Развитие речи. Развитие речи ребенка: правда и вымысел Основные причины отклонения в речи
Развитие речи у ребенка проходит несколько этапов. Чаще всего выделяют четыре периода развития речи у ребенка:
Первый период является периодом подготовления словесной речи. Этот период длится до конца первого года жизни ребенка.
Второй период - это период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи. В нормальных условиях он протекает достаточно быстро и, как правило, заканчивается к концу третьего года жизни.
Третий период - это период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов. Этот период охватывает дошкольный возраст ребенка, т. е. начинается в возрасте трех лет и длится до шести или семи лет.
Последний, четвертый период связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе.
Рассмотрим более подробно основные особенности и закономерности развития речи ребенка на данных этапах.
Первый период - период подготовления словесной речи - начинается с первых дней жизни ребенка. Как известно, голосовые реакции наблюдаются уже у новорожденных. Это хныканье, а несколько позднее (три-четыре недели) - редкие отрывистые звуки зачатков лепета. Следует отметить, что эти первые звуки лишены функции речи. Они возникают, вероятно, из-за органических ощущений или двигательных реакций на внешний раздражитель. С другой стороны, уже в возрасте двух-трех недель дети начинают прислушиваться к звукам, а в возрасте двух-трех месяцев - связывать звуки голоса с присутствием взрослого. Услышав голос, трехмесячный ребенок начинает глазами искать взрослого. Это явление может рассматриваться как первые зачатки речевого общения.
После трех-четырех месяцев звуки, произносимые ребенком, становятся более многочисленными и разнообразными. Это связано с тем, что ребенок начинает бессознательно подражать речи взрослого, прежде всего ее интонационной и ритмической стороне. В лепете ребенка появляются певучие гласные, которые, входя в сочетание с согласными звуками, образуют повторяющиеся слоги, например «да-да-да» или «ня-ня-ня».
Со второй половины первого года жизни у ребенка появляются элементы настоящего речевого общения. Они выражаются первоначально в том, что у ребенка появляются специфические реакции на сопровождаемые словами жесты взрослого. Например, на зовущий жест руками взрослого, сопровождаемый словами «иди-иди», ребенок начинает тянуть руки. Дети этого возраста реагируют и на отдельные слова. Например, на вопрос «Где мама?» ребенок начинает поворачиваться в сторону матери или искать ее глазами. Начиная с семи-восьми месяцев у ребенка увеличивается количество слов, которые он связывает с определенными действиями или впечатлениями.
Первое понимание слов ребенком возникает, как правило, в действенных и эмоциональных для ребенка ситуациях. Обычно это ситуация взаимного действия ребенка и взрослого с какими-нибудь предметами. Однако первые слова, усваиваемые ребенком, воспринимаются им весьма своеобразно. Они неотделимы от эмоционального переживания и действия. Поэтому для самого ребенка эти первые слова еще не являются настоящим языком.
Возникновение первых осмысленных слов, произносимых ребенком, также происходит в действенных и эмоциональных ситуациях. Их зачатки проявляются в виде жеста, сопровождаемого определенными звуками. С восьми-девяти месяцев у ребенка начинается период развития активной речи. Именно в этот период у ребенка отмечаются постоянные попытки подражать звукам, произносимым взрослыми. При этом ребенок подражает звучанию только тех слов, которые у него вызывают определенную реакцию, т. е. приобрели для него некоторый смысл.
Одновременно с началом попыток активной речи у ребенка быстро увеличивается количество понимаемых слов. Так, до 11 месяцев прирост слов в месяц составляет от 5 до 12 слов, а в 12-й- 13-й месяцы этот прирост увеличивается до 20–45 новых слов. Это объясняется тем, что вместе с появлением у ребенка первых произносимых им слов развитие речи происходит в процессе собственно речевого общения. Теперь речь ребенка начинает побуждаться обращенными к нему словами.
В связи с начинающимся развитием собственно речевого общения, которое выделяется в самостоятельную форму общения, происходит переход к следующему этапу овладения ребенком речью - периоду первоначального овладения языком. Этот период начинается в конце первого или в начале второго года жизни. Вероятно, в основе этого периода лежит быстрое развитие и усложнение отношений ребенка с окружающим миром, что и создает у него настоятельную потребность о чем-то сказать, т. е. потребность в речевом общении становится одной из жизненных потребностей ребенка.
Первые слова ребенка отличаются своеобразием. Ребенок уже в состоянии указать или обозначить какой-либо предмет, но эти слова неотделимы от действия с данными предметами и отношения к ним. Ребенок не пользуется словом для обозначения абстрактных понятий. Звуковые подобия слов и отдельные членораздельные слова в данный период всегда связаны с деятельностью ребенка, манипуляцией предметами, с процессом общения. При этом одним и тем же словом ребенок может называть совершенно разные предметы. Например, слово «кики» у ребенка может означать и кошку, и меховую шубу.
Следующей особенностью данного периода является и то, что высказывания ребенка ограничиваются всего лишь одним словом, как правило существительным, выполняющим функцию целого предложения. Например, обращение к матери может означать и просьбу о помощи, и сообщение о том, что ребенку необходимо что-то сделать. Поэтому смысл произносимых ребенком слов зависит от конкретной ситуации и от сопровождающих эти слова жестов или действий ребенка. Значимость конкретной ситуации сохраняется и тогда, когда ребенок начинает произносить два-три слова, грамматически еще не сопоставимые друг с другом, поскольку речь на данном этапе развития грамматически не дифференцирована. Эти особенности речи ребенка внутренне связаны с тем, что его мышление, в единстве с которым формируется речь, еще имеет характер наглядных, действенных интеллектуальных операций. Обобщенные представления, возникающие в процессе интеллектуальной деятельности ребенка, уже оформляются и закрепляются в его сознании с помощью слов языка, которые сами включаются в мышление на данном этапе только в наглядном, практическом процессе.
Не является достаточно развитой на данном этапе и фонетическая сторона речи. Дети часто выпускают в словах отдельные звуки и даже целые слоги, например «Эня» вместо «Женя». Нередко в словах ребенок переставляет звуки или замещает одни звуки другими, например «фофо» вместо «хорошо».
Следует отметить, что рассматриваемый период развития речи у ребенка может быть условно разделен на несколько стадий. Описанные выше особенности относятся к первой стадии - стадии «слова-предложения ». Вторая стадия начинается со второго полугодия второго года жизни ребенка. Эта стадия может быть охарактеризована как стадия двух-трехсловных предложений , или как стадия морфологической расчлененности речи . С переходом к данной стадии начинается быстрый рост активного словаря ребенка, который к двум годам достигает 250–300 слов, имеющих устойчивое и четкое значение.
На данной стадии возникает умение самостоятельно употреблять ряд морфологических элементов в свойственном им в языке значении. Например, ребенок начинает более грамотно использовать число в именах существительных, категории уменьшительности и категории повелительности, падежи существительных, времена и лица глаголов. К этому возрасту ребенок овладевает почти всей системой звуков языка. Исключение составляют плавные р и л , свистящие с и з и шипящие ж и ш .
Увеличение темпов овладения языком на данной стадий может быть объяснено тем, что в своей речи ребенок пробует выразить не только то, что с ним происходит в данную минуту, но и то, что с ним было раньше, т. е. что не связано с наглядностью и действенностью конкретной ситуации. Можно предположить, что развитие мышления обусловило необходимость более точного выражения сформированных понятий, что толкает ребенка к овладению точными значениями слов языка, его морфологией и синтаксисом, к совершенствованию фонетики речи.
Освобождение речи ребенка от опоры на воспринимаемую ситуацию, на жест или на действие символизирует начало нового периода речевого развития - периода развития языка ребенка в процессе речевой практики . Этот период начинается примерно с двух с половиной лет и завершается к шести годам. Главной особенностью данного периода является то, что речь ребенка в эту пору развивается в процессе речевого общения, отвлеченно от конкретной ситуации, что определяет необходимость развития и совершенствования более сложных языковых форм. Более того, речь для ребенка начинает иметь особое значение. Так, взрослые, читая ребенку небольшие рассказы и сказки, предоставляют ему новую информацию. В результате речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно, вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий. Он сам начинает рассказывать, иногда фантазируя и очень часто отвлекаясь от наличной ситуации. С полным основанием можно полагать, что на данном этапе речевое общение становится одним из основных источников развития мышления. Если на рассмотренных выше этапах отмечалась доминирующая роль мышления для развития речи, то на данном этапе речь начинает выступать в качестве одного из основных источников развития мышления, которое, развиваясь, формирует предпосылки для совершенствования речевых возможностей ребенка. Он должен не только усвоить множество слов и словосочетаний, но и научиться грамматически правильному построению речи.
Однако на данном этапе ребенок не задумывается о морфологии или синтаксисе языка. Его успехи в овладении языком связаны с практическими обобщениями языковых фактов. Эти практические обобщения не являются сознательными грамматическими понятиями, поскольку они представляют собой «построение по образцу», т. е. основаны на воспроизведении ребенком уже известных ему слов. Основным источником новых слов для него являются взрослые. В своей речи ребенок начинает активно использовать слова, услышанные от взрослых, даже не понимая их смысла. Например, достаточно часто отмечаются случаи, когда ребенок использует в своей речи бранные и даже нецензурные слова, случайно им услышанные. Чаще всего своеобразие лексики ребенка определяется словами, которые являются наиболее употребительными среди его ближайшего окружения, т.е. его семьи.
Вместе с тем речь ребенка не является простым подражанием. Ребенок проявляет творчество в формировании новых слов. Например, желая сказать «совсем маленький жираф», ребенок, точно так же как взрослые строят неологизмы, говорит по аналогии «жирафленочек».
Следует отметить, что для данного этапа развития речи ребенка, так же как и для предыдущего этапа, характерно наличие нескольких стадий. Вторая стадия начинается в возрасте четырех-пяти лет. Эта стадия характеризуется тем, что развитие речи теперь тесно связано с формированием у детей рассуждающего логического мышления. Ребенок переходит от простых предложений, в большинстве случаев еще не связанных друг с другом, к сложноподчиненным предложениям. В формируемых ребенком фразах начинают дифференцироваться главные, придаточные и вводные предложения. Оформляются причинные («потому что»), целевые («чтобы»), следственные («если») и прочие связи.
К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику языка. Их активный словарь составляет две-три тысячи слов. Но с семантической стороны их речь остается относительно бедной: значения слов недостаточно точны, иногда слишком сужены или слишком широки. Другая существенная особенность данного периода состоит в том, что дети с трудом могут сделать речь предметом своего анализа. Например, дети, хорошо владеющие звуковым составом языка, до начала обучения чтению с огромным трудом справляются с задачей произвольного разложения слова на звуковые компоненты. Более того, исследования А. Р. Лурии показали, что ребенок испытывает значительные трудности даже при определении смыслового значения близких по звучанию слов и словосочетаний («сын учителя» - «учитель сына»).
Обе эти особенности преодолеваются лишь в ходе следующего этапа развития речи - этапа развития речи в связи с изучением языка . Этот этап речевого развития начинается в конце дошкольного возраста, по его наиболее существенные черты отчетливо проявляются при изучении родного языка в школе. Под влиянием обучения происходят огромные сдвиги. Если прежде, на ранних ступенях развития речи, ребенок овладевал языком практически, в процессе непосредственного речевого общения, то при обучении в школе язык становится для ребенка предметом специального изучения. В процессе обучения ребенок должен овладеть более сложными видами речи: письменной речью, монологической речью, приемами художественной литературной речи.
Первоначально речь ребенка, приходящего в школу, во многом сохраняет особенности предшествующего периода развития. Существует большое расхождение между количеством слов, которые ребенок понимает (пассивный словарь), и количеством слов, которыми он пользуется (активный словарь). Кроме этого сохраняется и недостаточная точность значений слов. В последующем наблюдается существенное развитие речи ребенка.
Обучение в школе языку в наибольшей степени сказывается на развитии осознанности и управляемости речи ребенка. Это выражается в том, что ребенок, во-первых, приобретает способность самостоятельно анализировать и обобщать звуки речи, без чего невозможно овладение грамотой. Во-вторых, ребенок переходит от практических обобщений грамматических форм языка к сознательным обобщениям и грамматическим понятиям.
Развитие осознания ребенком языка, происходящее в процессе обучения грамматике, является важным условием формирования более сложных видов речи. Так, в связи с необходимостью дать связное описание, последовательный пересказ, устное сочинение и др. у ребенка формируется развернутая монологическая речь, которая требует более сложных и более осознанных грамматических форм, чем формы, которые ребенок использовал прежде в диалогической речи.
Особое место на данном этапе развития речи занимает письменная речь, которая первоначально отстает от устной, но затем становится доминирующей. Это происходит потому, что письменная речь обладает рядом преимуществ. Фиксируя на бумаге речевой процесс, письменная речь позволяет вносить в него изменения, возвращаться к ранее высказанному и т.д. Это придает ей исключительное значение для формирования правильной, высокоразвитой речи.
Таким образом, под влиянием школьного обучения речь ребенка получает дальнейшее развитие. Следует отметить, что помимо четырех указанных этапов можно было бы назвать еще один - пятый этап развития речи, который связан с совершенствованием речи после завершения школьного периода. Однако этот этап является уже строго индивидуальным и характерен не для всех людей. У большей части развитие речи завершается с завершением школьных занятий и последующее увеличение словарного запаса и других возможностей речи происходит крайне незначительно.
Основные понятия и ключевые слова : язык, лексический состав, фонетический состав, контекст, речь, эмоционально-выразительная сторона речи, комплексная кинетическая речь, голосовой аппарат, речевые центры, сенсорная афазия, центр Вернике, моторная афазия, центр Брока, виды речи, формы речи, функции речи, развитие речи.
Как развивается речь ребенка до 3 лет, какие физические и психологические процессы происходят в этот период, как помочь малышу в развитии речи.
Раннее детство и развитие речи
Ранний возраст (от рождения до 3 лет) - особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!
Удивим ли мы вас, если скажем, что речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения? А это именно так. Давайте выясним, а что, собственно, влияет на становление речи у малыша.
Какие факторы влияют на развитие речи
- Биологические: наследственность; правильное строение и функционирование центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха и речи; здоровая беременность и благополучные роды; здоровое физическое и психическое развитие после рождения.
- Социальные: полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, благоприятная развивающая среда.
Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет
Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Давайте взглянем, как протекает речевое развитие детей раннего возраста на протяжении первых 3 лет жизни ребенка.
Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет
- 0 – 2 месяца. Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал.
- 2 – 3 месяца. Гуление. На смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями.
- 3 – 6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него.
- 6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат.
- 7 – 9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба».
- 9 – 11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет».
- 11 – 13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». 12 месяцев. Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»). Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками.
Редкий родитель может знать, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка. Поэтому для профилактики обязательно посещайте детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.
- 18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге. 2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам.
- 3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.
Кто быстрее: мальчики или девочки
Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш.
И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу?
В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны».
- «Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.
- «Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы ребенка. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 – 3 годам, нужно обратиться к специалисту.
По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».
Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников.
Игры с ребенком способствуют развитию речи. Стимулируйте его больше двигаться, и малыш с удовольствием подхватит игру.
Как помочь развитию речи детей раннего возраста
Что же мы, родители, можем делать с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом?
Напомним вам, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной. Поэтому ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов. Поговорим об этом.
- Осязание. Чувство № 1 в первое время. Теплые мамины руки, ее ласковые прикосновения, поглаживания, массаж, гимнастика, игрушки разных форм и фактур, пальчиковые игры - чем больше всего этого, тем лучше. Знание о самом себе, своем теле и его ощущениях формируется благодаря контактам с окружающей средой, поэтому максимально разнообразьте тактильные ощущения ребенка. Вода разной температуры (осторожно!), мягкий тканевый и резиновый мячики, пластмассовая погремушка и деревянный кубик, пальчиковые краски на палитре, песок в детской песочнице, фасолинки в банке и т. д. - мир так богат для тренировки чувства осязания!
- Слух. Давайте малышу как можно больше информации, которую он может воспринимать на слух: звуки музыки, природы, бытовых приборов в доме, шум улицы из окна и, конечно, звуки родной речи. Разговаривайте с крохой всегда и обо всем. У мамы это получается само собой, ведь речью сопровождаются любые ее действия: она озвучивает пеленание, кормление, купание, укладывание. Она называет предметы, окружающие ребенка, указывая на них. Когда малыш начинает гулить, мама «поддерживает разговор»: отзывается на звуки, которые издает кроха, повторяет их и знакомит его с взрослой речью, которой малыш по мере взросления будет пытаться подражать.
- Зрение. Мы заинтересовываем малыша окружающими его предметами, чтобы он научился фокусировать зрение и удерживать свое внимание на значимых объектах. Чтобы помочь ребенку концентрировать внимание, можно подвесить над кроваткой яркие цветные предметы (например, воздушные шары, пушистые помпоны - они достаточно легкие и непременно привлекут внимание). Некоторые модели мобилей укомплектовываются съемными игрушками - это помогает взрослым обеспечивать ребенку богатое стимулами пространство и разнообразить его. Это для самых маленьких. Позже арсенал предметов окружающей действительности может пополняться бесконечно и за счет игрушек в доме, и за счет тех визуальных впечатлений, которые малыш будет получать, оказываясь вне дома: на городской улице, на речке, в лесу, в зоопарке.
- Вкус. Мамино молоко, вода, чаи, соки, протертая и твердая пища - какое разнообразие консистенций и вкусов! Знакомьте малыша с ними, постепенно расширяя ассортимент продуктов, которые вы вводите в детское питание. Чем раньше ребенок познакомится с основными вкусами, тем менее привередлив в еде он будет позже.
Когда наступает время первого прикорма, например из линии «Агуша Первая ложка», важно называть продукты, которые мама предлагает малышу. Творог, кефир, сок, фруктовое пюре - это возможность знакомить малыша с названиями фруктов, овощей, рассказывать о животных. Например, о корове, которая дает молоко, говорит «му» и пасется на лугу.
- Обоняние. Знакомство с запахами не только обогащает восприятие общей картины мира, но и создает у малыша определенное настроение, ассоциации и впоследствии - приятные воспоминания. Запах свежеиспеченного хлеба и бабушкиного варенья, осенней листвы и весеннего таяния снега, грибов и полевых цветов - сколько воспоминаний за каждым из них! Не забывайте про эту сторону восприятия, узнавайте запахи вместе с ребенком, учите его различать их и сравнивать - вдруг у вас растет будущий парфюмер?
- Крупная моторика (движения крупных мышц: корпус тела, руки, ноги). Важно мотивировать малыша активно двигаться начиная с первых недель жизни. Если вы считаете, что ребенка надо пеленать, не забывайте выделять достаточное количество времени, чтобы малыш мог свободно махать ножками и ручками. Когда кроха подрастет, создайте безопасное пространство для свободного движения в доме.
- Мелкая моторика (тонкие движения кистей рук и пальцев). О том, что мелкая моторика и речь связаны, не слышал разве только новорожденный. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи. И не забываем о развитии навыков самообслуживания с раннего детства: чашка, зубная щетка, столовые приборы, пуговицы на одежде, молнии и шнурки на ботинках - отличные тренажеры!
Речь - это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями. Поговорим об этих занятиях и об упражнениях, которые нужно включить в ежедневную «речевую зарядку» ребенка.
Как правильно формировать речь
- Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их.
- Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете. Разговаривайте с ним в течение всего дня.
- Читайте яркие разноцветные книжки каждый день.
- Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки.
- Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов.
- Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях.
- Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.).
- Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова.
- «Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события.
- Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним.
- Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует.
- Ставьте малышу детские песенки и сказки.
- Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной.
- Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами.
- Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями. Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» - мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» - он отвечает: «Гав-гав», - мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака».
- Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие.
- Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», - «Таня хочет еще апельсинового сока».
- Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» - «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»).
- Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться.
- Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку».
- Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!
- Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь.
- Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну.
- Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами.
- Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете.
- Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам.
- Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
- Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
- Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы.
- И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.
Важно, чтобы у мамы (или другого заботящегося о малыше взрослого), несмотря на загруженность, сохранялся позитивный настрой на жизнь и общение. Поэтому берегите себя, мамы, старайтесь выкраивать минуты отдыха и переключаться на встречи с друзьями, любимые книги, походы в театр. Это нужно не только вам, но и вашему малышу!
На что обратить внимание
График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок.
Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:
- К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением;
- К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;
- К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;
- К 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
- К концу 9-го месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
- К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
- К 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
- К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
- К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 6 осмысленных слов;
- К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких на фотографиях;
- В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фамилию; говорит так, что его не понимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова.
Логопедические занятия по развитию речи у детей
Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром - при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели.
Что может сделать логопед. Логопед - это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребенок не выговаривает всего пару букв. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт.
Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае. Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях.
Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребенка.
Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития. Задача родителей в период младенчества и раннего детства - обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением.
Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное - помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.
Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!
Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка?
Часто ребенка излишне опекают и берегут, стараются предугадать его желания - конечно, из любви к нему. Но тогда у малыша не формируется стремление трудиться самостоятельно, он не учится выражать свои мысли с помощью речи, и многие процессы в его развитии могут тормозиться.
Понять ребенка буквально с полувзгляда близким помогает интуиция и любовь. Но общение с малознакомыми людьми в непривычных условиях будет для него затруднительным, а в худшем случае - остро дискомфортным. Чтобы этого не произошло, по мере взросления нужно чаще вступать в разговор все с новыми и новыми собеседниками, и тогда ребенок просто будет вынужден совершенствовать навыки понимания речи.
Некоторые родители занижают, а другие - завышают требования к речи малыша. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания угадываются и сразу исполняются, во втором - постоянно пристают: «Скажи!», «Повтори!». Иногда в одной семье используется сразу два крайних подхода: например, папа требует, а бабушка опекает. Это очень неблагоприятно сказывается на речевом развитии ребенка.
Старайтесь исключить сюсюканье, «детский лепет», постоянные звукоподражания в общении с малышом. Речь родителя - образец для ребенка.
Родители могут говорить очень быстро или, наоборот, чересчур медленно, без пауз и различных интонаций, монотонно. Важно использовать все богатство и разнообразие языка при развитии речи ребенка.
Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития малыша. Избегайте переутомления от речевых занятий, заучивания стихов.
Когда нужно обратиться к логопеду
Следует обратиться к логопеду, если:
До 2,5 лет у ребенка не появилась речь или словарь малыша составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист-логопед умеет не только корректировать звукопроизношение, но и стимулировать появление речи у неговорящих детей;
Ребенок в 1,5 – 2,5 года не произносит нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своем» языке, причем много и активно (не нужно дожидаться 3 лет - идите к логопеду прямо сейчас);
Ребенок 4 – 5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»;
Ребенок 3 лет и старше искажает слоговую структуру слова, пропускает, переставляет слоги, добавляет новые: «пувица» - «пуговица», «гебимот» - «бегемот», «пепитан» - «капитан»;
Ребенку больше 6 лет и он не произносит какие-либо звуки родного языка. В это время фонетическая система полностью сформирована, и малыш должен говорить правильно;
Ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (появились речевые запинки).
Также стоит быть внимательнее, если малыш изучает сразу несколько иностранных языков: иногда в таких случаях у него может развиться дисграфия - нарушение овладения письменной речью. Чтобы не было отклонений, нужно заниматься с малышом, как только он познакомится с буквами - обычно это умение приходит в 4 – 6 лет.
Как создать правильную среду для развития речи?
С ребенком нужно постоянно беседовать, проговаривая ситуации: одевание, раздевание, умывание, купание, еда, прогулка и подготовка ко сну. Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении и просмотре мультфильмов.
Примеры проговаривания ситуаций
1) Умывание. «Давай с тобой умоемся, включи воду. Нет, сделай воду теплее. Вот мыло. Бери его и намыливай ручки. Клади мыло в мыльницу. Три руки хорошо, а теперь смоем мыло. Подставляй ручки под воду. Теперь давай умоем лицо. Закрывай кран. Молодец. А где полотенце? Бери его и вытирай лицо и руки. Какой ты стал чистенький, умница!»
2) Сборы на прогулку, когда все вещи уже подготовлены. «Сейчас мы пойдем гулять. Где твои штанишки? Вот они. Давай наденем штаны, вот так: сначала на одну ногу, потом на другую. Теперь надо застегнуть их на пуговицу, где она, покажи. Правильно. Неси кофту. Что на ней нарисовано? Уточка, правильно. А это что на кофте? Карман, молодец». И так далее.
3) На прогулке. «Ничего себе, смотри, какая погода. Дождик идет, ты правильно сказал. Как хорошо, что ты надел сапожки. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Какая большая лужа! А что это под деревом? Листики упали, и веточки тоже упали. А какого цвета листики? Красного и желтого. Много листьев. Покажи, как много листьев».
Ребенок слышит речь взрослого и узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для него ситуацию, значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании малыша.
Анна Андреевна Притворова, логопед
Наступает новый период в развитии речи ребёнка: «слова-фразы».
В возрасте 15-18-ти месяцев наступает новый период в развитии речи ребёнка: «слова-фразы» . Он знает уже некоторое количество слов, но еще не умеет их соединить так, чтобы получилось целое предложение.
Вот и получается, что каждое слово приобретает сложный смысл, указывающий на определённое желание, просьбу¸ требование или жалобу. Малыш говорит «фебе» с особенной интонацией, и только заботливая мама прекрасно понимает, что эти два слога означают «Мамочка, дай мне хлеба!»
Словарный запас расширяется
Если к полуторагодовалому возрасту ребёнок знает 15–20 слов, то к двум годам его лексикон расширяется приблизительно до 50-60-ти слов.
В этот же период он начинает складывать слова в первые короткие предложения: «Мама ушла», «Идем гулять», «Это кукла Маши». Маша, в данном случае, имя владелицы куклы, которая именно таким образом её называет.
Все дети в этом возрасте говорят о себе в третьем лице, поскольку осознание собственного «Я» ещё не сформировано: «Малыш», «Он», «Саша», то есть, так, как их называют окружающие.
Трудности коммуникации
Бывает, что у 18-20-ти месячного ребёнка внезапно происходят вспышки гнева, истерики, когда он произносит непонятные взрослым слова. У этих припадков ярости есть объяснение: малыш хочет что-то до вас донести, но у него не получается, не хватает слов.
У 1, 5-2-х летних детей наблюдается большой разрыв между тем, что малыш уже понимает и тем, что способен выразить при помощи речи. Часто такой разрыв становится ещё больше, поскольку дети не желают разговаривать. Они попросту молчат до определённого момента.
О таких детках родители обычно говорят: «Всё понимает, но сказать не может», и это действительно так. Вербальные возможности малыша ещё очень ограниченны, зато при необходимости он всегда найдёт иные средства, чтобы заставить взрослых понять себя.
Как развить речь?
С двухлетним ребёнком нужно проводить занятия по развитию активной речи. Конечно, это должно происходить в игровой форме.
- показывайте малышу различные предметы, чётко произнося их название;
- показывайте простые действия, называя их - так малыш узнает новые глаголы;
- показывайте иллюстрации с изображением разных предметов и действий;
- учите с ребёнком короткие стишки, народные потешки, пересказывайте их вместе;
- малыши очень любят скороговорки. Выучите самые интересные и доступные из них и упражняйтесь вместе с крохой;
- играйте в развивающие игры-задания: найди, принеси, спрячь.
Не забывайте о том, что, произнося слово-название, нужно проговаривать его медленно, выразительно, с паузами, соответствующими жестами, многократно.
Ваша задача - обеспечить правильное и, желательно, быстрое восприятие малышом речи окружающих.
Для полноценного развития речи недостаточно говорить с малышом о том, что он видит в данный момент. Нужно побуждать его вспомнить то, что он видел недавно. К примеру: «Помнишь ту собачку, которую мы видели на прогулке?» или «Какие ягодки мы собирали в саду?»
Подавайте пример правильной речи
Совершенствуйте пассивную речь ребёнка: обогащайте свой личный словарный запас, пользуйтесь всеми частями речи, говорите правильно, произносите каждый звук в словах чётко.
Расширять пользование речью - это значит, уметь правильно поставить вопрос и правильно на него ответить, уметь передать словами свои впечатления, эмоции.
Воспитывать в ребёнке навыки культурной речи - это означает говорить не спеша, негромко, не жестикулируя и не слишком артикулируя.
Тренировка голосового аппарата
Иногда малышу очень трудно воспроизвести отдельные звуки. Он присматривается к тому, как это делаете вы, старается, но это получается не сразу (особенно, если дело касается труднопроизносимых звуков).
- чаще побуждайте ребёнка к чтению стихов, разговору;
- показывайте предметы, в названиях которых встречаются «р», «ш», «ж» и другие труднопроизносимые звуки;
- прослушивайте вместе детские диски и видеодиски с записями стихов, песен в исполнении профессиональных актёров и певцов;
- важным аспектом в формировании речи является умение различать звуки, которое появляется не сразу, проходя несколько этапов формирования. К примеру, двухлетние дети не различают слова «мак» и «бак». Вообще все сходные по звучанию звуки они различают плохо: б-н, б-п, м-н, с-з.
Пальчиковые игры
Многие специалисты уверены, что на развитие речевых навыков детей большое влияние оказывает развитие рук, а особенно пальцев.
Таких игр - с веселыми песенками, стихами, инструментальным музыкальным сопровождением, существует очень много. Например, вот игра, которая не только способствует развитию мелкой моторики, но и учит малыша считать:
В маленьком домике пять этажей (гладим и массируем все пальчики по очереди)
Внизу живёт семейство ежей,
На втором этаже - семейство зайчат;
На третьем - семейка умных бельчат.
На четвёртом устроилась птица-синица,
На пятом - сова, очень важная птица.
Ну вот и пора нам обратно спуститься:
На 5-ом - сова, на 4-ом - синица,
Бельчатки на 3-ем, зайчатки - 2-ом,
На 1-ом ежи, мы к ним в гости идём.
Другие способы развития мелкой моторики - рисование пальчиковыми красками и лепка. Такие занятия развивают фантазию ребёнка, способности к творчеству и художественным способам самовыражения.
Позитивный настрой - главное условие занятий
И ещё одно важное условие: сохраняйте хорошее настроение во время игр и занятий с малышом. Хвалите кроху даже за самые незначительные успехи, никогда не принуждайте к тому, что ему не нравится и неинтересно.
И не сравнивайте его с другими детками, ведь каждый ребёнок начинает говорить в разное время. Кто-то переходит к предложениям уже к 18-ти месяцам¸ а есть молчуны, упорствующие до 3-х лет, а потом вдруг начинающие выдавать целые рассказы!
Просто занимайтесь, увеличивайте словарный запас малыша - это важно в любом случае.
Нравится
Перечень навыков и умений, которые осваивает ребенок в возрасте 1-3 лет, весьма обширен. Родителям предстоит помочь малышу научиться переворачиваться, ползать и ходить, держать ложку, манипулировать игрушками и, конечно, разговаривать.
Почему развитие навыков речи так важно для малыша?
Своевременное овладение речевыми навыками очень важно для развития ребенка в целом. Речь способствует совершенствованию мыслительной деятельности малыша, расширяет его возможности в познании мира, положительно влияет на психическое состояние ребенка, играет важную роль в регуляции поведения крохи.
Кроме того, в достаточном объеме развитая речь делает успешными акты коммуникации между ребенком и любым близким взрослым и уменьшает риск агрессивных реакций малыша на непонимание со стороны взрослых.
Многие родители полагают, что этот навык сформируется сам собой и никаких дополнительных усилий прилагать не нужно. Однако это мнение ошибочно. Развивать речь ребенка - задача мамы и папы, которые должны в первую очередь постоянно разговаривать с ним уже с младенческого возраста.
Кроме того, родителям важно постоянно инициировать коммуникативные ситуации. Если не заниматься с малышом родной речью, как минимум он заговорит довольно поздно, а в худшем случае можно упустить неврологические проблемы и задержку развития.
Какие стадии развития речи проходит ребенок с рождения?
От первых звуков до первых слов малыша путь не близкий и не легкий. Крохе вместе с родителями предстоит многое освоить. В речевом развитии ребенка можно выделить шесть основных вех:
Крик
Это средство коммуникации доступно малышу с рождения на рефлекторном уровне. Когда ребенок чувствует дискомфорт, вызванный голодом, болевыми ощущениями, мокрой пеленкой или еще чем-то, он кричит, выражая свое неудовольствие.
Со временем мама может заметить, что кроха может кричать не только по нужде, но и просто для того, чтоб позвать ее. Ребенок подает голос, затем делает паузу, ожидая, придет ли кто-то на его зов. Если же никто не спешит к малышу, он начинает кричать громче.
Причем крики младенца месяцев трех от роду уже различаются интонационно и по громкости, а значит и содержательно, так что наблюдательные родители уже могут понять по звучанию, что именно хочет сообщить малыш.
Гуление
Это следующая веха речевого развития. Звуки, произносимые малышом в этот период (приблизительно с 2-3 до 5-7 месяцев), разнообразны: это и гласные, и согласные, которые кроха будто бы пропевает: «ааа», «гыыы», «агу», «гуу».
Особенно активно ребенок гулит в присутствии близких, когда с ним играют или разговаривают.
Хорошо, если мама не постесняется повторять звуки, которые произносит малыш, ведь тогда он, пытаясь повторять за ней, освоит их еще лучше. Чем старше становится кроха, тем более длинную цепочку доступных его артикуляционному аппарату звуков он может прогулить.
Лепет
Следующая после гуления стадия развития речи малыша - лепетание. Теперь кроха пробует на вкус слоги: «ма», «ба», «па» и т. д. Вначале он произносит эти звукосочетания однократно, а запомнив, как это делать и что из этого получается, старается произнести несколько одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «ту-ту». Это ответственный шаг на пути к освоению слов.
Первые слова
первые слова ребенок обычно произносит в возрасте 11-12 месяцев. Активно продолжая лепетать, кроха может заметить, что из знакомых ему маленьких сочетаний звуков складываются более длинные, на которые к тому же очень радостно реагирует семья: «ма-ма», «па-па», «ба-ба».
На этом этапе речевого развития очень важно как можно активнее включиться взрослым, «накидывая» малышу множество коротких слов, смысл которых будет ему понятен. Хорошо запоминаются звукоподражания: «ав-ав», «бух», «бам», «ко-ко», «би-би» и другие.
Кроме того, полезно комментировать свои действия и действия малыша, больше читать вслух и тренировать мышцы щек и губ у ребенка при помощи разнообразных упражнений:
- артикуляционная гимнастика,
- игра на дудке и губной гармошке,
- выдуваний мыльных пузырей,
- даже сдувание парашютиков одуванчика.
Таким образом речевой аппарат крохи будет подготавливаться к следующему этапу - активному говорению.
Освоение более сложных слов и увеличение словарного запаса
Освоение слов взрослого лексикона - еще один шаг на пути к полноценной речи. Наступает период активнейшего расширения словарного запаса, и для развития речи крохи родителям важно употреблять в общении с ребенком слова разных частей речи:
- существительные,
- глаголы,
- прилагательные.
Кроха узнает все больше и больше разнообразных предметов и действий и начинает называть их своими именами, пусть даже иногда искаженными: «ляляка» (неваляшка), «ампка» (лампочка), «бабака» (собака).
Важно не ругать малыша, если ему не удается правильно произнести слово, а повторять его снова и снова в верном варианте. Постепенно кроха справится с артикуляционными премудростями и сможет говорить достаточно чисто, но сначала он попробует складывать несколько слов вместе.
Складывание слов во фразы
Соединение слов в короткие фразы, а затем в длинные, как правило, доступны ребенку ближе к двум годам. В этот период ребенок составляет простые фразы типа «ляля спит», «собака идет».
Если на предыдущих этапах речевого развития малыш слышал достаточно слов, обозначающих не только предметы, но и действия и основные признаки, ему будет легко соединить знакомые слова в понятные фразы, осмысливая разнообразные ситуации.
Как развивать речь малыша в домашних условиях?
Ребенок начинает выражать свои эмоции и желания уже с первых дней, в том числе с помощью вербальных средств. Поэтому и развивать речевые навыки следует как можно раньше. Конечно, это не означает, что через месяц ребенок будет рассказывать наизусть Барто, занятия будут иметь накопительный эффект.
С рождения до полугода
Итак, малыш поселяется в доме. Родители и кроха продолжают недавно начавшееся знакомство друг с другом, подыскивают удобный режим дня, привыкают к изменениям. Одно из таких изменений - комментирование своих действий.
Словесный контакт с ребенком
Конечно, ни один взрослый человек просто так в здравом уме этого делать не будет. Однако для родителей младенца это абсолютно нормально и даже необходимо: «Кто это у нас проснулся? Это Ксюшенька проснулась! Сейчас мы с Ксюшей будем умываться, вот так, сначала помоем правый глазик, теперь левый», и все в таком духе.
Обратите внимание, что уже с самого раннего возраста разговаривать с ребенком нужно хотя и ласково, но не коверкая слова, четко проговаривая их, не сюсюкая. Это даст малышу возможность запоминать лексические единицы в правильном виде.
Развивающие песенки и потешки
Прекрасно, если в арсенале мамы есть несколько стишков-потешек и песенок: ритмичные сочетания слов заинтересуют малыша, их звучание полезно для развития у ребенка речи, чувства ритма, слуха.
Очень хороший эффект показывает чтение потешек во время ежедневных ритуалов: массаж, купание, игры. Для каждого вида деятельности - свой стишок, своя лексическая группа, свои интонации. Со временем малыш будет узнавать и сами процедуры, и слова, которые им соответствуют.
Похвала и поддержка
Если вы заметили, что ребенок проявляет речевую инициативу, пытается произносить новые звуки, обязательно поддержите его в этом нелегком деле. Повторите звук сами, похвалите малыша, помогите крохе произнести новый звук еще раз.
Артикуляционная гимнастика
С началом гуления можно в форме игры выполнять с малышом артикуляционную гимнастику. Взрослый может надуть щеки, высунуть язык, облизать губы и побудить ребенка повторять за ним.
А если еще и улыбаться между скорчиванием рожиц, кроха поймет, что это действительно веселая игра, и захочет сам попробовать сделать так же смешно.
С 6 месяцев до года
Поддержание речевого диалога, игры
И в этот период не следует оставлять постоянное комментирование своих действий и действий малыша, а также повторение стишков во время ежедневных процедур. Также важно своевременно реагировать на все звуки и слоги, которые произносит ребенок, отвечая на них короткой фразой и формируя таким образом диалог.
Хороши для детей в этом возрасте известные игры «Сорока», «Ладушки» - и моторика, и координация, и речь развиваются сразу. Без игры в прятки с неизменным «ку-ку» тоже не обойтись.
Звукоподражание
Также можно начинать знакомить малыша с животными, предлагая ему по одной-две игрушки, рассказывая о той или иной зверюшке и произнося звук, который для нее характерен: «Катя, посмотри, какая киска. Киска красивая, беленькая. Киска говорит: «мяу-мяу!».
Важно каждый раз, показывая игрушку, проговаривать примерно одно и то же, пока ребенок не начнет узнавать ее и показывать по соответствующей просьбе («Покажи киску. Где же киска? Вот киска: «мяу-мяу»). Звукоподражания дети запоминают охотно и легко.
С года до двух лет
Если речевым развитием малыша родители занимаются тщательно, то в период с 15 до 18 месяцев должен произойти скачок, когда немалая часть заботливо формируемого взрослыми словарного запаса ребенка переходит из пассивного состояния в активное.
Иначе говоря, кроха начинает пользоваться словами, называя ими определенные предметы, действия, обозначая ситуации. Однако в ожидании этого момента, как и после него, важно не прекращать занятия, направленные на освоение речевого навыка.
Повторение звуков и слов
Продолжая взаимодействие с игрушками (вспомним нашу киску «мяу-мяу»), следует вводить новый в ситуацию новый элемент - побуждать ребенка проговаривать звук, который говорит животное.
Если малыш с первого раза не ответил на вопрос, взрослый делает это сам: «Как говорит киска? Киска говорит «мяу». Ксюша, скажи, как говорит киска?». Это способствует выведению слов из пассивного словаря в активный, помогает малышу начать использовать на практике знания.
Рассматривание книжек и стихов, их обсуждение
Это действительно целое поле для развития и речи, и других интеллектуальных способностей: можно и читать, и рассматривать изображения, обсуждать, называть предметы, цвета, искать на картинке что-либо и т. д.
Важно делать все это взрослому и ребенку вместе, и не единожды, а повторяя изо дня в день. Читать нужно обязательно с выражением, на разные голоса и с разной интонацией, как того требует текст. Монотонное чтение кроху не заинтересует, и занятие не принесет ни удовольствия, ни пользы.
Вербальное участие в диалоге со взрослыми
Необходимо запомнить: возраст от 1,5 до 2 лет уже предполагает участие ребенка в диалоге вербально. Если раньше достаточно было того, что на вопрос «Где?» кроха показывал искомый предмет, то сейчас вопросы и задания должны предполагать простой словесный ответ: «Что делает слоник?», «Как лает собачка?», «Кто пришел?», «Давай позовем папу. Как позовем папу?».
Договаривание стихов
После полутора лет ребенок способен справиться и с таким интересным и не слишком простым заданием, как договаривание стишков. Те стихи, которые вы уже изучили с малышом путем многократного повторения, уже наверняка хорошо впечатались ему в память.
При чтении попробуйте не договорить последнее слово строфы и попросите кроху закончить стишок, при этом можно беззвучно произнести слово, активно шевеля губами, чтоб ребенок понял, что от него хотят.
Подобное чтение стихотворений может стать одним из любимых ваших совместных занятий. Со временем можно будет побуждать малыша договаривать слово в каждой строке, а вскоре кроха удивит взрослых и целиком рассказанным стишком.
Расширение словарного запаса, построение фраз
Как и в предыдущие периоды, взрослым важно комментировать всё и вся - дома, на прогулке, во время игры, продолжая развивать словарный запас ребенка и давать ему пример правильного построения фраз.
Это даст крохе возможность к 20 месяцам строить фразы из 2-3 слов. А чтобы речевые возможности ребенка воплощались на практике, не забывайте создавать такие ситуации, в которых умения маленького человечка проявятся. Иначе говоря - задавайте вопросы, на которые ребенок в 2 года в состоянии ответить.
С 2 до 3 лет
В этот период речевое развитие ребенка идет в трех направлениях:
- Продолжает увеличиваться словарный и понятийный запас.
- Проявляются попытки строить более сложные фразы (из двух частей: «Мишка спит, а зайка гуляет», с подчинительными союзами «потому что», «когда» и другими).
- «Чистится» звучание речи: выправляются шипящие, свистящие звуки, невыговариваемая «р» и прочие недочеты (для этого хорошо подходят скороговорки).
Вопрос-ответ
Практически беспрерывное комментирование можно заменить ответами на вопросы малыша. Скорее всего, их будет довольно много, поэтому молчать родителям по-прежнему не придется. Главное - отвечать доступным для ребенка языком и без перегрузки лишней информацией.
Игрушечные спектакли и постановки
В этом возрасте малышам будет интересно поучаствовать в игрушечном спектакле. Можно разыграть небольшую ситуацию, героями которой будут любимые персонажи ребенка.
Иными словами, это уже сюжетная игра, предполагающая и реальную, и речевую ситуацию. К примеру, можно предложить покормить кукол обедом, комментируя «Давай расставим посудку. Кому чашку? А эту? Какого цвета кружечка? Кто будет кушать?»
Такая игра будет развивать мыслительные способности ребенка и побуждать его использовать соответствующие ситуации слова.
Специальные упражнения и приемы для развития речевой активности детей
Разумеется, все детки разные и не все они как по команде начинают произносить первые слова к году, а фразы строить чуть старше полутора.
В силах родителей помогать малышам развивать речь, и, помимо описанных выше общих правил есть также специальные приемы, провоцирующие ребенка на участие в диалоге тем или иным способом:
Искусственное непонимание (провокация)
Если ребенок уже в том возрасте, когда он может назвать игрушки, но не делает этого по каким-либо личным «убеждениям» и лишь командным писком велит маме дать ту или иную вещь, мама может притвориться, что не понимает: «Я не могу понять, что ты хочешь? Машинку? Куклу? Мяч?»
Как правило, дети легко поддаются этой уловке и либо в конце концов называют желанный предмет, либо хотя бы утвердительно реагируют на какое-либо слово в процессе перечисления.
Ситуация выбора
Собираясь на прогулку или усаживая вашего малыша обедать, интересуйтесь: «Наденешь белую кофточку или красную?», «Что будем пить, сок или молочко?», побуждая кроху обдумывать ответ и выражать его в словесной форме.
Игры для развития моторики
Игры с природным материалом и любым другим, способствующим развитию мелкой моторики, тоже развивают речевые навыки у детей. Ряд специалистов утверждает, что подобные занятия напрямую влияют на улучшение их способностей.
Побуждение к иному способу выражения мысли
Не стоит увлекаться лишь одной стороной развития, то есть речью. Ребенку должны быть доступны различные способы восприятия окружающего мира и выражения своих мыслей по этому поводу.
Жесты и мимика, рисование и аппликация, конструирование - все это позволяет малышу выразить свое представление о том или ином событии, предмете, явлении, развивая в то же время его сенсорные способности. А уж словом сопроводить действие получится без труда.
Развитие речи у ребенка раннего возраста - дело непростое. Однако, если правильно организовать занятия, постепенно они крепко войдут в жизнь семьи и будут казаться неотъемлемой частью повседневных дел и уж тем более не будут доставлять дискомфорт.
Помните, что если малыш в плохом настроении или не хочет прямо сейчас посвятить время развитию речи, настаивать не стоит. Ну а если кроха готов к активному познанию мира через речь - говорите, пойте, читайте вместе с ним, повторяйте столько раз, сколько попросит, и вскоре услышите первые стихи в исполнении вашего двух-трехлетки.
Замечание 1
Занимаясь исследованием психического развития детей, Штерн проводил систематическое наблюдение за формированием речи. В этом процессе он выделил несколько периодов, подчеркивая при этом, что наиболее важным из них является тот, который связан с открытием значения слова. В развитии речи у детей, ученый выделил пять основных этапов и детально их описал. Кроме этого им были выделены основные тенденции, определяющие это развитие, главными из которых он считает переход от пассивной к активной речи и от слова к предложению.
В свою очередь, А.Н. Леонтьев в становлении речи детей, выделяет четыре этапа:
- 1,5 года ребенок знает 10-15 слов;
- Конец 2-го года – в его запасе уже 300 слов;
- В 3 года ребенок знает около 1000 слов.
Дошкольный этап. На этом этапе от 3-7 лет большинство детей имеют неправильное звукопроизношение. Это дефекты произношения шипящих, свистящих, сонорных звуков р и л. В это время развивается навык слухового контроля за собственным произношением, т.е. формируется фонематическое восприятие. Продолжает увеличиваться словарный запас и к 6-ти годам он достигает уже 4000 слов.
В 4 года в речи ребенка есть простые и сложные предложения, а в 5 лет высказывания детей напоминают короткий рассказ. Без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки из 40-50 предложений. В дошкольный период постепенно формируется отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры, т.е. контекстная речь;
Школьный четвертый этап. Это этап сознательного усвоения речи, охватывающий возраст от 7-17 лет. Идет освоение нового вида речи – письменной, которой принадлежит ведущая роль. На школьном этапе происходит целенаправленная перестройка речи ребенка – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.
Подготовительный первый этап . Он охватывает возраст от рождения до одного года. В первые моменты с рождения у ребенка появляются голосовые реакции – крик и плач, еще очень далекие от звуков речи человека. Эти голосовые реакции способствуют развитию дыхательного, голосового, артикуляционного отделов речевого аппарата. Примерно через две недели ребенок уже реагирует на голос говорящего, он перестает плакать и прислушивается. В конце первого месяца жизни его можно успокоить колыбельной песней. Малыш поворачивает головку в сторону речевого звука и реагирует на интонацию голоса.
К концу 3-го месяца он уже лепечет, а с 5-ти месяцев, видя артикуляционные движения губ взрослых пытается подражать. В полгода путем подражания произносит отдельные слоги и в дальнейшем постепенно перенимает все элементы звучащей речи. Со второго полугодия дети начинают воспринимать определенные звукосочетания, которые связывают с предметами или действиями – тик-так, дай-дай и др. В 9 месяцев ребенок повторяет за взрослым разнообразные сочетания звуков, а в 11 месяцев реагирует на самые слова. Условия, в которых формируется речь ребенка, имеют очень большое значение.
Предшкольный этап. С первыми словами ребенка заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. Он охватывает возраст от 1-3-х лет – появляется внимание к артикуляции окружающих, ребенок много повторяет слов за говорящими и сам произносит слова, часто путая звуки, переставляя их местами, искажая.
На протяжении предшкольного периода у ребенка идет бурное развитие словарного запаса. Распространенные данные об этом развитии:
Этапы становления речи детей не имеют строгих и четких границ, каждый предыдущий плавно переходит в последующий.
Условия развития речи ребенка
Для своевременного и правильного процесса речевого развития детей, необходимы определенные условия:
- Психическое и соматическое здоровье ребенка;
- Нормальные умственные способности;
- Нормальный слух и зрение;
- Достаточная психическая активность;
- Потребность в речевом общении;
- Наличие полноценного речевого окружения.
Замечание 2
Своевременное и правильное речевое развитие дают ему возможность расширять запас знаний и представлений об окружающем, усваивать новые понятия, развивать мышление. Основная ответственность за речевое развитие ложится на родителей ребенка.
Приемы речевого развития
Разговор с первых дней жизни ребенка. Это первое и очень важное условие развития речи малыша. Любое общение с ребенком должно сопровождаться речью. Большое значение в этот период имеет речь мамы, которая воспринимается как особенно действенная.
Ребенку, для успешного развития речи, важно не только слышать взрослого, но и видеть его лицо, с которого они как бы считывают речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова.
- Рассказывание. Этот прием развития речи очень нравится детям. Использовать надо доступные для понимания сказки, стихи, которые для лучшего восприятия рекомендуется читать наизусть. Рассказчик и ребенок должны видеть лицо друг друга;
- Рассматривание картинок. Это очень хороший прием для развития речи. Речь при рассматривании картинок делается более наглядной и доступной для понимания;
- Игра. Она относится к одному из лучших средств развития речи и мышления детей. Доставляя ребенку удовольствие и радость, игра стимулирует активное восприятие речи и самостоятельную речевую активность;
- Обыгрывание игрушек. Прием помогает развитию речи и мышления маленьких детей. Ребенку дают игрушки для самостоятельной игры и показывают, как в них играть. Подобные игры, сопровождаемые речью превращаются в маленькие спектакли, не только занимающие ребенка, но и много дающие для его развития;
- Декламация и пение. Интересный способ развития детской речи, особенно если сопровождается музыкой. Ребенок успешно запоминает стихи и песенки, а потом сам декламирует и поет;
- Чтение книг – прекрасный способ развития речи и мышления детей, который им очень нравится. Подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, как бы читать её. Понравившуюся книжку дети запоминают наизусть;
- Ознакомление с окружающим миром , безусловно, способствует развитию речи и мышления детей. Малышам надо не только показывать, но и рассказывать о том, что их окружает, вести с ними беседу о том, что они увидели;
- Развитие мелкой моторики . Это важный фактор развития речи, формирование которой начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Электрофизиологические исследования установили, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Был разработан метод для определения уровня развития речи маленьких детей. Если ребенок мог изолированно показать сначала один пальчик, потом второй – это говорящие дети. Пока движения пальцев не будут свободными, развитие речи и мышления затруднительны. Если у ребенка уровень развития мелкой моторики высокий, он умеет логически рассуждать, имеет хорошо развитую память, внимание, связную речь;
- Правильная постановка дыхания. Звуки речи образуются при известном положении артикуляционных органов, через которые должна проходить струя воздуха, идущая из легких. Воздух предназначен для дыхания, значит, ребенок должен научиться одновременно, дышать и говорить. Это непросто сделать маленькому ребенку и на помощь должен прийти человек с профессиональными знаниями.
Замечание 3
Названные методы и приемы должны быть обязательными для выполнения их родителями, потому что они обеспечивают разносторонние условия развития речи на всех этапах взросления ребенка.