Терренкуры в доу маршруты. Презентация "образовательные терренкуры на территории доу" презентация на тему
Приоритетным направлением в работе каждого дошкольного учреждения согласно ФГОС ДО является развитие детской инициативы и самостоятельности, организация детской активности и познавательно-исследовательской деятельности, но при этом необходимо сохранить и укрепить здоровье детей.
Перед нами, как и перед всеми Вами, стоят такие вопросы: Как обогатить нашу прогулку? Как повысить познавательную активность детей, не перегружая их при этом? Как часть образовательной деятельности вынести на улицу?
Решать все эти задачи в комплексе помогают образовательные терренкуры.
Терренкур в переводе с французского означает (фр. terrain – местность, cours – курс лечения) – это метод, предусматривающий дозированные физические нагрузки в виде пешеходных прогулок. В настоящее время термин терренкур чаще употребляют для обозначения специально проложенных оздоровительных маршрутов.
Образовательные терренкуры – это специально разработанные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения или за его пределами с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.
Цель образовательного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.
Задачами образовательного терренкура являются :
– упражнять детей в основных движениях;
– развивать выносливость, ловкость, координацию движений, навыки самоорганизации;
– развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность воспитанников;
– воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы;
– формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
– формировать эстетическое восприятие дошкольников;
– приобщать детей к здоровому образу жизни;
– побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.
За последние годы территория детского сада преобразилась благодаря усилиям педагогов и родителей. Мы старались, чтобы среда стала проблемно насыщенной, приспособленной к нуждам совместной деятельности детей и взрослых, открыта для изменений.
Для того, чтобы реализовывать технологию образовательных терренкуров, необходимо создать трансформируемую среду в соответствии с меняющимися интересами и возможностями дошкольников, а именно – разработать тематические «станции», макеты, зоны игр, подобрать необходимое оборудование и атрибуты.
Возможны различные варианты образовательных терренкуров. Маршрут должен включать в себя не только специально созданные центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород и другие возможные объекты на территории ДОУ и за его пределами. Это могут быть познавательные беседы, наблюдения за насекомыми, птицами, растениями, сбор природного материала, комплекс оздоровительных физических упражнений, театрализация, экспериментирование, различные виды игр. Сложность маршрутов и содержание зависит прежде всего от возраста детей, погодных условий, времени года, количества детей, образовательных задач. Если в младшей группе – это 2-3 станции с минимальным насыщением, то в подготовительной группе мы можем простроить терренкур за пределы детского сада, например, в парк «Березовая роща».
При прохождении образовательного терренкура мы оздоравливаем организм воспитанников, повышаем уровень их инициативы, самостоятельности, двигательной и речевой активности, познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых.
А чтобы вызвать у детей живой интерес, можно предложить им поучаствовать в составлении образовательного маршрута или создать собственную инсталляцию из бросового или природного материала.
Образовательные терренкуры подразумевают интеграцию следующих образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное и физическое развитие. Но если в своем творчестве пойти дальше, то можно задействовать и речевое развитие, и художественно-эстетическое. Все зависит от тематики терренкура и содержания деятельности на станциях.
Образовательные терренкуры должны проводиться регулярно, в нежаркое время суток в первую половину дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе. Мы организуем их 2 раза в месяц. Это не требует серьезной дополнительной подготовки и финансовых затрат. Необходимо только желание и творческий подход педагога.
Перед проведением образовательного терренкура детям сообщается цель предстоящей деятельности, проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы посетить. Напоминаются правила поведения на некоторых из них (например, на экологической тропе, в зоне игр на асфальте). Некоторые центры являются временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно.
Мы предлагаем такие варианты станций:
Метеостанция: Здесь дети учатся наблюдать за изменениями состояния погоды, анализировать и делать выводы.
В зависимости от возраста детей меняются и усложняются задания.
Если младшая группа наблюдает за направлением ветра, то к подготовительной группе дети снимают показания с приборов, заносят в дневник наблюдений, сравнивают с предыдущими днями;
Мы используем оборудование как традиционное (термометр, компас), так и изготовленное из подручного материала совместно с детьми (дождемер, султанчики, флюгер, барометр, песочные и солнечные часы).
Станция «Внимательный пешеход» : На данной станции мы обучаем детей безопасному поведению, учим быть дисциплинированными, осторожными, наблюдательными, закрепляем правила дорожного движения на практике, играя в сюжетно – ролевые и дидактические игры с использованием выносных знаков.
Станция «Игры на асфальте» : Воспитатель или инструктор по физической культуре проводит подвижные игры на асфальте, на котором заранее нарисованы «классики», «змейки», «ходилки» с цифрами, буквами.
Вместе с детьми рисуем мелом, водой с использованием трафаретов, валиков, кисточек и природного материала.
Интересно использовать лабиринты летом - лабиринт на асфальте, осенью – лабиринты сухих листьев, зимой – снежные лабиринты
Станция «Будущие олимпийцы»: Во время этой остановки на спортивной площадке воспитатель или инструктор по физической культуре организует подвижные игры с дошкольниками и физкультминутки . На этой станции мы развиваем двигательную активность детей, воспитываем дружеские отношения в игре.
Станция «Цветочная клумба»: Уточняем названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждаем к сравнительным высказываниям; обращаем внимание на то, что некоторые цветы приятно пахнут. Воспитываем чувство радости при восприятии красиво цветущих растений, стремление сохранять их.
Станция «Сказочная поляна: Эта станция предполагает остановку в беседке сказок или в специально организованном месте. Там воспитанники младших групп слушают любимые сказки, отгадывают загадки, а более старшие дети составляют рассказы по мнемотаблицам, рассказывают знакомые стихи о данном времени года, с удовольствием участвуют в театрализации и драматизации.
Станция снежных или песочных построек: Учим детей строить снежные фигуры, украшать их. А потом обыгрываем их.
Станция «Островок размышлений», или «Клуб спорщиков» : представляет собой место, где стоят напротив друг друга лавочки, пенечки, которые используются как место для отдыха, так и для обсуждения возникшей проблемы или предложений по составлению дальнейшего маршрута.
Станция «Дело мастера боится» , где организуется трудовая деятельность.
Станция «В гости к насекомым» , c танция «Огородная» , c танция «Экспериментальная», «Дыхательная», c танция мыльного пузыря, c танция настольных игр, c танция народных игр и т.д.
Кроме терренкуров, проходящих по территории ДОУ, в нашей практике мы используем маршруты, которые выходят за пределы детского сада. Так с детьми подготовительной группы мы освоили образовательный терренкур по нашему микрорайону. Мы сходили к радиоколледжу, продуктовому магазину, к администрации Дзержинского района, к библиотеке им. Гоголя.
Другой маршрут был проложен до парка Березовая роща, где мы покормили белочек, выполняли задания, наблюдали за природными объектами. А по дороге туда и обратно наблюдали за машинами, пешеходами и повторяли правила дорожного движения.
Накануне 9 мая был проложен долгосрочный маршрут, посвященный празднованию Дня Победы: дети старшей и подготовительных групп участвовали в концерте, организованным ТОС «Гоголевский», возложили цветы к памятникам труженикам тыла, воинам погибшим от ран.
А от станции к станции мы с детьми передвигаемся, выполняя логоритмику, физические упражнения, речевки, преодолеваем препятствия.
Хочется подвести итог: развитие познавательной активности и познавательно-исследовательской деятельности детей с использованием образовательных терренкуров, на наш взгляд, повышает качество усвоения детьми полученных знаний и закрепления их в практической деятельности, развивая при этом детскую инициативу и самостоятельность.
Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, Центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.
По территории детского сада должно быть разработано несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов.
Маршрут должен включать в себя не только специально созданные Центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОУ.
Структура пеших прогулок:
Сбор и движение до следующей остановки терренкура;
Остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых;
Комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;
Самостоятельная деятельность детей;
Сбор дошкольников и возвращение в группу.
Каждая «станция» может иметь свое название
«Метео-лаборатория», «В стране сказок», «Поляна богатырей», «Птичья столовая», Центр отдыха.
Переходя в терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры.
В таком игровом пространстве ребенок многому учится – общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения.
Познавательные беседы
Наблюдения за насекомыми, птицами, растениями
Сбор природного материала
Знакомые детям подвижные и дидактические игры
Игры на внимание
Спортивные игры
Комплекс оздоровительных физических упражнений в зависимости от времени года и погодных условий, возрастных особенностей детей
«Дом Самоделкина». «Музыкальная стена»
Столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования.
Это своеобразная Мастерская, где можно заниматься созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, механизмов и т.д.
Летом – лабиринт на асфальте, осенью - лабиринт из сухих листьев, зимой – снежный лабиринт.
Для создания новых Домов удобнее всего использовать переносные плоские макеты.
Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», «Теремок», «домик Бабы-яги».
Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д.
Площадка для игр на асфальте, помимо традиционных классиков, зигзагов, дорожек, может включать в себя «звуковую дорожку» для малышей. При прохождении звуковой дорожки, наступая в кружок, в котором нарисованы разные животные, ребенок должен издавать определенные звуки «Му-у», «Кря-кря», «Ква-ква» и т.д.
«Повторяем счёт» для старших дошкольников.
Зона игр на асфальте: Трафареты (рисование мукой)
Паркур – это молодёжный уличный вид спорта , основным элементом которого является эффектное и быстрое преодоление препятствий в городской среде, без каких-либо вспомогательных приспособлений. Человеческой природе свойственна жажда исследования и потребность поиска новых путей, это стремление проявляется уже у маленьких детей. В детстве каждый из нас сам того не подозревая, занимался паркуром (лазанье по деревьям, пожарным лестницам и прочее).
Цель паркура
Полоса препятствий – одна из самых любимых детских забав. Преодоление полосы препятствий развивает ребенка физически (тренирует мышцы, ловкость, координацию движений), позволяет ему изучить возможности своего тела, учит его сообразительности и самостоятельности. Думая над тем, как преодолеть незнакомое ему препятствие, ребенок учится решать задачи, искать выход в трудных ситуациях.
Варианты полос препятствий
1. Упражнения в равновесии - ходьба по широкой (узкой) опоре (гимнастическая скамейка), с различным положением рук.
2. Лазание вверх–вниз по гимнастической стенке разноименным и одноименным способами.
3. Переползание по горизонтальной гимнастической скамейке в упоре стоя на коленях и в упоре присев.
4. Упражнения с элементами скалолазания.
«Паутина»
б) 2 деревянные стойки.
2. Развиваем навыки: лазанья, координации движений рук, ног, корпуса, ловкости.
«Пеньки»
1. Изготавливается из спилов дерева одного или нескольких диаметров и высоты пеньков.
2. Развивает равновесие – необходимый компонент любых движений. Точность движений, координацию, тонус мышц ног. Использование требует от детей сосредоточенности, внимание, волевые усилия.
Полоса препятствий для детей может быть оборудована препятствиями (элементами) в различных их сочетаниях на дистанции и состоять из 6-10 элементов (препятствий). В зависимости от размеров спортивного зала или площадки на открытом воздухе (на гимнастическо-спортивных городках), оборудуется стационарная или, как правило, трансформируемая полоса препятствий.
Проблемная насыщенность;
Открытость к активному достраиванию ребенком, диалогический способ функционирования;
Необыденность;
Четкая оформленность предметных источников развития;
Многофункциональность;
Приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация и проведение терренкуров и паркуров с детьми на территории ДОУ.
Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, Центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.
По территории детского сада должно быть разработано несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов.
Маршрут должен включать в себя не только специально созданные Центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОУ.
Структура пеших прогулок:
- сбор и движение до следующей остановки терренкура;
- остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых;
- комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;
- самостоятельная деятельность детей;
- сбор дошкольников и возвращение в группу.
Маршрут разбивается на несколько «станций» или домов
Каждая «станция» может иметь свое название
«Метео-лаборатория», «В стране сказок», «Поляна богатырей», «Птичья столовая», Центр отдыха.
Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры.
В таком игровом пространстве ребенок многому учится – общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения.
- познавательные беседы
- наблюдения за насекомыми, птицами, растениями
- сбор природного материала
- знакомые детям подвижные и дидактические игры
- игры на внимание
- спортивные игры
- комплекс оздоровительных физических упражнений в зависимости от времени года и погодных условий, возрастных особенностей детей
«Дом Самоделкина». «Музыкальная стена»
- Столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования.
- Это своеобразная Мастерская, где можно заниматься созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, механизмов и т.д.
Летом – лабиринт на асфальте, осенью - лабиринт из сухих листьев, зимой – снежный лабиринт.
- Для создания новых Домов удобнее всего использовать переносные плоские макеты.
- Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», «Теремок», «домик Бабы-яги».
Зимой, - это могут быть снежные скульптуры и арт-объекты.
- Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д.
Развлекательно-познавательные маршруты на территории ДОУ
- Площадка для игр на асфальте, помимо традиционных классиков, зигзагов, дорожек, может включать в себя «звуковую дорожку» для малышей. При прохождении звуковой дорожки, наступая в кружок, в котором нарисованы разные животные, ребенок должен издавать определенные звуки «Му-у», «Кря-кря», «Ква-ква» и т.д.
- «Повторяем счёт» для старших дошкольников.
Зона игр на асфальте: Трафареты (рисование мукой)
Организация и проведение паркуров
Паркур – это молодёжный уличный вид спорта, основным элементом которого является эффектное и быстрое преодоление препятствий в городской среде, без каких-либо вспомогательных приспособлений. Человеческой природе свойственна жажда исследования и потребность поиска новых путей, это стремление проявляется уже у маленьких детей. В детстве каждый из нас сам того не подозревая, занимался паркуром (лазанье по деревьям, пожарным лестницам и прочее).
Цель паркура - быстро и красиво без вспомогательных средств перемещаться на местности кратчайшим путём. В экипировку трейсера (бегуна, так называется последователь паркура) входит только пара хорошей спортивной обуви. Как и любой другой вид спорта паркур требует хорошей физической подготовки. Важными моментами в тренировках также являются дисциплина, концентрация, способность реально оценить свои силы и самоконтроль.
- Полоса препятствий – одна из самых любимых детских забав. Преодоление полосы препятствий развивает ребенка физически (тренирует мышцы, ловкость, координацию движений), позволяет ему изучить возможности своего тела, учит его сообразительности и самостоятельности. Думая над тем, как преодолеть незнакомое ему препятствие, ребенок учится решать задачи, искать выход в трудных ситуациях.
Варианты полос препятствий
1. Упражнения в равновесии - ходьба по широкой (узкой) опоре (гимнастическая скамейка), с различным положением рук.
2. Лазание вверх–вниз по гимнастической стенке разноименным и одноименным способами.
3. Переползание по горизонтальной гимнастической скамейке в упоре стоя на коленях и в упоре присев.
4. Упражнения с элементами скалолазания.
«Паутина»
1.Изготавливается из: а)шляпной резинки (круглой)- 5 метров
б) 2 деревянные стойки.
2. Развиваем навыки: лазанья, координации движений рук, ног, корпуса, ловкости.
«Пеньки»
1. Изготавливается из спилов дерева одного или нескольких диаметров и высоты пеньков.
2. Развивает равновесие – необходимый компонент любых движений. Точность движений, координацию, тонус мышц ног. Использование требует от детей сосредоточенности, внимание, волевые усилия.
Полоса препятствий для детей может быть оборудована препятствиями (элементами) в различных их сочетаниях на дистанции и состоять из 6-10 элементов (препятствий). В зависимости от размеров спортивного зала или площадки на открытом воздухе (на гимнастическо-спортивных городках), оборудуется стационарная или, как правило, трансформируемая полоса препятствий.
Характеристика развивающей предметно-игровой среды на участке ДОУ с учетом требований ФГОС:
- проблемная насыщенность;
- открытость к активному достраиванию ребенком, диалогический способ функционирования;
- необыденность;
- четкая оформленность предметных источников развития;
- многофункциональность;
- приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.
Терренкур —
образовательный маршрут по территории детского сада
(инновационная деятельность)
Цель:
Оздоровление и укрепление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности детей.
Задачи:
Формировать у детей представления о ветре и его свойствах;
-закреплять навыки детей в ходьбе, беге, прыжках, развивать координацию движений;
-вовлекать детей в активное «подражание» повадкам животных;
-формировать потребность в здоровом образе жизни.
Дети выходят на улицу
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку, но прогулка эта не простая, а сказочная.
Дети выстраиваются в колонну по одному
Воспитатель:
Друг за другом мы встаем,
В сказку весело идем (ходьба в колонне по одному)
На носочки встали, змейкой побежали
(бег змейкой через кубики)
Мы шагали и бежали и ни сколько не устали!
(обычная ходьба)
1.Станция «Пальчики»
» В гости к мышке»
Воспитатель:
А на двери весит замок.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери висит замок
(ритмичные соединения пальцев рук в замок),
Кто открыть его бы смог?
Потянули
(руки тянутся в стороны),
Покрутили
(круговые движения пальцев от себя),
Постучали
(основания ладоней стучат друг о друга)
И открыли
(разомкнули пальцы).
Воспитатель:
Кто же в этом теремке живет?
(воспитатель снимает замок с теремка, открывает окошко, а там мышка)
Воспитатель: Верно, в этом домике живет мышка.
Пальчиковая игра «Мышь»
Мышь полезла в первый раз,
Посмотреть который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла второй раз,
Посмотреть который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз,
Посмотреть который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»
Мышь скатилась кувырком
- Станция «Исследовательская»
«Ветерок»
Воспитатель:
Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок не высок, не высок,
Загадка:
Я зеленая квакушка,
На болоте я живу,
Песенку свою пою (лягушка).
Воспитатель открывает окошечко в теремке, там лягушка.
Воспитатель: Лягушка нам приготовила задание.
Воспитатель:
Она хочет узнать, что такое ветер?
— Это движение воздуха, а воздух везде!
Воспитатель:
Воздух необходим всем живым существам. Мы дышим им на улице, дома, в садике и когда спим.
Ребята, посмотрите вокруг себя, вы воздух видите? Нет, он не видим, он прозрачный.
— Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать.
Возьмите полиэтиленовый пакет, и наберите в пакет воздух, закрутите пакет.
И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. Значит, воздух есть вокруг нас.
Вывод:
Воздух прозрачный.
Воспитатель:
Воздух имеет запах?
Дети нюхают воздух, который находится в мешочке.
Дети: Нет, воздух не имеет запаха.
Воспитатель каждому ребенку кладет в мешочек полоски смоченные в ароматическом масле (апельсин)
Воспитатель:
А теперь, воздух в мешочке пахнет? Чем?
Дети:
Пахнет апельсином.
Вывод: Воздух не имеет запаха, но приобретает запах от его источника.
Воспитатель: Ребята, что это?
(воспитатель показывает два воздушных шарика)
Дети
: Воздушные шары, один надутый, другой нет.
Воспитатель:
А что находится внутри воздушного шарика?
Дети:
Воздух.
Воспитатель:
Если я его развяжу и отпущу, он улетит?
Ответ детей:
Да, улетит!
Воспитатель:
Значит, воздух какой?
Дети:
Легкий.
Воспитатель:
А имеет ли форму воздух?
Ответы детей:
Воспитатель:
Воздух занял всё место в шарике и принял его форму.
Вывод:
Воздух легкий, и приобретает форму того или иного предмета куда его помещают.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Пузырь»
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок,
стоя близко друг к другу. Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Дети собираются в
маленький кружок, плотно прижимаясь друг к другу.
3. Станция «Спортивная»
«Спортивный зайка»
Дети с воспитателем переходят к следующей станции
Воспитатель:
Стоит в поле теремок, теремок,
Кто же в этом теремочке живет?
Кто же в этом невысоком живет?
Загадка:
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку (заяц).
Воспитатель открывает окошечко в теремке, там зайка.
1.Эстафета
«Принеси морковку зайчику»
Дети делятся на две команды. Возле каждой команды в обруче лежит морковь, на каждого ребенка. Первый участник берет морковь из обруча, добегает до корзинки, кладет морковь в корзинку и возвращается к своей команде.
2.Эстафета » Зайка — попрыгай-ка»
Дети делятся на две команды. Прыжки из обруча в обруч на двух ногах.
4.Станция «Игровая»
«Хитрая лисичка»
Он не низок не высок, не высок.
Кто же в этом теремочке живет?
Кто же в этом невысоком живет?
Загадка:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее … (лиса)
Воспитатель открывает окошечко в теремке, там лисичка.
Воспитатель
: Лисичка приглашает поиграть в игру, которая называется
«Зайцы и лиса»
Роль лисы на себя берет ребенок (по желанию детей).
Ребенку на голову одевается маска лисы, остальные дети зайцы.
5.Станция «Следы»
» Волчок — серый бочок»
Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок не высок, не высок.
Кто же в этом теремочке живет?
Кто же в этом невысоком живет?
Загадка:
Кто зимой холодной,
Бродит в лесу злой, голодный? (волк)
Воспитатель открывает окошечко в теремке, там волчок.
Воспитатель:
Волк приготовил нам задание «Угадай, чей след»
Воспитатель показывает след изображенный на бумажном листе, дети называют, чей след.
Воспитатель:
Волчок решил с нами поиграть, выложил следы на дорожку.
Нам нужно след в след друг за другом пойдем к другому теремку (дети идут друг за другом наступая на картонные следы).
(Пришли к теремку)
«Мишка косолапый»
Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок не высок, не высок.
Кто же в этом теремочке живет?
Кто же в этом невысоком живет?
Загадка:
Он в лесу густом живет,
Любит есть малину, мед! (медведь)
Воспитатель открывает окошечко в теремке, а там медвежонок.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в любимую игру медведя.
Подвижная игра «У медведя во бору»
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру.
А медведь сидит,
И на нас рычит.
В роли «медведя»- ребенок. Дети идут по направлению к лесу, собирая грибы, ягоды при этом приговаривая слова текста. После слов, «медведь» с рычанием догоняет детей. Пойманных отводит к себе.
Под стихотворение «Мишка косолапый» дети выполняют движения по тексту и подходят к станции «отдых»
6.Станция «Отдых»
Дети проходят на веранду и рассаживаются.
Воспитатель:
Ребята, вам понравилось путешествовать в сказке?
— Как называется сказка, в которой мы путешествовали?
— Что понравилось больше всего?
— Что нового узнали?
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Консультация для педагогов: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕРРЕНКУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДОУ Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №126 Выборгского района Санкт-Петербурга Подготовила Заведующий ГБДОУ д /с № 126 И.Е.Писаренко
Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна: обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в т.ч. детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности дошкольников, а также возможности для уединения; быть содержательно-насыщенной, трансформи-руемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Терренкур – (нем. terrain – местность, участок, территория; и нем. kur - лечение) - метод лечения дозированными по расстоянию, времени и углу наклона пешими восхождениями по размеченным маршрутам. Естественный терренкур лечит не только дозированной нагрузкой, но и общением с природой, чистым воздухом, психоэмоциональным комфортом. Терренкур способствует закаливанию организма, а красоты природы, спокойная обстановка создают предпосылки для снятия нервно-эмоционального напряжения.
Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Территория дошкольного образовательного учреждения, по которой проложено несколько маршрутов для пешеходных прогулок (терренкуров) представляет собой озелененную территорию с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенная для игр, развлечений, физкультуры и культурно-просветительских занятий детей дошкольного возраста.
ЦЕЛЬ образовательного терренкура Оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых. ЗАДАЧИ образовательного терренкура упражнение детей в основных движениях; развитие у них выносливости, ловкости, координации движений, навыков самоорганизации; воспитание любознательности, ответственного отношения к прогулкам на природе, чувства коллективизма, взаимопомощи.
Маршрут терренкура включает в себя: специально созданные центры, спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие всевозможные объекты на территории ДОУ
Маршрут разбивается на несколько « станций» или домов При этом не все «Дома» стационарны, их периодически можно менять в зависимости от игровых интересов детей. Каждая «станция» может иметь свое название, например: «Дом феи воды» «Лунные кратеры» «В стране сказок» «Поляна богатырей» «Центр отдыха» «Метеостанция»
«Дом феи цветов» «Птичья столовая» «Лабиринты» «Центр скалолазания» «Зона асфальтовых игр»
Структура пеших прогулок сбор и движение до следующей остановки терренкура остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых комплекс оздоровительных игр и физических упражнений самостоятельная деятельность детей сбор дошкольников и возвращение в группу
Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры.
Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая прилегающую территорию, может являться организация Центров познавательно-исследовательской деятельности на территории ДОУ «Дом Самоделкина» «Островок размышлений» «Королевство кисточки»
«Дом царицы Математики» «Владения мыльного пузыря» «Стена музыки» «Бюро находок»
Для создания новых Домов удобнее всего использовать переносные плоские макеты. Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», или остов «ракеты», «теремка», «домика Бабы-яги».
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды территории прилегающей к ДОУ в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д.
Инсталляция (англ. Installation – размещение, установка, монтаж) – это пространственная композиция, созданная из различных готовых материалов и форм (промышленных и бытовых предметов, природных объектов. Примером станций образовательного терренкура служат инсталляции из бросовых материалов:
Инсталляции помогают мыслить по-новому, обогащают мир детской игры. Вот лишь несколько упражнений на развитие восприятия у дошкольников с помощью инсталляций: «Занятие с сенсорной коробкой» «Ходьба босыми ногами по большим камням» «Игра в «весы» «Игра в «сортер» «Подбор предметов по цвету» «Топтание на кучке маленьких камней» «Бросание камней в воду» «Упражнения на развитие слуха» «Занятие с тактильным мешочком» «Балансирование на камнях»
Терренкур – единое образовательное пространство для развития ребенка Такое игровое прост-ранство способствует физическому, интел-лектуальному и психо- эмоциональному раз-витию ребенка: он многому учится – общаться с окру-жающим миром, у него развивается речь, крупная и мелкая моторика, интонации, глазомер, соотносящие движения.
Требования к организации образовательных терренкуров с детьми и соблюдению правил в ходе их проведения Примерные варианты маршрутов разрабатываются с учетом физической нагрузки, познавательного содержания, интересов детей, обсуждаются в процессе взаимодействия воспитателей и инструктора по физической культуре и утверждаются старшим воспитателем ДОО. Оборудование и атрибуты для организации спортивных, дидактических игр, самостоятельной деятельности подбираются в соответствии с разработанными маршрутами с учетом интересов детей, времени года и погодных условий. Прогулки предусматривают контроль за соблюдением правильного дыхания, сохранение оптимальной нагрузки, результатом которой является появление у участников маршрута приятной усталости к концу пути. Одежда и обувь воспитанников для прохождения маршрута должны соответствовать сезону года и погодным условиям.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Из опыта работы МБДОУ 217 г. Барнаула По территории детского сада разработано несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов. По территории детского сада разработано несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов.
Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, Центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, Центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.
Территория дошкольного образовательного учреждения, по которой проложено несколько маршрутов для пешеходных прогулок (терренкуров) представляет собой озелененную территорию с благоприятными санитарно- гигиеническими условиями, предназначенная для игр, развлечений, физкультуры и культурно- просветительских занятий детей дошкольного возраста. Территория дошкольного образовательного учреждения, по которой проложено несколько маршрутов для пешеходных прогулок (терренкуров) представляет собой озелененную территорию с благоприятными санитарно- гигиеническими условиями, предназначенная для игр, развлечений, физкультуры и культурно- просветительских занятий детей дошкольного возраста.
Маршрут включает в себя не только специально созданные Центры, но и спортивную площадку, зону асфальтовых игр, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОУ. Маршрут включает в себя не только специально созданные Центры, но и спортивную площадку, зону асфальтовых игр, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОУ.
Структура пеших прогулок: сбор и движение до следующей остановки терренкура; сбор и движение до следующей остановки терренкура; остановка, привал, познавательно- исследовательская деятельность детей и взрослых; остановка, привал, познавательно- исследовательская деятельность детей и взрослых; комплекс оздоровительных игр и физических упражнений; комплекс оздоровительных игр и физических упражнений; самостоятельная деятельность детей; самостоятельная деятельность детей; сбор дошкольников и возвращение в группу сбор дошкольников и возвращение в группу
Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая прилегающую территорию, может являться организация Центров познавательно- исследовательской деятельности на территории ДОУ. Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая прилегающую территорию, может являться организация Центров познавательно- исследовательской деятельности на территории ДОУ.
Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры. Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры.
В таком игровом пространстве ребенок многому учится – общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения. В таком игровом пространстве ребенок многому учится – общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения.
Содержание пеших прогулок зависит от выбранной тематики, времени года и погоды В содержание прогулки- терренкура педагоги могут включить: познавательные беседы познавательные беседы наблюдения за насекомыми, птицами, растениями наблюдения за насекомыми, птицами, растениями сбор природного материала сбор природного материала знакомые детям подвижные и дидактические игры знакомые детям подвижные и дидактические игры игры на внимание игры на внимание
Спортивные игры спортивные игры комплекс оздоровительных физических упражнений в зависимости от времени года и погодных условий, возрастных особенностей детей комплекс оздоровительных физических упражнений в зависимости от времени года и погодных условий, возрастных особенностей детей
«Дом Самоделкина» Столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования. Столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования. Это своеобразная Мастерская, где можно заниматься созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, механизмов и т.д. Это своеобразная Мастерская, где можно заниматься созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, механизмов и т.д.
Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», или остов «ракеты», «теремка», «домика Бабы-яги». Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», или остов «ракеты», «теремка», «домика Бабы-яги».
Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д. Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды территории прилегающей к Организации в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды территории прилегающей к Организации в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Развлекательно-познавательные маршруты на территории ДОО Площадка для игр на асфальте, помимо традиционных классиков, зигзагов, дорожек, может включать в себя «звуковую дорожку» для малышей. Площадка для игр на асфальте, помимо традиционных классиков, зигзагов, дорожек, может включать в себя «звуковую дорожку» для малышей. При прохождении звуковой дорожки, наступая в кружок, в котором нарисованы разные животные, ребенок должен издавать определенные звуки «Му-у», «Кря-кря», «Ква-ква» и т.д. При прохождении звуковой дорожки, наступая в кружок, в котором нарисованы разные животные, ребенок должен издавать определенные звуки «Му-у», «Кря-кря», «Ква-ква» и т.д.
Характеристика развивающей предметно-игровой среды на участке ДОУ с учетом требований ФГОС: проблемная насыщенность; проблемная насыщенность; открытость к активному достраиванию ребенком, диалогический способ функционирования; открытость к активному достраиванию ребенком, диалогический способ функционирования; необыденность; необыденность; четкая оформленность предметных источников развития; четкая оформленность предметных источников развития; многофункциональность; многофункциональность; приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых. приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.
Опыт представлен в публикации Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада (познавательно- исследовательская деятельность детей на прогулке с учетом требований ФГОС). – АлтГПА, с. Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада (познавательно- исследовательская деятельность детей на прогулке с учетом требований ФГОС). – АлтГПА, с.