По познавательно-исследовательской деятельности. Картотека опытно-исследовательской деятельности во второй младшей группе Исследовательская деятельность 2 мл группе
Конспект игрового занятия «Маленькие Почемучки» с детьми 2-ой младшей группы
Автор: Шатова Марина Валентиновна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №52» г. Новомосковск, Тульская обл.
Описание материала: данный конспект может быть полезен, и использован педагогами дошкольных учреждений с целью обогащение чувственного опыта детей, развитие умения фиксировать его в речи. Формировать у детей младшего возраста поисково-исследовательскую активность.
Цель:
Закрепление умения определять качества и свойства предметов путём исследования.
Задачи:
Образовательная: Упражнять детей в название противоположностей (высокий – низкий; толстый – тонкий; пустой – полный и т.д.) и определение веса предметов: лёгкий – тяжёлый)
Развивающая: Развивать восприятие детей способом обследования предметов, активно включая движение рук по предмету и его частям (обхватывая предмет руками, проводя то одной, то другой рукой (пальчиком) по контору предмета)
Воспитательная: Воспитывать любознательность детей в поисково – исследовательской деятельности.
Материал:
Демонстрационный : большой медведь, воздушный шарик, два тазика с водой.
Раздаточный: дидактическая игра «Противоположности», кораблики, камешки, кубики, мячики, книги, открытки, бумажные и определить какая она? (бумажная, мягкая)салфетки, стаканчик с водой, карандаши (с гранями), ленточки.
Ход игрового занятия:
1.Приход Мишки с воздушным шариком.
Воспитатель: - Назовите противоположности предметов на картинках, которые принёс Мишка.
Ответы детей: Книга толстая, а тетрадка тонкая; дом высокий, а другой - низкий, корзина пустая, а другая – полная, медведь большой, а другой – маленький и т.д./
Вопросы: Медведь, какой тяжёлый или лёгкий? А воздушный шарик?
Задание: Взять в одну руку кораблик, а в другую камень и определить, что легче, а что тяжелее? Опустить в один тазик кораблик, а в другой камешек.
Вопросы: Что делают кораблики? (плавают) А что случилось с камешками? (лежат на дне тазика)
Вывод: Кораблики лёгкие – плавают, а камешки тяжёлые – утонули!!!
Физкультминутка «Улыбнись»
Мы сначала будем хлопать – хлоп, хлоп, хлоп,
А затем, а затем
Мы будем топать – топ-топ-топ,
А сейчас мы повернёмся и все вместе улыбнёмся.
2.Задание: Определить качество и свойства предметов.
Рассказы детей: о деревянном кубике (Кубик жёлтого цвета. Квадратной формы, потому что есть углы. Сделан из дерева.) О пластмассовом (Мячик круглый, потому что может катиться. Зелёного цвета, сделан из пластмассы.); массажном мяче, открытки, книге.
Задание: Взять в руки салфетку и определить какая она? (бумажная, мягкая)
Вопросы: Что с салфеткой можно сделать? (помять, смять – мятая; порвать, разорвать; опустить в воду – мокрая)
Пальчиковая гимнастика «Карандаш»
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик – быть послушным научу.
3. Логоритмика с ленточками под музыкальное сопровождение (Сириус (исп. Ксюша Курчавая – «Почемучки»)
гульфира галиакберова
Картотека опытно-исследовательской деятельности во второй младшей группе.
1. Игры с песком «Я пеку, пеку, пеку…»
Цели : познакомить со свойствами песка, развивать воображение, мелкую и крупную моторику рук. Расширять практический опыт детей .
2. Игры с вертушками.
Цели : познакомить детей с понятием» ветер», учить замечать движение деревьев во время ветра, создавать ветер с помощью дыхания.
3. Опыт по выявлению свойств солнечных лучей : мокрые резиновые мячики выносятся в солнечный день на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.
4. Игра-забава с мыльными пузырями.
Цели : наблюдение за ветром, профилактика нервно-психического напряжения в период адаптации детей.
5. Экспериментирование с песком : дополнить представления детей свойствах песка : сухой-рассыпается, мокрый- липнет, принимает форму емкости (формочки,Формировать элементарные навыки экспериментирования, развивать логическое мышление, любознательность.
6. Эксперимент : свойства сухого и влажного песка.
Цели : предложить детям сравнить сухой и влажный песок, учить правильно их называть, использовать простейшие конструкции сравнения. Обогащать словарный запас, развивать грамматический строй речи.
7. Игры с песком :»Угощение для кукол»
Цели : учить детей использовать свои знания о свойствах песка, выбирать формочки для осуществления задуманного.
8. Опыты с вертушками .
Цели : обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья?
9. Рисование на мокром песке.
Цели : обогащать эстетический опыт детей .
10. Опыты с камнями .
Цели : развивать тактильные ощущения. Сверху камни-теплые, снизу холодные.
11. Работа в сенсорном уголке. Дидактическая игра «Узнай по вкусу»
Цели : учить детей на вкус определять овощ или фрукт.
12. Рассмотреть строение снежинки через увеличительное стекло, рассказать, что каждая снежинка состоит из крохотных льдинок.
13. Начать знакомить со свойствами снега : снег пушистый, легкий. Подбросить снег на лопатках вверх и понаблюдать, как он падает, легко рассыпаясь. Снег от тепла тает, взять снег в ладошку и понаблюдать, как он начнет таять (объяснить детям, что ладошка теплая) .
14. Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит.
15. Начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий) . Для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть кусочки льда (лед от тепла тает так же, как и снег) .Для этого положить кусочек льда на ладошку и понаблюдать, как он начнет таять.
16. Опыты со снегом .
Цели : помочь детям выявить основные свойства снега (белый, холодный, тает от тепла руки, учить передавать результаты экспериментирования, используя качественные прилагательные. Развивать любознательность, воображение.
17. Опыт : «Тонет-не тонет» .
Цели : продолжать знакомить детей с простейшими способами обследования предметов, учить наблюдать за ходом опыта , рассказывать о происходящем. Обогащать личный опыт детей , учить делать простейшие выводы.
18. Опыт «Лед и снег»
Цели : предложить детям сравнить свойства корочки льда на лужах и снега, выявить черты сходства и различия. Рассказать детям о том, что и снег и лед образованы из воды. Развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас.
19. Опыт со снегом : набрать снег в баночку и поставить в теплое место. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
20. Эксперимент «Цветной снеговик»
Цели : расширять представление детей о свойствах снега, показать, что снег впитывает краску и приобретает ее цвет. Вызывать эстетические переживания от красоты зимней природы, радость от прогулки.
21. Опыты со снегом
Цели : продолжать знакомить детей со свойствами снега, выявлять их при помощи несложных действий (в мороз снег не лепится, скрипит под ногами. становится пушистым)
22. Экспериментирование с водой.
Цели : формировать представления детей об объектах природы. Предложить рассмотреть воду, описать ее видимые свойства, познакомить с такими свойствами воды как прозрачность, текучесть, способность замерзать при низкой температуре. Активизировать словарный запас детей.
23. Игры со снегом : «Я пеку, пеку, пеку…»
Цели : в ходе беседы актуализировать знания детей свойствах снега, предложить выяснить. Можно ли из снега делать пирожки как из песка. Организовать перенесение опыта детей по работе с песком на действия со снегом.
24. Конкурс «Снежный ком»
Цели : побеседовать с детьми о свойствах снега, определить, какой сегодня снег-сыпучий или мокрый, обсудить, будет ли он лепиться? Проверить выводы детей-скатать снежные комья. Организовать конкурс-у какой команды получится самый большой ком. Собрать из снежных шаров снеговиков, придумать им имена.
25. Опыт » Чем пахнет?»
Цели : учить детей различать запахи. Узнавать запахи знакомых продуктов, рассказывать о результатах экспериментирования. Развивать и обогащать чувственный опыт детей .
26. Опыт : подкрашивание воды и замораживание в формочках для украшения участка.
27. Опыт «Катитесь, шарики, по желобку»
Цели : формировать представление детей о том, что мячи и шары можно катать, учить наблюдать за поведением испытуемого предмета и передавать результаты наблюдений при помощи речи.
28. Опыт с глиной .
Цели : познакомить детей со свойствами сырой глины-мягкая, пластичная, хорошо мнется. Под воздействием рук легко меняет форму. Предложить подержать и помять глину в руках. Обогащать сенсорно-чувственный опыт детей .
29. Опыты с подкрашенной водой на участке-рисование на снегу.
Цели : расширять практический опыт детей .
30. Эксперименты со своей тенью.
Цели : познакомить детей с понятием «тень» . Обратить внимание на то, что тени от солнца повторяют контур отражаемого предмета.
31. Эксперимент «Куда исчез снег?»
Цели : расширять представление детей о свойствах снега, организовать наблюдение за его таянием (сначала снег становится рыхлым, а потом превращается в воду) .
32. Эксперимент :» Куда делась вода?»
Цели : показать детям, как губка впитывает воду. Предложить рассказать, что произошло. Куда исчезла лужица. Активизировать детское любопытство . Вызвать желание экспериментировать.
33. Эксперимент «Таяние сосульки» .
Цели : продолжать знакомить детей со свойствами воды, показать. Что в теплом помещении вода превращается в воду. Обратить внимание на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что в рот снег и лед (сосульки) нельзя.
34. Опыт : предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошку солнышку, почувствовать. Как они нагреваются. Объяснить что в это время зима как бы борется с наступающей весной.
35. Опыты с солнцем : почему больно на него смотреть?-солнце стало более ярким.
36. Опыт «Свойства почвы»
Цели : освободить от остатков снега и прошлогодней листвы небольшой участок почвы, показать детям, что растительности еще нет, но почва хорошо увлажнена, что снег тает и влага уходит в землю. Продолжать знакомить с признаками весны.
37. Опыт » Легкий-тяжелый»
Цели : учить детей определять относительный вес предметов (перо, камень, воздушный шарик, металлическая ложка, опытным путем устанавливать , провалится ли он в снег.
38. Опыт «Как растут проталины?»
Цели : предложить детям найти проталины и установить рядом флажки, чтобы определить, растут ли они. Обсудить с детьми, как при помощи флажков мы сможем узнать, выросли проталины или нат. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.
39. Опыт : запустить в ручей кораблик. Посмотреть как он намокнет. Спросить детей, почему он намокает.
40. Опыт : растереть и понюхать набухшие почки, проводить длительное наблюдение, за тем, как распускаются почки.
41. Опыт : намочить песок и понаблюдать с детьми, как он сохнет. Выстирать и повесить на солнце кукольное белье, понаблюдать, как оно будет сохнуть.
42. Игры-развлечения с водой «Водоплавающие игрушки»
Цели : в ходе игры обратить внимание на различные свойства воды, учить наблюдать за движением различных предметов в воде.
43. Опыт «Уголь и мел»
Цели : продолжать знакомить детей с различными природными материалами, показать, что мел и уголь- твердые материалы, но они легко крошатся, от кусочков угля и мела легко отделяются слои, поэтому ими можно рисовать. Мел оставляет белый цвет, а уголь-черный.
Описание проекта:
Опытно - экспериментальную деятельность по изучению неживой природы можно проводить в рамках нерегламентированной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы, организовывать во второй половине дня 2-3 раза в неделю в специально оборудованном уголке экспериментирования.
Данный проект представляет собой создание в группе условий для развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования.
В процессе опытно - экспериментальной деятельности используются следующие виды деятельности:
- игровая
- познавательно - исследовательская (опыты) и продуктивная
- коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)
учебная (речевое развитие, рисование, лепка) .
Все беседы и опыты необходимо проводить с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Для развития игровой ситуации можно включить участие любого игрового персонажа, например «Любознательного Зайчика» и сопровождать совместную деятельность классической музыкой со звуками природы. После совместной опытно - экспериментальной деятельности рекомендуется проводить воспитательные моменты - почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.
Актуальность проекта:
Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) . Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и познавательно - исследовательской деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.
Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей, их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность. Именно детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии исследовательской активности дошкольников. Развиваясь как деятельность, направленная на познание, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка и является хорошим средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста, так как включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутых гипотез в действие и построение выводов. Экспериментальная деятельность всегда вызывает у детей:
- особый интерес к исследованию природы
- развивает мыслительные операции
- стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка
- активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями и др.
- побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования взрослый создает проблемные ситуации, которые способствуют активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения, а через объяснения и умозаключения у детей пополняется словарный запас. А постановка вопросов, которые заставляют ребенка вернуться к прошлому опыту (эксперименту) , способствует развитию памяти.
В ходе своей педагогической работы, мы обратили внимание на то, что познавательная активность у детей дошкольного возраста слабо развита. Это особенно отражается на развитии речи, логического мышления, памяти и внимания. Дети не всегда проявляют любознательность, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы, а больше предпочитают другие виды деятельности, а родители воспитанников, чаще всего даже и не знают, чем занять своего ребенка. Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей детей, нам педагогам необходимо стремиться создавать условия для исследовательской активности детей, сотрудничать с родителями, ведь основными принципами дошкольного образования (согласно ФГОС ДО) являются:
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
- сотрудничество Организации с семьей
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Зачастую воспитатели сталкиваемся с трудностями моделирования занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков экспериментирования с соответствующим материалом, из-за отсутствия методической литературы по организации экспериментирования.
Именно поэтому возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирования у детей интереса к исследованию природы, любознательности и познавательной активности, взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам повышения познавательной активности детей и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели нас к выбору данной темы проекта, тем самым подтверждая его актуальность.
Цель проекта:
Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить детей через игры - опыты определять физические свойства воды, воздуха и песка, делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
Задачи проекта:
Для педагога:
- познакомится с современной методической литературой по детскому экспериментированию;
- выстроить систему работы, которая обеспечит, формирование познавательной активности у детей в проектной деятельности;
- систематизировать литературный и иллюстрированный материал по детскому экспериментированию во второй младшей группе по теме «Неживая природа – вода, воздух и песок» ;
- организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования;
- привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни;
- разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по детскому экспериментированию в домашних условиях;
- подготовить совместно с родителями картотеку опытов по теме «Неживая природа-воздух, вода, песок» ;
- провести заключительное мероприятие: представление презентации по проекту, изготовление фото-коллажа с детьми и их родителями "Мы и дома не скучаем * опыты мы вместе ставим!".
Для детей:
- привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок) ;
- учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
- изготовить фото-коллажи:
- «Наши опыты с водой!»
- «Наши опыты с воздухом!»
- «Наши опыты с песком!» .
- стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
Участники проекта и их роль в реализации проекта:
Участники Функции
Воспитатели Разрабатывают и реализуют проект
Осуществляют взаимодействие «родители + дети + воспитатели»
Ведут наблюдения за детьми
Проводят мониторинг
Воспитанники Творчески развиваются
Проводят опытно-исследовательские работы с воспитателями, родителями
Активно участвуют в проекте
Родители Получают информацию
Взаимодействуют с педагогами
Участвуют совместно с детьми в проекте
Необходимые материалы: методическая литература по детскому экспериментированию для детей дошкольного возраста и методический материал по технике безопасности, художественная литература, картотека опытов по теме , материалы для запланированной опытно-экспериментальной деятельности.
- постановка цели;
- определение актуальности и значимости проекта;
- подбор методической литературы по теме детское экспериментирование в детском саду и дома, для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты) ;
- создание и обустройство уголка экспериментирования для успешной реализации проекта.
Основной этап:
- Практическая часть:
- проведение опытов с водой и изготовление фото-коллажа
- проведение опытов с воздухом и изготовление фото-коллажа
- проведение опытов с песком и изготовление фото-коллажа
- Работа с родителями:
- разработка консультации - детское экспериментирование в детском саду
- разработка рекомендаций по организации детского экспериментирования в домашних условиях
- подготовка картотеки опытов по теме «Неживая природа - воздух, вода, песок»
- совместное изготовление фото-коллажа "Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!"
- Создание продукта
Заключительный этап:
- Презентация проекта.
- Анализ
Предполагаемые результаты проекта:
Реализация представленного проекта поможет педагогам:
- организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования
- привить своим воспитанникам первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности
- у детей сформируются знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок)
- дети научатся сопоставлять факты и выводы из рассуждений
- повыситься уровень речевой активности
- обогатиться активный словарь, разовьется связная речь
- сформируется опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
- привлечь родителей к образовательному процессу и экспериментированию в повседневной жизни.
Предполагаемый продукт проекта:
- Презентация проекта, составленного совместными усилиями детей и их родителями;
- Выставка фото-коллажей:
- «Наши опыты с воздухом!» ;
- «Наши опыты с водой» ;
- «Наши опыты с песком!» ;
- «Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!» .
Список литературы и интернет источников:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. - «Неизведанное рядом» - Творческий Центр Сфера - Москва 2002г.
Конспект познавательно - исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»
Цель: Развитие у детей познавательного интереса к поисково - исследовательской деятельности через знакомство со свойствами воды.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить со свойствами воды: жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, окрашивается в разный цвет; дать понятие важности воды в жизни людей, животных, растений;
Формировать умение устанавливать простейшие связи между объектами и явлениями природы;
Формировать умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Развивающие:
Развивать любознательность внимательность логическое мышление, делать самостоятельные выводы и умозаключения.
Воспитательные:
Воспитывать у детей игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Воспитывать бережное отношение к воде;
Формировать привычку бережно и разумно использовать воду;
Воспитывать любовь к природе.
Словарная работа: бесцветная, прозрачная, жидкая, безвкусная, цветная, светлая.
Оборудование для воспитателя / детей: вода в стаканчиках, пустые стаканчики, камешки, сахар, краски, кисточка.
Предварительная работа: чтение потешек, стихотворений, чтение стихотворения К.И.Чуковского« Мойдодыр», «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя о воде, совместная работа в уголке природы.
Ход НОД.
Дети становятсяв круг, вместе с воспитателем проговаривают:
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Чтобы узнать много нового. Нужно быть внимательными, не шуметь, слушать друг друга.
Посмотрите. Сегодня к нам пришла гостья. Как вы думаете, кто это? Это капелька. Она принесла для вас загадки. Хотите их послушать?
«Она и в озере, она и в лужице.
Она и в чайнике у нас кипит.
Она и в реченьке бежит, журчит. Что это?»
«Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды -
Жить нельзя нам без (воды).
О чем эти загадки? Вот и говорить мы сегодня будем о воде.
Так что же такое вода? Вода - это жидкость. Она течет. Её можно налить во что-нибудь, вылить, перелить. Вот у вас на столах есть стаканчики с водой. Попробуйте перелить воду из одного стаканчика в другой. Что происходит с водой? Правильно, она льется. Мы можем лить воду тонкой струйкой, она течет не прерываясь. Значит вода какая? Правильно, она жидкая. (Закрепляет с детьми).
Посмотрите на стаканчики с водой. Какого цвета вода? Правильно, вода не имеет цвета. Она бесцветная. А теперь положите в стаканчик камешки. Что произошло? Вам видны камешки? Если мы хорошо их видим, значит вода прозрачная. (Закрепляет с детьми).
Ребята подойдите к столу сюда. Вот у меня в стаканчике вода, а что это? (Краски). Как вы думаете, что произойдет с водой, если я в неё добавлю краску? Посмотрим. (Воспитатель набирает на кисточку краску и опускает в стаканчик с водой, хорошо перемешивает). Что произошло с водой? Правильно, она поменяла цвет. Вода не имеет цвета, но её можно легко окрасить в любой цвет. Вода изменяет свой цвет в зависимости от того. Что в неё добавлено.
Как вы думаете, вода имеет вкус? В стаканчиках есть вода, попробуйте её. Какая она? Вода безвкусная. А можем ли мы изменить вкус воды? Давайте добавим в воду сахар, хорошо перемешаем. Попробуйте воду. Какой вкус стал у воды? (Сладкий). А теперь я добавлю в стаканчик несколько капель лимонного сока. Попробуйте теперь какой вкус у воды? (Кислая). Значит, по желанию мы можем изменять вкус воды.
А теперь понюхайте воду. Что вы можете сказать о запахе воды? Правильно, вода не имеет запаха.
Физминутка.
«Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)
На цветы (показывается раскрывание кисте рук, как бутона)
И на дорожку (обе руки перед собой)
Льется, льется, ой-ёй-ёй (покачивание головой)
Побежали мы домой (бег на месте).
Итак, мы с вами узнали, что вода - это жидкость. Она текучая. Её можно наливать, переливать в разные емкости.
Вода - бесцветная. Не имеет цвета, но ее можно легко окрасить в любой цвет. Ещё вода прозрачная.
Вода не имеет запаха.
Вода очень важна для каждого человека. Как вы думаете. Почему? Для чего нужна вода? (Пить, готовить еду. Поливать растения, стирать белье, мыть посуду, овощи, фрукты, умываться, мыться и мыть руки и т.д.).
А кто еще нуждается в воде? (Животные, рыбы, растения, птицы и т.д.).
Д/И «Кому нужна вода?»
Посмотрите, это обруч, а на ковре разложены картинки. Вам нужно выбрать и положить в обруч те картинки, которым нужна вода. (Дети выбирают и раскладывают картинки).
Ребята, так кому нужна вода? Правильно, всему живому нужна вода. А что может произойти, если не станет воды? (Ответы детей).
Совершенно верно, вода нужна всему живому на Земле. Без воды все живое погибнет. Поэтому воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. А как можно беречь воду? (Не засорять водоемы, закрывать кран с водой и т.д.).
Вот сколько интересного мы узнали о воде.
«Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
На плите у нас кипит,
Паром из чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем…,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда.
Без воды нам не умыться.
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
И в сыром лесном болоте,
Нам сопутствует всегда
Наша спутница - вода!»
Ну вот, нашей капельке пора в путь. А на память она нам оставила маленькие капельки. Капелька надеется, что вы будете всегда беречь воду.
Воспитатель второй младшей группы Тохтарова Э.И.
Краткосрочный исследовательско- творческий проект во второй младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»
Что я слышу – забываю.Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
Конфуций.
Паспорт проекта
1. Вид проекта: исследовательско – творческий.
2. Продолжительность: краткосрочный, 2 недели
3. Автор проекта: воспитатель Тюрина Т.В.
4. Участники проекта: дети второй младшей группы
5. Актуальность темы:
Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
6. Цель проекта: создание условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования экологической культуры и развития познавательного интереса детей.
7. Задачи проекта:
- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
- развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.
- формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
- развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
- учить объяснять наблюдаемое.
8. Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;
- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
9. Продукт проектной деятельности: альбом «Опыты по экологии», картотека опытов.
План реализации проекта во второй младшей группе
Подготовительный этап проекта (1-я неделя):
1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;
2. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
3. Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ.
4. Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.
5. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
6. Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.
Исследовательский этап проекта (2-я неделя)
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
Виды деятельности Название Цель
1-й день «Чудеса в природе – солнышко»
Стихотворение Г. Бойко «Солнышко» Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания
Выполнение упражнений Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко» Способствовать развитию моторики рук
Художественное творчество
Рисование «Светит солнышко в окошко» Обучать рисованию предметов круглой формы, закрашиванию по контуру
Беседа «Учимся радоваться солнышку и природе» Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы
Игра-ситуация «Солнечные зайчики» Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности
Тематическая прогулка
«У солнышка в гостях» Учить наблюдать за солнышком
2-й день «Воздушные чудеса»
Беседа
«О свойствах воздуха» Знакомить детей с воздухом
Опыт
«Игры с соломинкой» Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух
Исследование
«Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену» Подвести к выводу о том, что мыло пенится
Экспериментирование
«Игры с воздушным шариком» Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух
Игра
«Пускание мыльных пузырей» Стимулировать двигательную активность
Наблюдение и беседа
«Почему летит мыльный пузырь?» Стимулировать познавательную и речевую активность
Экспериментирование
«Что в пакете» Помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве
3-й день «Фокусы с песком»
Рисование на мокром песке
«Чудесное превращение круга и квадрата» Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей
Проблемная ситуация, игра
«Юные кладоискатели» Развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в песке
Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком
«Пирожки для мишки» Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы
Беседа
«О свойствах мокрого и сухого песка» Развивать познавательную и речевую деятельность детей
Игра с песком
«Постройка зоопарка» Помочь в изучении свойств сырого песка, в совершенствовании конструктивных умений
4-й день «Вода – чудо природы»
Игры-опыты
«Прятки с водой» Дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет
Экспериментирование
«Переливание воды» Формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному
Беседа
«Свойства воды» Формировать знания о разных свойствах воды: льется, летят брызги и т. д.
Аппликация
«Красивые чашки для волшебницы-воды» Учить наклеивать готовые формы в определенной последовательности
Чтение художественной литературы
Рассказ «Как Костя не умывался» Ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания
Эксперимент
«Мыло-фокусник» Ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом
Подвижные игры «С султанчиками и вертушками» Формирование самостоятельной двигательной активности
Наблюдение «Наблюдение за ветром» Развивать внимательность, наблюдательность и смекалку
Эксперимент «Послушный ветерок» Развивать умение правильно дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу
Дыхательное упражнение «Легкий ветерок» Учить остужать еду, слегка подув на нее
Литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.
2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина О.В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ,2008. – 64 с.
Приложение
Эксперименты, исследования и опыты
1. Опыты воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика(один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают). Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает повторить опыт самим.
2. Опыт с соломинкой. Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (Появляются пузырьки на поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт самим.
3. Что в пакете. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
4. Послушный ветерок. Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).
5. Мыло-фокусник. Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое, душистое.)Обследуют воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха.) Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким.) Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. (Появляются большие пузыри.)Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют. (Появляется мыльный пузырь, переливается на свету.) погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)
Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло гладкое и скользкое; при намыливании губки появляется пена; при попадании воздуха в мыльную воду появляются мыльные пузыри, они легкие и могут летать; мыльная пена жжет глаза.
6. Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать воду из разных сосудов по-разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет, что от воды летят брызги. Затем предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в сосуд. Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если воду лишь перелить из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.
7. «Пирожки для мишки». Эксперимент с мокрым и сухим песком. Воспитатель предлагает детям слепить пирожки из мокрого песка, а затем из сухого песка. Дети делают выводы: мокрый песок лепится, держит форму, а сухой – рассыпается.
8. Игра опыт «Прятки с водой». Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд с водой и спрашивает, какого цвета вода. (Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и спрашивает, какая стала вода. (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем?(Камень не виден.) Вывод: вода может изменять цвет.
Игры
1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»
Солнышко, солнышко
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
Хлопают ладонями
Сгибают и разгибают ладони
Показывают волну.
Машут руками.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Опускают руки вниз.
Поднимают руки вверх.
2. Игра-ситуация «Солнечные зайчики».
Воспитатель берет зеркало и показывает солнечного зайчика. Объясняет, что солнце отражается от зеркала. Затем воспитатель начинает водить зеркалом в разны направлениях. Дети бегают за солнечным зайчиком, пытаясь его достать. Затем предлагается водить кому-нибудь из детей.
3. Пускание мыльных пузырей. Воспитатель пускает мыльные пузыри и объясняет, что внутри пузыря находится воздух. Затем кто-нибудь из детей начинает пускать мыльные пузыри, а остальные дети ловят их.
4. «Юные кладоискатели». Воспитатель и дети рассматривают песок, изучают его свойства(сухой, сыплется, на солнце нагревается). Затем воспитатель прячет в песок пластмассовые игрушки. А дети должны найти игрушки, копая совочком и не рассыпая песок.
5. «Строительство зоопарка». На прогулке воспитатель предлагает рассмотреть песок, изучить его свойства (сырой, лепится, плотный). Затем предлагает построить зоопарк из песка и строительных деталей. Воспитатель предлагает использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Предлагает подумать, что получилось (пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя и бегемотиков).
6. Подвижная игра
«С султанчиками и вертушками». На прогулке воспитатель показывает как можно играть с вертушкой и султанчиками. Если есть ветер, то султанчики шевелятся и вертушка вертится. Если нет ветра на улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге вертушка тоже вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем султанчики и вертушки. По сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра нет» все стоят.
7. Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата» На прогулке воспитатель рисует на мокром песке круги и квадраты. Предлагает детям рассмотреть их, выделить их свойства. Затем предлагает превратить круг в солнышко, в часы, яблоко, мяч, колесо, лицо и т. д. А квадрат предлагается превратить в дом, сумку, телевизор, часы и т. д. Дети рисуют на песке.