Нод ознакомлению. Нод по ознакомлению с окружающим"знакомство со свойствами и качествами бумаги"
Конспект занятия по теме "Защитим животных нашей планеты"
Описание: Конспект НОД разработан для детей средней группы. Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ. Эта работа познакомит детей с Красной книгой, позволит узнать о существовании Всемирного дня защиты животных.Цель: Формировать любовь к природе.
Задачи:
- рассказать о существовании Всемирного дня защиты животных;
- познакомить детей с Красной книгой;
- развивать наблюдательность, внимание, память;
- воспитывать желание заботиться о животных.
Воспитатель собирает детей около себя.
Воспитатель:
Ребята, вы любите ходить на экскурсии?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Я предлагаю вам отправиться в лес. Для того, чтобы туда попасть, необходимо сделать следующее:
Раз, два, три, четыре, пять
На коленки ты сядь.
А потом глаза закрой,
И на счет три открой:
- Раз, два, три.
Воспитатель:
Вот мы и очутились в лесу. Как вы думаете, в лесу только мы, или можно встретить еще кого-то?
Дети:
Можно встретить разных животных, птиц.
Воспитатель:
Каких животных, обитающих в лесу вы знаете?
Дети:
медведи, волки, зайцы, лисы.
Воспитатель: Правильно, ребята. А теперь я предлагаю вам поиграть (подвижная игра "Зайцы и волк") Всех перечисленных вами животных можно встретить в лесу. А вы боитесь этих животных?
Дети: Да, мы боимся волка, медведя.
Воспитатель: Как вы думаете, они нас боятся?
Дети высказывают свое мнение: кто-то говорит, что боятся, кто-то нет
Воспитатель: Оказывается, ребята, животные людей тоже очень боятся. Как вы думаете, почему?
Дети: Люди могут обидеть животных.
Воспитатель: Действительно, есть люди, которые плохо относятся к братьям нашим меньшим. Некоторых животных осталось очень мало. Их занесли в Красную книгу. Кто-нибудь из вас слышал о такой книге? (ответы детей) В Красной книге пишут о животных, птицах, растениях, которых осталось очень мало. Ребята, как вы думаете, почему книгу назвали Красной?
Дети: Красный - цвет опасности.
Воспитатель: Действительно, ребята, красный цвет предупреждает об опасности. Это - цвет осторожности, тревоги, запрета. Вот некоторые животные, которые занесены в Красную книгу(снежный барс, амурский леопард, красный волк, амурский тигр) .
Проводится пальчиковая гимнастика "Белочки" (Джеки Спилберг)
Раз, два, три, четыре, пять (поочередно считаем пальчики)
Пришли белки поиграть (выставляют пять пальцев)
Одна куда-то подевалась (прячут руки за спину)
Четыре белочки осталось (выставляют четыре пальца)
А теперь скорей смотри (прячут ручку за спину)
Их уже осталось три (выставляют три пальца)
Ну и ну, какая жалость (прячут ручку за спину)
Только две у нас осталось (выставляют два пальца)
Эта новость так грустна (прячут ручку за спину)
Осталось белочка одна (выставляют один палец)
Пока мы с тобой считали,
Белочки от нас сбежали (пальчики убегают по столу)
Воспитатель: Что можно сделать, чтобы животных не заносили в Красную книгу?
Дети: Защищать животных.
Воспитатель: Да, ребята, животные нуждаются в нашей защите. Именно поэтому осенью (4 октября) проводят День животных. Как вы думаете, что делают в этот день?
Дети: Устраивают праздники; говорят от том, что животных нужно защищать.
Воспитатель: Правильно. В этот день много говорят о защите животных; о том, как им можно помочь? А что мы можем сделать для животных и птиц?
Дети: Сделать и повесить кормушки для птиц, не обижать домашних животных, любить их и бережно относиться.
Воспитатель: Правильно, ребята. Но вот, пришло время возвращаться обратно в детский сад к нашим любимым игрушкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нагулялись мы опять.
Глаза сильно мы зажмем,
Быстро в садик попадем.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем игрушкам, где мы были.
Дети: Мы были в лесу.
Воспитатель: Что нового мы там узнали?
Дети: Узнали, что животные нуждаются в нашей защите.
Воспитатель: Что это такое Красная книга?
Дети: В Красную книгу заносят животных, растений, птиц, которые могут совсем исчезнуть.
Воспитатель: Правильно. Поэтому мы должны бережно относиться к живой природе. Скажите, вам понравилась экскурсия? (ответы детей)
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для подготовительной группы, тема: «Мексика»
Цели:
Познакомить детей с характерными особенностями природы, культуры Мексики.
Совершенствовать навыки аппликации, лепки, ручного труда.
Развивать любознательность, память, мелкую и общую моторику.
Оборудование:
Глобус с наклейкой (легко снимающейся) на Мексике.
Карта.
Картинки: флаг Мексики, национальная одежда, тарантул, скунс, кактусы, атцтеки, чихуахуа.
Раскраски «Мексиканцы».
Видеозапись «Кукарача».
Разрезанный на пазлы флаг Мексики. Клеящие карандаши, бумага.
Зеленый пластилин, хвоя, пробки, стеки.
Пластиковые ложки, контейнеры из-под киндер-сюрприза, горох, цветная изолента, наклейки.
Ход занятия:
Крутите глобус! Найдите наклейку, которая укажет нам место путешествия. Снимаем наклейку, что же там за страна? Мексика. Отправляемся в путешествие - в Мексику!
Вас ждет много интересного! Вы узнаете, почему на флаге Мексике изображен орел, пожирающий змею. Узнаете об индейцах-ацтеках, о мексиканской одежде и кухне, о том, почему Мексику называют «землей кактусов». Познакомитесь с мохнатым пауком, невоспитанным скунсом и самой маленькой собачкой.
Показ страны на карте
Вот здесь, в Северной Америке находится страна Мексика. Ее столица - главный город Мехико - самый большой город в мире.
Раз мы с вами оказались в Мексике, давайте поприветствуем друг друга так, как это делают мексиканцы. Скажем друг другу "Ола"!
Взгляните на флаг Мексики.
Согласно легенде, бог Уицилопочтли предсказал индейцам-ацтекам, искавшим землю для проживания, что они должны найти орла, сидящего на каменистом месте на вершине кактуса и пожирающего змею. Когда они нашли этого орла, то обосновались там. Этот орёл и изображён посередине флага.
Аппликация-пазл «Мексиканский флаг»
Сложите пазлы так, чтобы получился целый флаг. Наклейте его.
Давным-давно в Мексике жили индейцы-ацтеки. Они были храбрыми воинами, носили на голове украшения из птичьих перьев, строили города. Правил народом император Монтесума. Когда король Испании услышал рассказ о правите столь богатого государства, то послал туда отряд под командованием Кортеса. И хотя, ацтеки дружески встретили и щедро одарили гостей, отряд Кортеса покорил народ ацтеков и уничтожил их государство.
Показ национального мексиканского костюма
Поглядите как выглядит одежда мексиканцев. Шляпа с широкими полями - сомбреро, короткий плащ или накидка - пончо. Вот эти раскраски с изображением мексиканцев вы сможете раскрасит дома. (Раздать раскраски)
Современные мексиканцы - очень веселый и гостеприимный народ. Они любят большие праздники с вкусными угощениями, танцами и весельем. В Мексике почти каждый день отмечается какой-нибудь праздник.
Сейчас мы сделаем маракасы - музыкальный инструмент и научимся танцевать «Кукарачу».
Ручной труд «Маракасы»
Между двух пластиковых ложек зажимается контейнер от киндер-сюрприза (со вложенными внутрь горошинами), перематывается цветной клейкой лентой, украшается наклейками.
Физминутка
Давайте потанцуем мексиканский танец «Кукарача». (Под музыку и видеоряд дети танцуют).
Мексику можно назвать «землей кактусов» (показ фото) - ведь в ее пустынях растут множество разных кактусов. Большинство покрыто колючками - так кактусы защищаются от животных, которые хотели бы ими полакомиться. Есть ядовитые кактусы. Есть и такие кактусы, которые люди едят с большим удовольствием.
Гигантская мексиканская пуйя (показ фото) живет долго, дольше чем человек. А цветет лишь один раз - покрывается сотнями маленьких цветочков (показ фото) и умирает. Такое удивительное растение. А высотой бывает с двухэтажный дом.
Лепка «Кактус»
Из зеленого пластилина дети лепят кактус, стеками надрезают полоски, зубочисткой делают точки-углубления, втыкают колючки - нарезанные и высушенные иголки сосны или ели. Кактус сажают - помещают в крышку от бутылки.
Множество продуктов пришли к нам из Мексики - томаты (помидоры), арахис, стручковый перец. А шоколад впервые появился благодаря ацтекам. Одно из самых любимых блюд мексиканцев - горячие маисовые лепешки.
В Мексике живут скунсы - черно-белые зверьки размером с кошку (показ фото). Но, в отличие от кошек, люди не держат скунсов в своих домах. Да и большинство хищников обходят его стороной.
В случае опасности скунс исполняет боевой танец: распушив хвост, притопывая лапками, приближается к неприятелю. Большинство животных после такого танца сразу убегают. А если враг не уходит, тогда скунс поворачивается к нему задом и выпускает зловонную струю. Этот запах такой отвратительный, что человека может стошнить! Ну а, нападающему на скунса зверю, и того хуже - от зловонной струи можно ослепнуть и перестать дышать на какое-то время. Больше ему нападать на скунса не захочется. Единственный, кто не боится ужасного запаха скунса - это большой сыч. Эта птица обычно и охотится на скунса.
Живут скунсы в норах в лесу. Днем отдыхают, а ночью выходят на охоту, вынюхивая что-нибудь вкусненькое и с помощью своих длинный когтей выкапывают сочных жуков и червяков.
А вот суперпаук - тарантул. Этих мохнатых пауков называют птицеедами. Как вы думаете, почему? Кроме насекомых. Тарантулы едят птенцов. Мексиканский красноногий тарантул бывает величиной с ладонь человека. И, хотя, на вид тарантулы ужасны, еще не один человек не умирал от его укуса.
Хотя паук похож на насекомое, он им не является. Все пауки относятся к особому классу паукообразных и имеют восемь ног, а не шесть, как у насекомых.
В отличие от других пауков, тарантул не плетет паутину, а выстилает ею норку, которую выкапывает зубами. Как только в паутину попадется добыча, тарантул прыгает на нее сверху и впрыскивает яд из своих зубов.
Паука очень трудно поймать. Потому что своими восемью глазами он видит и впереди, и сбоку, и позади себя.
А еще, самая маленькая в мире собачка - это мексиканская чихуахуа. Взрослые собаки этой породы могут весить меньше одного килограмма.
Наше путешествие по Мексике закончено. Поиграем и вспомним, что мы узнали об этой удивительной стране.
Игра «Верно или неверно?»
На флаге Мексики изображен ёж, кусающий змею.
Скунсы бывают размером с зебру.
Сомбреро - мексиканская шляпа с широкими полями.
Чихуахуа - самая большая в мире собака.
Кактусы покрыты нежными листочками, которые очень любят животные.
Одно из самых любимых блюд мексиканцев - горячие маисовые лепешки.
У тарантула десять ног.
Маракасы - это мексиканское блюдо.
В Мексике почти каждый день отмечается какой-нибудь праздник.
Обо всём на свете:
В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...
Материалы раздела
Занятия для младшей группы:
Занятия для средней группы.
Организация: МДОУ «Детский сад№1 «Сказка»
Населенный пункт: Республика Марий Эл, Пгт Советский
Цель: Развитие логического мышления посредством активизации мыслительных операций.
1) Развивать умение подбирать обобщающие понятия к ряду предметов.
2) Совершенствовать умение группировать предметы пот определённым признакам.
3) Развивать умение сравнивать предметы по трём и более признакам.
4) Формировать умение следовать по инструкции, а так же действовать по аналогии.
5) Развивать образное мышление, воображение, зрительное внимание, память.
6) Воспитывать гуманное отношение к пожилым людям.
Материалы и оборудование:
Демонстрационные карты-таблицы к игре «Найди девятый» (4 шт.); витрины магазинов; вывески с названиями отделов (4 шт.); карты с изображениями одежды, продуктов, цветов, рабочих инструментов, мебели, обуви; товары бытовой химии, игрушки, в том числе резиновые и меховые медведи, пакет с ручками, конфеты двух – трёх сортов, обувь, фрукты, овощи, другие продукты, записка, плакат к игре в ассоциации, стулья по количеству детей, стол, маркер, покрывала/накидки для витрин(4 шт.)
Орг. момент
В: Ребята, давайте поприветствуем гостей и начнём наше занятие.
Вводная часть
В: Ребята, послушайте и отгадайте загадку
Нужно хлеба нам купить
Иль подарок подарить –
Сумку мы скорей берём
И на улицу идём.
Там проходим вдоль витрин
И заходим в … (магазин).
В: Ребята, я предлагаю нам сегодня отправиться в магазин за конфетами! Хотите? (заходит старушка)
Старушка: Ой, ребята, подождите, пожалуйста! Я слышала, что вы хотите отправиться в магазин? Не могли бы вы купить моей любимой внучке подарок и ещё кое что? У неё скоро День Рождения, а я приболела, идти сама не могу. Вот вам пакет, загляните в него и узнаете, что нужно купить. Спасибо за помощь.
В: Хорошо, мы купим, всё, что нужно. Выручим бабушку, правда, ребята? (бабушка уходит, а мы садимся на стульчики)
Основная часть
Вступительная беседа
В: Ребята, а, что можно купить в магазинах? (хлеб, мыло, сметану, торт, шапку, мячик, рис, бананы, диван, и др.).
В: Конечно, мы можем купить в магазинах всё, что угодно. Магазины бывают разных видов, в зависимости от того, что в них продаётся
Игра «Назови одним словом» (на развитие обобщения)
В: Хлеб, бананы, молоко, макароны, печенье - всё это как мы назовём одним словом? (продукты). Значит, какой магазин, если в нём продаются продукты питания? (продуктовый));
Куртка, носки, платье - что это всё? (одежда). Значит, какой магазин, если в нём продаётся одежда? (магазин одежды). Какая ещё одежда в нём может продаваться? (дети перечисляют)
Диван, кровать, стол – одним словом….?(мебель);… (мебельный). Какая ещё мебель в нём может продаваться? (перечисляют)
Сапоги, валенки, ботинки -….?(обувь);… (обувной) Какая ещё обувь в нём может продаваться?
Молоток, топор, плоскозубцы -…? (рабочие инструменты)…(магазин рабочих инструментов)…
Орхидея, роза, декабрист-…? (цветы)… (цветочный)…
В: Ребята, давайте заглянем в пакет за списком товаров, которых нужно купить бабушке (вытаскиваю 4 таблицы с запиской).
Игра «Найди девятый»(на развитие логического мышления, аналогии)
В: (читаем записку) «Купите мне то, что должно быть в пустой клеточке» …(разгадываем: мыло, сандалии, яблоки, мягкого мишку). Здесь ещё написано: «Они должны быть: 10-го размера, туалетное детское, меховой бурый, зелёные 3 штуки»
В: Нам с вами ещё нужно купить конфет (напоминаю). Вот бы нам всё это купить сразу в одном месте. Как называют крупный магазин, в котором продаются и продукты, и игрушки, и моющие средства? (супермаркет). Правильно, и он как раз перед нами, а в нём разные отделы. Этот супермаркет необычный. В нём всё покупают не за деньги, а за загадки. Вот придумаем загадку про ту вещь, которая нам нужна и получим её. Давайте подойдём. (Подходим к первому отделу), (все витрины прикрыты)
В: читаю вывеску: отдел « Ч и с т ю л я ». Как вы думаете, ребята, что продаётся в этом отделе? (моющие средства или бытовая химия). (открываю витрину).
Игра «Что лишнее»
В: Как вы думаете, чего не должно продаваться в этом отделе? (дети находят 2 лишних предмета: банан, сланцы). Правильно! Наверное, продавец что–то перепутал. Что нам здесь нужно взять?(мыло туалетное детское) Давайте придумаем загадку про мыло (гладкое да не стекло, пенится да не шампунь) (берём с витрины мыло и подходим к следующему отделу).
В: читаем вывеску: отдел « К а б л у ч о к ». Как вы думаете, ребята, что мы можем купить в этом отделе? Скажем одним словом… (обувь). (рассматриваю обувь и преднамеренно некоторые пары меняю местами)
Игра «Что изменилось»? (на развитие зрительного внимания)
В: Ребята, вы помните, где стояла эта обувь? Ведь в магазине нужно ставить всё на свои места. (дети меняют местами, как было). Маша, напомни, пожалуйста, что нам здесь нужно было купить? (сандалии 10-го размера) Придумаем загадку про сандалии (носят на ногах да не туфли, в них ходят в помещении да не тапочки).(берём сандалии, идём дальше).
В: Часть покупок мы уже с вами сделали, немного отвлечёмся
Физкультминутка
Мы пойдём с тобой
В магазин обувной.
Купим чешки для зарядки,
Сапоги, - копать чтоб грядки,
Валенки – не замерзать,
Туфли, чтобы танцевать.
В: Пошлите дальше за покупками.(читаем вывеску) отдел « С ы т ы й ж и - в о т и к ». Что здесь можно купить, ребята?(продукты) . Что нам нужно здесь купить?(яблоки зелёные 3 штуки, конфеты по 10 штук каждого сорта). Конечно, (удивлённо) но только здесь, почему-то, всё перепутано,- наверное, это сделал какой-то рассеянный покупатель. Давайте мы разложим всё по своим местам.
Игра « Овощи, фрукты, конфеты» (на развитие классификации)
В: Девочки разложат овощи и фрукты, а мальчики – конфеты и печенье по контейнерам. Придумаем загадки про конфеты и про яблоки(берём яблоки и конфеты).
Игра «ассоциации»
В: ребята, а откуда продукты попадают в магазин? (…) Давайте нарисуем линию от продукта к тому месту, откуда он появляется
Раскладываю на стол плакат-таблицу:
Молоко – корова
Семечки – подсолнух
Хлеб – колоски
Банан – пальмы
Грибы – лес
Яйца – курица
Морковь – грядка
Яблоко - яблоня
В: читаем название отдела: отдел « Л у н т и к » . Что здесь может продаваться, ребята?(игрушки) (открываю) Кого нам здесь нужно купить?(мягкую игрушку - мишку). Сколько здесь медведей, Кирилл? (здесь три медведя). Они все разные или одинаковые?(разные)
Игра «Сравни медведей»
В: Чем похожи медведи?(цветом) А чем они отличаются?(размером, материалом: резиновый и меховые). Выбираем одного медведя. Складываем в пакет.
В: Вот, кажется, мы сделали с вами все покупки, отнесём их старушке чуть позже (после занятия).
Ребята, куда мы сегодня с вами ходили?
Что покупали? По чьей просьбе?
В каких отделах магазина побывали?
В каком отделе вам понравилось больше всего?
Угощайтесь конфетами
Список используемой литературы:
1 .Зак А. «Путешествие в сообразилию или как помочь ребенку быть смышленым» (игры интеллектуальные, игры на поиск преобразований и закономерностей, М., «Перспектива», 1993.
2. Севостьянова Е. О. «Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет», М., «Сфера», 2008
3. Большая книга логических игр/ Г.П.Шалаева. – М.: АСТ:СЛОВО,2011.
Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением: «Моя семья» (гендерное воспитание) (с применением ИКТ)
Цели: дать детям представления о семье, о роли каждого члена семьи, формировать навыки гендерного воспитания.Задачи: формировать классификационные представления на примере предметов, относящихся к мужчинам и женщинам, умение их выбирать и называть; развивать диалогическую речь, конструктивные способности, мелкую моторику руки и пальцев; воспитывать желание играть в совместные игры; активизировать словарь детей выражениями.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением мужчин и женщин; разучивание стихов и песен о папе, маме и др. членах семьи; рассматривание предметов, принадлежащих мужчинам и женщинам; игры со строительным материалом; разучивание физкультминутки: «Семейная зарядка»; разучивание пальчиковой игры: «Семья».
Материалы: портреты папы и мамы, иллюстрации с домашними занятиями папы и мамы, предметы для мамы и папы.
Методические приемы: пальчиковая игра, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, беседа, дидактическая игра, подвижная игра.
1. Вступительное слово воспитателя.
Воспитатель: Сегодня у нас очень интересное занятие, а о чем давайте отгадаем:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная… (семья)
Ребята, каждый из вас живет в своей семье. А что же такое семья?
Дети отвечают.
2. Загадки про членов семьи.
Воспитатель: а теперь давайте отгадаем, кто есть в наших семьях:
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
- Всех милее наша… (мама)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый… (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… (бабушка).
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш… (дед).
Кто веселый карапузик -
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка -
Это младший мой… (братишка).
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? -
Очень модная девчонка -
Моя старшая… (сестренка)
Отгадывание загадок сопровождается картинками на презентации: мамы, папы, бабушки, дедушки, братика, сестренки, тети, дяди.
3. Пальчиковая игра «Семья».
Воспитатель: А теперь загибаем пальчики по порядку:
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- мамочка,
Этот пальчик - я.
Это вся моя семья.
4. Рассматривание иллюстраций «домашние занятия… »
Воспитатель: Каждый член семьи имеет свои обязанности. Что делает папа в вашей семье? Дети отвечают.
Воспитатель выставляет на электронной доске иллюстрации: домашние занятия пап.
Воспитатель: ребята, а что делает мама в вашей семье? Дети отвечают.
Воспитатель выставляет на электронной доске иллюстрации: домашние занятия мам.
5. Электронная дидактическая игра «Мамины и папины помощники».
Воспитатель: Вы должны разобрать предметы, которыми пользуется мама или папа.
6. Физкультминутка:
Мы во двор выходим дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку
Утром делаем зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает,
Повороты вправо- влево,
Делает мой братик Сева.
Но, а я бегу трусцой и качаю головой.
7. Беседа по иллюстрациям на доске «Семейные традиции».
Дети рассматривают иллюстрации, воспитатель рассказывает о семейных традициях.
8.Дети рисуют семью.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам нарисовать ваши семьи или любимое занятие вашей семьи.
9.Заключительное слово воспитателя.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами говорили о семье, и в заключение занятия я бы хотела вам прочитать стихотворение о семье:
Семья- это счастье, любовь и удача,
Семья-это летом поездки на дачу.
Семья-это труд, друг о друге забота,
Семья-это много домашней работы. (Автор М. Лангер)
НОД «Моя семья»
I. Программное содержание:
Формировать нравственно-патриотические качества ребёнка, путем приобщения к традициям и обычаям русского народа;
Познакомить детей с русскими народными пословицами и поговорками о семье;
Вызывать интерес и уважение к семейным традициям;
Развивать познавательный интерес, логическое мышление;
Обогащать словарный запас;
Воспитывать желание и потребность проявлять заботу о близких, внимание к ним, любовь и уважение к старшим;
Учить сервировать стол.
II. Методические приёмы:
Рассматривание фотографий (семьи);
Беседа о семье;
Пословицы;
Рассматривание фотографий семьи;
Рассказы детей о своей семье;
Д/и «Семья»;
Чтение х/л Я. Аким «Родня»;
Подвижная игра «Подарки»
Сюрпризный момент;
Украшение мешочков природным материалом (самостоятельная работа);
Итог занятия.
III. Предварительная работа:
Беседы о семье;
Рассматривание семейных фотогрфий;
Заучивание пословиц, поговорок и стихотворений о семье;
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
IV. Словарная работа : подбор однокоренных слов (род – родные, родственники, родня); повторение ласковых, уважительных старинных форм терминов родства, старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тётушка, дядюшка); обереги.
V. Материал: репродукции картин с изображением семьи, силуэт дерева из плотной бумаги, семейные фотографии, д/и «Семья», атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Семья», кукла-оберег домовой, мультимедийное оборудование, аудио аппаратура.
Ход занятия.
I. Рассматривание репродукций картин.
(Дети заходят в комнату детского творчества под песню «Моя семья», садятся на стульчики полукругом).
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами посмотрим необычную выставку картин. Посмотрите на них. Как вы думаете, что объединяет эти картины? Кто изображён на них? (На этих картинах изображены семьи). Почему вы решили, что на картинах изображены семьи? Картины ведь такие разные! (На картинах нарисованы родители и дети: мамы, папы, дочери, сыновья. Здесь есть картина на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети).
А вы помните как ласково и уважительно обращались к родным в старину? Ребята, а что это за картина? (Ребус). Какое слово спрятано в ребусе? (7 Я).
II. Беседа о семье.
Догадались ли вы, о чём сегодня пойдёт разговор? (О семье). Правильно, на случайно слово «семья» можно зашифровать, как 7 Я. Раньше на Руси говорили – семья это 7 Я, т. е. в семье 7 человек, живущих в одном доме. Каждый из вас живёт в семье. Семья – это самое главное, самое доброе, что есть у человека, поэтому во все времена народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их.
III. Пословицы и поговорки о семье.
«Когда семья вместе, так и душа на месте», «Кто родителей почитает, тот горя не знает», «Семья крепка ладом», «Русский человек без родни не живёт», «Где кто родился, там и пригодился». Ребята, а вы слышали выражение «Я счастливый человек»? Что оно означает? Кто из вас может сказать, что он счастливый человек? Почему? (ответы детей).
Как вы понимаете слово семья?
Семья – это там, где есть родные люди: мама, папа, дети, бабушка, дедушка. Эти люди любят вас, заботятся о вас: покупают вкусную еду, красивую одежду, лечат вас, когда вы больны; играют с вами. У каждого из вас есть тёплый уютный дом (квартира). А вы задумывались, что всего этого может не быть. Ведь есть на свете дети, у которых нет семьи, нет родного дома. Таким детям требуется особая забота и внимание не только со стороны взрослых, но и со стороны таких детей, как вы, счастливых и любимых.
IV. Рассматривание семейных фотографий.
Сегодня вы принесли фотографии своей семьи, своих близких. Покажите нам эти фотографии и расскажите о своих семьях.
V. Рассказы детей о своей семье.
Заслушивается 2-3 рассказа по плану: члены семьи, их ФИО, род занятий, чувства, которые испытывает ребёнок по отношению к ним.
Д/и «Семья».
Вы рассказали замечательные рассказы о семье. Давайте поиграем в игру и соберём семью. Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев, сестёр. Какими однокоренными словами можно назвать семью (родные, родственники, родня).
VI. Чтение стихотворения.
Я. Аким «Родня»
Мама с папой – моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – волшебная щетка,
Молоток настоящий – братишке,
Мяч – сестрёнке, конфета – Тишке.
VII. Рассказ воспитателя о домовом
(За стеной раздаётся стук).
Воспитатель: Кто же это стучит? Кто же это подслушивает нас? Видеть его никто не видит, а вот слышать – слышали. Кто же это? (Домовой). Да, дети, это домовой. А какой он, как вы думаете? (Волосатый, маленький, весёлый, любит порядок и т. д.).
Воспитатель: Дети, стуком он говорит, что слышит нас. С давних времён люди считали, что домовой живёт в каждом доме, в каждом семействе. Он оберегает дом, следит за порядком. Если дети капризничают или вещи свои разбрасывают, он прячет их. Дети их ищут, а найти не могут. Так он приучает детей к порядку.
(За стеной снова раздаётся стук).
А вот и домовой – это игрушка, которую создал человек. Настоящего домового мы не видим, а только слышим стук за стеной. А на игрушку мы посмотреть можем.
А кто же он всё таки такой, домовой! Домовые защищают дом от всего плохого, защищают людей и животных, которые живут в доме. Он помогает хозяйке заниматься домашней работой, не любит ленивых, шутит над нерадивыми.
VIII. Сюрпризный момент.
(Слышится звон колокольчика, топот и стук).
Воспитатель: Дети, а кто же это к нам пришёл в гости?
Здравствуйте! Я Кузя.
(Воспитатель и дети здороваются с гостем).
Воспитатель: Проходи, а с чем ты к нам пришёл?
Кузя: Я пришел, узнать всё ли у вас в порядке, и поиграть с вами в мою любимую игру.
IX. Подвижная игра «Подарки»(физминутка)
К Кузе в гости мы пришли
И подарки принесли:
Лапти, ложку, кожушок
И красивый поясок.
Кузя, Кузя выходи
И подарочки найди!
Воспитатель: - Смотрите, а ведь Кузя не с пустыми руками к нам пришёл. Что в твоей котомочке, Кузя? Давайте посмотрим…
Да здесь разные обереги. Наш Кузя решил наш дом от всех напастей защитить.
Давайте вспомним, чем защищали в старину свой дом люди?
(Во дворе дома садили берёзу – берегиню, на крыше дома приделывали оберег – конёк, защищали окна и двери деревянными наличниками с узорами).
Кузя: - А ещё шили мешочки, которые заполняли разными продуктами и расставляли по всему дому. Считали, что кукуруза оберегает здоровье детей; перец защищает от ссор в семье; чеснок, лук отпугивают нечистую силу; горох, бобы – чтобы в доме всегда достаток был.
Мешочки я вам принёс, а вот заполнить мне их нечем.
Воспитатель: Спасибо, Кузя, за мешочки! Мы с ребятами поможем тебе их наполнить и украсим.
X. Самостоятельная работа детей.
Наполнение мешочков кукурузой, перцем, горохом и их украшение.
XI. Итог.
Воспитатель:
О чём мы беседовали на занятии?
Что обозначает слово семья?
Кто нам помогал?
Как называют предметы, которые оберегают семью и дом?
Мы сегодня беседовали о семье, узнали, что обозначает слово семья, как оберегали свою семью и дом в старину, и помогли Кузе наполнить и украсить мешочки-обереги, которые вы заберёте в свой дом, чтоб они оберегали вашу семью и дом.