Режим дня дошкольника в семье. Особенности составления режима дня для младенца, дошкольника, первоклассника и подростка
Ничто так не облегчает работу нервных клеток головного мозга,
как определённый распорядок дня.
И. П. Павлов .
Правильный режим дня играет огромную роль в жизни ребёнка. Уже в дошкольном возрасте нужно приучать ребёнка к распорядку дня, иначе, взрослея, дети трудно воспринимают то, что от них требуют, а именно правильную организацию времени бодрствования и сна.
Дети в дошкольном возрасте любят стабильность, и малейшее изменение в режиме начинает их утомлять. Не только ребёнок должен жить по определённым правилам, но и люди, которые находятся рядом.
Давайте поговорим о примерном режиме дня дошкольника.
1. Чтобы новый день ребёнок встретил с хорошим настроением, он должен хорошо выспаться, а это значит необходимо соблюдать продолжительность ночного сна тогда утреннее пробуждение будет не таким трудным.
2. Небольшой комплекс упражнений поможет радостно встретить новый день. Начинайте день с зарядки.
3. Нельзя забывать и о правилах личной гигиены - утренние водные процедуры.
4. Для приёма сбалансированной пищи должно быть отведено определённое время, причём времени должно быть достаточно, чтобы не спешить, хорошо пережёвывать пищу.
5. Ребёнок дошкольного возраста определённый промежуток времени проводит в детском саду, там он в игре развивается, получает определённый багаж знаний, умений и навыков.
6. Необходимо уделять особое внимание прогулкам на свежем воздухе - летние прогулки более продолжительны, чем зимние, но они должны обязательно присутствовать в режиме дня!
7. Не забывайте и о дневном сне - в детском саду ребенок обязательно отдыхает. Необходимо и дома во время праздников, выходных устраивать тихий час. И родители должны показать пример своим детям - это очень важный момент. Ведь ваше поведение - это тот самый пример для подражания, который должен присутствовать в воспитании.
8. В каждой семье должен быть определённый отрезок времени для занятий с детьми - это важно для развития познавательных процессов у ребёнка.
Из всего сказанного следует вывод, что именно семья должна уделять огромное внимание для осуществления правильного режима дня у своих детей.
Важно знать, что правильный режим - это, в первую очередь, рациональное распределение времени с различными видами деятельности ребенка. Соблюдение этого режима не просто выработает у малыша пунктуальность и ответственность, но и поспособствует развитию личности. Организм дошкольника в определенный промежуток времени готовится к той деятельности, которую ему предстоит выполнить, и многие физиологические процессы (засыпание, пробуждение, усвоение еды) будут протекать с минимальными затратами энергии, нервов и времени. Другими словами, продуманный режим дня делает ваше чадо дисциплинированным человеком, повышая работоспособность и при этом положительно влияя на его здоровье и умственную активность.
Давайте более подробно рассмотри некоторые моменты.
1. Сон. Полноценный сон - важный фактор не просто физического, а и психического здоровья вашего ребенка. Никогда не лишайте сна по причине смены ваших планов, или капризов малыша. Продолжительность его сна, как правило, зависит от условий, создаваемых взрослыми. За минимально короткое время обычно засыпают дети, родители которых приучили их укладывать в одно и то же время ежедневно. Невозможно не заметить, как изменяется характер ребенка с приближением установленного времени сна. Ребёнок становится очень капризным, плаксивым, вялым. Для того, чтобы малыш вовремя засыпал, взрослым необходимо в течение дня «заполнить» его день двигательной активностью, общению с ровесниками на улице, в детском садике.
2. Прогулки на улице. Ежедневные продолжительные прогулки на свежем воздухе, активные игры с детьми - непременный пункт в распорядке дня малыша, так как прогулки закаляют его организм, влияют на психологический фон ребёнка. Кроме того, гуляя на улице с ровесниками, он получает много информации и приобретает опыт общения и поведения с разными людьми. Особенно важными прогулки являются для деток, которые не посещают дошкольные учреждения.
Длительность прогулки напрямую зависит от возраста, сезона, и погоды. В холодное время года нужно проводить на улице, по меньшей мере, 2-4 часа, а летом ребёнок может находиться вне дома как можно больше. Весной и летом двигательная активность увеличивается, частота походов в различные парки с каруселями, горками, турниками увеличивается, давая тем самым возможность развиваться вашему любимчику. Вернуться с прогулки нужно как минимум за полчаса до еды, чтобы карапуз смог спокойно снять из себя верхнюю одежду, немного отдохнуть и помыть руки.
3. Питание. Один из главных пунктов режима дня - питание. Полноценное питание - это залог здоровья вашего чада. Наверное, не стоит напоминать, что то, чём вы кормите ребёнка, должно быть исключительно качественным, свежим и здоровым. Питание должно быть сбалансированным, сочетая в равных количествах белки, жиры и витамины. А вот с углеводами нужно быть начеку. Почти все дети обожают сладости, поэтому нужно следить за тем, чтобы ребёнок не переедал их. Приучите его к определенной «дозе» конфеток, печенья и булочек, и объясните, что следующую конфетку нужно суметь «заслужить». Так ребенок будет знать меру и не будет постоянно просить сладости. Углеводы являются основными источниками энергии, однако в большом количестве они способны привести к ожирению ребенка, а также могут стать причиной частого кариеса.
Помните, что нормальному развитию вашего чада помогают следующие микроэлементы: магний, натрий, железо, фосфор, кальций, йод; поэтому пища должна подбираться с учетом наличия в ней этих элементов, непосредственно влияющих на рост костей, зубов, ногтей. Продукты, содержащие много белка, желательно давать ребёнку в первой половине дня, в дуэте с жирами они надолго задерживаются в желудке и требуют большого количества желудочного сока для их переработки. А вот на ужин малышам нужно давать исключительно легкоусвояемую пищу. Это могут быть молочные продукты, либо легкие каши, потому что ночью, как известно, процесс пищеварения значительно замедляется.
4. Не забывайте про игры, обучающие и творческие занятия. В составлении режима дня рекомендуют выделить время для самостоятельной игры, совместных занятий и игр с родителями или близкими для него людьми. Как правило, в первой половине дня родители заняты своими домашними делами, поэтому при составлении графика самостоятельную игру лучше включить до обеда. Конечно же, можно привлечь карапуза к своей работе, например, лепить пирожки. В результате малыш с азартом будет помогать Вам и увлекательно проведёт время. Для каждого возраста должны быть подобраны свои формы игровой деятельности (например, для двухлетнего карапуза они должны проходить в игровой форме, быть недлительными и неутомительными). Обязательным условием интеллектуального и культурного развития ребёнка являются развивающие и познавательные занятия - уроки.
Приучайте своё чадо соблюдать режим дня и правильно чередовать нагрузки с отдыхом, чаще хвалите малыша, окружайте заботой и лаской, и тогда он будет всегда радовать вас хорошим настроением и задором.
Материал обработала И. В. Скубий, педагог-психолог
Режим дня — это чередование различных видов деятельности: отдыха, сна, питания, пребывания на свежем воздухе. И если в дошкольном учреждении режима придерживаются неукоснительно, то в субботу и воскресенье правила упорядоченной жизни нередко нарушаются. В результате в понедельник утром большинство детей выглядят утомленными или, наоборот, чересчур возбуждены.
От нарушения режима страдает не только ребенок, но и родители. Вместе со своим малышом вы тратите слишком много энергии, быстрее устаете и ничего не успеваете сделать. Вывод прост: соблюдение режима облегчает жизнь и вам, и вашему ребенку.
С горки на горку
Режим дня дошкольника — не искусственная выдумка врачей и педагогов. Он основан на точных наблюдениях над физиологией дошкольника и изменением его активности в течение дня и недели. Известно, что максимальная работоспособность проявляется у ребенка от 8.00 до 12.00 и от 16.00 до 18.00, а минимальная — в 14.00-16.00. Поэтому занятия, требующие умственного напряжения, лучше всего планировать в первой половине дня.
К концу недели работоспособность ребенка падает, нарастает утомление. Особенно это касается тех детей, кто посещает дошкольное учреждение. Ничео удивительного в этом нет — ведь в детском коллективе малышу приходится «обуздывать» свои желания и эмоции, контролировать двигательную активность. Всё это требует огромной затраты нервной энергии. Не секрет, что дети могут уставать от интенсивного общения со сверстниками. Поэтому отнеситесь с пониманием и уважением к тому обстоятельству, что дома в субботу и воскресенье вашему ребенку требуется разрядка.
Учитесь у ребенка!
- максимальная продолжительность непрерывного бодрствования — 5,5-6 часов;
- сон — 12,5-12 часов (из них 2-2,5 часа приходится на дневной сон);
- четыре приема пищи с интервалом в 3,5-4 часа.
Очень важно, чтобы режим дома совпадал с режимом дошкольного учреждения. Поинтересуйтесь, как складывается распорядок дня вашего ребенка в детском саду. Вы можете удивиться — он сам подскажет вам, что вы делаете дома не так, и поможет скорректировать режим.
А заканчиваем мы эту небольшую памятку таблицей, в которой указаны основные этапы дня дошкольника в зависимости от его возрастной группы.
Элементы режима |
3-4 года |
5-7 лет |
---|---|---|
Утренняя гимнастика, водные процедуры, туалет |
||
Подготовка к завтраку, завтрак |
||
Игры, посильный труд в быту |
||
Возвращение с прогулки, игры, занятия с родителями |
||
Подготовка к обеду, обед |
||
Подготовка ко сну, сон |
||
Подъем после сна, подготовка к полднику, полдник, игры |
||
Подготовка к прогулке, прогулка |
Режим дня ребенка подстраивается под жизненные обстоятельства, а также под ритм, привычки и планы семьи: как самого малыша, так и его родителей.
Помните: распорядок дня — способ распределить время по видам деятельности в течение суток. Его задача не нагрузить ребенка по максимуму, а сбалансировать его распорядок дня так, чтобы организм и нервная система малыша не были перегружены, чтобы любой вид деятельности приносил пользу, а не истощал ребёнка. Периоды работы и учебы должны сочетаться с отдыхом, сном и едой.
Плюсы и минусы соблюдения режима дня
Не все психологи и педиатры сходятся во мнении о пользе введения в жизнь ребенка четкого распорядка дня. Есть как положительные, так и отрицательные отзывы в соблюдение режима. Выбор остается за родителями, только они могут понять действует ли распорядок дня на их ребенка положительно или присутствует гораздо больше отрицательных моментов.
Отрицательные отзывы:
- Соблюдение жесткого режима противоречит естественной биологии: организм ребенка на уровне интуиции понимает свои потребности, и режим не является необходимостью.
- Режим – это своего рода насилие и принуждение делать «как надо». Далеко не каждому дошкольнику режим приносит психологическую пользу.
- Ребенок – личность творческая, обладающая индивидуальностью и открытостью. А режим – это ограничения, которые нужны иногда больше родителям.
Положительные отзывы:
- Соблюдение режима дня для дошкольника – это путь к здоровому телу: одно время для приёмов пищи, прогулок на свежем воздухе, сна.
- Врачи считают, что именно соблюдение режима способствует укреплению здоровья; всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм привыкает – сон становится крепким, а аппетит улучшается.
- Именно режим помогает организовать время ребенка, а это значит, что все будет предсказуемо, запланировано, как следствие, у дошкольника не будет чувства беспомощности от попадания в неожиданные ситуации, не будет суеты и беспокойства.
- Ребёнка, который привык к режиму нужно меньше контролировать. Это хорошо как для родителей, так и для дошкольника.
- Именно распорядок дня часто становится тем «спасательным кругом», который спасает малыша в новом мире школы. Это та стабильность и неизменность, которая придает уверенности.
- Режим часто способствует формированию самодисциплины.
Важно понимать, что режим дня ребенка – это не строгий график, когда с точностью до секунды нужно уложиться во время для выполнения задания, это хороший способ удовлетворить потребности крохи. Взрослея, распорядок дня у малыша может и должен меняться.
Для каждой семьи режим будет строиться согласно их представлениям о необходимой деятельности для ребенка, хобби и традициях.
Перед важнейшим событием для малыша – поступлением в школу – задача родителей заранее перестроить его распорядок дня, так, чтобы минимально изменять его в начальной школе. Ребенок должен высыпаться, гулять, делать уроки не поздно вечером, а заранее. Чтобы дошкольник мог не только учиться, но и уделить время играм, хобби или любимому делу.
Составляя распорядка дня помните:
- важна гибкость режима дня;
- разумность его составления;
- необходимо исходить из интересов и потребностей именно вашего ребенка.
Приучаем ребенка к режиму дня
Если так сложилось, что ваш ребенок не соблюдает режим дня или по каким-то причинам его распорядок сбился или попросту плохо вписывается в новые обстоятельства жизни дошкольника, то необходимо его изменить.
Делать это нужно постепенно:
- Играйте с ребенком, приучая к режиму. Вам очень помогут игры и соревнования. Используйте цветные плакаты, смешные и оригинальные часы, будильники, яркое расписание и т.д.;
- Не отклоняйтесь от режима, ни при каких условиях (приход гостей – не повод изменить режим);
- Обращайте внимание на то, как ребенок себя чувствует (при болезни внесите необходимые корректировки в распорядок дня);
- Не заменяйте игры и прогулки на компьютер, планшет или телевизор;
- Покажите пример – обязательно сами соблюдайте режим, иначе ребенок увидит, что распорядок дня необязателен.
- Интуитивный режим. Если вы внимательно приглядитесь к своему малышу, то заметите, что часто он встает и идет спать примерно в одно время, играет, гуляет. Родители, отрицающие принятый распорядок дня часто выстраивают свой, не осознавая этого.
Что дает режим дня ребенку
- Каждый педиатр говорит родителям, что режим дня дошкольника — это база для здоровья ребенка, а не просто временный момент в жизни — режим поможет развиваться, учиться и расти без вреда для здоровья.
- Также распорядок дня влияет на психологическое здоровье малыша. Если ваше чадо засыпает и просыпается в разное время, значит, и бодрствует он разное количество часов. Как результат утомляемость, раздражительность, возможны проявления агрессии и ослабление иммунитета.
- Режим организует ребенка и помогает в достижении поставленных целей. Если он хочет научиться играть на гитаре или в шахматы, в его расписании появится время для занятий, соответственно малыш идет к цели.
- Режим дня ребенка важен и взрослому. Причем, сначала он немного нужнее родителям, потому что это способствует лучшему контролю своего времени. Затем режим нужен уже ребенку.
- Ребенку, который живет по режиму с детства, не приходит на ум отказаться ложиться спать, есть или гулять. Малыш сам будет охотно придерживаться распорядка дня, потому что это залог стабильности и спокойствия, которые так для него важны. По утрам у ребенка есть время, не спеша одеться, никто его не подгоняет. Днём ритм жизни в семье предсказуем – все проходит мирно и без конфликтов. Вечером родители могут посвятить время себе.
Со временем режим незначительно изменяется. Уменьшается количество сна, ребенок престает спать днем или спит меньше. Но помните, что ребенку все еще необходим более продолжительный сон, нежели взрослому.
Сон ребенка
- крохе до 5 лет необходимо спать больше 12 часов в сутки;
- малышу чуть старше: от 5 до 6 уже подойдет сон от 11 часов;
- дошкольник обязательно должен спать днем один раз до 6 лет.
Особенность сна ребенка определяется всем, что его окружает. Звуки, обстановка дома, воспитание. Ряд детей необходимость идти спать воспринимают с неохотой, иногда с агрессией. Малыш не знает и ни понимает, что регулярное недосыпание часто является причиной его плохого самочувствия, отсутствия настроения, частых капризах и крайне негативно отражается на здоровье в целом. Что ярко отражается не только на состоянии нервной системы, но и в ослаблении иммунитета всего организма в целом.
Ложимся спать и встаем вовремя
- Часто малыш хочет завершить то, чем он занимался (игру, рисование и т.д). Поэтому заранее (за 10-15 минут) скажите ребёнку о том, что скоро нужно ложиться спать. А когда этот момент наступит, отведите ребенка в кровать, не поддавайтесь уговорам поиграть еще немного или слезам о том, что он не дорисовал картину.
- Постепенно переключить ребенка от игры ко сну поможет правило о том, что малыш должен сам переодеваться. Готовить (расстилать) кровать ко сну, укладывать любимую игрушку под одеяло.
- Самый лучший способ побудить малыша запрыгнуть быстро в кровать и приготовится ко сну — это ритуал с чтением книги на ночь в обнимку с мамой или папой.
- Лучше всего, если после пробуждения ребёнок сразу встает. Но не забывайте при необходимости оставить минут пять или десять на переход малыша от сна к бодрствованию, ведь некоторым нужно время, чтобы проснуться.
- Затем пусть малыш самостоятельно оденется. В течение всего дошкольного времени у детей следует закреплять привычку одеваться самостоятельно, умываться и причёсываться после сна.
Мы уже писали о том, . Эта статья может быть вам полезна.
Основные правила составления режима
- Режим должен быть подходящим и удобным для вас и ребенка.
- Важно учитывать биологические ритмы малыша, а не изменять их.
- Нет «верного» распорядка, есть возможный план. Вы можете вставать рано или, напротив, строить свой распорядок так, чтобы обязательно выспаться.
Если ежедневно повторяется режим во времени отхода ко сну, еде, времени для обучения, прогулок и игр — оказывает благотворное влияние на все физиологические процессы в организме и нервную систему ребенка Известно, что отсутствие нормального режима влияет на состояние дошкольника: ребенок утомляется, чувствует себя вялым или, напротив, слишком возбужден.
Возможный распорядок дня ребенка 1-3 лет. Мама и ребенок
Примерное время | Занятия совместно с мамой |
---|---|
7:00 | Поднимаемся, умываемся, одеваемся |
8:00 | Готовим и едим завтрак |
9:00 | Играем, делаем задания, узнаём что-то новое |
10:00 | Можно перекусить |
10:30 - 12:00 | Время отправится на прогулку |
12:30 | Обедаем |
13:00 - 15:00 | Послеобеденный сон |
15:30 | Легкий перекус |
16:00 | Время развивающих игр, творчества и рукоделия |
16:30 - 18:00 | Прогулка |
18:30 | Ужин в кругу семьи |
19:00 | |
20:00 – начинайте готовиться ко сну, умывание/ванна | Начинайте готовится ко сну: оденьте пижаму, почитайте сказку |
20:30 | Пора спать |
Возможный распорядок дня дошкольника 4-6 лет. Ребенок САМ!
Примерное время | Ребёнок сам |
---|---|
7:30 | Подъём, умывание, одевание |
8:30 | Завтрак |
9:00 | Время подвижных игр и развивающих заданий |
10:00 - 13:00 | Время прогулки |
13:00 | Обед |
13:00 - 15:00 | Послеобеденный сон |
15:30 | Легкий перекус |
16:00 | Время развивающих игр, творчества, рукоделия и хобби |
18:30 | Ужин в кругу семьи |
19:30 | Спокойные игры и совместное общение |
20:00 | Готовимся ко сну, читаем на ночь |
21:00 |
Режим дня детей дошкольного возраста
«Здоровый человек есть самое драгоценное
произведение природы»
(Т.Карлейль)
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей в соответствии с их возрастом. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. Режим дня в ДОУ - это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение 12-часового пребывания в детском саду.
В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает к аккуратности, точности, порядку. Основным принципом построения режима в ДОУ является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.
Соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время способствует выработке полезных привычек, прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить в определенное время. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
Режим повышает эффективность всех биологических процессов, происходящих в организме, формирует биоритмы. При этом организм практически не подвергается стрессу, поскольку с ним не происходит ничего незапланированного.
Соблюдение режима дня приучает к организованности, к дисциплине. От того, насколько правильно организован режим дня, зависит состояние здоровья, физическое развитие, настроение.
У детей, воспитывающихся в детском саду, день подчинен строгому распорядку с предусмотренными прогулками и подвижными играми на свежем воздухе, занятиями гимнастикой, комплексом гигиенических мероприятий, с обязательным дневным сном и т.д.
Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологической точки зрения это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся её поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью, остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционирующих участков коры головного мозга.
В течение суток активность и работоспособность ребёнка не одинаковы. Известно, что максимальная работоспособность проявляется у ребенка от 8.00 до 12.00 и от 16.00 до 18.00, а минимальная - в 14.00–16.00.Поэтому ОУД, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.
Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга, она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственно-бытовым трудом, учебной работой.
Увеличение двигательного компонента и рациональное (с учетом динамики работоспособности) распределение в течение недели ОУД, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.
У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления. Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время.
Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…
Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни. Поэтому, я считаю, что необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.
Придерживаясь таких простых правил, вы и ваш ребенок не будете терять прекрасные минуты времени, с удовольствием используя их, чтобы побыть вместе, погулять, поиграть.
Компоненты режима дня
При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер, темп деятельности и т. д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим ДОУ, тем комфортнее он себя чувствует тем лучше его настроение и выше активность.
Основными компонентами режима в ДОУ являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулка), ОУД, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена. Содержание и длительность каждого из компонентов, а также роль их в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности.
Утренняя гимнастика. День ребенка должен начинаться с утренней гимнастики. Обычный комплекс утренней зарядки включает ходьбу, дыхательные упражнения, повороты, наклоны, приседания, кратковременные прыжки или бег и снова ходьбу. Ребенок с удовольствием занимается зарядкой, если придать ей вид игры и делать упражнения вместе с ним.
О.УД.
ОУД, вызывающая выраженное утомление детей, планируется в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности. К концу недели работоспособность ребенка падает, нарастает утомление. Особенно это касается тех детей, кто посещает дошкольное учреждение. Ничего удивительного в этом нет - ведь в детском коллективе малышу приходится «обуздывать» свои желания и эмоции, контролировать двигательную активность. Всё это требует огромной затраты нервной энергии. Не секрет, что дети могут уставать от интенсивного общения со сверстниками. Поэтому отнеситесь с пониманием и уважением к тому обстоятельству, что дома в субботу и воскресенье вашему ребенку требуется разрядка.
Правильная организация ОУД с детьми дошкольного возраста предусматривает игровую форму, широкое использование наглядного материала, двигательных моментов способствуют наиболее эффективному развитию детей и предупреждают утомление. Занятия должны быть интересными по содержанию и разнообразны по структуре с учетом возрастных особенностей детей.
Приём пищи. Обязательным компонентом режима является приём пищи, который организуется с учётом перерывов между завтраком, обедом, полдником – ужином в пределах 4 часов. Строгое соблюдение установленных часов приёма пищи служит условным раздражителем пищевого рефлекса и обеспечивает секрецию пищеварительных соков, хороший аппетит.
Недопустимо, чтобы дети сидели за столом в ожидании пищи и после её приёма - это способствует утомлению.
Если кормить ребенка в одно и то же время, то организм уже будет знать, когда поступит еда, и будет к этому времени готовиться: усиливать секрецию слюны, желудочного сока, ферментов.
Таким образом, переваривание пищи будет осуществляться эффективнее, а полезные вещества – лучше усваиваться. И малышу удастся избежать многих проблем с пищеварением.
Основное требование к организации питания – это строгая регулярность и своевременность – основа хорошего аппетита у ребенка. Готовая пища доставляется в специальной маркированной закрытой посуде. Помощник воспитателя тщательно моет руки с мылом, надевает чистый халат и косынку, моет столы горячей водой с мылом. Воспитатель следит за тем, чтобы дети мыли руки с мылом и насухо их вытирали. Прием пищи всегда должен проходить в спокойной обстановке.
Дети, посещающие детский сад, получают в день необходимое по возрасту питание. Домашний рацион питания такого «организованного» ребенка должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому, забирая ребенка, домой, не забудьте прочитать его и постарайтесь дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем. В выходные и праздничные дни старайтесь придерживаться меню детского сада.
Прогулка. Прогулка – это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных упражнениях и полном расслаблении. В режиме дня обязательно следует предусмотреть время для ежедневных прогулок на свежем воздухе.Чем больше времени дети проводят на открытом воздухе, тем они здоровее.Причиной отмены прогулки для здорового ребенка могут быть исключительные обстоятельства: проливной дождь, большой мороз с сильным ветром. На площадке организуют игры, наблюдения за природой. Важно, чтобы дети не перегревались и не охлаждались. Игровая деятельность детей на прогулке должна быть под контролем и руководством воспитателя.
Сон. Как бы целесообразно ни строился режим – с дозировкой нагрузок, переключением на разные виды деятельности, с увеличением двигательного компонента, в течение суток показатели биологической активности ребёнка неизбежно снижается, что диктует необходимость смены деятельного состояния на сон.
Изучение физиологов сна выявило, что он неоднороден, а состоит из двух сменяющих друг друга фаз. Фаза медленного более продолжительная (около 75-80 % всей длительности сна) это фаза глубокого сна (без сновидений, когда корковые клетки отдыхают, но другие системы активны, в частности, отмечается сильный выброс в кровь гормонов роста, и именно в эти часы дети растут.
Вторая фаза – быстрый сон - это активное состояние корковых клеток, в процессе которого осуществляется переработка информации поступившей за день, её анализ и отбор для хранения в долгосрочной памяти.
Процесс засыпания осложняется и удлиняется, если дети перевозбуждены. Полумрак, приглушенные звуковые раздражители, опорожненный кишечник и мочевой пузырь, тёплый душ или ванна, удобная чистая пастель, ласковое обращение с ребёнком способствуют нормальному засыпанию. Перед сном детей помещение хорошо проветривают, в зависимости от погоды во время сна оставляют форточки открытыми, во время сна в помещении должна быть тишина, недопустимы громкие разговоры, крики, шумные подвижные игры; важно наличие у детей пижам и сорочек хлопчатобумажных тканей.
Привыкая засыпать и вставать в одно и то же время, ребенок намного повышает качество своего сна. Как правило, дети, у которых есть режим, засыпают быстрее, ночью не просыпаются, а весь день чувствуют себя бодрыми и активными.
Закаливание. Направлено на улучшение защитных реакций организма, повышение сопротивляемости к заболеваниям и устойчивости к колебаниям температурного режима. Эффективной формой закаливания воздухом является прогулка в первой половине дня, когда дети подвергаются воздействию ультрафиолетовой радиации. Закаливание солнцем здоровых детей происходит во время игр в полосе светотени и рассеянного солнечного света. К водным процедурам приобщают детей постепенно, начиная с местных обливаний, влажных обтираний. Вначале приучают умываться, мыть руки (до локтя, шею водой комнатной температуры. Затем переходят к специальным процедурам. Обливание ног проводится после дневного сна. (температура не ниже 20 градусов). Общие обливания (душ) в теплый период года обязательны после прогулки, тогда закаливание выступает как гигиеническая процедура.
Свободная самостоятельная деятельность детей. Детям необходимо выделять специальное время для свободной самостоятельной деятельности детей: рисованием, вырезанием, лепкой, конструированием, счетом, СРИ и т.д.
Режим дня считается правильным, если обеспечивает достаточное время для выполнения всех необходимых элементов жизнедеятельности и высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма.
Режим оказывается полезным еще и с психологической точки зрения. Дети являются консерваторами, им не слишком нравятся нововведения. Если у ребенка есть режим, он чувствует себя уверенно и защищенно. Он знает, что он будет делать в течение ближайшего времени, и это его успокаивает. Нарушение же режима отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности. Поэтому, приучать детей выполнять режим дня необходимо с раннего возраста, когда легче всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, к систематическому труду и правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо постепенно, последовательно и ежедневно.
Если режим составлен правильно, то ребенок активен в отведенные периоды для бодрствования, у него отличный аппетит и кушать он просит «по расписанию», он находится в уравновешенном состоянии и легко засыпает, а просыпаясь снова весел и активен.
Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить- он сам просыпается бодрым, веселым.
У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.
Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме.
В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается.
Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…
На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.
Сон ребенка дошкольного возраста
Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5--12 часов, в 5-6 лет - 11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем). Для ночного сна отводится время с 9-9 часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30 минут утра.
Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15-15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно - это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон.
Шестичасовое бодрствование во второй половине дня - это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.
Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания.
Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится будить, лишая части необходимого отдыха.
Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы.
Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка в сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.
Какие же средства способствуют решению этих задач?
Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим дня. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10-15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.
Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.
Лучшая одежда на время сна - пижама, которая в зависимости от сезона может быть байковой, трикотажной или ситцевой. В жаркие дни дети могут спать в трусиках (но не в тех, в которых они играли).
Во все сезоны года днем ребенок по возможности должен спать на воздухе. Если такой возможности нет, то его надо одеть и укрыть таким образом, чтобы в течение всего времени сна окно, фрамуга или форточка могли оставаться открытыми. (Температура воздуха в комнате не должна снижаться ниже плюс 15°).
В часы ночного сна также очень важно обеспечить доступ свежего воздуха. Если же зимой при этом комната чрезмерно охлаждается, ее следует хорошо проветрить перед тем, как ребенка укладывают спать.
Желательно, чтобы после пробуждения ребенок сразу встал. При этом следует учитывать, что переход от сна к бодрствованию у детей происходит различно: у одних почти мгновенно, другим же требуется минут 5-10, чтобы окончательно проснуться.
Самостоятельно одеться, застегнуть все пуговицы ребенку несколько труднее, чем раздеться. В течение всего дошкольного возраста у детей следует закреплять навык одеваться самостоятельно и аккуратно умываться и причесываться после сна.
С каждым годом в режиме дня все большее время вы будете отводить специальным занятиям с ребенком, так что с детьми шести лет проводятся ежедневно два, иногда и три занятия длительностью от 25 до 35 минут каждое.
При проведении занятий большое значение придается организации внешней среды: хорошо проветренная комната, достаточная и правильная освещенность поверхности стола (окно или лампа должны быть расположены с левой стороны), соответствие размеров стола и стула росту ребенка. Рассматриваемый детьми небольшой по размеру предмет (книга, картинки) должен быть удален не менее чем на 30 см от глаз ребенка.
Прогулки
О прогулках стоит сказать особо.
Прогулка, достаточно длительная, проводимая ежедневно, - важнейшее средство оздоровления ребенка, его полноценного и физического развития. В холодное время года ребенок должен гулять не менее 3-4 часов в день. Если погода неблагоприятная, то прогулку можно сократить, но не отменять.
Вопрос о погоде (температуре воздуха, его влажности, силе ветра), при которой ребенок с пользой для себя может зимой гулять, не является окончательно решенным. Во многом его решение зависит от природных условий, в которых ребенок живет. Например, на севере нашей страны, где зима и длительна, и сурова, дети старшего дошкольного возраста
гуляют при морозе 30-35 .
В детских садах Норильска, в которых воспитываются дети, приехавшие не только из средней полосы, но и из южных районов СНГ, дети старшего дошкольного возраста выходят на прогулку, если нет ветра, и при минус 40. Естественно, в сильные морозы дети гуляют меньше, чем в другие дни. Перед прогулкой лицо ребенка смазывают вазелином. Если он озяб, ему предлагают зайти на короткое время (минут на пять) в помещение и погреться. Но даже 15-20-минутные прогулки при очень низкой температуре воздуха дают хорошую эмоциональную и физическую зарядку.
В холод ное время года подвижность иных детей ограничивают тем, что неправильно одевают их, слишком кутают. Натягивая на ребенка «сто одежек», родители руководствуются добрыми побуждениями: «Иначе простынет, заболеет». А на самом деле ребенок, которому громоздкая одежда мешает играть со сверстниками, перебрасываться снежками, лепить снежных «баб», кататься на санках с горки, не только лишается радости этих забав, но начинает существенно отставать в физическом развитии. У таких детей снижается приспособляемость организма к холоду, к жаре, сопротивляемость к воздействию вредных микроорганизмов. Они зачастую либо слишком худенькие, либо излишне полные.
Негармоничное физическое развитие приводит к задержке в совершенствовании двигательных навыков.