Курсовая работа: Развитие памяти в дошкольном возрасте. Урунтаева Г.А
Дети в дошкольном возрасте развиваются очень быстро и если родители не упустят этот момент, то в последующие годы будут бесконечно радоваться успехом своего малыша
Важнейшей особенностью любого человека является его память. Учеными доказано, что без памяти невозможно функционирование человека как индивидуума и личности, отсутствие способности к запоминанию это серьезная патология, приводящая к нарушению всей мыслительной деятельности. На каждом отрезке времени жизни есть определенные особенности развития памяти и мыслительной деятельности, у детей до года свой процесс запоминания, у взрослого человека уже совершенно другой. Развитие памяти у детей дошкольного возраста также имеет свои определенные особенности. Считается, что именно в этом возрасте можно заложить способность к запоминанию, что положительно скажется и на дальнейшей учебе и на становлении маленького человека как личности.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ
Память человека принято классифицировать по видам. В современной психологии наибольшее распространение и применение получило классифицирование по нескольким основаниям.
Особенности психической активности подразделяет память на:
- Двигательную. Этот вид запоминания выражается запоминанием и последующим воспроизведением различных движений, начиная от самых простых и заканчивая сложнейшими. Именно эта память помогает малышу учиться переворачиваться, сидеть, ходить, а в последующем писать, заниматься определенными видами спорта, водить велосипед и автомобиль.
- Эмоциональную. При задействовании этого вида запоминания человек сохраняет переживания и все, что с ними связано.
- Образную память называют еще зрительной. То есть предложенная информация запоминается в виде определенных образов, запахов, то есть при формировании образной памяти участвуют органы чувств. Образное запоминание у некоторых людей имеет определенные особенности, к ним часто относят проявления эйдетизма. При этом человек может описать воспринимаемые им ранее образы в самых мельчайших деталях, такая память часто бывает и у детей дошкольного и школьного возраста.
- Словесно-логическую. При этом виде запоминания продукты человеческой культуры усваиваются благодаря общению и словам.
Память также подразделяется по длительности ее сохранения, то есть она может быть кратковременной, долговременной или оперативной. Кратковременное запоминание ежедневно присутствует у каждого человека. То есть через несколько минут после посещения магазина человек может, например, описать стоящего впереди в очереди покупателя. Как правило, эта информация постепенно в течение дня стирается.
Самой важной памятью в становлении человека как личности считается долговременная. Именно благодаря этому виду запоминания каждый человек накапливает свой жизненный опыт. Информация при таком виде памяти запоминается надолго совершенно по разным причинам. Помогает в этом как специальное запоминание, так и яркие эмоции, испытываемые человеком в определенный момент жизни. Оперативная память нужна человеку для обеспечения своей деятельности. Нужная информация может, как забываться в связи с ее ненадобностью, так и переходить в долговременную память.
Особенности нашей памяти разделяются и по характеру ее целей. Она может непроизвольной или произвольной. Непроизвольное запоминание наступает, даже если человек не приложит к этому никаких усилий. Произвольная возникает, когда человек специально затрачивает некоторые усилия для запоминания нужной ему информации.
В зависимости от способа запоминания память подразделяется на смысловую и механическую. Многократное повторение без установления смысла между противоположными объектами является механической памятью. Смысловое запоминание основано на установлении некоторой связи между объектами.
ЧЕМ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ЗАПОМИНАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольным возрастом принято считать возрастной период от 4 до 6 лет. В это время большинство детей уже четко говорят, спокойно строят предложения, учатся выражать свои мысли. Все особенности психического развития ребенка в этом возрасте связаны с восприятием и мышлением. То есть ребенок учится воспринимать информацию, и подвергает ее разному анализу. В это время главным видом памяти можно назвать образную. Восприятие информации становится целенаправленным, но при этом ребенок выделяет самые яркие и выразительные признаки предмета, а при этом другие, подчас более важные, остаются без внимания. То есть дошкольник часто удерживает несущественное, второстепенное, а главное быстро забывает.
У дошкольников имеются и определенные особенности двигательной памяти. Ребенок уже владеет достаточно сложными движениями, требующими выполнения последовательного действия. Как пример можно привести танец, где малыш может совершать движения ногами, кружиться и при этом размахивать платочком. Постепенно ребенок учится не только правильно совершать движения, но и контролировать процесс их выполнения другими именно в это же время. То есть в подвижных играх ребенок старается не только сам правильно выполнить нужный набор действий, но и следит, чтобы другие участники игры также действовали по правилам. Это особенность развития памяти позволяет, начиная с дошкольного возраста заниматься играми с элементами эстафеты или аттракциона.
В дошкольном возрасте постепенно достигается автоматизация при выполнении некоторых основных и часто выполняемых действий. Опираясь на образец в своей памяти, малыш может вспомнить и совершить различные действия, основанные на задействовании мелкой моторики. То есть в этот возрастной период ребенок может уже по-своему шить, работать ножницами.
Развитие памяти у детей дошкольного возраста основывается и на активном освоении речевой функции. Словесная память у ребенка начинает развиваться благодаря прослушиванию и последующему воспроизведению стихов, сказок. В этот период важно и общение не только с родителями, но и с детьми-сверстниками. Ребенок уже может воспроизводить когда-то прослушанный текст, также он способен рассказать и то, что происходило с ним. То есть дошкольник учится делиться собственным опытом и знаниями.
У детей-дошкольников преобладает и непроизвольная память. Для того чтобы запомнить какую либо информацию ребенку в это время достаточно ощутить определенные эмоции в этот момент. То есть малыша может привлечь эмоциональная окраска сказки, стиха. Ребенок часто обращает внимание на необычность вещи, на определенную контрастность. Начиная примерно от четырехлетнего возраста память ребенка начинает приобретать и некоторые особенности произвольного запоминания. В этот период ребенка можно уже целенаправленно учить запоминать. Вначале цель запомнить должна формироваться взрослыми. В дальнейшем дошкольник уже сам может запоминать информацию, рассчитывая на то, что она ему пригодится в будущем. Впервые самоконтроль возникает у детей в четырехлетнем возрасте. Дети от пяти и до шести лет уже могут полностью контролировать себя, специально запоминая, а затем и воспроизводя нужный им для осуществления каких-либо целей материал.
Особенности запоминания в дошкольном периоде заключаются и в формировании личных воспоминаний. То есть ребенок запоминает то, что каким либо образом отразилось на его жизни. Это могут быть успехи в разных видах деятельности, яркие эмоции, возникающие при общении со сверстниками или родителями. Малыш уже может долго вспоминать обиду, несправедливость, чувство боли, запоминающееся путешествие или развлечение.
Особую роль при развитии непроизвольной памяти у дошкольника играют постоянные наблюдения. Если внимание малыша целенаправленно заострять на явлении природы, объекте, то можно сформировать и долговременную память.
Развитие памяти произвольной у дошкольников быстрее происходит, если взрослые будут специально побуждать ребенка воспроизводить накопленный опыт. То есть нужно учить малыша определенным играм, пересказам сказок и стихов, сочинению различных историй.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЗАПОМИНАНИЮ
Ребенка-дошкольника необходимо специально обучать искусству запоминания. Если малышу в дошкольный период уделять достаточно времени, то будет меньше проблем в начальной школе с усвоением новых знаний. Ребенок уже сам будет контролировать свой мыслительный процесс и будет обучен приемам скорейшего запоминания предложенной информации.
Овладение основными приемами запоминания в дошкольном возрасте зависит от таких условий:
- Содержания и характера предназначенного для ребенка материала. Дошкольник легче запоминает то, что ему интересно, вызывает какие-либо запоминающиеся эмоции и чувства.
- Характера процесса обучения. Необходимо правильно организовывать занятия с ребенком, нужно добиваться, чтобы запоминание становилось логической цепочкой.
- Ребенок должен знать для чего необходимо точное запоминание и последующее припоминание.
- Чтобы побудить ребенка к мыслительной деятельности и развитию долговременной памяти необходимо проверять результаты усвоения материала.
Нужному развитию произвольной памяти у дошкольников способствуют дидактические игры, во время которых дети должны следовать определенным правилам и соблюдать некоторые особенности порядка действий.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
В дошкольном возрасте выделяют некоторые особенности формирования и развития запоминания. К ним относят:
- Преобладание у дошкольников образной непроизвольной памяти.
- Приобретение ребенком интеллектуального характера запоминания. Память неуклонно объединяется с мышлением и речью.
- Развитие словесно-смысловой памяти расширяет область познания ребенка.
- Начинает закладываться произвольная память.
- В дошкольном возрасте формируются особые предпосылки, которые процесс запоминания превращают в определенную умственную деятельность.
- Память начинает влиять на развитие ребенка как личности.
Достаточный уровень памяти у дошкольника повышает и уверенность ребенка в своих силах.
КАК РАЗВИВАТЬ УМСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА
С ребенком-дошкольником обязательно необходимо заниматься. Правильно составленная программа его обучения позволит подготовить малыша к школе и станет началом его развития как личности. Упускать дошкольный возраст нельзя, малыш в это время как губка способен впитывать информацию и от взрослых требуется только направить активность мозговой деятельности в нужное русло. Разработаны и успешно применяются на практике определенные методики, помогающие развитию запоминания у ребенка и использованию памяти в любых жизненных ситуациях. Естественно, что в детсадах с детьми обязательно занимаются воспитатели по специальным программам. Но не будет лишним направлять активность ребенка и дома в нужное русло. Существуют определенные упражнения, постоянное воплощение которых в жизнь, помогает тренировать разные виды памяти у дошкольников.
УПРАЖНЕНИЯ, ТРЕНИРУЮЩИЕ ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ
Для выполнения этого упражнения необходимо несколько человек. Ведущим может быть взрослый или один ребенок. Этот человек должен выполнять роль «кукловода», заключается упражнение в выполнении следующих действий:
- Одному из детей нужно завязать глаза.
- «Кукловод», придерживая сзади ребенка за плечи, должен провести его по некоторому маршруту.
- Ведущему необходимо молчать. Сам ребенок должен выбирать свои действия, то есть он может сделать три шага вперед, затем на несколько шагов уйти назад. Также на этом маршруте малыш может подпрыгнуть, постоять на одной ноге, присесть.
- После завершения маршрута с малыша снимают повязку и предлагают ему повторить всю последовательность совершаемых им во время упражнения действий.
Упражнение нужно начинать с выполнения несложных для ребенка движений. Постепенное расширение задач позволяет усилить и двигательную память дошкольника.
УПРАЖНЕНИЕ, ТРЕНИРУЮЩЕЕ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ
Выполнять это упражнение несложно и очень интересно. Для этого необходимо предварительно подготовить две карточки с одинаковыми изображениями. На одной картинки у отображенного предмета один из элементов должен отсутствовать. Сначала малышу показывают первоначальный вариант, предлагают его запомнить, а затем показывают другую картинку. Вначале ребенок может долго искать отличия, затем постепенно он учится выявлять даже незначительные изменения в идентичных изображениях.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ АССОЦИАТИВНОГО ВИДА ПАМЯТИ
Взрослый человек должен назвать известный ребенку предмет, а он в свою очередь должен перечислять все те ассоциации, который возникают в момент образного представления этого предмета. Так мяч у ребенка ассоциируется с тем, что он круглый, прыгучий, твердый или мягкий, разноцветный.
Как видите некоторые упражнения на развитие памяти дошкольника совсем несложные, а их периодическое выполнение положительно отражается на умственной и психической деятельности дошкольника. Дети в дошкольном возрасте развиваются очень быстро и если родители не упустят этот момент, то в последующие годы будут бесконечно радоваться успехом своего малыша.
Читайте также:
Детская психология
Просмотрено
Как детские травмы влияют на жизнь во взрослом мире
Все о воспитании
Просмотрено
Как менялись стили воспитания за последние сто лет
Подчеркнем особенности памяти в раннем детстве:
Обогащается содержание представлений;
Возрастает объем и прочность сохранения материала;
Появляется новый процесс памяти - воспроизведение;
Бурное развитие получает словесная память.
§ 3. Развитие памяти в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах - восприятии и мышлении. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность. Так, ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, нередко более важные. Поэтому представления, которые составляют основное содержание памяти дошкольника, нередко отрывочны. Запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно. Малыш «перескакивает» с одного признака предмета или компонента ситуации на другой. В памяти он часто удерживает второстепенное, а существенное забывает. Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим формам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает систематизацию представлений. Закрепляясь в слове, последние приобретают «картинность». Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представления.
На протяжении дошкольного возраста, как показала А.А.Люблинская, наблюдается переход:
От единичных представлений, полученных в процессе восприятия одного конкретного предмета, к оперированию обобщенными образами;
От «нелогичного», эмоционально нейтрального, часто смутного, расплывчатого образа, к котором нет основных частей, а есть только случайные, несущественные детали в неправильной их взаимосвязи, к образу, четко дифференцированному, логически осмысленному, вызывающему определенное отношение к нему ребенка;
От нерасчлененного, слитного статического образа к динамическому отображению, используемому старшими дошкольниками в разной деятельности;
Дошкольный возраст охватывает период от 4 до 6 лет. В это время практически все познавательные процессы интенсивно развиваются, благодаря чему интеллектуальное развитие ребенка выходит на принципиально новый уровень. Наиболее важную роль при этом начинают играть мышление и восприятие: ребенок познает мир, окружающий его. Причем, делает это целенаправленно, выделяя из общей массы предметы и явления, которые ему интересны. Однако приобрести значимый опыт и сохранить усвоенный материал надолго ему поможет память. Рассмотрим развитие различных видов памяти в дошкольном возрасте кратко.
Хорошая память - один из самых важных компонентов интеллектуального развития
Каковы отличительные особенности памяти в дошкольном возрасте?
Отмечая особенности развития процессов памяти у детей дошкольного возраста, необходимо обратить внимание на следующее:
Прежде всего, запоминание дошкольника носит еще непроизвольный характер.
Процессы памяти - классификация
Из-за этого ребенок способен «улавливать» лишь яркие, броские особенности предметов. Зачастую это приводит к тому, что запоминает несущественные, второстепенные признаки, быстро забывая более важное. Для того, чтобы запоминание происходило более интенсивно, воспринимаемая информация должна иметь определенную эмоциональную окраску. А цель запоминания должна быть понятна ребенком и сформулирована взрослым в максимально доступной форме.
Показатели развития детей - как оценивать
В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается двигательная память.
Эти особенности во многом объясняют то, почему именно в этом возрасте ребенка эффективнее всего отдавать в спортивные секции и на танцы. Запоминая движения, ребёнок может выполнять их последовательно, осознано и контролируя происходящее с ним. Более высокий уровень развития этого вида памяти также очень хорошо прослеживается и в игровой деятельности: стараясь придерживаться установленных правил, ребенок следит и за тем, чтобы их соблюдали другие.
Благодаря развитию памяти детей многие действия, выполняемые ребенком, доводятся до автоматизма и не требуют усиленного контроля со стороны сознания.
Речевая память может развиваться только, если в малышом постоянно разговаривать
Ребенок усваивает образцы, которые впоследствии самостоятельно преобразует в более сложные. Причем со временем это правило распространяется не только на элементарные процессы, но виды активности, требующие участия мелкой моторики.
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок начинает накапливать свои собственные, личные воспоминания, связанные только с ним и его личным опытом.
Сенсорное познание - первый этап развития памяти
Как правило, ребенок запоминает события, играющие заметную роль в его жизни и наполненные яркими эмоциями. Ребенок начинает сохранять запоминающиеся ему праздники, путешествия; но в то же время – помнить обиды, боль и т.д.
Интенсивное развитие произвольной памяти в дошкольном периоде достигается также за счет становления произвольного внимания.
Целенаправленно наблюдая за теми или иными предметами или явлениями, ребенок начинает запоминать и их отличительные черты, характерные свойства. Впоследствии эти же особенности лягут в основу и долговременной памяти.
Особенности организации обучающей деятельности для дошкольников
Поскольку запоминание в раннем дошкольном возрасте носит все еще непроизвольный характер, одна из основных задач в этом периоде – научение ребенка произвольному запоминанию. Это сыграет неоценимую роль в его будущем; в частности – для обучения в школе. Ребенок сможет эффективно контролировать мыслительный процесс и запоминать предложенный ему материал в максимально короткие сроки. Кроме того, дошкольники, в отличие от детей более старшего возраста, запоминают информацию механически, не выстраивая определенных связей, структурирующих материал.
Мнемотехника для малышей - как работает
Таким образом, еще одной приоритетной задачей развивающих занятий является усвоение ребенком элементарных логических закономерностей.
Занятия по развитию памяти необходимы ребенку, прежде всего потому, что в дошкольном периоде этот процесс формируется наиболее эффективно. Ребенок очень эффективно усваивает все, что в него вкладывает родитель и взрослым остается лишь должным образом направлять и структурировать его познавательную активность. Развитая память также является условием подготовки ребенка к школе. Не обладая способностью запоминать информацию, ребенок не будет должным образом воспринимать предлагаемый ему материал.
Определение - что такое память
Развивать память ребенка необходимо в процессе специально организованной деятельности и использую специальные методики. Они позволяют успешно развивать разнообразные виды и формы памяти, а также закреплять их и позволяя ребенку успешно применять их на практике.
Оценка возможностей памяти ребенка
Для того, чтобы отслеживать качество усвоения ребенком информации, предоставляемой ему на занятиях, а также вовремя заметить недостатки развития памяти, мнемические способности ребенка необходимо регулярно оценивать. В качестве основного критерия можно взять уровень развития кратковременной зрительной и слуховой памяти.
Процедура проверки проста: нужно просто попросить ребенка сразу воспроизвести предоставленную ему информацию (слова, картинки и т.д.).
Долговременная память оценивается по возможности ребенка вспоминать материал, который давался ему некоторое время назад. Однако не стоит забывать, что из-за тех или иных индивидуальных особенностей, дети могут отличаться неодинаковым уровнем развития различных видов памяти. Например, легко пересказывать сюжеты сказок и мультфильмов, не воспринимая при этом бытовые указания и т.д.
Карточный способ мониторинга памяти у ребенка
Нарушения памяти у дошкольников
Учитывая то, что развитие процессов памяти у детей дошкольников тесно связано со всеми познавательными процессами, нарушение ее развития могут негативно сказаться на интеллектуальном развитии ребенка в целом. А также существенно затруднит его будущее обучение. Например, плохо развитая кратковременная память лишает ребенка возможности как следует запоминать материал уроков и реагировать на просьбы учителя. Низкий уровень развития зрительной памяти тормозит развитие навыков письма и чтения. Все это неизбежно приводит к тому, что успеваемость ребенка падает, а окружающие воспринимают это как проявления лени, отсутствия учебно-познавательного интереса и т.д. Дети, не способные освоить школьную программу, чаще других нарушают дисциплину и испытывают трудности во взаимоотношениях с учителями и сверстниками.
Дети с нарушением памяти чаще всего показывают девиантное поведение
Дидактические игры для развития памяти
Для того, чтобы успешно развивать у ребенка произвольное запоминание, можно с успехом использовать всевозможные дидактические игры. Для того, чтобы их результат был эффективен, игра должна отвечать следующим условиям:
- Содержание игры должно вызывать у ребенка определенные эмоции и чувства. Не стоит запоминать о том, что яркость, новизна раздражителей по-прежнему играют немаловажную роль в этом процессе.
- Запоминаемый материал необходимо тщательно структурировать для детей. В нем должны прослеживаться простые и доступные для ребенка логические связи.
- Залогом правильного запоминания является сформированная мотивация. Ребенок должен достаточно четко понимать, для чего именно ему нужен запоминаемый материал и как именно он сможет использовать его в будущем.
- Для того чтобы убеждаться в том, что ребенок действительно усвоил предложенный материал, нужно периодически проверять результаты запоминания.
Виды памяти у детей
Упражнения на развитие кратко- и долговременной памяти, должны учить ребенка находить сходства и различия предметов, выстраивать ассоциации, находить причинно-следственные связи, находить отличительные особенности каждого объекта окружающего его мира. Также необходимо уделять внимание развитию всех видов этого процесса.
- Для того, чтобы у ребенка развивалась кратковременная память, ему можно предлагать последовательно воспроизводить произнесенные слова, либо обозначить показанные ему картинки или игрушки.
- Для развития долговременной памяти полезно предлагать ребенку упорядочивать предметы или явления, искать между ними связи и запоминать их.
В первую очередь надо развивать ассоциативное мышление. Игра - Узнай эмоцию
Чтобы у ребенка могло активно формироваться логическое запоминание, необходимо также уделить внимание развитию также ассоциативному мышлению. Эти особенности позволят ребенку устанавливать связь между объектами по различным параметрам (чаще всего по смежности, сходству, различию, контрасту). Родителям необходимо предлагать ребенку самостоятельно находить сходства и различия между предметами, а также объяснять их опираясь, в частности, на формирующийся в этом периоде, личном опыте. Хорошим упражнением может стать подбор ассоциаций: выбрав любое слово, родитель предлагает ребенку построить ряд других слов, на его взгляд определенным образом связанных с ним. Очень желательно, чтобы ребенок объяснял построенные ими связи: помимо развития памяти это даст ребенку возможность развивать в себе нестандартное мышление, творческие навыки.
Подбор ассоциаций - основные принципы
Каждое использованное для детей упражнение лучше всего повторять с определенной периодичностью для того, чтобы информация закреплялась в памяти ребенка как можно прочнее. Со временем можно усложнять задания, предлагая ребенку решение все более сложных и разнообразных задач.
Другие аспекты развития памяти ребенка
К числу условий, необходимых для нормального развития памяти ребенка, относятся:
Правильное питание. Замечено что, если ребенок не будет получать достаточного количества витаминов и минералов, его интеллектуальное развитие, в частности – развитие процессов памяти, будет существенно заторможено. Для того, чтобы головной мозг ребенка получал нужные ему питательные вещества, в рационе обязательно должны присутствовать белковая пища, свежие фрукты и овощи, сахар в умеренном количестве.
Развивающие игры - основной способ развития памяти
Очень важно контролировать длительность и интенсивность интеллектуальной деятельности детей. Особенности дошкольников таковы, что они еще не отличаются усидчивостью; концентрация внимания быстро падает, качества усвоения материала сходит на нет. Оптимальная продолжительность занятия составляет 15-20 минут. После этого очень желательно переключить внимание ребенка, предложив ему другой вид деятельности.
Отвлечься от утомляющей интеллектуальной деятельности ребенку дошкольного возраста поможет физическая активность. Регулярные спортивные занятия, игры на свежем воздухе также способствуют налаживанию кровоснабжению мозга и служат профилактикой кислородного голодания.
Заключение
Подводя итоги кратко, отметим, что большинство психологов сходится во мнении: наиболее интенсивно процессы памяти развиваются именно в дошкольном возрасте. Поэтому родители должны уделить максимум внимания ее развитию и учитывать ее особенности. Правильно подобранные методы – это ключевой этап интеллектуального развития и его подготовки к школе. Развитие различных видов памяти детей дошкольного возраста – многоэтапный процесс, требующий учета всех особенностей детей.
Психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд.
Подчеркнем особенности памяти в раннем детстве:
Обогащается содержание представлений;
Возрастает объем и прочность сохранения материала;
Появляется новый процесс памяти - воспроизведение;
Бурное развитие получает словесная память.
§ 3. Развитие памяти в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах - восприятии и мышлении.
Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность. Так, ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, нередко более важные.
Поэтому представления, которые составляют основное содержание памяти дошкольника, нередко отрывочны. Запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно. Малыш «перескакивает» с одного признака предмета или компонента ситуации на другой.
В памяти он часто удерживает второстепенное, а существенное забывает. Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим формам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает систематизацию представлений.
Закрепляясь в слове, последние приобретают «картинность». Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представления.
На протяжении дошкольного возраста, как показала А. А. Люблинская, наблюдается переход:
От единичных представлений, полученных в процессе восприятия одного конкретного предмета, к оперированию обобщенными образами;
От «нелогичного», эмоционально нейтрального, часто смутного, расплывчатого образа, к котором нет основных частей, а есть только случайные, несущественные детали в неправильной их взаимосвязи, к образу, четко дифференцированному, логически осмысленному, вызывающему определенное отношение к нему ребенка;
От нерасчлененного, слитного статического образа к динамическому отображению, используемому старшими дошкольниками в разной деятельности;
Подробней на сайте pedlib.ru
Моторная память основывается в первый год жизни крохи. И выражается в условных рефлексах. Карапуз может запомнить движения и действия, особенно те, которые сопровождаются определенными эмоциями и результатами.
До двух лет формируется образная память. В этом возрасте основной особенностью ребенка является познание своих родственников, освоение ходьбы и др. Нервная система в этот период развивается активней, и к трём годам объемы запомненной информации увеличиваются.
Малыш овладевает логическим мышлением, что помогает ему запоминать сложные словосочетания, и словарный запас становится обширней.
Где-то до четырех лет в преимуществе развивается механическая память. Лучше всего запоминается то, с чем ребенок действует. Поэтому лучше отлаживается в памяти то, что заинтересовало или привлекло больше всего.
А чтение с взрослыми одних и тех же рассказов по кругу совсем не утомляет малышей.
Запоминать в непроизвольной форме - это доминирующая особенность развития памяти у детей дошкольного возраста. Но к пяти годам развивается уже произвольная память. И сохранение данных становится особенной деятельностью.
Ребенок может использовать специальные приемы, чтоб запомнить информацию, например, сопоставление с уже известным материалом, повторение и другие.
Презентация: "Пути и способы развития внимания у детей с ЗПР"
Развитие памяти у детей и их умственных способностей з ависит еще и от их питания. Особенности правильного рациона ведут к улучшению мозговой деятельности.
В рацион карапуза нужно включить бобовые, рыбу, семечки, цельнозервые культуры, овощи, растительные масла.
Память и внимание
Внимание – важная особенность сознания, характеризующаяся обработкой и фильтрацией информации. Оно постепенно развивается от непроизвольного (возникающее само по себе) к произвольному (требующего специальной концентрации) . Так, новорожденного привлечет яркий свет, который будет являться раздражителем, а ребенок постарше уже будет осознано сосредотачиваться на каких-либо явлениях или предметах.
В зависимости от эмоционально-психологического состояния и возраста способность активно сосредоточивать внимание будет различной, от 7 минут у 3-годовалых малышей до получаса у 7-летних. Особо неусидчивых деток часто называют гиперактивными. К таким детям необходимо найти особый подход.
Для того чтоб развить внимание и память у ребенка, родителям необходимо в первую очередь научится общаться с их чадом. А установив контакт, приступать к специальным упражнениям в виде увлекательных игр.
Презентация: "Развитие памяти и внимания, как условие успешного обучения в школе "
Упражнения, которые помогут сосредотачивать внимание, не нуждаются в особой подготовке . Их можно проводить в любом месте и любое время.
Например, можно показать предметы, цифры окружающие нас и помочь их детально описать. Такие занятия формируют осознанное восприятие и научат сосредотачивать внимание на замеченном предмете.
Упражнения на развитие памяти у детей дошкольного возраста помогут натренировать кратковременное запоминание увиденного или услышанного в нужной последовательности и количестве, а долговременное – в сравнении, группировании объектов либо явлений, нахождении отличий.
Важно развивать и ассоциативную память. Для того чтоб с легкостью можно было установить связь предметов, найти их сходство, контраст.
Развивающие игры для разных возрастов
Малыши трех-четырех лет очень неусидчивы, и необходимо несколько раз приглашать их позаниматься. Для наилучшего результата родителям необходимо находиться на одном уровне с малышом.
Установив контакт, можно рассмотреть с малышом красочные рисунки в книге, найти какие-либо элементы, находящиеся не на переднем плане, сопоставить предметы по цвету, форме, по парам. В этом возрасте стоит начать изучать цифры, к знакомству которых можно использовать свои пальчики, увлекательно перебирая и считая их. Занятия должны проводиться не более 10 минут с часовым интервалом на отдых.
Презентация: "Развитие памяти у детей младшего возраста"
Детям пяти-шести лет можно подобрать упражнения для развития определенного типа памяти, например:
- Для тренировки зрительного восприятия можно попросить ребенка самому описать иллюстрацию или то, что происходит вокруг либо сравнить, нарисованные на разных карточках, предметы. Необходимо дополнять его повествование и учить замечать все мелкие детали.
- Для тренировки двигательной памяти можно делать упражнения с движением частей тела, которые кроха должен повторить по порядку за взрослым, либо показать в зеркальном отражении.
- Осязательно запомнить информацию можно, если, например, пощупать с закрытыми глазами несколько разных предметов, а затем назвать их в нужной последовательности.
- Для развития ассоциативной памяти предлагают сопоставить названные слова с другими объектами.
Развитие памяти у ребенка 6-7 лет особенно актуально. Этот период связан с подготовкой к школе и требует внимательности, запоминания еще больших объемов информации.
Поэтому малыш должен уметь рассуждать, размышлять. Для этого необходимо учить небольшие стишки, пересказывать мультфильмы и сказки или придумывать свои истории. К играм типа «зеркальное отражение» можно добавить другие элементы, например, цифры, буквы, слова и повторять их в нужной последовательности.
Цифры в детской памяти
Родители, которые все время играют в обучающие и развивающие игры, дают много полезной информации, учат писать, считать, не задаются вопросом, когда именно знакомить кроху с цифрами. Применяя разные методики по раннему развитию малыша, распознавание этих символов не составит труда, но, чтоб понять числовое значение, нужно будет потрудиться и взрослым, и малым.
Особенностью запоминания цифр для ребенка является такое же обучение, как и заучивание любого предмета, букв, каких-нибудь элементов с картинки. Для изучения каждой цифры нужно проводить индивидуальные занятия.
Бытует мнение, что ребенок, умеющий считать, в особенности хорошо запоминает числа. Родителям остается провести немного забавных игр, которых насчитывается множество, для усвоения и лучшего запоминания цифр. Например, гуляя с крохой на улице можно посчитать всё вокруг от проехавших мимо машин до товаров на полках магазина.
Изучать цифры можно с помощью песенок, кубиков, надомных табличек. Их можно рисовать, учить стихи про счет.
Расклеить плакаты с изображением больших и красочных цифр в детской и называть каждую из них, ассоциируя с чем-нибудь.
Все эти способы помогут не только выучить числа, но и расширят фантазию и творческий потенциал, помогут размышлять логически.
Материалы для саморазвития и здоровья
Подробней на сайте TonusMozga.ru
Развитие памяти у детей
Ребенок дошкольного возраста, в отличие от школьников, подростков и взрослых, запоминает информацию механически. Сохранение в памяти детей дошкольного возраста увиденного, услышанного или тактильно ощутимого материала, а также знаний о предметах и понятиях происходит без использования специальных приемов запоминания и логического осмысления информации.
Так бывает до тех пор, пока ребенок под руководством родителей и педагогов не научится управлять собственной памятью. От того, насколько правильно шел процесс развития базовых психических функций дошкольника, будут зависеть дальнейшие успехи или, напротив, неудачи в обучении, а также состояние памяти.
Назад к статьям
Нарушение памяти
Нарушения памяти детей младшего школьного возраста может быть отдельным дефектом формирования психических функций или входить в целый их комплекс. Ребенок со слабой памятью обычно плохо осваивает школьную программу, нарушает дисциплину на уроках.
Нарушения кратковременной памяти приводят к тому, что школьники с трудом запоминают содержание урока и распоряжения педагога. Это может привести к серьезным проблемам с успеваемостью. Из-за нарушений памяти детей часто считают ленивыми или плохо мотивированными.
Проблемы со зрительной памятью у ребенка могут проявляться в плохом восприятии последовательности слов, медленном приобретении навыка чтения.
Как оценивают мнемонические способности детей
Как правило, способность к запоминанию оценивают по зрительной и/или слуховой кратковременной памяти, то есть по возможности немедленного воспроизведения ребенком только что полученной информации. Долговременную же оценивают по объему активного словаря ребенка и умению воспроизвести общие сведения.
Эти способности во многом зависят от воспитания и некоторых других факторов. Многие взрослые могут вспомнить случаи нарушений кратковременной памяти у дошкольников и младших школьников, когда они не могли пересказать, к примеру, содержание телефонного разговора. Некоторые дети, которые не способны запомнить самые простые распоряжения, отличаются гипертрофированной долговременной памятью: они могут помнить весьма отдаленные события с точностью до детали.
Возрастные особенности развития памяти у детей
От 0 до 1 года. Раньше всего у новорожденных формируется моторная память, которая находит выражение в первых условных рефлексах. В период от рождения до года, если не имело место нарушение развития, малыш запоминает выполняемые движения.
Лучше всего запоминаются действия, сопровождавшиеся определенным результатом и получавшие эмоциональное подкрепление.
От 1 года до 2 лет
Годовалый ребенок делает первые попытки узнавания близких взрослых (кроме родителей) . В этот период активно идет процесс развития нервной системы, благодаря чему увеличивается объем и прочность запоминания. Быстрому обогащению опыта ребенка способствует в особенности освоение ходьбы. На втором году жизни формируются основы образной памяти, поэтому первые осознанные воспоминания относятся именно к этому периоду детства.
От 2 до 4 лет
На этом этапе формирования мнемонических способностей доминирует механическое запоминание. Однако после 2 лет ребенок начинает осваивать основы логики, учится запоминать сложные слова. При этом у малыша сохраняются воспоминания, связанные с ранним детством.
В этот период при нормальном развитии ребенок усваивает основные двигательные навыки.
От 4 до 6 лет
Главной особенностью развития памяти у детей дошкольного возраста является непроизвольный характер запоминания. Этот процесс происходит вне зависимости от желания или волевого усилия ребенка.
Запоминание и припоминание осуществляются в рамках определенной деятельности и сильно зависят от ее особенностей. При отсутствии нарушений в развитии малыш 4-6 лет может запомнить то, на что он обратил внимание в процессе деятельности, что-то увлекательное, интересное, вызывающее сильные эмоции.
Упражнения на развитие памяти
Тренировка двигательной памяти
Это упражнение на развитие памяти в дошкольном возрасте предназначено для небольшой группы участников. Ведущий (ребенок или взрослый) становится «кукловодом».
Он проводит малыша, желающего принять участие в игре, с завязанными глазами по несложному маршруту, например, в пределах комнаты или детской площадки. «Кукловод» должен молчать и только придерживать ребенка за плечи. Последовательность действий может быть различной.
Например, «кукла» делает 3 шага вперед, приседает, 2 шага назад, встает на одну ногу и подпрыгивает. Затем с глаз ребенка снимают повязку и предлагают повторить только что проделанный путь, совершая те же движения.
Тренировка зрительной памяти
Чтобы выполнить это упражнение на развитие памяти у детей дошкольного возраста, потребуется 2 картинки: на одной должен быть изображен предмет, который хорошо знаком ребенку, а на другой – тот же объект, но с отсутствующими элементами. Сначала малышу показывают первую картинку и предлагают хорошо запомнить, что на ней изображено (на запоминание дается полминуты) . Затем ребенку демонстрируют вторую картинку и предлагают назвать отличия от первого изображения.
Тренировка слуховой и ассоциативной памяти
Занятие на развитие памяти у детей дошкольного возраста проходит в игровой форме. Взрослый называет разные слова, а ребенок должен мысленно представить образ, описать внешний вид, свойства, особенности или действия, которые можно совершить с названными предметами. Например, шампунь - душистый, скользкий, может щипать глаза.
Тренировка ассоциативного мышления
Взрослый называет слово, а ребенок перечисляет все возникшие у него ассоциации к этому понятию. Например, если названо слово «автомобиль», ребенок может назвать следующие ассоциации: дорога, колесо, водитель, руль и т. д. В этом упражнении на развитие памяти в дошкольном возрасте взрослый может помогать придумывать как можно больше слов.
Тренировка логического и ассоциативного мышления
Взрослый называет ребенку пару слов или показывает карточки, на которых записаны эти слова. Между двумя данными понятиями не должно быть очевидной логической связи. Примерами таких пар могут быть «кувшин-цветок», «ковер-чай», «балкон-велосипед», «рубашка-дождь».
Ребенку представить себе эти два предмета и подумать, что их может связывать. Малыш может рассказывать любые ассоциации, которые приходят ему на ум.
Например, для пары «рубашка-дождь» можно придумать такую историю: на прогулке мальчик попал под дождь, его рубашка и штанишки промокли, и дома мама повесила их сушить, а малышу дала сухую одежду. Ребенку можно дать альбом и карандаши и предложить нарисовать придуманную историю.
С препаратом Тенотен Детский Вы сможете быстрее развить память Вашего малыша
Читайте так же...
Развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста
Разделы: Работа сдошкольниками
Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей ребёнка - дошкольника, от развития которого строятся другие познавательные функции и качества личности (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. П. Нечаев, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов и др.) .
Память - когнитивный процесс, выполняющий функции запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения материала. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. В дошкольный период память по скорости развития опережает другие способности.
Дошкольный период - эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти.
Актуальность темы заключается в том, что в период дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития.
Раннее детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. Уже в младенчестве память выступает в своей элементарной форме запечатления и последующего узнавания жизненно важных для ребенка воздействий. На ранних этапах развития память включена в процесс восприятия, носит непреднамеренный, непроизвольный характер.
У детей раннего дошкольного возраста преобладает непроизвольная, зрительно-эмоциональная память.
У младших дошкольников единственная форма работы памяти - непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и, конечно же, не применяет для этого специальных приемов.
В старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала.
Считается, что с возрастом увеличивается скорость, с какой информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную , а также объем и время действия оперативной памяти. Установлено, что трехлетний ребенок может оперировать только одной единицей информации, находящейся в данный момент времени в оперативной памяти, а пятнадцатилетний – семью такими единицами.
При помощи механических повторений информации дети в старшем дошкольном возрасте могут её запоминать. У них появляются первые признаки смыслового запоминания.
В результате исследования развития памяти Истомина З. М. сделала следующие выводы: от младшего дошкольного возраста к старшему происходят заметные изменения памяти. Прежде всего, к концу дошкольного детства память выделяется в особую, независимо управляемую психическую функцию ребёнка, которую он может в той или иной степени контролировать.
В младшем и среднем дошкольном возрасте (3-4 года) запоминание и воспроизведение материала ещё входит в состав различных видов деятельности, осуществляется в основном непроизвольно. В старшем дошкольном возрасте благодаря постановке пред детьми специальных мнемических задач совершается переход к произвольной памяти.
Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа:
1 этап: формируется необходимая мотивация, т.е. желание что-либо запомнить или вспомнить.
2 этап: возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции. К концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.
На основе многочисленных экспериментов учёные пришли к выводу: памятью детей-дошкольников можно управлять, обучая специальным мнемическим приёмам классификации однородных объектов Л. М. Житникова, 1966, смысловому соотнесению З. М. Истомина, 1975, смысловой группировке.
Целью моей работы было:Изучение соотношения произвольного и непроизвольного запоминания у детей в разных возрастных группах.
- Выявление продуктивности разных видов запоминания на протяжении дошкольного возраста, а также соотношение показателей, полученных у одних и тех же детей при разных видах запоминания.
- Изучить, как дети разных возрастов справляются с задачей припомнить материал, с какого возраста начинают использовать способы запоминания и какие.
Анализ результатов показал:
- У младших дошкольников продуктивность непроизвольного и произвольного запоминания практически одинакова. Запоминание картинок младшими дошкольниками носило преимущественно непроизвольный характер. Мало детей использовали повторение и классификацию для запоминания.
- Детей среднего и старшего дошкольного возраста мнемическая задача побуждала более внимательно рассматривать картинки, называть их и повторно воспринимать. В облегченных же условиях классификацию выполняли большая половина средних и почти все старшие дошкольники. Использование классификации в мнемических целях вызывало у средних дошкольников особенно большие трудности. Некоторые дети могли производить частичную группировку картинок, но не умели подчинять классификацию целям запоминания.
- У большинства детей подготовительной группы задача запомнить вызывала более сложную и разнообразную мнемическую активность: планомерное повторение, проверку запоминания воспроизведением. Дети этого возраста обнаружили и значительно большие возможности в выполнении классификации в познавательных целях, а некоторые из них применяли классификацию и в целях запоминания.
Полученные результаты подтвердили: память дошкольников постепенно совершенствуется от года к году, но существенные различия могут быть между младшим дошкольным возрастом и старшим дошкольным возрастом, поскольку лишь к концу дошкольного возраста память детей претерпевает значительные изменения, приобретая элементы произвольности, долговременности.
Предлагаю, разработанные мною методические рекомендации для воспитателей и родителей по развитию памяти у дошкольников:
- Развитию памяти дошкольника способствует игра. Игра основная деятельность дошкольника. Именно в игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. Игра будет являться средством развития умственных способностей: мышления, воображения, памяти, внимания. Взрослый должен умело руководить игрой, он воздействует на все стороны развития личности ребенка: па чувства, сознание, поведение. В игре ребенок приобретает знания, умения, навыки, необходимые для дальнейшего обучения в школе.
- Много игр направленно на развитие памяти, которая постепенно становится произвольной. Каждая игра - это общение ребенка с взрослым, с другими детьми, это школа сотрудничества.
- В играх по развитию памяти акцепт сделай на обучение планированию и последовательному выполнению намеченного плана, на развитие целенаправленных и произвольных форм поведения. В развитии мышления и памяти большую роль играет речь, поэтому очень много игр словесных.
- Одним из средств развития произвольной памяти является дидактическая игра, поскольку детям легче усвоить задачу, запомнить опосредованную игровым мотивом. Дидактические игры, направлены на развитие произвольной образной памяти, отмеченной следующим требованиям:
- процесс запоминания должен начинаться со специального организационного восприятия, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта, как цвет, форма, величина, пространственное расположение объекта и объектов, относительно друг друга их количества и т.д.
- процесс запоминания должен опираться на мысленные операции: анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств объекта.
- должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, заключающееся в изменении количественных (уменьшение времени экспозиции, узнавания или воспроизведения) и качественных (усложнение содержания, увеличение деталей у запоминаемых объектов) показателей материала игры, ее правил, а следовательно и самих показателей запоминания.
- в процессе игры необходимо обеспечивать рациональное сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей.
- необходимо обеспечивать развитие самоконтроля, состоящего в проверке результатов запоминания и анализе ошибок.
- игра должна способствовать развитию произвольной памяти и поэтому строится с учетом выделенных этапов этого процесса
Предлагаю для воспитателей и родителей коррекционные и развивающие упражнения, игры на развитие памяти и приемы, помогающие запоминанию. В приложении приведены игры, задания и упражнения, рекомендованные для развития памяти дошкольников 3-4-5-6 лет.
Литература:
- Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Дошкольное воспитание. 1979 -№ 5. С.36-39.
- Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., 1978.
- Ильина М. Н., Головнева Н. Я. Тесты для детей. М., 1998.
- Истомина З. М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. М., 1967.
- Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1994.
- Симонова Л. Ф. Память. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2001, с.143.
- Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997.
- Эльконин Д. Б. Детская психология. М.1960, С 21-30, 138-187.
Характеристика памяти как психического познавательного процесса
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Средства организации и развития внимания
1. Позиция взрослого (особенно в младенчестве, когда совместные со взрослым действия поддерживают внимание малыша на предмете, к которому он потерял интерес).
2. Режим дня (создает опорные точки в жизни детей, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания).
3. Непроизвольное внимание поддерживается положительными эмоциональными переживаниями.
4. Чтение сказок, рассказов.
5. Занятия в ДОУ.
Принципы организации занятий с детьми
1. Учет возрастных возможностей и особенностей детей (чем младше дети, тем меньше занятия длятся по времени).
2. Опора на непроизвольное внимание.
3. Смена видов деятельности для сохранения внимания.
4. Занятия не должны быть интенсивными, т.к. не последующем занятии дети могут быть перевозбуждены или утомлены.
Таким образом, развитие произвольного внимания – важнейшая задача ДОУ, т.к. в дальнейшем оно обеспечивает успешность обучения ребенка в школе, будет способствовать выполнению указаний учителя и контролировать себя.
СИТУАЦИЯ. Мама решила восполнить недостаточность времени в течение недели, компенсировать воскресеньем: посетить с сыном Мишей кукольный театр, поиграть вместе в компьютерные игры, сходить в гости к родным, посмотреть вместе телепередачу.
· Дайте психологический анализ действий мамы.
1. Характеристика памяти как психического познавательного процесса
2. Основные особенности развития памяти в дошкольном возрасте
3. Средства развития памяти
Память – это готовность человеческого мозга к восприятию, запечатлению окружающей действительности, хранению, воспроизведению и забыванию информации.
Память занимает особое место в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание действительности.
Память является основой любого научения и предпосылкой творческой деятельности. Память как психический процесс не дана ребенку от рождения. Она складывается по мере созревания мозга под влиянием окружающей жизни, воспитания и обучения.
Виды памяти:
Образная - словесная
Эмоциональная - логическая
Двигательная - механическая
По длительности сохранения материала: По сознательно поставленной цели запоминания:
Долговременная - непроизвольная
Кратковременная - произвольная
Младенчество
· Сразу после рождения на ребенка начинают действовать различные раздражители и приступает к функционированию образная память (в элементарной форме). На первом месяце жизни у ребенка появляется однотипная реакция на повторяющийся раздражитель. Таким образом, память выступает в простейших формах: узнавание и запечатление. С первых дней мозг ребенка способен улавливать разницу в раздражителях, дифференцировать и запечатлевать ее в памяти.
· Память младенца функционирует «внутри» ощущений и восприятия. Память проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания; характеризуется недлительным сохранением.
· Узнавание происходит по одному, несущественному признаку. К концу года происходит отделение памяти от восприятия и создается возможность воспроизводить предмет в его отсутствие.
· Материал фиксируется ребенком непроизвольно, т.к. память не является самостоятельным психическим процессом. Если ребенка кормят, купают, укладывают спать в одно и то же время, постепенно формируется рефлекс и ребенок начинает «готовиться».
· Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу первого года складываются предпосылки для развития словесной памяти (ребенок постепенно начинает связывать предмет со словом, запоминает его название).
По мере овладения ходьбой и речью происходит быстрое развитие памяти, т.к. ребенку становится доступным большое количество предметов и расширяется взаимодействие с окружающим миром.
· Образ памяти более гибок и подвижен, т.к. формируются представления об объектах, действиях.
· Память выделяется из процесса восприятия, зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие, удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием.
· К 3-м годам увеличивается объем и прочность памяти.
· Бурное развитие получает словесная память за счет увеличения словарного запаса.
· Ребенок лучше запоминает в игре, практической деятельности и то, что производит глубокое эмоциональное впечатление.
Дошкольный возраст
На протяжении дошкольного периода в памяти происходят существенные изменения: расширение кругозора, стремление овладеть знаниями, умениями, навыками – все это приводит к изменениям памяти ребенка. По Л.С.Выготскому, дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития памяти, т.к. в этом возрасте память выступает доминирующей психической функцией
Характерные особенности памяти дошкольников
1) бесситемность
2) слитность
3) клочкообразность
· Память ребенка носит непроизвольный характер. Главным видом является образная память. В связи с особенностями восприятия (глобальность) и мышления (отрывочность представлений) запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно (ребенок перескакивает с одного признака предмета на другой; забывает главное).
· На 4-м году память носит непреднамеренный характер. Ребенок не умеет ставить задачу на запоминание и не владеет способами. Ребенок лучше запоминает то, с чем он действует. Большое значение при этом играет речь, т.к. включение слова в деятельность изменяет восприятие предмета и происходит запоминание цвета, формы, величины. Дети с удовольствием слушают много раз одни и те же сказки, рассказы.
· Память ребенка носит непроизвольный, избирательный характер, т.е. лучше запоминается то, что интересно, привлекательно. Содержанием детской памяти выступают предметы, действия людей, игрушки и т.д. неожиданность появления и новизна игрушки, сюрпризный момент, используемый педагогом, оставляет глубокий след в памяти ребенка.
· Важнейшие изменения в памяти дошкольников происходят около 4-х лет. Структура мнемической деятельности (деятельности запоминания) меняется: памяти приобретает элементы произвольности (т.е. непроизвольное запоминание перерастает в сложную, регулируемую деятельность). Запоминание превращается в особую деятельность, которая подчиняется цели – запомнить. Это связано с возрастанием регулирующей роли речи, появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия определенным целям. З.И.Истомина отмечает, что в сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности впервые появляются симптомы произвольного запоминания и воспроизведения.
· Развитие произвольной памяти начинается с выделения ребенком специальных мнемических задач на запоминание, т.е. когда ребенок сталкивается с такими условиями, в которых ему необходимо что-то запомнить. В таких ситуациях появляется мотив на достижение результата. Ребенок начинает использовать некоторые приемы запоминания (на 5-м году): повторение, логическое запоминание по смыслу, классификация, соотнесение с ранее известным.
· Механическое запоминание бессмысленного материала происходит у ребенка наиболее легко, за счет того, что ребенка привлекает звуковая сторона материала.
· Эйдетизм – особенность памяти дошкольников, очень точное запоминание всех деталей в той ситуации, в которой находился ребенок.
· У ребенка значительно изменяется содержание двигательной памяти (движения становятся сложными, включают несколько компонентов). Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно-двигательного образа.
· Явление реминисценции – запоминаемый материал воспроизводится дошкольниками через 3-5 дней значительно лучше; вспоминаются те детали, которые вначале были забыты.
· Словесная память интенсивно развивается в процессе активного освоения речи, при слушании и воспроизведении литературных произведений, общении.
· У ребенка появляются личные воспоминания, в которых отражаются существенные события из жизни ребенка, успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослым и сверстниками. Таким образом, развитие памяти включается в развитие личности.