Конспекты занятий с учащимися-логопатами по формированию лексико-грамматических категорий. Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи в подготовительной группе для детей с ТНР Тема: « Домашние животные Тема: «От
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических и фонетических средств языка в старшей группе.
Тема «В гостях у Машеньки и медведя»
Образовательные:
- закрепить названия детенышей животных,
- учить отвечать полным предложением.
Коррекционные:
- закрепить образование притяжательных и относительных прилагательных;
- правильное употребление в речи приставочных глаголов и падежных конструкций;
- закрепить умение производить звуковой анализ и синтез слов.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к речевой деятельности,
- умение выслушивать других детей, не перебивая.
Оборудование: домик, корзинка, карточки «пирожки», картинки с детенышами, пирог с фруктами и ягодами, маска медведя и Машеньки.
Ход занятия:
1. Огр. Момент.
(на фланелеграфе картинки – лес, ягоды, грибы, короб)
Дети, вы хотите попасть в сказку? Кто догадался, их какой сказки эти предметы? (Правильно, «Маша и медведь»)
Кто же нам поможет попасть в сказку? (логопед обращается к девочке) Назови свое имя – Даша.
Попробуйте первый звук заменить на «М», какое имя получиться? (Маша)
Вот и появилась главная героиня сказки – Машенька (одевает платок на голову и передничек)
2. Игра «Подружки»
Ребята, а куда отправилась Маша? (в лес)
С кем она пошла? (с подружками) Что взяла с собой Маша? (корзинку)
Пока собирала Маша ягоды, ушли подружки далеко-далеко. Стала Маша звать подружек.
Я буду называть начало слова, а вы добавляйте слог «ЛЯ» (О-ЛЯ,У-ЛЯ,А-ЛЯ, ПО-ЛЯ, МИ-ЛЯ, ГА-ЛЯ)
3. Психогимнастика
Вышла Маша на полянку и увидела, как веселятся зайчата (дети иммитируют животных), пробежала лисичка, появился серый волк, прошел косолапый мишка.
4. Игра «Мама и детеныши»
А на другой полянке гуляли мамы и их детеныши. Назовите маму и её детенышей (НА ПОЛЯНЕ ГУЛЯЕТ ЛИСА С ЛИСЯТАМИ И Т.Д.)
5. Игра «Чей хвост? Чьи ушки?»
Увитдели звери Машеньку, испугались, спрятались кто куда: кто за дерево, кто за куст, кто за пенек, только ушки и хвостики выглядывают.
Чей хвост, чьи ушки увидела Машенька? (за пеньком Маша увидела заячьи ушки и заячий хвостик и т.д.)
6. Игра «Стукни как я»
Убежали звери. Тихо в лесу стало, только слышен как кто то стучит. Кто же может в лесу стучать? (дятел)
Попробуйте отхлопать песенку дятла. (/ //, /// /, /// //, /// ///)
7. Образование приставочных глаголов и относительных прилагательных.
К избушке Маша что сделала? (подошла)
Вокруг избушки? (обошла)
В избушку? (зашла)
Из избушки? (вышла)
Посмотрела вокруг — нет никого. Стала Маша думать – как же встретить приветливо хозяина? (испекла Маша пирожки) Да все с разной начинкой. Расскажите какие получились пирожки?
(с малиной – малиновый пирог, с фасолью, с тыквой, с клюквой, с клубникой)
8. Игра «Собери словечко»
Тут на запах и мишенька пришел (ребенок в маске). «Отпущу я тебя к дедушке и к бабушке и гостинцев еще дам»
В корзинку можно положить только те пирожки, на которых слово отгадать сможете. Вставьте один звук вместо точки: КО-, СО-, ДО-, Б-К, ТО-, С-М.
9. Игра «Найди Машин домик» — звуковой синтез слов
Пришла Маша в деревню, а дом свой найти не может. Помогите ей ребята!
(у каждого ребенка лист с двумя домиками — на первом домике цифры – 2134, а ан втором – 3454, а между домами пронумерованы буквы:
И С М А Ш
1 2 3 4 5
10. Итог занятия.
Гришина Лариса Анатольевна,
учитель-логопед,
г. Ижевск
В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексической темы «Домашние птицы».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие 4. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Домашние птицы».
Задачи:
- Уточнить, закрепить предметный словарь по лексической теме (названия взрослых птиц и их детёнышей);
- Закрепить навыки согласования числительного и существительного;
- Совершенствовать навык согласования существительных с числительными в р.п.
- Упражнять в словоизменение существительных по падежам (винительный падеж), в образовании названий детенышей домашних птиц.
- Совершенствовать навыки слогового анализа слов и составления схемы предложения из 5-6 слов с включением предлога;
- Развивать силу голоса, выразительность речи; логическое мышление, слуховое внимание.
- Воспитывать умение сосредоточенно выполнять задания на занятии.
Оборудование: кассета «Голоса птиц», магнитофон, фланелеграф, предметные картинки с изображением домашних птиц, сюжетные картинки с изображением семей домашних птиц на птичьем дворе, наборное полотно, мультимедийная дидактическая игра-презентация «Кто живет в птичнике?», компьютер, раздаточный материал: маленькие картинки с изображением домашних птиц и животных, цифры, наборы полосок для составления схем предложений.
Ход занятия:
- Организационный момент
Сядет тот, кто правильно назовёт домашнюю птицу. Внимательно слушайте, какую я прошу назвать птицу.
Назови птенца индюка;
Назови его «маму»;
Его «папу»;
- «Мама» - гусыня, а «папа»…?
Назови его птенца;
II. Основная часть:
- Прослушивание стихотворения с инструкцией выделения главного героя (читает логопед).
Ребята, мне очень нравится стихотворение об одной домашней птице. Послушайте, его и скажите о ком оно?
Курица - красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была.
Шила мне кафтаны, шила сапоги,
Вкусные, румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот,
Сказочку расскажет, песенку споёт.
Назовите, а кто будет парой для моей курочки? (Петух)
– Какая на этой неделе лексическая тема?
- Проговаривание чистоговорки:
Цыплята и курица пьют чай на улице.
(Проговариваем, растягивая гласные, дирижируя. Проговариваем по слогам (отстукивание темпа ладонью по столу). Целыми словами, тихим голосом. Целыми словами в медленном темпе. Целыми словами в быстром темпе громким голосом.)
- Упражнение «Кто как кричит?» (уточнение глагольной лексики).
Ребята, мама у нас есть – курица, папа - петух, а птенец у них кто?
Петух…? (кукарекает), курица…? (кудахчет), цыплёнок…? (пищит), и т.д. (Прослушивание записи.)
- Игра «Догадайся, назови» (развитие логического мышления, слухового внимания, активизация в речи названий взрослых птиц женского пола)
– Петушок и курица очень заботятся о своих цыплятах, следят, чтобы они не потерялись. Но не только они такие заботливые родители. Догадайтесь и назовите маму-птицу, которая так обращается к своим малышам.
Крякушки - детушки, мои непоседушки… (утка);
Балабочет, балабочет, всех собрать их в кучу хочет…(индюшка);
Гогочу, гогочу, всех собрать к себе хочу… (гусыня);
Куд-куда, куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?… (курица)
Называние взрослой птицы, с последующим уточнением слова – подсказки («крякушки», «балабочет», «гогочу», «куд-куда»).
- Мультимедийная дидактическая игра-презентация «Кто живет в птичнике?»
Цель: словоизменение существительных по падежам (винительный падеж), образование названий детенышей домашних птиц.
Ход игры: « А кого же не могут мамы-птицы собрать около себя? Давайте отправимся в птичник, где живёт много птиц, и расскажем, кто там живёт.
Дети составляют предложения по образцу (даёт логопед): Гусыня не может собрать своих гусят. Курица не может собрать своих цыплят и т.д.
- Динамическая пауза (логоритмическое упражнение «Уточка»).
Утром с шуткой - прибауткой
(пружинистые приседания с полуоборотами туловища в стороны)
Прихорашивалась утка:
(показывание перед лицом «зеркала» - две ладони вместе)
«Я пригожа и стройна
(проведение руками по лицу, затем по телу)
И умом наделена!
(наклоны головы вправо – влево, с ладошками на голове)
Плавная походочка -
(руки на пояс, переход с одной прямой в колене ноги на другую)
Славная молодочка!» (руки вниз, в стороны)
- Гимнастика для глаз.
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 3-4 раз.
Посмотреть на пальчик перед носом и задержать взор на счёт 1-3. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счёт 1-4. Повторить 3-4 раз.
- Игра «Есть и нет» (работа с раздаточным материалом , совершенствование навыка согласования существительных с числительными в р.п.).
Пока мы гуляли как уточки, к каждому из вас прибежали гости. Посмотрите, какие животные к вам прибежали.
Поднимите карточки, у кого в гостях домашние животные. Назови, кто к тебе прибежал (опрашиваются все дети).
Поднимите те, у кого в гостях домашние птицы. Назови, кто к тебе прибежал (опрашиваются все дети).
А сколько таких гостей прибежало к вам подскажут цифры, которые есть у каждого из вас. Играем в игру «Есть и нет» (дети знакомы с правилами игры).
(Один ребёнок говорит: «У меня 3 цыплёнка». Другой ребёнок ему отвечает: «У меня нет трёх цыплят, но зато есть 5 гусят». Дети говорят по цепочке.)
- Коллективное составление предложения с последующим составлением схемы предложения.
Ребята, сейчас мы будем придумывать предложения и составлять его схему.
О ком мы слушали сегодня стихи? (о курице, о петухе)
Как называется их птенец? (цыплёнок)
Где они живут? (в птичнике)
Как вы думаете, в птичнике живёт одни петух, один цыплёнок, одна курица? (…)
Как нужно сказать, если их много? (петухи, куры, цыплята)
Теперь кто составит предложение? Скажите, кто и где у нас живёт. (Куры, цыплята, петух живут в птичнике).
Составьте схему этого предложения.
(Дети составляют на столах схемы предложения).
Давайте проверим ваши схемы. (Отчёт детей о работе).
III. Итог занятия.
О чём мы говорили на занятии?
Что вам больше всего понравилось, запомнилось?
Номинация:
Должность: учитель-логопед
Конспект по формированию лексико-грамматических категорий:
«Природа – наше богатство»
(дети старшего дошкольного возраста)
Задачи:
— Обогащать представления детей о многообразии природы сибирского края, о лесе как о сообществе растений, животных и птиц;
— Обогащать и систематизировать представления детей о животных, птицах и деревьях (особенность внешнего вида, строение, видовые признаки);
— Стимулировать познавательный интерес детей к природному миру, способности к самостоятельным умозаключениям и обобщениям;
— Устанавливать связи между природными объектами и условиями их среды обитания;
— Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир;
— Способствовать совершенствованию связной и диалогической речи;
— Развивать память, произвольное внимание, быстроту реакции, логическое мышление, связную речь;
— Содействовать воспитания командного духа, уважения к партнерам по игре;
— Развивать умения договариваться между собой, оказывать помощь другим.
Активизация словаря:
— названия: лось, сохатый, волк, лиса, рысь, глухарь, скворец, утка, ласточка, кедр, береза, осина, яблоня, названия частей тела животных и птиц, строение кедра;
— признаки: хищные, травоядные, перелетные, зимующие, хвойные, лиственные, сибирский.
Предварительная работа:
— наблюдение за изменениями в природе осенью, чтение рассказов и стихов о лесных обитателях, беседы о животные, птицах и деревьях родного края, рассматривание репродукций картин, иллюстраций по теме;
— дидактические игры: «Четвертый лишний», «Логическая цепочка», «Чей хвост?», «Назови меня», «Найди хозяина» (следы).
Методы и приемы:
— педагогическая ситуация «письмо от Лесовичка»;
— социоигровой метод;
— ИКТ: видеоролик «Пожар в лесу»; мультимедийные игры «Четвертый лишний», «Подбери части»;
— игра-эстафета «Спасатели»;
— динамическое упражнение «Прогулка по осеннему лесу» с использованием слов антонимов;
— игра-имитация «Как вести себя на природе»;
— игровая ситуация «Экологический плакат».
Моделирование предметно-пространственной среды : мультимедийная установка, презентации «Осенние зарисовки», «Животные и растения Прибайкалья», видеоролик «Пожар в лесу», конверт с письмом от Лесовичка, медали для деления на компании (цвет) по количеству детей, разрезные и целые картинки (лось, глухарь, кедр), схемы к игре «Подбери части», простые карандаши по количеству детей, предметные картинки (животные, птицы, насекомые, растения, грибы, посуда, игрушки), обруч, 3 ориентира, сюжетные картинки «Как вести себя на природе», 3 листа формата А 4, карточки с экологическими символами, клей, салфетки, 3 детских стола, стульчики по количеству детей, музыкальное сопровождение.
Дети входят в зал под музыку и встают в круг.
Ведущая: Здравствуйте, ребята, я Вас всех очень рада видеть. Скажите, какое сейчас время года? (Осень)
В.: Давайте послушаем стихотворения про осень, которые написали братские поэты. Слайдовая презентация «Осенние зарисовки».
Ведущая зачитывает письмо.
«Ребята, мне нужно напомнить людям, как вести себя на природе. Помогите мне, пожалуйста, сделайте плакаты. А про кого вы будете делать плакаты узнаете, посмотрев на картинки. Желаю Вам удачи!»
В.: Поможем Сибирячку? (ответы детей). Сибирячок отправил еще медали, которые помогут нам выполнить это задание. Каждый из Вас возьмите по одной медали и оденьте. Давайте присядем на осеннею полянку и посмотрим на экран, где узнаем про кого и про что будем составлять плакаты.
Презентация «Животные и растения Прибайкалья»
Игра с использование ИКТ: «Четвертый лишний»
В.: Какие, давайте перечислим? (Яблоня, осина, кедр, береза)
В.: Как вы думаете, какое дерево лишнее? (Кедр) Почему кедр лишний? Варианты ответов нескольких детей (Потому что все лиственные деревья, а кедр – хвойное).
В.: Давайте посмотрим на следующий слайд. Кто это? (слайд 4)
(Птицы). Назовите изображенных птиц? (Глухарь, скворец, утка, ласточка).
Почему глухарь лишний? (Потому что все перелетные, а глухарь у нас зимует не улетает в теплые края).
Почему лось лишний? (Потому что это травоядное животное, а остальные – хищные).
В.: Посмотрите на свои медальки и найдите свое место за столом по цвету кружочка на медальки. У нас получилось три команды, теперь нужно выбрать капитана каждой команды.
Игра «Разрезные картинки»
В.: Подойдите капитаны ко мне и возьмите конверты. В конвертах разрезанная картинка. Ваша задача, узнать про кого вы будете делать плакат.
Проверка задания. Ваша команда про кого будет готовить плакат?
В.: Наши плакаты будут про кедр, глухаря и лося. А где мы можем их всех встретить, увидеть? (В лесу).
В.: Я предлагаю Вам отправиться в осенний лес. Для этого встанем в круг. А чтобы нам не было скучно по дороге будем играть в игру «Далеко-близко»
В осенний лес всех на прогулку приглашаю я пойти
Интересней приключенья нам, ребята, не найти
Друг за дружкой становитесь, крепко за руки беритесь.
Вижу кедр далеко. А вы?
А мы видим близко.
Сидит глухарь высоко. А вы?
А мы видим низко.
Вижу лося большого, а вы?
А мы видим лосенка-маленького.
Вижу ствол у кедра тонкий, а вы?
А мы видим ствол у кедра толстый.
Думаю лосю в лесу тепло, а вы?
А мы думаем, что лосю в лесу холодно.
Слышу глухарь токует тихо, а вы?
А мы слышим глухарь токует громко.
В.: Давайте сядем за столы и посмотрим следующее задание.
В.: Капитаны получите задание на листочке. Ваша задача внимательно посмотреть на картинку и простым карандашом обвести только то, что подходит к вашему герою.
В.: Команда кедра выполняет задание про кедр, команда глухарей – глухаря, команда лосей – лося.
Слайд 10 Слайд 11
ВИДЕОРОЛИК «ПОЖАР В ЛЕСУ»
Игра-эстафета «Спасатели»
В.: Ой, ребята, какая беда в лесу случилась? (Пожар)
Нужно спасти всех живых существ. Будем спасать? Команды стройтесь за своими капитанами. В другом конце зала обруч, в котором картинки Вы должны будете добежать до обруча и взять картинку, которую нужно спасти. Пока играет музыка надо спасти жителей леса.
В.: Давайте проверим кого вы спасли, кого спасла команда глухарей, кого команда кедра, кого лося. Надо отвечать так, полным предложением: Я спас…..
В.: Ребята мы спасли лесных обитателей от огня.
Игра-имитация «Как вести себя на природе»
В.: Садитесь на коврике командами, образовав три кружочка. А от чего бывает пожар в лесу? Какие еще действия человека могут угрожать природе? Предлагаю поиграть, друг другу загадки загадать. А загадки не простые, покажем картинки живые. Для этого мы выполним следующее задание, капитаны команд выйдите и возьмите конверт. В конверте сюжетная картинка из серии «Как вести себя на природе», каждая команда тихонько совещается кто и что будет показывать. Когда все готовы, одна команда выходит и показывает свой сюжет, остальные отгадывают.
Ведущий подводит итог.
В.: Я думаю, вы теперь будете бережно относиться к природе.
Игровая ситуация «Экологический плакат»
В.: Ребята, нам пора приступить к изготовлению плакатов, о которых просил Лесовичок. Садитесь за столы. У Вас листочки и знаки. Ваша задача отобрать только те знаки, на которых изображены символы представляющие угрозу вашему герою и приклеить их на свой листок. Вам, которые угрожают деревьям, вам птицам, вам животным. Знаки нужно перечеркнуть, что так делать нельзя.
Выступление капитанов по защите плакатов.
В.: Ой, какие вы молодцы! Я Ваши плакаты отправлю по почте Лесовичку. Я думаю, что Лесовичок вам будет очень благодарен за помощь. А еще я надеюсь, что вы сами будете соблюдать правила поведения в лесу и не нарушать их.
Список литературы
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. СПб.: Детство – Пресс, 2010.
- Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам: «Домашние животные и «Дикие животные средней полосы России». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
- Букатов В. М. Шишел-мышел, взял да вышел. Настольная книжка воспитателя по социально-игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями… — СПб: Образовательные проекты, 2008. – 144 с.
- Горбунова В. А., Мишарина Л. А. Ориентировочная региональная программа знаний о растениях. – Иркутск, 2002.
Интернет-ресурсы
http://sibiryachok.net/
Номинация:
конспект логопедического занятия по формированию связной речи для детей 5-7 лет
Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ «ДСКВ № 37»
Месторасположение: Иркутская область, город Братск
Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития
Для детей I уровня характерна лепетная речь или ее отсутствие. Активный словарь этих детей состоит из лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов (мама, папа, дай, на). Структура этих слов часто нарушена. Пассивный словарь несколько шире активного. Фразы на данном уровне нет. Свои желания дети выражают отдельными словами, грамматически не связанными между собой например: «Тата тёти атяти» (Таня хочет кататься на санках) и т. д.
Дети I уровня затрудняются и в понимании грамматических форм, не различают число и род имени существительного, имени прилагательного и некоторых падежных форм. Дети опираются в основном на лексическое, а не на грамматическое значение слова.
Для данной группы детей характерна несформированность зрительного и слухового внимания и памяти. Внимание неустойчиво, работоспособность низкая. Учитывая все это, коррекционная работа с данной категорией детей строится следующим образом.
На первом этапе логопед работает над словарем, уточняет и расширяет пассивный и активный словарный запас детей. Слова, которые подбирает логопед, должны быть понятны детям и удобны для произнесения. Это могут быть имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы. Вначале отрабатываются наиболее легкие слова по своей структуре: двусложные с открытыми повторяющимися слогами, такие, как мама, папа, баба, Тата; затем двусложные слова с ударением на первом, на втором слоге, например: Паша, Вова, Оля, Катя, вата и т. д., потом односложные слова типа: дом, мяч, дай, пей и т. д. Постепенно структура слова усложняется, отрабатываются трехсложные с прямыми, открытыми слогами (машина, собака, синяя и др.) и двусложные со стечением согласных (кошка, ложка, мишка, кукла, большой, сидят, едят и т. д.). Как только у ребенка появится даже самый незначительный словарный запас, логопед может начинать работу над фразой. Вначале это будет простое двусоставное предложение типа: Это мама. Вот мама. Мама сидит. Моя мама; затем предложение с обращением: Тетя, дай мяч; с указательным местоимением: Это маленький мяч. Это большой мяч; распространенное с прямым дополнением: Лена везет мишку и т. д.
Работая над фразой на данном этапе, логопеду нет необходимости ставить целью системный подход к грамматическому оформлению, но нужно уделить большое внимание формированию понимания грамматических форм.
Если ребенок усвоил фразу, пользуется ею, можно включить ее в диалог. Для этого логопед подбирает игры с речевым сопровождением, дает различные задания, на которых можно проверить, правильно ли ребенок понял фразу и умеет ли ее использовать в речи. Отработанный речевой материал хорошо бы использовать при драматизации русских народных сказок.
Первое знакомство логопеда с детьми лучше провести в игровой комнате, да и первые занятия тоже. Темой занятий могут быть игрушки. В различных игровых ситуациях, которые мы приведем ниже, логопед может выяснить, знает ли ребенок игрушки, в которые играет, умеет ли с ними обращаться, называет ли их и т. д.
Логопед приглашает детей в кабинет и показывает им игрушки. Учит играть с ними. Объясняет, что после игры все нужно ставить на место. Затем разрешает поиграть детям самостоятельно.
Какая тебе игрушка нравится?
Цель. Активизировать словарь по теме «Игрушки». Воспитание зрительной памяти.
Оборудование. На столе у логопеда игрушки: куклы, мишки, машины, зайцы, мячи.
Ход игры.
Дети стоят вокруг стола. Логопед предлагает им рассмотреть игрушки и назвать ту, которая больше понравилась. Допускаются ответы в одно слово, даже с искаженной структурой.
Логопед разрешает детям взять игрушку, но при этом им необходимо запомнить ее место, поиграть и поставить точно туда, откуда они ее взяли.
Назови игрушку
Цель. Активизировать словарь по теме «Игрушки». Обучение употреблению формы родительного падежа имен существительных. Воспитание зрительной памяти.
Оборудование. Игрушки те же, что и на предыдущем занятии, к ним добавляют две новые. Картинки, изображающие игрушки.
Ход игры.
Дети садятся вокруг стола логопеда. Логопед предлагает запомнить им игрушки, лежащие на столе. Затем логопед предлагает детям отвернуться или зажмурить глаза и подкладывает новую игрушку. Дети поворачиваются по команде к столу и отвечают на вопрос: «Посмотри внимательно и скажи, что изменилось».
Игра повторяется снова, только теперь логопед убирает со стола любую игрушку, а дети должны ответить: «Посмотри внимательно и скажи, какой игрушки нет».
При ответе детей логопед следит за правильным окончанием имен существительных в родительном падеже.
Такую же игру можно провести, используя картинки.
«Послушная Катя»
Цель. Активизация глагольного словаря, упражнение в составлении простого предложения.
Оборудование. Кукла, мишка, заяц.
Логопед. Наша кукла Катя послушная. Она будет делать все, что я ей скажу. Катя, сиди. Что делает Катя? (Сидит.) Скажем все про Катю: Катя сидит.
Дети повторяют за логопедом. Затем им раздают игрушки. Дети поочередно дают команду своей игрушке, например: «Миша, сиди», «Зайка, сиди», «Ляля, сиди» и т. д.
Следующий этап работы - ответы на вопросы:
Что делает Миша? (Миша сидит.) Что делает Ляля? (Ляля сидит.) Что делает зайка? (Зайка сидит.)
На следующем занятии с помощью этой же игры можно отработать тему «Употребление глаголов в повелительном наклонении». Количество игрушек, в данном случае кукол, должно быть по количеству детей, присутствующих на занятии.
Логопед, обращаясь к детям, говорит: «Мою куклу зовут Катя. Как зовут твою куклу?» (Обращается к одному из детей.) Ребенок отвечает.
Моя Катя послушная, - говорит логопед и дает команду кукле: «Катя, иди».
Затем логопед предлагает детям поучить ходить своих кукол. Каждый ребенок сначала вместе с логопедом, а потом самостоятельно говорит своей кукле: «Тата, иди», «Вова, иди» и т. д.
А теперь поучим кукол сидеть, - говорит логопед и обращается к кукле: «Катя, сиди». То же самое он предлагает сделать детям. Они самостоятельно дают своим куклам команды: Тата, сиди; Вова, сиди и т. д.
«Семья»
Приблизительный пассивный и активный словарь по теме «Семья». Мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сидит, стоит, спит, рисует, шьет, варит, гладит, чинит, стирает, играет, убирает, рассказывает, плачет, смеется, помогает, пришел, ушел, большой, маленький, старый, ласковый, любимый.
Цель. Расширение пассивного и активного словаря. Обучение построению простого нераспространенного предложения.
Оборудование. Сюжетная картинка, изображающая семью; кукла Катя.
Ход занятия.
Логопед знакомит детей с куклой Катей, говорит, что у Кати есть своя семья. Рассматривается сюжетная картинка.
Логопед. Это Катина семья. Вот папа, мама, дочка Катя, бабушка, дедушка, сын Коля. Посмотрите внимательно на картинку еще раз и покажите, где мама, папа, дочка, сын, бабушка, дедушка.
Логопед предлагает детям дать имя мальчику (сыну) и девочке (дочке), а также ответить на вопросы: кто это? Где папа, где мама?
«Твоя семья»
Цель. Активизация словаря по теме «Семья».
Логопед предлагает детям рассказать, кто у них есть в семье. Если ребенок затрудняется, то логопед может задать ему вопрос: «У тебя есть брат, бабушка, дедушка?»
Затем можно выяснить, знают ли дети, как зовут их маму, папу, бабушку и т. д.
Тема: «Предметы посуды».
Цели занятия: 1. Активизация, закрепление лексического материала по теме «Посуда»; обогащение словарного запаса детей за счет новых слов и речевых выражений.
2. Упражнения на узнавание предмета по его описанию.
3. Развитие навыков звукового анализа слов.
4. Развитие вербальной памяти.
5. Формирование навыков грамматически правильной диалогической речи.
Оборудование: предметные картинки по теме, наборы детской посуды.
Ход занятия:
1. Организационная часть. Сообщение темы занятия. Вопросы- задания: назвать место в квартире, в детском саду, где хранится посуда, сказать, где она размещается (шкаф, буфет, полки и т.д.).
2. Упражнение на узнавание предмета по его описанию. Отгадывание загадок о предметах посуды:
Толстый, пузатый, сопит, шипит, а все потому, что вода в нем кипит.
(Чайник, в котором кипит вода).
Из горячего колодца через нос водица льется.
(Чайник).
Логопед: -А если льется кофе, то это уже не чайник, а….
Шеренга молодцов стеклянных на полке выстроилась в ряд.
В них молоко, кефир и сливки, фруктовый сок и лимонад.
(Бутылки).
Деревянная темница, а в ней хлеб хранится.
(Хлебница).
Круглая, как блин, а сбоку- ручка длинная.
(Сковорода).
Примечание:
на демонстрационной доске помещаются картинки с изображением предметов посуды, о которых говорится в загадках, и «лишних» предметов-
кастрюля, тарелка, сахарница и т.д.
3. Чтение и разбор рассказа по теме «Предметы посуды»: «Как Вася один дома остался».
Логопед: Сейчас я прочитаю вам отрывок из рассказа о том, как мальчик Вася один дома остался.
Было это в субботу, случилось так, что папа и мама у Васи в этот день работали. Мама у Васи- врач, и у нее в этот день было дежурство в больнице. А папа- строитель. И он в этот день тоже работал: строители новый дом строить заканчивали. И Вася один дома остался. Он уже не совсем маленький- скоро в школу ему идти, в первый класс. Пора и к самостоятельности приучаться.
Встал наш Вася утром. Как полагается, зарядку сделал, умылся, зубы почистил, оделся. А после зарядки Васе сразу захотелось есть, и он отправился на кухню. Тут и случилась с ним неприятная история.
На кухонном столе, под чашкой с блюдцем, лежала мамина записка. Но Вася не обратил на нее внимания. Он увидел на плитке узконосый кофейник. «Выпью сначала кофе,- подумал Вася. – Правда, кофе или чай мама мне всегда дает на третье… Но ведь мамы – то нет».Вася взял с плиты еще теплый кофейник и подошел к столу. Наклонил кофейник над чашкой, и коричнево- кремовая струя брызнула из длинного носика прямо на лежащую под чашкой бумагу. «Ничего страшного,- решил Вася, - Бумажка- то все –равно исписанная. А стол я сейчас вытру.»
После кофе Вася почувствовал, что он очень хочет есть. Но на столе было пусто. Тут он и обратил внимание на лежащую под чашкой бумагу. «Да ведь это, наверное, мамина записка,- догадался Вася. – А я ее кофе залил… Ну ничего, как- нибудь разберусь». Бумага была покрыта жирными желтыми пятнами, и некоторые слова так расплылись, что их нельзя было разобрать.
«Молочный суп- это хорошо, я люблю молочный суп,- подумал Вася. – Только вот что это за пл… и что это за ка…? Ну ка…- это каша, конечно… А может быть и не каша? Как это так- молочный суп в « каше». Чепуха какая- то… А супа так хочется».
Логопед: Прервем на минутку наш рассказ. А как вы думаете ребята, что это были за слова? Где был молочный суп? Он был в кас… А кастрюля стояла на п… (плите). Все верно. Да и Вася вспомнил эти слова и предметы, которые они обозначают, нашел быстро.
«Возьми по… на крю… - над мой… и та… из сушки. Налей суп в та… возьми большую л… из буф… хлеб возьми в хл… и ешь.»
«И ешь,- повторил вслух Вася. –А что это за слова такие? И где у нас хлеб лежит? Яи забыл! Одни загадки какие- то… Что же я наделал!»
Прочитал Вася письмо внимательно еще раз и все понял.
Логопед: А вы, ребята, догадались, что это за слова? Повторяю, как было в письме. Возьми по… (Чем наливают суп?) на крю… над мой… (Где моют посуду?) и та… (во что наливают суп?) из сушилки… Возьми большую л… (Что это за большая л…?)
Верно. А как по- другому называют большую ложку?- Столовая ложка. А откуда Васе нужно было взять хлеб? Из хл… (Кто вспомнил?)
Съел Вася суп и стал дочитывать письмо. А дальше в письме было:
«Вася, когда съешь первое блюдо, посмотри на пл… Там… на ск… - яичница…»- «Что это за ск…?...»- старался вспомнить Вася, да ничего не получалось. Впрочем, яичницу он нашел быстро, а вот название посуды, где, была яичница, он так и не мог вспомнить.- «Ну круглая такая, с длинной ручкой…»
«На третье, Вася, выпей чаю или кофе. Кофе в ко… («Нашел уже»,- пробурчал Вася)… А чай в буф… в маленьком чай… Налей из него чай в чашку, а горячую воду возьми из тер… Потом возьми сахар в сахар… и чайную л… в верхнем ящ… бу… Пей на здоровье!»
«Ну и ребус: чай в чае и сахар в сахаре. Как тут разобраться?»
Разобрался Вася, конечно. А вы, ребята, разобрались? Тогда скажите мне:
В чем заваривают чай?
Где хранилась горячая вода?
Где лежит сахар?
Где хранится хлеб?
Как называется большая ложка и как называется маленькая?
Вот какая история приключилась с Васей. А все потому, что он два раза поступил неправильно. Во- первых, сразу стал пить кофе. А во- вторых, поторопился, когда наливал кофе. Когда наливаешь кофе из кофейника или чай из чайника, это надо делать не торопясь, аккуратно. Вопрос к тексту: Вспомните, ребята, какие предметы посуды упоминаются в этом рассказе?
4. Упражнение на дополнение предложений нужным по смыслу словом. Отработка ряда падежных форм существительных женского и мужского рода.
Суп варят в … - В кастрюле.
Едят суп из тарелки.
Наливают суп в тарелку половником.
Котлеты, яичницу жарят на сковородке.
Хлеб хранят в хлебнице.
Хлеб кладут в хлебницу.
Еду разогревают на плите.
Чай заваривают в чайнике. А кофе- в кофейнике.
Чай пьют из чашки. Чай наливают в чашку.
Суп едят столовой ложкой.
Хлеб режут ножом.
Сахар лежит в сахарнице. Сахар кладут в сахарницу.
Посуду ставят в буфет. Тарелки лежат в буфете.
Второе блюдо едят вилкой.
Примечание: после того как предложение составлено, другой ребенок повторяет его целиком.
5. Итог занятия. Оценка работы детей. , повторение обобщающего слова «посуда», слов- названий предметов посуды.