Познание город мастеров средняя группа. Конспект непосредственной образовательной деятельности с интеграцией в образовательные области в средней группе «Город мастеров
Конспект занятия в средней группе «Город Мастеров»
Конспект занятия в средней группе «Город Мастеров»
Цель : научить классифицировать предметы по признаку – материалу, из которого сделан предмет (дерево, металл, бумага, ткань, и распределятьих по различной групповой принадлежности . Помочь почтальону Печкину разобрать предметы по материалу, из которого они сделаны.
Задачи : развивать наблюдательность, закреплять названия цветов (красный, желтый, зеленый, синий, Формировать у детей представление о разных профессиях, показать значимость каждой из них; учить детей распределять предметы в соответствии с их групповой принадлежностью , воспитывать желание помогать окружающим, закреплять умение ориентироваться в пространстве.
Материалы : металлическая ложка, гвоздь,деревянная ложка, деревянная игрушка, тканевый носовой платок, тканевый фартук.
Предварительная работа : чтение книг о мастерстве и профессиях , дидактические игры «Один-много» , «Кто что делает?» .
Ход занятия:
Почтальон Печкин входит в группу с посылкой в руках .
Печкин :
В моей посылке находятся предметы, которые нужно доставить в Город Мастеров . Каждому Мастеру нужно доставить по два изделия. Но случилась беда- все в посылке перепуталось, и теперь я не знаю, что доставить адресату.
Воспитатель :
Давайте поможем Печкину разобрать посылку.
Дети рассматривают содержимое посылки и находят там карту - схему Города Мастеров .
Почтальон Печкин : - В городе Мастеров несколько улиц : Красная, Зеленая, Желтая, Синяя. Там вы и встретите Мастеров .
Дети в сопровождении воспитателя отправляются в путь.
Каждая улица отмечена воздушным шариком соответствующего цвета.
На улице Зеленой живет Кузнец. Он задает детям загадку :
Иду в воду - красно, выйду - черно. (Металл, железо)
Кузнец предлагает детям поиграть в игру : «Что лишнее?» Дети рассматривают таблицы, называют предметы, которые на них изображены, находят лишне изображение, объясняют свой выбор.
Кузнец :
Пока железо в работе, его и ржавчина не берет. (Дети объясняют с помощью воспитателя как они понимают смысл пословицы)
Кузнец предлагает найти в посылке металлические изделия, благодарит и вручает детям зеленый шарик.
На Красной улице детей встречает Плотник (ребенок подготовительной группы , загадывает загадку :
Он бревно отешет ловко,
Стены сделает, навес.
У него смолой спецовка,
Как сосновый пахнет лес. (Плотник)
На столе перед плотником прозрачная емкость с водой. Он предлагает ребятам опустить в воду сначала деревянные предметы, а затем металлические.
Плотник :
Почему металлический предмет утонул, а деревянный нет? (Металл – тяжелее, а дерево легче.)
Если Мастера захотят построить лодку, то какой материал они выберут?
Показывает свои работы из дерева, и просит детей найти в посылке изготовленные из дерева предметы. Мастер благодарит детей и вручает им красный шарик – награду за правильный ответ.
Дети отправляются на желтую улицу, где живет Ткачиха. Она загадывает загадку :
Летают пальцы птицами –
Поток струится ситцевый.
Летают пальцы пчёлками –
Поток струится шёлковый. (Ткачиха)
Ткачиха предлагает детям выбрать из сюжетных картинок изображения, относящиеся к ткацкому делу, затем помогает детям найти в посылке предметы из ткани. Дарит детям желтый шарик.
Дети продолжают путь согласно карте и возвращаются к Почтальону Печкину. Он просит их рассказать о своем путешествии. Печкин благодарит ребят за помощь.
Карта- схема Города Мастеров .
Театр на палочках «Репка»
Бумажный театр
«Красная шапочка»
Бумажный театр
«Теремок»
Конспект сюжетно-ролевой игры
«ГОРОД МАСТЕРОВ»
Программное содержание:
1. Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.
2. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
3. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.
4. Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, строителя.
Предварительная работа:
1. Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием картин.
2. Чтение художественной литературы: Маяковский «Кем быть?», Михалков «А что у вас?», Д.Родари «Чем пахнут ремёсла?».
Работа с родителями:
Со стороны родителей была оказана помощь в оформлении игровых уголков «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Юный строитель».
Ход игры:
Вводная часть..
Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя.
Воспитатель:
У вас, у всех растут года
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Дети, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети называют). Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, закончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда?
А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город Мастеров». Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать?
А поедем мы туда вот на этом автобусе. (В группе стоят стульчики в ряд по три). Вы будете пассажирами, а я шофёром.
Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофёр и сам мотор!
Нажимаю на педаль
и машина мчится в даль.
И, так, поехали!
Все приехали! Выходите, пожалуйста. Вот наш волшебный городок «Город Мастеров». Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать, да? А где можно поработать, я вам сейчас покажу.
Вот здесь у нас «Парикмахерская»
Здесь светло и интересно:
Зеркала, духи и кресла, зал большой,
Но видно, даже,
Лучше, чем у вас в трельяже.
«Магазин»
А сейчас мы в магазине -
Все продукты на ветрине:
Чай, конфеты, колбаса -
Разбегаются глаза.
Подходите, покупайте,
Деньги в кассу отдавайте.
Посмотрите, а вот здесь у нас «Больница»
Всегда внимательно, с любовью
Наш доктор лечит вас, ребят.
Когда поправит вам здоровье -
Он больше всех бывает рад!
А вот здесь у нас строительная площадка.
Строителя знает весь район,
Мастер он отличный
Со своей бригадой он
Строит дом кирпичный.
Дом среди других домов
И стройней и выше.
Говорят до облаков
Дом достанет крышей.
А вот здесь у нас живут
Куклы, зайцы, мишки,
ждут, когда к ним придут
Мамочки-малышки.
Основная часть. Сюжетно-ролевые игры – Семья, Парикмахерская, У врача, «Юный строитель», Магазин
Теперь вы видите, как много интересного в нашем городке. Вы можете потрудиться там, где вам понравится.
По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.
Заключение.
Воспитатель: В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, закрывается больница, магазин, заканчивают работу на стройке. Все садятся на автобус и возвращаются в детский сад.
А если вам, ребята, понравилось в городке, мы с вами будем ездить туда каждый день. (Похвалить детей, которые дружно играли и быстро убрали за собой игрушки)
Разделы: Работа с дошкольниками
Цель : вызывать у детей интерес к окружающему миру, расширять знания и представления о профессиях.
Задачи :
- Закрепить представления детей о разных профессиях, показать значимость каждой из них.
- Расширять словарный запас и активизировать лексику детей; развивать доказательную речь; выразительность в стихотворной и прозаической речи.
- Развивать у детей внимание, восприятие, образную и тактильную память.
- Воспитывать приветливость, формировать навыки общения, речевой и поведенческий этикет.
Предварительная работа:
- Знакомство с трудом работников дома ребенка (экскурсии, наблюдения).
- Чтение книг о мастерстве и профессиях (В.Маяковский «Кем быть», С.Михалков «А, что у вас?», Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?» и др.).
- Чтение сказок о трудолюбивых и ленивых героях (укр. нар. сказка «Петушок и два мышонка», рус. нар. сказка «Даша и Маша»).
- Отгадывание загадок.
- Дидактические игры: «Угадай, какая профессия у человека», «Большой-маленький», «Угадай, кем я буду», «Добавь словечко», «Назови лишнее слово», «Мастера и Мастерицы», «Кто что делает?»,
- Оформление панно (ватман) – «Город Мастеров». Коллективная аппликация.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Занятие начинается в раздевальной комнате.
Воспитатель: Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным.
«С добрым утром!»
«Добрый вечер!»
«Добрый день!»
Всем говорим.
Поприветствуйте, ребята, всех кто пришел к нам сегодня в гости.
- Ребята, помните, мы с вами делали большую картину и назвали ее «Город Мастеров». А кто живет в этом городе? Правильно, люди разных профессий. Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь.
- Профессий очень много! (Одна из стен оформлена иллюстрациями, с изображением людей, профессии которых соответствуют словам стихотворения).
Воспитатель: Строитель нам построит дом,
И мы в нем дружно заживем.Костюм нарядный, выходной
Искусно нам сошьет портной.Даст книги нам библиотекарь,
Хлеб испечет в пекарне пекарь.Учитель выучит всему –
Научит грамоте, письму.Письмо доставит почтальон,
А повар сварит нам бульон.Я думаю, мы подрастем
И дело по душе найдем!
А вы уже решили, кем станете, когда вырастите?
Ответы детей.
(На ответы детей воспитатель раздает одежду в соответствии с выбранной профессией).
- Я предлагаю вам оправиться сегодня в Город Мастеров и Мастериц. Вы готовы отправиться туда прямо сейчас? Тогда возьмитесь за руки, закройте глаза... (Дети с воспитателем идут по коридору и подходят к дверям группы).
Вот мы у ворот города.
Открою вам секрет - вход в город Мастеров открыт лишь для тех, кто умеет что-то делать.
Дети рассказывают о том, что они умеют делать.
- Проходите, проходите. В городе Мастеров много улиц, каждая ведет к дому мастера.
На ковре разложены цветные «ленточки-улицы»
от домика к домику.
1. Домик врача.
Ребенок, одетый в одежду врача рассказывает стихотворение:
Где болит?
Что за плач?
Я ученый детский врач!
Только трубку приложу,
Все болезни излечу.
Вопросы к детям:
- Как зовут вашего врача по имени отчеству?
- А какая у нас Елена Александровна?
- Что делает врач на работе?
- Что использует врач в работе?
А сейчас я проверю, хорошо ли вы слышите, не нужен ли вам врач.
Дидактическая игра «Угадай, кто позвал?».Молодцы, ребята, я дарю вам все, что нужно для работы врача. Может кто-нибудь из вас выберет эту профессию.
- Чтобы нам ничего не мешало, давайте все подарки будем оставлять на «столе подарков».
2. Домик повара.
Ребенок, одетый в одежду повара рассказывает стихотворение:
Повар – мастер щей, борщей.
И рагу из овощей.
Вкусный сварит он бульон,
Торт испечь сумеет он.
Вопросы к детям:
- Где работает повар?
- Что есть у повара на кухне?
- Что делает повар на кухне?
- Какое ваше любимое блюдо?
Ребята посмотрите, кто-то похозяйничал у нас на кухне, перепутал все продукты, помогите разобрать.
Дидактическая игра «Овощи-фрукты».Воспитатель предлагает детям по разным корзинкам разобрать овощи и фрукты. Уточнить место произрастания.
Дидактическая игра «Узнай на вкус».Дети с закрытыми глазами отгадывают, чем их угощает воспитатель (лимон, морковь, яблоко, лук, банан).
Спасибо, вам мои помощники, возьмите с собой набор посуды. Может кто-то из вас станет первоклассным поваром.
3. Домик шофера.
Вопросы к детям:
- Кто живет в этом домике?
- Как вы догадались, что здесь живет шофер?
- Из каких частей состоит машина?
Ребенок, одетый в одежду шофера рассказывает стихотворение:
Встаю я очень рано,
Ведь моя забота –
Всех отвозить
По утрам на работу.
- Какие машины вы знаете?
- Назовите машины-помощники?
- Водитель всегда должен иметь с собой...?
Я думаю, у каждого из вас будет своя машина. Но сначала я хочу проверить, какими внимательными водителями вы будете.
Подвижная игра «Цветные автомобили».Молодцы, внимательными водителями вы будете - дарю вам сундук с инструментами.
4. Домик воспитателя.
Ребенок рассказывает стихотворение:
С малышами я вожусь,
С ними провожу все дни.
Никогда я не сержусь
На проделки ребятни.
С ними я хожу гулять,
И укладываю спать.
И, конечно же, люблю
Я профессию свою.
Вопросы к детям:
- Расскажите, что делает воспитатель на работе?
- Кто из вас хотел бы стать воспитателем?
Ребенок в роли воспитателя проводит пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Кошки».Раз, два, три, четыре
В нашем доме кошки жили.
Кошки мячиком играли,
Кошки молочко лакали.
Кошки коготки точили,
Мышек сереньких ловили.
Дарю вам игры.
- Много мастеров и мастериц в нашем городе живет, а вот кого у нас нет, вы мне сейчас подскажите.
Если я буду называть слова-профессии, вы хлопайте, а если вам кто-то не нравится – топайте.
МУЗЫКАНТ, ОБЖОРА, СТРОИТЕЛЬ, ЛОДЫРЬ, ПРОДАВЕЦ, ХУЛИГАН, ПАРИКМАХЕР, ЖАДИНА, ПРАЧКА
Ребята, вы не устали? Давайте отдохнем - сядем рядком, поговорим ладком. Русский народ придумывал не только сказки, но еще и много пословиц о труде. Гости наши уже взрослые люди, каждый выбрал себе профессию по душе, пусть они нам помогут.
Игра с гостями:
- Сделал дело - гуляй...(смело).
- Делу время, а потехе...(час).
- Труд человека кормит, а лень...(портит).
- Скучен день до вечера, коли делать...(нечего).
- Хочешь есть калачи, так не сиди на...(печи).
- Кто любит трудиться, тому без дела...(не сидится).
- Терпение и труд все...(перетрут).
- Без труда не вытащишь и рыбку из...(пруда).
Спасибо вам, гости дорогие.
- Ребята, посмотрите, мы забыли с вами еще к одному мастеру зайти.
5. Домик портного.
- А давайте расскажем нашим гостям, как мы знакомились с профессией портного. Не только расскажем, но и покажем.
Дети разыгрывают сценку.
Действующие лица:
Дети-клиенты (5 человек, ребенок-портной)
Оборудование:
Столик, четыре стульчика, швейная машинка, зеркало, большая коробка с костюмами (платье, спортивная куртка, спецовка, белый халат), елочная мишура, кусочки тканей.
Действие:
Портной в фартуке, с «сантиметром» на шее (в кармашке фартука видны ножницы) выходит на сцену, садится за столик, начинает шить (строчит на машинке или иголкой). Появляются дети-клиенты, садятся около стульчиков. Девочка и мальчик подходят к портному.
(Мальчик садится на место.)ДЕВОЧКА: Посмотри, зимой и летом
Заяц, белка, серый волк
Хорошо всегда одеты –
Видно в шубах знают толк.МАЛЬЧИК: Подарила им природа
Замечательный наряд.
И в любое время года
Украшает он зверят.
(Протягивает портному отрез ткани.)ВЕДУЩИЙ: Ну, а мы за платьем новым
Обращаемся друзья,ДЕВОЧКА: Обязательно к портному,
Без него никак нельзя.
(Портной обмеряет девочку.)ВЕДУЩИЙ: Мерку снимет он сейчас же,
Модный подберет фасон,
Ткани разные покажет:ПОРТНОЙ: Яркий ситец, шелк и лен.
(Портной показывает ткани.)
(Портной достает из коробки готовое платье, падает его девочке, она прикладывает его к себе, довольная, кружится.)ВЕДУЩИЙ: И скорее за машинку,
Строчки ровные бегут,ПОРТНОЙ: Складки здесь, а здесь резинка,
Молния, конечно, тут.ВЕДУЩИЙ: Не привык портной лениться,
Быстро рукава вошьет.ПОРТНОЙ: (Говорит из-за машинки, подняв палец кверху):
Главное, не ошибиться,
Чтоб не задом наперед!
ВЕДУЩИЙ: Платье, наконец, готово,
ДЕВОЧКА: Мы себя не узнаем.
ВЕДУЩИЙ: Ну, теперь с такой обновой
На дворцовый хоть прием.
А портной уже спортсмену
Форму новенькую шьет.К платью длинному для сцены
Блестки тут же подберет.
ПОРТНОЙ: (Достает из коробки, показывает зрителям и клиентам)
Вот строителю спецовка,
Белый для врача халат.ВЕДУЩИЙ: Обшивает очень ловко
Он и взрослых, и ребят.ПОРТНОЙ: Целый день сегодня шью,
Я одел всю семью.
Воспитатель: Славно мы сегодня с вами потрудились, а теперь немножко отдохнем.
- Сколько подарков мы принесли из города Мастеров, только почему-то все перепуталось. Надо разобрать.
Воспитатель: Это здорово уметь: сеять хлеб и песню петь.
Стог метать, дрова колоть, грядку чисто прополоть.
Это здорово: строгать! Делать стол или кровать.
Добрым быть, друзей иметь. Это здорово уметь.Дети:
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям!
Придет пора, настанет час.
И мы трудиться будем.
Потрудились от души, а теперь за стол садитесь, пирогами угощайтесь.
Занятие заканчивается чаепитием и возвращением детей из «Города Мастеров».
ЛИТЕРАТУРА:
- Белоусова Л.Е. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть! Игры и занятия для детей дошкольного возраста с использованием картинок-обводок: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991.
- Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А. Здравствуй, мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 1999.
- Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004.
Елена Пивкина
Развлечение для детей средней группы «Путешествие в город мастеров»
Цели : познакомить детей с народными промыслами России, научить различать их и сравнивать; составлять небольшие рассказы о народных промыслах и их изделиях, отвечать на вопросы, побуждать к активному диалогу, четко и выразительно произносить слова и фразы в разном темпе и меняя силу голоса; воспитывать интерес к народным промыслам родного края.
Педагог созывает к себе и произносит громко слова :
«Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Усядемся на пригорке да расскажем чистоговорку :
Купила бабуся бусы Марусе.
Чистоговорку произносят все вместе медленно и тихо, затем еще раз громко и быстро.
Кто такая бабуся? (бабушка.) Как зовут девочку? (Маруся или Маша, Маня) . Что сделала бабуся? (купила бусы.) Кому купила бусы бабуся? (Марусе) . Как вы думаете, где купила бабушка бусы для Маруси? (в магазине, на рынке.) какое еще название имеет рынок? (базар.)
Я приглашаю вас сегодня отправится на базар в город мастеров . Что такое базар, мы знаем, а что означает «Город мастеров » ? (Город , где живут и работают люди – мастера своего дела .) мастер – это человек , который хорошо выполняет какую-либо работу. Мастера бывают разные : плотники, резчики по дереву, гончары, кузнецы, чеканщики, стеклодувы, столяры (по возможности рассказывайте детям о профессиях - плотник строит дома, а столяр делает мебель из дерева, чеканщик чеканит монеты, посуду) чем лучше работа, тем почетнее мастер . Что можно купить на базаре? (Дети перечисляют – все, что душе угодно.) сегодня мы с вами отправимся на необычный базар. Вот мы в городе мастеров . О чем гласят вывески? («Город мастеров » , «Базар» .)
Звучит веселая музыка, дети входят в зал. Вдоль стен столы – прилавки. За столами продавцы-мастера (воспитатели групп или дети начальных классов) . Первый стол – «Дымковские игрушки» , второй стол – «Богородские игрушки » , третий стол – «Каргопольские игрушки» , четвертый стол – «Гжель» .
Дети подходят к прилавкам.
Первый стол – посмотрите, что здесь продает мастер ?
Здравствуйте, доброго здоровья!
1-й продавец : Глядите – не моргайте,
Рты не разевайте,
Ворон не считайте,
Поскорее разбирайте!
Ах, игрушки, сущий клад!
Разбирайте нарасхват!
2-й продавец : А вот посуда расписная,
Была лишь у царя такая!
Не беру даже пятак,
Забирайте это так!
Что мы купим для детского сада (Дети подходят к 1-му прилавку и просят мастера – продавца продать им «Барыню» .)
Продавец : мы изделия свои не продаем, мы их даром отдаем. За доброе слово, да если расскажете, что вы знаете о наших промыслах.
Дети рассказывают по очереди все, что знают о происхождении дымковской игрушки. Продавец отдает детям «Барышню» .
У 2-го прилавка дети рассказывают о богородской игрушке . Продавец задает детям вопросы и дарит им «Медведя» .
У прилавка с каргопольскими игрушками дети за свой рассказ получают в подарок «Лошадку» .
И, наконец, «Гжель» :
Что за посуда такая,
Вся расписная – синяя, голубая!
Рассказ понравился мастеру , но он просит «дополнительную плату» - частушку спеть.
Ведь мы на базаре, а здесь всегда весело! (детям заранее, за два-три дня, частушки раздают разучить домой.)
1. Катя, Катя, Катюха оседлала петуха,
А петух заржал, на базар побежал.
2. На горе стоит телега, слеза капают с дуги.
Под город стоит корова надевает сапоги.
3. Я цветочек вышивала, жу-жу-жу услышала,
Села пчелка на цветок, мастерица – наутек .
4. Если б не было воды, не было бы и кружки.
Если б не было девчат, кто бы пел частушки!
Продавец вручает детям конфетницу в подарок. Мы прощаемся с мастерами и возвращаемся в детский сад.
Сели на лошадей и поскакали : но-но-но (Дети цокают язычками.)
Эй, лошадка, цок, цок,
Эй, лошадка, скок, скок,
По лесочку трех, трех,
По дорожке брех, брех,
В детский сад ты нас вези,
У ворот останови!
Приехали! Где мы с вами побывали? Что мы вами увидали? Посмотрите и расскажите, что купили мы в городе мастеров . (Дети выставляют на стол и называют : дымковскую барышню, богородского медведя , каргопольскую лошадку, гжельскую сахарницу.)
Что здесь лишнее? Почему? (Сахарница, потому что она относится к посуде, а все остальное - игрушки.) Из чего сделаны наши покупки?
Барышня из (Глины) Она какая?. (Глиняная.)
Медведь из (Дерева) Он какой?. (Деревянный.)
Лошадка из (Глины) Она какая?. (Глиняная.)
Сахарница из (Глины) Она какая?. (Глиняная.)
Что лишнее? (Медведь) Почему? (Он деревянный, а все остальное –
глиняное.)
Педагог предлагает детям разбиться на папы, выбрать любую покупку и рассказать о ней (как называется, откуда пришло название, из чего сделана, как расписана, какие элементы рисунка использованы, какие краски).
Конспект
комплексного занятия
для детей среднего дошкольного возраста
«Путешествие в город мастеров»
Предварительная работа:
- Знакомство с предметами быта (беседа о предметах обихода и их назначении)
- Рассматривание деревянных ложек
- Игра на ложках
- Чтение русской народной сказки «Жихарка» и инсценирование с помощью театра ложек отрывка из сказки
- Разучивание пословиц и поговорок о труде
- Опытническая деятельность: Знакомство со свойствами дерева и металла на основе сравнения деревянных и металлических ложек
- Знакомство с русской народной игрушкой «Матрёшкой», использование песен и плясок. Д/И «Чудесная матрёшка»
- Работа с родителями – пошив народных костюмов; консультация «Из истории деревянной посуды». Использование малых форм фольклора в развитии речи.
- Знакомство детей с элементами растительного узора.
Задачи:
Приобщать детей к русскому народному творчеству, показать связь между различными видами творчества: народными промыслами, русским фольклором (пословицы, поговорки, загадки, пляски).
Продолжать знакомство с декоративно-прикладным искусством.
Конкретизировать представления о традиционном убранстве русской избы, обобщающие понятия по теме «Предметы обихода».
Совершенствовать связную речь, обогащать словарь. Воспитывать уважение к труду.
Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка для украшения силуэтов утвари, с использованием уже известных им элементов. Упражнять в рисовании различных растительных орнаментов.
Словарная работа:
Сундук, печь, скалка, люлька, изба, мастерская, шкатулка.
Оборудование:
Элементы русской избы, утварь и предметы обихода, матрёшки, клубочек.
Гуашь, палитра, кисти, подставки, салфетки тканевые и бумажные, стаканы с водой, бумажные силуэты утвари, образцы элементов растительного орнамента, аудиозапись на народную тему.
Ход занятия:
Дети входят в зал в народных костюмах.
Воспитатель:
Здравствуйте дети! Какие вы красивые, нарядные. Что это за костюмы у вас такие?
Дети:
Русские народные.
Воспитатель:
Молодцы какие! Мы живём в великой стране России, в которой много талантливых людей и интересных мест. Вы сегодня отправитесь в необычное путешествие «Город мастеров», а поможет вам в этом клубочек.
Ребёнок:
Ты катись, катись клубочек по лесам и по долам.
Приведи ты нас клубочек в город к русским мастерам.
Дети змейкой идут по залу и подходят к избе, где их встречает воспитатель, одетый в народный костюм.
Марья Искусница:
Здравствуйте красны девицы, да добры молодцы! Меня зовут Марья Искусница. Здравствуйте гости желанные.
Дети:
Здравствуйте!
Марья Искусница:
Желанному гостю всегда рады!
Ребята, что это такое?
Дети:
Клубочек.
Марья Искусница:
Клубочек, да не простой, волшебный. Привёл он вас в город мастеров, прямо к моей избе. В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу. Давайте войдём в избу и посмотрим что там внутри.
Дети входят в «избу», убранную в русском стиле.
Дети рассаживаются по лавкам, рассматривают убранство избы.
Марья Искусница:
Милости прошу, гости дорогие! Осматривайтесь, рассаживайтесь.
Слава нашей стороне,
Слава русской земле.
И про нашу старину,
Я рассказывать начну.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Устройтесь поудобнее
И послушайте рассказ о моей избе.
Дверь в избу – низкая, а порог – высокий. Делали это для того, чтобы в холод с улицы не дуло. В старой избе была всего одна комната и почти половину ее занимала печка. «Без печки хата – не хата» - говорили на Руси.
Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Марья Искусница:
Да, ребята. Русская печь обогревала дом, всю еду готовила в печи. А сколько сказок было рассказано на печи долгими зимними вечерами.
В левом углу от печки всегда стоял стол. На столе хлеб с солью. Около него простые длинные скамейки.
А вы знаете как назывался этот угол?
Он назывался «красным», т.е. красивым. Здесь принимали гостей хлебом и солью.
В правом от печки углу размещалась домашняя утварь в.ч. красивая деревянная посуда, прялка, расшитые полотенца. Тут же висела люлька кроватка для младенца.
Дети проходят к предметам обихода, о которых рассказывает воспитатель.
Марья Искусница:
Посмотрите из какой красивой посуды или раньше люди. Из какого материала она сделана?
Дети:
Из дерева.
Марья Искусница:
Очень любили и поныне любят русские мастера делать из дерева посуду: тарелки, кружки, ложки, ковши. А чтобы посуда была яркой праздничной, искусные мастера расписывали ее.
На посуде вьется травка – былинка, а из нее выглядывают ягодки – смородина, малина, рябина или цветы разные. А иногда из под кисти художника выходят такие травы, что ни в каком лесу их не встретишь.
Много лесов в России. А сколько народных умельцев на Руси! Из обыкновенного полена могут вырезать например, вот такую шкатулку резную, в которой хранят мелкие предметы. Или сундук, да не простой – расписной, игрушку, свистульку.
Чашку для пшенной кашки!
Блюдца – никогда не бьются!
Ложки деревянные, матрешечки румяные!
А загадки вы любите?
О каком предмете я сейчас вам загадаю загадку? Только чур, хором не кричать! Руку поднимать, и спокойно отвечать. И обращайте внимание на вещи в горнице, может и отгадку быстрее найдете.
Одним кушаком подпоясаны,
Под одной шляпой стоят.
Верчусь кручусь,
Под руками тружусь.
У нее есть рот и нога,
Во рту всегда суп
Проглотить не может,
А в другой рот выливает.
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
И всего одна игрушка.
(матрешка)
Да, не мало сил и труда приложили мастера. Умеешь потрудится, умей и веселиться. Не пора ль нам повеселиться? И в веселый пляс пуститься? Эй, народ, не ленись – скорей на танец становись!
Дети вместе с воспитателем:
Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам пришли матрешки.
Танец «матрешки»
(После танца дети стоят в кругу)
Марья Искусница:
Русский человек всегда очень много работал. Даже на гулянье и посиделки девушки не ходили без работы.
А вы знаете поговорки и пословицы о труде?
Давайте их вспомним, а поможет нам волшебный клубочек.
Дети:
Ты катись, катись клубочек,
Быстро, быстро по рукам.
У кого остановился,
Тот пословицу и скажет нам.
«Игра с клубочком»
(Звучит музыка, с остановкой музыки тот, у кого в руках клубочек, рассказывает поговорку или пословицу о труде.)
Марья Искусница:
Какие замечательные пословицы вы знаете! Русские люди всегда умели и любили трудиться. Дети, сколько труда вложено в каждую ложку, веретенце, игрушку. А мастера всегда старались их еще и украсить.
А вы хотите стать настоящими мастерами?
Дети:
Да, хотим.
Марья Искусница:
Тогда приглашаю вас в свою мастерскую.
(Дети выбирают силуэты предметов быта, присаживаются за столы и украшают силуэты растительным орнаментом. Составляют узор из уже знакомых элементов. Звучит музыка.)
Марья Искусница:
Молодцы ребята, рисовать вы мастера. Русские люди никогда не боялись труда, а трудились всегда с радостью. Хорошо мы потрудились, хорошо и повеселились. За хорошую работу не грех и наградить.
(Марья Искусница угощает пирогом из печи)
Отдает клубочек и прощается с ребятами.
Марья Искусница:
Приходите еще. Дорогим гостям всегда рады.