Народные обычаи и традиции белорусов. Культура белоруссии
Белорусская культура - одна из древнейших европейских культур. Традиции и обычаи белорусского народа сохранили такие праздники, как Коляды, Купалье, Масленица, Дожинки. В каждом из них заметны элементы древних вероисповеданий.
Праздник Дожинки
Культура и традиции белорусского народа являются отражением быта простых людей. Культура белорусов сильно связана с землей. Одним из таких проявлений считается праздник Дожинки. Проводится по окончанию посевных работ. В Беларуси довольно плодородные районы, богатые урожаем. Этот древний обычай знают все народы, которые связаны с земледелием. Праздник оказался столь востребованным, что никакие войны не смогли его убить. Народ сохранил его на протяжении многих веков. В России эта красивая традиция нашла свое отражение в ежегодном празднике Сабантуй. На нем выбирают лучших тружеников и дарят им подарки.
Праздник Купалье
Это День Ивана Купалы. Считается, что происходят необычные вещи: звери начинают разговаривать, деревья оживают, а в реках и озерах можно наблюдать, как плавают русалки. День наполнен большим количеством преданий. И никто не может выяснить, что правда, а что ложь. Проводится с шестого на седьмое июля. Этот праздник является самым древнейшим из обычаев. Он имеет языческие корни.
Наши прадеды связывали Купалье с поклонением солнцу. «Купало» - означает горячее, яркое создание, кипящее злостью. В давние времена народ благодарил огонь, воду, землю в купальскую ночь. По обычаю, молодые люди прыгали через костер. Так проходил обряд очищения. Язычество и христианство после принятия христианского верования стали тесно связаны. Полагалось, что именно в день летнего солнцестояния и появился на свет Иоанн Креститель. А слово «купало» произошло от слова "купать", так как крещение проводилось в воде. Существует предание, что именно в эту ночь все, что чудилось во сне, становилось явью. Оживали души умерших в виде русалок, купающихся в реке. Их можно было разглядеть в чистой воде.
Одним из обрядов в купальскую ночь был поиск папоротника. Именно он по обычаю имел ключ ко всему происходящему. Хозяин этого цветка понимал речь животных и птиц, глядел на русалок и наблюдал, как перемещаются деревья с места на место. Это растение – не единственный цветок, которому поклонялись наши прадеды. В то время считали, что все цветы наделены невероятной целебной силой. Женщины и дети собирали различные травы, освещали их в церкви и лечились ими целый год. В этот праздник проводился еще один обряд – очищение водой. Если искупаться в эту ночь, то чистым будешь чувствовать себя весь год, так гласило поверье. Утром после праздника все катались по росе. Народ полагал, что роса наделит всех крепким здоровьем и силой. Праздник Купалье отмечали всей деревней, спать в эту ночь не разрешалось.
Коляды
Этот праздник у белорусов был самым красивым среди зимних. Сначала он проводился с 25 декабря по 6 января. С принятием христианства этот праздник перенесли на день рождения Христа. Святки длились с 6 января по 19 января. По языческому верованию «коляда» появилось от слова «коло», то есть солнце. Здесь имеется в виду день зимнего солнцестояния и постепенное увеличение дня. Еще «кол-яда» означает «круговая еда». Народ собирается большой компанией и заглядывает в каждый двор с песнями и танцами. За это их благодарили вкусной едой. Затем люди собираются в одном месте и угощают друг друга собранными яствами. Коляды - особый обычай. К его празднованию готовились заранее, хорошенько мылись в бане, проводили уборку дома, вышивали новую одежду. В это день народ был чист душой и телом. В наше время колядуют с 7 по 8 января. Эти традиции белорусского народа больше относят к розыгрышу. Переодеваются в различные наряды и ходят в гости к близким.
Праздник Гуканне вясны
Это самый веселый и радостный из всех праздников. Так белорусы называют проводы зимы. Нужно было красиво проводить зиму и встретить красавицу-весну. Этот обычай уходит своими языческими корнями глубоко в старину. Люди зовут весну, чтобы ускорить ее приход. Празднество проходит в начале апреля. Аист - самая главная птица на нем. Люди делают их из теста, из бумаги, из картона. Украшают птицами деревья. На эту еду из теста слетались все пернатые в округе. Тем самым птицы несут с собой весну на крыльях. Было поверье: на чей дом сядет больше птиц, тот дом и будет самым счастливым. Народ веселился в этот день, плясал, пел, водил хороводы.
Белорусская свадьба
Она схожа со свадьбами других народов восточнославянских племен. Свадьба начинается со сватовства. Сваты от родных жениха приходят свататься к родителям невесты. Всех гостей усаживают за стол и заводят разговор, просят руки и сердца. По окончании разговора родители отвечают согласием или отказывают. Затем проводят смотрины. Родители невесты осматривают дом жениха, где будет жить будущая жена. Далее сватья и кумовья договариваются о приданом и о дате свадьбы. Невеста дарит будущим родственникам подарки, этот обычай называется заручины. Если кто-то против брака, то он оплачивает все расходы. Затем устраивали девичник. Плелись венки, молодые девушки танцевали и пели. И наконец, друзья жениха забирают невесту в дом, и начинается празднование свадьбы.
Белорусы - открытая и гостеприимная нация. Интересные традиции белорусского народа сохранились по сей день. Это делает общение с ними исключительно приятным и непринужденным.
Археологические данные, исторические документы свидетельствуют о том, что у истоков древнего славянского календаря стоял цикл сельскохозяйственных работ, которые соответствовали состоянию природы. Практически все белорусские названия месяцев до нашего времени сохранили свою первоначальную основу. Эта система пришла к нам из Древнего Рима. Но есть мнения, что календарь в 365 дней впервые был разработан в Древней Греции. Позже, в 46 году до нашей эры, его реформировал знаменитый философ и полководец Гай Юлий Цезарь. В соответствии с его расчетами год должен был продолжаться 365, 25 дней. Но сутки бывают только полными, поэтому в его системе три года были по 365 суток, а четвертый – 366. С 45 года до н. э. начало года переносится на 1 января. Систему летоисчисления начали называть юлианской.
В 324 году римский император Константин объявил христианство государственной религией. В 325 году было решено праздновать дату, когда воскрес Христос в период между 22 марта и 25 апреля. Таким образом, дата празднования Пасхи определяется следующим образом: это должна быть первая неделя после первой полной фазы месяца, которая наступает после дня весеннего равноденствия.
Юлианский календарь потерял за несколько столетий 10 дней и дата празднования дня весеннего равноденствия не соответствовала астрономическому календарю. Папа Григорий XIII предложил новую систему, в которой учитывалась эта поправка. Новое летоисчисление было начато в октябре 1582 года (вместо 5 октября сразу перешли к 14) и получило название григорианского.
Известно, что в 1054 году христианство разделилось на две конфессии: православие и католицизм. Православие поддерживало юлианскую систему (старый стиль). Католики придерживались григорианской системы (новый стиль).
24 января 1918 года в России был принят Декрет о введении западноевропейского календаря. По новому календарю сразу после 31 января наступило 14 февраля.
Почти вся Европа в начале X века начинала новый год с Рождества Христова. Исторические сведения, археологические данные, различные произведения литературы говорят о том, что белорусы начали год в разный период, но дата начала года всегда была в период наступления дня весеннего равноденствия. Но это могло быть и 1 апреля – начало весны, 21 марта – день весеннего равноденствия, 25 марта – день, когда воскрес Иисус Христос.
В разных районах Беларуси начало года не совпадало. Та территория, которая была в составе Речи Посполитой, с 1364 года праздновала рождение года 1 января. В восточной части Беларуси год начинался весной, затем с 1493 по 1700 год в соответствии с Византийской церковной традицией – 1 сентября.
И только 20 декабря 1700 года вышел приказ Петра Великого о праздновании начала года 1 января. Именно в этот день отмечают Новый год все европейские страны и в наши дни.
Какие ж календари существовали на территории Беларуси? Кроме этого на территории Беларуси известен деревянный брусок, длиной 30 – 50 см с 3, 4 или 6 гранями. Такой календарь просуществовал с XII до XVIII вв.
Издавна у белорусов каждый день недели имел определенную цель в выполнении той или иной работы:
Понедельник – сильный день; это день для посадки огурцов, тыквы, фасоли; это мужской день и поэтому в этот день очень хорошо квасить капусту.
Вторник – мужской день, удачный день, в этот день необходимо начинать работать.
Среда – женский день, постный день, хорошо в этот день сажать овощи.
Четверг – в этот день нельзя ничего сажать в огороде.
Пятница – женский день, постный день, в этот день нельзя вязать, ткать, можно сеять, строить.
Суббота – женский день, можно работать в доме.
Воскресение – нельзя работать в доме, выполнять полевые работы, купать детей.
Литература:
1. Народы России - http://www.narodru.ru
2. Беларусь ЭКСПО 2000 - http://expo2000.bsu.by
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №18 г. Борисова»
Тема:
«Традиции белорусского народа»
Подготовила: учитель
М.Ф. Виниченко
Тема: Традиции белорусского народа
Цель: углубление знаний детей о белорусских традициях; воспитание уважения к историческому прошлому Беларуси.
Задачи:
способствовать формированию у учащихся понятий «традиции», «обычай», чувства гордости за свою страну;
приобщать учащихся к истокам белорусской народной культуры;
воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям белорусского народа.
Оборудование: иллюстрации с различными праздниками белорусов, фильм.
Ход занятия
Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о традициях и обычаях белорусского народа. История белорусского народа и его быт тесно переплетался с традиционными праздниками, передающимися из поколения в поколение. Традиции бережно соблюдались и хранили исторические устои уважения к Земле-матушке, труду человека и его заботе о природе. Белорусскому народу дороги его традиции, праздники. Историк древности Геродот сказал так: «Если бы предоставить всем народам на свете, выбирать самые лучшие обычаи и нравы, то каждый народ выбрал бы свои собственные, так как каждый народ убежден, что его собственные обычаи и образ жизни лучшие». Обряды и традиции, которые прекрасно сохранились на белорусской земле, характеризуют народ, который здесь живет.
Учащиеся читают стихотворение:
Радзіма наша – Беларусь,
І колькі не шукай,
Не знойдзеш ты на ўсёй зямлі
Мілей, чым гэты край.
Не знойдзеш ты такіх людзей,
Іх сэрцы – дабрыня;
Яна струменіць, льецца ў свет
Крынічкаю штодня.
Таму ў жыцці не трэба быць
Няшчырым, сквапным, злым.
Не забывай, ты – беларус,
І заставайся ім.
Современные правила поведения белорусов вытекают из традиций и обычаев, которые исторически сложились на нашей территории.
Традиция - это то, что переходит от одного поколения к другому; то, что унаследовано нами от наших предков: порядок, нормы поведения.
Обычаем мы называем какие-либо установившиеся правила. Это общепринятый, давно заведенный порядок в общественных отношениях.
В каждой стране есть сложившиеся традиции встречи праздников: Рождества, Нового года и др.
Традиции и обычаи белорусского народа нашли свое отражение в пословицах и поговорках. (Учитель читает пословицы и поговорки.)
Нічога само не зробіцца.
Не так легка зрабіць, як сказаць.
Сумленная праца - наша багацце.
Работу словам не заменіш.
Праўда даражэй за грошы.
Пры сонейку цёпла, пры матулі добра.
Устанеш рана - зробіш многа.
Спачатку падумай, потым гавары.
Ребята, на некоторое время в предлагаю вам стать художниками. Но рисовать вы будете не красками, а словами. Необходимо создать картину о нашей Родине.
Каждое красивое слово надо объяснить.
Сінявокая (или синеглазая) – у нас много красивых рек, озер. В полях цветут синие васильки.
Зеленая – очень много лесов, лугов и полей.
Лучшая – потому что – это наша Родина.
Дружелюбная – белорусы – народ дружелюбный и гостеприимный.
Белая – белый – цвет добра и чистоты. Издавна белорусы любили одеваться в белые льняные рубашки.
Красивая – у нас красивые города, деревни, улицы, площади.
Трудолюбивая – в Беларуси живут трудолюбивые люди, которые делают много необходимых вещей.
Лесная – много лесов, боров, пущ.
Чудесная – у нас чудесные изделия из соломы, глины, деревянные игрушки.
Мастеровая – в Беларуси очень много мастеров, которые вышивают, плетут из лозы, рисуют.
Щедрая – белорусская земля очень щедра. Она дарит богатый урожай овощей и фруктов, ягод и грибов.
Толерантная – в Беларуси живут добрые люди. Они уважают других людей, считаются с их мнением. У них много друзей.
Партизанская – в годы Великой Отечественной войны в белорусских
лесах было много партизанских отрядов, которые сражались за Родину.
Замечательная картина получилась у вас.
У каждого народа есть еще одна святыня – его родной язык. А с языком связана культура народа, основанная на вечных традициях предков со своими обрядами, праздниками, обычаями, приметами, играми, песнями, сказками. Расскажите о стародавних обычаях наших предков, о которых вы читали или слышали от взрослых.
(Ребята рассказывают о каком-либо обряде.)
1. Чтобы быть здоровым весь год, надо было в Чистый четверг перед Пасхой
обязательно до восхода солнца помыться в бане или полынье.
2. На Троицу свой дом украшали ветками липы, березы или клена.
3. На Купалу плели венки, пускали их по реке, водили хоровод и искали на счастье «папараць-кветку».
4. На Пасху молодежь и дети качались на качелях. Верили, чем выше подни-
мались качели, тем длиннее будут стебли льна.
Каждый праздник у белорусов был связан с определенными обряда-
ми, песнями, приметами. Сегодня мы поговорим об обрядах, обычаях праздников зимних, которые недавно прошли.
Православное Рождество в Беларуси является государственным праздником. Рождественский сочельник, или Навечерие Рождества Христова, православные верующие отмечают 6 января.
Согласно традиции, ужин в сочельник щедрый, но постный, состоящий из 12 блюд в честь двенадцати апостолов. В этот день по приходу из храма после утреннего богослужения верующие воздерживаются от принятия пищи до появления на небе первой звезды, которая символизирует звезду, взошедшую над Вифлеемом в момент рождения Христа.
В ночь с 6 на 7 января в православных храмах совершаются рождественские богослужения. По календарю православной конфессии в Беларуси Рождество Христово отмечает более 80% всего верующего населения. Традиционно с дохристианских времен в Беларуси 6-7 января - Первая Коляда - конец шестидневного Пилиповского поста, начало праздничных дней и вечеров. Этот праздник всем известен под названием «Большая кутья», который отмечался в честь зимнего солнцестояния.
Вторая кутья (Щедрая или Богатая Кутья) отмечалась в предвестие Нового года, а третья Кутья завершала праздники Коляды. Существовали многочисленные народные приметы, связанные с погодой на Коляды (Рождество).
Первый день Коляд ясный - будет неурожайный год, а если хмурый, снег идет - урожайный. Если в колядный вечер и ночью на небе много звезд - летом будет много грибов; если в другой половине дня посыплет град - горох будет большой, если снег - будут хорошо роиться пчелы.
Традиция отмечать Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января возникла после 1918 года, когда было введено новое летоисчисление. А когда-то этот день приходился на 1 января.
Вечер перед Новым годом называется Щедрым вечером. Это название праздник получил от щедрой кутьи - обрядовой еды, которая готовится на Новый год. В отличие от «постной» (6 января по новому стилю) эта кутья действительно была щедрой: на стол ставились жареные колбасы, свеженина, сыр, яичница, блины с подливкой, кровянка. В центре новогодней обрядовой еды находилось мясо свиньи, которая из-за своей плодовитости воспринималась как символ урожайности. Каждая хозяйка стремилась наготовить к Щедрому вечеру как можно больше блюд, потому что, согласно стародавнему поверью, как человек проводит старый год и встретит новый, таким будет для него и весь наступающий год.
На богатую кутью, когда уже все праздничные блюда стояли на столе, хозяин открывал окно или двери и приглашал на праздничный ужин мороз, стремясь тем самым подействовать на силы природы.
Мороз! Мороз! Приходи отведать кутьи! Не приходи летом, иначе мы побьем тебя железными хлыстами.
Хозяйка, набрав ложку кутьи и подойдя к окну, должна была постучать и обратиться к морозу.
Мороз, мороз, приходи отведать кутьи, чтобы не морозил рассаду, огурцы, тыквы, морковь, свеклу и все, что мне нужно посеять.
Для того чтобы куры неслись дома, а не по чужим дворам, после праздничного ужина приносили в дом обруч, выкладывали в него остатки ужина (особенно кутьи) и кормили в этом обруче кур.
Встреча Нового года обязательно сопровождалась щедрованием. Щедровщики, группки молодежи по 5-7 и больше человек, обходили все дома в деревне, поздравляя хозяев с праздником песнями, в обмен на которые хозяева должны были угостить колядующих.
Центральным «действующим лицом» щедрующей компании была «коза» - подвижный, способный к танцам парень, одетый в вывернутый кожух. Он держал в руках сделанную из дерева или бумаги голову козы. «Козу» сопровождал поводырь, который был должен уметь складно говорить. Поводыря, или «деда», одевали в старую одежду, приделывали ему бороду из пеньки, давали в руки посох. Остальные поддерживали главных действующих лиц.
В народе верят, что в ночь с 13 на 14 января вернее всего сбываются гадания. Вместе с тем, Белорусская Православная Церковь призывает молодых людей отказаться от традиции святочных гаданий, которые противоречат православной вере.
18-19 января - праздник Крещение (Вадохрышча), третья (постная, «водяная») кутья. Христианская религия связывает Крещение с крещением Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. В церквях в этот день происходит крещение воды, которую берут из ближайшей реки, высекая на льду большой крест.
В полночь перед Крещением хозяйки ходили на речку или на озеро и черпали воду, которая потом хранилась весь год как лечебная. Крещеную воду давали пить больным, опрыскивали ею поле перед посевной, домашних животных, новый дом перед заселением, гроб, перед тем как положить туда покойника.
На Крещение ходили в церковь и стремились как можно быстрее вернуться домой - тогда урожай хозяин соберет первым. Сено, на котором на протяжении Коляд стояла кутья, постепенно отдавали домашним животным как защитное средство от болезней и от негативного воздействия ведьм. Подсохший верх кутьи снимали и отдавали курам, «каб добра неслi».
Существовал уникальный обряд под названием «Цягнуць Каляду на дуба». Жители волочили по улицам борону, на которой стоял горшок с кутьей. На окраине деревни они выбирали самое высокое дерево, как правило, дуб. Мальчик оставлял горшок с кашей на самой верхушке дерева. Кутья символизировала жертву природным стихиям и душам предков. В старину верили, что собранный в этот день снег отбеливает холстину и кожу девушек, обладает целебными свойствами. Если бросить его в колодец, то он сохранит в нем воду в засуху.
Участники колядных гуляний и ворожбы стремились, невзирая на сильный мороз, три раза окунуться в проруби и тем самым очиститься от грехов.
По поверьям, ясный и холодный день на Крещение указывает на засушливое лето. Хмурое небо и снег - к большому урожаю.
Сейчас посмотрим фильм о том, как проводят праздники в белорусских деревнях.
Просмотр фильма
Итог:
Вы увидели, сколько интересного, таинственного скрыто в истории нашей страны. Но мы коснулись лишь крошечной ее частички. Если вы будете интересоваться историей, то вы откроете и другие страницы.
(Ребята угощаются белорусскими национальными блюдами).
Цель:
Задачи:
Объект:
Предмет:
Культура белорусского народа.
Белорусский народ выделяется своей оригинальной самобытной культурой, корни которой уходят в далекую языческую, дохристианскую эпоху.
Белорусская культура - это часть общерусской культуры, её самобытная и полноправная ветвь. В многообразии белорусских диалектов сохранены многие общерусские и общеславянские слова. Поэтому нет принципиальной разницы между белорусской и русской культурой, а их взаимодействие плодотворно и полезно всем.
Возрождению национальных традиций белорусской культуры во многом способствовала активизация белорусского национального движения в начале ХХ века1. Расцвёл талант будущих классиков современной белорусской литературы - Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича, Цётки и др.
Традиционный народный костюм — один из главных элементов этнической культуры белорусов. Считается, что после языка народный костюм является важнейшей этнической приметой. Он ярко отражает характер народа, уровень его духовной и материальной жизни в разные исторические периоды. На формирование белорусского народного костюма оказали влияние многие факторы: природно-географические условия, основные занятия населения, особенности исторического и социально-экономического развития края, формы вероисповедания, торговые и культурные связи с соседями — русскими, украинцами, литовцами, латышами, поляками.
Женский костюм. Наиболее ярко самобытность традиционного костюма белорусов выразилась в женской одежде, состоящей из искусно украшенной сорочки, юбки, фартука, декор которого гармонировал с узорами сорочки. Дополняли костюм постолы, лапти или черные хромовые чаравики (ботиночки). Особой оригинальностью и разнообразием отличаются женские головные уборы, которые определяли семейное положение, возраст особы. У девушек это разнообразные венки, повязки. У женщин это древняя намитка - одна из самых характерных для белорусок деталей костюма, а также платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.
Выделялась особенной гармоничностью форм, разнообразием и совершенством декора. Основу женского костюма составляла белоснежная полотняная сорочка с красно-черным узором по верхней части рукавов, воротнику, манжетам, плечевым вставкам. Несложные геометрические мотивы — ромбы, квадраты, звездочки, крестики, выполненные вышивкой набором или крестиком (более поздняя техника исполнения), комбинируются в разнообразные узоры.
Завершенность и праздничность женскому костюму придавали головные уборы. Девушки заплетали косы, вплетали в них ленты, носили венки, а также своеобразные уборы в виде узкого сложенного полотнища, которые не закрывали макушку. Замужние женщины обязаны были прятать волосы, ведь волосы ассоциировались с культом растительности, с идеей урожайности, плодовитости, а значит, с магической силой, способной воздействовать добром или несчастьем на окружающую действительность. Пряча волосы под намитку, община как бы предостерегалась от опасности и одновременно подчиняла женщину и мужу, и роду. Вот почему головной убор женщины — это символ ее замужества и, тем самым, ее зависимого положения. Снять головной убор — значило едва не нарушить брак.
Национальная особенность - ручник.
В наиболее чистом виде национальные особенности ткачества и вышивки выявились в декоре ручников. Оно и понятно: ручник — не только отрезок ткани, которым утираются. В быту белорусов ручники издавна выполняли также разнообразные обрядовые функции, они сопровождали белоруса буквально с рождения и до смерти: на ручнике принимали новорожденного, подносили хлеб-соль, им украшали красный угол с иконами, на нем опускали в могилу гроб. Особенно важную роль выполняли ручники в свадебных обрядах. Многие обрядовые, праздничные функции ручников продолжают свою жизнь и в наше время.
При всем разнообразии декоративных и композиционных решений, которыми определяются ручники из разных уголков Беларуси, их объединяют и некоторые общие черты. Так, например, выделяется большая группа белорусских ручников с вышитыми геометрическими узорами традиционного красного цвета, с небольшим добавлением черного. Орнамент обычно располагается по концам ручника, словно "стекает" с него. Самые широкие полосы — возле краев, следующие, ближе к середине, уже и расположены реже.
Национальная кухня белорусов .
На Власа отмечались заговены на скоромное, поэтому женщины с самого утра пекли, жарили, варили и тушили. Преимущественно мясное. И, конечно, блины — ржаные, овсяные, пшеничные. Обыкновенно, их выпекали очень много (больше, чем во все остальные дни.) Первый блин обязательно клали на подоконник — для предков. Считалось, что в этот день души умерших людей спускаются на землю. Они подкрепляются паром от первого, ритуального блина. Кто же нарушит этот обряд, тому предки никогда такой наглости не простят. Именно от этой традиции пошло: «Первый блин комом», т.е. первый блин не едят.
Помимо всего прочего, Масленица была праздником и всех молодоженов — ведь солнце — это жизнь и продолжение её. Так, на наших землях до сегодняшних дней имеет большое распространение обряд «разуванне маладой», активными участниками которого были замужние женщины. Собирались они большой компанией и обходили подворья, хозяева которых недавно справляли свадьбы, отдав дочку замуж. Для каждой молодухи они пели песни с пожеланием молодой женщине родить сына или дочку:
Спас
Последний месяц лета радует белорусов тремя народными праздниками: именно в августе празднуют медовый, яблочный и ореховый Спас. Сейчас эти даты неразрывно связаны с христианством, ведь Спас - праздник, посвященный Спасителю, Иисусу Христу. Но их история началась гораздо раньше.
Юрьев день
Важным праздником весеннего цикла для белорусов всегда был Юрьев день. Отмечали и отмечают его 6 мая. Именно в этот день первый раз выгоняли скот на пастбище, купались в росе. В некоторых регионах в Юрьев день «открывали» сезон весенне-летних песен, а также устанавливали качели. По народным поверьям Юрий - покровитель пастухов, а праздник этот - один из главных в земледельческом календаре.
Петров день
Петров день является древним земледельческим праздником, который отмечается 12 июля. Его еще называют Пятро, Пятрок или день Пётра і Паўла. В этот день все восхваляют апостолов Петра и Павла, которые покровительствовали крестьянам во время тяжелого летнего труда - косьбы, работы на пастбище и в огороде, жатвы.
Громницы
Этот зимний праздник имеет глубокие корни, еще наши предки-язычники считали его особенным. Сегодня в Беларуси его празднуют дважды: 2 февраля - по католическому календарю, а 15 февраля - по православному.
«Гуканне вясны»
Этот белорусский обычай - один из самых жизнерадостных и оптимистичных. Заканчивается долгая зима, а на смену ей идет красавица-весна. Чтоб ускорить ее приход и устраивается народный праздник, который носит название «Гуканне вясны».
Эта традиция имеет глубокие корни: звать весну начали еще в древние времена, когда наши предки были язычниками. Кличут весну обычно в конце марта - начале апреля. Чаще всего народный праздник совпадает с праздником церковным - Благовещеньем. В фольклоре белорусов даже есть такая поговорка: «на Матея дорога потеет, на Сараки деревья отпускаются, на Алексея рыба хвостом лед ломает, а на Благовещенье аист прилетает».
Аист (по-белорусски - бусел) - ключевая фигура этого праздника.
Коляды
Коляды для предков современных белорусов были главным зимним праздником, который был связан в первую очередь с днем зимнего солнцестояния и символизировал начало нового года - и солнечного, и сельскохозяйственного. Празднование начиналось 25 декабря и продолжалось до 6 января.
Купалье
В этот день деревья передвигаются с места на место, животные разговаривают между собой, а в реках можно увидеть русалок, которые плавают в кристально чистой воде. Этот день овеян таким количеством легенд и преданий, как ни один другой в году, и никто не может поручиться, что из них правда, а что - выдумка. Этот день - праздник Ивана Купалы. Отмечается он в ночь с 6 на 7 июля, но по некоторым сведениям наши предки праздновали его 23 июня - в канун летнего солнцестояния. По католическому календарю Купалье празднуется 24 июня.
Свадьба
Белорусская свадьба (или «вяселле») - уникальный обряд, имеющий глубокий сакральный смысл. Ни одно действие во время свадьбы не было случайным, все этапы были тщательно выверены и продуманы, как в хорошем спектакле. Свадьба и была этаким народным спектаклем, театрализованным представлением, призванным принести счастье, лад и достаток в семью молодоженов. Конечно, современная свадьба сильно отличается от традиционной, но многие элементы выполняются и сейчас.
Заключение.
Просмотр содержимого документа
«Обычаи и традиции Белорусского народа»
«Обычая и традиции Белорусского народа»
Цель: Знакомство связанной с изучением, возрождением народных традиций, обычаев, изучения исторического и культурного наследия белорусской национальности.
Задачи:
приобщение детей к духовным ценностям России - стимулирование интереса к народным традициям, обычаям;
повышение уровня патриотического воспитания;
воспитание у школьников бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;
приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;
сохранение исторической памяти;
Объект:
представители белорусского народа.
Предмет:
Традиции и обычаи белорусского народа.
Культура белорусского народа.
История белорусского народа - ценный источник углубления знаний об их традициях, нравах и культуре. В своей работе я постаралась обобщить те данные, которые были получены в ходе исследования.
Белорусский народ выделяется своей оригинальной самобытной культурой, корни которой уходят в далекую языческую, дохристианскую эпоху.
Культура белорусского народа.
Белорусский народ выделяется своей оригинальной самобытной культурой, корни которой уходят в далекую языческую, дохристианскую эпоху.
Белорусская культура – это часть общерусской культуры, её самобытная и полноправная ветвь. В многообразии белорусских диалектов сохранены многие общерусские и общеславянские слова. Поэтому нет принципиальной разницы между белорусской и русской культурой, а их взаимодействие плодотворно и полезно всем.
Древняя культура Беларуси много выиграла оттого, что когда шел процесс заселения её славянскими народами, они не стали уничтожать все, что было создано здесь аборигенами, которыми историки считают балтов и финно-угров.
Поначалу наши далекие предки, как и все восточнославянские племена, являлись язычниками. Эта форма религиозного сознания существовала очень продолжительное время и оставила глубокий след в культуре.
Возрождению национальных традиций белорусской культуры во многом способствовала активизация белорусского национального движения в начале ХХ века1. Расцвёл талант будущих классиков современной белорусской литературы – Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича, Цётки и др.
Столица Белоруссии город Минск. Президент Лукашенко Александр Григорьевич
Белоруссия находящаяся почти в центре Европейского материка имеет большие запасы многих природных ресурсов. Если будем учитывать, какие полезные ископаемые добывают в Белоруссии, то получится такая картина.
В стране имеются месторождения нефти и попутного газа, которые располагаются в восточной части прогиба реки Припять
Почти повсеместно распространены месторождения торфа. Разведано более 9 тысяч месторождений с общими запасами, оцениваемыми в 3 млрд. т. торфа, из разрабатываемых четырехсот месторождений, каждый год добывается около 15 млн. т.
Основным минеральным богатством региона, являются калийные соли, занимающие ведущее место в экспорте страны.
Также регион обладает практически неисчерпаемыми запасами каменной соли с суммарными запасами в 22 млрд. т.
Имеются месторождения доломита, основным из эксплуатируемых является карьер Гралево
В регионе разрабатывается около 110 месторождений глины
Также ведется добыча мела и мергеля
Существуют полезные ископаемые, промышленная разработка которых не ведется: горючие сланцы, бурые угли, фосфориты, железные руды, гипс.
Традиции и обычаи белорусского народа. Национальный костюм Белоруссии.
Традиционный народный костюм - один из главных элементов этнической культуры белорусов. Считается, что после языка народный костюм является важнейшей этнической приметой. Он ярко отражает характер народа, уровень его духовной и материальной жизни в разные исторические периоды. На формирование белорусского народного костюма оказали влияние многие факторы: природно-географические условия, основные занятия населения, особенности исторического и социально-экономического развития края, формы вероисповедания, торговые и культурные связи с соседями - русскими, украинцами, литовцами, латышами, поляками.
Характерные черты народного мировоззрения, традиционно сложившиеся этнические и эстетические нормы также повлияли на образ костюма, его композиционное, орнаментальное и колористическое решение.
Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация.
Наиболее распространенными материалами для изготовления белорусской народной одежды до начала 20 века были льняные и шерстяные ткани домашнего изготовления. Для вышивки и узорного ткачества использовались покупные хлопчатобумажные нити красного цвета, которые иногда подкрашивали растительными красителями до желаемого коричневого или бордового оттенка.
По традиционному народному костюму прочитываются многие стороны жизни его носителей - этническая принадлежность, историческое влияние других народов, семейное и социальное положение. Цветовые предпочтения и особенности орнамента могут рассказать о точном месте изготовления одежды и возрасте ее носителей. Праздничный костюм зачастую таит в себе многие сакральные и обрядовые моменты, является воплощением эстетических представлений народа. В основе единый белорусский костюм имел небольшие местные различия. В нем преобладал белый цвет - естественный цвет льна, из которого изготовлялась основа мужской и женской одежды. Ткани для одежды изготавливались в домашних условиях. Самым распространенным сырьем для ткани были лен и шерсть. Для окраски пряжи использовались натуральные красители (настои трав, коры, листьев деревьев, болотной руды).
Мужской костюм.
До начала 20 в. сохранились традиционные комплексы мужской и женской одежды. Мужской костюм состоял из рубахи, брюк, жилета. Костюм дополняли разнообразные головные уборы (магерки, брыли и др.), а также обувь: кожаные постолы, лапти, сапоги. Обязательной деталью костюма, несущей большую семантическую нагрузку, был пояс, который использовался при исполнении самых разных обрядов. И сегодня в Беларуси сохранились древнейшие традиции плетения и ткачества поясов. Законченность ансамблю придавала кожаная сумочка, которую носили через плечо или подвешивали к поясу.
Женский костюм. Наиболее ярко самобытность традиционного костюма белорусов выразилась в женской одежде, состоящей из искусно украшенной сорочки, юбки, фартука, декор которого гармонировал с узорами сорочки. Дополняли костюм постолы, лапти или черные хромовые чаравики (ботиночки). Особой оригинальностью и разнообразием отличаются женские головные уборы, которые определяли семейное положение, возраст особы. У девушек это разнообразные венки, повязки. У женщин это древняя намитка – одна из самых характерных для белорусок деталей костюма, а также платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.
Выделялась особенной гармоничностью форм, разнообразием и совершенством декора. Основу женского костюма составляла белоснежная полотняная сорочка с красно-черным узором по верхней части рукавов, воротнику, манжетам, плечевым вставкам. Несложные геометрические мотивы - ромбы, квадраты, звездочки, крестики, выполненные вышивкой набором или крестиком (более поздняя техника исполнения), комбинируются в разнообразные узоры.
Белым был и фартук, отделанный по низу одной или несколькими полосами того же, или близкого по смыслу, декора, что и на сорочке.
Юбку обычно шили из крашеной льняной или шерстяной клетчатой, иногда в полоску, ткани. Часто юбки, особенно будничные, имели однотонную окраску: вишневую, зеленую, синюю, фиолетовую. В целом они составляли явный цветовой контраст сдержанному бело-красному колориту рубах и фартуков.
Завершенность и праздничность женскому костюму придавали головные уборы. Девушки заплетали косы, вплетали в них ленты, носили венки, а также своеобразные уборы в виде узкого сложенного полотнища, которые не закрывали макушку. Замужние женщины обязаны были прятать волосы, ведь волосы ассоциировались с культом растительности, с идеей урожайности, плодовитости, а значит, с магической силой, способной воздействовать добром или несчастьем на окружающую действительность. Пряча волосы под намитку, община как бы предостерегалась от опасности и одновременно подчиняла женщину и мужу, и роду. Вот почему головной убор женщины - это символ ее замужества и, тем самым, ее зависимого положения. Снять головной убор - значило едва не нарушить брак.
Национальная особенность – ручник.
В наиболее чистом виде национальные особенности ткачества и вышивки выявились в декоре ручников. Оно и понятно: ручник - не только отрезок ткани, которым утираются. В быту белорусов ручники издавна выполняли также разнообразные обрядовые функции, они сопровождали белоруса буквально с рождения и до смерти: на ручнике принимали новорожденного, подносили хлеб-соль, им украшали красный угол с иконами, на нем опускали в могилу гроб. Особенно важную роль выполняли ручники в свадебных обрядах. Многие обрядовые, праздничные функции ручников продолжают свою жизнь и в наше время.
При всем разнообразии декоративных и композиционных решений, которыми определяются ручники из разных уголков Беларуси, их объединяют и некоторые общие черты. Так, например, выделяется большая группа белорусских ручников с вышитыми геометрическими узорами традиционного красного цвета, с небольшим добавлением черного. Орнамент обычно располагается по концам ручника, словно "стекает" с него. Самые широкие полосы - возле краев, следующие, ближе к середине, уже и расположены реже.
Национальная кухня белорусов .
Своеобразие исторических судеб белорусского народа оказало глубокое влияние на формирование и развитие его культуры. К ней относится и национальная кухня.
Часто используются в белорусской кухне различные виды "черной муки" - овсяной, ржаной, ячменной, гречневой и гороховой, причем для хлеба в Белоруссии шла ржаная мука, а для всех других мучных изделий - овсяная.
Из овощей наиболее характерны для белорусской кухни капуста, горох, бобы, морковь и, конечно, картофель - последнему принадлежит особое место.
Действительно, для белорусской кухни характерно не только то, что она знает около двух с половиной десятков блюд из картофеля, каждое из которых непохоже на другое, но и то, что эти блюда прочно закрепились в меню, составляют обязательную, непременную, существенную часть национального стола.
Природно-географические условия Белоруссии способствовали широкому использованию таких продуктов, как грибы, лесные ягоды и травы (сныть, щавель), яблоки, груши, речная рыба, раки, молоко, творог, сметана.
Что касается молочных блюд, то чисто молочных блюд в белорусской кухне нет, но зато разнообразные производные молока (творог, сметана, сыворотка, масло) используются как обязательные добавки - "забелки", "закрась" и "вологи" - во многие блюда, в состав которых входят мука, картофель, овощи или грибы.
Употребление и приготовление мяса в белорусской кухне тоже имеют ряд особенностей. Употребление свиного сала, свинины роднит белорусскую кухню с украинской. Однако сало в Белоруссии едят почти исключительно зимой, слабо посоленное, обязательно с кожным слоем. Едят его с картофелем, вприкуску, оно играет как бы роль мяса. Из домашней птицы предпочитают гуся, также в запеченном виде.
Излюбленными кулинарными приемами тепловой обработки являются в Белоруссии запекание, отваривание, томление, тушение.
Празднование белорусской Масленицы.
На масленичной неделе не ели мясо. Повсеместно угощали всех и вся молочными продуктами, благо молока уже хватало. Отсутствие мяса на столе совершенно не сказывалось на настроении и жизнеспособности граждан. Данный продукт заменялся очень большим количеством блинчиков, румяных, кругленьких, с корочкой да с домашним маслицем. Блины считались символом солнца и приходящей весны. Хозяйки пекли сей гастрономический продукт просто в огромных количествах, угощали соседей, приезжих, проходящих, проезжих, бедняков и стариков. На столе появлялись также различные сыры, масла, творог.
Местные затейники в первые дни Масленицы вылавливали в толпе очень привередливых женихов, которые, по мнению общественности, засиделись «в девках» и привязывали к ногам деревянную колодку. Таково было наказание за страшный грех привередливости. Наказанные в свою очередь должны были откупиться от колодки конфетами или деньгами. Второе было предпочтительнее.
Почти также поступали с девушками, которые за прошедший год не вышли замуж, даже, если это произошло не по их вине.
На Власа отмечались заговены на скоромное, поэтому женщины с самого утра пекли, жарили, варили и тушили. Преимущественно мясное. И, конечно, блины - ржаные, овсяные, пшеничные. Обыкновенно, их выпекали очень много (больше, чем во все остальные дни.) Первый блин обязательно клали на подоконник - для предков. Считалось, что в этот день души умерших людей спускаются на землю. Они подкрепляются паром от первого, ритуального блина. Кто же нарушит этот обряд, тому предки никогда такой наглости не простят. Именно от этой традиции пошло: «Первый блин комом», т.е. первый блин не едят.
В этот день существовал особенный ритуал поедания блинов. Хозяин разрезал их крест на крест, а каждый член семьи брал отдельную четверть, скручивал трубочкой и макал в творог с разогретым сливочным маслом.
Помимо всего прочего, Масленица была праздником и всех молодоженов - ведь солнце - это жизнь и продолжение её. Так, на наших землях до сегодняшних дней имеет большое распространение обряд «разуванне маладой», активными участниками которого были замужние женщины. Собирались они большой компанией и обходили подворья, хозяева которых недавно справляли свадьбы, отдав дочку замуж. Для каждой молодухи они пели песни с пожеланием молодой женщине родить сына или дочку:
После импровизированного концерта молодая выходила во двор и благодарила женщин за песню, за доброе пожелание и за то, что они как бы приняли её в свой круг, которому предназначалось сохранить и продолжить родовод. На следующий день этой же компанией возили молодуху в корчму, где уже её муж угощал всех разными вкусностями.
Спас
Последний месяц лета радует белорусов тремя народными праздниками: именно в августе празднуют медовый, яблочный и ореховый Спас. Сейчас эти даты неразрывно связаны с христианством, ведь Спас – праздник, посвященный Спасителю, Иисусу Христу. Но их история началась гораздо раньше.
Юрьев день
Важным праздником весеннего цикла для белорусов всегда был Юрьев день. Отмечали и отмечают его 6 мая. Именно в этот день первый раз выгоняли скот на пастбище, купались в росе. В некоторых регионах в Юрьев день «открывали» сезон весенне-летних песен, а также устанавливали качели. По народным поверьям Юрий – покровитель пастухов, а праздник этот – один из главных в земледельческом календаре.
Петров день
Петров день является древним земледельческим праздником, который отмечается 12 июля. Его еще называют Пятро, Пятрок или день Пётра і Паўла. В этот день все восхваляют апостолов Петра и Павла, которые покровительствовали крестьянам во время тяжелого летнего труда – косьбы, работы на пастбище и в огороде, жатвы.
Петр считался покровителем нивы, поля, особенно гречки. Ведь ее сеяли за несколько дней до праздника. Кроме того Петр способствовал созреванию урожая.
Громницы
Этот зимний праздник имеет глубокие корни, еще наши предки-язычники считали его особенным. Сегодня в Беларуси его празднуют дважды: 2 февраля – по католическому календарю, а 15 февраля – по православному.
Громницы всегда символизировали переход пор год от холодной и лютой зимы к жаркому лету. Все ждали тепла и солнца, хотели ускорить этот природный процесс. Несмотря на то, что февраль традиционно был самым холодным месяцем в году, наши предки говорили, что на Громницы зима с летом встречается. А значит, этот праздник уже можно считать весенним. Считалось, что именно в этот февральский холодный день может быть гроза с громом и молниями, которая дает надежду на скорый приход весны.
«Гуканне вясны»
Этот белорусский обычай – один из самых жизнерадостных и оптимистичных. Заканчивается долгая зима, а на смену ей идет красавица-весна. Чтоб ускорить ее приход и устраивается народный праздник, который носит название «Гуканне вясны».
Эта традиция имеет глубокие корни: звать весну начали еще в древние времена, когда наши предки были язычниками. Кличут весну обычно в конце марта - начале апреля. Чаще всего народный праздник совпадает с праздником церковным – Благовещеньем. В фольклоре белорусов даже есть такая поговорка: «на Матея дорога потеет, на Сараки деревья отпускаются, на Алексея рыба хвостом лед ломает, а на Благовещенье аист прилетает».
Аист (по-белорусски - бусел) – ключевая фигура этого праздника.
Коляды
Коляды для предков современных белорусов были главным зимним праздником, который был связан в первую очередь с днем зимнего солнцестояния и символизировал начало нового года – и солнечного, и сельскохозяйственного. Празднование начиналось 25 декабря и продолжалось до 6 января.
Купалье
В этот день деревья передвигаются с места на место, животные разговаривают между собой, а в реках можно увидеть русалок, которые плавают в кристально чистой воде. Этот день овеян таким количеством легенд и преданий, как ни один другой в году, и никто не может поручиться, что из них правда, а что – выдумка. Этот день – праздник Ивана Купалы. Отмечается он в ночь с 6 на 7 июля, но по некоторым сведениям наши предки праздновали его 23 июня – в канун летнего солнцестояния. По католическому календарю Купалье празднуется 24 июня.
Свадьба
Белорусская свадьба (или «вяселле») – уникальный обряд, имеющий глубокий сакральный смысл. Ни одно действие во время свадьбы не было случайным, все этапы были тщательно выверены и продуманы, как в хорошем спектакле. Свадьба и была этаким народным спектаклем, театрализованным представлением, призванным принести счастье, лад и достаток в семью молодоженов. Конечно, современная свадьба сильно отличается от традиционной, но многие элементы выполняются и сейчас.
Заключение.
Родной край, малая Родина, так или иначе, живет в памяти и душе тех людей, кто уехал из своего села, поселка, города надолго или навсегда. Эти люди нередко испытывают потребность хоть косвенно соприкоснуться с родным домом или могилами предков, с теми местами, где прошло их детство и юность. Одним хочется увидеть, как выглядит сегодня их родной дом, школа, улица, речка, луг, какое-то памятное и милое сердцу место, узнать, какие изменения произошли в родных краях; другим хочется получить горсть земли с родины, положить букет цветов на могилу родственника или друга, посадить дерево в памятном месте; третьим необходимо связаться с земляками, выяснить судьбы и адреса друзей и знакомых и т.д. Однако, не имея возможности приехать на родину, эти люди не в состоянии осуществить свои желания.
Традиции и обряды Беларуси имеют много общего с таковыми у своих славянских соседней. Белорусы (беларусы) относятся к восточноевропейскому типу среднеевропейской расы, их предками были восточнославянские племена дреговичей, кривичей, радимичей, отчасти древляне, северяне и волыняне. Предки белорусов вобрали в себя множество черт древнейшего населения этого края - летто-литовских племен ятвягов, а также некоторые черты польской, литовской, украинской, русской и еврейской культуры, сохранив при этом, несмотря на многочисленные опустошительные войны, не раз прокатывавшиеся по этой земле, свои главные национальные черты. Сам белорусский этнос неоднороден и включает в себя несколько субэтнических групп - в Полесье живут "полещуки", в районе Пинских болот - "пинчуки", вдоль верхнего течения Днепра можно наблюдать верхнеприднепровский антропологический тип, а на юге страны заметно украинское влияние. Даже в языке можно выделить два диалекта - юго-западный и северо-восточный. Также здесь проживало и проживает множество представителей еврейской, татарской, украинской, польской, русской и других культур, каждая из которых имеет полную свободу самовыражения.
Культура страны представляет собой, пожалуй, наиболее хорошо сохранившийся среди восточноевропейских славян набор древних языческих обычаев и традиций. Даже несмотря на многовековое господство христианства, как православного, так и католического, в Беларуси сохранились отголоски множества древних ритуалов, начиная с Масленицы и Купалы, "Громницы" и "Гуканне весны" (перелом года от зимы к лету), "Сороки" и "Деды", "Коляд" и "Дожинок" (праздник окончания жатвы), "талаки" и "сябрына" (обычай общинной взаимопомощи), и заканчивая множеством обрядов, связанных со свадьбой, рождением или смертью. Как и у соседей, здесь было множество ритуалов, связанных с сельским хозяйством, с заготовкой леса и баней, а вся природа почиталась как единое живое существо. Все эти обряды вплелись в позднейшие христианские ритуалы, образуя неповторимую и колоритную белорусскую культуру. Чрезвычайно богат и разнообразен песенный и устный фольклор.
Основной местного социума всегда была семья, обычно небольшая. Мужчина занимал и занимает здесь важнейшее место - это и "бацька" для детей и "дядьзька" для младших членов семьи, основной добытчик и защитник дома. Женщина - равноправная хозяйка и распорядительница домашних работ, мать и хранительница очага. Эта двухсоставная часть семьи отражалась и в быту - деревянные и металлические предметы обихода считались "мужскими", тканые и плетеные - "женскими". Причем всегда и везде предпочтение отдавалось предметам из природных материалов. Национальная одежда, обувь, музыкальные инструменты и даже тип жилищ близки к образцам других славянских культур, однако белорусский стиль виден во всем, и перепутать местную одежду и украшения, например, с образцами украинского или литовского платья невозможно - настолько самобытны местные мастера.
Тихая и величественная природа страны наложила отпечаток и на облик народа. Белорусы по большей части очень приветливы и добродушны, многовековая общинность наложила отпечаток и на характер взаимоотношений между людьми. Здесь редко увидишь шумные сцены на людях, высока взаимопомощь между людьми и доминирует уважительное отношение к старшим и к собеседнику. Даже в деловой этикет вошли традиции доверия - здесь редко обвешивают на рынках, скрупулезно соблюдают договоренности и тщательно берегут репутацию (причем не только в бизнесе). Множество дел, причем не только общинных, решается на совете, даже праздники чаще всего проводятся либо всей семьей, либо всем населенным пунктом.
В отношении одежды строгих норм нет - белорусы с удовольствием носят как обычную повседневную одежду европейского фасона, так и национальные наряды. В деловом этикете приняты костюмы европейского стиля. Деловой визит должен быть заранее согласован и подтвержден непосредственно перед встречей. Рабочий день в большинстве учреждений продолжается с 09.00 до 18.00.
В деловых кругах широко распространены русский, английский и немецкий языки. В повседневной жизни повсеместно используется белорусский язык, который снова введен в качестве государственного в 1990 г. Однако русский также имеет широкое распространение, что привело к образованию своеобразного интернационального сленга, известного как "трасянка". В любом месте можно услышать начало беседы на белорусском, а продолжение - по-русски, или наоборот. В качестве письменной основы используется кириллица, но иногда применяют и латинский алфавит. Некоторые белорусские топонимы в произношении местных жителей иногда звучат довольно непривычно, например Хродна (Гродно), Махилеу (Могилев), Витсебск (Витебск) и так далее, поэтому при общении такие моменты следует иметь в виду.