Лекция-консультация «Детское переутомление. Переутомление у ребенка: причины, симптомы, лечение
Переутомление – состояние, с которым сегодня часто сталкиваются не только взрослые, но и дети. Оно характеризуется пониженной активностью, сонливостью, нарушением внимания и раздражительностью. Причём многие люди считают, что переутомление – несерьёзная проблема, и что достаточно хорошо отоспаться, чтобы оно прошло. На самом же деле избавиться от такого нарушения невозможно длительным сном. Все наоборот - постоянное желание спать и неспособность восстановить силы после сна – это основные симптомы переутомления.
Ещё каких-то 10 лет назад переутомление встречалось только у взрослых, но сегодня такое нарушение очень часто можно встретить у ребёнка, особенно у такого, которого с самого раннего детства родители стремятся всячески развивать, стремясь сделать из него «гения».
Причины
Из всего вышесказанного становится понятно, что переутомление – это реакция нервной системы на психические, умственные или физические раздражители. Конечно же, оно не может развиться, если такое воздействие имеет кратковременный характер, но при длительном воздействии переутомление возникает в 90% случаев. То есть несоответствие периодов труда и отдыха, независимо от того, какой именно деятельностью занимается человек, приводит к переутомлению.
Постоянное беспокойство и нахождение в состоянии также приводит к переутомлению, которое при этом носит эмоциональный или психологический характер.
Неблагоприятная атмосфера в семье – причина такого расстройства, как переутомление у взрослого или ребёнка, поскольку в такой ситуации нарушается баланс между позитивными и негативными эмоциями, что неблагоприятно влияет на здоровье.
Кроме того, причинами этого нарушения могут быть:
- неудовлетворённость отношениями, работой, зарплатой и т. д.;
- неблагоприятные бытовые условия;
- неправильное питание, при котором организм недополучает витаминов и микроэлементов;
- негативное видение событий и ситуаций в жизни.
У ребёнка переутомление может возникнуть:
- из-за чрезмерной нагрузки в дошкольном учреждении или школе;
- из-за посещения большого количества кружков и секций;
- из-за несбалансированного питания;
- из-за неспособности родителей организовать правильный распорядок для своего малыша с рациональным чередованием периодов активности и отдыха.
У совсем маленького ребёнка грудного возраста тоже изредка диагностируется переутомление организма. Причины такого расстройства могут заключаться в неспособности матери создать гармоничные условия для бодрствования и отдыха малыша. А ещё симптомы нарушения часто проявляются у подростков, что связано с гормональной перестройкой организма.
Симптомы
У ребёнка и взрослого симптомы переутомления могут быть различными. К тому же признаки переутомления различаются в зависимости от вида нарушения – физическое, психическое, эмоциональное или умственное. Но есть и общие симптомы, среди которых:
- сонливость (взрослый или ребёнок постоянно хочет спать, но при этом сон не добавляет бодрости);
- раздражительность;
- заторможенность реакций;
- неспособность сосредоточиться на выполнении определённых задач или действий.
Признаками того, что у взрослых физическое переутомление, являются:
- боли в мышцах;
- беспокойный сон или возникновение бессонницы;
- боли в области глаз, жжение;
- апатичность, или, наоборот, раздражённость;
- боли в области сердца;
- нарушение аппетита и часто снижение массы тела.
У ребёнка симптомы того, что у него физическое переутомление, проявляются в нежелании играть со своими сверстниками, отказе от активных игр и неспособности сосредоточиться на решении простых задач. Кроме того, у ребёнка отмечается плаксивость, он становится капризным, раздражительным. Обычно, когда ребёнок в таком состоянии, родители считают, что ему следует отоспаться и все пройдёт. На самом же деле, сон у ребёнка с таким нарушением, как переутомление, не приносит облегчения, как и у взрослого человека с таким же диагнозом.
Умственное переутомление характеризуется головными болями, покраснением белков глаз, скачками артериального давления. Также человек жалуется на бессонницу, кожа его лица становится сероватой, под глазами появляются синяки или «мешки». Такие же признаки умственного переутомления присущи детям.
Кроме того при умственном и эмоциональном переутомлении у человека могут возникать и дополнительные симптомы:
- бессонница;
- частые и ;
- потливость в ночное время;
- ухудшение памяти и внимания;
- повышение или понижение температуры тела.
Если говорить про детей, то сильное переутомление у них выражается специфической симптоматикой, которая обычно не присуща взрослым. Хотя, конечно же, как уже отмечалось выше, есть и классические симптомы. У ребёнка с таким нарушением может отсутствовать реакция на окружающие раздражители, тогда как в норме дети с радостью познают новое и являются весьма активными.
Кроме того, у ребёнка с переутомлением организма может отмечаться суета – он начинает писать нечётко, двигает руками и ногами без причины, постоянно норовит сменить позу. Беспричинные страхи тоже являются симптомом умственного и эмоционального переутомления у ребёнка, поэтому родители должны обращать внимание на любые несвойственные малышу проявления, чтобы исключить вероятность развития такого нарушения, как переутомление организма. Нарушение у детей выражается и неврологической симптоматикой. В частности, малыш может строить гримасы, передразнивать взрослых людей, кривляться перед зеркалом или перед окружающими.
Диагностика
Лечение переутомления организма проводит врач-невропатолог, невролог и психотерапевт. При этом поставить правильный диагноз врач может на основании опроса взрослого человека или родителей ребёнка.
Также важно исключить вероятность развития у человека неврологических патологий, а при наличии высокой температуры – исключить вероятность воспалительного процесса в организме.
Лечение
Лечение нарушения у детей и взрослых будет различным, хотя есть и общие мероприятия, которые применяют в терапии расстройства у всех пациентов. Основное лечение заключается в нормализации образа жизни:
- правильном питании;
- чередовании периодов активности и отдыха;
- физической активности и прогулках на природе;
- приёме витаминных препаратов.
Таблетки при переутомлении назначаются лишь в тяжёлых случаях взрослым пациентам, когда у них развились симптомы выраженной депрессии или невроза. При этом таблетки должен подбирать врач, с учётом симптоматики нарушения и состояния здоровья пациента – самолечение может вызвать негативные последствия.
Хороший эффект оказывает массаж, который выполняется специалистами в условиях медицинского учреждения. Физиотерапевтические процедуры позволяют снизить симптомы переутомления, и вернуть человеку бодрость и хорошее настроение. В частности, это такие процедуры, как:
- хвойная ванна;
- кислородная ванна;
- душ Шарко;
- контрастный душ.
Несмотря на то что при таком нарушении человек ощущает слабость и нежелание двигаться, очень важно ввести в свой рацион физические нагрузки. Они способствуют выработке гормона счастья, улучшают тонус мышц и дают заряд энергии.
Конечно же, лечение этого нарушения невозможно без коррекции образа жизни. В частности чтобы снизить симптомы переутомления, избавиться от усталости глаз, головных болей и других проявлений, человеку следует отказаться от работы за компьютером и от просмотра телепередач и больше времени проводить на свежем воздухе.
Также следует взять отпуск (или несколько выходных) на работе, и посвятить свободное время исключительно отдыху – активному и пассивному, с чередованием.
Лечение нарушения у ребёнка может потребовать отказа от посещения определённых секций и кружков – родителям следует оставить лишь те занятия, которые вызывают у малыша наибольший энтузиазм, освободив ему свободное время для игр и простого отдыха.
Беспричинный плач, капризы;
Соблюдайте режим.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внешние признаки утомляемости детей
Утомление - одна из причин плохого поведения вашего ребенка Сегодня мы поговорим о наиболее часто задаваемом вопросе родителей детей: "Почему ребенок начинает плохо себя вести?" Вариантов ответа несколько. Это и возрастные кризисы, и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка проста - это усталость, утомление… Если ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие, часто болеет. Для избежание переутомления необходимо соблюдать режим, но не тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для Вашего ребенка. Чтобы выработать такой "личностно-ориентированный" режим, нужно уметь прислушиваться к своему ребенку, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т.д. Внимательной маме сделать это несложно.
Признаки утомления, усталости:
Беспричинный плач, капризы;
Малыш начинает тереть глаза, зевать;
Нарушается координация движений, особенно рук;
Замедляются движения, появляется вялость;
Возникают несвойственные ребенку агрессивные действия: разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т.д.;
Может возникнуть чрезмерная активность, несвойственная ребенку: бесцельно бегает, прыгает, толкается.
У каждого ребенка есть и свои, индивидуальные признаки усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть "в себя"; появляются круги под глазами; некоторые дети начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.
Среди причин утомления наиболее частые: чрезмерная нагрузка на нервную систему (посещение цирка, множество гостей в доме), нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, например), недостаточное пребывание на свежем воздухе, слишком жарко и душно в помещении, шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике), плохое освещение.
Сначала ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеописанные признаки), а затем следует переутомление - болезненное состояние, требующее медицинской помощи, могущее привести к проблемам развития (страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита и т.д.).
Особое внимание нужно уделять детям, которые начали посещать школу, у которых резко изменилась жизнь (переезд на новое место, появление нового члена семьи и т.д.). Длительность привыкания (адаптации) к новым условиям и появление утомления зависит от многих причин:
От возраста. Чем младше ребенок, тем сложнее ему привыкнуть к изменившейся ситуации, тем быстрее он устает.
От темперамента. Дети-меланхолики и дети-холерики устают быстро, а дети-флегматики дольше адаптируются к новым условиям.
От состояния здоровья. Физически слабый, легко возбудимый ребенок утомляется быстрее; это же относится и к детям, недавно переболевшим или начинающим заболевать.
От наличия или отсутствия опыта пребывания в различных условиях (как часто общается со сверстниками, ездит в гости к бабушке, к знакомым, находится в общественных местах: цирк, театр, магазин и т.д.).
От контраста между обстановкой дома и в детском саду (другой режим, требования, питание). Чем больше отличий, тем труднее привыкать ребенку.
От разницы отношений взрослых дома и в детском саду. Если дома ребенку все разрешается, его всегда выслушивают, уговаривают, а в детском саду воспитатель строгий, требовательный, может и прикрикнуть, и наказать, то проблемы с адаптацией неизбежны.
От умения окружающих (родителей, педагогов) вовремя объяснить, подбодрить, похвалить, успокоить.
Об отсутствии утомления и переутомления у ребенка говорит глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение. Либо сохранение черт, присущих ребенку в спокойном, бодром состоянии (особенности засыпания, аппетита, поведения, присущие именно данному малышу).
Чтобы избежать утомления, придерживайтесь следующих правил:
Соблюдайте режим.
Чаще гуляйте. Хорошо, если прогулка будет длительной (от двух часов и более, в зависимости от погоды), ежедневной.
Чаще проветривайте комнаты, где ребенок спит, играет.
Предлагайте новые игрушки, игры.
Сон помогает восстановить силы, поэтому желательно сохранять дневной сон как можно дольше, но не заставляйте спать, если ребенок не хочет. Он может просто полежать в кровати.
Чередуйте спокойные и активные занятия.
Не обрывайте резко занятие, интересное для ребенка. Плавно готовьте его ко сну, прогулке. Нужно заранее предупредить, что скоро малыш будет кушать, пора заканчивать игру, затем дать время закончить, а потом вести мыть руки, накрывать на стол и т.д.
Дозируйте просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. От этих занятий будет польза, если ребенок не занят ими постоянно, а перемежает их с подвижными играми.
Удовлетворяйте потребность ребенка в движении, общении, познании нового (посещайте детские центры, театр, цирк, ходите в гости, гуляйте, но при этом учитывайте индивидуальные особенности малыша).
Интеллектуальное развитие современного дошкольника намного выше, чем его сверстников в середине прошлого столетия. Но какой ценой это достигается? Часто бывает, что ребенок еще толком не научился ходить, а амбициозные родители отдают его в самые различные кружки и секции: английского языка, рисования, компьютерной грамотности, шахмат и т.д. Весь день такого малыша расписан по минутам, не оставляя времени на игры и прогулки. Не удивительно, что такие дети быстро переутомляются, что проявляется в снижении концентрации, капризах, быстром перевозбуждении, расстройствах сна и поведения. А между тем, существуют определенные нормы чередования отдыха и занятий для детей дошкольного возраста, которые нельзя нарушать:в трехлетнем возрасте занятия не должны превышать 15 минут,в четыре года – 20 мин,в 5-6 лет – 25 мин,в 7 лет – полчаса.И только с семилетнего возраста ребенок способен к непрерывным занятиям без вреда для собственного здоровья на протяжении 45 минут. Заставлять ребенка что-нибудь делать на протяжении длительного времени очень опасно. Правда, если малыш самостоятельно увлекся и что-нибудь делает, мешать ему не рекомендуется.Также дошкольники должны иметь полноценный дневной и ночной сон, согласно установленным нормам. Важны и прогулки. К примеру, ребенок 5-6 лет должен в зимнее время гулять не меньше 4 часов, а летом – даже весь день. Это укрепляет здоровье малыша и дает ему силы для дальнейшей учебы.Дети дошкольного возраста быстро утомляются. К примеру, грудничок способен к непрерывному бодрствованию только на протяжении 1-2 часов, чем старше ребенок – тем это время удлиняется. Но практически до семилетнего возраста детям показан двухчасовой дневной сон.Одним из самых сильных источников перенапряжения сил у дошкольников на современном этапе является компьютер. В семьях, где не контролируют нахождение ребенка у монитора, у маленьких детей (4-6 летнего возраста) часто формируется компьютерная зависимость. И, хотя компьютер ускоряет обучение ребенка, во многих случаях он может затормозить его физическое развитие и даже вызвать психические заболевания.Ученые Запада, где компьютеризация намного выше, чем в странах СНГ, изучили странный синдром, который проявляется у детей дошкольного возраста, под названием «видеоигровая эпилепсия», когда у ребенка могут случаться припадки и даже потеря сознания в процессе компьютерной игры. У такого дошкольника часты головные боли, спазмы лицевых мышц, агрессия у него чередуется с вялостью и потерей концентрации внимания. Нарушается зрение и слух. Если травмирующие факторы не исключить из жизни такого ребенка, симптомы прогрессируют, что может привести к ранней инвалидности.Признаки, по которым можно определить утомление у ребенка дошкольного возраста:ребенок сильно отвлекается;постоянно меняет позу;у него наблюдается тремор конечностей (это может проявляться и в постукивании руками или ногами, непроизвольных движениям и т.п.);мимические синдромы (кривляние, тик);быстрые и бурные перепады настроения (повышенная возбудимость, мышечная реакция, крик, плач, смех, слезы).Чтобы предотвратить переутомление у ребенка необходимоуменьшить умственную и физическую нагрузку дошкольника. Наладить его дневной и ночной сон;правильно организовать режим дня, во время которого физическая и умственная нагрузка будут чередоваться;ребенок должен больше находиться на свежем воздухе. Сократить пассивный отдых, который проявляется в лежании на диване и просмотре телепередач. Ребенок дошкольного возраста должен постоянно находиться в движении, это является для него настоящим отдыхом, при котором он не утомляется, а наоборот – набирается сил;сократить время работы или игры на компьютере. Для ребенка 5 лет, максимально разрешенное время просмотра мультфильмов или видеоигры – 10 минут, для шестилетнего – не больше 15 минут;организовывать подвижные игры для детей дошкольного возраста, основная задача которых –восстановление мышечной активности после продолжительных занятий в классах или за компьютером.
Очень часто ребенок плохо спит потому, что родители не знают: что нормально для этого возраста. Неумение видеть усталость ребенка - одна из типичных проблем с детским сном.
Если ваш ребенокплохо спит , возможно вы не знаете: когда нужно уложить его спать.
Зачем нужно различать знаки усталости в ребенке?
Маленькие дети очень быстро устают.
Переутомление повышает уровень кортизола (гормона стресса), что в свою очередь влияет на сон малыша. В зависимости от степени переутомления ребенок может сопротивляться сну, не спать вообще, часто просыпаться , спать короткими снами . Признаки усталости варьируются от ребенка к ребенку и от возраста к возрасту. Но, тем не менее, если у вас первый ребенок, вы можете для начала попытаться увидеть типичное поведение усталых детей. Существует понятие так называемого «окна» - промежутка времени, когда малыш достаточно устал, чтобы уснуть, но еще не устал слишком. Если мы пропускаем окно, то входим в зону переутомления. Маленькие дети могут бодрствовать очень недолго и поэтому пропустить «окно» очень просто.
Средние нормы бодрствования по возрастам:
- Новорожденный - 20-45 минут
- 5-8 недель -60 минут
- 9 - 12 недель - 1 час 20 минут
- 4-5 месяцев- 1 час 45 минут - 2 часа
- 6-8 месяцев - 2- 2,5 часа
- 8-9 месяцев - 3 часа
- 10-15 месяцев - 3- 4 часа
- 15 месяцев - 3 года - 5 часов
- 3-5 лет - до 12 часов (в зависимости от наличия дневного сна)
Признаки усталости у новорожденныхи детей первых месяцев жизни:
- Резкие движения руками и ногами
- Издает странные визжащие звуки
- Изменение настроения: капризы, плач
- Ищет и требует грудь
- Дергает себя за уши
- Сжимает кулачки
- Выгибается на руках
- Сосет пальцы
- Плохо фокусирует взгляд
Признаки усталости у детей от четырех месяцев до 1 года:
- Становится неуклюжим, падает на ровном месте, не может скоординировать движения
- Капризничает по любому поводу
- Требует постоянного внимания
- Плачет
- Цепляется за маму, прячет лицо в грудь, плечо
- Отказывается от еды
- Трет глаза
- Теряет интерес к игрушкам
Что делать, если я вижу признаки усталости?
Для детей до года очень актуально уметь распознать знаки усталости, так как это охраняет хороший дневной и ночной сон. Поэтому сразу же, как вы понимаете, что ребенок устал:
- Снизьте уровень активности и сенсорной стимуляции (шум, свет).
- Начинайте ритуал укладывания на сон.
А если я не вижу никаких индикаторов усталости?
Бывают дети, усталость которых чрезвычайно трудно распознать. Если ваш ребенок именно такой, тогда ориентируйтесь на нормы бодрствования по возрастам и начинайте готовить малыша на сон за 20-30 минут до истечения этого интервала.
Не ждите, что ребенок "уснет сам, если захочет". Очень часто дети плохо спят именно из-за переутомления. Берите ситуацию под свой личный контроль: позаботьтесь о сне вашего малыша с самого раннего возраста!
Поведенческие проблемы могут быть вызваны недосыпом?
У детей старше двух лет исчезают явные физические индикаторы усталости. Но появляются иные поведенческие проявления, по которым вы можете предположить усталость. То есть ребенок в три года вряд ли будет активно зевать или тереть глаза: это только в случае чрезвычайной усталости. Но он может начать капризничать по любому поводу, например.
Некоторые индикаторы потенциального дефицита сна в возрасте от полутора лет и старше перечислены .
Подробнее о связи между поведением и сном читайте .
У детей имеет некоторые особенности, связанные с анатомо-физиологическими свойствами детского организма. Так, чем меньше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. У ребенка грудного возраста бодрствование в течение 1,5-2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. В дальнейшем утомление наступает уже в результате активной деятельности как мышечной (игра), так и умственной (уроки). Необходимо также иметь в виду, что однообразная деятельность необычайно быстро вызывает утомление у ребенка. Известно, далее, что в детском возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами . Поэтому длительное у ребенка легко приводит к утомлению. Примером может служить утомление, возникающее при торможении двигательной сферы во время сидения за в .
Появлению утомления способствуют уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение дневного сна (раннее переключение на однократный ), недостаточное пребывание на свежем воздухе. Неправильное чередование работы и отдыха также вызывает утомление детей. Утомление легко возникает при длительных однообразных занятиях, излишнем развлечении ребенка, настойчивых просьбах взрослых быть в одном положении, сидеть спокойно, не двигаться.
Утомление у детей сопровождается прежде всего ослаблением наиболее трудных для них тормозных процессов: ослабляются дифференцировки, падает точность работы, ухудшается внимание, наступает двигательное беспокойство. Дальнейшее развитие утомления приводит к охранительному торможению, которое проявляется повышением порога чувствительности зрительного, слухового, кожного анализаторов; у младших детей торможение распространяется на всю кору головного мозга и вызывает сон.
У детей школьного возраста при умственной деятельности, связанной с длительными занятиями, особенно при обучении одновременно в двух школах, в школе и дополнительно в нескольких кружках может возникать переутомление. Способствующими факторами также являются нарушение ритма работы и отдыха, недостаточное пребывание на свежем воздухе, недосыпание. Внешние признаки переутомления проявляются в виде бледности слизистых оболочек и кожи, в расслабленной позе, неуверенных и вялых движениях, иногда наблюдается рук, иногда двигательное беспокойство. Темп работы и школьных занятий становится замедленным, дети не проявляют интереса к занятиям, раздражительны, легко возбудимы, у них увеличивается количество ошибок, внимание и сосредоточенность снижаются, уменьшается умственная работоспособность, у некоторых появляется плаксивость.
Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственного труда и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе.
У детей дошкольного возраста обязательные занятия должны продолжаться непрерывно не более 15-20 мин. Следует избегать однообразной деятельности, а в начальных классах менять виды деятельности даже на протяжении одного урока.
Необходимо чередовать умственную работу с физическими упражнениями после занятий предоставлять детям достаточно длительный отдых.
Утомление - это физиологическое состояние, которое может наступить в результате чрезмерно длительной или однообразной деятельности, превышающей работоспособность нервной системы ребенка.
Из этой статьи вы узнаете причины и признаки утомления у детей, а также способы борьбы с ним.
Чем вызвано утомление детей?
Психически утомление у грудных детей ощущается как чувство усталости. При утомлении происходят изменения высшей нервной деятельности: падение работоспособности и нарушение возбудимости нервной системы.
Признаки утомления у ребенка
О наступившем утомлении можно узнать по изменению обычного для данного малыша поведении. Эти признаки очень разнообразны у малышей раннего возраста: нарушается координация движений, особенно движений руки: появляется общее двигательное беспокойство с характерным плохим всыпанием или плачем, который ничем не обусловлен. Может быть, напротив, вялость и безучастность, замедление движений, нарушение внимания. Вредные привычки (сосание пальцев или соски), с которыми малыш уже расстался, могут восстановиться.
Основные причины утомления детей
Быстрота наступления утомления не является постоянной, а зависит от ряда условий: индивидуальных особенностей малыша, характера деятельности (однообразие); от отношения малыша к данному занятию (отсутствие интереса).
К утомлению может привести:
- длительное по отношению к привычному режиму бодрствование;
- недосыпание, неполноценный сон (в условиях повышенного шума и света, а также с использованием соски и частою ночного высаживания на горшок);
- однообразие движений и игра одними и те же игрушками.
Что делать при утомлении детей?
Поскольку утомление у детей развивается в результате превышения работоспособности нервной системы, необходимо обеспечить малышу своевременный отдых. Отдых достигается путем обеспечения сна или смены вида деятельности (например, прогулки) в зависимости от причины, вызвавшей утомление. Пассивный отдых в виде, например, сидения или лежания для малышей первого года жизни неприемлем - это вызывает еще большее утомление. Ребенок этого возраста должен постоянно быть чем-то занят (в рамках бодрствования, разумеется). Ребенок может целый день быть в движении и не уставать.
Частые утомления приводят к переутомлению и глубоким нарушениям поведения, поэтому важно вовремя распознать причины этого патологического состояния для своевременной коррекции: достаточного и полноценного сна, своевременной смены вида деятельности (прогулки, смена игрушек, самостоятельная игра малыша).