Нравственное воспитание беседа 2 младшая. Перспективный план по культурно-нравственному воспитанию младших дошкольников
Светлана Пахомова
Конспект НОД по нравственному воспитанию во второй младшей группе «Путешествие на Остров Дружбы»
Конспект НОД по нравственному воспитанию во второй младшей группе на тему : «Путешествие на Остров Дружбы » .
Интеграция образовательных областей : речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель. Расширять представления о дружбе .
Программное содержание.
1. Развивать эмоциональную отзывчивость.
2. Формировать у детей понятия «друг» , «дружба » .
3. Развивать элементарное умение отражать в постройках представления о знакомых предметах.
4. Продолжать учить детей переходить через «Узкий мостик» , держась за руки.
5. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
6. Создать эмоциональный комфорт.
Предварительная работа : беседы о друзьях, дружбе , рассматривание иллюстраций, чтение стихов о дружбе , рассказов, просмотр мультфильма «Кот Леопольд» .
Материал. Макет корабля, большой конструктор , цветы, мультимедиа, «узкий мостик» .
Ход НОД.
Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие на корабле . Согласны? Проходите на корабль и занимайте места. Сегодня мы отправимся на Остров Дружбы . Чтобы наше путешествие не было скучным , давайте посмотрим мультфильм. (отрывок из мультфильма про кота Леопольда) .
Скажите ребята, можно ли мышат и кота Леопольда назвать друзьями? Почему?
Жить на свете
Очень туго
Без подруги
Или друга,
И твой щенок
Нестерпимо одинок.
Ребята, а давайте с вами расскажем мышатам про своих друзей. Мышата послушают нас внимательно, и может быть захотят помириться с Леопольдом.
Дети, расскажите, у вас есть друзья? Назовите имена своих друзей и расскажите, как вы с ними играете, почему вы выбрали именно этого человека в друзья? Скажите, у человека может быть только один друг или друзей может быть много?
А если ваш друг пришел грустный, не хочет играть, ни разговаривать, как вы ему поможете?
Как вы думаете, дети могут дружить только с детьми или и со взрослыми тоже? У кого есть взрослые друзья? Расскажите о вашей дружбе .
Дети, все мы с вами целые дни проводим вместе, поэтому мы, как одна семья, как верные друзья, должны жить дружно , не обижать друг друга, играть вместе, уступать и помогать друг другу. Я думаю, что мышатам понравились ваши рассказы о друзьях, и решили подружиться с Леопольдом . (показ отрывка мультфильма) .
Вот мы и прибыли на Остров Дружбы . Но чтобы на него попасть нам нужно пройти по мосту через речку. (Звуки речки) . Река быстрая, поэтому по мосту нужно пройти, крепко держась за руки. (дети шагают по узкому мостику) . Непросто было идти по узкому мостику, но мы дружные , помогали друг другу и смогли перебраться на другой берег. Посмотрите. как здесь красиво, тихо. Дети, а я знаю игру про дружбу . Предлагаю детям взяться за руки. Раскачивая руками, дети произносят слова : Ты и я, ты и я, все мы дружная семья (2-3 раза) .
Как вы думаете, друзья могут ссориться?
Да иногда случается так, что друзья могут поссориться ненадолго, а потом помириться. Покажите, что вы поссорились (дети хмурят брови, делают сердитое лицо, а теперь покажите, что вы помирились (дети делают доброе лицо, улыбаются) .
Чтобы у всех было хорошее настроение, давайте поиграем в игру «Скажи ласковое слово соседу» .Всем стало очень приятно.
Кто умеет дружить , тот заботится о товарищах, старается сделать им что-то хорошее, скажите, а что можно приятного сделать друзьям?
Дети, давайте построим дом из конструктора , где будут жить наши друзья, и обязательно пригласим кота Леопольда и мышат. Какие вы молодцы, дом получился очень хорошим, потому что вы старались сделать своим друзьям приятное. Мы теперь знаем, что такое дружба . И постараемся жить дружно . А теперь нам пора возвращаться в наш любимый детский сад. Проходим по узкому мостику на корабль. Все сели удобно? Отправляемся в путь!
На каком острове мы были ? О чем говорили?
-Послушайте пословицу : «Нет друга ищи, а нашел -береги» . Давайте повторим пословицу и постараемся ее запомнить.
(дети под музыку возвращаются в д/с) .
Публикации по теме:
«Путешествие на Остров Дружбы и Полянку доброты»Интегрированное занятие в средней группе на формирование социально-коммуникативных качеств. Цель:.
.
Конспект интегрированного занятия в средней группе по нравственному воспитанию на тему: «Моя семья». Составила: Воспитатель МДОУ «Детский.
Конспект мероприятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Рождественское чудо» Программное содержание: Познакомить детей с праздником Рождество и о его значении. Познакомить со старинными открытками праздника. Расширение.
Конспект ННОД по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Сказка «Репка» на новый лад» Интеграция образовательных областей: «Познание» (Духовно-нравственное воспитание; ФЭМП; ФКЦМ, «Социализация», «Коммуникация» (Развитие.
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Здравствуй, гостья зима» Цель. Знакомство с «зимними» потешками, загадками, сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк». Учить отгадывать народные загадки, побуждать.
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей второй младшей группы «Что такое хорошо, что такое плохо?» Конспект по духовно-нравственному воспитанию детей второй младшей группы Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо?» В рамках тематической.
марина малюкова
Перспективный план по культурно-нравственному воспитанию младших дошкольников
Перспективное планирование по культурно-нравственному воспитанию во второй младшей группе
Сентябрь
Беседа «Будь всегда вежливым»
Цель : Воспитывать уважение к окружающим взрослых и сверстникам
Беседа «Как вести себя с игрушками»
Цель : Формировать бережное отношение к игрушкам, учить правильно использовать их в игре.
Эксперимент «Моё тело-это я»
Цель : Помочь понять, что тело человека чувствительный организм и может испытывать разнообразные (приятные и неприятные) ощущения.
Просмотр презентации «Знакомимся, детский сад»
Игра «Лужа»
Цель : Воспитывать желание у мальчиков помочь девочкам, а девочек благодарить за помощь.
Консультация для родителей «О наказаниях детей»
Разучить с ребёнком стихотворение с движениями, подставляя настоящее имя.
Консультация «Адаптация ребенка в ДОУ»
Д/и «Антонимы»
Цель : Обогащение словарного запаса детей добрыми словами
Просмотр презентации «Добрые советы»
Беседа «Что такое милосердие»
Цель : Побуждать и проявлять чувство милосердия к окружающим людям
Работа над содержанием сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
Цель : Воспитывать умение трудиться вместе, развивать доброжелательные отношения друг к другу.
Общение по ситуации «Вася ударил своего товарища» Цель : воспитывать уважение , терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять ошибки, просить прощение.
Просмотр презентации «Винни-Пух в гостях у Пятачка»
С/р «Чаепитие в кругу друзей»
Цель : Формировать знания о правилах поведения за столом.
Беседа «Самые любимые»
Цель : Закрепить представление о самых близких людях.
Упражнение «Радость - грусть»
Цель : Формировать представления о признаках состояния радости, помочь понять, что грусть – это плохое настроение.
Чтение стихотворения Е. Благинина «Посидим в тишине»
Цель : Воспитывать желание заботиться о близких людях.
Консультация для родителей «Воспитание навыков культуры поведения »
Упражнение «Умей сострадать»
Цель : Воспитывать сострадание к чужим неприятностям.
Просмотр презентации «Зимующие птицы»
Дидактическая игра «Комплемент»
Цель : Дать представление о том, что такое комплимент. Учить выражать свои отношения к друзьям используя добрые слова.
Беседа «Хлеб – всему голова»
Цель : Воспитывать бережное отношение к хлебу
Беседа «Новогодний праздник»
Цель : Воспитывать чувство сопричастности к жизни детского сада, страны. Знакомить с традициями праздника.
Консультация для родителей «Воспитание у детей бережного отношения к личным и общественным вещам»
Беседа «Каким должен быть друг»
Цель : Выяснить, как дети понимаю значение слов «друг» , «дружба» , какие качества больше всего ценят дети в своих друзях.
Просмотр презентации «Подарок другу»
Чтение сказки «Гуси - лебеди»
Цель : Учить детей заботится о близких людях, воспитывать правила безопасного поведения.
Обсуждение ситуации «В автобус вошла старенькая бабушка»
Цель : Учить детей с уважение относиться к пожилым людям, оказывать им посильную помощь и внимание.
Д/и «Добрые слова»
Цель : Вызвать желание использовать свои речи добрые и вежливые обращения.
Просмотр презентации «Дикие и домашние животные зимой»
Просмотр презентации «Мой папа самый, самый…»
Д/и «Защитники девочек»
Цель : Формировать представления о сходстве и различиях между мальчиками и девочками, воспитывать желание у мальчиков защищать девочек.
Беседа «Будь терпеливым»
Цель : Учить сдерживаться, быть вежливым в общении с окружающими.
Тренинг «Ласка»
Цель : Учить детей проявлять ласку к своим друзьям.
Цель : Воспитывать уважение к старшим , отработать культуру поздравления
Просмотр презентации «Мамочка милая, мама моя.»
Беседа «Детский сад – моя вторая семья»
Цель : Вызывать положительные эмоции о детском саде, умение выражать свои чувства.
Игра «Угадай, кто это?»
Цель : Помочь детям лучше узнать друг друга, укреплять дружеские отношения, развивать тактильные ощущения.
Обсуждение ситуации «Незнакомый человек поскользнулся и выронил пакет с продуктами» Цель : Учить оказывать посильную помощь, воспитывать в детях отзывчивость и доброжелательность.
Консультация для родителей «Правила взрослых по хорошему поведению»
Беседа «В гости к старичку – Лесовичку»
Цель : Воспитывать чувство сострадания , любовь к природе
Просмотр презентации «Природа весной»
Просмотр презентации «Животные весной»
Экскурсия в парк
Цель : Воспитывать любовь к природе , бережное отношение к окружающему миру.
Д/и «Что моя вещь расскажет обо мне?»
Цель : Способствовать самораскрытию и самопознанию детей.
Чтение сказки «Два жадных медвежонка»
Цель : Учить детей делиться с товарищами, воспитывать культуру поведения .
Беседа «Доставляй людям радость добрыми делами»
Цель : Воспитывать потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства.
Просмотр презентации «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Чтение книги
Г. П. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей »
Цель : Воспитывать и прививать правила поведения в различных жизненных ситуациях.
Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
Цель : Совершенствовать знания о культуре поведения в общественных местах.
Беседа «Печальная история о том, как оторвали Мишке лапу»
Цель : Способствовать усвоению детьми нравственных норм, развивать умение решать нравственно – смысловые задачи
Консультация для родителей «Воспитание коллективизма »
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДВУХ - ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ
Младший дошкольный возраст - от двух до четырех лет - важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
С момента перехода малышей в дошкольную группу жизнь их несколько изменяется. Возникает и развивается сюжетно-роле-вая игра, дети постепенно включаются в систематическую и обязательную общегрупповую деятельность (на занятиях), принимают участие в играх с правилами, в выполнении трудовых поручений. В первой и второй младших группах малыши должны усвоить новые, более сложные для них правила, направляющие их поведение, взаимоотношения с близкими для них людьми, со сверстниками.
Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности. В «Программе воспитания в детском саду» сказано, что для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности.
У ребят третьего и четвертого года жизни велика потребность в ласке, внимании взрослого, стремление к интимной близости с воспитателем. Дети еще во многом зависимы от взрослого. Это обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с окружающими.
Вот почему одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту. Приобретая самостоятельность, ребенок уже не только может обслужить себя (умываться, раздеваться, аккуратно складывать одежду, одеваться, есть), но и получает возможность поддерживать порядок в окружающей обстановке (убирать на место игрушки, книги), выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т. е. управлять своим поведением.
К трем годам наблюдаются качественные сдвнги в росте самостоятельности. Это позволяет воспитателю предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать помощь.
Включая малышей в индивидуальную и совместную деятельность, педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим (к воспитателю, няне). Так, у малышей третьего года жизни взрослый воспитывает умение здороваться, благодарить, вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать, пока товарищ умоется, поиграет с игрушкой, учит аккуратно умываться, старательно вытирать ноги, убирать на место игрушки.
Во второй младшей группе воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.
Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух - четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.
Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при
одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.
На четвертом году жизни педагог продолжает воспитывать у детей симпатию к товарищам, стремление быть хорошим, добрым, внушает ребенку, что нужно стыдиться своих плохих поступков. Особую заботу составляет воспитание жизнерадостности, уверенности в своих силах.
У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Эта социальная потребность является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений, что также составляет важную воспитательную задачу. По отношению к детям от двух до трех лет эта задача заключается в поддержании чувства радости при общении со сверстниками, при достижении хороших результатов. Вместе с тем воспитатель.учит детей замечать нарушение правил взаимоотношений (толкнул, отнял игрушку).
В три года стремление к общению с другими детьми становится особенно сильным. Степень развития ребят позволяет понимать действия и речь сверстников, объясняться с ними, договариваться о совместной игре, занятии. В обществе детей ребенок учится соотносить свои желания с желаниями другого ребенка и всей группы ребят. Трехлетние дети могут быть уже хорошими, отзывчивыми товарищами. Все это обязывает воспитателя формировать у детей второй младшей группы умение доб-рожелательно относиться к более младшим, по просьбе взрослого позаботиться о новичке, о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам. В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость.
В «Программе воспитания в детском саду» отмечается, что поведение детей младшего дошкольного возраста характеризуется отсутствием выдержки, неумением своевременно и правильно выполнять правила поведения. Так, у детей третьего года жизни легко можно вызвать желание подчиняться определенным требованиям воспитателя, однако оно часто вступает в противоречие с возможностями выполнить желаемое: у детей недостает нужных навыков поведения, трудовых умений, физических сил и способностей к преодолению трудностей, к волевому усилию. Вместе с тем маленькие дети очень внимательны к словам взрослого, особенно тогда, когда они сказаны в убедительном тоне, не допускающем каких бы то ни было сомнений. Поэтому у ребят уже в возрасте от двух до трех лет можно начинать воспитание умения подчинять свое поведение простейшим этическим нормам. Овладение правилами поведения в повседневной жизни, в игре помогает детям сдерживать импульсивные проявления, побуждает поступать соответственно усвоенным правилам, обеспечивает развитие начал целеустремленности.
Во второй младшей группе происходит интенсивное формирование навыков и привычек культурного поведения. Важную роль при этом играют мотивы. Мотивация деятельности ребенка, его поступка, отношений способствует установлению единства между внешними формами культурного поведения и его нравственно значимыми побуждениями.
Поскольку дети четырех лет оказываются способными выполнять элементарные поручения взрослых (родителей, педагогов), руководствоваться в своем поведении правилами: «Так можно, а так нельзя», они начинают осознавать простейшие мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для сверстников и взрослых. Это обязывает педагога организовывать любую деятельность детей и их поведение таким образом, чтобы наряду с мотивами интереса к самому действию, к процессу, желания заслужить одобрение окружающих, формировать и нравственные мотивы - быть нужными другим (сверстникам, взрослым).
Для детей третьего года жизни характерна конкретность мышления. Они связывают требование с конкретной обстановкой, в которой оно предъявляется, и с определенной личностью. И нередко одно и то же требование дети выполняют в одних условиях и не выполняют в других, выполняют при одном воспитателе и нарушают при другом, выполняют в присутствии взрослого и не выполняют без него.
Дети даже четвертого года жизни не умеют еще соотнести представления о нравственной норме со своими поступками. К тому же у ребят очень слабо развиты самоконтроль, умение сознательно управлять своим поведением. В связи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырех лет часто носят ситуативный характер, т. е. проявляют-ся в одних условиях и не обнаруживаются в других.
Однако при взаимодействии детского сада и семьи, организации педагогически ценного повседневного общения, а также доступной для детей четвертого года жизни совместной деятельности со взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых привычек решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с окружающими начинает изменяться от ситуативных проявлений к внеситуативным.
В период от трех до четырех лет дети активно овладевают речью. Они начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные словесные оценки. Интенсивное развитие речи, большую детскую активность и эмоциональность педагог использует для знакомства малышей с окружающим миром, с людьми, с правилами взаимоотношений.
Воспитанники первой младшей группы должны усвоить, что нужно дружно играть, заниматься, не обижать друг друга, не от-
нимать игрушки, а просить их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь растения. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им в детском саду было хорошо (повар готовит обед, няня убирает комнату и т. д.), что к труду взрослых надо относиться бережно.
У детей второй младшей группы не только закрепляются эти представления, но и формируются новые. Так, ребята усваивают, что нужно беречь мебель, одежду, обувь потому, что в них вложен труд взрослых. Дети усваивают, что все люди работают: строят дома, делают машины, выращивают хлеб, овощи и т. д., помогают друг другу. Дети понимают, что заботиться о малышах, помогать взрослым и сверстникам - это хорошо.
У детей формируются представления о правдивости: надо говорить правду, все рассказывать родным, близким, воспитателю.
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.
Решению перечисленных задач нравственного воспитания маленьких детей нередко мешают проявления своеволия, негативизма, упрямства, свидетельствующие о так называемом «кризисе трехлетних».
К концу третьего года жизни у ребенка появляется потребность в самоутверждении, происходит осознание своего «я». Отношение к самому себе зависит от того, что ребенок умеет делать и как воспринимает свои успехи. Если взрослые не успевают еще заметить, что в ребенке произошел резкий перелом, что прежние отношения его не устраивают, наступает кризис. Ребенок начинает требовать самостоятельности в гораздо больших пределах, чем склонны предоставить ему воспитатели, родители. Их запреты вызывают протест. Появляются негативизм (ребенку все равно, что сделать, лишь бы сделать наоборот) и упрямство (ребенок делает то, на чем настаивает). В небольших степенях негативизм и упрямство - нормальные реакции во время кризиса. Бурный же кризис у отдельных детей требует специальных педагогических мер.
Педагоги учитывают потребность детей конца третьего года жизни в самоутверждении, стремление к самостоятельности и ведут работу по предупреждению возникновения упрямства и негативизма, а если они у отдельных малышей проявляются, направляют свои усилия на их устранение. Таким образом, преодоление капризов и негативизма, наблюдающихся у некоторых ребят группы, также может быть одной из задач воспитания детей на данном возрастном этапе.
Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре, на занятиях и связано с формированием этих деятельностей.
Картотека по формированию нравственных качеств личности дошкольников 2 младшей группы
Сентябрь
Беседа «Будь всегда вежливым»
Цель : Воспитывать уважение к окружающим взрослых и сверстникам
Беседа «Как вести себя с игрушками»
Цель : Формировать бережное отношение к игрушкам, учить правильно использовать их в игре.
Эксперимент «Моё тело-это я»
Цель : Помочь понять, что тело человека чувствительный организм и может испытывать разнообразные (приятные и неприятные) ощущения.
Игра «Лужа»
Цель : Воспитывать желание у мальчиков помочь девочкам, а девочек благодарить за помощь.
Октябрь
Д/и «Антонимы»
Цель : Обогащение словарного запаса детей добрыми словами
Беседа «Что такое милосердие»
Цель : Побуждать и проявлять чувство милосердия к окружающим людям
Работа над содержанием сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
Цель : Воспитывать умение трудиться вместе, развивать доброжелательные отношения друг к другу.
Общение по ситуации «Вася ударил своего товарища»
Цель : воспитывать уважение , терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять ошибки, просить прощение.
Ноябрь
С/р «Чаепитие в кругу друзей»
Цель : Формировать знания о правилах поведения за столом.
Беседа «Самые любимые»
Цель : Закрепить представление о самых близких людях.
Упражнение «Радость - грусть»
Цель : Формировать представления о признаках состояния радости, помочь понять, что грусть – это плохое настроение.
Чтение стихотворения Е. Благинина «Посидим в тишине»
Цель : Воспитывать желание заботиться о близких людях.
Декабрь
Упражнение «Умей сострадать»
Цель : Воспитывать сострадание к чужим неприятностям.
Дидактическая игра «Комплемент»
Цель : Дать представление о том, что такое комплимент. Учить выражать свои отношения к друзьям используя добрые слова.
Беседа «Хлеб – всему голова»
Цель : Воспитывать бережное отношение к хлебу
Беседа «Новогодний праздник»
Цель : Воспитывать чувство сопричастности к жизни детского сада, страны. Знакомить с традициями праздника.
Январь
Беседа «Каким должен быть друг»
Цель : Выяснить, как дети понимаю значение слов «друг» , «дружба» , какие качества больше всего ценят дети в своих друзьях.
Чтение сказки «Гуси - лебеди»
Цель : Учить детей заботится о близких людях, воспитывать правила безопасного поведения.
Обсуждение ситуации «В автобус вошла старенькая бабушка»
Цель : Учить детей с уважение относиться к пожилым людям, оказывать им посильную помощь и внимание.
Февраль
Д/и «Добрые слова»
Цель : Вызвать желание использовать свои речи добрые и вежливые обращения.
Д/и «Защитники девочек»
Цель : Формировать представления о сходстве и различиях между мальчиками и девочками, воспитывать желание у мальчиков защищать девочек.
Беседа «Будь терпеливым»
Цель : Учить сдерживаться, быть вежливым в общении с окружающими.
Тренинг «Ласка»
Цель : Учить детей проявлять ласку к своим друзьям.
Март
Экскурсия «Поздравление сотрудников детского сада с наступающим праздником 8 Марта»
Цель : Воспитывать уважение к старшим , отработать культуру поздравления
Беседа «Детский сад – моя вторая семья»
Цель : Вызывать положительные эмоции о детском саде, умение выражать свои чувства.
Игра «Угадай, кто это?»
Цель : Помочь детям лучше узнать друг друга, укреплять дружеские отношения, развивать тактильные ощущения.
Обсуждение ситуации «Незнакомый человек поскользнулся и выронил пакет с продуктами» Цель : Учить оказывать посильную помощь, воспитывать в детях отзывчивость и доброжелательность.
Апрель
Беседа «В гости к старичку – Лесовичку»
Цель : Воспитывать чувство сострадания , любовь к природе
Д/и «Что моя вещь расскажет обо мне?»
Цель : Способствовать самораскрытию и самопознанию детей.
Чтение сказки «Два жадных медвежонка»
Цель : Учить детей делиться с товарищами, воспитывать культуру поведения .
Май
Беседа «Доставляй людям радость добрыми делами»
Цель : Воспитывать потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства.
Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
Цель : Совершенствовать знания о культуре поведения в общественных местах.
Беседа «Печальная история о том, как оторвали Мишке лапу»
Цель : Способствовать усвоению детьми нравственных норм, развивать умение решать нравственно – смысловые задачи
Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию во2 младшей группе
«В гости к фее Доброты и Вежливости»
ЦЕЛЬ : закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость и проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи
Развивать речь, внимание, память, логическое мышление. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.
Ход занятия
Воспитатель : Дети, посмотрите: У меня есть волшебная карусель! (Показываю зонт с ленточками) . Её мне прислали Фея вежливости и доброты. Она пригласила нас к себе в гости – в волшебный лес, который находится в стране чудес. Эта разноцветная карусель поможет нам туда добраться. Давайте возьмемся за концы этих пёстрых ленточек и закрутимся на карусели!
Воспитатель держит зонт, дети бегают по кругу, взявшись за ленточки
Воспитатель: В карусели дети сели,
Закружились карусели!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
(Дети останавливаются)
Вот она страна чудес,
Перед нами дивный лес!
Вы, ребята проходите,
На пенёчках посидите.
(Дети садятся на пенёчки)
Воспитатель: Посмотрите, кто нас ждет под деревом? Это фея Вежливости и доброты.
В ее королевстве
Воробьи не ссорятся,
Галки не галдят,
Кошки, улыбаясь,
На собак глядят.
«Здравствуйте», «Спасибо!»-
Слышно там и тут.
Весело и дружно
Все в королевстве живут!
Воспитатель : - Ребята, а вы говорите волшебные слова?
Когда утром заходите в группу, что нужно сделать? Что нужно сказать, когда уходите домой?
Ребята, а если вы хотите попросить у товарища игрушку, что нужно сказать? А когда вы чувствуете себя в группе лучше: когда вы ссоритесь или когда вы все дружно играете?
Ребята, фея хотела подарить вам волшебный цветок, но злая колдунья перехватила его, заколдовала и спрятала лепестки» Давайте поможем фее доброты оживить цветок? (дети отвечают). Но, чтобы узнать куда нам дальше идти мы подбросим наш волшебный клубок. А вот желтый лепесток. Чтобы его расколдовать, нужно вежливое слово сказать.
ИГРА «Доскажи вежливое словечко» (с мячом)
1. Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече … (здравствуйте)
2. Когда нас бранят за шалости, говорим… (простите пожалуйста)
3. Друг другу на прощание мы скажем… (до свидания)
4. До чего оно красиво слово доброе… (спасибо)
5. Ты чихнул без лишних слов мы желаем… (будь здоров)
6. В чужой разговор никогда не встревай и взрослых ты лучше… (не перебивай)
7. Когда мы садимся за стол пожелаем друг другу… (приятного аппетита)
8. Когда мы ночью ложимся спать… (Спокойной ночи)
Воспитатель : Молодцы расколдовали желтый лепесток, нужно его прикрепить к серединке. Это лепесток Вежливости, чтобы дети были вежливыми.
Воспитатель подбрасывает клубок выпадает следующий зеленый лепесток.
Воспитатель: Чтобы расколдовать зеленый лепесток нужно помочь нашим сказочным героям, которые совсем запутались (на чудо дереве висят картинки добрых и злых персонажей)
Дидактическая игра «Помоги сказочным героям»
(дети распределяют на зеленую полянку добрых героев, на черную – злых)
Воспитатель : Молодцы расколдовали и этот лепесток – лепесток Помогайка, чтобы дети были всегда трудолюбивыми. (снова лепесток крепят к серединке. воспитатель подбрасывает клубок выпадает красный лепесток)
Воспитатель : Чтобы расколдовать красный лепесток нужно распределить предметы разной геометрической формы в свои домики.
Подвижная игра «Кто быстрее соберется возле своего домика»
(у детей картинки предметов разной формы, по сигналу дети собираются у своих домиков)
Воспитатель: А теперь жителям каждого домика нужно внимательно слушать вопросы и дать правильные ответы.
Дидактическая игра «Ответь правильно »
Что выше стол или стул? (стол)
Сколько звезд на небе? (много)
Спим мы ночью, а зарядку делаем? (утром)
Солнце светит днем, а луна? (ночью)
Кто больше слон или мышка? (слон)
Сколько хвостов у кошки? (один)
Сколько хвостов у тебя? (ни одного)
Сколько у тебя носиков? (один)
Сколько у тебя лапок? (ни одной)
Пол внизу, а потолок? (вверху)
Солнце наверху, а трава? (внизу)
Воспитатель : Молодцы расколдовали красный лепесток - лепесток Сообразительности, чтобы дети были всегда сообразительными и умными. (снова подбрасывают клубок, выпадает синий лепесток – лепесток дружбы) Чтобы расколдовать это лепесток конечно же нам нужно научиться не ссориться и быть дружными.
Пальчиковая игра «Миримся мизинцами»
Больше ссориться не нужно (сцепляют мизинцы)
Мир и дружба, мир и дружба (обнимаются)
Будем мы с тобой дружить (пожимают руки)
Нашей дружбой дорожить (руки прикладывают к сердцу)
Мир, мир навсегда, ссора, ссора никогда! (цепляют мизинцы)
Воспитатель : Молодцы вот и еще один лепесток расколдовали - лепесток дружбы, чтобы дети всегда были дружными. Вот и весь цветок собрали – пора загадывать желания: «Я хочу чтобы дети в нашем детском саду были самыми добрыми, самыми дружными, самыми сообразительными, самыми заботливыми».
Ну, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
(Прощаются с Феей Вежливости и доброты. Садятся в карусель и берутся за ленточки).
В карусели дети сели,
Закружились карусели!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Вот и наш детский сад
С нетерпеньем ждёт ребят!
Как называется наш детский сад? (Березка)
Как называется наша группа? (Радуга)
А кто главный в детском саду? (дети)
А когда хорошо детям в детском саду? (когда они дружат)
пгт. Фащевка 2016г.