Уголок развития речи в младшей группе. Основные элементы речевого развития дошкольников на примере второй младшей группы
Основные элементы речевого развития дошкольников на примере второй младшей группы.
Развитие ребенка в современном российском образовании занимает важнейшее место, так как дает возможность сделать процесс обучения и воспитания более эффективным.
Наиболее остро стоит задача развития речи детей. Педагоги должны приложить немало усилий для того, чтобы на этапе завершения своей дошкольной жизни ребенок умел хорошо владеть устной речью, был способен выражать с помощью нее свои мысли, желания, чувства; выделял в словах звуки, являлся активным участником речевого взаимодействия, умел построить диалог и имел потенциал для речевого творчества. От достигнутого уровня овладения связной речью зависит успешность обучения ребенка в школе, его умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Принимая разные формы, развитие речи и речевое общение присутствуют во всех видах детской деятельности. Помимо речевого общения определяющим фактором речевого развития является развивающая среда.
Развитие речи ребенка включает в себя несколько неотделимых друг от друга элементов. Во - первых, это речь воспитателя, она является основным источником речевого развития детей в детском саду. Воспитатель должен следить за своей речью на протяжении всего дня, так как является примером для воспитанников. Его речь должна быть грамотной, он должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям(артикуляция, звукопроизношение, формирование лексических и грамматических навыков и т. д.)
Во-вторых, помимо обязательных систематических занятий по развитию речи с детьми должны проводиться различные беседы, игры и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка. Они могут быть разными по продолжительности и по мере необходимости проходить как со всеми детьми, так и в индивидуальной форме. Примером такой игры может выступить известная познавательная игра-лото «Свойства предметов» (3-6 лет). Она учит малышей различать свойства предметов и находить предмет по описанию с помощью карточек с картинками.
Третьим важным элементом речевого развития детей является речевой уголок. Это специальное место, обособленное от игровых зон, предназначенное для индивидуальной и подгрупповой работе по развитию речи.
На примере второй младшей группы рассмотрим содержание речевого уголка в соответствии с требованиями современного ФГОС. Он включает в себя:
- Картотека артикуляционной гимнастики
- Картотека дыхательной гимнастики
- Картотека пальчиковой гимнастики
- Картотека речевых игр (для 3-4лет)
- Картотека «Забавные физкультминутки для дошколят»
- Картотека «Чистоговорки»
- Картотека «Запоминалки»
- Картотека сюжетно-ролевых игр
- Различные типы лото (например, «Съедобное - несъедобное», «Найди пару» и др.)
- Комплекты предметных картинок и открыток по основным лексическим темам «Грибы», «Дикие животные», «Домашние животные и птицы», «Насекомые», «Рыбы морские и пресноводные» и др.
- Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, транспорт, продукты питания, овощи, фрукты, цветы и т. д.
- Сюжетные картинки крупного формата социобытовой тематики: демонстрационный материал «Деревенский дворик»
- Пальчиковый театр, театр на рукавичках
- Книжный уголок (книги с твердыми листами и с обычной листовой структурой)
Красота формирует личность ребенка, поэтому при создании развивающей среды необходимо, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. В связи с этим необходимо уделять большое внимание внешнему виду речевого уголка. Он должен привлекать внимание детей и мотивировать их к самостоятельной деятельности, поддерживать порядок и формировать бережное отношение к игрушкам.
В заключение хочется сказать, что, только находясь в тесной взаимосвязи, все перечисленные элементы могут обеспечить решение задач, стоящих сегодня перед образовательной областью «Речевое развитие», и помочь ребенку использовать свою речь как средство общения и культуры.
Воспитатель МА ДОУ Центр-детский сад № 200 г. Краснодар
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие в ДОУ во второй младшей группе по ФГОС, 2014 год
Моя минипрезентация затрагивает одну из пяти образовательных областей принятых на внедрение на период январь 2014- декабрь 2015 федеральных государственных образовательных стандартов, куда входит Соци...
Интегрированная НОД (познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольников) для детей второй младшей группы «Добрые дела» c учетом ФГОС
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, восприятие художественной литературы.Цели: обобщить представление детей о доброте, формировать внимат...
Педагогическая работа с детьми в младших группах: воспитание правильного физиологического дыхания; уточнение произношения гласных и некоторых согласных звуков; уточнение произношения в звукоподражаниях; систематическое проведение упражнений артикуляционной гимнастики; развитие мелкой моторики рук через специальные игровые упражнения.
В средней группе: развитие фонематического слуха,речевого дыхания и речевого внимания; расширение и активизация словаря; рассказывание о разных качествах и свойствах предметов рукотворного и природного мира; знакомство с правилами ведения диалога через театрально-игровую деятельность; побуждение к высказываниям разного типа; развитие мелкой моторики рук в процессе различных видов детской деятельности.
В старшей группе: развитие артикуляции и правильного произношения; развитие фонематического слуха; расширение и активизация словаря; упражнение в использовании в речи слов- обобщений; упражнение в использовании в речи числительных; развитие диалогической речи; развитие мелкой моторики рук в процессе различных видов детской деятельности.
В подготовительной к школе группе: развитие фонематического слуха,речевого дыхания и речевого внимания,интонационной выразительности речи; расширение и активизация словаря; составление и проговаривание диалогов в бытовых и учебных ситуациях,в театрализованной деятельности; развитие пространственных представлений; расширение умения ориентироваться в плоскости листа и в различной разлиновке; подготовка руки к письму в процессе различных. видов детской деятельности
Организация речевого уголка ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ (на карточках) ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ (на карточках) для развития правильного звукопроизношения для развития правильного звукопроизношения для развития артикуляционного аппарата для развития артикуляционного аппарата для развития речевого дыхания для развития речевого дыхания для развития мелкой моторики для развития мелкой моторики словесные игры чистоговорки,стихи, приговорки,потешки чистоговорки,стихи, приговорки,потешки
КАРТИНКИ по лексическим темам с изображением явлений природы с изображением явлений природы с изображением предметов домашнего обихода с изображением предметов домашнего обихода с изображением основных частей предметов с изображением основных частей предметов с изображением труда взрослых с изображением труда взрослых с изображением цвета,размера и качества предметов с изображением цвета,размера и качества предметов с изображением действий с изображением действий с изображением предметов во множественном числе с изображением предметов во множественном числе для согласования существительных с числительными для согласования существительных с числительными начиная со средней группы предметные и сюжетные для составления описательных рассказов предметные и сюжетные для составления описательных рассказов
Настольно-печатные игры; игры для развития мелкой моторики: шнуровки, пазлы, мозаики, «сухие бассейны»; начиная со средней группы схемы для составления описательных рассказов; картинки с постепенно развивающимся сюжетом; репродукции картин известных художников; индивидуальные зеркала; игры для развития фонематического слуха.
Каталог В каждой возрастной группе составляется каталог материала, находящегося в речевом уголке по следующей схеме: 1.Дидактические игры и упражнения: а)для развития звукопроизношения; б)для развития речевого дыхания; в)для развития артикуляции; г)для развития фонематического слуха; д)для развития мелкой моторики; е)словесные игры; ж)настольно-печатные. 2.Картинки,картины и репродукции картин.
Одно из важнейших условий успешного воспитания и обучения детей является развивающая среда (предметно-пространственная) в группе и на участке детского сада. Для того, чтобы узнать, какой должна быть предметно-пространственная среда во 2 младшей группе, какие игрушки, дидактический материал, зоны (уголки) вам необходимы, можно обратиться к следующим документам:
- СанПиН 2.1.3.2630-10, где вы найдете санитарные требования к размещению оборудования.
- ФГОС ДО, требования к охране жизни воспитанников, принципы построения ПРС, комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, учет ЗБР.
- Программа, по которой работает ваше дошкольное учреждение.
Предметно-пространственная среда во 2 младшей группе с учётом ФГОС
Настольная игра «Залатай коврик»
Игру «Залатай коврик» изготовить очень просто. На листы цветной бумаги наклеить белые геометрические фигуры и пропустить через ламинатор (когда-то мы просто заклеивали картон скотчем), проделать с помощью дырокола отверстия и сделать бахрому, отдельно вырезать геометрические фигуры того же цвета.
Дети с удовольствием латают коврики.
Коврограф — незаменимая вещь для второй младшей группы. Помимо театра, на нем можно разместить любое пособие. В нашем случае это геометрические фигуры и разноцветные капельки (можно работать индивидуально).
А вот современный вариант игры «Собери цветок». Если разобрать цветок, то из вязанных кругов можно собрать гусеницу, неваляшку и т.д.
Сенсорное панно «Подводный мир»
Так же в сенсорной зоне мы оборудовали панно «Подводный мир», используя который можно развивать мелкую моторику руки разными способами. Панно прикреплено к задней стенке полки, которая отгораживает учебную зону от игровой. Для фона мы использовали обычную занавеску для душа с морским рисунком, а можно было найти клеенку, самоклеящуюся пленку или просто нарисовать и покрыть лаком.
Для создания подводного мира использовались разные материалы: рыб мы изготовили из наждачной бумаги, губки для мытья посуды, вязанные рыбы и морские звезды с бусинами смотрятся отлично. Водоросли изготовлены из кусочков фетра, к которым пришиты ленточки для завязывания, камушки — простые ватные диски. Множество тактильных ощущений, не так ли?
Интересный подводный житель — осьминог. Для его изготовления нужны лишь разные ленточки и картон. Попробуйте сделать отличное пособие для детей.
В уголке математики малышей встречают кубик, конус и цилиндр. Кстати, в ещё должны быть пособия типа «Много, один, ни одного», раздаточный материал, различные матрёшки, кубы-вкладыши и т.д.
В зоне активной речи вы найдете тренажеры для дыхания, картотеки по лексическим темам, минибиблиотеку и игры, расширяющие кругозор детей, например «Кто что ест?»
В природной зоне есть все необходимое для экспериментирования, ухода за растениями и наблюдениями за природой.
Макет «Бабушкино подворье» позволяет расширить знания детей об особенностях и пользе домашних животных.
Наш детский сад в работе пользуется программой поликультурного образования, в соответствии с которой во 2 младшей группе мы знакомим детей с народной игрушкой. Поэтому мы собрали мини музей деревянной игрушки и оформили его так:
Надеюсь, у вас уже родилась идея! Отлично!
Юлия Сергеевна Большухина
Речь самый сложный психический процесс подвластный только Человеку!Дошкольный возраст является решающим для обучения ребенка. Поэтому главной задачей воспитателя и родителей помочь в развитии познавательных способностей детей,что позволит усвоению и совершенствованию родной речи , обогащению словаря, звуковой стороны речи ,грамматической стороны речи и остальных компонентов речи .
Вопрос развития речи у современных детей очень актуален, потому что с каждым годом число детей с нарушениями речи увеличивается .
В нашей группе оформлен уголок по развитию речи , который постоянно пополняется в соответствии с возрастом и интересами детей.
Уголок располагается между театрально-музыкальным и книжным уголками , что прекрасно дополняет друг друга.
Главная героиня уголка "Лягушка-болтушка" , которая используется в артикуляционной гимнастике. Альбом "Веселый язычок" с картотекой артикуляционных упражнений и кубики.
Звуковые диски на звукоподражание.
Кубики-лото. Очень многофункциональная игра направлена на обогащение и закрепление. К ней прилагается пособие с загадками разных уровней сложности, скороговорки и многое другое.
Для развития речевого дыхания , кроме различных упражнений, трубочек, шариков, дудочек, мы используем мыльные пузыри, светодиодную лампа, которая завораживает и создает комфортную обстановку.
Для развития моторики создана картотека пальчиковой гимнастики, массажные мячи, сухой бассейн, чудесный мешочек с набором разных предметов и карточек с заданиями.
На фото один из вариантов игр с прищепками, животные-бродилки для пальчиков и моталочки "мышки".
В уголке есть картинки для рассматривания и составления рассказов, серии сюжетных картин, наборы по лексическим темам, дидактические игры "Один-много", "Мой,моя, мои,моё","Четвертый лишний" и т. д. Портреты детских писателей и комплект книг соответствующие программе ДОУ и возрасту, зеркало большое и индивидуальные.
Активно используем в развитии речи предметы театрального и музыкального уголка , потому что сказка способствует развитию связной речи .
Спасибо за внимание!Всем успехов в саморазвитии !
Публикации по теме:
«Как мышка с зимой знакомилась». Занятие по развитию речи (звуковая культура речи) во второй младшей группе «Как мышка с зимой знакомилась». Занятие по развитию речи (звуковая культура речи) во второй младшей группе Образовательная область: «Познание».
Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего развития «Украшаем елку» Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста по теме: «Украшаем елку». Цель: Уточнить и обогатить представления.
Конструкт занятия развития речи во второй младшей группе «Путешествие в осенний лес» Конструкт образовательной деятельности (речевое развитие). Тема (проект): Путешествие в осенний лес; Возрастная группа: вторая младшая группа;.
В этом уголке используются основные геометрические фигуры для изучения и закрепления во второй младшей группе. Фигуры изготовлены из соленого.
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед педагогическими коллективами ДОУ серьезные задачи. Совершенствование педагогического.
Отчет по самообразованию «Формирование речи детей посредством игровой деятельности во второй группе раннего развития» В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества- речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает.
Составная часть общей предметно-игровой среды – центр физического развития. Пособия, оборудование центра стимулирует двигательную активность.
Остапова Галина Ивановна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ д/с 67
Населённый пункт:
город Киселевск, Кемеровская область
Наименование материала:
Статья из опыта работы.
Тема:
""Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"".
Дата публикации:
14.11.2016
Раздел:
дошкольное образование
Организация предметно-развивающей речевой
среды в младшей группе по ФГОС ДОУ.
Важная составляющая в развитии речи младших дошкольников - это создание
предметно-развивающей речевой среды. В своей группе строим предметно-
пространственную среду в соответствии с ФГОС.
Одним из условий полноценного речевого развития является грамотно
организованная развивающая предметно-пространственная среда. Среда должна
быть:
1.
Содержательно-насыщенной.
2.
Трансформируемой.
3.
Полифункциональной
4.
Вариативной.
5.
Доступной.
6.
Безопасной.
В 1-й младшей группе должны быть яркие игрушки разных размеров, предметные
картинки с доступным для детей сюжетом,книги для чтения и рассматривания.
Во 2-й младшей группе можно уже выделить отдельную зону с играми и
материалами по развитию речи.
Это наборы сюжетных картинок, предметные картинки, дидактические игры, игрушки
для развития мелкой моторики, художественная литература, различные виды театра.
Театр - это один из любимых видов деятельности детей. Наши дети умеют
драматизировать сказки: “Теремок”, “Курочка Ряба”,’Репка” и др.
Широко используем театр кукол бибабо,пальчиковый театр и театр на фланели.
Театральная деятельность способствует развитию интонационной выразительности
речи, вызывает положительные эмоции, интерес к перевоплощению.
В музыкальном уголке собраны различные музыкальные инструменты,помогающие
развивать музыкальный слух детей. Используем их в дидактических играх
“Послушаем, что слышно”, “Угадай, что звучит”, “Громче-тише постучи”.
Дети охотно играют на музыкальных инструментах и в подвижные игры с их
использованием, например, “Жмурка с колокольчиком”, “Веселый бубен”.
В группе создан центр сенсорного развития, который способствует развитию мелкой
моторики,тактильных ощущений,зрительного восприятия,слуховых анализаторов,
обоняния и развития всех психических процессов. Здесь собраны крупные мозаики,
пазлы, пирамидки, игрушки-вкладыши, шнуровки, трафареты и др.
В группе оформлен книжный уголок. Разнообразные художественные произведения
оказывают большое влияние на развитие речи детей. Знакомим детей со сказками,
рассказами, беседуем о прочитанном, учим стихотворения. Дети самостоятельно
рассматривают иллюстрации в книгах.
Для развития правильного физиологического дыхания используем такие игрушки и
тренажеры, как: вертушки, дудочки, надувные шарики,султанчики, бабочки, снежинки,
листочки на ниточках, мыльные пузыри.
Немаловажную роль в речевом развитии имеет взаимодействие с музыкальным
работником на музыкальных занятиях. Танцы, игры с пением, музыкальные
упражнения, развивают у детей внимание к речи, т.к. они должны выполнять те или
иные действия, движения в соответствии с инструкцией взрослого. Разучивание и
пение песенок развивает речь, а игра на музыкальных инструментах - слуховое
восприятие детей.
На занятиях по физкультуре, при подборе подвижных игр,физкультурный работник
учитывает тему,которую дети изучают в данный момент. Например: тема “Транспорт” -
подвижные игры “Воробушки и автомобиль”, “Самолеты”, “Поезд”; тема ”Весна” -
“Птички в гнездышках”, “Солнышко и дождик”; тема “Домашние птицы”,значит игры
“Наседка и цыплята”, “Петушок” и т.д.
Значительным фактором в развитии речевой среды является работа с родителями.
Для них предлагается следующая развивающая зона - приёмная, целью которой
является создание единого общества педагогов и родителей.
Она включает в себя:
1.
Информационные стенды с рекомендациями педагогов, консультациями,
памятками.
2.
Папки-раскладушки с рекомендациями по организации режима, досуга детей,
материалы для игр и домашних заданий.
Для больших возможностей развития речи малышей нами была создана
картотека физминуток, мирилок, стихов, чистоговорок, пальчиковых игр, которые мы
активно применяемых в динамических паузах, на занятиях, в утреннее время, перед
обедом, полдником и др. режимных моментах - умывании, одевании, подготовке ко сну.
Богатые возможности для развития речи имеют сюжетные картинки и настольно-
печатные игры. Они позволяют учить детей правильно называть, изображенные
предметы, группировать предметы по форме, размеру, назначению.
Для своевременного развития речи надо как можно раньше приучать детей к
совместной игре. Игровой центр позволяет создавать условия для творческой
деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации
игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений, в которых происходит их
непосредственное речевое общение. Игровые уголки оснащены атрибутами для
сюжетно-ролевых игр с учётом возрастных особенностей детей..
В заключение хочу сказать, что построение предметной среды - это внешнее
условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную
деятельность ребёнка и должна выполнять образовательную, воспитывающую,
организационную, коммуникативную функции.