Тибетская астрология. Ваш личный тибетский гороскоп Отличия в философии
Тибетская медицина и астрология существовала еще до появления письменности и языка. Она возникла более 4000 лет назад из наблюдений за погодой, светилами и т. д. и традиционно являлась частью медицинской системы.
Наряду с геомантией Са Че (аналогом хорошо знакомого всем фэншуй) .
В Тибете не было психологии и других систем консультирования.
Астролог выполнял эту работу, внося ясность в вопросы из разных сфер жизни, а в случае неблагоприятных прогнозов давал советы и совершал гармонизирующие ритуалы, в том числе медицинские, и даже помогал в выборе партнера.
В Тибете медицина и астрология тесно связаны, потому что у этих наук одна основа - теория пяти первоэлементов. Именно благодаря тому, что они имеют один фундамент, астрология помогает врачу находить верные и кратчайшие пути к излечению от болезней.
Пятый Далай лама постановил, что врачи обязаны изучать астрологию наравне с медициной.
Если опираться на базовую теорию о том, что наше тело состоит из пяти элементов, и внешний мир тоже состоит из пяти элементов, тогда ясно, что гармония внешнего и внутреннего, их целостность в потоке времени является основой здоровья. Вот почему так важно изучать астрологию.
Работа астролога основана на стремлении помогать другим, глубоких знаниях и добром сердце. Первостепенно важной для астролога является мотивация, с которой он занимается своей работой.
Перед составлением гороскопа или изучением астрологии он концентрируется на мысли:
«Я собираюсь изучать астрологию (составлять гороскоп), чтобы помогать другим людям».
Мы изучаем и используем астрологию, чтобы помогать другим. С помощью этих знаний мы можем помогать людям, и мы должны развивать сострадание. Мы даем обет самому себе: «Не использовать знаний во вред, не лгать, не использовать эти знания, чтобы разбогатеть и т.п.».
Астролог, как и тибетский доктор должен иметь чистое намерение, положительную мотивацию.
Например, чтобы стать тибетским доктором должны сойтись 6 факторов, и один из них - позитивная мотивация.
Тибетская медицина и астрология. Вот эти 6 факторов:
1. Знания
2. Специальные медицинские знания.
3. Доброе сердце.
4. Сохранение самайя (обетов, поддержание связи с передачей)
5. Умение выкладываться, хорошо и тяжело работать.
6. Правильная мотивация.
Смотреть Видео
-
Что такое "Ла"? Секрет долгой жизни. Часть 1. Геше Ринчен Тензин
Тибетская астрология — это огромная, самодостаточная наука, впитавшая в себя знания Древних о природных явлениях, законах времени и пространства, законах кармы и методах Освобождения. Тибетская астрология может ответить на любой вопрос, в этой науке отражается вся Вселенная — как в «Зеркале Бытия». Попытка передачи такой системы, но, самое главное, попытка её осмысления обязывает посмотреть на мир глазами человека древности, человека из давно минувших эпох.
Астрология позволяет лучше узнать себя: свои сильные и слабые стороны, индивидуальный ритм жизни и совместимость с другими людьми. Она дает советы и рекомендации для сложных периодов, помогает предотвратить неприятности и проясняет для нас многие вопросы. Она учит нас тому, что будущее в наших руках, и мы сами создатели своей жизни и счастья. В основе астрологии лежат здравый смысл, точные расчеты и глубокие знания, приносившие пользу людям на протяжении многих веков.
Тибетская астрология возникла более 4000 лет назад и традиционно являлась частью тибетской медицины и геомантии (аналог фэншуй). В результате изучения тибетской астрологии мы можем глубже узнать о благоприятных и неблагоприятных периодах в нашей жизни, наших способностях, финансовом положении, уровне жизненной энергии, здоровье, удаче, везении, подходящем партнере.
Чтобы проникнуть в сущность тибетской астрологии, становится необходимым понять те цели и задачи, которые она была призвана решать. В древнем Тибете одно из названий астрологической науки было "астролог, которому ведомо управление порядком бытия" , а истинный мастер астрологического знания рассматривался как человек, ко-торый благодаря своим прошлым благим действиям обрел власть над ходом событий и способность быть судьей, различающим добрые и злые дела. То есть астрологической науке приписывались поистине космогонические функции: она была призвана управлять движением космоса и ком-пенсировать те нарушения во взаимоотношении перво-начал, которые возникли в далеком прошлом в ходе формирования Вселенной.
Говоря о задачах, которые была призвана решать тибетская астрология, не следует забывать, что она неот-делима от тибетской буддийской традиции в целом. И по этой причине её цели были подчинены высшей цели Буддизма – просветлению существ. Прежняя задача астрологии – "управление порядком бытия" - из основной цели превратилось в средство, что связано с изменением системы ценностей и мировоззрения тибетского общества.
Каждый желающий легко может освоить тибетскую астрологию: составлять и интерпретировать гороскопы для двоих, прогноз на год и на всю жизнь. Углубленное изучение позволяет проникнуть в тайны семейного гороскопа, гороскопа возможной смерти и гороскопа болезней.
Тибетская а стрологияглубоко изучает систему пяти элементов, являющихся основой всех явлений и их влия-ние на жизнь человека. В Тибете медицина и астрология тесно связаны, потому что у этих наук одна основа – теория пяти первоэлементов. Именно благодаря тому, что они имеют один фундамент, астрология помогает находить верные и кратчайшие пути к излечению от болезней. Если опираться на базовую теорию о том, что наше тело состоит из пяти элементов, и внешний мир тоже состоит из пяти элементов, тогда становится ясно, что гармония внешнего и внутреннего мира, их целостность в потоке времени является основой здоровья. Это один из самых важных аргументов в пользу изучения тибетской астрологии.
Можно выделить следующие основные задачи, которые можно решить в рамках тибетской астро-логии:
· поддержка гармонии в процессе повседневной, мирской жизни (выявление благоприятных и неблагоприятных перио дов для различного рода деятельности, отношений, решений…);
· расчёт периодов времени, благоприятных для выполне ния ритуалов по взаимодействию с существами из других измере ний в мирских целях (например, ритуалов по нейтрализации вредящих духов)
· негативных воздействий на здоровье человека со стороны злых духов);
· помощь людям в продвижении по пути освобождения посеред ством выявлении их карми-ческих проблем, предсказания периодов активи-зации негативных кармических тенденций и т.д. (все мы имеем основные положительные и отрицательные кармичес кие следы, накопленные за многие воплощения, которые находятся в потен-циальном состоянии и ждут условий для сво его проявления. Когда мы попадаем под влияние вредоносных планет и звёзд, то негатив-ные кармические следы пускают корни и проявляются в нежелательных действиях и омра-чен ных состояниях сознания. В такие периоды можно провести очистительные ритуалы или использовать совет, как вести себя, чтобы избежать создания новой негативной кармы);
· расчёт периодов, благоприятных для проведения ритуа лов по в за имодействию с существами из других измерений в не мирских, а духовных целях (так, имеются особые "дни Дакинь", "дни Охранителей" и т. д, в которые наиболее благоприятно об ращение к различным классам просветленных существ для получе ния помощи на духовном пути);
· использование методов астрологии для оптимизации рабо ты с энергией – с каналами, чакрами и т.д. (состояние нашей тонкой энергетической системы подверже но влиянию различных астрологических факторов, помимо вопросов геомантики, учет которых желателен для успеха в тантричес кой практике).
Поскольку астрология - это наука о взаимодействии звёздной системы с Макро- и микрокосмосом живых существ и не только, то тибето-буддийская астрология отличается от западной и других видов астрологии тем, что она рассматривает воздействие солнечных и звёздных систем в обязательной взаимосвязи с кармой самих существ, как в общих, так и в индивидуальных случаях жизни.
Чтобы полнее ощутить значение тибетской астрологии, — надо увидеть её место в рамках того Учения, неотъемлемой частью которого она является. Тибетская медицина и тибетская астрология — это органичные производные от Космогонии. То есть процесс возникнове-ния и исчезновения мира (Макрокосма) и схема его организации, выраженная в основном астрологическом мандале (или Вселенском мандале) с изображением чере-пахи, на панцире которой размещены числа (Мева) , триграммы (Парка) и 12 животных (Савдаки ), переносится на процесс возникновения и исчезновения человека (микрокосма). Числа Мева и триграммы Парка важны для определения ситуации в жизни человека с точки зрения элементов: "Как вверху, так и внизу". В этой системе астрология и медицина — это внешние Тантры, т. е. разделы Учения, предназначенные для подготовки чело-века к внутренним Тантрам. Астрология не отвечает на вопросы "о смысле" и "Пути". Как и медицина, она служит тому, чтобы человеку стало легче жить в этом мире, а значит, легче было освобождаться. Обе эти науки призваны сгармонизировать космос и человека.
Из выше изложенного, теперь становиться понятным, что "облегчению путей освобождения в жизни" служит использование наследия даосско-тибетского учения. Имен-но для решения этих вопросов нам необходимо изучение данной науки и использование полученных результатов для выбора подходящего времени и условий, а также наиболее правильного подбора приемов для гармонизации внутреннего мира с внешним пространством.
Для того же, чтобы "сгармонизировать космос и человека" и ответить на вопросы о смысле Пути, нам придется обратиться к буддистско-тибетской части интерпретаций и древнеиндийской астрологии – Джйотишу.
В самом Тибете используются различные астрологические системы, гадания и ритуалы – совокупно называемые Цугланг.
Для нас же представляет сейчас интерес только три из них:
Натальная характеристика – определение характера, психологических особенностей и основных особенностей жизни в целом.
Астрология предшествующих жизней – она дает возможность определить особенности Прошлых реинкар-наций, позволяя тем самым более ясно осознать условия данного воплощения.
Прогноз – предсказание вероятных событийных фак-торов, воздействующих на человека в какой-либо период времени.
В общем можно упомянуть, что существуют ещё Брачная астрология , Астрология смерти (бардо) и Медицин-ская астрология .
Практически данные исследования реализуют себя через системы: Карцы ("белая") и Джунци ("элемен-тов") .
Отсюда видно, что, прежде всего, системы используются для того, чтобы понять место человека в мире, а, опре-делив их (человека и мира, части и целого) состояние, постараться привести подобные части в состояние гармо-нии своими рекомендациями. В большинстве случаев для этого используются ритуалы, направленные на отбра-сывание препятствий, усиление и гармонизацию (умиротворение) различных начал внутри человека или вне его. Когда лучше начинать делать то или иное дело? Как помочь в преодолении препятствий и разрешении проблем? В целом, "рецепт" будет тот же. Если же ищущему нужно большее, то здесь следует обратиться к внутренним Тантрам и практикам.
Изучая древние науки важно уметь взглянуть на мир глазами создавших их людей, чтобы иметь возможность глубже заглянуть в присущую им систему видения мира — мировоззрение. Тогда взору исследователя может открыть-ся настоящая страна тысяч сокровищ — Эльдорадо, в тибетской традиции — Шамбала. Это страна Мудрецов и Риши, передающих свои знания миру в виде стройного и целостного Учения. Тысячелетиями их знания служили опорой для различных людей и цивилизаций, на пути к освобождению и реализации.
Следуя рекомендациям и объяснениям тибетской астро-логии, можно ответить на любой вопрос , поскольку в этой науке отражается вся Вселенная — как в "Зеркале Бытия", она есть стройная система древних астрологических знаний о законах Мироздания и методах привнесения в нашу жизнь Гармонии и Свободы.
Традиционно, изучение астроло-гии начинается с древнего пре-дания о возникновении времени и пространства, формирующих " Вселенский мандал ", симво-лизируемый так называемой "Вселенской черепахой".
Астрология, медицина, гадание, геомантия, живопись и многие другие науки (как тибетской, так и других традиций) в своих принципах опираются на образ "Вселенского мандала".
Тибетская а
стрология
,
как наука может стать Путем познания себя и мира, стать отправной точкой для специфических йогических практик, сохранив-шихся в тибетской традиции, призванных привести сознание и тело в полное и совершенное подобие Макрокосма. И тем самым пробудить способность прямого восприятия и прошлого и будущего, без помощи каких-либо сложных вычислений, расчетов, интерпретаций.
ШКОЛА ТИБЕТСКОЙ АСТРОЛОГИИ "ДЭВАЧЕН"
Человек – Судьба – Вселенная
=
Материя – Энергия – Закон
Зачем современному человеку нужна древняя мудрость, что наша душа может почерпнуть для своего раскрытия, какие практические навыки и знания можно обрести человеку для более совершенного уровня своей жизни?
Не секрет, что человечество накопило безмерное множество уникальных по своей сути различных практик. Существует также достаточно разноплановое предложение и астрологических школ. Однако между восточной и европейской традицией есть свои значительные отличия. При всём уважении к высоким программам звёзд, которые выписывают курс для нашего жизненного плавания, центральным звеном всё же является сам человек. Мы заключаем в себе все звезды Вселенной, мы носим на своих руках Вселенский мандал и именно своим пониманием мы управляем жизненными процессами и кармой.
В нас заключены движущие силы нашей судьбы, нашего рода, нашего роста и раскрытия.
Поэтому современному человеку, с его колоссальными психическими и умственными возможностями, так необходимо знать распределение своих индивидуальных сил души, таланта, удачи и здоровья. Каждый из нас имеет своего йидама (покровительствующее божество) и своих вредителей. Свои белые и черные камни судьбы. Как их узнать? Как использовать свои благодатные силы и укротить могущественные разрушения, как предвидеть препятствия для себя, своих близких и своих дел.
Ответ рядом – на ладони!
"Через познание внешнего мира - познай свою внутреннюю суть" - это главная заповедь астролога. На ладони, как в зеркале отражена просто и наглядно вся гармония взаимодействия Стихий. Активируя кольцом или мудрой действие первичных элементов, каждый человек может легко направить свои целительные токи для оздоровления и укрепления удачи.
На 1 курсе тибетской астрологии
легко можно овладеть всеми необходимыми навыками для вычислений основных индивидуальных сил. Они дают возможности усилить свои таланты, укрепить род, быстро разобраться в основных характеристиках другого человека и определить его лучшие качества, свою совместимость с партнером и подобрать методы для выстраивания более гармоничных отношений. Зная свои ведущие элементы, можно успешно укрепить свои позиции в жизни и социуме, достичь устойчивости в профес-сиональном росте и защитить себя от неблагоприятных факторов.
ПРОГРАММА 1 курса "Основы тибетской астрологии":
- Введение в астрологию.
- История развития тибетской астрологической школы.
- Разъяснение всех необходимых астрологических вычислений, используемых в составлении таблиц:
- Пять элементов.
- 12-летный животный цикл.
- Пять индивидуальных сил.
- Парка (триграммы).
- Мева (диаграммы).
- Логмен (зеркальное отражение года рождения).
- Элемент и животный признак месяца, дня, часа.
- Таркут (нить процветания и упадка).
- Родовой элемент.
СОГ - элемент Жизни, который показывает какая стихия поддерживает состояние жизненной энергии; скрытые опасности и угрозы болезни, критические состояния при повреждении.
Лу (Лю) - элемент Тела, показывает какая стихия поддерживает физическое здоровье, уровень энергии и силы; также травмы и болезни при повреждении.
Ванг-Танг (Ванг) - элемент Способностей, таланта и благосостояния, личной силы, власти, финансового положения; при повреждении - зависимость, бесцельность.
Лунгта (Лунг) - элемент Удачи, респекта-бельности и успеха показывает, какая сила поддерживает обстоятельства, начинания и карьеру; иначе - вражда, невезение.
Ла - элемент Души, защитной энергии от внешних воздействий, иммунитет, связь с космической силой; при повреждении - истечение сил, нанесение вреда духами, накопление кармы, угроза жизни.
- Расчетные материалы по закреплению навыка астрологических вычислений.
- Расчет девяти основных аспектов тибетской астрологии для индивидуальной карты и карт близких людей.
Здравствуйте, дорогие читатели! В этой статье мы постараемся раскрыть взаимоотношения буддизма и тибетской астрологии.
География распространения и важность
Тибетская астрология по дате рождения оказывает важное влияние на жизнь тибетцев и жителей других стран, где распространились культурные традиции буддизма: монголов, маньчжуров, обитателей китайского Туркестана, бурятов, калмыков и тувинцев, а также населения определённых регионов Китая, Гималаев и Центральной Азии.
В этих местах уделяют настолько большое внимание как астрологии, так и медицине, что студенты медицинских образовательных учреждений обязаны изучать астрологию наравне с другими предметами, в то время как слушателей астрологических курсов никто не обязывает делать обратное.
Что помогает узнать астрология
При помощи астрологии здесь вычисляют положение планет, составляют календари, предсказывают затмения и другие природные катаклизмы и, конечно же, составляют личный гороскоп, так как местные жители привыкли им руководствоваться по важным поводам в своей жизни, будь то посевная, строительство нового жилья, совместимость будущих супругов, свадьба и даже способ захоронения после смерти.
Тибетский астрологический центр
Духовный лидер буддистов Далай-лама XIV относится с уважением к астрологии, хотя и не верит в неё. Он считает, что, по словам Будды, всё в этом мире происходит в результате чьей-либо кармы, его собственных действий и элемента случайности.
Но, несмотря на это, он помог в воссоздании Тибетского института медицины и астрологии, который носит название Мен-ци-кханг. Он находится в Индии, так как в Китае, куда входит Тибетский автономный район, астрология считается суеверием и поставлена вне закона.
Это заведение регулярно выпускает официальный тибетский календарь, откуда все желающие могут узнать о благоприятных и неблагоприятных днях, например, прогноз на 2018 год или на каждый день.
Кроме того, здесь проходят подготовку и доктора тибетской медицины, оказывается общедоступная медицинская помощь и хранятся ценнейшие исторические экспонаты:
- образцы лекарств;
- иллюстрации к древним медицинским и астрологическим текстам;
- буддийские иконы;
- старинные инструменты эскулапов;
- медицинские документы.
С чего всё начиналось
На тибетскую астрологию оказала влияние древняя религия бон, культивируемая здесь ещё до прихода буддизма. С седьмого века нашей эры, когда в Тибете распространился буддизм, обе религии были в состоянии антагонизма, но затем произошло взаимопроникновение и синтез идей и даже появились общие национальные герои.
Основы тибетской астрологии составляют взаимосвязанные, но несколько видоизменённые астрологические аспекты, используемые в Индии и Китае. Соответственно, и философия её немного другая.
Истоками тибетской астрологии служит «Тантра Калачакра», что в переводе означает «циклы времени». По описанию Будды, есть циклы внешние, связанные с движением планет и временными отрезками, такими, как день, неделя, месяц, год; и внутренние.
Последние связаны с циклами дыхания и различных энергий, воздействию которых подвергается тело человека. Есть и другие циклы, при помощи которых (в виде медитаций на образ Будды Калачакры) можно постигнуть первые два вида циклов или очистить их по необходимости.
Отличия в философии
В этом и заключается главное отличие тибетской астрологии от индуистской или китайской. В индуистской астрологии главное значение придаётся времени проведения ритуалов, в китайской – получению или удержанию при помощи неё власти, то есть политике.
Здесь же мы имеем дело с возможностью освобождения от всяческих ограничений, влияющих на человека в результате различных циклов: смены времён года, изменения погоды, цикла полового созревания, менструального цикла, менопаузы и других.
Освободившись путём медитации от ограничений, накладываемых ими, человек становится свободным, чтобы проявить сострадание и помочь другим в полной мере.
5 элементов
Почему же медицина и астрология так тесно связаны в Тибете? Происходит это оттого, что внешний мир и тело человека состоят из одинаковых элементов. Их пять – металл, вода, огонь, дерево и земля, и они должны находиться в гармонии внутреннего и внешнего в движении времени.
Эти элементы связаны с 12-ю животными: мышью, быком, тигром, кроликом, драконом, змеёй, лошадью, овцой, обезьяной, петухом, собакой, кабаном.
Поэтому, цикл 12-ти знаков может включать как год металлической мыши, так, скажем, и водяной. Каждое животное выступает в пяти разных обликах в строго определённых промежутках. Свериться по годам можно в тибетском календаре.
Необходимо отметить, что в Тибете начало года не приходится на январь, как у нас. Ниже мы приведём некоторые данные, по которым вы сможете определить свой астрологический знак по году рождения:
Существует несколько теорий возникновения цикла длиной в шестьдесят лет в астрологии. Первая, китайская – это вышерассмотренные 5 элементов, умноженные на 12 животных. Вторая, индийская – это то, что планета Юпитер совершает 5 двенадцатилетних оборотов вокруг Солнца за 60 лет.
Следующая, тоже из Индии, заключается в том, что планета Сатурн делает два тридцатилетних оборота вокруг светила за это же время.
Тибетские астрологи решили объединить эти знания в свою единую систему. Решение о её образовании было вынесено, когда три года очередного китайского цикла уже прошли. Поэтому с тех пор у тибетцев этот цикл начинается с года Зайца, а не Крысы, как у жителей Поднебесной.
Астрология в фольклоре
У последних имеется отличная сказка о том, как стали вести счёт годам по животным. Согласно ей, научил этому людей Нефритовый владыка Юй-ди. Однажды он велел всем зверям и птицам явиться во дворец, дабы определить достойнейшего.
В то время все животные жили в мире, и кошка с мышкой, две лучшие подруги, решили идти в Небесный дворец вместе. Так как кошка была большая соня, она попросила мышку разбудить её пораньше, в чём её мышь и уверила, а сама поутру отправилась во дворец одна.
В этот же час засобирался во дворец и дракон, но ему хотелось украсить голову красивыми рогами, которые в те времена были на голове у петуха. Обманным путём он забрал у него рога, и они прибыли во дворец.
Все звери были в сборе, кроме кошки. Владыка приказал им выбрать между собой двенадцать самых достойных. Выбор пал на 12 известных нам зверей. И разгорелся спор: кому же быть первым, в каком порядке эти года расставить.
Владыка вмешался и предложил Вола. Но Мышь доказала, что люди считают её самой большой. С тех пор первой стала она. Но когда она, беспечная и распираемая от гордости, вернулась, то встретилась с кошкой, шипевшей от негодования. В результате возникшей перепалки кошка проглотила мышь, отсюда и пошла их вражда.
А Петух, опечаленный, что его поставили после Дракона, решил, что дело было в рогах. Пошёл он на берег и начал безуспешно требовать рога обратно. Но ответа не дождался, и с того времени петухи кричат по утрам «Лун-гэгэ, цзяо хуань во!»
Вы думаете, это «Ку-ка-ре-ку?» Отнюдь. Это значит «Братец дракон, отдай мне рога!»
Заключение
Как мы видим, тибетцы не заимствовали идеи иноземных культур слепо, а творчески перерабатывали их, осмысливали и дополняли своим опытом и знаниями.
С точки зрения буддизма, астрология – это возможность освободиться от каких-либо ограничений, обладая начальными знаниями о возможном ходе событий. Это ни в коем случае не предопределённость.
Тибет лежал на стыке двух древних цивилизаций - китайской и индийской. Усвоение элементов культуры соседних народов отразилось на тибетской (ламаистской) астрологии. Кроме того, следует учитывать, что формирование тибетской духовной культуры в значительной мере оказалось под влиянием буддийской церкви.
Особым уважением на Тибете пользовался бодхисатва Манджушри, который в традиции тибетского буддизма считался олицетворением мудрости и покровителем астрологов. Именно Манджушри дал знание астрологии людям, дабы они испытывали меньше страданий в жизни: ведь научившись предсказывать события, люди могут предотвращать негативные события или хотя бы подготовиться к их наступлению. «Возводи дамбу перед наводнением» - говорится в одном тибетском тексте. Таким образом, тибетская астрология ни в коем случае не является фаталистической.
Основная задача ламаистской астрологии – укреплять связь человека с тем, над чем не властны изменения.
Согласно тибетским записям, цельная система китайской астрологии и предсказаний стала известна в Тибете в 635 г. Тибетцы узнали о ней от китайской принцессы Хун-шин Кун-джу (Hun-shin Kun-ju), которая была выдана замуж за правителя Тибета Срон-Цан-Гампо (Sron-Tsan-Gampo; правил с 617 г.). Возможно, некоторые сведения о китайской астрологии были известны и раньше (так, отдельные элементы китайской астрологии проникли в тибетскую религию бон), но в 635 г. произошло действительно знаменательное событие, когда цельная система знаний была передана учёными мужами Китая их тибетским коллегам.
Эта астрологическая традиция не прерывалась вплоть до китайского коммунистического вторжения в Тибет в 1950 г. Ряд ценных астрологических работ, которые в самом Китае были утеряны, сохранились до наших дней в тибетской передаче. Древнейшей из таких работ тибетские астрологи считают трактат «Хьен-шан» (Khyen-shan), создание которого приписывается легендарному правителю Китая Фу-си.
В тибетских источниках указано, что первая энциклопедия по астрологии появилась в Тибете также из Китая, во времена династии Тан (618 - 907). Из этого сочинения тибетцы узнали о методе предсказания, который они называют «Портхан» (Porthan).
Ещё один важный источник сведений о развитии методов китайской астрологии в Тибете - «Драгоценный компендиум, сияющая сутра, незапятнанная и славящаяся» (dDus-pa Rin-po-che Dri-ma Med-pa gZi-brjid Rab-tu hBar-bahi mDo), известная также как просто «Славящаяся» (gZi-brjid). Это работа, созданная в начале XIV в. последователями тибетской религии бон, которая кодифицирует устную и письменную традицию бон по вопросам астрологии. В главе о предсказании приводится четыре метода астрологических вычислений, и все они китайские по происхождению. В частности, здесь упоминается метод работы с восемью триграммами «Книги перемен», построение магического квадрата Ло шу, вычисление влияния пяти стихий (у син) на жизнь человека.
Влияние индийской астрологии на тибетскую тоже было весьма сильным. В частности, из Индии в Тибет проникли концепции круга 12 домов гороскопа и «лунного Зодиака», счёт дней недели и их планетарных управителей, система девяти планет (включающая Северный и Южный Узлы Луны как равноправные планеты), методика прогноза на основании планетных периодов.
Ключевой индийской работой, оказавшей огромное воздействие на развитие тибетской астрологии, явилось буддийское сочинение «Калачакра-тантра раджа», которое приписывается самому Будде.
Таким образом, тибетская астрология представляет собой синтез методик китайской и индийской астрологии, обогащённых тысячелетними наблюдениями и оригинальными разработками тибетских астрологов. В ней существует три системы составления гороскопов:
1. «Воcходящие гласные» (Yangchar);
2. Система Калачакры (Dhus Khor);
3. Система элементов (стихий) (Byung-rtsis).
Во всех трёх системах очень важное значение имеет точное время рождения.
Первая система
, «янгчар», наиболее похожа на западную и индийскую астрологические системы. Здесь тоже строится гороскоп с двенадцатью домами, и анализируется положение планет в домах. Значения домов следующие:
1 - рождение, или тело;
2 - богатство;
3 - родственники отца;
4 - друзья и коллеги;
5 - дети;
6 - враги;
7 - супруг (супруга) и домашняя жизнь;
8 - жизнь и смерть;
9 - фортуна, религиозная практика и высшее образование;
10 - работа, или профессия;
11 - прибыли;
12 - потери.
Учитываются следующие планеты (в порядке увеличения силы их воздействия на наши поступки): Сатурн (самая слабая планета), Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Луна, Солнце, Лунные Узлы (самые сильные). Солнце связывается с правителями и политическими лидерами, Луна - с министрами, королевами или другими политическими лидерами-женщинами, Марс - с солдатами и военачальниками, Меркурий - с дельцами, Юпитер - со священнослужителями и учёными, Венера - с музыкантами и художниками, Сатурн - с фермерами, черонорабочими и слугами. Луна, Юпитер, Меркурий и Венера считаются планетами, склоняющими к миру, а Солнце, Марс, Раху, Сатурн и Кету - склоняющими к насилию.
При прогнозировании событий используется восходящая к индийской астрологии система планетных периодов (даш и антардаш).
Вторая система
, «дус хор», оперирует, в отличие от «янгчар», не девятью, а восемью планетами (Кету не учитывается). Четвёрка «гневных планет» располагается на северной, южной, восточной и западной позициях рассчитываемой карты, тогда как «мирные планеты» размещаются в четырёх углах карты, проявляя своё благоприятное или неблагоприятную природу. Интерпретация проводится с учётом дня недели, в который произошло рождение, восходяющего знака Зодиака и др. Интересно, что максимальная продолжительность жизни согласно этой системе составляет 108 лет.
Третья система
практически не требует астрономических расчётов, в ней заключения делаются на основании анализа взаимодействия пяти стихий (кит. у син) в момент рождения. Стихия Металла режет, стихия Воды увлажняет, стихия Огня нагревает, стихия Почвы укрепляет, а стихия Дерева приводит в движение. Для определения опасностей на жизненном пути человека, для выявления его болезней, для оценки его будущего материального состояния и т.п. тибетские астрологи изучают взаимодействия между этими стихиями, которые уподобляются взаимодействиям между матерью и сыном, между другом и врагом.
Такие науки, как составление календаря, астрономия, астрология и математика, затрагивают многие грани тибетской жизни. Из Тибета эти традиции распространились в так называемые Внешнюю и Внутреннюю Монголии, Маньчжурию, Восточный Туркестан, российские республики Бурятию, Калмыкию и Тыву и во все прочие регионы влияния тибетской культуры в Гималаях, Центральной Азии и современном Китае. Эти науки играют важную роль в тибетской медицинской традиции. Все студенты-медики обязаны в определённом объёме изучать астрологию и смежные науки, тогда как студентам, которые проходят эти предметы, не обязательно изучать медицину.
Этот раздел знаний содержит вычисления для эфемерид, чтобы определять расположение планет, а также для составления календаря и предсказания затмений. В него также входят астрологические расчёты личных гороскопов и сведений для ежегодных альманахов о благоприятных и неблагоприятных днях для разного рода деятельности, например для посевов. Это очень обширная область для изучения.
Существует два раздела: белые и чёрные вычисления. «Белые» и «чёрные» здесь означают, что вычисления унаследованы из Индии и Китая: название соответствует преобладающему цвету одежды, традиционному для жителей этих стран. Как и в случае с тибетской медициной, тибетская астрология сочетает различные аспекты, свойственные астрологическим системам индуистской Индии и Китая. Однако эти аспекты видоизменены, смешаны и используются несколько иначе, образуя самобытную тибетскую систему.
Философский контекст Arrow down Arrow up
Философский контекст астрологических наук в индийском индуистском, тибетском буддийском и китайском конфуцианском мирах существенно отличается. Тибетский происходит из «Тантры Калачакры ». «Калачакра» означает «циклы времени». В этой тантре Будда излагает систему внешних, внутренних и иных циклов. Внешние относятся к движению планет по небосводу и различным циклам и соответствующим отрезкам времени, например годам, месяцам, дням и так далее. Внутренние связаны с циклами энергий и дыханий, проходящих через тело. Иные циклы состоят из различных медитативных практик тантрической системы с использованием медитативного образа будды Калачакры и предназначены для того, чтобы овладеть предыдущими двумя циклами или очистить их.
Внешние и внутренние циклы времени соответствуют друг другу и происходят в силу коллективных внешних и личных внутренних импульсов энергии (кармы ). Другими словами, существуют определённые импульсы энергии, связанные со всеми нами, которые управляют как движением планет, так и циклами человеческого тела. Поскольку энергия и состояния ума тесно связаны, мы можем переживать эти циклы с беспокойством или без него. С помощью практик Калачакры мы стремимся преодолеть влияние подневольного круговорота внешних и внутренних обстоятельств (сансары ), так что они перестанут ограничивать и беспокоить нас, и мы сможем раскрыть наш полный потенциал, чтобы помочь каждому, насколько это возможно.
Часто люди находятся под влиянием своих личных гороскопов или неуправляемого воздействия смены времён года, погоды, фаз луны или этапа жизненного пути: детства, зрелости, старости и так далее. Также на них зачастую влияют циклы энергий их тела, например менструальный цикл или цикл от полового созревания до менопаузы. Это может накладывать существенные ограничения. Система Калачакры предлагает медитативную структуру, посредством которой мы можем преодолеть подобные влияния, чтобы избавиться от ограничений с их стороны и благодаря этому помочь другим наилучшим образом. Тибетская буддийская система излагает астрономию и астрологию с точки зрения такой общей философской структуры. Это существенно отличается от индуистского ведического философского контекста, в рамках которого студенты изучают эти науки, чтобы вычислять точное время проведения ведических ритуалов.
В классическом китайском представлении человек обращается к астрономии и астрологии, чтобы сохранить политическую легитимность и власть. В конфуцианской философии император считается посредником между небом и землёй. Если император, императорский двор и правительство действуют в гармонии с временами года, календарём и основными принципами изменений в силах вселенной, в империи всё идёт хорошо. Они, определённо, наделены «небесным полномочием». Если же гармония нарушена, происходят стихийные бедствия, указывающие на утрату их политической легитимности. Поэтому, чтобы поддерживать гармонию и сохранять политическую власть, важно знать точное начало времён года и течение вселенских астрологических сил.
Таким образом, китайский философский контекст астрономии и астрологии также значительно отличается от тибетской буддийской структуры. Его основная цель – политика. Личные гороскопы появились в Китае лишь около VIII века н.э., и, скорее всего, это произошло под влиянием буддизма.
Белые вычисления Arrow down Arrow up
Тибетские астрологические науки произошли из Индии, у них два основных источника: буддийская «Тантра Калачакры », или «Тантра циклов времени », и «Тантра Свародайя », или «», некоторые положения которой признают как индуисты, так и буддисты.
В рамках обсуждения внешних циклов времени «Тантра Калачакры » приводит законы движения вселенной и расчёты для эфемерид, календаря и альманаха. На их основе было разработано два набора математических формул: сиддханта , или полная система, которая была утеряна до её возможного появления в Тибете, и карана , или краткая система.
Между XV и XVII веками разные тибетские мастера восстановили полную систему. Таким образом, в наши дни тибетские астрологические и астрономические школы учат обеим системам вычислений. Даже если некоторые тибетские линии передачи учения отдают предпочтение полной системе, они по-прежнему пользуются краткой для расчёта солнечных и лунных затмений, поскольку она точнее.
Другой источник заимствованных из Индии астрологических и астрономических сведений – «Тантра, возникающая из гласных », известная также как «Тантра Юддхаджайя » и «Тантра победы в битвах », – единственная шиваитская индуистская тантра, переведённая на тибетский язык и вошедшая в собрание индийских комментариев Тенгьюр . Из этого текста в первую очередь было унаследовано составление предсказательных личных гороскопов. В западной астрологии основное внимание в личном гороскопе уделяется натальной карте: исходя из неё исследуется и описывается личность. В индийских системах, индуистских и буддийских, натальная карта, хотя и рассматривается, не представляет первостепенного интереса. Наибольшее внимание уделяется карте развития жизни человека.
Предсказательные гороскопы Arrow down Arrow up
Все индийские астрологические традиции вычисляют и исследуют течение жизни с точки зрения поочерёдных периодов, каждым из которых правит определённое небесное тело. В буддийской системе продолжительность жизни вычисляется по времени рождения и расположению Луны в натальной карте, затем её делят на девять промежутков, пользуясь особыми формулами. Индуистская версия не рассчитывает продолжительность жизни. В ней периоды определяются по другому принципу. В обоих случаях астрологи толкуют каждый период с учётом управляющей планеты, натальной карты и возраста человека в этот период.
Хотя буддийская астрология рассчитывает продолжительность жизни, это не фаталистическая система, где всё предопределено. В ней также вычисляется, насколько можно продлить продолжительность жизни, если совершать много положительных, созидательных поступков. Изначально система Калачакры в Индии вычисляла продолжительность жизни, принимая за максимум 108 лет, тогда как индуистские системы утверждали, что наибольшая продолжительность – 120 лет. В Тибете продолжительность в 108 лет уменьшилась до 80, так как согласно буддийским учениям в эру упадка средняя продолжительность жизни сокращается. В XIX веке мастер традиции ньингма Мипам пересмотрел расчёт продолжительности жизни, после чего наибольшая продолжительность стала составлять 100 лет. Кроме того, независимо от заявленного максимального возраста, тибетская система содержит четыре разных способа вычисления продолжительности жизни. Таким образом, у каждого человека есть много возможных вариантов продолжительности жизни. Мы рождены с множеством различных карм, которые могут созреть.
Даже если мы говорим об определённости продолжительности жизни, необычные обстоятельства могут продлить или сократить её. Если человек смертельно болен, у него или у неё может не быть кармического потенциала выздороветь. Тем не менее, молитва, прочитанная великим ламой, или совершённая им церемония могут послужить условием для того, чтобы созрел глубоко скрытый потенциал долгой жизни, который в обычных обстоятельствах не проявился бы в этой жизни. Похожим образом внешнее событие, например землетрясение или война, может создать условие для того, чтобы созрел глубоко скрытый потенциал короткой жизни, который также в обычных условиях не произвёл бы результата в этой жизни. В таком случае мы можем умереть так называемой преждевременной смертью. Как бы то ни было, если у нас нет глубоко скрытых потенциалов, даже существенные обстоятельства этой жизни не окажут влияния. Некоторым людям не помогают особые ритуалы, а некоторые выживают во время землетрясения.
Таким образом, тибетский гороскоп – это общее предсказание одного из возможных сценариев жизни. Необязательно наша жизнь на самом деле сложится именно так. Существуют и другие возможности, так как астрология может предсказать и другую продолжительность жизни. Каждая из возможностей напоминает квантовый уровень. Каждый из них возможен, и всё зависит от наших действий и привычек, а также от необычных внешних обстоятельств. Что произойдёт в нашей жизни, зависит от кармических потенциалов, созданных нами посредством прошлых поступков в этой и предыдущих жизнях. В противном случае жизни человека и собаки, родившихся в одно и то же время в одном и том же месте, были бы одинаковы.
Главная цель тибетского гороскопа – предупредить нас о возможных сценариях нашей жизни. Осуществятся они или нет – зависит от нас. Хотя мы обладаем множеством потенциалов, знание даже одного их набора благодаря гороскопу может вдохновить нас воспользоваться нашей драгоценной человеческой жизнью для достижения духовной цели. С точки зрения Калачакры мы стремимся преодолеть все кармические ограничения, которые могут помешать нам стать в полной мере способными помогать каждому. Медитация на нашем страдании помогает развить решимость быть свободными (отречение), а также сострадание к другим. Подобным же образом размышления о страданиях, которые мы, согласно гороскопу, возможно, испытаем в жизни, могут помочь нам на духовном пути. Тибетский гороскоп, таким образом, служит искусным средством, помогая тем, кто интересуется астрологией, продвигаться на пути. Он ни в коем случае не предсказывает предопределённое, неотъемлемо истинное будущее.
Сравнение с другими астрологическими системами Arrow down Arrow up
У системы белых вычислений, в силу её паниндийского происхождения, есть ряд общих черт с древнегреческими системами астрологии и астрономии. Наиболее яркий пример – деление зодиака на двенадцать знаков и домов, причём названия знаков совпадают с принятыми в современной западной системе, но в тибетском переводе. Таким образом, планеты располагаются в знаках и домах натальных гороскопов во многом так же, как и в западных. Однако способ толкования существенно отличается. Как и в индуистской схеме, используется система равных домов, углы между планетами не учитываются и асценданту не придаётся большого значения.
Зодиак представляет собой пояс, по которому в геоцентрической схеме Солнце, Луна и планеты вращаются вокруг Земли. Для большинства вычислений этот пояс разделён на двадцать семь лунных стоянок, или созвездий, а не на двенадцать знаков. Такой схемы нет ни в древнегреческой, ни в современной западной системах, но она общая с классическими индуистскими. Иногда указывается двадцать восемь созвездий, однако если в индуистской системе зодиак делится на двадцать восемь равных частей, то тибетская система делит одну из двадцати семи равных частей на две.
Система двадцати восьми лунных созвездий также встречается в древнекитайской астрономии. Там особое внимание уделяется Полярной звезде как центру небес, подобной китайскому императору. Стоянки, подобные министрам, вращаются вокруг неё по звездному экватору и поэтому состоят из немного отличных групп звёзд, чем паниндийские стоянки. Кроме того, двадцать восемь китайских созвездий не делят небо на равные части.
Система Калачакры рассматривает десять небесных тел, называя всех их планетами. Первые восемь: Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн и комета. Последняя не используется в гороскопах. Оставшиеся два небесных тела можно назвать планетами северного и южного лунных узлов.
Хотя орбиты и Солнца, и Луны лежат внутри пояса зодиака, они пересекаются. Две точки их пересечения известны как северный и южный лунные узлы. Каждое новолуние Солнце и Луна почти соединяются, иными словами, оказываются в одной и той же точке. Точное соединение происходит только в северном или в южном узле, где пересекаются орбиты Солнца и Луны, – тогда происходит солнечное затмение. Во время полнолуния Солнце и Луна находятся в противостоянии. Если при этом одно из небесных тел находится в соединении с северным узлом, а другое – с южным, то противостояние полное и происходит лунное затмение.
И классические индуистские системы, и система Калачакры считают cеверный и южный лунные узлы планетами, а древнегреческая система – нет. Обе индийские системы объясняют затмения соединением Солнца и Луны с узловыми планетами.
Система Калачакры называет планету северного узла Раху, что буквально означает «ревун», или планетой драконьей головы, а планету южного узла – Калагни, что означает «огонь времени», или планетой драконьего хвоста. Хотя индуистские системы тоже называют первую из них Раху, вторую они зовут Кету, буквально «длинный хвост», что также относится к хвосту дракона. Согласно паниндийской мифологии, этот так называемый «дракон» пожирает Солнце или Луну во время затмения. Между тем в Калачакре «Кету» – имя десятой планеты, кометы, которая не включена в классические индуистские и греческую системы, где используются только девять и семь небесных тел соответственно.
Классическая китайская система не содержит упоминаний северного и южного лунных узлов. Китайцы говорят только о Солнце, Луне, Меркурии, Венере, Марсе, Юпитере и Сатурне. Позже, когда в китайской астрономии появились понятия северного и южного лунных узлов, их называли головой и хвостом дракона, что ясно указывает на их индийское происхождение. Однако их не считали планетами.
Другая общая с древнегреческой и индуистскими системами особенность – соответствие названий дней недели названиям планет: воскресенье – Солнцу, понедельник – Луне, вторник – Марсу, среда – Меркурию, четверг – Юпитеру, пятница – Венере, а суббота – Сатурну. Из-за этого тибетские слова для дней недели совпадает с названиями планет.
Традиционно китайская неделя была десятидневной; они начали использовать семидневную только в VII в. нашей эры, под влиянием живших в Китае общин персидских и согдийских купцов, исповедовавших несторианство. Однако китайцы называют дни недели по их порядковому номеру, а не по названиям планет.
Одно из основных отличий древнегреческой и индуистских систем – тип зодиака. Как и современная западная система, древнегреческая использует тропический зодиак, тогда как индуистские системы – зодиак неподвижной звезды, или сидерический. Разница между этими зодиаками в положении нулевого градуса Овна. В тропическом зодиаке, где бы Солнце ни оказалось в момент весеннего равноденствия в северном полушарии, это его положение называют нулевым градусом Овна, независимо от положения Солнца по отношению к созвездию Овна в этот момент. Зодиак неподвижной звезды прикрепляет Солнце к нулевому градусу Овна, когда оно на самом деле находится в соединении с началом этого созвездия.
Система Калачакры критикует индуистский и отстаивает тропический зодиак. Тем не менее, тибетцы отказались от этой особенности астрологии Калачакры и вернулись к системе неподвижной звезды. При этом тропический зодиак Калачакры отличается от древнегреческого и современного западного, так же как индуистские и тибетские системы неподвижной звезды не соответствуют одна другой. Отличия довольно сложны. Чтобы упростить обсуждение, давайте не будем рассматривать древнегреческую систему.
Приблизительно в 290 году н.э., согласно наблюдениям за небом, точка весеннего равноденствия действительно располагалась в начале созвездия Овна. С тех пор она медленно пятится, примерно на один градус каждые 72 года. Это явление известно как предварение (прецессия) равноденствия, другими словами – попятное движение положения Солнца на момент равноденствия. Разница между наблюдаемым положением нулевого градуса Овна и положением нулевого градуса Овна, определяемого точкой весеннего равноденствия, возникает из-за того, что полярная ось земли постепенно вращается относительно «неподвижных» звёзд с периодом в 26000 лет.
В наши дни точка весеннего равноденствия сдвинулась на 23 с лишним градуса назад в Рыбы – знак, непосредственно предшествующий Овну. Таким образом, современная западная система принимает за нулевой градус Овна точку, которая, согласно наблюдением за небом, расположена между шестым и седьмым градусами Рыб, другими словами, тропическое положение минус 23 с лишним градуса.
На самом деле всё несколько сложнее. Существовало пять классических индийских индуистских систем астрологических вычислений. Наиболее распространённая из них, которая всё еще используется в Индии, – это сурья-сиддханта («солнечная система вычислений »). За нулевой градус Овна в ней принимается положение точки весеннего равноденствия приблизительно в 500 году н.э., тогда как на самом деле, согласно наблюдениям за небом, точка весеннего равноденствия в то время уже находилась в Рыбах. То есть сурья-сиддханта создаёт свой зодиак неподвижной звезды, считая началом Овна это положение точки весеннего равноденствия.
Индийские индуистские системы знали о предварении равноденствия, и в них были математические формулы для его вычисления. Однако, хотя разница между наблюдаемым положением Овна и точкой весеннего равноденствия будет линейно расти, пока они не сойдутся примерно через 26000 лет, сурья-сиддханта говорит, что эта разница колеблется. Сначала точка весеннего равноденствия будет постепенно пятиться, пока не отступит от своего начального неподвижного положения в нулевом градусе Овна на 27 градусов. Затем она изменит направление и будет двигаться вперёд, пока не достигнет 27 градусов за этим неподвижным положением; после чего она снова поменяет направление, пока опять не достигнет начального неподвижного положения Овна. После чего колебание повторится. Эта модель колебаний не соответствует реальному изменению положения Солнца в момент весеннего равноденствия по отношению к позиции нулевого градуса Овна, изначально установленному в сурья-сиддханте , или к действительно наблюдаемому в небе началу созвездия Овна.
Астрологическая система Калачакры критикует системы зодиака неподвижной звезды, используемые в сурья-сиддханте и четырёх других индийских индуистских системах, а также утверждение о колебании предварения равноденствия, и отстаивает изменённый тропический зодиак. Согласно системе Калачакры, положение точки весеннего равноденствия необходимо измерять при помощи наблюдений один раз в шестьдесят лет. Полученная точка весеннего равноденствия будет сохраняться неизменной в качестве нулевого градуса Овна для всего шестидесятилетнего периода, а затем, в начале следующего шестидесятилетнего периода её необходимо откорректировать. Более того, как и в современной западной системе, она считает, что предварение равноденствия линейно возрастает, поскольку оно медленно пятится по зодиаку без колебаний.
Однако когда в начале XI века система Калачакры появилась в Тибете, тибетцы перестали периодически корректировать точку весеннего равноденствия. Следовательно, система тибетского зодиака стала особой системой неподвижной звезды, в которой разница между неподвижным положением нулевого градуса Овна и его действительно наблюдаемым положением отличается от разницы в любой из индийских индуистских систем. В наши дни разница составляет примерно тридцать четыре градуса.
Наблюдения за небом показывают, что нулевой градус Овна в западной системе на самом деле соответствует наблюдаемому положению начала созвездия Овна минус фактор предварения – 23 с лишним градуса. Когда оно перейдёт в следующий знак – Водолей, – что произойдёт примерно через четыреста лет, формально наступит так называемая «новая эра Водолея». Люди, которые, как это часто бывает, говорят, что эра Водолея начнётся очень скоро, вероятно, путают это с христианской точкой зрения, что наступление нового золотого века знаменует смена тысячелетия.
В период правления Великих Моголов в Индии, особенно начиная с XVIII века, когда наблюдение за положением планет получило широкое распространение благодаря сохраняющемуся влиянию со стороны арабских наук о звёздах и связям с западной астрономией, многие индуистские системы отказались от традиционных математических моделей для расчёта положения не только Солнца, но и всех остальных планет. Они видели, что западные модели дают более точные результаты: их можно проверить, воспользовавшись телескопами и различными астрономическими измерительными приборами, построенными Моголами в обсерваториях. Кроме того, они увидели, что утверждение о колебании предварения равноденствия было ошибочным. Поэтому, сохраняя зодиак неподвижной звезды, многие переняли новую методику вычитания стандартного значения предварения из унаследованных от западного тропического зодиака положений всех планет единообразно, чтобы получить их положения в зодиаке неподвижной звезды. Каждая из индийских линий учений переняла немного отличное значение предварения в качестве коэффициента преобразования. Наиболее распространённый – 23 с небольшим градуса, что соответствует наблюдаемому значению.
Тем не менее, некоторые индуистские астрологи утверждают, что традиционное вычисление положений планет даёт более точную астрологические сведения. Это очень важно, поскольку тибетская астрология сейчас находится в той стадии, в которой индуистская астрология была в XVIII веке, когда столкнулась с западной астрономией. Положения планет, полученные из математических моделей системы Калачакры, также не точно соответствуют наблюдаемым. Как бы то ни было, пока ещё не принято решение о том, нужно ли следовать примеру индуистов – отказаться от традиции и использовать западную модель с учётом фактора предварения.
Можно возразить, что в действительности неважно, каковы наблюдаемые положения планет, поскольку тибетская буддийская астрологическая система никогда не предназначалась для запуска ракет на Луну или навигации морских судов. Астрономические данные рассчитываются с астрологическими целями, и значение имеет лишь эмпирическая точность и польза астрологической информации.
Предназначение тибетской астрологии в том, чтобы отразить нашу исходную кармическую жизненную ситуацию, чтобы мы могли, работая над ней, преодолеть все наши ограничения, полностью раскрыть наш потенциал и благодаря этому принести наибольшую пользу другим. Именно с такой точки зрения, с точки зрения буддизма, необходимо подходить к изучению тибетской астрологии и астрономии. Представляется неуместным осуждать и исправлять их из-за того, что получаемые с их помощью астрономические данные не соответствуют наблюдаемому положению планет.
Чтобы узнать о системах друг друга и извлечь из этого пользу, и западным людям, и тибетцам следует уважать целостность знания и мудрости другой культуры. Можно совместно пользоваться некоторыми идеями и показаниями, полученными в новых областях исследования, однако слепой отказ от традиционных подходов и заимствование иноземных вызовет трагические последствия. Как следует из истории тибетской медицины и астрологии, идеи из других культур не копировались слепо. Они побуждали тибетцев создавать свои уникальные системы на основе собственных исследований и опыта, благодаря чему иноземные идеи обретали новые формы. Именно так происходит прогресс – на пользу каждого.
Чёрные вычисления Arrow down Arrow up
Заимствованные из Китая чёрные вычисления, которые ещё называют вычислениями стихий, добавляют к тибетскому календарю несколько нюансов, такие как связь с циклами животных и стихий (элементов), например год Железа-Лошади. Они также предоставляют дополнительный набор параметров как для исследования характера человека, так и для составления основных предсказательных личных гороскопов. Затем эти характеристики объединяют с данными гороскопа, полученными с использованием белой системы вычислений.
Заимствованный у китайцев материал содержит вычисления для пяти основных областей. Первая – составление общих годовых прогрессий, показывающих, что произойдёт в каждый год жизни. Вторая область касается болезней: вызваны ли они вредоносными духами, и если да, то каким типом духов и какие надо провести ритуалы, чтобы их умиротворить; также сюда относятся предсказания продолжительности болезни. Третья касается умерших, а именно когда и в каком направлении выносить умершего из дома и какие провести церемонии, чтобы устранить вредоносные силы. Четвёртая – расчёты препятствий, когда они возникнут по календарю вообще и в жизни определённого человека в частности. Пятая касается брака, особенно гармонии между будущими супругами. Таким образом, вычисление стихий главным образом используется в астрологических целях.
Как и в случае с материалом, пришедшим из Индии и индийских индуистских систем, у астрономии и астрологии, унаследованных из Китая, много общего с классическими китайскими школами. Тем не менее, заметно отличается то, как тибетцы развили эти учения и как используют их.
Система вычисления стихий связывает календарь с шестидесятилетними циклами, в которых каждым годом поочерёдно правит одно из двенадцати животных. Классический китайский порядок начинается с крысы, тогда как тибетская последовательность – с четвёртого китайского животного, зайца. Таким образом, исходная точка начала шестидесятилетнего цикла отличается.
Список из двенадцати животных переплетается с управляющей стихией года, одной из классического китайского набора из пяти: дерево, огонь, земля, железо и вода. Каждая стихия правит двумя годами кряду, причём первый год считается «мужским», а второй – «женским». Тибетцы никогда не используют китайские понятия «инь» и «ян». Таким образом, проходит шестьдесят лет, прежде чем повторяется определённое сочетание, например мужской деревянный год крысы – первый в классическом китайском списке или женский огненный год зайца – первый в тибетском.
Тибетские астрологические науки не используют классическую китайскую систему десяти небесных стволов и двенадцати земных ветвей. Китайцы соотносят её с шестидесятилетним циклом и придают ей гораздо большее значение в своём календаре и астрологии, чем животным и стихиям.
В дополнение к натальному сочетанию животного и стихии для года рождения, для каждого года также определяют прогрессивное сочетание, но вычисляют его по-разному для мужчин и женщин. На самом деле большинство расчётов, пришедших из китайской системы, для мужчин и женщин отличаются. Необходимо отметить, что и в тибетской, и в китайской системах наш возраст соответствует числу календарных лет, в которых мы были живы, безотносительно к тому, насколько коротким этот период мог быть в любой год. Например, если человек родился в десятый тибетский месяц, то до тибетского Нового года его или её возраст равен одному году, а после – сразу два года. Это происходит потому, что, хотя человек прожил всего три месяца, они пришлись на два календарных года. Таким образом, все тибетцы становятся на год старше в тибетский Новый год и не отмечают дни рождения на западный манер. Поэтому тибетское понятие возраста не совпадает с западным, где считается полное число лет, прошедших со времени рождения.
У каждого из двенадцати животных в сочетании с пятью стихиями в рамках шестидесятилетнего цикла есть набор из пяти тесно связанных аспектов, которые используются в так называемых вычислениях камня. Эти аспекты камня – жизненная сила, тело, могущество, или способности, долина удачи и дух жизни. Первые четыре присутствуют и в классической китайской астрологии, где под «могуществом» подразумевается благосостояние. Дух жизни, или организующий принцип жизни (тиб. bla ), – это в большей степени тибетское понятие, которое также можно найти в исконной традиции бон.
Проанализировав связь между натальными аспектами камня и аспектами камня любого последующего года, по жизненной силе можно судить о возможных угрозах для жизни в данном году, а по телу – о здоровье и физическом вреде. По силе можно судить об успехе, например в бизнесе, по долине удачи – об удаче вообще и о путешествиях, а по духу жизни – о благополучии и устойчивости наших основных организующих принципов жизни. Если в этом году отношения между ними сложные, рекомендуются религиозные ритуалы, чтобы противодействовать дисгармонии.
Каждое из двенадцати животных также связано с тремя днями недели – жизненной силой, духом жизни и духом смерти. Для всех, кто родился в год одного животного-управителя, первые два из этих дней благоприятны, а последний – нет. Главным образом это используется в медицинской астрологии для выбора дней лечения.
Также используются магические квадраты, особенно таблица три на три с цифрами от единицы до девятки в каждой ячейке, размещёнными так, что их сумма по горизонталям, вертикалям и диагоналям равна пятнадцати. Девять чисел сочетаются с шестидесятилетним циклом так, что каждые 180 лет любое число волшебного квадрата соответствует одному и тому же сочетанию животного и стихии года. Последовательность начинается с цифры один и продолжается в обратном порядке: девять, восемь, семь и так далее. Каждое из девяти чисел магического квадрата связано с цветом, а каждый цвет – с одним из пяти китайских стихий. О числах, как правило, говорят в связи с их цветом. Белая единица – это железо, чёрная двойка – вода, тёмно-синяя тройка – вода, зелёная четвёрка – дерево, желтая пятёрка – земля, белая шестёрка – железо, красная семёрка – огонь, белая восьмёрка – железо, и бордовая, или иногда красная, девятка – огонь. Когда изображается магический квадрат, цвет каждой ячейки соответствует этой схеме.
Прогрессирующее число магического квадрата для каждого года получают из натального числа. Как и в случае с прогрессирующим сочетанием животного и стихии, вычисление для мужчин и для женщин отличается. Для каждого из натальных чисел квадрата есть толкование, включающее описание прошлых жизней и вызванные ими наклонности в этой жизни, а также возможную будущую жизнь, религиозные церемонии, которые можно провести, чтобы её улучшить, статуи, которые нужно изготовить, и тип возможного будущего перерождения, если это будет сделано. Таким образом, это источник сведений о прошлых и будущих жизнях в тибетских гороскопах. Числа магического квадрата для тела, жизненной силы, могущества и долины удачи могут также быть вычислены и исследованы, как и стихии.
Восемь триграмм «И цзин », или «Книги перемен », – три линии, целые или прерывистые, расположенные одна под другой – также используются в тибетских чёрных вычислениях, или вычислениях стихий, хотя 64 гексаграммы не используются. Прогрессивная триграмма для каждого года жизни получается при помощи определённого расположения триграмм. Вычисление отличается для мужчин и женщин. Для людей одного пола и возраста будет одна и та же прогрессивная триграмма.
За исключением вариации тибетской астрологии в традиции бон, в тибетской астрологии нет транзитных годовых триграмм, по которым каждому календарному году в определённой последовательности назначается триграмма. Таким образом, натальная триграмма для мужчин и для женщин не вычисляется на основе их года рождения: вместо этого берётся прогрессивная триграмма их матери для её возраста в год, когда она их родила. Толкование натальной и прогрессивных триграмм даёт дальнейшие сведения для предсказательного гороскопа.
К тому же триграммы тела, жизненной силы, могущества и долины удачи также можно рассчитать на основе четырёх типов чисел магического квадрата, получаемых из натального числа. Эти четыре триграммы, также как натальные аспекты камня – тела, жизненной силы, могущества и долины удачи будущих супругов сопоставляют в брачных вычислениях для определения совместимости.