Вологодское кружево - история, известные мастера и произведения. Вологодское кружево: народный промысел Кружевоплетение вологодское кружево
Несколько лет назад, одним зимним ясным днем подъезжая к Вологде, я обратила внимание на словно кружевные ветви придорожных деревьев, запорошенные инеем. Тогда-то я и подумала, что вот он, секрет вологодского кружева — сама природа вдохновляла мастериц, подсказывая им изысканные узоры и образы.
— одна из достопримечательностей Вологды. Он расположен на Кремлевской площади, в здании бывшего Госбанка, памятника архитектуры конца XVIII века. В 2010 году здесь открылся Музей кружева. Отправимся сюда, чтобы узнать секреты создания вологодского кружева.
Экспозиция Музея кружева включает в себя следующие разделы:
- Кружево в культовых предметах XVII-XIX веков,
- Кружево в крестьянском костюме и этнографическом текстиле,
- Кружевные изделия 1920-1940-х годов,
- Кружевные центры Европы и России,
- Авторские произведения художников объединения «Снежинка».
В Россию искусство кружевоплетения попало из Европы в XVI-XVII веках. Вскоре оно распространилось по многим уголкам страны. Кружевом украшали не только изысканные наряды знати, но и народный костюм.
Образцы иностранного кружева (Франция, Австрия, Англия, Бельгия, Словакия, Испания), XIX-XXI века
Русское слово «кружево» происходит от глагола «окружать». Дело в том, что первоначально кружевом украшали края платья. В XIX веке вологодское кружево становится промыслом. В большинстве помещичьих усадеб появляются кружевные фабрики, где трудились крепостные мастерицы. Изделия из них поставлялись в Санкт-Петербург, Москву и другие города. К 1912 году число работниц, занимавшихся кружевным промыслом, достигало 40 тысяч человек.
Зал музея кружев, посвященных истории вологодского кружев
В прошлом для плетения кружева использовались преимущественно льняные нити, а с конца XIX века — и хлопчатобумажные. Традиционное вологодского кружево было белого цвета, иногда в него вплетали золотые и серебряные нити. Встречалось также кружево других цветов.
Подзор «Барсы и древа», начало XX века. Холст, вышивка «счетный крест», кружево, численная техника, 46 х 210, Сольвычегорский уезд
Плели кружево на подушке-валике, которая называется куфтырь . Это набитый соломой барабан, укрепленный на специальной подставке — разножке . На него накладывали сколок — рисунок на гладкой бумаге со схемой кружева. В точки пересечения линий втыкали булавки.
Нити накручивались на коклюшки , которые изготовлялись из березы или можжевельника. Коклюшки имели утолщения и углубления. В зависимости от сложности узора, число коклюшек было различным и могло достигать нескольких сотен.
Плетение сложного кружева. Фото из Википедии
Мастерица ловко орудовала коклюшками, обвивая нити вокруг булавок. Так рождался кружевной узор. В процессе работы коклюшки издавали мелодичный перезвон.
Вскоре вологодское кружево приобрело популярность во всех слоях населения. В народном костюме использовались традиционные узоры — геометрические формы, изображения фантастических зверей и птиц, цветочные орнаменты, знаки-обереги.
После Октябрьской революции кружевной промысел в Вологодской области вышел на новый уровень. В 1928 году в Вологде открылась профессионально-техническая школа кружевниц, в 1930 году — Вологодский кружевной союз. В 1935 году открылась художественная лаборатория при Вологодском кружевосоюзе. В наши дни вологодские кружевницы большей частью объединены в ООО Вологодская кружевная фирма «Снежинка», которая занимает одно из ведущих мест в числе традиционных промыслов России.
До 1940-х годов плели, в основном, мерное кружево, предназначенное для отделки белья. Позднее из кружева стали выплетать различные изделия: от салфеток и скатертей, до таких сложных, как воротнички, перчатки, шляпки, кофточки и др. На одно кружевное изделие могло уходить год и больше времени работы мастерицы.
В 1930-е годы в кружевных рисунках появляются новые мотивы, отражающие советскую действительность. На стендах музея, посвященных этому периоду, мы увидим кружевные портреты вождей революции, кружевные картины новой архитектуры и другие изображения.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
Кружево с изображением советской действительности и сказочных мотивов
Отличительная черта вологодского кружева — четкое деление на фон и рисунок. Такое кружево называется парным . Благодаря этому можно создавать целые картины.
Переходя из зала в зал, любуемся все новыми и новыми кружевными изделиями. Чего здесь только нет! И кружевные полотна-картины, и изысканные наряды модниц. Изысканно смотрится кружевное свадебное платье.
Если в 1930-е годы кружевные изделия вологодских мастериц отражали, в первую очередь, советскую действительность, то позднее появляется большее разнообразие рисунка и форм. Изделия становятся всё сложнее и сложнее по технике исполнения. И можно только поражаться искусству кружевоплетения и восхищаться ажурными изделиями.
В Музее кружева ежегодно проводятся праздники, посвященные вологодскому кружеву.
Когда произносят слово «вологодское», чаще всего возникает ассоциация с кружевом. И это вовсе не случайность. Вологодское кружево для настоящих ценителей роскоши означает изящество и красоту, и все благодаря ажурному воздушному узору, который рождается в руках настоящих рукодельниц.
Что такое вологодское кружево
Вологодским называется разновидность русского кружева, плетенного на коклюшках. Готовое кружево четко можно разделить на основной узор и фон. Основной орнамент (контур) выполняют крупным, делая его плавной формы. Линию ведут непрерывно ровную по ширине на всем кружеве.
Изделие из вологодского кружева
Для изготовления потребуется:
- подушка-валик;
- коклюшки (можжевеловые или березовые);
- булавки;
- сколок.
Процесс плетения
К сведению! Происхождением слово «кружево» обязано глаголам «окружать» и «украшать». Украшали нарядным орнаментом края одежды (например, круглые воротники) или другого изделия. Для плетения используют большое количество нитей, иногда до 100 одновременно. Чаще всего это лен, хлопок, но бывают и уникальные изделия, в которых переплетены шелковые золотые и серебряные нити.
Украшают не только одежду, еще и постельное и столовое белье, дамские сумочки, а также шарфы, броши и косынки. Современные модницы украшают им даже валенки.
История искусства
Есть версия, что центрами кружевного искусства были Италия и Фландрия, и именно оттуда оно попало в остальные страны. Плетением на Руси издавна занимались женщины всех сословий: знатные дамы и простолюдинки плели ажурные узоры. Первые упоминания о кружевоплетении в России относятся к 16-17 в., но только после 1820 г. оно приобрело характер художественного промысла.
Почему именно в Вологде было отмечено возникновение этого народного промысла? Скорее всего причиной стало развитое льняное хозяйство в этих местах, поэтому местные мастерицы не испытывали трудностей в наличии материала. Кроме того, через эти районы проходили торговые пути, благодаря чему и получило ремесло из Европы такую известность.
Именно около Вологды в 1820 г. появилась первая фабрика, выпускающая кружево. На ней работали тысячи работниц - крепостных девушек. Позднее фабрики стали появляться в каждом уезде губернии. Эти фабрики стали основными поставщиками кружева в столицу страны Санкт-Петербург и Москву.
При этом для каждого уезда были характерны свои особенные узоры и способы плетения. В середине 19 в. А. Ф. Брянцева со своей дочерью Софьей создали свой особый кружевной вологодский узор, уникальный по орнаменту и рисунку. Впоследствии они научили этому ремеслу несколько сотен человек.
Обратите внимание! Самый расцвет промысла совпал с отменой крепостного права. Кружевницы закупали себе необходимые инструменты для работы, это было относительно недорого. Зарабатывали они до 20 дореволюционных руб. в год, но и работали, не поднимая головы, до 16 ч. в сутки. Обучение девушек начинали с пяти лет. Появлялись целые династии мастериц кружевниц.
Вологодские кружева получили международные награды:
- золотая медаль на Парижской выставке декоративных искусств в 1925 г.;
- гран-при в Париже в 1937 г.;
- золотая медаль в Брюсселе в 1958 г.
В 1960 г. основано Вологодское кружевное объединение «Снежинка», ведущим художникам которого в 1968 г. была присуждена Государственная премия РСФСР им. И. Репина.
В 2010 г. на родине кружева в г. Вологда основан Музей кружева, который разместился в историческом здании 19 в. Экспозиция включает в себя выставочные залы, кружевное кафе, учебный класс, в котором обучают мастерству кружевоплетения. На втором этаже расположено восемь залов, в которых в хронологическом порядке представлена история появления знаменитого кружева.
Музей в г. Вологда
Типы сколочного кружева
Для создания вологодского кружева нужно разработать сколок - схему или трафарет узора, которое называется сколочным. По технологии создания бывает двух типов:
- парное - самое сложное. Для него основной узор и фон плетутся одновременно, парой, позволяя получать длинные полосы кружев, которые затем отмеряли и разрезали. При создании кружева такого типа число коклюшек достигает до 300 пар;
- сцепное - основные элементы узора выполняются в виде тесемки, называемой «вилюшкой», а затем соединяются между собой вязальным крючком, образуя решетку. Число пар коклюшек колеблется в среднем от 6 до 12.
Сцепное кружево
Техника плетения
Для создания качественного изделия нужно тщательно и ответственно пройти все стадии создания кружева. Краткий перечень этапов:
- Самым первым этапом является создание сколка - рисунка будущего изделия. Это очень ответственный процесс, который доверяют только проверенным мастерам своего дела, профессиональным художникам. Рисунок наносится на картон или плотную бумагу точечно с прорисовкой черточек - зигзагов. Бумагу закрепляют на валике. Валик должен быть плотным, чтобы рисунок крепко прилегал, и изделие получалось ровным и красивым. На сколке точками отмечаются места для накалывания булавок.
- Наматывание нитей (льняных, хлопковых) на коклюшки, при этом они еще и соединяются парами.
- В отмеченных на сколке местах накалывают булавки. Они располагаются в характерных точках узора, служат каркасом.
- Когда готовы булавки и нити, мастерица начинает перебрасывать в руках коклюшки с нитями, тем самым оплетая булавки.
- По мере выполнения рисунка булавки переставляют в другое место.
Сколок для кружевоплетения
Важно! Квалификация мастера должна быть такой, чтобы при взгляде на рисунок (сколок) как на план будущих работ она сразу понимала, сколько потребуется коклюшек, какие техники плетения необходимо применить, будет ли местное утолщение нити. Такой вот инженерный подход необходим для создания уникального узора.
Плетение кружева
Элементы узора
Самый главный узор вологодского кружева - снежинка. Возможно, что именно эти символы вологодской зимы легли в основу кружевной росписи, которую воспроизводят мастера.
Очень часто в работе используют природные, растительные узоры. Когда кружева выполнялись по заказу, кружевница старалась изготовить изделие со смыслом, используя соответствующий узор.
Салфетка с узором из дубовых листочков
Узор с дубовыми листьями означал защиту, укреплял здоровье. Узор в виде колоска привлекал к владельцу кружева достаток и успех.
Кружевная царевна-лебедь
Оперение птиц также служит отличной моделью для украшения: лебедь означает целомудрие, чистоту; птица феникс приносит удачу; павлин часто появлялся на кружевах по заказу знатных особ.
Кружевная кошка
Геометрические узоры, священные храмы, фигуры всадников и девушек в кокошниках, животные (кошки, собаки, олени) - все, что окружает человека, становится узором.
Кружевной трактор
В советское время на кружевах появлялись самолеты, тракторы, космические аппараты. Для пропаганды советского строя использовались даже такие изящные вещи. Очень удачное решение, поскольку вологодские кружева пользовались популярностью во всем мире.
Как нарисовать сколок самостоятельно
Кружево можно не только сплести, но и нарисовать. Простой узор для сколка сможет нарисовать даже ребенок, главное, объяснить основные принципы.
Для самостоятельной работы лучше начать с простого изделия, например, сделать сколок для квадратной салфетки. Для рисунка нужно взять картон, лучше белый, не очень плотный. Рисовать для новичка лучше простым карандашом, затем обвести черной гелиевой ручкой или чернилами. Сколок делается в натуральную величину будущего изделия. Для начинающих мастеров кружевного дела не лишним будет воспользоваться миллиметровой бумагой, на ней узор можно прорисовать более детально.
Сначала следует нанести на лист линию, которая без пересечений образует непрерывный узор. Потом наносится вторая линия, которая повторяет все изгибы первоначальной. Между ними наносят ломаные линии, повторяющие движение коклюшек, и точки, в которые воткнутся булавки.
Сколок бабочки, выполненный своими руками
Кружево называют замороженной песней. Изящные сплетения нитей образуют лирические и нежные образы, в которых отражается душа создателей. Для создания уникального узора нужны сноровка и многолетний опыт, причем начать плетение никогда не поздно!
Название известного на весь мир вологодского кружева пошло от уезда, мастерицы которого сформировали особый тип плетения и характерные, легко узнаваемые мотивы. Изначально кружево плелось в качестве декоративных элементов и оторочек для платьев и постельного белья, после из него стали изготавливать отдельные элементы одежды и домашнего текстиля для столичных модниц. В годы войны мастерицы Вологодской области плели кружево для английской знати. Неоднократно изделия русских мастериц получали высшие похвалы, признания и награды. Способствовали этому уникальные рисунки, техники и качество самих изделий.
История вологодского кружева
("Пыльник" для плетения )
Впервые кружево начали плести на территории Европы. Носившие его представители европейской знати задали модный тон и остальным странам. Докатилась эта мода и до России. Наиболее активно выплетали кружево на территории Вологодской области. Вначале это было подражанием европейским мотивам, которые предпочитали владельцы поместий, но постепенно у мастериц начали вырабатываться собственные мотивы кружевного полотна.
Появилась особая техника, которая за счет получаемого выразительного и фактурного рисунка стала известна на весь мир. Новый способ плетения был изобретен Анфией Брянцевой, которая впоследствии обучила данному ремеслу несколько сотен мастериц.
Вначале XIX века на территории все того же Вологодского уезда была основана фабрика по плетению кружева. Активно занимались данным видом промысла и на дому. К середине столетия число мастериц, плетущих вологодское кружево, составило порядка 40 тысяч человек.
Производство расширялось, и мастера дела появлялись и в других уездах, но мотивы изделий немного отличались. Заметить подобные тонкие нюансы могут только профессионалы.
Элементы промысла
Традиционные изделия, которые плетут в технике Вологодского кружева – это:
- косынки ;
- шарфы ;
- платки ;
- кофты ;
- воротники ;
- салфетки ;
- перчатки и т.д.
Первые образцы вологодского кружева были сплетены из льняных нитей, отбеленных либо суровых. Впоследствии их заменили на более тонкие, хлопковые. Сегодня к ним могут добавляться примеси из синтетических нитей, которые придают кружеву эластичность.
Для нарядного и праздничного кружева в ажурные ленты вплетались нити золотистого либо серебристого цвета.
Техника выполнения
Вологодское кружево плетется также, как и классические кружевные элементы. Для их изготовления берется множество коклюшек с намотанными на них нитями. Число деревянных инструментов может достигать 60 единиц.
Рабочий рисунок с узором в натуральную величину крепится к вращающемуся куфтырю. На набитый тканевый барабан накалываются иголки и уже после мастерицы приступают к непосредственному плетению мотивов.
Отличительная особенность вологодского кружева – это наличие плетеного фона и ленточного рисунка. Последний смотрится как одна широкая линия и является основным изображением на кружеве. Изделия, плетеные в данной технике получаются фактурными и напоминают полотна гипюра, только лучшего качества.
Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство — таково его художественное своеобразие.
Вологодское кружево обладает особой самобытной красотой. На развитие орнаментального искусства кружева большое влияние оказали узоры резьбы по дереву, орнаменты ткачества, старинные вышивки. Особенно ажурная вышивка «вологодское стекло» с разнообразными «снежинками» и «паучками» на сквозных фонах.
Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0Эта вышивка в основном бытовала в Вологодском уезде, и именно на этой территории промысел развивался особенно интенсивно. Орнамент вологодского кружева характеризуется мягко-изогнутыми плавными линиями рисунка, он всегда графически чёткий, ритмичный и может состоять из геометризированных фигур или растительных обобщенных форм.
Маниту , GNU 1.2
Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик, коклюшки, можжевеловые или березовые булавки, узор. Типичный материал для вологодских кружев - лён, отбеленный или суровый.
В XVII кружевницы осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью.
Немного истории
Вологодское кружевоплетение восходит к 16-17 вв., но как промысел существует с первой четверти XIX века. Изначально считается, что кружево зародилось в Европе, а наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия.
Маниту , GNU 1.2
По официальным исследованиям (С. А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву.
И. Мартынов, Н. Черкасов , CC BY-SA 3.0
И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам.
Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.
В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 году - 40 000. В 1928 году в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц. В 1930 году был создан Вологодский кружевной союз. В 1935 году - художественная лаборатория при Вологодском кружевосоюзе.
Semenov.m7 , CC BY-SA 3.0
В 30-е годы XX века в кружеве появились изображения, отражающие советскую действительность. В 1960 году организовано Вологодское кружевное объединение «Снежинка».
3 ноября 2010 года в Вологде, в здании бывшего Госбанка на Кремлёвской площади, 12, открылся Музей кружева. Общая площадь музея составляет 1400 м², а экспозиционная - 600 м². В основной экспозиции представлены более 500 предметов, рассказывающих об основании и развитии этого традиционного художественного промысла Вологодчины.
Фотогалерея
Полезная информация
Волого́дское кру́жево
Отделка к платьям и белью
Начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским.
До 40-х гг. прошлого века преобладало мерное кружево для отделки белья, позднее основными стали штучные изделия - дорожки, салфетки, нарядные съёмные детали женской одежды - воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки и перчатки.
Также кружевами украшали и до сих пор украшают платья, скатерти, салфетки и мебель.
Элементы узора
Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой».
Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных «насновками» в виде звёздочек и розеток.
В растительных узорах преобладают мотивы из гибких ветвей с петлеобразными листьями, трилистниками, круглыми или вытянутыми лепестковыми и лапчатыми цветами, веерообразными мотивами, подковообразными фигурами.
Расположение узоров
Узоры на изделиях обычно располагаются по окружности широкими каймами со свободной или заполненной орнаментом серединой, идут по периметру изделия, собираются в полосы разной ширины, могут быть распределены по всему ажурному фону.
Композиции часто строятся из зеркально симметричных мотивов, придающих кружеву строгость и особую статику. Отличительной чертой вологодского кружева является большое разнообразие фоновых решеток.
Орнамент
Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон.
Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора.
В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки.
Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.
Вологодский музей-заповедник
Ознакомиться с экземплярами вологодского кружева можно в Вологодсоком музее-заповеднике, Вологодском музее кружева, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, а также в музее кружевной фирмы «Снежинка».
Награды
Вологодские кружева неоднократно получали на выставках высшие награды: золотую медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году, Гран-при в Париже в 1937 году, золотую медаль в Брюсселе в 1958 году Тогда же, на выставке в Брюсселе, был отмечен высшей наградой Гран-при кружевной вологодский занавес «Русские мотивы».
1. ВОЛОГДА - ГОРОД КРУЖЕВНОЙ.
Вологда (ровесница Москвы) основана в 1147 году в 450 км к северу от российской столицы и расположена на обоих берегах реки Вологда, давшей имя будущему городу. «Вологда» можно перевести с угро-финского как «белая (чистая, прозрачная) вода».
Путь на Вологду из Москвы лежит через Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов-Великий, Ярославль и Данилов. Двигаясь далее на север, можно добраться до знаменитых Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей.
В Вологде известно более двухсот памятников истории, архитектуры и культуры. Забавно, что сохранившиеся деревянные дома часто украшены резьбой и декоративными элементами, напоминающими деревянное кружево.
На фото: Деревянное здание вологодской библиотеки. Фото 2013 года.
2. КАКОЕ ОНО, ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО?
Главным отличительным признаком Вологодского кружева является хорошо узнаваемый крупный узор, выплетаемый утолщённой нитью (сканью) в виде плавно изгибающейся («виляющей») ленты-полотнянки. Широкие ленты чередуются с участками прозрачного узорчатого плетения.
Часто используется орнамент растительного происхождения. Скань обычно белая, реже цвета неотбелённого льна или черная. Для создания рисунка используются изображения вееров, гребешков, цветов, деревьев, птиц.
Различают два вида Вологодского кружева. В первом случае элементы крупного основного рисунка из «полотнянки-вилюшки» примыкают друг к другу. Незначительные пустоты между ними заполняют косые диагональные сетки.
Во втором, более распространённом варианте, прозрачные участки с решётками из «паучков», насновок и плетешков играют не менее важную роль, чем основной рисунок, оттеняя и подчёркивая его динамичные изгибы.
3. КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ?
Для плетения Вологодского кружева потребуется плотно набитый цилиндрический валик-подушка ("куфтырь"), наполненный сеном, соломой, опилками и т.д., технический рисунок кружева на плотной бумаге («сколок»), коклюшки (вытянутые деревянные «катушки» особой формы с нитью) и комплект булавок.
Сначала сколок-рисунок закрепляется на валике. В элементы рисунка на бумаге втыкаются булавки. Кружевница перекладывает из руки в руку коклюшки с натянутыми нитками, обвивая закрепленные в точках рисунка булавки. По мере завершения элемента кружева, булавки переставляются в следующие точки рисунка.
По технике плетения различают численное, парное и сцепное кружево.
Численое кружево - самое простое. Выполняется даже без использования рисунка небольшим количеством коклюшек.
Парное - самое сложное вологодское кружева плетется по сколку большим количеством пар коклюшек - до нескольких сотен пар! Как в них можно не запутаться, непосвящённому зрителю совершенно непонятно... При его изготовлении, фон и узор выплетаются одновременно.
Сцепное вологодское кружево требует не более 6...12 пар коклюшек (что очень облегчает жизнь мастерицы). Готовые элементы сплетают («сцепляют») между собой при помощи, например, вязального крючка. Таким способом создают огромные скатерти или панно, над которыми одновременно работают десятки мастериц.
4. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.
Считается, что слово «кружево» образовано от слова «окружать», т.е. украшать по кругу края текстильных изделий декоративной отделкой.
Техника кружевоплетения появилась в Вологодской области не позднее XVII века и была заимствована у кружевниц Италии и Фландрии (территория современных Нидерландов, Бельгии и Северной Франции).
В качестве самостоятельного промысла возникновение Вологодского кружева относят к началу XIX века. Примерно в это время в ряде помещичьих усадеб Вологодчины местные мастерицы начали плести ажурные украшения к одежде, подражая европейским кружевницам.
В крупных усадьбах создавались целые «кружевные фабрики», производившие продукцию для поставки в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города.
Постепенно техника кружевоплетения перенеслась и в крестьянские семьи, превратившись в народный художественный промысел.
Перед революцией в Вологодской губернии насчитывалось около 40"000 кружевниц.
5. МУЗЕЙ ВОЛОГОДСКОГО КРУЖЕВА.
В 2010 году в особняке Сорокина-Брянчанинова (XVIII в.) с выходом на Кремлёвскую площадь, был открыт Музей кружева.
В экспозиции музея наглядно представлены все этапы зарождения и развития кружевоплетения Вологодского края и мировые тенденции развития этого промысла с конца XIX по начало XXI века.
В августе 2013 года на пути в Ферапонтово мы на несколько дней остановились в Вологде. Одним из первых посетили Музей кружева с его богатейшей коллекцией знаменитого Вологодского кружева и тончайших европейских кружевных изделий с золотыми и серебряными нитями.
Фотографировать в Музее кружева было запрещено, поэтому сделать памятные фото и познакомиться с работой кружевниц нам посчастливилось только в салоне-магазине кружевной фирмы «Снежинка».
В 2015 году вологодский Музей кружева по отзывам посетителей экспозиции вошел в десятку лучших музеев России.
Ознакомиться с работами вологодских кружевниц можно и в Москве, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства,
6. ВЫСТАВКИ И НАГРАДЫ
Вологодские кружевные изделия не раз получали первые места на международных выставках в Париже и Брюсселе.
Неоценимый вклад в сохранение традиционных и создание новых узоров для кружев внесла потомственная кружевница Вера Дмитриевна Веселова (1919-2006), работавшая долгое время главным художником кружевного объединения «Снежинка», а также её дочь, Надежда Валерьевна.
Отрадно отметить, что на Выставке-ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья-2017. Зимняя сказка» в московском Экспоцентре на Красной Пресне в декабре 2017 года вологодцы снова оказались на высоте.
По итогам конкурса в рамках выставки, кружевной зонт работы вологжанки Нины Сумароковой, студентки Губернаторского колледжа народных промыслов, занял почётное третье место.
7. КРУЖЕВО В ПОДАРОК.
Хотите подарить необычный подарок ручной работы, профессионально выполненный в лучших традициях народных художественных промыслов? Не тот, дискредитировавший себя "hand made", грубо изготовленный неумелыми руками и продающийся в местах скопления туристов по всему миру.
Подарите настоящее изделие из Вологодского кружева, выплетенное руками кружевниц на тихонько постукивающих деревянных коклюшках, точно так, как делали это их бабушки, и прабабушки...
В интернет-магазине ООО Вологодская кружевная фирма «Снежинка» ценовой диапазон подарков из кружева очень широк: можно приобрести кружевной воротничок за 2"640 руб, а можно купить жакет-болеро «Тюльпан» ручной работы за 170"000 руб.
Более того, можно включить фантазию и заказать изделие со своими пожеланиями и получить, к примеру уникальное кружевное панно с логотипом вашей компании.
В сувенирных магазинах при музеях иногда можно найти небольшие, но очень выразительные фрагменты или законченные изделия из Вологодского кружева ручной работы, размещенные на контрастном фоне в рамочке под стеклом.
Выбирайте, заказывайте и дарите дорогим вам людям настоящее!
8. ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО - НМПТ №3.
ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО
Номер заявки: 93042565
Дата государственной регистрации: 25.05.1994
Указание товара:
Кружева, занавеси, покрывала, салфетки, скатерти, дорожки, полотенца, воротники, вставки, жилеты, блузы, манишки, косынки, манжеты, манто, пелерины, шарфы, галстуки, палантины, накидки, перчатки, платья-фартуки, шали, костюмы, жабо, закладки для книг кружевные. Вологодское кружево обладает высокой художественностью, выразительностью форм, строгим ритмом, декоративным богатством и совершенством техники исполнения. Для изготовления кружева используют льняные, шелковые, металлические, хлопчато-бумажные нити. В вологодском кружеве используются два вида техники плетения: парное и сцепное. Наиболее характерные узоры вологодских парных кружев строятся из повторяющихся в спокойном ритме четких, простых геометрических форм. Узоры кружев состоят из вписанных в ромбические формы прозрачных паучков, различных решеток, сеток, которые сочетаются с треугольниками или зигзагообразными мотивами более плотного плетения. Встречаются также круглые, реже овальные формы, заполненные звездочками, розетками, цветочными венчиками. В орнаменте вологодских сцепных кружев представлены старинные характерные мотивы: цветы с пятью и семью лепестками, крупные многолепестковые цветы, похожие на подсолнечники, и цветы, заключенные в круг или овал, листья разнообразной формы - то скромные трехлистники, то большие, напоминающие папоротник. Для вологодского кружева характерна и тема зимы, зимнего леса, снежинок. Рисунок кружева выполняют плотной полотнянкой со сканью или без нее, часто полотнянка переходит в сетку, что придает рисунку легкость, ажурность. Узоры вологодского кружева имеют плавные, мягко изогнутые линии, симметрично расположенные мотивы или раппопортно повторяющиеся элементы. Растительные, цветочные композиции или сюжетные сцены четко выделяются на легком ажурном фоне плетешковых решеток, отвивные петельки придают кружеву воздушность, а плотные насновки и паучки создают декоративность. Богатейшие орнаментальные традиции северного края способствовали формированию своеобразного изобразительного языка вологодского кружева. Вологодское кружево отличает особая элегантность, поэтическая образность, удивительная пластика орнаментов и их напевность.
СВИДЕТЕЛЬСТВО 3/2
Номер регистрации наименования места происхождения товара: 3
Номер свидетельства на право пользования: 3/2
Номер заявки: 200672522
Дата регистрации: 02.07.2007
Дата истечения срока действия свидетельства: 01.09.2016
Наименование места происхождения товара:
ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО
Обладатель свидетельства:
Закрытое акционерное общество Вологодская кружевная фирма "СНЕЖИНКА", 160012, г. Вологда, ул. Козленская, 119-а (RU)
Указание товара:
Кружева
г. Вологда
Продление срока действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара
Обладатель(и) свидетельства:
Общество с ограниченной ответственностью Вологодская кружевная фирма "Снежинка", 160012, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Козленская, д.119, корп.А (RU)
Дата, до которой продлен срок действия свидетельства: 01.09.2026
Дата внесения записи в Государственный реестр: 17.02.2017
СВИДЕТЕЛЬСТВО 3/3
Номер государственной регистрации: 3
Номер свидетельства: 3/3
Номер заявки: 2012743898
Дата государственной регистрации: 14.02.2014
Дата истечения срока действия свидетельства: 06.12.2022
Наименование места происхождения товара:
ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО
Обладатель(и) свидетельства:
Общество с ограниченной ответственностью "Вологодская кружевница", 160012, Вологодская область, г. Вологда, Советский пр-кт, 135Б (RU)
Указание товара:
Кружева, кружевные изделия
Указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта):
город Вологда
По вопросам регистрации НМПТ обращайтесь
к патентному поверенному РФ, рег. № 498