Что делать, если сверстники обижают ребенка в детском саду. Что делать, если ребенка обижают в детском садике
Моего ребенка 3,5 лет обижают в детском саду-жалуется, что бьют мальчики (называет имена), часто большие царапины, ссадины. Я не знаю,как реагировать ПРАВИЛЬНО. Воспитатели говорят,что никто не обижает и все хорошо, что ребенок выдумывает. Замечаний никогда к моему малышу нет:он воспитанный, добрый, спокойный, семья интеллигентная. В нашей семье нет никакого насилия: психологического, эмоционального и, уж, тем более физического и т.д., а это, как я вижу-редкость. В воспитании мы придерживаемся педагогики сотрудничества (на равных), у моих детей всегда есть право выбора.В саду я вижу детей не воспитанных.Дома мы говорим ребенку, что нельзя брать чужое,а в саду у него отбирают игрушки.Мы следуем рекомендациям психологов и делаем все для того,чтобы ребенок не видел по ТВ, в интернете и в жизни сцен жестокости,боевики,драки и пр.,а смотрел только то, что предназначено для его возраста.Агрессивные американские мультфильмы мы тоже исключаем.Но все это ребенок видит каждый день в саду. Ощущение,что садик-это зона..Я уже не понимаю,как надо воспитывать ребенка ПРАВИЛЬНО.Получается, что принципы воспитания нашей семьи и страны мешают нашим детям?Проблем бы не было,если б ребенок давал сдачу,но он этого не делает.Категорически отказывается даже слушать это. Из сада приходит нервный.Раньше на вопрос как дела,что в садике делал(И) говорил:кушал,спал,играл.Теперь вообще не хочет говорить о садике,а на уговоры говорит потом расскажу.В садик ходить малыш не хочет.Похоже,что-то происходит в спальне. Вчера на бедре под шортами появились царапины от 4х пальцев,к утру это уже стало коричневой корочкой.На это надо реагировать?И как,если в саду говорят,что все хорошо?Какие телесные повреждения и жалобы ребенка можно считать мелочью, а на какие надо как-то реагировать?Муж говорит не страшно,а я не понимаю,почему кто-то может моего ребенка царапать. (Нина, г.Когалым)
Ответ:
Здравствуйте, Нина! Спасибо за вопрос. Ваши слова полны беспокойства и тревоги, связанными не только с наличной ситуацией (царапинами), но и по поводу общих вопросов воспитания и взаимодействия ребенка в саду. Постараемся учесть эти аспекты в ответе. При решении вопроса, насколько серьёзной является для детей полученная мелкая травма в отсутствие родителей, нужно учитывать реакцию самого ребенка. Что он рассказывает об этом, с какими эмоциями. Для деток в принципе нормативно получать мелкие ссадины и синяки в течение всего дня, ведь они познают мир, учатся преодолевать какие-то препятствия, выносят опыт из невозможности преодолеть. Однако если такие эпизоды повторяются несколько раз в течение недели, а сам ребенок не может вразумительно объяснить происхождение царапин, вполне допустимо попросить объяснений у воспитателя. Ваши главные союзники при этом – спокойствие и чувство юмора. Ведь стоит задача – понять, что происходит и как поступить далее, а этого можно добиться на основе более-менее хороших отношений с воспитателями. Нежелание ходить в сад, безусловно, может быть связано с осложнением взаимодействия между Вашим малышом и воспитателями, но кроме них, никто Вам этого и не расскажет. Если ребенок будет продолжать приходить с ссадинами и жаловаться на детей, Вы вправе требовать более детального разбора ситуации с привлечением других специалистов в саду для решения вопроса о том, какие действия предпринимает воспитатель для контроля над действиями детей. Вы пишете, что ребенок стал нервным. Что это значит? Стал хуже спать дома? Снизился аппетит? Слишком возбужден или, наоборот, вял? Чаще капризничает? Вы не указали, как давно ребенок посещает сад – не может ли это быть запоздалая реакция на адаптацию? Все вышеперечисленные симптомы могут служить причиной для обращения к психологу в детском саду, для урегулирования этой ситуации. Как правило, психолог берет на несколько дней под наблюдение Вашего ребенка в условиях группы; по результатам такого наблюдения с Вами будет проведена беседа, представлены варианты происходящего. Из письма складывается впечатление, что Ваш малыш – ласковый, послушный ребенок, не проявляющий агрессию по отношению к другим детям. Однако какими он видит других детей, зависит во многом от оценки взрослых. Допустим, он может знать, что конкретно вот этот мальчик иногда ведет себя плохо, может отбирать игрушки или толкнуть, а значит, стоит ограничить общение с этим конкретным мальчиком. А может быть такой вариант, при котором ребенок принимает обобщающую позицию взрослого: все дети – не такие, как я, хуже, агрессивнее, то есть, буду-ка на всякий случай избегать (или бояться) всех. Другими словами, может быть, стоит попробовать сместить акцент в разговорах со своим ребенком с его обид на какие-то нейтральные аспекты: с кем сегодня играл, кто сегодня был смешнее всех, было ли сегодня скучно в саду, во что была одета воспитатель и т.д. Если ребенок не может дать сдачи, он не должен думать, что это единственный выход. Умение дружить, в самом широком смысле слова, сослужит хорошую службу. Если Ваш ребенок на вопрос, с кем сегодня играл в саду, стабильно отвечает «Ни с кем», попробуйте предложить ему варианты и способы подружиться. Пришли в сад одновременно с каким-то ребенком, спросите про него у своего малыша: как зовут, сколько ему лет, не спит ли он рядом в послеобеденное время. Даже если Ваш ребенок не сможет сразу сказать, он обратит на это внимание, и на следующий день или позже уже присмотрится. Далее можно захватить какую-нибудь мелочь, типа наклейки или пары машинок, и предложить своему ребенку разделить их с кем-нибудь, обговорив это предварительно дома. Наклейки – «насовсем», машинки – поиграть и отдать. Трех-четырехлетние дети со свойственной им непосредственностью адекватно воспримут прямые указания взрослого и прислушаются к ним. Хочется сказать, что я прекрасно понимаю Ваше стремление воспитывать своего ребенка в соответствии с какими-то общечеловеческими ценностями, моралями, но картина мира такова, что всегда есть крайние полюса проявления человеческих качеств. И чтобы не менять резко все принципы воспитания, пытаясь приучить ребенка к мысли, что ему придется защищаться или что мир жесток, лучше будет опираться на опыт всего хорошего, что может быть: добрые дети, отзывчивые взрослые, сильные родители. Агрессия и сила – разные понятия, хорошо, если ребенок будет это понимать. Весь опыт, который мы даем через рассказывание сказок, через шутливую борьбу отца и сына, через проживание с малышом горечи поражений, формирует осознание того, что «я, малыш, могу быть сильным!», с одной стороны, и что в мире существуют разные формы проявления силы, с другой. Нина, Ваш ребенок сейчас учится оценивать происходящее, учится получать обратную связь, сопоставлять свои действия с результатом. Надеюсь, Вы поможете ему принять верные решения в отношении как своих ровесников, так и воспитателей, и пребывание в детском саду станет вновь радостным и продуктивным.
Приветствую вас, мои уважаемые читатели! Не только у взрослых возникают проблемы на работе, конфликты с начальством или ссоры с подчиненными. У наших деток тоже порой наступают тяжелые времена. Недавно ко мне обратилась женщина со следующей проблемой: моего ребенка обижают в детском саду, что делать. Я бы хотела поговорить о том, какую лучше родителям выбрать тактику, как помочь карапузу преодолеть трудности и как понять, что послужило причиной подобной ситуации.
Тактика невмешательства
В момент, когда ребенка обижают, родители делятся на две категории: те, которые пытаясь помочь, делают все вместо него и те, кто оставляют малыша самого справляться с проблемами. Обе тактики имеют свои плюсы и минусы. Поэтому если вашего малыша начали обижать, я предлагаю вам совместить обе тактики и выбрать наиболее полезные стороны из обеих.
1 тактика. Пытаясь решит конфликт своего малыша вместо него, вы не позволяете ему учиться защищаться. А это, в свою очередь, очень полезный навык, который может пригодиться ему в будущем. Дети таких родителей не будут уметь решать проблемы самостоятельно, они будут ждать, что придет мама или папа и уладят конфликт.
2 тактика. Когда вы полностью отстраняетесь от проблем малыша и даете ему свободу самому справляться с проблемами, то у него подсознательно может сложиться картинка, что родителям все равно что происходит с ним, им не важны его проблемы и они не уделяют ему должного внимания.
Очень важно научиться совмещать обе тактики и помогать малышу преодолевать трудности в общении со сверстниками. Для начала я предлагаю вашему вниманию статью « ». В ней вы найдете много полезной информации о том, как сделать своего отпрыска увереннее и счастливее.
Узнать причину
Прежде чем действовать, попробуйте узнать причину конфликта. Может быть, на самом деле виноват ваш карапуз. Например, он не хочет делиться игрушками с другими детками и они обзывают его за это жадиной-говядиной. Или ваш сын сам задирает девчонок, а они за это закрывают его в шкафчике.
Не всегда причина в других детях, смотрите на ситуацию более открыто.
Поговорите с воспитателем. Как она видит ситуацию в группе, почему вашего малыша задирают и почему взрослые не предпринимают никаких шагов. Говорите спокойно и не обвиняйте воспитательницу. Она может быть ваших хорошим союзником в вопросе воспитания.
Внимательно посмотрите на поведение своего малыша на детской площадке, когда вы просто гуляете во дворе. Как он ведет себя с другими детками? Изучайте его поведение и манеру общения. Это может помочь вам понять из-за чего возникли проблемы в саду.
Если ваш ребенок не может связно ответить почему его дразнят в садике, устройте маленькую ролевую игру. Возьмите несколько игрушек и пусть малыш даст всем имена, как в садике. Пусть выберет игрушку, которая будет им, воспитателем, его другом или врагом.
И пристально следите за тем, какие манипуляции малыш совершает с игрушками, кто с кем общается, кого он сажает рядом, кто как себя ведет. Эта игра может дать вам огромное количество полезной информации.
Прочитайте статью « ». В ней вы сможете найти много полезной и интересной информации, которая сможет вам пригодиться.
Как вы можете помочь
Родителям нужно учиться доверять своему чаду. Не считайте, что он сам не сможет справиться. Не принимайте важные решения вместо него, не пытайтесь решить конфликт с другим ребенком самостоятельно.
Лучшим вариантом будет поговорить, выяснить в чем причина, спросить, как он собирается решать проблему, что он может предложить сам, нужна ли ему ваша помощь. Учите ребенка не жаловаться, а спокойно делиться впечатлениями.
Пусть малыш знает, что вы всегда рядом и готовы прийти к нему на помощь. Но кроме этого, дети должны понимать, что им придется самим решать многие вопросы, выбираться из различных передряг и справляться с трудностями.
Вы можете отдельно встретиться с другими родителями и обсудить происходящее в вашей группе. Спокойно, без обвинений и нападок. Ни в коем случае не критикуйте других деток. Пытайтесь вместе найти выход из сложившейся ситуации, ведь вы взрослые люди.
Любите своего малыша и доверяйте ему. Помогайте и развивайте в нем способность решать проблемы и не бояться трудностей. У вас обязательно все получится, если вы будете больше разговаривать с ребенком.
Знаете ли вы причину, по которой у малыша возникли проблемы в детском саду? Дерется ли ваш отпрыск? Что говорит воспитатель?
Хорошего вам дня!
Когда мы только собирались идти в сад, я очень боялась, что его там будут обижать другие дети. У меня парень вообще прошлым летом был спокойным, никогда никого не обижал, не забирал игрушки и всегда во всем уступал.
Поступление в сад
И вот пришла пора идти в садик. Много деток в группе было из нашего двора. Один мальчик, я точно знала, что дерется и кусается, даже во дворе при своих родителях. Я думала, что же будет в саду при минимальном присмотре?
Поступление в группу новых детей происходило так. Их принимали по 2 человека в неделю. Наша очередь уже была на конец сентября. От других родителей я уже знала, что несколько девочек у нас в группе кусаются, дерутся и толкаются.
И вот пошли мы. Я первые дни его всего обсматривала, пытаясь найти «следы преступления» от других детей. Но их не было. Через месяц воспитательница уже сказала, что мой сын научился давать сдачи.
Однажды я пришла его забирать, а у него на лбу шишка, воспитательница сказала, что его девочка ударила лопатой. У нас вообще в группе девочки намного агрессивнее, чем мальчишки. Ваня ей сказал, что если ты меня еще раз ударишь, то я с тобой не буду разговаривать и спать. А они спят на соседних кроватях. Как ни странно, на нее это подействовало. Сейчас они лучшие друзья.
Разобраться в ситуации, если ребенка обидели
Конечно, сразу же хочется дать сдачи тому, кто обидел твоего ребенка. Но чаще всего конфликты возникают не на ровном месте. Дети бывают порою более жестоки, чем взрослые. Чтобы решить мирно ситуацию определитесь, почему она возникла.
1) Насмешки из-за внешнего вида
Дети могут обсмеять другого за то, что тот как-то не так одет или у него нет крутой машины. Но это более в старшем возрасте, а в 3 года конфликты случаются чаще всего из-за того, что они не могут поделить территорию или игрушку.
В ситуации с игрушками должен следить за этим воспитатель. Объяснять, что нужно делиться и уступать, а не решать дело кулаками.
А если же над ребенком смеются из-за прически, торчащих ушей или некрасивой одежды, то родителям нужно приложить максимум усилий, чтобы это дело исправить. Изменить прическу, купить модные вещи, т.к. для детей выглядеть не хуже, чем другие, очень важно.
2) Насмешки из-за поведения
Дети порой могут вести себя плохо с другими детьми, если те более спокойны, тихи и неразговорчивы.
Решением может быть воспитание в детях уверенности, говорите ему, какой он у вас хороший, умный, сильный. Учите его чему-то, что сможет удивить других детей, тогда он будет чувствовать себя намного увереннее в коллективе. Можно его отдать на танцы, гимнастику или другую спортивную секцию.
Отказ от сада
Дочь моей подруги отказывается сейчас ходить в детский сад. Ее мама долго не могла понять, почему так происходит. А потом выяснилось следующее. К ним в группу пришла новая девочка, которая была агрессивно настроена ко многим в саду. Она за любую мелочь могла вцепиться зубами, причем так, что воспитательница могла с трудом разжать их.
В итоге Алинка не захотела ходить в эту группу вообще. Тогда мама решила подойти к ситуации самым серьезным образом. В течение недели она выпытывала у дочери истории, когда возникали у нее конфликты с детьми.
Как быть?
1) Научить реагировать на агрессию.
Ребенок в три года не знает, как решать конфликты, кроме как слезами или кулаками. Поэтому нужно подсказать ему. Как реагировать в той или иной ситуации.
Я думаю, что сначала нужно попробовать решить все словами. Говорить: «Не трогай меня», «Меня нельзя бить и обижать». Все это нужно говорить уверенным голосом с гордо поднятой головой, глаза в глаза.
2) Физические действия
Я не люблю физические расправы. Но иногда они бывают действеннее любых слов. Я с годика объясняю, что девочек бить нельзя ни в коем случае. Но мальчикам, если те достали, можно дать сдачи.
Племянницу моя сестра всегда учила так. Сонечка, деток обижать нельзя, бить нельзя. Несколько раз она в саду все-таки получила. На что ей мама ответила: «Ты скажи, что если тебя еще раз ударят, то ты дашь сдачи». А мы с Сониной крестной ей посоветовали по-другому: «Соня, ты сначала, дай в лоб, в следующий раз не полезет». Я думаю, что в некоторых случаях это наиболее подходящий метод.
Выводы
Слова могут быть действеннее силы. Но все же ребенок должен знать все допустимые реакции на обиду. Каждый день, забирая его из сада, спрашивайте, как прошел день, что было в саду.
Пусть ребенок знает, что вы его тыл и всегда придете на помощь. Зная, что его беспокоит, вы сможете быстро среагировать на ситуацию. Учите его навыкам общения со сверстниками, разговаривайте с ребенком и воспитателем об отношениях в коллективе, и тогда вы сможете легко помочь ребенку в решениях конфликтов.
Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в
Ситуация, когда малыш жалуется на обидчиков в детском саду, довольно широко распространена. Одни родители сразу бегут выяснять отношения с преследователем, его родителями, пишут заявление в прокуратуру, полицию, требуя возмездия. Другие стараются не прислушиваться к детским жалобам, считая, что ребенок все это придумывает, чтобы оправдать нежелание идти в дошкольное учреждение. И те и другие действуют не совсем правильно.
В этой статье мы расскажем о том, что нужно делать, если ребенка обижают в детском коллективе.
Первые действия
Для начала нужно выяснить размер «катастрофы»: не игнорируйте жалобы сыночка или дочки на некоего Васю или Колю, который дерется, отбирает игрушки, кусается или плюет вашему ребенку в суп. Расспросите карапуза как можно подробнее о том, кто этот Коля-Вася, обижает ли он и других детей или ограничивается только вашим чадом, как его фамилия, при каких обстоятельствах агрессор начинает переходить к действиям, как часто он ведет себя таким образом.
Не спешите делать выводы и говорить ребенку, что Вася-Коля - плохой мальчик. Нужно во всем трезво разобраться.
Когда карапуза обидели, и он сквозь слезы, всхлипывая, рассказывает об этом, вполне естественно желание родителей грудью броситься на защиту, наказать всех и вся. Но не торопитесь: от того, как вы поведете себя сейчас, зависит, сможет ли ваш ребенок научиться правильно реагировать на агрессоров и обидчиков, а их в его жизни будет еще немало.
Разберем, каким примерно должен быть алгоритм действий мамы (папы).
- Говорим с воспитателем . Задаем ему те же вопросы, что до этого задавали собственному чаду, заодно отмечаем, во всем ли был правдив ваш малыш. В беседе с педагогическим работником важно выяснить, насколько Коля-Вася агрессивен по отношению к другим детям, есть ли объективные обстоятельства, которые могут объяснить его поведение, а также не провоцировал ли его ваш ребенок сам. Если воспитатель о конфликте ничего не знает, нужно попросить ее понаблюдать за отношениями вашего ребенка с конкретным «обидчиком», перенести разговор на пару дней. Если педагог в курсе случившегося, следует напомнить ему, что общение с родителями агрессора - задача именно его, воспитателя, настоять на такой беседе.
- Не говорим с обидчиком, не ссоримся с его родителями . Очень часто разгневанные мамы и папы начинают ругать чужого ребенка или дожидаются прихода его родителей, устраивая выговор на повышенных тонах им. Помните, что родители Коли-Васи тоже будут защищать свое чадо. Чем агрессивнее вы будете на них наступать, тем активнее они будут обороняться. Конструктивного разговора не получится.
Говорить с родителями и их ребенком должен воспитатель, психолог детского учреждения, они могут даже рекомендовать родителям показать чадо специалистам по психокоррекции и коррекции поведения.
- Поднимаем вопрос на родительском собрании и говорим с другими родителями, если беседа воспитателя не принесла желаемого результата. По коллективному обращению мам и пап за их подписями на имя заведующей есть возможность вывести из группы проблемного агрессивного воспитанника, который ни в какую не хочет вести себя уважительно по отношению к другим. Но отчислить малыша никто не имеет права. Если второй группы вашего возраста в садике нет, перевести «агрессора» будет законодательно невозможно.
- Если ничего не помогло, обращаемся к заведующей с заявлением и просьбой составить обращение в Комиссию по делам несовершеннолетних. Родители обидчика, которые отказываются принимать меры к своему чаду, из-за которого страдают другие дети в группе, будут иметь дело с полицейскими и представителями отдела образования.
Как помочь своему малышу?
Описанный выше алгоритм - действия внешнего характера. Но понадобятся еще действия внутренние, которые помогут поддержать вашего ребенка в трудной для него ситуации.
Поддержите малыша, скажите, что вы целиком на его стороне.
Психологи отмечают несколько методик.
«Метод пограничника»
Обучите сына или дочь четко обрисовывать личные границы для окружающих – «Это мое, это трогать нельзя! Мне это не нравится. Я этого делать не буду!». Ребенок не должен глотать обиды, нужно научиться смело говорить «нападающему», что его поступки некрасивые, неприятные. Ребенок должен четко усвоить «волшебную» детскую фразу: «Я с тобой не играю!».
Метод поиска союзников
Ребенок должен в трудной ситуации искать союзников и помощников. Он должен научиться проговаривать проблему и звать на помощь. При этом важно разъяснить, что между ябедой, который бегает жаловаться воспитателю по любому поводу и без него, и нормальным человеком, которому, действительно, нужна помощь, – большая разница.
Помощи у старших нужно просить только тогда, когда другие меры не помогли.
Метод выхода из конфликта
Взрослые отлично знают, что в некоторых ситуациях лучше и безопаснее отступить. Это должен узнать и ребенок.
Если обидчик очень агрессивен (кусается, дерется, причиняет боль), лучше обходить его стороной, не позволяя ему нарушить личные границы.
Метод «аналогичного воздействия»
Это очень спорный метод, который заключается в том, чтобы научить ребенка давать сдачи. Если ударил - ударь в ответ, ущипнул - ущипни в ответ. Обычно на агрессоров действует безотказно, но вот вашему ребенку может навредить. Ведь дети не понимают, где проходит граница между допустимой самообороной и настоящей агрессией, и могут стать такими же агрессорами. Не соизмеряя сил, они могут покалечить обидчика, нанести ему серьезные повреждения.
Лучше всех может защититься тот дошкольник, который обучен всем этим методам и может добровольно выбирать один из них в зависимости от того, чего именно требует ситуация.
Но главные советы – для родителей, только они смогут разрешить ситуацию.
- Несмотря на все доводы, отцы обычно учат своих детей давать сдачи физически. Это тоже полезное умение, но с ним нужно быть предельно осторожными. В большинстве случаев, если агрессивный ребенок в группе не понимает слов, не прислушивается к замечаниям воспитателя или нянечки, да и слова собственных родителей для него мало что значат, лучше обучить ребенка методу ухода из конфликта.
- Обратите внимание на договор об оказании образовательных услуг (вы подписывали его при оформлении карапуза в детский сад). В нем четко обозначены нормы допустимого поведения для воспитанников. Если действия обидчика противоречат договору, обратите на это внимание воспитателя, заведующей. Это может стать основанием для руководства дошкольного учреждения расторгнуть договор с родителями неуправляемого воспитанника.
- Никогда не стыдите своего сынишку, который пришел из садика с синяком или ссадиной. Некоторые папы и дедушки этим «грешат»: они начинают взывать к его мужскому началу («Ты же мужик! Терпи! Не плачь! Хватит жаловаться! Разберись сам!»). Ребенок почувствует себя очень одиноким без поддержки со стороны самых близких людей, а это никак не поспособствует воспитанию в нем мужества.
- Чаще разговаривайте с воспитателем не о том, какой плохой Вася-Коля, а о том, как ведет себя именно ваш ребенок. Причин для издевок в детском коллективе может быть довольно много (необычная фамилия, имя вашего чада, особенности его внешности - рыжий, с веснушками, одежда, в которой вы отправляете малыша в садик и так далее). Если причина устранима, сделайте это: чудесные вязаные шорты с большими бантиками у колен, которые подарила бабушка, возможно, нравятся бабушке, но для ребенка - хуже пытки, поскольку именно из-за этих бантиков над ним смеются. Есть и дети, которые сами провоцируют других на агрессию (они ведут себя тихо, мирно, но не преминут подложить «свинью» ровеснику при удобном случае). Не забывайте работать над такими недостатками у собственного ребенка.