Тема урока: "Уголок речевого развития в группе". Речевой уголок в детском саду в детском саду
Юлия Сергеевна Большухина
Речь самый сложный психический процесс подвластный только Человеку!Дошкольный возраст является решающим для обучения ребенка. Поэтому главной задачей воспитателя и родителей помочь в развитии познавательных способностей детей,что позволит усвоению и совершенствованию родной речи , обогащению словаря, звуковой стороны речи ,грамматической стороны речи и остальных компонентов речи .
Вопрос развития речи у современных детей очень актуален, потому что с каждым годом число детей с нарушениями речи увеличивается .
В нашей группе оформлен уголок по развитию речи , который постоянно пополняется в соответствии с возрастом и интересами детей.
Уголок располагается между театрально-музыкальным и книжным уголками , что прекрасно дополняет друг друга.
Главная героиня уголка "Лягушка-болтушка" , которая используется в артикуляционной гимнастике. Альбом "Веселый язычок" с картотекой артикуляционных упражнений и кубики.
Звуковые диски на звукоподражание.
Кубики-лото. Очень многофункциональная игра направлена на обогащение и закрепление. К ней прилагается пособие с загадками разных уровней сложности, скороговорки и многое другое.
Для развития речевого дыхания , кроме различных упражнений, трубочек, шариков, дудочек, мы используем мыльные пузыри, светодиодную лампа, которая завораживает и создает комфортную обстановку.
Для развития моторики создана картотека пальчиковой гимнастики, массажные мячи, сухой бассейн, чудесный мешочек с набором разных предметов и карточек с заданиями.
На фото один из вариантов игр с прищепками, животные-бродилки для пальчиков и моталочки "мышки".
В уголке есть картинки для рассматривания и составления рассказов, серии сюжетных картин, наборы по лексическим темам, дидактические игры "Один-много", "Мой,моя, мои,моё","Четвертый лишний" и т. д. Портреты детских писателей и комплект книг соответствующие программе ДОУ и возрасту, зеркало большое и индивидуальные.
Активно используем в развитии речи предметы театрального и музыкального уголка , потому что сказка способствует развитию связной речи .
Спасибо за внимание!Всем успехов в саморазвитии !
Публикации по теме:
«Как мышка с зимой знакомилась». Занятие по развитию речи (звуковая культура речи) во второй младшей группе «Как мышка с зимой знакомилась». Занятие по развитию речи (звуковая культура речи) во второй младшей группе Образовательная область: «Познание».
Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего развития «Украшаем елку» Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста по теме: «Украшаем елку». Цель: Уточнить и обогатить представления.
Конструкт занятия развития речи во второй младшей группе «Путешествие в осенний лес» Конструкт образовательной деятельности (речевое развитие). Тема (проект): Путешествие в осенний лес; Возрастная группа: вторая младшая группа;.
В этом уголке используются основные геометрические фигуры для изучения и закрепления во второй младшей группе. Фигуры изготовлены из соленого.
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед педагогическими коллективами ДОУ серьезные задачи. Совершенствование педагогического.
Отчет по самообразованию «Формирование речи детей посредством игровой деятельности во второй группе раннего развития» В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества- речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает.
Составная часть общей предметно-игровой среды – центр физического развития. Пособия, оборудование центра стимулирует двигательную активность.
Речевой уголок 2 младшей группы «Пчелка»
В нашей группе оформлен уголок по развитию речи, в соответствии с возрастом и интересом детей.
Уголок располагается рядом с театрально-музыкальным и книжным уголками, что прекрасно дополняют друг друга.
Главными героями уголка является «Волшебная змейка». «Веселый Петрушка»
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
Артикуляционной моторики "Волшебная-змейка" , альбом "Веселый язычок" с картотекой артикуляционных упражнений предметные картинки-опоры, зеркала на подгруппу детей,)
В уголке, для развития правильного дыхания, мы создали дидактические игры: «Бабочка на цветочке», «Осенние листочки», а также есть «Ветрячки», «Мыльные пузыри»,
Для развития связной речи, мы используем мнемотаблиц и схемы - моделей: расскажи сказку, расскажи об овоще и фрукте, расскажи о животном, времена года. Наборы предметных и сюжетных картинок: «Мамы и детки», «Мебель», «Инструменты», Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Профессии», Времена года»; дидактические игры и пособия: «Профессии», «чей хвост?», «овощи и фрукты», «Животные и птицы», «паровозик для зверят», «парные картинки», «Лесное домино», «Сказочное домино», «Найди тень», «Кто что ест», «Расскажи сказку», а также книжкки-малышки и художественные произведения по программе, разрезные картинки,
Кубики-лото. Очень многофункциональная игра направлена на обогащение и закрепление словарного запаса. К ней прилагается пособие с загадками разных уровней сложности, скороговорки и многое другое.
Для развития моторики создана картотека пальчиковой гимнастик и, всем известна игра "Чудесный мешочек ", когда ребенку предлагается опустить руку в мешочек и достать определенный предмет. Целью этой игры была, в основном, развитие тактильных ощущений. Мы решили немного разнообразить эту игру и вместо простого мешка сделали «Веселого Петрушку» В рукава петрушки нужно просунуть руку и найти предлагаемый предмет, найти две одинаковые игрушки, просто накормить петрушку только фруктами или только овощами, найти предмет определенной геометрической фигуры, достать предмет и описать его, достать персонаж из сказки и определить откуда он, описать его характер, угадай предмет, которого не стало и т. Д.
Игры с прищепками, животные-бродилки для пальчиков и моталочки "мышки".
Игры и пособия по автоматизации звуков: альбом по автоматизации звуков, чистоговорки, скороговорки, стихи и потешки, разные виды театра: пальчиковый, настольный, театральные маски.
Материал по звукоподражанию: «Звуковые диски», «Шумовые инструменты», детские музыкальные инструменты, дид.игра «Чей голос?»
Активно используем в речевом уголке предметы театрального и музыкального уголка, так как драматизация способствует развитию связной речи.
Спасибо за внимание!
Остапова Галина Ивановна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ д/с 67
Населённый пункт:
город Киселевск, Кемеровская область
Наименование материала:
Статья из опыта работы.
Тема:
""Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"".
Дата публикации:
14.11.2016
Раздел:
дошкольное образование
Организация предметно-развивающей речевой
среды в младшей группе по ФГОС ДОУ.
Важная составляющая в развитии речи младших дошкольников - это создание
предметно-развивающей речевой среды. В своей группе строим предметно-
пространственную среду в соответствии с ФГОС.
Одним из условий полноценного речевого развития является грамотно
организованная развивающая предметно-пространственная среда. Среда должна
быть:
1.
Содержательно-насыщенной.
2.
Трансформируемой.
3.
Полифункциональной
4.
Вариативной.
5.
Доступной.
6.
Безопасной.
В 1-й младшей группе должны быть яркие игрушки разных размеров, предметные
картинки с доступным для детей сюжетом,книги для чтения и рассматривания.
Во 2-й младшей группе можно уже выделить отдельную зону с играми и
материалами по развитию речи.
Это наборы сюжетных картинок, предметные картинки, дидактические игры, игрушки
для развития мелкой моторики, художественная литература, различные виды театра.
Театр - это один из любимых видов деятельности детей. Наши дети умеют
драматизировать сказки: “Теремок”, “Курочка Ряба”,’Репка” и др.
Широко используем театр кукол бибабо,пальчиковый театр и театр на фланели.
Театральная деятельность способствует развитию интонационной выразительности
речи, вызывает положительные эмоции, интерес к перевоплощению.
В музыкальном уголке собраны различные музыкальные инструменты,помогающие
развивать музыкальный слух детей. Используем их в дидактических играх
“Послушаем, что слышно”, “Угадай, что звучит”, “Громче-тише постучи”.
Дети охотно играют на музыкальных инструментах и в подвижные игры с их
использованием, например, “Жмурка с колокольчиком”, “Веселый бубен”.
В группе создан центр сенсорного развития, который способствует развитию мелкой
моторики,тактильных ощущений,зрительного восприятия,слуховых анализаторов,
обоняния и развития всех психических процессов. Здесь собраны крупные мозаики,
пазлы, пирамидки, игрушки-вкладыши, шнуровки, трафареты и др.
В группе оформлен книжный уголок. Разнообразные художественные произведения
оказывают большое влияние на развитие речи детей. Знакомим детей со сказками,
рассказами, беседуем о прочитанном, учим стихотворения. Дети самостоятельно
рассматривают иллюстрации в книгах.
Для развития правильного физиологического дыхания используем такие игрушки и
тренажеры, как: вертушки, дудочки, надувные шарики,султанчики, бабочки, снежинки,
листочки на ниточках, мыльные пузыри.
Немаловажную роль в речевом развитии имеет взаимодействие с музыкальным
работником на музыкальных занятиях. Танцы, игры с пением, музыкальные
упражнения, развивают у детей внимание к речи, т.к. они должны выполнять те или
иные действия, движения в соответствии с инструкцией взрослого. Разучивание и
пение песенок развивает речь, а игра на музыкальных инструментах - слуховое
восприятие детей.
На занятиях по физкультуре, при подборе подвижных игр,физкультурный работник
учитывает тему,которую дети изучают в данный момент. Например: тема “Транспорт” -
подвижные игры “Воробушки и автомобиль”, “Самолеты”, “Поезд”; тема ”Весна” -
“Птички в гнездышках”, “Солнышко и дождик”; тема “Домашние птицы”,значит игры
“Наседка и цыплята”, “Петушок” и т.д.
Значительным фактором в развитии речевой среды является работа с родителями.
Для них предлагается следующая развивающая зона - приёмная, целью которой
является создание единого общества педагогов и родителей.
Она включает в себя:
1.
Информационные стенды с рекомендациями педагогов, консультациями,
памятками.
2.
Папки-раскладушки с рекомендациями по организации режима, досуга детей,
материалы для игр и домашних заданий.
Для больших возможностей развития речи малышей нами была создана
картотека физминуток, мирилок, стихов, чистоговорок, пальчиковых игр, которые мы
активно применяемых в динамических паузах, на занятиях, в утреннее время, перед
обедом, полдником и др. режимных моментах - умывании, одевании, подготовке ко сну.
Богатые возможности для развития речи имеют сюжетные картинки и настольно-
печатные игры. Они позволяют учить детей правильно называть, изображенные
предметы, группировать предметы по форме, размеру, назначению.
Для своевременного развития речи надо как можно раньше приучать детей к
совместной игре. Игровой центр позволяет создавать условия для творческой
деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации
игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений, в которых происходит их
непосредственное речевое общение. Игровые уголки оснащены атрибутами для
сюжетно-ролевых игр с учётом возрастных особенностей детей..
В заключение хочу сказать, что построение предметной среды - это внешнее
условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную
деятельность ребёнка и должна выполнять образовательную, воспитывающую,
организационную, коммуникативную функции.
Овладение устной речью является важным процессом в становлении личностных качеств ребёнка. Пополняется активный словарь дошкольника, развивается умение задавать вопросы, формулировать мысли и делать выводы. Формирование и совершенствование речевых навыков осуществляется одновременно с развитием мыслительных и психоэмоциональных способностей. Речь - инструмент в исследовательской и творческой деятельности, возможность общения со сверстниками и взрослыми.
Создание и работа уголка речевого развития в детском саду: роль, значение, цели и задачи
Речь у ребёнка развивается постепенно. К 1,5 годам появляются первые простые предложения: «Дай пить», «Дай мне» и т. д. К трём годам словарный запас составляет примерно 1500 слов, ребёнок составляет сложные предложения, использует союзы, придумывает новые слова. Таким образом, уже в младших группах детского сада уделяется повышенное внимание речевым занятиям с детьми.
Уделять внимание развитию речи необходимо с раннего возраста ребёнка
Процесс овладения речью - сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область - «Речевое развитие» - и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе. С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений воспитанников всех возрастов оформляются несколько уголков - книжный, логопедический, театрализованный и речевой.
Речевое развитие воспитанников осуществляется на типовых занятиях
Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть. Цель создания уголка речевого развития - оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.
Материалы и оформление речевого уголка привлекательны для детей и вызывают интерес
Задачи речевого уголка напрямую зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Таблица: задачи речевого уголка
Возраст детей | Задачи | |
1,5–3 года |
|
|
3–4 года |
|
|
4–5 лет |
|
|
5–6 лет |
|
|
6–7 лет |
|
Цель речевых упражнений - развитие мимических и артикуляционных умений
Оформление речевого уголка своими руками
Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.
Для младших дошкольников уголок речевого развития может включать зону сенсорики - место для развития мелкой моторики. Как вариант, это столик с развивающими играми: пирамидки, сортер, книжки и игрушки с кнопками, мешочки для с семенами и камешками.
В речевом уголке младшей группы можно оформить столик с играми на развитие сенсорного восприятия
Или это коврик на стене с пищалками, резиночками, пластиковым зеркальцем, пуговицами, картинками из фетра, лентами, липучками. На сенсорном коврике обычно изображается сюжет знакомой детям сказки («Репка», «Теремок», «Три поросёнка») или изображения природных объектов, животных: цветочки, деревья, бабочки, птицы, зайчики и т. д. Всем известно, что ребёнку первым делом хочется потрогать заинтересовавший его предмет, поэтому развивающий коврик изготавливается из кусочков яркой ткани, лоскутков бархата, принтованной ленты, красочной тесьмы.
Забавные изображения на коврике привлекают детей и побуждают к активному сенсорному восприятию текстильных образов
Последние годы в качестве оборудования для развития сенсорики популярны бизиборды - доски или стенды с закреплёнными на них объектами, которые обычно маленьким детям запрещают трогать. Бизиборд легко сделать своими руками: на фанерном листе приклеиваются или прикручиваются различные замки (шпингалет, дверной крючок, щеколда), велосипедный и дверной звонки, кнопки и выключатели.
Развитию сенсорного восприятия и мелкой моторики способствует изучение т. н. «бизибордов»
Для всех возрастных групп дошкольников в уголке должны быть представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность: «Загони мяч в ворота», «Поднять паруса!», «Мели, мели, мельничка!».
Для создания игры использованы простые материалы: картон, цветная бумага и ватные шарики
В речевом уголке старшей и подготовительной группы оформляется место для настольно-печатных игр. Подборка составляется из игр с буквами и словами:
- «Занимательная азбука»: к карточкам с буквами (прописными и печатными) надо подобрать карточки с изображением предметов на эти буквы.
- «Азбука-лото»: карточки с буками заполняются фишками с животными, названия которых начинаются на эти буквы.
- «Калейдоскоп букв»: дети учатся распознавать символьные обозначения букв на игровом поле.
- «Составь слово. Домино»: из карточек складывается изображение и его название.
- «Кто где живёт»: карточки со словами, животными и местами их обитания.
Такие игры учат детей складывать слоги и слова, а также развивать речевые способности в коллективной игре
Для стимулирования речевого творчества детей, проведения игр-драматизаций в уголке оформляется небольшая зона с ширмой, декорациями, куклами. В отличие от уголка театрализованной деятельности, место для инсценировок в речевом уголке ограничено. Например, можно обклеить картонную коробку - это будет сказочный лес для фигурок. Диалог с использованием кукл на руку и бибабо можно разыграть из-за раскладной бумажной ширмы.
Куклы и декорации стимулируют самостоятельное речевое творчество детей
Требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО
- Оптимальное расположение: уголок достаточно освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорного развития уголками.
- Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей.
- Наличие одушевлённого персонажа - куклы или игрушки. Персонаж-хозяин уголка побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и .
- Эстетичность. Уголок оформляется в одном стиле с зонами художественного чтения и театральной деятельности. Место занятий привлекает не только яркими красками, но и интересными предметами: репродукции на стене, фигурки на полке. Дидактические и игровые материалы располагаются в уголке по темам, воспитанники учатся соблюдать порядок.
- Безопасность. Воспитанники первой и второй младшей групп самостоятельно упражняются в развитии мелкой моторики под контролем педагога (из-за опасности попадания мелких деталей в дыхательные пути). Не рекомендуется оборудовать речевой уголок навесными полками или шкафами со стеклянными дверцами. Электроприборы и источники питания должны быть недоступны детям.
Вариант оформления речевого уголка - видео
Пример оформления речевого уголка в средней группе - видео
Паспорт речевого уголка
Паспорт уголка в детском саду - это информационный документ, в котором описывает состояние центра активности, оборудование и предметное содержание. Паспорт составляется воспитателем и заверяется администрацией ДОУ, хранится в папке документов педагога или в специальной ячейке уголка. С информацией о содержании уголка могут ознакомиться коллеги, молодые специалисты, родители воспитанников. Паспорт необходим для выдвижения уголка на конкурс педагогических проектов по организации предметно-развивающей среды для детей.
Примерный шаблон паспорта речевого уголка:
- Название уголка, возрастная группа.
- Задачи уголка (кратко).
- Предметы мебели, количество.
- Электроприборы, если есть (аудиопроигрыватель, проектор).
- Список наглядно-дидактических пособий (плакаты, мнемотаблицы).
- Список демонстрационных материалов (тематические картинки, карточки-схемы).
- Дидактические и настольные игры.
- Наборы для дыхательной гимнастики, игр-драматизаций.
- Картотека речевых упражнений и игр.
Фрагмент паспорта уголка по развитию речи: наглядно-дидактические и демонстрационные материалы - таблица
Как назвать уголок развития речи
Название уголка развивающей деятельности в детском саду должно быть кратким и понятным. Традиционно центр активности называется по собственно направленности занятий. Поскольку обязательным атрибутом речевого уголка является одушевлённая игрушка, часто в названии используется имя этого фантазийного персонажа. Названия необычные и забавные вызывают дополнительную заинтересованность воспитанников. Можно устроить конкурс для детей и родителей на придумывание названия.
- Классические названия: «Речевой уголок», «Речевичок», «Уголок развития речи», «Учимся разговаривать», «Уроки речевого развития».
Традиционное название отражает направление развития детских способностей в уголке
- Названия с именем хозяина уголка: «Уроки тётушки Совы», «Привет, Незнайка!», «В гостях у Лунтика», «Пуговка приглашает», «Говоруша», «Мушка-болтушка», «Зайка-лопотушка».
Уголок назван по имени одушевлённого персонажа - зайца Говоруши
- Смешные названия: «Поговорим-ка», «Беседка», «Звукарик», «Говоряшка/Говоруша», «Азбукварик», «АБВГДЕйка», «Говорилки», «Логострана», «Посидим-поговорим», «Речецветик».
Смешные названия привлекают детей к изучению уголка
Средства оформления речевого уголка
Уголок организуется в помещении группы с целью развития речевых способностей детей и своим оформлением побуждает воспитанников к высказыванию мнений, совместному обсуждению, беседам. К рисованию плакатов, стенгазет и картинок привлекаются и дети, и их родители.
Таблички и эмблемы - фотогалерея
Таблички для всех уголков группы могут быть выполнены по единому шаблону На табличке для привлечения внимания детей может быть изображён любимый персонаж Табличка привлекательна и вызывает положительный настрой к деятельности в уголке Табличка содержит оригинальное название уголка и изображение его хозяина
Таблички и эмблемы с названием уголка являются обязательным элементом оформления: они обозначают направление образовательной деятельности, содержат название и иногда изображение любимого детьми персонажа. Эстетически грамотно сделать для всех зон активности в группе табличке в одном стиле либо сохранить единообразие в эмблемах центров речевого развития.
Картинки - фотогалерея
Рисунки могут представлять собой одушевлённых персонажей, которые задают детям речевые упражнения Изображения сказочных персонажей украшают стены уголка Картинки по любимой детьми сказке служат одновременно и украшением уголка, и материалам для построения рассказа Картинки указывают на одно из направлений работы речевого уголка - знакомство с буквами и звуками
Картинки и рисунки украшают стены и мебель в помещении группы. Для оформления уголка развития речи используются изображения героев сказок и мультфильмов, животных, букв. При этом картинки в речевом уголке функциональны, детям можно задать по ним вопрос или придумать задание, направленные на развитие устной речи: «Кто изображён на картинке? Опиши, какой он», «Поздоровайся с Незнайкой. Расскажи ему, как прошёл твой день», «Придумай небольшой рассказ по этой картинке» и т. д.
Стенд - фотогалерея
Стенд с пластиковыми ячейками подходит для размещения информации для родителей и схем-картинок для детей На стенде воспитатель размещает дидактические материалы по теме текущих занятий Стенд в речевом уголке может содержать описание игр и схемы артикуляционных упражнений
Стенды в речевом уголке удобны для размещения наглядных материалов: картинок, карточек-схем, мнемотабличек, фотоматериалов и рисунков воспитанников. Поскольку содержание стенда постоянно обновляется, рекомендуется сделать пластиковые ячейки или использовать магнитную доску в качестве стенда (закрепление информационных листов и картинок канцелярскими кнопками небезопасно, особенно, в младших группах).
Одушевлённый персонаж - фотогалерея
Кукла размеров с рост ребёнка удобна в демонстрации двигательных упражнений Одушевлённый персонаж представлен в виде плаката на стене Плюшевая игрушка может быть хозяином в уголке развития речи
Особое место в речевом уголке отводится одушевлённому персонажу. С этой игрушкой или картинкой ребята беседуют в игровой форме, он «присылает» им посылки с новыми играми и письма с заданиями.
Содержание речевого уголка в детском саду
Для центра детской деятельности выбирается экологически безопасная (пластиковая, деревянная, мягкая) мебель. Шкафы, стулья и столы должны быть удобными, подходить под рост детей. Примерный список мебели для речевого уголка:
- Шкаф/стеллаж с полками.
- Столик или полка для временных выставок.
- Рабочий стол и стульчики.
Мебель для уголка выбирается экологически безопасная и удобная для детей
Оборудование в уголке развития речи:
- Зеркало. Нужно для выполнения артикуляционных упражнений, ребёнок следить за своей мимикой, учится самостоятельно контролировать и направлять свои действия. Зеркало должно быть надёжно закреплено на стене и находиться за рабочим столом, во-первых, это удобно ребёнку во время занятия, во-вторых, так исключается риск того, что дети случайно заденут зеркало и оно упадёт.
Большое зеркало дополняет рабочее место в уголке и необходимо для самоконтроля выполнения артикуляционных упражнений воспитанниками
- Аудиомагнитофон, телевизор. Одна из составляющих речевого развития в детском саду - обогащение слухового опыта воспитанников. Дети слышат грамотную речь, правильное произношение, логично построенные высказывания - формируется их культура устного общения. С этой целью в речевом уголке прослушивают аудиосказки, записи чтения стихотворений артистами. Просмотр коротких видеороликов служит материалом для построения дальнейшей беседы.
В речевом уголке дети просматривают видеоматериалы с целью обсуждениях показанной темы, сюжета
- Магнитная доска. Как говорилось выше, такая доска может быть использована для размещения текущей информации, демонстрации фотографий и иллюстраций по теме занятия. Но чаще она используется для выполнения упражнений воспитанниками. Например, в следующих заданиях: «Расположи картинки в правильной последовательности, чтобы получился сюжет сказки. Попробуй пересказать», «Из букв магнитной азбуки сложи слова…», «Распредели картинки по темам, придумай название для каждой из них».
Магнитная доска используется для выполнения заданий воспитанниками и демонстрации педагогом иллюстраций
Таблица: состав материальной базы уголка речевого развития - таблица
Наглядные материалы, пособия |
|
Материалы для сенсорного развития |
|
Предметы для развития дыхания |
|
Дидактические материалы |
|
Материалы для игр-драматизаций |
|
Для разыгрывания диалогов в речевом уголке пригодятся наборы сказочных персонажей
Эскизы оформления речевых уголков
Стеллаж в речевом уголке младшей группы наполняется материалами, доступ к которым открыт воспитанникам. Зона сенсорики содержит безопасные элементы.
Расположение материалов для самостоятельного изучения должно быть удобно для малышей
В средней группе речевой уголок дополняется местом (столиком или полкой) для временных тематических выставок книг, иллюстраций, образцов письменного общения: «Иллюстрации скороговорок/поговорок/загадок (лубок)», «Азбука и букварь - первые учебники», «Поздравительные открытки», «Письма и телеграммы» и др. Игровые и развивающие материалы (в том числе по сенсорике) хранятся в шкафу.
Выставка для побуждения к речевой деятельности занимает центральное место в уголке
В речевом уголке для старших дошкольников в открытом доступе должна быть большая коллекция настольных игр. Пространство развивающего центра дополняется демонстрационным материалом (стенгазеты, стенд, плакаты, картотеки упражнений) и магнитной доской для выполнения заданий.
Детям 5–7 лет интересно работать с магнитной доской, играть в настольные игры
Работа в уголке развития речи
Занятия в речевом уголке строятся в рамках ведущей деятельности дошкольников - игре. Именно поэтому обязательно наличие игрушки-помощника для воспитателя, включение в игровую ситуацию происходит, как только персонаж здоровается с детьми. К речевой деятельности детей часто приходится побуждать. Воспитатель зарождает в воспитанниках интерес к беседе, используя близкие детям темы («Наши игрушки», «Что вам нравится делать на прогулке», «Какие сказки читали вам родители», «Кем ты хочешь стать» и т. д.).
Игры и упражнения в центре развития речи направлены на развитие способностей и коррекцию. Уголок задействуется во время проведения фронтального речевого занятия (со всей группой). Но чаще здесь проводятся занятия индивидуальные и в подгруппе, поскольку наблюдается тенденция сокращения логопедических групп и на воспитателя налагается обязанность осуществлять преемственность с работой логопеда.
Таблица: виды и формы деятельности в речевом уголке
Вид деятельности | Форма деятельности |
Занятие в подгруппе |
|
Индивидуальное | Индивидуальные занятия в речевом уголке проводятся с детьми, у которых мониторинг выявил низкий уровень речевого развития, и с теми, кому назначены дополнительные занятия специалистом логопункта.
|
Самостоятельная деятельность |
|
Речевые игры в детском саду - видео
Игры на развитие речевого общения в ясельной группе - видео
Артикуляционная гимнастика для детей - видео
Игра-драматизация в первой младшей группе - видео
Регулярные занятия в речевом уголке способствуют созданию положительной эмоциональной атмосферы внутри детского коллектива, формируют устойчивую мотивацию к активному и культурному общению. Успешность в будущем напрямую зависит от уровня развития речи ребёнка. Богатый словарный запас, уверенность в формулировке мыслей, выученные наизусть стихотворения, знание пословиц и поговорок, выразительность речи показывают на высокий интеллектуальный уровень дошкольника.