Протокол родительского собрания развитие мелкой моторики рук. Родительское собрание
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка- детский сад №6
Щербиновский район станица Старощербиновская
Разработала: воспитатель Бубнова В.В.
Уважаемые родители, мы рады вас видеть всех вместе. У меня в руках весеннее солнышко, которое сейчас мы будем передавать и говорить друг другу комплименты.
Вот и обогрело нас солнышко. А сейчас хочется вам загадать загадку.
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать? (Пальцы.)
- Тема нашего разговора посвящена « Развитию мелкой моторики рук у детей»
Как вы считаете, что такое мелкая моторика рук ?(высказывание родителей )
Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук. Развивая мелкую моторику у ребёнка, мы одновременно развиваем его творческий потенциал. Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уважаемые родители, а вы дома развиваете мелкую моторику у ребёнка? Какими играми? (ответы родителей)
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
Развивая пальчики ребенка , мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики.
Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной, тем самым мы развиваем речь ребёнка. И нам в этом помогают пальчиковые игры и упражнения.
На каждом ОС мы с детьми используем различные игровые пальчиковые игры и упражнения, а также массаж рук. Данные виды игр и упражнений мы используем не только на ОС, но и в свободной деятельности. Детям это очень нравится. Да вы и сами можете в том убедиться и посмотреть как мы играем с детьми в группе
(Слайды)
А сейчас предлагаю с вами немножко поиграть
Давайте сначала на руке сделаем массаж.
- «Моя семья» (Начинать массаж нужно с поглаживание, все движения массажа идут от периферии к центру, делаем круговые движения, чередовать с поглаживающими движениями)
Этот пальчик дедушка……
Это пальчик Я.
Это вся моя семья.
После массажа очень хорошо использовать различные предметы.
Шарики СУ-ДЖОК
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
Можно использовать разные предметы для игр и упражнений (шишка, грецкий орех, карандаш, яйцо-киндер, мячик, и т.д.)
Не зря существует выражение, что наш ум - на кончиках наших пальцев. Поэтому мы рекомендуем и дома использовать упражнения и игры для развития мелкой моторики .
Не забывайте, что развитие мелкой моторики необходимо проводить в игровой форме, постарайтесь не забывать хвалить ребёнка, создавая ситуации успеха, поощрение.
Очень хорошо развивают моторику у детей игры с прищепками Такие игры способствуют развитию воображения, мышления, умения устанавливать логические связи. Также способствуют более быстрому развитию речи у ребёнка.
(На слайде показать в какие игры с прищепками играют дети
«Коврик», «Солнышко», «Парочки», «Сушим бельё» и др.)
Игра с прищепками
(Предложить родителям сделать коврик, солнышко, дождик, цветок и др.)
Также для развития мелкой моторики мы используем различные виды театров – пальчиковый, би-ба-бо. С детьми разыгрываем сказки "Колобок", "Теремок", "Репка". (показать на слайде )
С родителями
Я предлагаю и вам поиграть, отправиться в сказку «Теремок»
Как Вы думаете, пальчиковый театр оказывает влияние на развитие кисти Вашего ребенка? (Обмен мнениями )
(Кистью или пальцами руки ребёнок имитирует движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища куклы)
Также отлично развивает руку разнообразное нанизывание, шнуровка, защёлкивание, вытаскивание предметов из ёмкости (вытаскивание рыбок из аквариума)
Нанизывать можно всё что нанизывается: пуговицы, бусы. Нанизывать по цвету, усложняя чередовать по размеру и т.д. (Слайд)
Дома вы можете составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.
Сегодня на прилавках магазинов достаточно разных развивающих игр.
А мы предлагаем Вам отправиться в наш «Магазин игрушек».
(предложить 1-2 родителям купить в магазине игры, предметы на развитие мелкой моторики. Почему вы выбрали эти игры? Объясните как они влияют на моторику рук?)
Мы для Вас приготовили памятку, которая называется «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук, не требующее затрат». Игры, описанные в ней, помогут Вам с пользой для детей проводить время дома.
- Подготовить учреждение к летнему оздоровительному периоду
Заключительная часть. Рефлексия.
В завершении, нам хотелось услышать ваше мнение о нашей встрече. Что нового вы сегодня узнали? Полезна ли была сегодняшняя тема нашего разговора?
Родительское собрание «Наши пальчики играют – речь нашу развивают».
Форма проведения: семинар-практикум.
Цель:- дать представление родителям о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей;
Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии речи ребёнка;
Задача: -познакомить родителей с приемами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Участники: родители, воспитатель, воспитанники группы, музыкальный руководитель, логопед (как наблюдатель).
Оформление:
1. На экране слайд со словами В. М. Бехтерева: «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию.»
2. Выставка книг по теме собрания.
Место проведения : групповая комната.
Оборудование : столы, различные листы бумаги, пальчиковые краски, вода, салфетки влажные, массажные коврики и мячики, смайлики на липучках, музыкальный центр, мультимедийное оборудование.
Ход мероприятия :
Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о развитии речи малышей. Вернее об одном из средств развития речи детей.
Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Статистика показывает, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Возникает вопрос, почему? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят родители, страшно занятые на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Сюда отнесём и любимую мамами одежду и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Современные книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания, бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, конечно, прогресс.
Получаем итог-ребенок не говорит или говорит очень плохо. В каждой семье по-разному относятся к такому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Как правило, родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются!
На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Так почему же одним из эффективных средств развития речи в дошкольном возрасте являются именно пальчиковые игры? Потому что, развитие рук находится в тесной связи на тончайшем нейронном уровне с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального и речевого развития, так как зоны коры головного мозга отвечающие за моторику тесно переплетаются с речевым и мыслительным центрами, соответственно, влияя на готовность ребенка к обучению в школе. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, он обладает связной лаконичной речь.
Пальчиковая гимнастика подразделяется на три группы.
1. Упражнения для кистей (возраст 1, 5 – 3 года) развивают подражательные способности, учат напрягать и расслаблять мышцы, развивают умение на некоторое время сохранять положение пальцев и в нужном темпе переключаться с одного движения на другое.
2. Условно-статические упражнения для пальцев (возраст 3-4 года) служат отработке ранее полученных навыков.
3. Динамические упражнения для пальцев (возраст 4-6 лет) развивают координацию движений, учат «противопоставлять» большой палец остальным.
Поэтому можно сделать предварительный вывод: пока ребенок мал, не следует требовать от него слишком многого. Давайте вместе учить и развивать его в игровой форме.
Чтобы настроить вас на дальнейшую работу, предлагаю провести игру.
Разминка «Карандаши»
Задачи: снять эмоциональную напряженность, содействовать приобретению навыков межличностного общения на невербальном уровне.
Материал: по 2 карандаша на каждую пару участников.
(Упражнение выполняется под медленную музыку. Родители стоят друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев).
Задание: Не выпуская карандаши, двигать руками, выполняя заданные движения.
После каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти кистями рук) ;
Пальцы следует нагружать равномерно.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики ребенка. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной с плавными переходами.
Упражнения для кистей «Шарик» и «Фонарики»
1. Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками.
Надуваем быстро шарик –
Он становится большим (дуть на ладонь и пальцы – они принимают форму, напоминающую шар).
2. Ладони, выпрямив и раздвинув пальцы, держать перед собой;
Пальцы сжать (фонарики погасли, разжать (фонарики зажглись) .
Доказано, что чем сильнее и подвижнее пальчики рук малыша, тем увереннее познает кроха окружающий мир, осваивает его премудрости. Конечно, чем раньше эти тренировки начнутся, тем быстрее будут «умнеть» пальчики! Как же тренировать нам этих непослушных пока малышей? Есть ли средство, для того, чтобы сделать это легко и непринужденно? Да, оно есть. И удивительно, насколько оно «пожилое» это – пальчиковые игры! Ведь дети легче идут на контакт именно в процессе игры.
Психолог И. Кант писал: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». На ладони и на стопе находится около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать деятельность внутренних органов, а также развивать весь организм в целом.
Пальчиковые игры – это инсценировка детских стихов, которые так хорошо развивают внимание, координацию и мелкую моторику, которая тесно связана с речью и мышлением, подготовкой к письму. Рука в процессе роста развивается раньше, и ее развитие как бы подталкивает формирование речи. Разучивая тексты с гимнастикой, малыш не только станет лучше говорить, но и разовьет воображение и память. Кроме того, подобные занятия помогают развить творческие способности наших малышей.
А теперь вашему вниманию предлагаю выполнить и разучить несколько пальчиковых игр, в которые вы в дальнейшем сможете играть со своими детьми.
(разгибаем пальчики)
Раз, два, три, четыре, пять
вышли пальчики гулять.
(загибаем пальчики)
Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел
Этот пальчик чистил стол.
Этот добр, а этот зол.
Пальчик- пальчик тук да тук (повторяется 2 раза)
Хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладошки)
Ножками топай, топай (повторяется 2 раза)
Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками) .
Если упражнения пальчиковой гимнастикой вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
Вот следующее задание:
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке очередность не имеет значения.
Ещё один вид пальчиковых игр-рисование пальчиковыми красками под стихотворение. Дети рисуют, взрослые помогают.
Оборудование: столы, белые и синие пальчиковые краски, белые и тонированные листы бумаги, вода, салфетки влажные.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
При хорошей фантазии родителей можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Необходимо добиваться, чтобы упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили радость. Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание. ю дизартрия и другие) .
ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ
Домик
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон)
Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам
Флажок
Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Пароход
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик, а большие пальцы подняты вверх.
Грабли
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя
Скворечник
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка, а большие пальцы загнуты вовнутрь.
Шарик
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.
Кошка
А у кошки ушки
Ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.
Самомассаж.
Цель: научить элементам самомассажа пальцев.
Оборудование: массажные коврики и мячики.
Участники располагаются где им удобно. Читается стихотворение, а родители разминают детям руки.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Затем руки я помою.
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут как зайчики.
Вот и подошло к концу наше путешествие в мир волшебных пальчиков! Надеюсь, всем понравилось! Вы можете дома всё повторить или придумать свое, но помните, уделяя как можно больше времени своему ребенку, вы не только помогаете ему расти и развиваться, но и делаете его более счастливым!
Рефлексия.
Если вам понравилось наше собрание, пожалуйста, оставьте смайлик, который прикреплен сзади вашего стульчика, ну а если у вас остались еще вопросы по воспитанию детей, можете оставить их и пожелания в специальной тетради в группе.
Конспект родительского собрания "Наши ручки помогают говорить". Младшая группа
Харчикова Людмила Николаевна, воспитатель МДОУ "ЦРР "Зорька" Детский сад №16"г. ЖелезногорскОписание работы : Родительское собрание "Наши ручки помогают говорить". Данный материал предназначен для воспитателей и родителей младшей группы. Содержание материала: закономерности развития речи детей 3-4 лет, причины недоразвития речи. упражнения и игры по развитию мелкой моторики и речи у детей 3-4 лет.
Родительское собрание «Наши ручки помогают говорить»
Цель: Формировать у родителей представление о роли мелкой моторики в общем развитии детей.
Задачи:
Показать взаимосвязь развития моторики и развития речи.
Познакомить с приёмами развития мелкой моторики рук.
Научить использовать нестандартные средства для развития мелкой моторики рук.
Приобщать родителей к сотрудничеству и единым требованиям детского сада и семьи в вопросах здоровья, воспитания и обучения детей.
Предварительная работа:
Подготовка средств для развития мелкой моторики для проведения мастер-класса. Оформление выставки по теме (папка-передвижка, книги, пособия, оборудование, игры).
Форма проведения: семинар-практикум.
Повестка собрания:
1. Вступление. Игра с родителями.
2. Вопросы родителям.
3. Теоретические аспекты..
4. Мастер-класс.
5. Совместная деятельность родителей и детей.
6. Подведение итогов
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.
Добрый вечер уважаемые родители! Спасибо, что нашли время для нашей встречи. А начать её хотелось бы с игры «Да. Нет» Я буду говорить фразу, а вы её закончите словом да, или нет.
Крикните хором друзья, деток вы любите?(да)
Пришли на собрание. Сил совсем нет?
Вам лекции хочется слушать здесь?(нет)
Мы вас понимаем господа.
Проблемы детей решать нужно нам?(да)
Дайте нам тогда ответ, Помочь откажитесь нам, нет?
Последнее спросим мы, Активными будете вы? (да)
А активность нам нужна при обсуждении сегодняшней темы «Наши ручки помогают говорить или развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет».
(вопросы родителям)
И так, что же такое мелкая моторика рук? Как вы это понимаете? Почему она так важна? Как вы можете объяснить высказывания великих мыслителей:
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» (И.Кант).
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.Сухомлинский).
«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» (М. Монтессори).
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию мозга».
Всё верно. А, теперь поднимите руки, кто знает, как происходит развитие моторики? У кого есть пособия для развития мелкой моторики рук? Кто занимается дома с детьми развитием мелкой моторики рук?
Ну что же, давайте, рассмотрим, как это происходит?
Мелкая моторика- это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – это движения всей рукой, всем телом.
Мелкая моторика развивается естественным путём, начиная с младенческого возраста. Сначала ребёнок учится дотягиваться до предмета, хватать его, удерживать, стучать, бросать, кусать. После появляются новые навыки перекладывания предмета из руки в руку, потом учится правильно держать ложку, кружку, кисточку, карандаш и т. д.. Движения постепенно усложняются и к трём годам они становятся похожи на движения взрослого человека. Дети могут снимать и надевать просторные вещи, пытаются рисовать, лепить, вырезать, строить, активно играют с игрушками. На фоне такого активного двигательного развития, развитие речи происходит не так быстро. Рука, как бы созревает раньше и тянет за собой развитие речи. Так как в головном мозге центр, отвечающий за мелкую моторику, находится рядом с центром, отвечающим за речь. Наблюдается прямая зависимость уровня развития речи от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если двигательные навыки в пределах нормы, то и речь соответствует возрасту, и интеллектуальное развитие в порядке. Значит ли, это, что у ребёнка с хорошим развитием моторики, достаточно развита речь? Конечно, не всегда. Так как развитие речи зависит от многих условий. Необходимо с ребёнком много и активно общаться в быту, вызывать его на разговор, стимулировать речь вопросами и просьбами, читать книги, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, и плюс к этому развивать мелкую моторику рук. За последние 5-10 лет уровень речевого развития у снизился. Наблюдается три группы детей. В первой группе отсутствует речь совсем, во второй говорят всего несколько слов, в третьей говорят фразами, но невнятно, с ошибками. Причины могут быть разные: родители слишком заняты на работе, на занятия с детьми дома не остаётся ни времени, ни сил, современные игрушки, одежда слишком удобно устроены, дети слишком рано начинают увлекаться компьютерами. Отношение родителей к проблеме тоже не однозначно. Одни тревожатся, что-то делают, другие говорят, что со временем сам заговорит. Конечно, заговорит когда-нибудь, но на тот момент норма будет уже совершенно другая, и будет наблюдаться отставание в речевом развитии от сверстников. Чтобы определить, хорошо ли развита мелкая моторика у детей 3-5 лет, следует предложить им выполнить несколько заданий:
1.Взрослому прочитать потешку и выполнить несложные движения из её содержания, затем повторить её и выполнить движения вместе с ребёнком.
2. Разобрать и собрать на глазах у ребёнка пирамидку, матрёшку, затем всё это попросить выполнить ребёнка.
3.Должны загибать пальчики по очереди по одному, начиная с мизинца.
4.Шагать по горизонтальной плоскости двумя пальцами(указательным и средним).
5.Пальцы левой руки сжать в щепотку, как клюв дятла, а правая рука выпрямлена вертикально, попросить постучать по правой ладони, затем поменять руки,
6.Срисовать домик с несложными элементами: окно, дверь, труба, ступеньки.
7.Соединить рисунок по точкам.
8.Заштриховывать фигуру не выходя за границы.
9.Показать кулак – ребро - ладонь.
Если ребёнок 3-4 лет выполняет около 40% заданий, значит моторика в норме. К 5 годам надо выполнять 90% заданий. Если требуется помощь в развитии мелких движений, то в настоящее время существует большое количество упражнений, методик, которые могут помочь.
Массаж.
1. Массаж пальцев рук. Начинают с растирание подушечек пальцев, затем медленно опускаются к основанию. Желательно сопровождать весёлыми приговорками.
2.Массаж ладоней шестигранным карандашом. Грани карандаша легко покалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. «Карандаш в руках катаю. Карандаш в руках кручу. Быть послушными пальчики научу».
3. Массаж грецкими орехами. Катание орехов между двумя ладонями, прокатывание ореха между пальцами, удерживание ореха между растопыренными пальцами.
4.Массаж ладоней щёткой, перебирание бус.
Пальчиковые игры
Это, как правило инсценировка детских стихов. Пальчиковые игры хорошо развивают произвольное внимание, координацию, воображение, память, творческие способности, готовят руку к обучению в школе. До 4 лет текст может произносить взрослый, а ребёнок показывать движения.
Ой лады.
Ой, лады, лады, лады (хлопать в ладоши, поворачивая голову вправо,
Не боимся мы воды влево, поглаживать личико круговыми движениями
Чисто умываемся вытянуть руки вперёд, улыбнуться).
Маме улыбаемся!
Ручки.
У меня пропали ручки. (убрать ручки за спину, оглядеться по сторонам
Где вы рученьки мои? показать руки, несколько раз ритмично сжать
Раз, два, три, четыре, пять, и разжать руки).
Показались мне опять!
Наш малыш.
Этот пальчик – дедушка. (Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке,
Этот пальчик – бабушка. начиная с большого, а в конце второй ру-
Этот пальчик – папочка. кой охватить весь кулачок).
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья.
Пальчик – мальчик.
Пальчик мальчик где ты был? (левая ладонь открыта, правой рукой
С этим братцем в лес ходил. поочерёдно дотрагиваемся до подушечек
С этим братцем щи варил. каждого пальца немного надавлива).
С этим братцем песни пел.
С этим братцем кашу ел.
Оттого и потостел.
Медведь
Лез медведь в свою берлогу, (медленно засовываем платочек одним
Все бока свои помял, пальцем в кулак, после последних слов с
Эй скорее на подмогу силой вытянуть платочек из кулака)
Мишка, кажется, застрял!
Зайка
Зайка серенький сидит и (пальцы правой руки, указательный и
Ушами шевелит большой выпрямлены и слегка согнуты,
остальные прижаты к ладони).
Упражнения на развитие моторики рук.
Разрывание бумаги на мелкие кусочки. Аппликация из них.
Доставание из коробочки бусинок и нанизывание их на шнурок.
Работа с пластилином, например скатывание комочка и втыкание в него спичек.
Выкладывание из палочек различных фигур.
Рисование изображения с помощью клея и крупы.
Рисование по пластилиновому фону горохом.
Вырезание. Работа с ножницами.
Раскрашивание.
Шнуровка.
Мозаика. Пазлы.
Складывание разрезных картинок.
Складывание картинок из геометрических фигур.
Пальчиковый театр.
Оригами.
Дидактические игры: «Помоги Золушке разложить семена», игры с прищепками: «Составь цветок», «Сделай Ёжику иголки», «Нарисуй солнышко».
И так, подведём итог. Кроме того, что развитие мелкой моторики играет важную роль в развитии речи, в психическом развитии детей. Также, на ладони множество биологически активных точек, воздействуя на которые вы нормализуете деятельность внутренних органов, и самое главное, играя, в подобные игры по 5 минут каждый день со своим ребёнком вы прекрасно его развлечёте и проведёте с ним время в любом месте.
А теперь, я вас приглашаю на практике попробовать упражнения, которые развивают детские ручки.
(родители вместе с детьми выбирают пособие по развитию моторики и упражняются)
Ну, что же остаётся поблагодарить вас за внимание. Поднимите, пожалуйста, руки, кто, что-либо узнал новое или чему-нибудь научился.
Спасибо.
Похлопайте в ладоши, кому было здесь интересно.
Спасибо.
Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Развитие мелкой моторики рук у детей»
Цель
:
показать важность работы по развитию мелкой моторики рук; обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника; научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук. Задачи:
раскрыть понятие мелкой моторики; рассказать о различных средствах развития мелкой моторики; познакомить родителей с пособиями для развития мелкой моторики.
Подготовительная работа:
1. Организация выставки рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, пластилина.
2. Изготовление приглашений на собрание для родителей.
3. Подбор слайдов с пальчиковыми играми.
4. Организация выставки развивающих игр.
Оборудование: плакаты с высказываниями: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский). Рука - это своего рода внешний мозг» (Э.Кант). «Рука - это инструмент всех инструментов». (Аристотель). Ход : Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня хотелось начать нашу встречу немножко не обычно, для вас. Давайте мы с вами поиграем, встанем в круг. И поприветствуем своего соседа, сказав ему комплимент. Вот посмотрите, сколько приятных слов вы пожелали друг другу. А сейчас уважаемые родители, я предлагаю вам отгадать загадку:
Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать? (Пальцы.)
И тема нашей сегодняшней встречи - это «Развитие мелкой моторики рук у детей» Как вы считаете, что такое мелкая моторика рук? (высказывание родителей)
Мелкая моторика рук - это не что иное, как ловкость рук. Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи: косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка; готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь.
В дошкольном возрасте важно именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.
Есть дети, которые рисуют слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив ребёнку нарисовать одним движением круг диаметром примерно 3 - 4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо круга овал, или круг, но значительно меньшего диаметра или рисовать круг он будет в несколько приёмов, передвигая руку.
Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно: в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В это время большое значение имеет пальчиковая гимнастика:
1
. Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи. 2
. Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять. 3
. Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.
На каждом занятии с детьми мы всегда используем пальчиковую гимнастику, либо массаж рук. Сейчас мы вам покажем некоторые игры, которые мы проводим с детьми в группе. Приложение1.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Существует многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка. Развитие возможно только в игровой форме. Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма детей, успешно используются различные виды инсценировки. Спектакли
- игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры - инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка». Приложение2.
Кистью или пальцами руки ребёнок будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (Показываю несколько фигур, родители пробуют повторить). Особенно чётко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения, действий - в театре теней
. Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребёнок непременно захочет попробовать себя в роли актёра. Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путём складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую - то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света). У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений и развития речи. Приложение3.
Оригами.
Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках, - это оригами. Это не случайно. Притягательная сила этого искусства - в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать в цветы, животных, птиц. Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок. (Раздаю родителям листы бумаги и предлагаю сделать цветок для развития речевого дыхания детей). Приложение4.
Некоторые игры на развитие мелкой моторики: работа с раскрасками - штриховка;
пальчиковая гимнастика - шнуровка
; игры с конструктором, мозаикой;
лепка из глины и пластилина; нанизывание бус, бисера;
сматывание цветных ниток в клубочки; работа с ножницами.
Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры).
Эти игры: развивают мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева; формируют навыки шнуровки (завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму. Не зря существует выражение, что наш ум - на кончиках наших пальцев. Создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.
К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому если вы хотите, что бы ваш ребенок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Конечно, в детском саду мы развивают пальчики детей, но этого не достаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше пусть ребенок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков. Надеюсь, что вашим детям с нашей общей помощью таких трудностей удастся избежать. А сейчас мы с вами хотим немножко поиграем, у вас на столах лежат предметы, которые можно использовать в упражнениях (родители рассматривают). Игровой калейдоскоп, «Пальчики здороваются», «Резиночка», «Рисунок на крупе», «Спрячь платочек», «Упражнения с пробками», «Упражнения с бигудями-липучками», «Крутись, карандаш» . Что вам больше понравилось? А в помощь мне бы хотелось подарить, вам памятки «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»
Вот наше собрание подходит к концу, и давайте закончим его игрой. Встаньте, пожалуйста, и возьмитесь за руки, я благодарю вас за участие в нашей встрече. А теперь на счет три дружно поднимем руки вверх и повторим фразу «Всем, всем до свидания.
Приложение 1
Пальчиковая гимнастика.
Цветок
У каждого из вас кисти рук превра-тились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.
. Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении).
. Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон).
. Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соедине-ны, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрыв-шийся цветок).
. К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть — нерас-крывшийся цветок).
. И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении).
. До утра, как птенчик (кисти рук положить под щеку — имитация сна).
Раз , два, три, четыре, пять, будем пальцы разминать
. Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы (на каждое слово дети делают хлопки).
. Разминать (на это слово пальцы сжать в кулаки).
. Это Ваня (показывают большие пальцы обеих рук).
. Самый сильный, самый толстый и большой (большими пальцами пока-чивать из стороны в сторону).
. Степа нужен для того, чтоб показывать его (большие пальцы оста-ются вынутыми из кулака, а указательные на обеих руках немного двигаются).
. А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине (выводят средние пальцы из кулаков).
. А Матвей, он безымянный, он избалованный самый (выводят безы-мянные пальцы).
. А Никита, хоть и мал (вывести мизинцы).
. Очень (прижать к ладоням боль-шие пальцы).
. Ловок (согнуть указательные, средние и безымянные пальцы на обеих руках, прижать к ладоням).
. И удал (подушечки мизинцев повернуты к лицу, приближаются к губам, после поцелуя, через низ вы-вернуть кисти рук от себя).
Проснись-потянись
Ладони плотно прижаты к крышке стола, пальцы, которые не участвуют в работе, также прижаты к крышке стола.
Покажите мне ваши ладони. Широ-ко расставьте пальцы. У каждого есть имя: большой — Иван, указатель-ный — Степан, средний — Сергей, безымянный — Матвей, мизинец — Никитушка.
. Все пальчики-мальчики крепко «спят» (кисти рук, пальцы чуть рас-ставлены, плотно прижаты к крышке стола).
. Но вот выглянуло солнышко, заиграли лучи. Иваны проснулись, по-тянулись (большие пальцы обеих рук поднять как можно выше от стола, кисти напряжены; опустить).
. Степаны проснулись, потянулись (то же движение делают указательные пальцы и так до Никитушки).
Примечания. 1. По мере закрепления детьми этого упражнения следует его усложнить. Имена называть в обрат-ном порядке или вразброс. 2. Пальцы обеих рук поднимать одновременно на «раз», на «два» опускать, ладони при этом напряжены, плотно прижа-ты к столу.
Приложение2
Пальчиковый театр
Сказка «Репка»
Сказка «Колобок»
Приложение3
Театр теней
Приложение4
Оригами «Собачка»
Оригами «Цветок»
Приложение5.
Шнуровки
Приложение 6.
Памятка «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук».
Как можно чаще, даже в очереди, рисуйте ребёнку всевозможные лабиринты. Пусть пройдёт по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведёт, и кто по нему должен пройти. Например, «Это лабиринт в замке Снежной королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замёрзнет».
Для развития рук полезно обводить любые трафареты, не менее полезно заштриховать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штриховка получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного до яркого, тёмного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребёнку нужны образцы, так что штриховать придётся и вам.
Можно обводить все, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдо, собственную ладонь, ложку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печенья или кексов.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно всё что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.
Если ваш ребёнок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальчиками. Можно рисовать одним, двумя или сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определённого цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют, или бусы, или ещё что - либо. Лучше всего закончить рисунок фломастером или карандашами.
Занимаясь с ребёнком, помните, что внимание у детей этого возраста неустойчивое, они легко отвлекаются. Старайтесь, чтобы время ваших игр не превышало 10 -15 минут.
Лучше выполнить небольшое по объёму задание, но качественно и с хорошим настроением. Играйте, весело проводите время, общайтесь с ребёнком.
Конспект родительского собрания по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Цель собрания: показать важность работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Раскрыть понятие мелкой моторики;
Рассказать о различных средствах развития мелкой моторики;
Познакомить родителей с пособиями для развития мелкой моторики.
Ход мероприятия:
Уважаемые родители! Тема нашего собрания «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей.
Работая с анкетами, которые я просила вас заполнить, я поняла, что все согласны с тем, что мелкую моторику рук у детей необходимо развивать.
Вопрос к родителям: А как вы понимаете, что это такое мелкая моторика? Почему её надо развивать? (Обмен мнениями).
Комментарий педагога. Моторика - сфера двигательных функций организма. Различают мелкую моторику (движение ладоней и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба).
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плохо работают ножницами. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе на занятиях. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития движений руки у детей оказывается недостаточным для усвоения письма.
Кроме того, доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу.
Вопрос к родителям: Как вы думаете, с какого возраста нужно начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук? (Обмен мнениями).
Комментарий педагога. Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.
1. Пальчиковые игры и упражнения - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Вопрос к родителям: Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры? Предложить показать игры. (Обмен мнениями).
Комментарий педагога : Пальчиковые игры – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность.
Давайте, вместе с вами сейчас «поиграем».
«Замок».
«Капуста».
Мы с вами познакомились с двумя играми, а их великое множество. Их можно найти в специальной литературе, интернете. Для тех, кто желает, я могу скинуть нашу картотеку пальчиковых игр на флешку.
2. Оригами - конструирование из бумаги - это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.
Вопрос к родителям: Как вы думаете, какое развивающее воздействие на ребенка, кроме развития мелкой моторики, оказывает занятие оригами? (Обмен мнениями).
Комментарий педагога : Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учиться общаться с бумагой, угадывать ее качества. Развиваются творческие задатки, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций. Возможно, вам несколько раз придется показать тот или иной прием, прежде чем ребёнок поймёт и сделает правильно.
Вот несколько самых простых поделок, которые вы можете сделать со своими детьми.
«Ёлка».
Для изготовления елочки понадобятся 3 квадрата зеленого цвета разного размера (10 х 10см, 8 х 8см, 6 х 6см).
Этапы выполнения работы:
Согните квадраты по диагонали
Склейте треугольники между собой
Вот и елка.
Перед работой можно рассмотреть иллюстрации с изображением елки, прочитать стихи, сходить в парк, посмотреть на живое дерево.
«Гриб».
Для изготовления гриба потребуется 2 квадрата: один красного или коричневого цвета 8 х 8см, другой - желтого или белого цвета, размером 6 х 6см.
Этапы выполнения работы:
Согните большой квадрат по диагонали. Это будет шляпка гриба.
Согните малый квадрат пополам. Это будет ножка гриба.
Склейте у полученного треугольника внутренние стороны. Склейте у полученного прямоугольника внутренние стороны.
Приклейте ножку к шляпке
Грибок готов.
3. Аппликация - ещё один эффективный способ развития мелкой моторики рук.
Вопрос родителям: Из каких материалов можно сделать аппликацию? (Обмен мнениями).
Комментарий педагога: Аппликацию можно выполнять из различного материала. Это может быть бумага, нитки, крупа, вата, бисер, ткань и т.д. Но, особенно положительно влияет на процесс развития мелкой моторики рук салфеточная аппликация. При работе с бумажными салфетками дети сминают их кончиками пальцев в комочки. И заполняют ими контуры рисунка. Со временем пальчики становятся более ловкими, а выполненные аппликации более сложными.
Так же полезна для пальчиков обрывная аппликация. Разрывание бумаги на мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями. Примером обрывной аппликации была коллективная работа «Аллея в парке», которая висела у нас в раздевалке.
4. Игры с крупами, бусинками, пуговицами, прищепками и другими материалами - это тоже способ развития мелкой моторики рук. Опираясь на ответы ваших анкет, я поняла, что не все родители позволяют своим детям играть с такими предметами.
Вопрос родителям: Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).