Нужен ли ребенку детский сад: за и против, мнения психологов. Стоит ли отдавать ребенка в детский садик Все ли отдают детей в сад
Вопрос – надо ли водить ребенка в детский сад – для большинства родителей не стоит. Как только малышу исполнилось три года – а зачастую и раньше – ребенок идет в ясли или младшую группу ДОУ, мама выходит на работу. У многих людей, воспитывавшихся в советских детских садах, остались о них не самые приятные воспоминания. Дневной сон, ранние подъемы, много детей в группе, жесткий режим, манная каша и “пока не съешь, из-за стола не выйдешь” – нужно ли это малышу, стоит ли его отдавать в садик, обязательно ли ему туда ходить, если родители готовы предоставить альтернативу в виде домашнего воспитания или бабушек/дедушек?
Почему же необходимо посещать ребенку детский сад?
Плюс сада для родителей – возможность маме выйти на работу и резко улучшить материальное положение семьи.
Но даже если папа зарабатывает хорошо и обеспечивает семью – мама все равно стремится отдать ребенка в сад, чтобы быстрее вернуться к социализации – работать, спокойно заниматься домашними делами и приучить малыша к самостоятельности. Какие же основные плюсы у ДОУ?
Позволяют родителям стать свободнее
Основной плюс сада – возможность родителям спокойно заниматься своими делами. Даже если мама работает дома – писать статьи или шить, например, одежду, когда дома дошкольник, проблематично. С ребенком нужно заниматься, гулять, вовремя кормить, развлекать – на свои дела попросту не остается времени.
Если мама уверена, что сад хороший, малышу в нем комфортно, он с удовольствием играет со сверстниками и хорошо кушает – она спокойно выходит на работу, развивает собственные проекты или занимается собой. О том, как выбрать хороший детский сад, мы писали в .
Учат установлению границ
Избалованные, капризные дети, которые дерутся в детском коллективе или постоянно толкаются/обижают всех подряд – не редкость среди малышей, получивших домашнее воспитание, особенно если ребенок – единственный внук у не работающей бабушки.
В саду малыш очень быстро учится взаимодействовать со сверстниками, понимает границы дозволенного.Воспитатель не будет терпеть непослушания, остальные дети в группе вряд ли допустят постоянных нападок в свой адрес. Ребенок вынужден учиться жить в коллективе, принимать авторитет взрослого и спокойно подчиняться режиму.
Развивают самостоятельность
В саду дети, как правило, очень быстро приучаются к порядку – убирать игрушки, заправлять постель, помогать воспитателю или няне накрывать на стол малыши, посещающие садик, умеют уже к четырем-пяти годам.
Воспитатель не имеет возможности всем 20-30 детям завязать шнурки перед прогулкой или застегнуть куртку – поэтому карапузы учатся делать это самостоятельно уже в ясельном возрасте.
Хорошо действует и коллективный пример. Когда в группе кто-то умеет пользоваться ножом и вилкой за обедом, самостоятельно натягивать колготочки или обувать ботинки – остальные подтягиваются очень быстро.
Родителям, которые планируют отдавать ребенка в сад, советуем внимательно прочитать статью про к нему.
Минусы
Минусов у системы ДОУ как таковой немного – все зависит от характера ребенка и конкретного учебного заведения. В чем причина отказа многих родителей от сада, несмотря на плюсы?
Требуют режим и дисциплину, которые не нужны
Многие родители считают, что приучать малыша к жесткой дисциплине раньше школьного возраста не нужно. Они придерживаются мнения, что:
- режим у детей должен быть индивидуальным;
- когда ребенку кушать, а когда спать – решает только он сам.
В саду никто не будет подстраиваться под комфортный для маленькой “совы” режим – все кушают, гуляют, спят и учатся строго по расписанию.
Не учат работе в команде, не помогают в социализации
Для тихого, спокойного ребенка в раннем возрасте большой коллектив будет скорее минусом. Такие малыши лучше учатся работать в команде в небольших группах разновозрастных детей – например, в среде братьев или близких родственников.
В трехлетнем возрасте дети достаточно тяжело вливаются в коллектив сверстников, и ранняя социализация может обернуться тяжелейшим стрессом.
К тому же взаимодействовать и “быть командой” сад не учит. Напротив, здесь дети быстро понимают, что каждый отвечает сам за себя.
Плохо развивают индивидуальные умения
Если в группе 30 детей и больше – рассмотреть личность в каждом и развивать его таланты воспитатель попросту не сможет. На это не хватит ни времени, ни сил.
- С тихим, хорошо рисующим малышом никто не будет заниматься творчеством часами – два урока рисования в неделю для всех будут нормой.
- Даже если ребенок уже освоил буквы или простейшие арифметические действия и готов идти дальше – в саду он будет по сто раз повторять вместе с остальными то, что он уже знает.
Для одаренных малышей посещение сада может стать препятствием для развития способностей. Более того – ребенку наскучит повторять одно и то же много месяцев подряд и интерес к любимому ранее занятию (рисованию, математике, чтению) может угаснуть.
Вызывают сильный стресс у дошколят
Практически для всех детей – серьезный стресс. Ребенок может привыкать к новому распорядку, воспитателю, сверстникам от нескольких недель до бесконечности – некоторые дети не привыкают к ДОУ никогда.
Если малыш и после двух месяцев посещения сада плачет, с ужасом ждет понедельника, не подружился ни с кем в группе и не привык к воспитателю – нужно задуматься, стоит ли его туда водить.
Мнение специалистов – нужно ли ходить малышу в садик и зачем?
Мнение психологов и педагогов о необходимости ДОУ для дошкольника разнятся. Кто-то считает, что без посещения сада малыш останется замкнутым и ранимым, кто-то считает, что посещения государственного учреждения лучше избегать.
В одном специалисты сходятся – при выборе сада или домашнего воспитания нужно смотреть на характер и индивидуальные особенности ребенка. Активным, любознательным экстравертам с бабушкой или мамой будет невыносимо скучно, а тихий застенчивый интроверт в саду, скорее всего, будет чувствовать себя очень плохо.
Есть ли “последствия непосещения”?
Сторонники детских садов приводят в качестве основных аргументов два :
- если малыш не посещает сад – он не научится общаться со сверстниками и ему будет скучно и одиноко со взрослыми;
- не пройдя социализацию в раннем возрасте, карапузу будет сложно выстраивать отношения с одноклассниками в школе.
Так ли это?
Общение со сверстниками
Большой коллектив сверстников малышам двух-четырех лет не нужен. Как правило, общения с родителями и редких игр с ровесниками – братьями-сестрами и малышами на детской площадке – им вполне достаточно.
С четырех-пяти лет детям уже необходимы постоянные контакты с малышами своего возраста и чуть старше. Поэтому многие психологи и советуют отдавать ребенка в сад после четырех лет. Более подробно о том, с какого возраста лучше отдавать ребенка в сад, мы рассказывали в .
Адаптация в школе ребятишек, не посещавших ДОУ
Если ребенок рос совершенно один, не имея контактов с детьми своего возраста – без сомнения, в школе ему будет очень тяжело выстраивать взаимоотношения с одноклассниками.
Но если у малыша есть друзья, родственники или знакомые дети, с которыми он регулярно общался – влиться в школьный коллектив ему будет не сложнее, чем посещавшим ДОУ одноклассникам.
Возможные опасности
Основной психологический момент раннего посещения сада – малыш отрывается от семьи, вливается в коллектив, где всех учат быть одинаковыми.
Расставаясь на целый день с ребенком, очень легко потерять с ним связь. Для детей слишком занятых работой родителей воспитатель и сверстники становятся ближе, чем родные. Какие проблемы это может принести?
- Ребенок перенимает все модели поведения – в том числе и негативные. Научиться “плохому” от приятелей он сможет за несколько дней.
- Если в саду дети гуляют мало – это очень плохо для здоровья.
- Попадая в детский коллектив в раннем возрасте, малыш может “цеплять” вирусы каждые две-три недели, что, вопреки мнению многих врачей, негативно сказывается на общем состоянии.
Большую опасность представляют ситуации, когда малыша несправедливо наказывают, не разобравшись в ситуации – просто потому, что именно он попался на глаза воспитателю в группе шалящих детей. Такие моменты вызывают сильный стресс у совсем маленьких карапузов.
Что главное для малышей до 5 лет?
В возрасте до пяти лет для ребенка очень важным являются такие моменты, как:
- психологический комфорт;
- ласка родителей и родных;
- домашнее тепло и ощущение безопасности;
- возможность развиваться в комфортном для малыша темпе.
Если отдать ребенка в ясли или сад слишком рано – большей части этих моментов он будет лишен. Очень тяжело переживают дети, которых отдают в ДОУ сразу на весь день – с 9 до 7. В этом случае ребенок не видит родителей практически все время бодрствования – закончиться это может тяжелыми неврозами и заболеваниями.
Каких детишек можно и лучше не отправлять в ДОУ?
Некоторым детям раннее посещение ДОУ может нанести травму, которую вылечить в дальнейшем будет очень сложно. Отказаться от очереди в ДОУ и отложить посещение сада или поискать альтернативы стоит, если ваш малыш:
- очень привязан к маме, ни на минуту не желает выпускать ее из виду;
- стеснительный и очень застенчивый;
- не любит и не умеет играть с детьми своего возраста;
- тяжело переживает любую смену режима;
- страдает от пищевой аллергии;
- не переносит шумные компании.
Часто болеющим малышам также стоит немного повременить с посещением ДОУ и записаться в сад, когда иммунная система окрепнет. Если у малыша тяжелая адаптация в ДОУ, то садик лучше отложить.
Кому действительно надо быть в коллективе?
- очень любознательный;
- стремится к общению с ровесниками;
- прекрасно ладит с чужими людьми, не боится и не стесняется;
- хочет учиться и заниматься дополнительными вещами (танцами, рисованием, музыкой);
- в коллективе занимает активную позицию, не позволяет себя обижать.
В этом случае сад пойдет ребенку только на пользу, даст необходимое общение и возможность учиться.
Если “жалко”, вы чего-то боитесь и не хотите водить
Жалко отдавать в сад детей всегда – в любом возрасте кажется, что ему с воспитателем будет хуже, чем дома или с бабушкой. Но в данном случае эмоции родителей не должны стать препятствием в период взросления малыша .
Только тщательно взвесив все возможные последствия решения, рассмотрев альтернативы, спросив ребенка, хочет ли он идти в сад, можно принять верное решение. Но мнение самого ребенка – если есть иные пути выхода из ситуации – должно стать решающим.
Как отказаться?
Если родители через некоторое время после начала посещения ребенком ДОУ приняли решение о том, что его стоит забрать – нужно предпринять несколько шагов:
- предупредить заведующую садом и воспитателя о своем решении;
- забрать документы – медицинскую карту ребенка, оригинал прививочного сертификата;
- написать заявление в простой письменной форме и отказаться от места в детском саду.
Если вы не водите малыша, отказались от садика, так как он остается дома с бабушкой или мамой – в заявлении об отказе нужно указать именно эту причину. Если переводится в частный сад – указывается его название и адрес.
Альтернативы
Альтернатив государственному ДОУ множество – от частного садика до отказа мамой от работы и полного посещения себя малышу.
Домашнее воспитание
Основным плюсом домашнего воспитания является то, что ребенок находится все время бодрствования с самыми дорогими людьми – мамой или папой. Минусом является отсутствие возможности у мамы заниматься своими делами, материальные потери и нехватка общения для малыша.
Частные учреждения
Не альтернатива в прямом смысле слова. Отличаются платные садики только маленькими, по сравнению с государственными ДОУ, группами и возможностью выбора питания и занятий.
В остальном особых преимуществ нет, все плюсы и минусы обычного сада присутствуют и в частном (как ?).
Детские клубы
Два-три часа несколько раз в неделю дополнительных занятий и общение со сверстниками – прекрасное дополнение домашнему воспитанию. Плюсом является также возможность взрослому какое-то время заниматься своими делами, пока малыш под присмотром.
Семейные заведения
Отличаются от частного сада только тем, что находятся в частном доме или квартире , где одна мама берет на себя воспитание не только своего малыша, но и несколько чужих.
Если у подобного заведения прекрасная репутация и хорошие отзывы – можно попробовать отдать малыша туда.
Бабушки и дедушки
Ребенок получит не меньше, а иногда и больше домашнего тепла, ласки и любви, если его воспитывают бабушки и дедушки.
Минусом может стать недостаточное развитие – мало бабушек способны угнаться за современными тенденциями в обучении.
Истории мам
- Валентина, 35 лет, мама двух детей – 12 и семи лет.
В детский сад старший у меня не ходил – я сидела с ним дома, так как и муж хорошо зарабатывал, и бабушки помогали. Проблем с социализацией в школе не было – с трех лет ходили на всякие развивашки, на площадки и в гости к сестре, у которой трое детей.
Младший в сад ходил – и постоянно болел. В шесть лет забрали, так как все равно работы не получалось – неделя в саду, три дома на больничном. Вывод сделала – моим мальчикам ДОУ был не нужен.
- Светлана, 40 лет, мама 3 детей (14, 8 и 4 лет).
Ни один из моих в сад не ходил, так как у самой остались из детства об этом заведении самые негативные воспоминания. Растили с мужем сами, бабушка помогала, но не очень. Работала на фрилансе – деньги небольшие, но нужные.
Никаких проблем у детей ни в школе, ни в общении – сразу влились в коллектив, есть друзья. Видимо, способствовало то, что их трое – общаться умели. Да и в кружки ходили все с трех лет.
Ходить или не ходить в сад – решать только родителям и самому ребенку. Если есть хорошее учебное заведение, в котором прекрасные проверенные воспитатели, хорошая атмосфера, а сам малыш рвется в коллектив – прекрасно. Если нет – лучше поискать альтернативу или хотя бы отложить знакомство с ДОУ на более поздний срок.
Который за 5 писем рассказывает все самое важное про детский сад, подготовку к нему и адаптацию.
Детский сад — первый настоящий выход из зоны комфорта. Гуляя во дворе или танцуя на дискотеке в мини-клубе на отдыхе, ребенок всегда знает, что мама где-то рядом, что она примет его сторону, защитит. Обычно до 4 лет малыш не сталкивается с понятием ответственности, опыта самостоятельной жизни у него еще нет.
Этот пробел может компенсировать детский сад. Здесь малыш учится считаться с мнением точно таких же мальчиков и девочек (а оно может не совпадать с его собственным!).
Но детский сад — не единственное место, где ребенок может социализироваться, не стоит списывать со счетов старые проверенные способы: песочницу во дворе, общение с соседскими детьми на даче и кружки по интересам.
Если под социализацией имеется в виду общение со сверстниками, ролевые игры с ними, то не во всяком детском саду для этого много возможностей. Та же самая игровая комната в ИКЕЕ, дача или ближайший сквер с постоянной компанией гуляющих мам с детьми могут дать вашему ребенку не меньше.
Ожидания мам от детского сада
Дисциплина и режим дня
Не случайно режим дня используют как оздоровительную меру все больницы и санатории. Он способствует формированию стабильного психического и физиологического здоровья . А сбитый график приводит к отклонениям в организме и снижению иммунитета. И даже ненавистный тихий час можно воспринимать как урок терпения. Да, сейчас нужно посидеть тихо, но уже через час воспитательница снова позовет играть на улице. Тонкое искусство немножко потерпеть — вот чего действительно не хватает многим детям. Но не стоит воспринимать этот совет буквально. Не все специалисты сходятся во мнении, что ребенку необходим строгий режим дня.
Отступления от режима тренируют организм: время от времени малышу полезно ложиться спать поздно, пропускать завтрак, обед или ужин, переходить на летнее или зимнее время, то есть, создавать встряски, которые ломают налаженный ритм жизни.
Развитие ребенка
Дошкольный возраст — это своеобразное окно возможностей.
Современные детские сады (в особенности частные) предлагают большой спектр дополнительных занятий. Ребенок может учиться читать, заниматься танцами, посещать театральную и художественную студии и даже учить английский. И все это в стенах ОДНОГО родного садика.
Можно развивать ребенка и без сада: заниматься дома, посещать кружки. Но это потребует от родителей много свободного времени и еще больше терпения: ведь все то, что в садике берут на себя воспитатели, придется делать самим.
Опасения мам
Частые заболевания
В среднем ребенок, который ходит в садик, болеет 12 раз в год , а мама вынуждена каждый месяц брать больничный, и это минус. Часто бывает, что болячками, которые ребенок приносит из сада, перебаливают по очереди все домочадцы. Но у марафона детсадовских болезней есть и положительная сторона — укрепление иммунитета.
Вот, как эту ситуацию комментирует доктор Комаровский :
Количество циркулирующих вирусов, а именно с вирусами связаны 99% респираторных инфекций, не бесконечно. Каждое перенесенное ОРЗ заканчивается формированием противовирусного иммунитета, уменьшая вероятность следующего заболевания. Эпидемии, например, гриппа, и вероятность заболеть с самим понятием «детский сад» не очень связаны — не «подхватим» болезнь от детей, так папа «принесет» грипп с работы. Вирусные инфекции, которыми ребенок «недоболеет» в детском саду, обязательно дадут о себе знать в школе.
Нежелательный лексикон
В группах детского сада встречаются дети из разных семей: благополучных и не очень. Общаясь, они обмениваются опытом и пополняют словарный запас иногда такими словами, от которых родители потом долго отучают своих малышей. Но набраться плохих манер ребенок может и на улице, и из телевизионных передач, и даже сын маминой подруги по секрету расскажет пару особенных слов. И если не в детском саду, то в школе ребенок обязательно начнет употреблять бранные слова, через это проходят все.
А вот приживется новая лексика или нет — зависит от поведения родителей.
Выход один — объединиться с родителями других детей и с педагогами. Можно предложить следующий метод: собрав вместе этих детей, расспросить их, какие оскорбительные выражения они могут вспомнить, и написать все это на бумаге. Потом символически эти слова уничтожить (можно закопать, сжечь, порвать). Таким образом дать понять детям, что все перечисленные бранные слова им никогда больше не следует употреблять.
Проблемы с питанием
«Не хочешь есть бутерброд, съешь хотя бы масло» — классический совет по питанию от воспитательницы детского сада. А еще молочная лапша, компоты из сухофруктов и, конечно, манная каша. Это меню в корне отличается от того, к чему ребенок привык дома.
Если в семье не принято заставлять есть, когда не хочется, в садике ребенок сталкивается с совершенно новым и иногда травмирующим подходом к питанию. В то же время привыкать к незнакомым правилам игры — часть воспитательного процесса.
Важно, чтобы родители прислушивались к тому, что ребенок рассказывает о садике, и были готовы вовремя реагировать на неадекватное поведение персонала.
Что делать, чтобы проверить свой детский сад на адекватность?
Подпишитесь на проект и получите бесплатный чек-лист
.
Родственники хором вопрошают: «Вы уже подготовили ребенка к детскому садику? Пора уже! Ему нужно общаться и развиваться!». Мамочки малышей-одногодок наперебой делятся результатами «кастингов» окрестных детских садов. Старшие товарищи, которым «не впервой», подробно описывают, как закалить ребенка («Хотя, ты же понимаешь, первые пару месяцев из соплей мы все равно не вылезали»), как приучить его спать по детсадовскому расписанию («Ну вы мою красотулю знаете - спать не хочет, так хоть полежит днем»). А главное - как пережить сам факт «отдавания» чада в детское учреждение («Он рыдает взахлеб, я, конечно, тоже белугой реву, а что делать?..»). А вы сами, морально и материально готовясь к эпохальному событию, то и дело ловите себя на мысли: «А может, не пойдем?..». Так ли уж незаменимы преимущества детского коллектива?
Камера хранения
Нет сомнения в том, что детский сад - замечательное изобретение человечества, подарок для современных родителей и тому подобное. Но если обратиться к изначальной идее, лежащей в основе таких заведений, станет понятно: детский сад - это своеобразная «камера хранения», куда можно «сдать» малыша, если дома некому за ним присмотреть. Недаром сады и ясли стали повсеместно появляться лишь после Октябрьской революции, когда мам и бабушек активно привлекали к строительству «светлого будущего». Они были просто вынуждены отдавать ребенка в детский сад.
Конечно, пребывание малыша в детском саду сложно сравнить с положением «картины, корзины и картонки» в багаже - здесь гораздо комфортнее, есть друзья, занятия и прогулки... Но иногда на другой чаше весов - частые болезни и стрессы привыкания, конфликты ребенка с «коллегами» или воспитателем, семейные сложности и прочие причины, из-за которых конкретный малыш может не посещать детский сад. Навредит ли это его развитию?
Борьба за социализацию
«А как же общение со сверстниками?!» - разволнуются любящие родители. Нам с младых ногтей внушают, что только в саду ребенок может получить «полноценный» опыт общения. Разберемся, так ли это на самом деле? Во-первых, в детском саду малыш не выбирает, с кем общаться, а с кем - нет, ведь он проводит все время в замкнутом коллективе. Во-вторых, группы формируются по признаку возраста. А разве мы общаемся только с ровесниками? В-третьих, общение ребенку необходимо - но в таких ли количествах, как в детском саду? Увы, для нервной системы многих деток это серьезное испытание. Ведь и у взрослых рабочий день даже в дружном коллективе вызывает усталость. Шум, невозможность уединиться и отдохнуть от общения, поменять занятие - все это может подорвать здоровье малыша с уязвимой нервной системой.
Сторонники детских садов считают, что здесь ребенок вынужден находить общий язык со сверстниками, утверждать себя в коллективе. И ключевое слово - «вынужден». Деваться-то некуда! Но нужно ли это конкретно вашему крохе сейчас? Ведь дети совершенно разные! Один уже в 4 года готов повести товарищей хоть в арктический поход. А другой лишь к 6-7-ми годам проявит желание общаться с детьми, и насильно подстегивать такого малыша - только навредить ему.
Дисциплина: за и против
«Чему должен научить детский сад, так это дисциплине!» - скажут «традиционные» родители. И конечно, будут правы. В среднестатистическом детском саду от ребенка требуют строгого соблюдения распорядка дня, подчинения указаниям взрослых. Но... нужно ли отдавать ребенка в сад ради этого? Как правило, под дисциплиной мы понимаем «преодоление» ребенком себя, своих желаний, а зачастую - и физиологических потребностей. Не хочешь кашу? Давай «через не могу»! Не хочешь читать, хочешь побегать? Вот все пойдут гулять, и ты побегаешь. Не хочешь спать? Лежи, терпи. Внимание, вопрос: полезен ли для здоровья ребенка такой процесс «перебарывания себя» (кушать, когда организм не готов принять пищу; сидеть неподвижно, когда хочется побегать), не говоря уже о моральном благополучии? А пресловутый авторитет воспитателя? Разве разумным является аргумент «Я права, потому что я старше!»? Может, более правильно развивать у крохи просто чувство уважения к другим - но уж никак не беспрекословного подчинения, граничащего со страхом наказания?.. Если заглянуть «в корень», то почти армейская дисциплина большинства советских детских садов служила общей идеологии выращивания «винтиков» общества, которые готовы к унижениям и не умеют заботиться о себе, а также беспрекословно - и бездумно! - подчиняются авторитету. Такие люди удобны для тоталитарного общества. Но актуально ли это сейчас? Может, лучше приучать ребенка к организованности и ответственности за свои поступки? И разве родители своим примером не способны научить малыша убирать игрушки, накрывать на стол, застилать кровать?
С пользой дома
Итак, если вы пришли к выводу, что походы в детский сад - мероприятие не для вас, обязательно продумайте, как сделать так, чтобы ваш ребенок развивался гармонично.
1. Общение
Многих родителей пугает перспектива предстоящего похода в школу - мол, как же наш ребенок без опыта общения? Но отсутствие в жизни малыша детского сада не означает, что его нужно запереть дома наедине с мамой или бабушкой. Ходите с крохой гулять туда, где много детей, приглашайте гостей, посещайте кружки и секции - 1-2 часа общения в день достаточно для того, чтобы ваш ребенок стал полноценным членом детского общества.
2. Интеллектуальное развитие
До определенного (школьного) возраста познавательные потребности малыша вполне способны удовлетворить члены семьи ребенка. Вовсе не обязательно сажать кроху за маленькую парту - даже лучше, если знания и навыки он будет приобретать в играх и общении. Например, когда вы готовите обед - разве сложно посчитать с крохой морковки и картофелины и рассказать, каких они цветов и форм? Если хочется чего-нибудь «специального», к вашим услугам множество развивающих занятий для деток с пеленок и до школы. Здесь и общение со сверстниками и старшими, и интеллектуальное, и творческое развитие. Если в вашем городе нет детских развивающих центров, не беда! Возможно, вы скооперируетесь с двумя-тремя мамами дошкольников и пару раз в неделю сможете устраивать развивающие дни на дому. Наверняка одна из вас умеет играть на пианино и петь детские песни, другая - покажет, как посчитать палочки и яблочки, а дедушка или тетя обладает даром в увлекательной игре рассказать о географии или биологии, научит читать или рисовать... Хотя идея «репетиторства» может прийтись по душе не только вашим друзьям, но и студентам местного педвуза. Увидите, с финансовой стороны это будет совсем не удручающе!
3. Самооценка и уверенность в себе
Чтобы вырасти психологически благополучным, вашему ребенку обязательно нужно быть уверенным в том, что он любимый и способный. То, что он проводит время преимущественно со взрослыми, может помешать ему сформировать адекватную самооценку - но лишь в том случае, если общение строится либо на принципах «кумира семьи», гиперопеки, либо на постоянном давлении и контроле (уж если малыш с нами, то мы ка-а-а-ак воспитаем да ка-а-а-ак разовьем его!). Позвольте ребенку быть... просто ребенком! Пусть делает, что ему хочется, пусть развивается, согласно своему возрасту. Безусловно, домашнее воспитание малыша может показаться куда сложнее, чем привычное «сдал-принял» в детском саду. Приходится искать много информации о раннем развитии, брать на себя ответственность за ребенка, в конце концов - постоянно отстаивать свое право не быть, как все... Но это благодарный труд - ваши усилия принесут свои плоды, и вы точно будете знать, что развитие ребенка - в ваших руках. Конечно, для многих из нас, родителей, выросших в Советском Союзе, мысль о том, что посещение детского сада - это вовсе не обязательное мероприятие, может показаться абсурдной и даже дикой. Безусловно, есть замечательные детские сады с талантливыми и чуткими педагогами. Есть дети, которые обожают ходить в садик и с радостью проводят там время. В конце концов, есть родители, у которых просто нет другого выхода, кроме как отдавать ребенка в детский сад... Но если этот выбор - идти или не идти - у вас все-таки есть, сделайте его сознательно, взвесив все «за» и «против», прислушавшись к своему сердцу и малышу. А не просто потому, что нужно отдавать ребенка детскому саду.
А как же развитие?
Немаловажным аргументом в пользу детских садов является обязательное обучение, наличие специальных занятий и так далее. Но если посчитать, окажется, что в реальности на «уроки» в детском саду ребенок тратит 1-3 часа в день - как правило, это рисование, чтение, музыка, логика/математика и иностранный язык. А насколько экономически оправданы ваши затраты на эти занятия? В группе из 15-25 детишек у воспитателя нет ни времени, ни возможности, ни зачастую особого желания адаптировать учебную программу под каждого конкретного малыша.
Вот и получается, что интересно и полезно учиться по такой «усредненной» программе будет только ребенку «стандартному». Таких большинство, но если ваш малыш «из меньшинства»? А вот крохе-вундеркинду, умеющему в пять лет читать и писать, или малышу-копуше, которому нужно долго собираться с мыслями, прежде чем что-то сделать, это «расписание» может и не подойти. Так что хорошо подумайте прежде чем решить, нужно ли отдавать ребенка – с детским садом иногда стоит и повременить.
Что хорошего в детском саду?
Нужно ли ребенку ходить в детский сад? Говорят, "домашние" дети очень трудно адаптируются в школе, потому что не привыкли находиться в коллективе.
До недавних пор считалось, что детский сад является по-настоящему необходимым звеном в развитии каждого ребенка. И действительно, "домашние" детишки часто с трудом приспосабливались к школьным правилам.
Пожалуй, эти трудности объяснялись прежде всего тем, что таких детей было очень мало, подавляющее большинство составляли именно "садиковые" дети. Зачастую дети переходили целыми группами из "дворового" детского сада в такую же "дворовую" (то есть по микрорайону) школу. И если в этот же класс попадал ребенок, который первые семь лет жизни провел под маминым и бабушкиным крылом, ему, конечно, приходилось несладко.
Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и само понятие "детский сад" в наши дни не так однозначно, как прежде. Помимо стандартного государственного детского сада, существует целый ряд других вариантов "трудоустройства" дошколенка . Так что в первый класс дети приходят с самым разнообразным "багажом": кто-то ходил в обычный садик, кто-то - в какой-нибудь Центр развития, а кто-то и дома с няней сидел.
Что же именно дает посещение детского сада ребенку?
- Прежде всего - возможность общения со сверстниками , включенность в группу. Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить:примерно начиная с трех лет (а уж с четырех - совершенно точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми . И эту возможность вы обязательно должны ему предоставить.
- Разумеется, в детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. Опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться.
- В детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их.
- Наконец, в детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Строго говоря, одного лишь "садикового" образования ребенку недостаточно. В любом случае родители должны заниматься с малышом сами. Но если "домашний" ребенок целые дни проводит исключительно перед экраном телевизора, то в детском саду он, конечно, получит несравненно больше.
Домашние дети другие? Разбираем основные вопросы
1. Могу ли я дома обеспечить ребенку все условия, необходимые для его гармоничного развития, не отдавая его в детский сад?
Самое сложное в домашнем воспитании - это, пожалуй, не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития .И если вы не хотите отдавать малыша в садик, вам нужно хорошенько продумать, каким именно образом вы предоставите ребенку эти возможности.
2. Нужны ли "домашнему" ребеноку друзья?
Домашний ребенок должен проводить много времени на детских площадках , играя с другими детьми. Кроме того, очень желательно обеспечить ему какого-то постоянного друга-ровесника - а лучше, нескольких друзей. Нужно возить его в гости и приглашать других детей к себе домой.
3. Общение со взрослыми необходимо!
Если вы не отдаете ребенка в садик потому, что не доверяете воспитателям и считаете, что никто, кроме вас, не сумеет правильно обращаться с ребенком, находить нужный подход к нему, - вам нужно срочно менять эту точку зрения! Главное понять, что ребенку необходим опыт общения с другими взрослыми, помимо мамы - пусть даже эта мама действительно лучшая в мире!
Не хотите отправлять ненаглядное чадо в детский садик - отдайте его в какой-нибудь кружок, секцию, игровую группу . Самое лучшее - если среди ваших знакомых есть такие же молодые мамы, как и вы. Вы можете составить "график посещений", по очереди принимая у себя других детишек. Пусть ваш частный "детский сад" "работает" всего лишь несколько часов в день, хотя бы пару раз в неделю. Они и друг с другом научатся общаться, и понемножку будут привыкать к тому, что слушаться порой приходится не только маму.
Подходящий возраст: имеет ли смысл отдавать ребенка в ясли?
Самый оптимальный возраст для выхода "в свет" - четыре года. Да-да, не меньше! И пожалуйста, постарайтесь не слушать настойчивых советов опытных бабушек, которые всегда готовы объяснить нам, что "чем раньше, тем лучше - быстрей привыкнет"! Потому что это неправда.
Годовалый карапуз , конечно, может "привыкнуть" к тому, что любимую мамочку почему-то заменили на чужую, не слишком ласковую тетеньку. Привыкнуть - это значит смириться и молча страдать , реагируя на стресс "всего лишь" частыми простудами и другими болезнями, плохим настроением, снижением интереса к окружающему миру. Такое пассивное сопротивление - далеко не пустяк, оно очень негативно отражается на дальнейшем эмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии малыша.
Сегодня в большинство яслей принимают детишек лишь с полутора лет. Но и это - чрезвычайно рано! Полтора года - возраст, когда только-только начинает ослабевать так называемая сепарационная тревога. Попросту говоря, малыш еще слишком сильно привязан к матери и очень болезненно реагирует на ее отсутствие , а равным образом и на появление чужих людей, особенно если они пытаются подойти к нему слишком близко.
Интерес к другим детям просыпается в малышах только к трем годам.
При этом сначала они тянутся к товарищам постарше себя, потом начинают интересоваться теми, кто помладше, и только в последнюю очередь обращают внимание на своих сверстников.
Итак,
ясли в полтора года могут быть оправданы только самой крайней необходимостью.
Двухлетнему ребенку к яслям привыкнуть немножко проще. Общее правило остается тем же - рано! К двум годам малыш может быть действительно очень общительным , и если садик (прежде всего воспитатели!) будет хорош, возможно, ребенку там понравится. Во всяком случае, вы можете попробовать отвести ребенка в ясли, если уже убедились в том, что он не испытывает страха перед другими детьми и взрослыми, обладает необходимыми навыками самообслуживания (умеет пользоваться горшком, может самостоятельно есть), без особых страданий переживает ваше отсутствие.
При этом вы обязательно должны наблюдать за поведением, настроением малыша, состоянием его здоровья . Если вы увидите, что ваш двухлетка трудно адаптируется к яслям, - ни в коем случае не настаивайте, не упорствуйте в своем намерении приучить его к "учреждению" прямо сейчас.
Некоторые мамы отдают двухлетних малышей в ясли не потому, что очень нужно выходить на работу, а из "педагогических" соображений: мол, в группе ребенка приучат быть самостоятельным, он будет быстрее развиваться и т. д. Да, общаясь целый день с чужими тетями и будучи лишь одним из пятнадцати-двадцати таких же карапузов, ваш ребенок, наверное, научится держать ложку и натягивать штанишки быстрее, чем его "домашние" сверстники. Но так ли это важно само по себе? Дома он тоже учится самостоятельности.
И возрастные особенности двухлетнего ребенка, и качество наших яслей, в общем-то, приводят к такому выводу: подождите, не торопитесь! Доказано, что воспитанники яслей нередко впоследствии отличаются меньшей инициативностью в принятии решений
, поскольку активность и эмоциональность во многом закладываются именно в первые годы жизни.
Эта тяжелая адаптация
Ребенок, плохо привыкающий к яслям или садику, не обязательно демонстрирует это явным образом. Он может вести себя достаточно послушно и даже покорно, выражая свои переживания каким-то косвенным путем. Самая распространенная форма пассивного сопротивления ясельных малышей - частые простудные заболевания.
Но есть и другие моменты, на которые обязательно нужно обращать внимание. Это сон, аппетит, поведение ребенка дома по вечерам, после садика. В первое время после начала посещения яслей или садика такие "прелести", как снижение аппетита, трудности с засыпанием и даже плач по ночам, домашние капризы и несколько сниженное или раздражительное настроение, могут считаться "нормальными". Но если спустя три-четыре недели положение дел не улучшается, можно говорить о том, что ребенок плохо адаптируется к детскому саду или яслям.
В этом случае малыша желательно избавить от посещения садика на ближайший год, а если уж это совсем невозможно - постараться смягчить травмирующую его ситуацию: оставлять его в садике только на полдня, устраивать ему дополнительный выходной в середине недели, поискать сад или ясли с меньшим количеством детей в группе.
В каком возрасте ребенку лучше всего идти в детский сад?
На этот вопрос мы уже начали отвечать. Повторим еще раз: оптимальным возрастом большинство психологов сегодня считают четыре года, а вполне допустимым - три. К трем годам ребенок уже не боится оставаться какое-то время без мамы, начинает интересоваться общением с другими детьми, обладает навыками самообслуживания. Но по-настоящему получать удовольствие от игры со сверстниками он будет лишь ближе к четырем годам.
Идеальный вариант - постепенно, без спешки и предъявления жестких требований начинать знакомить ребенка с детским садом в три - три с половиной года. Сначала ходить с ним на прогулки вместе с детсадовской группой, потом оставлять его в садике на половину дня.
Если довольно быстро обнаружится, что ребенок не против проводить время в новой обстановке, можно перейти к обычному посещению детского сада. Если же особых восторгов малыш не выражает - нет ничего страшного в том, что до четырех лет он будет посещать садик по "щадящему" режиму.
Не стоит беспокоиться из-за того, что он в чем-то отстанет от своих сверстников.
Главное, чтобы после трех лет он не оставался в замкнутом домашнем пространстве, один на один с мамой или бабушкой, а постепенно расширял границы знакомого мира.
О. Жукова
Уважаемые читатели! Вы водили своего ребенка в детский сад? В каком возрасте? Как проходила адаптация? Ждем ваших ответов в комментариях!
Споры о том, , по своей актуальности стоят на втором месте после дискуссий на тему прививок. Большинство по старинке убеждено, что посещение детского учреждения способствует социализации малыша, развитию у него навыков взаимодействия между людьми. Другие категорично утверждают, что детсад — это тюрьма для ребёнка.
Социализация ребёнка — что это?
Массовое возникновение детских садов началось в советский период нашей истории, когда нужно было высвободить женщин для работы на стройках коммунизма. Пребывание детей с малого возраста в организованных группах отлично вписывалось в идею воспитания «нового» человека в духе коллективизма.
Детская «социализация» в понимании современных психологов и педагогов — это воспитание приспособления к жизни в обществе, к общению с другими: членами семьи, ровесниками, коллегами по работе. Социально уверенный человек «слышит» партнера по взаимодействию, умеет договариваться, говорить «нет», высказывать личное мнение, идти на уступки, и при этом оставаться индивидуальностью, самим собой.
Что говорят современные ученые
Доктор наук, канадский психолог Г. Ньюфельд в книге «Не упускайте своих детей» утверждает, что способность налаживать взаимоотношения (адекватные для своего возраста) у ребенка формируется к 6-тилетнему возрасту. Он предупреждает общество, что слишком раннее помещение детей на долгие часы в группы себе подобных мешает развитию индивидуальности, приводит к воспитанию не личностей, а «винтиков» единого коллективного механизма.
Российский психолог Л. Петрановская также задаётся вопросом, стоит ли отдавать ребёнка в детский сад , если с успехом научить общению со сверстниками можно и вне его стен. Детский сад, по её мнению, — это лишь удобная услуга для родителей, не имеющая «педагогического смысла».
Генетическая программа, заложенная в психику человека природой и отработанная веками, предусматривает вероятность выживания беззащитного детёныша в немногочисленном окружении узнаваемых СВОИХ — родителей и родичей разного возраста.
Оставление малыша в незнакомом месте среди чужих взрослых и толпы детей — это сильнейший стресс, который может оставить на всю жизнь травматический след. У маленького ребенка отсутствует понятие времени , он не понимает утешений, что мама потом обязательно придет и заберет его. Он не успокаивается, он просто устает от собственного плача (по сути — крика о помощи). Беспомощный человечек испытывает панический страх, ведь в понимании крохи мама оставила, бросила его. Страдает базовая потребность — потребность в безопасности. Рушится доверие к матери, а заодно и ко всему миру, пугающему своей неизвестностью. Ситуация страха потерять мать (тем более повторяющаяся) может лечь в основу неврозов, депрессии, безынициативности и зависимостей, которые проявляются в более старшем возрасте и взрослой жизни. Психолого-педагогические исследования показали, что некоторые младшие школьники и даже подростки продолжают испытывать сильную тревогу при длительной разлуке с объектом привязанности.