Занятие с детьми 3 4 лет в детском саду. Методика проведения развивающих занятий в первой и второй младших группах
______________________________________ «Детский сад № 58» ___________________________________________
Миасский городской округ
Ознакомление с окружающим миром
Конспект занятия
для детей 3-4 лет
«Части суток»
Воспитатель
Шаповалова Т. В.2013 г.
Конспект занятия
для детей младшего дошкольного возраста
«Части суток»
^ Цель: воспитывать интерес и желание к познанию окружающего мира.Задачи:
Уточнить представление о частях суток, связывая их с тем, что делают дети утром, днем, вечером, ночью;
Развивать зрительное восприятие и зрительную память, мышление, речь;
Учить имитировать действия;
Обогащать словарь за счет слов, характеризующих временные понятия;
Продолжать учить различать цвета.
^ Предварительная работа: чтение потешек о петушке, о солнце, отгадывание загадок о частях суток, рассматривание альбома и плаката на тему: «Части суток». Чтение стихотворений: Л. Квитко «Утро», «Все спят» С. Капутикан, «С добрым утром» Е. Благинина, «Спать пора» П. Воронько, И. Токмакова «Где спит рыбка».
Проведение дидактических игр: «Когда это бывает?», «Что за чем?», «Что где?».
^ Оборудование и материалы к занятию: настоящий будильник, игрушка – петушок, круги 4х цветов, один большой плоскостной шаблон «будильник» и маленькие по количеству детей.
^ Ход занятия:
Дети садятся на ковер. У каждого ребенка по комплекту кружков 4х цветов (черный, серый, голубой, фиолетовый)
Воспитатель: Доброе утро ребята! К нам кто-то пришел сегодня, слышите! (стук)
^ Воспитатель прячется за ширму и показывает детям петушка.
(Петушок): Здравствуйте ребята! Узнали вы меня? Я Петя Петушок. Знаете ли вы, откуда я прилетел? (ответы детей).
(Петушок): Правильно, из деревни. Я люблю вставать вместе с солнышком и петь песенки, всех будить.
Над рекой заря встаёт,
На дворе петух поёт.
Умываются котята,
Просыпаются ребята.
(Петушок): А вы ребята знаете мою песенку? (дети имитируют крик петуха).
Воспитатель: (Физминутка) А давайте вспомним потешку про петушка:
Петушок, петушок
Золотой гребешок
Масляна головушка
Шелкова бородушка!
Деткам спать не даешь?
(Петушок): В старину были пословицы, которые дошли до наших дней:
Спозаранку трудиться – душу радовать.
Скучен день до вечера, если делать нечего.
Кто рано встает – тому Бог подает.
День хвалится вечером.
(Петушок): А кто вас будит по утрам?
(Ответы детей)
(Петушок): А ваши родители сами просыпаются или им тоже кто-то помогает?
(Ответы детей)
(Петушок): В городе живет мой механический друг, знаете, как его зовут? (ответы детей).
^ Воспитатель показывает детям будильник и демонстрирует его работу.
Воспитатель: Как вы думаете, почему часам дали такое название? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята – потому что они будят нас по утрам и показывают время.
Воспитатель: Петя Петушок, хочешь с нами поиграть и загадки отгадать? Гости тоже могут помогать отгадывать загадки:
Солнце яркое встает
Наши дети просыпаются
В детский садик собираются.
Солнце в небе
На прогулку мы идем
Песни весело поем!
Солнышко лучистое
Мы пришли с прогулки
Ужинать пора!
(Вечер)
В небе звездочки горят
К нам в окно луна глядит
Нашим деткам спать велит.
Воспитатель: Здорово, все части суток знают. И так продолжим.
(Петушок): А у меня для вас тоже есть веселая игра. Я буду называть части суток, а вы будете показывать, что вы делаете в это время, хорошо! А гости будут отгадывать.
Утро наступает, солнышко встает,
Всех ребяток будит, в детский сад зовет. (Дети показывают действия: «чистят зубы», «умываются», «одеваются»)
Что вы делаете, придя в детский сад? (ответы детей)
Как называется еда по утрам? (Завтрак)
Воспитатель: Как вы думаете, каким цветом мы можем обозначить утро? (Ответы детей)
Утром еще темно, поэтому эту часть суток можно обозначить серым.
^ День уж наступает, много дел у нас:
Погулять, покушать и настал сончас.
Воспитатель: На улице уже совсем светло. Солнышко проснулось и ярко светит. Наступает день. Давайте обозначим его голубым цветом. Согласны? Поиграв, вы возвращаетесь с прогулки, а повара уже приготовили нам….
(Петушок): А как называется еда днем? (Обед)
Воспитатель: После обеда – тихий час или по-другому дневной сон.
(Петушок): А потом мгновенно вечер подойдет,
Нас домой из сада мама заберет.
Воспитатель: Вы проснулись, пополдничали, поиграли и за вами пришли родители.
Воспитатель: Вы выходите на улицу и идете домой или гуляете. А солнышко садится за дома. Наступает… (вечер) . Можно сказать вечереет. Закат бывает красивого фиолетового цвета, давайте будем обозначать его именно этим цветом. Дома вы всей семьей садитесь кушать.
(Петушок): Как назвать еду вечером? (Ужин).
(Петушок): Вскоре ночь наступит, всем нам спать пора,
И спать мы будем крепко до самого утра!
Воспитатель: Вот и все солнышко ушло спать, а на небе зажигаются звезды, и светит луна. День окончен. Мама читает вам перед сном сказку, и вы ложитесь спать.
Наступает…(ночь). Каким цветом можно обозначить ночь? (Черным)
Что будет после ночи (утро, день)? (дети поднимают кружок нужного цвета)
(Петушок): А что бы вы ни путали части суток ребята, подарю я вам будильник, но не простой, а волшебный. Части суток в нем обозначены цветами: черным – ночь, серым – утро, голубым – день и фиолетовым – вечер. Один большой для вашей группы и маленькие вам домой.
Воспитатель: (Физминутка) А теперь, чтобы наш волшебный будильник заработал, давайте его заведем. Выходите из-за стола и повторяйте за мной.
Тик-так, тик-так,
А потом вот так,
А потом вот так,
Тик-так, тик-так.
Воспитатель:
Поставьте стрелку будильника на кружок серого цвета, сейчас часть суток – утро. На этом наша работа закончена. Вы все отлично потрудились: прочитали потешку про петушка, отгадывали загадки, называли части суток, обозначали их разными цветами, узнали много новых слов.
Воспитатель: Ребята, давайте скажем петушку «спасибо» и пригласим его к нам в следующий раз.
(Петушок): До свидания ребята!
Затем детям предлагается свободная игровая деятельность.
^ Использованная литература
Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: Баласс, 2006. – 304 с.
Ковалева С.7000 золотых пословиц и поговорок – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 479, (1) с.
Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки – М.:Просвещение, 1990. – 335 с.
Некрылова А.Ф. Круглый год – русский земледельческий календарь – М.: Правда, 1989. – 496 с.
Скворцова В.О. Интелект+креатив: развитие творческих способностей дошкольников – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 219 с.
Три года. Малыш уже значительно подрос. И сам он считает себя взрослым. Ведь его речь хорошо развита. Он полностью открыт для познания мира, овладения знаниями и новыми умениями. Малыш чувствует уверенность в своих силах. Он с удовольствием воспринимает любые занятия для детей 3-4 лет. При этом в своей деятельности ребенок проявляет сообразительность, некую настойчивость.
Данный возраст связывается и с развитием эстетических способностей. Кроху восхищают красивые цветы, музыка, картинки, вещи.
Основные задачи, стоящие перед воспитателями
Большинство детей в данном возрасте впервые идут в детский сад. Это сложный период для любого малыша. Ведь привычный мир стремительно изменяется. Перед воспитателем стоит важная задача - помочь крохе быстрее адаптироваться.
Кроме этого, большое внимание уделяется развитию 3-4 лет в детском саду базируются на чередовании физической, умственной и творческой деятельности. Большим преимуществом подобного обучения является строгое соответствие психофизиологическим особенностям возраста.
Наряду с вышеназванными занятиями воспитатели в детских садах обучают не менее важному социологическому навыку. Речь идет об умении правильного общения, готовности идти на уступки, проявлениях терпимости к окружающим.
Цели занятий
Все малыши в данном возрасте характеризуются тягой к познанию окружающего мира, происходящих в нем явлений, различных предметов. Очень важно, чтобы занятия для детей 3-4 лет были построены в игровой форме. При этом не следует забывать, что учить малыша следует лишь тому, что он сможет осилить.
Правильным считается обучение, несколько опережающее развитие. Таким образом, малыш познает те вещи, о которых еще не догадывался, однако вполне способен понять. Грамотно построенные занятия для детей дают гигантский толчок для развития будущей личности.
Основные направления обучения:
- развитие внимания, речи, мышления, памяти;
- обучение чтению;
- прививание навыков рассуждать, способности делать самостоятельно выводы;
- обучение математическим основам, освоение цифр, счета;
- формирование представлений об окружающем ребенка мире, развитие кругозора;
- обучение графическому навыку, подготовка малыша к письму;
- формирование навыков взаимоотношений с друзьями.
Следует отметить, что далеко не все малыши ходят в детский сад. При этом каждый родитель хочет, чтобы ребенок гармонично развивался. Поэтому встает довольно актуальный вопрос - как построить занятия для детей 3-4 лет дома?
Больших сложностей в данном развитии не возникнет, если родители в своих стремлениях будут следовать определенным правилам:
- Пробудите у малыша интерес к заданию. Полезным становится лишь то, что выполняется с удовольствием. Не ругайте кроху. Криками вы лишь отобьете у последнего охоту учиться.
- Не стоит оставлять ребенка одного с порученным ему заданием. Он может не только испортить (порвать) книжку или другой подсобный материал. Вполне закономерно, что в маленькой голове могут возникать вопросы, которые следует немедленно обсудить. И к тому же малыш постоянно нуждается в поддержке и одобрении. Но об этом следующее правило.
- Всеми силами дайте понять своему чаду, как вам приятно, что он правильно выполнил задание. Видя вашу искреннюю радость, ребенок будет стараться с удвоенной энергией.
- Продумайте определенное место для занятий. Малыш должен удобно устроиться за небольшим (строго по размерам ребенка) столиком. Правильным стульчиком считается тот, с которого маленький ученик достает ногами до пола.
- Если одно из заданий оказалось ребенку не по силам, оставьте его. Не стоит давить на малыша, пытаясь в который раз объяснить сложную тему. Следует пропускать такие занятия. Для детей это намного лучше, чем без понимания темы согласиться с родителем, готовым сорваться в любую минуту. Вернуться к сложному заданию можно спустя пару дней. Вполне возможно, что к этому сроку ребенок «созреет» для него.
- Дозируйте вашу помощь. Не подменяйте ребенка в выполнении задания. Не стоит подробно описывать, что и как следует сделать. Дайте возможность малышу проявить смекалку. Если он придет к решению самостоятельно, такой навык отложится в маленькой голове на всю жизнь.
- Очень важно выбрать правильный момент для обучения. Занятия детей 3-4 лет должны проводиться в теплой атмосфере, с большим удовольствием. Поэтому, если ребенок больной, голодный, уставший или возбужденный после других игр, не стоит наседать с учебой. Подберите другой, более подходящий момент, когда занятия вам обоим принесут удовольствие.
- При объяснении задания убедитесь в том, что ребенок правильно его понял. В противном случае повторите. Если малыш думает медленно, не стоит торопить его. Напротив, дайте время внимательно рассмотреть картинку и сориентироваться в выполнении задания.
- Вы заметили, что малыш не хочет затруднять себя каким-либо усилием? И только по этой причине отказывается от выполнения задания? Следует мягко настоять на своем. В таком случае можно трудиться по очереди. Например, первое задание выполняете вы, а второе - ребенок.
- Обязательно подходите к учебе творчески. Наполните свои задания интересным для ребенка содержанием. Задавайте малышу вопросы по рисункам или придумайте небольшой рассказ.
Физическое развитие ребенка
В возрасте 3-4 лет малыш стремительно растет. Развиваются двигательные навыки. Отмечается большая уверенность в движениях. Дети прекрасно бегают, скачут попеременно на одной ноге. Их прельщают различные гимнастические лестницы. С удовольствием они играют мячом. Большинство ребят с азартом ездят на велосипеде (трехколесном).
Взрослые, планируя занятия для детей 3-4 лет, обязательно должны уделять внимание физическому развитию. Ведь основная цель - вырастить гармоничную личность.
Для занятий можно использовать такие варианты, как:
- зарядка (в музыкальном сопровождении, со стишками);
- (ребенок учится катать, ловить, бросать);
- (можно использовать бревно, горку);
- бег (игра в догонялки, с небольшими препятствиями);
- прыжки (классики, скакалка, барьеры, резинка);
- гимнастические лестницы (используются перекладины, кольца, лесенка, канат);
- плаванье, водные игры (лучше всего - в бассейне, в домашних условиях - в ванне или на пляже);
- танцы;
- подвижные игры (здесь можно придумывать самые различные методики, к примеру, искать припрятанный «клад»);
- катание на самокате, велосипеде, роликах.
Творческие занятия
Все малыши с удовольствием включаются в вышеназванные задания. Как же они радуются, оглядывая шедевр, созданный собственноручно.
Занятия для детей 3-4 лет в детском саду включают:
- аппликации (используются ткань, бумага, природные материалы);
- лепку (из соленого теста, пластилина);
- рисование (карандашами, красками, фломастерами, ручками);
- поделки (изготавливаются из тканей, природных материалов, бумаги).
Развитие мелкой моторики
Очень важно не упускать данный момент. Многие родители, которые проводят занятия и игры для детей 3-4 лет дома, о моторике совсем забывают. А зря, ведь данный навык является сильнейшим стимулом для развития у ребенка памяти, мышления, речи и внимания.
Отличными занятиями являются:
- застегивание, перебирание (можно использовать и обычные застежки, кнопки, пуговицы, петельки);
- выкладывание рисунков или узоров (из камушков, крупы, ракушек);
- игры в песочнице;
- конструкторы, кубики;
- разнообразные шнуровки;
- (под определенные детские стихотворения выполняются различные жесты - хлопанье, сжимание, разжимание кулачков и прочие).
Ролевые игры
Психологи рекомендуют с детства давать понятие детям о социологии. Данные навыки следует формировать именно в процессе сюжетно-ролевых игр. Например, рассмотрим важность занятия для детей 3-4 лет по теме «Посуда». Малыши, в особенности девочки, «примеряют» роль взрослого человека. Это позволяет получить определенные навыки, которые пригодятся в будущем. Впечатления, отложенные у детей, позволяют формировать правильные ценности - радушное принятие гостей, умение сервировки стола. А у некоторых закладываются будущие интересы и увлечения.
Достаточно легко придумать самые различные ролевые игры. Некоторые из них:
- игра (с пупсами, машинками, самолетами);
- кукольный театр (можно и самим инсценировать любимые сказки).
Развитие логики
Как выше отмечалось, малыш уже достаточно сообразителен. Различные задачки вызывают у него большой интерес. Заготовьте заранее специальный материал для данных занятий.
- понятие «один - много»;
- сравнение «маленький предмет - большой»;
- ознакомление с понятиями «верх», «низ»;
- длинный - короткий;
- классификация предметов (например, группы - птицы, деревья, овощи);
- высокий - низкий;
- цветовая гамма.
Для таких занятий целесообразно использовать заготовленные карточки. Как правило, малыши с удовольствием выбирают из группы предметов «лишний», любят искать изменения в картинках. Нравится им находить нужные пары.
Развитие речи, счета, чтения
В данном возрасте, по мнению психологов, уже можно внедрять «учебные» темы для занятий. Детей следует заинтересовать игровой формой. Грамотно спланировав «урок», можно легко обучить ребенка.
Перечень занятий:
- изучение букв;
- чтение;
- изучение цифр;
- счет предметов;
- добавление в стихотворение пропущенных слов;
- пересказ историй, сказок;
- описание картинки, предмета;
- отгадывание загадок;
- разучивание песенок, стихов;
- прослушивание сказок.
Окружающий мир
Вкладывая в голову ребенка понятия о явлениях природы, различных предметах, вы не должны забывать о прививании нравственности. Разработайте специальные занятия для детей 3-4 лет о доброте. Объясните на понятном малышу сказочном языке, почему нужно заботиться, помогать. Разъясните, как следует дружить. На примере сказок подтвердите, что лишь добрые отношения могут перебороть зло.
Чтобы познакомить ребенка с окружающим миром, затроньте следующие темы:
- животные;
- семья;
- времена года, дни недели, месяца;
- растения;
- космос;
- география (страны, реки, горы);
- назначение предметов (съедобное или нет);
- измерение (веса, длины, объема, роста);
- человек (доступные анатомические понятия);
- бытовые навыки;
- вежливость, этикет.
Заключение
Все занятия для детей 3-4 лет не только помогут воспитать гармонично развитую личность, но еще доставят неимоверное удовольствие от радости общения с малышом. Ведь нет ничего прекрасней, чем радоваться вместе с крохой его первым работам, открытиям. Особенно если малыш «создает шедевры» и в жизни, проявляя к окружающим любовь, доброту и нежность.
Конспект занятия «Мебель и ее назначение» для детей 3-4 лет
Цель: познакомить детей с разными видами мебели.
Возраст: 3-4 года
Программные задачи: связная речь: учить детей четко и понятно отвечать на
поставленные вопросы по назначению мебели;
з.к.р: закреплять правильное произношение гласных и согласных;
словарь и грамматика: учить употреблять в речи существительное
с обобщающем значение – мебель.
Оборудование и материалы: игрушечная мебель, счетные палочки, игрушка слон, игрушка заяц;
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог: (Читает стихотворение А.Кондратьев «Приветствие»)
Доброе утро!
Птицы запели.
- Добрые люди,
Вставайте с постели
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по долам
Я вас всех приветствию и приглашаю вас покататься на велосипеде (Дети садятся на стульчики и имитируют движения велосипедистов под муз. Екатерины и Сергея Железновых «Велосипед»)
Слушать песенку «Велосипед»
Скачать песенку
)
2. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика «Слон»
Педагог: Ребята, посмотрите кто нас встречает? (Слон)
- Чтобы не испугать слона мы тоже превратимся в слонов.
Буду подражать слону
Губы хоботом тяну,
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю (губы вытянуть вперед)
Педагог: Отправляемся дальше
Дидактическая игра «Мебельный магазин»
Педагог: Наш велосипед остановился. Что это за здание, давайте зайдем.
(На столе у педагога кукольная мебель)
Педагог: Ребята, так ведь это же магазин.
- Посмотрите и назовите, что продают в этом магазине. (стол, стул и т. д.)
- Сто, стул, кресло, диван, это? (мебель)
- Мы с вами попали в мебельный магазин. В мебельном магазине продают разную мебель.
- Для чего необходим нам диван? (лежать, спать и т. д)
- Для чего необходим шкаф?
- Зачем нам кресло? Табурет? Кровать? И т. д.
Пальчиковая гимнастика «Мебель»
Педагог: Какой мебели, здесь нет? Посмотрите на чем вы сидите? (стул).
- Посмотрите, где лежат карандаши, краски? (стол)
- Эти предметы мебели в магазине разобрали. Давайте пальчиками покажем, как выглядит стол, стул
«Стул» Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье (левая ладонь строго вверх, к ее нижней части приставляется правая, сжатая в кулак)
«Стол» У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка (левая рука сжата в кулак, сверху на него опущена ладонь правой руки)
Дидактическая игра «Добавь слово»
Педагог: Про предметы мебели можно сказать ласково, красиво. Во так.
стол - столик,
стул – ….. (стульчик),
диван – ….. (диванчик),
шкаф – …..(шкафчик).
Дидактическое упражнение «Познакомимся»
Педагог: Ребята посмотрите, кто это выглядывает из-за куста? (зайка).
- Зайка, не бойся, выходи. Познакомься с ребятами. Ребята возьмите, погладьте зайку. Давайте зайке скажем свои имена, только говорить мы будем по очереди, чтобы зайке было понятно и, чтобы он запомнил наши имена
(Дети передают зайку из рук в руке и называют имена)
- Расскажите зайке где мы с вами были. (в мебельном магазине)
Дидактическая игра «Собери из палочек»
Зайка: А у меня никогда не было мебели
Педагог: Не переживай зайка ребята для тебя сейчас мебель соберут из палочек
«Табурет» На табуретке сидят за столом,
И без нее неуютен наш дом (три палочки: две вертикально, одна горизонтально)
«Кровать» Поставим в спальню мы кроватку,
И спать на ней мы будем сладко.
(четыре палочки: две вертикально, две горизонтально)
3. Итог занятия
Педагог: Ребята, нам пора возвращаться домой. Папы и мамы нас уже ждут.
- Где мы сегодня с вами побывали? (в магазине мебели)
- Что продается в мебельном магазине? (мебель)
- Куда бы вы хотели отправиться на следующем занятии?
Конспект игры - занятия для детей 3 – 4 лет.
Составила воспитатель I категории Елюкова А. Е
«Встреча в осеннем лесу»
Цель:
- развитие речи, воображения и умение имитировать заданный образ;
- обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;
- сплочение группы, развитие эмпатии;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;
-развитие координации речи с движением.
Ход занятия
Приветствие.
Воспитатель показывает детям картину, на которой изображен осенний лес. Дети рассматривают картину, называют время года, объясняют, по каким признакам они определили, что изображена осень. Воспитатель говорит:
- Давайте представим, что мы идем на прогулку в осенний лес.
Дети встают друг за другом и идут по кругу. Воспитатель рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
По ровненькой дорожке, Движутся обычным шагом.
Шагают наши ножки
По дорожке мы шагаем
И в ладошки ударяем Хлопают в ладоши
Топ – топ ножки, топ Топают ногами
Хлоп – хлоп. Ручки хлоп Хлопают руками
А теперь по камушкам,
по камушкам по камушкам, Движутся большими шагами.
По кочкам, по кочкам, Выполняют прыжки с продвижением вперед.
По маленьким листочкам, Движутся мелкими шажками.
В ямку - бух! Приседают на корточки.
Воспитатель говорит:
- Ну вот, мы и в лесу. И кто – тут нас поджидает? Дети называют.
Воспитатель рассматривает с детьми игрушечного ежа. Воспитатель говорит:
- Ежик проголодался. Давайте его покормим (на столе лежат картинки с изображением косточки, меда, травы, морковки, рыбы, яблок и грибов) Выберем и наденем ему на иголочки только то, что он любит больше всего (дети надевают ежику на иголочки грибы и яблоки).
Воспитатель говорит:
- Ежику понравились угощения, и он принес вам подарки вот такие мячики (мячики-ежики), давайте мы с вами немного в них поиграем.
Проводятся упражнения с мячами – ежиками.
Воспитатель говорит:
- Пока мы с вами играли, ежик собрал в лесу кленовые листочки. Он просит вас правильно разложить листочки по корзинкам.
Воспитатель дает каждому ребенку набор кленовых листьев, выставляет три корзинки - красную, желтую и зеленую. Дети раскладывают листья по корзинкам соответствующего цвета.
Воспитатель говорит:
- Ну вот нам пора возвращаться в детский сад, а на прощание мы споем ежику песенку.
Выбирается ребенок, который будет изображать ежа. Он садится и обхватывает руками колени (или ложится и сворачивается калачиком). Воспитатель и остальные дети встают вокруг него и поют песенку.
Шли по лесу не спеша,
Вдруг увидели ежа.
- Ежик, ежик, - мы друзья,
Дай погладить нам тебя.
Все наклоняются и ласково прикасаются к «ежику». Игра повторяется 2-3 раза.
Подводятся итоги занятия. Дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось. Все прощаются до следующей встречи.
На занятиях по изодеятельности можно раздать детям листочки с изображением ежика и предложить определить чего не хватает у ежика и дорисовать или вылепить иголки у ежика.
Младший дошкольный возраст - важный этап в развитии детей, который характеризуется активным обогащением жизненного опыта ребят через знакомство с новой информацией, а также усвоение способов её восприятия: накопление, систематизацию и анализ. В связи с этим ведущую роль в образовательном процессе с детьми первой (1,5–3 лет) и второй (3–4 года) младших групп приобретают занятия, которые нацелены на полноценное развитие воспитанников в разных направлениях учебно-воспитательной деятельности.
Миссия развивающих занятий в первой и второй младших группах
Развитие - это важная составляющая целей любого образовательного курса, практикуемого с воспитанниками детского сада. Более того, те или иные аспекты развития являются обязательной частью не только непосредственной образовательной деятельности (НОД), но и режимных моментов, развлечений. Поэтому, рассматривая цели и задачи занятий по развитию в таком широком смысле, уместно говорить о миссии этого направления в целом в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Цели и задачи занятий по развитию определяются стратегиями изменений психолого-педагогических характеристик детей первой и второй младших групп.
Цели развития определяются возрастными особенностями малышей 1,5–4 лет
Цели занятий по развитию с детьми 1,5–3 лет
Суть занятий по развитию в первой младшей группе определяется отработкой трёх фундаментальных для малышей 1,5–3 лет жизненных приобретений - прямохождения, речи и предметного взаимодействия. Это:
- обучение манипулированию с различными предметами, уясняя их назначение (в процессе игр);
- формирование способности понимать и использовать речь в общении (расширяя пассивный запас слов, переводя его постепенно в активный);
- воспитание коллективного духа (даже с учётом того, что дети первой младшей группы действуют, играют не вместе, а рядом, они видят, что все виды работы выполняются одновременно и задачи едины для всех).
Цели занятий по развитию с малышами 3–4 лет
Во второй младшей группе продолжается стратегия осуществления целей, поставленных ещё в прошлом учебном году. При этом акцент, в силу того, что в 3–4 года дети осваивают обширный комплекс звуков и грамматики языка, делается на развитии речи:
- включение детей в диалог (со взрослым, друг с другом);
- стимуляция любознательности как средства познания мира (в силу возраста дети постоянно задают вопрос «почему», который взрослым ни в коем случае нельзя оставлять без внимания);
- понимание преимуществ коллективных игр (весело, интересно, ново).
Задачи развивающих занятий зависят от образовательной области, в рамках которой они рассматриваются.
Если в первой группе основными показателями развития являются освоение прямохождения, речи и предметного взаимодействия, то во второй акцент делается на развитие навыков общенияи умения работать не рядом, а вместе
Таблица: основные задачи развивающих занятий в первой и второй младших группах
Образовательная область | Задачи для первой младшей группы | Задачи для второй младшей группы |
Познание |
|
|
Социально-коммуникативное направление |
|
|
Речевое развитие |
|
|
Физическое развитие | Обучение координации частей тела при выполнении упражнений с одним видом физической нагрузки (только бег или только прыжки). | Продолжение работы по тренировке координации движений, но в упражнениях со 1–2 сменами действий (с ходьбы на бег или с ходьбы на приседания, а затем на прыжки). |
Xудожественно-эстетическое развитие |
|
|
Это интересно. Во второй младшей группе взрослый становится для ребёнка образцом для подражания, и желание копировать его действия вступает в противоречие с реальными возможностями маленького человека. Разрешению этого внутреннего конфликта способствуют сюжетно-ролевые игры, в которых малыш может исполнять роль врача, воспитателя, мамы или папы.