Конспект занятия по сенсорному воспитанию старшей группы. Конспект занятия по сенсорике в старшей группе
Цель: формировать восприятие цвета, формы, величины предметов.
Создать радостное настроение; воспитывать у детей радостное настроение; воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь.
Развивать мелкую моторику;
Закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный); побуждать называть цвета; закрепить знания геометрических фигур; закрепить понятия «большой», «маленький»;
Оборудование: большой и маленький зайчик; большие и маленькие шишки; игрушки мишка, лиса.
Ход занятия:
Дети входят под музыку, встают полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте ребятишки, меня зовут кукла Алена!
Посмотрите, какое у меня красивое платье. Какого оно цвета? (желтого). А какими фигурами оно украшено? (круг, квадрат, треугольник). Найдите на платье круг зеленого цвета, треугольник красного цвета, маленький квадрат-какого он цвета?
— Я вас приглашаю к себе в гости. В страну игрушек. Чтобы туда попасть, нам надо пройти по дорожке.
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки
Топ-топ, топ-топ
По дорожке мы пошли
И к игрушкам мы пришли!
А вот и страна игрушек. Посмотрите как здесь красиво. Как много здесь игрушек. Какие вы видите? Возьмите их, познакомьтесь с ними. Какие они? (большие, маленькие, мягкие… разные).
Посмотрите, что это? (подходят к волшебному мешочку)
— Это же волшебный мешочек, откроем его?
— Посмотрите здесь спрятаны наши кубики!
— Хотите с ними поиграть? Провожает детей за столы. Пройдите за столы, чтобы вам было удобнее.
— Ребята давайте рассмотрим наши кубики, они красивые, разноцветные. Это красный цвет (показывает на своем кубике), найдите у себя на кубике красный. (Лера, где у тебя красный цвет?, а у тебя Ваня и д.т.) Какой это цвет?, покажите, где у вас ….? Найдите такой же. Молодцы, вот какие разноцветные наши кубики (затем зеленый, синий) Молодцы ребятки! Вот сколько много цветов на нашем кубике! Ой! (подносит кубик к уху, делает завораживающее и удивленное лицо) мне кажется, в моем кубике кто-то шевелится… Кто же это может быть? Давайте посмотрим? Я расстегну пуговицы и посмотрю кто там. (ставит кубик и раскрывает его, вытаскивает от-туда за веревочку бабочку) Ребятки, это же бабочка спряталась в кубике!
— Детки, посмотрите, может и у вас в кубике есть кто-нибудь? Ответы детей. Раскройте кубик! Откройте одну его сторону.(дети раскрывают кубики, там бабочки)
— Какого цвета у тебя бабочка Анечка?(….) Какого цвета твоя бабочка. Правильно… У Маши бабочка зеленая и т.д. Какие у Вас замечательные бабочки.
— Ребятки, бабочкам нашим грустно сидеть в кубиках и они хотят полетать. Давайте вместе с ними полетаем, выходите на коврик. Дети вместе с воспитателем выходят на ковер и показывают как бабочки летают, кружатся, как у них сверкают крылышки.
На полянке бабочки порхают
Кружатся танцую и поют
В гости нас с тобой зовут.
Их качает легкий ветерок,
Манит их к себе цветок,
Бабочки нарядные порхают,
Зеленую полянку украшают.
Бабочкам очень нравиться летать, но они уже устали. Давайте посадим наших бабочек на цветочек. Каждая бабочка любит садиться на свой цветок. У меня красная бабочка я посажу ее на красный цветочек. Какого цвета у тебя бабочка Аня? Посади ее на цветок такого же цвета, А твоя бабочка (….) посади ее на красный цветок и т. д. Молодцы ребята, все бабочки сели на свои цветочки.
Дидактическая игра «Большой — маленький»
Ребята посмотрите, какие зайки здесь сидят?
Сколько заек? — Два.
Этот зайка какой? — Большой.
А этот зайка какой? — Маленький.
Ребята, зайки хотели собрать шишки, но очень устали. Поможем им?
Давайте большому зайке соберем большие шишки, а маленькому зайке – маленькие шишки.
Дети по одному берут шишки, говорят какая она и кому дадут.
Молодцы! Зайки говорят вам спасибо за помощь.
Спасибо вам большое, как много мы с вами сделали хорошего и доброго. Давайте я вас провожу в детский сад.
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки
Топ-топ, топ-топ
По дорожке мы пошли
В детский сад мы пришли!
Ребята, вы такие молодцы! Сколько много интересного мы с вами сделали.
Что мы делали в стране игрушек?
Дети: — Помогли зайкам собрать шишки, помогли бабочкам сесть на свой цветочек.
За это в благодарность дарю вот такую большую конфету, а в ней посмотрите какие конфетки? – Маленькие.
Угощайтесь.
Название: Конспект НОД по сенсорному развитию в средней группе «Путешествие в страну игрушек»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, сенсорика, Средняя группа
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «ДСОВ № 88»
Месторасположение: г. Братск, Иркутская область
Занятие.
«Потерянные бусы».
Программное содержание.
Научить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов. Формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Закреплять умение узнавать и называть цвета.
Стимулировать использование детьми в активной речи слов: «пушистый», «мягкий», «круглый», «длинный», «короткий», «много», «один», «большой», «маленький».
Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.
Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.
Предварительная работа с детьми.
Учим детей обращать внимание на цвет при выполнение элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни.
Пособия.
Игрушки – заяц, медведь, белочка.
Цветные бусы.
Грибочки: красные, зеленые, желтые.
Тарелочки: красная, зеленая, желтая.
Морковка, баночка с медом.
Организация занятия.
Занятие проводиться в группе, где в одной из групповых зон оформлена лесная полянка. В роли лесных зверей выступают игрушки. Вторая часть занятия проводиться за столом.
Ход занятия.
Говорю детям:
Все садитесь рядком
Поиграем ладком
Приготовьте ушки, глазки,
Начинаем нашу сказку
Я сегодня в лес пошла
Бусы дивные нашла.
— Смотрите, какие красивые, цветные бусы. А бусинки разного цвета. Какого цвета бусинки? (Дети отвечают, если затрудняются с ответом, помогаю им).
— Кто же потерял такие красивые бусы?
— Мы сейчас пойдем все вместе в лес и поищем хозяина.
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
Шагают наши ножки, шагают наши ножки.
Через лужу – прыг, через ямку – скок.
Бух – упали. Куда же мы попали?
Шли, мы, шли, в темный лес пришли,
А у кочки под кусточком
Зайка беленький сидит,
Хвостик у него дрожит.
— Ребятки, давайте покажем, как дрожит хвостик у зайчика. (Упражнение «Зайки хвостик» — движение языка влево и вправо).
— Давайте позовем его тихонечко. Теперь громче: «Иди к нам зайка!». (Дети повторяют приглашение).
— Пожалеем, ребята, зайку: «Не бойся, зайка, здесь волка нет. А какая у зайки шкурка? (Мягкая, теплая, пушистая)».
— Какие у зайки ушки? (Длинные)
— Какой хвостик? (маленький, короткий).
— А теперь спросите у зайки, не потеря ли он бусы. (Дети спрашивают). Зайка машет головой. (Нет).
— Давайте, ребятки, угостим зайку морковкой, он любит ее, и пойдем дальше искать: кто же потерял бусы.
— Пойдемте тихонечко, на носочках, здесь, где-то мишка живет. А вот и мишка. А вот и мишка. (Подходим к дереву, где сидит мишка).
— Здравствуй Мишенька-медведь. (Дети здороваются с мишкой. Рассматривают его).
— Какой мишка? (Толстый, мягкий).
— А кто больше мишка или зайка? (Медведь больше)
— Посмотрите, какой у мишке нос.
— Какой? (Круглый, маленький).
— А это что? (Ушки)
— А где же хвост? Давайте попросим Мишку показать хвостик. Нее у медведя хвостика.
— Мишенька-медведь! А не ты ли потерял эти бусы? (Спрашивают дети).
— Нет! (Отвечает медведь)
— Что же, ребята, давайте угостим медведя медом (это самое любимое лакомство для него). И пойдемте дальше искать хозяина этих бус.
— До свидания, мишка! (Дети прощаются с медведем).
— Ой, ребята, а кто это на дереве сидит? (Дети видят белочку, здороваются с ней).
— Какой у белочки хвостик? Носик? Ушки? Глазки? (На вопросы отвечают дети, я помогаю, если они затрудняются с ответами).
— Белочка, а мы про тебя знаем потешку:
Сидит белочка в тележке,
Продает она орешки:
Лисички-сестрички,
Воробью, синички,
Мишки-толстопятому,
Заиньке усатому.
(Провожу пальчиковую гимнастику. Дети поочередно загибают пальчики на левой, потом правой руке).
— А что-то, белочка, ты такая грустная? (Спрашиваю у белочки).
— Я потеряла очень красивые бусы (плачет).
— Не плачь, белочка! Мы с ребятами нашли твои бусы. Правда, детки?
— Да! (отвечают дети).
Белочка благодарит детей и дарит им корзиночку с грибами. Но грибочки не простые, а цветные. Она просит разложить их по тарелочкам: красный грибок – в красную тарелочку; желтый – в желтую зеленый — в зеленую. При этом дети называют, что грибочки маленькие, а один – большой.
Работают дети за столами, возвратившись из «леса» вместе с белочкой. Она хвалит малышей и обещает придти к детям еще раз в гости.
Дети прощаются с белочкой.
Раиса Гасымова
Тема НОД: «Здравствуй, страна "Сенсорика"»
Образовательные области: «познавательное»,
«речевое развитие», «Физическое развитие», «социально – коммуникативное развитие», «художественно эстетическое развитие».
Цель: Обогащение сенсорного опыта создание игровых условий для развития воображения, мышления, памяти, словарного запаса, познавательного интереса у детей.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость,
вежливость, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим;
умение радоваться достигнутому результату, культуру честного соперничества.
Развивающая: развивать двигательную активность, коммуникативные способности, интерес к экспериментальной деятельности (социально-коммуникативное, физическое развитие); формирование уверенности в своих силах, укрепление физического и психического здоровья детей (физическое развитие)
Обучающая: Помочь ребенку развивать его сенсорные возможности: зрительные, аудивные, тактильные.
Научить применять теоретические занятие на практике.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, социально - коммуникативная, продуктивная.
Формы организации: групповая, подгрупповая.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, изготовления продукта детского творчества.
Оборудование: разноцветные флажки, волшебный ящик, мешочки с наполнителями (вата, камни, грецкие орехи, пуговицы и т. п., баночки с различными пахучими наполнителями (чеснок, сладкий перец, лук, огурец и т. п.) картинки с изображением этих предметов, детские стульчики.
1. Вводная часть
Звучит весёлая музыка, дети под музыку заходят в зал.
Доброе утро улыбчивым лицам
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера,
А теперь давайте улыбнемся нашим гостям и поздороваемся с ними.
Дети приветствуют друг друга
Вы любите играть?
(Ответы детей)
А хотите попасть со мной в волшебную страну, которая называется «Сенсорика»?
(Ответы детей)
А вы знаете, как попасть в волшебную страну? Мы туда поедем на поезде!
Но перед тем, как отправиться в путь, я хочу показать вам волшебный ящик. Ящик ощущений!
(Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?» и вносят «ящик ощущений»)
Интересно, что в ящике?
(Дети высказывают предположения)
Что в ящике вы узнаете в конце нашего путешествия. Садимся поудобнее в паровоз и… Поехали!
(Дети изображают движение поезда, а в это время звучит музыка из м/ф «Паровозик из Ромашково»)
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук, тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук колеса,
Мчится паровоз,
Он в страну Сенсорику
Всех детей привез!
Внимание! Наш поезд прибывает на станцию «Фигурная». Выходите из вагонов, подходите к столикам.
(Дети выходят из поезда и подходят к столикам, на которых разложены геометрические фигуры)
2. Основная часть
«Цветные человечки»
Жителями этой станции будут цветные человечки, которых мы с вами придумаем. Вам необходимо собрать из геометрических фигур человечков. Что для этого потребуется?
(Ответы детей «геометрические фигуры, скрепки, прищепки»)
Я буду загадывать загадки, а отгаданную фигуру вы возьмёте и положите перед собой.
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это …
Ответы детей (круг).
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы.
Ответы детей (овал).
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? -.
Ответы детей (треугольник).
Четыре палочки сложил
И фигуру получил.
Вам её представить рад,
А зовут её… (квадрат).
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник –
Стал квадрат?.
Ответы детей (прямоугольник).
Ребята, чем отличаются геометрические фигуры?
(Ответы детей «формой, цветом, величиной»)
Детям предлагается из угаданных фигур сделать человечков,
при помощи недостающих деталей и цветных скрепок и прищепок.
(Дети крепят прищепки, где недостаёт деталей, руки, ноги)
Вот какие человечки получились! Спасибо, ребята! На этой станции ещё одно задание. Цветные человечки любят кататься на цветных автомобилях. Они у них разобраны. Поможем собрать?
(Дети собирают автомобили – пазлы, заодно, повторяем порядковый счёт)
«Цветные автомобили»
Цветные человечки хотят нам помочь узнать, что находится в ящике ощущений и дают подсказку (конверт). В конце путешествия с помощью подсказок, мы узнаем, что находится в ящике.
Спасибо, цветные человечки, а нам пора в путь! Быстрее занимаем вагоны и едем дальше.
(Дети садятся в поезд, и под музыку едут на следующую станцию)
Наш поезд прибывает на станцию «Всезнайкино»
(Дети становятся полукругом и отвечают на вопросы воспитателя)
Сколько ушей у собак?
Ответы детей (4).
Сколько глаз у светофора?
Ответы детей (3).
Сколько солнышек на небе?
Ответы детей (1).
Сколько пальцев на одной руке?
Ответы детей (5).
Какое число больше 8, но меньше 10?
Ответы детей (9).
Какое число стоит после 4?
Ответы детей (5).
Сколько носов у двух котов?
Ответы детей (2).
Сколько дней в неделе?
Ответы детей (7).
Сколько в неделе выходных дней?
Ответы детей (2).
Дидактическая игра «Живая неделя»
Детям раздаются листочки с названиями дней недели в хаотичном порядке
Ребята, посмотрите, на этой станции перепутались дни недели. Нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности.
Воспитатель обращается к ребятам символизирующим дни недели:
Неделя, стройся!
(Дети выстраиваются в нужном порядке)
Игра «Назовите свой день недели»
Вторник, топни ногой! Назови своих соседей!
Ответы детей (понедельник и среда).
Пятница, хлопни в ладоши, назови своих соседей
Ответы детей (четверг и суббота).
Суббота, помаши рукой, назови своих соседей.
Ответы детей (пятница, воскресенье).
Молодцы! Все справились с заданием, и мы забираем конверт с подсказкой. Выходите на перрон, отдохнём немножко!
«Разноцветные флажки»
Воспитанники приглашаются в круг. У воспитателя в руках 4 флажка. При поднятии красного флажка все воспитанники должны присесть, жёлтого – попрыгать, зелёного – пошагать на месте, синего – побежать по кругу друг за другом.
(Дети выполняют движения)
Садимся в паровоз, закрываем глазки (релаксация)
Звучит соответствующая музыка
Игра на развитие слуховых ощущений
Послушай эту тишину,
Закрой глаза, и я начну.
А что ты слышишь?
Дождь стучит, мурлычет кот,
Огонь трещит.
И в этой мягкой тишине
Так хорошо тебе и мне.
Я слышу твердый бой часов,
Закрыли двери на засов,
Как легкий ветер тронул шторы,
Твои шаги и разговоры.
Теперь открой глаза, скажи:
Какие звуки слышал ты?
Как можно было в мире жить,
Не понимая этих звуков? (Яна Алексюк)
А весёлый паровоз нас опять зовёт в дорогу (звучит музыка)
Паровоз летит,
Паровоз гудит,
Чох, чох, чух, чух
Я далеко укачу! (2 раза)
Станция «Ощущений»
Комнаты ощущений
Воспитанников подводят к трем «комнатам», чтобы они описали что они почувствуют. Дети по очереди входят сначала в белую «комнату», затем в чёрную, после в жёлтую. Выходят и рассказывают о своих ощущениях
Игра «Угадай на ощупь»
Воспитанникам раздаются непрозрачные тканевые мешочки с разными наполнителями. Дети с помощью воспитателя исследуют мешочки наполненные камушками, пуговицами и т. д.
Игра «Душистые баночки» Угадай-ка»
Воспитатель показывает и открывает баночки с разными запахами (чеснока, лимона, лука, сладкого перца и т. п. и предлагает понюхать и определить, чем наполнена каждая баночка, а после этого, найти изображение этого наполнителя на картинке.
(Ответы детей)
Хорошо! Молодцы! Забираем еще одну подсказку!
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Открываем конверты с подсказками «Круглый», «оранжевый», «сочный»
Ответы детей что это)
Теперь уже пора догадаться, что же находиться в нашем «ящике ощущений»! Правильно! Апельсины!
Молодцы!
Каждый воспитанник достает из «ящика ощущений» для себя апельсин.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад! Ребята вам понравилось путешествие?
(Ответы детей)
Садимся в наш паровозик и возвращаемся!
(Звучит музыка из м/ф «Паровозик из Ромашково»)
А паровоз снова зовёт нас в путь.
Вагончики, вагончики,
По рельсам тарахтят,
Тук. Тук, тук, колёса,
Мчится паровоз –
Всех ребят он снова
В детский сад привёз!
3. Заключительная часть
Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Что больше заполнилось в нашем путешествии?
(Ответы детей)
4. Рефлексия
На столе лежат смайлики веселые и грустные. Давайте каждый выберет себе смайлик под свое настроение после нашего путешествия.
(Дети выбирают себе по смайлику)
Сенсорное развитие - важное направление в образовании ребёнка. Оно заключается в совершенствовании восприятия окружающего мира с помощью органов чувств, формировании представлений о свойствах предметов и явлений. Особое внимание сенсорному развитию уделяется именно в дошкольном возрасте, так как при наличии пробелов в этом направлении могут возникнуть серьёзные проблемы в первом и последующих классах.
Цели сенсорного развития
Цели сенсорного развития определяются отдельно для каждого возраста. Они зависят не только от интеллектуальных и творческих способностей малышей, но и от их приоритетов в процессе обучения. Рассмотрим основные цели и задачи занятий по развитию восприятия для каждой группы в детском саду.
Первая младшая группа
Первую младшую группу составляют дети от 2 до 3 лет. Главная задача воспитателя при работе в этой возрастной категории в направлении сенсорного развития - совершенствование восприятия малышей, анализ и практическое применение одного или нескольких органов чувств в деятельности, обследование предметов по их первичным свойствам.
Развитие навыков восприятия окружающего мира начинается у детей с первых недель жизни. Даже если родители до детского сада не занимались с ребёнком в рамках этого направления, это не значит, что он не может использовать свои органы чувств для исследования объектов действительности.
Воспитатели учат детей:
- Устанавливать сходства и различия между конкретными предметами и явлениями, выделять их свойства.
- Осуществлять сериацию, т. е. некоторую последовательность действий. Она используется в таких играх, как сбор матрёшки или пирамидки, которая состоит из блоков разных размеров.
- Классифицировать предметы и явления по конкретному признаку.
- Определять количество объектов и т. д.
Видео: занятие по сенсорике для первой младшей группы
Вторая младшая группа
Со второй младшей группы и далее начинается процесс систематизации, закрепления и углубления уже полученных ранее основных навыков и умений в области сенсорного развития. Дети продолжают знакомиться с объектами действительности, но используют сразу несколько органов чувств и новые методы обследования предметов, успешно совмещая их для более быстрого достижения результата. Если ранее изучаемые вещи классифицировались только по одному признаку, то теперь ребёнок должен соотнести их сразу по нескольким.
Знакомство детей с музыкальными инструментами позволит задействовать несколько форм восприятия, включая слуховое
Средняя группа
Среднюю группу детского сада составляют дети от 4 до 5 лет. В таком возрасте у них развиты все органы чувств в достаточной степени для того, чтобы в полной мере использовать их в познавательной деятельности. Ребёнок 4–5 лет стремится получать знания преимущественно в процессе игры, что обязательно должен учитывать воспитатель.
В средней группе детям предлагается уже самостоятельно анализировать предметы, используя ранее изученные и нестандартные, неизвестные методы, фиксировать полученные знания в речи. В рамках такого вида деятельности формируются и самостоятельность, нестандартное мышление, умение находить решения даже в трудных ситуациях.
Воспитатель передаёт опыт об окружающем мире - общественно определённые (эталонные) признаки и свойства конкретных предметов. Оценивается их:
- размер;
- форма;
- цвет;
- материал;
- практическая польза и т. д.
Старшая группа
В старшей группе значительно расширяются изучаемые свойства действительности. Дети оценивают теперь не только цвет, размер, форму, вес, но и расположение в пространстве, количество сторон и рёбер (при исследовании геометрических фигур), высоту звуков (при работе с музыкальными инструментами), возможную опасность и т. д.
Значительно расширяются знания о цветах. Теперь они делятся на хроматические (красный, жёлтый, синий и получаемые при их соединении в разных пропорциях) и ахроматические (белый, чёрный, серый). Воспитатель должен активно заниматься с детьми смешиванием оттенков, изучением спектра и их расположения в нём. Дошкольники учатся правильно называть более сложные оттенки, классифицировать их по теплоте, насыщенности и другим признакам.
Воспитатель должен доступно объяснить, что в ахроматических цветах нет цветового тона. Иными словами, белый и чёрный цвета - любой цвет при максимальном повышении или понижении насыщенности соответственно. К примеру, максимально яркий красный - белый, а максимально тёмный - чёрный. Серый же цвет можно назвать промежуточным между двумя основными ахроматическими.
В старшей группе особое внимание уделяют совершенствованию глазомера.
Подготовительная группа
Главной задачей для этой возрастной категории является подготовка к образовательному процессу уже в рамках школьной программы. Дети учатся концентрироваться на небольших, но важных деталях, к примеру, вчитываться в текст или вслушиваться в речь для выделения главной мысли.
Совершенствуется мелкая моторика, глазомер. Закрепляются знания о цветах и спектре. Дети учатся соотносить специфичные оттенки по предметному признаку (морковный, салатовый и т. д.).
Проанализировав цели сенсорного развития для каждой группы, можно сделать следующие выводы:
- Плодотворное сенсорное развитие - непрерывный процесс, который начинается с самого младшего возраста и продолжается в детском саду.
- Значимость в формировании восприятия ребёнка играет воспитатель в детском саду. Он передаёт опыт о свойствах предмета, учит анализировать их.
- Нельзя ставить конкретные, универсальные задачи для каждого возраста. С течением времени они должны только усложняться и распространяться.
Виды деятельности
Какие виды деятельности можно включить в сенсорное занятие? Очевидно, чем они разнообразнее, тем плодотворнее образовательный процесс. Задача воспитателя - максимально разнообразить занятие, что поможет ещё и повысить заинтересованность детей, их мотивацию.
Деятельность для сенсорного развития может быть:
- игровой (дидактические игры с водой, песком, глиной, предметами);
- трудовой (поручения воспитателя убрать игрушки по местам, сортируя их);
- коммуникативной (взаимодействие с мячом в кругу детей);
- познавательно-исследовательской (наблюдения за природой, эксперименты);
- продуктивной (занятия по типу «Помоги мишке собрать все ягоды», «Привези машинку в гараж» и т. д.);
- музыкально-художественной (работа с музыкальными инструментами, звуковыми игрушками);
- двигательной (подвижные упражнения, хождение босиком по «дорожкам здоровья»).
Процесс обучения в детском саду преимущественно состоит из элементов игры
Можно ли индивидуализировать задания
Сенсорные занятия должны состоять из нескольких блоков, что позволит обеспечить всестороннее развитие навыков восприятия. Это уже противоречит явлению индивидуализации заданий.
Не каждый воспитатель сможет точно определить сенсорные возможности ребёнка. Индивидуализируя задания, то есть занимая каждого ребёнка в группе отдельно согласно его способностям, есть большой риск одностороннего развития в рамках этого направления. Именно поэтому воспитателям рекомендуется заниматься в группах, где коммуникативная, трудовая и игровая виды деятельности будут более продуктивны.
Однако можно организовать занятие таким образом, чтобы дети вначале получали разные задания, а после менялись ими друг с другом. Появляется возможность взаимопомощи, ребёнок выполняет разные виды деятельности.
При групповых сенсорных занятиях появляется возможность общения между детьми, взаимопомощи, совместной деятельности
Мотивирующее начало сенсорного занятия
Началом любого развивающего занятия для детей должен обязательно быть мотивирующий момент, который вызовет интерес к дальнейшей деятельности. Именно от организационного вступительного слова зависит ход урока. Самый лучший вариант для мотивирующего начала - моделирование проблемной ситуации. Могут использоваться как реальные, так и сказочные мотивы, герои. Второй вариант, как правило, наиболее интересен детям. У них появляется возможность помочь любимому герою из книги, мультфильма и т. д.
Возможны закрепление ранее изученного материала, быстрый опрос, тест на сообразительность. Похожий вариант - предложить детям проверить свои умения (к примеру, отправиться в Страну знаний с королевой).
Примеры начала занятий
Рассмотрим несколько примеров мотивирующего начала для сенсорных занятий на разные темы.
«Знакомство с сенсорной комнатой»
Это занятие проводится у первой младшей группы при первичном знакомстве с сенсорной комнатой. Подходящим для него мотивирующим началом является приветствие с игрушками.
Воспитатель в начале урока говорит: «Ребята, посмотрите, сколько игрушек поджидало нас в этой волшебной комнате. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Давайте помашем игрушкам ручкой и весело поприветствуем их».