пожара утренней зари,
Поскольку все мы родом с вами
Отсюда, что ни говори.
Из этой дали незабвенной,
К которой тянет все сильнее,
Всех нас, обласканных деревней,
Вскормленных и согретых ею.
Звучит весёлая народная музыка «Каравай, каравай»
2 ведущий:
К вам, ребята, на машине
Каравай приехал ныне.
Пышной коркой похрустел,
Всех на свете угостил.
В круг вставай, каравай,
Кого хочешь – выбирай!
Каравай : (стоит в центре)
Пекаря!
Он не грел на печке бок
Каравай ребятам пек.
Пекарь, с нами поиграй,
Кого хочешь – выбирай!
(Входит Пекарь)
Пекарь:
Мельника!
Не молол он чепуху,
А смолол он хлеб в муку.
Мельник, с нами поиграй,
Кого хочешь – выбирай!
(Входит Мельник)
Мельник:
Хлебопашца!
Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и жал!
Хлебопашец, в круг вставай,
Кого хочешь – выбирай!
(Входит Хлебопашец)
Хлебопашец:
Рабочего!
Он приехал к нам с дарами –
Тягачами, тракторами
А награда – урожай!
Всех на праздник приглашай.
(Входит рабочий)
Вместе:
Слава урожаю в закромах!
Слава урожаю на столах!
Слава, слава дружным рукам!
Слава, слава труженикам!
1 ведущий:
Дорогие ребята! Уважаемые гости!
Мы рады приветствовать вас на нашем празднике!
2 ведущий:
Слово для поздравления предоставляется председателю СПК «колхоз «Красная Звезда» Дашук Сергею Петровичу.
1 ведущий:
Слово предоставляется главе администрации Ежовского сельского поселения Кравцовой Наталье Ивановне.
2 ведущий: (музыка, вручают каравай)
Есть у нас такой обычай,
С давних лет он нам привычен
Хлебом - солью всех встречать
Низко в пояс кланяться.
И пусть праздник урожая
В традиции останется.
1 ведущий:
Есть люди, которые в эти минуты совершают свой ежедневный подвиг – подвиг земледельца, подвиг хлебороба. Трудно было вырастить урожай, еще труднее его убрать. Люди проявляют подлинный героизм и трудолюбие. Это очень тяжёлый, важный, необходимый для всех людей труд. Невозможно представить, что завтра мы не получим к обеду хлеб или любимые булочки к чаю.
2 ведущий:
Какой громадный труд проделали многие поколения людей в течение нескольких веков, чтобы получить тот хлеб, какой мы едим ежедневно!
1 ведущий:
Как же родится хлеб? Давайте отправимся на поле.
Чтец 1:
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал-пришёл.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Чтец 2:
Зима. Спит земля.
А что ей снится?
Снится спелая пшеница.
Ну, а людям не до сна:
Приходи скорей, весна!
- Что стучите, мастера,
Золотые руки?
- Чиним, чиним трактора,
Точим, точим плуги.
Чтец 3:
- Агроном в халате белом,
Чем ты занят? – Важным делом.
Проверяю семена.
Приходи скорей, весна!
Агроном сказал: - Пора!
Заводите трактора.
Чтец 4:
Трактора выходят в степи,
Тянут плуги на прицепе.
Режут плуги, как ножом,
Жирный, сочный чернозем.
Сеял сеятель старинный
Из лукошка, решета.
Нынче сеялка-машина
Этим делом занята.
Чтец 5:
Продолжается рассказ.
Урожай поспел у нас.
Выплывают в степь комбайны,
Словно в море корабли.
Ох, машинина какая!
Ну, комбайнер, покажи,
Как, пшеницу подсекая,
Ходят острые ножи,
Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как, - пожалуйста, - готово,
В ящик сыплется оно.
Чтец 6:
Хоть и собрано зерно,
Да не хлеб еще оно.
Здесь такое с ним творится –
В оборот его берут,
В порошок его сотрут.
Чтец 7:
Стали зернышки мукою.
Не дадут и ей покоя.
На большой хлебозавод
Грузовик муку везет.
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Чтец 8:
Там при всем честном народе
Уж намнут тебе бока!
Тесту тесно – мало места.
- Ох, пустите! – шепчет тесто.
- Ладно, пустим, в печь давай.
Народился каравай.
Чтец 9:
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
2 ведущий:
Земля. Она всему основа. На ней лежат исконно русские поля. Как за ребенком, за ней нужен уход.
1 ведущий:
Земля! Сколько в тебе здоровья, силы, но ведь ты старенькая, морщинистая. Мы разгладим тебя пашнями, ты станешь моложе.
2 ведущий:
Чтоб колосья подняться смогли,
Нужно людям над пашней сгибаться.
В хлебе чувствую запах земли
И упорство труда хлебопашца.
1 ведущий:
Знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?
Чтец 1:
Он пахнет полем,
речкой, печью, небом
Горячим зноем и росой,
Прохладным ветром на просторе
И свежей утренней зарей.
Хлеб пахнет свежею мукою
И жарким пламенем печи,
Когда натруженной рукою,
Пекут из теста калачи.
Чтец 2:
Каравай земли и неба
На твоем столе -
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке -
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.
Чтец 3:
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
2 ведущий:
Трудно достается хлеб. А всегда ли мы помним об этом? К великому стыду, нет. Даже при том, что хлеб дорогой, его много идет в отходы. А ведь из черствого хлеба можно приготовить сухарики, гренки, квас, пирожные и массу других блюд. Помните об этом.
Чтец:
Мальчишке было десять лет.
Он шел по переулку
И нес домой в плетенке хлеб,
Жуя дорогой булку.
В пути, груженую песком,
Он встретил пятитонку
И недоеденным куском
Швырнул он ей вдогонку.
Но, если б думал мальчик тот
О зернышке, о чуде,
И сколько мыслей и забот
В него вложили люди!
О том, что хлеб пришел не вдруг
От копен желтокудрых,
А через сотни сильных рук
И механизмов мудрых.
А вот сбирал бы паренек
Колосья меж стогами,
Так не лежал бы тот кусок,
Растоптанный ногами.
К вам обращаюсь я, друзья,
Мои или чужие:
Отчизна, Хлеб, Любовь, Земля –
Понятия святые!
1 ведущий:
Мы часто говорим: о нефти – «черное золото», о хлопке – «белое золото». А хлеб? Да ведь ему нет цены! Он дороже золота! Хотелось бы, чтобы наша молодежь, следуя примеру старших поколений, старалась работать еще лучше и по-хозяйски беречь все – и хлеб, и воду, и природу, и рабочее время, и все, что нас окружает.
Стараться смог:
Чтец 1:
Дороже и злата, и соболя
Он всем и всему голова
У хлеба значенье особое
Державные держит права.
И так повелось это исстари,
Изба – пирогами красна,
Хлеб – наиглавнейшая исповедь
Пред жизнью во все времена.
Чтец 2:
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
Чтец 3:
Не сама собой природа
Хлеб на блюде подает.
Сколько требует ухода
Мать-земля на целый год.
Чтец 4:
Хлеб рождается в бороздках.
Посмотри-ка на поля,
Ведь земля-земля не просто,
А кормилица-земля!
Зеленеют дружно всходы.
Присмотрись: увидишь тут
Самый главный труд народа,
Самый главный в мире труд!
Песня «Колхозная трудовая»
За горою у колодца
Где студеная вода
Крепко ниткою вязала
Снопы девка молода.
Ой, вязала девка, пела
Что на свете любо жить
Если честно делать дело
Если труд свой полюбить.
А в ответ хлеба шумели
Говорили ей о том
Что колхозное богатство
Смело входит в каждый дом.
Эх, могуча наша сила,
Широки у нас поля
Изобильная родная
Славься русская земля.
2 ведущий:
Разве можно найти профессию более нужную, более почетную, чем профессию хлебороба!
1 ведущий:
Почёт и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай!
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!
2 ведущий:
Без хлеба жить нельзя на свете, нет!
В нём солнце лета, в нём весны привет.
К хлебу у нас всегда большой почёт,
К тем, кто растит его, печёт.
Мы песни славные о них поём.
Гордимся мы благородным их трудом.
Хочет сегодня дружно детвора
Вам крикнуть громкое: «Ура!»
Песня на мотив «Опера»
А над Михайловкой забрезжил чуть рассвет,
И за туманом скрылся первый солнца свет,
Спешит начальство на наряд и на планерке говорят;
За хлеб они свой, как за Родину, стоят.
Солнце в зените, жжет безжалостно оно,
Машины возят ярко-желтое зерно.
И им все это не впервой, шоферский путь у них такой:
Баранка крутится, не ведом им покой.
Припев:
Да, так пожелаем им ни пуха ни пера,
Да, уборка - это не игра.
Да, и если завтра будет круче, чем вчера,
Прорвемся, уборка - не игра.
Прорвемся, ответят шофера.
Чтец:
Зернышко соединило
Многие труды
Труд земли, живые силы
Солнца и воды.
И, конечно, человека
Доброту и труд.
Лишь они одни от века
Нам плоды дают.
Чтец:
Вот хлеб – высок, румян и свеж.
Его ты ежедневно ешь:
Орловский, рижский, заварной,
Пшеничный любишь и ржаной,
Не забывай же никогда,
Какого стоило труда
Поднять тугую целину
Плугами в трудную весну,
Удобрить землю под зерно,
Чтоб в колос выбилось оно.
Чтец:
А жатва, если зной или град?
Их много – всяческих преград-
Преодолеть нам суждено.
Запомни же, как дважды два,
Народной мудрости слова:
«Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит».
И если ты не глух, не слеп,
Цени народный, трудный хлеб.
Чтец:
Смотрят в небо васильки
Синими глазами.
Золотятся колоски,
Ходит рожь волнами.
Расстилаются поля
Без конца и края.
Хлебом кормит нас земля
Матушка родная.
1 ведущий:
Пока хлеборобы в поле убирали урожай, их дети тоже не теряли времени даром. И сейчас они с удовольствием продемонстрируют вам свои способности и таланты.
(показ номеров художественной самодеятельности)
2 ведущий:
Прекрасен хлеб на праздничном столе,
Прекрасны руки, что его творили.
И труд, и хлеб извечно на земле
Заглавны будут, что б ни говорили.
И снова мы, как делалось века,
Подносим хлеб и кланяемся в пояс
Прекрасным работящим мужикам,
Что дом поставят и поднимут колос.
Им по плечу все тайны ремесла,
Они земле и долгу служат честно –
Хранители российского села,
Им наши поздравления и песни.
(Музыкальный номер: песня «Что нам осень принесет».)
Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
- Яблоки румяные, сладкий мед,
Яблоки румяные, сладкий мед.
Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
- Разных овощей полный огород,
Разных овощей полный огород!
Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
- Золотого хлебушка на весь год,
Золотого хлебушка на весь год!
1 ведущий:
Кто всех лучше землю пашет,
Гордость и опора наша?
На вопрос, сомненья нет,
Есть у каждого ответ.
(Музыкальный номер)
2 ведущий:
«Если в мае будет гром,
Так не нужен агроном» .
Убеждать нас в том напрасно,
С присказкой мы не согласны.
Ясно всем: без агронома
Чаша будет не полна,
Будут клади без соломы
И амбары без зерна.
Агроному – наше мненье –
И почет, и уваженье.
И для вас звучит…
(Музыкальный номер)
1 ведущий:
Выходил на поля бригадир,
Бригадир, боевой командир.
Но совсем не в атаку, не в яростный бой –
Он на севе бригаду повел за собой.
Он ночей недоспал, он на зорьке вставал,
Он экзамен на жатве достойно держал.
(Музыкальный номер)
2 ведущий:
Эта истина известна
Всем уже не первый год:
На пустой желудок песня
И работа не пойдет.
Чтобы каши было вволю,
А в котле стоял черпак,
Повар вовремя на поле –
Это, скажем не пустяк.
Наше общее признанье
Вам, кудесники питанья!
(Музыкальный номер)
1 ведущий:
Тех, кто сеет, тех, кто пашет,
В посевную вклад велик.
И в строю героев наших
Неприметен кладовщик.
Поле справа, поле слева,
Агрегатов ровный след.
Кладовщик…Его на севе,
Может быть, главнее нет.
Кто, скажите круглый год
Семенам учет ведет?
Кто, совсем не знаменит,
Так их бережно хранит?
Забывать, друзья, не надо
О заведующем складом.
(Музыкальный номер)
2 ведущий:
Хотите, не хотите ли,
Куда мы без водителей?
Сколько вывезти им надо
И в траншеи, и на склады
Корнеплодов и зерна?
Все, что убрано сполна.
(Музыкальный номер)
1 ведущий:
Страда, страда! Её повсюду ждут
С надеждой и тревогою под сердцем.
Венчает жатву наш крестьянский труд
И пробует на прочность земледельца.
Когда машины, полные зерна,
На ток проходят строевым порядком,
Я верю, что огромная страна
Им кланяется и снимает шапку.
(Музыкальный номер)
2 ведущий:
Наш вопрос не будет странным:
Кто на жатве самый главный?
Всем известно с давних пор:
Ну конечно, комбайнер!
(Музыкальный номер)
1 ведущий:
Кто начислит вам зарплату?
Кто подпишет вам отчет?
Кто даст льготу и доплату?
Кто легко счета запомнит?
Кто исполнит ваш бюджет?
Кто в уме все коды помнит?
Для него баланс – закон!
Он не доктор, он не плотник,
Он – бухгалтерский работник!
(Музыкальный номер)
После номеров художественной самодеятельности:
2 ведущий:
Я ещё раз всем хочу сказать спасибо и пожелать:
Чтобы хлеб был всегда на вашем столе
И счастье в каждом доме на земле.
Пусть на земле не будет никогда беды,
Пусть зреет колос и цветут сады!
1 ведущий:
Наш праздник близок к завершенью,
Но только не об этом речь,
Мы вам желаем в заключенье
Еще немало новых встреч.
Да! Новых встреч, больших и разных,
В цехах, на фермах и полях
Так пусть продолжится ваш праздник
И в днях грядущих, и в делах.
Песня «Так будьте здоровы»
Так будьте здоровы,
Живите богато,
Как жили деревни
В России когда-то
Мы славно гуляли
На празднике нашем,
Нигде не видали мы
Праздника краше.
Пусть наши хозяйства
Всегда процветают,
Пусть силы крестьянства
С годами не тают.
И пусть с вами будет
Хорошая доля,
Хорошая доля,
Широкое поле.
Так будьте здоровы,
Живите богато,
Как жили деревни
В России когда-то.
Для начала нужно определиться с местом проведения мероприятия. В сценарии обозначен Дом культуры, но при разумном планировании и погодных условиях, можно отдать предпочтение и стадиону. Итак, как всегда все должно начинаться с оформления. Можно развесить плакаты, шары, бумажные цветы, ленты, желательно все в одной цветовой гамме. При входе можно соорудить фотозону, или стенд с пожеланиями. В сценарии прописан момент конкурса красоты среди бабушек. Его можно вычеркнуть, но если вы соберетесь провести его, тогда нужно будет заранее подобрать будущих участниц и позаботиться о номинациях. В этом сценарии представлено пять номинаций: «Королева красоты», «Мисс умелые ручки», «Мисс очаровательная улыбка», «Мисс голосистость», «Мисс харизматичность». Если будет проходить этот конкурс, важно позаботиться о призах для победительниц. Также можно установить несколько стендов, на которых будут размещены фотографии, анкеты участниц, их подделки и прочее.
Действующие лица:
Ведущие, жюри, танцевальные коллективы, исполнители, пожилые люди.
Реквизит:
подарки для конкурсов, подарки для конкурса красоты, три повязки на глаза, три мольберта с листами, три маркера, карточки - подсказки, список песен, диплом.
На сцене появляются ведущие под музыку «Мои года, мое богатство».
Ведущая
:
День сегодня необычный,
Возрасту хвала и честь,
И для пожилых мы вместе,
Приготовили концерт!
Ведущий
:
Поздравок вы мой примите,
Говорю я от души,
Поудобней умоститесь,
Будем веселиться мы!
Ведущая
:
Вы многое в жизни смогли повидать. Багаж опыта, мудрости, знаний, воспоминаний. Восхищаемся вами! Низкий вам поклон и долгих лет жизни.
Ведущий
:
Крепкого здоровья и оптимизма. Вы гордость поколений, опора страны, спасибо вам!
Ведущая
:
Наш праздник мы начнем с поздравлений. А точнее, с самого младшего поколения, которое уже заждалось своей очереди, чтобы поздравить собравшихся здесь дедушек и бабушек.
(На сцену выходит несколько детей и читают )
Ведущий
:
Хочу напомнить вам друзья,
Проходит конкурс необычный,
Пусть миром правит красота,
Сегодня день просто отличный!
Ведущая
:
Хочу напомнить всем присутствующем, что сегодня мы будем выбирать «Королеву красоты» среди бабушек, подавших заявку на участие.
Ведущий
:
Также мы выберем «Мисс умелые ручки», «Мисс очаровательная улыбка», «Мисс голосистость», «Мисс харизматичность».
Ведущая
:
В этом нам поможет достопочтенное жюри, которое по достоинству оценит таланты конкурсанток.
Ведущий
:
А пока, претендентки на корону готовятся, предлагаю нашим дедушкам проявить свои таланты.
Ведущая
:
Случается порой, что дедушкам приходиться выполнять некоторую работу за своих внучат, в частности рисовать. В этом умении мы и будем с вами соревноваться.
Конкурс «Порисуй за меня»
.
На сцену приглашается три дедушки. Устанавливается три мольберта с листами, дедушкам выдаются маркеры и завязываются глаза. Ведущий называет объекты, которые дедушки должны изобразить с завязанными глазами. У кого лучше получится, тот победил.
Понадобится: три повязки на глаза, три мольберта с листами, три маркера.
Ведущий
:
А пока мы рисовали, наши конкурсантки сумели подготовиться.
Ведущий
приглашает на сцену участниц для представления и задает вопросы:
1. Какого года рождения?
2. Кто по профессии?
3. Сколько раз посчастливилось стать бабушкой?
4. Ваше главное умение?
5. Ваш повод для гордости?
6. Какой вы видите себя через 10 лет?
Вопросы могут быть и другими, в зависимости от желания и фантазии.
Ведущая
:
А сейчас, пока наши конкурсантки ушли готовиться к следующему конкурсу, на сцену приглашается танцевальный коллектив (название)
.
(После танца)
Ведущий
:
Предлагаю, я гостям развеется немного,
И немного песенки попеть,
Приглашаю я желающих на сцену,
На мотив знакомый, песню спеть!
Ведущая
:
Кто у нас тут голосистый?
Нука, руку подними,
Прояви талант прекрасный,
Голос миру покажи!
Конкурс «Угадай песню»
Ведущая выбирает из зала несколько участников 5-7. Этот конкурс требует определенной подготовки. А именно, заранее нужно сделать карточки-подсказки к песням. На карточке пишется слово и рисуется рисунок. Например, к песне «Течет ручей Н. Кадышева» можно написать слово течет и нарисовать ручей.
Варианты карточек:
1. Шумел камыш (слово шум, картинка камыш)
;
2. Ой калина (слово ой, картинка калина)
;
3. Мои года (слово год, картинка сокровища)
;
4. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина (слово тонкая, картинка рябина)
;
5. Черный ворон (слово черный, картинка ворон)
;
6. Клен кудрявый (слово кудрявый, картинка клен)
;
7. Калина красная (слово красная, картинка калина)
;
8. Эх, дороги (слово эх, рисунок дороги)
;
9. Мохнатый шмель(слово мохнатый, рисунок шмель)
;
10. Спят курганы темные (слово темные, рисунок курганы)
.
Подбор песен может быть и другим. Можно также вместо рисунков составить подсказки из одних слов. Не забывайте, что конкурс для пожилых, поэтому таблицы должны быть выразительными, а слова крупными. Как вариант, можно просто включать музыку. Тот, кто больше угадает песен, тот и получит приз.
Понадобится: карточки - подсказки, список песен.
Ведущая
:
Участницы готовы выступать,
На сцену мне хотелось бы позвать,
Своим талантом будут удивлять,
И зал улыбкой покорять.
(Этот этап конкурса обсуждается заранее. Конкурсантки должны подготовить небольшой номер самодеятельности, продолжительностью 2-3 минуты и представить зрителям и жюри)
Ведущий
:
Говорят, что с возрастом приходит долгожданная мудрость, которой порой так не хватает. Так ли это? Давайте спросим у зрителей!
Конкурс «Советы»
.
Из зала выбирается 3-4 участника (желательно женщины) и вызываются на сцену. Ведущий задает ситуацию и получает совет. Кто больше даст ценных и интересных советов, получит символический приз - диплом «Лучший советчик города».
Предварительный перечень вопросов:
1. Что лучше подойдет от головной боли?
2. Если в доме появилась сырость?
3. Ребенок сосет большой палец?
4. Жена грызет ногти. Что делать?
5. Потянул поясницу, что посоветуете?
6. На огороде не растет капуста?
7. Пролил вино на любимую рубашку, жена не может отстирать?
8. В комнате периодически возникают сороконожки?
9. Готовил романтический ужин, но спалил любимую кастрюлю жены, что делать?
10. Забыл забрать ребенка из сада?
Вопросы могут быть другими.
Понадобится: диплом. Победителя конкурса может объявить жюри.
Ведущая
:
Наши конкурсантки отдохнули, и уже готовы к следующему заданию.
Ведущий
:
Так, чего мы тогда ждем? Конкурсанток прошу на сцену.
(Выходят конкурсантки в спортивных костюмах. Объявляется конкурс «Танцуют все». Перед участницами становится молодая девушка и показывает современные танцевальные движения. Их задача повторить)
Ведущая
:
А на сцену, приглашаю,
Я прекрасных мастеров,
Кто покажет нам театр,
И озвучит поздравок.
Ведущая
, продолжая:
Старшее поколение по-своему интересное, по-своему смешное, по-своему мудрое. И бывает такое, что один из супругов смирился со своим возрастом, а другой упорно протестует. Итак, случай в семье.
(На сцену выходят два старшеклассника (девочка и мальчик) и показывают юмористическую сценку «Старость к нам подкралась незаметно»)
Сценка
:
Девочка стоит, прихорашивается. Подходит к ней мальчик:
- Слышь, старая, это ты, куда свои кости собралась нести, на ночь глядя?
- Ты дед может и старый, а мы с Петровной у клуб идем.
- О как! А что, концерт какой-то дают? Наверно, «Песняры» приедуть...
- Что ты? Мы в молодежный клуб идем, танцавать будем, мастер класс младшему поколению давать!
- Матвеевна, вас фейс-контроль то, не пропустит.
- Фейс, кого?
- Контроль. По возрасту не подходите!
- Шо ты говоришь, плохо слышу! (подносит руку к уху)
.
- Говорю, что старые вы, что не пройдете!
- Сам ты старый! Мы еще ого, го! В самом расцвете сил, у самому соку! Я вон, себе даже «Любутены» купила, модна теперь.
- Кого ты там купила?
- «Любутены», туфли такие. Ой, Петровна умрет от зависти! (Показывает обувную коробку с ценой)
.
- Петровна может и от зависти, а я от сердечного приступа! Старая, да ты видела, сколько они стоят?
- А чего ж не видела? Видела конечно, я их у кредит оформила. На 5 лет узяла.
- (хватаясь за сердце)
Да лучше бы ты душевую кабинку на дачу взяла, тачанку, да и на новые шины для моей ласточки бы еще хватило! Ты хоть ходить-то на них умеешь? (Рассматривает туфли на огромном каблуке)
.
- Ходить еще нет, но сидеть в них очень удобно. Ну, я научусь! Ой, все! (Смотрит на часы)
. Пора мне! Расходятся. Ведущий озвучивает, что прошел час.
Появляется на сцене старшеклассница. Туфли в руке, держится за поясницу, хромает:
- Саныч, Саныч, умираю, воды!
(Появляется старшеклассник, взволнованно подбегает к ней)
Неужто натанцевалась? Ну, погодь, погодь, я принесу твои тапочки.
(Усаживает на стул)
Я такого насмотрелась! А Петровна вообще сбежала через 20 минут!
- Совсем не понравилось?
- Да какой там! Музыка грохочет, что аж уши заложило. Мальчики похожи на девочек, а девочки на мальчиков. Все песни на чужом языке. И одно все дрыгаются, дрыгаются! А людей-то сколько! Мамочки!
- Ладно, туфли, а с поясницей что?
- А это я танцевать пыталась с молодежью...
- И как?
- Согнуться смогла, а разогнуться не очень!
- И что ж тебе горюшко мое, дома не сидится?
- Ну как тут усидишь? Столько соблазнов!
- Ладно, приготовлю тебе чай. Вот, что теперь с твоими Любутенами делать?
- Саныч, тут вообще все просто! Я их у интернете продам!
- Где-где?
- Мне Петровна сказала, там усе покупают, так что продам, и переобуем твою ласточку! Осталось только интернет купить!
(Мальчик хватается за голову)
(В конце сценки, ребята произносят . Девочка для дедушек, а мальчик для бабушек)
Ведущий
:
А теперь я попрошу наших конкурсанток, представить свое домашнее задание!
(Этот момент предварительно обсуждается с конкурсантками. Можно, задать им приготовить какую-то подделку на определенную тему, можно озадачить сочинить песню, или испечь пирог. Если все-таки решили остановиться на выпечке, тогда все должны готовить одно и тоже блюдо, которое потом отдается на дегустацию судьям, и всем желающим из зала)
Ведущая
:
Пока наши участницы готовятся к следующему этапу, предлагаю немного поиграть, а то, я гляжу, как-то вы заскучали!
(На сцену приглашается 5-8 участников. Принцип игры «Море волнуется раз». Ведущая говорит на ухо участникам фигуру, которую они должны изобразить, а зрители, должны угадать, что показывают участники. Время проведения 3 минуты. При желании, можно выбрать другой веселый и , главное не забыть про возрастные особенности участников и музыкальное сопровождение)
Ведущий
:
Приготовьтесь вы друзья,
Дефилировать пора,
Будут нас всех удивлять,
Конкурсантки здесь шагать!
Объявляется конкурс «Дефиле»
.
Участницы демонстрируют свои красивые наряды.
Важно, чтобы после каждого конкурсного этапа, жюри ставило оценки. Эти небольшие перерывы можно заполнить выступлениями танцевальных коллективов, или просто музыкальными паузами.
Ведущая
:
Благодарю вас всех друзья,
Вечер завершать пора,
Выбрали мы Королеву,
Посчитали голоса!
(Происходит награждение участниц. Категорий номинаций может быть больше или меньше, в зависимости от кол-ва участниц. Выше обозначенные номинации представлены в качестве примера)
После концерта, можно объявить вечер танцев, но это уже по желанию.
Сценарий праздника для начальной школы "День урожая"
Цель: обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени.
Задачи: устанавливать связь между сезонными признаками природы.
К празднику «Урожая» зал оформляют осенними листьями, воздушными шарами, рисунками с изображением овощей и фруктов. Можно организовать небольшую выставку плодов.
Учитель:
Вот к нам сколько листьев прилетело. И желтые, и красные, очень красивые! Правда? А знаете, кто так красиво украсил наш лес? Это волшебница- Осень!
Проходите, проходите! Осень, будь нашей гостьей, мы очень рады твоему приходу!
(Под музыку входит Осень)
Вот послушай, какие стихи приготовили для тебя ребята.
1 листок клена:
Быстро лето улетело
Перелетной птицей вдаль,
Осень чудно расстелила
Увядающую шаль.
2 листок дуба:
Незаметно пролетело лето.
Наступила осень золотая,
Журавли курлычут в небе где - то
В вышине над ними пролетая.
3 листок березы:
Рыжая осень устроила бал,
Пышный, нарядный цветной карнавал:
В жёлтом берёзы, в пурпурном осины,
Алые бусы на ветках рябины.
Ели и сосны в наряде зелёном.
Ивы серебрены, в золоте клёны.
Осень ковёр расстелила из мхов.
В нём разноцветные шляпки грибов.
4 листок рябины:
Так давайте славить Осень
Песней, пляской и игрой.
Будут радостными встречи,
Осень, это праздник твой!
1 ученик:
Рыжая осень устроила бал,
Пышный, нарядный, цветной карнавал:
В жёлтом берёзы, в пурпурном осины,
Алые бусы на ветках рябины.
2 ученик:
Ели и сосны в наряде зелёном.
Ивы серебряны, в золоте клёны.
Осень ковёр расстелила из мхов.
В нём разноцветные шляпки грибов.
3 ученик:
Чтобы в садах было ярко и пышно,
Груши развесила, яблоки, вишни.
Дождик на струнах вам песни сыграет,
Осень на бал всех детей приглашает.
Исполнение песни «Ах, какая осень!»
Осень:
Здравствуйте, мои друзья!
К вам пришла на праздник я!
Все кругом я нарядила,
Темный лес озолотила!
Целый год мы не видались,
А сегодня повстречались.
1-ученик
Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Осень.
Принесла рябины гроздья.
Мёду сладкого, густого,
Связку лука золотого,
Яблок спелых и румяных,
Кабачков и баклажанов.
2-ученик.
Нет в году щедрей поры!
Любим мы твои дары.
Ты их, Осень, не жалей,
А отдай нам поскорей!
Осень.
Их так просто не отдам,
А задам работу вам.
Соберите листьев веер,
Яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер,
Лёгкий и игривый.
Игра – эстафета «Осенний листопад» под весёлую музыку.
Каждая команда на своих листах выстраивает из листьев слово – «Осень».
Участвуют 2 команды, в каждой по 2 человека. Команда, сделавшая это раньше других победитель.
Учитель
Какие молодцы! Как здорово! Какой необычный букет вы собрали! Его можно не только рассмотреть, но и прочитать. Давайте вместе прочитаем! Осень.
Спасибо, ребята за щедрый подарок,
Как видно, вы в школе учились не даром!
Красивые можете сложить букеты,
Которые можно ещё и читать!
Песня «Осенний блюз»
Учитель
А сейчас мы ещё раз вспомним, какие же овощи растут в огороде, что растёт в поле? Мы будем загадывать вам загадки, а вы отгадайте:
1. Любопытный красный нос по макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке зелёные прядки. (Морковь)
2. Скинули у Егорушки золотые пёрышки,
Заставил Егорушка плакать всех без горюшка. (Лук)
3. Круглолица, белолица, любит вдоволь пить водицу,
У неё листочки с хрустом, а зовут её….. (капуста)
4. А на этой грядке выросли загадки,
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени – краснеют. (Помидоры)
5. Меня, единственную в мире, не просто варят, а в мундире,
Честь мундира берегу - служу людям как могу. (Картошка)
Молодцы, все загадки угадали правильно. Все овощи очень полезные и важны для нас. Но картошку мы едим чаще всех других овощей. Скажите, вы все помогаете, дома копать картошку? ….дети отвечают….
А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим сценку. Она тоже об овощах.
«Как помидор стал красным».
Вед. Жили на одном огороде овощи.
(Выходят дети в шапочках с изображением овощей и представляются.)
- Я - весёлый молодец. Я – зелёный – огурец.
- Без меня на грядке пусто. А зовут меня – капуста.
- Без меня вы как без рук. В каждом блюде нужен лук.
- Любят дети с давних пор вкусный, сладкий помидор.
Вед.
Хозяйка любила свой маленький огородик, и каждый день поливала его.
Хозяйка: (ходит с лейкой поливает овощи) - Я полью свой огород, он ведь тоже воду пьёт.
Вед.
Овощи с каждым днём росли и зрели. Жили дружно, не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех, и начал хвастаться.
Помидор:
Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.
Огурец:
Слушай, это просто смех – хвастать, что ты лучше всех.
Лук:
Не поймёт никак он, братцы, некрасиво задаваться!
Вед.
А помидор всё своё твердил.
Помидор:
Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.
Меня взрослые и дети любят больше всех на свете.
Овощи (хором):
Хвалился, хвалился и с куста свалился!
Вед.
В это время пришла хозяйка собрать овощи на обед. Всех с собой взяла, а помидор не заметила.
Летела мимо ворона.
Ворона:
Кар! Кар! Позор! Кошмар! Не хотел с нами быть дружен, будешь никому не нужен .
Вед.
Стыдно стало помидору. И покраснел он от стыда.
Помидор: - Вы меня, друзья, простите. Вы меня с собой возьмите.
Вед. Услышала эти слова хозяйка, сжалилась и взяла помидор. Хотите, верьте, хотите, нет, но с тех пор помидоры становятся красными.
Учитель:
Спасибо, Осень, что нас не забываешь и так щедро одариваешь!
Много яблок, много груш,
Овощей тяжёлый груз.
Загружай, не зевай.
Что же это? (Урожай).
Конечно же, урожай! Праздник Урожая - всемирный праздник. Его отмечают во всех странах мира. Этот праздник посвящён плодородию и семейному благополучию. Празднуется он, когда завершены полевые и садовые работы: жатва, вывоз хлеба, сбор овощей и фруктов. Чем богаче урожай, тем лучше будет жить людям.
В старину этот день обязательно устраивалась большая трапеза. К праздничному столу готовили угощенье. Ну, какой же праздник без игр и весёлых конкурсов.
Дети исполняют осенние частушки.
Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно,
Пропоем мы вам частушки
Очень замечательно.
Мы осенние частушки
Пропоем сейчас для вас!
Громче хлопайте в ладоши,
Веселей встречайте нас!
Петя рано - рано встал,
Все грибы в лесу собрал.
Хвалится грибочками
С беленькими точками.
Как красиво всё кругом
Золотым осенним днём:
Листья жёлтые летят,
Под ногами шелест
Осень - чудная пора,
Любит осень детвора!
В лес с корзинками мы ходим,
Много там грибов находим.
Учитель:
И какие только сюрпризы не преподносит нам природа. Осенью часто идут дожди.
Вижу я на горизонте
Туча по небу летит.
Поскорей раскрою зонтик
От дождя он защитит.
Игра « Веселые лужи».
2 участника по сигналу перепрыгивают через «лужи»(листы белой бумаги).Выигрывает тот кто это сделает быстрее и не наступил ни разу на лужи.
Учитель:
Ребята, а вы знаете, почему об овощах и фруктах придумано так много стихов, пословиц, поговорок, загадок?
-Верно, потому что все они богаты витаминами, все дают здоровье людям. Ведь помимо того, что их можно съесть, из различных растений можно сделать много полезного. Из семечек подсолнуха, например, делают это..... как его, забыл.....(масло).
-А из свеклы? (сахар)
-Правильно!
Игровой конкурс «Счастливое яблоко».
Звучит весёлая мелодия, под которую дети пляшут. На полу лежат яблоки (яблок на одно меньше, чем числа участников). Когда музыка смолкает - все берут с поля по яблоку. Тот, кто остался без предмета, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний участник.
Викторина.
Какие овощи называют «синенькими»? (баклажаны)
Дары осени - что это? (урожай, ягоды, грибы)
Какой овощ бывает и сладким, и горьким? (перец)
Частые подарки с неба осенью. (дожди)
Нос снеговика (морковь)
Заготовка для кареты Золушки (тыква)
Боксёрский фрукт (груша)
Фрукт для стрельбы (яблочко)
Учитель
:
А мы посмотрим сценку про важный овощ. Который зимой надо есть побольше, он всю хворь выгонит, аппетита прибавит. Догадались?
Конечно же, про лук. Давайте посмотрим
«Луковые посиделки».
Выскакивает Лучок
Лучок:
Я и репчатый, и зелёный,
Я и сушеный, и солёный.
Как приправа к блюдам
Я полезен людям!
Угадали? Я ваш друг –
Я простой зелёный лук!
На скамейке сидят Лука Лукич, Бабушка Лукерья, Лукинична, Дед Лукьян
Ведущий: Жили-были в деревне Луковка дедушки и бабушки. Бабушек звали Лукерья Лукьяновна и Луковья Лукинична, а дедушек – Лука Лукич и Лукьян Лукович. И были у них внучата-лучата, весёлые ребята.
Лука Лукич : Смотри, Лукерья, мы из сказки попали на луковые посиделки. А где же наши внучата-лучата?
Бабушка Лукерья:
Они живут далече, в городе Великие Луки
Раздается стук . Входит Лукашка – конопатенький, с нарисованными веснушками, мальчик. На плече у него дорожная сумка
Лукашка: Здравствуйте, бабули, здравствуйте, дедули.
Лука Лукич, Бабушка Лукерья: А вот и наш любимый внучек Лукашечка пожаловал. Милости просим! Как житьё-бытьё, как здоровьице?
Лукашка (зевая): Тоска зелёная. Да ещё то грипп, то ангина, то ангина, то грипп…
Бабушка Лукерья
:
Ой-ой-ой! Ну, ничего, здесь у нас лук да баня всё исправят. Лук от семи недуг. Лук да капуста лихого не допустят.
Лукашка
:
Что ты, что ты, бабушка! Я люблю мороженое, пирожное, а от лука только слёзы и запах не очень приятный.
Бабушка Лукерья (ласково):
Горе ты луковое. Бабушка у тебя простая – и еда такая. Запомни рецепт самого вкусного кушанья: кусок ржаного хлеба, стакан молока, головка лука и щепотка соли.
Лукашка:
Всё вокруг так красиво, празднично… А почему здесь так много лука развешано?
Бабушка Лукерья:
Сегодня луков день, внучек. В старинных русских лечебниках-травниках писали: «Во время прилипчивых инфекционных болезней нужно развешивать в комнатах связки луковиц, воздух от чего в покоях очистится». И ещё: «Во время скотского падёжа нанизывают на нитку поболе луковиц и чесночных головок и привязывают на шею коровам, лошадям и другим домашним животным, чтобы не заразилось».
Лука Лукич:
А ещё из луковой шелухи получается замечательная краска для шерсти, холста, да и для волос это лучшее средство от перхоти.
Лукинична:
В средние века луковице приписывали чудесное свойство – предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили луковицу на груди в качестве талисмана. Поэтому впоследствии один из сортов лука и назвали «лук победный».
Дед Лукьян:
Во все времена у всех народов существовала поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь». Ещё средневековые врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от различных заболеваний. Ученые утверждают, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут болезнетворные бактерии. Достаточно в течении трёх минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.
Лукашка:
Здорово! А я и не знал, что лук такой полезный овощ. Теперь непременно буду его есть.
Бабушка Лукерья:
Ну и молодец. Пойдемте, луковый суп есть.
Все уходят. Появляется Лучок
Лучок:
Лук зелёный – объеденье!
Он приправа к блюдам.
Ешьте, дети, лук зелёный:
Он полезен людям.
Витаминов в нём не счесть –
Надо лук зелёный счесть!
И головки лука тоже
Нам полезен и пригож!
Игра «Богатый урожай»
Детей делят на 2 команды. Перед каждой командой лежат в обруче овощи и фрукты. Впереди на расстоянии 10 метров стоит корзина. По сигналу ведущего «Раз-два-три! Урожай собери» первые участники берут любой фрукт или овощ из обруча и на ложке переносят в корзину и возвращаются обратно. Далее урожай собирают остальные участники команды по очереди. Выигрывает команда, собравшая урожай первой.
Учитель:
А какая осень без грибов!
Игра «Съедобные несъедобные»
Собрать в корзину только съедобные грибы. (2 команды)
Песня «Грибочки»
Учитель:
А ещё, осенью, убирают самый главный урожай. Чтобы вырастить и собрать богатый урожай, надо много трудиться людям самых различных профессий с ранней весны до осени:и агрономам,и трактористам,и комбайнерам.
Осень загадывает загадки.
Вот отгадайте загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят». (колос).
-Правильно, ребята, это колос. А что получается из колоса? (зерно)
-А что можно получить из зерна? (муку)
-А что можно испечь из муки? (хлеб)
Хлеб - наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба - самая главная. Мы должны беречь хлеб.
1-ученик
Убран хлеб. И тише стало.
Жарко дышат закрома.
Поле спит. Оно устало.
Приближается зима.
2- ученик
Но не сразу зёрна стали
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
3- ученик
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
4- ученик
Над селом дымки плывут.
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Добрым хлебом угощайтесь!
Девочка в русском народном костюме держит поднос, на котором лежит каравай.
Осень:
Очень весело мне было!
Всех ребят я полюбила.
Что поделать? ждут дела!
До свидания, друзья!
Я всем хочу сказать спасибо и пожелать:
Чтобы хлеб был всегда на вашем столе.
И счастье в каждом доме на земле
Пусть на земле не будет никогда беды.
Пусть зреет колос и цветут сады!
Действующие лица:
- Ведущий
- Ведущая
- Хозяин дома
- Хозяйка дома
- Осень
- Октябрь
- Покров
- Параскева Пятница
Ход праздника.
- Хозяин и хозяйка встречают гостей:
Хозяин: Здравствуйте, гости званые и желанные!
Хозяйка : Добрый день!
Хозяин : Гость на гость – хозяину радость.
Хозяйка : Просим в избу: красному гостю – красное место.
Хозяин : Будьте как дома, присаживайтесь к столу.
Хозяйка : Чайку откушать да нас послушать, милости просим на наши посиделки.
Хозяин иХозяйка: Всех приглашаем! Душевно встречаем!
Уходят, появляются ведущие
- Ведущий и ведущая говорят по очереди :
Ведущая : В эти дни все чаще вспоминаются пушкинские строки:
Ведущий : Октябрь уж наступил – уж рожица отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей
Ведущая : Дохнул осенний клад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей…
Ведущий : Сегодня наши посиделки посвящены осени, народным праздникам и приметам октября.
Ведущая : Десятый месяц года – октябрь в старину называли позимником, листобоем, грязником, свадебником.
Ведущий : Октябрю посвящено много пословиц и поговорок. Я предлагаю провести небольшой конкурс.
Ведущая : Мы будем называть первую половину пословицы, ваша задача – продолжить (Читают пословицы по очереди )
- Сентябрь пахнет яблоками, октябрь…
(капустой)
- В октябре – ни на колесах, ни на…
(санях)
- В октябре до обеда осень, а после обеда…
(зима)
- Быстро тает октябрьский день – не привяжешь…
(за плетень)
- Октябрь месяц ненастья – начало семейного…
(счастья)
- В октябре на одном часу и дождь и…
(снег)
- В октябре только ягод, что…
(рябины)
- В октябре с солнцем распрощайся, ближе к тучке…
(подбирайся)
- Плачет октябрь холодными…
(слезами)
- Октябрь – месяц близкой…
(пороши).
— Молодцы ребята!
3. Выходит Осень :
— Осень — удивительное время года. Многие поэты посвятили этой поре свои стихи. Для вас – литературная викторина. Я буду зачитывать строки из популярных стихов об осени, а вы будете угадывать, чьи это стихи.
- Унылая пора! Очей очарованья!
Приятна мне твоя прощальная краса… (Пушкин)
- Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера… (Тютчев)
- Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Внешнюю леса красу… (Майков)
- Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком… (Есенин)
- Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца… (Плещеев)
- Осень! Обсыпает наш бедный сад,
Листья пожелтелые на ветру летят,
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин. (Толстой)
4. –Ребята, а сейчас отгадайте- ка загадки про меня!
- Пришла без красок, без кистей
И перекрасила все листья. (Осень)
- Жаль озябшего бедняжку –
Всем ветрам и веркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам. (Лес)
- Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает,
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)
- Мешено, квашено, валяно, на стол поставлено. (Хлеб)
- Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча. (Печь)
- Маленький-удаленький
Сквозь землю прошел,
Красную шапочку нашел. (Гриб)
- Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
— Молодцы ребята!
5. Осень уходит, появляется Октябрь:
— Октябрь отличен не только пословицами, поговорками, стихами, но и различными народными приметами, позволяющими предвидеть, какая ожидается зим и что нас ждет весной. Народные приметы вот на этих листочках. Ваша задача – соединить обе части, т.е. подобрать пары. Мне нужны добровольцы. Кто желает?
- Если лист с дуба и березы упал чисто – к легкому году,
А нечисто — строгой, суровой зиме.
- Октябрьский гром –
Зима бесснежная.
- Осенний иней –
К сухой и солнечной погоде.
- В октябре луна по кругу –
Лето сухое будет.
- Если лист ложится на землю изнанкой –
К урожаю.
- Если много орехов, а грибов нет –
Зима будет снежная и суровая.
6. Выходят ведущие:
Ведущая : На октябрь приходилось много обычаев и обрядов.
Ведущий : Так, к примеру, 8 октября в некоторых местах начинались капустники – рубили капусту на закваску, устраивали посиделки с угощением капустой.
Хозяин с кочаном в руках
Хозяйка : Уж вы, кумушки, подруженьки мои!
Вы придите поработать у меня,
Пособите мне капустку порубите,
Пособите-ка ее мне, усолите.
Хозяин : Уродилась на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня там ищи!
Хозяйка : Посмотрите на кочан капусты. На что он похож? Правильно, на голову. По-латыни «голова» называется капуста. Отсюда и произошло название капуста. С давних пор капуста – народная любимица. В старину русская деревня почти круглый год кормилась капустой, которую можно засолить, заквасить, запасти впрок. Отсюда и поговорки: «Щи да каша — пища наша.»
Хозяин : «Где щи, там нас и ищи». А ведь родина капусты – это берега Средиземного моря. Почему же иностранка прижилась на чужой земле? На юге, где жарко и сухо, капусте не уродиться, зато привольно ей на русской равнине, где осенью и летом частые дожди, ведь за сутки капуста испаряет полведра воды. Насчитывается более ста видов капусты.
Ведущая : Из капусты варят щи,
А какие вкусные
Пирожки капустные!
А ребята шалунишка
Любят кочерыжки.
Ведущий : Предлагаю провести конкурс загадок о капусте. Кто больше назовет, тот получит приз. А если не знаете, то нас послушайте:
- Сидит на грядке,
Одета в шумные шелка
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полведра
- Был ребенком – не знал пелёнок,
Стал стариком – сто пеленок на нем.
- Вот на грядке новая загадка –
Сто листов, а вовсе не тетрадка.
- Стоит Ермошка,
На одной ножке,
На нем сто одежек,
Не шиты, не кроены,
Все в рубцах.
(кочан капусты)
7. Ведущий : — Приз наш сладкий, ароматный,
Удивительно приятный!
Подходите, получите,
Лишь считалку предъявите.
Ведущая : — Кто из вас знает больше считалок?
- Катилось яблоко
Мимо сада
Мимо града.
Кто поднимет
Тот и выйдет
- Месяц – заяц
Вырвал травку,
Положил на лавку,
Кто возьмет –
Вон пойдет.
- Трынцы, брынцы, бубенцы
Раззвонились удальцы
Диги, диги, диги, дон,
Выходи скорее вон
- За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замок отомкни.
- Под горою у реки
Живут гномы – старики,
У них колокол весит,
Позолоченный звонит.
Диги-лиги, диги-дон –
Уходи скоре вон.
8. Выходит Покров:
— Здравствуйте, люди добрые! С давних пор на Руси 14 октября празднуется Покров-день. Считают, что Покров приносит на землю белое снежное покрывало. Существует такая легенда, связанная с происхождением Покрова-дня.
В 910 году враги осадили Константинополь, и ему грозило разорение. И вот в ночь на 14 октября во Влахернском храме, где хранилась риза Богородицы, Андрею и Епифанию, известным своей святостью, явилась Божья Матерь. Сияющая светом Пресвятая Дева Богородица стояла в воздухе и молилась за спасение города.
Затем простерла над собравшимися в храме свой покров, как бы защищая и помогая страждущим. Видение скоро исчезло, а противник действительно снял осаду и отступил.
Ведущий: — День Покрова исстари совпадал с самым обеспеченным периодом жизни крестьянина. К этому времени увозились с полей последние снопы, заканчивалась вспашка зяби, убирались все овощи с огородов. На Покров в деревнях начинали по-зимнему топить печи, конопатил стены, чинили крыши. Оживлялись осенние базары и торги. В деревнях начинался период свадеб.
Ведущая: — Покров славился началом посиделок. Собирали зерно, муку, пекли блины, угощали гостей, пели песни, играли, матери снабжали девушек рукоделием. Веселье было немыслимо без частушек под гармонь, балалайку или любой другой инструмент.
Хозяйка: — Притащили, принесли
Тридцать три пирога!
Запрягу я вола,
Повезу пироги!
А мой вол не везет,
Он и с места не сойдет…
Запрягу и комара –
Ловкача, силача!
Он повез целый воз –
Тридцать три пирога!
Хозяйка: Хочешь есть пироги,
Поскорей за мной иди!
Хозяин: А вот и чай пожаловал,
Горячий, бодрящий.
Пей с вареньем
Для хорошего настроения!
Хозяйка: Чай не пил –
Откуда сила?
Чай попил –
Совсем пропал.
Хозяин: Чай наш крепкий, русский, сладкий,
Он дает здоровье, чай,
Если холодно, — согреет.
Жарко – жажду утолит.
Заболеешь или устанешь –
Надо крепкий чай попить!
Ведущий: — На столе у нас и чай, и блины, и пироги. Мы напоминаем вам старинную присказку, славящие пироги…
Ведущая: — Мы будем спрашивать: «Пироги хороши?», а вы дружно отвечайте: «Пироги хороши!»
Шли семеро стариков,
Говорили старика про пироги.
1-й говорит: «Пироги хороши?»
2-й говорит: «Пироги хороши?»
3-й говорит: «Пироги хороши?»
4-й говорит: «Пироги хороши?»
5-й говорит: «Пироги хороши?»
6-й говорит: «Пироги хороши?»
7-й говорит: «Пироги хороши?»
— Эта присказка прославляет хозяев, умеющих печь вкусные пироги. Не зря говорили: «Не красна изба углами, а красна пирогами». И по старинной традиции ни один праздник без пирогов не обходился и не обходится теперь.
Ведущий: — Мы вспомнили присказку о пирогах, а теперь вспомним шуточное стихотворение середины 19 века о чае:
Раз привез мне Барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить
Взял тогда, налил водички,
Всыпал весь, тогда, в горшок
И приправил перцу луку
Да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам,
Гости с барином плевались,
Сам он ажно озверел,
И отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом то догадался,
Что забыл я посолить.
Остудил его немножко,
Хорошенько размешал,
На господский стол подал.
Ведущая: На столе у нас пироги,
Пышки и ватрушки…
Так споем же под чаек
Чайные частушки!
9. Исполняются «Чайные Частушки»
- Хорошо пропелись песни,
Милые подружки,
Только что за посиделки
Без частушки?
- На осеннем на лугу
Укусил комар блоху,
Сидит заяц на березе,
Помирает со смеху!
- В пляске не жалей ботинок,
Подавай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам.
- Я чай пила,
Самоварничала,
Всю посуду перебила –
Накухарничала.
- Мы частушки вам пропели,
А теперь торопят нас,
До свидания, мы с частушкой
К вам приедем еще раз.
10. Появляется Параскева Пятница:
27 октября празднуется Параскева Пятница. Издавна покровительницей ярмарки и торговли считалась Параскева.
Одну из девочек, родившуюся в 3 веке в городе Икония, нарекли Параскеваю. В ее житие сказано, что родители особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскеваю, что в переводе с греческого означает «пятница».
Повзрослев, она дала обет безбрачия, и посвятила себя служению Христовой веры. На Руси Параскева почиталась особо, преимущественно женской частью населения. Ее считали суровой, твердой, волевой женщиной.
Существовало поверье, что Пятница ходит по земле в виде молодой красивой крестьянки или монашки и примечает, кто как живет, как соблюдает христианские правила и обычаи, богоотступников наказывает, а благочестивых награждает.
Русские иконописцы изображали Параскеву Пятницу высокой, строгой, в белом одеянии, с лучезарным венком на голове.
В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. В этот день не работали. Нельзя было ни мыть голову, ни купать детей. Нельзя прясть, а шить можно. Поговорка предостерегала: «Кто в пятницу много смеется, тот в старости будет много плакать».
За нарушение запретов, связанных с пятницей и пряжей, Параскева Пятница сурово наказывает.
- Параскева – грязниха, льняниха, порошиха.
- На грязниху не бывает сухо
- На грязниху большая грязь – четыре седмицы до зимы.
- Если грязь велика, лошадиное копыто заливает водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь.
- На Парасковию – льняницу начали мять и трепать лен.
В Москве и других больших городах в День Параскевы Пятницы устраивали ярмарки.
Ведущая: — А не пора ли дорогим гостям и любезным хозяевам налить чаю и отведать пирогов? Чай наливай – режь каравай!
Ведущий: — Наша встреча подошла к концу. Что-то нам сегодня удалось, что-то нет. Но все старались сделать праздник веселым. Давайте поблагодарим друг друга за это.
До свидания!
Праздник урожая «Огородные истории»
Лето быстро пролетело, ветерком прошелестело.
Осень к нам в окно глядит, частым дождичком стучит.
Двери ветром распахнула,
Листьев веер развернула,
Птиц в дорогу собрала,
Нам гостинцев принесла.
(входит Осень)
Здравствуйте, мои друзья!
Рада всех вас видеть я.
Целый год мы не видались,
А сегодня повстречались.
Принесла вам угощенье –
Не конфеты, не печенье.
Фрукты, овощи, рябину –
В них помногу витаминов.
А теперь спрошу вас дети:
Как работали вы летом?
Может взрослым помогали
Или просто отдыхали?
Сейчас я листьями взмахну
И время в прошлое верну.
(Осень разбрасывает листья и в зал под музыку вбегают дети в костюмах овощей)
Жили на одном огороде овощи.
Здравствуйте, гости, ребята и взрослые.
Свёкла.
Круглая я, словно шарик.
Меня за вкус все уважают,
Добавляют в винегрет:
Полезней свёклы в мире нет.
Я и репчатый. И зелёный,
Я и сушёный, и солёный.
Как приправа к блюдам
Я полезен людям.
Морковь
Я девица из темницы,
Вот зелёная коса.
Я всегда могу сгодиться
Витамин дарю вам А!
Картофель.
Я посажен весной,
Летом я окучен.
И за то, что я полезен,
Грамота мне вручена.
Редиски.
Мы редиски, мы – подружки.
Мы уже готовы
Быть в салате вместе с луком –
Ешьте на здоровье.
Помидор.
И я – томат, вас видеть рад.
Я полон витаминов,
Несу здоровья я заряд
Не хуже витаминов.
Огурец.
Я – огурчик для салата,
Я расту на грядке.
Ешьте люди, огурцы –
Будет всё в порядке!
Капуста.
Полезней сока моего
ничего на свете нет.
Пейте сок капустный, люди,
Доживёте до ста лет
Хозяйка любила свой маленький огород и каждый день поливала его.
Хозяйка.
Я полью свой огород,
Он ведь тоже воду пьёт.
С каждым днём они росли,
Зрели и не ссорились.
Но однажды помидор
Вдруг решил, что он важней,
Всех главней на огороде
И начал хвалиться.
Помидор.
Я на свете всех вкуснее,
Всех круглее, зеленее.
Меня взрослые и дети
Любят больше всех на свете.
Огурец.
Слушай, это просто смех –
Хвастать, что ты лучше всех.
Не поймёт никак он братцы,
Некрасиво задаваться!
Вед. А помидор всё своё твердит.
Помидор.
Я на свете всех вкуснее,
Всех круглее, зеленее.
Меня взрослые и дети
Любят больше всех на свете.
Хвалился, хвалился и с куста свалился.
В это время пришла хозяйка собрать овощи на обед.
Всех с собой взяла, а помидор не заметила.
Ворона.
Не хотел быть с нами дружен,
Будешь никому не нужен!
Вед. Стыдно стало помидору и покраснел он от стыда.
Помидор.
Вы меня, друзья, простите,
Вы меня с собой возьмите.
Хотите, верьте, хотите - нет,
Но с тех пор помидоры становятся красными.
Осень.
Хороши, ребята, овощи и фрукты.
Трудно было их растить.
Надо прополоть, полить,
Защитить от сорняков,
И от тлей и от жуков.
Выбегает сорняк - Пырей .
Пырей.
Кто нас тут упоминал?
Наше имя называл?
Я сорняк – пырей ползучий,
Огородный генерал!
Эй, бригада, стройся в ряд,
Выходите на парад!
Под музыку выбегают и строятся Осот, Лебеда, Лопух.
Я –Пырей ползучий.
Я – осот колючий.
Лебеда – для дачника беда.
Где произрастаем,
Всех там забиваем
Я – Лопух!
(его отталкивают остальные сорняки)
Ну вот, и так всегда!
Осот.
Луку и картошке не попасть в окрошку,
Будете клубнику зря искать.
Если мы собрались,
В огород пробрались,
Урожая век вам не видать.
Сорняки разбегаются по залу.
Сорняк погубит огород.
Кто работы не боится,
Тяпки в руки и - вперёд.
Песня «Битва с сорняками» на мотив «Песенки Стампа» 74
Сегодня самый трудный день.
Постройтесь, дети, над рядками.
Сегодня самый трудный день –
Сегодня битва с сорняками.
Друзьям по тяпке раздадим –
Ведь молодцы средь них найдутся.
Мы овощи освободим,
И сорняки переведутся.
Когда последний враг упал,
Труба победу заиграла.
(говорит Лопух)
Лишь в этот миг я осознал,
Насколько нас осталось мало.
Загадки.
Осень.
Помидоры подросли,
И картошка расцвела.
Не успели оглянуться,
Напасть новая пришла.
Выходит колорадский жук.
Здравствуйте, дети,
Меня зовут Фредди.
Полосатый и красивый весь я тут.
Мой дом – Колорадо,
Будьте мне рады,
И гордитесь,
Что у вас нашёл приют.
На ботве картошки
Покачаюсь, крошки,
Не видать вам, дети,
Чипсов и пюре.
Я люблю томаты,
Для меня в радость
Съесть на завтрак
Баклажаны на заре.
Дети.
Что ж, угощайся, к новой пище приобщайся.
(опрыскивают жука)
Ах, беда, караул!
Дети.
Дуста он не потянул.
Возвратился в Колорадо.
Или лапки протянул.
Вед. А картошка загляденье,
Коль растить её с уменьем.
Уж копать её пора!
Выходите, детвора!
Песня «Антошка»
Это что за крики там?
Кто поднял здесь тарарам?
Вбегают бабочка Капустница и Слизень, в руках кочан капусты.
Баб-ка. Мне отдай!
Сл-нь . Нет, мне отдай!
Баб-ка . Не отдам, не приставай!
Сл-нь. Я в капусту заберусь,
Холодов не побоюсь!
Жизнь в капусте – будь здоров!
Тут и пища есть и кров.
Баб-ка. У тебя одна забава –
Объедаться до отвала.
Мне же нужно поскорей
Подселить сюда детей.
Пусть выводятся, растут,
Здесь и пища и уют.
Сл-нь . Мне отдай!
Баб-ка. Нет, мне отдай!
Сл-нь. Не отдам, не приставай!
Вед. До того они кричали,
Что их птицы услыхали.
Прилетел к ним старый дрозд
И решил этот вопрос.
Вед. Быстро времечко идёт,
Вот и убран огород.
Раз закончено всё дело,
Веселиться можно смело.
Танец с листьями
Осень. Рада вашему веселью.
Делу время, играм час.
Кто здесь ловкий и умелый?
Посмотреть хотим на вас.
Игра. «Вершки и корешки»
Ведущий называет растения, а дети говорят, что у этого растения съедобно – вершки или корешки.
Осень. Все работали, трудились,
Словно пчёлы, не ленились.
Вашему труду я рада,
По работе и награда:
Осень фруктами богата,
Вот вам яблоки, ребята,
Вот конфеты и печенье,
И полезное варенье.
(показывает на стол)
Всё ребята, мне пора.
До свиданья, детвора!
Белый гриб боровичок
Притаился и молчок!
Вот попробуй-ка, найди:
Походи да погляди.
В лес берёзовый пойдёт
Каждый знающий грибник.
Там на суп всегда найдёт
Вкусный подберёзовик.
Пряники печатные –
До чего нарядные!
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.
Карие глазёночки
Стояли у сосёночки,
Стояли, улыбалися,
Кого-то дожидалися.
Соберём из листьев веер,
Яркий и красивый.
Пробежит по веткам ветер,
Лёгкий и игривый.
И послушно ветру вслед
Листья улетают.
Значит, лета больше нет –
Осень наступает.
Паутинки кто-то тянет,
И легко листва летит.
Кто куда теперь не глянет –
Всюду золото блестит.
Разогрелись клён и липа,
Это кто же там без слов
Столько солнышек рассыпал
На дорожке у домов?
Меж зелёных веток ловко
Кажет слива чёрный глаз,
Краснощёкая морковка
С грядки лезет напоказ.
В небе дымка голубая,
Журавлей отлётных строй…
Это осень молодая
Отмечает праздник свой.
По лесным тропинкам ходит-бродит осень,
Сколько свежих веток у зелёных сосен!
Сколько алых ягод у лесной рябинки!
Выросли волнушки прямо у тропинки.
В ягодах брусники на зелёной кочке
Вырос гриб-грибочек в красненьком платочке.
Разыгрался ветер на лесной поляне –
Закружил осину в красном сарафане.
Сонно сыплется из тучки
Мелкий дождичек грибной.
Тёплый, словно солнца лучик,
Нежный, ласковый такой.
Что-то шепчет усыпляя,
В лужах вовсе не звенит.
На деревьях отдыхая,
В листьях тихо шелестит.
Влагу медленно, спокойно
Пьют земля и мох лесной –
Через день под синью хвойной
Вырастает полк грибной.
В нём лисички и маслята,
Сыроежки, моховик,
Грузди, рыжики, опята
И красавец боровик.
Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший соберём из них.
Мы букет поставим посреди стола.
Осень золотая в гости к нам пришла.