НОД по художественно - эстетическому развитию (лепка) в I младшей группе. Конспект нод по художественно-эстетическому развитию Нод художественно эстетическому развитию фгос
Интеграция образовательных областей:
« Художественно — эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
Задачи:
Образовательная область «Художественно — эстетическое развитие»
1.Формировать навыки аккуратной работы. 2.Упражнять в рисовании нетрадиционным способом, вызывать радость от полученного изображения.
3.Формировать умение детей рисовать узоры из прямых и волнистых линий, создавать ритмическую композицию, используя нетрадиционные техники рисования.
4.Закреплять знания названий цветов. Воспитывать эстетический вкус.
Образовательная область «Познавательное развитие»
1.Формировать умение детей понимать природные взаимосвязи, делать собственные выводы.
2. Способствовать развитию любознательности, мышления.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие »
1. Формировать доброжелательные отношения друг к другу.
2.Формировать умение детей поддерживать беседу на предложенную тему.
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Развивать мелкую моторику рук.
Методы и приёмы:
Практические: пальчиковая гимнастика, сюрпризный момент.
Наглядные: наблюдения за одеждой людей зимой.
— словесные: вопросы, ответы детей, беседы о зиме, о приближающихся праздниках.
Материалы и оборудование : кисточки, пробки, гуашь (жёлтого, красного и зелёного цвета), баночки с водой, заготовки рукавичек, салфетки на каждого ребёнка, конверт с письмом, картинки (презентация) с изображением рукавичек.
Логика образовательной деятельности:
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Воспитатель: — Ребята, какой праздник скоро приближается? | Дети отвечают на заданный вопрос. (Новый год) | |
2. | Воспитатель: — Правильно! Сегодня в наш детский сад пришло письмо. Как вы думаете от кого? | Дети слушают вопрос и отвечают от кого пришло письмо. | Развитие связной речи, обогащение словаря. |
3. | Воспитатель: — Сейчас я вам прочитаю, что нам пишут: «Здравствуйте, ребята! Приближается новый год. Всё лето я готовилась к этому празднику, вязала рукавички, но не успела их украсить. Помогите, мне, пожалуйста. Снегурочка» | Дети слушают чтение письма воспитателем и соглашаются помочь Снегурочке. | Включение в игровую ситуацию. |
4. | Воспитатель: — Посмотрите на картинки, что на них изображено? (показ слайдов) | Дети рассматривают картинки. | |
5. | Воспитатель: — Как украшены рукавички? | Дети отвечают на вопрос. | Развитие связной речи, обогащение словаря. |
6. | Воспитатель: — А мы с вами придумаем и нарисуем свой узор. Посмотрите, какого цвета у вас гуашь на столах? | Дети называют цвет. | Закрепляются знания детей о цветах. |
7. | Воспитатель: — Прежде, чем мы начнём рисовать, нам нужно размять наши пальчики. | Проводится пальчиковая гимнастика. | Сформировано умение выполнять чётко движения в соответствии с текстом. |
8. | Воспитатель: — Молодцы! Теперь посмотрите и послушайте, как мы будем рисовать. — Возьму кисточку правильно, тремя пальчиками у металлического «воротничка». Намочу кисточку: кисточка пошла купаться «буль-буль-буль». Уберу лишнюю воду о край баночки: «кап-кап» — Поздороваюсь с краской. Кисточка касается краски только волосяной частью, «воротничок» должен оставаться чистым. — Рисую прямую линию. Ставлю кисточку слева на самый край рукавички и веду линию направо до другого края. Если кисточка стала сухой, её надо снова намочить и взять краску. — Что нужно сделать, чтобы рисовать другим цветом? (вымыть кисточку) — Затем рисую волнистую линию. Отступаю от прямой линии. Ставлю кисточку слева и рисую волнистую линию. — Давайте покажем сухой кисточкой, как мы будем рисовать линии. | Дети показывают воображаемые действия, а воспитатель контролирует правильность положения кисточки в руке, направление движения. Показывают сначала в воздухе, а потом на рукавичках. | Обучены самостоятельно выполнять работу. Развитие мелкой моторики. |
9. | Воспитатель: — А теперь посмотрите, как можно ещё украсить наши рукавички: я беру пробку в правую руку, левой рукой я придерживаю листок. Обмакну пробку в краску и наношу отпечатки на рукавичку одну, ещё одну, ещё одну. Если краска на пробке закончилась, снова обмакну краску. — Вот какая рукавичка у меня получилась. | Выполнение работы детьми. | Развитие познавательной активности. |
10. | Воспитатель: — Вот и украсили мы рукавички. Какие они получились? | Дети отвечают на вопрос (они получились яркие, красивые, нарядные) | Обучены самостоятельно делать вывод. |
Пальчиковая гимнастика:
Маша варежку надела:
Сжать пальцы в кулак
— Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попел!
Разжать все пальцы, кроме большого. Ладонь тыльной стороной вверх.
Маша варежку сняла:
— Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь – и найдёшь.
Опять сжать пальцы в кулак и разжать все пальцы.
— Здравствуй, пальчик, как живёшь?
Пальцами другой руки поздороваться с другими пальцами.
Номинация « Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»
Цель: Слушаем и повторяем стихи А. Барто из цикла «Игрушки».
Задачи :
Образовательная: Учить детей создавать ритмичную композицию, учить закрашивать всю заданную поверхность рисунка. Учить читать стихи громко и с выражением. Закрепить знание цветов.
Развивающая: Развивать технику рисования пальчиками; развивать инициативу. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобразительной игры.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к игрушкам, воспитывать добрые чувства, вкус.
Предварительная работа : чтение произведений А. Барто, рисование пальчиком на занятиях по ИЗО.
Материал : игрушки - бычок, зайчик, мяч, медведь, слон. Листы бумаги с контурным изображением героев стихов из серии « Игрушки», пальчиковые краски, мокрые салфетки.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: четко произносить и договаривать слова в стихотворении.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель
: Посмотрите, какая у меня есть волшебная коробочка, она не простая, а волшебная, там лежат игрушки.
А вот какие там игрушки вам надо угадать?
Первая загадка:
Комочек пуха
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Групповой ответ… ЗАЙКА).
Воспитатель : Да, правильно. Танюша, подойди, возьми зайку и прочти нам стихотворение про него.
Ребенок:
«Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок»
Воспитатель : Следующая загадка:
В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может громко зареветь,
А зовут его… (дети…МЕДВЕДЬ).
Воспитатель : Коля, прочти нам стихотворение про МИШКУ.
Ребенок:
«Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший».
Воспитатель :
У коровки есть сынок,
Он росточком невысок,
У него четыре ножки,
Есть и хвостик, есть и рожки,
Есть и рыженький бочок,
И зовут его? (дети…БЫЧОК
).
Ребенок:
«Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу:
- Ой, доска кончается,
Сейчас я упаду».
Воспитатель : Следующая моя загадка:
Он большой и никого не обижает,
И на землю лапами огромными ступает.
Мышкой можно испугать,
Как его нам угадать?
Хобот, уши, лапы, хвост,
И внушительный, огромный рост.
Каждый здесь в него влюблен,
Дети, знают это… (СЛОН
).
Воспитатель
: Я позову к себе Андрея, он прочитает нам стихи про слона.
Ребенок:
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать.
Только слон не хочет спать:
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.
Воспитатель : Ну и последняя моя загадка:
Лёгкий, звонкий и упругий,
Круглый, словно колобок.
С ним приятно на досуге.
Он, как зайка, прыг, да скок.
С удовольствием играет,
С ним и девочка, и мальчик.
Каждый сразу отгадает -
Ну, конечно, это... (МЯЧИК
).
Ребенок:
«Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч».
Воспитатель : Молодцы! Давайте мы немного поиграем с мячом. Выходите ко мне.
ИГРА «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ ЗВОНКИЙ МЯЧ». Воспитатель читает стихи (в сокращении) дети выполняют движения согласно тексту.
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты, куда помчался вскачь?
Желтый, Красный, Голубой,
Не угнаться за тобой! (Дети прыгают).
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко топал.
А потом ты покатился, (Дети бегут).
И назад не воротился.
Добежал до поворота.
Там попал под колесо.
Лопнул, хлопнул -
вот и все!
(Хлопают в ладоши и садятся на корточки).
Воспитатель
: Вот какие замечательные игрушки прятались в этой волшебной коробочке. Очень хочется рассказать об этом маме! Надо рассказать? А что, если мы нарисуем все эти игрушки и подарим рисунки маме. Вот она обрадуется.
Дети садятся за столы, где подготовлены на листе бумаги изображения игрушек. Каждый ребенок выбирает понравившуюся себе картинку сам.
Воспитатель : Рисовать мы будем сегодня без кисточек. Кто подскажет, чем еще можно рисовать? (Дети - пальчиком ). Надо подготовить наши пальчики.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ИГРУШКИ».
На большом диване в ряд
(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино,
(Загибают поочередно все пальчики
.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять,
(Разгибают поочередно пальчики
.)
Помогаем нашей Кате
(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками
.)
Мы игрушки сосчитать.
Воспитатель
: Давайте мы посмотрим какие у нас здесь картинки. Они все разные. Танюша, ты кого будешь раскрашивать?
Воспитатель показывает сходства игрушки и изображения его на рисунке, на своем листе показывает, как надо раскрашивать пальцем контур игрушки, не заступая за линии, как вытирать палец мокрой салфеткой. Знакомит детей со знакомыми и незнакомыми им цветами красок - серая и коричневая, красная.
Дети приступают к самостоятельному раскрашиванию. Воспитатель совместно с детьми проводит анализ работ, сравнивая игрушку с полученным рисунком. На этом занятие закончено.
Детство - жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Образовательный процесс в ДОУ направлен на формирование всесторонне развитой личности, самостоятельно мыслящей, способной к эстетическому пониманию действительности и сути искусства, стремящейся воплощать свои идеи в творческом ключе.
Теоретические основы художественно-эстетического развития дошкольников в ДОУ
Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности. Дети первых лет жизни эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений, простые эксперименты с красками и пластичной массой.
Первые опыты рисования пальчиковыми красками вызывают яркие эмоции у малышей
Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов: словесных, зрительных, звуковых. Цель художественно-эстетического развития дошкольников - формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.
На прогулках дети учатся не просто наблюдать объекты растительного и животного мира, природные явления - они любуются ими. Слушая сказки и стихотворения, они сопереживают героям, делают суждения об их поступках. Рассматривая картины, статуэтки и другие произведения прикладного искусства, оценивают особенности цветопередачи, формы, текстуры. После прослушивания музыкальных композиций дети стараются передать словами эмоции, которые они испытали: мелодия была грустная или весёлая.
Ребёнок восприимчив и желает творить, он пробует передать своё видение визуальных объектов на бумаге, импровизирует в танце, изображая те чувства, которые вызывает в нём звучащая мелодия.
Маленькие дети наглядно показывают, какие эмоции вызывает у них музыкальное прозведение
Задачи художественно-эстетического развития
- Приобретение теоретических знаний:
- Развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира и художественных образов.
- Развитие интереса к мировой художественной культуре.
- Формирование потребности в красоте.
- Воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.
- Формирование практических умений:
- Развитие творческих способностей.
- Формирование положительной мотивации к продуктивному творчеству.
- Побуждение к самостоятельному экспериментированию с материалами и инструментами для создания художественных образов.
Для реализации поставленных задач в детском саду воспитателем должны соблюдаться следующие условия:
- построение работы в рамках художественно-эстетической направленности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами искусства и окружающей действительности;
- формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных видов искусства;
- ознакомление воспитанников с достопримечательностями, важными культурными событиями в жизни города/посёлка;
- приобщение к работе родителей;
- посещение выставок, концертов, экспозиций;
- если возможно, включение в программу региональной специфики (народное декоративно-прикладное искусство);
- создание насыщенной предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления;
- организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников в холле учреждения.
Организация выставок детских работ - одно из условий реализации программы эстетического развития
Приёмы и методы эстетического воспитания
Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении приёмы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей. Рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в познавательную беседу с помощью художественного слова используется в течение всего периода дошкольного образования. В старшей и подготовительной группе применяются методы, требующие достаточного уровня развития мыслительных способностей детей: сравнение образцов искусства, анализ и самоанализ творческих работ воспитанников.
Приём визуального изучения произведений искусства часто применяется в рамках эстетического воспитания
Формирование и совершенствование навыков художественного творчества происходит посредством применения различных практических приёмов. Дети 2–4 лет учатся рисованию, лепке и аппликации через метод прямого показа: воспитатель демонстрирует действия, малыши повторяют. Для обучения самых маленьких воспитанников иногда используется метод пассивных движений: ребёнок совершает действия с помощью взрослого. Например, на занятии по рисованию ребёнок держит кисточку, педагог направляет его движения по листу бумаги.
МБДОУ Азовский детский сад комбинированного вида " Сказка"
Омская область с. Азово
КОНСПЕКТ НОД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ" В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Крейк Ольга Юрьевна
Вид деятельности: Изобразительная.
Форма организации деятельности: Мастерская.
Тема НОД: "Золотая осень."
Цель: Формирование представления у детей о жанре живописи - пейзаже.
Задачи:
1. Учить создавать пейзажную композицию, изображая природу осенью.
2.Закреплять знания детей о временах года, об изменениях в природе осенью.
3. Развивать наглядно – образное мышление, внимание, речь, творческие способности.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: магнитная доска, заготовки (солнце, дерево, грибы, туча, птицы) для моделирования пейзажа, слайды с изображением пейзажей, натюрморта, акварельные краски, кисти, непроливайки, листы белой бумаги, подкладные клеенки, салфетки.
Ход занятия.
1.Мотивация.
Ритуал приветствия:
Руки другу протяни (дети стоят в кругу),
Крепко за руки возьми (держатся за руки).
Справа друг и слева друг (поворачиваются и смотрят друг на друга),
Получился дружный круг (поднимают руки вверх).
Добрый день вам, детвора,
Рада видеть вас всегда!
Облака почти не сходят с неба. Мелкие дождики совсем непохожи на летние грозовые дожди: они идут беспрестанно, и земля уже не просыхает скоро, как бывало летом. С каждым днем все больше и больше становится желтых листьев. Еще два-три дня – и трепетная осина стоит вся красная, багровая, золотистая.
А в настоящее время во всех странах осень?
Но она не везде такая как у нас. Кто знает какая осень, например, в Африке? (круглый год жарко и не бывает таких красивых деревьев как у нас, нет листопада, грибов лесу).
А как сделать, чтобы дети, живущие там, узнали про то, какая у нас в Сибири красивая осень?(можно рассказать этот отрывок, который написал автор, а можно нарисовать картину и отправить письмом).
А если на картине изображены леса, поля, моря, реки, озера, горы, город, деревня - как называется такая картина? (пейзаж)
Сейчас … прочитает нам стихотворение:
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется …..(пейзаж).
2.Целеполагание.
Вот сегодня мы с вами будем рисовать гуашевыми красками красивый осенний пейзаж. А потом положим в конверт и отправим ребятам в Африку!
3.Совместная деятельность воспитателя и детей.
Теперь внимательно посмотрите на слайды. Подумайте, какая картинка лишняя?(слайд № 1: пейзажи: зима, весна, лето, осень и портрет).
Почему именно эта картинка?(это не пейзаж).
Скажите, какое время года нарисовано на каждой картине?(слайд № 2: пейзажи: зима, весна, лето, осень).
Как можно сказать по - другому, зная, что картина о природе - это пейзаж?(зимний пейзаж, весенний, летний, осенний).
Скажите, пожалуйста, красиво изобразили художники природу на этих картинах?
А что нужно делать, чтобы она всегда оставалась такой же красивой?(бережно относиться к ней: не вырубать деревья, не жечь костры в лесах, не ломать ветки и т. п.)
Конечно, природу нужно любить и беречь ее!
Покажите картину с осенним пейзажем.(слайд№3: осенний пейзаж).
Почему решили, что изображена осень?(ответы детей).
Что еще происходит в природе осенью?(солнце меньше греет, часто идет дождь, день становится короче, а ночь длиннее, перелетные птицы улетают на юг).
А теперь я предлагаю составить(смоделировать) свой осенний пейзаж.
Что можно нарисовать, если пейзаж - это картина о природе?(дети выбирают дерево из трех предложенных: осеннее, весеннее и новогодняя ель).
Какого цвета на деревьях листва осенью?(красная, желтая, коричневая, оранжевая)
Что еще? (солнце)
А какое солнце вы нарисуете, если оно с каждым днем все меньше греет? (с короткими лучиками)
Что на небе нарисовать можно? (тучки, идет дождь)
А когда идет дождь, что появляется?(лужи)
А в лесу что растет?(грибы)
Вот какой пейзаж у нас получился.
Ну, а теперь давайте разомнемся.
Физминутка:
Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели, мы летели, мы летели
(руки в стороны)
И на землю тихо сели (присели)
Ветер снова набежал и листочки все поднял
(покачивание руками над головой)
Закружились, полетели и на землю снова сели.
(покружились, спокойно сели на место).
Теперь я предлагаю вам пройти в нашу мастерскую и нарисовать свой пейзаж.
4. Самостоятельная деятельность детей.
Давайте вспомним, как надо сидеть, держать кисть.Как надо рисовать кистью,чтобы получилась тонкая линия?(кончиком кисточки проводить линию).
А если мне нужен оранжевый цвет, а его нет, как его получить? А голубой? Коричневый?
А если вы поработали одной краской и вам понадобилась другая, что надо сделать?(промыть хорошо кисть).
А чтобы ваши пейзажи получились красивые, надо работать аккуратно, не размазывать руками краску по листу бумаги.
Вы можете добавить что-то свое, например, как идет дождь. Можете нарисовать листопад, или как птицы улетают на юг.
(Ребята выполняют работу по музыку, воспитатель оказывает помощь при затруднениях).
Возьмите, пожалуйста свои рисунки и станьте в круг.
4.Рефлексия.
Что мы сегодня рисовали?(природу или пейзаж)
Как называется картина, на которой изображена природа? или Что такое пейзаж?
А зачем мы рисовали пейзаж?
Если дети из Африки посмотрят на наши картины, они поймут, что мы нарисовали осень? По каким признакам можно определить, что мы рисовали с вами осенний пейзаж?
Мы справились?
Скажите, а все закончили свои рисунки или кто-то из вас хотел еще что-то дорисовать? Мы отдохнем и обязательно закончим ваши работы.
Молодцы! Спасибо вам за работу!
Интеграция образовательных областей : художественное творчество, физическая культура, художественная литература.
Задачи: Совершенствовать умение детей отщипывать от пластилина небольшие кусочки, скатывать пластилин между ладонями прямыми движениями; учить соединять концы столбика в виде кольца, нанизывать колечки на леску или веревочку; развивать мелкую моторику, ловкость и координацию движений; воспитывать у детей доброту, отзывчивость.
Материалы, оборудование. Пластилин (желтый, красный, синий);
Леска (или веревочка); доски для лепки; нарядная кукла; несколько бусинок в шкатулке.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришла кукла Люся, послушайте про неё стихотворение (читаю стихотворение Г. Бойко «Кукла»)
Этой куклы кто не знает?
Лучше куклы не найдёшь.
Сразу глазки открывает,
Только на руки берёшь.
Я надену кукле бусы,
Платье новое сошью
Не вести же мне к бабусе
В старом куколку мою.
Ребята, наша кукла Люся собралась в гости к бабушке, надела красивое платье, хотела надеть бусы, но они порвались и все бусинки рассыпались. Кукла очень расстроилась, ей грустно, жалко бусы. Может мы с вами, сможем ей помочь собрать бусинки на веревочку? (Ответы детей).
Физкультминутка:
Рассыпались у Люсеньки все маленькие бусинки,
Их соберем в коробочку, наденем на веревочку.
(Дети ходят по группе, наклоняются и «собирают» бусы в ручку)
Ребята, а давайте для куклы сделаем новые бусы: будем делать бусинки из пластилина и надевать их на веревочку.
Дети, а какая форма у бусинок, на что они похожи? (Ответы детей) Посмотрите, какие есть бусы у меня - все бусинки на бусах круглой формы.
Потрогайте бусинки: они круглой формы, круглые. Какие бусинки, Кирюш? Лиза, какой формы бусинки? Правильно, бусины круглые.Объясняю, как правильно нужно делать бусинки, как нужно отщипывать и раскатывать пластилин между ладошками, чтобы получилась длинная полоска.
Дети выполняют работу. Когда полоски готовы, показываю, как правильно соединять концы, чтобы получилось колечко. И после того как бусинки будут готовы, их нужно надеть на веревочку. Тогда получатся длинные бусы. Дети нанизывают вылепленные колечки.
А сейчас, наденем бусы на куклу и порадуемся вместе с ней. Вот какие красивые бусы, Люся очень довольна, спасибо, дети, вам всем.
Вот теперь можно и к бабушке идти.
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
Шагают наши ножки, шагают наши ножки
Через кочку скок, через ямку прыг
Шли мы, шли - вот и к бабушке пришли.