План занятия на тему «Осень» для детей раннего возраста. Занятие по развитию речи: «Пора года: осень Динамическая пауза «Дует, дует ветер»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47
Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия на тему:
«Дары осени»
Воспитатель группы раннего возраста №1
Гольева Н.В
Санкт-Петербург
2016
Программное содержание
- Цели:
- Расширить представления об овощах и фруктах;
- Закреплять умение детей классифицировать предметы по теме "Овощи. Фрукты";
- Продолжать развивать речь детей, умение высказываться определениями;
- Продолжать развивать у детей любознательность ;
- Воспитывать коммуникативные навыки.
- Материалы и оборудование : презентация по теме; мультимедийная установка; натуральные овощи и фрукты, их муляжи;
- Предварительная работа : рассматривание картинок и муляжей овощей и фруктов; рисование; беседы о пользе овощей и фруктов; дидактические игры «Опиши, мы отгадаем» , «Что лишнее?» , «Чудесный мешочек» , «Во саду ли, во огороде» ; сюжетно-ролевые игры «Овощной магазин» , «Готовим обед» ; подвижные игры «В огороде пугало , пугало стоит» , «Баба сеяла горох» , «Огород» , «Яблонька» .
Организационный момент.
Дети сидят на ковре полукругом.
Воспитатель выходит к детям с игрушкой зайца и говорит:
Фрукты – яблоки и груши
Очень любят детки кушать.
Пусть запомнят все скорее:
На деревьях фрукты зреют!
Знают точно все ребятки:
Лук, морковь растут на грядке.
Овощи для всех важны –
И полезны, и вкусны!
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня в гостях Зайчик, который будет вместе с Вами рассматривать овощи и фрукты! Достает корзину с овощами и фруктами) Посмотрите, что у меня в корзинке лежит, достает по очереди овощи фрукты показывает детям и спрашивает: «Что это?» Показывает детям огурец и читает стихотворение. Слушайте и смотрите внимательно. Дети отвечают: огурец!
Ай, огурчик молодой!
Ай, помыли мы водой!
Ай, ты в ротик к нам лети!
Ай, на зубках похрусти!
Воспитатель достает из корзины и показывает яблоко:
Яблоко с ветки, в траву упадет,
Яблоко с ветки, ёжик найдет.
Яблоко ёжик домой принесет.
Крошкам ежатам на терке натрет.
Воспитатель достает и показывает морковку:
У морковки красный носик,
Сочный, вкусный, сладкий плод.
А зелёный пышный хвостик
Украшает огород.
Воспитатель: Молодцы. А вы знаете, чем полезны овощи и фрукты? Рассказывает про пользу овощей и фруктов.
Воспитатель показывает детям муляжи фруктов и овощей поочередно и предлагает поместить в одну из корзин: красную – для фруктов, синюю – для овощей. Параллельно с этим на слайдах появляются поочередно картинки овощей и фруктов и помещаются в нужную корзину.
Воспитатель: Молодцы. Играть вы тоже хорошо умеете.
Я приготовила вам еще одну интересную игру, которая называется «Фигуры». Вам надо внимательно посмотреть и сказать, на какую фигуру похож овощ или фрукт. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы. Зайчику тоже очень понравилось у вас в гостях. Вы много интересного знали, и надеюсь, что узнали еще больше.
Спасибо вам ребята, что порадовали меня. А сейчас Зайчику надо в путь. До свидания, ребята!
Спасибо за внимание!
Цель: Познакомить детей с характерными признаками осени (идет дождь, желтеют и падают листья, дует ветер, пасмурно.) ; Закрепить знания детей об основных цветах осени: желтый, красный. Развивать пространственные ориентировки, слуховое и зрительное внимание, моторику. Воспитывать длительный плавный выдох. Активизировать словарь (листопад, ветер, ветерок.)
Материал: Картинки с изображением детей в осенней одежде, картинки с изображением золотой осени. Осенние листья красные, желтые (березы) . Вырезанные из картона осенние листья (красные, желтые) на каждого ребенка.
Предлагаю детям посмотреть в окно.
Ребята, посмотрите сегодня на улице холодно. Пасмурно. На небе тучи. Идет дождь. Ветер сильный.
Какое сейчас время года? (ответ детей)
Читает стихотворение:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Это время года…
Осенью зовется.
Несмотря на то, что небо хмурое, то дождик льет, что ветер сильный дует, осень очень красивое время года.
Посмотрите, что я сегодня принесла в группу.
Показываю детям осенние листья.
Что это? (ответ детей)
Посмотрите, какой красивый букет из листочков! Это березовые листочки. Помните, мы с вами собирали на прогулке листочки?
Мы их поднимали с земли или срывали с дерева? (ответ детей)
Как они оказались на земле? (ответ детей)
Какого они цвета? (ответ детей)
Осенью листья на деревьях меняют цвет с зеленого, на желтый или красный, и падают на землю.
Кто из вас знает, как это явление называется? (ответ детей)
Это осеннее явление природы называется ЛИСТОПАДОМ. Давайте все вместе повторим это слово. (дети повторяют слово)
Посмотрите, у меня есть коробочка и листочками. Давайте поиграем с листиками.
Физминутка.
Воспитатель бросает листики, а дети под музыку собирают в коробочку.
Опали листики с деревьев. Посмотрите, сколько их много. Помогите мне собрать в коробочку.
Игра повторяется несколько раз.
Как здорово мы поиграли. Вам понравилось играть? (ответ детей)
Дети садятся на стульях перед доской, на которой размещены изображения детей в осенней одежде.
Посмотрите на картинку детей. Как вы думаете, когда фотографировали детей летом или осенью? (ответ детей)
Как вы догадались. (ответ детей)
Посмотрите внимательно, как одеты дети. Надели шапку, куртку, сапоги. На улице осенью холодно, дует сильный ветер. С деревьев падают листья.
Посмотрите еще на одну картинку. Зачем у девочки зонтик? (ответ детей)
Что у девочки на ногах? (ответ детей) Для чего нужны сапоги? (ответ детей)
На картинке видно идет дождь, дует сильный ветер. Какой ветер озорник, разбросал листочки.
Можно ли ветер увидеть? (ответ детей)
Давайте споем песенку ветра. Как ветер дует? (ответ детей)
(Дети с силой выдувают воздух.)
Это сильный ветер. Вот ветер начал стихать и утих совсем.
(Дети дуют меньшей силой)
Слабый ветер - это ветерок. Повторите все вместе ветерок.
Только что мы с вами слышали ветер. А можно ли его почувствовать?
(Дети с разной силой, в зависимости от команды воспитателя «ветер» или «ветерок» , дуют себе на руку.)
Рефлексия:
Какое сейчас время года? Какие стали листики осенью? Когда падают на землю листья как называется это явление?
Цели:
Продолжать знакомить детей с цветами (красный, желтый, зеленый), понятиями «большой-маленький», «один-много», «верх-низ».
Учить детей повторять слова и действия по образцу взрослого.
Формировать навыки работы с пластилином.
Развивать мелкую и общую моторику.
Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма.
Оборудование:
Осенние листья большие и маленькие.
Вырезанные из картона листья желтого, красного и зеленого цветов и таких же цветов вазы (подносы, пакеты или т. п.), капельки голубого цвета.
Вырезанные из клеенки лужи.
Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дуплом».
Пластилин желтого, красного и зеленого цветов, листы бумаги с нарисованным деревом.
Деревянные шпатели с прикрепленными к ним прищепками красного, желтого, зеленого цветов.
Вырезанные из клетки для яиц цветы и клумбы.
Листы бумаги с фоном «осень, стволы деревьев без кроны.
Металлофоны.
Аудиозаписи: «Вальс цветов» П. И. Чайковского, песня «Осень, осень наступила, листья осыпаются».
Ход занятия:
Приветствие «Здравствуй»
Здравствуйте ладошки – хлоп, хлоп, хлоп
Здравствуйте ножки – топ, топ, топ.
Здравствуйте щечки – плюх, плюх, плюх
Здравствуйте губки – чмок, чмок, чмок
Здравствуйте зубки – ам, ам, ам.
Здравствуй носик – бип, бип, бип.
Здравствуйте ребята – здравствуйте!
Ребята! Сегодня мы отправляемся в осенний лес. Полюбуемся красотой осени.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы,
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Красивый осенний букет соберём.
(Вертят кистями рук с растопыренными пальцами)
Дидактическое упражнение «Большие и маленькие листочки»
Вот перед вами листочки. Они разные. Вот большой листок. А вот маленький листок. Покажите мне большой листок. Покажите маленький листок. Положите большой листок на стол. Положите маленький листок сверху на большой. А теперь положите маленький листок на стол и накройте его сверху большим листом. Спрятался маленький листок. Большой лист накрыл маленький так, что маленький лист не видно. Где маленький листок? Вот он, под большим листочком.
Физминутка «Деревья»
Ручки подняли и плавно помашем,
Ветер качает листву.
Вниз опустили, руки встряхнули,
Сбросив на землю листву.
Игра с прищепками «Ветер срывает листья с дерева»
Вот подул осенний ветер. Подуйте, как ветер. Сорвал ветер с деревьев все листочки. Снимайте прищепки с палочки.
Игра «Собери листочки и разложи их по цвету»
Вот сколько много у нас листочков разного цвета. Давайте соберем их и сложим в букет.
В эту вазу несите листочки вот такие. (Показ). Какого они цвета? Желтого. В желтую вазу соберем желтые листочки. Вот эта ваза какого цвета? Красного. В красную вазу будем собирать красные листочки. А вот эта ваза какого цвета? Зеленого. В зеленую вазу собирайте листочки зеленого цвета.
Динамическая пауза «Дует, дует ветер»
Дует, дует ветер, дует задувает.
(Протяжный выдох)
Желтые листочки с дерева срывает.
(Плавно опустить поднятые руки)
И летят листочки над лесной дорожкой.
(Махи руками)
Падают листочки прямо нам под ножки.
(Присесть)
Лепка барельефная «Листики осенние»
Посмотрите, как грустно деревьям без листиков. Давайте сделаем нашим нарисованным деревьям листики из пластилина. Отрывайте маленькие кусочки, прикладывайте к веточке и прижимайте сверху пальчиком.
Игра «Капелька и ладошка»
Дождик-дождик, понемножку,
Капай-капай на ладошку.
(Пальчики стучат по ладошке как капельки дождя)
Возьмите в руку капельку, поднимите ее вверх, медленно опустите вниз, прямо на ладошку другой руки.
Игра «Резиновые сапожки надеваем мы на ножки»
Делаем движения, как будто надеваем настоящие сапожки. Надели «сапожки» - оправляемся ходить по «лужам» (стараемся идти так, чтобы наступать только на «лужи», не наступать на пол).
Посади цветы на клумбу
Осень радует нас красивыми цветами. Давайте и мы с вами посадим цветы на клумбу. Возьмите цветочки (вырезанные из клетки для яиц) и посадите их - поставьте в ямки (секции от яичной клетки). А в серединку цветка опустите кусочек желтого пластилина и придавите его пальчиком. Вот какие красивые цветы выросли у вас на клумбе.
Слушание музыки
Дети слушают музыку («Вальс цветов» П. И. Чайковский), по желанию можно взять в руки цветы и подвигаться с ними.
Собери орешки для белочки
Посмотрите, кто это прыгает? Кто пришел к нам в гости? Это белка.
Скачет белочка по веткам.
Соберёт орешки деткам.
Все бельчата-сладкоежки
Обожают грызть орешки.
Давайте поможем белке собрать орехи. Вот у меня один орех. А сколько орехов у вас? Много орехов. Я возьму свой один орех и положу в дупло беличьего дерева. Вот так. А теперь вы складывайте орехи в дупло. У вас орехов много. Вот будет белка рада!
Музыкально-ритмическое упражнение «Осень, осень наступила»
Дети берут палочки и на металлофоне отбивают ритм под песенку.
1. Приветствие
Цель: создать позитивный настрой на занятие у детей и родителей.
2. Потешки в движении
Цель: развивать общую и мелкую моторику,вестибулярный аппарат, воздействовать на БАТ ушной раковины и стопы, массировать мышцы лица (ический массаж), знакомить детей с фольклором, создать положительный эмоциональный фон для занятия.
3. Физкультура:
1) Катание детей на покрывале с сопровождением потешкой.
Цель: развивать вестибулярный аппарат, воспитывать интерес к устному народному творчеству, создавать положительный настрой.
2) Преодоление «тоннеля».
Цель: избавлять от страха преодоления тоннеля детей, рождённых с помощью кесарева сечения. Развивать общую моторику.
3) П/и «Баскетбол»
Цель: учить бросать мяч в сетку, развивать бинокулярное зрение, координацию движений.
4) Ходьба по массажным дорожкам.
Цель: развивать и укреплять свод стопы (профилактика плоскостопия), стимулировать биологически активные точки на стопе. Развивать тактильные ощущения, учить их дифференцировать (гладкое-колючее, пуговички, камешки, палочки).
5) П/и «Пузырь»
Цель: развивать ходьбы назад, учить играть в коллективные игры, развивать слуховое.
4. Демонстрация картины «Золотая осень»
Цель: знакомить детей с произведением живописи, воспитывать любовь к прекрасному, наглядно продемонстрировать время года «осень».
5. Прослушивание музыки Вивальди «Времена года. Осень.»
Цель: знакомить с произведениями классической музыки, воспитывать вкус и интерес к хорошей музыке.
6. Пальчиковая гимнастика «Птички» (Железновы).
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, слуховое внимание.
7. Демонстрация перелётных птиц (картинки).
Цель: изучать перелётных птиц, обогатить словарь названиями птиц.
8. Демонстрация фигурок животных, которые на зиму впадают в спячку.
Цель: изучать животных, которые на зиму впадают в анабиоз, обогатить словарь названиями животных.
9. Имитация листопада (под «Листики» Железновых)
Цель: познакомить с листьями разных деревьев, обогатить словарь названиями деревьев. Обучать счёту, развивать математические способности.
10. Физкультминутка «Шишки»
Цель: провести массаж ладошек и пальцев рук, учить с детьми слова песенки, развивать слуховое внимание, обеспечить контакт с природным материалом.
11. Художественная литература. Инсценировка стихотворения «Гриб у лiсi заблудився». Чтение стихотворения Ерикеева «Наступила осень»
Цель: Знакомить с произведениями художественной литературы по теме «Осень»
12. Творческая работа. Рисование пальчиковыми красками. Отпечатки ладошек-«осенние листики».
Цель: развивать воображение, творческие способности детей, продолжать учить цвета, учить создавать рисунки с помощью отпечатка.
13. Демонстрация грибов (картинки).
Цель: познакомить детей с разными грибами, съедобными и ядовитыми, обогащать лексический запас названиями грибов.
14. Демонстрация и чтение слов на карточках по теме «Осень» (глобальное чтение)
Цель: раннее обучение чтению. Обогатить словарь по теме «Осень». Развивать интерес к чтению слов.
15. Простукивание ритма деревянными цилиндрами либо в барабан под «Дождик, дождик, лей, лей »(Железновы)
Цель: развивать чувство ритма, знакомить с музыкальными инструментами народов мира (джембе)
16. Прощание. (Песенка-прощалка)
»: занятия по развитию речи .
Будем вместе изучать окружающий нас мир и расширять словарный запас ребенка. Материал ориентирован на детей 3-5 лет , подбирайте задания, опираясь на знания и умения своего ребенка. Важно не только выполнить нижеуказанные задания, но и максимально часто использовать полученные знания в обычной жизни, чтобы закрепить материал. Не обязательно делать все за один раз, желательно, чтобы одно занятие не превышало 15 минут. Кроме того, не забываем чередовать виды деятельности. Если у Вас есть интересные материалы по данной тематике, то обязательно делитесь, сделаем наши занятия интересными и очень полезными.
Занятие по развитию речи: «Пора года: осень»
Перед занятием (желательно во время прогулки) расскажите ребенку про погоду на улице, состояние природы (растения, животные):
- скажите, какое сейчас время года
- обратите внимание на осенние изменения погоды (на улице стало холоднее, чаще идет дождь и дует холодный ветер)
- объясните, почему человек начал одеваться теплее, пусть ребенок расскажет о своей одежде.
Дома посмотрите картинки с изображением осени, обратите внимание на внешний вид и состояние деревьев, травы. Можно посмотреть клип и внимательно послушать песенку, обсуждая с ребенком те картинки, которые изображены.
Игры и задания для детей
- Прочитайте и выучите стихотворение с ребенком:
Дождик, дождик,
кап-кап-кап,
Мокрые дорожки,
Нам нельзя идти гулять,
Мы промочим ножки.
2. Пальчиковая гимнастика
Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (Сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, листья рябины (Загибаем пальчики, начиная с большого на другой руке)
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем (Средний и указательный пальчик “шагают” по столу”)3. Стихотворения про осень, обсудите с ребенком
- Осень
Осень с листьями играет,
Листья с веток обрывает.
Листья желтые летят
Прямо на руки ребят.
- Осень
Падают, падают листья — в нашем саду листопад
Желтые, красные листья по ветру вьются, летят
Птицы на юг улетают -гуси, грачи, журавли
Вот уж последняя стая крыльями машет вдали
- Из развивающей книжки с наклейками “Времена года”. Прочитать стихотворение, а затем изучить картинку, найти перечисленные описания осенней погоды.
Осенью прекрасен лес,
Много в нем своих чудес,
Кружат листья, опадают,
Вся природа засыпает.
Осень знают все на свете:
Тучи, дождик, дует ветер,
И неласкова природа —
Вот такое время года.
4. Загадки про осень
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осень)Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (Осень)Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (Дождь)Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто … (Листопад)Слезки капают из тучи –
Плачет мастер невезучий.
Хмурой осени художник -
Хлюпает по лужам… (Дождик)Серебристый занавес
с неба вдруг спустился.
Серебристый занавес
каплями пролился.
Уронила занавес
тучка, представляешь?
Что за чудный занавес?
Может, угадаешь? (Дождь)По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)Вот на ножке купол-гриб,
Он от ливня защитит.
Не намокнет пешеход,
Если спрячется под … (Зонт)Осенью он часто нужен —
Если лупит дождь по лужам,
Если небо в черных тучах,
Он для нас помощник лучший.
Над собой его раскрой
И навес себе устрой! (Зонтик)Прилетел я с ветерком
И накрыл избушки.
Воздух словно с молоком,
Подставляйте кружки! (Туман)
5. “Осеннее творчество”
- Рисование пальчиками
Листопад.
Подготавливаем листок бумаги, на котором нарисован ствол дерева, краски — красный, желтый и оранжевый. Рисуем листочки на дереве и на земле пальчиками: обмакиваем пальчик в краску и прижимаем к листу.
“Кленовые листья-ладошки” .
Подготавливаем лист бумаги (желательно формата А4), краски желтого, красного и оранжевого цвета. Взрослый при помощи кисточки или спонжика наносит на ладошку краски, и помогает ребенку аккуратно перевернуть ладошку и сильно прижать к листу бумаги. Вот и получился “кленовый листик”
- Аппликация из пластилина
Веточка с листочками. На листочке картона рисуем веточку без листьев. Ребенок из пластилина (красного,оранжевого, желтого, зеленого цветов) делает листочки: из маленьких кусочков пластилина раскатывает маленький шарик, затем приклеивает к веточке.
- Аппликация из бумаги
Листопад.
На листе бумаги рисуем ствол с ветками. Из цветной бумаги (желтого, красного, оранжевого цветов) ребенок делает «листочки» — рвет на маленькие кусочки бумагу и приклеивает на дерево, возле него и под ним.
Мультфильмы про осень
Веселых и интересных занятий с Вашим малышом!
С любовью и уважением, Ваша Марина,
Фрески для детского творчества: обзор и советы
Доброго времени суток, дорогие друзья Оранжевой семьи! Сегодня хочу рассказать немного о фресках для детского творчества: ...