Конспект образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе с использованием лего-технологии «Мебель для Кирюши. Использование «лего» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи с общим недоразвитием речи
Конспект составлен с учетом речевого диагноза (ОНР I – II уровня) детей, их произносительных способностей и учитывает специфику работы с такими детьми – многократное повторение речевого материала для его усвоения. В ходе занятия используется конструктор LEGO (набор «Семья»).
Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) c использованием конструктора LEGO.
Тема «Мебель»
Программное содержание:
- Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит.
- Совершенствование грамматического строя речи: образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
- Активизация самостоятельной речи детей, формирование речевой мотивации и инициативы.
- Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
Оборудование :
- кукольная семья (мама, папа, ребенок),
- кукольная мебель (набор Лего).
Ход НОД
1. Оргмомент.
Назвать предметы круглой/квадратной формы
2. Основная часть.
Ребята, к нам из другого города приехала семья кукол: папа Витя, мама Лена, дочки Катя. Привезли с собой свою мебель, но по дороге она поломалась. Просили нас починить.
Логопед достает из коробки части 3х столов.
– Посмотрите, что это? Это ножка от стола и столешница. Коля и Петя и Маша, сможете починить? (дети собирают стол).
Коля, что ты собрал?
Петя, что ты собрал? (стол).
Маша, что собрала ты? У тебя не большой стол, а маленький… (столик)
Вы собрали …(столы).
Какого цвета твой стол, Коля? (Стол желтый).
Какого цвета твой стол, Петя? (желтый).
Столы какие? (желтые)
А у тетя столик какого цвета? (красный)
Для кого эти большие столы? (для папы и мамы).
А меленький столик для кого? (для дочки Кати)
Еще у нашей семьи есть вот такой предмет мебели. – Логопед достает детали шкафов. Кто поможет собрать шкаф? (дети собирают шкафы)
Логопед, обращаясь к каждому ребенку:
Что ты собрал? (шкаф)
А что ты собрал? (шкаф)
А ты что собрала? (шкафчик)
Что вы собрали? (шкафы)
Какого цвета твой шкаф (красный)
Какого цвета твой шкаф (синий)
Какого цвета твой шкаф (желтый)
Для кого эти большие шкафы? (для папы и мамы).
А для кого маленький шкафчик? (для дочки Кати)
Аналогично отрабатываются другие предметы мебели: стул, кровать.
3. Динамическая пауза.
4. Игра «Расставим мебель».
Вот мы и разобрали с вами всю мебель, которую привезли наши гости. Но теперь ее надо правильно расставить в квартире.
Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением комнат.
Какие комнаты в квартире наших друзей, давайте посмотрим. Это гостиная здесь встречают гостей. Это спальня, в ней … (дети договаривают: спят) Кто в ней спит? (мама и папа). Это кухня, в ней готовят и … (едят). Это детская, комната для … (детей). У вас на столах картинки с изображением предметов мебели. Расставьте мебель по комнатам, где она должна стоять. У меня стул, я поставлю его в кухню. А что у вас?
Дети выходят по одному и располагают свой предмет мебели рядом с соответствующей картинкой комнаты.
Вопросы логопеда:
Что у тебя?
Куда поставишь …(называется предмет мебели)?
Если ребенок в состоянии произнести названия мебели и комнат, следим за правильным произнесением. Если нет – логопед
проговаривает названия сам:
Это шкаф. Он стоит в спальне.
5. Итог. Оценка деятельности детей.
Троян Н.А.,
учитель-логопед
Цель:
расширение и активизация словаря.
Задачи:
- автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях;
- продолжать закреплять пространственное значение предлогов: В, ИЗ, НА, ПО, С, НАД, ПОД;
- закреплять умение образовывать сложные слова путём сложения, активизировать словарь сложными словами;
- продолжать упражнять детей в составлении предложений с предлогами из 4-5 и более слов;
- продолжать развивать фонематические процессы;
- активизировать познавательные процессы (восприятие, память);
- продолжать обогащение словарного запаса детей;
- развивать мелкую моторику детей;
- формировать навыки самостоятельности, активности;
- формировать навыки сотрудничества.
Оборудование: конструктор ЛЕГО, схемы построек, лазерная указка.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Актуализация знаний.
Логопед: Сегодня к нам в гости пришли наши друзья. Помни что в их именах есть звук [Р]. Давай вспомним их имена.
Ответы детей…
… предлагают нам отправиться в ЛЕГО-страну. Вы хотите отправиться в путешествие?
Ответы детей…
- Сегодня нас ждет загадочный ЛЕГО-остров и волшебник который там живет. Как вы думаете, какой транспорт поможет нам добраться на остров? (детям предлагаются ЛЕГО-модели автомобиля, самолета и моторной лодки.)
Ответы-рассуждения детей…
Наша лодка не обычная у нее есть мотор. Как мы назовем лодку с мотором?
Ответы детей…моторная
Давайте заведем мотор и отправимся в путь…
Ррррр…
- А вот и наш ЛЕГО-остров, он очень маленький. Высадиться на него можно только с правой стороны. Причаливай нашу лодку к берегу.
Посмотри и назови, что ты видишь на острове (гора, пальмы, попугай, пират…)
Наши друзья узнали от волшебника-хранителя тайн, что на верхушке горы спрятан сундук с новыми ЛЕГО-деталями. Вы хотите узнать, что находиться в этом сундуке?
Ответы детей…
- Пират, живущий на острове, не хочет, чтобы мы забрали сокровища острова и хочет проверить нашу смекалку. Мы сможем подняться на гору только в том случае если построим лесенку из ЛЕГО-кирпичиков, используя предложенную схему.
Посчитайте сколько ступенек у нашей лестницы.
Дети считают: одна ступенька, две ступеньки…
- Подняться по лестнице мы сможет, если правильно произнесем слоговой ряд. ДРА-ДРО-ДРУ-ДРЫ…
- Волшебник отдаст нам сундук с сокровищами, если мы правильно произнесем чистоговорки.
Ра-ра-ра - высокая гора.
Ру-ру-ру - мы поднялись на гору.
Ры-ры-ры - поиграли в ЛЕГО мы.
Ри-ри-ри - ты сокровища бери.
Итог.
Вы молодцы, справились со всеми заданиями, и теперь сундучок с новыми ЛЕГО-детальками по праву принадлежит вам. А это значит, что вы сможете продолжать фантазировать и конструировать в ЛЕГО-стране.
Вам понравилось наше путешествие? Где мы сегодня побывали, что видели и с кем познакомились? Какие задания пирата и волшебника были для вас сложными?
Ответы детей…
А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад. Я уверена, что вы будете продолжать радовать нас своими новыми, удивительными постройками из конструктора ЛЕГО. Желаю вам успехов!
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе.
Тема: « Знакомство со звуком и буквой К-К с использованием ЛЕГО – элементов»
Цель . Развивать координацию движений и ловкость, мелкую моторику, зрительную память. Продолжать учить ориентироваться в пространстве. Закреплять навыки устной речи, фонематический слух. Упражнять в звуковом анализе слов, умении определять местоположение звука в слове.
Материал и оборудование . LEGO-конструктор, Карточки со словами «кот», «кит», буквами К-К(синий и зеленый цвет), гласные буквы, умные кубики.
Литература: Т.В Лусс . «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с конструктором ЛЕГО» Пособие для педагогов-дефектологов. Москва «Владос»2003
Ход занятия.
1. Сюрпризный момент.
Ребята, вчера, когда все уже ушли, я услышала шум в коробке. Когда я ее открыла, знаете, что я там увидела? Кирпичики ЛЕГО соединились и получился ЛЕГО-человечек. Это наш с вами ЛЕГО-друг. Он сегодня пришел к вам посмотреть, с какой буквой и с каким звуком вы познакомитесь и поиграть с вами в составление слогов и слов на этот звук. Покажем ему, как мы умеем играть.
2. Знакомства со звуком К.
Сегодня мы с вами познакомимся со звуком К. Послушайте стишок про этот звук.
Одною лапкой машет,
Другою лапкой пляшет,
И при этом буква К,
Так похожа на жука.
Логопед просит несколько человек повторить стихотворение.
Давайте произнесем этот звук. Как вы думаете, это согласный или гласный звук? Как вы догадались, что это согласный?
Есть преграда воздушной струе.
Мы уже знаем, что согласные звуки бывают твердые и мягкие.
Какой звук обозначает синий человечек из конструктора ЛЕГО? (согласный твердый)
Какой звук обозначает зеленый человечек? (согласный мягкий)
3. Загадки на звук К.
А сейчас я вам загадаю загадки, а вы поднимите кирпичик того цвета, какой звук будет в начале отгадки.
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…..(Капуста)
Какой первый звук в слове? (К-согласный или гласный, твердый или мягкий)
Дети показывают синий кирпичик.
Мама с сумкой скок да скок,
В сумке маленький сынок. (Кенгуру)
Какой первый звук в слове? (Мягкий согласный)
Дети показывают зеленый кирпичик.
По реке плывет бревно, ой и злющее оно,
Тем, кто в речку угодил, нос откусит …..(Крокодил)
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь правда вкусная…..(Картошка)
Какой первый звук в слове? (Согласный твердый)
4. Придумайте свои слова на звук К .
5. Чтение слогов . А сейчас давайте почитаем слоги: Вводим человечков (красный, синий, зеленый) Человечки бегут навстречу друг к другу, они встретились и получился слог:
АК КУ
ОК КА
УК КИ
Звук А пришел в гости к звуку К. Они встали рядом и получился слог АК.
Сколько всего звуков дружат? (два)
Назови первый звук? (А)
Назови второй звук? (К)
На каком месте стоит гласный звук? (На первом)
Поставили красный кирпичик.
На каком месте стоит согласный звук? (На втором)
Поставили синий кирпичик. У вас получилась башня.
6. Картинки на звук . Логопед показывает картинки и вводит желтый кирпичик, обозначающий слово. Дети определяют, положение звука в слове и делают это на своих кирпичиках ЛЕГО.
7. Физминутка. (Дети держат кирпичики ЛЕГО синего цвета)
Мы слепили снежный ком,
Твердый, гладкий, только он не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним и сломаем.
Опустись, снежинка,
На мою ладошку:
Кружишься давно ты,
Отдохни немножко!
– Ишь, какая хитрая!
Думаешь, не знаю:
На ладошке теплой
Сразу я растаю!
8. Составление слов. Вводим желтый кирпичик, обозначающий слово. Логопед просит собрать слова: КОТ, КИТ, КОМ по звукам из ЛЕГО. Звуко-буквенный анализ слов: Красный кирпичик – гласный, зеленый кирпичик – согласный мягкий, синий кирпичик – согласный синий.
9. Составление слов, используя тренажер « Умные кубики».
Итак, какой вы звук сегодня узнали? (К).
Нашему Роботу-ЛЕГО понравилось, как вы играли. А сейчас выйдет из-за стола тот, кто придумает слово на звук К.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию звукопроизношения с элементами обучения грамоте через использование логосказки.
Конспект занятия по развитию звукопроизношения с элементами обучения грамоте через использование логосказки. Тема занятия: «Звук [Ш] и буква «Ш». Путешествие на большом воздушном шаре». Коррекционно-о...
Применение игр по обучению грамоте с использованием наглядного моделирования.
Использование моделей на занятиях обеспечивает мыслительную активность каждого ребёнка, помогает педагогу отслеживать процесс усвоения материала. Опыт показывает, что дети проявляют интерес к та...
Конспект НОД по обучению грамоте с использованием песочной терапии "Звуки ибуквы А,У,И,О"
Использование песочной терапии для закреплениия навыков звукобуквенного анализа печатания гласных букв А,О,У.И....
Консультация знакомит воспитателей с вариантами использования коррекционно-развивающих игр и приемов дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте....
«Необыкновенное путешествие по сказке Гуси - лебеди» Обучение грамоте (речевое развитие) с элементами экспериментирования с детьми подготовительной группы.
«Необыкновенное путешествие по сказке Гуси - лебеди» Обучение грамоте (речевое развитие) с элементами экспериментированияс детьми подготовительной группы....
Рабочая программа по подготовке дошкольников 5-6-го возраста к школе " Развитиее речи, логического мышления и позновательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"
Предлагаемый курс начальной математики, развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсивно развивать позновательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речево...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.
Проблема развития диалога в речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь возникает и развивается именно в процессе общения.
С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая и специальная (коррекционная) педагогики постоянно совершенствуют методы и обучающие средства, повышающие эффективность образования, воспитания и коррекционного воздействия. Создаются эффективные программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.
Идея сделать легоконструирование процессом направляемым, а не спонтанным, возникла с принятием ФГОС. ЛЕГО-технологии обеспечивают высокое качество образования детей, позволяют организовывать игровую, проектную, исследовательскую и творческую деятельность с детьми и обогащают предметно-пространственную развивающую среду в ДОУ и семье. В настоящее время в нашем дошкольном учреждении широко применяется учебные пособия ЛЕГО. В каждой из возрастных групп есть различные виды ЛЕГО-конструкторов.
Работая с детьми с общим недоразвитием речи, сталкиваешься с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Помимо традиционных методик обучения, я решила в коррекционной работе использовать наборы конструктора ЛЕГО.
Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.
При использовании ЛЕГО-технологий в работе, можно отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи:
- С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например, клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
- При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
- В работе с конструктором у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.
- Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся логопедическая работа воспринимается им как игра.
- Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
- Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Перспективность применения данных методов и приёмов находится в прямой зависимости от разработки должного методического оснащения, без которого они не могут полноценно использоваться в образовательном процессе. Мне хотелось бы рассказать об опыте применения ЛЕГО-технологий для развития и коррекции речи детей в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, логопедического пункта в МБДОУ “Ягодка”.
Основой коррекционной работы с применением ЛЕГО-технологий в нашем ДОУ в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи и логопедического пункта является конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предваряющей, сопровождающей и завершающей речи, а также использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.
Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий выбор наборов, даёт возможность моим детям с ОНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Накопление словаря у таких детей происходит через увиденное и осознанное.
Например, работа с детьми по теме “Мой дом” удивила своей результативностью. Дети, используя конструктивно-игровое средство ЛЕГО ДУПЛА, создавали конструкцию дома, с отдельными комнатами, с мебелью.
Эмоциональная составляющая игры способствовала у них активизации диалогов в процессе работы. Составление рассказа по построенным декорациям объединяло их в общее большое повествование, что помогло детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания. Такая же работа в группе проводилась и по теме “Космос”, на логопедическом пункте - по теме “Животные жарких стран”.
Использование ЛЕГО-технологий в логопедическом процессе даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Дети с удовольствием включаются в игру, ориентированную на пересказ или создание новых сказок, особенно с использованием персонажей, созданных с помощью конструктора.
Вместе с детьми я участвую в создании конструкций, при этом происходит проговаривание собственных действий или использование отражённой речи. Когда конструирование закончено, начинается работа со всей группой.
Работая с конструктором, хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике? как рычит лев? В твоём зоопарке много кого?).
Конструируя фигуры животных, дети учатся выделять части целого и отработке падежных окончаний (Котёнок без чего? Без хвоста.) Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов. Например: игра “Волшебный зоопарк” где соединяется голова слона и туловище жирафа и получается слоножираф, левослон, зеброжираф).
Чаще всего я применяю ЛЕГО на подгрупповых занятиях по закреплению изучения определённой лексической темы, а так же на индивидуальных занятиях при работе над звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов.
Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:
- развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
- формированию грамматической составляющей речи (обрабатывание навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами и без, словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов);
- формированию и развитию правильного длительного выдоха. Причем чем причудливее декораций для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа.
- постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание “волшебных” ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок “проходит”, называя соответствующие слоги и слова);
- формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь.
- овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
- формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений письма);
- развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
- тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).
Работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.
Дорошенко О.В.,
к.пед.н., доцент кафедры специального
дефектологического образования
НОУ ВПО «РосНОУ»,
учитель-логопед ГБОУ гимназия 1596
(дошкольное отделение 1889) ЗАО г. Москвы
Использование Lego-игр на логопедических занятиях
Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников и показатель его психического и речевого развития, а также первый этап в знакомстве ребенка с Lego, без чего невозможно дальнейшее использование его в целях диагностики, коррекции, развития, обучения и воспитания.
Lego – это не просто игрушка, это замечательный инструмент, помогающий увидеть и понять внутренний мир ребенка, его особенности, желания, возможности, позволяющий более полно раскрыть его личностные особенности, понять имеющиеся у него трудности. Это средство, которое поможет через созидательную игру решить многие проблемы ребенка и педагога. Так, на логопедических занятиях использование Lego помогает в развитии связной речи ребенка. Это выражается в формировании следующих речевых умений:
- умение ребенка рассказывать о том, что он намерен построить (прогнозирующая функция) ;
- умение рассказывать о том, как выполняется постройка (этапы планирования) ;
- умение составить рассказ о том, что построено;
- умение ребенка рассказывать о том, как он будет играть.
В процессе Lego-игры речевая активность ребенка может проявляться в различных вариантах: играет молча; активно пользуется речью при общении с другими детьми; сопровождает свои игровые действия речью.
С целью формирования умения рассказывать о предстоящей постройке, об этапах планирования, о том, что получилось, об игре с постройкой, логопеду необходимо действия детей постоянно сопровождать вопросами-заданиями:
- Расскажи, что ты построил (простое распространенное предложение типа: Я построил дом );
- Расскажи о своей постройке (рассказ-описание: что напоминает твоя постройка, какая она по цвету, форме, величине; из каких частей состоит и т.д.);
- Расскажи, как ты ее строил (сложносочиненное предложение типа: Сначала я построил стены (квадрат), а потом крышу, потом окна, дверь и трубу) ;
- Расскажи, как ты будешь с ней играть; что можно с твоей постройкой делать, для чего она нужна.
Литература:
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Lego. – М.: Владос, 2003. – 104 с.
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Л.В. Кузнецовой. – М: Академия, 2003. – С.425 – 438.