Нетрадиционное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий. Конспект занятия (Здоровьесберегающие технологии)
Цель: Закрепить знания о семи цветах радуги.
Задачи: образовательные: обогащать словарь, способствовать усвоению звукового и грамматического строя речи. Учить сочетать движения с речью.
Учить соотносить цвет с предметом, где его можно увидеть. Закрепить знания о явлении природы – радуга, дождь, ветер. Формировать правильное речевое дыхание. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Использовать фонопедические оздоровительные упражнения.
Предварительная работа: беседа о цветах радуги, рисование радуги, рассматривание картинок. Разучивание речевых игр, артикуляционной и дыхательной гимнастики. Разучивание и выполнение оздоровительного точечного и игрового массажа. Разучивание пальчиковых игр.
Ребята, у нас сегодня не обычный день. Мы с вами отправимся в Волшебную страну красок. А так как нам, предстоит дальняя дорога, мы должны окончательно проснутся. Сначала мы разбудим наши пальчики.
Гимнастика с мячом «Ежик»
Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)
И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)
Помассируем бока. (катаем между ладошек)
«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу. (подкидываем мяч)
Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)
А теперь мы проверим, проснулись ли наши глазки.
Упражнение «Бабочка»
(офтальмологические упражнения)
Посмотрите, какая красивая бабочка к нам прилетела.
Давайте проследим за ее полетом только глазками
Бабочка летела, летела
И на цветочек села.
Пальчики проснулись, глазки проснулись, осталось только проверить проснулись ли наши ножки и ушки.
Встаем в круг. Когда бубен звучит громко:
Мы идем по кругу и топаем ногами,
когда бубен звучит тихо:
Мы встаем на носочки и идем очень тихо по кругу.
Упражнение «тихо-громко»
Теперь мы точно готовы к нашему путешествию (звучит музыка)
Встаем друг за другом в паровозик (руки на плечи впереди стоящему).
Приехали! Выходите из вагончиков. Давайте подышим свежим воздухом.
Давайте глубоко вдохнем через нос, а на выдохе скажем «Хорошо». И еще раз вдохнем медленно, глубоко, а на выдохе скажем радостно «Как хорошо».
Упражнение на дыхание «Как хорошо».
(воспитатель одевает берет и берет кисточку с палитрой)
Взяв бумагу я краски
И пустилась в дальний путь
На природе, над пейзажем
Поработаю чуть-чуть
Только вот беда какая
Вся палитра здесь пустая!
Краски вдруг все разбежались!
Ни одной здесь ни осталось!
Игра «Найди свою коробочку» (дети из волшебного мешочка достают цветной кружок и по команде воспитателя должны подойти к коробочке своего цвета).
(Звук грома и дождя.)
Ребята, у нас в Волшебной стране красок пошел дождик. Давайте с ним поиграем.
Речевая игра с самомассажем «Дождик»
Кап-кап, надо нам расходиться по домам
(Дети поглаживают спинку друг другу.)
Гром-гром как из пушек, нынче праздник у лягушек
(кулачками стучат по спинке)
Град-град, сыплет град,
(пальчиками стучат по спинке)
Все под крышами сидят.
(делают «Крышу» руками над головой).
(звучит звук ветра)
Ребята, посмотрите что сделал с нашими картинками ветер. Он перепутал их цвета. (Картинки с синими листочками, красными бананами, желтыми баклажаны, зелеными тучками, голубые помидоры, фиолетовое солнце, оранжевый дождик.)
Игра «Такого не бывает»
Сортируем картинки по цветам (которым они должны быть)
Ребята, какие цвета у нас получились? А какой один рисунок мы можем нарисовать, используя эти все цвета? Правильно, радугу.
Давайте постараемся дотянутся до радуги.
Упражнение для развития мышц спины «Потягушечки»
Ребята, вам понравилось наше путешествие в волшебную страну сказок?
(Ответ детей.)
Вы хотели бы еще в ней побывать?
(Ответ детей.)
Мы обязательно еще вернемся туда, так как там каждый день происходит что-то интересное. А сейчас нам пора подкрепится.
Разделы: Начальная школа
По оценкам отечественных и зарубежных специалистов у современных младших школьников в последнее время наблюдается снижение темпов роста и функциональных показателей, отмечается замедленное развитие. Несоответствие между физическим развитием первоклассников и предъявляемыми требованиями ставят ребёнка в условия, приближающиеся к экстремальным, и адаптационный процесс у них протекает напряжённо. В результате этого к концу первого года обучения число абсолютно здоровых детей значительно уменьшается. К числу причин, влияющих на здоровье школьников (социальных, экологических, экономических и генетических), относятся и факторы внутришкольной среды.
“Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов”.
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
На сегодняшний день одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся. С 2007 года эта работа является приоритетным направлением деятельности нашей школы. Педагогический коллектив школы четко осознает, что эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учета физических и психологических особенностей обучающихся. Здоровье, которое понимается как интегральная характеристика развития, как высокий уровень адаптированности к среде, рассматривается нами как основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Пытаясь исправить создавшееся положение, наша школа включилась в эксперимент “Технология создания педагогической системы школы, содействующей здоровью учащихся”.
Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения.
Сравнительный анализ пропусков учащимися по болезни, представлен в таблице:
Учебный год | Всего учащихся | Всего пропущено уроков | Пропущено уроков по болезни |
2008–2009 | 546 | 36975 | 35653 |
2009–2010 | 533 | 27817 | 27817 |
2010–2011 | 494 | 28963 | 28192 |
Таблица наглядно демонстрирует неблагоприятную ситуацию со здоровьем школьников. По результатам проведенного анализа, очевидно, что состояние здоровья обучающихся ухудшается и лишь 10 % школьников – являются здоровыми. За последние три года уровень здоровых обучающихся снизился с 38 % до 24 %, а больных стало 76 %. Учащиеся школы часто испытывают слабость, утомляемость после занятий в школе и дома, часто испытывают головные боли при волнении, после физической нагрузки, а также без видимых причин. У некоторых учащихся наблюдается нарушение сна, проблемы с дыхательной системой, достаточно часто возникает состояние слезливости. Все это требует контрмер, активного формирования у подрастающего поколения установок на здоровый образ жизни, на воссоздание авторитета семьи. Появилась острая необходимость решения данной проблемы , которая играет особую роль в решении этих вопросов, ведь именно здесь должны формироваться основы здорового образа жизни, гигиены, социально-приемлемые способы удовлетворения базисных потребностей личности.
Данные по школе свидетельствуют о необходимости решения проблемы.
Общие данные по заболеваемости учащихся
Типы заболеваний |
2008–2009 | 2009–2010 | 2010–2011 |
Миопия | 81 | 99 | 77 |
Бронхиальная астма | 3 | 2 | 1 |
Сколиоз | 42 | 32 | 29 |
ДНЗ I и II степени | 33 | 51 | 49 |
Плоскостопие | 20 | 16 | 58 |
Нарушение осанки | 39 | 31 | 43 |
Болезни ЖКТ | 25 | 17 | 41 |
Болезни ССС | 2 | 4 | 28 |
Лор | 27 | 16 | 52 |
Эндокринолог | 47 | 53 | 37 |
Невропатолог | 9 | 15 | 12 |
Сведения об учащихся, отнесенных к различным группам здоровья
Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение при организации учебно-воспитательного процесса в школе. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме, так как это имеет прямое отношение к обучению.
Роль здоровьесберегающих минуток в группе продленного дня
Почему мы вышли на проблему здоровьесберегающего обучения? Этот шаг был неслучаен. Продленный день прочно вошел в жизнь общеобразовательной школы. Он должен быть не только воспитательным, но и оздоровительным. Основными задачами воспитателя группы продленного дня являются: исследование и оценка состояния здоровья обучающихся и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья обучающихся через приобщение к здоровому образу жизни.
Большие возможности, на наш взгляд, в этом отношении имеют оздоровительные двигательные мероприятия в учебном процессе и группе продленного дня.
О значении проведения минут отдыха для физического и умственного развития воспитанников писали и пишут врачи, педагоги и психологи.
Воспитать здорового человека – одна из первейших заповедей нашей общеобразовательной школы. По утверждению В.А.Сухомлинского, добрая половина забот и тревог о детях в течение первых четырех лет обучения связана с заботой об их здоровье. “Я не боюсь, – говорит он, – еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”.
Мы поделимся опытом проведения на занятиях разнообразных по содержанию упражнений, способствующих активному отдыху учащихся.
В нашу практику вошло проведение здоровьесберегающих минуток при выполнении домашних заданий. Так как мы используем специальную гимнастику для пальцев, глаз, упражнения на осанку, для мышц шеи, рук и плеч, ритмическую гимнастику в музыкальном сопровождении.
Перед началом выполнения уроков мы разработали и проводим тренинг-настрой:
Только в лес мы вошли, появились комары.
Руки вверх, хлопок над головой,
Руки вниз, хлопок другой.
Снова дальше мы идём, перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два, позади уже вода.
Мы шагаем, руки выше поднимаем.
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лису обхитрим – на носочках пробежим.
Серый заяц скачет в поле – очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке, непоседе-шалунишке.
И закончилась игра, за работу нам пора.
Проводя, комплекс упражнений гимнастики до занятий решаем следующие задачи:
- ускорить вхождение организма в активную учебную работу;
- достичь оздоровительного и закаливающего эффекта;
- воспитать правильную осанку, координацию движений, чувство ритма, способность эстетического восприятия движений.
На своих занятиях мы учим детей правильно дышать, используя упражнения на дыхание и формирование правильной осанки. Так как долгое сидение приводит к ослаблению дыхательных мышц.
Руки в стороны и вверх,
И потянемся теперь. (Потягивания, руки вверх .)
Чтобы спинка не болела,
Мы наклоны будем делать.
Наклонились, раз и два, (Наклоны вперед-назад. )
И за парты нам пора.
Используя упражнения для пальцев рук, мы формируем речедвигательный анализатор, а для того чтобы предупредить зрительное утомление школьников мы используем комплекс упражнений для глаз.
“Замок” (гимнастика для пальцев рук )
На двери весит замок.
Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок )
Потянули… (пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны )
Покрутили… (выполняются волнообразные движения кистями рук )
Постучали… (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг об друга )
И открыли! (пальцы расцепились )
“На море” (комплекс упражнений для глаз )
(Под медленную спокойную музыку. ) LANG="EN">
1. “Горизонт”
1–4 – чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта (“на море”) слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
5–8 – повторить линию горизонта справа-налево.
2. “Лодочка”
1–4 – чертим “лодочку” (дуга к низу), глаза повторяют движение, голова прямо.
3. “Радуга”
1–4 – чертим “радугу” (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
5–8 – повторить движение в другую сторону.
4. “Солнышко”
1–8 – “На море солнышко” – чертим “солнышко” (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.
Повторить движение в другую сторону.
5. “Пловец плывет к берегу”
1–4 – правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.
5–8 – медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.
6. “Яркое солнышко”
1–8 – зажмуриться – “солнышко ослепило”, закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.
Использование нами физкультминуток позволяет использовать оставшееся время при выполнении домашних заданий гораздо интереснее и с наибольшей результативностью учебной отдачи учащихся, сохраняя при этом здоровый образ. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшей работе.
По данной работе школьным психологом проводился экспресс-опрос и дал следующие результаты:
Оздоровительные минутки обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствую повышению внимания и активности учащихся во время выполнения уроков.
Эффективно проводить упражнения с простейшим инвентарём (скакалка, мяч, эспандер), под музыку, введение учащихся в мир упражнений с помощью ситуаций, основанных на названии упражнений, позволит превратить 5–10-минутный перерыв в весёлую и увлекательную игру.
Таким образом, рассматривая воспитательный процесс с позиции роли в нём движений установлено следующее:
- движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения и воспитания;
- недостатки в движениях снижают уровень физических функций, задерживают развитие, вызывают затруднения в усвоении школьной программы;
- знание учителем и воспитателем взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволит учителю и воспитателю использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания, восприятия.
- объём двигательной деятельности учащихся в течение дня должен быть достаточным для стимулирующего влияния на организм, содействуя разностороннему его развитию.
Литература
- Баранчукова Г.А . Об организации физкультурно-оздоровительной работы в школе и группах продленного дня. Методические рекомендации. – Л., 2001.
- Гордеева В.В . Система воспитательной работы в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Дегтерев Е.А., Синицын Ю.Н . управление современной школой. Выпуск VIII. Педагогика здоровья. Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Учитель, 2005.
- Ковалько В.И . Школа физкультминуток (1–4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для школьников. – М.: ВАКО, 2005.
- Ковалько В. И . Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2004.
Евгения Гасанова
Открытое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе «Где прячется здоровье?»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ивушка»
Конспект открытого занятия
в старшей группе
«Где прячется здоровье ?»
Провела : воспитатель Гасанова Е. В.
Ст. Обливская
.Цель : оздоровление детей и создание условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым , радостным и счастливым.
Задачи :
Образовательные : - учить детей вести здоровый образ жизни ;
расширять представление о профессиях людей. Уточнять и расширять словарный запас по данной теме. Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы)
Развивающие : - развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни ;
Коррекционные : Развивать общую, артикуляционную, мелкую моторику, мимическую мускулатуру, дыхание. Развивать внимание, мышление, память.
Воспитательные : Воспитывать самоконтроль за речью. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Здоровьесберегающие : - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей . помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья ; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не острожного обращения с ними
Оборудование : презентация, макет поезда, макет солнца; лучики - способы укрепления здоровья ; корзина здоровья с картинками (расческа, зубная щетка, мыло, полотенце) ; письмо от Незнайки; картинка –пазл режим дня, дорожка здоровья
Предварительная работа по областям :
Коммуникация.
Беседы с детьми по темам : «Что такое здоровье ?» , «Значение режима в жизни человека?» , «Здоровье дороже золота » , «О последствиях не соблюдения ОБЖ» .
Познание. Беседа – размышление «Что такое хорошо и что такое плохо» ; «Что такое здоровье » , «Чистота залог здоровья » .
Исследовательская деятельность : «Значение воздуха для организма» , «Свойства воды» , «Свойства снега» сравнение чистых и грязных рук. Развивающие игры : - «Разрезные картинки» , «Угадай что это?» Дидактическая игра : «Найди отличия» , «Режимные моменты» , «Узнай вид спорта» .
Социализация. Сюжетно-ролевые игры : «Больница» , «Аптека» , «Кафе» , «Семья» .
Дидактические игры : - «Виды спорта» ,
Ход НОД:
1. Организационный момент/Установление эмоционального контакта/
Ребята, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с ними .
Придумано кем-то просто и мудро
При встречи здороваться :
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым доверчивым
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель : ребята, а вы знаете, что здороваться это значит – желать здоровья . Я хочу рассказать вам легенду о здоровье .
Легенда (на экране) .
«Давным- давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек, один из Богов сказал : «Человек должен быть сильным» .
Другой сказал : «Человек должен быть умным» .
Третий сказал : «Человек должен быть здоровым » .
Но один Бог сказал так : «Если все это будет у человека, он будет подобен нам» . И решили они спрятать главное, что есть у человека - здоровье . Стали думать- решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - на высокие горы.
А один из Богов предложил : «Здоровье надо спрятать в самого человека» .
Так живет человек с давних времен, пытаясь найти свое здоровье ,
да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар Богов!
2. Основная часть
Сегодня, ребята, мы с вами отравимся в путешествие и узнаем, где прячется здоровье .
А путешествовать мы будем с вами на этом поезде.
А вы знаете кто управляет поездом? /машинист/.Машинистом будет…
Кто еще работает на поезде? /проводник/Проводником будет…
Проводник пропустит в вагон только тех, кто ответит на вопрос :
(Игра «Что делает?» )
Я называю профессию, а вы отвечаете, что делает человек данной профессии, а проводник вас встретит и предложит место в вагоне.
Скрипач – играет на скрипке;
писатель – пишет книги;
строитель – строит дом;
учитель – учит детей;
таксист – возит людей;
врач – лечит людей;
повар – готовит еду;
библиотекарь – выдаёт книги;
почтальон – разносит почту;
портниха – шьёт одежду;
медсестра – делает уколы;
лётчик – водит самолёт;
Ветеринар – лечит животных.
Дети садятся в вагон. (музыка «голубой вагон» )
Воспитатель : ребята, а вы знаете, что такое здоровье ?
Дети : да
Воспитатель : молодцы, расскажет нам …
Здоровье - это же бесценный дар,
Который при рожденье тебе дан.
Его всегда оберегай,
И способами всеми укрепляй.
Остановка. Выходят из вагона.
Ребята, посмотрите, какое грустное солнышко. Как вы думаете, почему оно грустное?
-Дети : -потому что у него нет лучиков.
Давайте добавим ему лучики и оно лучше будет согревать нам. Но для этого нужно вспомнить как нужно укреплять здоровье . И в первую очередь, ребята, нужно соблюдать чистоту.
Воспитатель : А зачем нужно соблюдать чистоту, как вы думаете?
Дети : Чистоту надо соблюдать, чтобы не было грязи.
Воспитатель : А чем опасна грязь?
Дети : в грязи живут микробы.
Воспитатель : Кто такие «микробы» ?
Ответы детей :…
Появляется микроб :
Я хитрый ха-ха-ха
Быть здоровым – чепуха !
Суйте грязный палец в ротик
Как живете, как животик?
Ну а голова болит?
Меня это веселит.
До чего же я пригож
Я микробушка хорош!
Воспитатель : Плохой ужасный
Микроб : Да я самый прекрасный!
Воспитатель : Заразный
Микроб : Меня обижают бедный я бедный!
Воспитатель : ты микроб страшно вредный
Микроб : Ну теперь я от вас не отстану!
Воспитатель :
Ты микроб не отставай, а загадки с нами отгадай. А ответы здесь найдём и корзинку здоровья соберём .
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
Целых двадцать зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расческа)
Пластмассовая спинка,
Жесткая щетинка,
С зубной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)
Лёг в карман и караулю
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (Носовой платок)
Вытираю я, стараюсь ,
После ванной паренька.
Все намокло, все измялось –
Нет сухого уголка. (Полотенце)
Микроб : а теперь я проверю как вы знаете предметы личной гигиены. (Дидактическая игра «Можно- нельзя» )
Давайте поиграем в игру, какими предметами можно пользоваться всем вместе, а какими - только по одному. Приготовьте ладошки, не забудьте, хлопать нужно тогда, когда услышите название личных предметов. И так, игра «можно – нельзя» :
полотенце. - карандаши.
кисточка. - носовой платок.
зубная щетка. - книга.
расческа. - игрушки.
Микроб : Какие молодцы!
Ох, я не могу
И сейчас я упаду
Здоровый образ жизни не для меня
Ой, умираю, погибаю я! (Уходит)
Воспитатель : - Ребята вот мы и прогнали Микроба.
Это вам совсем не ново,
Это вам давно знакомо
Кто откроет мне секрет ,
Спрятан здесь, какой совет?
Дети : нужно соблюдать гигиену.
Воспитатель : ребята, а у нас появился первый лучик. (прикрепляет лучик1 –соблюдать гигиену)
Воспитатель : А сейчас мы вспомним, как называется следующий лучик нашего здоровья . Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель,
без воды - 5 дней, а без этого (воздуха) - не больше 5 минут.
Что же это?
- Дети : Это воздух. (воспитатель добавляет лучик 2–воздух)
Воспитатель :
Как важен для нас воздух расскажет нам …
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет,
Дышат птицы и цветы,
Дышат гости, я, и вы.
Воспитатель : а сейчас мы будем дышать со звуками. (Упражнения на дыхание) .
«Самолеты» - со звуком «В» - от насморка.
Дети произносят на длительном выдохе звук «В» , руки в стороны, покачиваются, будто в полете.
«Комарики» - со звуком «З» - когда болит горло.
Ладонь на шее, произносить звук «З» на длительном выдохе.
«Жуки» - со звуком «Ж» - при кашле.
Ладонь на груди, произносить звук «Ж» на выдохе.
«Львята» - со звуком «Р» - когда плохое настроение и хочется с кем-нибудь поссориться.
«Водичка» - со звуком «С» - когда устали и хочется отдохнуть
Воспитатель : ребята, посмотрите письмо. Оно от Незнайки. Он просит нас ему помочь. Поможем? Это рифмы.
Как вы считаете, мы это сможем?
Чтобы детям развиваться, нужно правильно питаться!
Кушай овощи и фрукты, натуральные продукты!
Чтобы жить здоровым дольше , кушай фруктов ты побольше.
Если ты не хочешь супа - поступаешь очень глупо.
Ешь конфеты и печенье, лишь чуть - чуть, для настроения.
Пополни кальций свой дружок, съешь на завтрак творожок.
Меньше ешь плохих продуктов, больше кушай свежих фруктов.
Не повторяйте блюда те же, твое меню должно быть свежим.
Будешь с чипсами дружить, силачом тебе не быть.
Воспитатель : -молодцы, ребята, а вот и Незнайка и у него есть для вас задание – нужно собрать в корзину только полезные продукты. Молодцы ребята, Незнайка очень доволен. И запомните народную мудрость :
- «Не всякая еда нужна для живота» .(Появляется лучик 3–правильное питание)
Воспитатель : Ребята, вы наверное уже устали давайте сделаем зарядку. А вы знаете, зачем нужно делать зарядку?
Дети : Зарядку нужно делать для того чтобы быть сильным; зарядку нужно делать для того чтобы быть выносливыми; зарядку нужно делать для того чтобы быть быстрыми; зарядку нужно делать для того чтобы быть гибкими.
Воспитатель : Ребята давайте покажем нашу любимую зарядку.
Воспитатель показывает детям упражнения, которые они вслед за ним повторяют.
У меня есть голова
Направо - налево, раз – два. Повороты, наклоны головы
Она сидит на крепкой шее,
Покрутили – повертели. Круговые повороты шеей.
Затем туловище идет,
Наклон назад, наклон вперед,
Поворот – поворот. Руки на поясе, наклоны, повороты
Сильные руки есть у всех,
Вниз - вверх, вниз – вверх. Рывки руками вверх – вниз.
Ноги нам нужны, чтоб бегать…
Прыгать… приседать… стоять! Бег на месте, подскоки, присев
Вот какое мое тело!
С ним все сделаешь на «пять» !Выпрямляются, поднимаются на носочки, руки вверх.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете какой следующий лучик?
(Появляется лучик4- Двигательная деятельность)
Воспитатель –Очень важно ребята, соблюдать режим дня. Это значит во-время кушать и гулять, и в одно и тоже время спать. В этом нам помогают часы. Расположите по порядку режим дня мальчика с девочкой. (Дидактическая игра «Режим дня» )
(Появляется лучик5-режим дня)
Воспитатель-ребята, посмотрите на экране появилось радостное солнышко. Это значит мы справились с заданием и нам пора отправляться в детский сад. (Дети садятся в вагон) .
Воспитатель : - Ребята, вам понравилось путешествие? Какое доброе дело мы с вами сделали во время путешествия?
Дети : помогли солнышку.
Воспитатель : что мы вспомнили, когда помогали солнышку?
Дети : как укреплять здоровье .
Воспитатель : молодцы! тогда конечно вы все знаете, что
Каждый должен твердо знать :
Здоровье надо сохранять !
Нужно спортом заниматься,
Нужно правильно …
Дети : питаться,
Руки мыть перед едой,
И вообще дружить с …
Дети : водой!
Глубже дышать, кислород поглощать!
Больше гулять, с друзьями…
Дети : играть!
И тогда все люди в мире
Долго-долго будут жить!
И запомните : здоровье
В магазине не купить!
Воспитатель : А сейчас ребята, за вашу доброту и активное участие, я хочу вам подарить эти красивые платочки.
Воспитатель : до свидания!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 41 «ЧЕБУРАШКА»
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Конспект интегрированной организационно – образовательной деятельности в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий
Подготовила и провела
Никулина Т.В.
Мытищи 2012
Цель: сформировать у детей понимание значения и необходимости соблюдения гигиенических процедур, физических упражнений и режима дня.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать формировать представление о здоровье как одной из основных
Ценностей;
Обобщить и расширить знания детей о полезных продуктах, о взаимосвязи
Здоровья и питания;
- Обогатить и активизировать речь детей по теме;
- Продолжать учить анализировать, делать выводы.
Развивающие:
- Продолжать развивать связную речь, мышление, внимание, сообразительность;
- Формировать потребность в соблюдении культурно – гигиенических навыков,
Режима дня;
Развивать выразительность при чтении стихов, умение отгадывать загадки;
Развивать интерес к заботе о своем здоровье, проявление самостоятельности,
Умение проявлять знания в игровой и речевой форме.
Воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;
Воспитывать чувство коллективизма, умение быть командой;
Воспитывать привычку к чистоте и порядку.
Предварительная работа:
Проведение дней и недель здоровья; - отгадывание загадок; чтение пословиц и поговорок о ценности здоровья; - разучивание стихотворения «Микроб»; - сюжетно – ролевые игры: «Больница», «Поликлиника», настольно – дидактическая игра «Аскорбинка и ее друзья»; - чтение художественных произведений.
Интеграция образовательных областей :
Чтение художественной литературы
- Коммуникация
- Социализация
- Познание
Материал:
- эмблемы для команд «Яблочки», «Морковки»;
- магнитная доска, мел;
- мяч среднего диаметра;
- книга с загадками;
- корзина с яблоками.
Ход организационно – образовательной деятельности
Здравствуйте ребята! Рада видеть вас радостными и красивыми. Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым. Ведь, как говорили древние греки: “В здоровом теле - здоровый дух”.
Задумывались ли вы, что у здоровья есть много верных и добрых друзей?
Давайте подумаем, что помогает человеку быть здоровым?
(Зарядка, правильно питание, чистота, свежий воздух, режим дня)
Правильно, ребята. Чтобы начать разговор о первой помощнице здоровья, давайте поиграем в игру «Мое утро». Передавая мяч по кругу, мы расскажем друг другу, что делаем по утрам.
Молодцы! Первая помощница здоровья - вода. Прохладная чистая вода, которой мы умываемся, чистим зубы, моем руки, закаляет наш организм, прогоняет сон, очищает кожу, смывая с нее микробы.
А что такое микробы? Что вы о них знаете? (Ответы детей).
Микроб – ужасно вредное животное:
Коварное и, главное, щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет – и спокойно там живет.
Залезет, шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот.
Вы, куклы, мыли руки перед ужином?
Ой, братец Лис, ты выглядишь простуженным.
Постой-ка, у тебя горячий лоб:
Наверное, в тебе сидит микроб!
Иногда микробы попадают не только на руки или лицо, но и в нос, горло, и тогда мы начинаем чихать и кашлять. А как защитить себя от таких микробов?
(находиться в проветренном помещении, прикрывать нос и рот носовым платком,
соблюдать везде чистоту, порядок…).
Правильно. А сейчас я предлагаю вам выполнить комплекс закаливающего носового дыхания.
- Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице, сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5 – 6 раз).
- Сделать 8 – 10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую,
по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
- Сделать вдох носом. На выходе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделать резкий выдох через нос (з – 4 раза).
- Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть
Язык, стараясь его кончиком достать до подбородка. Беззвучно произнесите:
а-а-а (5 – 6 раз).
Второй наш друг, как вы правильно уже заметили, - это утренняя гимнастика.
Подумайте, какую пользу она нам приносит? (Она прогоняет сон, дарит нам бодрое, хорошее настроение, укрепляет мышцы, укрепляет наше здоровье).
Правильно. Не только люди, но и животные приводят себя в порядок после сна. Давайте вспомним нашу физкультминутку «Хомячок» и немного разомнемся.
Физкультминутка
Хома, хома, хомячок
Носит рыжий пиджачок,
Хома рано встает,
Моет лапки, чистит рот.
Все приводит он в порядок
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Хома прыгает опять.
Ребята, а как называется определенный распорядок дня, который помогает нам оставаться здоровыми?
(Режим дня).
Верно. Если всегда в одно и то же время просыпаться, завтракать, ходить на прогулку, ложиться спать, то у нашего организма вырабатывается определенный ритм, который помогает сохранить здоровье и бодрость.
Ребята, а какой должна быть пища, которую мы употребляем в течение дня?
(Полезной, сбалансированной, витаминной).
Сегодня мы поиграем в необычную игру - викторину о пользе продуктов питания «Даёт силы нам всегда витаминная еда!» .
В соревновании участвуют две команды: «Яблочки» и «Морковки».
(Дети делятся на 2 команды).
Итак, первый конкурс «Разминка» .
Я буду задавать вопросы, а за каждый правильный ответ команда получает один балл. (Записываются на доске).
Вопросы:
- Какой овощ называют вторым хлебом? (Картофель).
- При помощи чего мы ощущаем разный вкус? (Языка).
- Какие очень полезные ягоды созревают под снегом? (Клюква).
- Какую кашу можно сварить из пшена? (Пшённую).
- Прибор для резки хлеба? (Нож).
- Как называется сушёный виноград? (Изюм).
- Когда лучше есть жирную пищу – зимой или летом? (Зимой).
- Какие овощи надо есть, чтобы не простудиться? (Чеснок, лук).
- А что ещё необходимо человеку кроме пищи? (Вода).
- Какую воду лучше пить? (Кипячёную, очищенную).
- Арбуз – это овощ или фрукт? (Ягода).
- На чём растут финики? (На пальме).
- Что называют лесным мясом? (Грибы).
- Как называется утренний приём пищи? (Завтрак).
Подведем итоги первого конкурса.
(Считаются баллы).
Продолжаем нашу игру.
Второй конкурс “Загадки”.
В овощах и фруктах есть.
Сколько их не перечесть.
Есть еще в форме таблетки
Вкусом лучше чем конфетки.
Для Мишани и Полины
Что полезно? - ... (Витамины)
В этом модном магазине
Ты увидишь на витрине
Не игрушки, не продукты,
И не бабушкины туфли.
Здесь микстура и таблетки,
Мази, капли и пипетки.
Для того чтоб не болеть
Куда надо приходить? - ... (В Аптеку)
Если в доме на полу мусор вдруг разбросан,
Я на помощь позову друга с длинным носом.
Лишь на кнопку ты нажмешь –
Вмиг порядок наведешь. (Пылесос)
У меня помощник есть,
Пользы от него не счесть:
Всех микробов убивает
И болезни прогоняет.
В руки я его возьму,
Хорошенько их потру
Сполосну водой и вот -
Грязь опасная уйдет. (Мыло)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки. (Яблоко)
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики -
Из далёкой Африки. (Апельсин)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
Взяли мы ее одежку,
В кадочках теперь не пусто -
В них заквасится... (капуста)
Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать... (картошку)
Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький... (лук)
Голова, а сверху ус.
Нет, не сладок он на вкус.
Прибежали со всех ног
Мы к обеду рвать... (чеснок)
На арбуз похожая -
Тоже толстокожая.
К платью желтому привыкла,
Греется на солнце... (тыква)
Лезут по веревочке
Братья с грядки - горочки.
Эти братья - близнецы,
А зовут их... (огурцы)
Летом, не боясь жары,
Зрели красные шары.
Вызрели как на подбор.
Что за овощ? (Помидор)
Желтый мячик в землю врос,
Сверху лишь зеленый хвост.
Держится за грядку крепко
Круглый овощ. Это... (репка)
Раскололся старый дом:
Было мало места в нем.
Все жильцы встревожены.
Кто они? (Горошины)
Под землею подрастала,
Круглой и бордовой стала.
Под дождем на грядке мокла
И попала в борщ к нам... (свекла)
Подведем итоги двух конкурсов.
Подведем итоги второго конкурса.
(Считаются баллы).
Молодцы! А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть перед последним, самым важным состязанием. (Проводится физкультминутка «Раз подняться, потянуться»).
Физкультминутка
Раз подняться, потянуться,
Два согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
А четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Ну, а шесть – можно сесть!
Последний конкурс “Что нам нужно для здоровья”.
Я буду называть вам слова и кидать мяч. Если это нужно вам для того, чтобы быть здоровыми - ловите мяч, если нет - отталкиваете.
Наша игра закончилась. Давайте подведем итоги и поздравим победителей.
Ребята, наше знакомство с друзьями здоровья подошло к концу. Что нового, интересного вы узнали? Что понравилось больше всего? Какие задания вызвали трудности?
(Ответы детей).
Сегодня вы все были молодцы. Большое вам спасибо! А это вам от меня вкусный и полезный подарок. (Педагог дарит детям корзину с яблоками).
Нина Геннадьевна Беляевская
Цель : Формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Программное содержание : Развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь. Воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни. Закрепить умение ходить змейкой и по канату приставным шагом, выполнять движения в соответствии с текстом. Развивать мелкую моторику.
Интеграция образовательных областей : Познание, коммуникация, социализация, здоровье.
Материалы и оборудование: конверт с письмом, красные следы, дорожка здоровья, флажки голубого, желтого, белого, зеленого цвета, контейнер с крупой и предметами гигиены, тазик с льдинками по числу детей, кегли, воздушные шары, канат, салфетки, картинка Простуды, игрушка-мишка. Грамзапись Жасмин «Гимнастика».
Ход НОД
Воспитатель : Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся,
Ты мой друг и я твой друг, дружат все друзья вокруг.
Сегодня утром по дороге в детский сад, я встретила почтальона, и он мне вручил письмо. Вот оно. Хотите узнать, от кого и что там написано? Сейчас мы его распечатаем и прочитаем и все узнаем.
(Воспитатель открывает письмо, читает.)
«Ребята, здравствуйте! Здоровья желаю! Русская народная поговорка говорит: “Здороваться не будешь, здоровья не получишь”. У вас хорошее, радостное настроение. А вот я попал в плен к Простуде, потому что напился холодного молока, да ещё на сквозняке постоял, и она тут как тут – схватила меня за горло, не даёт дышать, глотать, хочет меня погубить. А сама она такая красная, злая. Помогите мне, пожалуйста. Ваш друг Мишка».
Хотите помочь Мишке и спасти его из плена Простуды? Тогда я предлагаю немедленно отправиться в путь. Путь предстоит непростой, но думаю, что мы его успешно преодолеем.
(Воспитатель обращает внимание на следы, лежащие на полу.)
Воспитатель : Что это такое? Как вы думаете, чьи это красные, горячие следы? (Ответы детей.)
Воспитатель : Я согласна с вами. Это действительно дорожка в царство Простуды. Она приглашает вас к себе в гости. И тогда не надо будет ходить в детский сад, можно будет лежать целый день в кровати и ничего не делать, а мама с папой будут давать вкусный сироп от температуры и витамины. Красота-а-а! Так что пойдем в царство Простуды? (Нет, не пойдем.)
Воспитатель : Ребята, смотрите, а здесь есть ещё одна дорожка – разноцветная. Ее называют еще дорожкой здоровья. Интересно, куда же она ведет? Почему она разноцветная? (Ответы детей.)
Воспитатель : Это дорожка к Королеве Здоровья. Ребята, а одинаковые ли дорожки по длине? (Дорожка к Королеве Здоровья длиннее.)
Воспитатель : Может пойти по короткой дорожке в царство Простуды? (Нет, не хотим мы идти к Простуде.)
Воспитатель : Но прежде, чем выйти на улицу и отправиться в путь, надо одеться по погоде. А что это значит? (Если холодно, то надо надевать теплые вещи.)
Воспитатель : Для чего нужно одеваться по погоде? (Чтобы не простудиться и не заболеть.) Правильно, чтобы не простудиться и не заболеть. Если мы хотим быть бодрыми, здоровыми, и веселыми, не простудиться в дороге, надо сделать зарядку:
Рано утром на полянку, друг за другом мы идем.
И все дружно по порядку упражнения начнем.
Раз – подняться, потянуться (встать на носки, поднять руки вверх)
Два – согнуться, разогнуться (наклон, встать, руки в стороны)
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире (руки в стороны)
Пять – руками помахать (взмахи руками)
Шесть – друг другу улыбнуться.
Воспитатель : Вот и первая остановка. Какого она цвета? (Голубого.)
Воспитатель : Как вы думаете, что голубое влияет на наше здоровье? (Вода.)
Воспитатель : Посмотрите, контейнер. Я думала, в нем будет вода, а здесь крупа. Наверное, там что-то спрятано. Надо найти.
(В контейнере с крупой спрятаны предметы гигиены, дети нащупывают свой предмет, называют его и объясняют, для чего он нужен, в чем его польза.)
(Дети идут по извилистой дорожке между кеглями и в конце дорожки находят письмо.)
Воспитатель : А здесь письмо. Давайте прочтём его.
Воспитатель достаёт письмо и читает
Я веселился и играл,
Ни что меня не огорчало.
Пока здоровеньким я был
Шли хорошо мои дела.
Но в плен меня взяла простуда,
Микробы разбросала всюду.
С микробами нельзя дружить,
Их очень трудно победить.
Я очень плохо чувствую себя.
Надежда вся на Вас!
Вы мне поможете друзья?
(Ваш Мишутка)
Воспитатель: Ребята, нам надо одержать победу над микробом и спасти Мишку. Для этого надо ответить на вопрос: «Как победить микроб»?
Подвижная игра «Микробы».
Воспитатель кидает в детей «микробы» (воздушные шары). В кого попадет, тот должен ответить на вопрос: «Как победить микроб?» Во время правильных ответов воспитатель прокалывает шары.
Королева Здоровья (голос): Все микробы победили, не дали Простуде нас захватить в свой плен. Чтобы микробы не попали в наш организм, нужно обязательно вспомнить, как правильно нужно дышать. Для этого мы с вами сейчас превратимся в ветерок.
Упражнение на дыхание «Ветерок»
Дети делают глубокий вдох и на выдохе дуют на ладошку.
(Дети идут по канату приставным шагом)
Воспитатель: Посмотрите, какого она цвета? (Белая.)
Воспитатель: Ребята, а чтобы не болеть апчхи, надо закаливать свой организм. Для чего мы закаливаемся? (Чтобы не болеть.) А вам нравится закаляться?
Контрастотермия.
Дети подходят к столам, на которых находятся комплекты, состоящие из: тазика со льдом. Дети берут по одной льдинке в руки и водят по ладоням, проговаривая стихотворение:
Мы научимся ледок.
Между пальцами катать,
Это в школе нам поможет
Буквы ровные писать.
(Дети вытирают руки.)
Воспитатель: Немного закалились, пора дальше путь продолжать и Мишку из рук коварной Простуды освобождать. Перед нами следующая станция. Какая? (Зеленая.)
Воспитатель: Вы за мной идите смело, будем действовать умело
А коль нас заметят, братцы, будем мы маскироваться.
Смотрите, на нас в окно смотрит Простуда, надо сделать так, чтобы она нас не заметила. Все превращаемся в деревья. Она подумает, что это лес и не заметит.
(Дети останавливаются, качают руками, имитируя деревья, затем идут дальше.)
Знать, совсем слепа ты стала (воспитатель обращается к изображению Простуды,
коль деревья не признала.
Так, за мной мои дружочки.
Все присели, словно, кочки.
Проведём Простуду просто: мы сейчас построим мостик.
Я вдоль мостика пройду и Мишутку заберу. (Забирает Мишку, встают с детьми в круг.)
Воспитатель: Ребята, во время нашего путешествия мы с вами вспомнили правила Здоровья, но Мишки-то с нами не было. Поэтому я предлагаю ему послушать песню Жасмин «Гимнастика».
Я вам желаю чаще улыбаться,
По пустякам не огорчаться.
Всегда иметь весёлый вид,
Вовек не знать, где что болит!
А сейчас вам пора возвращаться в детский сад, там вас уже ждут.
«Влево, вправо повернись,
В детский садик возвратись!» До свидания!
Воспитатель : Ребята, наше путешествие закончилось, я очень рада, что вы помогли Мишке вернуться в группу. Теперь вы можете, не беспокоится, я думаю, что Простуде будет нелегко нас захватить в плен.