Опыт работы воспитателя доу на тему квиллинг. Роль техники квиллинг в обучении младших школьников
МДОУ «ДСОВ №101»
«Квиллинг, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Составила:
воспитатель
Денисюк О.П.
Братск, 2011 г.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Квиллинг (в переводе с англ. обозначает – БУМАГОКРУЧЕНИЕ) – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток
В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И, только в конце прошлого столетия, квиллинг снова стал превращаться в искусство.
В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат - она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Инструмент для квиллинга также бывает различный. В Европе для скручивания полосок используют пластмассовую или металлическую палочку с расщепленным концом. Некоторые и сами делают подобный инструмент, например, из стержня для шариковой ручки, на конце которого сделана прорезь. Мне не очень понравилась эта идея, так как при скручивании получается деталь с крупным и неровным отверстием в центре. Однако для детей этот инструмент подходит.
Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Подходит цветная бумага для принтеров «Радуга». Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно полоски нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга, обычно, 3-7 мм.
В процессе работы в технике «квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Цель – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи :
Обучающие:
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Список литературы
1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-”Просвещение”, Москва 1982.
2.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- “Росмэн”, Москва 1996.
3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-”Университет”, Москва 2000.
4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.- Полигон С.-Петербург 1998.
5. http://stranamasterov.ru/technics
Ирина Ермакова
Квиллинг - эффективный метод развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Есть свои радости в каждом виде творчества :
все дело в том, чтобы уметь брать свое добро там,
где его находишь.
Оноре де Бальзак
Квиллинг (англ. quilling от слова quill (птичье перо) – искусство скручивать длинные и узкие полоски, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий и т. д.
Считается, что это искусство возникло в начале XV века в средневековой Европе, где монахи создавали изящные медальоны, обрамления для икон, обложки для книг, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.
Заниматься квиллингом могут не только взрослые, но и дети. Квиллинг открывает детям путь к творчеству , развивает фантазию и художественные возможности. Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки.
Вопрос развития творчества и значение творческой работы для общего развития ребёнка , известный психолог Л. Выготский, ещё в 20-е г. г. прошлого века, назвал одной из важных проблем педагогики и психологии.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Актуальность состоит в том, что современное быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, не шаблонные привычные действия, а подвижность и гибкость мышления, творческий подход к решению проблем.
Ни для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, в общем, не проявляют творчество . Я стараюсь воспитать у своих дошколят пытливость , смекалку, инициативу, фантазию, воображение.
Ведь люди с развитым воображением имеют высокий интеллект. И уже давно известно, что интеллект лежит на кончиках наших пальцев. А это значит, чем богаче у нас мелкая моторика, тем мы быстрее выполняем любую работу, быстрее говорим, успешнее продвигаемся в своём развитии . И этому способствует занятие квиллингом .
Традиционно в детском саду художественное творчество представлено рисованием, лепкой и аппликацией. В своей педагогической деятельности я решила пойти немного дальше, и попробовать работать с детьми используя более сложную, но вместе с тем и более интересную технику бумажной пластики - квиллинг . Познакомившись поближе с данной техникой обработки бумаги, я сделала вывод, что квиллинг может являться очень эффективным методом развития творческих способностей детей дошкольного возраста .
Польза квиллинга неоспорима . Попробуйте взять тоненькую полоску бумаги и аккуратно скрутить её в замысловатую фигуру. Трудно? А каково малышу? Сколько миллионов нервных окончаний он задействует, пока создаст фигуру. Всё это стимулирует усидчивость, зрительную память, образное мышление, развивает глазомер , совершенствует мелкую моторику, а как следствие речевые функции.
Техника квиллинг развивает чувства прекрасного , помогает само выражаться, развивает чувства вкуса , что немаловажно для дальнейшего эмоционального и эстетического развития ребёнка .
Обосновав актуальность проблемы, я поставила цель :
всестороннее развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности.
Для реализации намеченной цели определила следующие задачи : познакомить с техникой квиллинг ; научить изготавливать базовые формы (плотную и свободную спирали, каплю, лист) и составлять из них композиции; повысить уровень развития моторики , мышления, внимания; воспитывать усидчивость, аккуратность, эстетичность.
Выбор техники не случаен. Доступность бумаги, как материала, простота её обработки привлекает детей . Хотя для некоторых из них эта техника сложна, так как требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Но в процессе овладения различными приёмами (я их называю «4С» ): сгибание, скручивание, складывание, склеивание, эти проблемы постепенно решаются.
Освоение способов действия с бумагой проходит у меня в группе с использованием игровых ситуаций. Я стараюсь ставить перед детьми творческие задачи , требующие обязательного решения. Создав из бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизацию, становятся сказочными героями. Мы делаем друга одинокому зайцу; новое гнездо, для курочки рябы; «летнюю» открытку для жителей северного полюса и многое другое.
Данная техника позволяет не только развивать детские пальчики , она помогает творить волшебство , требуя усердия, терпения, фантазии.
В заключении хочется отметить, что способность творить заложена в каждом ребёнке. Но, к сожалению, очень часто страх перед неудачей мешает раскрыться этим способностям .
Занятие квиллингом помогает моим ребятам преодолеть этот страх. Я стараюсь незаметно заинтересовать и увлечь их самим процессом, не подчеркивая результата, т. е. творчество ради творчества . И убеждаю, что то, что получилось – это и есть хороший результат.
У меня разновозрастная группа . Многие творческие работы делаем коллективно. В процессе участвуют даже 4-х летние дети. Малыши наносят клей на полоску, подают детали, заканчивают скручивать начатые роллы. Дети постарше скручивают спирали и придают им форму, видоизменяют, придумывая что-то свое, создают композиции. Иногда, неправильно выполненная деталь, становится новой квиллинговой формой . В процессе работы всегда делаю акцент на том, что каждый вносит посильный вклад (учитывая индивидуальные особенности, умения и навыки детей ) и мы все участники одного общего дела.
Мне удалось вызвать у детей интерес к выполнению поделок в технике квиллинг и помочь им ощутить незабываемые положительные эмоции.
Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, в ролевой игре могут разыгрывать различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в художественном творчестве – это дар , о котором можно только мечтать. Научить ценить прекрасное должны мы – взрослые. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет духовная жизнь ребёнка.
Наталья Фирсова
Инновационный опыт «Квиллинг как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Мой инновационный опыт на тему :
«Квиллинг , как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста »
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
Мы чудо сотворить сумеем сами
Нашими умелыми руками
Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является его модернизация.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями возросла ответственность дошкольных образовательных учреждений за качество достижения каждым ребенком уровня развития с учетом его индивидуальных возрастных способностей .
Создавшаяся обстановка требует от нас, педагогов, реализации новых педагогических технологий, постоянного творческого поиска , для того, чтобы наши воспитанники к концу старшего дошкольного возраста овладели теми интегративными качествами, которые диктуют нам ФГТ.
Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Поэтому, работая в условиях модернизации системы образования, мне предстояло творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы эстетического воспитания.
Так как я люблю мастерить, вязать, конструировать из разного материала, то решила этому научить и своих воспитанников.
У детей в возрасте 3-6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний . Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения , грамотности и других базовых способностей детей .
Анализируя программу «Детство» по художественному творчеству , ознакомившись со множеством педагогических технологий и методик обучения дошкольников рисованию , лепке, аппликации, я сделала для себя вывод, что для эффективной работы по художественно-творческому развитию детей , необходимо использовать нетрадиционные способы изображения .
Термины «нетрадиционные» подразумевают использование материалов, инструментов, которые не являются общепринятыми, широко известными.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и материалах, об их свойствах и способах их применения .
Это дает толчок к развитию воображения , творчества , развивает у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, уверенность в себе.
С одним из видов нетрадиционных способов изобразительного творчества я познакомила воспитанников своей группы. Это квиллинг (в переводе с англ. означает БУМАГОКРУЧЕНИЕ) . Подобрала соответствующую литературу по этой технологии.
Почему я решила выбрать именно этот способ работы с бумагой ?
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском саду не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества , который доступен каждому. Бумага – первый материал, простой и дешевый, из которого дети начинают мастерить, творить , создавать неповторимые изделия. Она дает большой простор творчеству . Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком . И, конечно же, во время работы с бумагой у детей развивается ручная умелость , что способствует умственному развитию детей .
Сегодня я хочу познакомить вас с моим инновационным опытом , цель которого : всестороннее развитие творческих способностей детей квиллинг , как художественного способа конструирования из бумаги.
Работая над темой, ставлю перед собой следующие задачи :
Обучающие :
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинг .
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Формировать умения, следовать устным инструкциям.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями : круг, квадрат, треугольник.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг .
Развивающие :
Развивать у детей способность работать руками , приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер .
Развивать внимание , память, логическое и пространственное воображение.
Развивать художественный вкус , творческие способности и фантазии детей .
Воспитательные :
Воспитывать интерес к искусству квиллинг .
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей .
Чтобы заинтересовать и привлечь своих воспитанников, я показала поделки, сделанные в технике квиллинг . И как из простой полоски бумаги получаются такие великолепные вещи.
С чего я начала знакомить детей с этой увлекательной техникой?
Конечно, со знакомства со свойствами бумаги. Дети с удовольствием экспериментируют с ней : рвут, мнут, разглаживают, режут. Кроме познавательного характера, эти упражнения также имеют терапевтический эффект, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей .
В своей работе с детьми использую следующие методы и приемы :
1. СЛОВЕСНЫЙ
устное изложение;
2. НАГЛЯДНЫЙ
показ мультимедийных материалов;
иллюстраций;
наблюдение;
Показ педагогом;
работа по образцу;
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ
выполнение работ по инструкции педагога.
Стараюсь строить свои занятия с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Для решения психолого – педагогических задач использую следующие образовательные области :
познание;
коммуникация;
чтение художественной литературы;
безопасность;
физическая культура.
социализация
Для поддержания интереса к творчеству , работу осуществляю во всех формах своей деятельности с детьми : Формы :
1. образовательная деятельность на игровой основе.
2. игры (игры - экспериментирование, игры - упражнения способствующие формированию сенсорного опыта детей )
3. трудовая деятельность
4. прогулка и экскурсии
Для повышения работоспособности , снижения уровня утомляемости, снятия психологических нагрузок у детей , включаю элементы здоровьесберегающих технологий –
Смена динамической позы
Релаксация
Сказкотерапия;
Игротерапия;
Пальчиковые игры;
Физкультминутки.
Игра является главным видом деятельности детей . Она становится содержанием и формой организации жизни ребенка.
Игры - экспериментирование с бумагой разной фактуры, как гафробумага, гафрокартон, инструментами и дополнительными материалами обогащают знания детей об их свойствах и возможностях применения, стимулируют к поискам новых действий и способствуют смелости и гибкости мышления.
На первых занятиях, знакомя детей с новым способом работы с бумагой , я использовала игровой прием «Как полосочку превратить в шарик» . Сначала ребята осваивали общий способ накручивания полосок в диск. Затем, по мере усложнения материала, я предлагала им творческие задачи , решение которых связано с созданием образов. Например, можно превратить этот диск в «спиральку» , если немного его распустить. Предлагаю детям поэкспериментировать со «спиралькой» : можно немного смять одну сторону круга - получается форма «капельки» . Если круг смять с обеих сторон, то получается форма «глаза» . Предлагаю детям сложить из этих форм цветок.
В процессе работы в технике квиллинг , создаем игровую ситуацию на листе бумаги, используя готовые формы.
Сам процесс скручивания так же является увлекательным действием, насыщающим жизнь ребенка в детском саду игровыми приемами. Сама включаюсь в игру, задаю вопросы. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка , но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей .
Работа с квиллингом занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому необходимо проводить физкультурные минутки, а самое главное на моих занятиях я уделяю внимание смене динамической позы. Я использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами, в которых взаимодействуют в едином творческом пространстве и искусство, и художественное слово, и пластика рук.
На прогулке и в повседневных ситуациях, обращаю внимание детей на необычные явления и предметы (цветы, снег, лужица, пушистое белое облако, фрукты, овощи, посуду и др.). Все увиденное мы стараемся воплотить в своих работах.
При работе с бумагой приучаю детей готовить свое рабочее место, приводить в порядок и поддерживать его после того, как работа закончена. А во время работы напоминаю о безопасном использовании инструментов (с зубочисткой, со стержнем) . Это способствует формированию у дошкольников основ безопасного обращения с инструментами, развитию трудолюбия , трудовых навыков и привычки работать аккуратно.
В своей работе я использую интегрированные занятия. Например, природный мир, образовательная область «познание» : я знакомлю детей с признаками снега , затем мы экспериментируем, слушаем его скрип, читаем о нем стихи и делаем снежинки, используя технику квиллинг . Затем каждый ребенок сочиняет свою сказку о снежинке.
Тема недели «День защитника Отечества» : провожу беседу о предстоящем празднике 23 февраля, читаем произведения на патриотическую тему, слушаем песни, провожу целевые прогулки к памятникам; готовим для пап и дедушек подарки в технике квиллинг . Вместе с детьми придумываем красивое поздравление.
Но никогда не будет положительного результата, если не будет тесного сотрудничества с родителями. Этому вопросу я уделяю особое внимание и использую следующие формы :
Анкетирование
Консультации
Совместные работы на открытых занятиях
Мастер - класс
Совместное создание предметно развивающей среды .
В настоящее время мы с родителями поддерживаем смышленого и любознательного ребенка, создаем условия для развития творческих способностей , дарованных природой.
Целью моей работы – раскрыть творческие способности ребенка .
В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений.
Поэтому, сравнивая работу ребенка, его интересы, я получаю возможность проследить развитие творческого самовыражения ребенка за определенный отрезок времени. Создаю условия для творческого развития детей . Работаю с ним индивидуально.
В результате моей работы по развитию творческих способностей детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинг добилась следующих результатов, которые вы видите на экране :
Мышление –
Развитие речи –
Воображение –
Моторика пальцев рук –
Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании бумажной, очень нравится детям.
Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки. Вот почему эти занятия позволяют мне в совместной художественно – творческой деятельности формировать гендерный подход.
Ни в одном источнике нет единого планирования по квиллингу , предлагается лишь техника выполнения отдельных работ. Я составила тематическое планирование в своей группе исходя из базовой программы «Детство» . Сейчас я работаю над своей программой «Техника квиллинг для дошкольников »
Квиллинг – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
Мой девиз :
С детьми всегда должна быть рядом,
Даря тепло и согревая взглядом,
Их в мир прекрасного вести,
И помнить заповедь - не навреди!
Организация: МБДОУ «Детский сад № 17 с. Озерское»
Населенный пункт: Сахалинская область, с. Озерское
Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие точных движений, или, как их еще называют, мелкой моторики. В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками.
В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика?
Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Эта тема очень актуальна в современном мире.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики актуально еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кисти и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики является важной частью подготовки к школе. Поскольку уровень ее развития – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память и внимание, связная речь.
Мелкая моторика – это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным – важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности. Поэтому развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.
Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.
Мелкая моторика разнообразных бытовых и учебных действий – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями; держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать и лепить.
Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием.
Исследования ученых доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно - манипулятивнаядеятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи.
Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук. Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет понимать, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.
Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество – игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, т.е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть, ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, общаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представления о неизменности существования предметов.
Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами, развивается в возрасте 5 лет.
Противостояние большого пальца развивается последним, примерно в 6-ти летнем возрасте: большой палец должен в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев.
В возрасте 7 лет ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом.
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают с бумагой и тканью, так как они уже имеют практические навыки и владеют основными техническими приемами.
Квиллинг является отличным средством закрепления этих навыков.
При проведении непосредственно образовательной деятельности, связанных с изобразительной деятельностью, аппликацией, конструированием из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что у детей часто возникают трудности с использованием ножниц, складыванием бумаги, умением держать мелкие детали, т.е. слабо развита мелкая моторика рук.
Для выявления уровня развития мелкой моторики, ее существенных особенностей, мною была проведена диагностика мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
Результаты диагностики показали, что на начало учебного года почти у всех детей слабо развита мелкая моторика рук.
Я провела родительское собрание, где рассказала о важности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста и, особенно у детей подготовительной к школе группы. Затем я предложила организовать кружок с использование технологии квиллинг - «Бумажная симфония», где с согласия родителей и по желанию могут заниматься дети старшего дошкольного возраста.
Родители выразили свое согласие и, составив план работы, я начала заниматься с детьми квиллингом.
Цель работы : Исследование влияния техники квиллинг на развитие мелкой моторики рук.
Исходя из цели, я поставила следующие задачи:
Проследить положительное влияние использования техники квиллинг на развитие мелкой моторики, координацию движения рук;
Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – квиллингом, научить изготавливать основные формы, составлять из них различные композиции;
Воспитывать аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус.
Можно сказать, что предлагаемый вид деятельности – квиллинг, оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинга способствует формированию у детей, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика).
Технология квиллинг – эффективное средство для развития мелкой моторики рук старших дошкольников, опосредованно влияющее на общее развитие личности ребенка, а также предупреждающее трудности с обучением в школе.
Квиллинг – это занимательное ручное творчество из бумаги для детей и взрослых, помимо получения эстетического наслаждения человек развивает творческое мышление, терпение, усидчивость, аккуратность, мелкую моторику рук. Бумага – материал доступный каждому. Она дает большой простор для творчества. Дает возможность ощутить себя художником – безгранично творческим человеком.
Бумага – первый материал, из которого мы с детьми начинаем мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается еще и тем, что данный материал дает большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком.
На первый взгляд техника бумагокручения несложна. В своей работе по обучению дошкольников технологии квиллинг я учу детей скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.
Для работы в этом виде рукоделия я готовлю необходимый материал, инструменты и провожу с детьми беседу о том, как правильно и безопасно пользоваться необходимым инструментом:
slottedquillingtool» - желательно купить. Это металлический стержень с прорезью и удобной ручкой. В прорезь вставляется бумага и накручивается ролл;
Со временем можно использовать другой инструмент. Он состоит из тонкого металлического стержня без прорези с ручкой. Бумага крутится на стержень. Это требует определенного навыка и сноровки, но в результате получается тончайшее отверстие в центре ролла;
Пинцет с заостренным носиком я использую для работы с мелкими деталями, удерживая заготовки при приклеивании, при сборке готового изделия. Дети пользуются пинцетом по желанию, им больше нравится ощущать детали пальчиками. Если нам не хватает инструментов, то для накручивания роллов я использую и стержень от шариковой ручки или зубочистку, в которых предварительно делаю продольный неглубокий надрез.
Для цветов с бахромой нужен инструмент «fringer». Внешне он напоминает степлер, при нажатии он режет бумагу и продвигает полоску. Вместо машинки для нарезки бахромы я также использую обычные ножницы, для ускорения процесса нарезки полоску нужно сложить вдвое или вчетверо – нарезать, развернуть, а потом накрутить ролл. Вместо шаблона для квиллинга с кругами необходимого для распускания роллов можно использовать офицерскую линейку, трафарет или треугольник с кругами;
Обжиматель служит для гофрирования бумаги. Работа с гофрированной бумагой придает объем и рельефность поделкам. Также в магазинах можно приобрести гофрокартон, из которого можно делать объемные работы.
Для петельчатого квиллинга я использую пробковую доску, английские булавки, гребень с длинными зубьями;
Ножницы я использую для нарезки полосок, бахромы, для вырезания разных вспомогательных деталей, лучше иметь и большие и маленькие. Для разнообразия работ пригодится декоративная проволока, глазки разных размеров – это также я приобретаю в специализированных магазинах.
Украшая изделие в технике квиллинг,я использую самую разнообразную фактурную бумагу, например, использую ее как фон работы. Здесь подойдет и бархатная бумага, и гофрированная, и с различными рисунками, и блестящая, и любая другая. И, естественно, готовая работа выглядит лучше, если ее поместить в рамку. Для сохранения объемных композиций, использую глубокие рамки со стеклом или специальные колбы разных размеров. Также мы с детьми выполняем работы в коробке от конфет с широкими краями, это своеобразная рамка.
Для различных надписей, например, при изготовлении открыток, нам нужны наклейки с алфавитом. Иногда для работ я использую вырубку из плотной бумаги с рисунком листьев, травы, птиц или животных. Иногда изделия нуждаются в прорисовке или дорисовке. Я запасаюсь универсальными акриловыми контурами, сухой (акварельной) пастелью, ручками с блестками, цветными карандашами, а также маркерами разных цветов.
Ножницы с фигурными лезвиями, фигурные дыроколы могут пригодиться для оформления картона или бумаги. Также пригодится обычный канцелярский дырокол.
Многие работы, где элементами являются животные, насекомые, птицы, человечки требуют применения глазок, бусинок или бисера. Для обозначения прожилок на листьях, которые выполняются из крепированной бумаги, я использую дотц с кругляшками диаметром 2-3 мм. Он продается в магазинах материалов и инструментов для нейл-арта. Соломинки для коктейлей я применяю в качестве основы для длинных тонких конусов. Подойдут как украшение работ различные ленточки, паеточки, кружева, в общем, допустимо все.
Мы с детьми фантазируем, добавляем дополнительные материалы, смешиваем техники и наши работы сверкают большим количеством граней. И мы радуем своими работами себя и окружающих.
В своей работе по обучению дошкольников технологии квиллинг, я учу детей скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму. Одним из самых распространенных элементов является «капля». Для ее изготовления мы с ребятами делаем свободный ролл необходимого диаметра. Затем двумя пальцами берем ролл за плоские стороны, распределяя его приблизительно пополам, и несильно прижимаем так, чтобы навивки при этом равномерно распределились, затем сильно сжимаем пальцы, чтобы зафиксировать элемент. При необходимости в нескольких одинаковых деталях, ролл надо держать водном положении, относительно места склейки и направления навивки. Лучше вначале сделать все заготовки – роллы, а потом сжимать их для получения «капли».
Следующий элемент «листочек» - также изготавливается из свободного ролла нужного диаметра. Вначале делаем элемент «капля». Аккуратно левой рукой придерживаем элемент за широкую часть капли с плоских сторон. Двумя пальцами правой руки проводим по вертикальным поверхностям узкой части «капли», и слегка загибаем ее к себе.
«Глаз» - основа- свободный ролл. Ролл с обеих сторон берем указательным и большим пальцами обеих рук так, чтобы у него было симметричное расположение. И одновременно несильно пальцы сжимаем, даем навивкам равномерно распределиться. Сгиб заканчивается сильным сжатием пальцев.
«Изогнутый глаз» выполняется из элемента «глаз». Не выпуская «глаз» из рук, пальцы передвигаем к его уголкам и немного смещаем руки в вертикальном направлении. Руки, направляя навстречу друг другу, сжимают элемент в горизонтальном направлении.
«Квадрат» - основа - свободный ролл. Сжимаем элемент «глаз», но без сильного сжатия, поворачиваем заготовку на 90 градусов и опять легко сжимаем как при сгибании «глаза». Затем усиливаем сжатие, и опять поворачиваем элемент и сильно сжимаем. «Квадрат» готов.
«Треугольник» - основа – свободный ролл. Сжимаем «каплю», но без сильного сжатия. Левой рукой берем за узкую часть и широкую прижимаем подушечкой пальца правой руки в направлении к середине элемента. Затем каждую из вершин поочередно фиксируем сильным сжатием.
«Полумесяц» выполняем аналогично «листику» на основе «капли». Точки сгиба должны располагаться на одинаковом расстоянии друг от друга.
«Звездочка» - основа - элемент «глаз»,выполняем аналогично «квадрату», только точек сгиба 5, а не 4. Расстояние между сгибами одинаковое.
«Сердце» - основа – «капля», у которой с широкой стороны делаем вдавливание в сторону центра.
Таким образом, придумывая, мы получаем элемент практически любой формы, применяя знакомые приемы сгибания и меняя место точек сгиба.
Техника бумагокручения может вызвать трудность у детей, так как требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Во время занятия я провожу пальчиковые гимнастики для эмоциональной и физической разрядки.
Осваивать технику бумагокручения я начинаю с детьми с накручивания роллов большого размера, чтобы продемонстрировать детям суть техники и способы приготовления деталей для будущих творений. Тренировка должна быть регулярной, а чтобы она не наскучила, я с дошкольниками играю с цветом, и формами. Полоски могут быть очень длинными, склеенными из нескольких цветов, тогда ролл получается «радужным». Из полученных роллов мы складываем элементарные цветы: один ролл – сердцевина цветка, еще шесть – лепестки.
После того, как дети натренировали пальцы и стали крутить плотные роллы, ширину полоски я уменьшаю, ролл из более тонких полосок требует от дошкольников большей сосредоточенности и концентрации внимания и очень точных движений пальцев, происходит эффективное развитие мелкой моторики рук.
Общее впечатление от поделки зависит не только от качества исполнения квиллинговых элементов, но и от правильного подбора фона и цветовой гаммы. Поэтому с ребятами я провожу работу по цветовосприятию. Для лучшего эффекта предлагаю детям поработать с таблицами рекомендуемых цветовых сочетаний.
В конце второго года обучения технологии квиллинг, освоив основные элементы бумагокручения, воспитанники научились создавать свои, оригинальные элементы по изученному принципу, свои композиции, подбирая фон и цветовую гамму, тем самым развивая воображение, создавая завершенные композиции.
Проделанная работа убедила, что воспитательный процесс может стать положительным только тогда, когда он целенаправлен, последователен, систематичен, где используется продуманная система индивидуального подхода. В результате освоения данной техники рука моих воспитанников приобретает уверенность, гибкость, точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения.
В результате проведенной работы по развитию мелкой моторики, а также ознакомлению и овладению детьми технологией квиллинг, у детей сформировались следующие знания, практические умения и навыки:
Знание основных геометрических форм при выполнении базовых элементов квиллинга;
Умение следовать устным инструкциям, зарисовывать схемы изделий;
Умение скручивать полоски цветной бумаги в спираль и наклеивать на основу;
Умение пользоваться технологическими картами и схемами;
Умение составлять законченную композицию из частей, точно присоединять одну часть к другой;
Умение составлять композиции, выполненные в технике квиллинг;
Развитие мелкой моторики рук и глазомера, художественного вкуса, творческих способностей;
Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения;
Развитие коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе;
Повысился уровень подготовки детей к школе.
Таким образом, можно отметить, что уровень развития мелкой моторики – один из важнейших показателей интеллектуальной готовности детей к школе и самостоятельной жизни.
Литература
- Букина С., Букин М.: Квиллинг: волшебство бумажных завитков Ростов/н/Д: Феникс, 2012.
- Бартковски Элли.: Чудесныйквиллинг. Композиции из бумажных лент. – Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2013.
- Быстрицкая А.: Бумажная филигрань – М.: Айрис-пресс, 2011.
- Васина Н.: Бумажная симфония. – М.: Айрис-пресс, 2009.
- Восточный квиллинг: Техника. Приемы. Изделия/Центр бумажного творчества «ХандиАрт». – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.
- Зайцева А. Объемныйквиллинг – М.: Эксмо, 2013.
- Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М.: Знание, 1978.
- Ткаченко Т.А. «развиваем мелкую моторику», М.: Эксмо, 2007.
- Уолтер Хелен. Цветы из бумажных лент – М.: «Ниола-Пресс», 2012.
- Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов, 2004.
- Юртакова Л., Юртакова А. Квиллинг:создаем композиции из бумажных лент – М.: Эксмо, 2012.
Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, воображения, мышления - является продуктивная художественно – творческая деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг».
3.1. Актуальность, цели и задачи опыта работы.
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".
В.А.Сухомлинский.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин,Н.А.Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина), подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.
Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, воображения, мышления - является продуктивная художественно – творческая деятельность, способствующая:
- развитию способности нестандартно мыслить;
- готовности к активности творческого характера;
- умению создавать креативные продукты собственной деятельности;
- формированию эстетического отношения к миру.
Цель: определить содержание, методы и формы развития творческих способностей и формированияконструктивных навыков работы с бумагой у детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг.
Задачи:
- проанализировать имеющиеся в педагогической и психологической литературе подходы к развитию у дошкольников творческих способностей, формирования конструктивных навыков работы с бумагой посредством техники квиллинг;
- определить методы и приемы работы, повышающие эффективность развития творческих способностей дошкольников;
- разработать систему работы по развитию творческих способностей, посредством техники квиллинг;
- познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квилинга, обучить детей приемам и способам выполнения работ из бумаги;
- повысить уровень развития мелкой моторики; процессов мышления, внимания, памяти, воображения; эстетических чувств и художественно-творческих способностей;
- воспитывать такие качества личности, как усидчивость, волю, умение планировать свою деятельность, аккуратность в работе;
- вовлечь родителей воспитанниковв совместную творческую деятельность.
Ожидаемый результат
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- будут установлены партнерские взаимоотношения с родителями, через мотивацию на совместную художественно-эстетическую деятельность.
В основу опыта положены общедидактические принципы, определяющие основные положения, содержание, организационные формы и методы воспитательно-образовательного процесса развития певческих навыков и музыкальных способностей детей.
- Принцип научности предполагает подкрепление всех мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
- Принцип активности и сознательности - успех в работе мы определяем через обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
- Принцип систематичности и последовательности. Принцип предполагает систематическую работу по развитию творческих способностей дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической деятельности, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы.
- Принцип доступности и индивидуализации. Работу по развитию творческих способностей детей строю с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Принцип комплексности, целостности педагогических процессов. Развитие конструктивных навыков и творческих способностей осуществляю в комплексе всех их составляющих.
- Принцип развивающего обучения. Использую в работе с дошкольниками методы развивающего обучения, стараюсь создать условия для развития творческой личности, умеющей разрешать нестандартные ситуации.
- Принцип демократичности и гуманизма. Взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей.
- Принцип «От простого к сложному». Научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ.
- Принцип художественности. Отбор материала осуществляю с позиции его художественной и эстетической ценности.
- Принцип увлеченности. Основан на эмоциональном восприятии и является важнейшим условием для достижения единства воспитательной, познавательной и эстетических задач.
- Принцип наглядности. Для того чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, необходимо изготовить ряд пособий, соблюдая требования к культуре показа и к оформлению наглядности.
3.2. Этапы реализации опыта работы.
Этапы работы над методической темой | Мероприятия по реализации опыта работы | Срок реализации |
I.Подготовительный Цель – провести анализ научно-методической литературы | 1. Ознакомление с теоретическими основами технологии квиллинг; 2. Диагностика дошкольников с целью выявления уровня развития творческих способностей и конструктивных навыков.
| 2010 |
II. Практический Цель – внедрение техногогийквилинга в практику работы ДОУ, внесение корректив. |
| 2010-2011 младший возраст 2011-2012 средний возраст 2012-2013 Старший возраст |
Цель - обобщить опыт работы . |
2. Опрос родителей и педагогов, анализ предложений. 3.Транслирование опыта работы:
| 2013 - 2014 |
- Система внедрения технологии киллинг в образовательный процессе ДОУ.
Бумагокручение (также квиллин г англ. quilling - от слова quill (птичье перо)) – искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги .Квиллинг для детей – прекрасная возможность развивать творческие способности,настойчивость и моторику рук.
Технология квиллинга несложна: узкие полоски бумаги накручиваются на любой тонкий стержень, затем снимаются уже в виде роллов – бумажных спиралей, далее ролл раскручивается до определенных размеров, конец бумажной полоски фиксируется клеем. Полученной спирали можно придать желаемую форму (например, «капли» или «треугольника»). Все полученные элементы наклеиваются на основу или склеиваются между собой, создавая определенную композицию.
В своей работе с детьми я использую лишь часть базовых элементов квиллинга (тугая и свободная спираль, «капля», «глаз», «стрелка», «квадрат», а так же открытые формы: «сердечко», «рожки», «завиток»). Детскийквиллинг не предусматривает создание сложных, замысловатых фигур и элементов из скрученной в ролы бумаги.
Данная техника имеет ряд преимуществ перед другими направлениями декоративно – прикладного искусства:
- относительно дешевые и доступные материалы (цветная офисная бумага и клей ПВА);
- легко изготавливаемые приспособления для выполнения элементов в технике квиллинга (на основе зубочистки или пластмассовой трубочки);
- легко доступные для усвоения приемы работы в данной технике, развивающие мелкую моторику;
- большая возможность для самовыражения и проявления творческих способностей;
- изделия в технике квиллинга высокохудожественны и гармонично сочетаемы в современном интерьере.
Занимаясь развитием художественного творчества и развитием способностей у детей, считаю, что различные виды продуктивной деятельности, в частности, квиллинг, влияет на развитие способностей к творческой деятельности.
Формируя у детей трудолюбие, учу их ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующей цели. При этом учитываю особенности трудовой деятельности дошкольников, стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, развиваю такие качества личности, как активность, самостоятельность, целеустремленность, инициативу. В процессе работы внимание детей направляю на логическую последовательность действий, которая приводит к лучшему результату.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляю нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываю следующие умения :
- договариваться о совместной работе, ее содержании;
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
- планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Все коллективные работы имеют целевое назначение. Подвожу детей к тому, чтобы вместе создать картину, украсить группу, выполнить панно для досуга, декорации к играм, книжку-ширму, иллюстрировать сказки, стихотворения, что будет являться конечным результатом творческой работы.
Во время выполнения работы учу детей общаться друг с другом и с взрослым.Поэтому моя цель – помочь ребенку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры.
В работе с детьми я использую эффективные методы и приемы:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
- форм работы.
- групповой – организация работы в группах.
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
- и другие.
А также использую общие способы стимулирования творческой активности:
- обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со своей стороны, отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению многоаспектного мышления;
- обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
- поощрение, высказыванияоригинальныхидей;
- обеспечение возможностей для упражнения и практики;
- использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
Мной разработаны этапы деятельности с детьми младшего и старшего дошкольного возраста, в процессе обучения технологии квиллинг:
1 год обучения (младший возраст)
- Ознакомление детей с качествами и свойствами бумаги.
- Дидактические игры с использованием геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника), напоминающих базовые элементы квиллинга.
- Игры и упражнения для развития творческого воображения у младших дошкольников.
2 год обучения (средний возраст)
- Ознакомление с историей возникновения квиллинга.
- Знакомство с новой техникой обработки бумаги – бумагокручение (базовый элемент квиллинга «спираль», «капля», «глаз»); составление несложных композиций.
- Дидактические игры.
- Пальчиковые игры, способствующих развитию мелкой моторики рук.
3 год обучения (старший возраст)
- Продолжение знакомства с базовыми элементами квиллинга («глаз», «ромб», «месяц», «стрелка», «сердечко», «рожки», «завиток», составление композиций.
- Работа детей по готовым карточкам схемам.
- Самостоятельное изготовление детьми схем.
- Дидактические игры.
- Пальчиковые игры, способствующих развитию мелкой моторики рук.
- Игры и упражнения для развития творческого воображения.
Таким образомсоеденение игры, труда и обучения в единое целое, позволило обеспечить единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних).
- Создание условий для развития творческих способностей посредством техники квиллинг в образовательном процессе ДОУ.
Для реализации поставленных задач и использования техники квиллинг была подобрана методическая литература:
Обоснование применения |
|
«Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг. Удивительные вещи - своими руками» И. В. Новикова Год издания: 2012 | В данной книге предложена серия занятий, которые могут быть использованы в детском саду и начальной школе для обучения детей квиллингу. |
«Квиллинг. 70 моделей и композиций из гофрированного картона, бумажной ленты, бумажного шнура» И. Богатова Год издания: 2012 | Работа с гофрированным картоном, бумажной лентой и бумажным шнуром очень занимательна, интересна и одновременно доступна, а готовые изделия и композиции украсят ваш дом, станут достойными подарками друзьям и не перестанут удивлять своей уникальностью. Это простой и очень красивый вид рукоделия, не требующий больших затрат. Книга, предлагаемая вашему вниманию, предназначена для всех, кто любит мастерить своими руками, для родителей, заинтересованных в разностороннем развитии своих детей, для педагогов дошкольных учреждений. |
«Бумажная филигрань» А.И. Быстрицкая. 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008 | Книга рассказывает о древнейшем искусстве - квиллинге (бумажной филиграни). Скрутив их в спираль и придав нужную форму, можно сделать изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно и даже объемные композиции. Автор подробно описывает все приемы этого самобытного искусства, для которого нужны лишь бумага, спица и клей. В книге представлены цветные фотографии готовых изделий. |
«Гофрированный картон»Е.А. СтупакГод издания: 2012 | Модели, представленные в книге, выполнены из полосок гофрированного картона путём скручивания. Вы сможете сделать забавные фигурки животных, оригинальные магниты на холодильник, коробочки и подставки, новогодние украшения - все это прекрасные подарки друзьям и близким к любому празднику. Издание адресовано родителям, школьным учителям, руководителям художественных кружков для занятий с детьми 6-10 лет. |
Интернет - ресурсы | http://paper-studio.ru/gallery1.htm – галерея работ в технике бумагокручения студии бумажного творчества |
А так же разработан учебно-методический комплект , включающий:
- календарно - тематическое планирование для II младшей, средней и старше- подготовительной группы;
- перспективный план ознакомления детей с художественными особенностями и конструктивными возможностями бумаги;
- тематический план игр и упражнений по развитию творческих способностей детей;
- тематический план игр и упражнений по развитию мелкой моторики детей;
- тематический план работы с родителями;
- электронную картотеку методических пособий по данной теме.
С целью улучшения качества работы пополнила предметно-развивающую среду:
- изготовила комплект наглядно – дидактического и демонстрационного материала;
- альбомы с изображением поделок, выполненных в технике квиллинг;
- карточки с изображением базовых элементов квиллинга;
- карточки-схемы для выполнения поделок.
Для эффективности воспитательно-образовательной работы по данной теме создала:
- картотеку заданий и игр, способствующих развитию мелкой моторики рук;
- картотеку с играми и упражнениями пальчиковой гимнастики;
- картотеку с играми и упражнениями, развивающими творческое воображение;
- картотеку игр, направленных на развитие конструктивно – пространственного мышления.
Таким образом, условия, созданные в ДОУ, позволяют обеспечить развитие творческих способностей детей посредством Квиллинга.
3.5.Взаимодействие с родителями воспитанников.
Вовлекла родителей в совместную творческую деятельность, с целью повышения их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей. Разработала консультации для родителей: «Квиллинг – бумажная филигрань»; «Развитие мелкой моторики рук в процессе занятий квиллингом»; «Квиллинг – не так уж и сложно: работаем с детьми дома»; памятка для родителей «Квиллинг – как средство развития детей».
Совместно с родителями приобрели необходимый материал и оборудование для занятий квиллингом. Были проведены семинар - практикум, и мастер- класс для родителей и педагогов детского сада «Волшебный квиллинг», «Квиллинг вместе с детьми»
Работами детей оформлялись холлы дошкольного учреждения, групповые помещения, оформлялись праздничные костюмы, изготавливались поздравительные открытки для сотрудников ДОУ и родителей; была оформлена выставка «Наш цветник», работы принимали участие в выставке Дома ремесел, посвященному Дню матери, в Межмуниципальном интернет конкурсе творческих работ «Цветы для красоты», дети изготавливали поздравительные открытки для своих родителей и сотрудников дошкольного учреждения.