Семинар-практикум «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ. Семинар-практикум «организация предметно-развивающей среды доу в связи с введением фгос Семинар по предметной среде фгос доу
Семинар - практикум
Тема:«РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
Форма проведения – аукцион педагогических идей
Задачи:
1. Определить понятие «развивающая предметно-пространственная среда», элементы, принципы построения, особенности;
2.Активизировать действия педагогов на проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, обеспечения разнообразной деятельности детей и повышения уровня их познавательного, социального и физического развития в соответствии с ФГОС ДО.
1.Ход
Тренинг
Уважаемые, коллеги, поздравляю вас с первым днем весны, хотя с весной мы встретимся не скоро еще, но давайте вспомним, какая она и нарисуем. У вас на столах для этого есть весь необходимое. Звучит музыка педагоги рисуют. А сейчас передайте свои листочки соседу слева, свой творческий замысел вы будете воплощать не одни, вам будут помогать коллеги. Звучит музыка – вы рисуете, как только музыка остановилась, вы передаете свой лист соседу по часовой стрелке, и продолжаете рисовать на чужом листочке. И так по кругу пока ваш листочек не вернется к вам. Хотелось услышать, как воплотились ваши весенние фантазии или они претерпели изменения благодаря коллегам. Поднимите руки, те, у кого замысел совпал с результатом. Ваше творение мы оставим у себя в память о нашей встрече. Начинаем заседание практического семинара по теме «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как средство реализации ФГОС ДО». Планируем мы его провести в форме «аукциона педагогических идей». Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. Новоселова). Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы (М.Н. Полякова). Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО должна строиться, таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной. Воспитатели должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами .
Практическая часть
Игра «Дизайнер»
В качестве художников вы были, а теперь предлагаю вам представить себя в роли «дизайнера», нам вместе предстоит моделировать развивающую предметно-пространственную среду для воспитанников. Итак, уважаем «дизайнеры», сначала мы будем проектировать развивающую предметно-пространственную среду для детей от 1 до 3 лет. Перед вами макет группового пространства, заполните его центрами, центр-облачко. (Педагоги на листочках обозначают центры и раскладывают на макете группового пространства). Защита проектов – в итого получается общий проект развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего дошкольного возраста.
Презентация развивающей предметно-пространственной среды групп
Приступая к созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО, коллектив поставил перед собой цель: внедрить в деятельность дошкольного учреждения инновации по совершенствованию данной среды. Что у нас получилось, вы сейчас услышите.
Альбина Ахсарбековна расскажет, о развивающей предметно-пространственной среде своей группы, где живут самые маленькие наши воспитанники - дети раннего возраста.
Обобщение опыта работы Битаровой А.А.
Комфортной является среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней детей раннего возраста. Кроме того, особенностями развивающей предметно-пространственной среды является яркость и насыщенность помещений, ведь окружающий мир побуждает в детях различные эмоции. Чтобы украсить пространство, мы использовали цвет, который способен менять настроение и поднимать жизненный тонус.
Наши малыши, заходя первый раз в групповую комнату, опираются на визуальный анализатор, т.е. вначале оценивают помещение, окружающие предметы, а потом уже обращают внимание на доброжелательность и приветливость воспитателя. Для того чтобы развивающая предметно-пространственная среда выполняла свое основное назначение – создавала условия для полноценного развития ведущих видов детской деятельности мы учли следующие требования:
Соответствовать возможностям ребенка на границе перехода к следующему этапу его развития, т.е. создать зону ближайшего психологического развития;
Содержать как известные ребенку компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию, т.е. соответствовать уровню развития;
Быть неисчерпаемой, информативной для ребенка, удовлетворяя его потребность в новизне, преобразовании и самоутверждении;
Быть системной, т.е. отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, а также отражать основы национальной культуры.
Создание общего энергетического поля, в нашей группе это уголок «Здравствуйте, я пришел».
Все игровое пространство в группе разделено на развивающие центры активности детей, которые мы представили в виде одуванчика, т.к. наша группа так и называется. Малыши так лучше запоминают название центров, это панно служит еще и украшением группы.
Игровой конструктивный центр – здесь выставлены все виды конструктора, игрушки (используемые в конструировании), машины различных размеров. Дети свободно могут подойти к полке, взять нужный строительный материал, игрушку, сесть на коврик и заняться строительством.
В игровом центре для девочек – обустроены магазин игрушек, парикмахерская, дом. Этот центр представлен предметами, имитирующими бытовую обстановку. Это крупная игрушечная мебель. Соразмерная детям и большим куклам
Центр отдыха, или релаксации. Сидя в кресле или лежа на удобном диванчике, дети рассматривают книжки, вместе с воспитателем играют в пальчиковые игры.
Центр продуктивной деятельности. В нем расставлены столы, за которыми малыши учатся разукрашивать, лепить, изучают цвет, форму, рядом на полочке выставлен весь необходимый материал для продуктивной деятельности и полочка Красоты, на которой гостят различные игрушки народного промысла.
В Центре природы – представлен широкий выбор материала, с помощью которого дети знакомятся с животным и растительным миром, временами года, их признаками; различный материал и атрибуты для проведения опытов.
Спортивный центр - где расположились спортивное оборудование и сухой бассейн. Большая часть оборудования спортивного центра сделана своими руками.
Центральное место в групповом пространстве занял
Центр речевой деятельности – Книжный и Театральный Центр. В книжном представлены книжки и иллюстрации в достаточном количестве. Каждый ребенок имеет возможность взять понравившуюся книжку и рассмотреть. Здесь мы вместе с детьми читаем сказки, а затем их обыгрываем, для этого в Театральном Центре выставлены все виды театров для детей раннего дошкольного возраста. Знания можно получить не только из книжек, для того чтобы малыши лучше узнали о народной культуре мы планируем создать еще мини-музей «Горницу». Так узнав новую сказку, ребенок может тут же увидеть упоминавшиеся в ней предметы: русскую печку и другие предметы домашней утвари.
И самый любимый детьми -
Дидактический Центр. Человек получает информацию через органы чувств, поэтому важно, чтобы к исследованию предметов, явлений и процессов было подключено как можно больше анализаторных систем, а также двигательные компоненты. В центре выставлены развивающие игры, имеется игровой материал для познавательного развития детей (мозаики, матрёшки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики и др.).
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в группе детей раннего возраста получилась комплексной, т.е. отвечает не только санитарным, но и эстетическим требованиям и носит развивающий характер. Мы стараемся не отставать от наших старших дошкольников и пытаемся учитывать тематическое планирование при создании развивающей предметно-пространственной среды, только у нас тема длится месяц.
Семинар-практикум
«Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии ФГОС»
Подготовила ст. восп. Тищенко Н.С.
Цель:
Выявить и обобщить знания воспитателей и специалистов по данной теме.
Подготовка к семинару-практикуму
- Создание презентаций «Предметно-пространственная среда в ДОУ» в электронном виде - воспитателями групп.
- Оформление зала к семинару-практикуму - воспитатели.
- Проектор, экран и ноутбук для просмотра презентаций – старший воспитатель.
- Выбор экспертной группы для просмотра презентаций и подведение итогов упражнения «Придумайте и задайте вопрос командам» среди воспитателей – старший воспитатель
План семинара - практикума
1. Приветствие участников семинара-практикума – (1 мин.)
2. Презентация групп– воспитатели групп (10-15 мин.)
3. Актуальность семинара практикума - (5 мин.)
4. Командная игра «Что вы знаете о «Предметно-пространственной среде ДОУ, в соответствии с ФГОС» - (30 мин.)
7. Подведение итогов семинара – экспертная группа (5 мин.)
Ход семинара – практикума
Педагоги объединяются в 4 подгруппы. На столах находятся таблички со специально подобранными цветными кружочками по возрастным признакам групп, в которых работают воспитатели (средняя группа – жёлтый кружочек; старшая группа – красный кружочек и т.д.). При входе в зал воспитателям предлагается взять кружочки, по такому же принципу, как в табличках на столах, таким образом, получается 4 подгруппы воспитателей.
1. Приветствие участников семинара-практикума.
Представление экспертной группы (они расположены напротив участников семинара) .
2. Презентация групп
3. Актуальность – зам. зав. по УВР
Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.
4. Командная игра «Что вы знаете о РПП среде?»
Цель: Оценить и закрепить знания педагогов по заявленной теме: «Предметно- пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии ФГОС».
1 задание «Разминка»
Командам раздаются напечатанные ключевые слова относительно темы семинара их нужно по очереди зачитать, чтоб все услышали. Затем от команды выбирается по одному человеку, который на мольберте будет записывать названные командой слова, словосочетания. Каждой команде нужно называть слова по очереди. Слова не повторять. Побеждает команда, которая назовёт последнее слово. Слова записываются на доске.
Варианты ключевых слов: (Среда. Проектирование предметно-развивающей среды в группе. Виды детской деятельности. Центры. Принципы и др.).
2 задание
Командам раздаются листочки с заданиями.
Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях ППР среды.
1 команда. Младший дошкольный возраст
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в ………………
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ………… и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Ответ Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
2 команда. Средний дошкольный возраст
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения……………………………………………………, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей …………………………………………………….. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного ……………………………….. дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Ответ. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
3 команда. Старший дошкольный возраст
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ………………… сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя ………………. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ………………. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование) . Обязательными в оборудовании являются материалы, ………….. развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Ответ. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
4 команда . При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:
Ответ. При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:
Пространство;
Время;
Предметное окружение.
Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:
1 - рабочая
2 - активная
3 - спокойная
Ведущая - Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Подведение итогов экспертной комиссией. Вручение подарков.
Шульгина Наталья Евгеньевна
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Предметно-развивающая среда»
Форма проведения: Семинар практикум
Дата: 18.02.2015г.
Цель: выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среде в группах в соответствии с ФГОС ДО.
Подготовка к семинару-практикуму:
1. Презентация «Создание предметно развивающей среды в возрастных группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования».
2. Оформление зала к семинару-практикуму – старший воспитатель.
Проектор, экран и ноутбук для просмотра презентаций.
Подведение итогов упражнения «Придумайте и задайте вопрос командам» среди воспитателей.
План семинара – практикума:
2. Актуальность семинара практикума
6. Презентация «Предметно-пространственная развивающая среда в группе» - воспитатель
7. Подведение итогов семинара
Ход семинара – практикума:
Педагоги объединяются по два человека. На столах находятся таблички со специально подобранными цветными кружочками по возрастным признакам групп, в которых работают воспитатели (средняя группа – жёлтый кружочек; старшая группа – красный кружочек и т. д.). При входе в зал воспитателям предлагается взять кружочки, по такому же принципу, как в табличках на столах, таким образом, получается 4 подгруппы воспитателей.
1. Приветствие участников семинара-практикума.
2. Актуальность
Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы.
Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.
Выступление воспитателя средней группы О. С. Балакиной.
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования.
Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности.
Организация современного педагогического процесса в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее – образовательные организации, требует от педагогических коллективов создания своеобразной материальной среды. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования).
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее -предметная среда, создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и учтом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребнка с учтом его склонностей, интересов, уровня активности. Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. В каждой образовательной организации предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:
Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
Наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
Охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;
Двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
Выступление воспитателя старшей группы Т. В. Антоновой.
Наполняемость предметной среды должна отвечать принципу целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждой из образовательных областей, представленных во ФГОС дошкольного образования, важно подготовить необходимое оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психолого-возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их образовательных потребностей. Вместе с тем предметная среда должна создаваться с учетом принципа интеграции образовательных областей.
Правильно созданная предметная среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Предметная среда современного детского сада не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени. Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансированно, сообразно педагогической ценности.
Предметы, игрушки, пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск. Вместе с тем традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе. Руководителям образовательных организаций необходимо систематически проводить анализ состояния предметной среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т. п.) При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах предметная развивающая среда должна отвечать: - критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в образовательных организациях, - санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организациях.
Выступление старшего воспитателя Н. Е. Шульгиной
1. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
2. При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования: - полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной; - трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т. е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством); - вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей; - насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей; - доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям; - безопасности: среда преполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
3. При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
4. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
5. Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
6. Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
7. Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:
4. Деловая игра – викторина «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем»
Цель: Оценить и закрепить знания педагогов по заявленной теме: «Предметно- пространственная среда ДОУ, в соответствии ФГОС».
Семинар-практикум
«Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС»
Цель: выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среде в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования .
Подготовка к семинару-практикуму:
Оформление зала к семинару-практикуму
(2 столика для двух команд, где поставлено равное количество стульев, имеется название команды «Знайки» - «Мыслители») подготовлены фишки для выставления баллов за правильный ответ.
План семинара - практикума
2. Деловая игра – викторина «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем»
Ход семинара – практикума
Педагоги выбирают места за столиками, не зная, что создают команду единомышленников (за 2 столиками равное количество мест и уже есть название команды). Выбирается капитан команды.
1. Введение в тему.
Образовательная система выполняет жизненно важную функцию, а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. (Доклад)
2.Деловая игра «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем»
Цель : Оценить и закрепить знания педагогов по заявленной теме: «Предметно - пространственная развивающая среда ДОУ в соответствии ФГОС».
1 задание «Разминка»
1 команда:
Вопрос : Какие принципы учитываются в построении среды?
Ответ :
Принципы: информативности, вариативности , полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости, доступности.
2 команда:
Вопрос : Как вы понимаете полифункциональность и трансформативность ?
Ответ: Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметно-развивающей среды, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях исследовательской деятельности , взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения.
2 задание
Командам раздаются листочки с заданиями.
Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях ППР среды.
1 команда. Младший дошкольный возраст
Ответ: Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности . Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками , понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
2 команда. Старший дошкольный возраст
. Обязательными в оборудовании являются материалы, ………….. развивающие игры , технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Ответ. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты .
3 задание
Вопрос . Дайте характеристику словам связанных с предметно –развивающей средой (составьте глоссарий)
1 команда .
Слова:
Игрушки – персонажи,
Маркеры (знаки) игрового пространства,
Объекты для исследования в реальном действии (экспериментирования и упорядочивания,
Игрушка – предмет,
Нормативно-знаковый материал
Предметная развивающая среда
Развивающая предметная среда
2 команда .
Слова:
Предметы оперирования,
Безопасность материалов и оборудования,
Детская игра,
Образно-символический материал
Продуктивные виды детской деятельности
Развивающая образовательная среда
Подведение итогов игры.
Старший воспитатель: Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Младший дошкольный возраст
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в ………………
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ………… и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Старший дошкольный возраст
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ………………… сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя ………………. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ………………. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование) . Обязательными в оборудовании являются материалы, ………….. развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Подготовила методист:
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования .
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» () .
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
В стандарте четко прописаны принцы развивающей среды, она должна быть:
Трансформируемой;
Полифункциональной;
Вариативной;
Доступной;
Безопасной.
ФГОС ДО рекомендует, что образовательное пространство должно быть достаточно хорошо оснащено средствами обучения и воспитания, в том числе игровым оборудованием. Среда должна предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Пространство должно легко трансформироваться исходя из замысла воспитателя в организации своей работы, согласно замыслу или желанию ребенка.
Предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
Вариативность среды предполагает наличие в различных пространств, в том числе для игры, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей, в том числе и игровую.
Доступность среды должна предполагать свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Все материалы и оборудования должны быть исправны, безопасны и правильно хранимы.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций .
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием . Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно - пространственной среды.
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно - развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.) Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
Показ предмета и его называние;
Показ действий с предметами и их называние;
Предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально – потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы .
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Цель: расширить знания у педагогов о проектировании и организацию предметно-развивающей среды в групповом помещении в соответствии с ФГОС ДО с целью формирования интегративных качеств воспитанников.
Предварительная работа: подготовка педагогами презентаций проектов по индивидуализации предметно-пространственной среды и организации центров развития в каждой возрастной группе.
Время проведения: сентябрь 2016 года
Место проведения: МБДОУ № 63
Организатор: старший воспитатель Хлыст О.В.
Программа практикума:
- Теоретическая часть: построение развивающей предметно-пространственной среды: пункты 3.3.1., 3.3.2., 3.3.3., 3.3.4. ФГОС ДО.
- Теоретическая часть: проектирование и организация предметно-развивающей среды в групповом помещении в соответствии рекомендаций авторов примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
- Практическая часть: презентация проектов по индивидуализации предметно-пространственной среды и организации центров развития в каждой возрастной группе;
- Заключительная часть: подведение итогов, памятка для педагогов.
Ход мероприятия:
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметно-пространственной среды в группе, которая предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, для его всестороннего развития. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель.
1. При построении развивающей предметно-пространственной среды нужно руководствоваться пункты 3.3.1., 3.3.2., 3.3.3., 3.3.4. ФГОС ДО « Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной»
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
- развивающая предметно-пространственная среда системна, отвечает целям воспитания и обучения и требованиям проектной культуры;
- инициирует деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;
- учитывает специфику возрастных этапов развития ребенка, как ведущей деятельности. Иначе говоря, решает задачи создания зоны ближайшего развития через организацию предметной среды; дает возможность взаимодействия детей между собой и с взрослыми;
- наряду с консервативными компонентами имеет часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами. Это порождает новые идеи, способы, образы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование) так и развитие детей в ней;
- обеспечивает возможность ребенка жить в разномасштабном пространстве, сомасштабном действиям его рук (масштаб «глаз – рука»), его росту и предметному миру взрослых;
- развивающая функция предметной среды сочетает традиционные и новые компоненты, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным и содержательным.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка группа должна быть оборудована таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно. Комфортная среда - это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию у детей напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ними возможности выбора рода занятий, материалов, пространства для разнообразной деятельности.
Развивающая предметно-пространственная группы должна быть вариативна, состоять из различных секторов (центров развития). Они позволяют детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование, которые дети выбирают по собственному желанию.
Предметно-пространственная среда в группе решает следующие задачи:
1. Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
2. Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста.
3. Создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний.
4. Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.
Приведу вам несколько примеров:
- «Театральный уголок» - важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещена ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Мы вместе с детьми готовлю костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
- «Природный уголок», который служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. В нем подобраны и размешены растения, требующие разных способов ухода, необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. В уголке размещены детские поделки из природного материала, гармонично расставленные на полке. С подгруппой дошкольников я проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.
- микроцентр искусства "Юный художник". Для него отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, цветные карандаши акварель, гуашь. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбочке под полкой. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде, к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка.
- Строительный микроцентр, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что легкие контейнеры легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).
- «Литературный микроцентр» - островок тишины и спокойствия, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Он позволяет детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. Долгими зимними вечерами я читаю детям их любимые сказки и рассказы, а также организую в литературном центре выставку произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам).
- «Физкультурный уголок». Он лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дети занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. В нём имеются: мячи, кегли, дорожки здоровья, игры – обручи, кольцеброс, нетрадиционное оборудование, флажки, картотека подвижных игр. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
- «Микроцентр науки». Этот уголок пользуется неизменной популярностью у детей. На полочках для детского исследования размещены самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, уголь и т. д. Микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда, увеличительные стёкла и т.д. – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития я подбираю специальную детскую литературу, алгоритмы проведения опытов.
- «Познавательный микроцентр». Этот сектор способствует формированию у детей познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через развивающие игры. В нём размещены дидактические и настольно-печатные игры: «Путешествие во времени суток», «Профессии», «Цвет и форма», «Подбери по смыслу», «Логика», «Запомни и узнай», «Противоположности», «Третий лишний» и т.д.; лабиринты, головоломки, шашки, шахматы, домино, пазлы, разнообразные мозайки, сортёры, шнуровки счетные палочки для складывания узоров геометрических фигур, предметов, животных.
- Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки.
- В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская". Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
- В нравственно – патриотическом микроцентре помещена государственная символика родного края, и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлен альбом «Магадан – столица Колымского края».
3. А теперь давайте перейдём к практической части семинара: презентаций проектов по индивидуализации предметно-пространственной среды и организации центров развития в каждой возрастной группе;
4. В группе периодически необходимо сменять игровой материал, пополнять новыми предметами, в соответствии с интересами детей, который стимулирует игровую, двигательную, познавательную, творческую и исследовательскую активность воспитанников.
Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушествляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка.
Автор потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду. Создавая «среду обитания» ребенка, воспитатель решает много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом, мастеровым и т.д.
Компонент потому, что определяет свое место в среде относительно каждого ребенка. Вот сильный ребенок в интеллектуальном развитии – он не нуждается в объяснении, разъяснении задач, действий, результатов деятельности, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. А вот ребенок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, показ, совместное выполнение действий и т.д. Все эти виды использования среды и самого педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития.
Современная ситуация в образовании ставит педагога в принципиально новые условия, для которых характерны отсутствие жесткой регламентации педагогической деятельности, значительное расширение информационного поля, модернизация социальных функций педагога, развитие индивидуальности, готовность к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств.
Чтобы не отставать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Усиления интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, - одна из важных задач образования.
Для нас инновационная деятельность не самоцель, а инструмент, пространство профессионального, личностного роста педагогов. Главный результат при этом – повышение качества образовательного процесса.
Любое полученное знание, информация имеет какую-либо ценность только при условии их применения. Поэтому итоги инновационной деятельности должны находить отражение в работе педагогов.
Памятка для педагогов
«Проектирование и организация предметно-развивающей среды в группе»
Центр речевого развития
Правильно подобранные и своевременно предоставленные детям наглядные средства помогут расширить кругозор и уточнить и конкретизировать вновь формирующиеся и накопленные знания, вызвать и активизировать интерес к познанию мира.
- Игры и пособия для развития мелкой моторики рук.
- Дидактические игры по речевому развитию /по звукопроизношению, граммстрою, лексике/
- Панно букв.
- Иллюстрация к скороговоркам, поговоркам, пословицам, загадкам, потешкам, стихотворениям.
- Фриз буквенный.
- Художественная и познавательная литература.
- Кольца лулия.
- Иллюстрации к скороговоркам, поговоркам, пословицам, загадкам, стихотворениям.
- Картинки-путаницы, картинки-загадки, картинки-перевертыши.
- Модели, схемы, пиктограммы.
- Фриз буквенный.
- Художественная литература.
- Книги для чтения.
- Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений.
- «Волшебные часы».
- Мячики массажные разных размеров.
- Артикуляционная гимнастика в картинках.
Центр познавательного развития
- Наличие «стены познания», «полочки умных книг».
- Дидактические игры по познавательному развитию.
- Тематические выставки, посвященные профессиям взрослых, творчеству известных людей композиторов, писателей, поэтов и др.
- Наличие календарей природы, календарей наблюдения за живой и неживой природой.
- Подбор книг, игр, иллюстраций о разных видах ландшафта, о разных странах и народах, проживающих в них, о космосе, об общественных праздниках.
- Наличие комнатных растений.
- Подбор дидактических игр, иллюстраций о животном и растительном мире, о человеке.
- Подбор иллюстраций (тематические выставки) о разных видах поселений людей (город, село, поселок, деревня, хутор и др.).
- Календарь жизни группы.
- Художественная литература.
- Энциклопедии «Время», «Как и из чего это сделано», «Первые открытия» и т.д.
- Календарь наблюдений за состоянием погоды, за растениями, животными.
- Литература природоведческого содержания (по изучаемой и изученной теме).
- Картотеки: а) растения, имеющиеся в центре природы (информация познавательного, занимательного характера, стихи); б) растения ближайшего окружения (на участке); в) птицы, звери (нашей полосы, жарких стран, северных широт);
- Настольно-печатные, дидактические игры природоведческого содержания.
- Альбомы для рассматривания по сезонам.
- Глобусы, карты Магаданской области, России, мира.
- Макеты природных зон, гор и т.д.
- Схемы с изображением погодных явлений природы.
- Модели эколого-систематических групп.
- Экологические сказки и рассказы, составленные детьми
- Схемы способов ухода и способов размножения растений
- Запрещающие знаки
- Паспорт Экологической тропы
- Плакаты, схемы растений
- Дидактические игры, лото природоведческого характера
- Альбомы по временам года
- Глобусы, карты
- Карта звездного неба, звездные атласы (детские)
- Схема круговорота воды в природе
- Микроскоп, термометры и т.д.
- Дидактические игры (лото, домино, пазлы с изображением животных, растений и т.д.)
- Альбомы с результатами наблюдений за растениями, посадками, результатами опытов.
Центр математического развития
- Натуральный ряд чисел от 1 до 20.
- Календарь жизни группы.
- Дидактические настольно-печатные игры для развития психических процессов, игры для развития математических представлений.
- Измерительные приборы и инструменты: циркуль, весы, безмен, часы песочные и стрелочные, мерные стаканчики, термометры для воздуха, воды, для тела.
- Цифры на кубиках.
- Книги по математике о числах первого десятка.
- Числовой фриз.
- Счёты.
- Дидактические игры по математике.
- Художественная литература
- Звучащие игрушки
- Звучащие игрушки – заместители
- Ширма
- Кассеты с записью «голосов природы»
- Настольно – печатные дидактические игры для развития цветовосприятия и цветоразличения «Радуга», «Разноцветные букеты», «Спрячь бабочку» и т.п.
- Настольно-печатные дидактические игры для развития зрительного восприятия «Узнай по контуру», «Чья тень?», «Чего не хватает?», «Узнай по деталям».
- «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками (или из пластика)
- Счеты, счетный материал
- Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур для магнитной доски и коврографа.
- Логико-математические игры (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Дроби", «Копилка цифр», «Прозрачный квадрат», «Геоконт-конструктор», «Уникуб», «Кубики для всех» и др.)
- Схемы, планы, лабиринты, ребусы, кроссворды.
- Загадки-шутки.
- Дидактические лото и домино.
- Учебные приборы (весы, часы, песочные часы, линейки, сантиметр, ростомер для детей и кукол).
- Таблицы, схемы, чертежи, пооперационные карты
- Дидактические игры, придуманные самими детьми.
- Наборы объемных геометрических фигур.
- Игры-головоломки «Танграм», «Пентамино», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра» и др.
- Альбомы для зарисовки придуманных фигур для игр-головоломок
- Дидактические игры «Подбери ключ к замку», «Найди соседей», «Торопись да не ошибись» и др.
- Математические тетради.
- Предметные картинки с изображением разного количества предметов, игрушек, животных, разного размера, цвета и т.д.
- Стихи, рассказы, сказки, в которых присутствуют числа.
- Дидактические игры «Сложи картинку» (из 4 кубиков), пазлы (на 10 – 15 элементов), шнуровки и вкладыши с изображением различных животных и их детенышей, предметов и игрушек разного цвета и размера.
- Иллюстрации и картинки по времена года, частям суток
- Книги, иллюстрации с изображением деятельности детей и взрослых в разное время суток и время года.
- Разрезные картинки.
- Картинки-задания типа «Найди отличие», «Чем похожи».
Центр конструктивной деятельности
- Небольшие игрушки для обыгрывания построек.
- Макеты: железной дороги, горный серпантин, гараж и т.д.
- Транспорт: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина и т.д.); строительная техника (бульдозер, экскаватор и т.д.).
- Игра «Перекресток», модель светофора.
- Фотоальбомы с постройками детей
Центр «Здравствуй, книжка»
- Библиотека: книжки-малышки, рассказы в картинках, книги писателей.
- Портреты писателей.
- Подбор художественной литературы по жанрам, тематике соответствующей перспективному (тематическому) плану.
- Организация тематических выставок писателей и поэтов.
- Тематические выставки художественной литературы разных авторов по сезонам, праздникам.
- Аудио – энциклопедий о природе.
- Подборка иллюстраций о профессиях взрослых, связанных с охраной природы (лесничий, егерь и т.д.)
- Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры.
- Стихи, рассказы, знакомящие детей с историей страны, с ее сегодняшней жизнью.
- Книги о жизни природы, о животных, растениях (хорошо иллюстрированные) страны, края.
- Издания тех произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях
- Юмористические книги с иллюстрациями (Н.Носов, С. Маршак, В. Драгунский, Э. Успенский и др.).
- Книги, которые дети приносят из дома.
- «Толстые» книги, которые воспитатель читает детям в группе в течение длительного периода времени.
- Справочная и познавательная литература.
- 2 – 3 постоянно сменяемых детских журнала.
- Энциклопедии.
- Книжки-раскраски, книжки – самоделки.
- Аудио и CD –диски для прослушивания (произведения по программе и любимые детьми произведения).
Центр сохранения здоровья ребенка
- Книги, альбомы по валеологии, гигиене, основам безопасности жизнедеятельности.
- Альбомы о видах спорта (по сезону), знаменитых спортсменах.
- Книги, энциклопедии, альбомы о красоте физически развитого человека.
- Дидактические игры о спорте, основам безопасности жизнедеятельности.
- Плакаты, макеты, пособия валеологического содержания.
- Альбомы «Грибы», «Лечебные травы», «Ядовитые растения».
- Фитобар для приготовления витаминного чая.
- Художественная и познавательная литература о сохранении здоровья.
- Картотека пословиц и поговорок.
- Детские и взросло-детские проекты.
Центр «ПДД», «Пожарная безопасность»
- Иллюстрации о правилах поведения в окружающей действительности.
- Дидактические игры по правилам уличной, личной, пожарной безопасности.
- Макеты, перекрестки.
- Дидактические игры по ОБЖ
- Альбомы «Профессии».
- Строительный конструктор с блоками среднего и маленького размера.
- Тематические наборы «Город», «Мосты» и т.д.
- Нетрадиционный материал для построек.
- Транспорт: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина и т.д.); строительная техника (бульдозер, экскаватор и т.д.); сельскохозяйственная техника (тракторы, комбайн).
- Игра «Перекресток».
- Модели машин легковые и грузовые.
- Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выполнения, закрепляемые на ковролиновой основе.
- Альбомы с профессиями взрослых, тематические альбомы «Пожарные», «Скорая помощь», «Транспорт» и т.д.
Центр изобразительной деятельности
- «Полочка красоты».
- Наличие демонстрационного материала по ознакомлению детей с разными видами и жанрами искусства, народно-декоративного и прикладного творчества.
- Наличие образцов рисования, лепки, вырезания.
- Детские рисунки.
- Мольберт.
- Тематические выставки всей группы, одного ребенка, коллективные панно, декорации.
- Наличие картин, эстампов, гравюр для оформление интерьера группы.
- Наличие образцов (игрушки, бытовые предметы, предметы народных промыслов).
- Использование детских работ (рисунков, аппликации, конструирование из бумаги, природного и бросового материала) в оформлении интерьера группы.
- Материалы и инструменты для изобразительной деятельности и ручного труда: краски, кисточки, штампы, пластилин, стеки, палитра, бумага разных размеров, вата, поролон, текстильный материал, проволоку, клей, ножницы.
- Обводки, трафареты
- Схемы узоров из геометрических фигур, линий, основы для них разной геометрической формы (украшение предметов с помощью орнаментов и узоров, используя ритм, симметрию).
- Линейки, лекала.
- Открытки, репродукции картин известных художников с изображением времен года.
- Штампы, материалы для создания объемных и рельефных изображений.
- Разнообразные материалы (бумага разного качества, ткани, природные материалы).
- Пооперационные карты для конструирования из бумаги по типу оригами или бумагопластики.
- Образцы декоративно – прикладного искусства с растительным орнаментом (гжель, хохлома, жостово и т.д.).
- Альбомы с образцами орнаментов, узоров.
- Подборка открыток с иллюстрациями и репродукциями известных художников – пейзажистов (Шишкин, Репин, и др.)
- Оформление совместных выставок с родителями «Своими руками вышиваем, вяжем, шьем» (животные, растения).
- Выставки поделок, рисунков совместно с родителями «Дары осени», «Зимушка – зима», «Весна» и т,д.
- Трафареты, обводки, раскраски по данным темам.
- Линейки, лекала, трафареты.
- Палитры, краски для смешивания.
- Раскраски на различную тематику.
- Восковые и акварельные мелки.
- Цветной мел.
- Гуашевые, акварельные краски.
- Фломастеры, цветные карандаши.
- Пластилин, глина, соленое тесто.
- Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, ленты, самоклеящаяся пленка, старые открытки, природные материалы, проспекты, плакаты и другие материалы, необходимые для изготовления детьми поделок.
- Рулон простых обоев.
- Палочки, кисти, стеки, ножницы.
- Трафареты, клеше, печатки по изучаемым темам.
- Пооперационные карты выполнения поделок.
- Образцы декоративно-прикладного искусства (по возрасту и по программе), иллюстрации и альбомы по данной теме для рассматривания.
Центр музыкальной деятельности
- Различные виды театров: настольный би-ба-бо, театр варежек, пальчиковый театр и др.
- Иллюстрации к песням.
- Музыкально – дидактические игры
- Озвученные игрушки с разным принципом звучания, самодельные «шумелки».
- Музыкальные инструменты.
- Портреты композиторов.
- Иллюстрации к песням, произведениям композиторов, музыкальных инструментов.
- Энциклопедия музыкальных произведений о временах года (например, «Детский альбом» П.И. Чайковского), музыкальных сказок, песенок посвященных праздникам.
- иллюстрации к знакомым сказкам, литературным произведениям
- атрибуты для режиссерской игры (мелкие игрушки, предметы интерьера и т.д.)
- Барабаны.
- Ложки.
- Бубен.
- Колокольчик.
- Металлофон.
- Пианино детское.
- Ксилофон.
- Румба.
- Маракасы.
- Кастаньеты.
- Трещетка.
- Муз.треугольник.
- Колотушка.
- Игрушки-самоделки (неозвученные): гармошка, балалайка.
- Музыкальный молоточек.
- Органчики.
- Магнитофон.
- Аудио кассеты, CD –диски.
- Лесенка из 5- 8-ми ступенек.
- Портреты композиторов.
- Картинки с изображением музыкальных инструментов.
- Звуковая книжка (звуковые картинки).
- Дидактические игры и упражнения типа: «Музыкальное лото», «Музыкальный телефон», «Музыкальный будильник», «Сколько нас поет?», «Что делают дети» и др.
Центр современных сюжетно-ролевых игр
- Наличие игрового оборудования, игрушек из различных материалов, подбор масок, атрибутов.
- Предметы-заместители к играм.
- Дидактические и настольно-печатные игры.
- Наличие картотеки сюжетно-ролевых игр.
- Руководство взрослого игрой.
- Тематическая подборка иллюстраций, фотографий «Космос»
- макеты и атрибуты для игр «ГАИ», «Город», «Пожарные» и т.д.
- Книги разных авторов на соответствующую тематику.
- Справочная литература: энциклопедии, справочники.
- Энциклопедии о разных странах мира, карты.
- Литература по охране жизнедеятельности.
- Дидактические игры по ОБЖ.
- Альбомы «Профессии», «Театры», «Космос», «Школа», «Архитектура» и т.д.
- Коллекция репродукций различных художников пейзажистов, портретистов.
- Персональные коллекции детей и совместные коллекции детей на разные тематики.
- Предметы декоративно – прикладного искусства.
- Художественный материал, бросовый материал, ткань для изготовления атрибутов сюжетно – ролевых игр, макетов города, гор и т.д.
- Оборудование используется как атрибуты сюжетно – ролевых игр.
Центр социализации
- Иллюстрации, фотографии Екатеринбурга, городов России (Москва, Санкт – Петербург и др.), городов мира.
- Энциклопедии «Как жили древние люди в Каменном веке», «Дома и постройки», «Семь чудес света»
- Аудио – энциклопедия «Как жили люди на Руси», иллюстрации к ней.
- Книги А.М. Рыжкова с иллюстрациями «Удивительная прогулка», «Семь уральских городов»
- Альбом «Жилища людей разных национальностей».
- Энциклопедии о животном, растительном мире России, мира.
- Альбомы (открытки) о природе города, края в разное время года.
- Информация о животных и растениях Свердловской области, занесенных в Красную Книгу.
- Сменные журналы о животном и растительном мире («Тошка», «Филя» и т.д.).
- Фотовыставки с сезонными изменениями природы Урала, России, города.
- Выставки: «Малахитовая шкатулка», «Красивые камни», «Вышивка», «Каслинское литье», «Камни Урала».
- Выставки «Наши достопримечательности».
- Профессии нашего города, региона.
Центр труда
- Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы (на 1, 2, 3, 5 минут), компасы, разнообразные магниты, бинокль.
- Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
- Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок (разный по цвету); птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть.
- Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки-вкладыши от наборов шоколадных конфет, деревянные катушки.
- Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
- Разные виды бумаги.
- Красители: сиропы, акварельные красители и др. безопасные для детей красители.
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, вата, мензурки, воронки и т.д.
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, зубочистки деревянные, прозрачные стекла и т.д.
- Растения, требующие разных способов ухода, с учетом возраста детей.