Что значит Сублимация? Как понять Сексуальная Сублимация? Что такое сублимация – это в психологии защитный механизм психики Сублимировать что.
Сублимированные продукты — это продовольственные продукты, подвергнутые вакуумно-сублимационной сушке. Их часто берут в походы, так как они очень питательны, хорошо хранятся и занимают мало места. По тем же причинам сублимированные продукты включают в рацион космонавтов на орбите.
Еда космонавтов. Фото: РИА Новости
Что представляет из себя процесс сублимации?
Сублимация продуктов (от лат. sublimo — «возвышать») — это один из методов консервирования. Он представляет собой удаление влаги из свежих продуктов вакуумным способом, что позволяет уменьшить массу в 5-10 раз. Все полезные вещества и вкусовые качества консервируемой еды при этом удаётся сохранить. Сублимированная пища может храниться до 25 лет при температурах от -50 °C до +50 °C.
Какие продукты можно сублимировать?
Сублимации можно подвергнуть:
Молочную продукцию;
Кондитерские изделия;
Приправы.
Что нужно сделать с сублимированной едой перед употреблением её в пищу?
Необходимо открыть и положить продукт в воду, после чего он примет прежний размер. Информация о необходимом количестве жидкости указана на упаковке.
Что о сублимированной еде говорят диетологи?
По мнению диетологов, сублимированная еда полезна. Она хорошо усваивается, и после неё быстро и надолго наступает ощущение сытости. Из-за того, что сублимации подвергаются только свежие продукты высокого качества, такая еда богата микроэлементами и витаминами, а ароматизаторы, красители, консерванты и увкуснители в ней полностью отсутствуют.
sublimation) Теория Фрейда утверждает, что за действиями и поступками всех людей стоят мощные врожденные сексуальные и разрушительные инстинкты (влечения), включ. инцест и убийство. Поскольку общество не может допустить таких угроз своему существованию, оно неизбежно входит в конфликт с индивидуумом. В начальной стадии этот конфликт принимает форму конфликта между ребенком и первыми представителями об-ва, с к-рыми он встречается, - его родителями. В дальнейшем социализирующие требования и запреты, налагаемые родителями, интернализуются ребенком, приводя к интрапсихическим конфликтам. Согласно Фрейду, психич. здоровье состоит в разрешении этих конфликтов путем отведения побуждений чел. от врожденных запретных желаний и направления их в русло более социально приемлемых форм поведения (т. е. их сублимации). Однако эта заместительная активность никогда не дает такого удовлетворения, какое могла бы дать прямая активность. Чел. остается с остатком неудовлетворенного желания, составляющим ту цену, к-рую ему приходится платить за жизнь (и привилегии, к-рыми он пользуется) в цивилизованном об-ве. Альтернативное определение С. состояло в том, что это бессознательное замещение одного поведения другим, поскольку это поведение представлялось не только более удовлетворяющим, но и более опасным. Эта концепция подразумевает, что С. не всегда несет чел. здоровье и выгоды, поскольку может лишать его максимально возможного удовлетворения, когда сильная (но иррациональная) тревога ассоциировалась с желанной целью, к-рая в действительности безопасна и социально приемлема. См. также Совладание (копинг), Защитные механизмы Р. Б. Юэн
СУБЛИМАЦИЯ
форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации энергия сексуального влечения преобразовывается в социально приемлемые формы активности, в частности в творческую активность.
СУБЛИМАЦИЯ
Нем.: Sublimierung. - Франц.: sublimation. -Англ.: sublimation. - Исп.: subli-maci?n. - Итал.: sublimazione. - Португ.: sublima?ao.
o Процесс, которым Фрейд объясняет формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения. В качестве основных форм сублимации Фрейд описывал художественное творчество и интеллектуальную деятельность.
Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.
o Термин "сублимация", введенный Фрейдом в психоанализ, вызывает в мысли одновременно "возвышенное" (sublime) (ср. использование этого понятия в изящных искусствах для обозначения величественных, возвышающих нас произведений) и "возгонку" (sublimation) (ср. использование этого понятия в химии для обозначения процедур, непосредственно переводящих тело из твердого состояния в газообразное).
На протяжении всего своего творчества Фрейд называл сублимацией - в экономическом и динамическом смысле - некоторые виды деятельности, побуждаемые желанием, явно не направленным к сексуальной цели: это, например, художественное творчество, интеллектуальное исследование и вообще ценные с точки зрения общества видь! деятельности. Побудительную причину такого рода поведения Фрейд видел в преобразовании сексуальных влечений: "Сексуальное влечение обеспечивает культурный труд огромной массой энергии; это происходит в силу присущей ему способности изменять свою цель, не ослабляя напора. Эта способ-ность менять первоначальную сексуальную цель на иную, несексу-альную, но психологически ей близкую, называется сублимацией" (la).
Даже на уровне простых описаний фрейдовское понятие сублимации нельзя признать достаточно развернутым. Неясно определена область сублимационной деятельности: должны ли мы, скажем, включать в нее всю совокупность мыслительной работы или лишь некоторые формы интеллектуального творчества? Следует ли считать главной чертой сублимации высокую общественную оценку связанных с нею форм деятельности в данной культуре? Включаются ли в сублимацию формы "приспособительной" деятельности (труд, досуг и пр.)? Касаются ли изменения в динамике влечений лишь цели влечений (как долгое время считал Фрейд) или же одновременно и их объекта, как утверждается в "Новых лекциях по введению в психоанализ" (Neue Folge der Vorlesungen zur Einf?hrung in die Psychoanalyse, 1932): "Мы называем сублимацией такое изменение цели и объекта, при которых принимается во внимание социальная оценка" (2).
При рассмотрении проблемы с метапсихологтеской точки зрения эта неопределенность, по признанию самого Фрейда, сохраняется (3). Это относится также к работам, специально посвященным мыслительной и художественной деятельности (ср. "Об одном детском воспоминании Леонардо да Винчи" ).
Мы не собираемся излагать здесь общую теорию сублимации: ее невозможно построить на основе тех немногочисленных элементов, которые мы находим во фрейдовских текстах. Ограничимся здесь указанием на ряд тенденций фрейдовской мысли, не стремясь к их обобщению.
1) Сублимация затрагивает прежде всего частичные влечения*, особенно те, которые не входят в окончательную форму гениталь-ности: "Силы, необходимые для культурного труда, берутся большей частью за счет подавления так называемых извращенных элементов сексуального возбуждения" (1b).
2) Фрейд сделал два предположения относительно механизма сублимации. Первое основано на теории примыкания* сексуальных влечений к влечениям самосохранения. Подобно тому, как несексуальные влечения могут заражаться сексуальностью (ср. психогенные расстройства питания, зрения и т.д.), так и "пути, передающие воздействие сексуальных расстройств другим телесным функциям, предназначены у нормального субъекта для осуществления другого важного процесса. Они должны способствовать обращению силы сексуального влечения на другие, несексуальные цели, т. е. служить сублимации сексуальности" (4). Это предположение лежит в основе фрейдовского изучения Леонардо да Винчи.
Новый подход к проблеме открывается понятием нарциссизма* и созданием последней теории психического аппарата. Преобразование сексуальной активности в сублимированную деятельность (обе они устремлены к внешним, независимым объектам) требует, как теперь утверждается, промежуточной стадии - изъятия либидо и обращения его на Я, что и создает возможность десексуализации. Именно в этом смысле Фрейд говорил в "Я и Оно" (Das Ich und das Es, 1923) об энергии Я как о "десексуализированной и сублимированной" энергии, способной распространяться на несексуальные виды деятельности. "Если эта энергия перемещения есть не что иное, как десексуализированное либидо, мы вправе называть ее сублимированной, ибо она сохраняет неприкосновенной главную цель Эроса - объединение и связывание, помогая созданию целостности или тенденции к целостности, столь характерной для Я (5).
Тем самым подтверждается мысль о том, что сублимация тесно связана с нарциссическим измерением Я, а следовательно, объект сублимированной деятельности обладает тем же качеством целостности, которое Фрейд приписывал Я. Очень сходно с этим рассуждение М.Кляйн, которая видит в сублимации тенденцию к возмещению или восстановлению "хорошего" объекта*, раздроблен-"ного разрушительными влечениями (6).
3) Поскольку теория сублимации осталась у Фрейда слабо разработанной, мы располагаем лишь отдельными намеками на то, как следует разграничивать сублимацию и сходные с ней явления - реактивные образования*, торможение при достижении цели*, идеализацию*, вытеснение* и т.д. К тому же, считая способность к сублимации существенным условием успешного лечения, Фрейд нигде не показал ее конкретно.
4) Гипотеза о сублимации высказывалась в связи с сексуальными влечениями, однако Фрейд считал возможной также сублимацию агрессивных влечений (7); этот вопрос изучался и другими авторами.
Сублимация -часто используемое в психоаналитической литературе понятие; оно настолько отвечает глубинным задачам фрейдовского учения, что трудно даже понять, как можно без него обойтись. Однако мы не располагаем связной теорией сублимации, что остается существенным пробелом в психоаналитической мысли.
СУБЛИМАЦИЯ
SUBLIMATION)
Психический процесс, определяемый Фрейдом двояким оброзом. Впервые обоснованной теоретически в 1905 году, сублимация рассматривалась как отвлечение инстинктивных влечений от своих первоначальных целей и объектов в сторону социально более значимых. Тем самым предполагалось наличие в структуре психики постоянно действующего вытеснения. Изначально Фрейд полагал, что все поведение проистекает из либидинозных влечений и усиливается ими, при этом цель либидинозного влечения нередко противоречит требованиям, предъявляемым индивиду культурой и социумом. Подобные гипотетические построения представляют собой попытку обосновать существование социально значимых, внешне несексуальных и неконфликтных видов деятельности - художественного творчества, труда, познания и т.п.
В основу первого определения сублимации положены следующие два момента:
1) аналогия с химическим процессом и
2) поэтическая метафора гордости, величия, возвышенности, противоположных низменному или ничтожному. Таким образом, социально ценное поведение отражает "очищенный" и более "сублимированный" вариант изначально "низменного" влечения. Фрейд изначально рассматривал сублимацию как превращение инстинктивного влечения, позднее - как функцию Я, как особую форму защиты.
В своей первой формулировке это понятие вызвало огромную критику (Bernfeld, 1931; Glover, 1931; Jones, 1941; Kubie, 1962). Определение основывалось на ценностном суждении о социальной желательности данного поведения, сомнительном подходе к дефиниции психического процесса. Даже если синтонность Я заменить социально ценными целями (как предлагал Бернфельд), исправленное определение по-прежнему не позволяет провести различие между сублимацией и функцией Я, которая стала "сексуализированной" и используется как защита характера. Такое определение не учитывает также степень вторичной автономии (термин Гартманна), которую приобретает поведение из своего первоначального, предположительно инстинктивного источника. Наконец, это определение оставляет в стороне сублимацию агрессивных влечений.
Второе определение Фрейда оказалось более абстрактным, включающим в себя теоретически подразумеваемую (но клинически не наблюдаемую) десексуолизацию психической энергии. В этой формулировке сублимация становится путем формирования черт характера, а еще позже - необходимым концептуальным инструментом для осмысления того, что Фрейд считал крайне важными преобразованиями либидо в процессе развития. В этом смысле сублимация рассматривалась Фрейдом как центральный механизм десексуализоции либидо или как энергетический базис идентификации. Таким оброзом, вторая попытка определения сублимации, столь явно отличающаяся от первой, отражает приверженность Фрейда идее о принципиальной важности понятия "психическая энергия" в теоретических представлениях, выраженных в его метапсихологии.
Гартманн также попытался переформулировать понятие сублимации в чисто энергетических терминах. С его точки зрения, сублимация "относится к психическим процессам, изменяющим способы проявления энергии - от инстинктивного по направлению к неинстинктивным" (Hartmann, 1955, с. 223). Таким образом, сублимация приравнивается либо к нейтрализации либидинозной или агрессивной энергии, либо к неинстинктивной, врожденной нейтральной энергии, которой располагает Я. Следует отметить, однако, что концепция трансформации психической энергии, подвергаемая особо активной критике, в значительной степени утрачивает свою доказательную силу в свете эмпирически подтвержденных данных о взаимодействии таких компонентов, как дериваты влечений, идеационное содержание, защиты, аспекты совести (Сверх-Я) и оценка реальности.
Постулируя врожденную первичную самостоятельность психического аппарата, Гартманн имплицитно признает, что нет надобности предполагать, что все поведение первоначально имело сексуальные или агрессивные цели. Следовательно, не обязательно привлекать идею о некой трансформации, такой, кок сублимация, для объяснения всех проявлений несексуального и неагрессивного поведения. Так, например, нет надобности предполагать, что использование зрительного восприятия для получения полезной информации должно привести к сублимации вуайеризма или скопофилического инстинктивного влечения.
С клинической точки зрения, соответствующие феномены представляют собой формы поведения, которые имели когда-то сексуальные или агрессивные цели, но затем изменились, в результате чего их цели не являются ни эксплицитно сексуальными, ни эксплицитно агрессивными, но являются социально приемлемыми (если не полезными), удовлетворительными на сознательном уровне, а также скорее адаптивными и гибкими, нежели компульсивными. Термин сублимация вне связи с понятиями энергии и влечений может использоваться для описания подобных изменений в поведении, оставляя открытой возможность иного объяснения их механизмов, таких, как научение, созревание и взаимопроникновение мотивационных систем.
См. инстинктивные влечения, интернализация, метапсихология, психическая энергия, Сверх-Я, функциональное изменение, характер, Я.
СУБЛИМАЦИЯ
сублимирование) - в психоанализе З. Фрейда - процесс и механизм преобразования энергии сексуального влечения, характерный заменой сексуальной цели на цель более отдаленную и более ценную социально: энергия сексуального влечения преобразуется в социально приемлемые формы активности, в частности - творческую активность. Один из механизмов защиты психологической (=> механизм защитный), снимающий напряжение в ситуации конфликта путем десексуализации первоначальных импульсов и преобразования их в социально приемлемые формы, путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества. Обеспечивает перенесение нереализованной энергии в другие области - труд, творчество и пр. Агрессивность может сублимироваться в спортивных играх, эротизм - в дружбе, эксхибиционизм - в ношении броской одежды.
Представляет собой процесс, происходящий с объектом либидо и состоящий в том, что влечение переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения. Суть здесь - в отвлечении от сексуального. Способностью к сублимации обладают все люди, но многие - лишь в незначительной степени.
Сублимация - единственный адекватный механизм защиты: остальные не способствуют разрешению ситуации, но лишь загоняют ее вглубь, где она "незаметна".
Частный случай сублимации - переключение энергии либидо на процесс творчества, а также шутки, проявления остроумия и прочие действия, быстро вызывающие разрядку напряжения в форме, санкционированной обществом.
Вне психоаналитической трактовки термин "сублимация" используется для обозначения переключения активности субъекта на более высокий уровень.
СУБЛИМАЦИЯ
один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества.
СУБЛИМАЦИЯ
лат. sublime - наверх, вверх). Один из Фрейда механизмов психологической защиты, при котором происходит превращение социально неприемлемого импульса в приемлемый, переадресовка энергии из одного канала в другой. Чаще всего это относится к переключению энергии с примитивных и низменных потребностей на высоко ценимые в обществе проявления деятельности. С. рассматривается как один из наиболее положительных механизмов адаптации личности, индивидуума.
Сублимация
Sublimation). Защитный механизм в модели Фрейда. Он отличается от других фрейдистских механизмов защиты тем, что при нем напряжение действительно может быть снято и устранено путем направления его по другим каналам. Интеллектуальные, художественные, или культурные наклонности могут получить энергию, которая направлялась ранее на сексуальные или агрессивные цели.
Сублимация
sublimation) - в психоаналитической теории это изменение направления импульсов Ид в социально приемлемую деятельность, приносящую человеку удовольствие. Сублимация также является защитным механизмом Эго.
Сублимация
от лат. sublimo - возношу) термин З. Фрейда - защитный механизм личности, влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.
Сублимация
Один из защитных механизмов по теории Фрейда, когда человек выражает половую или агрессивную энергию косвенными способами, наиболее приемлемыми для общества. Так, различные виды деятельности, включая танцы, юмор, живопись, музыку или даже любовь, могут рассматриваться как сублимированное удовлетворение половых или агрессивных побуждений.
СУБЛИМАЦИЯ
sublimation) - бессознательный защитный механизм, при котором осуждаемые обществом инстинктивные влечения, побуждения и желания модифицируются в социально и личностно приемлемые формы. См. также Механизм защитный. Подавление.
Сублимация
Словообразование. Происходит от лат. sublimare - возносить.
Специфика. Характеризуется тем, что при ее реализации энергия сексуального влечения преобразовывается в социально приемлемые формы активности, в частности в творческую активность.
Сублимация
Защитный механизм психики, с помощью которого вытесненная в бессознательное энергия нереализованной потребности превращается в другую активность путем изменения ее направленности.
Например, энергия вытесненных комплексов может быть сублимирована в творческую активность, общественную и политическую деятельность, хобби, спорт и др.
Этот термин был введен З. Фрейдом. Он соединяет в себе два понятия: "sublime" – "возвышенное", которое используется в искусстве для обозначения величественных, возвышенных произведений и "sublimation" – химическая процедура, состоящая в переводе вещества из твердого состояния в газообразное. Такая семантика слова не случайна, она точно отражает механизм психологической защиты, названный Фрейдом сублимацией. Он назвал так перевод энергии сексуальных влечений на более возвышенные цели с социально приемлемыми формами их удовлетворения. В качестве таковых он выделял художественное творчество и интеллектуальную деятельность, а также шутки, проявления остроумия и др. явления, мгновенно вызывающие разрядку. З. Фрейд выделял следующие особенности этого защитного механизма:
1. сублимация затрагивает частичные влечения, которые не входят в основную форму генитальности за счет подавления извращенных элементов сексуального возбуждения;
2. в основе этого механизма лежит примыкание сексуальных влечений к влечениям самосохранения;
3. сублимация рассматривается как защита особого рода, которая обеспечивает прогрессивное решение конфликтов.
Сквозь призму сублимации Фрейд рассматривал формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и саморазвитие человечества…
З. Фрейд выделял два основных психических влечения: сексуальное и агрессивное и потому, говоря о разрядке фрустрированных влечений, он не упускал из виду сублимацию агрессивных импульсов. Однако, этот вопрос в психологии изучен слабо. Тем не менее, в жизни мы часто сталкиваемся с такими явлениями.
Например, явление смещенной агрессии, когда она выливается не на объект, вызвавший ее, а на какой-либо предмет: мужчина может пойти колоть дрова после очередной ссоры с женой (вспомним итальянский фильм "Укрощение строптивого").
Позднее Р. Ассаджиоли рассматривал сублимацию в том же русле (как разрядку сексуальных влечений), но несколько расширяя понимание З. Фрейда. Он упрекал З. Фрейда в том, что тот слишком узко смотрел на проблему сублимации, уделяя внимание только физическим и инстинктивным аспектам сексуальности, рассматривая ее в отрыве от эмоциональных и иных психологических особенностей. Сам он пытался рассмотреть сублимацию во всех аспектах сексуальности и выделил следующие аспекты:
1. чувственный – физическое удовлетворение;
2. эмоциональный – единение с другой личностью. Сублимация проявляется как переход от любви человеческой к любви к Высшему существу – единение с Христом.
3. созидательный – рождение нового существа, образование новой личности. Рост "внутреннего человека" требует созидательных энергий. В той мере, в которой индивид способен использовать энергию сексуальности, перед ним открываются новые, все более обширные сферы деятельности.
Сублимация возможна во всех формах. Кроме того, она может происходить в двух направлениях: "вертикальном" (внутреннем) и "горизонтальном".
Горизонтальная сублимация. На чувственном уровне она проявляется как замещение сексуального удовлетворения другими: от простого наслаждения пищей до радости общения с природой и эстетического наслаждения восприятия красоты.
На эмоциональном уровне – это распространение любви на больший круг людей; на созидательном уровне сублимация проявляется как активизация художественной и интеллектуальной деятельности.
В последнее время в психологии происходит все большее расширение понимания этого психического механизма. Его действие распространяется на большой круг явлений, происходит отход от объяснения сублимации только через призму переключения с удовлетворения сексуальной энергии на другие формы. Сублимация понимается как переключение энергии любых психических влечений на другие цели с заменой формы их удовлетворения на более конструктивную, что позволяет снять напряжение, получить разрядку.
Необходимо отличать сублимацию от других подобных ей форм психологических защит. Сам З. Фрейд выделял один из таких защитных механизмов: торможение перед целью.
З. Фрейд писал, что социальные влечения относятся к таким импульсивным влечениям, которые не считаются сублимированными, хотя они и близки к этому. Они сохранили свои непосредственные сексуальные цели, хотя достичь мешает внутреннее сопротивление; они удовлетворяются приближением к удовлетворению и поэтому содействуют установлению особенно прочных и постоянных связей между людьми. Так формируются отношения между родителями и детьми, дружеские чувства, эмоциональные связи в браке и др.
Сублимация
формы деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения, или влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.
Каждый из нас слышал слово «сублимация». Многие для того, чтобы казаться высокообразованными и начитанными, употребляют его в своей речи совершенно неуместно, не понимая значения этого слова. Ни для кого не секрет, что родоначальником этого понятия был З.Фрейд, который применил его в своей концепции искусства. Узнать значение сублимации можно из философского словаря, энциклопедии по психологии и медицине. Разберемся, что означает этот термин простыми словами.
Что такое сублимация?
Сублимация (от латинского «sublimo» – одухотворяю, возношу ввысь) – способность психики человека привлекать и использовать внутренний защитный механизм, связанный со снятием возникающего биологического напряжения, скопившейся нерастраченной энергии посредством ее трансформации, преобразования в созидательную, активную, творческую, позитивную, социально приемлемую деятельность.
Когда говорят, что человек сублимирует свою энергию, это означает, что он переключается с физических и биологических потребностей на достижение социально значимых и культурных целей. Понятие сублимации включает в себя следующие компоненты:
- перенаправление энергии с желания достичь низменных целей на достижение высоких, одобренных обществом целей (от сексуальных потребностей, инстинктивных человеческих желаний к творчеству, духовности);
- эмоциональную перестройку человека;
- психологическое раскрепощение, освобождение от биологических инстинктов;
- трансформация скопившейся энергии в приемлемый обществом вид человеческой деятельности.
Психоаналитическая теория Фрейда
В конце XIX – начале ХХ века – величайший австрийский психолог и психоаналитик – использовал в своем учении понятие сублимации как первоисточника, первопричины, лежащей в основе всех культурных и художественных творений и произведений. По его мнению, смысл трансформации заключается в том, что физиологические потребности человека, которые являются врожденными, первичными (природное сексуальное влечение) переходят в другие цели, не связанные с сексуальным удовлетворением. Человек переключается на другие виды деятельности, нравственно-положительные, соответствующие моральным нормам и принципам, и получает такое же удовольствие, только плодами перенаправления энергии являются продукты творчества. Фрейд рассматривал сублимацию в качестве исключительно хорошей защиты, способствующей конструктивному поведению человека, востребованной деятельности и поиску социально адаптивного разрешения внутренних противоречий и конфликтов. Сегодня эта концепция стала значительно шире – кроме первичных потребностей, перенаправление энергии распространилось на любые неприемлемые импульсы, нежелательные, травмирующие и негативные переживания, не зависящие от их природного происхождения.
Пример: склонность к садизму трансформируется в общественно полезную хирургическую деятельность, сексуальная похоть – в занятия изобразительным искусством, склонность к агрессии – в занятия боевыми видами спорта, склонность к насилию – в профессиональную деятельность в силовых органах, нездоровый интерес к смерти – в работу патологоанатомами в моргах, вуайеризм – в стриптизерскую деятельность, пироманство – в работу в цирках и организациях, занимающихся созданием праздничных фейерверков и т.д. З.Фрейд применял основные положения этой теории в своей психоаналитической практике.
Сублимация Юнга
Карл Юнг, известный швейцарский психиатр, последователь Фрейда, критиковал фрейдовскую теорию сублимации. Он считал, что сублимация имеет эзотерическое происхождение и относил ее к мистическим явлениям. Юнг придавал этому термину абсолютно противоположное значение, указывая на невозможность научно обоснованного доказательства концепции Фрейда. Юнг не отрицал сексуальной подоплеки в любом виде общественной деятельности, но считал, что человек трансформирует скопившуюся от сексуального неудовлетворения энергию не преднамеренно и принудительно, а бессознательно, и для этого требуются алхимические преобразования – огонь и Первоначальная Материя.
С сублимированием сексуальной энергии связано понятие либидо. Это половой инстинкт, сексуальное влечение, которое имеет психологическое начало. Эта энергия самая мощная и доступная. Когда она реализовывается, то улучшается самочувствие человека, окружающий мир наполняется яркими красками, возрастает творческий потенциал, улучшаются человеческие взаимоотношения. Когда сексуальная энергия трансформируется в творчество, то человек говорит о том, что у него появилась муза, вдохновившая его, – это тот объект, который помог трансформировать неудовлетворенное либидо. В истории можно встретить немало примеров некоторых гениев, которые сознательно отказывались от удовлетворения естественных человеческих потребностей для великих свершений в творчестве (картины Леонардо да Винчи, Ивана Крамского). Но психотерапевты не одобряют подобного поведения с точки зрения физического и психического здоровья.
Демонстрацией самого известного примера сексуальной сублимации является итальянская кинокомедия режиссеров Франко Кастеллано и Джузеппе Моччиа «Укрощение строптивого», где главный герой, которого играет Адриано Челентано, убежденный женоненавистник, привыкший к грубой фермерской работе, колет дрова, высвобождая свою неуемную сексуальную энергию. Для него сексуальной сублимацией является тяжелый физический труд.
Современная трактовка
Современная точка зрения, касающаяся интерпретации понятия «сублимация» состоит в том, что сублимировать означает перенаправлять любые тайные стремления и неодобряемые обществом внутренние импульсы на такие формы поведения, которые поддаются контролю и положительно оцениваются социумом. В основе тайных стремлений и желаний лежит либидо человека.
Когда человека охватывает нежное чувство, когда его влечет к другому человеку, в нем очень часто просыпается какой-либо талант: в написании поэзии, изображении живописи или создании музыкальных произведений. Статистика свидетельствует о том, что все творческие шедевры создавались в тот момент, когда их творцов накрывала волна влюбленности.
- Необходимо избавиться от внутренней зажатости, раскрепоститься;
- Нужно работать над собственной креативностью, развивать свое воображение, направлять все усилие на открытие внутреннего потенциала;
- Концентрация на бессознательном, избавление от комплексов, всего того, что мешает проявиться тайным желаниям;
- Относитесь к себе с максимальным уважением и любовью, верьте в собственные силы и настройтесь на достижение небывалых высот;
- Запомните, впитайте это чувство эмоционального подъема, того энтузиазма, который охватывает вас при одной только мысли об объекте вашего желания, доверьтесь интуиции.
Что это с точки зрения науки?
Современная наука трактует понятие сублимации гораздо сложнее и глубже, нежели просто находя ее связь с сексуальными желаниями человека. С научной точки зрения, это защитный механизм человеческой психики. Сублимация позволяет высвободить энергию человека через спорт, науку, творчество, религию. Гениальный режиссер Альфред Хичкок говорил, что единственное его оружие для победы над собственными страхами – это создание творений кинематографии. Энергию можно вложить во что угодно – хоть в мытье посуды, главное, чтобы это занятие приносило моральное удовлетворение. Термин «сублимация», кроме психологии, психоанализа и философии, применяется и в других науках и сферах человеческого знания:
- Химия (переход твердого вещества в газообразное состояние, не побывав в жидком);
- Пищевая промышленность (извлечение льда из замороженных продуктов);
- Полиграфия (перемещение картинки с одной поверхности на другую).
Важно! Человек – загадка для самого себя. Несмотря на все попытки познать себя, ему так и не удалось это сделать.
Сублимация – это помощник в процессе высвобождения дремлющих в человеке творческих сил и направлении их в созидательное русло. Но использовать ее нужно с известной долей осторожности, не отказываясь от своего природного предназначения.
Социальная активность личности – реакция организма прежде всего на внутренние порывы и желания. Эти механизмы возникают и развиваются под влиянием сочетания индивидуальных установок и процессов, происходящих в социальной среде. Вследствие некоторых несоответствий между внутренними ожиданиями человека и внешними условиями внутри личности могут возникать конфликты. Смириться и приспособиться к подобным несовпадениям помогают защитные механизмы индивида.
Что такое сублимация
В психологии данное понятие появилось в теории Зигмунда Фрейда. Сам термин происходит с латинского языка и означает «одухотворять» и «возносить».
Сначала в понятие вкладывался немного иной смысл, чем сегодня. Слово обозначало возвышение в нравственном, духовном смысле. Современное объяснение, что такое сублимация, в психологии обозначает, скорее, благородный процесс, во время которого энергия человека перенаправляется на решение важных задач. Во время действия человек нравственно возвышается над своими низменными внутренними потребностями и инстинктами.
Таким образом, сублимацией называют защитный механизм психики человека, благодаря которому происходит снятие внутреннего напряжения путем перенаправления энергии на выполнение социально значимых задач (достижений в спорте, искусстве, науке).
Защитные механизмы психики человека
Человек по своей натуре – существо уязвимое. Животные в случае угрозы могут защитить себя благодаря врожденным инстинктам. У людей таким щитом является психика.
В психологии существует понятие защитных механизмов – методов адаптации человека к окружающему миру. Поведение индивида в случае угрозы внешнего мира продуцирует бессознательные действия, которые и выполняют оборонную функцию. Австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд считал, что именно защитные механизмы сохраняют личность в гармонии и целостности.
Существуют следующие механизмы защиты, которые вырабатывает наша психика:
- Отрицание – человек не верит в страшные, травмирующие ситуации.
- Вытеснение – травмирующие события забываются.
- Проекция – человек замечает в окружающих то, что присуще ему самому. Как правило, увиденные характеристики являются нелицеприятными.
- Интроекция – усвоение норм ребенком без критики со стороны родителей, которые диктуют правила надлежащего поведения.
- Изоляция – человек отделяет неприятные события от чувств, которые их сопровождают. Происходящее как бы наблюдается со стороны и практически без эмоциональных реакций.
- Регрессия – превращение в ребенка в случае опасности, поиск защиты у окружающих и нежелание принимать решение самостоятельно.
- Смещение – перенос негативных эмоций и чувств на другой, не травмирующий объект. Примером смещения может быть домашний скандал вследствие замечаний начальства на работе.
- Рационализация – человек логически объясняет свои поступки и мотивы, но при этом скрывает истинные мотивы своего поведения. Таким образом, он не только обманывает окружающих, но и занимается самообманом.
- Еще один защитный механизм в психологии – сублимация. О ней рассказывалось выше.
Теория сублимации Зигмунда Фрейда
Авторство первой идеи о защитном механизме принадлежит известному австрийскому психологу и психоаналитику. Сублимации Фрейд отводил важнейшее место в жизнедеятельности человека. Он считал, что благодаря данному механизму и возникла цивилизация и прогресс. Множество произведений искусства родилось вследствие переноса энергии либидо от фрустрации в более благотворную сферу. В качестве яркого примера действия понятия сублимации в психологии можно выдвинуть труды Леонардо да Винчи. Вследствие отсутствия интереса к собственной личной жизни ученому, художнику и инженеру удалось создать огромное количество своих шедевров. Все свои работы он выполнял идеально и совершенно. Секс и подобные взаимоотношения между людьми Леонардо считал чем-то низменным и безобразным. По мнению зодчего, есть вещи важнее, чем земная любовь, – искусство, наука, архитектура.
Сам же Фрейд и свою уникальную работоспособность объяснял сознательной сублимацией половой энергии в научное русло. По мнению ученого, секс необходим только для деторождения. Истинное удовольствие могут принести лишь результаты собственного труда. Проанализировав жизненный путь многих выдающихся художников, писателей и поэтов, Фрейд пришел к выводу, что самые яркие свои произведения они создали во время отсутствия любовных взаимоотношений. Сублимация не только переносит энергию в физический труд. Она дает возможность реализовать в произведениях все свои несбыточные мечты и фантазии.
Виды сублимации
Психология различает несколько видов данного явления. Фрейд выделял такие типы защитного механизма:
- Сублимация, лишенная гедонистического характера. Такой механизм связан с рутинной работой, запретами, дисциплиной и прочими ограничениями свободы личности.
- Так называемая гедонистическая сублимация. В этом случае энергия трансформируется в творческие и религиозные шедевры.
Эти два вида отличаются между собой, но способны и к взаимосвязи.
Существуют также и типы простые в психологии сублимации. Это, в частности, могут быть следующие примеры:
- Склонность к агрессии и сексуальной жестокости может реализоваться в занятиях спортом, в частности борьбой, боевыми искусствами, боксом.
- Скрытые садистические наклонности можно компенсировать профессией хирурга.
- Чрезмерный интерес к занятиям интимом можно сублимировать в творчество, придумывание шуток, анекдотов, веселых историй.
- Снять сексуальное напряжение возможно, занявшись также физическим трудом (например, рубкой дров, генеральной уборкой, приготовлением пищи или просто пешими прогулками).
Механизм переноса
Что такое сублимация в психологии и каким образом она действует? По сути, она трансформирует неприятные и нежелательные переживания в разнообразные виды конструктивной деятельности. От остальных защитных механизмов сублимация отличается наличием энергии сексуального характера. Под влиянием высвобождения силы либидо создаются самые яркие произведения искусства, возникают феноменальные научные идеи, происходят интеллектуальные инсайты.
Во время сублимации снимается внутреннее напряжение индивида и перенаправляется энергия в социально полезную деятельность.
Суть метода
Итак, что означает способ сублимации? В психологии, простыми словами, это действие можно объяснить следующим образом. Психоанализ трактует метод как трансформацию влечений человека. Сегодня такая трактовка несколько расширилась.
Объяснение метода зависит от ситуации. Но в то же время определение означает перенаправление импульсов, которые неприемлемы в обществе, в общественно-полезный труд. Анализируя произведения искусства, изучая ведущую деятельность человека, часто можно разглядеть скрытые эротические мотивы работы, которые тщательно скрываются личностью.
Как протекает трансформация энергии
В психологии это процесс неоднозначный. Он не ведет к отрицанию или игнорированию человеком своих внутренних конфликтов. Цель сублимации – перенаправление, трансформация внутренней энергии на то, чтобы найти способы решения данных раздоров. Вследствие этого функция процесса заключается в подсознательном поиске того рода занятий, который сможет снять внутреннее напряжение от активных импульсов либидо. Таким занятием, в частности, часто становится творчество.
Что такое десублимация
Что такое сублимация в психологии было рассмотрено выше. Но существует и такое явление, как десублимация. Это понятие ввел в науку Герберт Маркузе. В отличие от сублимации в психологии, это определение означает непосредственную реализацию своей сексуальной энергии в сексуальное действие.
Десублимация во всех ее проявлениях действует негативным образом. Реализованная сексуальная жизнь делает человека пассивным во всех остальных видах деятельности. Ему нет смысла бороться с внутренним напряжением и противостоять нормам социального окружения. Дальнейшее развитие личности не входит в планы индивида, поскольку он получил все желаемое. Высвобожденная естественным путем энергия либидо не нуждается в перенаправлении в другое русло.
Способы эффективного использования сублимации
Существует четкий алгоритм трансформации энергии в социальное действие:
- Избавиться от внутренних зажимов поможет восприятие новую информацию и познавать новых людей как опыт.
- Для успешного протекания процесса сублимации важно развивать свое воображение. Без креативного восприятия мира творчество невозможно.
- В решении важных вопросов важно доверять своей интуиции. Вкупе с воображением может породить творческую гениальность.
- Эффект «черной дыры» усилит воздействие сублимации на творческую деятельность. Иногда важно абстрагироваться от внешнего мира, закрывшись в темной комнате на несколько часов, и погрузиться в свой внутренний мир, созерцая его как бы со стороны. Именно в такие моменты может прийти просветление, и появятся гениальные идеи.
- Понятие в психологии сублимации предполагает и полное принятие себя, со всеми своими достоинствами, и главное – с недостатками. Это значит не только гордиться своими достижениями, но и относиться к своим ошибкам как к опыту.
- В случае эмоционального подъема в состоянии влюбленности важно запомнить этот момент. В дальнейшем постараться перенаправить эти эмоции в ту сферу, где необходимо добиться успеха.
Следуя этому порядку действий, можно достичь гармоничного развития личности.
позднелат. sublimatio – возвышение, от лат. sublimo – высоко поднимаю, возвышаю) – в теориях ценностей означает возведение ценности от низшего к высшему уровню (напр., у Макса Шелера); в учении Фрейда – особый вид замещения или отклонения инстинктов от присущей им направленности, при к-ром первоначальной (обычно сексуальный) объект влечения замещается другим, более социально приемлемым. В психологию термин "С." ввел Фрейд в 1900. В психоанализе понятие С. используется для объяснения психологич. механизмов творчества и обозначает преобразование в этом процессе низших (большей частью подсознательных) влечений. Толкуя творчество как один из способов разрядки внутр. напряжений и конфликтов, Фрейд попытался объяснить его с позиций биологич. детерминизма; с этой т. зр. невроз у него выступал как результат провала С., а С. – как "удавшийся невроз". Очевидная узость такого объяснения породила дилемму: покончить с биологич. детерминизмом и признать свободу выбора и решения в творчестве или объявить его результаты лишь более утонченной и замаскированной формой выражения тех же осн. влечений (иск-во как "возвышающий обман"). Избрав второй из этих путей, авторы многочисленных фрейдистских сочинений по проблемам творчества утверждают наличие прямой связи между результатами творчества и небольшим числом вариантов осн. влечений и их патологич. отклонений. Напр., согласно работам Т. Рейка, творчество Гете, его "олимпизм" есть результат компенсации параноидного психоза, к к-рому Гете, как утверждают, был близок в юности; в основе творчества Достоевского – чувство вины, порожденное в детстве его враждебными импульсами по отношению к отцу (И. Нейфельд, Достоевский. Психоаналитич. очерк, пер. с нем., Л.–М., 1925). Большая роль в формировании художества придается компенсации им травм детского возраста (З. Фрейд, Леонардо да Винчи. Воспоминание детства, М., 1912). С этих позиций творчество выступает как вид самодеят. психотерапии. Психоаналитики провели много исследований для выявления условий С. и сопутствующих ей процессов. Общую схему сублиматорной деятельности предложил Э. Берглер, выделивший пять уровней С. с вводом и переключением ряда психич. механизмов. В рамках т.н. эгопсихологии, помимо процесса перенесения или замены объекта влечения, подчеркивается роль в С. преобразования самой энергии – превращение ее в форму, пригодную для выполнения специфич. функций Эго. Фрейд и особенно его последователи нередко связывают учение о С. с учением Платона об эросе. Но если в платонизме низшие формы бытия выводятся из высших, то у Фрейда, наоборот, высшие формы сводятся к низшим, к единственным для него реальным биологич. процессам. По словам М. Шелера, в учении о С. фрейдизм выявляет себя как инвертированный платонизм или как "игра на понижение"; учитывая тот реальный факт, что в творчестве принимают участие психич. и психосоматич. процессы разных уровней, фрейдистское учение о С. пытается свести это множество уровней к одному – влечениям и их материалу; при этом сам творч. акт как создание нового качества ускользает от прямого исследования. Лит.: Фрейд З., Бред и сны в Градиве, в кн.: Иенсен В., Градива, Одесса, 1912; его же, Я и Оно, пер. с нем., Л., 1924; Kris ?., Psychoanalytic explorations in art, N. Y., 1952; Bergler E. O., On a five-layer structure in sublimation, "Psychoanalytic Quarterly", 1945, v. 44, No 1. Д. Ляликов. Москва.
Отличное определение
Неполное определение ↓