Соблюдение национальных традиций в современных калмыцких свадьбах. Калмыцкая свадьба — традиции и обычаи Сценарий калмыцкой свадьбы
Очень интересно проходит Калмыцкая свадьба. Она начинается со сватовства, когда родители жениха едут к невесте с ящиком водки, сваренной тушкой мяса, борцоками, сладостями. Все это на калмыцком называется "Кʏʏкнд əрк зɵɵлhн". Едут сватать от 5 до 8 человек. "Кʏʏкнд əрк орулна", отец, мать, дяди, тети со стороны жениха. Будущие сваты стараются их встретить очень хорошо. Накрывают на стол, зовут самых близких родственников, гостей. Будущие сваты угощают своих гостей привезенным мясом, кроме кyзyн. Кyзyн остается дома, по обычаям калмыцкого народа должен съесть сам хозяин со своей семьей. Кузунəс отделяют сеер, его преподносят на алтарь для божества. На алтарь также преподносят хальмг цə дееҗ, мясо, сладости, также на алтарь обязательно следует положить монетки «шар, цаhан шаальг шуульг» Среди гостинцев которые нужно будет повезти на сватовство следует положить толhа (верхнюю часть) хойр шиир, хотта цусн, нег бɵɵр, зyркн, элкн. Обязательно везти ЗYРМ. Он делается из следующих наименований «ɵрч махн», «хотрха»(ирдг), «сəн-сəнгрцг». Все это нарезается в длину, обматывается тонкой кишкой и варится отдельно. Когда сварится «ууц» у него срезают «хальмнь», это такая тонкая пленка на мясе. Делают и пекут много боорцг, тоhш, хавтха затем их нанизывают на нитку. На сватовстве решают какие цвета нитки должна привезти на свадьбу жениха невеста- «ɵлгц». Вместе с названными цветами нитки привозят белую рубашку. «ɵлгц» завязывается с несколькими монетками на кончике белого материала. «ɵлгц» остается и хранится дома у родителей жениха, а белцю рубашку отдают в хурул. СВАДЬБА. Сторона жениха едет за невестой. За невестой едет целая делегация. АХЛАЧ-главный человек в делегации. Им может быть родной дядя жениха, или близкий родственник. Нельзя отправлять главным дядю со стороны мамы. Родственники и дяди со стороны мамы могут ехать только седьмыми или восьмыми в делегации. В составе делегации могут ехать только две женщины- ЭМГН и БЕР. Их миссия заключается в том, что они шьют наволочку для подушки, которую привозят с собой. Подушку можно выкрасть и спрятать для получения выкупа со стороны жениха. Прежде чем начать шить наволочку АХЛАЧ руками немного рвет краешек материи, после этого ЭМГН или БЕР приступают к шитью наволочки. После того как сошьют наволочку БЕР йовhар биилəд дер hадртнь əмтнəр йɵрəлhʏлнə. Когда свадьба собирается домой, начинают грузить приданное невесты. К тем кто выносит и грузит мебель на машину полагается прикоснуться (чаще всего бьют). Пока таскают мебель, АХЛАЧ заходит и прикасается к правому плечу невесты. Это означает, что невеста принадлежит стороне жениха. Зулдан мɵргəд невеста прощается с родителями, братьями, сестрами, родственниками и с женихом выходят на улицу. Ев в машину невестка не должна оглядываться. На ту машину, которую грузят приданным нужно завязать с правой стороны большой, красивый платок. На кончике платка следует завязать 2-3 монетки. По приезду машины к стороне жениха, платок снимают и отдают самой молодой снохе. Прежде чем завести в дом невесту, с ней проводят особенный обряд поклонения «Бер мɵргʏлhн». На самое почетное место садятся родители, родственники жениха. Один мужчина стоит с чашкой с кусочками жира, а второй наклоняет голову невестки, которая на коленях стоит на матраце и при каждом слове «мɵргвə» наклоняет голову. Первые куски жира кидают сказав «окн тенгрт», «шар нарнд», «эк-эцктнь», «авhднь», «авh-бергнднь»
ХҮРМ - Калмыцкая свадьба В старину время шло размеренно, неторопливо, и потому к свадьбе готовились обстоятельно, не спеша. В наши дни все изменилось, а вместе с ним меняются и обычаи. Если в старину сватовство по традиции проводилось в три захода, то нынче сватаются только один раз. Желательно это делать в день, указанный гелюнгом (ламой), он же указывает день, когда можно играть свадьбу. Сватами назначаются обычно родители жениха и три родственника, два - со стороны отца, один - со стороны матери. Перед дорогой сваты должны выпить дома калмыцкого чая и выслушать благопожелание с наказом успешно провести переговоры о будущей свадьбе. Хорошо, если в доме по такому случаю горит лампадка. Едут свататься по обычаю не с пустыми руками, гостинцы по такому случаю готовятся традиционные: ящик водки, баранье мясо, 10-15 лепешек (целвг), конфеты, печенье. Сверх того надо положить сватам одну-две бутылки водки, предназначенные для знакомства, торжественному событию. В доме невесты гостей приглашают к столу, где уже приготовлено угощение. Потом отец жениха распечатывает свою бутылку с водкой и объясняет, с чем они пришли: «Я полагаю, вы уже догадались, с какой целью мы сегодня пришли к вам. Дело в том, что наш сын (му көвүн) и ваша дочь (му күүкн) решили пожениться. Это очень серьезное решение: создать новую семью. И наша с вами задача - помочь им воплотить это решение в жизнь. Хочу надеяться, что вы согласитесь с нами и примете наши гостинцы, и надеюсь, не отвергнете нашего предложения. А поскольку, мы впервые переступили порог вашего дома, то хочу пожелать также, чтобы дом ваш был крепостью во имя счастья. И благополучия вашей семьи. Долгих лет вам здравствовать и растить своих детей в счастье и радости». Речь произнесена. На стол выкладываются гостинцы сватов, первым угощение подносят старшим. И по такому случаю произносят йорял: Күндтя худнр! Кезә чигн иигҗ Кен негән медлцҗ Амн үгән келлцҗ Амр-тавар бәәҗ Татҗ тасршго элгн-садн болҗ Нег-негндән түшг болҗ Нәр-наадан кеҗ Амрч, җирһҗ бәәцхәй! Далее за столом решаются вопросы, ради которых сваты собственно и приехали: о дне свадьбы; о количестве людей, сопровождающих свадебный поезд; какие цвета ниток должны присутствовать в өлгц; о выкупе за невесту, в частности, об угощении; о приданом; о подарках (өмскүл) для сватов; о подушке. Наконец все вопросы улажены, гостям подносят свежесваренный чай, который так и называется - өмскүлин ця, потому что одновременно гостям дарят өмскүл - подарки: мужчинам рубашки, женщинам - отрез на платье или платок. Отдельно в сумку сватам кладут гостинцы. И гости отправляются домой. Свадьбу нынче тоже справляют в один день. Утром едут (нечетное количество людей: 9 или 11) за невестой, в обед ее привозят в дом жениха, сватов со стороны невесты провожают домой до наступления сумерек. За невестой выезжают утром, старшим среди сватов должен быть мужчина, вместе с ним должны exать две женщины, жених с другом, родственники-мужчины. Отъезжать от дома родителей жениха следует согласно движению солнца. В качестве гостинцев сваты берут с собой: водку (в том количестве, о котором договорились во время сватовства), баранье мясо, живого барана, чай (заварку), масло, сладости (конфеты, печенье). Угощение для невесток должно находиться в отдельной сумке. Гостинцы в дом невесты вносятся в следующем порядке: вначале сумку с гостинцами для невесток (берячудт), вслед за нею чай с маслом, все остальное потом. Кстати, среди гостинцев должна непременно присутствовать баранья голова, предназначенная для жертвоприношения. Когда гостинцы внесены в дом, то есть благосклонно приняты родственниками невесты, в дом входят сваты со стороны жениха. Они обязаны соблюсти следующий ритуал: войдя в дом, надо ополоснуть рот, помолиться богу и только после этого садиться за стол. При этом опять же соблюдается определенный ритуал: первым садится старший сват, за ним женщина постарше, за ней молодая женщина, и только после них - остальные. Садиться надо по ходу солнца. Первым делом сватам подносят чай. И хотя всем ясно и без слов, зачем приехали гости, но, согласно обычаю, старший из сватов встает и произносит речь, в которой объясняет причину приезда, а далее он произносит йорял. Во время йоряля на стол кладут деньги молодым на обзаведение. Далее гостей начинают угощать, при этом хозяева сначала разливают свою водку, а уж затем открывают сумки с гостинцами от родственников жениха, первым делом берут оттуда дееҗ, после чего выкладывают гостинцы на стол. Мясо, привезенное сватами, ставят варить, расчленив его по суставам ножом. Этим мясом угощают внуков и племянников со стороны матери. Гости в доме невесты не засиживаются, поскольку свадебный поезд ждут в доме жениха, а вечером всем участникам свадьбы предстоит еще пойти на торжество в ресторан или кафе. Поэтому по прошествии недолгого времени гости заводят песню: «Орсн боран гиидг, ирсн гиич моордг» (Если дождь идет, то пройдет время и он перестанет; Если ветер дует, то настанет пора, когда он стихнет; Если гости в доме, то пора им и честь знать...) Смысл песни ясен всем: пришла пора провожать невесту, поскольку невесту полагается ввести в дом жениха до обеда, в крайнем случае, в обед. Гостям наливают в рюмки водку, и, пока те произносят прощальный тост, им преподносят подарки от родственников невесты. В свою очередь и хозяева произносят йорял с пожеланием гостям белой дороги и счастья. Но прежде чем отправиться в обратную дорогу, старший сват должен дотронуться до приданого невесты рукой и положить деньги. Только после этого приданое начинают выносить и грузить на машину. Родственники невесты, согласно традиции, должны дотронуться руками до парней, сопровождающих свадебный поезд со стороны жениха. В это время невеста молится богу в доме родителей, затем ей накидывают на голову платок и выводят из родительского дома. Этот платок невеста не имеет права никому отдавать. Выводить невесту должна молодая женщина из числа сватов. Невеста, уходя, не должна оглядываться на родительский дом. Невеста садится в машину жениха. Родственники невесты, выбранные для ее сопровождения, едут следом. К дому жениха они подъезжают все вместе. Если свадебный поезд движется издалека, скажем, из другого населенного пункта, то родственники жениха выезжают им навстречу, прихватив с собой горячий чай, водку, еду. Если жених и невеста из одного населенного пункта, то их встречают перед домом. Их угощают, произносят благопожелание. Сваты должны объехать дом жениха вокруг, по ходу солнца. В дом сначала вносят приданое невесты, потом входят жених и невеста, вслед за ними сопровождающие их лица. В доме жениха сажают на почетное место теперь уже гостей со стороны невесты. Перед ними ставится лучшая еда, к ним относиться надо со всем вниманием и уважением. Один из самых важных и интересных обрядов - обряд приема невесты в род мужа (бер мөргүлгн) - поклонение молодой очагу и роду родных, т. е. предкам мужа. Все его родные готовятся к исполнению этого обряда. Молодая садится у порога, с наружной стороны. Мужчина, который первым коснулся девушки накануне вывода ее из родительской кибитки, заставлял молодую трижды поклониться бурханам и с криком «бурхнд мөргмү», трижды отдать поклон желтому солнцу (шар нарндан мөргмү) -источнику света, тепла, жизни. Трижды кланялась молодая и в сторону большой берцовой кости овцы (шага чимгнд мөргмү), положенной внутри кибитки; эти поклоны символизировали моление о даровании ей сына, который будет играть в альчики. Затем молодую заставляли поклониться очагу (гал гулматан мөргмү) - символу семьи и семейного очага, счастья, без которого существование семьи не мыслилось. То же самое повторялось в честь духов предков (эк-эцкин сәкүснд мөргмү) и, наконец, следовали поклоны отцу и матери мужа, при этом сопровождавшие девушку мужчины бросали в них кусочки сала из полной чаши, заблаговременно поставленной у порога. После всех обрядовых поклонов находившиеся около молодой громко спрашивали, желают ли родители жениха принять свою невесту. Ещё один обычай - одарение матери жениха широкими штанами в знак благодарности чреву матери, родившей сына. Гости со стороны невесты собираются домой под вечер, провожая их, произносят йорял, одаривают подарками (өмскүл). Пора гостям домой, но прежде чем переступить порог дома, родственники невесты дарят ей подарок. Свадебное веселье в доме жениха, между тем, продолжается. Наконец, гости разошлись, все успокоились. Но остается соблюсти еще некоторые ритуалы. Утром молодая невестка должна сварить калмыцкий чай и преподнести его родителям и близким родственникам жениха. Во время этого ритуала невесту, по калмыцкому обычаю, нарекают новым именем. Через семь дней после свадьбы родители приезжают навещать свою дочь, хотя нынче этот срок не соблюдается, родители могут приехать или в тот же вечер, или на другой день, приехать они обязаны со своим угощением. Так закрепляется новое родство. И только после соблюдения всех этих ритуалов дочь может посетить дом родителей вместе с молодым мужем и его родителями. Дочь, войдя после замужества в родительский дом, посыпает перед собой дорогу белой мукой, то есть прокладывает себе белую дорогу. Родственники дочери одаривают подарками дочь, зятя, сватов. Так проходит свадьба у калмыков в наши дни.
В свадебной обрядности калмыков сватовству предшествовал предварительный сговор. До начала XX в. этот процесс занимал довольно продолжительный период и состоял из нескольких поездок родных жениха к родным невесты. Они не предавались широкой огласке на случай, если одна из сторон решит расторгнуть сговор, при котором ни одна из сторон не несла никаких материальных потерь. Если же расторжение сговора происходило после сватовства, то отказавшая сторона должна была возместить все потраченные средства пострадавшей стороне.
Сватовство проводилось примерно через месяц, во время третьего визита родных жениха, и носило название «три бортхи». Число сватов могло достигать 9 человек (обязательно нечетное количество). В набор привозимых с собой продуктов входили три бортхи водки, связки борцоков, сладости для детей, туша свежезабитого барана вместе с овчиной. Сваренная голова привезенного барана вместе с другой пищей подносилась в качестве жертвоприношения родовым божествам в доме отца невесты. Особую обрядовую символику имели предметы, привозимые сватами: белый платок с завязанными в него серебряными монетами и клей. Белый платок символизировал чистоту помыслов, клей означал неразрывность брачного союза, а серебряные монеты – символ богатства, счастья, долголетия. Обряд сватовства у калмыков обязательно включал в себя обмен подарками. Состоятельные семьи в качестве подарка родителям невесты привозили дорогие шубы и приводили коня. В малообеспеченных семьях ограничивалось дарением наплечной одежды, платков, поясов и т.п. Прибывших со стороны жениха гостей, в свою очередь, должна одарить сторона невесты. Между сватовством и проведением основных свадебных церемоний нередко проходило несколько лет, и для обеих семей это связано с большой хозяйственной подготовкой.
В структуре традиционной свадебной обрядности калмыков четвертый визит носил название смотрины жениха. На смотрины приезжал сам жених с большой группой родственников и друзей численностью до 30 человек. Они привозили спиртное в обязательных четырех кожаных сосудах бортх, кумыс, сладости, чай, сваренное мясо нескольких баранов. Главное содержание обрядовых действий – знакомство жениха с родными невесты.
Одним из заключительных этапов подготовки сторон к свадьбе были кройка и шитье постельных принадлежностей и одежды. Эти обрядовые действия совершаются во время пятого визита родных жениха к невесте.
Свадьба – переломный момент в жизни каждого человека. Несомненно, что в первую очередь она имела социализирующее значение. По бытовавшему у калмыков мнению, человек только после свадьбы становится человеком. Близкие родственники обеих сторон оказывали посильную финансовую и материальную помощь в сборе необходимых средств для проведения основных свадебных церемоний. Традиционная калмыцкая свадьба состояла из следующих обрядов: выезд свадебного поезда со стороны жениха, встреча гостей родными невесты, обряды проводов и увоза невесты, встреча свадебного поезда стороной жениха, поклонение невесты и обряды вхождения в новую семью.
Для проведения основных свадебных церемоний сторона жениха определяла благоприятный день и оповещала родных невесты. У калмыков за невестой ездил сам жених в сопровождении большого количества друзей, мужчин-родственников по отцовской линии, двух замужних женщин.
По традиции свадебный поезд не подъезжает сразу к дому невесты. Сначала они получали разрешение от родственников невесты. Для этой цели отправляли в дом невесты специального вестового, верхом на лошади. С собой он вез угощения в виде молочного продукта, водки, сладостей и масла. Затем родные невесты разрешали въезд свадебного поезда жениха.
Свадебное пиршество продолжалось до утра. Калмыцкая свадьба – не только шумное пиршество с обильным угощением, танцами и песнями, но и своеобразное состязание между двумя родами: в мастерстве исполнения песен и танцев, в умении использовать в дискуссиях образцы устного народного творчества. Суть свадебной игры – противоборство двух роднящихся сторон, желание каждой стороны показать остроту ума, находчивость, умение вести полемику, стремление показать свое превосходство.
Точное время увоза невесты указывал монах-астролог, который присутствовал на пиру. Увозили невесту обычно на рассвете. По знаку астролога один из родственников жениха пробирался к невесте и касался ее рукой, что служило началом обряда увоза невесты и отделения от родного сообщества. Прощание невесты сопровождалось протяжными песнями в пределах дома. По традиции она угощала своих родных, поднося им напитки с песнями, в которых выражалась скорбь по утраченной девичьей свободе, любовь к родителям, печаль по поводу разлуки с родным домом, подругами. Прощание сопровождалось плачем невесты. Считалось, что чем горше будут рыдания, тем благополучнее будет ее новая жизнь.
Жениха и невесту со свитой встречали его представители на большом расстоянии от дома. Одного из возвращающихся домой высылали в качестве вестового в хотон жениха. Участники свадебного поезда и представители встречались на некотором расстоянии от хотона жениха, где совершали возлияние духам – хозяевам местности и угощались сами. Невеста должна была въехать в хотон жениха верхом на лошади. Прибыв на место, сразу начинали собирать кибитку молодых.
Во второй половине дня исполнялся обряд принятия невесты в род мужа. Перед обрядом бракосочетания происходило поклонение невесты новым родственникам, родителям мужа и семейному очагу. Невеста совершала на пороге троекратные поклоны солнцу как источнику света, тепла, жизни; большой берцовой кости овцы – просила о даровании ей сына; семейному очагу как символу семьи; духам предков; отцу и матери мужа.
До заката солнца проводили обряд бракосочетания, который совершал священнослужитель в кибитке родителей жениха. Молодым вручали обрядовую берцовую кость: жених держал ее левой рукой, а невеста правой. После слушания молитв, молодые совершали троекратные поклоны на пороге и у семейного алтаря. Завернув в ткань берцовую кость, символ брачного союза, помещали за изображения божеств и хранили там постоянно. Перед брачной ночью производилась смена одежды и прически у невесты. Заменив одежду, заплетали две косы, на которые надевали чехлы для кос из черного атласа, бархата или сатина. На конце чехлов прикрепляли серебряные подвески в виде стрелы.
Свадебное гуляние у калмыков длилось до трех суток. По окончании свадьбы родные невесты уезжали домой, одаренные подарками. Обряды принятия в род мужа завершались на следующий день после свадьбы. Утром невестка шла в кибитку родителей жениха варить первый свой чай в семье мужа, на который собирались самые близкие родственники.
К числу послесвадебных обрядов относятся посещение родных невесты и ее приезд к родителям, завершавшие свадебный цикл. Родители невесты посещали ее примерно через месяц после свадьбы. Мать невесты давала ей последние наставления как вести себя в семье мужа, делала подарки. Очередная встреча происходила примерно через год, когда молодая приезжала домой погостить. Обычно это происходило после рождения первенца. Молодую женщину сопровождали два-три близких родственника мужа. У калмыков по качеству и количеству подарков после посещения родных судили о состоятельности всего рода новобрачной. Этим объясняются богатые подарки, в число которых входили отары овец в несколько тысяч голов или десяток лошадей.
За последнее столетие структура свадебной обрядности претерпела значительные изменения, вызванные переходом от кочевого образа жизни к оседлому, иноэтничным окружением, периодом депортации калмыков в Сибирь и т.д. Из структуры калмыцкой свадьбы полностью исчезли многие этапы. Современная калмыцкая свадьба состоит из следующих этапов: знакомство, сватовство, свадьба, приезд родных невесты к родственникам жениха после свадьбы, знакомство новобрачных с родственниками обеих сторон. В настоящее время в основном свадебная церемония проводится за один день. Практика дарения наплечной одежды частично утрачена. При проведении обрядов на стороне невесты символически шьют новую подушку, что, вероятно, заменило собой бытовавший в прошлом ритуал шитья постельных принадлежностей молодым. Символические черты имеет и ритуал битья родных жениха при выносе приданого невесты. Прежде чем войти в дом жениха, невеста совершает поклоны на пороге. Вместо войлочной подстилки используют специально привезенный небольшой матрас. Сохраняется практика подношения родовым божествам, подношения сакральных цветовых маркеров. В наше время сложился своеобразный ритуал: после бракосочетания молодые в сопровождении родных обходят (объезжают) главные достопримечательности города. В число таких мест входит: скульптура Будды Шакьямуни, Пагода Семи дней в центре города, главный хурульный комплекс, а также памятник жертвам депортации «Исход и возвращение». Городское население активно практикует проведение свадебного вечера совместно двумя семьями, что диктуется экономическими причинами. Накануне брачной ночи невесте символически делят волосы на две половины, хотя с современными короткими прическами это сделать бывает сложно. По желанию родителей мужа по традиции невесте символически дают новое имя.
Заключение
Калмыки – монголоязычный народ, и это обусловило общность их культуры с культурой бурят и монголов. Генетическое родство, контакты, сходный характер хозяйства определили общность традиционных представлений, верований, обрядов, культов. Но уже на самых ранних этапах западные монголы – ойраты – являлись самостоятельным объединением племен с характерными для них особенностями культуры. Дальнейшая история ойратов и калмыков, их уход с исконных мест кочевий, изолированность от монголоязычного и буддийского мира, контакты с новыми соседями в приволжских степях, формирование различных этнотерриториальных групп внутри калмыцкого народа обусловили своеобразие буддизма в Калмыкии, специфическими чертами которого являются:
Определенный консерватизм, сочетающийся с возникающими в смлу ряда причин нововведениями;
Возможное на раннем этапе сосуществование традиций двух тибетских буддийских школ: Сакьяпа и Гелугпа, но официально признаваема была только Гелугпа – в сфере вероучения действова ли ее канонические установки;
Прямые связи с Тибетом в XVII – первой половине XVIII в.;
Полный контроль со стороны царской администрации в XIX – начале XX в. за состоянием дел буддийской калмыцкой церкви;
Деление хурулов на большие и малые, произведенное искусственным путем;
Ограниченная структура должностной иерархии хурулов;
Наличие у хурулов крепостных – шабинеров;
Отсутствие института перерожденчества.
Самостоятельностью обладала календарная обрядность калмыков, обусловленная хозяйственно-культурным укладом жизни их предков – ойратов, сочетавших скотоводство с земледелием, в отличие от монголов и бурят, чья традиционная обрядность – чисто скотоводческая.
В собственно храмовой обрядности калмыцких хурулов отмечается терпимость к нововведениям: это и введение новых дат службы, заимствование обрядов у других буддийских народов, установление собственно калмыцких канонов.
Исследователями отмечалась и такая специфическая черта, как утрата культа «ова» родовых признаков: на курганах «ова» калмыки поклонялись не конкретным родовым покровителям, а общенациональному покровителю Цаган аав.
Обряды жизненного цикла также обладают чертами, отличающими калмыцкую ритуальность от традиций родственных народов – буддистов.
Все эти специфические черты калмыцкого буддизма формировались в течение долгого времени. Истоки их уходят вглубь, к периоду сложения сначала ойратского, а затем калмыцкого народа.
Ничто не остается постоянным. Традиции всегда оспариваются, появляются новые. Эти две тенденции переплетены и взаимосвязаны. На наших глазах исконно калмыцкие традиции претерпевают изменения, входят в нашу жизнь в обновленном виде. Пример тому – вновь открытый хурул, где обрядность переживает такое видоизменение. Пока храмовая обрядность не только ведется на тибетском языке, но и не отличается от монгольской и бурятской. Многое зависит от новых кадров буддийского монашества, от их связей с последними носителями традиций. Верится, что со временем продолжится дело, начатое Зая-пандитой, и буддийские тексты как некогда прозвучат на подлинно калмыцком языке.
Но как ни обстояли дела с обновлением обрядности, старое – это наше наследие. И не растерять его, помнить о нем – наша задача, так как это часть этнической, духовной культуры ойратов и калмыков.
Список использованной литературы
- Авляев Г. О., Происхождение калмыцкого народа, Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 2002г.
- Бакаева Э. Б., Буддизм в Калмыкии, Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 1994г.
- Бакаева Э. Б., Жуковская Н.Л., Калмыки, Москва, Наука, 2010г.
- Катушов К. Л., Навеки вместе, Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 1989г.
- Митиров А. Г., Истоки, Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 2002г.
- Ользеева С. А., Калмыцкие народные традиции, Элиста, «Джангар», 2007г.
- Эрдниев У. Э., Калмыки,Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 1985г.
- Статья: Правительство России утвердило оргкомитет по празднованию юбилея – газета «Известия Калмыкии» от 10.02.2006г.
20.01.2013 13:15
В старину время шло размеренно, неторопливо, и потому к свадьбе готовились обстоятельно, не спеша. В наши дни все изменилось до неузнаваемости, даже время измеряется иными мерками, оно бежит, не давая порой людям опомниться. А вместе с ним меняются и обычаи.Если в старину сватовство по традиции проводилось в три захода, то нынче сватаются только один раз. Желательно это делать в день, указанный гелюнгом, он же указывает день, когда можно играть свадьбу. Сватами назначаются обычно родители жениха и три родственника, два - со стороны отца, один - со стороны матери. Перед дорогой сваты должны выпить дома калмыцкого чая и выслушать благопожелание с наказом успешно провести переговоры о будущей свадьбе. Хорошо, если в доме по такому случаю горит лампадка. Едут свататься по обычаю не с пустыми руками, гостинцы по такому случаю готовятся традиционные: ящик водки, баранье мясо, 10-15 лепешек (целвг), конфеты, печенье. Сверх того надо положить сватам одну-две бутылки водки, предназначенные для знакомства, торжественному событию.
В доме невесты гостей приглашают к столу, где уже приготовлено угощение. Потом отец жениха распечатывает свою бутылку с водкой и объясняет, с чем они пришли: «Я полагаю, вы уже догадались, с какой целью мы сегодня пришли к вам. Дело в том, что наш плохой* сын и ваша плохая* дочь решили пожениться. Это очень серьезное решение: создать новую семью. И наша с вами задача - помочь им воплотить это решение в жизнь. Хочу надеяться, что вы согласитесь с нами и примете наши гостинцы, и надеюсь, не отвергнете нашего предложения. А поскольку, мы впервые переступили порог вашего дома, то хочу пожелать также, чтобы дом ваш был крепостью во имя счастья И благополучия вашей семьи. Долгих лет вам здравствовать и растить своих детей в счастье и радости».
Речь произнесена. На стол выкладываются гостинцы сватов, первым угощение подносят старшим. Те, отведав вкусных яств, Не скрывают удовольствия, что дает право старшему свату со стороны жениха произнести следующую речь: «Нам приятно видеть, что наше угощение пришлось вам по вкусу, полагаем, что такое выражение удовольствия можно принять за знак согласия. И по такому случаю позвольте произнести йорял:
Күндтя худнр!
Кезә чигн иигҗ
Кен негән медлцҗ
Амн үгән келлцҗ
Амр-тавар бәәҗ
Татҗ тасршго элгн-садн болҗ
Нег-негндән түшг болҗ
Нәр-наадан кеҗ
Амрч, җирһҗ бәәцхәй!
Далее за столом решаются вопросы, ради которых сваты собственно и приехали: о дне свадьбы; о количестве людей, сопровождающих свадебный поезд; какие цвета ниток должны присутствовать в олгц; о выкупе за невесту, в частности, об угощении; о приданом; о подарках (омскул) для сватов; о подушке.
Наконец все вопросы улажены, гостям подносят свежесваренный чай, который так и называется - омскулин ця, потому что одновременно гостям дарят омскул - подарки: мужчинам рубашки, женщинам - отрез на платье или платок. Отдельно в сумку сватам кладут гостинцы. И гости отправляются домой.
Свадьбу нынче тоже справляют в один день. Утром едут (нечетное количество людей: 9 или 11) за невестой, в обед ее привозят в дом жениха, сватов со стороны невесты провожают домой до наступления сумерек.
За невестой выезжают утром, старшим среди сватов должен быть мужчина, вместе с ним должны exать две женщины, жених с другом, родственники-мужчины. Отъезжать от дома родителей жениха следует согласно движению солнца, И качестве гостинцев сваты берут с собой: водку (в том количестве, о котором договорились во время сватовства), баранье мясо, живого барана, чай (заварку), масло, сладости (конфеты, печенье).
Угощение для невесток должно находиться в отдельной сумке. Гостинцы в дом невесты вносятся в следующем порядке и вначале сумку с гостинцами для невесток (берячудт), вслед за нею чай с маслом, все остальное потом. Кстати, среди гостинцев должна непременно присутствовать баранья голова, предназначенная для жертвоприношения. Когда гостинцы внесены в дом, то есть благосклонно приняты родственниками невесты, в дом входят сваты со стороны жениха. Они обязаны соблюсти следующий ритуал: войдя в дом, надо ополоснуть рот, помолиться богу и только после этого садиться за стол. При этом опять же соблюдается определенный ритуал: Первым садится старший сват, за ним женщина постарше, за ней молодая женщина, и только после них - остальные. Садиться надо по ходу солнца. Первым делом сватам подносят чай. И хотя всем ясно и без слов, зачем приехали гости, но, согласно обычаю, старший из сватов встает и произносит речь, в которой объясняет причину приезда, а далее он произносит йорял. Во время йоряля на стол кладут деньги молодым на обзаведение. Далее гостей начинают угощать, при этом хозяева сначала разливают свою водку, а уж затем открывают сумки с гостинцами от родственников жениха, первым делом берут оттуда дееж, после чего выкладывают гостинцы на стол. Мясо, привезенное сватами, ставят варить, расчленив его по суставам ножом. Этим мясом угощают внуков и племянников со стороны матери.
Гости в доме невесты не засиживаются, поскольку свадебный поезд ждут в доме жениха, а вечером всем участникам свадьбы предстоит еще пойти на торжество в ресторан или кафе. Поэтому по прошествии недолгого времени гости заводят песню:
«Орсн боран гиидг, ирсн гиич моордг»
(Если дождь идет, то пройдет время и он перестанет, Если ветер дует, то настанет пора, когда он стихнет, Если гости в доме, то пора им и честь знать...)
Смысл песни ясен всем: пришла пора провожать невесту, поскольку невесту полагается ввести в дом жениха до обеда, в крайнем случае, в обед. Гостям наливают в рюмки водку, и, пока тс произносят прощальный тост, им преподносят подарки от родственников невесты. В свою очередь и хозяева произносят поря л с пожеланием гостям белой дороги и счастья. Но прежде чем отправиться в обратную дорогу, старший сват должен дотронуться до приданого невесты рукой и положить деньги. Только после этого приданое начинают выносить и грузить на машину. Родственники невесты, согласно традиции, должны дотронуться руками до парней, сопровождающих свадебный поезд со стороны жениха. В это время невеста молится богу в доме родителей, затем ей накидывают на голову платок и выводят из родительского дома. Этот платок невеста не имеет права никому отдавать. Выводить невесту должна молодая женщина из числа сватов. Невеста, уходя, не должна оглядываться на родительский дом. Невеста садится в машину жениха.
Родственники невесты, выбранные для ее сопровождения, едут следом. К дому жениха они подъезжают все вместе. Если свадебный поезд движется издалека, скажем, из другого населенного пункта, то родственники жениха выезжают им навстречу, прихватив с собой горячий чай, водку, еду. Если жених и невеста из одного населенного пункта, то их встречают перед домом. Их угощают, произносят благопожелание. Сваты должны объехать дом жениха вокруг, по ходу солнца. В дом сначала вносят приданое невесты, потом входят жених и невеста, вслед за ними сопровождающие их лица.
В доме жениха сажают на почетное место теперь уже гостей со стороны невесты. Перед ними ставится лучшая еда, к ним относиться надо со всем вниманием и уважением. Гости со стороны невесты собираются домой под вечер, провожая их, произносят йорял, одаривают подарками (омскул). Для них поется протяжная песня (ут дун). Пора гостям домой, но прежде чем переступить порог дома, родственники невесты дарят ей подарок.
Свадебное веселье в доме жениха, между тем, продолжается. Наконец, гости разошлись, все успокоились. Но остается соблюсти еще некоторые ритуалы. Во-первых, еще до полуночи разделить волосы (в старину девушки носили косы) девушки надвое. Во-вторых, перед очагом (сейчас печей в доме нет, поэтому молится невеста перед бурханом), где стелется войлок (коврик, привезенный невестой из дома), невеста должна встать на колени и помолиться богу. Невеста должна переодеться в одежду, приготовленную для нее в доме жениха. За спиной невесты в это время должен встать молодой парень, который наклоняет голову невесты вперед семь раз, но наклонять следует каждый раз после того, как кто-либо из пожилых родственников произнесет имя предка, называя их по очереди до семи поколений. Есть поверье, что невеста кланяется предку по его повелению.
После соблюдения этих ритуалов сварить калмыцкий чай и преподнести его родителям жениха. Во время этого ритуала невесту, по калмыцкому обычаю, нарекают новым именем.
Через семь дней после свадьбы родители приезжают навещать свою дочь, хотя нынче этот срок не соблюдается, родители могут приехать или в тот же вечер, или на другой день, приехать они обязаны со своим угощением. Так закрепляется новое родство. И только после соблюдения всех этих ритуалов дочь может посетить дом родителей вместе с молодым мужем и его родителями. Дочь, войдя после замужества в родительский дом, посыпает перед собой дорогу белой мукой, то есть прокладывает себе белую дорогу. Родственники дочери одаривают подарками дочь, зятя, сватов.
Так проходит свадьба у калмыков в наши дни.
7 апреля 2016, 15:20Хотелось написать пост о обычаях и культуре, и сделать акцент именно на "свадьбе", так как сейчас эта тема особенно актуальна. Но думаю немного рассказать о самой республике, возможно я ошибаюсь, но еще не замечала о ней постов, да и думаю что есть немало читателей не знакомых с моей маленькой Родиной.
Я из солнечной, степной Республики Калмыкия, которая располагается на крайнем юго-востоке европейской части России. Эта республика очень интересная и возможно капризная, лето у нас жаркое и сухое, зима малоснежная с пронизывающим степным ветром, и большими холодами. Народ у нас добрый и простой. Возможно вы посчитаете меня лютой патриоткой, но разве это плохо? Я не скрываю что люблю свою республику.
Природа у нас гармоничная, степи весной усыпаны красными тюльпанами, протекает длинная река Волга, имеются небольшие озера и на востоке омывается Каспийским морем, где цветут волшебно красивые лотосы. Народ в Калмыкии самый простой, но гордый. Перенесший войну и геноцид. Если вы никогда не были у нас, будем рады вашему визиту. Уверена вам понравится наш колоритный и гостеприимный городок, своей простотой и красотой, наша степная жемчужина - город Элиста. Приехав к нам вы окунетесь в экзотический город, с не менее экзотичным народом для России. В котором находится множество достопримечательностей, Шахматный городок, интересные памятники.
Стоит отметить что калмыки - единственный в Европе народ, традиционно исповедующий буддизм, а еще у нас расположен один из крупнейших Буддийских храмов в Европе - под названием "Золотая Обитель Будды Шакьямуни". Здание хурула имеет 63 метров в высоту и вмещает в себе самую большую в России и Европе девятиметровую статую Будды .
Итак перейдем к свадьбам.
В Калмыкии издревне к подготовке к свадебному торжеству подходили ответственно, это должно было выглядеть празднично и красиво. На свадьбе роднились семьи, рода и хотоны. Все старались показать себя во всей красе, поэтому и устраивали две стороны друг для друга различные испытания.
За два дня до свадьбы начинаются свадебные обряды. В дом невесты приходят родственники и каждый должен что-то добавить к приданному. Невесту дружно готовят: родные срезают ногти, локон, от приданого отрезают нитки. Все это нужно сжечь. Это означает, что девушка, выходя замуж, оставляет этот дом, прежнюю жизнь навсегда. Недаром в доме мужа ей дадут новое имя, символизирующее начало нового жизненного этапа.
А в это время в доме жениха снаряжают свадебный поезд. Возглавлять делегацию должен мужчина (дядя по отцу, брат или старший роду). Число делегатов обязательно должно быть нечетным. Но среди них не должно быть молодых незамужних родственниц, которые, согласно поверью, могут "оттянуть" счастье молодых на себя. Свадебная делегация должна выехать пораньше, чтобы успеть зайти в дом сватов до обеда. И еще одна немаловажная деталь: выезжают и въезжают в дом только - правой стороны (по солнцу), в этом случае, считается, дело будет удачным.
Приезд гостей в дом невесты также сопряжен с многочисленными ритуалами. В первую очередь заносят подарок женщинам, так называемый "берячудин хот" ("подарок молодухам"). Затем вносят чай, масло, вареную баранину (если уговаривались о живой овце, ее тоже вводят в дом), сладости. В последнюю очередь в дом заносят спиртное: водку, вино. Полагают, что если сваты не сполна привезут обещанное, то неполным будет и счастье невесты, а кроме того проверяется и верность сватов данному слову.
И только после всех церемониалов гости проходят в дом, однако перед тем, как сесть за праздничный стол, они должны вымыть руки, ополоснуть рот и помолиться. За столом начинается свадебная трапеза, которая сопровождается многими интересными и веселыми обрядами.
Раньше гости, приехавшие за невестой, должны были переночевать в доме сватов. Пир, по обычаю, длится всю ночь. В разгар торжества, обычно за полночь, женихова сторона тайно держит совет, на котором выбирается ловкий и быстрый парень. Ему поручают важную миссию: дотронуться до невесты.
На рассвете, когда заря только начинает заниматься, а музыка по-прежнему гремит на всю округу, парень в процессе танца должен незаметно проскользнуть в шатер, где сидит невеста и дотронуться до ее плеча. Но сделать это нужно так неприметно, чтобы ни в коем случае этого маневра не заметили невестины подружки, иначе курьеру не избежать насмешек, позора. Вот почему важно остановить выбор на ловком и расторопном молодом человеке. Гонец дотронулся до плеча невесты - это знак, что пора собираться в дорогу.
Невесту выводят к жениху. В это время девушки и замужние женщины разделяются. Женщины выводят невесту за руки, а молодые девушки мешают, всем видом показывая, что не хотят отдавать свою подружку, родственницу.Перед выходом мать приказывает дочери последний раз приложиться к родительским бурханам (буддийский алтарь) и сделать прощальный глоток молока родного очага, навеки ею покидаемого.
Голову невесты при выходе из дома один из сватов покрывает платком, привезенным из дома жениха. Смысл этого обряда в том, что, во-первых, это знак нового статуса женщины, т.к. раньше у калмыков женщина не должна была появляться на людях с непокрытой головой. Этот платок она должна будет износить. Отдавать его кому-либо нельзя. Во-вторых, чтобы она не смогла найти дорогу обратно. Этот путь для нее отныне закрыт. Под всеобщий шум, гам, шутки, смех, слезы и причитания будущую хозяйку выводят к жениху. Он сажает невесту к себе на лошадь и увозит.
А в доме приступают к выносу приданого. Эта почетная миссия возложена на приехавших за невестой гостей. Наконец, когда все будет нагружено, свадебный поезд отправляется домой.Часть всадников, тем не менее, остается для того, чтобы выкупить у молодух ту часть приданого, которую они сумели спрятать под общий шум. Посланцы предлагают гостинцы: ящик конфет, печений, вдобавок одаривают их платками. Как только угощение и подарки будут приняты, остатки вещей отдают.Кроме того, представители жениха должны забрать с собой полог, за которым невеста сидела во время свадебного пира. Женщины расстилают полотнище по земле, а ребята устраивают скачки. Полог должен быть поднят с земли на скаку. В этом состязании участвует и жених. По негласному правилу, полог должен был подхватить именно он. На этом свадебные гуляния продолжаются у жениха.
P.S: Спасибо всем за внимание, была очень рада окунуть вас всех в надеюсь, познавательную для вас историю. И надеюсь сей пост вам понравится,буду рада почитать комментарии и ответить на вопросы. Еще раз прошу прощения за какие- либо допущенные ошибки. Всем любви, добра и благополучия в ваш дом, и отличных выходных!