Как молчание помогает в жизни. Молчание — Божественная тишина
Вы когда-нибудь использовали молчание, чтобы выразить свою точку зрения? Если да, то вы могли понять, каким мощным коммуникативным инструментом это может быть. Молчание создает множество смыслов. Оно может пролить свет на суть разговора или накрыть ее завесой тьмы. Правильное использование молчания является одной из величайших способностей в разговорном искусстве.
Наше безмолвие может служить подтверждением того, что мы сильно заинтересованы в том, что говорит другой человек. Это также может показать, что мы имеем хорошее самообладание и не станем поддерживать разговор, который может иметь негативные последствия.
Чем больше люди говорят, тем меньше правды в их словах. Бенджамин Франклин по этому поводу сказал так: «Важно не только уметь сказать нужную вещь в нужный момент, но и уметь не сказать ненужного, когда очень хочется» . Молчание помогает нам понять более глубокий смысл того, о чем идет речь.
Вам когда-нибудь приходилось участвовать в разговоре, в котором вы постоянно выжидали паузу со стороны собеседника, чтобы вставить свой ответ? Вместо того чтобы самому сделать паузу и вникнуть в сказанное собеседником, мы начинаем думать о том, как будет лучше озвучить свои мысли после того, как собеседник закончит говорить.
Культура часто влияет на наше непреднамеренное желание незамедлительно вставить свое слово, когда наступает пауза в разговоре. Умение замолчать, когда это нужно, требует практики и самоконтроля. Некоторые люди используют междометия вроде «ммм» или «эээ», чтобы сохранить свое место в разговоре. Это похоже на устную закладку, которая не позволяет собеседнику вставить свое слово. К сожалению, некоторые люди выступающие, например, из-за трибуны тоже начинают «экать» и «мэкать», забывая о том, что они участвуют в одностороннем общении, когда все остальные просто слушают.
Также необходимо понять, что всегда найдутся люди, которые будут неверно истолковывать ваше молчание. Некоторые люди будут воспринимать вашу паузу, как возможность незамедлительно вступить в разговор. Будучи лидерами, мы должны быть готовы помочь другим понять, как важно может быть молчание в разговоре. Когда мы говорим, наш мозг должен быть полностью занят тем, как сделать наши слова предельно ясными и понятными. В противном случае наши слова окажутся шумовым загрязнением. Помните, что эффективные руководители тратят 70% своего времени, на выслушивание других, и лишь 30% на разговоры.
Молчание - это мощное средство. Мы можем использовать молчание, чтобы усилить свое понимание и больше узнать об окружающих нас людях. Молчание может показать, что мы хорошо заботимся о любимом человеке, внимательно выслушивая его и поглощая его мысли. Один взгляд в глаза любимому человеку может сказать его сердцу больше, чем все поэтические слова в мире. Таким образом, молчание может оказать более сильное воздействие на человека, чем слова, которые мы произносим. С другой стороны молчание может стать оружием, когда мы намерены причинить боль кому-то или показать, что мы чем-то недовольны.
Искусству молчания можно научиться. Когда мы приучаемся к шуму, мы можем принять молчание за отсутствие понимания, а не за более глубокое понимание сказанного. Например, люди, выступающие в роли комиков, привыкли к тому, что их аудитория должна смеяться примерно 8 раз в минуту. Успешные комики знают, что если их аудитория молчит, то они все равно на верном пути, потому что молчание звучит громче смеха.
Насколько громко звучит ваше молчание в разговорах с другими людьми? Позволяет ли ваше молчание понять, что вы добились, чего хотели, и если нет, то, что вы можете сделать для того, чтобы лучше понять других и быть в свою очередь лучше понятым другими?
9. СИЛА МОЛЧАНИЯ
В Веданте дыхание называется “Прана” - жизнь. Дыхание есть цепь, соединяющая тело, сердце и душу вместе. Оно так важно, что когда оно уходит из тела, это тело, которое так сильно любили и охраняли, что малейшая простуда или кашель лечились докторами и лекарствами, больше уже не может быть используемо. Оно не может сохраняться живым.
Говорение есть нарушение дыхания. Когда человек говорит, он совершает намного больше дыханий, чем он должен был бы сделать в противном случае. Дыхание подобно обручу, с которым играют дети: в соответствии с силой удара палки, обруч катится столько-то раз, и когда сила потрачена, обруч падает. Это так же, как заводка часов. Часы идут то время на которое они были заведены: это могут быть 24 часа или неделя, но дольше этого периода они не могут идти, сколько бы еще их не заводили. Или сравните это с детским волчком: он повернется столько раз в соответствии с силой, с которой он был закручен, и, когда сила потрачена, волчок опрокидывается.
Соответственно, начиная с первого дыхания наша жизнь будет длиться столько, сколько дыханий. Разговором мы много забираем у нашей жизни; день молчания значит продление жизни на неделю или больше, а день разговора значит на неделю меньше жизни. Молчание есть лекарство от многого. Хотя, конечно, человек, живя в мире, не может его постоянно практиковать. Но он должен быть на страже своих слов; он должен помнить, что за каждое слово им сказанное, наградой может быть рай или ад.
В Индии с древних времен были мистики, которые назывались “МУНИ”. Они никогда не говорили, хотя они делали все виды других вещей. Эти мистики часто жили много дольше, чем мы живем в настоящее время: три сотни, пять сотен лет и более.
Когда мы не говорим, дыхание не прерывается, оно остается регулярным и ровным. Мистики всегда предавали великое значение дыханию и делали его изучение принципиальным объектом в своем тренинге. Те, кто управляли дыханием, имели управление над своими жизнями; те же, кто не управлял - были подвержены всем видам болезней. Есть некоторые, кто управляют дыханием бессознательно, так это боксеры и борцы, а также некоторые люди, которые ведут праведную жизнь.
В нашу эпоху мы стали такими любителями разговоров, что когда человек один в доме, он любит выйти, чтобы только найти кого-нибудь поговорить. Часто, когда люди одни, они говорят с предметами вокруг себя. Многие люди - сами с собой, когда им не с кем поговорить. Если бы объяснить им, возможно они стали бы понимать, как много они теряют энергии с каждым произнесенным словом. Молчание есть расслабление ума и тела; оно отдохновенно и целительно. Сила молчания очень велика не только достижением сохранения энергии и жизненности, но также морально есть множество выгод, приобретаемых молчанием.
Наибольшее количество глупостей, совершаемых нами - это глупости разговора. В одну неделю на одно глупое действие мы совершаем тысячу глупостей в нашей речи. Часто мы обижаем или раним кого-то, говоря слишком много; если бы мы воздержались от речи, мы бы не ранили его.
Затем есть преувеличение. Все идеалисты, кто любит чем-то восхищаться, имеют тенденцию преувеличивать. Если человек увидел в чем-либо небольшую опасность, он хочет напугать своих друзей и однажды он говорит, что надвигается огромная опасность. И когда его друзья предупреждены, он чувствует некоторое удовлетворение. Когда идеалист испытывает пристрастие к человеку, он говорит ему что он солнце и луна в небесах. Нет необходимости говорить все это.
Говоря, человек также развивает склонность к противоречию. Что бы ни было сказано, он желает занять противоположную точку зрения. Он становится как боксер или борец: когда никого нет, чтобы боксировать или бороться с ним - он разочарован, так сильна его наклонность к разговору.
Однажды я был на приеме в доме моего друга, и там был некто, кто спорил с каждым гостем так, что они все устали. Я попытался избежать его, но кто-то представил нас друг другу, и когда он услышал, что я учитель философии, он подумал: “Вот человек, которого я хочу”. И первая вещь, которую он сказал, было: “Я не верю в Бога”. Тогда я спросил: “вы не верите? Но верите ли вы в это проявление и в красоту этого мира разнообразия, и что позади здесь есть сила, которая произвела все это?” Он сказал: “Я верю во все это, но почему я должен поклоняться личности, почему я должен ее называть Бог? Я верю в это, но я не называю это Богом”. Я сказал ему: “Вы верите, что каждое действие имеет причину и что для всех этих причин должна быть первоначальная причина, вы называете ее причиной, а я называю ее - Бог; это одно и то же. Есть офицер, которому вы отдаете честь, некто старший, перед кем вы склоняетесь, например ваш отец или мать, кто-то порядочный, кого вы любите и обожаете, к кому вы чувствуете уважение, некая сила, перед которой вы чувствуете себя благосклонным. И как тогда должна быть велика Личность, которая произвела и управляет всем этим, и насколько более великой для поклонения!” Он ответил: “Но я не называю это божественным, я называю это вселенской силой, влечением, работающим механически, гармонизируя все”. Когда я пытался придерживаться одной точки, он перескакивал на другую, а когда я следовал за ним туда, он перебегал на следующую, до тех пор, пока я не прекратил, подумав о словах Шанкарачарьи: “Все невозможные вещи можно сделать возможными, кроме приведения ума глупца к точке истины”.
Тенденция противоречить может вырасти настолько, что, когда некоторые люди слышат даже свои собственные идеи, произнесенные перед ними, они будут занимать противоположную точку зрения для того, чтобы приготовить позицию для дискуссии. Есть персидская пословица: “О, молчание, ты есть неоценимое благословение, ты покрываешь ошибки глупцов и даешь вдохновение мудрецам!”
Как много глупых вещей мы говорим только через привычку говорить! Как много бесполезных слов мы говорим! Если мы представлены кому-то, мы должны говорить, если же нет - нас посчитают невежливыми. Затем происходят такие разговоры, как: “Такой прекрасный день; холодно”, какой бы ни была погода, так будет: такой разговор без причины со временем превращается в болезнь, так, что человек не может продолжать без того, чтобы не опустошать головы других речами о бесполезных вещах. Он не может здравствовать и мгновения без этого вследствие своего самоинтереса, он станов&тся таким любителем поговорить, что иногда он будет рассказывать всю историю своей жизни постороннему, препятствуя тому говорить, хотя этот человек может быть очень скучающим, желая при этом сказать: “Почему меня должно заботить все это?” И люди также выдают секреты, раскаиваясь в том, что они сказали.
Тем же произнесением слов, человек показывает нетерпение в своих словах, гордость, предубеждение, за которые ему приходится затем извиняться: именно отсутствие контроля над речью причиняет все это. Слово иногда ценнее всех мировых сокровищ, и, опять же, слово призывает человека к мечу.
Есть различные пути получения вдохновения, но лучший - это молчание. Все мистики хранили молчание. Во время моих путешествий по Индии все великие люди, которых я встречал, хранили молчание хотя бы несколько часов, а некоторые по двадцать часов в день.
В Хайдерабаде жил мистик, которого звали Шах Кхамуш. Он был назван так из-за своего молчания. В юности он был очень умным и энергичным молодым человеком, и однажды он пришел к своему муршиду, и как обычно, у него был вопрос, что естественно для ученика. Муршид сидел в экстазе и, так, как он не хотел разговаривать, он сказал ему: “Помолчи”. Мальчик был сильно поражен. Он никогда раньше не слышал таких слов от своего муршида, который был всегда так добр и терпелив, и желал ответить на вопросы ученика. Но это был урок, которого было достаточно на всю его жизнь, он был разумной личностью. Он вернулся домой и не говорил ни со своей семьей, ни даже с родителями. Тогда муршид, видя его таким, больше с ним не говорил. Многие годы Шах Кхамуш никогда не говорил, и его психическая сила стала так велика, что было достаточно взглянуть на него, чтобы получить вдохновение. Куда бы он ни смотрел - он вдохновлял. Куда бы он ни бросил свой взгляд - он лечил. Это было не так давно, возможно двадцать пять лет назад.
Есть опьянение в деятельности, и в наши дни активность увеличивается так сильно, что с утра до вечера нет никакого отдыха, в следствии наших повседневных занятий, которые держат нас в постоянном движении. А ночью мы так устаем, что мы хотим только спать, и на следующее утро деятельность начинается заново. Этим образом жизни многое разрушается: человек так рвется к наслаждениям, что он не думает, есть ли это жизнь, чтобы ей наслаждаться. Каждый человек должен иметь хотя бы час в день, в который он будет спокоен и тих.
После тишины речи, приходит тишина мысли. Иногда, хотя человек и сидит безмолвно, но все время мысли прыгают вверх и вниз. Ум может не хотеть этих мыслей, но они приходят все те же самые. Ум впускает их как в бальный зал, и они танцуют в нем. Одну мысль нужно сделать такой интересной, такой важной, что все другие мысли должны быть ею выгнаны.
Когда мысли будут утихомирены, тогда придет тишина чувства. Мы можем ничего не говорить против человека, в нашем уме нет мыслей против него, но если в нашем сердце есть чувство пренебрежения к нему, он будет это чувствовать. Он будет чувствовать, что в этом сердце есть горечь к нему. Также и в случае с любовью и болезнью.
Абстрактное значит, что существование за пределами этого мира, где все формы существования смешены, там где они все встречаются и это абстрактное или отвлеченное имеет свой звук. Когда этот звук настолько утихомирен, и человек идет за его пределы, тогда он достигает высочайшей ступени - Наджат - Вечность: но, определенно, необходимо великое усилие, чтобы достичь этого состояния.
Из книги Йога в десяти уроках автора Дешане Жан-МариВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ – ДЕНЬ МОЛЧАНИЯ Все мастера духовной жизни повторяют этот совет: через длительные и, желательно, регулярные интервалы времени устраивайте дни абсолютного молчания. «Дни воспоминаний»!«Подкрепите пост молчанием. В эти дни не говорите никому ни слова. На
Из книги Пути достижения индийских йогов автора Аткинсон Вильям Волкер Из книги Близость. Доверие к себе и другому. автора Раджниш Бхагван ШриНаучись Языку Молчания Вы всегда остаетесь лишь слегка связанными, и когда ты с кем-то формально связан, ты можешь продолжать болтать о тысяче и одной несущественной вещи, потому что ничто не важно - это только развлечение.Но когда ты начинаешь к кому-то приближаться, и
Из книги Мастер. Размышления о преображении интеллектула в просветлённого автора Раджниш Бхагван Шри Из книги Закон привлечения и сила мысли автора Аткинсон Вильям ВолкерГлава 13. Сила притяжения - сила желания Как мы уже говорили, для того чтобы Желание обрело полную силу, необходимо избавиться от страха. Предположим, вы уже справились с этой частью задачи или, по крайней мере, начали двигаться в нужном направлении, так что теперь я хочу
Из книги Путь к свободе. Добро и зло - игра в дуальность. автора Жикаренцев Владимир ВасильевичСила Практически все люди, в том числе и мужчины, сильный пол, внутри считают себя слабыми. Почему? Во-первых, это ощущение идет из детства, когда мы были слабыми, зависимыми и нуждались в помощи при решении проблем, и, во-вторых, из-за чувства беспомощности перед силами
Из книги Откройся Источнику автора Хардинг ДугласСила Ограничивающие убежденияО. У. Мне в одиночку не решить свои проблемы.О. У. Чтобы продвигаться вперед, нужен Учитель.О. У. Мне хочется иметь третий глаз, чтобы решать свои проблемы.О. У. Мне хочется иметь паранормальные силы.Это так здорово.О. У. У меня ничего не
Из книги Лоджонг автора Тинлей Геше Джампа Из книги Как вылечить себя и близких без лекарств и врачей. Биоэнио для чайников автора Норд Николай Иванович4.2.4. Сила молитвы Перед смертью, если вы выполняете практику пхова лоджонга, то есть традиции тренировки ума, вы не должны молиться о рождении в чистой земле. Наоборот, нужно молиться так: «Да получу я рождение в нечистом мире, где живые существа нуждаются в моей помощи.
Из книги Великая книга успеха и счастья от монаха, который продал свой «феррари» (сборник) автора Шарма Робин С. Из книги Семь навыков эффективных родителей: Семейный тайм-менеджмент, или Как успевать все. Книга-тренинг автора Хайнц Мария Из книги Принцип денег. Секретная практика управления реальностью автора Смирнов Антон Из книги Руководство по выращиванию капитала от Джозефа Мэрфи, Дейла Карнеги, Экхарта Толле, Дипака Чопры, Барбары Шер, Нила Уолша автора Штерн Валентин Из книги Супертренажер мозга для развития сверхспособностей [Активизируй «зоны гениальности»] автора Могучий Антон«В начале было слово…», «Слово не воробей…», «Слово сильное, заговорное…», «Слов на ветер не бросай…», «По слову и делу…» — это лишь несколько фраз о значимости слов, которые я смог вспомнить на-гора, а сколько их ещё ходит по разным культурам – вообще не счесть. А, может, и счесть. Но я предлагаю поговорить не о цифрах, а всё-таки о словах. Или, точнее, о Слове.
Итак, почти во всех культурах устному слову приписывается особое значение, зачастую даже мистическое или сакральное. И это неспроста. Ведь связная речь и возможность общения посредством слов – это привилегия людей, которая не дарована другим тварям земным. Да, звери, птицы и насекомые наладили невербальную коммуникацию, а некоторые животные умеют подражать человеческой речи, но осмысленное Слово – это дар исключительно человеческий. По крайней мере, на Матушке-Земле.
И действительно, словом человек может сделать очень многое. Например, словами можно передать свою мысль, поэт словом может пробудить в нас определённые чувства, настоящий лидер может своими словами вдохновить своих последователей, а всякие нехорошие люди могут злым или лживым словом вовлечь нас в неприятности разного рода. А маги и вовсе своими словами могут натворить и радостей, и гадостей. И мне, как викканину и просто как человеку, близкому к заговорной магии, последняя тема куда интереснее. На ней я и остановлюсь подробнее.
В чём сила, брат?
Почти вся магия, которую я знаю, в той или иной мере использует в своей практике речевой, вербальный компонент. Например, молитвы, заговоры, заклинания, воззвания к стихиям, призыв духов, мантры, чанты, именование, песнопения. И это «ж-ж-ж» неспроста. Потому что Слово действительно имеет силу. Но, разумеется, не всякое. Или не во всяком случае.
Я нередко замечал, что слово, сказанное от всей души или в сердцах, имеет свойство сбываться. И это касается не только тех, кто занимается магией. И тут разгадка проста: на волне эмоции можно невольно вложить в Слово энергию, которое и сделает его сильным. Но, к счастью, далеко не всегда этого достаточно. А иногда заклинания мага не приносят никакого результата, хотя, казалось бы, церемония проведена по всем канонам, слова сказаны правильные, с чувством и энергией, но не возымели результата. И тогда встаёт вопрос, почему одни слова имеют силу, а другие – нет?
Я встречал в различных авторитетных источниках (как устных, так и письменных) теорию о том, что слово человека обладает своим показателем так называемой «реализационной власти». Это то, насколько сильно выделяются слова того или иного человека в общем информационном потоке, насколько они весомы и заметны Пространству, Силам, Богам, Эгрегорам, Духам или любым другим тонким сущностям, в которые верит человек. И я солидарен с этим мнением, потому что сталкивался в прошлом и продолжаю видеть в настоящем подтверждения этой версии.
Но от чего зависит эта самая «реализационная власть», как её можно потерять и, самое главное, разумеется, как её наращивать? И на то есть несколько путей.
Молчание – золото.
Один из таких способов – обет молчания.
Как же молчание может повысить силу слова? На первый взгляд, это утверждение звучит, словно идея накачать идеальный пресс, не делая упражнений. Однако, стоит помнить, что Слово – не мышца, и к нему требуется другой подход.
Обет молчания – это довольно распространённая практика в различных духовных учениях и даже в магической практике, когда в качестве подготовки к какому-либо ритуалу требуется выдержать какое-то время в молчании наряду с другими ограничениями и аскезами.
И действительно, это выглядит весьма логично. Когда человек болтает без умолку или тратит свои слова на пустую болтовню, то вокруг него неизбежно скапливается «информационный мусор», и среди этого фона трудно разобрать важные фразы. И со временем Высшие Силы перестают обращать внимание на речи таких словоохотливых людей. Знаете, этот процесс мне напоминает то, как человек абстрагируется от фоновых звуков радио, играющего в соседней комнате, или от постоянного брюзжания коллеги, жены или друга. Он просто пропускает эти звуки мимо ушей.
Так вот и Высшие Силы не обращают внимания на источник подобного «белого шума», а потому слова такого человека вряд ли достигнут ушей (или какие там могут быть органы восприятия) Высших Сил. А, значит, и не будут иметь реализационной власти.
И наоборот, если человек долго молчит, то в тишине, образовавшейся в его информационном поле, любое слово прозвучит набатом. И реализационная власть Слова после молчания, соответственно, возрастает.
Однако, в современном мире не так то просто сохранять обет молчания, особенно если мы ходим на работу и вступаем в коммуникацию с другими людьми. Так как же быть, если обет молчания – это непозволительная роскошь, а не доступное средство повышения реализационной власти?
Слово – кремень.
Не стоит отчаиваться, выход есть. Например, сделать своё слово значимым. И здесь отлично работают любые формы обещаний. Кстати, тот же обет молчания, в дополнение к описанному выше, также является формой обещания, поэтому он полезнее других способов. Но, как и было замечено ранее, обет молчания подходит не всем. Так что же можно взять себе обещанием?
Сразу скажу, что не стоит обещать себе дышать ближайшие пять минут, это не сработает. Обещание должно быть более весомым, чем исполнение естественных функций организма.
И вот тут будет не лишним остановиться на обещаниях себе. Например, это сказочное обещание «с понедельника/нового года/следующего месяца начать новую жизнь». Подавляющее большинство людей хотя бы раз давали себе такие или подобные обещания, а затем торжественно проваливали это благородное начинание. Я сейчас не к тому, что «футакимибыть». Просто этот пример очень красочно иллюстрирует, как НЕ НАДО давать обещаний самому себе.
Обещание, чтобы быть максимально эффективным в наращивании реализационной силы Слова, должно соответствовать следующим критериям:
1) Быть конкретным . Новая жизнь – это абстрактно и размыто. Какой должна быть эта жизнь, каковы критерии оценки новизны – непонятно. Вместо этого можно обещать себе, допустим, делать что-либо в строго определённое время или с какой-то установленной периодичностью. Например, вы можете пообещать себе каждый день ровно в восемь вечера читать пятнадцать страниц определённой книги. Это вполне конкретно и понятно. Прочитано 15 страниц – обещание на сегодня выполнено.
2) Иметь чёткие сроки . Не только время проведения действия, но и на протяжении какого срока это обещание вы собираетесь выполнять. Потому что фраза «всю оставшуюся жизнь» зачастую вгоняет в депрессию и лишает сил, наводя на мысли о каторге. А оттуда со словами «Всё равно когда-нибудь сорвусь, зачем же не теперь!» обещание летит ко всем чертям. Обозначьте рамки, финишную черту. Никто не запретит вам потом, если захочется, пойти на повторный круг, однако при этом момент успешного исполнения обещания тоже есть. Можно похвалить себя и подумать о новом. Кстати, это ещё одна причина, почему обещания на «всю оставшуюся жизнь» не работают: нет возможности исполнить его. Только посмертно.
3) Быть достижимым . Часто люди думают, что если они поставят себе дедлайн, то любая цель окажется достижима за желаемый срок. Это, увы, отнюдь не так. И как много разочарований постигло людей, когда они на полпути понимали, что ничего не успеют! Например, скинуть двадцать кило за месяц. Не спорю, при определённых обстоятельствах это возможно. Но в обычной жизни у нас есть и другие занятия, помимо спортивного зала. Да и тело избавляется от веса с удобной ему скоростью, и чихать оно хотело на все ваши дедлайны. Так что лучший способ сдержать данное себе обещание – это обещать себе нечто достижимое. А ещё лучше обещать себе процесс, а не результат. Как с той же книгой каждый день в восемь вечера. Прочитать 15 страниц – это достижимо, а прочитать их за минуту – далеко не для всех. Особенно если вы взялись за что-то вдумчивое.
4) Быть вербальным . Ну, мы же силу устного слова наращиваем, верно? Вот и говорите вслух, не стесняйтесь. А ещё это может сыграть роль психологической поддержки. Встаньте перед зеркалом, посмотрите себе в глаза и проговорите обещание. Ну, или перед алтарём, перед лесной рощей, идолом, иконой, солнцем, луной или любым другим сакральным объектом. Главное, чтобы вы не просто говорили в присутствии этого объекта, а именно что обращались к нему. Хотите верьте, хотите – нет, но такие обещания уже воспринимаются гораздо серьёзнее, даже если сказаны просто своему отражению, глядя себе в глаза.
Поверьте, это вопрос не только внутренней дисциплины и силы воли, но и силы вашего желания исполнить обещание. Кроме того, можно обещать другим людям. По тем же правилам, что и обещания себе. Эффект будет тот же, только чувство гордости за исполненное обещание становится побольше и повкуснее.
Как же техника с обещаниями работает в деле наращивания реализационной власти Слова? Очень просто. Если человек сдержал слово, выполнил сказанное, то Пространство (или любая другая Высшая Сила) видит: его слова сбываются, он верен своему слову. Таким образом, вы как бы приучаете себя и Мироздание к тому, что сказанное вами воплощается в жизнь, и проявленная вами в ходе выполнения обещания воля будет способствовать тому, чтобы ваша речь звучала весомо для Высших Сил. Постепенно, временной промежуток между сказанным Словом и его реализацией будет уменьшаться.
Слова на ветер.
Ну, и как следует из всего вышесказанного, пустая болтовня, нарушение своих обещаний, голословность – это отличные способы лишить своё Слово всякой реализационной власти. И для некоторых это даже во благо. Например, для темпераментных людей, которые в сердцах проклянут трижды до седьмого колена, а потом сокрушаются, а слово уже обратно не воротить. А если силу из слов своих изъять, то тогда можно не переживать по этому поводу, потому что проклятия пустобрёхов пустыми словами и остаются, только воздух сотрясают.
Кстати, о пустобрёхах. Ложь – это тоже весьма действенный способ подорвать силу своего слова. Потому что слова, которые не состыковываются с реальностью, этой самой реальностью и не воспринимаются. Можно сказать, что они живут в параллельных мирах, и если много врать, то потом можно смело стрелять проклятиями, что называется, «в молоко». Они попросту не коснутся реальности, не превратятся в действительность, потому что речь завзятого лжеца с этим миром не пересекается.
И если уж речь зашла о лжи, то хочу отметить, что врать вообще нехорошо. Не потому, что это грех и недостойно человека. А потому, что это доставляет множество проблем самому автору лжи. Да, иногда жизнь ставит нас в ситуации, когда нам выгоднее и спокойнее солгать, и мы даже придумали фразу «ложь во спасение», но по большому счёту ложь не помогает. От неё ситуации чаще всего ещё больше запускаются, запутываются, усложняются. И если вам, например, не хочется отвечать на какой-либо вопрос, ответьте правду. Что вы не хотите отвечать на этот вопрос. Меня, например, часто спасает фраза «Я считаю этот вопрос провокационным и отказываюсь на него отвечать», но я использую её в действительно щекотливых и неоднозначных ситуациях. Иначе это тоже ложь.
Сразу оговорюсь, что я ни в коей мере не осуждаю людей, которые прибегают к лжи (полуправда, к слову, это тоже ложь). Это личный выбор каждого, дарованный вместе со свободной волей и свободой слова. Более того, я честно признаюсь, что я тоже нет-нет, да и совру. Своими словами о том, что «врать нехорошо» я имел целью акцентировать внимание на том, какое влияние ложь оказывает на реализационную власть слова. И, рассматривая влияние Слова на жизнь и реальность, я не имел морального права обойти этот деликатный вопрос в своей статье.
И что же в итоге?
Суммируя всё вышесказанное, я хочу напомнить, что Слово – это Дар, которым по тем или иным причинам мы обладаем. И как ко всякому Дару, мы должны относиться к нему бережно, с должным уважением и почтением. Мы должны нести его с гордостью и не растрачивать попусту.
Лучи благополучия, любви и процветания!
Джаспер, он же Алексей-Мишка, он же Пан Панда.
Специально для Московского Дома Виккан.
Идея практиковать молчание для современного человека представляется довольно дикой. Ведь система учит нас постоянно быть онлайн, общаться и ценить общение. Человек, выпавший из системы, в лучшем случае воспринимается как оригинал, а в худшем вызывает недовольство у знакомых и близких людей. Однако практика молчания была и остаётся эффективным методом духовного развития, а также излечения психических и физических заболеваний.
В индуизме практика молчания получила название мауна. Естественно, как и все духовные практики, она не ограничивается простыми внешними действиями. Мауна служит для продвижения к внутреннему молчанию, достигших которого в древности называли муни и почитали как святых. Однако в наше время довольно трудно дать обет молчания и при этом оставаться полноценной частью социума. Ведь мауна – это не просто прекращение устных коммуникаций с кем-либо. Во время практики молчания вам необходимо также прекратить чтение книг, просмотр телевизора, работу с ПК и мобильными устройствами. Иными словами, оградить ум от того потока информации, который обрушивается на него во время бодрствования.
Зачем практиковать молчание?
— Мауна – лучшее средство от психологического разлада. Особенно если вы, в дополнение к ней, владеете психологическими техниками, позволяющими прорабатывать навязчивые образы, которые всплывают во время молчания. Однако даже простое и беспристрастное созерцание навязчивых мыслей уже является проработкой.
— Экономия энергии. Не все наши разговоры так уж необходимы, большинство диалогов – это общение ради общения, то есть бессмысленная трата энергии. Во время практики мауна – мы избегаем этих затрат.
— Во время молчания мы центрируемся, что позволяет прийти «изнутри» многим ответам на важные жизненные вопросы.
— Мауна учит слушать мир и слышать его, а также позволяет взглянуть на многие, окружающие нас вещи по-другому.
— Как это ни странно, но молчание хорошо помогает при физических заболеваниях, таких как головная боль, гипертония и вегетососудистая дистония. Заметьте, что больной человек часто молчит, не желая тратить энергию на разговоры.
Как практиковать молчание в современном обществе?
— Попробуйте отстроить свою жизнь так, чтобы в ней нашлось место мауне. К примеру, приучите своих друзей и знакомых, что пару часов в день вы не будете отвечать на звонки или выходить в сеть. Поверьте, это того стоит. Даже час практики молчания в день поможет вам ослабить хватку ума, сделать его менее деспотичным и более гибким.
— Практиковать мауну можно, выехав на дачу или отправившись на прогулку по пригородной зоне.
— Отличным способом начать практиковать молчание может стать поход в горы. Там, во время дневных переходов не позволяйте втягивать себя в диалоги, а просто идите молча, любуясь пейзажами. Физические нагрузки упростят практику мауна, сделав её чуть более лёгкой в исполнении.
— Можно отправиться на семинар. Среди них есть и такие, где специально практикуют мауну, наравне с випассаной и другими древними практиками. Однако новичку на таких семинарах придётся туго, поэтому вы можете отправиться на семинар в Ялте, организованный Клубом «Неизведанный Мир», где молчание всего лишь одна из практик.
Многие люди, прочитав о практике молчания, скажут, что мауна не для них. Да, действительно, многих из нас социум «обработал» настолько сильно, что без общения и новых впечатлений мы начинаем грустить, а то и впадать в депрессию. Но что за прок в практике, которая даётся легко? Именно тем людям, которые не могут и пятнадцати минут высидеть без общения или музыки, мауна нужнее всего, ведь это их шанс «соскочить с информационной иглы». Да, будет трудно, но для проработки всплывающих образов можно использовать различные техники, вроде Симорона или Турбо-суслика (по желанию), а то и просто наблюдать навязчивые мысли, оставаясь внутренним свидетелем.
В наш век болтают все: мы сами, радио, телевидение, мобильники, даже звери и птицы, которых пытаются научить человеческому языку. Сегодня никто в большом городе не ценит тишину и молчание. А ведь в старину странствующие рыцари, монахи, да вообще любой человек мог дать обет молчания. И это считалось нормальным, правильным, нужным. Сегодня парапсихологи и психотерапевты раскрыли, наконец, тайну этого обета. Еще древние нашли средство против этого душевного разлада - молчание. В VI веке до нашей эры одним из условий для тех, кто хотел поступить в знаменитую школу греческого мыслителя Пифагора, чтобы стать философом, было требование - не произнести ни слова в течение пяти лет. Выдержать такое испытание мог далеко не каждый. Но в школу всегда была очередь. Сам Пифагор считал, что молчание - высшее состояние духа по сравнению с речью. А когда монахи давали обет, отшельники уходили в леса, пустыни, горы и молчали годами, они ни в чем не противоречили окружающему миру, напротив - погружались в него. От такого добровольного одиночества в душу приходили покой и гармония. Все мы знаем пословицу: «Слово - серебро, а молчание - золото». Многие видят ее смысл в совете больше молчать, чтобы ненароком не выдать свои тайны и вообще говорить меньше глупостей. Это, конечно, верно в отношении того, как вести себя в жизни, но не в отношении пословицы. На самом деле эта поговорка дает лечебную рекомендацию об одном из способов восстановления душевного здоровья и гармонии с окружающим миром. С одной стороны, наш язык - полезное изобретение, поскольку позволяет человеку использовать уже имеющийся опыт и, как говорится, каждый раз самому не изобретать велосипед. Но с другой - слова, которые мы постоянно произносим в повседневной жизни, зачастую имеют мало общего с сутью происходящего. Мы оказываемся в мире иллюзий, который во многом отличается от реального. Ведь их для обозначения предметов, понятий, чувств и действий придумали люди, умершие задолго до нас, чья жизнь и представления о ней были совсем другими. Поэтому мы - люди вечно болтающей цивилизации - часто попадаем в ловушку слов. А вот молчуны, порой не способные связно объяснить что-либо, к нашему удивлению, ухватывают суть проблемы и действуют эффективнее нас. Еще древние нашли средство против этого душевного разлада - молчание. В VI веке до нашей эры одним из условий для тех, кто хотел поступить в знаменитую школу греческого мыслителя Пифагора, чтобы стать философом, было требование - не произнести ни слова в течение пяти лет. Выдержать такое испытание мог далеко не каждый. Но в школу всегда была очередь. Сам Пифагор считал, что молчание - высшее состояние духа по сравнению с речью. А когда монахи давали обет, отшельники уходили в леса, пустыни, горы и молчали годами, они ни в чем не противоречили окружающему миру, напротив - погружались в него. От такого добровольного одиночества в душу приходили покой и гармония. Опираясь на этот опыт, московский психолог Галина Тимошенко ввела в психологическую практику новое понятие - активное молчание, которое является действенным лечебным средством. Это подсказывает сам наш организм. Ведь неслучайно при ишемической болезни сердца, бронхиальной астме, в пред- и постинфарктном состоянии, при язвенной болезни, даже гриппе человек предпочитает побольше молчать. По сути, любая болезнь зависит от состояния нашей психики и порождается ею. Следовательно, прежде всего нам самим нужно заняться приведением в норму нашего душевного состояния, то есть разрешением внутренних конфликтов. Вместо этого, когда у человека что-то болит, он идет к врачу и говорит: вылечите меня. То есть самоустраняется и перекладывает решение своих проблем на другого, потому что он эгоист и ему не хочется тратить силы на заведомо трудную работу. При этом еще и занимает этакую страдательную позицию, чтобы вызвать жалость и оправдать свою леность. Но такая страдательная позиция приемлема только при обращении к зубному врачу. Во всех остальных случаях человек должен брать на себя львиную долю труда по восстановлению собственного здоровья. Доктор Тимошенко убеждена, что молчанием можно лечить многие психоневрологические заболевания, гипертонию, все виды головной боли, вегето-сосудистую дистонию, сотрясение мозга, психопатию, даже эпилепсию и шизофрению. Что конкретно нужно делать каждому из нас? Всё достаточно просто. Для исцеления с помощью активного молчания лучше всего уехать в такое место, где не будет возможности с кем-либо разговаривать, смотреть телевизор, слушать радио, читать газеты. В таких условиях человек вынужден заняться собой, своей душой, общаясь только с окружающей природой. При этом очень важно настраивать себя на добрые мысли и светлые чувства. Даже трех дней такого молчаливого бездействия будет достаточно для общего оздоровления организма. Недельный срок окажет еще более сильное целительное воздействие. Ну а месяц добровольного отшельничества поможет решить все проблемы, как внутренние, так и внешние. Сначала, в первые день-два, человек живет как бы по инерции, в его голове крутятся последние события, он мысленно с кем-то спорит, что-то планирует, но организм уже отдыхает. Затем, предупреждает доктор Тимошенко, возникает и нарастает тревога, хочется что-нибудь сказать вслух. Происходит как бы «ломка отказа от слов», когда они «мстят» за попытку от них отказаться. Но потом вдруг приходит состояние необыкновенного покоя и радости, а человек начинает с удовольствием обходиться без речи. Время наступления такого катарсиса, то есть очищения, зависит от «проблемной зашлакованности организма». При неладах в семье, постоянных ссорах и взаимных обидах активное молчание можно применять и дома. В таком варианте люди должны договориться, что в течение определенного времени, например выходных, а еще лучше недели, они молчат, но по-прежнему взаимодействуют друг с другом, делают то, что нужно, но только переводят язык слов в язык жестов, мимики, телодвижений.