У подростка нет друзей: советы психолога. Как подружиться в школе: простые советы для всех детей Почему ребенок не может найти друзей
«Мой ребенок ни с кем не играет», «он всегда один, к нему никто не подходит», «дочь тянется к детям, но они ее прогоняют» – если у ребенка проблемы с общением со сверстниками, родители пытаются ему помочь. Как сделать это максимально эффективно?
Почему ребенок не может найти друзей
Чем младше малыш, тем меньше у него навыков общения. Если он слишком пассивен или, наоборот, напорист, это может вызвать раздражение, агрессию и другие негативные эмоции со стороны окружающих детей.
Если вы недавно переехали, и все друзья остались на старом месте, помогите ребенку поскорее завести новых приятелей. Старайтесь гулять во дворе или на детской площадке в одно время с другими детьми. Для ребенка, который не ходит в , можно найти интересные занятия, кружки, секции. У малыша старше пяти лет уже должна быть своя среда, компания, приятели, общение. Одной только мамы ему уже недостаточно, он же не младенец!
Вы много гуляете, ходите на танцы, футбол и рисование, а ребенок все равно ни с кем не подружился? Возможно, дети чувствуют его замкнутость, внутреннее нежелание общаться. Такую проблему лучше решать индивидуально с . Если ребенок не смотрит в лицо собеседника, не улыбается в ответ на улыбку близкого человека, не пытается разговаривать, непременно обратитесь к специалисту, чтобы исключить ранний детский аутизм.
Ребенку, который выгодно выделяется на фоне других детей – в саду или в школе, также бывает непросто найти друзей. Например, малыш отлично поет, лучше всех решает арифметические задачки, рисует, танцует. В этом случае дети могут ему завидовать, считать (обоснованно или нет), что он задается.
Навыки общения
Научные исследования, где сравнивались стратегии детей в песочнице и принятие их группой сверстников, дали интересные результаты. Оказывается, малыши, которые сразу же пытались включиться в общую деятельность и проходили в самый центр песочницы, встречали сопротивление других детей, и возникал конфликт. Детей, которые оставались у края песочницы, никто не замечал. Успеха добивались те ребята, которые сначала пристраивались у краешка группы, начинали копировать то, что делали другие, и понемногу продвигались к центру группы. Постепенно они достигали центра и прекрасно там себя чувствовали.
Таким образом, чтобы включиться в совместную деятельность, ребенку нужно, во-первых, быть острожным, уметь подстраиваться под ситуацию, но при этом быть достаточно настойчивым, уметь справиться с возникающими сложностями. Для того, чтобы тебя приняли, нужно овладеть настоящим искусством дружбы. Например, научиться преодолевать возможные конфликты. Дети не любят ровесников, которые критикуют и высмеивают других. Однако не всегда дружелюбие вызывает ответное дружелюбие. Если некоторым детям надо научиться вести более открыто, то другим, наоборот, надо стараться сдерживать себя, так как из-за навязчивости и излишнего внимания к окружающим они вызывают неприязнь.
Приобретение навыков дружеского общения может оказаться весьма трудным делом для дошкольника, особенно если он или она не имели в прошлом достаточного опыта взаимоотношений с ровесниками без непосредственного наблюдения со стороны взрослых. Детские сады необходимы как раз для того, чтобы дать малышу первый социальный опыт. Коммуникативные навыки дети приобретают, в первую очередь, от своих сверстников и только потом – от родителей.
Часто родительская гиперопека и повышенная тревожность приводит к тому, что ребенок становится пассивным, испуганным, нервным и, как следствие, не вызывает уважения у сверстников. Очень важно развивать ребенка не только интеллектуально, духовно, но и физически. Ребенок, который уверенно двигается, владеет своим телом, сразу же воспринимается положительно. Прекрасно заводить друзей в секциях, где дети занимаются общим делом. Однако бывают случаи, когда малышам необходима помощь взрослых, чтобы овладеть особыми навыками дружеского общения.
Если ваш ребенок задира, то лучше подобрать ему друга помладше, которого придется опекать. Если ребенок, наоборот, покладистый, желательно найти более активного товарища. Задира узнает, что можно заработать авторитет, не прибегая к агрессии, а ведомый ребенок, наоборот, переймет новые стратегии более активного друга.
Проблема общения для школьников даже более актуальна. Ведь даже многие взрослые люди не могут похвастаться владением коммуникативными навыками. К счастью, дети 3-5 классов прекрасно им учатся. Можно попросить школьного психолога или классного руководителя провести с ребятами тренинг. Детям нужно разделиться на пары и постараться проявить к товарищу больше внимания: похвалить, выслушать, высказать интерес, предложить помощь. Вы удивитесь, какой потрясающий эффект это даст.
Важно!
— Никогда не ругайте своего ребенка при сверстниках и не говорите плохо о его друзьях.
— Не стоит рассказывать при других родителях или детях, что считаете вашего ребенка застенчивым или пугливым, родители могут рассказать это дома, и завтра ваш ребенок услышит это от ровесников.
— Если педагог постоянно критикует ребенка, не видит в нем ни одной хорошей черты, не стоит верить каждому слову такого учителя.
— Внимательно вникайте в каждую ситуацию или проблему. Ребенку важно ваше участие.
— Если у вашего ребенка один друг, не переживайте – это нормально. Не навязывайте ему общение с большим количеством друзей, пусть ребенок сам решает.
— Хвалите ребенка за малейшие достижения. Говорите ему, что он нравится вашим друзьям и другим детям. Ваши слова поддержки особенно нужны ему перед тем, как он будет общаться с этими людьми. Это придаст ему уверенности, и встреча пройдет комфортнее.
Стихи про друзей для детей
Два соседа крепко дружат!
Корабли пускали в лужах…
В дом вошли – гадай хоть век:
Кто тут Петя,
Кто – Олег?
Тяжело вздохнули мамы:
— Поведем их в баню прямо, —
Смоет грязь с друзей вода,
Их узнаем мы тогда!
***
Как начну конфеты есть,
У меня дpузей не счесть.
А закончились конфеты
И дpузей в помине нету.
За конфету каждый дpуг,
Так и pвет ее из pук.
Hу зачем мне дpужба эта?
Я и сам люблю конфеты.
(Елена Стеквашова)
***
Я теперь большая
Громко хвастается Тая:
— Я теперь совсем большая!.. —
И, обняв подружку Асю,
Посмотрела на ребят:
— Я, заканчиваю ясли —
Поступаю в детский сад!
(И. Демьянов)
***
Такая дружба
Я свою соседку Олю
За косичку дёрнул в школе,
- Эта Оля мне опять
Не дала ответ списать.
Одноклассницу Марину,
Чтоб не строила мне рожи.
Я стиралкой кинул в Лену,
Ей же – как горох об стену,
А весёлую Катюшку,
Обозвал я хохотушкой.
В сумку ябеды Ларисы
Я с утра подкинул крысу,
Та устроит в сумке нору,
- Вот потеха будет скоро!
На весь класс одну Иришку
Уважаю, как мальчишку,
С Ирой я давно дружу –
Ей лишь кнопку подложу…
(Виктория Можная)
***
Мой друг
У него вагон достоинств,
Недостатков нет почти,
Ничего ему не стоит
Вам улыбку принести.
Давать он хочет, а не брать,
Он сильный, а не слабый,
О нём я толстую тетрадь
Всю исписать могла бы!
Он выигрывать умеет,
Не боится проиграть,
«Очень быстро он умнеет!» –
Записала я в тетрадь.
Починил он клетку птице,
Дал котёнку молоко.
Он умеет извиниться,
Это тоже нелегко!
(Агния Барто)
***
Про дружбу
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
(Юрий Энтин)
***
Стихи о настоящей дружбе
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но… если друга надо звать –
То вряд ли это друг…
***
Двояшки
Мы друзья — два Яшки,
Прозвали нас «двояшки».
— Какие непохожие!-
Говорят прохожие.
И должен объяснять я,
Что мы совсем не братья,
Мы друзья — два Якова,
Зовут нас одинаково.
***
Ты дружбу не купишь за деньги
Её не найдешь просто так,
Ведь дружба, как золото ценна
А так же не всем по зубам.
Она - это то, что не каждый
За жизнь себе сможет сыскать,
Но если нашел, береги же
Не дай никому отобрать!
И скоро поймешь ты, как важно
Найти тот единственный свет,
Что выслушать сможет тебя же,
И дать тебе нужный совет!
***
Благородство
Может быть, тебе сосед
Разорвал штанишки,
Поломал твой табурет
И порвал две книжки?
Может, он и сам не рад,
Что так получилось? -
Столько шалостей подряд
У него случилось.
Ты заплачешь, закричишь,
Застучишь ногами,
И, конечно, побежишь
Жаловаться маме…
А давай его простим,
Никому не скажем,
Даже и не загрустим,
Вида не покажем.
Вам же по соседству жить
Значит, надобно дружить!
***
У меня теперь есть Друг,
Преданный и верный.
Без него я как без рук,
Если откровенно.
Мы гуляем во дворе,
Весело играем,
Скоро в школу в сентябре
Вместе зашагаем.
***
Другу я любой секрет
Расскажу без страха.
Я несу ему котлет,
Спрятав под рубахой.
Ешь, мой маленький Дружок,
Что еще затеешь?
Ты пока еще щенок,
А дружить умеешь.
***
Мальчик с девочкой дружил
Мальчик с девочкой дружил,
Мальчик дружбой дорожил.
Как товарищ, как знакомый,
Как приятель, он не раз
Провожал ее до дома,
До калитки в поздний час.
Очень часто с нею вместе
Он ходил на стадион.
И о ней как о невесте
Никогда не думал он.
Но родители-мещане
Говорили так про них:
«Поглядите! К нашей Тане
Стал захаживать жених!»
Отворяют дверь соседи,
Улыбаются: «Привет!
Если ты за Таней, Федя,
То невесты дома нет!»
Даже в школе! Даже в школе
Разговоры шли порой:
«Что там смотрят, в комсомоле?
Эта дружба — ой-ой-ой!»
Стоит вместе появиться,
За спиной уже: «Хи-хи!
Иванов решил жениться.
Записался в женихи!»
Мальчик с девочкой дружил,
Мальчик дружбой дорожил.
И не думал он влюбляться
И не знал до этих пор,
Что он будет называться
Глупым словом «ухажер»!
Чистой, честной и открытой
Дружба мальчика бала.
А теперь она забыта!
Что с ней стало? Умерла!
Умерла от плоских шуток,
Злых смешков и шепотков,
От мещанских прибауток
Дураков и пошляков.
(Сергей Михалков)
***
Дружба - это тёплый ветер,
Дружба - это светлый мир,
Дружба - солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба - это только счастье,
Дружба - у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой - жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом - даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба - это ценный дар!
***
Друзей —
Людей, которых я люблю,-
Я никогда
Ничем
Не оскорблю.
Не для того
Наш предок шел сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга,
Я кричал: «Дурак!»,
Показывал язык
Или кулак
И корчил рожи
(Что одно и то же).
А злое слово
Я приберегу —
Пускай оно
Достанется врагу!
(Аким Я.Л.)
***
Мальчик дружит с девочкой,
Звёздочки с луной,
Море с пароходами,
Солнышко с травой.
Дождик дружит с лужами,
Червячок с землёй,
Бабочки с цветочками,
Ветерок с листвой.
Мухи дружат с братиком,
А ещё со мной,
Потому что дружим мы
С тортом и халвой.
***
Я свою соседку Олю
За косичку дёрнул в школе, -
Эта Оля мне опять
Не дала ответ списать.
Ручкой больно ткнул я в спину
Одноклассницу Марину,
Нужно с ней, вообще, построже,
Чтоб не строила мне рожи.
Я стиралкой кинул в Лену,
Ей же - как горох об стену,
А весёлую Катюшку,
Обозвал я хохотушкой.
В сумку ябеды Ларисы
Я с утра подкинул крысу,
Та устроит в сумке нору, -
Вот потеха будет скоро!
На весь класс одну Иришку
Уважаю, как мальчишку,
С Ирой я давно дружу -
Ей лишь кнопку подложу…
***
Есть такие мальчики
Мы на мальчика глядим -
Он какой-то нелюдим!
Хмурится он, куксится,
Будто выпил уксуса.
В сад выходит Вовочка,
Хмурый, словно заспанный.
- Не хочу здороваться,-
Прячет руку за спину.
Мы на лавочке сидим,
Сел в сторонку нелюдим,
Не берет он мячика,
Он вот-вот расплачется.
Думали мы, думали,
Думали, придумали:
Будем мы, как Вовочка,
Хмурыми, угрюмыми.
Вышли мы на улицу -
Тоже стали хмуриться.
Даже маленькая Люба -
Ей всего-то года два -
Тоже выпятила губы
И надулась, как сова.
- Погляди!- кричим мы Вове.
Хорошо мы хмурим брови?
Он взглянул на наши лица,
Собирался рассердиться,
Вдруг как расхохочется.
Он не хочет, а хохочет
Звонче колокольчика.
Замахал на нас рукой:
- Неужели я такой?
- Ты такой!- кричим мы Вове,
Все сильнее хмурим брови.
Он пощады запросил:
- Ой, смеяться нету сил!
Он теперь неузнаваем.
С ним на лавочке сидим,
И его мы называем:
Вова - бывший нелюдим.
Он нахмуриться захочет,
Вспомнит нас и захохочет.
(Агния Барто)
***
Никогда не меняй друзей
Никогда не меняйте друзей.
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймёте это поздней -
Ближе друга на свете нету.
Никогда не теряйте друзей,
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернётся к тебе,
Новым другом его не заменишь.
И не стоит друзей обижать -
Станет раной на сердце обида,
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их душу будет закрыта.
Нужно дружбу беречь всегда.
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!
(Елена Карабеля)
***
Мне позвонил мой старый друг
С которым не хотел встречаться.
Мне позвонил мой старый друг,
И вовсе не читал нотаций.
Наверно, сам я виноват,
что дружба наша развалилась.
Сказал я что-то не в впопад,
И наша связь разъединилась
Я перезванивать не стал.
Зачем нам ворошить былое?
Но долго голос тот звучал,
Хоть вышло все само собою
***
Незабывайте друзей
Не забывай меня, пожалуйста, друг мой,
Друг, вспоминай обо мне иногда…
Ведь расставанья на то и даются,
Чтобы мы помнили встречи всегда.
Чтобы мы все понимали, как важно
Беречь и ценить друзей.
Чтобы мы не забыли напрасно
Минуты счастливых дней.
Чтоб мы знали, что рядом есть тот,
Для кого расстоянье – не пропасть.
Кто из каждого года в год
Руку сможет подать и не бросить.
Я о многом тебя не прошу,
Просто помни меня, не забудь.
Я разлуку перенесу,
Только вспомни меня как-нибудь…
***
Давай дружить
Дружат в небе облака
Дружит с берегом река
Ведь недаром говорят
Что для дружбы нет преград
Как помочь ребенку найти друзей – видеоматериалы
Как ребенку завести друзей
Краткое содержание: Проблемы в общении у детей. У ребенка нет друзей и нет приятелей что делать. Необщительность. Необщительный ребенок. Обучение общению.
В данной статье я сосредоточил внимание на трех крупных категориях "детей без друзей". Каждая из них включает детей, которые хотели бы расширить или улучшить свои дружеские контакты. Я не стану заниматься крайними случаями отчужденности от общества или теми детьми, которые совершенно не общаются со своими ровесниками. Предметом обсуждения будет гораздо более обширная область трудностей при общении, которые может испытывать большинство детей на каком-то этапе своей жизни.
Я рассмотрю три категории детей без друзей. Первая из них - это дети, которым трудно завести друзей или сохранить дружеские отношения из-за отсутствия необходимых навыков общения. Вторую категорию представляют дети, потерявшие друзей в результате смены местожительства или школы. И третья категория - это дети, у которых дружба пошатнулась или прервалась в результате постепенного возникновения психологической изоляции. Данные три категории не исключают друг друга. Так, например, может оказаться, что девочка, переехавшая с семьей в другой район страны, также не имеет навыков общения, необходимых для того, чтобы завести друзей в своем новом окружении. Но эти категории удобны как обобщающие понятия, которые помогут нам рассмотреть круг вопросов, относящихся к детской дружбе, ее отсутствию или потере. В каждом случае я буду приводить описание переживаний детей, анализировать гипотезы относительно факторов, которые могут влиять на переживания, связанные с дружбой, и высказывать предположения, как можно было бы упростить достижение положительных результатов.
Отсутствие навыков общения
Многим детям бывает трудно завести друзей или сохранить дружбу, потому что им не хватает необходимых для этого навыков общения. Дэнни - как раз такой ребенок. Это сообразительный, живой трехлетний мальчишка, который посещал утренние занятия в подготовительном классе пять раз в неделю. Дэнни очень хотелось иметь друзей, но у него из этого ничего не получалось. В начале года он обычно редко подходил к другим детям и большую часть времени мог бродить сам по себе. Он заметно выделялся на уроках пения, когда пускался в пространное воспроизведение выученных дома песен. В течение семестра Дэнни неоднократно пытался стать участником детских забав, но все его попытки были безуспешными. Например, подойдет он к Элисон и Бекки, которые разгадывают головоломку, и встанет рядом. Элисон ему спокойно говорит: "Уходи отсюда". "Почему?" - спрашивает Дэнни. "Потому что ты мне здесь не нужен". Дэнни тихонько исчезает. В другой раз Дэнни подходит к столу, за которым трудится Джош, и говорит ему: "Привет". Джош не откликается, и Дэнни просто-напросто удаляется. Поскольку Дэнни не удалось привлечь к себе внимание других детей, он пытался общаться с учителями. Так, во время игры некоторых детей с цветными пластиковыми трубками Дэнни берет несколько трубок и, обращаясь к старшей воспитательнице, спрашивает: "Вы соберете их со мной, миссис Бенсон?" Когда же в ответ воспитательница предлагает ему поиграть с Диланом, Дэнни с трубками в руках уходит к дальнему столу один, напевая при этом какую-то песенку сам для себя. Другой случай: Дэнни и Кэвин качаются вместе на канатах. Потом Кэвин убегает и зовет присоединиться к нему своего лучшего друга Джейка. Дэнни оставили качаться одного. Он медленно идет к школьному забору и долго смотрит в щелку на соседний школьный двор, где играют незнакомые дети из параллельного класса. На вопрос, кто его лучший друг в школе, Дэнни отвечает "Кэлеб". Когда же Дэнни спрашивают, почему Кэлеб его друг, он отвечает: "Потому что я этого хочу".
Чтобы завести друзей и сохранить дружбу, детям необходимо овладеть несколькими различными навыками. Они должны уметь включаться в групповую деятельность, научиться с одобрением относиться к своим ровесникам и поддерживать их, улаживать конфликты соответствующим образом и проявлять чуткость и такт. Овладение такими навыками может оказаться трудным делом. Как показывает опыт Джэнни, в детском саду дети, предпринимающие непосредственные попытки включиться в уже сложившуюся групповую деятельность, подвергаются риску получить резкий отказ. Вильям Корсаро отмечает, что, как только двое или более детей придумали и определили для себя определенного рода деятельность, будь то разгадывание головоломки или полет на борту космического корабля, они часто "защищают" свою деятельность, не подпуская никого из посторонних, кто мог бы осмелиться попроситься к ним. На приветствие они могут не отозваться, на вопрос "А что вы делаете? - ответить: "Мы-то куличики делаем, а ты - нет", и на прямой вопрос: "Можно мне с вами?" - дать такой же прямой ответ: "Нет". Таким образом, чтобы включиться в деятельность, ребенку, видимо, нужно быть осторожным, уметь искусно маневрировать и быть настойчивым после первого отказа - мастерство, которым Дэнни еще не овладел.
Искусство дружить включает также умение быть другом. Самыми популярными детьми, с которыми одноклассники любят играть, оказываются те дети, которые часто уделяют внимание своим сверстникам, хвалят их и охотно откликаются на их просьбы. И напротив, детей, которые часто игнорируют, высмеивают, обвиняют ровесников, угрожают им или отказываются вступить с ними в контакт, одноклассники обычно недолюбливают. Значит, для того, чтобы ребенка включили и приняли в свое сообщество другие дети, он или она тоже должны "включать" и "принимать". Надо признать, однако, что "дружеское" поведение не всегда вознаграждается дружбой. Будет ли проявление нежности действительно оценено другим ребенком по достоинству, зависит от того, как выражена эта нежность и как ее понимает получатель. Если некоторым детям надо научиться вести более дружелюбно, то другим надо научиться сдерживать слишком бурное проявление дружеских чувств.
По мере развития у детей чуткости они постигают также и тонкое искусство взаимодействия, необходимое для того, чтобы уладить конфликт и сохранить дружбу. Даже четырехлетние дети могут проявлять такой такт, особенно если речь идет о близких друзьях. В качестве подтверждения этих слов я могу, например, сослаться на подслушанный мною разговор между Дэйвидом и Джошем, которые прогуливались вместе, изображая роботов:
ДЭЙВИД. Я - робот-ракета и могу пускать ракеты из пальцев. Я могу пускать их из любого места, даже из ног. Я - робот-ракета.
ДЖОШ (поддразнивая). Нет, ты - пукающий робот.
ДЭЙВИД (протестуя) Нет, я - робот-ракета.
ДЖОШ. Нет, ты пукающий робот.
ДЭЙВИД (обижен, почти плачет) Да нет, Джош!
ДЖОШ (поняв, что Дэйвид расстроен) И я - робот пук-пук.
ДЭЙВИД (вновь развеселившись) Я - робот пи-пи.
Во время этой ссоры Джош сообразил, что сказал нечто такое ("Ты пукающий робот"), что очень расстроило его друга. Он искусно вышел из положения, унизив и себя ("И я - робот пук-пук"), показав, таким образом. что его издевательство не стоит принимать всерьез. Ответ Дэйвида ("Я робот пи-пи") на ход Джоша означает, что Джош точно оценил ситуацию и с успехом избавил друга от унижения.
Приобретение навыков дружеского общения может оказаться весьма трудным делом для дошкольника, особенно если он или она не имели в прошлом достаточного опыта взаимоотношений с ровесниками без непосредственного наблюдения со стороны взрослых. Детские сады часто служат "испытательным полигоном" для развития таких навыков.
Дети приобретают навыки общения не столько от взрослых, сколько от контактов друг с другом. Путем проб и ошибок они с большей вероятностью обнаруживают, какая линия поведения срабатывает, а какая нет. Навыкам общения дети учатся также под непосредственной опекой своих сверстников или на их примерах. Когда однажды Дэйвид захныкал: "А Гарри толкнул меня", Джош уверенно ему посоветовал: "Скажи просто, чтобы он прекратил". В других случаях дети знакомят своих друзей друг с другом, помогают другим найти общее дело или показывают, как им разрешить конфликты. И я склонен считать, что такого рода советы и помощь уважаемых ровесников зачастую более действенны, чем подобное же вмешательство со стороны учителей или родителей.
Однако бывают случаи, когда детям необходима помощь взрослых, чтобы овладеть особыми навыками дружеского общения. Порочный круг - когда дети хотят дружить, но не имеют навыка дружеского общения - можно привести в движение. Одинокие дети должны общаться со своими ровесниками, чтобы приобрести уверенность в себе и навыки, необходимые для успешного общения. Но отсутствие у них навыков общения - например, если они неспособны обратиться к другим детям или часто отпугивают их - может лишить их именно такой возможности. В подобных случаях может потребоваться вмешательство родителей или учителей. Один способ - это свести ребенка, у которого нет друзей, с каким-то другим конкретным ребенком - иногда с тем, у которого тоже нет друзей, - с которым, по мнению взрослых, он мог бы поладить. По крайней мере в некоторых случаях такое "сводничество" помогает двум замкнутым детям приобрести первоначальный и ценный опыт общественного признания. Другой способ заключается в том, чтобы составить пару из ребенка постарше возрастом, который слишком любит помериться силой или чересчур агрессивен, и ребенка помоложе, к которому первый (задира) будет относиться как "старший брат" и, выступая в этой роли, узнает, что можно завоевать признание, не будучи задирой.
Психологи разработали также ряд программ для обучения навыкам общения детей дошкольного и школьного возраста. По таким программам с детьми, отнесенными к категории одиночек или "изгнанников", проводится ряд занятий с показом особых навыков общения, предоставлением возможности попрактиковаться в нем и отзывами о результатах. В соответствии с одной из таких программ не пользовавшиеся популярностью ученики третьего и четвертого классов участвовали попарно в ряде тренировочных занятий, нацеленных на приобретение четырех групп навыков: как принять участие в определенных играх, делать что-то поочередно и вместе, общаться с другими детьми более многословно и как поддерживать ровесников, уделяя им внимание и оказывая помощь. По крайней мере в некоторых случаях такие программы обучения заметно способствовали вовлечению в общение первоначально непопулярных в кругу ровесников детей.
Поскольку в программах обучения навыкам общения прослеживается тенденция уделять основное внимание тому, чтобы способствовать признанию детей в обществе или их популярности, возникают некоторые мучительные вопросы о системе ценностей. Действительно ли эти программы помогают детям развить способность дружить или же они подогнаны под американский идеал бойкой общительности и добродушия, который мало связан с настоящей дружбой. (Питер Сведфельд поясняет склонность нашего общества выступать "за то, чтобы все вместе") Ответ на данный вопрос зависит как от деталей программы, так и от системы ценностей у тех взрослых, которые ее реализуют. С точки зрения некоторых, во всяком случае ведущих, практиков, "цель обучения навыкам общения не в том, чтобы создать "популярных" или "общительных" детей, а в том, чтобы помочь детям, к какому бы типу личности они ни относились, развить настоящие отношения... по крайней мере с одним ребенком или двумя. Можно также усомниться и в том, этично ли навязывать обучение навыкам общения детям, у которых в этом вопросе почти нет выбора и которые в отдельных случаях могут на самом деле не испытывать желания превратиться в "более дружелюбных". В конечном счете, самый убедительный довод в защиту таких программ - это то, что они, видимо, могут повысить у ребенка уровень самоконтроля собственной жизни:
"Ребенок, который способен положить начало игре или общению с себе подобными, может все же предпочесть проводить время в одиночестве. Но такой ребенок сможет успешно общаться, когда он (она) этого захочет или если того потребует обстановка. С другой стороны. ребенок, не владеющий навыками общения, может оставаться один или быть "изолированным" скорее по необходимости, чем по своей воле".
Чтобы обучить детей навыкам дружеского общения в школьной или домашней обстановке, родителям и учителям не обязательно открывать официальные курсы; достаточно прибегнуть к демонстрации подобных навыков, объяснениям и отзывам о ним. Хотя взрослым при обучении детей навыкам общения приходится играть роль, лучше, если они будут играть ее ненавязчиво. В особенности же взрослым нужно остерегаться "поправлять" на виду у всех не овладевших еще какими-то навыками детей и таким образом смущать их, а также публично называть детей "застенчивыми", ибо и они начнут считать себя как раз таковыми.
Взрослым не надо навязывать навыки общения без разбора, нужно уважать реальные различия между детьми, которые одних детей побуждают установить дружеские отношения со многими сверстниками, других - сосредоточиться на одной или двух дружеских связях, а третьих - проводить много времени в одиночестве. Любая из этих моделей может удовлетворить отдельного ребенка и подойти ему. Пытаясь помочь детям подружиться, мы должны быть больше заинтересованы в качестве дружеских контактов детей, а не в их количестве.
Раньше все было просто. Мы выходили гулять во двор, находили себе компанию, дружили, играли, ссорились, мирились, - так и проходило детство. Но времена поменялись: теперь отпустить ребенка гулять одного страшно. Да и современные дети не очень склонны лазить по деревьям и играть в салочки, им бы айпад в руки, и запустить новую игрушку. А порой вокруг просто нет других детей - скажем, если родители живут в коттеджном поселке. Они, может, и рады бы выпустить ребенка погулять и поиграть со сверстниками, но их рядом попросту нет. При этом дружба по-прежнему остается крайне важным элементом эмоционального здоровья ребенка.
Как же помочь ребенку завести друзей в современном мире, если у него самого не очень получается это сделать?
Школа
Самый банальный вариант - попробовать найти друзей там, где ребенок проводит довольно ощутимую часть своей жизни, - в школе. Если у него там нет приятелей, стоит попытаться узнать: почему? Спросите у самого ребенка, и обязательно внимательно выслушайте ответ, не пытаясь давать советы или критиковать. Если ребенок почувствует, что вы искренне интересуетесь его проблемами, возможно, он скажет, что местная публика ему просто не интересна, а может быть признается, что он пытался найти друзей, но другие дети его не принимают.Также стоит поговорить с учителями. Что они думают об эмоциональной атмосфере в классе? Что они делают для того, чтобы дети общались и строили отношения?
Класс - это микрообщество, в котором собираются дети из разных социальных групп, воспитанные в разных традициях, с разными интересами и взглядами на жизнь. Поэтому, если ваш ребенок не видит в школе потенциальных друзей, не пытайтесь подружить его с кем-то насильно - это лишь испортит ваши отношения.
В конце концов, школа - не единственная возможность для ребенка найти друзей.
Кружки и секции
Социологи считают, что самый простой способ для ребенка найти друзей - через общие интересы. Поэтому, если в школе у вашего малыша не получается подружиться, это еще не значит, что у него есть трудности с социализацией. Попробуйте отвести его на кружок или в спортивную секцию: объединенные общим интересом, дети куда проще находят общий язык и заводят друзей.Лучше всего для поиска друзей и преодоления трудностей в общении подойдет командный вид спорта вроде футбола, волейбола, баскетбола (индивидуальные занятия по плаванию вряд ли помогут развитию коммуникативных способностей). Ребенку не нужно будет искать повод, чтобы начать разговор с ровесниками, - сама ситуация будет подталкивать его к общению.
Если же у вас нет лишних средств или времени водить ребенка по кружкам и секциям, старайтесь просто почаще бывать там, где есть другие дети. Например, можно сходить в кафе, в котором есть специальная детская зона, в парк развлечений, на детский спектакль в театре или на мастер-класс по лепке глиняных горшков.
Устройте плейдейт
Плейдейты (от английского «play date» - что-то вроде «игрового свидания») - это одно из самых гениальных изобретений американцев. Их суть заключается в следующем: родители нескольких детей договариваются и устраивают своим чадам встречу, обычно у кого-то из них дома. Организатор плейдейта придумывает детям развлечения и игры и следит за порядком. В зависимости от договоренности, взрослые (чаще всего мамы) либо развлекаются параллельно с детьми, обсуждая свои взрослые вопросы, либо оставляют одного «ответственного» следить за малышами, а сами разъезжаются по своим делам. В выигрыше остаются все: дети отлично проводят время и получают свою порцию общения, мамы могут, наконец, дочитать любимую книжку, провести время в салоне красоты или просто поспать.Ничто не мешает попробовать применить западную практику на наш лад. Вспомните о коллегах, знакомых, бывших одноклассниках, у которых есть дети примерно того же возраста, что и ваш. Пригласите их в гости, придумайте интересные занятия для детей (увлеченные одним делом, они быстрее найдут общий язык). Если ваши дети поладят - вы можете превратить такие встречи в традицию.
Найдите друзей себе
Если у вас нет приятелей с детьми того же возраста, самое время их завести! Современный мир дарит огромные возможности – например, на форуме Материнство вы без труда найдете . И, поверьте, у многих из них есть ровно те же проблемы, что и у вас: слишком много дел и слишком мало времени, чтобы все их переделать. Посмотрите их профили, выберите тех дам, с которыми у вас сходятся взгляды на жизнь и интересы, и у которых есть дети того же возраста (и желательно - того же пола), и по-честному напишите: «У моего ребенка мало друзей, я хочу ему помочь, поэтому ищу ему компанию. Мне кажется, Ваня отлично поладит с вашим Сашей - вижу по вашим фотографиям, что у них одинаковые коллекции конструкторов. Вы не хотите как-нибудь вместе с нами погулять в парке?»Заводить новых друзей никогда не поздно, кто знает - может быть, помогая найти приятелей своему ребенку, вы и сами обретете много интересных знакомств.
Детские площадки
В спальных районах крупных городов России сейчас появляется все больше современных, интересных и бесплатных детских площадок. Погуляйте по своему району и по соседним: вы наверняка найдете «живые» площадки, где в большом количестве, особенно по выходным, играют дети. Если ваш ребенок - из активных, вам достаточно просто почаще приходить на площадку, и со временем он сам заведет себе друзей. И, что приятно, они почти наверняка окажутся жителями соседних районов. А значит, вы сможете познакомиться с родителями и договориться встречаться на площадке регулярно - а там, кто знает, может быть даже сможете довериться новым знакомым и «дежурить» на площадке по очереди.Если же ваш ребенок - не любитель лазить по лесенкам и кататься с горок, и не склонен общаться с незнакомыми детьми, возможно, перед тем, как пытаться активно погрузить его в мир социальных коммуникаций, вам стоит помочь ему развить навыки коммуникации.
Как это сделать?
Во-первых, поговорите с ребенком о дружбе.Не все, что кажется нам, взрослым, банальным и очевидным, является таковым для детей. Спросите ребенка, кто такой, по его мнению, друг? Обсудите с ним, зачем нам нужны друзья и откуда они берутся. Составьте список «идеальных качеств» настоящего друга. Он должен быть добрым? Уметь веселиться? Делиться игрушками?
Во-вторых, научите ребенка поддерживать разговор.
Очень часто дети испытывают проблемы с поиском друзей просто потому, что не могут поддержать даже самый простой разговор. Они просто не знают, о чем говорить.
Расскажите ребенку, с чего начать разговор. Простого «привет, как дела?» достаточно для начала, но потом можно пойти дальше и, например, научить делать искренние комплименты - «Маша, ты построила такой красивый замок из песка!»
Учите ребенка прислушиваться к тому, что говорит другой человек, задавать наводящие вопросы, прокладывать «мостики» между тем, что они сказали до этого и что говорят теперь. Найдите темы, которые можно обсудить с потенциальными друзьями, - вашему ребенку будет, что сказать, даже если разговор зайдет в тупик.
Не навязывайте свое мнение, лучше интересуйтесь, что думает об этом сам ребенок и как он видит ситуацию, и поддерживайте его начинания. Не забывайте хвалить ребенка, если видите его успехи. «Я слышала, что вы с Мишей обсуждали, как прошли выходные. Здорово, что ты делишься с ним своими впечатлениями!»
В-третьих, помогите ребенку обнаружить свои сильные стороны.
Особенно важна помощь в познании себя для стеснительных и нерешительных детей. Объясните ребенку, что в мире нет черного и белого: на каждую слабость есть своя сила. Например, человек, который мало говорит, обычно очень хорошо умеет слушать.
В-четвертых, чаще включайте ребенка в свою социальную жизнь.
Дети перенимают от родителей куда больше, чем кажется, в том числе навыки коммуникации и социальных взаимодействий. Поэтому для вашего ребенка будет очень полезно, если он увидит, как вы общаетесь с самыми разными людьми. Хотя бы иногда берите ребенка с собой в гости, ходите вместе в магазин, в банк, в налоговую, в кафе. Наблюдая за тем, как вы общаетесь с окружающими, ваш ребенок будет учиться коммуницировать и, кроме того, убеждаться, что разговаривать с незнакомыми людьми совсем не страшно.
В-пятых, научите ребенка контролировать свои эмоции.
Мало кто захочет дружить с тем, кто обзывается или устраивает истерику, когда что-то идет не так, как ему хочется. Прошлогодние исследования австрийских психологов показали, что существует прямая зависимость между тем, насколько хорошо ребенок умеет контролировать свои эмоции, и количеством друзей.
Если в какой-то момент вы поймете, что сложности с построением отношений у вашего ребенка возникают из-за того, что он не умеет держать свои эмоции под контролем, объясните ему, что все мы время от времени испытываем самые разные эмоции. И это нормально - мы не можем их контролировать, они возникают помимо нашей воли. Но что мы можем контролировать - так это их проявления. Поэтому, если кто-то сломал твою игрушку, не нужно бросаться на него с кулаками, вполне достаточно сказать: «Я очень зол на тебя и расстроен, что ты сломал мою игрушку!»
Как бы сильно не было ваше желание найти своему ребенку друга, помните - умение дружить и контактировать с другими детьми не приходит сразу. Поэтому не торопите ребенка, позвольте ему накапливать социальные навыки в удобном для него темпе. И старайтесь чаще бывать в местах, где есть другие дети, чтобы он мог тренироваться в общении.
Фото - фотобанк Лори
Родителе с радостью наблюдают, как их дети заводят новых друзей, потому что знают, насколько это важно для самооценки, развития чувства собственной безопасности и хорошего самочувствия. Но отношения, которые строит ваш ребенок, не всегда дарят ему положительные . Как и во взаимоотношениях между взрослыми, здесь неизбежны ссоры, конфликты и оскорбленные чувства. Зачастую дети не только страдают от насмешек и подлостей товарищей, но и сами бывают несправедливы и становятся причиной слез и обид других детей.
Возможность познакомиться со всеми аспектами дружеских отношений - важная составляющая процесса социальной адаптации и развития ребенка. Вам, вероятно, больно за этим наблюдать, но это лучший способ для ребенка научиться настоящей дружбе и создать собственный круг общения. Родителям необязательно вмешиваться и пытаться помочь детям подружиться. Главное - помнить, что дети очень нуждаются в поддержке и понимании, когда старательно строят дружеские отношения с окружающими .
Развитие социальных навыков
Некоторые дети с самого младенчества ведут себя активно и легко заводят друзей. Другие же застенчивы и чувствуют себя неловко в компании, поэтому нуждаются в поощрении и поддержке родителей. Помогите малышу развить, навыки общения и поведения в обществе. К примеру:
- Ребенка следует научить здороваться и улыбаться тому, с кем он хочет познакомиться.
- Расскажите малышу, как лучше присоединиться к группе сверстников. Подойдя к группе, ребенок должен выбрать одного из детей и, глядя ему в глаза, спросить, может ли он присоединиться к ним. Если ответ будет отрицательным, малышу следует улыбнуться и отойти в сторону. А вам следует сказать ему, что в следующий раз обязательно получится. Если же группа разрешит, следует поблагодарить ее участников.
- Чаще напоминайте ребенку, как важно быть вежливым и доброжелательным с окружающими. В любой компании ценят жизнерадостных и оптимистичных людей - для ребенка это верный способ подружиться со многими.
Хорошее поведение
Иногда дети при общении со сверстниками могут проявлять эмоциональную черствость. Если такое случается, объясните ребенку, в чем он не прав, и подчеркните, что он должен нести ответственность за свое поведение - нельзя сплетничать, а также бить, обижать, дразнить и прогонять других детей. Если вы стали свидетелем подобных действий своего чада, необходимо немедленно прекратить это и объяснить, почему такое поведение недопустимо.
Сочувствие и взаимная вежливость
Главное в дружеских отношениях, безусловно - способность посмотреть на вещи с точки зрения партнера и способность делиться. Без этого невозможно построить долгую и крепкую дружбу. Вы можете научить ребенка чувствовать эмоции других и корректно реагировать на них, если будете ежедневно практиковать это в собственной семье.
Помогайте ребенку дружить
Наблюдая со стороны за становлением дружбы вашего ребенка с другими детьми, вы, вероятно, чувствуете, что не можете разобраться в сложном устройстве их социального круга. Возможно, нас удивляет, почему некоторые союзы распадаются и почему ребенок предпочитает дружить с теми, а не иными детьми. Главное - будьте всегда готовы выслушать ребенка и помочь советом. Так вы гарантируете, что дети будут делиться с вами своими радостями и горестями по мере становления дружеских отношений.
Планируйте встречи
Один из способов научиться быть хорошим другом - планировать время следующей встречи для игр. Если друг малыша пришел к вам в гости, предоставьте им место для игр. Когда вы даете нашему ребенку возможность быть «хозяином» с гостем, тем самым формируете в детях уверенность, что они в состоянии сами, без вашей помощи, построить дружеские отношения. Разумеется, ребенок должен получить ваше разрешение, чтобы ходить играть в дом к другу. Разрешая это ребенку, вы показываете, что поощряете его стремление подружиться с другими детьми.
Возможности дружбы
Убедитесь в том, что ваше чадо имеет возможность подружиться с кем-либо вне его школьного круга общения. Если в школе ваш ребенок не смог завести друзей, его способность сделать это в другой компании поможет стимулировать уверенность в себе и уменьшить чувство одиночества. Даже те дети, которые вполне удовлетворены общением в компании одноклассников, только выиграют, если заведут вне школы друзей с другими интересами, такими как спорт, туристические походы, церковный хор или занятия искусством.
Причастность к общим интересам и взаимопомощь
Помогите ребенку понять главную цель любой дружбы - оказание взаимной помощи. Согласно исследованиям, те, кто пытается помочь другим, чаще вызывают симпатию окружающих. Научив ребенка понимать потребности друзей и предлагать свою помощь, вы поможете сформировать у него навыки дружбы. К тому же если ребенок разделяет интересы одноклассников, он тем самым показывает, что уважает их и дружеские отношения, связывающие их. Одним из способов практиковать сочувствие будет принести лакомство больному другу или пригласить на обед в ваш дом только что переехавшую семью соседей. Учась таким образом внимательно относиться к нуждам других, ваш ребенок, вероятно, окажет радушный прием любому новичку в классе.
Не тревожьтесь понапрасну
Ничто так не беспокоит и не выбивает родителей из колеи, как наблюдение за тем, как ребенок реагирует на проявления социальной несправедливости, с которыми он так или иначе сталкивается в процессе формирования дружеских отношений. Помните, что большинство детей легко сходятся с окружающими и строят социальную иерархию по собственным правилам. Когда дети неизбежно столкнутся с отторжением от группы и разочарованием, они, скорее всего, преодолеют это и благополучно забудут. Даже те дети, которые так или иначе пострадали от поведения друзей, вырастут, повзрослеют и найдут новые способы строить дружеские и теплые отношения.
Не слишком вмешивайтесь в дружеские отношения детей
Родители, воспитывая детей, часто вспоминают собственные детские разочарования и обиды и пытаются регулировать, с кем и как следует дружить их собственным детям для их же блага. Позвольте детям вначале самостоятельно справиться с возникающими разногласиями и конфликтами, держитесь в стороне. Конечно, если дети сами не могут принять решение, следует предложить выслушать, в чем спор, и спросить их мнение, прежде чем предлагать совет. Такое неназойливое управление отношениями поможет детям осознать, что вы им доверяете и считаете их достаточно самостоятельными, чтобы найти решение самостоятельно.
Учиться слушать
По мере взросления дети будут не раз радоваться и разочаровываться, находить и терять друзей. Не отказывайтесь выслушать ребенка, если он хочет обсудить с вами отношения в компании, и будьте готовы помочь советом, если потребуется. Покажите ребенку, что вы понимаете боль и разочарование, которые он испытывает, расскажите несколько историй из собственного детства и посоветуйте, как бороться с неприятными эмоциями в таких случаях. Конечно, проще всего предложить стратегию поведения или совет, как действовать дальше, но большинству детей больше всего нужны эмоциональное сочувствие, поддержка родителей в важный момент жизни.
Когда ребенок подвержен риску
Все наши советы призваны помочь детям усвоить навыки общения в коллективе и научиться быстро заводить друзей. В то же время родителям важно определить, в какой момент необходимо вмешаться, если у ребенка не получается находить друзей. Большинство детей имеют хотя бы одного друга, однако около 20% детей не имеют друзей вообще. Этих детей можно отнести к одной из трех категорий:
- заброшенные дети;
- дети со сложным характером;
- отвергнутые дети.
Заброшенных детей игнорируют не родители, а сверстники. В действительности для таких детей идеальными являются близкие доверительные отношения с родителями, но они очень застенчивы и социально неуклюжи. Если ваш ребенок подходит под это описание, помогите ему найти друзей среди других детей, помимо семьи. Вы, конечно, не сможете изменить характер ребенка, но можете помочь ему развить навыки общения в коллективе и поиска друзей.
Сложные дети ведут себя вызывающе, и обычно это правится сверстникам. Однако в их поведении также много грубых и раздражающих черт, что вызывает неудовольствие других детей. Такие дети любят дразнить младших, часто не заботятся о своей физической форме и личной гигиене. Им полезно прививать хорошие привычки и отучать их от дурных, это поможет им находить общий язык со сверстниками.
Наконец, отвергнутые дети отличаются повышенной агрессией и склонностью к депрессии, замкнуты и угрюмы. Если ваш ребенок проявляет агрессию или становится необычно замкнутым, ему необходимо помочь и посоветовать другие способы выплескивания отрицательных эмоций. Помогая ребенку советом, вы сможете определить, являются ли замкнутость и агрессия действительно признаками депрессии.
Если вы чувствуете, что ваш ребенок относится к одной из перечисленных групп, не стоит закрывать глаза на изменения в поведении и надеяться, что все пройдет без вашего вмешательства. Дети, у которых нет друзей, рискуют остаться в одиночестве в будущем и приобрести множество психологических и поведенческих расстройств. Ребенка важно подстраховывать, когда он пытается строить дружеские отношения со сверстниками, но если вы видите, что он начинает замыкаться в себе, ваше вмешательство становится необходимым.
Опекать ребенка по мере того, как он заводит друзей, довольно сложно и ответственно. Существует очень тонкая грань между ситуациями, когда необходимо вмешаться и помочь, и ситуациями, когда надо отойти в сторону и предоставить детям разобраться самостоятельно. Ориентируясь и участвуя в школьной жизни вашего ребенка, его внеклассных занятиях, жизни его друзей и сверстников, вы тем самым определяете собственное место в его круге общения. Лучшее, что вы можете делать в этот период, - выслушивать ребенка, понимая, что в любых дружеских отношениях есть взлеты и падения, и привыкать к ним следует с самого детства.
Привет всем! Наверное, не найти человека, которому не хочется иметь настоящего друга. Об этом много сказано, написано, снято фильмов и передач. Но вопрос все равно остается на повестке дня: кто такой друг? Как его найти? И ? Вот этому и посвятим нашу встречу.
Сначала поговорим именно о наших представлениях о настоящем друге, каким мы его видим. Какой он, идеальный товарищ? А потом уже вместе подумаем о том, где и как его найти. Хорошо? Тогда вперед!
Наш идеальный друг
Представьте, если бы поиск товарищей проходил бы при помощи анкетирования, мы бы заполняли графы, а система нам сама находила бы подходящего человека, с которым мы сразу же становились близкими по духу товарищами. Какие бы качества и особенности написали? Давайте попробуем это вместе сделать!
Качества :
- Верный, чтобы не бросил в трудную минуту;
- Мудрый, помог бы нам избежать глупых поступков;
- Щедрый;
- Не завистливый;
- Помнящий о своих обязанностях;
- Умеющий распоряжаться деньгами;
- Уважающий людей и защищающий свои и чужие интересы. Это поможет чувствовать относительную свободу в отношениях;
- Не говорящий глупостей;
- Умеющий хранить тайну;
- Не зануда. С чувством юмора;
- Всегда готовый слушать;
- Заводной, чтобы с ним было интересно и весело;
Добавляйте свое! Уверена, вам есть, что сказать по этому поводу.
Конечно, никто из нас не отказался бы от близкого товарища с яхтой, собственным турагентством и виллой на Канарах. Но в то же время, все мы реалисты. Поэтому, пойдем по программе минимум, а вы дополняйте список своими мечтами!
Особенности :
- Положение в обществе. Не имеет значение, у взрослых это начальник или служащий; так и у детей – отличник или нет, главное, чтобы был достойный человек, про которого с гордостью можно было бы заявить: «он – мой Друг!».
- Желательно, чтобы имел свою территорию, где можно вместе проводить время. или хотябы телефон для связи.
- Общие интересы. Какая-то точка соприкосновения должна быть.
Сказать, что все эти требования – капризы, нельзя. Ведь мы хотим иметь человека, который был бы близок нам или нашему карапузу. Но согласитесь, на фоне такого безупречного человека мы бы потерялись и были бы не интересны. И вряд ли что-то в нас его привлекало. Ведь мы совершаем кучу ошибок, говорим глупости, не всегда внимательны к потребностям других людей, особенно, когда нам самим тяжело, да и чувство юмора нас вечно подводит в самый неподходящий момент.
Тогда напрашивается вывод: мы согласны, чтобы у друга были какие-то недостатки, с которыми нам придется мириться, в ответ на то, что и он нам простит наши.
Какие это недостатки? У каждого свои. Тут не может быть общего списка, ведь кто-то остро реагирует на то, что человек вовсе лишен юмора, зато ценит, что его выслушивают и хочет во всем откровенности, и наоборот.
Но есть главное, что соединяет людей:
- готовность просить прощение,
- в мирном ключе анализировать, из-за чего возник конфликт (а разногласия обязательно будут!), чтобы его не повторить,
- и умение идти на компромисс ради интересов другого.
Порой именно это объединяет двух абсолютно разных людей. И, если взрослые это хорошо понимают, и оценивают, хватит ли им сил на то, чтобы соблюсти все эти 3 пункта, то у детей все намного сложнее, и в то же время, намного проще. Детская непосредственность и легкое отношение к жизни позволяет им быстро прощать и напрочь забывать огрехи товарищей. Но то, что в представлении малыша мир разделен на хорошее и плохое, белое и черное, безо всякой серой прослойки, когда один видит хорошо, а другой – плохо, ставит под удар общение со сверстниками, ведь мы все разные, и у каждого свое представление о белом и черном.
Именно поэтому стоит малышам помогать: во-первых, расширять их кругозор и понимание рамок добра и зла; а во-вторых, с поиском друзей.
Где и как найти преданного друга
Заметили, что чаще всего крепкая дружба начинается в детстве? Именно поэтому мы с вами должны обратить внимание наших крох на ценность дружбы и на качества хорошего товарища. Заметьте, мы помогаем только с этим, но никак не указываем малышам, с кем им водиться!!!
А что, если у вашего крохи появился знакомый в другом городе ? Вы его не знаете, и не можете сказать, к чему приведет это общение? Стоит ли вмешиваться и сразу же напирать на то, чтобы малыш вас представил, а тот в подробностях рассказал, кто он и какой, кто родители и какие у него жизненные цели? НЕТ! Конечно же, нет!
Просто наблюдайте! Внимательно слушайте, что и в каком тоне рассказывает ваш малыш о своем новом знакомом. Рад ли он, что есть у него такое общение? О чем они говорят? Как настроен кроха после разговора с этим ребенком. Не бойтесь ставить уместные вопросы, не оскорбляющие никого. И даже то, открыт ли ваш кроха или замыкается и что-то утаивает, тоже повод быть более внимательным, но не напирать со своим «нельзя», «не дружи», «не разговаривай» и т.д.
Лучше всего, если будет возможность, всей семьей отправьтесь в тот город, где живет этот ребенок и познакомьтесь с ним, а, если получится, то и с его семьей. Только это решение должно быть принято всеми, а не быть в авторитарном режиме. Никакого напора с вашей стороны быть не должно! Иначе вы автоматически станете врагом, и от вас вся информация закроется. Доступ к доверию будет прерван. Вы этого хотите? Уверена, что нет. А потому всегда разговаривайте со своим крохой мягко, и все объясняйте на том языке, который понятен ему. Тихо и мирно беседуйте без запугивания, давления, шантажа, заигрывания или подкупа.
Уверена, вы справитесь! И у вас, и у вашего ребенка будет настоящий верный друг! В Притчах, Библейской книге, говорится: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным». А потому, первыми проявляйте это качество, учите детей прощать, и по-доброму общаться со своими знакомыми. Именно это – основа истинной дружбы!
Наше общение тоже смело можно назвать дружественным. На нашем сайте можно встретить много полезных советов и хороших друзей! Поэтому, не забудьте о подписке на новые статьи. И обязательно расскажите всем своим знакомым, на какие темы мы с вами беседуем!
А на сегодня все! Пока!