Презентация по нравственно патриотическому воспитанию. Патриотическое воспитание дошкольников
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
Работу с детьми организовываю на основе тематического планирования. Это позволяет увидеть разные аспекты явлений:
- социальные,
- нравственно-этические,
- художественно-эстетические.
Весь комплекс воспитательных задач устремлён на достижение главной цели - формирование нового гармонически развитого человека. Хоть он сам и небольшой, но с высокою душой, значит его реальный рост выше самых дальних звёзд. И так началось написание нашей книги.
Считаю важным знакомить детей с историей и значением имён, так как имя - это сокровище каждого человека.
В работе с детьми использую разнообразные формы работы, такие как:
- Собрана картотека значения имён детей и родителей.
- Понимание Родины у ребят тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке.
- На второй странице нашей книги мы с ребятами знакомимся с историей каждой семьи, традициями.
- Составляют генеалогическое древо и герб семьи, готовят презентации, рассказы о своей семье, семейные фотоальбомы с рассказами детей.
- В группе организуем «Семейные ассамблеи» (Досуговая или по-современному «семейная ассамблея»: - развитие культуры взаимопониманий).
- Традиционным стало проведение «Дня заботливого родителя». Так, в неформальной обстановке родители имеют возможность делиться информацией о способах взаимодействия с ребёнком в семье, знакомиться с опытом воспитания других семей.
Я стараюсь сделать так, чтобы детский сад стал для детей вторым домом, чтобы жизнь детей в нём была интересной, насыщенной, запоминающейся. Чтобы каждый ребёнок полюбил свой детский сад, группу. Поэтому название группы выбирали совместно с детьми и родителями придумали визитную карточку и девиз группы.
Начиная с 1 младшей группы, создаём портфолио детей.
Моя работа была бы малопродуктивной без помощи родителей. Самое главное - вовлечение родителей в единое образовательное пространство. Только единая цель, общие задачи дадут положительный результат. Родители активные участники развлечений, праздников, акций,
«День добрых дел» - какое счастье видеть счастливые глаза детей, когда они совместно с родителями трудятся, играют, творят,
А на «Страничках выходного дня» - делятся впечатлениями о проведённом выходном.
Стараюсь развить у детей чувство привязанности к дому, семье, детскому саду, любимым и близким людям, чтобы детский сад стал действительно вторым домом.
Мы растём, мы живём в нашем городе родном.
Муравленко - наш город. Воспитывая у детей любовь к своему городу, округу, подвожу к пониманию, что наш город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду живут люди разных национальностей,
- везде трудятся,
- соблюдают традиции,
- берегут и охраняют природу,
- отмечают праздники.
Моя страна, а как тебя зовут? Отвечая на этот вопрос, стараюсь донести до детей не просто сведения, а истины, которые должны затрагивать их чувства.
В группе проходят конкурсы чтецов, встречи с интересными людьми, ветеранами труда, ВОВ, родители вместе с детьми привозят с разных уголков нашей страны, частичку своей малой Родины - сувениры или символы, и мы проводим в группе совместные вечера с рассказами о своей Родине.
Всю работу по данному направлению провожу через реализацию проектов, это один из перспективных методов, который направлен на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
3 слайд
Описание слайда:
4 слайд
Описание слайда:
Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. В. А. Сухомлинский Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. Н. А. Некрасов В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям. А. С. Макаренко
5 слайд
Описание слайда:
6 слайд
Описание слайда:
7 слайд
Описание слайда:
Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем И березки у дороги, По которой мы идем Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом. И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом Что мы Родиной зовем? Край, где мы с тобой живем. В. Степанов Родной край
8 слайд
Описание слайда:
9 слайд
Описание слайда:
10 слайд
Описание слайда:
Семья – часть Родины В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ –родительский дом. Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом. Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в путь с добром!
11 слайд
Описание слайда:
Схема сотрудничества ДОУ с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей ДОУ Экскурсии Родительские собрания Пополнение экспозиций по данной теме Совместные праздники Фольклорные праздники Мероприятия памятных календарных дат (день Республики и др.) День Защитника Отечества Международный Женский День День Победы Совместная продуктивная деятельность с детьми
12 слайд
Описание слайда:
13 слайд
Описание слайда:
Детский сад – второй дом «Любим все мы детский сад В нем полным – полно ребят. Раз, два, три, четыре, пять… Жаль, что всех не сосчитать. Может сто их, может двести, Хорошо, когда мы вместе.» «Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку вместе ходят. Детский сад – второй наш дом. Как тепло, уютно в нем! Вы его любите, дети, Самый добрый дом на свете!»
14 слайд
Описание слайда:
14 апреля 2015 г. в ДОУ № 5 «Конек-Горбунок» г. Шахтерска состоялся педсовет на тему: «Использование театрализованной, музыкальной, продуктивной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников». Задачами педсовета были: систематизация знаний педагогов о направлениях организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам патриотического воспитания; расширение знаний воспитателей о современных требованиях по формированию у детей патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края, воспитанию собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему и будущему родного края, толерантному отношению к представителям других национальностей.
15 слайд
Описание слайда:
В ходе педсовета обсуждались актуальность, формы, система работы по патриотическому воспитанию, как с детьми, так и с родителями. Разнообразные методические приемы, подобранные методистом Я.С. Дмитрик, помогли педагогам в повышении методического и профессионального мастерства. Музыкальный руководитель М. С. Чернегиль и воспитатель С. В. Михалева рассказали о неотъемлемости использования музыки, театрализации, продуктивной деятельности и поделились опытом работы по данной теме. Конкурс чтецов «Мой любимый Шахтерск, моя родина Донбасс» удивил талантами и разнообразием подобранного материала. Творческой группой детского сада был представлен проект «В кругу семьи», который направлен на коррекцию детско-родительских отношений в рамках составляющей системы работы по патриотическому воспитанию. Тренинг-игры «Не скажу, а покажу», «Назад в прошлое», «Моя Родина» раскрыли творческий потенциал каждого. Педсовет был насыщен презентациями из опыта работы каждой возрастной группы. Психологические паузы, предложенные психологом Я. Н. Корж, настраивали педагогов на позитивную и продуктивную работу. Выставка в преддверии 70летия Великой Победы - коллажей, поделок, рисунков, совместных работ детей с родителями еще раз акцентировала внимание на важности воспитания у детей патриотизма и гражданственности, уважения к прошлому и гордости за него.
16 слайд
Описание слайда:
Праздник 1 Мая в детском саду Рассеялись тучи, перестал капать весенний дождик, и улыбнулось солнышко в первые майские дни, когда в дошкольном учреждении № 5 «Конёк-Горбунок» прошел праздник 1 Мая. С хорошим настроением, радостными эмоциями дети пели, танцевали, рассказывали стихи. Дарили праздничные пожелания детям, гостям и просто прохожим девочки младшей группы в образе колоритных матрёшек, лирический танец с дугами в исполнении девочек старшей группы. Флешмоб в групповом исполнении детей старшего дошкольного возраста заставил учащённо забиться сердца в такт задорной мелодии. Активное участие дети приняли в играх, эстафетах - где побеждали только дружба и чувство товарищества.
17 слайд
Описание слайда:
Так пусть же всегда у нас будет мирное небо над головой, яркое и лучистое солнце, а трепетные слова: мир, труд, дружба вечно согревают наши сердца…
18 слайд
Описание слайда:
19 слайд
Описание слайда:
23 февраля – «День защитника Отечества» 20 февраля в ДОУ № 5 «Конек-Горбунок» было проведено мероприятие, посвященное празднованию 23 февраля - «День защитника Отечества». На наш праздник были приглашены папы, дедушки, старшие братья наших воспитанников и особые гости – бойцы ополчения. К этому событию ребята и взрослые тщательно и с трепетом готовились: разучивали песни и танцы, мастерили открытки, рисовали поздравления, празднично украшали зал. В развлечении участвовали дети старшей и логопедической групп. Зрители тепло приветствовали аплодисментами участников. Открытием праздника была трогательная песня о мире, голубом небе и счастливом детстве в исполнении детей и взрослых.
20 слайд
Описание слайда:
Мальчишки и девчонки не только с выражением читали стихи о том, кем они хотят стать в будущем, но и удивляли своими танцевальными способностями в танце «Яблочко». Вместе с гостями-курсантами ребята учились маршировать, перестраиваться, отгадывать загадки. Праздник был насыщен эстафетами, конкурсами, играми как для детворы, так и для гостей. Никто не остался без внимания и участия. С большим азартом папы с мальчишками были меткими стрелками, девчонки – шустрыми помощницами. В этот день даже сбывались мечты: каждый мог в один миг стать генералом поучаствовав в эстафете «Перенеси погоны», опытным миноискателем – став участником игры «Пройди минное поле» и шифровщиком – в конкурсе «Сделай как я». Девчонки повеселили гостей шуточными частушками, красивыми пословицами и поговорками о семье, дружбе, родном городе и крае. Непринужденная и доброжелательная атмосфера праздника вызывала у детей и взрослых радостное настроение, много положительных эмоций и чувство гордости за смелых, отважных мальчишек и мужчин. А в благодарность за прекрасный праздник, бойцы ополчения подарили детям сада вкусные угощения. Все остались очень довольны!
21 слайд
Описание слайда:
«Без хозяина земля круглая сирота» 22 апреля 2015 года педагоги ДОУ № 5 «Конек-Горбунок» провели яркое, запоминающееся мероприятие, посвященное празднованию Всемирного Дня Земли. Цель мероприятия: углубление экологических знаний у детей, воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле. Ребята старшей и логопедической групп участвовали к конкурсах экологической направленности, играли в игры соответствующего содержания, рассказывали стихотворения о бережном отношении к природе, отгадывали загадки и, конечно же, танцевали. На протяжении всего праздника ребята «спасали» планету от загрязнения, «преумножали» ее природные богатства.
22 слайд
Описание слайда:
Связь с общественностью В апреле 2015г. ДОУ № 5 «Конек-Горбунок» г. Шахтерска с целью активной социализации детей старшего дошкольного возраста и выполнении мероприятий согласно тематическому плану подготовки к празднованию 70 летия Победы в ВОВ ведет активное сотрудничество с общественностью. В целях формирования социально-коммуникативной компетентности детей 23.04.2015 г. ребята с воспитателями Н. А. Войтенковой, О. Л. Лебедевой и психологом Я. Н. Корж посетили Шахтерский Кинотехникум. Ребята смотрели мультфильмы, демонстрировали интеллектуальные способности в играх, декламировали стихотворения военной тематики, а после – делились впечатлениями. 24.04.2015 г. дети старшей и логопедической групп побывали на экскурсии в ДК им. Ленина. Они посетили 3 музея: Исторический, Боевой славы и Истории г. Шахтерска. Ребята не только слушали интересный рассказ экскурсовода, но и сами практически поучаствовали: «взбивали» масло, пряли, примеряли военную форму, рассматривали приборы для измерения радиоактивности, мини-проекцию добычи угля, подержали в руках отбойный молоток и еще много интересного.
23 слайд
Описание слайда:
29.04.2015 г. под руководством методиста Я. С. Дмитрик, активным участием воспитателей ребята посетили своих старших товарищей в ООШ № 18 в рамках городской акции «Георгиевская ленточка» и воспитании патриотических чувств, уважения к памяти защитников нашей Родины и всем, кто выстоял в эти тяжелые годы. Классный руководитель Е. Ю. Цыба и 1А класс радушно встретили малышей и вместе открыли выставку «День Победы глазами детей». Ребята и педагоги детского сада рассказывали стихотворения, показывали рисунки данной тематики, все вместе рассматривали совместные работы детей с родителями – военную технику. Первоклассники поблагодарили за визит и интересные выставочные экспонаты.
24 слайд
Описание слайда:
Счастливый мир детства «Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении десятилетий. Так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» В. Сухомлинский «Волшебная сила любви к ребенку плюс нотки творчества плюс радость общения плюс прекрасное знание дошкольной педагогики и детской психологии»-это формула успеха педагогов ДОУ № 5 «Конек-Горбунок». Именно эти качества, не смотря на все события прошлого лета, открыли осенью двери в мир детства, радости, тепла и уюта для всех ребят. Каждый день мы стараемся сделать для ребенка ярким, запоминающимся. Каждое утро в детском саду – утро радостных встреч, новых открытий, увлечений, что отвлекает от негатива происходящего вокруг, от тяжелых будней Родного края. - Когда я вырасту, буду волшебником! – заявил однажды ребенок на прогулке. Что ж, такая мечта не редкость. Ведь тогда все становится веселым и интересным, трудности – преодолимыми, а небо светлым и мирным. Помогают малышу разбудить в себе волшебника, радостно прожить период своего детства педагоги детского сада. Как никогда актуальными есть приоритетные направления работы нашего учреждения: развитие творческого потенциала и креативности ребенка, укрепление физического и эмоционального здоровья, воспитания в детях активной гражданской позиции и чувства патриотизма. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, прививается любовь к родной природе, умение чувствовать ее красоту, привязанность к семье, дому, малой Родине. Эти задачи решаются педагогами не только в основных видах деятельности – занятиях, прогулках, играх, труде, а также во взаимосвязи с родителями и общественностью. Ведь семья и дошкольное учреждение – это два главных института социализации детей. Увлекательные путешествия в «Страну здоровья», спортивные развлечения «Защитники Родины», «Дружная семья», музыкальные фестивали «Для любимых мам», «Музыкальная капель», а также мероприятия с участием клоунов, сказочных героев, в исполнении наших педагогов, окунают детей в мир сказочных событий и свершений. Активными участниками большинства мероприятий являются родители и общественность. В преддверие празднования70-летия Дня Победы в ВОВ мамы и папы вместе с детьми подготовили выставку поделок, коллажей, фото данной тематики, участвуют в оформлении и подготовке праздника. Ведь тот дух, который царит в детском саду и семье оказывает большое влияние в формировании внутреннего мира ребенка. Хочется выразить благодарность коллективу детского сада, родителям, ООШ № 18, ДК им. «Ленина», Шахтерскому Кинотехникуму за активное участие в мероприятиях детского сада и создания мирного детства наших малышей. Педагоги нашего сада считают, что мир детства есть и будет, не смотря ни на что. А подтверждение – это счастливые улыбки наших детей!
Задачи по патриотическому воспитанию: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Чувство любви к Родине. Чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... Отношение к семье, к самым близким людям к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Народные сказки, которые передаются от поколения к поколению.
Представление о родном городе город славен своей историей; традициями; достопримечательностями; памятниками; лучшими людьми; использовать экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых; знакомство детей с народными промыслами города, края, народными умельцами.
Огромное значение имеет пример взрослых: прививать детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной» ; "любовь к Отечеству»; "ненависть к врагу»; "трудовой подвиг" и т.д.
Город – частица Родины повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Решая задачи по патриотическому воспитанию, педагог должен строить свою работу учитывая следующие принципы: непрерывность и преемственность педагогического процесса; дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».
В своей группе на основе анализа, мониторинга и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родной стране, своем районе, крае, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников. Поэтому главным направлением в работе с детьми по патриотическому воспитанию я считаю воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному городу, краю, стране.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода - это этап накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Поэтому патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
Наладить взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств; Содействовать воспитанию у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; Способствовать формированию бережного отношения к родной природе и всему живому; Способствовать развитию толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям.
В основу моей работы положена гипотеза, согласно которой процесс нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста будет эффективней, если будут использованы игровые, словесные, наглядные, экскурсионные и инновационные методы воспитательной работы.
При отборе методов реализация поставленных целей и задач я изучила следующую методическую научную литературу: «Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алёшина, «Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет» Н. Г. Комратова, «С чего начинается Родина?» Л. А. Кондрыкинская, «Моя страна» В. И. Натарова, «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» Н. Д. Маханева
Методическое обеспечение отражено фотографиями, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно - информационной). Весь этот материал обогащает представление детей о малой Родине. Имеются карты, буклеты, схемы, изображение символов России, Алтайского края, города Барнаула.
Ведущей педагогической идеей является сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины (родного города).
Моя семья. Члены моей семьи. Наши имена и фамилии. Родительский дом. Мой папа – защитник Отечества. Моя мама. Профессии родителей. Мы - помощники Наш детский сад. Наша группа. Родной город. Мой край родной. Природа края. Культурное наследие. Исторические памятники. Россия – Родина моя. Москва –столица России. Герб, флаг, гимн. Жить – Родине служить. Наши деды одевают ордена.
Чувство любви к родине обретаются самостоятельно и переживаются индивидуально. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать. А для этого необходимо придерживаться следующих принципов при организации образовательного процесса: Принцип активности и самостоятельности Принцип дифференциации Принцип историзма Принцип наглядности Принцип гуманизации Принцип индивидуально- личностной ориентации Принцип интегративности Принцип этапности Принцип коммуникативности Принцип успешности Принцип познавательной выразительности Позитивный центризм
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства воспитания и обучения, требуют качественно новых подходов, использования новых технологий в воспитательно – образовательном процессе. В своей работе по теме наряду с традиционными я использую инновационные формы работы:
Создание предметно-развивающей среды группы; -Разработка методической копилки; -Разработка и внедрение перспективного планирования работы с детьми; -Разработка и реализация плана преемственных связей с социальными институтами (Детская библиотека 22, МБОУ КШ «Барнаульский кадетский корпус» 90, Кукольный театр «Сказка», Русский камерный оркестр города Барнаула и т.д.)
Проведение экскурсий с участие родителей и детей; -«Дней открытых дверей» -Организация нетрадиционных форм работы с родителями (клуб «Молодых родителей», «круглый стол») -Привлечение родителей и детей к проектной деятельности по теме; -Участие детей и родителей в конкурсной деятельности на различном уровне; -Проведение праздников и совместных досугов.
Использование ИКТ технологий; -Проведение экскурсий; -Посещение социальных институтов рамках преемственных связей; -Организация выставок, концертов, конкурсов, досугов. -Реализация непосредственно-образовательной деятельности согласно Федеральным государственным образовательным стандартам.
Проведение экскурсий с участие родителей; -Беседы – консультации; -«Дней открытых дверей» -Организация нетрадиционных форм работы с родителями (клуб «Молодых родителей», «круглый стол») -Привлечение родителей к проектной деятельности по теме; -Участие родителей в конкурсной деятельности в ДОУ; -Проведение праздников и совместных досугов; -Анкетирование -Наглядно – информационный материал.
Распространяю опыт работы внутри ДОУ, на городском, межрегиональном и всероссийском уровне: -Педсоветы; -Консультации; -Открытые показательные мероприятия для молодых педагогов; -Показательные мероприятия для студентов БГПК 1; -Участие в конкурсной деятельности -разного уровня.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях Алтайского края и России. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно- образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллективов. Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.
Данный опыт работы может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений. Имеется методическое обеспечение: -Перспективное планирование работы с детьми; -Методическая копилка: конспекты, наглядно- иллюстрационный материал, картотеки, дидактические игры, методические пособия, мультимедийные презентации, литература.
Затруднения в реализации работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста возникают со стороны родителей, так как в связи с современной загруженностью они не всегда имеют возможность принять участие в мероприятиях проводимых мною на базе дошкольного учреждения. Как следствие родители не могут в полной мере применять свой опыт и знания в процессе нравственно-патриотического воспитания своих детей.
1. Патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю. Система Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.:ЦГЛ, Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.:ЦГЛ, Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива», Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
7. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера», Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.- Волгоград: Учитель, 2007.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Д.С. Лихачев
Введение В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.
Задачи воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о России, ее столице; знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном; развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Принципы построения работы “позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); Непрерывность и преемственность педагогического процесса; Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватной возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; Деятельностный подход; Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо: Создание благоприятных материально-технических и социальных условий; Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей; Последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека; Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Патриотическое воспитание Здравствуй, это Я! Моя семья Мой сад Традиции Моя страна Мой город
Тематические блоки работы с дошкольниками по воспитанию чувства патриотизма
Блок «Здравствуй, это Я!» Ф ормирование у детей представлений о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Показать разнообразие имен. помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку; понять собственную значимость в сердцах своих родителей (это особенно важно тем детям, чьи родители не склонны к проявлениям излишней нежности и чье воспитание отличается строгостью);
Организованная деятельность Средняя группа: Хороводные игры: “Ты скорее, Таня, спрячь …”, “Узнай по голосу” Досуг “Именины” “Праздник имени” Старшая группа: “Наши имена” Проект “Мое имя” Подготовительная группа: Дидактические упражнения: “Я и вселенная”, “Составь собственный герб” “Альбом «Это я!» «Кем я буду».
Блок «Моя семья» Прививать детям чувство гордости за свою семью; воспитывать любовь к родному дому; учить внимательнее относиться к событиям в своей семье, интересоваться делами и традициями родного очага.
Организованная деятельность Средняя группа: Знакомство с составом семьи. Оформление семейного альбома Дидактическое упражнение “Построй семью” Создание уголка уединения с семейными фотографиями Празднование Дня рождения детского сада Старшая группа: Проекты: “Моя семья”, “Семейные традиции: досуг, коллекции” Фотоальбом “Один день в нашей семье” Обмен информацией между родителями Подготовительная группа: Альбом “Дружная семья” Проекты: “Герб”, “Семейные традиции” Посещение городских выставок, музеев
Блок «Мой сад» Формировать желание посещать дошкольное учреждение, встречаться с друзьями; воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада; прививать бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь; учить запоминать дорогу к детскому саду, его адрес; знакомить дошкольников с посещениями детского сада, воспитывать желание поддерживать порядок в своей группе, на своей площадке.
Организованная деятельность Средняя группа Фотоальбом «Я и мои друзья Наши дни рождения! Старшая группа Выставка детских работ «Мой любимый детский сад» Альбом «Маршрут от дома до детского сада» Подготовительная группа Альбом с рассказами «Мой самый лучший друг» День рождение детского сада.
Блок «Мой город» познакомить детей с историей возникновения Петергофа. воспитывать у дошкольников уважение к людям различных профессий, работающих в городе; дать представление о транспорте города, его природе; прививать интерес к историко-культурному наследию своего народа; формировать уважительное отношение к ветеранам ВОВ родного города.
Организованная деятельность Средняя группа Уголок «Мой город» Д/и «Собери картинку» «Выложи силуэт» Старшая группа Уголок «Мой Петергоф» «Лабиринты» Д/и «Найди чья тень» Подготовительная группа Уголок «Я живу в Петродворце» Альбом «Мой любимый Петергоф» Макет микрорайона Альбомы для рассматривания во всех возрастных группах
Блок «Моя страна» Познакомить с государственной символикой России. Дать знания о стране, в которой мы живём (города, национальности, богатства нашей страны, народное творчество) Познакомить с картой, глобусом. Познакомить с праздниками.
Организованная деятельность Средняя группа Альбом для рассматривания Старшая группа Альбом «Города России» Подготовительная группа Альбом «Широка страна моя родная» Выставка рисунков «Моя Родина - Россия»
Блок «Мои традиции» Развивать у детей художественный вкус, творческие способности; воспитывать чувство гордости и восхищения к своей малой Родине с помощью традиций русского народа и через музейную педагогику; прививать интерес к культурным ценностям своего и других народов.
Организованная деятельность Праздник «Масленица» Праздник «Пасха» День Наума граммотника Альбомы народно-прикладного искусства Выставки детских работ. Мастер класс по изготовлению кукол Знакомство с устным народным творчеством
Формы работы с детьми и их родителями: Экскурсии; Прогулки; Совместная образовательная деятельность Праздники и развлечения; Вечера встреч; Туристические походы. Родительские собрания Заседания круглых столов Посиделки Субботники Консультации Наглядная агитация Анкетирование Выставки Фотовыставки Викторины Создание альбомов
Памятка для родителей Обращайте внимание ребенка на красоту родного города Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора. Расширяйте собственный кругозор Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Вывод: Патриотизм - это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим, каждодневные усилия во имя того, чтобы наша общая родина - Россия становилась могущественнее и краше, чтобы граждане Российской Федерации независимо от их национальности жили лучше и верили в будущее своих детей и внуков. Это - уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства.