Лекции методика марии монтессори. Особенности педагогической теории Марии Монтессори
Ожидая появления на свет своего малыша, многие современные родители заранее задумываются над тем, как правильно воспитать ребенка. Представлено много методик, систем по воспитанию детей. Одна из самых востребованных методик — это система, разработанная Марией Монтессори, предложившей новый подход к воспитанию детей.
Родители хотят, чтобы их кроха вырос умным, интеллектуально развитым и уверенным человеком, способным ставить цели и добиваться их. Цель метода Монтессори — воспитание, развитие самостоятельной, свободной личности, которая не только способна принять решение, но и готова нести ответственность за свой выбор.
Многие взрослые уверены — их дети гениальны и талантливы. Чтобы гениальность крохи себя проявила, родители записывают детей во всевозможные кружки, секции. Дети, как губка впитывают новые знания, умения, чем радуют своих родных людей.
Однако, нередко родители сталкиваются с явным нежеланием маленького человечка учиться. Мама длительное время пытается заставить кроху заниматься, но безрезультатно. Причина — взрослые не принимают во внимание главный принцип воспитания ребенка, как личности.
Этот принцип выделила и обосновала не только теоретическими выкладками, но и доказала на практике одна из известнейших женщин педагогов Мария Монтессори. Хотя этому методу более 100 лет, основные положения системы, принципы, выработанные Марией, актуальны до сих пор. Многие современные методики берут за основу метод Монтессори, адаптируют его к современным требованиям.
Данный метод широко применяется во многих дошкольных учреждениях, кроме того, создаются специальные группы, где дети развиваются по методу Монтессори. При желании и возможности, родители могут пользоваться этой методикой и в домашних условиях. Оптимальным возрастом, когда маленький человечек способен активно обучаться по системе, считается возраст от 3-х лет.
Основа метода Монтессори
«Помоги мне сделать это самому!» — это принцип, на котором основана методика Монтессори. Наблюдая за маленькими детьми, Мария Монтессори пришла к умозаключению: крохи не нуждаются в активном навязывании им взрослыми людьми готовыми представлениями об окружающем мире.
Маленький человечек сам стремится к знаниям. Природа заложила в детей желание трудиться, а также развиваться. Детишкам надо помогать проявить себя, свои желания, а не навязывать готовые решения. Ребенка не надо обучать, можно только подсказать, если кроха обратится за помощью.
Не использовать наказание, принуждение или поощрение для детей. Каждый малыш индивидуален, поэтому недопустимо сравнивать непосед, устраивать между ребятней соревнования, кто лучше. Сравнение крохи с другим малышом, может травмировать психику не уверенного в себе карапуза, сформировать чувство неполноценности.
Малыши любознательны, им хочется все потрогать ручками, собрать башню из кубиков, разломать машинку, чтобы посмотреть, что внутри. Любознательность, активность маленьких непосед свидетельствует об их желании познавать окружающий мир, получать новые знания.
Любой карапуз мечтает скорее стать взрослым, это желание служит стимулом к учебе, а также получению нового жизненного опыта. Взрослые должны выступать в роли наблюдателей. Помогать ребятне только в случае необходимости. Не навязывать свои суждения малышам.
Нельзя торопить кроху. Маленький человечек сам вправе решать каким делом заниматься, сколько потратить времени. Дети устанавливают тот ритм занятий, который для них самый оптимальный, эффективный темп занятий. Кроха сам выбирает направление своего развития. Самостоятельно организует рабочее место, может изменить без помощи взрослых обстановку.
Монтессори методика раннего развития ребенка используется для развития здоровых детишек, а также для малышей с отставанием в развитии. Система Монтессори позволяет особым детям развиваться интеллектуально, догнать в развитии здоровых ребятишек.
Принципы системы
Система Монтессори основана на следующих принципах:
- создание специальной, развивающей среды, которая предоставит крохе условия для развития;
- предоставление полной самостоятельности крохе;
- помощь от взрослых, только по просьбе малышей.
Принципы методики не означают анархию и вседозволенность. Непоседы обязаны соблюдать некоторые правила:
- кроха самостоятельно делает всё, что в его силах без помощи взрослых. Например, передвинуть стул, достать с полки книжку с картинками. Это придает крохе уверенность, формирует независимость.;
- маленькие человечки обязаны вести себя тихо, не мешать другим детишкам заниматься. Если карапуз хочет попрыгать, побегать — для этого есть зоны для расслабления;
- рабочее место необходимо привести в порядок: помыть, сложить игрушки, которыми играли. Убрать все принадлежности для занятий на место. Таким образом воспитывается уважение к другим людям;
- кто первым взял куклу, машинку, краски или другое пособие, тот и занимается. Нельзя отнимать предмет, который выбрал другой несмышленыш. Кроха начинает понимать, что такое личные границы и границы другой личности.
Соблюдение правил — это не принуждение, это создание стабильности в жизни малыша. Ребенку необходимо чувствовать себя уверенно, чему способствуют правила и их соблюдение.
Развивающая среда
Чтобы принципы системы работали с полной отдачей, необходимо создать специально подготовленную развивающую среду. Развивающую среду принято делить на несколько основных зон, каждая из которых выполняет свою функцию.
Для развивающей среды подбирается просторное, хорошо освещенное помещение. Главное требование — как можно больше солнечного света. Мебель, оборудование должны соответствовать росту, а также возрасту ребятни. В группах занимаются дети разного возраста, значит, должны быть стульчики и столы, удобные для всех.
Любой малыш в группе должен иметь возможность выбрать себе место где заниматься, самостоятельно принести стул, подвинуть стол, взять с полки необходимые принадлежности.
При работе с детьми, используя принципы методики, необходимо окружить малыша предметами, с которыми он сталкивается повседневно: стеклянные вазы, керамическая чашка, тарелка, хрупкие вещи. Несмышленыш должен сам научиться обращаться с предметами, которые могут легко разбиться. Обязательно наличие цветов и растений в кашпо, которые стоят в доступном для чада месте и на доступной высоте.
Мебель, предметы интерьера должны быть сделаны из натуральных материалов. Цветовое решение — спокойные тона, не раздражающие, не отвлекающие несмышленышей от занятий.
Каждый предмет, представленный в развивающей среде, должен быть в единственном экземпляре. Это одно из условий успешности работы системы. Дети научатся ценить мнение, выбор окружающих, смогут понять важность потребностей других людей. Ребятне придется договариваться друг с другом, идти на компромиссы. Учиться терпению — ждать когда освободится игрушка, чтобы поиграть.
Дети должны получить возможность свободно пользоваться водой. Самостоятельно набирать воду в стаканчик, для рисования. Наполнять лейку, чтобы полить цветы. Мыть после завершения занятий подсобные материалы: игрушки, мячики, кубики. Для этого в помещении должны быть размещены раковины на доступной для несмышленыша высоте.
Разделение развивающей среды на зоны
Еще одна важная деталь развивающей среды — это деление пространства на специальные зоны: практическая, сенсорная, языковая, математическая, а также зона космоса. Для выплескивания эмоций, выхода скопившейся энергии выделяются зоны расслабления или гимнастические зоны.
Практическая или бытовая зона
Ребятня получает в этой зоне навыки, умения полезные в практической жизни. В этой зоне представлены материалы, которые помогут крохе научиться простейшим бытовым навыкам. Малыши могут взять совочек, щетку, чтобы подмести пол. С помощью специальных рамок из дерева, где расположены множество пуговичек, шнурков, липучек, шнуровка, бантики, ремешки, маленький человечек учится застегивать, расстегивать пуговицы на одежде, шнуровать обувь.
В зоне есть терка для овощей, ножик — непоседа может самостоятельно помыть фрукты или овощи, после чего нарезать салат. Дети учатся ухаживать за цветами, животными. На полках стоит несколько видов сосудов, чтобы можно было набрать воду, полить цветы. Для ухода за обувью, ее чистки предусмотрено наличие губки, замшевой салфетки.
Используются в бытовой зоне различные наклейки на полу. Карапуз несет в руке стакан с водой, пытается при этом пройти точно по наклеенной линии. Такое упражнение развивает координацию, кроха учится ходить аккуратно, спокойно. В практической зоне у детей формируются навыки общения: поздороваться, помочь друг другу. Например, ты держи совочек, я щеткой подмету мусор.
Пособиями в практической зоне могут быть любые бытовые вещи, используемые в обычной жизни. Скатерть, салфетка, вазочка, кружка, ножик, даже шнур от утюга или телевизора. Требования, предъявляемые к предметам из бытовой зоны — это размер, вид, удобство для использования маленькими человечками самостоятельно, без привлечения взрослых.
Сенсорная
Предметы, представленные в сенсорной зоне, способствуют развитию мелкой моторики непосед. Некоторые виды материалов помогают развивать органы чувств. Использование материалов из сенсорной зоны, занятия с ними готовят маленьких человечков к освоению школьной программы.
Все предметы на полочках отличаются цветом, размером, запахом, весом. Сделаны эти предметы из разных материалов, чтобы при использовании вещей у малыша развивались тактильные ощущения, развивалась моторика пальчиков. При использовании предметов в сенсорной зоне будет происходить запоминание особенностей, используемых материалов, у несмышленыша улучшится внимание, память.
Для создания условий развития крохи используют следующие материалы:
Создавая дома такую зону, родители могут использовать подручные средства: крупу, баночки, коробки из-под обуви, различные лоскуты ткани.
Языковая
Сенсорная и языковая зона дополняют друг друга. Развитие мелкой моторики помогает интеллектуальному развитию. Почти все материалы применяемые в сенсорной зоне, можно использовать и в языковой зоне развития. Дополнительно несмышленышам предлагаются фактурные буквы, выполненные или на шершавой бумаге, или сами буквы выделяются другим материалом.
Для того, чтобы вызвать интерес у непоседы, привлечь его внимание — на полках располагают множество детских книжек с картинками. Кубики с изображениями, красочные карточки детского лото, рамки для рисования и штриховки, фигурки, которые способствуют первому чтению — все эти материалы кроха легко может выбрать для занятий.
Под любым нарисованным предметом или животным, крупными буквами написано его название. Ребятне предлагается касса букв, слогов, азбука, прописи с рисунками и буквами. Печатные, прописные наборы букв. Взрослые по просьбе маленьких человечков читают сказки, организуют игры на описание, узнавание предметов. Контролируют правильное произношение слов.
Математическая
Играя в сенсорной зоне с коробочками, мячами, цилиндрами, кроха уже получает представление о геометрических фигурах. В математической зоне представлены те материалы, которые конкретизируют знания несмышленыша, позволяют крохе более легко освоить математику.
Цепочки из бусинок, числовые штанги, абак, цифры, как и буквы изготовленные из шероховатого материала, башни из разноцветных деталей, математические таблицы — все это помогает крохе знакомиться с миром математики, знакомят с числами и математическими действиями.
Занимаясь с геометрическим комодом, или используя конструктивные треугольники, кроха осваивает начала геометрии. Формируется усидчивость, развивается абстрактное мышление.
Зона космоса
Дошколята могут ознакомиться тут с окружающим миром. Представлено много справочной литературы: карты, детские красочные энциклопедии. Фигурки животных, фотографии, изображения различных природных явлений, других климатических зон. Календари, объемное изображение солнечной системы.
Все представленные материалы вызывают у непоседы желание узнать как можно больше об окружающей действительности. Стимулируют любознательность, ненавязчиво подталкивают к получению новых знаний.
Место для активных занятий
Такое место не предусматривалось в самой системе, но педагогическая наука не стоит на месте. Маленькие человечки не должны все время тихо сидеть, у непоседы должна быть возможность попрыгать, побегать, повеселиться. Обычно такую зону выделяют в центре помещения. Когда несмышленыш устал рисовать, строить башни, он может выплеснуть свою энергию, с мячиком или скакалкой.
Достоинства, недостатки системы Монтессори
Достоинство метода Монтессори суть самой системы — стимулирование детей к саморазвитию личности, создание стимулов к самообучению. Малыш развивается в том темпе, который ему удобен, его не принуждают к занятиям. Такое отношение вырабатывает чувство ответственности, самостоятельности. Непоседы в состоянии сами сделать свой выбор, умеют отвечать за свои поступки.
К недостаткам данного метода современные специалисты относят следующее:
- Практически не затрагивается эмоциональное развитие малыша. Творческие способности детей не воспитываются.
- Нет подвижных, командных игр. Отсутствуют любимые детишками ролевые игры. Доказано, что именно через игры, через свое участие в игровой деятельности малыши учатся общаться, формируется коммуникативность. Маленький человечек познает правила и нормы поведения в социуме.
- Для гиперактивных непосед, занятия по системе принесут пользу, приучат к усидчивости, уважению к окружающим, вырабатывается терпение. Однако, тихие, робкие крохи или малыши, склонные к аутизму, никогда не научатся проявлять активность, ведь такие несмышленыши не любят просить о помощи, рассказывать о своих неудачах.
- Демократичная, свободная атмосфера в монтессори классах и группах не приучает к дисциплине, которая требуется для занятий в школе. Дошколята начинают сталкиваться с большими трудностями, привыкая к новым порядкам.
Педагоги, воспитатели в настоящее время не используют классическую систему Монтессори. Время внесло свои требования, поправки. К положительно зарекомендованным достоинствам метода в настоящее время добавляются современные наработки.
Мария Монтессори разработала специальную программу работы с детьми, направленную на расширение кругозора дошкольников и привитие им бытовых навыков, которые безусловно потребуются в дальнейшей жизни. Упражнения по методике Монтессори малыши выполняют с большим удовольствием, ведь они полностью вовлечены в этот увлекательный процесс, проходящий в игровой форме.
Монтессори всегда подчеркивала значение стимулов для развития соответствующих органов чувств человека. Когда ребенок проходит в своем развитии через сенсорные периоды, крайне важно, чтобы в окружающей его среде он встречал соответствующее занятие. Например, если мы хотим развивать музыкальный слух - нам нужен как минимум музыкальный инструмент, а для развития цветового зрения абсолютно необходимы цветные карандаши и краски.
В классе, где дети занимаются по методике Монтессори, основная масса так называемых сенсорных материалов располагается рядом с зоной повседневной жизни. Как и бытовые упражнения, сенсорные занятия идут в русле основной последовательности обучающих шагов: от конкретного - к абстрактному, от развития руки - к развитию мозга, от двигательных и сенсорных упражнений - к , от действий - к умению выражать мысли.
В сенсорных упражнениях с материалами Монтессори нередко выделяется одно какое-то чувство с последующим усложнением взаимосвязанных обучающих материалов: например, изучение цвета может начинаться с трех основных цветов, постепенно мы перейдем к семи цветам радуги - к оттенкам основных цветов, к умению их сочетать и получать новые разновидности цветовых решений. Поэтому в наших занятиях с малышом по мере его взросления и освоения определенных умений мы всегда Можем перейти к новой деятельности на основе уже хорошо освоенной, включив свою фантазию и привлекая все новые и новые домашние дела.
Вспомните слова Марии Монтессори: «Наблюдайте за своим ребенком и идите навстречу его потребностям»!
Никогда не заставляйте ребенка делать то, что хотите вы, - он имеет право на свое мнение. Важно, чтобы он был свободен в изучении материала и мог творить самостоятельно.
На этой странице вы узнаете, как заниматься с детьми по системе Монтессори, чтобы привить им различные навыки.
Занятия с элементами программы Монтессори на развитие слуховой памяти
Проверьте, умеет ли он выделять отдельные звуки? Удается ли ему сортировать звуки по их характеристикам (высокий - низкий, короткий - длительный, звуки птиц - звуки насекомых и т. п.).
Упражнение Марии Монтессори «Звуковое лото» рекомендуется ваыполнять с детьми 3-4 лет.
Цель занятия - развитие слуховой памяти, умения сортировать по звуку.
Для этого занятии с детьми по методике Монтессори потребуется:
- несколько больших карт лото с изображениями различных предметов и животных, которые издают какие-то звуки (например, свинья, корова, самолет, поезд, пылесос, птичка, собака, кошка и т. д.). Можно использовать карты лото, купленные в магазине или сделанные вами;
- набор маленьких карточек с картинками, соответствующими изображениям на больших картах.
Как выполнять задание по программе Монтессори (число игроков ограничено числом больших карт лото):
- Раздайте большие карты детям и себе. Маленькие карточки должны лежать на столе рисунком вниз.
- Начните игру, выбрав одну маленькую карточку. Поверните ее лицевой стороной к себе и воспроизведите звук, характерный для изображенного на ней животного или предмета.
- Попросите ребенка догадаться, что это такое. Если он угадал, он может взять карточку и закрыть ею соответствующий рисунок на своей большой карте лото.
- Затем ребенок тоже берет маленькую карточку из кучки и повторяет ваши действия. Вы отгадываете, но если на вашей большой карте нет соответствующего рисунка, верните карточку под низ горки из маленьких карточек.
Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на большой карте.
Контроль - зрительный (сопоставление рисунка со звуком).
Во время занятия по системе Монтессори удостоверьтесь, что ребенок знает названия предметов и животных. Для этого данную игру можно сначала использовать с целью ознакомления ребенка с разными предметами и животными и лишь затем - для изучения издаваемых ими звуков.
Кстати, изготовление вместе с ребенком больших и маленьких карточек в ходе подготовки к игре даст вам возможность повторить с ребенком названия всех изображенных на них зверей, птиц, машин и пр., а также познакомиться с новыми персонажами.
Расширение деятельности:
- Вы можете использовать вместо маленьких карточек миниатюрные копии машин, фигурки животных, птиц и т. п. В этом случае ребенок учится сопоставлять двухмерное и трехмерное изображения.
- Следующим шагом может стать переход к сортировке по признаку «живой - неживой», «двуногие - четвероногие», подсчет количества животных, птиц, предметов и т. п.
Упражнение для обучения детей азам математики по системе Монтессори
Проверьте, знает ли ребенок названия геометрических фигур? Умеет ли он их различать?
Упражнение « Плоские формы» для обучения азам математики по методу Монтессори рекомендовано для детей 3-4 лет.
Цель занятия - научить ребенка по внешнему виду и на ощупь распознавать геометрические фигуры. Это подготовит его к дальнейшим занятиям математикой.
Для этого урока по методу Монтессори потребуется три набора геометрических фигур:
- первый набор - с прямыми сторонами (квадрат, прямоугольник, треугольник);
- второй набор - с изогнутыми сторонами (круг, овал и др.);
- третий набор - со смешанными сторонами - прямыми и изогнутыми (полукруг и т. д.).
Каждый набор с одной стороны должен быть белым, а с другой - цветным, например, зеленый для первого набора, оранжевый - для второго и синий - для третьего.
Три дополнительных набора карточек, на которых нарисованы все геометрические фигуры, описанные выше.
В наборе № 1 геометрические фигуры полностью закрашены; в наборе № 2 они очерчены толстыми линиями, в наборе № 3 - тонкими.
Проводить такое занятие с детьми по системе Монтессори можно в трех вариантах.
Вариант 1 - ознакомление с геометрическими фигурами (используем трехпериодный урок Монтессори).
- Показываем малышу две разные фигуры, максимально отличающиеся по форме: «Это - круг», «Это - квадрат». Обязательно обводим контур указательным и средним пальцами и предлагаем ребенку повторить наши действия.
- Обращаясь к ребенку, просим его: «Дай мне квадрат», «Дай мне круг» (как правило, сначала просим дать ту фигуру, которую показывали последней).
- Если ребенок правильно выполняет наше задание, спрашиваем его: «Что это?»
Вполне возможно, что малыш готов к дальнейшей работе, и мы можем дополнить число изучаемых фигур третьей и четвертой фигурами.
Но если ребенок сбивается, не стоит настаивать и вернуться к этой игре через некоторое время.
Вариант 2 - для детей, знающих названия основных геометрических фигур.
- Выложите все наборы геометрических фигур вперемешку на стол, белой стороной вверх.
- Попросите ребенка ощупать фигуры со всех сторон и разложить их на три группы.
- Когда он сделает это, переверните карточки. Если в каждой группе цвета одинаковые, значит, геометрические фигуры были рассортированы правильно.
Вариант 3 - для детей, уже умеющих раскладывать геометрические фигуры на ощупь.
Пусть ребенок возьмет первый дополнительный набор карточек с нарисованными на них геометрическими фигурами и рассортирует их на три группы согласно описанию - прямые стороны, изогнутые стороны, прямые и изогнутые стороны.
Для проверки правильности выполнения задания ребенок совмещает отдельные геометрические фигуры с нарисованными и контролирует себя по цвету их обратных сторон, переворачивая геометрические фигуры.
При желании во время занятия по методике Монтессори можно повторить эту игру со вторым и третьим дополнительным набором карточек.
Упражнение с материалом Марии Монтессори на развитие осязания
Проверьте, может ли ребенок на ощупь отличить ткани различного качества (шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и пр.).
Упражнение «Сенсорное лото» подходит для детей 4-5 лет.
Цель занятия по методике Монтессори обучение определению качества и формы, развитие осязания.
Что нам нужно:
- Четыре одинаковые большие игровые карты из картона, разделенные на восемь квадратов. На каждый из них наклеено по восемь кусочков одного материала определенного цвета (например, большая карта № 1 - красный велюр, большая карта № 2 - синий шелк, большая карта № 3 - зеленый хлопок, большая карта № 4 - желтая шерсть), отличающиеся друг от друга по форме (треугольник, круг, квадрат, овал, звезда, ромб, прямоугольник, трапеция).
- Тридцать две индивидуальные маленькие карточки. На каждой из них приклеено по одной геометрической фигуре из материала, соответствующего по качеству и цвету одному из использованных для оформления больших карт.
- Подобную игру можно купить. Чтобы сделать ее дома, вырежьте два одинаковых комплекта геометрических фигур из четырех сортов материала разного цвета, по восемь фигур каждого цвета. Всего получится 64 фигуры, отличающиеся друг от друга по качеству материата, цвету и форме. Наклейте по одному набору из восьми фигур одинакового цвета на каждую из четырех больших карт. Приклейте второй набор форм к 32 плотным индивидуальным карточкам.
Для детей более младшего возраста можно сделать одну большую игровую карту и один набор из восьми маленьких карточек, используя наждачную бумагу.
Как выполнять упражнение (для четырех человек):
- Каждый игрок выбирает большую карту. Соответствующие маленькие карточки располагаются перед нею лицевой стороной вниз.
- Одного игрока просят определить на ощупь фигуру на индивидуальной карточке, а затем найти соответствующую форму на большой карте. Чтобы ребенок не подглядывал, переверните карточку «вниз лицом» или завяжите ему глаза мягкой повязкой.
Контроль - зрительный (совпадение формы геометрических фигур).
Во время этого развивающего занятия по методу Монтессори надо быть уверенным в том, что ребенок знает названия геометрических фигур. Если вы сомневаетесь в его уровне знаний, используйте подготовку материалов к игре для ознакомления ребенка с геометрическими фигурами и закрепления его знаний.
Расширение деятельности:
Вариант 1
Попросите игроков показать на больших картах определенные геометрические формы или сосчитать количество фигур, например кружки или квадраты.
Вариант 2
Ребенок постарше может выбирать фигуры на ощупь из одной большой кучи маленьких карточек. В случае несовпадения цвета большой карты и маленьких карточек последние возвращаются в кучу, под низ.
Задание по методике Мнтессори на развитие зрительной памяти и мелкой моторики
Занятие с детьми «Вспоминайка» по методике Монтессори проводится с детьми 5-6 лет.
Цель упражнения - , а также тактильной чувствительности и координации движений мышц пальцев рук (мелкой моторики).
Для этого занятия по программе Марии Монтессори потребуется:
- Одна игровая доска с 48 отверстиями, прикрытыми дисками.
- Восемь «командных» карт, на каждой из которых изображены вперемешку два тематических набора из 24 разных предметов каждый - геометрических фигур и игрушек, цветовых комбинаций и музыкальных инструментов, узоров и транспортных средств, чисел и животных и т. д. «Командная» карта вдвигается под отверстия игровой доски по боковым пазам на нижней стороне доски.
- В случае если не удастся купить эту игру, попробуем сделать самостоятельно ее упрощенный вариант. Для этого будем использовать только большие карты, разбитые на 48 квадратов, с наклеенными на них 48 картинками по вышеописанному принципу. Закрывать картинки во время игры можно чистыми белыми маленькими карточками, которые станут впоследствии отмечать выигранные очки.
- Уровень трудности игры должен постоянно возрастать: одни карты пригодны для младших детей, другие - для шестилетних и более старших.
Как проводить занятие с элементами методики Монтессори (для двух и более человек):
- Выберите командную карту и введите ее в пазы на доске.
- Каждый игрок по очереди открывает два отверстия одновременно и рассматривает в них картинки.
- Если две картинки не соответствуют друг другу по теме, диски должны быть возвращены на места, ход переходит к другому игроку, а все остальные пытаются вспомнить расположение картинок.
- Если картинки образуют тематическую пару, игрок должен ее назвать. Затем он может отложить диски - это его набранные очки - и продолжает игру.
Как вы уже догадались, главная задача упражнения- постараться все время открывать картинки, образующие тематические пары (например, «одежда», «транспорт», «птицы» и т. д.), и таким образом набрать наибольшее количество очков.
Занимаемся с бумагой по методике Монтессори
Проверьте, умеет ли ребенок аккуратно отрывать кусочки бумаги? Может ли пользоваться ножницами, чтобы отрезать часть листа или вырезать какую-то понравившуюся картинку?
Это упражнение с бумагой по системе Монтессори проводится с детьми 3-4 лет.
Цель урока - улучшить контроль ребенка за мышцами пальцев рук, дать знания о формах и размерах, помочь в освоении терминологии и расширении словарного запаса.
Для такого занятия с детьми по системе Монтессори понадобятся:
- папиросная бумага,
- старые журналы и газеты,
- детские ножницы с закругленными концами.
Как заниматься:
- Покажите ребенку, как надо складывать газеты или отдельные страницы старых журналов двумя руками, затем - как надо потянуть и оторвать (используя «рабочую» руку- т. е. ту, которой он привык работать). Позвольте ему рвать газеты на кусочки столько, сколько ему хо-чется.
- Когда он освоит это занятие, покажите ему, как отрезать полоски и квадраты ножницами.
Зрительный контроль - аккуратные края у оторванной или отрезанной полоски бумаги.
Во время подобного развивающего обучения по методу Монтессори будьте уверены, что детские ножницы действительно могут резать бумагу (а не только мять и рвать, как это нередко случается!).
- Ребенок должен знать - ножницы острые.
- Газеты и старые журналы удобнее использовать, так как их бумага обычно очень тонкая и ребенок может с ней легко справиться.
- Ребенок должен уметь переносить ножницы, аккуратно подавать их другому человеку.
Расширение деятельности:
- Понадобится клей и более плотная бумага для наклеивания рисунков.
- После того как приготовлена внушительная стопка нарезанной бумаги, предложите ребенку нарисовать контур дома или дерева, а затем покажите, как наклеивать заранее заготовленные клочки оторванной или отрезанной бумаги. По мере тренировки картинки могут становиться более сложными по рисунку и форме.
Занятие аппликацией по методу Монтессори
Обучение детей выполнению аппликаций по системе Монтессори проводится с детьми 4-5 лет.
Выполняя коллаж своими руками, ребенок получает истинное удовольствие. Здесь полный простор для творчества, потому что разнообразие используемых материалов производит различный эффект.
Для этого занятия по методу М. Монтессори потребуются:
- Основные материалы - клей (желательно клей-карандаш), картон, плотная бумага, дерево, пробка, бумажные тарелки или большой кусок ткани.
- Набор сопутствующих материалов типа папиросной, декоративной или оберточной бумаги, тесьмы, шнуров, тканей (хлопчатобумажных, шерстяных и пр.). В действительности пригодно все, что вы собирались выбрасывать.
- Иногда нужны дополнительные скрепляющие материалы (клейкая лента - скотч, скрепки).
Как выполнять упражнение:
- Сначала пусть ребенок освоит наклеивание отдельных материалов на бумагу.
- Затем предложите ему нарисовать контур, скажем, птицы, или более сложную картинку типа сада или даже геометрический узор.
- Предложите ему заполнить середину картинки, наклеивая туда разные материалы (подбирая их по цвету и качеству материала).
Посмотрите видео «Уроки Монтессори», чтобы лучше понять, как заниматься с детьми по методике итальянского педагога:
Занятие шитьем с детьми по методике М. Монтессори в домашних условиях
Занятия шитьем по методике Монтессори в домашних условиях проводятся с детьми 5-6 лет.
Дети могут начать шить и ранее пяти лет. Подготовкой к шитью в возрасте трех лет может стать нанизывание больших пуговиц или бусин на прочную нить или леску соответствующего диаметра. Пятилетнему ребенку можно предложить шить, используя сильно разреженную ткань (например, канву).
Цель занятия шитьем по методу Монтессори – развитие моторики мелких мышц. Такая работа заставляет сосредоточиться и приносит большое удовлетворение.
Что потребуется:
- набор больших игл - не слишком тупых, так как это может затруднить шитье, и ребенок бросит его. (Кстати, родители, использующие метод Монтессори, не боятся давать детям острые иглы.):
- набор хлопчатобумажных и шелковых ниток:
- плотный материал типа фетра или льна.
Как выполнять такое задание по методике Монтессори:
- Сначала покажите ребенку, как класть простые стежки, позже - более сложные, типа «крестик», «вперед иголку», Как пришить пуговицу.
- Постарайтесь, чтобы ребенок изготовил предметы, необходимые вам в домашней работе, и всегда пользуйтесь его изделием у него на глазах.
Аппликация и работа с лоскутками - это тоже достаточно простые занятия с иглой, которые заинтересованный ребенок может легко освоить.
Занятие дома по системе Монтессори с плавающими и тонущими предметами
Проверьте, знает ли ребенок, что предметы можно сортировать по степени плавучести? Может ли он назвать предметы, которые плавают по поверхности воды, и предметы, которые тонут? Помогите ему узнать об этом на примере, скажем, фруктов, овощей или различных игрушек, поместив их в воду в ванне или в тазике.
Занятия дома по методу Монтессори с плавающими и тонущими предметами проводятся с детьми 3-4 лет.
Цель - помочь ребенку запомнить, какие предметы плавают, а какие - тонут.
Что такого упражнения по методу Монтессори понадобятся:
- Большой лист бумаги, на котором нарисован таз с водой, и набор картинок, изображающих предметы, которые можно было бы использовать в эксперименте.
Как выполнять задание:
- Попросите ребенка выбрать одну за другой картинки и расположить их сверху нарисованной воды или у дна таза в зависимости от того, что он знает о способности этих предметов плавать или тонуть.
- Если он что-то сделает неверно, покажите ему на примере настоящих предметов, плавают они или тонут, а затем сыграйте с этими же картинками на следующий день.
Перед началом такого занятия по программе Монтессори в домашних условиях убедитесь, что ребенок умеет работать с водой, защитите его от намокания специальным водонепроницаемым фартуком.
Расширение деятельности:
- Эта деятельность позволяет сортировать предметы по материалу, из которого они изготовлены (и заодно уточнять, что деревянные предметы обычно плавают, а металлические тонут). Далее эти же предметы можно пересчитывать, чтобы потом узнать, сколько из них утонуло (переходим к математике!)
Развивающее обучение по методу Монтессори: занятие по анатомии
Обучение азам анатомии по методике Монтессори проводится с детьми 4-5 лет.
Цель - помочь малышу побольше узнать о частях тела и о том, как они работают. Это вызовет интерес к работе его собственного тела.
Для этого упражнения с детьми по системе Монтессори потребуются:
- Очень большой лист картона - по размеру больше, чем наш ребенок.
- Несколько болтиков или других подобных вещей для скрепления вырезанных частей между собой.
- Бельевая резинка и ручка.
Как выполнять задание:
- Расскажите ребенку об основных частях человеческого тела. Затем спросите его, чем он может двигать, а чем - нет. Объясните ему, что такое сустав, и попросите его найти все суставы на руках, ногах, кистях рук, стопах и т. д.
- Обведите контур его тела и вместе с ним на рисунке отметьте, где на теле располагаются суставы.
- Разрежьте рисунок в местах расположения суставов, а затем опять соедините части вместе с помощью креплений и резинок.
- Когда это сделано, расскажите о его позвоночнике и свяжите это с игрой по классификации животных. Ребенок должен понять, что он тоже относится к позвоночным животным.
Как заниматься с водой по методике Монтессори
Опыты с водой на кухне проводятся с детьми 5-6 лет.
Ребенок будет свидетелем разных температурных воздействий на воду и действительно увидит, что вода может быть твердой, жидкой или газообразной. «Кухонные опыты» заставят его наблюдать и спрашивать, а именно это требуется при дальнейшем обучении в школе. Они также помогут понять круговорот воды в природе и его воздействие на изменение погоды, а это - шаг к постижению географии.
Для такого домашнего занятия по методу Монтессори потребуется:
- Восемь пустых банок, чтобы приготовить «термические банки Монтессори».
- Заполните две банки холодной водой, две - прохладной, две - теплой и две - горячей (но такой, чтобы не обжечься).
- Водный термометр.
- Чайник и форма для замораживания льда для второй стадии опыта.
- Рисунок, поясняющий круговорот воды в природе.
Как выполнять упражнение:
- На первой стадии ребенок знакомится с температурой. Попросите его закрыть глаза, пощупать банки и поставить их по парам, т. е. две рядом с холодной водой, две - с прохладной, две - с теплой и две - с горячей.
- Объясните ему, как вы изменяете температуру воды. Если у вас есть водный термометр, измерьте температуру воды попытайтесь определить температуру кипения и температуру замерзания воды.
- Покажите ребенку, как при нагревании чайника, когда вода достигает температуры кипения, она превращается в пар, который улетучивается, как газ. Убедитесь, что он твердо усвоил - пар всегда поднимается вверх и никогда не опускается вниз.
- Налейте немного воды в формочку для приготовления льда и заморозьте ее. Покажите ребенку, как вода превратилась в лед и стала твердой. Обсудите с ним температуру замерзания, при которой образовался лед.
- Продолжайте объяснять круговорот воды в природе, используя рисунок: каждый день солнце нагревает воду в реках и озерах, и часть воды испаряется (превращается в газ). Этот пар поднимается подобно пару над чайником. По мере подъема вверх он остывает и образует крохотные капельки воды, из которых формируются облака. Постепенно капельки увеличиваются в размерах и возвращаются на землю дождем. Когда достаточно холодно, дождь выпадает в виде снега или града. На земле круговорот воды начинается снова.
Занятия с детьми по системе Монтессори для ознакомления со здоровой пищей
«Пищевая игра» проводится с детьми 5-6 лет.
Цель игры - дать малышу знания об основных группах пищи, которая нужна человеку; сформировать понятие о здоровой пище.
Что потребуется:
- Большой лист бумаги.
- Картинки, изображающие разную пищу. Мы можем вырезать их из журналов или нарисовать вместе с ребенком.
- Двусторонняя прозрачная клейкая лента (скотч).
Как заниматься:
- Разделите лист бумаги на семь частей и озаглавьте каждую из них названиями разных групп пищи: фрукты и овощи, мясо, молоко и молочные продукты, хлеб, крупы, масло и сахар.
- Каждый раз, поев, обсудите, что вы ели, выберите соответствующую картинку и приклейте к вашей таблице.
- В конце дня вы можете обсудить вместе, что вы ели, и решить, что вам нужно еще на следующий день.
Расширение деятельности:
- Наша кухня - замечательное место для знакомства с математикой: о форме предмета и его площади ребенок узнает, подбирая крышку для нужной кастрюли.
- Измерение длины, веса, объема - все это легко сделать дома. Например, готовя пищу, можно с ребенком пересчитать, измерить и взвесить необходимые продукты-это его первый шаг к науке.
- Дети постарше могут готовить простые блюда самостоятельно от начала до конца. Они узнают разницу между весом и объемом, познакомятся с такими понятиями, как грамм, килограмм, литр и т. д.
- Положим мерную кружку или весы на стол перед глазами малыша, чтобы он четко видел шкалу, и позволим ему отмерять для нас ингредиенты. В результате пяти- и шестилетние дети легко сориентируются, если им надо добавить половину или треть к уже имеющемуся количеству.
- Знакомство малыша с вычитанием тоже произойдет без проблем, если мы намеренно положим слишком много продукта и попросим его отложить часть, чтобы было правильно.
Упражнение по системе Монтессори для подготовки ребенка к школе
Проверьте, знает ли ребенок основные понятия, относящиеся к теме «время»? Сопоставляет ли он понятия «утро», «день», «вечер» и «завтрак», «обед», «ужин»?
Это упражнение по системе Монтессори для можно выполнять начиная с 3-летнего возраста.
Цель - дальнейшее развитие чувства времени.
Что потребуется:
- Длинный лист бумаги, примерно 30 см шириной, разделенный на части вертикальными линиями. В каждой части напишем время - начиная, скажем, с 7.00 и, кончая временем, когда ребенок идет спать. Нарисуем еще и часы.
- Карандаши и фломастеры.
- Клей-карандаш или клейкая лента (скотч).
Как выполнять упражнение:
- Попросите ребенка нарисовать картинку, как он сам встает или завтракает утром. Поговорите с ним, что он будет делать после завтрака, и постепенно напомните ему, что после завтрака он идет в детский сад, играет в парке (в саду), обедает, идет домой, ходит в магазин за покупками, пьет чай, смотрит телевизор, читает сказки, моется, ужинает и ложится спать. Когда ребенок все это вспомнит, он может нарисовать нужные картинки.
- Приклейте эти картинки на вашем распорядке дня под соответствующим временем.
- Прикрепите распорядок дня в его комнате или там, где ребенок будет часто смотреть на него и вспоминать, что ему ещё надо сделать.
Постарайтесь отметить все основные моменты ежедневной жизни ребенка, чтобы он впоследствии мог сам себя контролировать.
Расширение деятельности:
Можно сделать стрелки из плотной бумаги (или картона) и прикрепить их к циферблату (например, маленьким стержнем) так, чтобы они могли вращаться и показывать определенное время.
Упражнение для детей на тему «Распорядок дня»
Упражнение на тему «Распорядок дня» можно выполнять с детьми 4-5 лет.
Этот вариант основной модели «Распорядок дня» поможет ребенку почувствовать связь между событиями в его жизни.
Часто в этом возрасте все, что уже произошло, отмечается как «вчера», а все, что будет, - как «завтра». Время является наиболее сложным понятием для ребенка. Чем больше вы будете экспериментировать и обсуждать, тем лучше.
Что потребуется:
- Большая полоса бумаги, разделенная на шесть частей.
- Хотя предполагается, что вы будете начинать работать с четырех-пятилетним ребенком, вы постепенно продолжите занятия с ним - значит, нужно шесть частей. Каждая часть представляет один год из жизни ребенка.
- Набор фотографий малыша - с момента рождения до настоящего времени.
- Клей или скотч.
Как выполнять задание:
- Выберите фотографии, которые ясно показывают малышу, как он изменился за прошедшие годы.
- Приколите или приклейте фотографии на «распорядке жизни» в соответствующем месте. Расскажите ребенку о нем самом, когда он был младенцем, и позвольте ему задавать вопросы.
Занятия с детьми на тему «Связь событий»
Упражнение « Изменение жилища человека» выполняется с детьми 5-6 лет.
Цель - помочь ребенку понять связь событий; заставить его думать об изменениях, которые происходят с течением времени, о причинах этих изменений.
Что потребуется:
- Длинная полоса бумаги - например, вполне подходят старые обои, разрезанные пополам. Разделите бумагу, по меньшей мере, на шесть или семь частей и обозначьте эти части столетиями и годами.
- Рисунки, изображающие соответствующие типы жилья: например, пещера, хижина, землянка, изба, топящаяся по-черному, древнеримская вилла, средневековый замок, кремль, боярский терем, здания эпохи классицизма, ранних 1900-х годов и современный дом. Можно использовать готовые рисунки или срисовать необходимое из книг.
- Клей или клейкая лента.
Как выполнять упражнение:
- Начните с разговора о вашем собственном доме и необходимых вещах. Например, мы все спим на кроватях, готовим пищу каждый день, умываемся.
- Покажите ребенку собранные вами картинки и спросите его, заметил ли он какие-либо различия между тем, как готовил пищу пещерный человек, и тем, как готовим ее мы. Очень важно, чтобы ребенок сам заметил сходство и различия.
- Теперь продолжайте разговор, почему они готовили пищу иначе, чем мы, и, возможно, вы коснетесь некоторых важных изобретений, которые делают современную жизнь такой комфортной и легкой. Например, жизнь резко изменилась после изобретения электричества. Впервые электрические лампочки были использованы в 1879 г., холодильники - в 1879 г электроутюги - в 1882 г., первая электроплита - в 1889 г. электротостер - в 1909 г., электрочайник - не позднее 1923 г. и электрическая посудомойка - в 1899 г.
Эта игра может быть связана с посещением музея, которое бы сделало все эти исторические события очень наглядными для ребенка.
Упражнение с детьми на развитие пространственного воображения и памяти
Проверьте, знает ли он, какие комнаты есть в вашем доме (квартире) и что вы можете увидеть в них.
Упражнение «План дома» можно выполнять с детьми 3-4 лет.
Цель - развитие пространственного воображения и памяти.
Что потребуется:
- Большой лист бумаги.
- Картинки, нарисованные ребенком или вырезанные из журналов, с изображением различной мебели, например кровати, кресла, стола, а также кухонной плиты, холодильника и т. д.
- Фломастеры или карандаши.
- Клей или клейкая лента.
Как выполнять задание:
- Нарисуйте план квартиры или дома (возможно, с сараем или гаражом). Выделите комнаты, как в вашем доме.
- Обсудите с ребенком, какие комнаты есть в вашем доме и что вы можете увидеть в них.
- Предложите ему нарисовать или выбрать картинки с мебелью для каждой комнаты и прикрепите их к схеме в нужной комнате.
Зрительный контроль - пройдя с ребенком по дому (квартире), вы должны найти все предметы, указанные ребенком на плане.
Обратите внимание на расширение словарного запаса ребенка при знакомстве с новыми для него названиями. Постарайтесь почаще так строить свой разговор с ним, чтобы он постоянно употреблял новые слова.
Расширение деятельности:
- Летом вы можете перейти к составлению плана дачи и дачного участка.
- Если вы побываете в гостях у родственников, повторите эту игру, нарисовав план их квартиры или дома, а при повторном визите проверив правильность выполнения задания.
Занятие на тему «Дом, в котором я живу»
Занятие на тему «Дом, в котором я живу» выполняется с детьми 4-5 лет.
Цель - помочь малышу получить представление, как живут другие люди.
Что потребуется:
- Набор картинок с изображением различных типов домов (таких как иглу, дом-лодка, деревенский дом в средней полосе России, хижина в тропиках и пр.) и их обитателей (эскимосов, индейцев, аборигенов Африки и др.).
- Подобный набор с изображением домов животных (например, гнездо птицы, муравейник и т. д.) и соответствующих животных.
- Все картинки должны быть размещены на карточках.
Как выполнять упражнение:
- Поговорите о разных типах домов. Опишите, из чего они сделаны, где их можно увидеть, как давно они могут быть построены, как они называются. Посмотрите, как много существует разных типов домов.
- Затем покажите ребенку изображения разных типов домов и людей. Попросите его определить, кто из людей живет в каком доме.
- Свяжите это с типами домов, в которых живут животные.
- Поиграйте с карточками, подбирая животных и людей к их домам.
Видео «Занятия по методу Монтессори» наглядно демонстрирует, как выполняются подобные упражнения:
Статья прочитана 6 009 раз(a).
Современные дошкольные учреждения в числе преимуществ, выгодно отличающих их от многочисленных конкурентов, перечисляют методику Монтессори. Кому-то это словосочетание знакомо, но большинству - совершенно ни о чем не говорит. Система была придумана еще в начале ХХ столетия итальянским врачом Марией Монтессори. Она особенно уже тем, что пережила своего автора и нашла множество последователей. Методика Монтессори оказалась неподвластной политическим режимам и времени. В чем же ее особенность?
Система обучения Монтессори основана на принципе свободы, который проявляется в игровой форме обучения и самостоятельных упражнениях ребенка. В основе методики лежит индивидуальный подход к каждому малышу. Взрослый человек – всего лишь его помощник.
Занятия по Монтессори проводятся в соответствии с индивидуально разработанным планом для каждого ученика в специально созданной обстановке. Для обучения используют разнообразные пособия, которые позволяют ребенку контролировать себя и анализировать свои ошибки. При этом воспитатель только направляет малыша.
Методика Монтессори для детей может применяться как в группах и детских садах, так и в домашнем обучении. Она позволяет ребенку проявить свои личные способности и потенциал. Обучение по Монтессори развивает творческие способности, логику, внимание, память и моторику. Очень много внимания в занятиях уделяется коллективным играм, в ходе которых у малыша развиваются навыки общения и самостоятельность. Характерной особенностью системы является то, что занятия проводятся в разновозрастных группах. При этом младшие детки нисколько не мешают старшим, а, наоборот, помогают им.
Автор системы считала, что каждый ребенок по своей природе умный и любознательный, но не всякий попадает в среду, которая помогает раскрыться его способностям. Поэтому задачей взрослого является помощь малышу в развитии, в самостоятельном познании мира, создание для этого подходящих условий. Методика Марии Монтессори предполагает принятие малыша таким, какой он есть. Самая главная задача взрослого – побудить ребенка к развитию и обучению.
Влияние методики на детей
Основное влияние методики на детей заключается в развитии самостоятельной, уверенной в своих возможностях личности. Дети Монтессори не воспринимают обучение как тяжелую обязанность, поскольку занятия проводятся без принуждения, критики или грубого вмешательства взрослого. Главный акцент в системе сосредоточен на том, какие потребности испытывает ребенок этой возрастной категории, на его способностях и уникальности каждого.
Обучение по методике Монтессори предполагает, что ребенок испытывает радость от процесса. Связано это с возможностью изучать то, что ему в данный момент интересно. Организация учебного процесса таким образом помогает ребенку расти уверенным в себе и усваивать увиденное с максимальной эффективностью.
Методика развития Монтессори позволяет ребенку быть самостоятельным, рано получать практические навыки. Даже малыш, обучающийся по этой системе, может одеться без помощи взрослого, накрыть на стол и т. д. Самостоятельность подкрепляется тем, что дети решают, что они хотят узнать сейчас и с кем они будут работать в данный момент. Главным лозунгом методики Монтессори является девиз «Помоги мне сделать это самому».
Основы обучения
- первый этап детства (от рождения до 6 лет);
- второй этап детства (от 6 до 12 лет);
- юность (от 12 до 18 лет).
Важнейшим этапом развития ребенка как личности является раннее детство. В этот период получает основное развитие душа ребенка. Если взрослый человек уже воспринимает окружающий мир, частично фильтруя его, то малыш впитывает впечатления, и они становятся частичкой его души. Возраст до 6 лет, согласно методике, является второй эмбриональной фазой развития.
Далее наступает этап лабильности, когда ребенок проходит фазу чувствительности. Он становится особенно восприимчив к некоторым процессам окружающего мира, например, к социальным аспектам, движению или речи. Занимаясь интересным делом, в этом возрасте ребенок уже способен к глубокой концентрации. То есть он постигает явление или процесс, вследствие чего формируется его интеллект и происходит развитие личности.
Важным этапом развития детей является усовершенствование чувств, для чего им необходимо все пощупать, потрогать или попробовать на вкус. На основании этого автор убеждена, что интеллект малыша развивается не благодаря абстракции, а с помощью органов чувств. Поэтому основу методики раннего развития Марии Монтессори составляет единство ощущения и познания.
В соответствии с этим методика Монтессори предполагает специальные учебные пособия и развивающие игры. Например, взяв в руки один шарик в блоке из сотни, малыш способен получить представление о единице и сотне задолго до того, как сможет абстрактно представить себе эти числа.
Занятие по методике Монтессори возможно только в условиях специально созданной среды, которая позволяет малышу постепенно становиться независимым от взрослых. Автор методики уверена в том, что атмосфера вокруг ребенка должна соответствовать его росту и пропорциям. Малыш должен иметь возможность выбрать место для занятия, передвинув самостоятельно стол и стул. Даже простую перестановку стульев Монтессори считает тренировкой моторики.
Обстановка, в которой формируется личность ребенка, должна быть по возможности эстетичной. Малышу с раннего детства следует научиться обращаться с хрупкими предметами, например, фарфором и стеклом. Такие вещи необходимо держать в доступности для ребенка.
Монтессори была убеждена, что важным биологическим принципом жизни человека является стремление ребенка к самостоятельности и независимости от взрослого. В процессе физического развития необходимо помочь достичь малышу духовной автономности. Взрослому отводится роль союзника, который создаст условия для этого, поможет развиваться стремлениям ребенка к познанию. В этом процессе учителем является сам ребенок.
При обучении необходимо учитывать, что нет двух одинаковых детей, каждый индивидуален. Поэтому планы обучения должны ориентироваться на конкретного ребенка.
Плюсы и минусы методики
Несмотря на множество преимуществ, система не получила повсеместного развития в мире. Связано это с тем, что методика Монтессори имеет как плюсы, так и минусы, которые кому-то подходят, а кому-то нет.
К плюсам можно отнести следующее :
- Автор методики – женщина. Женщина-врач, всей душой болеющая за своих воспитанников.
- Большой уклон сделан на то, что малыши впитывают ощущения и впечатления подобно губке. При этом важно не только видеть, слышать, но и пробовать, щупать. Именно на развитие мелкой моторики (бусинки, горошки, шнурки) направлена идея системы Монтессори. Доказано, что при развитии мелкой моторики крохи стимулируются и совершенствуются его психологическое развитие и речь. Конечно, такие занятия предполагают контроль безопасности ребенка взрослым, чтобы малыш не засунул мелкие предметы в ухо или нос.
- Занятия дают возможность маленькому человеку учиться самостоятельности, самообразовываться.
- Обучение детей по методике Монтессори позволяет приобрести уверенность в себе, поскольку полностью исключает порицание, наказание, критику или принуждение.
- Занятия имеют быстрые заметные результаты. Дети младшего дошкольного возраста часто умеют считать, писать и читать.
- Индивидуальное отношение к потребностям и возможностям ребенка.
- Отсутствие соревновательности в группах.
- Возможность выбора вида занятия по интересам.
Минусы:
- Система изначально рассчитана не на каждого ребенка, она создавалась для развития и адаптации умственно отсталых детей. Очень подвижному малышу будет непросто заниматься по системе Монтессори.
- Несмотря на то что методику адаптировали к потребностям нормального малыша, в дальнейшем у ребенка могут возникать сложности с принятием школьных порядков.
- К минусам системы некоторые относят разный возраст детей в группе. Это спорный момент. В семьях дети тоже бывают разного возраста, но это не мешает им развиваться, не мешая друг другу.
- В первоначальную систему Монтессори не включаются сказки, поскольку автор считала их неполезными, как и любое другое абстрактное обучение. Сейчас методика немного меняется, в некоторых группах сказки уже используются.
- Многие педагоги называют метод Монтессори искусственным, поскольку дети живут в своем микромире и зачастую оторваны от социальной реальности.
Методика в домашних условиях: организация зон и основные правила
Методика Монтессори в домашних условиях редко применяется. Связано это со сложностью создания всех необходимых зон дома. Целесообразнее выбрать несколько упражнений, которые позволят развить способности ребенка. При этом нужно использовать предметы, находящиеся под рукой.
Например, чтобы малыш усвоил понятие объема, можно показать ему два стакана – полный и пустой. Когда ребенок будет переливать жидкость из одной емкости в другую, у него формируется представление о наполнении стакана, об объеме и понятиях «больше» и «меньше».
Игры по Монтессори позволяют без труда развить мелкую моторику ребенка. Полезным станет раскладывание пуговиц по цветам или размерам. Чувство прекрасного в малыше разовьет уход за купленным для него комнатным цветком. При этом лучше выбирать цветущие растения. Как приятно будет ребенку, когда цветок, за которым он ухаживал, расцветет.
Раннее развитие детей по системе Монтессори в домашних условиях предполагает создание определенной среды, способствующей самопознанию. Необходимо устроить в комнате несколько специальных зон. В одной зоне нужно расположить игрушки.
Как таковых игрушек в прямом смысле этого слова система Монтессори не подразумевает. Это означает, что их основная функция – не развлечение, а развитие практических навыков. В начале обучения это достаточно простые предметы – пластмассовый утюжок, набор посуды. Играя с ними, ребенок получает навыки самообслуживания.
Позже понадобятся игрушки по методике Монтессори и специальные приспособления, с помощью которых малыш освоит основы счета, ознакомится с количеством, разовьют моторику и внимательность.
В другой зоне следует расположить материалы, позволяющие ребенку развить логическое мышление и фантазию.
Отдельно можно создать зону реальной жизни, в которой малыш будет учиться самостоятельно мыть, пересыпать, одеваться, рисовать и т. д.
Правила развития по Монтессори:
- Нельзя трогать малыша, если он сам не обращается к взрослому.
- Нельзя плохо отзываться о ребенке.
- Необходимо сосредоточиться на развитии положительных качеств в ребенке.
- Подготовка среды требует педантичности. Необходимо показывать ребенку, как правильно работать с материалом.
- Ни одно обращение ребенка к взрослому не должно оставаться без внимания.
- К ребенку, допустившему ошибку, следует относиться с уважением, у него есть возможность исправить ее. Но следует пресекать попытки неправильного применения материала или действия, которые опасны для здоровья и жизни малыша.
- Нельзя принуждать отдыхающего ребенка к действию. Следует уважать его наблюдения за работой других или размышления о том, как он собирается сделать это.
- Следует помогать тем, кто хочет работать, но не может выбрать занятие.
- В основе воспитания лежит милосердие, любовь, забота, тишина и сдержанность.
- Взрослый, общаясь с малышом, должен предлагать ему то лучшее, что есть в нем и у него.
С какого возраста ребенок может начинать занятия?
Возраст детей, с которыми можно заниматься по системе Монтессори, определен в соответствии с возрастными группами, которые выделила автор. Он может варьировать в разных школах и группах, но, как правило, возможны занятия с 8 месяцев.
Главное условие – ребенок должен уверенно сидеть, а еще лучше - ползать. Примерно к 3 годам детки могут заниматься без мам. Таким образом, система Монтессори подходит в любом возрасте.
Распространенные ошибки и заблуждения
На сегодняшний день, решаясь на обучение ребенка по методике Монтессори, можно порекомендовать родителям самостоятельно прочитать книгу Мари-Элен Пляс «60 занятий с ребенком по методике Монтессори». Известным современным пособием к родителям можно назвать книгу этого же автора «Учим буквы по методике Монтессори».
К сожалению, сегодня легко столкнуться с непрофессионализмом так называемых последователей Монтессори, которые на самом деле не знакомы с ее системой. Обучение детей такими педагогами может быть основано на плагиате других авторов.
Например, некоторые современные преподаватели, как скептически относящиеся к методике, так и, наоборот, увлеченные ею, указывают на то, что Монтессори на самом деле отрицала возможность обучения малыша до 3 лет. Создание групп для деток самого раннего возраста считают распространенным заблуждением, поскольку такие занятия не позволяют развиваться самостоятельности. Ведь присутствие мамы на занятиях исключает это понятие.
О системе Монтессори ходят многочисленные мифы :
- Методика создана только для умственно отсталых детей. Это заблуждение. Она была впоследствии адаптирована для абсолютно нормального ребенка.
- Цель методики – раннее образование. Это не так. Действительно, детки, занимающиеся по этой системе, рано читают и пишут. Но, только благодаря развитию способностей ребенка, самостоятельности, уверенности в себе.
- Методика может заменить программное образование. Это не так. Воспитанники системы Монтессори легко и успешно обучаются, рано начинают писать, читать и выполнять в уме сложные арифметические действия. Но эта система на сегодняшний день не заменяет общеобразовательные программы.
- Система создана искусственно, поэтому ребенок не сможет применить навыки вне ее. Это не так, малыш в ходе обучения приобретает главный навык – способность мыслить и действовать самостоятельно, который будет востребован в любых условиях.
- Речь детей, занимающихся по системе Монтессори, ограниченна, поскольку воспитатель на занятиях мало говорит. Это миф. Занятия подразумевают развитие речи, педагог достаточное время говорит с малышом.
Независимо от того, являются ли родители поклонниками методики Монтессори или нет, в воспитании ребенка немаловажным будет правило: если взрослые уважают и поощряют действия малыша, он обязательно вырастет самостоятельным и инициативным.
Полезное видео о методике Монтессори
Ответов
О педагогической системе Монтессори слышали многие. Что это такое, и как она применяется в детском саду, мы расскажем в этой статье.
Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952) впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста в 1907 году. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников.
«Что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?» - поразилась Мария Монтессори и решила, что ее система обучения могла бы быть полезна и обычным деткам. Сейчас эта педагогическая система – одна из наиболее популярных во многих странах мира. По ней работают многие детские сады, развивающие центры и даже школы, в том числе и в России. Чем же этот метод так привлекает педагогов и родителей?
Принцип системы Монтессори
Вот самый главный принцип системы Марии Монтессори: каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Полный способ пособий, которыми оснащаются группы, занимает не один десяток листов. Задача воспитателя помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие .
В большинстве материалов и заданий заложен принцип самокоррекции: ребенок сам видит свои ошибки, а не получает плохую оценку со стороны взрослого. «Помоги мне сделать самому» - вот принцип занятий системы Монтессори. При этом обучающее пространство состоит из пяти основных зон, о которых мы поговорим подробнее.
Личное пространство
В подготовительной среде ребенок знакомится с такими важными «взрослыми» понятиями, как. Например, категория пространства. И это происходит не только за счет осознания, что у каждого материала в группе есть свое место. Просто, когда малыш раскатывает коврик для работы, он обретает свое личное пространство, которое не может быть нарушено без разрешения его обладателя.
Ведь в группах Монтессори дети не сидят на партами, взирая на гордо декламирующего воспитателя. Здесь каждый занят своей работой, устроившись на коврике или за небольшим столиком.
Если в материале, каждый их которых в среде есть только в одном экземпляре, нуждаются сразу два ребенка, то, естественно, возникает необходимость договориться об очередности использования или о совместной работе. И в этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умения договариваться и слушать друг друга.
Целям обретения навыков социального общения служит и принцип разновозрастного комплектования групп, где старшие помогаю младшим, что в свою очередь воспитывает заботливое отношение к близким и приближает климат в группе к семейному. Для малыша Монтессори-материалы – это ключ к миру, благодаря которому он упорядочит свои хаотичные представления о мире. В специальной подготовительной среде он упражняет все физические и духовные функции и всесторонне развивается.
Отличия системы Монтессори
Как видите, система Монтессори существенно отличается от традиционной педагогики. Во-первых, это касается отношения к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, с собственным планом развития, способами и сроками освоения окружающего мира.
Второе – роль учителя. Главное место в системе Монтессори - пространстве принадлежит ребенку, а учитель лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться в своем собственном темпе. Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни.
Жизненная практика
В первую очередь это упражнения из области жизненной практики, которые помогают ребенку заботиться о себе, обучая его правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое, чего мама обычно не разрешает делать дома.
А в группах Монтессори дети слышат: «Ты уже взрослый и сможешь справиться с этой задачей сам». Учитель лишь показывает, как правильно обращаться с материалом. Упражнения включают также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов – все то, что развивает движения рук и готовит к освоению письма, чтения и математических абстракциях.
Все предметы должны быть настоящими, ведь в группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез. Если у малыша падает на пол кувшин и вода разливается по полу, ему очевиден результат: работает еще один принцип педагогики – автоматический контроль ошибок.
Сенсорное развитие по системе Монтессори
В области сенсорного развития ваш малыш может получить все те ощущения, которых ему по тем или иным причинам так недостает в реальной современной жизни: с помощью материалов, находящихся в этой зоне, он прекрасно развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет прекрасную возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и конечно же развить мускульную память.
Работа со специальными материалами в сенсорной зоне является важным подготовительным этапом перед вступлением малыша в область математического развития – поработав с сенсорным материалом, научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия.
Математическое развитие по системе Монтессори
Обучение математики также проходит максимально естественно: малыш просто-напросто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет – все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.
Область языкового развития
Ребенку как носителю языка, естественно, необходима и область языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита. Кстати, такие шершавые буквы и алфавит вы вполне сможете сделать и в домашних условиях.
Космическое воспитание по системе Монтессори
Также очевидно, что полноценное личностное развитие не может состояться без того, чтобы у ребенка не сформировалась целостная картина мира – и эту задачу решает область космического воспитания. В доступной форме малыш знакомится с самыми сложными теориями о строении человека, географии, истории, растениях и животных. Перед ребенком разворачивается общая картина мира, и он учится сознавать его целостность и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.
13.04.2019 11:55:00 Быстрое похудение: лучшие советы и способы Конечно, здоровая потеря веса требует терпения и дисциплины, а жесткие диеты не приносят долговременных результатов. Но иногда нет времени на длительную программу. Чтобы похудение произошло как можно скорее, но без голода, нужно следовать советам и способам в нашей статье! |
13.04.2019 11:43:00 ТОП-10 продуктов против целлюлита Полное отсутствие целлюлита для многих женщин остается несбыточной мечтой. Но это не значит, что надо опустить руки. Следующие 10 продуктов стягивают и укрепляют соединительную ткань – ешь их как можно чаще! |
Педагогика Монтессори
Учебные материалы системы Монтессори
Педагогика Монтессори , также известная как система Монтессори - система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом , учёным и мыслителем Марией Монтессори . Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении .
Философия
Педагогика Монтессори часто характеризуется как педагогический метод, при котором ребёнок и его индивидуальность ставятся во главу угла. Монтессори верила в самоценность каждого ребёнка. В педагогике Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации. В первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе подрастающего.
Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребёнка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учёбы. Поэтому педагоги системы Монтессори поощряют детей самим управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного.
Самостоятельность подкрепляется заданиями из практической жизни (то есть такими, которые находят непосредственное приложение в повседневной практике). Монтессори-детсад учит (в первую очередь через подражание) таким вещам, как самостоятельно одеваться, мыться, накрывать стол и т. д. Обучение по Монтессори в школе оставляет большой простор для работы в группах. Дети могут выбирать, с кем они желают совместно работать и над чем. При этом групповая работа ставит акцент на личности обучающегося как руководителя своего интеллектуального развития.
Для Марии Монтессори имеет первостепенное значение дать ребёнку возможность развивать своё чувственное восприятие в подготовленной обстановке, отвечающей его психологическим потребностям. При этом особенно важно, чтобы обучающие и себя самих воспринимали как обучающихся, учитывали собственный ритм каждого ребёнка, старались понять его в его индивидуальности и распознать, что его в данный момент занимает. Например, может случиться, что ребёнок использует специальный математический материал не для занятия математикой, а для измерения или строит из него машины и т. п. - и в этом случае руководитель должен принять такое развитие.
Принципы педагогики Монтессори
По Марии Монтессори , процесс развития детской личности подразделяется на четыре стадии:
- первая стадия детства (0-6 лет);
- вторая стадия детства (6-12 лет);
- юность (12-18 лет);
- взросление (18-24 года).
Каждая из этих стадий представляет собой отчётливый самостоятельный отрезок развития.
Фаза первой стадии детства (0-6 лет) - важнейшее время жизни, поскольку именно в это время формируются личность и способности ребёнка. Монтессори понимает первые три года жизни как вторую эмбриональную фазу роста, в которую развиваются дух и душа ребёнка, и называет это «Психический эмбрион». В то время как взрослый человек фильтрует свои восприятия, ребёнок впитывает в себя окружающую среду и она становится частью его личности.
В ходе своего развития ребёнок проходит так называемые «чувствительные», или «сенситивные» периоды . В такие периоды ребёнок особенно чувствителен к определённым возбуждениям со стороны окружающей среды, например, что касается развития движений, речи или социальных аспектов. Если в течение фазы чувствительности ребёнок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к глубокой концентрации. В продолжение сенситивного периода ребёнок не позволяет себя отвлечь другим раздражителям - он проходит процесс постижения, который, согласно Монтессори, захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и все личностное развитие. Для этого процесса Монтессори употребляет термин «нормализация».
Решающим для развития педагогики Монтессори и соответствующих материалов является следующее наблюдение: одним из важнейших сенситивных периодов каждого ребёнка является «усовершенствование чувств». Каждый ребёнок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Из этого наблюдения Монтессори делает вывод, что доступ к интеллекту ребёнка ведет не через абстракцию, а принципиально через его органы чувств. Ощущать и познавать становятся в ходе процесса учёбы единым целым. В этих положениях Монтессори испытала влияние учений Жана Итара и Эдуарда Сегена.
Основываясь на изложенных результатах, Монтессори разработала свой учебный материал, ориентированный исключительно на чувственные восприятия ребёнка. Так, её математический материал позволяет ребёнку, ощущая в руке одну бусину и блок из тысячи бусин, получить представление о числах один и тысяча задолго до того, как он будет способен на абстрактное представление о числах.
Подготовленная среда
Счётные шнурки. Учебный материал системы Монтессори
Подготовленная среда - важнейший элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как система. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребёнка среда должна, по Монтессори, ему соответствовать. Так, оборудование в доме ребёнка или школе должно соответствовать росту и пропорциям ребёнка соответствующего возраста. Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность самостоятельно выбирать место для занятий. Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Они должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. Окружение эстетично и элегантно, в домах ребёнка используется хрупкий фарфор. Дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребёнка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребёнка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своем окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.
Роль взрослого в педагогике Монтессори
С момента своего рождения ребёнок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребёнка развивает свои способности и даёт ему свободу движений, так же и дух ребёнка исполнен голодом к учению и к духовной автономии.
В этом процессе взрослый может стать союзником ребёнка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори - это роль помощника, сглаживающего для ребёнка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок - сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребёнка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.
Поскольку каждый ребёнок проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребёнка или школе должны быть индивидуально ориентированы. Учитель владеет техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребёнка к деятельности, которая активировала бы его интерес. В принципе, однако, ребёнку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать.
Роль воспитателя
В отношении того, что должен делать воспитатель, заключается первое педагогическое требование. Это не требование делать что-то определённое, но требование не делать чего-то определённого, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Это требование вытекает, по крайней мере, из того тезиса, что родители - не творцы ребёнка, что ребёнок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители - помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, которое она понимает как «помощь в саморазвитии ребёнка от момента его рождения». Этим она формулирует своё четкое «нет» всякого рода энергичным личностям, желающим, подобно Гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию, а также современному бихевиоризму, сводящему человеческую личность к кибернетическим понятиям.
Монтессори ожидает от взрослого, напротив, «внутренней перефокусировки», ведущей к тому, что взрослый в общении с ребёнком думает не о себе, а о ребёнке и его будущем.
Литература
На русском языке
- Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. - М.: Задруга, 1913. - 339 c.
- Монтессори М. Воображение в творчестве детей и великих художников. Пер.с итал. А. П. Выгодской // Русская школа. - Кн. 5-6. - 1915. - C. 72-91.
- Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. Пер со 2-е изд., испр. и доп. по 2-му итал. изданию. - M.: Сотрудник школ, 1915. - 375 c.
- Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. Пер. со 2-го итал., испр. и доп. изд. С предисл. И. М. Соловьева. - М.: Задруга, 1915. - 316 c.
- Монтессори М. Руководство к моему методу. - М.: Типолитогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1916. - 64 c.
- Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. Пер. со 2-го итал., испр. и доп. изд. С предисл. И. М. Соловьева. 3-е изд. - М.: Задруга, 1918. - 335 c.
- Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. Пер. со 2-го итал., испр. и доп. изд. - М.: Задруга, 1920. - 209 c.
- Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. Вып. 1. - Казань: Подотд. снабжения и изд-ва Каз. губ. отд. по просвещению, 1920. - 190 c.
- Монтессори М. Дом ребёнка. Вып. 2. - Казань: Казанское отд. Гос. изд., 1920. - 210 c.
- Монтессори М. Подготовка учительницы. Пер. с итал. Ю. И. Фаусек // Просвещение. - 1921. - № 1. - C. 125-133.
- Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. Пер. с итал. Р. Ландсберг. - М.: Работник просвещения, 1922. - 200 c.
- Монтессори М. Значение среды в воспитании. Пер. с итал. К. Памфиловой // Русская школа за рубежом. - Прага, 1926. - Кн. 17. - C. 419-424.
- Монтессори М. О принципах моей школы. Пер. с англ. В. Златопольского // Учительская газета. - 1992. - 4 августа. - C. 4.
- Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. - М.: Тип. Госснаба, 1993. - 168 c.
- Монтессори М. Развитие потенциальных возможностей человека. Пер. с англ. Д. Смоляковой // Бюллетень МАМА. - 1993. - № 2, 3, 5.
- Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. - М.: Московский центр Монтессори, 1993. - 203 c.
- Монтессори М. Разум ребёнка. - М., 1997. - 176 с.
- Монтессори М. Сб. Сост. М. В. Богуславский. - М.: ИД Шалвы Аминашвили, 1999. - 224 с.
- Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому». Сб. Сост. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. - М.: ИД «Карапуз», 2000.
- Монтессори М. Дети - другие. - М.: ИД «Карапуз», 2004.
На иностранных языках
- Kramer R. Maria Montessori. Leben und Werk einer großen Frau. 6. Auflage. - Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch-Verlag, 2004. - ISBN 3-596-12455-7 .
- Montessori M. Kinder sind anders. - DTV, 1997. - ISBN 3-423-36047-X .
- Montessori M., Oswald P., Schulz-Benesch G. «Kosmische Erziehung». 7. Auflage. - Freiburg: Herder, 2004. - ISBN 3-451-21233-1 .
См. также
Примечания
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Педагогика Монтессори" в других словарях:
Монтессори, Мария Дата рождения: 31 августа 1870(1870 08 31) Место рождения: провинция Анкона, Италия Дата смерти … Википедия
Монтессори, Мария Мария Монтессори (31 августа 1870 6 мая 1952) итальянский педагог, учёный, философ, гуманистка, феминистка, христианка. Родилась в Кьяравалле (Центральная Италия, провинция Анкона). Монтессори была первой женщиной в истории… … Википедия
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Педагогика сотрудничества направление в педагогике, возникшее в СССР в середине 1980 х годов под влиянием процессов обновления общественно политической жизни страны («перестройки»). Направление носило зонтичный характер и объединяло… … Википедия