Сенситивные периоды развития детей и подростков. Критические и сенситивные периоды развития ребенка Периоды развития по Монтессори
Сенситивный тип. С детства пугливы и боязливы. Часто страшатся темноты, сторонятся животных, особенно собак, боятся остаться одни, быть запертыми дома. Чуждаются бойких и шумных сверстников. Не любят подвижных игр и озорства. Робки и застенчивы среди посторонних и в необычной обстановке. Несклонны к легкому общению с незнакомыми. Все это может оставлять ложное впечатление о замкнутости и отгороженности от окружающего. На самом деле такие дети достаточно общительны с теми, к кому привыкли. Играть часто любят с малышами, чувствуя с ними увереннее и спокойнее. К родным и близким бывают привязаны даже при холодном и суровом обращении с ними. Отличаются послушанием, слывут «домашними детьми». Школа их пугает шумом, возней и драками на переменах. Учатся обычно старательно. Страшатся всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать у доски. Боятся прослыть выскочкой. Привыкнув к одному классу и даже страдая от преследований некоторых одноклассников, крайне неохотно переходят в другой.
Начало пубертатного периода обычно происходит без особых осложнений. Трудности начинаются в старшем подростковом возрасте, с момента вступления в самостоятельную жизнь. Тогда выявляются две главные черты этого типа: чрезмерная впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно в области морально-этических и волевых качеств. Источником тяжких угрызений совести у мальчиков может служить обычный для подросткового возраста онанизм. Боятся, что окружающие узнают о нем, обвинят их в «гнусности» и «распутстве». К родным сохраняется детская привязанность. Опеке близких обычно подчиняются. Упреки и наказания с их стороны более вызывают слезы и отчаяние, чем протест.
Рано формируется чувство долга, ответственности, чрезмерные моральные требования к себе и окружающим.
Выраженной бывает реакция гиперкомпенсации. Ищут самоутверждения себе не там, где могут раскрыться их способности, а именно в той области, где чувствуют слабость. Робкие и стеснительные натягивают на себя личину веселости, даже заносчивости, но в неожиданной ситуации быстро пасуют. При доверительном контакте за спавшей маской «все нипочем» открывается жизнь, полная самобичеваний, тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к самому себе. Нежданное ими сочувствие может вменить браваду на бурно хлынувшие слезы.
От сверстников не отгораживаются, даже стремятся к ним, но в выборе приятелей разборчивы, а в дружбе привязчивы. Близкого друга предпочитают шумной компании, охотно уступают ему лидерскую роль, чувствуя себя за его спиной увереннее.
Увлечения сенситивных подростков, по наблюдениям Ю. А. Скроцкого [Патологические нарушения…, 1973], бывают двоякого рода. Одни носят интеллектуально-эстетический характер (музыка, рисование, лепка, домашние цветы, певчие птицы и т.п.), причем удовольствие доставляет сам процесс этих занятий - к каким-либо высоким результатам вовсе не стремятся, даже свои реальные успехи оценивают весьма скромно. Об этом роде увлечений часто стесняются говорить с другими. Другой род увлечений обусловлен реакцией гиперкомпенсации. Здесь важны достигаемый результат и признание со стороны, иногда занимаются «пересиливая себя». Мальчики пытаются преодолеть «слабоволие» занятиями силовыми видами спорта (борьба, гантельная гимнастика и т.п.). Подростки обоего пола свою робость и застенчивость надеются побороть, устремляясь на общественные посты, где обычно тщательно выполняют формальную часть поручений, но фактическое лидерство негласно достается другим.
Сексуальное влечение усиливает застенчивость и чувство собственной неполноценности. В силу гиперкомпенсации признания в любви могут быть столь неожиданными и решительными, что пугают и отталкивают того, кому адресованы. Отвергнутая любовь утверждает в мыслях о своей никчемности, при этом могут возникнуть суицидные намерения.
Ни к делинквентности, ни к алкоголизации склонности не отмечается. К спиртным напиткам нередко имеется крайне отрицательное отношение. В алкогольном опьянении вместо эйфории могут обостряться депрессивные переживания. Сенситивные юноши обычно не курят.
Самооценка отличается высоким уровнем объективности. Лгать и притворяться не любят и не умеют. Предпочитают отмалчиваться, чем сказать неправду.
Ударом по слабому звену обычно служит ситуация, когда сенситивный подросток становится объектом недоброжелательного внимания окружающих, насмешек или подозрений в неблаговидных поступках, когда на репутацию подростка падает тень или он подвергается несправедливым публичным обвинениям.
Особенности динамики при сенситивной ситуации состоят в том, что этот тип относительно устойчив к трансформациям. С возрастом, в благоприятных условиях, особенно при хорошей семейной обстановке, сенситивные черты могут сгладиться. В других случаях они способны, наоборот, заостриться (особенно у одиноких «старых дев»). При смешанных типах акцентуации черты другого типа (шизоидного, психастенического, астено-невротического) могут выступить на первый план.
Сенситивная акцентуация служит почвой для острых аффективных реакций интрапунитивного типа, фобического невроза, реактивных депрессий , а также эндореактивных психозов - пубертатной анорексии и подростковой дисморфомании. По-видимому, именно сенситивная акцентуация сопряжена с повышенным риском заболевания прогредиентной шизофренией.
Вячеслав В., 17 лет. С детства рос тихим, робким, застенчивым, сторонился мальчиков, охотнее играл с девочками. Однажды на улице был избит хулиганами. С тех пор боится незнакомых подростков - обходит их стороной. Учился старательно, но с трудом, боялся контрольных и экзаменов. Единственный сын. Два года назад родители развелись (отец пьянствовал), но продолжали жить в одной квартире. Тяжело переживал развод - стал хуже учиться, хотя подолгу сидел над домашними заданиями. Перед выпускными экзаменами «запаниковал»: казалось, что не сможет их сдать. Заявил матери, что ему жить не хочется. Был психоневрологическим диспансером освобожден от экзаменов. Обрадовался, успокоился. Получив аттестат, сразу поступил учеником на фабрику, где работала мать. Работой доволен, среди взрослых чувствовал себя спокойнее. Новых друзей не завел - ездил на другой конец города к товарищу детских лет. Недавно на работе его сверстница сама проявила к нему интерес - этому очень обрадовался, быстро к ней привязался.
Во время беседы на лице смущенная улыбка. При расспросе о конфликтах матери с отцом - разрыдался, долго не мог успокоиться. При упоминании о его подруге - просветлел, говорил о встречах с нею как о самом радостном событии в его жизни. Сказал, что себя считает очень застенчивым и впечатлительным, особенно стесняется незнакомых людей («кого знаю - с теми как-то легче»). Товарищи всегда ужасали его желанием выпить, курением и сквернословием. Сам не курит и вина не пьет. Когда на него смотрят чужие люди, легко краснеет и смущается.
В физическом развитии признаки нерезкого гипогенитального инфантилизма.
При патохарактерологическом обследовании с помощью ПДО по шкале объективной оценки диагностирован сенситивный тип с чертами эмоциональной лабильности. Склонности к алкоголизации и делинквентности не установлено, реакция эмансипации не выражена. Самооценка - удовлетворительная: по шкале субъективной оценки отмечены сенситивные, лабильные и конформные черты, отвергаются черты неустойчивые.
Заключение. Психически здоров. Явная акцентуация по сенситивному типу.
Катамнез. Собран через год. Продолжает работу. Намерен жениться на девушке, к которой остается очень привязан.
Изучая психику человека, ученые обратили внимание, что в определенные моменты жизни развиваются и формируются какие-либо качества, способности. Всему свое время. Существует такое понятие - «сенситивные периоды». Так что же это такое? В чем особенность таких периодов?
Сенситивность
В самом начале несколько слов о том, что такое сенситивность. В переводе с латинского «sensus» - чувство, особенность человека воспринимать окружающий мир, различать и реагировать на внешние раздражители. Человек может обладать повышенной чувствительностью и пониженной. На формирование этой особенности влияют:
- воспитание и самовоспитание;
- окружение;
- наследственность;
- возраст.
Все эти факторы будут играть большую роль в развитии. Разный уровень чувствительности, восприятия мира на протяжении жизни человека дает право поделить процесс формирования личности индивида на определенные периоды. У человека выделяют критические и сенситивные периоды развития. Знать о таких моментах и их особенностях - значит помочь преодолеть трудности, возникающие у ребенка в определенное время. Это поможет также не допустить появления отклонений в психическом и физическом развитии.
Сенситивные периоды
Уровень чувствительности, или сенситивности, меняется с возрастом, а какие факторы на это влияют, читателю уже ясно. Что можно сказать о самих периодах?
Сенситивный период - это определенный этап в жизни, на котором есть все условия для формирования каких-либо качеств и способностей, а также видов деятельности. Например, развитие речевых навыков у ребенка происходит в промежутке между 1,5 и 3 годами. Для формирования той или иной функции необходимо, чтобы были созданы определенные условия, к ним можно отнести:
- организацию окружающей среды;
- педагогическое и тренерское влияние.
В определенные сенситивные периоды отмечается иной уровень восприятия организмом внешних раздражителей. Они меньше всего контролируются генетически, а человек становится очень восприимчивым к педагогическому, тренерскому влиянию. Однако есть и критические периоды. Что это такое, рассмотрим далее.
Критические периоды
Психологи отмечают, что кроме сенситивных периодов, существуют еще и критические. Это время бурных скачков, резкой смены настроений и излишне эмоционального поведения. В такие моменты наблюдается повышенная чувствительность. В этот период происходят интенсивные морфофункциональные изменения определенных систем. А если отсутствует адекватная среда воздействия, возможны необратимые нарушения функций. Например, при развитии плода в критические периоды будет повышена чувствительность к недостатку кислорода, питательным веществам, а также к влиянию радиации.
Все эти факторы могут запустить необратимые процессы в организме. Именно критические периоды переводят человека на новый уровень развития. Преодоление их, таким образом, чрезвычайно важно. Критические и сенситивные периоды развития частично совпадают.
Характеристика сенситивного периода
Существует несколько выводов о периодах развития детей. Необходимо с ними ознакомиться.
- Каждый ребенок проходит в своем развитии через одинаковые сенситивные периоды.
- Время, когда проявляется определенный такой период, для каждого малыша индивидуально. Одни дети развиваются быстрее, другие - медленнее.
- Если за очередной сенситивный период ребенок не смог обрести допустимые навыки, то в следующем промежутке очень сложно будет наверстать упущенное.
Взрослым, чтобы не пропустить этих моментов в развитии ребенка, необходимо:
- знать, какой период за каким следует;
- наблюдать за яркими проявлениями наступления следующего этапа;
- своевременно создавать благоприятную среду для развития внутренних способностей ребенка, учитывая сенситивные периоды.
Этапы сенситивного развития выделяют следующие.
- Начало. Если не заниматься с ребенком, можно упустить благоприятный момент.
- Пик. Это ярко выраженный момент проявления определенных способностей. Его трудно не заметить.
- Спад. Медленное завершение или спад активности развития тех или иных возможностей.
Периоды развития по Монтессори
В вопросе о том, сколько проходит каждый человек таких периодов в своей жизни, ученые не сошлись еще в едином мнении. Но после долгого изучения детской психики и многочасовых наблюдений Мария Монтессори выделяет шесть этапов. Итак, сенситивные периоды развития ребенка:
- возникновение речи;
- период восприятия порядка;
- этап сенсорного развития;
- период физического роста;
- формирование восприятия мелких предметов, микромира;
- появление социальных навыков.
Сенситивные периоды психического развития индивидуальны для каждого отдельного случая. Определить точное время появления и формирования той или иной функции психики практически невозможно. Стоит отметить, что сенситивные периоды развития имеют общие характеристики.
А теперь поговорим о них поподробнее.
Развитие речи
Этот сенситивный период начинается еще при развитии в утробе матери, именно там малыш впервые начинает слышать звуки. Поэтому беременным женщинам рекомендуется разговаривать со своим животиком, слушать мелодичную музыку.
В этот период (а он длится до шести лет) очень важно стимулировать речевые центры ребенка. Отсутствие общения, недостаточное внимание взрослых, а также негативная конфликтная среда могут отрицательно сказаться на речи малыша. В этом случае вероятно возникновение дефектов в произношении, заикания.
Впервые в полтора года ребенок начинает учиться выражать свои желания, эмоции с помощью слов. Но их в запасе еще мало, и язык получается детским. Именно поэтому в таком возрасте не нужно сюсюкать с малышом, говорить надо правильно, четко произнося все слова. Ребенок, как губка, будет впитывать предоставляемые ему нормы общения. Необходимо больше читать книжек, используя при этом разные интонации.
Двух- и трехлетние малыши много разговаривают сами с собой. От 3,5 и до четырехлетнего возраста они уже проявляют интерес к буквам, и речь становится осознанной. В 4-4,5 года ребенок пытается писать отдельные слова, при том что этому его никто не учил. В пятилетнем возрасте малыш сам начинает обучаться чтению, и не нужно его заставлять. Он отлично понимает взрослых. Он как бы сам к этому приходит.
Если же ребенка обучать чему-то, не учитывая его сенситивные периоды развития, то результата достигнуть будет очень тяжело, или же он будет отрицательным.
Период развития восприятия порядка
Этот период начинается с самого рождения и продолжается до 3-х лет. Ребенку очень важно в этот момент находиться в среде, где установлен порядок действий, порядок в отношениях со взрослым миром. На этом основании малыш формирует эти навыки в себе.
Особенно в возрасте 2,5 лет ребенок строго соблюдает выработанные правила. Это способствует спокойствию и уверенности в этом большом и неспокойном мире. Очень многое зависит от роли взрослых и от сложившейся окружающей обстановки в это время. Важно соблюдение порядка в режиме дня, стабильности в окружающей среде и в отношениях со взрослыми.
Сенсорное развитие
Этот этап развития заканчивается около 4-5 лет. Ребенок учится различать предметы, любит пробовать на вкус, прислушиваться, чувствовать запахи. В разные отрезки времени он постигает каждое из этих чувств. Необходимо способствовать развитию этих способностей, давать ребенку самостоятельно испытывать то или иное ощущение. Малыш сам и с помощью родителей будет постигать мир ощущений и чувств.
Познание мелких предметов
В этот сенситивный период малыш увлеченно играет с мелкими предметами. И так же с интересом он наблюдает, как целая кружка разбивается на мелкие осколки. Ему интересно, почему большой мир состоит из маленьких частичек. Необходимо подпитывать этот интерес и давать ребенку, например, проталкивать маленькие шарики в дырочки, тем самым будет развиваться и мелкая моторика, а как известно, это неразрывно связано с формированием речи у малыша. Это происходит в период от 1,5 до 5 лет.
Все вышеуказанные промежутки времени - это и есть сенситивные периоды развития способностей.
На ранних этапах взросления в ребенке развиваются и генетически заложенные таланты. Однако точно сказать, в какой из периодов проявится то или иное умение у ребенка, невозможно. Все же взрослые могут способствовать такому развитию и создать благоприятные для этого условия. Талант не может возникнуть из ниоткуда. Необходимо дать ребенку возможность попробовать себя в разных сферах и понаблюдать за ним, ведь что-то всегда дается очень легко, а что-то - с трудом.
Физическое развитие ребенка
Огромное значение имеет физическая активность ребенка. После рождения двигательная функция способствует обогащению крови кислородом и поступлению его в клетки головного мозга. Это благоприятно скажется на развитии психики ребенка. Ограничение малыша в свободе движений отрицательно отразится на его состоянии здоровья. Формирование физических способностей длится от 1 года до 4 лет.
В возрасте пяти лет у детей развивается ловкость, формируются координационные и ориентационные способности. Особое внимание уделяется прыжкам и сохранению равновесия.
В возрасте шести лет более активно развиваются гибкость, ловкость. Дети активно двигают руками, ногами, прыгают, бегают.
Сенситивные периоды физического развития детей в промежутке от семи до десяти лет характеризуются возрастанием нагрузок и большим количеством этапов с ростом темпов активности. Необходимо уделять особое внимание формированию таких качеств, как быстрота, ловкость, сила. Их развитие будет содействовать укреплению психики и эмоциональному равновесию.
Развитие социальных навыков
Происходит это обычно на отрезке от 2,5 до 6 лет. Ребенок любит копировать действия взрослых, и у него это легко получается. В этот сенситивный период необходимо обучить малыша правильным манерам поведения, культурному общению. Нужно научить ребенка адаптироваться в обществе с разными людьми.
Периоды развития по Выготскому
Заслуживает внимания и мнение еще одного авторитетного психолога по этому вопросу.
Необходимо знать, что сенситивный период - это такой момент, на приход которого невозможно повлиять. О нем необходимо знать и в воспитании использовать максимально.
Выготский выделяет следующие сенситивные периоды развития ребенка.
- От 1,5 до 3 лет. Это этап пополнения словарного запаса ребенка. Существует возможность обучать малыша иностранным языкам.
- Период от 3 до 4 лет. У ребенка развивается речь. Он воспринимает себя как личность, может сформулировать свои мысли.
- Этап от 4 до 5 лет. У ребенка появляется интерес к музыке, математике. Это время экспериментов с цветами, формами, размерами.
- От 5 до 6 лет. Осознаются правила поведения в обществе. Ребенок понимает, что люди неодинаковы, учится адаптироваться в социуме. Возникает интерес к чтению, самостоятельному обучению.
- От 8 лет до 9 развиваются воображение, фантазия. Наблюдается активность лингвистических способностей. Ребенок начинает интересоваться искусством.
Проблема сенситивных периодов заключается в том, что родители и воспитатели не должны упускать наступление каждого из них, но получается это, к сожалению, не всегда. А еще требуются терпение и понимание взрослых, а для педагога важно умение находить подход к каждому ребенку, особенно в кризисные моменты: это год, три года и семь лет.
Задача родителей - внимательнее наблюдать за своими детьми, чтобы не пропустить периоды, когда малыши впитывают новую информацию и навыки. Только тогда ребенок вырастет способным и развитым.
В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Выделяют несколько критических периодов развития. Такими наиболее опасными периодами являются:
1. время развития половых клеток – овогенез и сперматогенез;
2. момент слияния половых клеток – оплодотворение;
3. имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);
4. формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);
5. стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);
6. формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);
7. момент рождения ребенка и период новорожденности – переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;
8. период раннего и первого детства (2 года – 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;
9. подростковый возраст (период полового созревания – у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет), когда одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность.
Литература
7. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. – 103 с.
8. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985. – 384 с.
9. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М.: Просвещение, 1986.
10. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000.
11. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2000.
12. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990.
Сенситивный период — это определенный период в жизни индивида, в котором созданы более оптимальные условия для развития у него некоторых психологических качеств и видов деятельности. Т.е. это период максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики. Так, например, сенситивным периодом для развития речи у детей будет возраст от 1,5 до 3 лет.
В основе сенситивного периода лежит преходящее увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям. Фактически такой период являет собой временной отрезок более высокой пластичности, функция и структура во время которого показывают свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.
Сенситивные периоды развития ребенка
Возрастная сенситивность – это свойственное конкретному возрастному этапу наилучшее сочетание условий для формирования конкретных свойств или процессов психики.
Каждый индивид в любом возрасте, будь-то младенчество или дошкольный возраст, развивается индивидуально. Не существует одинаковых индивидов. Каждый рождается с определенным набором свойств психики, задатков. Степень развитости детей зависит от их восприятия разных типов деятельности.
Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено Л. Выготским. Он полагал, что поворотные периоды в развитии детей иногда могут принимать кризисный характер, когда развитие становится стремительным или катастрофическим. В такое время малыш становится особенно восприимчивым к приобретению определенных знаний и навыков. Однако, в это же время, в детском организме протекают трансформации, характеризующиеся ранимостью и повышенной чувствительностью. Такие временные этапы возникают в разный период и характеризуются непродолжительностью. На возникновение этих этапов не могут воздействовать ни педагоги, ни родители, однако при верном подходе можно довольно продуктивно их применять для дальнейшего развития детей.
Сенситивный период – это такой временной отрезок, который характеризуется максимальной чувствительностью и благоприятными условиями для формирования определенной способности или типа деятельности организма. Поэтому, необходимо на определенном этапе возрастного развития уделять большее внимание конкретной области, при этом стараясь развить качественную составляющую способностей детей.
На первом году жизни малыш познает мир, используя для этого слуховые и тактильные ощущения. Именно поэтому в этот период важным становится формирование сенсорной области.
Раннее детство от одного года и до трех лет является сенситивным периодом для развития речевых способностей. Формирование их происходит достаточно быстро: сначала малыш слушает взрослых и как бы накапливает словарный запас, а где-то к возрасту три года речь у малыша начинает приобретать предметный характер. Малыш учится реагировать на слова, произносимые другим человеком, воспринимает настроение людей, пытается выражать чувства и эмоции.
Возраст от полутора до двух с половиной лет характеризуется манипуляциями с мелкими предметами, что говорит о формировании моторики пальчиков и руки, происходит подготовка руки к писанию. Малыш в возрасте с двух с половиной лет и до трех довольно часто разговаривает с собой, что позволяет делать выводы о логике произносимых им фраз, последовательности и непоследовательности речи. Со временем такие монологи ведутся мысленно.
Сенситивный период дошкольного возраста от трех лет и до семи характеризуется тем, что малыш начинает включаться во взрослую жизнь, в виды деятельности. Он начинает понимать силу мысли, которую можно грамотно выразить при помощи речи. В этот период малыши могут сами выбирать темы игр, определять роли. В этом возрасте они оживленно интересуются обозначением звуков буквами при помощи символов. Особенностью данного этапа является игра. Ребенок испытывает сильное желание деятельно участвовать в той области деятельности, которая ему еще недоступна и совсем малоизвестна. Вначале образуется режиссерская игра, затем или одновременно с ней или немного позже появляется и ролевая игра. Чуть позднее появляются игры с правилами – сюжетно-ролевые игры, наполненные содержанием. Малыш сам придумывает сюжет и условия. Творческий характер такой игры обуславливается наличием замысла, осуществление которого сопряжено с энергичной работой воображения, с формированием у детей способностей отображения своих впечатлений о мире, который их окружает.
Возраст от восьми и до девяти лет является повторным пиком речевых способностей. Также данный этап является временем стремительного формирования воображения и восприятия культуры.
Сенситивный период – это возможность предельно развить способности детей в конкретном возрасте, при этом обращая внимание на качественность развития способностей: до одного года – слуховые и тактильные ощущения, от года до трех лет – речь, способность выражения ребенком своих мыслей и чувств.
Сенситивный период дошкольного возраста дает основу для развития способностей к взаимодействию с окружающими и общению. Особенностью развития индивида является то, что все новые умения, знания, навыки накладываются на уже изученные, поэтому очень важно вовремя успеть вложить в малыша как можно больше.
В раннем возрасте довольно сложно распознать сенситивные периоды, однако наряду с этим нужно успеть вовремя начать формировать навыки, давшиеся природой. Важным является создание необходимых условий, при которых дети смогут проявить свои способности, не ограничивать деятельность малыша, предоставить возможность свободного творческого проявления. Сенситивные этапы не заканчиваются в 9 лет, они характерны и для подросткового периода, и для юношеского. Но в самом раннем периоде жизни ребенка закладывается базис, который индивид будет использовать в старшем возрасте.
Перечисленные выше периоды обязательно наступают у каждого индивида, но время проявления и длительность этапов довольно индивидуальны.
Выгосткий полагал, что наряду с сенситивными периодами у детей существует три существенных кризисных возрастных момента: в возрасте одного года, трех, семи лет. В такие периоды детям нужно уделять больше внимания со стороны близких. Необходимо понимать, что чем значительнее сфера интересов индивида, тем более гармоничным будет его развитие. И даже учитывая то, что формирование интеллектуальной сферы субъекта происходит в течение взрослой жизни, в раннем возрасте это протекает намного естественнее и легче.
Очень важно родителям обратить внимание на основные сенситивные периоды и на начало проявления каждого из них, для того, чтобы своевременно подготовить основу и среду для оптимального удовлетворения потребностей детей на каждом этапе его развития.
Итальянский педагог М. Монтессори выделила основные сенситивные периоды формирования: сенситивные период развития речи происходят от нуля и до 6 лет, сенситивный этап восприятия порядка наступает от нуля и до трех лет, сенситивный этап сенсорного формирования – с полугода и до пяти лет, сенситивный этап восприятия мелких предметов – от полутора лет и до шести с половиной, сенситивный этап формирования действий и движений – от года до четырех лет, сенситивный этап формирования социальных навыков – от двух с половиной до 6 лет.
Сенситивные периоды физического развития
Формирование движений у детей происходит в установленной последовательности. Для того, чтобы выполнить любое движение нужно проявить определенные физические качества, иметь быстроту и ловкость, затратить некоторую силу. Поэтому наряду с развитием главных движений идет и формирование физических качеств. Степень развитости физических качеств обуславливает качество и количество движений, которыми обладает малыш.
Физические качества характеризуются неравномерностью развития в разные периоды жизни детей. В одно время определенные качества формируются одинаково быстро и синхронно, в другое время – качества нарастают с различной силой. Этапы, в которые то или иное качество формируется наиболее сильно, называются сенситивными.
Сенситивные периоды способностей и сенситивный этап формирования физического развития длятся приблизительно от одного года и до четырех лет. Благодаря движениям, которые сопровождаются интенсивной вентиляцией легких детей, происходит насыщение кислородом крови в достаточном количестве для питания им клеток головного мозга, участвующих в формировании функций психики.
Течение данного периода не всегда однородно и характеризуется моментами, когда малыш сосредоточивает внимание на конкретных действиях или движениях. В начале этого сенситивного периода детей интересует только движения, а впоследствии их интересуют более трудные действия, для того, чтобы их выполнить, малышам нужно обладать определенной степенью координации, выразительности и свободы движения.
Ловкость, быстрота, динамическая и статическая сила – физические качества и функционально-двигательные навыки, такие как координационные и ориентационные склонности, дифференциация пространственных характеристик и силовых напряжений, умеренно формируются в возрасте пяти лет. Также в этот период получают развитие и два главных движения – прыжок и равновесие.
В возрасте шести лет наблюдается умеренный рост в формировании трех качеств, таких как гибкость, выносливость и скоростная сила, двух склонностей, таких как дифференциация пространственных характеристик и ориентационные способности. Более ускоренно происходит развитие следующих немаловажных движений: метание, ходьба, движения ногами и руками.
Сенситивные периоды способностей и рост двух способностей – дифференциации силовых напряжений и координационных способностей обуславливают седьмой год жизни. Также данный этап характеризуется умеренным, ускоренным развитием гибкости и ловкости, умеренным развитием таких основных движений, как бег, ходьба, метание, прыжки, движения ногами и руками.
Сенситивный период дошкольного возраста также характеризуется развитием невербальной памяти, а именно – двигательной, которая играет важную роль в управлении движениями.
Период раннего детства – это возраст, когда происходит формирование потребностей в энергичной двигательной деятельности и запуск механизмов формирования всех способностей детей. Если пропустить данный период, то потом его будет или невозможно или достаточно трудно наверстать. Именно поэтому настолько важна оздоровительная и коррекционная работа по физиологическому воспитанию.
Двигательная детская деятельность в раннем возрасте требует разнообразного подхода, который, прежде всего, заключается в обучении локальным движениям (движениям частей тела), соединениям движений тела, цельным движениям — перемещениям тела. Локальным движениям и сочетаниям движений можно обучить с помощью развивающих упражнений. Целостные движения – это прыжки, ходьбы, метание бег.
В процессах научения детей основным движениям следует целенаправленно влиять на формирование таких физических качеств, как сила, быстрота, ловкость и др. Успешность в освоении важными для жизни умениями и навыками обусловлена от степени развитости физических качеств.
Чувственная, психическая и эмоциональная область формируются в ходе воспитания перечисленных выше физических качеств. Именно поэтому настолько важно физическое воспитание малыша. Физическое воспитание считают первой ступенькой в обучении в целом.
Возраст детей от семи и до десяти лет, вне зависимости от своего морфофункционального вида, характеризуется довольно высоким уровнем сенситивности в влиянию физических нагрузок и самым большим количеством этапов с высочайшим естественным ростом двигательных качеств. А период с десяти лет и до тринадцати характеризуется наименьшим количеством таких этапов.
Сенситивные периоды психического развития
Сенситивные периоды развития человека нужно знать и обязательно учитывать для формирования эффективного общественного влияния на развитие личности. В конкретные фазы жизни дети являются особо чувствительными к определенному педагогическому воздействию и сенситивными к нему.
Сенситивные периоды развития человека – это чувствительный и особо благоприятный этап становления личности к формированию некоторых функций психики.
Если сенситивный период был потерян, то в последующем соответственные ему качества психики ребенка формируются достаточно трудно и не всегда могут достигнуть совершенства.
Сензитивность необходимо толковать в качестве своевременных и наиболее благоприятных условий для формирования конкретной функции или свойства психики. Обязательно следует учитывать, что сенситивный период формирования определенных функций психики, носит переходящий временный характер. Так, например, раннее детство является сенситивным этапом для формирования речи и если по каким-то причинам он будет упущен, ребенку в дальнейшем будет достаточно трудно разговаривать и выражать свои мысля связно.
Сензитивность имеет зависимость от целого комплекса факторов – от закономерностей формирования человеческого мозга, его предыдущих достижений в психическом развитии. Отсюда следует, что границы переживания сенситивной фазы являются индивидуальными для каждого индивида. Следует также помнить о том, что учет сенситивной фазы должен опираться не только на сложившиеся ранее психические процессы, а в большей степени на те, которые находятся еще в процессах созревания. Эффективный и грамотный подход к обучению активизирует задатки детей, при этом стимулируя их формирование до степени умений, знаний и способностей.
В современной науке остается открытым вопрос установления сенситивных периодов для развития всех функций психики, формирующихся в процессе онтогенеза индивида. Однако, существует несколько общих характеристик таких периодов и они всегда универсальны, т.е. появляются в процессе развития всех субъектов, вне зависимости от национальности и расы, темпов развития, различий, связанных с культурой или геополитикой; они обязательно индивидуальны в тех случаях, когда это касается длительности их течения у конкретного субъекта и времени их появления.
Критические и сенситивные периоды
Способность нервной системы трансформироваться под воздействием внешних факторов имеет переходящий характер. А совпадает она с периодом более усиленного морфофункционального созревания, что может объясняться явлением возрастной чувствительности к влияниям среды, с которым взаимосвязаны сенситивные и критические этапы развития.
Каждый из этапов имеет ряд характерных особенностей, хотя их основой и является временное увеличение чувствительности к определенным внешним воздействиям. Характерные особенности: уровень избирательности к восприятию, временной распорядок, следствия неадекватного осуществления, обратимость исходов.
Изначально такое понятие, как критический период, использовалось в эмбриологии с целью обозначения отрезков времени, которые характеризуются высокой чувствительностью к воздействию факторов, выходящих за пределы физиологических норм.
В период внутриутробного формирования в четко выделенные его этапы каждый орган претерпевает определенные критические фазы дифференциации.
Критическим следует называть такой период, когда организм должен ощущать нормативные влияния, и это будет условием его будущего полноценного развития. Все трансформации, возникающие в ходе критической фазы, характеризуются необратимостью, вследствие этого функция и структура получают законченный вид, который становится не чувствительным к модифицирующим влияниям в позднем возрасте. Критические фазы более характерны для анатомических и морфологических трансформаций в процессе формирования. Так как они сопряжены с конкретной стадией морфологического развития, они могут являть собой хронологическую симметрию развития.
Понятие сенситивный обозначает отрезок времени, характеризующийся некоторым набором стимулов, которые оказывают большее воздействие на формирование функций, чем до или после. Фактически такой период рассматривается как более благоприятный для освоения. Иначе говоря, критический период обозначает действие «сейчас или никогда», а сенситивный — «можно и в другое время, но лучше сейчас».
Сенситивные и критические периоды обуславливают механизм индивидуализации формирования, так как в зависимости от осуществления определенного периода последующие этапы могут получать все более характерный, свойственный только данному субъекту опыт.
В связи с тем, что индивидуальность субъекта на всем этапе онтогенетического развития целостна, то можно сделать вывод, что кризисы обладают системным характером и в качестве невидимой силы «включают» значимые физиологические преобразования.
Сенситивный период развития речи
Сенситивный этап для формирования речи довольно большой по длительности и занимает практически весь период дошкольного детства. Сенситивный период формирования речи длится примерно от нуля и до шести лет. Причем начало данного этапа происходит еще во внутриутробном развитии, когда ребенок сквозь воды начинает воспринимать речь матери и звуки окружающей среды. Именно в это время малыш привыкает к речи, и может, находясь еще в животе у матери, реагировать на интонации и настроения мамы.
Возраст до четырех с половиной месяцев характеризуется тем, что малыш ощущает речь как что-то особенное. Сознание малыша в этом возрасте еще не в состоянии выделить в отдельные образы картины окружающего мира, себя. Все его впечатления об окружающей среде довольно спутаны, однако речь для него становится единственным ярким образом.
Новорожденные дети с момента рождения внимательно относятся к речи, могут замирать или прислушиваться к произносимым словам. Часто можно заметить, как дети смотрят на рот произносящего речь, оборачиваются на звук. По отсутствию реакций на звуки и речь можно судить о наличии у детей проблем со слухом. К сожалению, позиция некоторых взрослых такова, они считают, что маленькие дети ничего не понимают и поэтому пренебрегают общением с ними. Тем самым теряя его сенситивный период.
Малыш старается научиться подражать слышимым звукам. Это время, когда малыш постоянно надувает пузыри из слюней, все выплевывает, что свидетельствует о начале тренировки мышц артикуляционного аппарата. Далее он начинает самостоятельно располагать выговариваемые им звуки поочередно друг за другом, при этом стараясь выстроить их в разные последовательности и вслушаться в звучание.
Одним из шагов на пути к развитию и становлению речи, характеризующейся осознанностью, является сначала агуканье малыша, а затем произнесение некоторых сочетаний букв. Однако вначале это происходит неосознанно. Малыш только начинает тренировать свой артикуляционный аппарат. Однако наиболее частые слова, которые обращены к нему, он уже научился понимать.
В возрасте приблизительно около года ребенок старается выговорить свое первое слово – это его первое выражение мысли. Однако тут он встречается с ситуацией . Он прекрасно представляет, что речь должна что-то означать, но не может воспользоваться таким знанием из-за недостатка слов. Малыш хочет говорить, но еще не время.
Ближе к году дети уже могут употреблять осмысленно более часто произносимые слова. В этом возрасте ребенок наполняет свой пассивный словарь. К двум годам в его словаре будет уже достаточно много слов, тогда как в активном так и останется их небольшое количество. В этом возрасте происходит лавинообразное наполнение словаря детей.
Малыш начинает проявлять свои чувства и выражать желания в возрасте около полутора лет. Данный этап характеризуется тем, что ребенок непосредственно говорит о том, что желает или чего не хочет. Он говорит языком чувств, применяя ориентационную механическую речь. Например, вместо слова «правильно» произносят слово «приятно». Такой метод ориентации является естественным для субъекта. В дальнейшем человеку навязывают в процессе воспитания другой способ ориентации. На этой стадии формирования дети уже в состоянии воспринимать грамматические стандарты языка и способны грамматически правильно сформулировать фразы и предложения. Именно из-за недостатка слов у взрослых создается впечатление о наличии характерного детского языка с определенными нормами грамматики.
Следовательно, можно сделать два существенных вывода. Первый заключается в категорическом запрете для взрослых на так называемое «сюсюканье» с малышом, на придумывание родителями для облегчения общения специального, более простого детского языка. Напротив, в период сенситивности, когда дети более чувствительны к усвоению и восприятию норм языка, речь взрослых должна характеризоваться грамотностью, четкостью и ясностью. На этом этапе дети как никогда более нуждаются в том, чтобы им рассказывали как можно больше историй, включающих в себя разнообразие и богатство слов, грамматических конструкций речи, рассказов, которые являются образцом стиля, больше с ним общались. Второй вывод заключается в принципиальной возможности последующего речевого развития детей в билингвической среде, т.е. тогда, когда у них есть возможность освоения сразу двух языков. Можно быть уверенными в том, что путаницы у детей со словами не произойдет. Они не будут в русских грамматических конструкциях использовать английские слова.
Возраст от двух с половиной лет и до трех характеризуется тем, что ребенок начинает вести монолог с самим собой. Как было сказано выше, впоследствии монологи делаются внутренними. Судить об особенностях мышления в дальнейшем можно будет лишь косвенно.
Возраст от трех с половиной и до четырех лет характеризуется употреблением ребенком речи осознанно и целенаправленно. Он начинает решать свои возникшие проблемы при помощи речи. Например, может о чем-то попросить. Данный этап обуславливается тем, что малыш начинает осознавать силу своей мысли, которая выражена грамотно и поэтому понятна окружающим. В этот период дети активно интересуются буквами, могут с удовольствием их обводить или складывать из них различные сочетания слов.
Следующий серьезный шаг в развитии речи у малыша проявляется в возрасте от четырех и до четырех с половиной лет – ребенок начинает самопроизвольно писать некоторые слова, фразы, небольшие предложения и маленькие рассказы. Самое удивительное то, что это наступает вне зависимости от того, обучали ли малыша ранее письму или нет.
Возраст приблизительно около пяти лет характеризуется тем, что малыш уже без принуждения, совершенно самостоятельно учится читать – к этому его направляет логичность речевого развития. Так как процесс письма – это своеобразное выражение определенным образом своих размышлений, а процесс чтения предусматривает, кроме различения букв и умений их складывать в слова, еще и разумение мыслей других индивидов, которые находятся за этими словами. А это процесс намного более сложный, чем выражение собственных мыслей.
Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что если детей принуждать что-нибудь делать вне границ соответственного сенситивного периода (например, осваивать навыки письма, чтения), то результат, конечно, будет, но гораздо позже, а иногда результата может не быть совсем.
Сенситивный период – это временной диапазон, максимально благоприятный для развития той или иной функции, гой или иной способности человека. Например, сенситивным периодом в развитии речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет. Это не означает, что речевая функция не развивается ни до, ни после этого возраста, но именно в этот период речь развивается наиболее бурно и в этот период ребенок должен иметь опыт речевого общения, поддержку и поощрение взрослым его речевых попыток, желания выразить свои чувства речью.
Сенситивные периоды в развитии ребенка определяются последовательным созреванием определенных участков центральной нервной системы. Знание этих периодов позволяет создавать вокруг ребенка необходимую среду для развития навыков, которые связаны с развитием определенных структур мозга. Особенно эффективен этот подход при обучении детей с отставанием в психическом развитии, нарушениями слуха и зрения. При таком подходе высокая чувствительность определенных функций в определенные периоды используется для эффективной стимуляции развития этих функций внешними воздействиями. Выявление и учет сенситивных периодов является обязательным условием создания адекватных условий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка.
Границы сенситивных периодов не являются резко выраженными, у каждого ребенка они могут быть сдвинуты в ту или иную сторону на несколько месяцев. Сенситивные периоды формирования различных функций могут накладываться и создавать предпосылки друг для друга. Выделение сенситивных периодов в равной степени относится к моторным функциям (освоение моторных навыков), сенсорным функциям (развитие восприятия окружающего мира) и психическим функциям, включающим в себя сенсорные и моторные. Ниже приведены условные границы некоторых сенситивных периодов.
1. От 1 месяца до 3–4 лет – период освоения движений и действий. Нормальное состояние бодрствующего ребенка – движение. На первом году жизни ребенок осваивает собственное тело, учится управлять отдельными его частями, поворачиваться, садиться, вставать. Затем он осваивает действия с предметами, совершенствует движения руки. Восприятие и познание окружающего мира происходит в значительной степени через движение. Полученные в результате "двигательного периода" представления об окружающем мире ложатся в основу развития мышления.
2. От 0 до 5,5 лет – период сенсорного развития. Активное приобретение с первых месяцев жизни сенсорного опыта (опыта, представленного в ощущениях величины, формы, веса, цвета, фактуры, структуры предметов, вкуса, запаха, разнообразных звуков) стимулирует формирование и развитие зон головного мозга, обеспечивающих восприятие и переработку сенсорной информации, способствует развитию интеллекта ребенка.
3. От 0 до 6 лет – период развития речи. В этот период каждый ребенок – "великий филолог", скорость и качество усвоения им речевой информации не имеет аналогий в другие периоды развития. На первом году жизни ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка. На втором году нарастает словарь ребенка, происходит соединение отдельных слов в простые фразы, усваиваются многие грамматические нормы. В 2,5-3 года ребенок говорит многословными фразами, использует соединительные союзы и местоимения. К этому возрасту речь становится средством общения и средством управления поведением. К 5–6 годам ребенок начинает осваивать письменную речь (чтение и письмо).
4. От 10 месяцев до 2,5 лет – период интереса к мелким предметам. Повышенный интерес ребенка к мелким предметам связан с потребностью интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускулов руки. Манипуляции с мелкими предметами стимулируют интенсивное развитие определенных отделов головного мозга, в том числе отделов, обеспечивающих развитие речи.
5. От 2 до 6 лет – период развития социальных навыков. Ребенок начинает идентифицировать и осознавать себя, уменьшается его зависимость от взрослого, появляется интерес к другим детям, групповым формам поведения, к отношениям со взрослыми и сверстниками. Он осваивает социальные правила поведения. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни, который постепенно становится потребностью. Ребенок "примеряет" на себя различные роли, что ведет к развитию сюжетно-ролевой игры и интенсивному впитыванию культуры социального окружения. Отсутствие адекватного социального опыта в этом периоде значительно снижает возможности социальной адаптации не только в дошкольном периоде, но и на протяжении последующей жизни.
Каждый из сенситивных периодов требует определенных условий (организации окружающей среды и педагогических воздействий) для оптимального развития тех функций, которые в этот период интенсивно развиваются и формируются.
Помимо сенситивных периодов в онтогенетическом развитии можно выделить периоды бурных переломных скачков. Это критические периоды , во время которых происходят интенсивные морфофункциональные изменения определенных систем, они характеризуются особой чувствительностью развивающейся функции, когда отсутствие адекватных средовых воздействий может необратимо нарушить становление функции. Например, при отсутствии определенных зрительных стимулов в первые месяцы жизни восприятие их в дальнейшем не формируется, то же относится к речевой функции (известны примеры детей-"маугли", которые выросли среди животных – овладение человеческой речью в дальнейшем оказалось для них недоступно).
Критическим является весь период внутриутробного развития, период новорожденности и первые шесть месяцев младенчества, так как в этом возрасте закладываются основы большинства физических и психических функций, их регуляции и взаимодействия. В дальнейшем онтогенезе критическими являются периоды наложения сенситивных периодов и резких изменений социально-средовых факторов (к примеру, на возраст начала школьного обучения с резкой сменой социальных условий приходится так называемый полуростовой скачок – возрастной физиологический криз 6–7 лет, сопровождающийся психологическим кризисом 6–7 лет. Критическим периодом является и начало полового созревания (пубертат) – изменение нейрогуморальной регуляции организма ослабляет возможности саморегуляции, что совпадает по времени с повышением социальных требований к подросткам и неустойчивости их самооценки. Это приводит к рассогласованности между социальными требованиями и функциональными возможностями организма, может проявляться "трудным" поведением и отклонениями в здоровье.
Критические периоды онтогенеза отличаются более высокой чувствительностью развивающегося организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды, чем относительно стабильные периоды развития.
26 .Охарактеризовать классификацию возрастной периодизации (по Н.П.Гундобину)
Физиологи и врачи давно пытались для установления особенностей развития детского организма на каждом этапе его жизнедеятельности выделить несколько возрастных периодов. В основу деления брали такие признаки, как прорезывание зубов, сроки окостенения отдельных частей скелета, особенности роста, психического развития и др. Наиболее распространенной классификацией, которая и в настоящее время принимается педиатрией, является классификация Н. П. Гундобина . В основу ее положены некоторые биологические особенности растущего организма ребенка. Выделяются следующие периоды:
период новорожденности (до отпадения пуповины);
грудной возраст (до одного года);
период молочных зубов (с одного года до 6-7 лет);
период старшего детства (с 8 до 11 лет);
период полового созревания (12-17 лет).
На специальном Международном симпозиуме по возрастной периодизации (Москва, 1965) была предложена и утверждена схема возрастной периодизации, по которой период созревания разделен на несколько этапов:
новорожденный - от 1 до 10 дней;
грудной возраст - от 10 дней до 1 года;
раннее детство - от 1 года до 3 лет;
первое детство - от 4 до 7 лет;
второе детство:
мальчики - от 8 до 12 лет;
девочки - от 8 до 11 лет;
подростковый возраст:
мальчики - от 13 до 16 лет;
девочки - от 12 до 15 лет;
юношеский возраст:
юноши - от 17 до 21 года;
девушки - от 16 до 20 лет.
Для работы с детьми наиболее целесообразным считается такое деление развития ребенка на периоды, при котором учитывается совокупность его анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания и обучения.
Различают возрастные периоды: период новорожденности (первые две-три недели жизни); грудной возраст (до года); преддошкольный, или ясельный, возраст (от 1 до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); школьный возраст: младший (от 7 до 10 лет), средний (от 11 до 14 лет), старший - подростковый (от 14 до 18 лет). Такое деление на возрастные группы не противоречит схеме, принятой на Международном симпозиуме.
Дошкольные учреждения организуются для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; группы комплектуются с учетом возраста детей.
Детей 6-7 лет готовят к школе, кроме детских садов, и подготовительные классы в школах. В соответствии с постановлением партии и правительства от 22 декабря 1977 г. подготовительные классы в нашей стране получают все большее развитие.
Период новорожденности Периодом новорожденности считают время от рождения ребенка до момента отпадения у него пуповины (в среднем около двух недель). Резкое изменение условий жизни (внеутробное существование) заставляет организм ребенка приспосабливаться к совершенно новым и постоянно меняющимся факторам внешней среды. Это отражается на функциях многих органов и систем новорожденного, иногда вызывает их нарушение. В первые 2-4 дня у новорожденных наблюдаются такие явления, как потеря в весе (на 6-10 % от веса при рождении), желтушное окрашивание, связанное с временной недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов, гиперемия (покраснение кожи, сопровождающееся иногда ее шелушением), недостаточная терморегуляция (температура тела легко изменяется при изменении температуры окружающего воздуха), в результате ребенок легко перегревается или переохлаждается. К концу первой - началу второй недели при нормальных условиях питания и ухода за новорожденным большинство нарушений почти полностью устраняется.
Заболевания детей данного периода связаны или с нарушением внутриутробного развития (недоношенность, врожденные уродства, пороки сердца), или с родовыми травмами (внутричерепные кровоизлияния, родовые опухоли, переломы костей), или с наследственностью (гемофилия, умственная отсталость и др.). Материнское молоко в этом периоде представляет основную и единственно полноценную пищу, обеспечивающую правильное развитие ребенка.
Когда вес ребенка выравнивается, пупочная рана заживает, исчезает желтушное окрашивание, период новорожденности можно считать законченным.
Грудной возраст По окончании периода новорожденности у грудного ребенка наблюдается интенсивный темп роста и развития, который ни в каком другом возрасте не бывает столь значительным. В течение первого года вес тела ребенка увеличивается на 200%, а длина - на 50%. Особенно большие прибавки в весе и росте ребенка наблюдаются в первую половину года (ежемесячная прибавка в весе составляет 600 г, а в росте - 2,5-3 см).
Для обеспечения усиленного роста и развития детям первого года жизни необходимо большее количество пищи (относительно 1 кг веса), чем старшим детям или взрослым. Вместе с тем пищеварительный тракт в этом возрасте недостаточно развит, и при малейшем нарушении режима питания, изменении качества или количества пищи у детей могут возникнуть как острые, так и хронические расстройства пищеварения и питания, авитаминозы, аномалии конституции (неправильная реакция организма на нормальные условия жизни и питания), проявляющиеся чаще всего в виде экссудативного диатеза. Материнское молоко в первые 4-5 месяцев жизни ребенка остается основной пищей.
Ткани у грудных детей отличаются тонкостью и нежностью, недостаточным развитием эластических (упругих) волокон, в результате чего они легко ранимы. Вместе с тем благодаря наличию в тканях маленького ребенка большого количества молодых клеточных элементов и кровеносных сосудов, хорошо питающих их, любое повреждение у детей заживает значительно быстрее, чем у взрослых.
Воспалительная (защитная) реакция на проникновение болезнетворных микробов у детей грудного возраста слабо выражена, почти отсутствует защитная реакция со стороны регионарных (периферических) лимфатических узлов, поэтому на любое местное заболевание организм ребенка очень часто отвечает общей реакцией. Дети в этом возрасте склонны к гнойничковым поражениям кожи, которые при плохом уходе за ребенком могут переходить в общее заражение крови.
Инфекционные заболевания у грудных детей, особенно в первые месяцы их жизни, редки. Корь, краснуха, скарлатина почти не встречаются; дифтерия, ветряная оспа, дизентерия и др. протекают своеобразно, часто не давая характерных для этих болезней симптомов. Это зависит, с одной стороны, от иммунитета, приобретенного ребенком еще в период его утробной жизни через плаценту и полученного с молоком матери, с другой - от незаконченности строения многих органов и систем, особенно центральной и периферической нервной систем.
Условнорефлекторные связи у детей первого года жизни малоустойчивы вследствие слабости тормозных и раздражительных корковых процессов. В корковой динамике процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации. Это приводит к тому, что процесс возбуждения или торможения, возникнув в каком-либо одном участке, быстро распространяется по коре головного мозга.
Грудные дети, особенно в первые месяцы жизни, не могут длительно бодрствовать. Повышенная активность нервной системы быстро приводит к торможению, которое, распространяясь по коре и другим отделам головного мозга, вызывает сон.
Уже на первом году жизни у ребенка начинает формироваться речь. Недифференцированные звуки - гуление - постепенно сменяются слогами. К концу года здоровый ребенок довольно хорошо понимает речь окружающих его взрослых, сам произносит 5-10 простых слов.
У грудных детей идет энергичный рост и окостенение скелета, образуются шейный и поясничный изгибы позвоночника, развиваются мышцы туловища и ног. К концу года здоровый ребенок хорошо сидит, прочно стоит на ножках, ходит, однако движения его еще недостаточно координированы.
Преддошкольный, или ясельный возраст (от года до 3 лет) Ранний детский возраст - от года до трех лет - называется преддошкольным, или ясельным. В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8-10 см, веса - 4-6 кг за год. Изменяются пропорции тела, относительно уменьшаются размеры головы: с 1/4 длины тела у новорожденного до 1/5 у ребенка 3 лет. Наличие зубов (к концу года их должно быть 8), увеличение количества пищеварительных соков и повышение их концентрации служат основанием для перевода ребенка с грудного вскармливания на общий стол.
У детей второго года жизни происходит интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с окружающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов у детей в этом возрасте достигает 200-300, они произносят не только отдельные слова, но и целые фразы).
Более широкое общение с окружающим миром создает и большую возможность соприкосновения здоровых детей с детьми, заболевшими инфекционными болезнями. Кроме того, с возрастом пассивный иммунитет, переданный ребенку матерью, ослабевает, угроза возникновения у детей инфекций (корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия и др.) возрастает. Вместе с тем острые и хронические расстройства пищеварения и питания в этом возрасте встречаются реже, чем у детей первого года жизни.
Ткани детей раннего возраста еще очень нежны и легко ранимы, в этот период по-прежнему за ребенком нужен хороший уход. В период преддошкольного детства возрастает необходимость в продуманной и планомерной воспитательной работе с детьми.
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) Этот период отличается более медленным темпом роста ребенка. Годичные прибавки роста (от 3 до 7 лет) составляют в среднем 5-8 см, веса - около 2 кг. Пропорции тела заметно меняются. К 6-7 годам голова составляет лишь 1/6 длины тела. В результате неравномерного роста головы, туловища и конечностей происходит перемещение средней точки длины тела. У доношенного новорожденного эта точка находится почти на пупке, у ребенка в возрасте 6 лет - на середине между пупком и симфизом (лобком), у взрослого - на лобке.
Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и формированию иннервационного аппарата мышц дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты.
В этом возрасте способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии повышается, процессы отрицательной индукции в коре головного мозга несколько усиливаются, поэтому дети могут более продолжительное время сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью.
На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает, речевые сигналы начинают играть основную роль в организации поведения ребенка. Развитию речи способствуют игры и занятия, разучивание стихов и песен, общение детей со взрослыми. Произношение отдельных слов и целых фраз ребенок усваивает через подражание, поэтому развитие правильной детской речи в большой степени зависит от того, насколько правильна речь окружающих его людей. Недостаток внимания со стороны взрослых, острые и хронические заболевания могут вызвать замедление развития речи у ребенка.
Вследствие того что дети 3-5 лет слабо владеют речевой моторикой, им свойственны физиологические недостатки звукопроизношения (неправильное произношение шипящих, свистящих звуков, звуков р и л). При правильном обучении звуковой культуре речи эти нарушения с возрастом проходят.
У детей дошкольного возраста имеет место устойчивость ферментативных процессов, в связи с чем заболевания желудочно-кишечного тракта возникают довольно редко, в то время как детским инфекциям организм подвергается чаще. Скарлатина, ангина, катары верхних дыхательных путей создают предпосылку к возникновению у детей ревматизма.
Школьный возраст (от 7 до 17 лет) В этом возрасте все органы и системы детей и подростков продолжают развиваться. Молочные зубы полностью заменяются постоянными, появляются остальные зубы, которых не было в дошкольном возрасте, идет дальнейшее окостенение скелета, происходит усиленный рост мускулатуры.
Благодаря усиленному в этот период интеллектуальному развитию ребенок становится более самостоятельным. С 7 лет начинается обязательное обучение в школе.
Между 12-17 годами происходит половое созревание подростков. В это время несколько возрастает темп роста и развития организма, появляются вторичные половые признаки: рост волос в подмышечной впадине и на лобке, развитие грудных желез и появление менструаций у девочек, изменение голоса и поллюции у мальчиков, прорезаются так называемые зубы мудрости. Подростки по пропорциям тела приближаются к взрослым. Все это значительно изменяет их внешний облик. Жизненный опыт подростков возрастает, они становятся более самостоятельными.
Инфекционные болезни в этом периоде встречаются реже, а если они и возникают, то протекают с теми же симптомами, что и у взрослых. Чаще наблюдаются такие болезни, как ревматизм, нарушения функций желез внутренней секреции, особенно гиперфункция (усиление функции) щитовидной железы, а также психоневрозы.