Бурятский головной убор. Национальный костюм бурятского народа
Национальная одежда бурят состоит из «дыгиля» - род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным; летом у некоторых бурят «дыгиль» заменяется суконным кафтаном подобного же покроя.
В Забайкалье же летом в большом употреблении халаты, у бедных - бумажные, а у богатых - шелковые. Левая пола запахивалась на правую сторону и застегивалась на боку. Халат подпоясывался ремнем из кожи или ткани. В ненастное время сверх дыгиля в Забайкалье надевается «саба», род шинели с длинным крагеном; а в холодное время года, в особенности в дорогу - «даха», род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу. Дыгиль (дэгиль) стягивается в талии ременным кушаком, на котором висят нож и принадлежности курения: огниво, ганза (маленькая медная трубка с коротким чубуком) и кисет с табаком. До курения буряты большие охотники, так что все курят, не исключая женщин и детей.
Нижняя одежда - штаны и рубаха - русского покроя. Узкие и длинные штаны делаются из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка, обыкновенно из синей дабы, у большей части населения не моется и не снимается до износа. Обувь состоит из «унтов», нечто вроде сапог из кож жеребят - или обыкновенных сапог; летом в некоторых местностях носится обувь вязанная из конских волос, с кожаными подошвами. Голову покрывают мужчины и женщины круглой серой шляпой с небольшими полями и с красной кисточкой наверху. Мужчины обыкновенно коротко стригут волосы; некоторые носят небольшие косы, ламаистское духовенство бреет себе головы.
Одежда женская отличается от мужской украшениями и вышивкой; так, дыгиль у женщин оторачивается кругом цветным сукном, на спине - вверху делается сукном вышивка в виде квадрата и на одежду нашиваются, кроме того, медные и серебряные украшения из пуговиц и монет. В Забайкалье этих украшений нет; женские халаты состоят из короткой кофты, пришитой к юбке; женщины-буддистки, давшие известный духовный обет, носят через плечо красные суконные ленты. Костюм девушки отличается отсутствием «уджи» (род безрукавки, обязательно надеваемой всеми женщинами поверх дыгиля) и головного убора - обруча, разукрашенного кораллами и серебром.
Особенно много стараний прилагают бурятки к украшению головы: при отсутствии длинных природных волос их заменяет конский волос; замужние заплетают волосы в 2 косы, часто соединяя их между собой металлическим кольцом; концы кос вкладываются в бархатные чехлы, украшенные кораллами и серебром, и спускаются на грудь; у девушек косичек бывает от 10 до 20, украшенных множеством монет; на шее бурятки носят кораллы, серебряные и золотые монеты. В ушах висят огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей видны «полты» (подвески); на руках серебряные или медные «бугаки» (род браслетов в виде обручей) и т. д. Все украшения, а в особенности головные, сильно разнятся по степени богатства и месту жительства буряток.
Одежда бурят википедия
Поиск по сайту:
Бурятский национальный костюм — это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его эстетика, культура, обычаи.
Традиции в национальной одежде бурят связаны, прежде всего, с кочевым образом жизни и суровым континентальным климатом, с резкими перепадами температур. Национальная одежда бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни.
Длительная езда в седле требовала такой одежды, которая не стесняла бы движения седока. Скотоводство обусловило выбор материалов, из которых шилась одежда. Из овчин шили шубы, из кожи — сапоги, из шерсти — чулки и т.д.
Зажиточные буряты шили костюмы из дорогих тканей и пушнины (соболя, байкальской нерпы и др.), украшения изготавливались преимущественно из серебра. По одежде можно было определить социальный статус, место проживания человека и род (булагаты, эхириты, хори, хонгодоры).
Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах — дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний).
Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая покрывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл шился преимущественно из хлопчатобумажной ткани, а праздничный — из шелка, бархата.
В свою очередь дэгэлы имеют две полы — верхнюю (гадар хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового.
Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы (энгэр), где вшиваются три разноцветные полосы. Внизу желто-красного цвета (хуа yнгээ), в середине чёрного цвета (хара унгээ), на верху разнообразные: белый (саган унгээ), зелёный (ногон унгээ) или синий (хухэ унгээ).
Первоначальный вариант был — желто-красный, чёрный, белый. Данное разделение по цветам в далнейшем легло в основу образования родов (омог) — Хуасай, Харгана, Сагаангууд.
Обязательным атрибутом мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам.
Женская одежда состояла из рубахи — самса и штанов — умдэ, поверх которых носили халат — дэгэл. Одежда менялась в соответствии с переходом из одного возраста в другой, с изменением положения в обществе, семье и строго соответствовала возрасту женщины.
Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали талию.
В возрасте 14-15 лет девушки меняли прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма-тууза закрывала в нем линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.
Выходя замуж, девушки заплетали две косы, в соответствии с обрядом уhэ заhаха («переплетение волос»).
Буряты: национальный костюм мужской и женский, фото
Для исполнения этого обряда собирались близкие родственники жениха, подруги невесты.
Женский свадебный наряд — дэгэлэй надевался поверх платья, оставляя перед открытым, сзади на подоле имелся разрез. У замужних женщин костюм состоял из сборчатой юбки и кофты, сшитых на уровне талии, левая пола запахивалась на правую и застегивалась у ворота, на плече и на правом боку, на особые пуговицы — тобшо. Ворот был невысокий стойка или отложной.
Рукава у основания были широкие и имели сборки на плече, отделывались парчой и тесьмой в середине по шву.
Верх халата покрывался какой-либо материей, иногда шелком, внутри дэгэл обязательно имел подкладку. Подол юбки и края обеих пол до кофты обшивались полосами цветной материи. Иногда подол украшался мехом выдры.
Дополняющая наряд безрукавка (уужа) — обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен.
У восточных бурят безрукавка — эсэгын уужа — была короткой и состояла из одного жилета. У западных бурят безрукавка — сээжэбшэ или хубайси — имела жилет и пришитую к нему сборчатую юбку. Нарядную безрукавку украшали спереди вдоль разреза серебряными монетами или пуговицами из перламутра. Подобно халату она делалась на подкладке. Эта деталь костюма играла важную роль в быту женщины, она не должна была показываться мужчинам, не надев безрукавки, а также она должна была всегда носить на голове шапку.
Буряты, придавали большое значение украшениям.
Женские украшения восточных бурят отличались сложностью, многосоставностью и многокомпонентностью. Они были выполнены в основном из серебра со вставками из коралла (наиболее ценным считался розовый коралл), бирюзы, янтаря.
Традиционно считается, что головной убор восточных бурят составлен так: верхняя часть головного убора обозначает небосвод — тэнгэри, красные кисточки — лучи солнца — наран, нижняя часть – землю — газар. Ниспадающие на грудь с головного убора височные украшения и серьги символизируют звезды, солнце, луну, дождь, снег и др. Шейные и нагрудные украшения (гуу) обладают плодородной символикой и соответствуют знаку Земля.
Наиболее распространенными украшениями были: кольца (бэhэлиг), перстни (бультуру), которые носили почти на всех пальцах, иногда в несколько рядов, за исключением среднего пальца.
На обеих руках у женщины были серебрянные браслеты. Браслеты и серьги носили постоянно, не снимая. Нагрудное украшение представляло собой систему орнаментированных серебряных медальонов (гуу, урлэй гэр) квадратной формы (тэбхэр гуу), треугольной – (зурхэн гуу) а также круглой и аркообразной. В них, как в обереги, обычно вкладывались молитвы на тибетском языке.
Характерной особенностью головных украшений является обилие ниспадающих сверху вниз височно-нагрудных украшений из коралловых бус и серебра (даруулгын huuхэ) в виде массивных литых серебряных колец (ээмэг) и множества подвесок.
Длина этих украшений составляла от 22 до 75 см, а ширина от 30-50 см. Другой тип височно-нагрудных украшений (huuхэ-хонхо) представляло собой ожерелье с колокольчиками.
Наплечное украшение (мурэнэй гуу, ээмэг-шурэтэй, утакан сасагтай) бытовало у девушек и молодых женщин только хоринских родов. Его пришивали на халат (девушке) или безрукавку (женщине). Украшение состояло из серебряной основы конусообразной круглой или квадратной формы, полой внутри и с коралловой вставкой по центру.
По краям с обеих сторон спускались снизки из бисера, кораллов, жемчуга или серебряных цепочек с шелковыми кистями на концах две спереди и два ряда сзади.
Молодые женщины и девушки на выданье носили боковые подвески (hанжуурга). Это украшение состояло из двух круглых серебряных пластин (бэкын хантарга, бэлэ), которые закреплялись с обеих сторон на уровне пояса у молодых женщин, у девушек на поясе. К одной пластине на плетеной шелковой ленте или серебряной цепочке подвешивались щипцы, уховертка (культибша), зубочистка (шуднэй шэгшуур).
На другой пластине висели маленький замочек, миниатюрный нож (хутага) и огниво (хэтэ). Подвески заканчивались пышными кистями из шелковых нитей красного, зеленого и желтого цветов.
БУРЯЦСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
Текст работы загружается без изображений и формул.
Полная версия работы доступна на вкладке «Файлы файлов» в формате PDF
введение
Бурятский народный костюм является частью многовековой культуры бурятского народа. Он отражает его культуру, эстетику, гордость и дух. Костюм одной из многоязычных народов Забайкалья и региона Байкал всегда привлекал внимание путешественников, поскольку они повлияли на историческую судьбу жителей этих регионов, как на специальность, как на ландшафт и природу.
И женщины, и мужчины занимались производством одежды Бурджата. У портного должны быть много знаний и навыков, в частности, он был художником и вышивкой, клейкой и стеганой, занимающейся одеждой, зная отделку, цвет. Мужская одежда-паспорт показывает свою племенную (этническую) принадлежность и символ, что означает его социальную значимость.
В конце 19 — начале 20 вв. Буратовци сохранила традиционную одежду. Но в середине 20-го века национальный костюм всегда можно было встретить. В наше время национальный костюм Бурят можно найти только на фестивалях или в постановках. Но национальный костюм, его связь, пошив — это весь склад богатства национальной культуры Бурятова. Все поколение людей не знает своей собственной культуры, они не помнят предварительных знаний своих предков, они не понимают красоту народных костюмов.
Поэтому молодое поколение должно не только признать национальный костюм в Бурятии, но и знать, ценить и сохранять его для будущих поколений.
Цель состоит в том, чтобы довести молодое поколение до национального костюма в Бурате.
1) Изучить историю развития национального костюма.
2) изучают сорта национальных костюмов.
3) Познакомиться с древним национальным костюмом семьи Аюевых.
Важность наших исследований выражается в популяризации национального костюма для последующего развития интереса к культуре Бураха. Целью исследования является национальный костюм Бурят. Предметом исследования является тип народного костюма «Бурят». Исследовательская гипотеза — национальный костюм Бурджат — это память о предках и культуре для потомства.
1. Изучение национального костюма Бурят
первый
1 История развития и разнообразия национального костюма Бурят
Костюм Бурята был результатом длительного процесса развития от простого до сложного, от утилитарного до эстетического.
Материал и техника производства зависят от степени развития экономики и культуры. Основной деятельностью Бурятова было выращивание крупного рогатого скота. Для изготовления костюма использовались овчины, кожа и другое переработанное сырье.
Шкуры животных использовались в течение длительного времени. В конце 19-го и начале 20-го века наблюдалось частичное удаление традиционной кожи, кожи и преобладающее использование русских и западных тканей. Последнее особенно характерно для Бурдж-хайят.
В Забайкалье китайские хлопчатобумажные и шелковые нитки продолжали использоваться с российскими тканями. Burjati использовала ткани в умной одежде; качеством материала и украшений был костюм богатых.
Стоит упомянуть об известном единстве костюма Бурджат. Обрезка одежды на талии — особенность бурятского костюма.
Традиционный костюм, как мужское, так и женское нижнее белье, состоящее из футболок (Самса), брюк с широким шагом (um), верхней одежды (дегель) с запахом слева направо со специальными головными уборами и туфлями для бурят.
Женская одежда менее восприимчива к изменениям и, как более консервативный вариант, сохранила многие старые функции. Изучение разреза частей костюмов показало наличие двух видов одежды: малины (морина самса) и глухих (Урбах, Учаны). Одевание рубашки, по сути, представляет собой короткое платье с ароматом левого пола, оно имеет название "kwanghi"; "трет", Глубокая рубашка появилась на Буряцке под влиянием соседнего русского населения, которое характеризуется такими рубашками.
Существовали два вида мужской одежды. Первый тип включает проглоченных пастухов — кочевников с характерным запахом "jestehas" (мужской мех). Второй тип включает внешнее платье Бурджатской части Байкальского региона с плоским разрезом спереди, с краем, простирающимся на дно. Зажимы, которые касались дна, достигали прямой режущей мельницы. Особенностью мужского костюма был пояс.
Материал, техника и назначение отличались: трикотажные, тканые, сплетенные с волосами, шерсть. Они были более элегантными, чем кожа с серебряными пластинами. Изучение их приводит к заключению, что было более молодое собрание, пояс был необходим как амулет, затем пояс был признаком мужественности, отличительным знаком в иерархии службы.
Украшение металлических пластин поясов было глубоко традиционным и отражало взгляд на мир его создателей. Эти мотивы являются общими с украшениями других народов Центральной Азии, южной Сибири и характерными для разных исторических периодов.
Головной убор был разнообразным, наряду с традиционным отечественным Burjata, который они носили и покупали. Различия были разными по размеру. В Забайкалье одежда была связана с богатыми предками. Самый старый — это шляпа "Juden" с наушниками и полукруглым вырезом, который покрывает шею, которая носилась в плохую погоду.
Бурят из Байкальской области имел голову с круглой головой и узким краем вдоль края "Татари мамай "(Тартарная крышка). Шляпа была также известна здесь "хобби", Позже они были заменены шапкой куба. Мужский костюм был знаком места носителя в иерархии услуг. Одежда, которая вела себя, отличалась от одежды сотрудников. "Люди Улуса" одежда из хлопчатобумажных тканей: даламба, пальто. Право носить шелк и парчу было привилегией князей и богачей: аристократия носила голубые платья.
Художник с изображением дракона (вышивка, ткачество) показал высокое положение и источник носителя. Верх с высокой короной, с камнями синего, белого, красного цвета, был украшен костюмом чиновника. Дети обоих полов носили одежду как мужчины. Девушка до свадьбы могла носить такую одежду с поясом.
Для женской одежды характерно, что они отрезали ремень — мельница состояла из широкого крыла и тренажерного зала, рукава состояли из буфов или прямо без ведра.
Замужняя женщина не имела права носить пояс. Женский костюм по возрасту, женщина изменилась с одного периода на другой и изменила семейное положение.
Одежда Бурят
Все это сопровождается соответствующими ритуалами. Если до периода зрелости девушка держала платье для мужских костюмов, которые носили крылья, большие девочки прорезали талию платья, но с рукавами, за исключением половины рукава для мужчин.
Декоративный патч обошел пояс, женился только на фронте. Оснащенный волосами и украшениями, а также подходящее и общественное положение, декоративный пик отличался от костюмов других возрастных групп. В верхней одежде замужних женщин некоторые особенности, основанные на деталях, были соблюдены в принципах декоративного дизайна и реализации. Элегантная одежда молодой замужней женщины в полной форме различает ряд местных подтипов.
Пожилая женская одежда различалась в упрощенных формах и границах. Появление одежды европейского стиля является одним из самых важных явлений женской одежды Бурата с 19-го и начала 20-го веков. Но удлиненные рубашки "Самса" в Забайкалье и одеть плоские холсты на кокету "халдейский" в Байкальском регионе существует в течение длительного времени. В костюмированном костюме Бурятского Байкальского региона можно найти географическое — общее отделение: костюмы Боханского, Алярского и Вершнелен, которые можно отнести к булгатам и эхиратам.
Интересно знать, что одной из отличительных особенностей является обувь.
1.2 История древнего костюма семьи Аюевых
В 1987 году этнографы из Улан-Удэ пришли к посещению семьи Аюджа. Слухи дошли до столицы Бурджации, которая сохранилась на левом берегу Ангары в древнем уходе Заходы, которому более ста лет.
Анфиса бабушка, которая жила в мире в течение 101 года, оставила четверо детей и внуков, и, возможно, самое важное — хорошее воспоминание о тревожном чувстве любви, мудрости, любви и заботы о руках. Именно эти руки дали наследию отпрыска невероятную вещь — дегельдировать старую породу, но национальная зимняя одежда бурятских женщин. В конце прошлого века это пальто дало Анфиси свадьбу матери.
Это было очень элегантно, и поэтому оно использовалось для некоторых церемониальных случаев. Возможно, это выродилось, когда Ансиса Андреевна двигалась после смерти сестры и от сестры до племянника Галины, все еще выглядит новой. Но в течение полутора веков Дегель — очень редкая вещь. Галина Георгиевна Вежливые гости Аюева убеждены, что они продали семейную реликвию за большие деньги, но ничего не оставили.
Внучка бабушка Анфиса не смогла продать свою память своей любимой бабушке, но она всегда счастлива на выставках для отправки дегель. Пусть молодые взглянут на то, как их бабушки были одеты в старые времена. В конце концов, это история, культура наших людей. Пройдет время, и такая одежда будет видна только на рисунках и рисунках.
Поэтому логично приступить к описанию дегеляции. Об этом рассказал нам владелец старого бурятского платья Галин Ауэва. «Дагель — верхнее зимнее платье». Мой прабадо был швеей. С тех пор платье практически не восстановлено. Он защищен от кожи и меха вручную. В ядре длинного ягненка, покрытого плюшевым темно-зеленым цветом, украшенными декоративными линиями: китайский шелковый зеленый, желтый и черный бархат. Готово с мехом (halyun).
Пальто достаточно длинное и хорошо защищено от степных ветров и сильных морозов. Режущая кромка на линии ремня: состоит из обширного края корсета (више) (HORM), который завинчивается в поясе и шьет рукава (анкеры). В верхней части пальто, hupaahi одет (с черной рубашкой с короткими рукавами, сделанными из тарелки). Передняя сторона не сходится, края закончены цветной полосой дорогих тканей и сшиты с ними серебряными монетами.
Дополнение к этому пальто всегда служило кепкой (бордо маэгай), вышло из парчи и украшено меховым халлинуном. Корона шапки украшена щеткой из золотого золота и медных нитей (зал), а серебряная монета укреплена сверху.
Белла Федоровна Мушкирова (двоюродная сестра Галина Георгиевна) сказала, как они делали архан (овчину) перед тем, как шить одежду, одетую в такую последовательность:
1. Вымакивали в дрожжах (кислый молоко) и вышли на 2-3 дня.
2. Затем они сложили кожу овец и ушли на один день.
3. После этого он взял стержень длиной 30-40 см и диаметр 6-8 см, задние ноги овчины, обернутые вокруг этой палочки. И сторона шеи была прикреплена к стене на специальной башне и начала поворачиваться, затем в один и другие 3-4 дня.
4. Затем поклонились ножки и колени из кожаной стружки с помощью специальных приспособлений, удаленных гуаром (расплавленный, изогнутый нож с двумя ручками) и Dimethyl hederge.
Овечья кожа после обработки звучала, например. шутил.
5. После переодевания овчину промывали водой с добавлением небольшого количества сыворотки, затем смяли руки, которые сидят на солнце или зиму в непосредственной близости от печки.
6. В стаде копала яма была вырыта около 50 см в глубину и 20-30 см в диаметре, там были установлены сосна и сушеный навоз, чтобы огонь не горел, а курил.
7. Затем две шкуры были склеены и поставили огонь в форме юрты. Кожа была пропитана дымом, приобрела определенный цвет, и только тогда была наружная одежда.
Вместо ниток мы использовали китов, которые также сушили, а затем делили на тонкие полоски в виде нити. Все эти тяжелые работы выполнялись женщинами.
вывод
Жизнь не стоит на месте, прогресс и цивилизация будут менять нашу жизнь медленно или быстро.
Наш язык, наш образ жизни, наша одежда — со временем все меняется. С одной стороны, такое явление неважно, все в мире должно со временем меняться, развиваться и не стоять на месте. С другой стороны, в таком новом курсе мы теряем незабываемые, дорогие и незаменимые — нашу историю и культуру. И зависит только от нас, можем ли мы сохранить нашу историю, культуру, память о наших предках и передать ее нашим потомкам.
Или отменить старые заветы как ненужное эхо прошлого и продолжать жизнь без поддержки, без помощи предков, без богатства и разнообразия нашей культуры.
В результате моих задач я сделал следующие выводы:
1) Народный костюм Burjaat со временем изменился.
2) разновидности национального костюма «Бурят» были подчинены социальному статусу.
3) Старый национальный бурятский костюм — это память о потомках, особенно в семье Аюевых.
4) Вы узнаете тяжелую работу крестьянской жизни из рассказа об этом костюме.
1. Материалы, предлагаемые школьным музейным уголком.
2. Материалы семейного архива Аюева Г.Г.
3. Ресурсы веб-ресурсов: www.vikipedia.ru .
Приложение 1
Наташа Приказчикова показывает семейный костюм Айева.
Охоткова Оксана Александровна 1
30-09-2017Фото Анны Огородник
29 сентября на главной книжной ярмарке Бурятии «Книжный салон-2017» Этнографический музей народов Забайкалья провёл презентацию книги о традиционном праздничном женском бурятском костюме. Она сопровождалась красочным дефиле, которое вживую проиллюстрировало содержание издания. Девушки, демонстрировавшие наряды, произвели фурор и по многочисленным просьбам публики вышли на бис, сообщает ИА Буряад Yнэн.
«Нам важно показать, что буряты носили красивые праздничные костюмы и были достойны их носить. Действительно, коллекция которую мы представили, над которой мы так потрудились, говорит о том, какую красивую, праздничную, удобную, продуманную и адаптированную в наших условиях одежду носили наши предки», – рассказывает директор Этнографического музея Светлана Шоболова.
Модели представили праздничные костюмы разных групп бурят: хори, сонголов, сартулов, хонгодоров, эхиритов и булагатов. В создании коллекции участвовала Дашима Гончикова , мастер по пошиву бурятских национальных костюмов из Агинского дома моды. Для изготовления украшений привлекли известных ювелиров - Александра Чинбата , Владимира Суворова , Ниму Будожапову , Эдуарда Куклина . Каждый из них заготавливал традиционные украшения представительниц определённых родов. Так, Эдуард Куклин работал над эхиритскими и булагатскими.
Традиционный женский костюм отражал возраст, семейное положение и социальный статус своей хозяйки, а также территориально-локальные признаки. Но при этом, был идеально приспособлен к условиям быта того времени.
«Мне кажется, что увидев сегодня, как это красиво, каждой женщине захочется в любые торжественные даты будь то Сагаалган, юбилеи, свадьбы сыновей или дочерей, просто надеть этот костюм, который носили наши предки. Это будет достойно их памяти и уважения. Любая бурятка всегда будет выглядеть красиво в национальном костюме», – уверена Светлана Шоболова.
Стоимость одного костюма – 150 тысяч рублей. В эту сумму входит сам праздничный наряд, головной убор, обувь и полный комплект украшений.
«В следующем году мы планируем дополнить настоящую коллекцию мужскими праздничными костюмами. Тогда это будет большая, полная коллекция. Конечно они очень дорогие – это праздничные костюмы, не те, что носили в повседневной жизни. Их надевали по особым случаям. Мне кажется, наши предки очень красиво жили и богато», – рассказал и.о. министра культуры Тимур Цыбиков .
Праздничный женский костюм хори бурят. Фото Анны Огородник
В женской одежде хори лиф был прямой до талии, с глубокими проймами и широкими у основания рукавами. Сами рукава были составные: широкие основания в наплечной части стягивались в густую сборку, образующую буфы, к локтям они сужались и здесь же пришивали нижнюю часть рукавов, называемую тохоног – «локоть». Её шили из ткани другого цвета или узорной парчи. Рукава заканчивались обшлагами - туруу. Для нарядной одежды их делали из плиса, бархата. Название «туруу» старожилы связывают с конструкцией обшлагов, которая повторяла форму копыта (туруу) лошади.
Обшлаг (туруу) одежды хори-буряток. Фото Анны Огородник
Декор одежды хори-буряток приходился на рукава и подол, а лиф обшивался узкой бейкой по краю. Воротник украшали узорчатой декоративной тканью, парчой или шелком красного цвета, черным бархатом, мехом выдры или мерлушкой белого цвета.
Безрукавка была обязательной частью одежды замужних женщин как обычной, так и праздничной. В народе считалось, что женщина не должна одинаково показывать волосы и спину небу. Поэтому, голова женщины должна быть покрыта шапочкой, а спина – безрукавкой.
Есть два типа безрукавок - короткая безрукавка (уужа) с глубоко вырезанными проймами, узенькой спиной, с прямым разрезом спереди, со сходящимися полами, и длиннополая безрукавка (морин уужа). У хоринских буряток морин уужа представляла собой ту же короткую безрукавку и пришитую к ней юбку в сборку. Её делали из двух полотнищ, оставляя разрезы спереди и сзади, для удобства при верховой езде. Материалом служил шелк или хлопчатобумажная ткань. Места соединения верха и низа безрукавки также украшали.
Фото Анны Огородник
Праздничный женский костюм цонголов. Фото Анны Огородник
В женской одежде цонголов лиф также был прямой, но его низ спереди и на спине выкраивался мысиком. Рукава также были составными и с буфами, но их верхняя часть немного короче и уже, чем у хори.
Фото Анны Огородник
Подол (хормой) длинный и широкий, а шили его из прямых полотен, количество которых зависело от ширины ткани. Верхний край стягивался в густую сборку. Для цонголов характерна уужа.
Праздничный женский костюм сартулов. Фото Анны Огородник
У сартулов лиф был такой же, как у цонголов. Рукава верхней одежды опять же составные, но делали их без буф, а пришивали, заложив в складки. Подол укладывали в складки. Сартульские женщины тоже предпочитали уужа.
Праздничный женский костюм хонгодоров. Фото Анны Огородник
Фото Анны Огородник
У хонгодоров лиф одежды к низу раскашивался. Рукава шили как у сартулов. Подол был таким же, как у цонголов. И хонгодорские женщины носили уужа.
Праздничный женский костюм эхиритов. Фото Анны Огородник
Лиф был прямой до талии, как у хори бурят, но проймы и основания рукавов были намного сужены. Рукава одежды эхириток и булагаток были цельными, т.е. несоставными, как у забайкальских бурят. В Прибайкалье туруу рукавов были опущены вниз, подол оформлялся в складку. Концы рукавов перед обшлагами стягивались в сборки и оформлялись полосками цветных тканей, бархатом.
Западные буряты использовали широкую декоративную нашивку на лифе. Она занимала всю верхнюю часть груди, была видна в треугольный разрез дэгэла и расходящиеся полы расклешенного хубайси - неотрезная цельнокроеная безрукавка с разрезом спереди. Шов, соединяющий верх и подол, не украшали.
Украшение оноо. Фото Анны Огородник
Безрукавка по краю проймы, по вырезу ворота и груди была обшита полосками тонкого черного сукна, с нашитыми на них перламутровыми пуговицами. По линии соединения лифа и подола также нашивались полоски черного сукна, спереди – узкие, а на спине - широкие. На наспинную часть сверху прикрепляли украшение оноо, состоявшее из кожаной основы, обшитой тонким сукном красного цвета и с закрепленными на ней прямоугольной формы металлическими пластинами. К ним прикрепляли подвесные пластины ромбовидной формы.
Праздничный женский костюм булагатов. Фото Анны Огородник
У булагатов преимущественно были распространены хубайси. Подол в расправленном виде образует полукруг, куда в зависимости от ширины вставляли треугольные клинья. Хубайси имела боковой и плечевой швы. Спину иногда делали из двух половинок при узкой ткани. Борта передней части отделывали тесьмой или планкой из сукна или сатина преимущественно черного цвета. Нарядную безрукавку украшали спереди вдоль разреза серебряными монетами или пуговицами из перламутра.
Фото Анны Огородник
Отметим, что раньше данные костюмы представили на выставке «Традиции вне времени», проходившей в Этнографическом музее в августе-сентябре. Экспозиция вызвала неподдельный интерес у посетителей на «Книжном салоне» люди очень интересовались деталями и пошивом, различиями между костюмами.
«Эта коллекция демонстрируется в относительно свободном доступе. Её вблизи более детально можно будет изучать. В отличии от коллекции исторических костюмов, которые хранятся в Национальном музее. К ним мы доступ ограничиваем», – рассказал Тимур Цыбиков.
Этнографический музей планирует провести лекции по традиционному костюму. Желающие смогут прийти на них и узнать все нюансы пошива традиционного костюма, а также значение всех его элементов.
Материал подготовлен Анной Огородник совместно с Этнографическим музеем народов Забайкалья
Анна ОГОРОДНИК
Екатерина Спирина
Конспект «Бурятский национальный костюм» по изобразительной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа»
Спирина Екатерина Юрьевна
Конспект «» по познавательной деятельности ,
Конспект «Бурятский национальный костюм » по познавательной деятельности , приобщение детей к культуре бурятского народа .
Воспитатель : Спирина Е. Ю.
Цель :
расширить представление о элементах бурятского национального костюма и назначение ;
развивать творческую активность, эстетический вкус, умения различать цветовой колорит, ритм и стилизацию элементов в орнаменте;
воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
Задачи : развивать интерес в построении композиции и сюжета бурятского орнамента ; воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества . Вызвать у детей активный интерес , эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать их, любоваться красотой.
Оборудование :
для воспитателя : компьютерные презентации о костюме ;
для учащихся : шаблоны орнамента.
Словарная работа :
Головные уборы (малгай, -верхняя одежда (зимняя – дэгэл; летняя – терлиг, -обувь (гутал) -матерчатый пояс (бэhэ,
Предварительная работа : Беседа -занятие «Бурятский народный орнамент » ,
презентации по теме «Бурятский народный орнамент »
Знакомство с репродукциями художественных произведений по теме Бурятский национальный костюм .
Орг. момент.
Звучит бурятская мелодия
Ход НОД:
Воспитатель (в национальном бурятском костюме ) :
Вы сейчас послушайте музыку, посмотрите на меня и скажите, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети : О Бурятии и о бурятских национальных костюмах .
Воспитатель : Почему вы так подумали?
Ответы детей .
Воспитатель : Молодцы! А вот и тема нашей сегодняшней НОД- показ презентации. «Бурятский национальный костюм »
Давайте вспомним, какие народности проживают на территории нашей республики.
В группе развешены репродукции художественных произведений и работы детей , где нарисован Бурятский народный костюм .
(Дети под тихую музыку рассматривают картины сначала нарисованные и сделанные из цветной бумаги руками детей и воспитателей , а затем художников).
Каждый народ имеет свой национальный костюм , по которому судят об его истории, культуре , своеобразии бытовых традиций. Ведь само слово «костюм » в переводе с итальянского языка означает «обычай» . Бурятский народный костюм привлекал своей красотой и гармонией художников разных поколений. В своих произведениях они запечатлели мужские и женские, зимние и летние, повседневные и праздничные виды костюма .
На этой выставке вы видите работы детей , где они рисуют Бурятский народный костюм .
А вот вы видите образцы народного костюма , («Одежда и украшения забайкальских бурят » , Ц. С. Сампилова (серия акварельных работ «Свадебные обряды хоринских бурят » ,», Ф. И. Балдаева, а также варианты бурятского национального костюма , изображенные современной художницей Е. Д. Будажаповой, Ц. С. Сампилов.
Акварельная серия "Свадьба хоринских бурят " 1943 год.
Дети, вам понравилась выставка?
Какие картины понравились больше всего?
Есть ли на выставке произведения художников Бурятии ?
А вы можете показать портрет Ц. С. Сампилова?
А еще я вам хочу рассказать о художнике Бурятии . Балдаев Филипп Ильич. Художник специально ездит по районам республики, собирает и изучает фольклор бурятского народа , делает многочисленные зарисовки национальных орнаментов с предметов народного быта . Многие из собранных им орнаментов вошли в его альбом «Бурятский народный орнамент » . Сегодня эта работа высоко оценивается, является вкладом в дело сохранения самобытного художественного наследия бурятского народа .
Бурятский костюм имеет древнюю и богатую историю. Многие поколения вносили в него новые элементы, имеющие глубокое смысловое значение.
Традиционный народный костюм объединяет в себе ряд предметов, необходимых человеку для повседневного обихода. Это – головные уборы (малгай, верхняя одежда (зимняя – дэгэл; летняя – терлиг, обувь (гутал) .
Ребята, а вы знаете, что неотъемлемой частью бурятского мужского костюма является матерчатый пояс (бэhэ, длина которого равняется двойному расстоянию вытянутых в стороны рук. Пояс играл важную роль в народных обрядах . Им обменивались в знак установления дружеских, родственных (брачных) отношений. С поясом связаны также определенные запреты. По поверью, его нельзя бросать на землю, перешагивать через него, разрывать.
Традиционными мужскими атрибутами являются нож, которые не только используются по своему прямому назначению, но и служат ценным украшением мужского костюма .
Особо нарядным выглядит женский праздничный народный костюм . Наиболее распространенная, конусообразная форма женского головного убора напоминает силуэт гор – обиталищ духов, хозяев, божеств. Серебряное навершие (дэнзэ, украшенное красным кораллом, символизирует солнце. От него книзу струятся красные шелковые нити, означающие солнечные лучи, несущие жизненную энергию. Нижний околыш (hарабша) в виде круга из черного или темно-коричневого бархата ассоциируется с цветом земли (почвы, питающей все живое. Состоятельные женщины отделывали его мехом соболя, выдры.
Бурятская женская одежда обычно включает длиннополый халат или платье и безрукавку. Для декоративной отделки предметов одежды применяются цветные полосы из плотных блестящих тканей – шелка, парчи, бархата, а также меховые нашивки, тесьма. Неповторимую красоту женскому костюму придают ювелирные украшения, выполненные из серебра, коралла и полудрагоценных камней.
Нарядна и женская праздничная обувь из кожи и меха. Напоминающая по своей форме унты, она более изящна, чем мужская и, по традиции, украшается вышивкой, аппликацией из кожи, отделкой из тонкого сукна или плиса.
Какие предметы бурятского костюма вам понравились ?
Чтобы вы хотели добавить к нему?
Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (На доске прикреплены фигуры мальчика и девочки в национальных костюмах , не украшены). Да, правильно, это мальчик и девочка в бурятских национальных костюмах . Давайте дадим им имена. Какие бурятские имена вы знаете ?
Дети придумывают имена.
В степи дует ветер, а наши детки без головных уборов, без обуви. Предлагаю стать мастерами, одеть наших мальчика и девочку, украсить костюмы этих детей . Но для того, чтобы вы стали настоящими мастерами, давайте вспомним, что символизируют цвета в бурятских орнаментах . Зеленый – трава, рост. Красный – огонь; желтый – солнце, золото; черный – земля; синий – Байкал; голубой – небо (на доске вывешиваются варианты бурятских орнаментов ) .
А сейчас разминка, попробуем показать в движении как меняется настроение с переменой цвета, переменой погоды.
Голубой – это утро, все просыпаются, потягиваются, зевают, настроение лирическое.
Красный – это день, дети весело играют, бегают, звучит весёлая радостная музыка.
Синий – вдруг набежала туча, стало холодно, пошёл дождь.
Жёлтый – выглянуло солнце, всё пришло в движение.
Зелёный – люди отдыхают после обеда,а мы станем мастерами, и оденем наших мальчика и девочку, украсить костюмы этих детей .
У вас на столах элементы костюмов , у кого какой элемент, объясняет, куда он крепится.
Пока работают дети, звучит бурятская мелодия
По мере окончания работы дети выходят к доске и крепят детали костюмов .
Сейчас я хочу с вами вместе вспомнить Гимн Бурятии .
А сейчас, давайте подарим голубые облака и яркие солнышки.
Если вам понравилась ваша работа, вы выполнили ее хорошо, поднимите яркое лучистое солнышко.
Если вам что- то удалось не так хорошо как бы вам хотелось, поднимите солнышко с облачком
На территории современной Бурятии люди жили ещё со времён палеолита, об этом свидетельствуют археологические находки. То есть ещё за 20-30 тысяч лет до нашей эры люди умели сохранять жизнь в тяжёлых природных условиях. Способствовал этому в большой мере и национальный костюм. Буряты с начала веков использовали для одежды то, что было у них в обиходе: шкуры животных, их шерсть, и чуть позднее - натуральные ткани.
История костюма
По обеим сторонам Байкала жили разные племена, имевшие свои этнографические особенности. Здесь было много монголоязычных родов, якутов, тунгусов, тофаларов и других народностей. Буряты как народ оформились только с середины 17 века после присоединения к Российской империи. Всё, что сохранилось в музеях и частных коллекциях, относится именно к этому времени. Сохранил свой первозданный вид Буряты занимались преимущественно скотоводством, много кочевали. Навыки, связанные с охотой и обработкой шкур, передавались из поколения в поколение.
Всё это находит отражение в костюме: найдены не только древние халаты из шерсти, кожаная обувь, но и серебряные и золотые женские украшения, возраст которых исчисляется веками.
Женская и мужская одежда
По виду костюма можно сразу определить, кому предназначена одежда - мужчине или женщине. Кроме того, для каждого периода жизни были свои различия. Совсем по-разному носили одежду юноши и девушки, мальчишки и девчонки, замужние женщины и старики. Объединяет все виды костюмов максимальное удобство и отличная защита от холода.
Буряты - коренной На их костюм оказал огромное влияние климат. Основа - дублёные шкуры, мех, шерсть, конский волос. Позже, при появлении торговых связей с Китаем и Азией, добавились шёлк, парча, чесуча, бархат. В некоторых районах использовали нити из благородных металлов. Живущим в этих краях людям всё расскажет о владельце национальный костюм. Буряты умеют точно и лаконично обозначить основные обстоятельства жизни человека.
Мужской костюм
Бурятская одежда как мужчин, так и женщин предназначена прежде всего для кочевой жизни в седле. Особенности кроя приспособили изделия к тому, чтобы в них можно было провести на коне много часов без усталости и при необходимости заночевать под открытым небом.
Непосредственно на тело надеваются рубашка из натуральной ткани (чаще всего из хлопка) и узкие штаны из грубой кожи. В таких штанах не страшна любая дорога. Обувь изготавливалась из кожи жеребят - для зимы, а для лета плелась из конских волос, а кожаная подошва просто пришивалась.
Сверху надевался зимний (дэгэл) или летний (тэрлиг) халат. Дэгэл шился из овчины, можно было украсить его бархатом или другой тканью. Летний же халат изготавливался из любой натуральной ткани.
Особенности кроя дэгэла
Халат должен прилегать к телу так, чтобы не оставлять места для холодного воздуха. Размеры халата индивидуальные, но есть обязательные части:
- спинка;
- борта;
- перёд;
- верхняя пола;
- нижняя пола.
Тело полностью облегается халатом, а полы можно использовать как постель: на одну лечь, а другой укрыться. Так облегчает жизнь национальный костюм. Буряты - очень практичный народ, и каждая деталь костюма прошла многовековую проверку. Обязательно носился пояс. Подпоясанный халат образовывал карман, в котором носили пиалу, чтобы всегда иметь под рукой личную столовую посуду. Пиалу носили в тканевом футляре, на пояс навешивали курительные принадлежности.
Как выглядит национальный костюм бурятов для женщин
Вид костюма полностью зависит от возраста, для которого он предназначен. Девочки носят длинный цельнокроеный халат, подпоясывают его. Так подчёркивается гибкость девичьей фигуры. С наступлением настоящего девичьего возраста - около 15 лет - покрой халата меняется. Халат разрезается по линии талии, надевается красивый кушак, а сверху появляется обязательный предмет женской одежды - безрукавка.
Безрукавка имеет разный вид у замужних и незамужних женщин. Короткую безрукавку были обязаны носить все женщины в присутствии мужчин. Покрытая спина - один из главных признаков приличия для женщин.
Половая зрелость девушки обозначалась серебряным сердечком в налобном украшении. Девушки, желающие выйти замуж, носили на поясе две круглые серебряные пластины. К этим пластинам крепились приспособления для ухода за собой - ножики, ножнички, уховёртки.
Всегда подчёркивают женское достоинство Буряты здесь не исключение: женщина в национальном костюме выглядит великолепно. Так, замужняя женщина одевалась в сборчатые юбку и кофту. Такой костюм позволял хорошо выглядеть во время беременности и кормления грудью.
Одежда для пожилых
Главное в этих костюмах - удобство и практичность, а также великолепная защита от холода. Носили всё то же, только крой был более свободным, а количество украшений уменьшалось. Бурятский включал также обувь, сшитую по индивидуальной мерке. Использовались два типа обуви: похожие на чулок и башмак. Вошедшие в моду не так давно угги - это стилизованная народная обувь, которая в оригинале предназначалась для стариков, у которых мёрзли ноги.
Дополнялась обувь чулками до колен, вязаными из шерсти овцы.
Шапка была обязательной частью костюма, шили её из натурального меха, чаще всего выдры. Предпочитаемая форма - коническая, хотя исследователи выделяют более 50 разновидностей.
Национальные украшения бурятских женщин
Они многообразны и многослойны. Изготавливали их из серебра с многочисленными вставками из драгоценных камней. Древние буряты считали, что в украшениях поселяются души детей, умерших предков и животных.
Украшения были оберегами рода. Носили подвески, закрепляемые на висках, спускавшиеся на грудь и шею. Обязательными были многочисленные кольца на всех пальцах рук, кроме среднего.
Для кос существовали «футляры» - различные сочетания металлических пластин и ткани. Считалось, что так сохраняется магическая сила женских волос.
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Костюм одного из многоязычных народов, населяющих Забайкалье и Прибайкалье всегда привлекал внимание путешественников, ибо в костюме бурят отразились исторические судьбы населения этих регионов, столь же своеобразных, как ландшафт и природа.
Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. Портной должен был иметь много знаний и умений, в частности он был художником и вышивальщиком, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнамент, цвета. Одежда-паспорт человека, указывает на его племенную (этническую) классовую принадлежность и символ, характеризующий его общественную значимость.
В конце 19 - начале 20 в.в. буряты сохраняли традиционную одежду. Но уже в середине 20 века национальный костюм можно было встретить все реже. В наше время бурятский национальный костюм можно встретить только на празднествах или в сценических постановках. А ведь национальный костюм, его вышивка, покрой является целым хранилищем богатства национальной культуры бурят. Целые поколения людей не знают собственной культуры, не помнят заветы предков, не разбираются в красоте национального костюма. Значит, молодое поколение должно не только узнавать бурятский национальный костюм, но и знать, беречь и хранить для последующих поколений.
Цель - привлечь внимание молодого поколения к бурятскому национальному костюму.
Задачи:
1) Изучить историю развития национального костюма.
2) Изучить разновидности национального костюма.
3) Познакомить со старинным национальным костюмом семьи Аюевых.
Актуальность нашего исследования выражена в популяризации национального костюма для последующего развития интереса к бурятской культуре. Объектом исследования является бурятский национальный костюм. Предмет исследования - разновидность бурятского национального костюма. Гипотеза исследования - бурятский национальный костюм является памятью предков и культуры для потомков.
1. Исследование бурятского национального костюма
1. 1 История развития и разновидности бурятского национального костюма
Костюм бурят являлся результатом процесса длительного развития от простого к сложному, от утилитарного к эстетическому. Материал и техника изготовления зависят от уровня развития хозяйства и культуры. Основным занятием бурят являлось скотоводство. Овчина, кожа и другие обработанные виды сырья использовались для изготовления костюма. Так же издавна применялись шкуры зверей. В конце 19- начале 20 веков наблюдалось частичное вытеснение традиционных кож, шкур и преимущественное использование тканей русского и западного производства. Последнее особо характерно для бурят Прибайкалья.
В Забайкалье же наряду с тканями русского производства продолжали частично использовать китайские хлопчатобумажные и шёлковые нити. Буряты использовали ткани в нарядном костюме; качество материала и украшений отличало костюм богатых. Следует отметить известное единообразие костюма бурят. Отрезная по талии одежда составляет особенность бурятского костюма.
Традиционный костюм, как мужчин, так и женщин состоял из нательной части - рубахи (самса), штанов с широким шагом (умдэн), верхней одежды (дэгэл) с запахом левой полы на правую со специфичным головным убором и обувь для бурят. Женская одежда менее подвержена изменениям и как более консервативный вариант сохранила в себе много старинных черт. Изучение покроя частей костюма показало наличие нательной одежды двух типов: распашной (морин самса) и глухой (урбаха, умаси). Распашная рубаха, в сущности, представляет короткий халат с запахом левой полы, она имела название "куваньхи"; "тервич". Глубокая рубаха появилась у бурят под влиянием соседнего русского населения, для которых такая рубаха характерна. Бытовали два вида мужской одежды. К первому виду относится распашная одежда скотоводов - кочевников с характерным запахом "жедехи" (мужская шуба). Ко второму типу относится верхняя одежда бурят Предбайкалья с прямым разрезом спереди, с расширяющимися к низу подолом. Сужающиеся к низу рукава пришивались к прямосрезанному стану. Отличительной чертой мужского костюма были пояса. Они различались по материалу, технике исполнения и назначению: вязаные, плетённые, тканные из волоса, шерсти. Более нарядные изготовлялись из кожи с посеребрёнными пластинками. Изучение их приводит к выводу, что улитарного назначения, пояс был обязателен в качестве оберега, затем пояс знак мужского достоинства, отличительные знак в служебной иерархии. Орнамент металлических пластин поясов был глубоко традиционным и отражал мировоззрение его творцов. Мотивы эти имеют общие с орнаментами других народов Центральной Азии, Южной Сибири и характеризуют разные исторические периоды. Головные уборы были разнообразными, наряду с традиционными самодельными буряты носили и покупные. Они различались по районам. В Забайкалье головной убор был связан с родовой принадлежностью. К наиболее древнему относится шапка "Юден" с наушниками и полукруглым выступом, закрывающим шею, которую надевали в ненастную погоду. У бурят Прибайкалья был распространен головной убор с круглым верхом и узенькой строчкой по краю "татар мамай "(татарская шапка). Здесь так же была известна шапка "ловчуг". Позже они были заменены шапкой кубанкой.Мужской костюм был показателем места носителя в служебной иерархии. Одежда простолюдинов отличалась от одежды служащих. "Улусные люди" носили одежду из хлопчатобумажных тканей: далямбы, соембы. Право ношения шёлка и парчи было привилегией князей и богачей: знать носила одежду из ткани синих тонов. Халат с изображением дракона (вышивка, ткачество) указывал на высокое положение и происхождение носителя. Головной убор с высокой тульей, с камнями голубого, белого, красного цветов отличали костюм писаря. Дети обоих полов носили одежду подобную мужской. Девушка до замужества могла носить такую одежду с поясом. Женская одежда характеризуется отрезной талией - стан состоял из широкой юбки и лифа, рукава были составные с буфами или прямые без буф. Замужняя женщина не имела права носить пояс. Женский костюм по возрасту, женщины менялся с переходом из одного возрастного периода в другой, а также с изменением её семейного положения. Всё это сопровождалось соответствующими обрядами. Если до периода зрелости одежда девушки сохраняла покрой мужской одежды, которую они носили с кушаком, то взрослые девушки носили отрезную по талии одежду, но с рукавами, сохранявшими покрой рукавов мужского халата. Декоративная нашивка шла вокруг талии, у замужних только спереди. В комплекте с причёской и украшениями, также соответствующему и общественному положению верхняя одежда девушек отличалась от костюма других возрастных групп. В верхней одежде замужних женщин наблюдались некоторые своеобразия, основанные на деталях, в принципах декоративного оформления и технологии выполнения. Нарядная одежда молодой замужней женщины в полной её форме выделяет несколько локальных подтипов. Одежда женщины пожилого возраста отличались упрощённостью форм и украшений. Появление платьев европейского покроя - одно из самые заметных явлений в женской одежде бурят 19 - начале 20 вв. Но удлинённые рубахи "самса" в Забайкалье и платье из прямых полотен на кокетке "халдай" в Прибайкалье существовали ещё долгое время. По костюму бурят Прибайкалья можно проследить территориально - родовые деления: костюм боханских, аларских и верхнеленских бурят, которые можно отнести к булагатам и эхиритам. Интересно знать, что одним из разделительных признаков является обувь.
1.2 История о старинном костюме семьи Аюевых
В 1987 году в Заходы к семье Аюевых приехали этнографы из Улан-Удэ. До столицы Бурятии долетел слух, что на левобережье Ангары в старинном улусе Заходы сохранился национальный костюм, которому больше ста лет. Бабушка Анфиса, прожив на свете 101 год, оставила она после себе четверых детей и внуков и, пожалуй, главное - добрую память о трепетном чувстве любви, мудрости, ласке и заботливых руках. Именно эти руки передали в наследство потомкам удивительную вещь - дэгэл старинного покроя, национальную зимнюю одежду бурятских женщин. В конце прошлого века это пальто подарила Анфисе к замужеству ее мать. Уж очень оно было нарядным и поэтому носилось по определённым торжественным случаям. Может, от этого дэгэл, перейдя от Анфисы Андреевны после её смерти к сестре, а от сестры к внучке Галине, до сих пор выглядит как новое. А ведь дэгэлу уже полтора века - это поистине раритетная вещь. Галину Георгиевну Аюеву вежливые визитеры уговаривали продать семейную реликвию за большие деньги, но так и уехали ни с чем. Внучка бабушки Анфисы не смогла продать память о любимой бабушке, а вот на выставки отправлять дэгэл всегда рада. Пусть молодые смотрят, как одевались в старину их прабабушки. Ведь это история, культура нашего народа. Пройдет время и такую одежду можно будет увидеть лишь на фотографиях и рисунках. Поэтому стоит подробно остановиться на описании дэгэла. Об этом нам рассказала сама хозяйка старинного бурятского наряда Галина Георгиевна Аюева. - Дэгэл - это верхняя зимняя одежда. Его шила моя прабабушка. С тех пор наряд практически не реставрировался. Сшит он из кожи и меха вручную. В основе длинношерстная мерлушка, покрыта плисом темно-зеленого цвета, отделана декоративными полосами: китайским шелком зеленого, желтого цвета и черным бархатом. Дополнена отделкой из меха выдры (халюун). Пальто достаточно длинное и хорошо защищало от степных ветров и сильных морозов. Дэгэл отрезное по линии талии: состоит из лифа (сээжэ), широкого подола (хормой), который стянут в оборку по талии, и вшивных рукавов (хамсы). Поверх пальто одевается хупаахи (расклешенная безрукавка, сшитая из плиса). Спереди борта не сходятся, края отделаны цветной полоской из дорогостоящей ткани и к ним пришиты серебряные монеты. Дополнением к этому пальто всегда служила шапочка (бортогой маэгай), сшитая из парчи и отделанная мехом халлюун. Макушка шапочки украшена кистью из крученых золотых и медных ниток (зала) и сверху укреплена серебряная монета.
Бэлла Федоровна Мушкирова (двоюродная сестра Галины Георгиевны), рассказала как выделывали арhан (овчину), прежде чем шить одежду, её выделывали в такой последовательности:
1.Вымачивали в закваске (простокваша) и оставляли на 2-3 дня.
2.Затем складывали овчину и оставляли на один день.
3.После этого брали палку длиной 30-40см и диаметром 6-8см, задние лапки овчины обматывали на эту палку. А сторона шея прикреплялась к стене на специальную планку, и начинали крутить, то в одну то в другую сторону 3-4 дня.
4. Затем ногами обхватывали шкуру и на коленях снимали мездру, при помощи специальных приспособлений гар хэдэргэ (тупой, изогнутый нож с двумя ручками) и хyл хэдэргэ. Овчина после обработки звучала, т.е. шуршала.
5.После выделывания овчину стирали в воде с добавлением небольшого количества сыворотки, а потом мяли руками сидя летом на солнышке или зимой у печки.
6. В стайке выкапывали ямку глубиной примерно 50см и диаметром 20-30 см, туда клали сосновые шишки и сушенный навоз, чтобы костер не горел, а дымил.
7. Затем сшивали две шкуры и ставили над костром в виде юрты. Шкура пропитывалась дымом, приобретала определенный цвет и только после этого из неё шили верхнюю одежду. Вместо ниток использовали сухожилия животных, которые тоже высушивали и затем разделяли на тоненькие полоски в виде ниток. Всю эту кропотливую работу выполняли женщины.
Заключение
Жизнь не стоит на месте, прогресс и цивилизация медленно или быстро будут менять нашу с вами жизнь. Наш язык, наш быт, наша одежда - все меняется со временем. С одной стороны такое явление неоспоримо, все на свете должно меняться со временем, развиваться, не стоять на месте. С другой стороны в таком потоке нового мы теряем с вами нечто памятное, дорогое и незаменимое - нашу с вами историю и культуру. И только от нас зависит, сможем ли мы сохранить нашу историю, культуру, память о предках и передать ее потомкам. Или отставить давние заветы, как ненужный отголосок прошлого и продолжить свою жизнь без опоры, без помощи предков, без богатства и многообразия нашей культуры.
Исходя из поставленных задач, мною были сделаны следующие выводы:
1) Национальный бурятский костюм менялся с течением времени.
2) Разновидности бурятского национального костюма были подчинены социальному положению.
3) Старинный национальный бурятский костюм является памятью для потомков, в частности в семье Аюевых.
4) Из рассказа о б этом костюме узнаешь о нелегком труде крестьянского быта.
Список литературы
1. Материалы, предоставленные школьным музейным уголком.
2. Материалы семейного архива Аюевой Г.Г.
3. Материалы интернет-ресурсов: www.vikipedia.ru .
Приложение 1
Наташа Приказчикова демонстрирует раритетный костюм семьи Аюевых.