Упражнения монтессори для детей 1 года. Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки
Многие родители хотят знать секреты развития детей . На сегодняшний день разработано много методик. Большой популярностью пользуется школа Марии Монтессори, которая была разработана более 100 лет в Италии.
3 секрета и принципа развития детей по Монтессори
Все мечтают о том, чтобы их чадо выросло всесторонне развитым. Для достижения потребуется постоянно работать. Одной из самых эффективных методик является проект итальянского педагога.
В этой статье назовем ключевые секреты развития детей до 3 лет по Монтессори . Если учитывать их, то у вас вырастет умный и сообразительный малыш:
1. Важно придерживаться принципа сензитивности, то есть возраста. У ребенка проходит несколько стадий развития и становления личности. Задача родителей и воспитателей, на каждом этапе дать малышам необходимые навыки. Согласно методики школы Монтессори, таких стадий развития 6 штук. На каждом этапе нужно работать целенаправленно:
- с 8 месяцев до 6 лет необходимо уделять внимание развитию речи;
- с 2 месяцев до 5,5 лет, нужно работать над сенсорными чувствами;
- до 3 лет обязательно нужно выработать привычки по установлению порядка;
- с 1,5 года до 5,5 лет потребуется развивать мелкую моторику рук;
- с 1 года до 4 лет необходимо освоить движения и действия;
- социальные навыки потребуется вырабатывать в период от 2,5 до 6 лет.
2. Перечисляя секреты развития детей , нельзя не назвать влияние окружающей среды. Все, что будет малыша окружать на каждом этапе сензитивного воспитания, должно соответствовать его возрастным нормам, физическим возможностям.
Это положительно повлияет на его самостоятельность, независимость.
3. Важное правило, которое сама Мария Монтессори называла «Помоги мне сделать это самому!». Суть в том, что родители должны вести ребенка к получению определенных знаний, навыков, но при этом не становились частью воспитательного процесса. Ребенок должен сам все делать. При этом нужно помнить: критиковать ребенка нельзя, необходимо его подбадривать, одобрять и быть снисходительными.
Несколько простых секретов развития по системе Монтессори
На разных возрастных этапах требуется проводить упражнения. Мы назовем несколько вариантов. Эти задания и являются секретами развития детей до 3 лет по Монтессори.
Для ознакомления с окружающим миром, можно использовать разные предметы:
- для тактильного и зрительного восприятия потребуется использовать мешочки из разных ткани с наполнителями в виде круп, фасоли, камушков и пенопласта;
- для слухового восприятия можно применить коробочки или баночки. Цель упражнения - позволить создать гамму звуков.
- В возрасте от 1,5 года, малыша нужно учить последовательности. Это можно сделать при помощи таких упражнений:
- игра «Сундук сокровищ». В коробочку нужно поместить разные емкости, внутри которых будут ненужные предметы, но в одной из них будет лежать сюрприз. Задача ребенка - открыть все баночки и найти приз;
- эффективным упражнением станет лепка из пластилина. Взрослый показывает фигурки, а задача малыша - выполнить такие же.
Детки от 2 лет могут уже быть самостоятельными. Можно поручить им следующие задания:
- сделать предмет или фигуру из конструктора;
- собрать пазлы или разрезные картинки;
- разложить карточки по группам. Например, в одну сторону положить картинки с домашними животными, а в другую - с дикими.
Популярные школы развития Монтессори в Москве
Сегодня в столице действует много дошкольных заведений с альтернативным образованием. Среди них есть и школы Монтессори. Они, как правило, относятся к садам частного типа. Мы назовем самые популярные и востребованные заведения:
- детский сад «Наши Пенаты», размещенный в Юго-Западном округе. В заведении есть группы для детей 3-6 лет, а также тоддлер-группы для малышей от 1,5 года до 3 лет. С самыми маленькими занимаются специалисты с AMI-дипломами по программе Citrus Montessori School;
- группа развития «Сам сумею, сам смогу». Дети принимаются от 8 месяцев до 5 лет. Малыши до 2,5 года посещают занятия с родителями, а потом переводятся в адаптационную группу. С детьми занимаются педагоги, прошедшие подготовку в Ассоциации Монтессори педагогов России;
- школа для малышей «Райница», расположенная в Юго-Западном округе Москвы. Принимаются детки возрастом 2-7 лет. Малыши 2-4 лет посещают занятие с мамой. В процессе проводится работа в кругу, когда проходит артикуляционная гимнастика, разные пальчиковые игры. Кроме этого, дети задействованы в творческой мастерской.
Девиз методики Марии Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». Это значит, что взрослым необходимо только создать специальные условия, в которых ребенок сможет самостоятельно познавать окружающий мир, то есть взрослым надо:
создать развивающую среду, предоставив объекты для изучения – специально подобранные игрушки, материалы, инструменты, пособия, мебель и т.д.;
не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам об этом попросит.
Как считают специалисты, метод М. Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов.
Итак, что нужно для того, чтобы организовать у себя дома развивающую среду по этому методу.
1. Предоставить малышу свободный доступ ко всем игрушкам, пособиям, наборам для творчества. Для этого расположить их на удобной для него высоте.
2. Разрешить ребенку участвовать в жизни семьи:
помогать стирать – в зависимости от возраста, полоскать, складывать белье в тазик, помогать развешивать его или просто стирать рядом в игрушечном тазике кукольную одежду;
помогать на кухне – мыть посуду настоящую или игрушечную, вытирать со стола (можно даже выделить ребенку специальную тряпочку), играть с посудой, с крупой (под присмотром);
помогать убираться – вытирать пыль, подметать, пылесосить, когда игрушечными бытовыми приборами, когда настоящими;
помогать ухаживать за растениями, животными и т.д.
3. По возможности подобрать и расположить все игрушки и пособия по зонам развития – специально отведенным «тематическим» местам в квартире:
Зона практического развития. В ней можно организовать, например, кукольный домик – поставить кукольную мебель, игрушечные бытовые приборы, посуду и т.д.
Зона сенсорного развития.
Здесь расположатся игрушки, развивающие органы чувств малыша, например:
музыкальные инструменты и коробочки с разными наполнителями – развиваем слух,
пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши – развиваем глазомер, цветовосприятие,
шитые мячики или мешочки с разными наполнителями, развивающие коврики – развиваем тактильные ощущения,
флакончики, в которых лежат специи, кофе, ватные тампоны с разнообразными отдушками – развиваем обоняние.
Языковая зона развития. В этой зоне можно разместить детскую библиотечку, пособия, с помощью которых вы учитесь читать.
М. Монтессори предложила, например, такие пособия:
Буквы, вырезанные из шершавой бумаги (бархатной или наждачной) и приклеенные на картон, чтобы малыш обводил их и запоминал очертания.
Буквы, вырезанные из крагиса, чтобы с их помощью составлять слова.
Математическая зона развития. В ней можно разместить те же пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши, игры-вставлялки, а также игры Никитиных. То есть такие игрушки, которые учат считать, сравнивать размер, форму, количество и т.д.
Естественнонаучная зона развития. Здесь могут находиться домашние растения и домашние животные, за которыми ухаживает ребенок, всевозможные карты, глобус, игры и пособия по ботанике, зоологии, анатомии, географии и другим естественным наукам. Например, лото «Листья деревьев», часы-календарь «Времена года», календарь наблюдения за природой и др.
Зон развития может быть много, ведь ребенку для общего развития необходимы еще спорт, музыка, творчество, иностранные языки.
4. Как играть.
Предоставьте ребенку самому выбирать, во что играть. Если видите, что малыш не знает, чем заняться, заскучал, предложите ему поиграть вместе, но не навязывайтесь.
Не торопитесь помогать и подсказывать ребенку, если у него не получаются какие-то действия, с задания. Дайте ему возможность справиться самостоятельно – преодоление сложностей развивает характер и интеллект.
Хвалите малыша, когда он справился с заданием, и подбадривайте, если у него не получается.
Если на одну игрушку претендует двое детей, учите их договариваться об очередности.
В Монтессори-садиках и группах действуют такие правила:
«Хочешь работать вместе – договорись об этом».
«Можно наблюдать за работой других, не мешая им».
«После работы приводим материал и рабочее место в порядок».
«Когда трудно, попроси о помощи и поблагодари за нее».
Этими же правила можно ввести и дома. Они обязательны и для детей, и для взрослых. Таким образом воспитывается внутренняя дисциплина, основанная на признании прав другого человека, на уважении к нему и его работе.
Игры по методу Монтессори просты и эффективны. Многие игры-пособия Монтессори рассчитаны на работу детских пальчиков, а развитие мелкой моторики, как известно, напрямую влияет на развитие речи и интеллекта ребенка.
Монтессори-материалы для детей до года
Ребёнку до года необходимо разнообразие сенсорных ощущений. Главная особенность этого возраста – знакомство с многообразием окружающего мира. Поэтому и игрушки ему нужны простые, но функциональные – шуршащие, шумящие, видоизменяющиеся предметы:
- мешочки с наполнением. Ощущения – тактильные и зрительные. Сами мешочки различной фактуры (гладкие и шершавые, из грубой и мягкой, яркой и однотонной ткани, с рисунком и без него) и наполнение разное (крупы, гранулы, фасоль и горох, пенопласт и камушки) – тогда они будут различными по внешнему виду, тактильным ощущениям и весу. Единственное требование к мешочкам – удобство и безопасность для малыша.
- баночки-коробочки с наполнением. Ощущения – слуховые. Ёмкости должны плотно закрываться и не открываться. Основная цель – создать гамму разных звуков. Для этого в разные по размеру и материалу ёмкости (баночки, флаконы, коробочки, бутылочки) насыпают разные наполнители (крупы, песок, гранулы, фасоль, пенопласт, гальку).
- мелкие предметы. Многие родители замечают интерес ребёнка шести-восьми месяцев, а затем полутора-двух лет к мелким предметам. Это вполне естественный интерес, и, если его не пресекать, а развивать, у ребёнка позже будет гораздо меньше сложностей с развитием речи и мелкой моторики – на кончиках пальцев находится множество нервных окончаний, связанных с корой головного мозга. Пусть малыш играет под вашим присмотром с мелкими предметами: игрушками из киндер-сюрпризов, бусинами разных цветов и размеров, фасолью и макаронами, перекладывая их из одной посуды в другую.
Пальцевый захват (двумя и тремя пальцами, а не горстью) развивается у малышей именно в процессе таких занятий, и очень поможет в подготовке руки к письму и рукоделию. Детям до года интересны именно свойства предметов, а не результат действий с ними, поэтому действие с предметом должно быть простым и нацеленным именно на его исследование, а не на завершённый цикл. И ещё одна деталь: помните о том, что предметы и игрушки могут быть брошены в вас или на пол, могут быть покусаны и пожёваны ребёнком, а потому должны быть достаточно лёгкими и безопасными для вас, малыша и окружающей обстановки.
Система Монтессори для детей от года до двух
Годовалый ребёнок, а особенно по достижению 1,5-2 лет, уже нацеливается на правильную последовательность в любой работе, подражая взрослым и сверстникам: он понимает, что определённая последовательность действий приводит к определённому результату. Он уже более самостоятелен, способен концентрировать внимание на процессе работы, завершать несложный цикл действий и добиваться результата для похвалы от окружающих. Главная особенность этого возраста – познание особенностей окружающего мира на собственном опыте, и монтессори-материалы должны соответствовать способностям ребенка.
В развитии этих малышей помогут следующие занятия по системе Монтессори:
- «Сундучок с секретами». Возьмите большую коробку, в неё соберите все ненужные вам баночки, флаконы, коробочки с крышками. В каждый из них положите подходящий по размеру сюрприз – мелкую игрушку или предмет. Так ребёнок удовлетворит свой интерес к открыванию различных ёмкостей и разовьёт пальчики и кисти.
- «Кормление». Возьмите ненужную пластиковую игрушку (хорошо, если это будет фигура животного) с полым корпусом и прорежьте в районе рта небольшое отверстие – чуть больше диаметра пальца ребёнка (чтобы пальчики не застревали). Тренажёр готов – можете кормить питомца небольшими предметами – фасолью или макаронами – их достаточно сложно взять пальцами, и ещё сложнее просунуть в маленькое отверстие. По мере умения ребёнка питомца можно заменить другим – с более маленьким ртом, и кормить его более мелкими предметами – горохом или бусинками. Это занятие тренирует не только мелкую моторику малыша, но и глазомер, и внимание, и терпение.
- «Сенсорный таз». В большую миску или тазик насыпьте несколько видов круп, макарон, в глубину спрячьте несколько предметов (мелких игрушек или брелоков, ракушек, шишек, каштанов и пр.). Этот тазик будет любимой игрушкой ребёнка 9-15 месяцев. Правда, делать это лучше всего на кухне – там, где легче производить уборку. И первое время нужно учить малыша играть аккуратно – не разбрасывать, а перебирать содержимое, и научить его убирать за собой крупы с помощью щётки и совка.
- «Игры с крупами». Пересыпание круп (предпочтительнее гороха, мелких бобов) из одной емкости в другую с помощью ложки обязательно увлечет вашего малыша. Интересным является процесс засыпания крупы в обычную игрушечную мельницу, это лучше делать в большом тазу.
- «Банка с шариками». Возьмите банку или любую закрытую ёмкость с отверстием в крышке. Задача простая – просовывать в отверстие подходящие по размеру предметы (это могут быть шарики, резиновые ёжики, каштаны, жёлуди), отверстие должно быть чуть меньше самого предмета, для того, чтобы ребенку необходимо было приложить усилие, просовывая предмет в банку. Для усложнения подойдёт обычная копилка с крупными и мелкими монетами. Помимо копилки можно сделать прорези в крышке банки под монеты разного диаметра, или в одной крышке несколько отверстий под различным углом.
- Резание. Дети 14-15 месяцев уже вполне способны резать ножницами, если их этому научить. Особенность в том, что учить резать их нужно обеими руками – так легче действовать и понять способ действий. Малышу несколько раз показывают, как открыть и закрыть ножницы, затем взрослый держит узкую полосу бумаги, а ребёнок разрезает её. Малышам полутора лет это удаётся со второго-третьего раза, и им это очень интересно – своими руками делить неделимое целое на части.
- Пальчиковые краски. Поскольку многие дети отрицательно относятся к краске на руках, лучше использовать тычки – скрученные рулончиком полоски поролона, перевязанные ниткой – и удобно и интересно.
- Пластилин. Попробуйте вместе с малышом слепить простые фигуры животных, фруктов, овощей, научите его катать шарики из пластилина между ладошками, используйте подручные средства для создания законченного образа (спички, палочки от листиков, яблок, груш). Обязательно показывайте ребенку образец, например, можно взять простую игрушку и, глядя на нее, лепить из пластилина задуманное.
- Водные игры. Понадобится поднос, различные чашки и кувшины, тазики, мисочки. Можно переливать воду из одной емкости в другую, учиться наливать воду через воронку в баночку, очень увлекает детей производство пены из мыльного раствора с помощью маленького венчика. Еще один интересный процесс - это отжимание небольших кусочков губок для посуды с помощью чеснокодавки. Так же не оставляет равнодушными извлечение предметов со дна тазика, наполненного водой, это могут быть, например, ракушки или камешки.
- Аппликации. Нарисуйте на бумаге предварительно основу для будущего шедевра (или распечатайте на принтере), подготовьте заранее то, что ребенку предстоит приклеивать. Вместе с малышом нанесите клей на бумагу, помогите ему прилепить задуманное и вместе внимательно рассмотрите оригинал и получившееся творение.
Занятия по системе Монтессори ребятишек 2-3 лет
Дети 2-3 лет уже способны работать самостоятельно при небольшом участии взрослого, если потребуется. Они тянутся к коллективу ровесников, легко учатся друг у друга и копируют действия взрослых. Двухлеткам нравится процесс работы и обучения, поскольку он приводит к результату. Они уже понимают, что нужно и можно чему-то учиться, и им это нравится. Главная особенность этого возраста – творчество, изменение мира собственными силами.
- Конструирование. Предоставьте детям многофункциональные предметы: камушки, деревянные брусочки, ткань, солому, верёвочки, – и они начнут творить. Такие монтессори-материалы дают простор для творчества, готовят к ролевым играм, и при этом не ограничивают мышления ребёнка, что очень важно.
- Разрезные картинки. Это ещё не паззлы, но похоже. Разрежьте картинку/открытку пополам, и покажите ребёнку, как можно её собрать. Одновременно малышу можно дать две-три картинки, разрезанных пополам, если он понял способ действия. Затем эти же или другие картинки можно разрезать на три-четыре части и снова собирать.
- Предметы определённых групп. Разложите по корзинкам или коробочкам предметы и игрушки разных групп: домашние и дикие животные, ряд предметов от большого к маленькому, от узкого к широкому, от длинного к короткому, фрукты и овощи, предметы быта. Это могут быть сами предметы, их фигурки или карточки, объединённые общим признаком: цвет, форма, размер, способ, количество и пр. Такие занятия по системе Монтессори развивают умение систематизировать, функции анализа и синтеза, мышление и речь.
Наблюдайте за своим ребёнком – что ему нравится, что не получается? На основе этих наблюдений и была создана система Монтессори. На основе своих наблюдений с использованием предлагаемых монтессори-материалов вы можете создать развивающую среду для собственного ребёнка.
«Поздравляю, у вас все хорошо, скоро вы станете мамой!» – сообщает врач, и будущая мама полностью погружается в заботы о своем чаде. Сначала в мечтах, а затем и наяву.
Новорожденный малыш еще лежит в колыбели, а молодых родителей уже беспокоит не только здоровье, питание, режим крохи, но и его развитие. Не отстает ли он от сверстников, что делать, чтобы ребенок развивался по возрасту или, еще лучше, опережал в развитии других детей? Как лучше поступить: обучать малыша, заниматься с ним самостоятельно или отдать в группу развития, садик, а может, лучше оставить дома с няней или отложить учебу до более позднего времени, не лишать его детства?
Сегодня в любом журнале, газете, детском заведении можно встретить объявления: «Обучаем чтению с двух лет», «Развиваем с 6 месяцев», «Раскрываем творческий потенциал» и т. п. Открываются новые группы развития, подготовки к школе, детские сады, предлагающие оригинальные авторские методики, обещающие, что заниматься с детьми будут только высокопрофессиональные специалисты.
Чуткому, внимательному и небезразличному к развитию своего ребенка родителю сегодня приходится нелегко. Голова кругом идет от обилия предлагаемых образовательных методов и методик, от названий различных школ, программ, развивающих игр и дидактических материалов.
Предложений много, терминология во многом незнакомая, а ребенок растет, и время летит. Все сейчас только и говорят, что о раннем развитии, что «после трех уже поздно!!!»…
Действительно, вроде бы надо поспешить, определить своего драгоценного малыша в хорошую школу или развивающий центр. Но куда именно? Как выбрать?
Что такое «раннее развитие»
Термин «раннее развитие» прочно вошел в нашу жизнь. Вряд ли найдется человек, который хотя бы вскользь не слышал о нем. Возможно, и вы уже столкнулись с именами М. Монтессори, Г. Домана, Никитиных, Н. Зайцева и т. д. Раннее развитие превозносят до небес и ругают, рекламируют и «делают на нем деньги», спорят и экспериментируют.
Как разобраться во всем этом море информации, по какой методике (или методикам) заниматься со своим ребенком, что делать, если нет ожидаемых результатов, а надо ли вообще заниматься? Вопросов, которые чаще всего возникают у родителей, очень много.
Прежде всего давайте определимся с понятием «раннее развитие», почему о нем сейчас так много говорят, пишут и даже создают целые институты. Вряд ли это можно назвать данью моде.
Когда говорят о «раннем развитии», имеют в виду интенсивное развитие способностей ребенка в возрасте от 0 до 3–4 лет. После того, как ученые выяснили, что развитие клеток головного мозга к трем годам завершается на 70 %, а к шести-семи годам – на 90 %, стало ясно, сколько возможностей мы упускаем, не используя врожденный потенциал малыша.
Многие педагоги-новаторы считают, что детей начинают учить слишком поздно – как раз в тот период, когда мозг уже перестает расти (около 7 лет).
Но неужели действительно необходимо начинать учить малышей в столь нежном возрасте?
Дело в том, что после рождения детский организм начинает бурную деятельность: развиваются зрение, слух обоняние, вкус, осязание – ребенку ведь необходимо приспосабливаться к новым условиям. Получение информации для ребенка является необходимостью. Его мозг все время работает, учится сравнивать и делать выводы. Он выдерживает нагрузки, которые не сравнить с теми, что себе позволяют взрослые. Как ему это удается? Методики раннего развития существуют как раз для того, чтобы помочь малышу справиться с этой нелегкой задачей.
Итак, раннее развитие – это:
Неограниченная физическая активность ребенка, которой способствуют специальные упражнения и оборудованные места в доме, что позволяет малышу лучше и раньше овладеть своим телом, быть ловчее, сильнее, чувствовать себя увереннее, физическое развитие напрямую связано и с интеллектуальным;
Специально созданная жизненная среда, наполненная интересными и необычными объектами, которые малыш может изучать и разглядывать;
Разнообразные игрушки, часто из простейших подручных материалов, дающие много самых разных ощущений тактильных, зрительных, звуковых;
Постоянные прогулки и экскурсии, беседы, обсуждения, чтение книг, рисование, музыка и многое другое;
Активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни; это творческий процесс, требующий постоянного «присутствия» в детской жизни;
Возможность получать радость от познания и совместного творчества, желание и стремление сделать жизнь малыша интересной, полной и красочной.
Для чего же необходимо раннее развитие?
Наверно, вам тоже приходилось слышать высказывания некоторых гордых мам: «Я со своим ничем не занималась, и ничего – растет не хуже других!» А если бы занималась? Сколько нераскрытых возможностей осталось в ее малыше! Конечно, такие способности, как мышление, творчество, чувства развиваются и после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.
Педагоги-классики отличаются от педагогов-новаторов в сроках начала обучения, и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно сложно выносить ту нагрузку, которую предлагают в школе. Он с трудом учится читать, считать, осваивать письмо. В дальнейшем это ведет к трудностям и в других школьных предметах.
К тому же современный мир выдвигает довольно жесткие требования к нынешнему поколению. От вас зависит, насколько гармонично войдет в этот мир ваш человечек, легко ли ему будет адаптироваться к тем или иным условиям.
Представьте себя на месте крошечного, еще не родившегося ребенка. Ему тепло и уютно в мамином животе. Он видит свет, слышит звуки, чувствует. Уже в это время он не пассивен: ученые доказали, что он непрерывно воспринимает и запоминает информацию. После рождения включаются все его системы: начинают развиваться зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. И, самое главное, включаются мощные механизмы адаптации, ребенок приспосабливается к условиям его настоящей и будущей жизни. Основа всего этого – сравнение и информация. Как отличить желтый свет от красного, если глаз постоянно находится в темноте? Как научиться различать голоса родителей, если вокруг постоянно тишина? Что такое ветер и как на него реагировать терморегулирующим центрам, если вокруг постоянная температура и влажность? Многие из этих процессов проходят на подсознательном уровне, но это не уменьшает значение информации. В ранний период развития мозга (от рождения до трех лет), малыш подобен информационной губке: ему необходимо знать все об этом мире.
Как уже говорилось, информация для ребенка – это не желание и возможность, а необходимость. Рамки Монтессори, кубики Зайцева, карточки Домана, разнообразные игры, игрушки и пособия – все это информация об окружающем мире. Даже особый комплекс упражнений – динамическая гимнастика – это информация о гравитации, пространстве и способностях тела.
Итак, делаем выводы.
Вывод 1. Занимаясь с ребенком ранним развитием, мы просто расширяем информационное пространство ребенка и даем ему возможность хотя бы немного удовлетворить его потребности в знаниях об окружающем мире.
Каждый ребенок – это самостоятельная личность, он сам вправе решать, кем ему быть и чем заниматься. Решать за него – преступление против личности. Именно здесь корни проблем с психикой и адаптацией ребенка в обществе. Родители могут только помочь ему, предлагая игрушки, игры, пособия, информацию.
Каждый родитель скажет, что видеть ребенка как творческую личность, видеть его успехи в выбранной им самим сфере – предел мечтаний, цель всего воспитательного процесса. База для этого – умение добывать информацию, способность принимать решения и творческий потенциал. Именно на это может и должно быть направлено средство достижения поставленной цели – раннее развитие.
Вывод 2. Раннее развитие – это не цель, а средство, позволяющее воспитать личность, способную добиться успеха во многих областях деятельности.
Мифы, которые могут помешать
Отношение общества
Родителей, тратящих много времени и сил на обучение ребенка, обвиняют в стремлении заставить своего малыша работать на славу. При этом обвинителями совершенно не учитывается, стремится ли сам малыш к овладению теми знаниями и умениями, которыми с ним делятся его родители.
Обычно упускается из виду то, что если малыш устал или информация или навык слишком сложны для детского понимания, то ребенок просто не будет этим заниматься. А если взрослый сумеет заставить кроху заниматься вопреки его нежеланию, то и результаты будут невысоки, и сразу будет заметно отвращение малыша к занятиям.
«Пойдет в школу (садик) – там научат»
Конечно же, там научат. Во всяком случае, в школу для этого и ходят. Но, как говорилось выше, чем позже начинать, тем труднее будет овладевать знаниями. Представьте себе совершенно неподготовленного ребенка, начавшего в семь лет полный нагрузок процесс учебы, в котором все расписано по плану. Этот процесс требует от маленького человека умение концентрировать внимание, развитую моторику, память и многое другое. А во многих современных школах к общим навыкам прибавляется и умение читать и считать, логически мыслить и рассуждать и т. п.
В то же время надеяться только на детские дошкольные учреждения было бы непростительной ошибкой. Каким бы хорошим ни был садик – это всего лишь садик, и на одну-двух воспитательниц приходится 15–20 детей. Малыша многому научат, но «закреплять пройденный материал» все-таки предстоит в домашнем кругу. К тому же в садике не всегда будут учитываться интересы вашего чада, его желание или нежелание что-либо делать, его настроение. А ведь все эти моменты очень важны для эффективных занятий.
«Ничем не занимались – растет не хуже других»
Как правило, так рассуждают либо ленивые, либо ограниченные родители, а само понятие «не хуже других» очень относительно. Конечно, есть дети, с которыми никогда и ничем не занимались дома, не водили в музеи и театры, отмахивались от вопросов и развлекали только телевизором. И при всем таком «неразвитии» у этих детей не пропал активный интерес к познанию, получению информации, желание творить. К сожалению, таких, в полном смысле слова, «самородков» очень мало. И жаль вдвойне, столько нераскрытых возможностей осталось в них!
«Я не специалист – у меня не получится»
Да, специалистов, знающих методики раннего развития, успешно применяющих их на практике со многими детьми, немного. Но от вас и не требуется заниматься с целой группой чужих детей. Вы – родители, у вас есть свой ребенок, и значит, вы просто обязаны хотя бы немного разбираться в психологии и педагогике, быть знакомыми с понятием развития, владеть «ключиками» к вашему малышу.
Читайте, размышляйте, пробуйте – информации сейчас более чем достаточно. Просматривайте специальные журналы, если есть выход в Интернет – пообщайтесь на конференциях и почитайте тематические странички. Вы больше других знаете своего ребенка, вам проще его понять и почувствовать, и для своего чада – вы самый лучший специалист. Овладевайте информацией, прислушивайтесь к своей интуиции – и у вас все получится!
«У меня на это нет времени»
Да, в современной жизни и мамы, и папы чаще всего работают, а дома еще занимаются хозяйством, ссорятся и мирятся, переживают, устают… Список можно продолжать. Конечно, общение с ребенком, особенно развивающее малыша общение, – это работа высокого уровня, требующая и времени, и сил. И все-таки стоит отметить: если у вас есть ребенок, у вас должно быть на него время. Пусть 10–15 минут каждый день, по вечерам, но это время – только для ребенка. И совсем необязательно для развития малыша устраивать специальные занятия. Задачки для ума можно найти в любой момент – когда готовите ужин, моете ребенка, переодеваете его и т. п. То, что для вас обыденная, неинтересная работа, для малыша – прекрасная возможность познать мир. Главное – ваше желание чем-либо заниматься с крохой, немного фантазии и знаний.
Моете посуду – дайте своему помощнику тазик и пару мисок и ложек. Это поможет ему узнавать законы физики жидких тел. Посчитайте овощи, рассмотрите, сколько четвертинок в разрезанной картофелине, оцените, что больше, тяжелее, длиннее, позвольте малышу вытереть губкой лужицу на столе. Эти нехитрые упражнения принесут вашему крохе много пользы.
Некоторые занятия действительно требуют специально выделенного времени, вашего присутствия. Но ведь их не обязательно проводить каждый день, да еще по несколько часов подряд. Иногда бывает достаточно нескольких минут.
Многие родители, у которых вопрос времени стоит по-настоящему остро и не является прикрытием обычного нежелания чем-либо заниматься с ребенком, часто нервничают, что они не уделяют своим малышам достаточно внимания. Если вы из числа таких родителей, возможно, вас утешат интересные данные последних исследований. Американские исследователи из Университета Техаса и их британские коллеги из Бристольского университета утверждают, что ребенку важно не количество времени, проведенного с ним, а качество общения. После ряда исследований оказалось, что работающие женщины тратили в день меньше времени на ребенка, но наверстывали упущенное в выходные дни, по вечерам. Они проводили время с ребенком более интенсивно и полезно.
«У ребенка должно быть детство»
Самый распространенный аргумент противников раннего развития детей. К сожалению, используют его именно те советчики, которые не понимают (или не знают), что подразумевается под словами «раннее развитие». Видимо, по их мнению, счастливое детство – это беззаботные, не всегда соответствующие возрасту ребенка игры, много игрушек (для девочек – куклы, для мальчиков – машинки, а что еще?), никаких умственных нагрузок и два основных принципа: «рано тебе еще это знать» и «пусть лучше побольше гуляет!» Как вы думаете, какое отрочество и юность повлечет за собой такое детство?
Но почти в каждом утверждении есть и доля истины. И в этом случае относится она к той категории родителей, для которых понятие «раннее развитие» приравнивается к понятию «растим гения!» Именно эти родители готовы буквально после выписки из роддома носить малыша на всевозможные развивающие занятия, делать самую сложную гимнастику, а позже записать ребенка во все группы и школы подряд и требовать, требовать, требовать… Психологи называют такой подход к воспитанию реализацией собственных амбиций и желаний за счет ребенка. И результат в таком случае, как правило, оставляет желать лучшего. Отсюда появляется и нежелание ребенка учиться, и неврозы, и полное безразличие. Действительно, «пусть уж лучше побольше гуляет или играет…».
Чтобы не стать заложником родительского честолюбия и тщеславия, всегда следует помнить, что раннее развитие – это развитие малыша не по отношению к соседской девочке Маше или двоюродному брату, когда он был в том же нежном возрасте, а по отношению только к самому ребенку. Благодаря вашим с ним занятиям он развивается раньше, полноценнее, чем мог бы, если бы вы вообще не обращали на его развитие никакого внимания.
Для успеха раннего обучения малыша нужно его любить, уважать и хорошо знать, то есть внимательно присматриваться к его способностям и интересам.
Не важно, когда именно ребенок научился читать, важно, чтобы он научился добывать знания. Такой взгляд позволяет выйти из тесных рамок разнообразных методик и разработать свою, подходящую именно для вашего ребенка методику предоставления информации, а также вовремя ее корректировать.
Помните: ничто из предложенного вами ребенку не пропадет даром. Ищите, пробуйте и дерзайте вместе!
Как заниматься с ребенком
Заниматься с ребенком не только нетрудно, но и интересно, особенно, если вы будете придерживаться основных правил.
Не ставьте перед собой цели воспитать вундеркинда. В погоне за результатом можно перегрузить ребенка и отбить у него желание заниматься, а демонстрируя результаты окружающим – испортить характер ребенка.
Никогда не заставляйте малыша заниматься, если ему нездоровится или у него плохое настроение.
Разговаривайте с ребенком как можно больше обо всем и везде – дома, на улице, в дороге. Ваши разговоры, рассказы и обсуждения важнее любого методического пособия.
Не нагружайте малыша знаниями «про запас», которые не пригодятся ему в ближайшее время. Лучше займитесь изучением и освоением того, что нужно сейчас.
Не углубляйтесь в изучение какого-то одного предмета, например чтения, математики или физического развития, в ущерб остальным. Важнее всего разносторонне гармоничное развитие.
Все игры и занятия вводите по принципу от очень простого к простому, а затем к сложному. Если малыш с чем-то не справляется, упрощайте задания.
Никогда не устанавливайте никаких норм по времени и количеству занятий в день. Предоставьте своему ребенку реальную свободу выбора деятельности и времени занятий, даже если этот выбор кажется вам не самым удачным.
Не ограничивайтесь только одним методическим пособием, например карточками. Освещайте одну тему по-разному: в играх, плакатах, книгах, мультфильмах.
Радуйтесь каждому успеху малыша и обязательно хвалите его!
Создайте ребенку развивающую среду. Пусть в вашем доме поселятся разные кубики с буквами и цифрами, яркие карточки со словами и картинками, плакаты, песочные часы, географические карты и календарь на стенах. Не ограничивайте малыша детскими книжками с картинками. Он с интересом будет рассматривать и взрослые иллюстрации и даже альбомы по искусству.
Сделайте из подручных материалов (коробок, пластиковых бутылок, тряпочек, катушек, бусин и пуговиц и других ненужных мелочей) игры и игрушки для развития тактильных ощущений, координации движений, мелкой моторики, или просто почаще разрешайте ребенку играть с предметами домашнего обихода.
Ставьте кассеты или диски с классической музыкой, музыкальными сказками, стихами, держите всегда под рукой краски, клей и пластилин.
С самого раннего детства предоставьте ребенку как можно больше самостоятельности в быту, обучите навыкам самообслуживания.
Не забывайте, что высокий интеллект – это еще не самое главное в жизни вашего крохи. Встречаются дети, у которых совсем нет обычных, «ничего не развивающих» игрушек, детей, которые читают только словари и энциклопедии и не играют с уличными детьми в простые, «бесполезные» игры, семилетки, решающие сложные алгебраические задачи и рисующие при этом на уровне трехлетних. У всех этих детей родители, загрузив их очень полезной и интересной информацией, отняли эмоциональность и непосредственность, способность к самостоятельному творчеству.
Раннее развитие – это не «натаскивание» перед школой, оно не предполагает, что вы будете механически подавать малышу информацию или заниматься с детьми младшего дошкольного возраста по школьной программе.
Подведем итоги
Если вы решили, что раннее развитие – это для вас, что у вас есть желание и хватит терпения заниматься со своим крохой, если вы готовы к тому, что плоды вашего труда взойдут еще нескоро и даже крохотные результаты будут видны далеко не сразу, если вы готовы к недоуменным взглядам, а иногда и явному осуждению окружающих, – тогда прежде всего вам стоит посвятить некоторое время подробному и внимательному изучению основных методик раннего развития.
Безусловно, авторы и последователи каждой из них будут утверждать, что именно их способ обучения чтению, музыке, иностранному языку уникален и стопроцентно эффективен в отличие от всех остальных. Не стоит полагаться на чужое мнение. Взвешивайте «за» и «против» предлагаемых методик в отношении к вашему малышу, по возможности советуйтесь с более опытными родителями. Ни одна из популярных систем раннего развития не является универсальной, у каждой есть свои преимущества и недостатки, и ваша задача – разобраться, что будет хорошо и полезно именно для вашего малыша, ведь только вы знаете особенности его характера и темперамента, наклонности, вкусы и привычки. К тому же не обязательно беспрекословно следовать какой-то одной системе. В вашей квартире могу соседствовать игрушки и предметы из разных «методических интерьеров». Право выбора и творчество всегда остается за вами!
В этой книге вам предлагается познакомиться с одной из наиболее популярных сегодня методик. Это методика раннего развития детей Марии Монтессори.
В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок. Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори. Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности?
Немного истории…
Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.
В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.
В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий. По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы. Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.
Суть педагогики Монтессори
Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!» .
Основные пункты:
- Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
- В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
- Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.
Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила :
- То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
- Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
- Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
- Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.
Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.
В чем особенность занятий по Монтессори?
В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:
- Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
- Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
- Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
- В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
- Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
Спорные моменты в методике Монтессори
Главное преимущество методики Монтессори – ребенок развивается самостоятельно, в своем собственном темпе, без особого вмешательства со стороны взрослых. Что же касается существенных минусов методики, то к ним специалисты относят следующее:
- Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.
- Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.
- Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.
- Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.
В настоящее время развивающие центры и многие образовательные учреждения не практикуют методику Монтессори в ее первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее , добавляя собственные наработки.
Беседа со специалистом по системе Монтессори в раннем развитии малышей: Что нужно знать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок развивался с ранних лет
Наше мнение
Методика раннего воспитания итальянского доктора и ученого Марии Монтессори достаточно интересна и своеобразна. Дети, воспитанные в монтессори-классах, самостоятельны и уверены в себе, умеют решать бытовые проблемы. Они не только отстаивают свое мнение, но и способны нести ответственность за собственные поступки. Если у вас есть желание видеть эти качества в своем ребенке, попробуйте прочитать несколько книг и пособий автора: «Дом ребенка», «Мой метод», «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет», «Помоги мне это сделать самому», «Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается», «Самовоспитание и самообучение в начальной школе (сборник)», «Дети — другие», «Домашняя школа Монтессори (комплект из 8 книг)», «Впитывающий разум ребенка», «После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития» – и возьмите на заметку некоторые советы по детскому развитию и воспитанию.
Юля на своем опыте делится положительными и отрицательными сторонами методики Монтессори:
Фильм о Марии Монтессори
Метод Монтессори. Развитие детей от 8 месяцев до 3 лет
Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослого — просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научиться самостоятельно постигать мир. А постичь его он может только через опыт — опыт мысли, чувства, действия.
Играя с матералом Монтессори, дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, совершенствуют координацию и точность движений, развивают свои сенсорные способности.
Эти, казалось бы, простые упражнения — переливание воды, просеивание смеси из крупы через дуршлаг, вытирание воды губкой, складывание салфеток, пересыпание крупы ложкой, вылавливание шариков, и столь нелюбимые большинством взрослых стирка и подметание пола и т.п. — действуют на кроху просто завораживающе. Вот ведь теперь он — совсем как взрослый, все умеет и все делает самостоятельно! Это очень повышает их самооценку, и как следствие — появляется уверенность в себе. Надо ли говорить, как это важно!
Мамина школа: Развитие ребёнка по системе Монтессори
Ребенок впитывает все, что его окружает и часть того, что его окружает остается с ним навсегда. Поэтому создание среды дома обязательно. Конечно, ребенку необходимо свое рабочее место, в котором он был бы действительно хозяином: мог бы без посторонней помощи что-то достать или убрать на место, знал, где что находится, и что с этим можно делать. То есть полки с детскими вещами должны располагаться низко и быть открытыми или легко открывающимися. И, наоборот, то, что не предназначено для ребенка, должно находиться однозначно вне пределов его досягаемости. Хорошо, если ребенок имеет возможность самостоятельно выбирать себе одежду, накрывать на стол (хотя бы для себя). И, кроме того, при оборудовании помещения необходимо учитывать ограниченные пока возможности ребенка в обращении с отдельными вещами и в поддержании порядка. А значит, это помещение не должно быть перегружено вещами, вещи должны быть функциональными и красивыми. Они могут быть хрупкими, но не должны при этом быть ценными, чтобы ребенок учился обращаться с ними бережно, но не возникало бы семейных драм из-за неизбежных на первых порах поломок.
Лучше всего, если у ребенка будет своя отдельная комната. Но возможно создать развивающую среду и общей комнате, выделив в ней место.
Цвета. Лучше, если цвета в интерьере (стены, занавески и шторы, мебель) будут приглушенными. Яркие цвета и множество акцентов будут раздражать и переутомлять психику ребенка. Если комната темная, то лучше выбрать светлые цвета в интерьере. Стены без рисунков, либо с еле заметным рисунком (крупные рисунки угнетают психику). Цвета так же как и весь интерьер должны сочетаться, это будет воспитывать эстетический вкус вашего ребенка.Можно разместить на стенах картины. Они должны быть в зоне видимости ребенка на расстоянии 30 см. Для новорожденного ребенка лучше повесить черно-белые рисунки с изображением геометрических фигур, он сможет отслеживать границы.
В возрасте 2-3 недель можно повесить рисунки с более сложными формами. С месяца малыш может рассматривать цветные картинки, но лучше, чтобы на них по-прежнему был белый фон, а на фоне какой-либо предмет.
Здорово, если полки будут украшать статуэтки или шкатулки, или что-то еще, это опять же воспитывает эстетический вкус. Важно, чтобы декоративных элементов не было слишком много.
Свет. До месяца не яркий свет, после месяца - яркий. В идеале хорошее естественное освещение.
Материалы. Материалы и пособия для ребенка не должны быть дорогими, их не должно быть жалко. Большинство материалов можно изготовить самим.
Температура. Для новорожденного 20-24 градуса, постоянная. Температурный режим каждый выбирает для себя сам, в зависимости от того, занимаетесь ли вы закаливанием ребенка.
Влажность. От 50-70%. В идеале использовать увлажнитель, потому что при низкой влажности иссушается слизистая оболочка. Для измерения влажности существует прибор - гигрометр, его не сложно преобрести.
Размер комнаты.
Максимально возможный. Но и в маленькой квартире вполне можно создать хорошие условия для развития малыша.
Для создания монтессори-среды используется зонирование. В организации пространства нужна система так же, как и в любом другом деле. Вещи, служащие одной цели, используемые вместе, должны и храниться вместе. Могут быть отдельные зоны (например, для рисования, чтения, работы с конструктором, подвижных игр), отдельные полки, ящики, коробки и т.п. Хорошо, если способ хранения предоставляет ребенку возможность достаточно легко и целенаправленно воспользоваться этими вещами, не вываливая при этом на пол все остальное из шкафа, и без особых затруднений сложить их обратно.
Комната повторяет всю квартиру. Первые два месяца ребенок будет привыкать к комнате, его не нужно выносить из нее (если есть такая возможность).
Зонирование комнаты меняется в зависимости от возраста ребенка.
От рождения до 5-ти месяцев.
Зона сна. До 1,5-2-х месяцев малыш спит в специальной корзинке. Когда ребенок рождается, для него важно создать условия близкие к тем, что были в утробе матери. Необходимо ограничить пространство и оставить лишь немного места для движений. Это только для сна.
После 2-х месяцев корзинка меняется на кровать. Можно сразу устроить спальное место, а в него сначала ставить корзинку, а потом ее убрать и укладывать спать ребенка на уже знакомом месте. Кровать - это 1,5-2 матрас (в зависимости от общего пространства можно увеличивать и уменьшать размеры кровати). Матрас должен быть не более 10 см высотой. В первое время можно снизу подстеливать полотенчико для безопасного скатывания ребенка. Развитие движения происходит не только во время бодроствования, но и во сне. Поэтому ребенок должен двигаться во сне, соответственно ему нужно как можно больше места для этого. Он также должен сползать с кровати без помощи взрослого, самостоятельно и это должно быть безопасным для его здоровья. Когда используется кровать на ножках и с решеткой у ребенка нет ни возможности совершать в ней активные движения, ни почувствовать край и выработать инстинкт самосохранения. Если малыш спит на матрасике, он скатывается с него ровно один раз, после этого он чувствует край и уже не скатывается. С практической точки зрения низкая кровать еще удобна тем, что вы можете ложиться рядом с малышом и кормить его, а после того как он уснет аккуратно вставать, не побеспокоив его, что очень сложно осуществить при перекладывании ребенка в детскую кроватку.
Зона сна используется только для сна, в ней не должно быть игрушек, в ней не кормят, в малыш только спит и все создано для этого. Хорошо, если зона сна находится в самой темной части комнаты.
Когда малыш научиться ползать, он сможет заползать на кровать самостоятельно, равно как и выползать из нее. Давая такую свободу действий, мы способствуем формированию у ребенка правильного отношения ко сну. Сон - это не обязывающая процедура, это естественный процесс, который ребенок совершает испытывая усталость.
Зона кормления. До 5 месяцев ребенка кормят грудью в идеале, если нет возможности кормить грудью, используется искусственное вскармливание, но оно происходит в точно таких же условиях, как при естесственном кормлении. Место для кормления - это удобное место для мамы - кресло, стул, пуфик или что-то другое, но главное, чтобы мама чувствовала себя в нем комфортно и могла расслабиться. Рядом должен быть столик, на котором находиться все, что может понадобиться маме во время кормления (салфетки, настольная лампа, блокнот с записями о кормлении). Лучше выбирать освещенное место для этой зоны. Кормление - время устанвления отношений. Нельзя во время кормления смотреть телевизор, пользоваться телефоном или компьютером. Это время для двоих. Мама должна отодвинуть все свои важные дела, переговоры на другое время. Если мама еще чем-то занимается, она дает понятие ребенку, что кормление - это дело не особо важное и в будущем могут возникнуть проблемы с прикормом и питанием.
Зона ухода. Зона ухода совмещает в себе три зоны: переодевания, мытья и туалет. Зона переодевания. Здесь располагается шкафчик, полка или комод с необходимыми чистыми вещами ребенка, пеленальный столик, корзина для мелочей, корзина для грязного белья, корзина для подгузников.
Пеленальный столик. Главное, чтобы он был безопасным, но в любом случае не оставляйте ребенка на столе без присмотра. Если у вас появилась необходимость оставить ребенка одного на небольшой промежуток времени, то лучше оставьте его на полу.
Место для купания можно организовать либо в комнате ребенка, либо в ванной. Купание ребенка - это не просто механический момент, это установка отношений. Поэтому купание должно быть максимально приятным. Должна быть подходящая температура, время, малыш должен быть сытым. Не стоит купать ребенка каждый день. В зоне для купания нет игрушек. Если вы видите, что малыш начинает играть, то можно ему сказать: "Ты хочешь играть? Тогда заканчивай умываться, пойдем в игровую"
В зоне находится ванночка, мыло в мыльнице, коврик под ванночку, кусочек ткани вместо мочалки, полотенце, чистые вещи для переодевания после купания.
Можно использовать травы для ванны (необходимо заранее проконсультироваться, какие травы можно использовать).
Зона движения.
Располагается в самой светлой части комнаты. В этой зоне размещается матик средней упругости размером 1м на 1м, 2м на 2м или других размеров в зависимости от размеров комнаты. На матик стелиться простынь. Рядом располагается зеркало (у стены) высотой до 0,5 метра. Ребенок очень рано узнает себя в зеркале и смотря на себя он изучит свое тело и свои движения.
Рядом полка, у которой не более 2-х ярусов, она открытая, с закругленными, безопасными краями. На полочках игрушки ребенка, предметы для наблюдения. Всего предметов не должно быть больше 6. Полки нужны для того, чтобы ребенок мог брать (а в будущем и убирать) игрушки самостоятельно, чтобы каждая игрушка или книга имели свое место и были хорошо видны. Расставлять игрушки на полке следует просторно, чтобы их было легко брать и ставить на место, тем самым сохраняя порядок. Не нужно сразу ставить все материалы, которые у вас есть, лучше периодически заменяйте старые новыми. В зоне движения можно расположить подушки для безопасности. Можно повесить мобиль над головой.
Необходимо менять пособия и игрушки малыша, возвращать, убранные на хранение, ранее неиспользованные вашим малышом книги и игрушки. Это делается после наблюдения за тем, что ребенок на самом деле использует, и удаляются те предметы, которые им игнорируются или которые он перерос.
Пока ребенок маленький, взрослый объясняет ему, чем они занимаются. "Ты проснулся. Пойдем есть. Ты поел, давай пойдем заниматься" Если постоянно носить ребенка, у него замедляется физическое развитие (нет возможности отрабатывать движения), поэтому постепенно приучаем ребенка лежать одного (5-10 минут).
Среда для ребенка от 5 до 12 месяцев.
Дети в этом возрасте активно двигаются, начинают ползать. В идеале обезопасить всю квартиру. Для этого необходимо лечь на пол и в таком положении изучить весь дом на предмет безопасности. Вы увидите, что видит ребенок, за что он может потянуть, что может взять в рот и куда ему захочется засунуть ручку или пальчик. На что следует обратить внимание:
1. Розетки. Защищаем фиксаторами.
2. Горшки с цветами. Керамический горшок может разбиться, если ребенок его опрокинет. Множество комнатных растений ядовитые. Убираем, где ребенок цветы не достанет. Можно оставить то растение, которое не ядовитое и которое вам не жалко.
3. Шнуры на полу. Прикрепить к стене, поднять на уровень выше, обязательно посмотреть, не сдернет ли это ребенок и не упадет ли на него что-нибудь.
4. Занавески и шторы короткие до батареи.
5. Убираем все ценные и бьющиеся вещи, все что жалко.
6. Закрываем DVD проигрыватель и другую небезопасную и ценную технику.
7. Ручки сковородок всегда разворачиваем в сторону плиты.
8. Убираем бытовую химию из доступа для ребенка, проветриваем помещение после использования.
9. Обогреватели закрываем защитными экранами, такие же существуют для плиты.
10. Выдвижные полки и шкафчики закрываем защитными задвижками, закрывашками.
11. Все, что можно опрокинуть на себя из предметов мебели прекрепляем к стене (например, тумбочки и стелажи).
12. Если в доме есть лестница, то нужно учить ребенка ей пользоваться. Сначала ставим перегородку, чтобы ребенок не имел к ней доступа. Потом двигаем перегородку на 2-з ступени. В результате малыш пробует спускаться и подниматься по открытым ступеням, позже переносим перегородку дальше, потом совсем убираем.
13. Унитаз. Если есть доступ к унитазу и ребенок может пострадать при изучении его, можно установить защитный щит.
14. Безопасность окон, балконов. Лучше, если к окну вообще невозможно будет залезть. Москитная решетка не выдерживает тяжести ребенка!
15. Если есть в доме что-то небезопасное для ребенка, например, папина мастерская с инструментами, перегораживаем это место, чтобы ребенок не имел туда доступа.
16. Если шкаф закрывается на ключ, убираем ключ и делаем дубликат.
17. Если замки в дверях закрываются на ключ, то вешаем его высоко, чтобы ребенок не достал его и не закрылся. Если замки на защелке, то необходимо, чтобы их можно было легко открыть с другой стороны взрослому, если малыш случайно закроется.
В определенный момент защиты постепенно снимаются, чтобы ребенок имел представление об опасности.
Не стоит создавать дома антибактериальные условия. Это вредно для формирования иммунитета.
Зона сна. Остается матрасик. Если использовалось для безопасного спуска ребенка полотенчико, то теперь его можно убрать. Ребенок может самостоятельно слезть и отправиться путешествовать по комнате. Поэтому важно, чтобы среда была безопасной. Если за пределами комнаты есть что-то небезопасное, то закрываем дверь или ставим перегородку.
Если ребенок был приучен спать с родителями, кладем его спать отдельно. На первый раз он будет кричать и уснет в итоге под дверью спальни родителей, на второй раз покричит меньше, на третий раз он просто не будет спускаться со своей кровати, потому что будет знать, что родители его не возьмут в свою кровать. Важно не идти на уступки, а четко сказать: "Теперь ты спишь отдельно" и всем своим поведением и действиями это показывать.
Зона кормления. Остается место для мамы, она продолжает кормить ребенка. Добавляется столик для прикорма и стульчик. Лучше, если стол и стульчик будут тяжелыми, чтобы малыш их не опрокинул. Стол и стульчик нужны будут недолго, поэтому имеет смысл взять их у кого-нибудь из знакомых, кому они уже не нужны или поискать в интернете. Важно как вы презентуете первый прием пищи ребенку. Постелите на стол красивую скатерть, купите длянего настоящую красивую посуду, которую вы можете себе позволить и которая по размеру подойдет малышу. Сами садитесь рядом. Все подается на позитиве, как на праздник. Мама кормит тем, что она приготовила для малыша (отварная морковка, яблочное пюре или что-то другое). После первых месяцев прикорма ребенка можно сажать за общий стол. Есть такое стул - трип трап, он удобен для человека любого возраста, особенно для малыша.
Зона ухода и переодевания. Если ванночка располагалась в комнате ребенка, то теперь перемещаем ее в ванную комнату. Переодевание на пеленальном столике переносим сначала на переодевание на коврике, потом на стульчике.
Место для переодевания. Шкафчик с чистыми вещами малыша. Стульчик или небольшой коврик, зеркало, столик для прихорашивания.
Зона движения. Ребенок активно ползает, начинает ходить. Можно разместить устойчивые пуфы, для того, чтобы ребенок мог ходить с опорой. Матик убирается в 8-9 месяцев. Зеркало остается, либо заменяется на высокое с поручнем, чтобы малыш мог держась за него подниматься и отрабатывать движения, наблюдая за отражением в зеркале. На полке с игрушками ребенка теперь остаются только безопасные предметы. Можно добавить библиотеку - книга с полочками и стульчик, креслице или диванчик, на котором удобно просматривать книги.