Как развить усидчивость у ребенка? Несколько эффективных советов от опытной мамы. Развиваем внимание и усидчивость
Прошлая публикация была посвящена вопросу, что делать родителям, если ребенок неусидчивый и мало какие дела доводит до конца. Сегодня предлагаю детально рассмотреть упражнения, благодаря которым полезное качество усидчивость можно постепенно формировать у наших любимых дошколят.
- Собираем пазлы, плоские или трехмерные . Первые пазлы делаются для деток старше года своими руками. Понадобится крупная картинка на белом фоне, наклеенная на картон и разрезанная на две, а после три и четыре части. Трехлетки уже справляются с 24-мя элементами и более – при условии, что изображенное на пазлах им нравится. Предлагать следующий уровень сложности стоит чуть раньше, чем имеющийся будет выполняться на автомате. Объемные пазлы – чудесный вариант для семейного досуга, но тут дошколятам без помощи родителей не обойтись. Если даже на упаковке красуется «5+», это вовсе не значит, что задача посильна пятилеткам. Это всего лишь показатель уровня безопасности игрушки.
- Раскрашиваем карандашами, мелками или красками . Фломастеры не упоминаю потому, что они не предназначены для закрашивания больших областей (разве что маркеры-выделители с плоским стержнем). А законченная картина непременно должна иметь фон и даже рамочку. Если неба или зелени слишком много, ребенок может утомиться расцвечивать его карандашиком. Тогда можно вспомнить приятный старый способ: при помощи лезвия подтачиваем грифель цветного карандашика до получения пыли, которую потом растираем по бумаге кусочком ваты. Эффектно, красиво, сравнительно быстро. Даже если ребенок отказывается завершать свою или вашу совместную художественную работу, сделайте это за него. Как правило, малыши с удовольствием сидят рядом и наблюдают. А еще невольно запоминают, что и это дело было доведено до финала.
- Готовим еду вместе с малышом . До начала кулинарного процесса стоит поинтересоваться у ребенка, хотел бы он принять участие в приготовлении конкретного блюда. И желательно, чтобы дошколенок был постоянно занят и ему не приходилось скучать без дела, пока мама, к примеру, порежет овощи. Для домашней книги рецептов можно сделать несколько пошаговых фотографий, тогда ребенку проще следить и удерживать внимание. В финале непременно благодарят помощника и ненавязчиво проговаривают все пройденные этапы: овощи очистили, измельчили, высыпали в салатник, перемешали, приготовили заправку, полили салат, убрали грязную посуду – можно кушать. Польза от совместного кухонного творчества будет только в случае обоюдной заинтересованности.
- Читаем длинные, но очень интересные сказки . С четырех лет деткам предлагают длинные сказки, которые можно слушать несколько дней подряд. Когда произведение ну совсем скучно для ребенка, придется искать другое. А если маленький читатель одобрил, но все равно периодически отвлекается – самое время тренировать усидчивость. Только не окриками и ультиматумами вроде «Или ты сядешь спокойно, или я не буду больше читать». Лучше поработать над собственным голосом, интонацией, добавить, где уместно, смех или слезки – внимание детки будет приковано. В четыре года мальчики и девочки уже помнят содержание страницы, прочитанной вчера. Перед началом новой главы повторите вкратце вчерашнюю, чтобы освежить в памяти сюжет. Только не стоит читать несколько книжек параллельно: мы же учим доводить начатое до конца.
- Не забываем о поделках из бумаги, пластилина, природных материалов . По собственному замыслу или образцу из журналов можно создавать интереснейшие поделки. Послужит результат семейного труда не только в качестве декорации, но и как игрушка. Например, который получится выстроить в детской комнате в буквальном смысле за один вечер. Если вместо цветного картона взять обычный белый, то здания сумеет раскрасить и сам юный архитектор.
- Ищем отличия между двумя картинками . Интереснейшее и полезнейшее занятие, которое можно выполнять с листа или на компьютере. Но недостаточно просто сказать: «Здесь пять отличий, давай отыщем их все». Чтобы цель была наглядна, а ребенок не отчаялся раньше времени, лучше написать цифры от одного до пяти и зачеркивать их или же загибать пальчики. При этом важно проговаривать найденные отличия, развернуто комментировать: «На правой картинке у лисенка хвостик поднят, а на левой опущен». Со временем ребенок тоже научится давать подробные объяснения. Если по каким-то причинам такие задания ребенок воспринимает холодно, попробуйте найти изображения по теме, ему интересной. Не так важно, машинки это будут, принцессы или здания.
- Собираем украшения своими руками . Работа с нитками, леской, бисером, застежками и прочими элементами бижутерии всегда кропотлива и обязывает к усидчивости, аккуратности. При помощи ускорится создание браслетов и иных плоских украшений, что очень порадует девочку. Для пробных изделий подойдут крупные бусинки, потом постепенно мама будет приобретать более мелкие, усложняя процесс и развивая в любимой дочке дефицитную усидчивость.
- Конструируем вместе с ребенком по образцу или произвольно . Конструкторов сейчас тьма-тьмущая. Пластмассовые, деревянные, магнитные, мягкие – угодить при желании удастся любому ребенку. Готовые наборы от «Лего» и других брендов, с одной стороны, делают игру более увлекательной: получаются правдоподобные и эффектные композиции. Но с другой стороны, они ограничивают работу детского воображения. Чаще всего малыши обходятся собранными предметами и не выстраивают новые, несмотря на совместимость конструктивных элементов. Выбор за родителями, а мы напомним, что конструирование – великолепное занятие для тренировки усидчивости.
- Сортируем крупы, бусины, стеклянные камешки, другие мелкие предметы . Очень полезное упражнение для мелкой моторики, глазомера, усидчивости и внимательности. Только подходит оно деткам, не имеющим привычки пробовать на зуб все подряд. Иначе бдительной маме придется беспрерывно одергивать малыша, то и дело пытающегося горошину съесть. Ясно, что в подобной ситуации формировать усидчивость бесполезно. В качестве игрового материала удобны нут, фасоль, гречневая крупа, чечевица, россыпь мелких макарошек. Как емкости для сортировки можно взять небольшие баночки от детского фруктового пюре или даже пластиковую палитру для красок. Бусины и интересно сортировать по форме, размеру, цвету. Начинают обычно с одного параметра, постепенно усложняя задачу.
- Играем со счетными палочками. Буквы, числа, геометрические фигуры, дорожки для гоночных машинок, контуры домиков – из одного-двух наборов палочек выкладываются целые композиции. При помощи пластилина можно создавать даже объемные предметы: будки для маленьких собачек, пирамиды. Увлекательные и сравнительно долгие занятия обещают специальные альбомы, выпущенные издательством «Мозаика-синтез»: «Палочки-выручалочки» из серии «Маленький художник» и «Волшебные палочки» из серии «Это может ваш малыш». Пособия недорогие, качественные, красочные. Обычно дети за один присест проходят всю книжку (10 заданий). Помимо усидчивости, игры со счетными палочками способствуют развитию воображения, пространственного мышления и тренировке пальчиков. Аналогичные занятия можно проводить, используя зубочистки. Конечно, возраст маленького ученика должен быть старше трех лет.
Способность ребенка концентрировать внимание обусловлена также его темпераментом и самочувствием. Мамы холериков не должны брать в пример детей флегматичных, а педагогам стоит быть очень острожными с ярлыками «непоседа» и «неусидчивый ребенок».
Гиперактивность в раннем детстве в будущем может привести постоянным конфликтам со сверстниками и плохой успеваемости в учебе. Психологи настоятельно рекомендуют с раннего возраста воспитывать в ребенке такое качество как усидчивость. Читайте далее, и вы узнаете, как научить ребенка усидчивости.
Гиперактивность у детишек начинает проявляться с раннего возраста. Как правило, такие детки начинают рано разговаривать, ходить, ползать. Счастливые родители, глядя на свое чадо, не могут нарадоваться, они гордятся первые несколько лет успехами малыша. Однако уже к трем годам они хватаются за голову и понятия не имеют, как заставить кроху посидеть на месте некоторое время.
Основным недостатком гиперактивного малыша считается то, что он не в состоянии более пятнадцати минут провести на одном месте. От этого страдают в первую очередь мамы, поскольку именно они проводят с малышом большую часть времени. Активность ребенка не оставляет времени на хлопоты по дому, приготовление обеда и хобби.
Как только ребенку исполниться годик, его уже можно начинать учить усидчивости. Во время прогулок родители должны разговаривать с ребенком, чтобы он отвлекался как можно меньше, пытаясь сконцентрировать свое внимание на речи мамы и папы.
Со старшими детками необходимо говорить серьезным тоном. Если вы допустите игривые нотки в голосе, ребенок подумает, что вы хотите с ним поиграть, вследствие чего не сможет воспринять речь адекватно. При попытке поиграть в незнакомую игру или почитать новую книжку маме следует объяснить ребенку цель этого занятия, рассказать, какую выгоду он может из него извлечь.
Когда малыш начнет отвлекаться на посторонние предметы или звуки, дайте ему время на отдых, например, организуйте совместное чаепитие. После чего можете вновь вернуться к занятию.
Ниже вашему вниманию представлено несколько практичных советов, которые помогут родителям развить в малыше усидчивость:
. Если малыш уже достиг двухлетнего возраста, попробуйте перевести в произвольный режим его внимание из пассивного. К примеру, прочтите ему сказку, а затем попросите ее пересказать. Обсуждайте с ребенком картинки, игры, мультики.
. Большинство мам и пап не понимают, как развить усидчивость в ребенке в годовалом возрасте, поскольку этот период отличается чрезмерной активностью, кроха пробует сделать первые шаги. Когда вы предлагаете ребенку игрушку, важно не просто вручить ее ему в руки, но и сделать все возможное для того, чтобы ему захотелось подробно ее изучить. Расскажите малышу, где у кошки находится носик, для чего автомобилю колеса, где у льва расположен хвост и т.д.
. Родителям следует принимать активное участие в процессе познания ребенком огромного мира. Важно не просто снабдить свое чадо игрушками, но и рассказать ему об их функциях и предназначении. Старайтесь организовывать игровую деятельность таким образом, чтобы за один раз ребенок находился в окружении небольшого количества игрушек, в идеале их должно быть не более трех. В противном случае внимание малыша будет рассеиваться.
. Когда ребенок достигнет полуторагодовалого возраста, обеспечьте его наличием развивающих игрушек. Отличным решением станут мягкие паззлы - они окажут благотворное влияние на развитие внимания у крохи. Поначалу вам придется помогать ребенку складывать цельную картинку из мелких кусочков, однако уже через некоторое время он научиться делать это самостоятельно.
. Если малыш уже в состоянии держать в ручке карандаш, освойте с ним новые техники рисования и обязательно подарите ему раскраску с его любимыми мультяшными героями.
Проблема как развивать усидчивость и внимание, актуальна не только для детского возраста, взрослым этого тоже часто не хватает. Но и взрослый может развить их в себе. Уровень внимания зависит от концентрации и устойчивости, а также от уровня самодисциплины человека. Развитие внимания происходит через ежедневное скрупулезное выполнение специальных упражнений. Подвижные виды спорта, кроссворды, головоломки – это тоже упражнения для развития внимания. Но в этих случаях успех можно достичь, лишь увлекшись игрой или решением задач.
Особенности концентрации
В опрос, как развивать усидчивость и внимание возникает обычно тогда, когда приходится выполнять неинтересную и нудную работу. Не важно, физического или умственного характера. Не отвлекаться от нее сложно, а вот энергии и сил она забирает будь здоров. В таких случаях развивать усидчивость и внимание помогает создание рабочей обстановки вокруг: удобное кресло, отсутствие лишних и ярких предметов в поле зрения, отсутствие посторонних шумов и т.д. Но для эффективности работы мозга все равно необходимо переключать его внимание на другую деятельность через каждые 45-50 минут.
Также с самого утра стоит правильно психологически настраиваться на работу. Развивать внимание помогает такое упражнение. Представьте, что в голове у вас шкаф, в ящиках которого находятся все дела, которые планируете совершить за день. Приступая к одному из них, выдвиньте соответствующий ящик, а остальные плотно закройте. Стремясь развивать внимание
, помните о колебаниях умственной активности. Наиболее важные дела следует планировать на утро, с девяти до двенадцати, и на день, с трух до семи вечера.
Как развивать усидчивость и внимание
Считается, что для описания внимания достаточно трех законов:
1. Апперцепции. Внимание пластично и меняется в зависимости от длительности поддержания интереса к объекту. То есть внимание зависит от интереса к объекту и состояния наблюдателя. Это надо учитывать, когда вы делаете упражнения на развитие внимания.
2. Установки. Человеческий организм при постоянном и регулярном повторении реакции на одну и ту же информацию вырабатывает привычку реагирования.
3. Составляющих. Охватывает все выше упомянутые параметры, а именно:
Развивать внимание и его устойчивость можно постоянно, важно лишь не отвлекаться на посторонние вещи;
- надо стремиться уметь делать несколько дел сразу;
- держать в поле зрения несколько разнородных объектов, соединять в одно время несколько разнородных видов деятельности;
- переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
Как развивать внимание
Развивать усидчивость и внимание можно с помощью приведенных ниже упражнений. В этом деле важно только не лениться.
1. Сконцентрируйте взгляд на кончике одного из своих пальцев примерно на две минуты, не обращая внимания на все вокруг. Проделывайте его каждый день не менее трех раз.
2. Закройте глаза и сконцентрируйтесь на биении сердца, дыхании. Это помогает не только развивать внимание, но и успокаиваться.
3.
Во время поездки в транспорте попеременно концентрируйте взгляд на стекле и на объектах за ним.
4. Возьмите лист бумаги с текстом и посередине поставьте большую точку зеленого цвета. Перед сном минут 10 смотрите на точку, не отвлекаясь на посторонние мысли. Можно выполнять это упражнение не только перед сном.
5. Это упражнение направлено на развитие внимания слухового. Около восьми минут постарайтесь сконцентрироваться на окружающих вас звуках, желательно природного происхождения.
Тренировка на работе
Уходя из кабинета, бросьте на него внимательный взгляд. Затем на перекуре или во время обеда, постарайтесь воссоздать обстановку в мелочах. Напишите двадцать цифр в любой последовательности, а потом пытайтесь найти в них те несколько подряд, которые дают в сумме определенную цифру. Постарайтесь одновременно двумя руками нарисовать разные геометрические фигуры. Возьмите какую-то фразу и найдите в ней определенное имя. В целом помните, решить вопрос, как развивать усидчивость и внимание , помогает и поддержание хорошего здоровья организма.
Вопрос как развить усидчивость у ребенка является актуальным для многих думающих родителей. В своем подавляющем большинстве дети от природы неусидчивы в силу своей любознательности.
Усидчивость
– способность человека сосредотачивать внимание и проявлять терпение, выполняя определенную работу в течение обозначенного промежутка времени. Задача родителей – научить ребенка быть усидчивым и внимательным, доводить начатое дело до конца. Именно на Вас лежит ответственность за формирование этих качеств у малыша в процессе взросления. В Ваших силах оказать необходимую поддержку и привить ребенку усидчивость.
Как развить усидчивость у ребенка
Ниже мы рассмотрим основные способы привить ребенку усидчивость:
- Подбирайте занятие для ребенка в соответствии с его возрастом и способностями. Не предлагайте трудновыполнимые задания, которые могут поколебать его веру в свои силы.
Дети увлечены готовкой — развитие усидчивости
- Обратите внимание, чтобы ничто не отвлекало малыша от процесса, будь то телевизор или музыка, дайте ему возможность полностью сосредоточиться на выполнении задания.
- Предлагайте ребенку ограниченное количество игрушек во время игры. Для самых маленьких это может быть 2-3 игрушки, начиная же с 2-ух лет можно постепенно увеличивать их количество, но важно следить за тем, успевает ли ребенок фокусировать свое внимание, не отвлекается ли он. Периодически чередуйте и меняйте игрушки.
- Вовлекайте ребенка в игру, заинтересуйте своей речью, общение поможет Вам сформировать усидчивость у Вашего чада. Объясняйте цели и задачи, стоящие перед ребенком. Проговаривайте в процессе игры все свои действия, так ему будет легче сконцентрировать свое внимание.
- Если Вы видите, что ребенок устал, отвлекается или ему неинтересно не настаивайте на продолжении занятия, остановитесь, дайте ему отдохнуть или смените игру. Развить усидчивость с 2-ух лет – не простая задача, ведь малыши в этом возрасте очень подвижны и любознательны, их внимание перескакивает с одного предмета на другое. Зная эту особенность, проводите занятие так, чтобы ребенок сменял деятельность и не уставал.
- Подбадривайте ребенка, хвалите даже за самые маленькие достижения, но не общими фразами «молодец» , «здорово» , «отлично» , а конкретизируя, чтобы он поверил в их правдивость: «ты красиво нарисовал кошку» , «ты чисто помыл посуду» , «ты построил хороший дом» и т.д., это даст ему стремление двигаться дальше, достигать большего и, параллельно, будет формировать у ребенка усидчивость.
- Немаловажную роль в вопросе формирования и развития усидчивости у ребенка играет поведение родителей. Из уст, практически, каждого уважаемого психолога можно услышать фразу, что необходимо воспитывать, в первую очередь, себя и только потом уже ребенка. Он – Ваше зеркало. Если ребенок видит, что Вы требуете от него то, что не можете выполнить сами, у него возникает диссонанс. Будьте последовательны, не бросайте начатое на полпути, учите детей своим примером, выполняйте работу качественно.
- Не сомневайтесь в силах ребенка, в его способности стать усидчивым. Не предлагайте помощь малышу, если он о ней не просит, даже если Вам кажется, что он делает что-то неправильно. Пусть он собирает пирамидку не в соответствии с размером колец, пусть он рисует сразу всеми цветами, пусть животное стоит на голове – не отвлекайте его от процесса.
Потом, когда ребенок сам обратится к Вам, Вы можете дать ему совет, не умаляя его достижений при этом. Если же малышу, напротив, сложно, он просит о помощи, обязательно подбодрите его, помогите, подскажите, не дайте ему разочароваться в своих способностях. Говорите ребенку чаще, что он справится, что у него все получится, таким образом, Вы формируете у него уверенность в своих силах, желание идти дальше, стремиться к большему. Поверьте, по жизни все эти качества ему очень пригодятся.
Запомните, Ваша основная цель, если ребенок неусидчив, — научить его быть усидчивым в игровой форме, не заставляя, не ругая, не порицая. Другими словами, он сам должен захотеть развивать усидчивость. Выбирайте время, когда ребенок отдохнувший и спокойный. Для этого важно соблюдать .
Залог спокойной психики ребенка – ежедневный сложившийся график. Он должен привыкнуть к тому, что в определенное время он есть, спит, играет, занимается, он будет знать, что ожидать. Формируя у ребенка усидчивость, не перегружайте его занятиями. Чередуйте спокойные игры с активными, подвижными. Прежде всего, осознайте, что для малыша этот мир абсолютно новый, ему интересно все, что он видит, дайте ему время на познание окружающей обстановки, будьте сами терпимы и терпеливы.
Существуют игры, развивающие усидчивость у ребенка. Стать усидчивым ему помогут рисование, лепка, аппликации, мозаики и пазлы, пирамидки. Начиная с 2-ух лет ребенок самостоятельно может раскладывать игрушки по цветам и форме. Также, можно сделать отверстие в крышке банки и просить ребенка кидать туда монетки (это может быть и копилка). Эта игра отлично разрабатывает координацию движений и мелкую моторику рук. Главное, следите, чтобы .
Придумывайте и подвижные игры, чтобы сформировать усидчивость, ведь основное в этом вопросе – концентрация внимания. Разбросайте мягкие грибы и ягоды по дому и собирайте их в корзинку вместе с ребенком. Для детей 5-6 лет вполне подойдут бисероплетение, вышивание, если мы говорим о девочках, и конструирование – для мальчиков. Проявите свою фантазию и найдите дело, которое будет по душе Вашему чаду.
Гиперактивный ребенок — как воспитывать? (видео):
Обязательно доводите игру до конца. Если не успели утром, закончите вечером или на следующий день. Также, обязательно приучайте ребенка к порядку, учите убирать за собой игрушки. Желательно, чтобы малыш доставал одну игрушку, играл с ней, клал на место и только потом брал другую. Все это может Вам при ответе на главный вопрос «Как развить усидчивость у ребенка» .
Усидчивость — одно из важных состояний человека, благодаря которому он достигает своих целей в жизни. Усидчивость объединяет в себе такие качества как терпение, внимание, целеустремлённость, самоконтроль — когда требуется выполнение работы в сидячем состоянии и доведения её до конца в определённый период времени.
Поэтому усидчивость ребёнка развивают уже с малолетнего возраста. Родителям младенца важно знать, что первых игрушек должно быть немного. Надо обязательно следить, чтобы малыш последовательно играл с каждой, а не единовременно со всеми, то есть концентрировать внимание на одной игрушке в какой-то промежуток времени.
Игры и занятия для развития усидчивости прививают малышу сосредоточенность внимания, целенаправленность, умение применять эти качества. Рассмотрим некоторые из них.
1. « Фасоль и горох» . Самый простой способ для занятия с ребёнком дома – перемешать сыпучие продукты, например, макароны разных видов, горох и фасоль, и вместе с малышом сортировать каждый продукт в отдельную коробочку. Эта игра для детей,которые понимают, что это не готовый продукт и в рот сыпучие продукты нельзя.
2. « Доводим начатое дело до конца» Читаем длинную повесть, рассказы о животных, сказку несколько дней. Даже если рассказ не увлёкает ребёнка, стараемся любыми методами убедить малыша, что концовка очень интересна, меняем голос, интонацию, смех и жалость. Желательно перед каждым последующим чтением расспросить малыша, о чём вы читали вчера, пусть он перескажет, что запомнил.
3. « Найди ошибку» . Дети любят отгадывать загадки, это занятие основано на поиске неправильного изображения. Такие раскраски продаются в магазинах, или родителям можно самим нарисовать, например, хлеб растущий на деревьях, машина, которая ездит по морю, солнце на земле, а не в небе.
4. « Собираем браслет» . Из старых бусинок, бисера соберите с ребёнком браслет и обязательно покажите в какой последовательности надо нанизывать бусинки по цвету. Это занятие развивает внимание, память и усидчивость малыша.
5. «Новогодний серпантин» . Нарезаем полоски из цветной бумаги или фольги, склеиваем первое кольцо, продеваем через него вторую полоску и клеим второе кольцо. Серпантины получаются разноцветные, шуршащие и длинные. Дети с удовольствием делают ёлочные украшения, как вариант, вырезание снежинок – попросите ребёнка сделать определённое количество снежинок сразу сидя за столом. Занятие развивает сосредоточенность и самоконтроль.
6.«Готовим пельмени» . Маленькие дети очень любят крутиться на кухне вместе с мамой, затевая пельмени, вареники, пирожки раскатайте тесто и попросите ребёнка вырезать стаканом кружки, в которые будете накладывать фарш. За обедом обязательно похвалите малыша, скажите, что без его участия, вареники не были бы такими вкусными. Совместный домашний труд развивает у детей не только усидчивость, но и постепенно приучает к мысли о домашних обязанностях.
7. «Салфетки» . Нарезаем из ткани салфетки, или покупаем готовые, наносим карандашом рисунки и вместе с малышом вышиваем, делаем аппликации, это занятие на развитие самоконтроля и доведения дела до финала. Поставьте готовые салфетки на кухне, восхищайтесь ими, чтобы ребёнок видел, что и он приносит пользу семье.
8. «Домик для котика и собачки» . Берём счётные палочки и выкладываем на столе домики для любимых питомцев, тренируя не только целеустремлённость и усидчивость, но и обучаясь счёту – попросите малыша сосчитать сколько палочек ушло на каждый из домиков, если не знает – познакомьте с основами арифметики.
9. «Дворцы и замки» из песка на пляже, пазлы, лепка из глины и пластилина, раскраски, шитьё одежды для кукол, конструирование – все эти занятия направлены на развитие целенаправленности, усидчивости и самоконтроля ребёнка.
Занимаясь с детьми, старайтесь не приказывать, не давить на них, не навязывать своего мнения, а общаться в спокойной и доброжелательной форме. Если ребёнок начал отвлекаться на посторонние предметы, значит он устал и надо сделать перерыв, но через 5-10 минут обязательно вернитесь к занятию. Объясните малышу, что каждое дело надо доводить до конца, приведите примеры: папа и мама работают определённое время, школьники учатся на уроке от звонка до звонка, бабушка вяжет носки пока не закончит, дедушка читает газету до конца. Старайтесь меньше критиковать и больше любите, хвалите своих детей.
Более подробные занятия с детьми описаны в наших рубриках:
Раскраски, оригами, лепим из пластилина, ребусы и головоломки.
Помогите нам развивать сайт, расскажите о нём друзьям, нажав кнопочку:)