Развивающие игры своими руками 4 5 лет. Математические игрушки своими руками: конкурсные работы
Развивающие игрушки для детей 5-6 лет. Шаблоны. Мастер-класс с пошаговыми фото
«А что внутри?» изготовление забавной развивающей игрушки из прищепки и цветного картона, мастер-класс с шаблонами
Горбунова Елена Валерьевна, старший воспитатель МДОУ д/с №5 «Звездочка», г. Фурманов.Описание: мастер-класс предназначен для воспитателей, педагогов дополнительного образования и просто творческих людей, можно использовать в работе с детьми от 5-6 лет и старше.
Сама же готовая игрушка может быть использована с детьми младшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики малышей и в период адаптации к детскому саду, для снятия эмоционального напряжения.
Игры с прищепками полезны и детям старшего дошкольного возраста, так как в них ребенок задействует большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме. При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с движением по удержанию ручки, и прилагается аналогичное усилие.
Цель: изготовление забавной развивающей игрушки из цветного картона и прищепки.
Задачи:
- продолжать учить вырезать детали по шаблонам;
- составлять изображения предмета из отдельных частей
- развивать воображение, фантазию, творчество;
- воспитывать усидчивость и аккуратность во время выполнения работы;
- воспитывать желание сделать игрушку своими руками для малышей.
Материалы и инструменты: цветной картон, клей, ножницы, прищепки, шаблоны.
Ход:
Воспитатель: Ребята, совсем скоро в наш детский сад придут малыши. Им очень трудно будет оставаться без мамы целый день. Маленькие, несамостоятельные, переживают, плачут, теряют сон и аппетит.
Послушайте отрывок стихотворения Татьяны Шапиро:
– Не хочу в детский сад! –
Плачет громко Вова.
– Не хочу в детский сад! –
Плачет громко снова.
– Не хочу в детский сад! –
Громко он рыдает.
Всё равно его тут
Мама оставляет.
Хотите помочь малышам?
Чтобы отвлечь малышей, необходимо переключить их внимание на деятельность, которая приносит им радость. Вы любите играть? И малыши тоже очень любят играть.
Когда они привыкнут к детскому саду, мы обязательно сходим в гости на младшую группу.
У кого есть младшие братья и сестры? Во что вы с ними играете? В какие игры с ними играют ваши мамы? (дети вспоминают)
Проводятся игры:
1. Пальчиковая игра «Сорока-сорока».
2. «Игра с водой» - в таз с водой опускаются игрушки, дети играют, вспоминают предметы, которые плавают - не плавают.
3. «Игры с прищепками» - добавь к солнышку лучи, иголки ежику и другие.
Воспитатель:
Вот сколько интересных игр можно провести с малышами.
А сейчас я предлагаю вам сделать для малышей игрушку с прищепкой и сюрпризом. Но сначала мы разомнем свои пальчики.
«Пальчиковый массаж прищепками»
Прищепкой поочередно «кусать» фаланги пальцев от указательного к мизинцу и обратно на каждый слог стихотворения.
Кусается сильно котенок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
После первого двустишия, меняем руки.
Но я же играю с тобою малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе «Кыш!»
Воспиатель:
Приступаем к созданию подарков-игрушек. Выбираем любой шаблон, который хотим использовать.
Не забывайте, пожалуйста, о правила работы с клеем и ножницами.
Выстригаем по шаблонам детали.
Подготавливаем верхний слой (объяснение по шаблону «Дерево»).
Взять части кроны, соединить, но не накладывать друг на друга, лучше оставить небольшое расстояние (линию разреза).
Наклеить на крону ствол,
На ствол – дупло.
Когда работа немного подсохнет, перевернуть и разрезать дерево по линии разреза на кроне.
Дерево готово. А белочке прорисовываем контур, нос и глаз.
Приклеиваем дерево на прищепку, сначала нижнюю часть кроны, через некоторое время верхнюю.
Приклеиваем белочку, на нижнюю часть прищепки, слегка отогнув ее фиурку от прищепки, что бы она не зацеплялясь при открывании.
Игрушка готова.
Аналогично выполняются и остальные поделки, детям их можно распределить по степени сложности - несложные – «Тучка и солнышко», «Арбуз».
Сложные:
- «Дерево»
- «Матрешка»
- «Цыпленок»
можно продумать множество других вариантов.
Воспитатель: Какие красивые игрушки с сюрпризом у вас получились. Молодцы!
Послушайте продолжение стихотворения Татьяны Шапиро:
…Вот неделя прошла,
А потом другая.
И опять, и опять
Мальчик тот рыдает.
– Не хочу я домой! –
Как понять такого?
Полюбил детский сад
Очень мальчик Вова.
Воспитатель:
Я думаю, получив такие интересные игрушки в подарок, наши малыши так же как мальчик Вова быстро привыкнут к садику.
Спасибо вам за прекрасные подарки для малышей.
Аналогично, только лишь перевернув прищепку в другую сторону (так уже сделана "Матрешка"), можно сделать игрушки для леворуких детей для которых проблема развития мелкой моторики и подготовки руки к письму крайне важна.
Спасибо за внимание!
Для детишек любого возраста очень важны . А для детей 4-5 лет тем более, так как именно в этом возрасте укореняются основные умения, которые очень важны для жизни и адаптации в детском саду, школе, при общении со сверстниками. В настоящее время очень многообразен рынок, выпускающий развивающие , но, к сожалению, порой цены на этот вид товара такие, что их может позволить себе купить не каждый… И именно поэтому мы предлагаем Вам посмотреть небольшую подборку, которая, думаем, поможет Вам сделать игрушечки для своего ребеночка. Вот очень простая и недорогая, сделанная из деревянных прищепок. На каждую прищепку приклеивается полоска определенного цвета.
Игрушка поможет выучить не только цвета, а и самые мельчайшие их оттенки.
Такая игра из бельевых прищепок, будет способствовать быстрому изучению слов, тем самым научит читать.
Детская художественная .
Здесь нужно просто запастись разными кусочками ткани, разрезать их на квадратики. Собирать такую пирамидку по цветам очень интересно даже детям 5-7 лет.
Из дисков можно сделать вместе с малышом самодельные часы с крутящимися стрелками, которые обязательно помогут изучить время. И если в такой прозрачный шланг запускать небольшие круглые шарики, то это приведёт в восторг наверное не только малыша, но даже взрослого. Если на картоне от коробки можно фломастерам нарисовать фигурки и вырезать их из плотного материала, то получится интересной аналог дорогой игры.
Если взять рулончики от туалетной бумаги, да вместе с ребёнком разукрасить их, дать в руки провод или толстую верёвку, то можно сделать самые необычные бусы в мире.
Для мальчиков можно очень быстро сделать вот такой конструктор под названием «Положи всё на место сам».
Картонный рулончик от полотенца, скотч, коробочка, насколько небольших шариков, что может быть интереснее?
Можно насыпать в тарелку рис, гречку, горох, фасоль, и предложить этим чудесным ручкам разложить крупу по тарелочкам, как Золушка.
Необычную мозаику можно создать из дуршлага с дырочками, кастрюли и палочек.
Посмотрите ещё идеи развивающих игрушек для детишек.
А такие шикарные досочки, сотворённые умельцами папами, никого не оставят равнодушными! Детишки будут просто в восторге от этих замочков, крючков, шпингалетов, шурупчиков, цифр, цепочек, баночек, электрических выключателей, розеток, пуговиц, колёсиков и так далее. Одним словом здесь нет предела фантазии! Одним словом, товарищи родители, бабушки и дедушки, создание
Дети разного возраста нуждаются в мамином внимании и заботе. Но кроме того им необходима пища для ума: новые идеи для занятий и развлечений. Конечно, в современном мире многие игры и материалы для развития можно легко приобрести в магазинах, даже в небольших населенных пунктах. Но иногда у родителей просто нет такой финансовой возможности, а иногда занять ребенка нужно срочно – здесь и сейчас. И тут на помощь могут прийти разные самоделки. Давайте же обговорим, какие развивающие игры можно создать своими руками для детей 5 лет.
Гигантская шнуровка
Многие детки старшего дошкольного возраста испытывают определенные затруднения при завязывании шнурков и шнуровании чего-либо в принципе. А между тем, такое занятие замечательно развивает мелкую моторику. Но пятилетку уже сложно заинтересовать обыкновенными шнуровками для детей помладше. Поэтому родители могут постараться и соорудить гигантский вариант. Для этого нужно запастись большой и плотной картонной коробкой, срезать с нее верхнюю часть и дно, оставив лишь около пяти сантиметров дна по всему периметру. Также, само собой, у коробки должны остаться стены. В них нужно проделать отверстия, используя шило либо крестовую отвертку. В результате у вас получится конструкция, похожая на раму без картины со множеством отверстий.
Отрежьте веревку либо шнур нужной длины. С одной ее стороны завяжите достаточно крупный узел, а второй конец – обмотайте скотчем. Вручите нитку ребенку, пусть он пронизывает ее в отверстия в произвольном порядке. Кстати, зашнурованная рама выглядит, как произведение абстрактного искусства.
Эксперимент
Всем детям старшего дошкольного возраста нравятся эксперименты. И родители могут дома организовать несколько забавных игр, которые разбудят в крохе маленького ученого. Так, вы можете попросить ребенка задуматься, какие продукты, которые есть на обычной кухне, способны оставлять после себя липкие следы. На каждой кухне можно отыскать несколько порошкообразных ингредиентов, и что получится, если соединить их с водой? Нужно попробовать! Предложите ребенку смешать с водой некоторое количество сахара, соли, соды, кукурузного крахмала и аналогичных образцов. Получится ли с помощью полученной смеси склеить листы бумаги?
Узнай и назови
Подготовьте несколько фотографий с близкими ребенку людьми – родителями, тетями-дядями, бабушками-дедушками и пр. Предложите малышу сделать доклад, как взрослому. Ему нужно взять фотографию, сказать, кто на ней изображен (имя, отчество, фамилию), рассказать, кем этот человек ему приходится, и чем он занимается.
Такая вроде бы простая игра поможет ребенку узнавать родных на фотографиях и систематизировать всю имеющуюся о них информацию.
Игровой квартал
Для создания такой простой игры вам понадобится игровое поле: вырежьте из картона квадрат, его сторона должна равняться двадцати пяти сантиметрам. Расчертите его на девять одинаковых квадратных клеточек. Сделайте еще одно такое поле. После подберите три-пять фишек для игры, к примеру, пуговицы либо камушки.
Вручите одно поле ребенку, на втором поле произвольно разложите фишки (сначала три) так, чтобы на одной клетке была лишь одна фишка. После этого попросите ребенка посмотреть внимательно на поле и запомнить расположение фишек. Спустя полминуты прикройте свое поле листиком бумаги и попросите ребенка разложить на своем поле фишки точно таким же образом, как они лежали на вашем. После откройте свое поле и сверьте правильность действий. Меняйтесь местами, увеличивайте количество фишек, используйте фишки разного цвета, чтобы сделать игру сложнее и интереснее. Со временем также можно расчертить поле на большее количество квадратов.
Крышечка для домика
Для такой игры вам понадобится минимум составляющих: несколько брусочков цилиндрической формы, колпачок либо крышечка от какой-то емкости, диаметр которой больше бруска на один сантиметр, а также тоненькая палочка.
Попросите ребенка сесть за стол. Поставьте перед ним пару брусков с интервалом в пятнадцать – двадцать сантиметров. На один из них наденьте колпачок. После объясните малышу, что ему необходимо перенести колпачок с одного брусочка на второй, используя лишь палочку. Ребенку нужно подхватить колпачок снизу, далее надеть его на палочку (не рукой), и с аккуратностью перенести. Чтобы усложнить задачу, можете использовать несколько цилиндров – колпачок нужно будет переносить с одного на второй, а затем – на третий. Также можно увеличить расстояние между цилиндрами или использовать колпачок меньшего диаметра.
Самый меткий
Это веселая игра, которая поможет ребенку развить ловкость рук. Для нее вам нужно взять пластиковую бутылку (например, литровую или полуторалитровую), разрезать ее ножницами на половинки. Соорудите в крышке бутылки отверстие шилом, заведите в него нитку (веревку) с узлом так, чтобы узел остался внутри крышки.
Прикрутите крышку на соответствующую половинку бутылки. Второй конец нитки заведите внутрь контейнера от киндера (яйцо). Используя самоклейку, оберните края бутылки, чтобы ребенок не поранился. Если есть желание, украсьте ее стенки.
Ребенок должен держать бутылку обрезанным концом кверху, соответственно, шнурок с киндером должен спускаться вниз. Пусть малыш держит бутылку за горлышко и старается поймать контейнер от киндера в бутылку.
На самом деле, даже из подручных средств можно соорудить веселое, интересное и полезное занятие для ребенка.
В апреле я пополнила свою копилку идей развивающих игр, сделанных своими руками. Мне посчастливилось попасть на удивительное мероприятие, организованное сайтом «Родная тропинка» : встречу-игротеку с Татьяной Александровной Барчан. У нее необычная история: биохимик по профессии, она работала в НИИ и не думала, что станет придумывать и создавать развивающие игры для детей своими руками. Но все сложилось по-другому: Татьяну попросили позаниматься с одаренными ребятами 6-7 лет, с этого и началась карьера педагога и изобретателя развивающих игр. Сейчас Татьяна руководит Центром образования и творческого развития «Ребус» , является автором множества игр, которые были признаны специалистами одними из лучших (знак качества «Детские психологи рекомендуют»).
Развивающие игры своими руками
1) Коробка с дорожками для магнита . Смысл в том что для игры нужно два магнита: один побольше, его убирает под но коробки (с другой стороны), второй — поменьше, он будет ходить по игровому полю. Маленький магнит мы перемещаем с помощью большого, который при этом не виден. Чудо чудное для малышей.
В качестве «игрового поля» берем небольшую коробку из-под конфет (чтобы ребенку было удобно держать в руках), добавляем дорожку, препятствия, другие элементы. Как вариант игровой ситуации: машина едет по делам, надо заехать на заправку (какой элемент), потом через мост на автомойку (следующий элемент) и т.д.
2) Косточка для собачки. Нужны несколько коробочек, разные по размеру, обклеены разной цветной бумагой. Есть собачка, которая ищет косточку (легко меняем на персонажа, который есть в наличие у вас дома). Косточку прячем в одну из коробок и даем подсказку: «косточка в коробке между синей и красной» или «в коробке над желтой». Для старших детей можно посложнее «не в красной, но выше синей». Высший пилотаж — пусть ребенок спрячет кость и загадывает такую задачку вам.
3) Простая модель термометра . Все гениальное — просто! Вырезанный прямоугольник из картона, подписаны цифры, вдета обычная резинка, часть резинки — прокрашена. Дергает с другой стороны за резинку — температура на термометра растет, тянем в другую сторону — падает.
4) Другой взгляд на паззлы для малышей: разрезать не прямоугольную картинку, а круг по секторам. Такую мозаику собрать с одной стороны сложнее, с другой — проще. В любом случае полезное разнообразие для тренировки внимания и мышления.
5) Детская библиотека . Берем 12 одинаковых коробочек, делаем их одного цвета, наклеиваем цифру на корешок и картинку на обложку. Кстати, старый календарь можно использовать в качестве источника цифр для такого и других пособий. Все книжки хранятся в большой коробке на 12 книг. Вариантов игр с такой библиотекой — масса. Можно заниматься развитием речи, угадывая по картинке на обложке, о чем эта книжка, что там за сюжет, что за история. Можно тренировать числовой ряд: собирать книжки по порядку, находить, какой книжки не хватает, составлять в обратном порядке, просить подать «следующую за пятой» и т.п. Как только найду подходящие коробочки — обязательно сделаю нам такую «библиотеку».
6) Лото на разницу между плоскими и объемными фигурами. Для этого понадобятся листы для заполнения и собственно объемные фигуры. Татьяна делала их сама из специальной массы для лепки. Задача игроков определить, на какую фигуру похож вытащенный из мешочка предмет (пуговица — круг, мячик — шар и т.п.). Очень полезно все геометрические понятия пропустить через руки, ощупать в прямом смысле этого слова.
7) Задачки на сравнение. Татьяна предлагает интерпретировать знак «больше» и «меньше» как стрелочку, которая всегда указывает на маленького, на малыша и рекомендует начинать с пар: мама-малыш. Мне очень нравится такая позитивная «стрелочка», потому что обычно предполагается представить крокодила, который ест тех, кто меньше. Сначала играем с полноценной стрелочкой: от мама-малыш переходим к количеству предметов, потом к цифрам. Дальше стрелочка «теряет» палочку и остается знак «больше»/»меньше» в привычном нам виде. Дальше продолжаем играть с карточками уже с обычным знаком.
8) Игра «Капризный покупатель» . Официально разрешаем малышам капризничать 🙂 Для игры нужно много разных фигур разного цвета. Это товары в магазине, куда приходит капризный покупатель. У него на карточке указано, что он хочет купить, но примерно так: не красное, не круглое, но квадратное. Нужно убрать те карточки, которые не нравятся покупателю и оставить только те, что подходят по критериям. Малыши таким образом постигают основы теории множеств, сами того не замечая.
Я показала вам только небольшую часть игр, которые мы обсуждали на игротеке (только те, где у меня есть фото). Видно, с какой тщательностью и любовью к детям сделаны все пособия. Помимо идей развивающих пособий, Татьяна щедро делилась игровым опытом, советами по организации игры, изготовления долговечных игрушек (ее собственные творения прошли через руки множества детей на протяжении нескольких лет), особенностями освоения математики, чтения, педагогическими хитростями. Татьяна поразительно увлеченным человек, после игротеки все участники вышли с горящими глазами и полными пакетами покупок, т.к. помимо самодельных игр есть уже множество «готовых к употреблению» игр. Я в полном восторге от некоторых приобретений, Паша тоже 🙂
Я настолько загорелась после игротеки, что уже через пару дней сделала одну из игрушек, попозже напишу мастер-класс. Сейчас, пока писала эту статью, снова руки чешутся что-то пойти и смастерить.
А что вам понравилось больше всего из предложенных идей?
Евгения Сидоренкова
Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу продемонстрировать игры своими руками, которые я постоянно использую и которые получили популярность у моих воспитанников.
1. "Расскажи новую сказку" ТРИЗ технологии.
Пользуется большой популярностью у детей от 4х лет. На пирамидку одеты виниловые пластинки (которые окрашены из балончика).На первом - изображения героев знакомых сказок; на втором – предметы из этих сказок. Пособие можно использовать как Круги Луллия, тк пластинки легко меняются.
Цель: Закреплять знания текстов знакомых сказок. Учить составлять новый текст сказки в зависимости от введения новых объектов.
1.«Посмотри, иллюстрация к какой сказке под стрелкой» («Курочка Ряба»); «Найди подходящий предмет» (Яичко).
2.«Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. (Герой из сказки «Красная Шапочка» и скалочка из сказки «Лисичка со скалочкой») как скалочка может помочь Красной Шапочке справиться с волком?».
2. "Подбери по цвету".
Очень хорошая игра для самых маленьких! Когда самые юные воспитанники приходят ко мне в группу, то самые первые шаги в изучении цветов у нас начинаются именно с этой игры. Картонные ящики обклеены цветным скотчем, а внутри шарики из сухого бассейна.
Изначально мы высыпали все шарики в одну корзину и приступали к сортировке по цветам. Но детишкам понравилось делать салют с криками "УРА!" и собирать на полу) Мы только за активность и хорошее настроение!
3. "Петушок"
То же настольная игра на цветовосприятие и моторику руки. Задания могут быть разные. Детишкам предлагается найти перышки, которые потерял Петя, например жёлтого или зелёного цвета.
4. "Музыкальные эмоции" Триз технологии. Вот так выглядит коробка с игрой.
Цель: Активизировать ассоциативное мышление и воображение.
а) подбирать к музыкальным произведениям соответствующие пиктограммы настроения; (например к пьесе П. И. Чайковского «Баба-Яга» из «Детского альбома»- пиктограмму с сердитым выражением).
б) к пиктограммам настроения подбирать соответствующие иллюстрации «времена года».
Соединив пиктограмму с картинкой, ребенок попытается объяснить этот вариант, проявив фантазию (например, если веселая пиктограмма совпадет с картинкой грустной осени, можно предположить, что просто в хмурый день вспомнилось о веселом лете и т. п.)
5. "Паутинка" Изучаем геометрические фигуры, развиваем моторику и речь.
Вдруг какой-то старичок
Нашу Муху в уголок
Поволок -
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
В нашем случае-победите! И задание выполните!
6. "Кто что ест?"
Диск с изображениями животных.
Прищепки с едой.
Вот так выглядит правильно собранная игра.
7. "Цветные кубики"
Детишкам нравится необычный размер наших кубиков и им всегда хочется ответить правильно, чтобы подать куб воспитателю.
Настюшка подает синий куб.
Серёжа ищет жёлтый куб, как солнышко.
Публикации по теме:
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах.
Дидактические игры играют большую роль в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Играя в дидактические игры, дети познают окружающий.
Сенсорное воспитание - целенаправленное совершенствование сенсорных процессов: ощущений, восприятии, представлений о внешних свойствах предметов:.
Альтернативный вариант дорогостоящим дидактическим играм - игры, сделанные своими руками. Каждый раз перебирая старые кубики, рука не поднимается.
1. Игра "Домашние и дикие животные". На картон наклеены 2 картинки: лес и деревня, Проделаны дырочки и вставлены винтовые горлышки.
Дидактические игры своими руками для детей 2-3 лет Собери букет в вазу Цель: развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста..