Сенсорные коробки делаем сами. Сенсорные коробочки - что это такое и для чего они нужны Сенсорный ящик своими руками
По мнению М. Монтессори, самая важная задача в возрасте от 0 до 3 лет – это сенсорное развитие. В этот период дети исследуют мир с помощью различных органов чувств, а основным источниками информации являются зрение и тактильное восприятие. Чтобы малыш активно развивался, родители должны создать для ребенка такую среду, в которой он мог бы получать новый и яркий сенсорный опыт. Сделать развивающую среду в домашних условиях еще более обогащенной помогут сенсорные коробки. Чем наполнить сенсорную коробку для малыша? Как с ней играть? С какого возраста можно начинать подобные игры? На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье.
Сенсорные коробки – это емкости с различным сенсорным наполнением (жидкостями, сыпучими материалами, желе, клейстером, игрушками и т.д.). Это чрезвычайно полезная и многофункциональная игрушка для детей раннего и дошкольного возраста. Малыш может щупать мелкие предметы, пересыпать, прятать их, придумать свой сюжет. Игры с сенсорной коробкой помогают развить мелкую моторику, внимание, воображение и речь ребенка.
Сенсорную коробку для ребенка легко сделать своими руками с минимальными материальными затратами.
За основу данной развивающей игрушки можно взять любую емкость: коробку, контейнер, таз, кастрюлю. Главное, чтобы ребенку было удобно с ней играть. Далее емкость наполняется различными материалами (в зависимости от тематики сенсорной коробки и возраста ребенка). Обычно это крупы, макароны, камушки, природные материалы, вода, желе, вата и т.д. Чтобы малышу было интереснее, положите в «коробку» мелкие игрушки и инструменты (лопатки и совочки).
В качестве основного наполнителя сенсорной коробки можно использовать:
- Крупы (рис, горох, пшено, чечевица, фасоль, гречка, манка и т.д.);
- Кофе;
- Макароны;
- Камни;
- Ракушки;
- Песок;
- Орехи;
- Шишки;
- Сухие листья;
- Желе;
- Воду;
- Снег;
- Пряжу;
- Ткань;
- Вату;
- Декоративные камушки для аквариумов.
Чем больше различных ощущений получит Ваш малыш, тем больше пользы для его развития. Старайтесь регулярно менять содержимое сенсорной коробки, чтобы ребенку было интересно с ней играть.
Дополнительные элементы:
- Фигурки животных;
- Мелкие игрушки;
- Конструктор;
- Кубики;
- Буквы и цифры.
Инструменты для игр в сенсорной коробке:
- Миски;
- Стаканы;
- Ложки;
- Совочки;
- Грабли;
- Пинцет;
- Лупа;
- Воронка;
- Сито.
Игры с сенсорной коробкой можно начинать уже тогда, когда малыш научится сидеть. Наполнить сенсорную коробку для крохи лучше всего крупными и нетравмоопасными материалами, например, тканью, лентами, помпонами, мячиками, губками, кубиками. Также можно дополнить ее различными музыкальными игрушками (колокольчиками, погремушками) и чем-то шуршащим (полиэтилен, пергаментная бумага).
Если Ваш малыш еще маленький, используйте в качестве наполнителя сенсорной коробки более крупные предметы и внимательно следите за тем, как он играет.
Для детей старше полутора лет можно использовать сенсорные коробки с крупами. В раннем возрасте интерес к мелким предметам особенно велик. Ваш малыш с радостью будет отыскивать в крупе спрятанные предметы. В дальнейшем их можно сортировать по цвету или форме. Кроме этого, игра с сенсорной коробкой может стать тренировкой орудийных действий: умения держать ложку, пересыпания и так далее.
Чтобы сделать наполнение сенсорной коробки ярче, в домашних условиях можно покрасить рис. Для этого нужно в пакет с рисом добавить несколько капель пищевого красителя и 1 столовую ложку спирта (это нужно для закрепления краски, спирт быстро испарится). Плотно закрыть пакет и перемешать, чтобы краска равномерно распространилась по рису. Открыть пакет и дождаться, пока крупа высохнет.
Если Вы с ребенком разучиваете названия цветов, то хорошим подспорьем для занятий могут стать цветные сенсорные коробки. Сложите в контейнер различные предметы одного цвета. Играя с таким одноцветным сенсорным материалом, малыш быстро запомнит нужный цвет.
Использование различных инструментов и орудий труда позволяет разнообразить игры с сенсорной коробкой. Предложите малышу поиграть с ситом и просеивать манку. Чтобы было интересней, спрячьте в крупу мелкие игрушки, камушки или более крупную крупу. С помощью сита ребенок должен отделить их от манки. С помощью такой игры можно быстро освоить понятия «большой» и «маленький».
Неподдельный восторг у детей вызывают сенсорные коробки, наполненные водой. С помощью сита и ложек малыш может доставать из воды плавающие и тонущие предметы, стаканчиками переливать воду, а из формочек и других подручных материалов можно сделать лодочки. В воду можно добавить немного краски – так играть будет еще веселей и интересней.
Для детей дошкольного возраста (старше 3 лет) будут интересны тематические сенсорные коробки. С их помощью ребенок будет в игровой форме узнавать новое об окружающем мире. Такие игры очень полезны для малыша еще и потому, что они отлично развивают память, внимание, мышление и воображение. Вот несколько примеров тематических сенсорных коробок:
Выводы
Сенсорная коробка – замечательная многофункциональная игрушка, которая подходит детям от 6 месяцев до 7 лет. Ее сделать легко при помощи подручных средств с минимальными материальными затратами. Игры в сенсорной коробке развивают мелкую моторику, память, внимание, мышление, речь и воображение ребенка.
Заключение
В системе М. Монтессори сенсорное воспитание, то есть целенаправленное совершенствование сенсорных процессов (в первую очередь, тактильного, слухового, зрительного восприятия), является основой развития интеллекта ребенка. В детском центре «Созвездие» организована Монтессори-среда, которая включает в себя все необходимое для всестороннего развития малыша. Развивающие материалы в зоне сенсорного развития устроены таким образом, что в них изменяется только один параметр. Благодаря этому, малыши до 3 лет с легкостью овладеют такими понятиями, как цвет, форма и размер. А в Монтессори-классе для детей от 3 лет есть материалы не только для развития зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания, но и для формирования чувства веса и различания температуры. Ждем Вас в нашем центре!
Часто мамы признаются: «я не знаю, во что играть с ребенком», «у меня мало времени на подготовку игр», «ребенок еще маленький для игр», «он играет не по правилам/неправильно», «у меня нет столько денег, чтобы каждый день покупать новые игрушки», «я переживаю, что мало/плохо занимаюсь с ребенком», «у меня не хватает фантазии для игр», «ребенку не интересны игры», «его игрушки не развивают»… Если такие мысли появляются и у вас, то сенсорные коробки - то, что вам нужно!
Зачем нужны сенсорные коробки
Сенсорная коробка - емкость, в которую насыпаны и положены материалы и предметы разных размеров и фактур, чтобы ребенок мог играть с ними, изучая многообразие форм, материалов и явлений окружающего мира. Придумавшая их педагог Мария Монтессори утверждала: дети в возрасте от 3 месяцев до 3 лет главным образом развиваются через сенсорное восприятие, то есть рассматривая и ощупывая мир вокруг. Так почему бы вам не дать вашему ребенку максимум информации о многообразии этого мира, «погрузив» этот мир в сенсорные коробки, которые помогут раскрыть любую тему.
Достоинства сенсорных коробок
Развивают мелкую моторику, влияют на развитие речи, тренируют усидчивость, сосредоточенность и внимание, расслабляют и помогают отвлечься (как ребенку, так и маме, кстати);
подходят детям от 6 месяцев до 3 лет и даже старше (для малышей наполнение просто будет состоять из более простых крупных и безопасных деталей);
совмещают в себе развитие и игру (например, перевозя песок в грузовичке, ребенок играет, одновременно развивая в себе аккуратность и т.д.);
не требуют больших финансовых затрат (зачастую ткани, крупы и разные любопытные мелочи есть у мам на кухне, в швейной шкатулке или даже туалетном столике, и остается только подобрать коробку);
создаются быстро и легко (подготовка сенсорной коробки с кусочками разных тканей или маленькими предметами одного цвета занимает не больше 5-10 минут);
вызывает интерес и занимает ребенка надолго (дети любят перебирать содержимое коробки, особенно если они не видели материалы до этого);
не имеют четких правил (вы можете дать ребенку возможность играть с содержимым по своему усмотрению: пересыпать, перекладывать, трогать, прятать детали содержимого коробки друг в друге, не опасаясь, что ребенок «играет не по правилам и все ломает»);
дают маме простор для творчества (каждая мама может стать творцом: сделать коробку на свой вкус и проявить свои таланты: что-то сшить для коробки, смастерить из бумаги или просто красиво выложить. В сенсорных коробках даже можно создать целый мир - город, зоопарк, вулкан или крепость);
помогают обучить любой теме (коробки бывают тематическими, в них можно объединить предметы одной направленности - «осень», «крупы», «цвета», «цифры», «животные» - и изучать в игровой форме);
подходят именно вашему ребенку (каждая мама может создать коробку, исходя из интересов малыша на данном этапе развития);
подходят для групповой игры (играйте с друзьями ребенка или всей семьей, вместе раскладывая, перебирая и изучая содержимое коробки);
легко хранятся (если взять коробку с крышкой, то беспорядка не вызовут даже мелкие сыпучие материалы).
Создаем сенсорную коробку
6?9 месяцев
Берем небольшие лоскутки ткани (бархат, ситец, шерсть,мех, поролон и т.д.), крупные элементы с новыми ощущениями (щетку, резиновый мячик с пупырышками, деревянный кубик), звуковые элементы (колокольчик, пищалка, погремушка, музыкальная игрушка)… Помещаем компоненты в коробку с небольшими бортами, на поднос или широкую пластиковую тарелку. Сочетаем по темам («ткани», «звуки», «формы», «цвета») или кладем все понемногу.
9 месяцев - 1 год 3 месяца
Берем один вид мелкого наполнителя (горох, фасоль, макароны) и небольшие элементы (игрушки/фигурки, маленькие кубики), кладем ложку или лопатку. Малышу будет интересно доставать заинтересовавшие его игрушки из крупы пальчиками, а к году лопаткой или ложкой.
1 год 3 месяца - 1 год 6 месяцев
Берем новые виды сыпучих основ для коробки (рис, песок, манка, гидрогель, вода), добавляем игрушки на определенную тему (животные, морские жители, фрукты/овощи), расширяем круг «инструментов» (сито, ложки разных размеров).
1 год 6 месяцев - 3 года
Этот возраст - апогей использования и создания сенсорных коробок! Используем любые виды сыпучих наполнителей (крупы, вода, лёд, пена для бритья, кинетический или космический песок, глина, гидрогель, ракушки, природные материалы (шишки, желуди, каштаны, камушки, веточки, листья и т.д.), добавляем элементы больших тем («животные: зоопарк, ферма», «времена года», «цвета и формы», «буквы и цифры», «фрукты-овощи-ягоды») и окружение (деревянная изгородь, домик, машинки), размещаем компоненты для сортировки одинаковых предметов (чашечки, коробочки, баночки, карточки), не забываем про лопатку и щипцы.
Принципы создания и игр с сенсорными коробками
Подбирать содержимое по возрасту и следить за ребенком во время игры (не давать мелких деталей совсем крохам, не класть очень острые и опасные предметы);
показывать, что именно нужно делать с содержимым;
менять содержимое коробки не реже 1 раза в 2 недели;
предлагать: показать или найти какой-то предмет, достать ложкой или щипцами, сортировать по определенному признаку, раскопать и закопать предметы, погрузить и выгрузить (для игр с мини-транспортом), слепить, построить или создать (например, пирожные или домики из песка, теста), использовать лопатки, ложки, грабельки, палочки, щипцы;
давать ребенку свободу в игре (пусть соединяет, ковыряет, разрушает, высыпает, раскручивает и разбирает или просто трогает и рассматривает);
напоминать: содержимое коробки остается в коробке во время игры.
Ум ребенка в возрасте до 3-4 лет находится на кончиках его пальцев. Именно через осязание малыш познает окружающий мир. Этот период считается самым активным и важно не упустить момент, когда кроха начнет проявлять ко всему интерес, трогать, осматривать, ощупывать, раскладывать предметы. Помогите ему развить новые навыки и познать такое понятие как чувства. В помощь молодым родителям была придумана сенсорная коробка - своеобразная песочница с тактильным наполнителем: мелкие игрушки, крупы, песок, вата, нитки, листья, пуговицы и пр.
Развитие мелкой моторики ребенка происходит за счет пальчиковых игр и взаимодействия с мелкими предметами разной фактуры
Чем полезна сенсорная коробка
Такую песочницу можно купить в магазине или сделать своими руками. В качестве основы отлично подойдет тазик, миска или обычная картонная коробка из-под обуви или техники. В форме игры предложите малышу, например, пересыпать муку из одного стаканчика в другой или переставить игрушечные машинки с парковки в гараж. Благодаря подобным упражнениям можно быстро научиться:
- различать цвета, формы и текстуры;
- считать и группировать;
- контролировать свои эмоции и чувства;
- бороться с возможными страхами;
- играть в компании, сотрудничать;
- творить, сравнивать, самовыражаться.
Также занятия с мелкими предметами отлично развивают мелкую моторику, навыки сортировки и классификации, координацию движений, творческое и пространственное мышление, расширяют словарный запас. Родители могут объяснять непонятные и неизвестные слова, просить повторить их по слогам. Так малыш постепенно научится говорить и выражать свои мысли.
Сенсорная коробка предлагает ребенку целый игровой мир, в котором он может познавать разные качества и возможности предметов
Составляющие коробки
Как уже было сказано, сенсорную коробку можно создать из подручных материалов, а вот о ее наполнении стоит поговорить подробнее. Обычно идет разделение на сыпучие и жидкие наполнители, мелкие игрушки и игрушечные инструменты. Важно комбинировать материалы и вносить разнообразие в занятия и игры с детьми, иначе интерес у них может пропасть так же быстро, как и появился. Как новинку можно предложить крохе использовать совок или лопатку для рассортировки или перекладывания, пересыпания.
В качестве наполнителя для сенсорной коробки отлично могут выступить:
- крупы (пшено, рис, манка, гречка, перловка);
- бобовые (фасоль, горох, чечевица, кукуруза);
- орехи (грецкий, фундук, арахис, кешью);
- природные (желуди, песок, камушки, вода, перья);
- бытовые (вата, ткань, пуговицы, колечки, кубики, гайки);
- садовые (лопаточка, ведерко, грабли, совок);
- кухонные (стаканчики, сито, ложечки, половник);
- бумажные (фольга, серпантин, картон, бумага, конфетти);
- сыпучие (мука, сахар, соль, крахмал, сырые макароны).
Не стремитесь использовать сразу более 3-4 видов предметов. Малыш должен быть сосредоточен на каком-то одном задании, тем самым у него будет вырабатываться терпение, усидчивость и внимательность. Кроме того, вы не исчерпаете выбор игр и сможете каждый день удивлять кроху чем-то новым.
Сенсорная коробка может иметь тематическую направленность – ферма, магазин, огород
Сенсорная коробка для детей до года
Мелкие предметы особенно опасны для 6-8 месячных детей, ведь именно в этом возрасте начинается первое осознанное познание окружающего мира (см. также: ). В первую очередь любознательное чадо начинает тянуть все в рот, чтобы включились не только осязательные, но и обонятельные и вкусовые рецепторы. Важно не забывать о мерах безопасности и постараться оградить кроху от мелких опасных предметов.
В качестве наполнителя для сенсорной коробки в этом случае можно использовать среднего размера шарики, кубики, игрушки, погремушки. Дополнительно попробуйте ограничить первое время разнообразие, давая для игры и развития предметы, например, только из одного материала (деревянные или пластмассовые), только одного цвета (лучше яркого) и только одной формы (круглые или квадратные). Так у малыша не будут разбегаться глаза и он захочет изучить все подробнее, рассматривая, перекладывая с места на место или даже проверяя на прочность битьем о твердую поверхность. Все детки любят побросаться и покапризничать.
В форме игры наведение порядка в комнате займет немного больше времени, но зато увлечет малыша и предотвратит возможные капризы. Кстати, девочек можно постепенно приучать к кухне – сначала с помощью игрушек, фруктов и овощей.
Начиная играть на сенсорной “кухне”, ребенок очень скоро заинтересуется настоящей и станет помогать маме
С крупами
К 9-10 месяцам можно начинать экспериментировать. Главное – никуда не отходить от непоседы и в случае чего объяснять ему правила поведения с теми или иными вещами. Упражнения с крупой считаются самыми эффективными и интересными. Малыш узнает такое понятие как «щипковый захват». Суть игры проста: в любую крупу добавляются мелкие предметы (например, камушки, пуговицы или монетки) и ребенок должен достать их пальчиками. Предложите складывать добытое в отдельную банку, специально созданную для этого сенсорную коробку или отдавать родителю в руки.
Сенсорная коробка с раскрашенной фасолью подойдет даже для самых маленьких. Главное в игре – чуткий контроль родителей
Также можно использовать лопатки и совки для пересыпания крупы из одной тары в другую. Как вариант, поставьте емкости подальше друг от друга, чтобы малыш мог совершать какие-нибудь дополнительные действия, например, поворачивался, тянулся или даже пытался дойти/доползти.
В качестве развлечения и для большей заинтересованности можно предложить перекрашивание риса. Возьмите пищевой краситель и оставьте крупу на 30-40 минут в воде. Малыш будет очень рад такому необычному раскрашиванию и воспримет это как волшебство. В качестве натуральных красок можно попробовать:
- зеленку;
- свекольный сок;
- какао-порошок;
- куркуму;
- морковный сок.
Цветной рис – это очень интересно, особенно если красить его вместе с ребенком
С разными цветами
Малыши лучше запоминают информацию, если ассоциируют ее с чем-то. Так, чтобы быстрее запомнить цвета, можно применить несколько хитрых способов:
- уложите в сенсорную коробку игрушки одного цвета и в процессе игры почаще напоминайте крохе название этого цвета;
- поищите вместе в квартире все предметы зеленого цвета (или любого другого, который кроха выучил наизусть), тем самым вы закрепите выученный материал;
- носите весь день яркую одежду и запоминайте, проговаривая вслух: «это красная майка», «синие шорты», «черные ботинки», «розовое платье» и т. д.
Постоянное напоминание и мелькание перед глазами быстро заставит непоседу выучить все цвета. В качестве мотивации можно обратиться к тому же окрашиванию риса. Пусть малыш сам выберет желаемый оттенок.
С ситом
Упражнение «Золушка» научит отделять мелкие предметы от крупных и даст представление о совместимости размеров. Например, предложите отделить пуговицы от манки с помощью сита. Наглядный пример: мелкие зерна крупы свободно проходят через отверстия в то время как крупные пуговицы остаются в сите.
Также стоит отметить такое увлекательное занятие как рисование на песке, манке или муке. Покройте тонким слоем твердую поверхность или дно сенсорной коробки и попробуйте порисовать пальцем или палочкой. Вспомните как вы рисовали в детстве на песке у моря или строили красивые замки из мокрого песка. Повторите это и со своим чадом. Кстати, лепка из глины или пластилина также эффективно развивает мелкую моторику.
Небольшой слой манки на плоской поверхности позволит ребенку создать любой рисунок
С водой
Плескаться в лужах любят все дети, так почему бы не устроить им подобное развлечение, но только в стенах дома и в более комфортных интересных условиях? Налейте в ванну или тазик теплую воду, закиньте туда игрушки (тонущие и нетонущие) и поиграйте в спасателей, доставая предметы из воды с помощью ложки, сита или половника. Такие игры можно устраивать и во время купания, малыши охотнее будут принимать водные процедуры. Особенно такую тактику стоит принять во внимание родителям, чьи детки категорически не любят мыться. Попробуйте их увлечь подобными играми.
С бижутерией и ювелирными украшениями
Для девочек постарше актуальным будет кейс с украшениями и необходимыми для поддержания красоты вещами:
- расческа, резинки для волос, банты;
- заколки, ободки, крабики;
- зеркальце, детская косметика;
- бусы, цепочки, серьги, колечки, браслеты.
Не берите все обязанности на себя, а дайте малышке самостоятельно навести красоту. В конце концов одевание колечка или браслета не приведет к травмам, а с серьгами и заколками маленькая модница и сама попросит помочь. Давайте детям больше свободы для самовыражения, конечно, под вашем контролем. Возможно, в этом юном даровании скрывается будущий дизайнер, кутюрье или стилист.
Возможность получить в свое распоряжение коробочку со “взрослыми” украшениями – мечта каждой малышки
Сюжетно-ролевые сенсорные коробки
Когда ребенок научится элементарным упражнениям (как правило, это происходит после 1-2 лет), можно переходить к играм повзрослее для активного развития фантазии, логики и памяти. Теперь можно смешивать не только крупные и мелкие предметы, но и мелкие с мелкими, например, фасоль с горохом. Предложите разделить бобовые по разным мискам пинцетом (для более опытных «игроманов») или пальчиками. Для интереса можно пофантазировать и представить, что вы какой-нибудь сказочный герой:
- белка, разъединяющая желуди и мелкие шишки;
- Золушка, перебирающая два или три вида круп;
- птичка, раскладывающая семечки;
- экскаватор, перекапывающий землю или песок;
- кладоискатель в поисках украшений или монет.
Если молодая мама умеет шить, то лучше даже сделать специальные сказочные варежки, тем самым превратив ручку малыша в героя. Как вариант, можно просто сделать куклу или игрушку. Таким образом фантазии будут чуть реалистичнее и интереснее.
Также для сенсорных коробок продаются фотокарточки с временами года (зима, весна, лето, осень), праздниками (день рождения, новый год, день победы), фруктами (яблоко, апельсин, банан), спортивными играми (футбол, хоккей, теннис); мини-зоопарки для расселения животных (домашних - на ферму, водоплавающих - к пруду, лесных - под елку, африканских - среди пальм).
Стоит отметить, что не у всех родителей позволяют финансы купить своим деткам дорогие современные конструкторы и наборы игрушек. Однако это не значит, что малыш должен быть обделенным, ведь всегда можно соорудить игры из подручных бюджетных предметов. Например, деревья, цветы, мосты, башни, да даже людей и животных можно вырезать из бумаги или картона; пластиковые бутылки при желании и капельке творчества могут превратиться в бассейны, арки, фонтаны, дома и растения.
В конце концов, наши бабушки и дедушки играли именно с самодельными игрушками, ведь раньше подобных готовых конструкций и развлечений практически не существовало.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог
С 6 месяцев до 2 лет
В классическом Монтессори-классе нет сенсорных коробочек, зато есть их прототип в группах тоддлер – коробочки «с сокровищами». Это коробочка или корзиночка с 4–5 знакомыми ребёнку предметами.
Предметы должны быть из разных материалов, приятными на цвет и ощупь. Ребёнок будет изучать эти предметы, перебирать их, исследуя свойства. Предметы необходимо время от времени менять.
Сделайте несколько подобных корзиночек, поставив их в разных комнатах: на кухне, в гостиной, в спальне малыша. Коробочки можно брать с собой в дорогу, надолго таким образом занимая малыша.
Обычно дети любят подобные корзиночки. Для некоторых в возрасте до полутора лет перебирать предметы становится любимым занятием.
С полутора до 3 лет
К двум годам интерес к перебиранию предметов с различными сенсорными свойствами часто не проходит. Разнообразьте корзинки, объединяя предметы по темам.
Например, объединить предметы:
– одного цвета;
– одного назначения (кухонные принадлежности, туалетные принадлежности и т. п.);
– одной временной или праздничной тематики (осенние, новогодние);
– одной формы (например, шарики, различные на ощупь);
– сделанные из одинаковых или из контрастно разных материалов.
Помните: такие коробочки не являются материалом для обучения речи. Коробочки для развития словарного запаса – другой материал. Сенсорные коробки предназначены для сенсорного развития ребёнка, поэтому, хотя можно прокомментировать названия предметов, внимание прежде всего уделяется самостоятельному изучению материалов самим ребёнком посредством органов чувств.
С 2 до 6 лет
К 2–3 годам дети уже в достаточной мере исследуют свойства постоянно окружающих предметов. Поэтому интерес к коробочкам «с сокровищами» из окружающей среды угасает, и материал теряет смысл. Однако желание новых сенсорных ощущений сохраняется ещё долго. Мы постоянно видим детей разного возраста, пересыпающих песок в песочнице, копающихся в земле или переминающих глину. Прогулки на свежем воздухе в парк, в лес, на площадку помогают удовлетворить данную потребность лучшим образом. Поэтому в классической Монтессори-педагогике предпочитают прогулки созданию «искусственных» материалов для сенсорного опыта. Но городские жители в холодное время года не гуляют с детьми каждый день. В этом случае сенсорные коробки дадут детям новые тактильные впечатления. Их составляют из разных на ощупь натуральных экологичных наполнителей. Добавьте сосуды для пересыпания, ложки, щипцы. Используйте небольшие игрушки, чтобы закапывать в наполнитель и искать.
Используйте для наполнения коробок:
– Крупы (самое приятное на ощупь – пшено).
– Бобовые (самая приятная – чечевица).
– Природные материалы.
– Земля и глина.
– Ракушки.
– Вата и ткани.
– Небольшие игрушки.
С 3 лет до любого возраста
Сенсорные коробочки по темам. С 3 лет детям интересно участвовать в наполнении сенсорных коробочек. Сенсорные коробочки помогают детям расширять представления об окружающем мире. В Монтессори-педагогике не приветствуется сюжетно-ролевая игра . Однако с 3 лет дети с удовольствием играют с содержимым коробочек. Тематические сенсорные коробочки занимают ребёнка надолго не только из-за новых сенсорных ощущений, но и из-за возможности ролевой игры.
Вот некоторые темы для сенсорных коробочек:
– Животные и места их обитания.
– Мир динозавров.
– Сюжеты любимых сказок.
– Транспорт.
– Времена года (наполнить соответствующими природными материалами).
– Мотивы определённого праздника.
Учитывайте идеи ребёнка при составлении сенсорных коробочек по темам.
Возможно, вам будет интересна . В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.
Сенсорные коробочки подарят растущему малышу важные тактильные ощущения. В нежном возрасте кроха получает информацию о мире через ощущения: трогает, ощупывает, пробует на зуб, стучит, бросает, мнёт.
Многообразие фактур окружающего мира дает малышу познание. Еще Сухомлинский сказал – «ум на кончике пальцев». И не зря. Во время тактильных игру у ребенка развиваются все органы чувств: осязание, зрение, слух, речевые центры.
Сенсорные коробочки станут отличным помощником в развитии мелкой моторики и тактильных ощущений.
Сенсорные коробочки для детей от 0 до 2 лет
Сенсорная коробка – это доступная и недорогая игрушка, несущая в себе огромный потенциал. Для её создания не нужно много времени, все материалы у нас под рукой. Но сколько эмоций и навыков дарит она ребенку!
Давайте разберемся, что же такое сенсорная коробочка. Я расскажу вам на нашем примере.
Сенсорная коробочка – эта любая емкость, наполненная разными тактильными предметами или жидкостями. Дополнить коробочку можно инструментами (совочки, стаканчики, пипетки и тд) , и героями для ролевых игр.
Чем наполнить сенсорную коробку?
Тут все зависит от возраста ребенка. Для Софии в 5-6 месяцев я делала очень быстрые сенсорные коробочки с разных домашних предметов.
Примеры сенсорных коробок для малышей до года
Коробка с разными круглыми предметами: тканевыми и резиновыми мячами, шипастыми шариками, фруктами, грецкими орехами.
Разноцветные детали лего.
Это одна из любимых сенсорных коробок. Детали яркие — стимулируют зрение. Лего шумное – развивает слух. Софийка высыпала лего на пол, шурудила ручками внутри коробки, пыталась положить упавшие детали обратно. Очень много работы для маленькой головки.
Небольшие чашечки с фасолью, макаронами или гречкой. Тут под строгим присмотром. Но мне повезло. В этом возрасте Соня очень редко тянула фасоль в рот. Этот процесс начался у нее позднее, вот там точно глаз да глаз за ней.
Крышки от детского пюре, с наклеенными на них кусочками тканей разной фактуры.
Можно сгруппировать предметы по цветам. Сделать желтую, красную коробочку, положив в нее соответствующего цвета игрушки, ткань, предметы домашнего обихода.
Главное, в создании сенсорной коробочки для малышей – чтобы предметы были крупные и разные по тактильным ощущениям.
И не забывайте о разнообразии! Чтобы ребенку было интересно, чаще меняйте содержимое сенсорных коробок.
Чем наполнить сенсорную коробку ребенку после года?
Малыш подрос, и теперь есть где разгуляться маминой фантазии. В ход пойдет вся кухонная бакалея. Крупы! Да, разные крупы. А также фасоль, чечевица, горох, маш, макароны, орехи, льняное семя, соль, крахмал.
Крупы можно покрасить. И даже нужно. Сделать это легко. я уже рассказывала.
Чем еще кроме бакалеи можно наполнить сенсорную коробочку?
- пеной для бритья/желе;
- песком (натуральный или кинетическим);
- галькой или камушками разных размеров;
- водой/ льдом/снегом;
- блестками/нарезанной бумагой/кусочками ткани, разной фактуры;
- ватными шариками/помпонами;
- цветными скрепками/пуговицами/фигурными бусинами;
- аквагрунтом (гидрогелем);
- камушками для аквариума/шариками марблс.
Все это можно смешивать в разных объемах и пропорциях, чтобы создавать еще более эффектные тактильные ощущения.
Но годовасику и этого уже мало. Нужна игра, процесс! Поэтому добавляем к крупам мисочки, стаканчики, ложки, совочки, сито, воронку. Прячем в крупу мелкие игрушки. И все! Ребенок увлечен надолго. Имея такой небольшой набор можно придумать невообразимое количество игр.
Да. Размер имеет значение. Чуть выше я говорила о разнообразии. Используйте разные емкости. Например, Анюта у нас часто играла . Тут и массаж, и мелкая моторика.
Сенсорные коробочки для ролевых игр
Примерно с 1.5 лет, а может быть и раньше можно превратить сенсорную коробочку в интересную ролевую игру. Если годовасик с удовольствием будет просто перебирать и пересыпать горошек, с увлечением пересыпать его из мисочки в мисочку, закапывать и находить игрушки, то двухлетке это надоест довольно быстро.
Поэтому подключаем фантазию, и создаем из сенсорной коробочки настоящий мир. Любой! Ориентируемся на интересы вашего ребенка.
Давайте пофантазируем?
Наливаем воду в тазик, опускаем туда рыбок, лодку, пару человечков. На дно бросаем цветные камушки для аквариума, можно даже водоросли искусственные поставить. Подводный мир готов!
Тот же подводный мир получится, если взять за основу желе, подкрашенное в голубой цвет. В него заранее положить фигурки животных, чтобы застыли.
Или пену для бритья. Она белая, но вы дайте ребенку воду, смешанную с синем красителем и пипетку. Кап-кап на пену цветной водичкой! Вуаля! Волшебство! Пена стала голубой. Вот оно – море. Опускаем туда акулу, кита, кораблики. И играем.
У нас чудесный получился. И очень тактильный. Мы использовали горох, голубой рис, водоросли аквариумные, деревянные спилы, палочки, орехи грецкие, шарики марбл, пещеру из папье-маше и конечно фигурки динозавров.
Аня с таким миром аккуратно играла. А Соня все перемешала быстро. Но её игре это не помешало.
По аналогии можно сделать ферму, зоопарк, лесную чащу, поляну с насекомыми и цветами. Все, что ваша фантазия пожелает.
А сколько интересных сенсорных коробок можно придумать с гидрогелем и кинетическим песком.
Совет: прежде чем играть с сенсорной коробочкой застелите пол клеенкой или большим куском ткани. Так вы намного быстрее уберете последствия игры. Мои дети чаще всего выходят за пределы коробки, перемещаясь на крышку и пол, расширяя границы игры.
Расскажите, вы делаете детям сенсорные коробочки? Поделитесь своими идеями в комментариях!