Особенности гигиенического воспитания детей дошкольного возраста. Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей
Приведено с некоторыми сокращениями
В воспитании у ребенка культуры поведения, его привычек, санитарно-гигиенической дисциплинированности особенно большое значение имеет гигиеническое образование и воспитание гигиенических навыков.
С понятием гигиенического навыка связывается весь тот комплекс автоматизированных действий, которые позволяют человеку иметь целесообразное с санитарно-гигиенической точки зрения поведение в окружающей среде.
Семилетний ребенок, поступая в школу, уже обладает рядом гигиенических навыков, которые он получил в семье или детском саду. Согласно уставу детского сада дети старшей группы должны приучаться: самостоятельно, без напоминания мыть руки перед едой, после всякого загрязнения и посещения уборной; мыть лицо, шею, уши, чистить зубы утром; полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном, аккуратно одеваться и раздеваться, очищать ноги при входе в помещение, правильно держать свое тело при ходьбе и сидя за столом, пользоваться столовыми приборами.
Однако эти навыки не являются достаточно прочными, и если они не будут закрепляться и совершенствоваться, то, как всякий условный рефлекс, утратятся. Помимо этого, в школе учащийся должен получить ряд новых навыков: правильной осанки и рабочей позы, гигиенического содержания учебников, книг, тетрадей и письменных принадлежностей, пользования чистой индивидуальной посудой, тщательного мытья овощей и фруктов перед употреблением, ухода за своим телом, одеждой, помещением.
Ведущим звеном в воспитании всех гигиенических навыков является систематическая работа учителя с учащимися по вопросам охраны здоровья, предусмотренным программой. Эти знания становятся основой, на которой воспитываются гигиенические навыки.
Учитель начинает воспитание гигиенического навыка с выяснения значимости его для здоровья школьника, класса и всего школьного коллектива. Объяснение ведется с учетом особенностей детей семилетнего возраста, конкретно, с наглядным показом, последовательно от легкого к трудному.
Образование всякой условной связи создается на основе повторения одного и того же рефлекса. Поэтому образование навыка достигается многократным и систематическим повторением упражняемого действия.
Одним из первых гигиенических навыков, которые вырабатывает и закрепляет учитель у детей семилетнего возраста, является навык правильной осанки.
Затем последовательно воспитываются навыки ухода за телом: мытье тела, стрижка волос, смена белья, умывание, мытье рук, стрижка ногтей, чистка зубов, пользование носовым платком, содержание в чистоте комнаты и класса.
Работу по привитию всякого гигиенического навыка учитель начинает с того, что объясняет учащимся цель занятия. После этого он проводит краткую беседу по картинкам (наглядным пособиям), сообщает детям новые знания по охране здоровья, показывает правильные приемы выполнения навыка.
Для демонстрации правильных приемов выполнения гигиенического навыка, помимо наглядных пособий, необходимо.подготовить требуемые принадлежности и заранее обучить двух наиболее аккуратных учеников выполнению навыка, предварительно прорепетировать с ними все детали, чтобы на уроке не было допущено никаких неправильностей и неточностей.
Вот пример такого урока.
Учитель раскрывает цель урока: 1) уяснить значение тщательного и регулярного мытья рук и стрижки ногтей; 2) научиться правильно мыть руки и умываться.
К уроку подготовлены пособия: 1) картинки с изображением опрятных и нерях; 2) кувшин с водой и таз, мыло в мыльнице, щетка для рук, чистое полотенце.
Демонстрация состоит в показе мытья рук и умывания: один ученик раздевается до пояса, другой готовится поливать ему из кувшина. Под струей воды ученик смачивает руки; намыливает их с обеих сторон до локтя и между пальцами; тщательно трет рука об руку, смывает мыльную пену; намыливает щетку для рук, очищает с ее помощью подногтевые пространства; ополаскивает щетку и руки. После этого осторожно, не разбрызгивая воды, ученик смачивает ею лицо, уши, шею; намыливает их; старательно смывает мыльную пену и насухо вытирается полотенцем.
Для лучшего усвоения учащимися деталей мытья рук процедура эта повторяется еще раз.
Повседневной проверкой перед началом занятий чистоты рук учащихся, многократным упоминанием об обязательном мытье их перед приемом завтрака в школе, после пользования уборной и после всякого загрязнения учитель добивается закрепления у детей важнейшего навыка личной гигиены.
Воспитание правильной осанки - один из первых важных навыков, которые учитель начинает вырабатывать у детей с первого дня их прихода в школу. Осанкой называется склад фигуры человека, его умение держать свое тело. Хорошая, правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с естественными изгибами его вперед в области шейных и поясничных позвонков, симметричным расположением плеч и лопаток, прямым держанием головы. При этом располагаются автоматически правильно внутренние органы и линия, определяющая направление центра тяжести, проходит наиболее выгодно.
Естественная кривизна позвоночника образуется, как только ребенок начинает садиться и вставать на ножки. Но ряд причин - нерациональный режим, различные заболевания, приводящие к ослаблению организма, а также плохое физическое воспитание и недостаточное внимание взрослых к воспитанию навыка правильной осанки у детей - приводит к тому, что у них возникают и развиваются различные неправильности телосложения.
Эти неправильности в виде увеличения естественных изгибов позвоночника и появления боковых искривлений его, крыловидных лопаток, асимметрий плечевого пояса, уплощения грудной клетки не только обезображивают форму тела, но затрудняют работу внутренних органов и отражаются на здоровье.
Все указанные дефекты осанки могут возникнуть и особенно прогрессировать у детей семилетнего возраста при наличии особой податливости их костной системы, отсутствии внимания к этому со стороны учителей и наличии условий обучения, не отвечающих гигиеническим требованиям.
Равно как и ряд других навыков, осанка приобретается детьми в процессе их роста, развития и воспитания. Выработка и закрепление у школьников навыка правильной осанки протекают медленно.
Особенно долго вырабатывается этот навык тогда, когда дети уже привыкли неправильно держать свое тело Специальные исследования показали, что у детей младшего школьного возраста нарушения осанки в большинстве случаев не связаны с фиксированными анатомическими изменениями в их двигательном аппарате и легко поддаются исправлению.
Легко воспитывается и закрепляется у школьников навык правильной осанки тогда, когда одновременно с общеукрепляющими организм оздоровительными мероприятиями (рациональный распорядок дня, полноценный сон и питание, закаливание) учащиеся ежедневно выполняют разносторонние физические упражнения, а учебные и неучебные занятия их проходят за мебелью, отвечающей гигиеническим требованиям и их росту, при хорошем освещении и оптимальных воздушно-тепловых условиях.
На специальном уроке учитель объясняет и показывает детям, как надо правильно сидеть за партой.
Учитель подробно рассказывает детям, как надо держать голову, плечи, руки, ноги. Следует сказать, что за партой надо сидеть прямо, голову немного наклонить вперед, но при этом не ложиться грудью на край стола, обе руки должны свободно лежать на парте, обе ноги всей ступней опираться на подножку; во время чтения и письма опираться о стенку парты поясничной частью (показать как), а во время объяснений учителя сидеть более свободно и опираться о спинку парты не только поясничной, но и подлопаточной частями спины.
Объяснение сопровождается показом пособия «Правильно сиди за партой». Кончив объяснение, учитель спрашивает детей, как на рисунке ученик (или ученица) держит голову, руки, ноги. Затем к классной доске выдвигается парта и одному из учеников, сидящему за ней, предлагается сесть правильно.
После такого подробного разбора посадки учитель предлагает всем ученикам сесть правильно, обходит ряды и в случае необходимости исправляет их посадку.
Наглядное пособие «Правильно сиди за партой» нужно повесить в классе.
Повседневно контролируя правильность позы учащихся во время занятий, учитель закрепляет этот навык.
Особенно часто учащимся нужно напоминать на уроках письма о правильном положении тела, многие из них садятся на край скамьи, ложатся грудью на стол, опускают левое плечо и поднимают правое. Это влечет за собой искривление позвоночника, сначала временное - функциональное, а затем, возможно, и органическое - стойкое. Поэтому на каждом уроке письма учитель дает учащимся указания: «Сядьте все правильно, как я вам показывал и как нарисовано на картинке. Положите руки на парту вот так (показывает положение рук под углом в 45°, локти свободны), голову держите на таком расстоянии от тетради (показывает длину от локтя до конца пальцев), не опирайтесь грудью о край стола». Ученики приступают к письму, учитель проходит по рядам, поправляет неправильно сидящих, делает им замечания и, обращаясь ко всему классу, говорит, что будет всегда строго следить за позой каждого ученика.
Воспитание правильной осанки учащихся не ограничивается лишь выработкой у них привычки правильно сидеть за партой. Дети должны всегда соблюдать правильную осанку и тогда, когда они стоят или идут, когда выполняют ту или иную работу. Нужно постоянно напоминать детям, чтобы они сидели и ходили прямо, не горбились.
Не менее важно следить за равномерностью нагрузки на плечевой пояс детей. Постоянное ношение в руках сумок и портфелей с большим числом книг играет немалую роль в возникновении асимметрии плечевого пояса. Более гигиеничны поэтому заплечные сумки для книг - ранцы, так как они исключают неравномерность нагрузки на плечевой пояс и возможность возникновения боковых искривлений позвоночника.
Существенное значение в профилактике дефектов осанки у детей имеет постановка физического воспитания (об этом - в специальном разделе монографии).
Книги и тетради, особенно при неправильном обращении и уходе, могут явиться передатчиками болезней. Особенно сильно подвергаются бактериальному загрязнению книги непереплетенные и необернутые, с шероховатыми, помятыми листами, загнутыми углами страниц. На страницах таких книг микробы-возбудители различных болезней могут подолгу жить и вызывать заражение во время пользования ими. Известно, например, что туберкулезная палочка может жить на листах книги от 3 до 5 месяцев, а дифтерийная - 2-3 месяца. Поэтому-то и важно приучить детей к аккуратному и бережному хранению книг и к правильному пользованию ими. Учащимся следует показать, как обернуть книгу и тетрадь, объяснить, что обертки нужно менять возможно чаще, не доводя их до сильного загрязнения; учителю надо систематически проверять, что находится у детей в их школьных сумках, в каком состоянии их книги и тетради. Посещая семью, контролировать чистоту и порядок в уголке школьника. Со временем, когда ученики привыкнут к порядку, эти обязанности можно будет возложить на санитаров, но не ослаблять и своего контроля. Нужно научить детей правильно перевертывать страницу, беря ее за правый верхний угол, и отучить от вредной привычки слюнявить пальцы перед перевертыванием страниц, грызть и слюнявить карандаш, ручку и резинку. Таким путем передается инфекция.
Все письменные принадлежности вместе с машинкой для очинки карандашей и перочисткой хранятся в пенале.
Очинка карандашей допускается только над специальной коробочкой, стружки из которой санитары должны ежедневно выбрасывать в мусорный ящик.
Уроки личной гигиены являются частью программного материала по охране здоровья. Используя методическое пособие «Тело человека и уход за ним», учитель последовательно знакомит учащихся с правилами мытья рук, стрижки ногтей, ухода за зубами, еженедельного мытья тела, обязательной еженедельной смены нательного и постельного белья, содержания в чистоте комнаты и класса, со значением для здоровья свежего воздуха.
Кожа выделяет вещество, убивающее микробов, однако это свойство при загрязнении теряется. Кроме того, на грязной коже легче образуются гнойнички вследствие закупорки выводных протоков сальных желез и нарушение целости кожных покровов при расчесах. Через грязные руки передаются тяжелые кишечные заболевания и происходит заражение глистами. При мытье одной водой невозможно удалить грязь с поверхности кожи. Поэтому мыть руки, а также все тело нужно с мылом, образуя большое количество пены.
Ежедневно во время утреннего и вечернего туалета учащийся должен мыть руки, лицо, шею и ноги. Помимо этого, руки следует мыть в течение дня после всякого загрязнения (пользования уборной, игры с домашними животными, работы с землей и т. д.) и обязательно перед едой.
Руки нужно мыть со щеткой, так как только таким способом возможно удалить грязь из-под ногтевых пространств и складок кожи вокруг ногтей - места наибольшего скопления грязи, микробов и яиц глистов. Ногти на руках следует стричь коротко, дугообразно. Руки каждый раз необходимо вытирать досуха, иначе на коже появятся трещины и образуются «цыпки». В целях профилактики на ночь после мытья целесообразно смазывать руки глицерином (пополам с водой) или смягчающим ланолиновым кремом.
Для лица и рук, а также для ног школьник должен иметь отдельные полотенца.
Ноги моются ежедневно перед сном водой комнатной температуры. Эта процедура, помимо гигиенического значения, оказывает на организм закаливающее влияние.
Еженедельно горячей водой с мылом и мочалкой моется все тело.
Особенно большого внимания требует уход за волосами. Их нужно мыть каждые 5-6 дней. Если вода жесткая, ее следует смягчить, добавив в тазик одну чайную ложку питьевой соды. Лучшими мылами для детей являются: глицериновое, детское, «Красный мак». Девочкам нужно иметь индивидуальную расческу и частый гребень. Ежедневно после расчесывания волос (длинные волосы расчесывают в несколько приемов, начиная с их конца, а короткие от поверности кожи к концу волос) необходимо прочесать их частым гребешком. Вместе с мытьем головы следует мыть щеткой с мылом и гребни.
Состояние зубов, их целость имеет важное значение для здоровья ребенка. В разделе первом настоящей главы указаны особенности зубов детей семилетнего возраста. В силу этих особенностей уход за зубами должен быть особенно тщательным. Утром и вечером зубы чистятся щеткой с зубным порошком.
Учитель в классе показывает детям, как правильно чистить зубы, подчеркивая при этом, что щетка энергично водится по поверхности зубов справа налево, слева направо, сверху вниз и снизу вверх, а также со стороны языка. Только таким образом можно удалить застрявшие между зубами остатки пищи, которые, разлагаясь, образуют вещества, разрушающие зубную эмаль.
Каждый ребенок должен иметь свою зубную щетку с футляром и коробочку зубного порошка. Щетка рекомендуется умеренно жесткая. После каждого приема пищи рот полощут водой комнатной температуры. В целях сохранения зубной эмали не следует грызть орехи и другие твердые предметы, а также избегать быстрой смены горячей и холодной пищи. Зубы, начинающие подвергаться гниению, необходимо немедленно пломбировать, чтобы предохранить их от полного разрушения. Своевременно выявить порчу зубов позволяют регулярные врачебные профилактические осмотры полости рта.
В воспитании у учащихся навыка правильного ухода за своей одеждой огромную роль играет личный пример учителя, аккуратность и опрятность его костюма, а также то, насколько он требователен к выполнению учащимися санитарно-гигиенического режима школы.
Пальто, гимнастерка и рабочий халат школьника обязательно застегиваются им на все пуговицы. Ботинки чистятся, калоши моются, носовой платок меняется ежедневно.
Приходя домой, школьник переодевается в домашнее платье, а форменное чистит щеткой, вешает на плечики и убирает в шкаф, он сам пришивает оторвавшиеся пуговицы, чистит воротничок, а со временем самостоятельно гладит свой костюм.
Школьник должен быть приучен к тому, что при входе в любое помещение надо вытирать ноги, снимать калоши.
Обязанностью учителя является воспитание у детей любви к своей школе, бережного отношениях к школьному имуществу, привычки поддерживать чистоту во всех помещениях школы, на школьном участке, дома.
Вместе с тем учитель объясняет детям, что дома им также надлежит поддерживать чистоту, порядок и помогать родителям. При этом он подробно разъясняет, какое значение имеет чистота помещения и свежий воздух для здоровья: чистота в помещении и свежий воздух предохраняют человека от вредного действия пыли, от болезней.
Учащиеся на специальном уроке обучаются влажной уборке помещений: подметать пол щеткой с навернутой на нее влажной тряпкой, вытирать пыль с парт и с различных предметов также специальными увлажненными тряпками.
Чистота класса имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Учитель обязан следить, чтобы за час до прихода в класс детей была произведена при открытых окнах тщательная влажная его уборка, протерты влажной тряпкой все парты, радиаторы, подоконники, стекла, панели и двери. Во время уборки парты отодвигаются, а затем устанавливаются в строгом порядке. Дощатый пол ежедневно моется, а паркетный два раза в месяц красится и натирается, затем ежедневно протирается суконной тряпкой, смоченной в керосине.
Раз в месяц производится генеральная уборка класса: мылом и щеткой моются панели, радиаторы, двери, подоконники, окна с внутренней стороны, промывается осветительная арматура.
У детей должны быть воспитаны прочные навыки, связанные с приемом пищи. В детском саду дошкольников приучают есть не торопясь, тщательно прожевывать пищу, не чавкать, правильно пользоваться столовыми приборами. Дело школы укрепить и развить эти навыки. Учителю нужно присутствовать при горячем завтраке детей. Он обращает внимание на выполнение детьми всех указанных правил и в случае необходимости показывает, как правильно держать ложку, вилку, нож и как ими пользоваться.
Для закрепления навыков культурного приема пищи необходимо серьезное внимание обращать на обстановку, в которой проходят горячие завтраки школьников. Столовая или буфет должны отличаться чистотой, столы покрыты свежими белыми скатертями, столовые приборы аккуратно разложены и расставлены до прихода детей. Каждому классу отводятся свои столики и определенное время посещения столовой и буфета. Перед завтраком учитель проверяет, все ли дети вымыли руки. Дежурные родители и актив Общества Красного Креста оказывают учителю помощь в организации горячих завтраков.
Одновременно с этим у учащихся нужно воспитать и такие навыки: не есть немытых овощей и фруктов, не пользоваться немытой и чужой посудой, не есть из общей посуды, не откусывать от чужого куска и т. п.
Ряд требований к поведению школьников в коллективе является необходимой противоэпидемической мерой. При кашле и чихании вместе с капельками слюны и носовой слизи вылетает большое количество микробов, среди которых могут быть возбудители различных болезней.
Таким способом от больного человека к здоровому передаются туберкулез, дифтерия, скарлатина, ангина, корь, коклюш, ветряная оспа и другие болезни. Поэтому детей нужно приучить при кашле и чихании отворачиваться от соседа, прикрывать нос и рот носовым платком, не плевать на пол.
Большую роль в воспитании гигиенических навыков играет санитарная самодеятельность учащихся. Первое время учитель сам проверяет, как дети соблюдают чистоту в классе, выполняют правила личной гигиены и поведения в коллективе. Затем за этим начинают следить и санитары. Санитары выбираются по рядам парт. Каждый санитар носит на левой руке белую повязку с красным крестом. Он следит за тем, чтобы все ученики соблюдали правила личной гигиены, чтобы у всех были чистые воротнички, носовые платки, салфетки для завтрака. В его обязанность входит и наблюдение за чистотой класса, за регулярным его проветриванием и т. д. Перед началом уроков каждый из санитаров со всей тщательностью осматривает учащихся своего ряда и о результатах осмотра докладывает учителю, а в случае необходимости принимает немедленные меры сам: выявив ученика с длинными ногтями или плохо вымытыми руками, вручает ему мыло, щетку и полотенце и отправляет к умывальнику.
После рапортов учительница проверяет чистоту одежды, обуви, рук и т. д. самих санитаров, весь класс наблюдает за этой процедурой: санитары - пример чистоты и опрятности.
На каждый ряд парт санитары заводят тетрадочки, где знаком плюс отмечают выполнение, а знаком минус невыполнение учащимися правил личной гигиены. Отмечают также и санитарное состояние всего класса.
В конце учебной недели учитель просматривает эти тетрадочки, выясняет, кто получил замечания и за что, проводит беседу с санитарами о содержании их работы на следующую неделю.
К воспитанию и закреплению санитарно-гигиенических навыков, особенно к закреплению навыка правильной осанки, целесообразно привлекать всех учащихся. Каждый ученик может сигнализировать впереди сидящим о нарушении ими правильного положения тела и, таким образом, содействовать выработке правильной посадки.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
|
Навык - автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.
Выделяют три основные категории культурно-гигиенических навыков:
Гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т.п.);
Навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям);
Навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).
Воспитание культурно - гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка.
Вместе с тем оно включает важную задачу - воспитание культуры поведения . Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Т.е. культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность , так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.
Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.
Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса . Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику , рождается правильная самооценка . Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.
Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства . Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный : "Я хороший, потому что всё делаю правильно!".
Воспитанию культурно-гигиенических навыков приходится уделять специальное внимание.
Формирование культурно-гигиенических навыков - процесс длительный , в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться .
Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т.е. путем научения, приучения . Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию культурно-гигиенических навыков.
Прежде всего, следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.
Не следует торопить малыша , если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение.
Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.
В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет оценка, т.е. положительное или отрицательное суждение взрослого об отдельных поступках и поведении ребенка . Более широко необходимо пользоваться положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.
Навыки и детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий , (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).
Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста , которым "самостоятельное" умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие.
В дальнейшем у детей старшего дошкольного возраста , 5 - 7 лет, следует совершенствовать уже приобретенные навыки и следить за неукоснительным и правильным их выполнением . Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.
Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:
Мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
Умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
Принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;
Мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
Подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
Полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
Пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
Пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
Пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
Ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);
Не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);
Мыть ноги перед сном.
Объём и содержание культурно-гигиенических навыков по возрастным группам.
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет).
Важной задачей является воспитание культурно-гигиенических навыков - опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды , как неотъемлемой части культуры поведения:
Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке.
В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).
Приучать детей следить за своим внешним видом. Напоминать им, как правильно пользоваться мылом. Продолжать учить аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.
Формировать элементарные навыки поведения во время еды: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время еды, умывания.
Средняя группа (от 4 до 5 лет).
Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.
Старшая группа (от 5 до 6 лет).
Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрыть рот и нос носовым платком, отворачиваться в сторону.
Научить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места), опрятно убирать постель.
Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).
Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расчёской, быстро раздевать и одеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви.
Гигиенические навыки у детей воспитываются с самых ранних лет. Поддержание чистоты кожи и волос, гигиена полости рта, привычка к проведению утренней зарядки, соблюдение чистоты и аккуратности в одежде, порядка в комнате, на рабочем месте, в шкафах с книгами, игрушками - основные гигиенические навыки, которые должны быть сформированы в процессе воспитания ребенка. В дальнейшем они превращаются у детей в устойчивую привычку мыть руки и ноги и чистить зубы, аккуратно одеваться, убирать за собой игрушки и т. д. Создание такой «гигиенической детерминанты» в сознании ребенка, глубоко укоренившейся в психике и воспринимаемой как насущная необходимость, является лучшей защитой его от многих заболеваний.
Гигиенические навыки формируются медицинскими работниками, воспитателями, техническим персоналом детского учреждения и, конечно, родителями. Врач, входя в состав педагогического совета дошкольного учреждения, должен постоянно информировать его членов о новой литературе по данному вопросу, методических и наглядных материалах и др. Вместе со старшим воспитателем в детском саду врач организует методический уголок, в котором сосредоточиваются: а) конспекты занятий, уроков на гигиенические темы; б) наглядный и учебный материалы; в) картотека методической литературы; г) перечень гигиенических вопросов в различных разделах программы воспитания; д) наглядные пособия для детей, подобранные по теме охраны здоровья.
Содержание работы по гигиеническому обучению и воспитанию детей ясельного и дошкольного возраста определено следующими разделами Программы воспитания детей в детском саду: «Организация жизни группы и воспитание детей», «Воспитание навыков личной гигиены», «Игры», «Занятия», «Труд», «Физическая культура». Программа предусматривает сообщение по каждой возрастной ступени определенных гигиенических сведений и привитие гигиенических навыков, специализированную помощь в этом воспитателям оказывает врач.
В практической работе по привитию гигиенических навыков необходимо учитывать, что гигиеническая процедура - это целая серия взаимосвязанных действий, каждое из которых требует обучения. Указание «вымой руки» ребенку выполнить совсем не просто. Правильная процедура мытья рук в действительности состоит из 15 действий, а именно:
1) закатать рукава;
2) открыть кран;
3) смочить руки;
4) взять мыло;
5) смочить мыло и руки;
6) помылить руки;
7) положить мыло;
8) движениями кистей рук размыливать мыло на тыльной и ладонной поверхности, между пальцами, в области запястья;
9) смыть мыло;
10) взять мыло и, опять намылив руки, положить его, выполнить движения кистями, указанные в пункте 8;
11) тщательно смыть пену;
12) стряхнуть воду;
13) взять полотенце и тщательно вытереть руки со всех сторон;
14) повесить полотенце на место;
15) опустить рукава.
Если ребенка не учили этим действиям или он не освоил их полностью, не запомнил последовательности, то команда «вымой руки» понимается и выполняется по-разному. Без специального обучения ребенок может выполнить 2-3 действия, но не 15. Следовательно, в основе гигиенического обучения и воспитания должны лежать детальный показ и постепенное наращивание одного усвоенного звена на другое, исправление ошибок, закрепление освоенного действия.
Детей надо обучать правильным приемам намыливания рук и смывания мыла водой, умывания лица, чистки зубов, полоскания рта и др., в доступной им форме разъяснять значение того или иного гигиенического правила и важности его соблюдения. Гигиеническое воспитание детей можно успешно осуществлять лишь при условии сознательного отношения к нему воспитателей и активной помощи родителей и технического персонала, работающего в дошкольном учреждении.
В процессе гигиенического обучения детям сообщаются определенные знания, формируются навыки гигиенического поведения. Гигиеническое обучение следует планировать, готовить и проводить так же тщательно и систематически, как занятия по счету, лепке, письму и др. Навыки личной гигиены формируются в раннем возрасте. Методика их воспитания со временем меняется. У детей до полутора лет в основе ее лежит подражание, младшего возраста (1,5-3 года) - совместные действия, среднего (4-5 лет) - доступное данному возрасту обоснование требований, осознание навыков, контроль, старшего дошкольного (6-7 лет) - объяснение на более высоком уровне, осознание навыков, контроль и самоконтроль за действиями. При объяснениях (обоснованиях) излагается только необходимый для формирования нужного гигиенического навыка материал, тесно связанный с жизнью ребенка данного возраста. Наглядность сочетается со словесным воздействием: воспитатель показывает, рассказывает, поясняет, читает; ребенок смотрит, слушает, отвечает, пересказывает, объясняет.
Чтобы ребенок хорошо овладел гигиеническими навыками, необходимо наличие индивидуальных предметов туалета (мыло, зубная щетка, расческа, мочалка, кружка для полоскания рта) в определенном, доступном для ребенка месте, стеллажей и шкафов для хранения книг и игрушек такой высоты, чтобы ребенок без затруднений сам мог взять и положить на место нужные ему предметы; оснащение передней или вестибюля необходимыми приспособлениями для вытирания ног (мат, тряпка) и щетками для чистки обуви и одежды.
Работа с родителями. Задачу по сохранению и укреплению здоровья детей нельзя решить, не привлекая усилия семьи, которая играет решающую роль в формировании личности ребенка. В вопросах санитарного просвещения и гигиенического воспитания большую роль играют средства массовой пропаганды: радио, телевидение, статьи в газетах и журналах, научно-популярные издания, санитарно-просветительные брошюры и памятки.
Тем не менее, необходимо учитывать, что широкое распространение средств массовой информации способствует повышению санитарно-гигиенических знаний населения, но, к сожалению, не всегда меняет поведение людей. Поэтому задача санитарного просвещения - не только давать теоретические знания, но и учить практическому овладению гигиеническими навыками. Особенно это важно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, так как для сохранения их здоровья громадное значение имеют условия, в которых они живут и воспитываются.
При поступлении ребенка в дошкольное учреждение проводится инструктаж родителей врачом или медицинской сестрой в присутствии воспитателя группы, в которую зачисляется ребенок. На инструктаже родителей знакомят с правилами ухода за ребенком, мерами предупреждения у него инфекционных заболеваний, гигиеническими основами детского питания, закаливания, указывают на необходимость соблюдения и дома режима дня, установленного в дошкольном учреждении, закрепления в семье гигиенических навыков, прививаемых ребенку в яслях или саду. Для родителей проводят лекции, беседы, выпускают санитарные стенные газеты или бюллетени, вешают доски вопросов и ответов и т. д.
Исключительно важны и наиболее действенны индивидуальные санитарно-просветительные беседы: во-первых, потому что они ведутся с учетом особенностей ребенка, его родителей и окружающей обстановки; во-вторых, сказанное относится конкретно к данному ребенку, и родители стараются выполнять данные рекомендации. Практика показывает, что медиков и педагогов, не жалеющих времени для бесед с родителями об уходе, питании, закаливании и воспитании здорового ребенка, родители глубоко уважают и ценят.
Эффективность санитарного просвещения повышается при использовании наглядных пособий, а также обеспечении родителей специально подобранной литературой, касающейся вопросов ухода, режима дня, питания, динамики физического и нервно-психического развития детей того возрастного периода, к которому относится конкретный ребенок.
Существенную помощь в гигиеническом воспитании родителей оказывают санитарные бюллетени, представляющие собой наглядную форму санитарно-просветительной работы, позволяющую осветить любые актуальные вопросы охраны детского здоровья. Санитарные бюллетени выпускаются силами сотрудников детского учреждения и вывешиваются в местах пребывания родителей (холлах, коридорах, около медицинской комнаты и кабинета заведующей). Особая ценность санбюллетеней состоит в том, что они отражают насущные вопросы конкретного учреждения и приводят в качестве примеров местный материал. Выдумка, фантазия, доступный язык, яркое оформление - основные требования к этой форме работы.
Лекция 17. Особенности и гигиена органов пищеварения в детском возрасте
Нормальное развитие ребенка находится в тесной связи с деятельностью его органов пищеварения. Расстройство пищеварения приводит к расстройству питания, нарушению обмена, которое нередко сопровождается нарушением функций многих органов и систем.
Органы пищеварения ребенка, особенно раннего возраста, отличаются функциональной незрелостью и повышенной уязвимостью. В то же время интенсивность обмена веществ у детей требует высокой активности пищеварительных процессов. Поэтому педиатрия и детская гигиена уделяют большое внимание изучению и разработке детского питания и гигиеническим принципам его организации. Рациональное питание, соответствующее потребностям ребенка и отвечающее гигиеническим требованиям, - основная профилактика заболеваний органов пищеварительного тракта.
Органы пищеварения у детей раннего возраста имеют свои особенности. Малышам трудно усваивать сухую, жесткую и твердую пищу, у них легко возникают такие расстройства, как рвота и срыгивание, поносы и запоры. Проницаемость стенок кишечника у детей раннего возраста повышена, при его заболеваниях она способствует развитию интоксикации; кишечные инфекции часто сопровождаются нейротоксикозом и поражением сердечнососудистой системы.
Кишечник сразу после рождения стерилен, но с первых часов начинается заселение его микроорганизмами. Микрофлора в первые месяцы жизни в значительной степени обусловлена характером вскармливания. Она выполняет в организме определенные функции: подавляет и уничтожает болезнетворных и гнилостных микробов, принимает участие в синтезе витаминов и обладает ферментативными свойствами. Однако при ослаблении защитных сил организма или болезненных изменениях в кишечнике некоторые микробы, не опасные при других обстоятельствах, могут вызвать заболевания, объединяемые под названием дисбактериоз.
Согласованной работе органов пищеварения и пищеварительных желез способствует режим питания. К четко установленному времени приема пищи активность пищеварительных желез возрастает, они начинают вырабатывать пищеварительные соки еще до того, как пища поступит в желудок. У ребенка появляется аппетит, он охотно съедает предложенную пищу, которая хорошо обрабатывается и усваивается организмом.
Важно, чтобы ребенок перед уходом в детский сад не получал завтрак. Даже небольшое количество съеденной пищи снижает аппетит и нарушает дальнейший ритм пищеварения. Очень важно, чтобы трехразовое питание детей в дошкольном учреждении обязательно дополнялось четвертым приемом пищи дома (ужином). Обеспечению наиболее полноценного рациона ребенка в течение суток служит составление врачом детского учреждения рекомендаций для ужина, которые ежедневно вывешиваются в приемных комнатах групп. Следует проводить с родителями разъяснительную работу о важности своевременного полноценного питания, бороться с «кусочничеством», когда взрослые, пришедшие за ребенком в детское учреждение, тут же дают ему в руки булку, печенье или конфету, перебивая таким образом аппетит перед ужином.
Гигиеническое воспитание и обучение тесно связаны с общим образованием, выработкой материалистического мировоззрения, политехническим и трудовым обучением, с нравственным и эстетическим воспитанием.
Система гигиенического воспитания и обучения детей различных возрастных групп основывается на ряде принципов: систематичность, преемственность, целенаправленность, дифференцированность. В задачу гигиенического воспитания и обучения входит систематическое сообщение обучающимся основных сведений по охране здоровья, привитие осознанных прочных гигиенических навыков.
Важное значение в системе гигиенического воспитания имеет принцип преемственности. Это значит, что содержание гигиенического воспитания должно не только учитывать, но и закреплять, углублять уже имеющиеся у детей знания и навыки.
Гигиеническое воспитание должно содержать сведения о личной и общественной гигиене, гигиене умственного труда, об оздоровительном значении физкультуры и спорта, закаливании, гигиене питания, профилактике травматизма, гигиенических аспектах нравственного (полового) воспитания.
Детям с раннего возраста необходимо разъяснять смысл и значение каждого гигиенического навыка. Учитывая, что навыки -- это своего рода рефлексы, их надо выполнять систематически, последовательно, в одно и то же время.
Прививать гигиенические навыки детям должны родители, медицинские работники, воспитатели, учителя, педагоги, общественность. Все заинтересованные в проведении данной работы лица должны действовать в тесном контакте друг с другом, дополнять один другого. Медицинские работники учебно-воспитательных учреждений должны оказывать постоянную консультативную, методическую помощь работникам других учреждений в деле гигиенической подготовки воспитанников. Функциональной обязанностью медицинских работников является специальная гигиеническая и санитарная подготовка обслуживающего персонала детских учреждений, так как они все являются проводниками санитарной культуры в детских коллективах.
Быстрота и прочность усвоения знаний детьми зависят от условий, которые окружают их, от соблюдения санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм в семье, учебно-воспитательных учреждениях, требовательности воспитателей (родители, педагоги, учителя) к себе и окружающим. Всегда аккуратный, подтянутый, опрятный, строго выполняющий все правила личной гигиены воспитатель (родитель, учитель, педагог) является хорошим примером для подражания.
Прививая гигиенические навыки детям, мы тем самым развиваем у них эстетическое чувство и вкус. И наоборот, обучая детей понимать, создавать и ценить красивое, мы помогаем воспитанию и закреплению прочных гигиенических знаний и навыков. Приучая детей заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье своих близких, друзей и т. д., мы способствуем воспитанию у них чувства товарищества, коллективизма и дружбы.
Гигиеническое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется по нескольким направлениям:
- 1. Гигиеническое воспитание детей различных возрастных групп.
- 2. Гигиеническая подготовка заведующих и воспитателей дошкольных учреждений.
- 3. Гигиеническая подготовка медицинского персонала.
- 4. Гигиеническая подготовка технического персонала.
Санитарно-просветительную работу и гигиеническое воспитание в яслях, яслях-садах осуществляют заведующие дошкольными учреждениями, педагоги, медицинские работники. Большая роль в воспитании гигиенических навыков у дошкольников принадлежит родителям. Важно помнить, что выполнение любых гигиенических правил и процедур должно сопровождаться положительными эмоциями. Например, во время умывания можно обратить внимание ребенка на душистое мыло, красивое полотенце, использовать народную потешку: «Водичка, водичка, умой мое личико...» Это формирует у малыша положительное отношение к умыванию, вызывает у него желание быть чистым. В дошкольный период необходимо сформировать навыки личной и общественной гигиены; содержать руки, лицо, тело волосы в чистоте, мыть мылом руки перед едой, после игры с животными, посещения туалета, пользования общими игрушками, книгами, после прогулки, мыть перед сном ноги, чистить зубы утром после сна и вечером перед сном, полоскать рот после каждой еды. Ребенка необходимо приучить соблюдать чистоту и аккуратность в одежде, в комнате, на рабочем месте, бережно обращаться с игрушками, книгами, поддерживать порядок в шкафах и на стеллажах.
Детей 2--3 лет учат аккуратно есть, самостоятельно умываться, пользоваться носовым платком, причесываться, чистить зубы, убирать на место свои игрушки, книги. В последующие годы эти навыки совершенствуются, число их увеличивается, и они превращаются в устойчивую привычку. В гигиенических целях необходимо, чтобы каждый ребенок имел предметы индивидуального пользования: мыло, зубную щетку, расческу, мочалку, полотенце, кружку для полоскания рта, посуду.
К 6 годам дети должны самостоятельно, без напоминания взрослых выполнять все правила личной гигиены, уметь чистить одежду, обувь, содержать в порядке свои игрушки, рабочее место, соблюдать порядок в групповой комнате и спальне дошкольного учреждения. Дети должны быть обучены правилам поведения за столом при приеме пищи. Они должны уметь правильно пользоваться столовыми приборами, салфетками, правильно есть: не спеша, тщательно пережевывая пищу. Старшие дошкольники должны уметь выполнять посильную работу, связанную с сервировкой стола, уборкой своего уголка дома, групповой комнаты, спальни, участка.
В дошкольном возрасте прививаются интерес и уважение к труду, умение трудиться в коллективе. Работа в живом уголке, на участке, посадка, прополка и поливка овощей, цветов и т. д. требуют соблюдения определенных гигиенических правил, способствующих выработке у детей соответствующих гигиенических привычек. Например, дети должны знать о том, что когда кормишь животных, нельзя есть самому; перед тем как съесть ягоду с грядки, надо ее тщательно вымыть чистой водой и др.
В целях профилактики детского травматизма ребят старшего дошкольного возраста надо научить пользоваться острыми, режущими, колющими предметами, тогда при работе с ножами, ножницами, иголками и т. п. они не получат травму сами и не нанесут ее другим.
Методы и формы гигиенической подготовки детей дошкольного возраста разнообразны. Широко используются такие методы, как наглядный показ правильного выполнения гигиенических процедур, демонстрация плакатов, диапозитивов, фотографий, детских кино- и мультфильмов на различные гигиенические темы, а также различные игры детей, особенно с куклами. Наиболее популярны игры в дочки-матери, детский сад, школу, больницу и т. п. Во время игры детям необходимо спокойно, ненавязчиво подсказывать, как нужно правильно выполнять ту или иную процедуру.
В дошкольном возрасте ребенок приобретает начальные гигиенические знания и навыки, которые еще не крепкие и, если их не повторять в дальнейшем, теряют свое значение. В школьном возрасте проводится дальнейшее их закрепление и совершенствование
В дошкольные годы детям сообщают элементарные сведения о болезнях, которые передаются от человека к человеку через грязные руки, немытые овощи и фрукты. Необходимо познакомить их с понятием «осанка» во время ходьбы, сна, на занятиях и в доступной для детского восприятия форме сообщить о значении соблюдения ее для здоровья и красоты человека.
Залогом здоровья служит выполнение ребенком режима дня. Детям важно разъяснить значение необходимого для их возраста режима, заложить положительное отношение к тем режимным процессам, которые они выполняют с нежеланием (заигравшись, не хотят вовремя лечь спать, делать утреннюю зарядку, проводить закаливающие процедуры и т. д.), В последний год пребывания в детском саду воспитанников знакомят с режимом дня школьника.
Гигиеническое воспитание помогает решать общие задачи воспитания, способствует развитию воли, дисциплинированности и других положительных черт характера.
Заведующие дошкольными учреждениями организуют воспитательный процесс таким образом, чтобы обеспечить, прежде всего, охрану и укрепление здоровья детей. Они создают гигиенические условия воспитания и развития детей в дошкольных учреждениях. В их обязанности входит организация полноценного питания, правильного режима дня, пребывания детей на свежем воздухе, участие в проведении закаливающих процедур. Они контролируют соблюдение гигиенических требований на занятиях, прогулках, во время игр, приема пищи, сна и др.; обеспечивают методическую подготовку воспитателей, оказывают им административную помощь; осуществляют контакт с родителями для обеспечения единства гигиенических требований в дошкольном учреждении и в семье. В большей степени гигиеническое воспитание детей в группах осуществляют воспитатели. Используя методы дидактики и дошкольной педагогики, они прививают ребятам гигиенические навыки, сообщают научные гигиенические сведения. Гигиенические навыки и представления дети приобретают на занятиях по развитию речи, физической культуре, труду и др. Важным достижением работы воспитателей является обучение детей проводить анализ своих действий на основе уже имеющихся гигиенических представлений и сформированных навыков. Для этого не следует при наличии навыка давать детям прямое указание, что надо сделать. Например, можно детям сказать, что игра закончилась, через 10 минут будет обед или дневной сон. Дети сами должны догадаться, что пора мыть руки или готовиться ко сну. Такой прием хорошо обнаруживает сознательное применение закрепленного навыка.
При проведении гигиенического обучения воспитатели, учитывая особенности конкретного восприятия и мышления детей Дошкольного возраста, должны использовать игры, прогулки, пользоваться книжками-картинками, плакатами на гигиенические темы и просить детей рассказывать по ним.
Воспитатели устанавливают и поддерживают контакт с родителями для обеспечения единства требований при гигиеническом воспитании дошкольников.
Общие вопросы гигиенического воспитания детей, укрепления здоровья и физического развития, сообщение об опыте лучших дошкольных учреждений района, о формах и методах работы передовых коллективов и отдельных семей по воспитанию здоровых детей выносятся на родительские собрания. Технические работники дошкольного учреждения, ежедневно выполняя свои обязанности, тесно соприкасаются с детьми, При несоблюдении ими правил личной гигиены и мер профилактики инфекционных заболеваний они могут сами оказаться источником их распространения. Санитарное просвещение технического персонала необходимо.
Эти работники обеспечивают санитарный режим, уборку и проветривание помещений, правильное обслуживание детей. Своим примером и поведением они должны способствовать гигиеническому воспитанию детей. Для повышения санитарного уровня технического персонала организуются специальные курсы, где рассматриваются вопросы профилактики инфекционных заболеваний, пути и источники их распространения, меры их предупреждения, вопросы личной гигиены, санитарные правила уборки помещения и участка дошкольного учреждения, правила гигиенического обслуживания детей. Медицинские работники, заведующий дошкольным учреждением и воспитатели проводят беседы с техническим персоналом по всем вопросам жизни дошкольного учреждения, знакомят со специально подобранной медицинской литературой, памятками, брошюрами и другими материалами санитарного просвещения. Беседы могут проходить и индивидуально. Весь технический персонал должен постоянно повышать свой санитарно-культурный уровень, самостоятельно изучая необходимую специальную литературу.
Поиск по книге ← + Ctrl + →Гигиеническое воспитание детей в дошкольных учреждениях
Основной задачей гигиенического воспитания детей дошкольного возраста является сообщение им элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе умений, навыков и привычек, а также воспитание культуры поведения.
Детям с ранних лет прививают гигиенические умениями навыки (мытье рук, умывание, чистка зубов и т. д.), и к 6 годам они переходят в привычку. Это становится возможным в силу того, что у детей дошкольного возраста особенно сильно развиты тяга к подражанию, наблюдательность, любознательность. Как правило, дети в этом возрасте стремятся все делать самостоятельно) На этом должна базироваться вся санитарно-потсветительная работа. В этот период дети наиболее восприимчивы к различного рода сведениям о важности, смысле, значимости того или иного гигиенического навыка для сохранения и укрепления здоровья.
"К 6 годам дети должны самостоятельно, без напоминания взрослых выполнять все правила личной гигиены, уметь чистить одежду, обувь, содержать в порядке свои игрушки, рабочее место, соблюдать порядок в групповой комнате и спальне дошкольного учреждения. Дети должны быть обучены правилам поведения за столом при приеме пищи. Они должны уметь правильно пользоваться столовыми приборами, салфетками, правильно есть: не спеша, тщательно пережевывая пищу. Старшие дошкольники должны уметь выполнять посильную работу, связанную с сервировкой стола, уборкой своего уголка дома, групповой комнаты, спальни, участка.
В дошкольном возрасте прививаются интерес и уважение к труду, умение трудиться в коллективе. Работа в живом уголке, на участке, посадка, прополка и поливка овощей, цветов и т. д. требуют соблюдения определенных гигиенических правил, способствующих выработке у детей соответствующих гигиенических привычек. Например, дети должны знать о том, что когда кормишь животных, нельзя есть самому; перед тем как съесть ягоду с грядки, надо ее тщательно вымыть чистой водой и др.
В целях профилактики детского травматизма ребят старшего дошкольного возраста надо научить пользоваться острыми, режущими, колющими предметами, тогда при работе с ножами, ножницами, иголками и т. п. они не получат травму сами и не нанесут ее другим.
Методы и формы гигиенической подготовки детей дошкольного возраста разнообразны. Широко используются такие методы, как наглядный показ правильного выполнения гигиенических процедур, демонстрация плакатов, диапозитивов, фотографий, детских кино- и мультфильмов на различные гигиенические темы, а также различные игры детей, особенно с куклами. Наиболее популярны игры в дочки-матери, детский сад, школу, больницу и т. п. Во время игры детям необходимо спокойно, ненавязчиво подсказывать, как нужно правильно выполнять ту или иную процедуру.
В дошкольном возрасте ребенок приобретает начальные гигиенические знания и навыки, которые еще не крепкие и, если их не повторять в дальнейшем, теряют свое значение. В школьном возрасте проводится дальнейшее их закрепление и совершенствование.
← + Ctrl + →
Глава 11. Гигиеническое воспитание детей и подростков
Гигиеническое воспитание детей младшего школьного возраста