Что делать, если ребенок не хочет в детский сад — Юлия Василькина. Нужно ли отдавать ребенка в детский садик: все “за и против” – мнение психологов Подготовка ребенка к детскому саду комаровский
Период адаптации ребёнка к детскому саду вызывает массу вопросов у родителей. Что ждёт малыша вдали от мамы? Как помочь ему приспособиться к новой обстановке? Процесс привыкания сопровождается определёнными особенностями, изменениями в поведении малыша. Существуют физические и психологические приёмы, помогающие родителям обеспечить быструю и безболезненную адаптацию детям разного возраста.
Что представляет собой период адаптации
Адаптацией называется процесс приспособления организма к изменяющимся факторам, в частности к обстановке, питанию, режиму дня. Для ребёнка посещение детского сада - это своеобразный стресс. Незнакомые люди, новый детский коллектив, разлука с любимыми родителями. Малышу нужно время, чтобы привыкнуть ко всему этому.
Важно! Родители могут помочь своему ребёнку безболезненно и быстро перенести сложный период. Помните, что адаптация - это не только психологический процесс, но и физический.
Доктор Комаровский об адаптации к детскому саду (видео)
Степени адаптации
Все дети привыкают к детскому саду по-разному. Кому-то достаточно побыть всего день в новой обстановке, чтобы вечером весело рассказывать маме о своих приключениях и радостях общения с новыми друзьями. Однако большинство детей привыкает постепенно. В большинстве случаев период адаптации сопровождается слезами и нежеланием ребёнка идти в сад. Переживания родителей усиливаются, если малыш начинает часто болеть.
Можно выделить три степени адаптации крохи к детскому саду:
- Лёгкая адаптация. В этом случае ребёнок привыкает к новому месту за 3–4 недели. Период не сопровождается сложностями со здоровьем, изменениями в поведении малыша. Легко адаптирующийся ребёнок:
- быстро находит контакт с воспитателем;
- отпускает маму без слёз и капризов;
- не боится заходить в группу;
- находится в стабильном эмоциональном состоянии;
- рассказывает родителям о произошедшем за день;
- легко контактирует с другими детьми;
- интересуется игрушками в группе.
- Адаптация средней тяжести. Период привыкания характеризуется частыми проявлениями болезней на фоне стабильного эмоционального состояния.
Ребёнок не испытывает сильного психологического дискомфорта от нахождения в новом коллективе, но часто простужается. Связано это с попаданием в организм новых бактерий и вирусов, которые «приносят с собой» другие дети. Для малышей, постоянно посещающих садик, эти вирусы не опасны. У вновь пришедшего ребёнка непривычные его организму бактерии способны вызвать заболевание. Длится такая адаптация приблизительно полтора месяца и отличается следующими признаками:
- малыш не всегда идёт на контакт с воспитателем;
- плачет короткое время после расставания с родителями, быстро переключается на активную игровую деятельность;
- напряжение перед игрой или общением длится несколько минут, по истечении которых ребёнок начинает активно взаимодействовать со взрослыми и ровесниками;
- адекватно реагирует на замечания или обращения;
- лишь изредка нарушает нормы и правила поведения, привыкает находить общий язык с ровесниками и взрослыми.
- Тяжёлая адаптация. Сопровождается физическими недомоганиями и негативными эмоциональными проявлениями. Малышу тяжело контролировать эмоции. Он часто плачет и категорически отказывается расставаться с мамой и идти в детский сад. Признаки тяжёлой адаптации:
- ребёнок не идёт на контакт со взрослыми и сверстниками. Минимальное общение возможно лишь в присутствии родителей;
- по утрам малыш долго плачет, не переключается на предлагаемые ему игрушки;
- в течение дня постоянно вспоминает о членах семьи, которые заберут его из группы;
- замыкается, отказывается контактировать с окружающими, брать игрушки и участвовать в играх;
- при замечании или поощрении воспитателя пугается, ищет поддержки у мамы.
Пережить тяжёлую адаптацию помогут педиатр, детский психолог и невролог. Важно значение имеет положительный настрой взрослых.
Положительный настрой родителей помогает ребёнку быстрее адаптироваться
Возможные проблемы
Существуют определённые трудности, с которыми сталкиваются родители, отдающие детей в детский сад:
- капризы. Дети, поначалу с удовольствием посещавшие сад, могут внезапно отказаться идти туда снова. Своё несогласие они выражают слезами, истериками. Связано это с тем, что ребёнок изначально воспринял поход в садик как временное явление. Вдоволь наигравшись и осознав, что мама каждый день будет оставлять его в новом месте, малыш устраивает «протест». В этом случае не стоит идти на поводу у детских эмоций. Спокойно объясните, что вам нужно на работу, день он пробудет в интересном месте с друзьями;
- отказ от еды. Непривычная пища в детском саду часто вызывает негативные эмоции у вновь пришедших детей. Есть маленькие привереды, отказывающиеся есть весь день. Постепенно ребёнок начнёт пробовать предлагаемую еду. Родителям, столкнувшимся с такой проблемой, следует плотно накормить малыша утром;
- отрицательные эмоции: крики, слёзы, истерики. Негативные проявления закончатся, когда малыш поймёт - вы обязательно придёте за ним вечером. Многие дети поначалу боятся, что мама ушла и не вернётся. Этот страх, кажущийся взрослым смешным, может серьёзно беспокоить маленького ребёнка. Успокойте кроху, обещайте обязательно прийти вечером. Сами тоже сохраняйте спокойствие, дети прекрасно всё чувствуют.
Полное привыкание наступает не ранее, чем через 1–2 месяца после начала посещения детского сада. Весь этот период родителям важно оказывать всяческую поддержку ребёнку. Ведь именно от мамы малыш ждёт одобрения и утешения при возникновении любых трудностей. Какую помощь могут оказать родители?
Совет: приобретите одежду и обувь на кнопках или липучках. Это позволит ребёнку справиться с одеванием быстро и без посторонней помощи.
Особенности в зависимости от возраста
Дети начинают ходить в сад в разном возрасте, это необходимо учитывать.
- Малышам 2–4 лет быстрее адаптироваться к условиям детского сада помогут:
- владение элементарными навыками самообслуживания;
- готовность контактировать со взрослыми;
- положительный эмоциональный настрой.
- В более старшем возрасте (4–6 лет) на первый план выходят взаимоотношения со сверстниками.
Лёгкое привыкание обеспечат:
- умение общаться с ровесниками, избегая негатива и конфликтных ситуаций;
- способность прислушиваться к замечаниям взрослых;
- умение организовать игру, веселиться вместе с окружающими.
Лучшим помощником станет внимание и любовь к крохе. Не стесняйтесь чаще обнимать малыша, говорить, что соскучились. Видя спокойствие и хорошее настроение мамы, ребёнок любого возраста быстрее привыкнет к новой обстановке.
Что не следует делать в этот период
Мнения родителей
Мы отправились в сад в 2 года. До этого пару месяцев вели разговоры, что у каждого в семье своя работа. Папа, мама ходят на свою работу, старшая сестра - в школу, а Сонечка пойдёт в сад. Это тоже важное занятие. Но самое сложное было впереди. Наша младшая росла без бабушек и дедушек, практически на одних руках. Поэтому первые дни в саду были тяжёлыми в первую очередь для меня. Плакала она так, что я готова была плюнуть на все и забрать её домой. Но я прекрасно понимала, что этот период необходимо перетерпеть. Забирая дочь из сада, разговаривала с ней о детях из группы, о том, чем они занимались сегодня и настраивала её, что завтра будет интереснее, чем сегодня. По дороге домой обсуждали, кто с кем дружит, чем кормили, во что играли. Короче, что угодно, лишь бы она рассказывала с удовольствием. Где-то через месяц проблем не осталось. И большое спасибо воспитателям, которые очень нежно и трогательно отнеслись к нашим малышам.
Самарочка
У многих детей наступает отрицательная реакция на сад. Первое время - самое тяжёлое и психологически (адаптация) и физически (дети часто болеют). Могу пожелать только терпения и спокойствия, не паникуйте. Водите пока на 1–2 часа. Если надо на работу, попросите кого-нибудь забирать пораньше. У нас Егор уже второй год в садик ходит, но у него особый ритуал: каждое утро надо поплакать, это прощание с папой. Как только переступает порог группы - играет, кушает, спит, гуляет, занимается, танцует, всё, что надо, делает, чувствует себя прекрасно. Я его вечером забираю, он счастливый, довольный, радостный, мне чего-то всё рассказывает, показывает новые движения. Вот ещё, подруга пользовалась таким способом: махала сыну рукой в окно, а он ей. Это был компромисс, потому что до этого ребёнок бился в истерике. А тут с первого раза помогло: помахал и пошёл спокойно играть в группе.
Mamatata
http://www.kid.ru/forummam3/t11148.html
Должно пройти некоторое время, прежде чем ваш малыш с радостью побежит в сад. Следование рекомендациям и советам поможет сделать период адаптации к новому месту быстрым и безболезненным. Будьте особенно внимательными к своему ребёнку. Проявите терпение, настройтесь на позитивный лад.
Проблема детского сада
- хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать - рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках - именно так официально называются всякие разные ясли
и детские сады
.
Вне всякого сомнения, принятие родительского решения во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее, в посещении детского сада
существуют некие совершенно определенные плюсы и минусы - определенные не с точки зрения конкретных папы и мамы, а с точки зрения науки, точнее наук - педагогики, медицины, психологии, социологии.
Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом, детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания.
И с этим нельзя не согласится - человек, с незапамятных времен животное коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю человеческую жизнь - начиная от знакомства с лицами противоположного пола с последующим созданием семьи и заканчивая производственными отношениями (трудоустройство, карьера, контакты с начальством и т. п.). Искусству общения несомненно стоит учиться с детства - никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад
.
Педагогические и психологические аспекты посещения детских дошкольных учреждений
даже перечислить сложно. Адаптация ребенка, контакты с другими детьми и воспитателями, обучение навыкам, игры, занятия, режим, подготовка праздников - вот только беглый перечень возможных тем для дискуссии. Мы же ограничим круг рассматриваемых вопросов проблемами медицинскими: что-что, но это тема, пожалуй, самая волнующая.
Итак, главный минус посещения детского сада
-
ребенок чаще болеет.
С этим не может никто спорить, это подтверждают и родители, и медицинские работники, и этот факт совершенно очевиден. Большинство болезней - острые инфекции, чаще всего респираторные (т. е. поражающие дыхательные пути). Вероятность заболеть инфекционной болезнью теснейшим образом связана с кругом общения - чем он шире, тем заболеть легче. Понятно, что "домашний" ребенок меньше общается с другими людьми.
Очевидный факт увеличения частоты болезней вовсе не является абсолютно отрицательным, как может показаться на первый взгляд.
Начнем с того, что целый ряд инфекционных болезней, исключительно легко протекающих в детском возрасте (ветряная оспа, краснуха), представляют собой реальную угрозу здоровью и даже жизни взрослого человека. И этими болезнями в обязательном порядке следует болеть своевременно. "Найти" краснуху или ветрянку вне детского коллектива
очень сложно. Что же касается простуд и ОРЗ, то частота болезней не имеет определяющего значения. Дело в том, что количество циркулирующих вирусов, а именно с вирусами связаны 99% респираторных инфекций, не бесконечно. Каждое перенесенное ОРЗ заканчивается формированием противовирусного иммунитета, уменьшая вероятность следующего заболевания
. Эпидемии, например, гриппа и вероятность заболеть с самим понятием "детский сад
" не очень связаны - не "подхватим" болезнь от детей, так папа "принесет" грипп с работы. Вирусные инфекции, которыми ребенок "недоболеет" в детском саду
, обязательно дадут о себе знать в школе. Трудно спорить с тем, что не ходить неделю в детский сад
совсем не то же самое, что пропустить неделю школьных занятий.
Принципиально как раз совсем другое - не частота с которой ребенок болеет вирусными инфекциями, а то, как они протекают. Если течение ОРЗ постоянно сопровождается возникновением осложнений, то детский сад
здесь совершенно не при чем.
Иммунитет самого ребенка, бытовые условия, тактика лечения - это важно, но вероятность того, возникнет или не возникнет на фоне простуды воспаление легких, абсолютно не связана с тем, посещает ребенок детский сад
или нет.
Резюмируя тему "повышенной детсадовской заболеваемости", отметим следующее. Многие родители склонны связывать болезни собственных детей с тем, что в детском саду
нарушаются "важнейшие" правила ухода за детьми - не так одели, ребенок сидел на холодном полу, в комнате был сквозняк и т.п. С подобной точки зрения детский сад очень удобная штука - на него всегда можно списать собственную несостоятельность, как воспитателя.
Создание ребенку тепличных условий - норма, поддерживаемая многочисленными инструкциями о том, как правильно одевать, купать, кормить и гулять. В результате - сквозняк, хождение босиком, холодная вода, отсутствие шапочки и т.п. - "недопустимые явления". Но неужели вы, родители, надеялись, что со всем этим ребенок никогда в жизни не встретится? Выводы очевидны - во-первых, "нечего на зеркало пенять...", и вытекающее из во-первых, во-вторых: готовить ребенка к детскому саду
следует заранее - адекватным воспитанием с момента рождения.
Уже сам факт того, что ребенок пойдет в детский сад
, делает обязательным проведение всего комплекса необходимых профилактических прививок
- без этого малыша в детский сад
просто не возьмут. В дальнейшем, контроль за сроками проведения прививок осуществляется медсестрой детского сада
, детей регулярно осматривают врачи-специалисты, что, несомненно, явление положительное, ведь родителям, за редкими исключением, не свойственно обращаться в детскую поликлинику до того, как ребенок заболеет.
Возраст
, в котором ребенок впервые пойдет в детский сад
, - особый вопрос. Оставим споры на тему когда это лучше сделать (в 1 год или в 3) педагогам. Врача в подобной ситуации больше волнует вопрос - где будет мама в то время, когда ребенок пойдет в детский сад
?
Абсолютно типична следующая ситуация: 1-го сентября ребенок впервые идет в детский сад
и в тот же день мама выходит на работу после декретного отпуска. Через неделю, что вполне закономерно, малыш "зарабатывает" свое первое детсадовское ОРЗ, а мама - первый отпуск по уходу за больным ребенком. В результате мама имеет неприятности на работе, поскольку работник из нее никакой.
Очень важно понять следующее: каким бы замечательным ни был детский сад
, каким бы отличным ни было здоровье ребенка, он все равно будет чаще болеть первое время. Уточнить это понятие "первое время" очень трудно - может быть, 3-4 месяца, а может быть, и год. И очень желательно, чтобы, отправляя ребенка в детский сад
, мама оставалась при этом дома. Очень важно иметь возможность при малейшем недомогании (небольшом насморке, кашле) оставить ребенка дома, не дожидаясь прогрессирования болезни и не подвергая риску заражения других детей. И как хорошо не думать при этом о больничном листе и предстоящих беседах с начальством.
Весьма существенный момент - время года
, когда предполагается начинать посещение детского сада
. Очевидно, что с октября по апрель этого лучше не делать - активная циркуляция респираторных вирусов заметно увеличивает риск заболеваний и, соответственно, удлиняет время адаптации.
Целый ряд медицинских вопросов имеет непосредственную связь с работниками детских дошкольных учреждений. Воспитательницы имеют свои взгляды на то, как надо детей кормить, одевать и закаливать, Взгляды эти по большей части соответствуют представлениям нашего общества о том, что для детей хорошо - накормить любой ценой и, главное, не дать замерзнуть. Нельзя забывать и о том, что оплата труда сотрудников детских садов не способствует особому энтузиазму и делает абсолютно нежелательными конфликты с родителями в связи с разницей во взглядах на принципы питания и одевания. Если вы, родители, отдаете себе отчет в том, что ребенка нельзя заставлять есть, если вы понимаете, что перегрев и потливость скорее приведут к простуде, чем переохлаждение - потрудитесь довести это до сведения воспитательницы. Очень важно, чтобы Мария Ивановна не чувствовала себя виноватой в связи с тем, что Петя отказался есть суп.
От травм и внезапных заболеваний никто не застрахован. С учетом этого работники детского сада
в обязательном порядке должны владеть информацией о том, какими болезнями ребенок болел, обо всех случаях лекарственной и пищевой аллергии. Очень желательно иметь возможность для экстренной связи с родителями.
Здание, в котором расположен детский сад
, качество и своевременность ремонтных работ, спальня и столовая, место для прогулок, количество детей в группе, профессионализм и добросовестность сотрудников - все это очень важно и очень влияет на заболеваемость. Воздействие родителей на эти факторы прямо связано с возможностью выбора, которая определяется материальным благополучием и местом жительства семьи - советы врача тут вряд ли помогут. Остается лишь надеяться на то, что и с местом жительства, и с материальным благополучием вам и вашим детям повезло.
Не знаю уже, что делать. Ребенку 3 года, отказывается ходить в садик, слезы и истерики, от мамы не оторваться, очень привязан ко мне. Что я только ни делала, но никак ребенок не хочет идти в садик. Я уже и сама переживаю, что он там кричит, плачет, когда я ухожу и оставляю его там. Сердце разрывается, отдаю в садик, а сама иду со слезами на глазах. Может ему пока рано?
Отвечает Виктория Винникова, педагог:
Здравствуйте, Лена. Понимаем вас. С одной стороны, хочется пожалеть малыша, и в тоже время необходимо, чтобы он посещал садик.
На какие только ухищрения не идут родители, чтоб «уговорить» ребенка идти в садик. Кто-то снаряжает кроху целым рюкзачком игрушек. Другие ведут долгие беседы по типу: «Ты пойдешь в садик, а мама на работу».
А бывает и так, что старший ребенок с удовольствием бежал в садик, а младший не хочет идти в сад. Почему же так происходит, от чего зависит желание или нежелание идти в садик? От ребенка, садика, воспитателя или еще от чего-то другого?
Если ребенок не хочет идти в садик - форум молодых мамочек, зачастую это первое, куда родители идут за советами. Но дело в том, что дети разные, поэтому нет гарантии, что у вас сработает то, что срабатывает у других мамочек. Сначала вроде сработало, а потом проходит время, и вы все равно тащите его на руках в садик, а он брыкается и плачет, не хочет идти.
Разберемся, почему ребенок не хочет идти в садик, с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Итак, почему ребенок не хочет идти в садик
Процесс адаптации зависит от многих факторов, в том числе и от врожденных особенностей психики малыша (векторов). Когда ребенок не хочет идти в садик - для этого есть общие очевидные причины и частные, связанные с индивидуальными особенностями психики малыша.
Рассмотрим все по порядку.
Причина №1. Адаптация и режим дня
Важно понимать, что, когда ребенок не хочет идти в садик, адаптация к новому этапу его жизни должна происходить постепенно. Привычка не возникает сразу, в любом случае садик - это всегда стресс для такой «малявки», ведь он надолго расстается с мамой.
Все дети проходят этот период, но есть свои особенности у обладателей разных векторов. Например, детки с анальным вектором к смене условий привыкают труднее остальных. Но если адаптировались, то их, наоборот, тяжело забрать домой, они увлекаются, привязываются к детишкам и воспитателю.
Дети с кожным вектором легче других проходят адаптацию. Они легко и с удовольствием входят в новые коллективы и переключаются с домашней атмосферы на игровую в детском коллективе.
А вот детки со зрительным вектором тяжело переживают любую разлуку с мамой, жалобно плачут навзрыд или закатывают истерики.
Подробнее об индивидуальных особенностях смотрите .
В любом случае родители должны приучить ребенка к режиму садика хотя бы за месяц до его посещения. Если бутуз не выспался, то, естественно, он будет капризничать, когда его будут собирать в садик. Есть такие дети, которых просто спящих приносят в сад. Конечно же, обвинять малютку в том, что он капризничает, по крайней мере, неразумно.
Причина №2. Навыки и умения
Где-то с 2-3 лет маленький человек уже учится помогать маме: сам кушает, надевает на себя вещи, убирает игрушки и так далее. Но часто мамы, чтобы не тратить время - скорее-скорее - сами одевают медлительного малыша. Тем самым мешают формированию навыков самостоятельности. И вот, в садике среди других деток он выделяется своим неумением, что тоже его расстраивает.
Так что, прежде всего, проверьте навыки крохи и хвалите его за первые шаги к самостоятельности.
Кроме того, если в сборах в садик участвует малыш, то есть прилагает свои усилия - завязывает шнурки, выбирает, какую одежду ему сегодня надеть, помогает маме открыть дверь в садик,- то он уже не воспринимает садик как каторгу: его не заставляют, он сам в этом участвует.
ВАЖНО! Причина №3. Еда
Ребенок в садике подневолен, и его могут заставлять есть. Иногда до рвоты. Сказать он вам об этом не сможет, но будет чувствовать над собой насилие и огромный психологический дискомфорт. Ребенок может даже и не вспомнить, что ему сегодня приходилось давиться ненавистной кашей, но на его отношении к садику этот опыт сильно сказывается.
Стоит ли говорить, что и дома ребенка нельзя заставлять есть - это огромная психотравма, влияющая на всю дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому обязательно предупредите близких и воспитателя, чтобы ваше чадо не кормили насильно.
Причина №4. Воспитательница
Ребенок не хочет идти в садик - поговорите с воспитателем.
Кстати, когда ребенок не хочет идти в садик, Комаровский акцентирует внимание на том, что главное- это, какая в детском саду воспитательница, и мы с ним полностью согласны в этом.
Но вот как понять, насколько хороша воспитательница?
Это можно понять из своих наблюдений и из разговора с малышом. Конечно же, не стоит все принимать за чистую монету, но внимательно выслушивать ребенка необходимо. Старайтесь понять, какие эмоции он испытывает при общении с воспитательницей. При этом аккуратно задавайте вопросы и через позитив узнавайте у ребенка, чем они занимались в садике.
Также можно предложить ребенку поиграть в детский сад: он будет воспитателем, а мишки и куклы - детьми. То, как ведет себя ребенок во время этой игры и как относится к игрушкам, дает наиболее полную картину, в каких условиях в саду растет малыш.
Обязательно узнайте у воспитательницы, как ребенок ведет себя в садике. Как общается с другими детками, как кушает.
Конечно, лучшая воспитательница для ребенка - это развитая зрительная женщина: мягкая, обожающая детей. Именно она, благодаря своей чувственности, научает детей создавать эмоциональные связи. Ведь дети еще слишком малы, чтобы что-то понимать сознательно. Именно эмоциональная добрая воспитательница через сказки и собственный пример пробуждает у деток интерес к познанию мира и помогает правильно выстраивать первые связи в детском коллективе.
По сути, выбирая садик, ищите такую добрую и нежную воспитательницу, которая покажет детям, «что такое хорошо и что такое плохо». Обладая знаниями, полученными на тренинге, можно легко определить, какая воспитательница работает по зову сердца, а какая ошибочно находится на своем месте и на детей влияет негативно.
Вообще, ребенок в детском саду - это целый комплекс вопросов, но есть самый важный из них.
Причина №5. Внутреннее состояние мамы
Главное - это внутреннее состояние мамы.
Одно из открытий системно-векторной психологии Юрия Бурлана - это раскрытие механизма полной зависимости состояния ребенка от состояния мамы . В терминах системно-векторной психологии это называется .
Когда ребенок не хочет идти в садик, на самом деле это не малыш такой-сякой. Он еще слишком мал, чтобы принимать какие-то сознательные решения. Все его состояние идет от чувств и ощущений, которые он считывает буквальным образом от мамы. Мама нервничает или испытывает тревогу - ребенок реагирует на это согласно своим векторам. Это вовсе не значит, что он тоже будет нервничать или тревожится. Он проявит это по-своему.
Зрительный «мечтатель» будет устраивать истерики, малыш с анальным вектором будет дуться и упрямиться, а с кожным вектором, этакая «егоза», будет крутиться во все стороны и проявлять гиперактивность. На самом деле, кроха просто подхватывает волну состояния мамы и реагирует через свои врожденные свойства.
Обратите также ваше внимание на будничное утро: в каком настроении домочадцы, как проходят сборы в садик. Не похожи ли они на переполох? Если мама нервничает, спешит, переживает за возможное опоздание, то у ребенка может зафиксироваться негативное отношение к садику надолго.
Как только мама начинает понимать врожденные психологические особенности малыша, ей легко подобрать свой собственный способ. Ребенок становится спокойным, и, как следствие этого, он адаптируется к новым условиям быстрее. Вообще на фоне ощущения защищенности и безопасности ребенок и развивается очень хорошо.
Тысячи результатов наших слушателей подтверждают действенность системно-векторной психологии, ведь это практическое знание.
Современные дети полиморфны, то есть имеют в своем наборе от 2 до 5 векторов (всего векторов восемь). Разобраться во всех хитросплетениях психики вашего малыша, а не искать какой-то магический заговор, чтобы ребенок в садик хотел идти, можно уже на бесплатном онлайн-тренинге Юрия Бурлана.
Здравствуйте, дорогие читатели! Я давно уже ничего не писала, хотя мыслей и идей было множество. Конечно, я ленюсь и никак не могу собраться и сесть за свою «печатную машинку», но в этот раз меня очень отвлекали проблемы связанные со здоровьем дочери.
Мы пошли в сад
Как я уже писала ранее, в сентябре мы пошли в детский сад. Не подумайте, я совсем не хочу кого-либо отговорить от сада или напугать - просто хочу, что бы родители представляли себе, что может означать «адаптация» ребенка к новой среде - детскому саду. Я думала, что знаю и готова к тому, что ребенок, который только идет в детсад почти в 100% случаев начинает болеть чаще. Также, думала и надеялась - что иммунитет у моего ребенка сильный и нам это не так уж и страшно.
Почему так думала? Потому что верила, что:
- здоровый образ жизни; грудное вскармливание до полутора годовалого возраста;
- прогулки каждый день и в любую погоду;
- множество времени проведенного на даче возле самого леса и озера, питание и много другого, должны позитивно повлиять на иммунитет малыша.
Привыкание к детскому саду
Но оказалось, что не так уж мы и сильны. Опишу поэтапно, как мы привыкали психологически к новой среде:
- Большой интерес. Сначала (первую неделю) я не могла дочь забрать из садика.
- Потеря интереса. На этом этапе ребенок мирно высказывал свое не особое желание посещать детский сад.
- «Хочу к маме!!!» Малышка ужасно не хотела идти в сад - во время пребывания там постоянно плакала и капризничала. Вышли из этой ситуации так: начали водить дочь всего по несколько часов в день, точно с ней договариваясь, когда ее заберут. На протяжении недели она стала спокойней, и примерно через две недели начала с удовольствием посещать детский сад, вести себя адекватно: играть, веселиться, кушать, спать и т.д…
- Привыкание, интерес и желание посещать детский садик.
Болезни из детского сада
Период привыкания отразился и на здоровье ребенка. Вот чем мы уже успели переболеть за эти 2,5 месяца:
1. Пищевое отравление (5 дней лечения);
2. Ангина (лечились около 2-х недель) ;
3. Кашель влажный (вылечили без врача за несколько дней);
4. ОРЗ с температурой под 39,5 , сопровождаемое кашлем влажным (лечились 10 дней);
5. И сейчас снова - непонятно что - очень высокая температура 39,7 больше симптомов нет, пьем антибиотики, и в понедельник будут результаты анализов.
Был еще 2-а раза насморк, но его я уже не считаю. Причем, справедливости ради скажу, что не думаю, что ребенок подхватил все эти болячки в саду, но почему-то раньше мы болели раз в пол года или даже год…
Я просто в шоке. Не раз ведь слышала от родителей, дети которых только пошли в садик: «Неделю лечимся, неделю посещаем сад…»
Врачи говорят, что у ребенка должен выработаться иммунитет к разным вирусам и микробам. Адаптация проходит от 3-х до 6-ти месяцев бывает и больше. Это немного успокаивает, но нужно набраться мужества и терпения на весь этот период. Детскими болезнями нужно переболеть в детстве - и адаптироваться.
Все дети разные, и адаптируются по-разному.
Как Ваши дети привыкали к среде детсада? Какие трудности возникали у Вас в этот период? Давайте делится опытом!
Доктор Комаровский: адаптационный период в детском саду
Социализация – важный процесс становления личности. Для детей он начинается в семье и продолжается среди сверстников сначала в детском саду, а затем в школе. Поэтому рано или поздно перед каждым родителей встаёт вопрос: когда отдать своего ребёнка в детсад. Следует сказать, что однозначного мнения на этот счёт не существует. Однако есть ряд устоявшихся принципов, проверенных десятилетиями, а также советы на этот счёт опытных педиатров и педагогов.
Правила приёма в детский сад
Дети должны уметь играть со сверстниками
Для молодых родителей, особенно если у них первый ребёнок, вопрос, связанный с поступлением в детский сад, вызывает много разговоров и споров. Начиная от возраста, оптимального для первого знакомства с детским дошкольным учреждением и заканчивая необходимым набором одежды для прогулок и сна.
Законом о принятии детей в детские сады оговаривается, что малыша можно отдавать в ясельную группу с девятимесячного возраста. От ребёнка не требуются никакие умения и навыки. Это правило не менялось с советских времён, когда срок декретного отпуска был значительно короче, чем в настоящее время. Поэтому сейчас не многие родители решаются отдавать таких крох в ясельную группу. И в ясли начинают приём малышей с двухлетнего возраста. При этом ребёнок уже должен уметь проситься на горшок.
К детям, которые поступают в младшую группу детсада, предъявляются следующие требования:
- умение самостоятельно кушать ложкой;
- складывать пирамидку по уменьшению объёма колец;
- собирать элементарные фигурки из кубиков;
- различать цвета (желательное, но не обязательное условие).
Для приёма в детский сад (ясли) родители должны написать заявление, представить справку о состоянии здоровья ребёнка и собрать необходимый набор вещей для малыша, перечень которых можно узнать в выбранном учреждении.
Критерии готовности
Ребёнок в детском саду должен обладать базовыми умениями
Психологи и педагоги сходятся во мнении, что для того, чтобы начало обучения в детском саду не было для ребёнка стрессом, нужно внимательно отнестись к критериям, определяющим готовность малыша к поступлению в дошкольное учреждение.
- Главной рекомендацией для родителей является выбор оптимального возраста. Лучше, если это будет до кризиса трёх лет или после него. Однако, как известно, кризис проявляется у всех детей индивидуально: у кого-то в 2,5 года, а у кого-то – ближе к 4-м. Поэтому, если есть возможность, лучше поступать в детский сад с 4 лет. К этому времени, с одной стороны, малыш приучится быть без мамы, а с другой, закончится важный период начального миропознания, происходящий через тесный контакт матери и ребёнка.
- Малыш должен уметь говорить и с помощью своего словарного запаса формулировать мысли или просьбы.
- Для того чтобы адаптация в коллективе сверстников прошла успешно, ребёнок должен стремиться к контактам с другими детьми.
- У ребёнка сформированы основные бытовые навыки: он может с минимальной помощью самостоятельно одеваться, кушает ложкой и без проблем пользуется горшком.
Как сделать адаптацию лёгкой и безболезненной
Положительный образ детского сада - основа успешной адаптации
Если вы считаете, что ребёнок готов к детскому саду, то важно учесть некоторые факторы, помогающие легко и быстро пережить адаптационный период:
- Немаловажным аспектом выбора времени поступления в детсад остаётся сезон. Лучшим периодом считается период с июля по август. В это время года у малышей иммунитет укреплён летним солнцем и витаминами, а значит, многие инфекции и вирусы не страшны. Кроме того, все учебные занятия начинаются с сентября, следовательно, у ребёнка буде время на адаптацию к новому месту, привыканию, которым учёба будет только мешать.
- У малыша нужно сформировать положительный образ детского дошкольного учреждения. Для этого чаще показывайте ему картинки, на которых изображены дети в садике, говорите с вашим чадом о том, как хорошо проводить время со сверстниками, сколько новых друзей появится у него.
- Подстройте режим дня ребёнка под режим детского сада. Так вы существенно облегчите ребёнку привыкание к распорядку дня, дисциплинируете его.
- Старайтесь, чтобы тема детского сада чаще возникала в вашем общении с соседями и родственниками – малыши очень чутко реагируют на разговоры взрослых.
- Приучите ребёнка с вечера собираться в детский сад, как это делаете вы к следующему рабочему дню. Помогите малышу приготовить одежду, выберите игрушку, с которой он пойдёт в детсад. Сложите всё в сумку или пакет. Эта привычка будет полезной и в последующий, школьный, период.
- Пообщайтесь с родителями тех ребят, которым симпатизирует ваш малыш. Этим вы поспособствуете укреплению их дружеских связей.
- Внимательно отнеситесь к тому, как воспринимает ребёнок воспитательницу и педагогов в детском саду. Если малышу кто-то откровенно несимпатичен, лучше поменяйте группу. Не пытайтесь насильно заставить ребёнка кого-то любить – он не обязан этого делать.
А.С. Макаренко говорил: «Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»