Проект по развитию связной речи на тему "у реки". Тема проекта: «Формирование связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинкам»
Департамент образования города Москвы Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина» (ГАПОУ МОК им. В. Талалихина) г. Москва, 2017
Актуальность проекта:
Во все времена для образования развитие речевых способностей детей всегда имело значение. С каждым годом увеличивается число детей страдающих недоразвитием речи. Речь детей становится бедной, мало понятной. А не ясная речь ребёнка затрудняет его общение, и он будет нуждаться в помощи специалистов. Для успешной подготовки ребёнка к школе в образовательные Программы воспитания и обучения дошкольника включена задача по формированию умения самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам. При планомерной работе дошкольники способны составлять рассказ по определенной картине, и у них это не вызывает сложности. Рассказы носят творческий, оригинальный характер.
Проблема: Не секрет, что данный вид работы является не интересным как для детей, так и для педагогов. Но ведь такой вид работы необходим! Как заинтересовать ребёнка! Рассказы детей не должны являться вариантами образца рассказа воспитателя, ребёнок не должен терять интерес к рассказу своих сверстников.
Цели проекта:
- Усвоение способов для создания собственного речевого продукта по сюжетной картине.
- Формирование у дошкольников интереса к созданию собственного речевого продукта.
Задачи проекта:
- Развивать связную речь.
- Составлять рассказы по предложенной картине.
- Учить излагать связно, последовательно.
- Учить выражать своё отношение к качествам разных персонажей.
Участники: Дети старшего возраста (5-7 лет) , воспитатель, учитель-логопед, родители.
Материалы: Методическая литература, подборка картин по возрасту, оформление картотеки «Дидактические игры по развитию речи» .
Основные направления работы с детьми:
- Обогащение словаря.
- Учить подбирать наиболее точные определения при описании картин.
- Знакомство с различными видами картин, просмотр слайдов (действие происходит вне помещения, действие происходит в помещении, пейзажи, без действующих лиц) .
- Знакомство с принципами составление рассказа (у рассказа есть начало, середина и конец; эти части «дружат» между собой) .
- Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.
- Отличать рассказ от простого набора предложений.
- Составление рассказа по картине с использованием наглядного моделирования.
- Учить придумывать свой рассказ по предложенной картине, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.
- Инсценировка сюжета картины.
- Самостоятельная речевая деятельность детей.
- Воспитывать внимание к своей речи и речи товарищей.
- Создание речевых подарков в виде картины.
Работа с родителями:
- Консультационный материал для родителей (перечень картинных галерей для совместного посещения с ребенком) .
- Посещение картинной галереи родителей с детьми (фотовыставка) .
Методическое сопровождение:
- Конспекты занятий.
- Игры.
- Творческие задания.
Этапы реализации:
- этап - определение темы и цели, создание методической базы (январь-февраль)
- этап - составление конспектов занятий, схем для наглядного моделирования (февраль-март)
- этап - проведение занятий, игр (апрель-июнь)
- этап – презентация - проведение итогового занятия (июнь) .
Планируемые результаты от реализации проекта:
Для воспитанников:
- Внимательно выслушивают вопрос и развернуто отвечают.
- Составляют рассказы.
- Объясняют содержание картины.
- Выражают своё отношение.
Для педагогов:
- Накопление педагогами практического опыта работы.
- Составление картотеки дидактических игр.
- Создание материала для педагогов и родителей.
Продукты проекта:
- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах совершенствования связной монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по картинам.
- Создание сборника речевых, дидактических, имитационных игр.
Стадия проекта:
Проект реализован
Цель проекта:
Создание условий для активного использования рассказывания в речевой деятельности; научить ребенка последовательно и полно, в понятной для слушателей форме воспроизводить свой личный опыт, рассказывать о впечатлениях и переживаниях, направлять свое внимание на суть передаваемых событий.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Способствовать формированию интереса к общению.
2. Развивать речевую активность детей, учить их рассуждать, обогащать словарный запас.
3. Научить отражать содержание собственного опыта в играх, драматизациях, театрализованной деятельности;
4. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, коммуникативность;
5. Воспитание чуткого отношения к близким людям, доброты, заботливости, внимания к окружающим.
Для педагогов:
1. Повысить компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
2. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной деятельности детей.
Для родителей:
1. Дать родителям знания о влиянии на речь ребенка таких приемов развития связной речи как указания, анализ и оценка детских рассказов, совместный рассказ родителя и ребенка.
2. Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
3. Привлечь родителей к активному участию в проекте.
Достигнутые результаты за последний год:
Для детей:
1. Развилась духовно-богатая личность ребенка, как активного участника проекта;
2. В процессе ознакомления с окружающим миром, НОД по связной речи активизировался словарь, развилась грамматически правильная речь, отрабатывалось чистое произношение. Дети хорошо придумывают рассказы из собственного опыта, по сюжетной картине, серии картин; пересказывают тексты, рассказывают стихи;
Для родителей:
1. Осуществилось совместное творчество родителей и детей.
2. Появилась заинтересованность родителей в совместной деятельности с учителем – логопедом использование методик, позволяющих улучшить речь ребенка.
3. Развилась у родителей способности видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.
4. Заинтересованность родителей жизнью группы, вызывание желания участвовать в ней.
Социальная значимость проекта:
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
НОД по разным видам продуктивной деятельности (конструированию, лепке, рисованию; аппликации) по лексическим темам;
НОД по связной речи с использованием мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц, схем рассказов цепной структуры; коллажей; лэпбука;
рассказывание стихов;
пересказ текстов;
консультации для родителей;
Итоговое мероприятие – комплексная НОД «Как я провел лето» с фотовыставкой;
Оформление отчетной документации, фотоотчет на персональном сайте учителя – логопеда МДОУ.
Проект:
по развитию связной речи детей
старшей группы общеразвивающей направленности
Тема: «Составление описательных рассказов».
Актуальность темы.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.
Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Проблемы
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Цель проекта : обучение составлению описательных рассказов с использованием мнемотаблицы и без нее.
Задачи проекта:
Учить детей составлять небольшой описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных, птиц, людей и т.д.
Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.
Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида объекта живой и неживой природы с опорой на схему.
Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.
Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты.
Учить ребенка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления.
Учить детей подбирать к предмету слова – эпитеты, характеризующие предмет и отображающие субъективное отношение ребёнка к нему.
Учить придумывать рассказ по предложенной схеме, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.
Учить составлять рассказ без мнемотаблицы.
Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет
(иллюстрацию).
Учить составлять рассказ без опоры на наглядность.
Ожидаемый результат: Проведение промежуточной диагностики, улучшение показателя диагностики в развитии связной речи детей.
Сведения об участниках:
Проект рассчитан на старший дошкольный возраст. Предлагает активное участие родителей, детей и педагогов в работе над проектом.
Продолжительность: долгосрочный
Место реализации : групповая комната, музыкальный зал, семья.
Развитие речи дошкольников.
В обучении детей рассказыванию большое значение имеет подбор интересных, ярких предметов, игрушек, картин. Ребенок должен заинтересоваться темой. С детьми необходимо заниматься большой работой по развитию словаря, выразительности речи. Для этого используются различные игры и упражнения. От правильного понимания слов дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов - повествованию, описанию, рассуждению.
В играх одновременно решаются разные задачи, которые тесно переплетаются между собой: подбор определений, закрепление правил согласования слов в роде, числе, падеже, определение значения слова или подбор синонимов (слов, близких по смыслу) и антонимов (слов, противоположных по смыслу). Если слово имеет много значений (явление полисемии), то игры заставляют ребенка подумать над разными значениями одного и того же слова (игла швейная, ежиная, сосновая, медицинская и.т.п.).
Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые (лингвистические), способности ребенка будут развиваться успешнее.
Развивающая среда в группе ДОУ
Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогощенной предметно – развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разноообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.
Развивающая среда – естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Речевая развивающая среда – не только предметное окружение. Важно, чтобы она была особым образом организована для наиболее эффективного влияния на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Правильная организация речевой развивающей среды дает возможность для эффективного воспитательного воздействия, направленного на формирование активного позновательного отношения не только к окружающему миру, но и к системе родного языка, формируя тем самым элементарное осознание явлений родного языка и речи.
Поэтому организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении стала важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Речевая развивающая среда дошкольного образовательного учреждения раскрывается как фактор, сдерживающий или, наоборот, активизирующий процесс речевого развития ребенка.
Роль взрослого: фильтрация вредных воздействий речевой среды на маленького ребенка, организация воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.
Составляющие речевой развивающей среды в ДОУ:
Речь педагога дошкольного образовательного учреждения;
Методы и приемы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;
Специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Грамотная речь педагога , которая имеет обучающую и воспитывающую направленность; главное – качество ее языкового содержания.
Качество речи педагога:
Правильность (соответствие речи языковым нормам),
Точность (соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе),
Логичность (смысловые связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли),
Чистота (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку),
Выразительность (особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания),
Богатство (умение использовать все языковые единицы с целью оптимального вражения информации),
Уместность (употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения).
Этапы проведения проекта:
1 – подготовительный:
* Составление картотек загадок, поговорок.
* Подбор народных пословиц.
* Подборка стихов.
* Подборка книг.
* Изготовление атрибутов для театрализации сказок.
Тип проекта : обучающий, творческий, групповой.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель.
Продолжительность проекта: пол года.
Цель проекта: развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста на основе использования составления описательных рассказов.
Задачи проекта:
Проанализировать научную литературу;
Формирование грамматического строя речи.
Расширение словарного запаса.
Развитие связной речи.
Результаты апроекта:
1. Создание картотеки игр для развития словаря детей.
2. Консультация для родителей «Речевые игры дома».
3. Консультация для родителей «Читаем и сочиняем вместе с ребенком. Словесные игры и упражнения».
4. Создание «Чудо-дерева» совместно с родителями.
5. Создание альбома «Красивые слова».
Актуальность проекта:
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения, поют песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к книгам, любуются подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы: а как, а почему, а смогу ли я? И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей. К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания.
Работая над проектом дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению со взрослыми и сверстниками.
Монологическая речь-это организованный и развернутый вид речи, который более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение).
Проблемой развития связной речи занимались многие отечественные педагоги, психологи, лингвисты (Л. С. Выгодский,С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. А. Леонтьев,Л. В.,В. В. Виноградский, К. Д. Ушинский,Е. И., О. И. Соловьева др.). Однако до сих пор эта проблема стоит очень остро и до конца не изучена.
Для обучения монологической речи детей дошкольного возраста обычно используются следующие виды занятий:
Рассказывание по картине;
Пересказ литературных произведений;
Составление описательных рассказов об игрушках;
Составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание);
Составление рассказов из личного опыта;
Рассказывание по серии сюжетных картин;
Составление рассказов по мнемотаблицам, картинно-графическому плану.
Исследования последних лет (О. С. Ушаковой, А. А. Зрожевской) в формировании связной речи на материале игрушки исходили из того, что детей надо учить не видам рассказывания, а умению строить монолог-описание
Гипотеза:
В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатиться речь, улучшиться выразительность монологической речи.
Если реализовать план работы по проекту, то возможно развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.
Предполагаемый результат : При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут сопровождать свою деятельность речью.
Методы проекта : Наглядные, словесные, практические, игровые.
Этапы реализации:
I.Этап проектирования :
Выдвижение гипотезы;
Определение цели и задач проекта;
Цель данного этапа: повышение компетентности по теме:”Развитие связной монологической речи средствами описательного рассказа у детей среднего дошкольного возраста”.
Систематизация материала (конспекты, памятки, рекомендации).
Создание предметно-развивающей среды.
II.Творчески-продуктивный этап (практический).
Цель данного этапа: поиск эффективных форм работы с детьми.
Отбор материала;
Анализ методов и приемов (открытые занятия, дидактические игры и упражнения, проблемные ситуации и т. д.);
Планирование, распределение материала;
Работа с родителями (консультации).
Выступление на педсовете с докладом «Современные формы и методы по развитию речи в детском саду»
2.1Овладение связной монологической речью зависит от многих условий:
Речевая среда;
Социальное окружение;
Семейное благополучие;
Индивидуальные особенности личности;
Познавательная активность ребенка и т. п.
Такому типу высказывания, как описание, в средней группе уделяется особое внимание, т. к. именно в этом возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки. Этому способствует правильно организованный ход рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов,специальные упражнения. Поэтому воспитатель задает вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности будут описывать игрушку и подводит к соблюдению четкой структуры при составлении описания:
1. Называние предмета (что это? кто это? как называется). 2. Раскрытие микротем: признаков, свойств, качеств, характеристик предмета, его действий (какой? Какая? какое? какие? что у него есть? чем отличается от других предметов? что может делать? что с ним можно делать). 3. Отношение к предмету или его оценка (понравился? чем?).
Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:
Дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);
Сюжетные (образные):куклы,машины, животные, посуда, мебель, транспорт;
Готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;
Наборы, составленные воспитателем или детьми- мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка, заяц и собака и т. д.
Составление загадок.
Учить детей ориентироваться на признаки и действия предметов. Например, круглый, резиновый, прыгает (мяч); рыжая, хитрая, живет в лесу (лиса) и т. д.
Методы и приемы работы по овладению связной речью дошкольников.
Выбор методов и приемов на каждом конкретном занятии обуславливается его задачами. Наиболее эффективными считаю применение наглядных (наблюдение, рассматривание, показ и описание предметов, явлений) и практических (игры-драматизации, настольные инсценировки, дидактические игры, игры-занятия) методов. Словесные методы в работе с детьми среднего дошкольного возраста применяю реже т. к. возрастные особенности детей требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяю либо наглядные приемы (кратковременный показ, рассматривание предмета, игрушки, либо демонстрацию наглядного объекта в целях разрядки детей (появление разгадки-предмета и т. д.).Среди словесных методов выделяют в основном те, которые связаны с художественным словом. Хотя на некоторых занятиях используют метод рассказа воспитателя и метод беседы.
Каждый метод представляет совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач. В работе с детьми, для достижения определенных целей, на каждом конкретном занятии я широко применяю разнообразные приемы развития речи:
Речевой образец (использую как предшествующий речевой деятельности детей, сопровождаю такими приемами как пояснение и указание;
Повторение (практикую повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, либо совместное повторение);
Объяснение, указание (применяю при уточнении структуры описательных рассказов);
Словесное упражнение (предшествующие составлению описательных рассказов);
Вопрос (использую в процессе рассматривания и при последовательном изложении описания; применяю репродуктивные, поисковые, прямые, подсказывающие, наводящие).
2.2. Планирование работы с детьми.
Планирование работы с детьми по развитию связной речи основано на общедидактических принципах:
Воспитывающий характер обучения.
Любое занятие по развитию речи основано на триединстве: воспитание, развитие, обучение. Воспитательный аспект по развитию речи очень широк.
Доступность материала.
Весь материал, предложенный детям, должен быть доступен их возрасту и содержать посильную трудность.
Системность обучения.
Сентябрь: Рассматривание игрушек . Формировать умение рассматривать игрушки, учить детей выделять признаки, качества и свойства игрушки. Развивать сосредоточенность внимания, закреплять правила обращения с игрушками.
Октябрь: Открытое занятие по развитию речи «Путешествие в сказку». Цель: формировать умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования.
Задачи
1.Образовательные:
учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, учить умению соотносить знаковые символы с образами, называть отличительные признаки диких животных.
2.Развивающие:
развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, память.
3.Воспитательные:
воспитывать любовь к русским народным сказкам, доброе отношение к книгам.
Ноябрь : Работа с «Чудо-деревом». Выполнение различных заданий по формированию связной монологической речи, составление и разгадывание загадок, разучивание потешек, прибауток.
Работа с дидактическими играми:
Игры с предметами
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, цветы, камушки, ракушки, фасоль) применяются в таких играх, как «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из листьев?», «Кто скорее сделает узор из фасоли?»и др.
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры разнообразны по видам:
предметные картинки, парные картинки, лото, домино.
В ходе таких игр развивается память
Декабрь Составление рассказов, используя мнемотаблицы, картинно-графические планы и др. современные формы и методы по формированию связной речи.
Формирование умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, свойства, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ. Упражнять в употреблении предлогов, их согласовании с именем существительным. Развивать память, слуховое внимание, речь.
Январь. Открытое занятие по развитию речи. «В мире профессий».
Цели:
1) закрепить знания детей о профессиях (врач, водитель, продавец, воспитатель, почтальон и т.д.), об орудиях труда; формировать умение составлять связный рассказ с помощью схемы; разучить стихотворение «Мой мишка» с помощью мнемотаблицы.
2) Развивать речь, наблюдательность, сообразительность, умение соотносить картинку с символом.
3) Воспитывать интерес к различным профессиям.
Предварительная работа :
Беседа о профессиях с рассматриванием плаката «Профессии»,
Игра «Кому что нужно»,
Словесная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»,
Работа с мнемотаблицами
Рассматривание схемы «Профессии», с/р игры «Шоферы», «Магазин». Продолжать учить детей выстраивать свое высказывание по определенному плану. Развивать память, внимание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
2.3. Взаимодействие с семьей по вопросам речевого развития детей.
Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития ребенка - еще одно необходимое условие.
Игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания;
Пальчиковые игры и упражнения;
Игры, направленные на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи;
Дидактические игры на развитие связного высказывания.
Проводились консультации по развитию речевого дыхания и мелкой моторики рук.
Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, для этого рекомендую родителям включать игровые дыхательные упражнения: ”Попади в ворота”,”Снежинки”,”Листопад”,” Чей листок улетит дальше?”и др. Для улучшения речевого дыхания предлагаю родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие”чистоговорки”, загадки, пословицы, короткие считалки.
III. Заключительный этап.
Период осмысления собственных результатов. Диагностика детей. Презентация проекта.
Результативность работы.
Обследование связной речи проводилось по методике,разработанной в лаборатории развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО и соотносящейся с выполнением программы по развитию речи.
Выявление умения описывать предмет (игрушку, составлять описание проводилось по следующим критериям:
1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
1)Ребенок самостоятельно описывает игрушку;
2)рассказывает по вопросам педагога;
3)называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?
1)Ребенок описывает мяч;
2)перечисляет признаки;
3)называет отдельные слова.
3. Опиши собаку, какая она, или придумай про неё рассказ.
1)Ребенок составляет описание (рассказ);
2)перечисляет качества и действия;
3)называет 2-слова.
Оценка ответов производилась следующим образом. За каждое соответствие ответов под № 1,ребенок получает три балла; если ответы соответствуют № 2,то ребенок получает два балла; если ответы подходят под № 3-один балл. Таким образом, были выявлены уровни речевого развития:
9 и более баллов - высокий уровень;
6-8 баллов - средний уровень;
3-5 баллов - уровень ниже среднего;
менее 3 баллов - низкий уровень.
В обследовании принимала участие группа детей в количестве 32 человек.
Исследовав результаты обследования было выявлено следующее:
С высоким уровнем речевого развития- детей не выявлено(0%);
Со средним уровнем речевого развития- детей не выявлено(0%);
Уровнем ниже среднего обладают 21 детей, что соответствует 66%;
Низкий уровень у 11 детей, составляющих 34%.
По результатам обследования была начата систематическая работа по обучению описательной речи детей посредством занятий, дидактических игр.
Анализируя полученные данные, было выявлено следующее:
С высоким уровнем речевого развития- детей не выявлено;
Со средним уровнем выявлено 4 детей, что соответствует 12%;
Уровнем ниже среднего обладают 20 детей, составляющих 63%;
Низкий уровень у 8 детей, т. е. 25%.
Таким образом, сравнивая полученные результаты обследования следует вывод: дети постепенно начинают овладевать навыками описательной речи, т. е. ,называют признаки, перечисляют качества и действия, рассказывают по вопросам педагога, высказывают свое отношение к описываемому предмету. Хотя часть детей называют лишь отдельные слова, не связывая их в предложение, с трудом выделяют признаки и качества, односложно отвечают на вопросы педагога. Также следует отметить, что 25% детей находятся на низком уровне речевого развития.