Якутский национальный праздник ысыах. Ысыах: Осуохай размером с олонхо, конкурс "обжор", живые шахматы и джаз
10:13 - 21.6.2019 / 2081 просмотр
Ысыах - праздник, который всегда со мной… Хотя эти слова были сказаны великим человеком в другое время и совершенно по иному поводу, мне кажется, они больше всего подходят к обозначению летнего якутского национального праздника. Каждый человек, считающий себя якутом, именно так определяет для себя ысыах. Люди отмечают встречу с жарким летом, Солнцем, с первой зеленой сочной травой. Как ни трудна и скоротечна жизнь, а есть в ней, к счастью, такие прекрасные национальные праздники, интерес к которым проявляют не только саха, но и представители разных народов, живущих в Якутии.
В новейшей истории республики одни праздники возвращаются, другие, как некогда кумачовые октябрьские, меняют свой статус и значение. Вот и с одним из самых символических национальных праздников – ысыахом – жизнь обошлась как с человеческой судьбой: и запрещали его, и воскрешали в несколько искаженном виде, но он вопреки политическим поветриям возвращался на Землю олонхо, не теряя своего победного народного духа.
Беды-напасти мимо нас прогони!
Официально День национального праздника Ысыах был введен Указом первого президента республики Михаила Николаева 21 июня 1991 года. А впервые широко он был отмечен 29-30 июня того же года на поле республиканского ипподрома. Как сейчас помню, стояла замечательная погода, вовсю сияло солнце. Народу собралось, как говорится, яблоку упасть негде. И это легко объяснимо. Республика только что приняла Декларацию о государственном суверенитете, царила эпоха крутых демократических преобразований…
В круг тюсюлгэ вошел алгысчыт в белой одежде. Кроме всего, текст его обращения к божествам был таков:
Горе-злосчастье от нас отврати,
Грязь-нечисть не допускай,
Беды-напасти мимо нас прогони!
Несметным богатством своим
Нас, бедных, не обделяй,
Несчастных одаривать не забывай!
Благодатью изобилия
Благодарных нас не лишай,
Счастье-долю не уменьшай!
Обращение к всевышним закончилось троекратным возгласом «Уруй!». Затем по древней традиции по кругу пустили чорон с освященным кумысом. И что примечательно, кумыс должны попробовать все, за исключением тех, кого «изобличили в воровстве и лжесвидетельстве».
Осуохай размером с олонхо
«Обновление года начинается с ысыаха, с воцарением на земле богини плодородия Айыысыт, – говорит кандидат исторических наук Римма Васильева. – Недаром считалось, что Ийэ-кут человека начинает жить именно весной, ведь только Айысыыт соединяет все его три души – «Ийэ-кут» (мать-душу), «Буор-кут» (землю-душу) и «Салгын-кут» (воздух-душу) – в единое целое. Кстати, некоторые исследователи излагают интересную версию, что от словосочетания «ийэ-кут» произошло название народа саха…
Начавшийся с вечера круговой хоровод осуохай, движущийся по ходу главного объекта поклонения ЮрюнгАйыы тойона – божества Солнца и тогда, и нынче, как в древние времена, продлится до утра, до самого восхода. Знаменитый запевала осуохая, знаток фольклора и народный хореограф Сергей Зверев – Кыыл Уола (Сын Зверя) говорил, что настоящий осуохай удается завершить в течение двух суток. Получается танец, объем которого равняется олонхо…
Якуты – народ скотоводческий, как и большинство тюркских народов, поэтому ысыах – якутский Новый год – проходил в день летнего солнцестояния 21 июня. Это все связано, безусловно, с древней историей якутского народа, его языческими верованиями. Летний ысыах оставался главным праздником, точкой отсчета Нового года…»
Бросить кочергу в огонь
Существуют определенные поверья, связанные с праздником. Так, если кто-нибудь в этот день рассердится или разозлится, то будет сердиться и злиться целый год. Если кто-то плотно поест, хотя бы и ел до этого мало, будет целый год чувствовать себя сытым.
Обилие трапезы на ысыахе должно было магически повлиять на благосостояние скотоводов в начавшемся году, процветание в будущем, богатый урожай, приплод скота. Употребление кумыса, в данном случае ритуального напитка, представляло собой приобщение всей семьи к тем силам и способностям, которые приписывались богатырскому напитку.
Ысыах всегда связан с добрым началом, светлым, радостным в жизни. Не случайно во время праздника символическая борьба двух юношей, олицетворяющих собой старый и новый год, заканчивалась победой последнего, всегда облаченного в белую одежду. В предпраздничных представлениях нашло свое отражение магическое действие – ломать старое, чтобы давать дорогу новому. К ысыаху якуты старались заменить предметы домашнего обихода, старые сжигали. Или бросали старую кочергу в огонь, чтобы старый год уехал на ней, как на коне.
Если европейские народы ставят на Новый год елку, то в Якутии эквивалентом была молодая березка – символ обновления, нежности, украшенная салама – разноцветными лоскутками.
Конечно, на Новый год обычно все гадают. У якутов ведущий ысыаха подбрасывал жертвенную ложку вверх, если она падала передней стороной кверху, то предсказывала будущее изобилие, процветание. По легендам данный вид гадания был впервые проведен предком якутов Эллеем, когда он совершил обряд кропления кумысом божествам и духам местности, открывая свой первый ысыах…
Сегодня ты играешь джаз…
Бытовали в старину и другие гадания и игры. Например, было такое популярное шутливое соревнование «обжор» – кто быстрее съест карася, при этом не поперхнется рыбной костью, или кто больше выпьет топленого масла. Бывали такие специфические таланты, которые могли выпить целое ведро. И слава о них шла по всем наслегам, как и о знаменитых силачах, победивших в хапсагае.
Как свидетельствуют архивы, в 1926 году на городском ысыахе впервые были проведены шахматные игры «живьем». Роль фигур играли комсомольцы, облаченные в белые и черные рубашки. А в 1934 году на ысыахе впервые прозвучал … джаз! Ансамбль был создан ленинградскими студентами, сосланными в Якутск по обвинению в троцкизме.
В первые годы войны была страшная засуха. Бедствие продолжалось почти всю войну. Старики говорили, что такая засуха выпадает раз в сто лет. Но в те же годы случился небывалый набег зайцев и для поддержки жителей обком партии вынес постановление не ограничивать охоту. Люди спасались заячьим мясом с похлебкой, заправленной сосновой и лиственничной заболонью. Было не до ысыахов. И все же в 1944 году, когда в воздухе уже витал привкус Победы, национальный праздник возобновили.
В приснопамятном 1986 году празднование ысыаха по районам пытались запретить. Под запретом оказался и осуохай, как отживший вид фольклора. Но ничто не властно над силой народного духа. История все расставила по своим местам…
Незаурядный День
«Прекрасно помню, как прошел первый массовый Ыhыах Туймаады на ипподроме, – вспоминает доктор филологических наук, профессор СВФУ имени М.К.Аммосова Гавриил Филиппов. – Предание говорит о том, что с тех пор как первопредок якутов Эллэй начал справлять ысыах и преподносить божествам Айыы белую пищу в виде кобыльего кумыса, стало множиться его богатство, расти табуны лошадей и стада коров, его род стал распространяться по всей Якутии. Пусть же и в наши дни священный праздник ыhыах распространяется по всей якутской земле, объединяя и радуя каждого…».
Это был всегда и есть прекрасный День, который никак не может считаться заурядным, обычным или ненужным. Даже в самые тяжелые военные годы, при всей бедности и нищете и великого горя вокруг, все равно этот день считался светлым, началом лета и все мольбы были о согласии, о мире, будущем добром житье.
В этом празднике есть очень глубокий смысл, притягательный для меня. Ысыах является днем единения, дружбы, доброжелательства людей. И исторически так сложилось, что вместе с щедростью летней природы души людей наполняются силой общения, дружбы, объединения. Чудный праздник!
Ысыах для Иохельсона
Искусствовед, профессор Зинаида Иванова-Унарова установила, что участник Джузеповской Северо–Тихоокеанской экспедиции Владимир Иохельсон приехал из Среднеколымска в селение Чурапча 5 мая 1901 года, чтобы успеть вернуться в Якутск до вскрытия Лены. Когда он рассказал местным жителям, что собирает материал для далекой Америки, где интересуются традиционными праздниками и обычаями народа саха, специально для него был устроен праздник Ысыах, во время которого Иохельсон сделал много ценных фотографий, которые мы предлагаем вашему вниманию.
Первая мысль заключалась в том, что сравнить туристическую Якутию и Италию нельзя в принципе. Как нельзя сравнить впечатления от пляжного отпуска в пятизвездочном отеле на Сейшелах и восхождение в кошках на Эверест с проживанием в альпинистских палатках в условиях недостаточности кислорода. На втором этапе мой пытливый ум пришел к заключению, что все-таки сравнение возможно, если найти какие-то критерии. Ну, например, развитость туристической инфраструктуры. Но в этом случае Италия кладет Якутию на лопатки с первого же удара на первой секунде тайма: в Италии, мировом туристическом центре, туризмом все живет и дышит, неведомым образом итальянцы умеют каждый метр своей земли превратить в туристическую курочку, несущую золотые яички. В Якутии все не так. Вот, например, местные туристические агентства на своих сайтах применяют следующие формулировки: «При поездке к достопримечательности N будьте готовы к некоторым бытовым неудобствам, потому что, к сожалению, пока туристическая инфраструктура Якутии еще не до конца развита». Под фразой «не до конца развита» я бы написал открыто и прямо: ее здесь нет в принципе. А те зачаточные туристические услуги, которые начали появляться, стоят таких колоссальных денег, что вы, безусловно, после недолгих раздумий отправитесь в Италию.
И все-таки в случае с туристической Якутией мы имеем дело с некоторым чудом. Во-первых, несмотря на все это, вопреки всем законам физики и экономики, туристы здесь есть, и они готовы платить, причем очень большие деньги. Во-вторых, в Якутию тянет лично меня, и я туда непременно намерен вернуться. Думаю, вот почему.
Ысыах
С начала 1990-х годов Ысыах сильно изменился. Вместо местечкового праздника он стал колоссальным по своим размахам и масштабам мероприятием международного уровня. Ысыах отмечается два дня в окрестностях Якутска, причем главная часть приходится на время рассвета, когда тысячи участников праздника становятся в единый хоровод осуохай и молятся солнцу. Ысыах посещают официальные делегации из центра и других стран, он собирает больше сотни тысяч человек. На Ысыах съезжаются якуты и северные народы со всего региона, со всей России и из всех остальных стран мира. Здесь можно увидеть национальные танцы, послушать песни, поводить хороводы, научиться играть на хомусе, принять участие в состязаниях в национальных видах спорта (перед профессиональными спортсменами у вас шансов нет), примерить исторические наряды, пройти обряды, побеседовать с шаманами, познакомиться в неформальной обстановке с самыми влиятельными людьми Якутии и попробовать национальные блюда.
Так получилось, что на Ысыах я попал на девятом месяце кругосветного путешествия и увидел здесь то, что видел за весь путь только единожды на границе Мексики и Гватемалы, в общине индейцев майя в деревне Чамула. И вот что это: люди, собравшиеся на крупное мероприятие, делали это не ради туристов и, следовательно, не ради денег - они делали все это для себя, по-настоящему. На Ысыахе я увидел не фестиваль, а грандиозный религиозный обряд, вокруг меня более сотни тысяч людей искренне молились огню, дыму и солнцу и заклинали природные силы на успешный будущий год. Здесь собрался весь Якутск в национальных якутских костюмах. Здесь собрался другой, параллельный мир северных народов России и показал всю красоту своей культуры.
Впрочем, все это очень сложно передать, и намного лучше увидеть своими глазами. Поэтому вот несколько советов по планированию поездки на Ысыах.
Природа
Если вы много летаете, то подтвердите мое наблюдение: большая часть нашей планеты из окна иллюминатора стала представлять достаточно скучное зрелище: ровные квадраты полей да прямые линии улиц городов. Если бы не облака, горы и изрезанные линии морских побережий…
На Дальнем Востоке в целом и в Якутии в частности все не так. Пока еще не так. Якутия занимает одно из первых мест в мире среди регионов с наименьшей плотностью населения: в 2018 году этот показатель составил 0,3 человека на квадратный километр. Для примера: в Москве этот показатель составляет 4 883,43. Все это видно уже из окна иллюминатора: вы летите несколько часов над тайгой, горами и реками и не видите ни одного поселения. Нетронутая природа, как ее видели мамонты. Рай интроверта, в котором хочется остаться навсегда. Вот на берегу этой реки. На склоне этой снежной вершины.
При планировании поездки в Якутию я настоятельно рекомендую вам оставлять как можно меньше времени на пребывание в городах. Смотреть в Якутске, на мой взгляд, решительно нечего. Кроме того, вопреки многим мифам о чистоте дальневосточных городов, воздух здесь достаточно тяжелый - город ездит на старых иномарках из Китая, Японии и Кореи, которые сильно коптят и чадят. Туристическая ценность Якутска близка к нулю, особенно если вы опытный путешественник. Чего не скажешь о природе, которая начинается прямо за Якутском и дальше тянется на тысячи километров. В этой бесконечной тайге раскиданы невероятные природные чудеса.
Ленские столбы
Это визитная карточка туристической Якутии и огромный заповедник вверх по течению Лены. Огромные острые скалы, возвышающиеся на сотни метров вверх над Леной, - завораживающее зрелище. Добраться до Ленских столбов можно тремя способами. Самый скучный и дорогой - на вертолете. Самый комфортный - на речном круизном лайнере, идущем к столбам два-три дня, стоимость - 7–15 тысяч рублей за человека в зависимости от класса каюты. На круизном теплоходе вы сможете выйти на палубу, накинуть плед и наблюдать за исполинами-столбами за бокалом вина. Впрочем, если вам не повезет, все это будет под музыку Григория Лепса или Софии Ротару.
Самый, на мой взгляд, интересный способ - на катере, который можно заказать у местных крестьян. С катером можно добраться до Ленских столбов одним днем, а главное, останавливаться везде на пути, где вы только ни пожелаете. Этот способ не рекомендуется людям с неразвитым вестибулярным аппаратом и тем, кто боится быть окаченным с ног до головы ледяной водой где-то посреди Лены в тайге. Стоимость - от 15 тысяч рублей за сутки.
По договоренности с администрацией заповедника здесь можно встать с палаткой на пару дней в специально отведенном месте. Всю еду необходимо взять с собой.
Нетающее озеро Булуус
Вы едете сотню километров через тайгу по резкоконтинентальному якутскому зною под 30 градусов (поверьте, летом здесь жарит похлеще, чем в Сочи) и вдруг в одной из лощин встречаете огромный ледник. Естественный круглогодичный каток. Поверить в это в те самые 30 градусов очень сложно, но это так. Рядом с Булуусом расположена пикниковая зона, где можно провести несколько часов и разбить пикник. Горячих блюд не дают, так что лучше всю еду привезти с собой.
Тукуланы
На берегу Лены посреди тайги возвышается огромная песчаная дюна, очень напоминающая дюны Куршской косы. Как она здесь оказалась и почему только одна - на этот вопрос до сих пор никто не может ответить. Впрочем, задаваться вопросами мироздания не обязательно. В августе, когда Лена достаточно прогревается (градусов до 18–20), Якутск съезжается сюда купаться в Лене.
Лена
Лена на широте Якутска по размаху сравнима с Волгой. Огромная великая река. По побережью Лены стоят редкие деревни, рядом с которыми есть базы отдыха. Сервиса в них вы не найдете, но найдете ночлег, медитативную тишину и те самые 0,3 человека на квадратный километр. Еще вы найдете там таежных комаров, от которых сами якуты издревле придумали лишь один способ защиты - жечь конский навоз в рядом стоящем ведре и омахиваться конским хвостом. Репелленты вам вряд ли помогут, но все-таки возьмите с собой пару десятков.
Вечная мерзлота
Большая часть России стоит на вечной мерзлоте, но мало кто знает, что это. Визит в Якутию - прекрасная возможность пополнить свои знания. В Якутске прорублено две шахты, одна из которой принадлежит Институту мерзлотоведения РАН, а вторая - Музею мерзлотоведения. В музее вам на входе предложат надеть теплый тулуп, шапку и валенки и отправиться в царство вечной мерзлоты.
Еда
Якутская кухня очень экзотична. В Якутии обязательно нужно попробовать оленину (рекомендую ресторан «Махтал» в историческом районе города), жеребятину, строганину и кумыс. Единственное, если вы пробуете этот вид мяса впервые, начните с небольших порций, так как ваш желудок может нечто новое и неизведанное не принять. Кроме того, благодаря соседству с Леной здесь огромный выбор рыбы. Главный якутский рыбный специалитет - якутский чир, который, на мой взгляд, намного превосходит по своим вкусовым качествам байкальский омуль (вылов которого, впрочем, все равно теперь запрещен).
Сколько стоит? Из-за перелета и стоимости экскурсионных услуг отдыхать здесь дорого. Около 200 тысяч рублей на 10–14 дней на двоих.
Когда ехать? В середине июня с целью попасть на Ысыах.
Как планировать отдых? Во время поездки постарайтесь минимум времени проводить в городе и максимальное - на природе.
Что есть? Строганину, оленину, жеребятину, кумыс, якутский чир.
Что привезти домой на память? Якутский чир.
Якуты являются коренным населением Республики Якутия (Саха) и самым крупным из всех коренных народов Сибири. О предках якутов было впервые упомянуто в 14 веке. Предки современных якутов - кочевое племя курыканов, которые до XIVвека жили на территории Забайкалья. Пришли они туда из-за реки Енисей. Якуты делятся на несколько основных групп:
- амгинско-ленские, проживают между рекой Леной, на прилегающем левобережье реки, между нижним Алданом и Амгой;
- олёкминские, заселяют территории в бассейне Олёкмы;
- вилюйские, живут в бассейне Вилюя;
- северные, проживают в тундровой зоне бассейнов рек Колыма, Оленёк, Анабар, Индигирка и Яна.
Самоназвание народа звучит как саха , во множественном числе сахалар . Есть и старинное самоназвание уранхай , которое еще пишется ураанхай и ураангхай . Эти названия и сегодня используются в торжественных речах, песнях и олонхо. Есть среди якутов сахаляры - метисы, потомки смешанных браков между якутами и представителями европеоидной расы. Это слово нельзя путать с вышеупомянутым сахалар .
Где живут
Основная часть якутов проживает в Якутии, на территории России, некоторая часть живет в Магаданской, Иркутской областях, Красноярском и Хабаровском краях, в Москве, Бурятии, Санкт-Петербурге и на Камчатке.
Численность
На 2018 год численность населения республики Якутия составляет 964 330 человек. Почти половина всей численности приходится на центральную часть Якутии.
Язык
Якутский на ряду с русским является одним из государственных языков Республики Якутии. Якутский относится к тюркской группе языков, но значительно отличается от них лексикой неясного происхождения, которая, возможно, относится к палеоазиатской. В якутском много слов монгольского происхождения, древних заимствований и русских слов, которые появились в языке после того, как Якутия вошла в состав России.
Используется якутский язык в основном в быту якутов и их общественной жизни. Владеют этим языком эвенки, эвены, долганы, юкагиры, русское старожильческое население: ленские крестьяне, якутяне, походчане и русскоустьинцы. Используют этот язык на территории Якутии в делопроизводстве, на нем проводятся мероприятия культурно-массового характера, издаются газеты, журналы, книги, ведется радиовещание и телевизионные программы, есть интернет-ресурсы на якутском языке. В городе и сельских местностях на нем ставят постановки. Якутский является языком древнего эпоса олонхо.
Распространено среди якутов двуязычие, 65% свободно говорят на русском. В якутском языке существует несколько групп диалектов:
- Северо-Западная
- Вилюйская
- Центральная
- Таймырская
В якутском языке сегодня используется алфавит на основе кириллицы, в нем есть все русские буквы и еще 5 дополнительных, а также 2 комбинации Дь дь и Нь нь, применяется 4 дифтонга. Долгие гласные звуки на письме обозначаются удвоенными гласными буквами.
Характер
Якуты очень трудолюбивые, выносливые, организованные и упорные люди, обладают хорошей способностью приспосабливаться к новым условиям жизни, переносить трудности, невзгоды и голод.
Внешность
У якутов чистой расы овальная форма лица, широкий и гладкий, невысокий лоб, черные глаза с чуть скошенными веками. Нос прямой, часто с горбинкой, рот большой, зубы крупные, скулы умеренные. Цвет лица смуглый, бронзовый или изжелта-серый. Волосы прямые и жесткие, черного цвета.
Одежда
В национальном костюме якутов сочетаются традиции разных народов, он отлично приспособлен для сурового климата, в котором живет этот народ. Это отражается в крое и оформлении одежды. Состоит костюм из кафтана с поясом, кожаных штанов и меховых носков. Рубахи якуты подпоясывают ремешком. Зимой носят сапоги из оленьей кожи и меха.
Главный орнамент одежды, это цветок лилии-санданы. В одежде якуты стараются сочетать все цвета года. Черный - это символ земли и весны, зеленый - лето, коричневый и красный - осень, серебряные украшения символизируют снег, звезды и зиму. Якутские узоры всегда состоят из разветвленных непрерывных линий, которые означают, что род не должен прекращаться. Чем больше у такой линии ответвлений, тем больше детей у человека, которому принадлежит одежда.
В пошиве верхней одежды использован разношерстный мех, жаккардовый шелк, сукно, кожа и ровдуга. Украшается костюм бисером, орнаментными вставками, металлическими подвесками и украшениями.
Бедняки шили нательную и летнюю одежду из тонкой замшевой кожи, богатые носили рубахи из китайской хлопчатобумажной ткани, которая была дорогой и получить ее можно было только путем натурального обмена.
Праздничная одежда якутов более сложного кроя. Стан к низу расширен, у рукавов сборка по окату. Называются такие рукава бууктаах . Облегченные кафтаны имели ассиметричную застежку, щедро декорировались бисерной вышивкой, узкой полоской дорогого меха и металлическими элементами. Носили такую одежду только зажиточные.
Одним из предметов гардероба якутов являются халатообразные изделия, пошитые из ткани дабы с цельнокроеными рукавами. Носили ее женщины в летний период. Шапка якутов похожа на камелек. На верхушке обычно делали отверстие для того, чтоб туда заглядывали луна и солнце. Ушки на шапке означают связь с космосом. Сегодня их принято украшать бисером.
Религия
До того, как Якутия вступила в состав России, народ исповедовал религию Аар Айыы, которая предполагала веру в то, что все якуты являются детьми Танара - бога и родственника 12 Белых Айыы. Они верили, что ребенок еще с момента зачатия окружен духами иччи и небожителями, верили в злых и добрых духов, духов-хозяев и духов умерших шаманов. У каждого рода было животное-покровитель, которого нельзя было называть по имени и убивать.
Якуты верили, что мир состоит из нескольких ярусов, в верхнем главой является Юрюнг Айыы Тойон, в нижнем - Ала Буура Тойон. Духам, которые живут в верхнем мире, в жертву приносили лошадей, тем, кто живет в нижнем мире - коров. Важное место занимал культ женского божества плодородия Айыысыт.
В 18 веке в Якутию пришло христианство, и большая часть коренного населения стала православными христианами. Но массовая христианизация в большинстве была формальной, якуты нередко принимали ее из-за льгот, которые им полагались взамен, и долгое время поверхностно относились к этой религии. Сегодня большинство якутов являются христианами, но распространена и традиционная вера, пантеизм, агностицизм. До сих пор в Якутии есть шаманы, правда, их крайне мало.
Жилище
Якуты жили в урасах и бревенчатых балаганах, которые еще назывались якутскими юртами. С 20 века начали строить избы. Поселения якутов состояло из нескольких юрт, которые располагались друг от друга на большом расстоянии.
Юрты строились из стоячих круглых бревен. Для строительства использовались только мелкие деревья, рубка больших является грехом. Место для постройки должно быть расположено низко и защищено от ветра. Якуты всегда ищут «счастливое место» и не селятся среди больших деревьев, так как считают, что они уже взяли из земли всю силу. При выборе места для строительства юрты якуты обращались к шаману. Часто жилища строились разборными, чтобы было легко их перевозить при кочевом образе жизни.
Двери в жилище расположены с восточной стороны, навстречу солнцу. Крышу покрывали берестой, для освещения в юрте делали много маленьких окон. Внутри расположен камин, обмазанный глиной, вдоль стен стояли широкие лежаки разной формы, отделенные друг от друга перегородками. У входа расположен самый низкий. На высоком лежаке спит хозяин жилища.
Жизнь
Основными занятиями якутов было коневодство и скотоводство. Мужчины смотрели за лошадьми, женщины - за крупным рогатым скотом. Проживающие на севере якуты разводили оленей. Якутский скот был малопродуктивен, но очень выносливый. Издавна среди якутов было известно сенокошение, еще до прихода русских развито было и рыболовство. Рыбу ловили в основном летом, зимой во льду делали проруби. В осенний период якуты устраивали коллективную неводьбу, добыча делилась между всеми участниками. Бедняки, у которых скота не было, кормились в основном рыбой. Специализировались на этой деятельности и пешие якуты: кокулы, онтуи, осекуи, орготы, крикийцы и кыргыдайцы.
Охота особенно была распространена на севере и являлась в этих регионах основным источником пропитания. Охотились якуты на зайца, песца, птицу, лося и северного оленя. С приходом русских в тайге стала распространяться пушная и мясная охота на медведя, белку, лисицу, но позже, из-за снижения численности зверей, стала уже не так популярна. Якуты охотились с быком, за которого прятались, подкрадываясь к добыче. По следу зверей гонялись на конях, иногда с собаками.
Занимались якуты и собирательством, собирали внутренний слой коры лиственницы и сосны, сушили на зиму. Собирали коренья чекана и сарана, зелень: лук, щавель и хрен, занимались сбором ягод, но не употребляли малину, так как считали ее нечистой.
Земледелие якуты заимствовали у русских в 17 веке, и до 19 века это направление хозяйства было развито очень слабо. Выращивали ячмень, редко пшеницу. Широкому распространению земледелия среди этого народа, особенно в Олёмкинском округе, способствовали ссыльные русские поселенцы.
Хорошо развита была обработка дерева, якуты занимались художественной резьбой, раскрашивали изделия отваром из ольхи. Обрабатывали также бересту, кожу и меха. Из кожи производили посуду, из шкур коров и лошадей - коврики, из меха зайца шили одеяла. Конский волос использовали в шитье, плетении и вышивке, ссучивали руками в шнуры. Якуты занимались лепной керамикой, что выделяло их среди других сибирских народов. Была развита в народе плавка и ковка железа, плавка и чеканка серебра, меди и других металлов. С 19 века якуты начали заниматься резьбой по кости.
Передвигались якуты в основном верхом, а грузы перевозили вьюками. Делали лыжи, которые подбивали конским камусом, и сани, в которые запрягали быков и оленей. Для передвижения по воде мастерили берестяные лодки под названием тыы, делали плоскодонные доски, парусные суда-карбасы, которые заимствовали у русских.
В древности коренные народы, проживавшие на севере Якутии, вывели породу собак якутская лайка. Распространена и порода крупных придворовых якутских собак, которая отличается неприхотливостью.
Коновязей у якутов очень много, с древних времен они являются основными составляющими народа, с ними связаны традиции, обычаи, верования и обряды. Все коновязи имеют различную высоту, форму, украшения и орнаменты. Существует 3 группы таких конструкций:
- надворная, в нее входят те коновязи, которые устанавливают у жилища. К ним коней привязывают;
- столбы для проведения религиозных обрядов;
- коновязи, устанавливаемые на главном празднике Ысыах.
Еда
Национальная кухня якутов немного схожа с кухней монголов, бурятов, северных народов и русских. Блюда готовят методом отваривания, сбраживания и заморозки. Из мяса якуты употребляют в пищу конину, оленину и говядину, дичь, кровь и потроха. Широко распространено в кухне этого народа приготовление блюд из сибирской рыбы: чира, осетра, омуля, муксуна, пеляди, хариуса, нельмы и таймени.
Якуты максимально используют все компоненты исходного продукта. Например, при приготовлении карасей по-якутски рыба остается с головой и практически не потрошится. Чешую счищают, через небольшой надрез удаляют желчный пузырь, часть толстой кишки и прокалывают плавательный пузырь. Рыбу жарят или варят.
Все субпродукты используются довольно активно, очень популярен суп из потрошков, кровяные деликатесы, конский и говяжий ливер, который заполняется смесью из крови и молока. Мясо с говяжьих и конских ребер называется в Якутии ойогос. Едят его замороженным или сырым. Из замороженной рыбы и мяса делают строганину, которую едят с острой приправой. Из лошадиной и говяжьей крови делают кровяную колбасу хаан.
В традиционной кухне якутов не используются овощи, грибы и фрукты, употребляются только некоторые ягоды. Из напитков употребляют кумыс и более крепкий койуургэн, вместо чая пьют горячий морс. Из молока коровы готовят простоквашу суорат, взбитые сливки керчэх, густой крем из сбитого с молоком масла, который называется кобер, чохоон - сбитое с ягодами молоком и масло, творог иэдьэгэй, сыр суумэх. Из смеси молочных продуктов и муки варят густую массу саламат. Из квашеного раствора ячменной или ржаной муки делают бурдук.
Фольклор
Древний эпос олонхо передается из поколения в поколение и похож в исполнении на оперу. Это древнейшее эпическое искусство якутов, которое занимает самое основное место в фольклоре народа. Олонхо обозначает эпическую традицию и служит названием отдельных сказаний. Поэмы длиной в 10 000-15 000 строк исполняются народными сказителями, которыми могут стать далеко не все. Сказитель должен обладать ораторским и актерским талантом, уметь импровизировать. На исполнение больших олонхо может уйти 7 ночей. Самое крупное такое произведение состоит из 36 000 стихотворных знаков. В 2005 году олонхо было объявлено ЮНЕСКО «шедевром нематериального и устного наследия человечества».
Народные певцы якутов используют тип горлового пения дьиэрэтии ырыа. Это необычная техника пения, артикуляция которой основана в гортани или глотке.
Самый известный из музыкальных инструментов якутов это хомус - якутская разновидность варгана и струнно-смычкового инструмента. Играют на нем губами и языком.
Традиции
Якуты всегда стремились жить в гармонии с собой, верой и природой, они чтут традиции и не боятся перемен. Традиций и обрядов у этого народа столько, что можно написать об этом отдельную книгу.
Якуты ограждают свои жилища и скот от злых духов, используя множество заговоров, проводят обряды для приплода скота, хорошего урожая и рождения детей. До сегодняшнего дня у якутов существует кровная месть, но ее постепенно заменили на выкуп.
Камень Сат у этого народа считается волшебным, женщинам на него смотреть нельзя, иначе он потеряет свою силу. Находят эти камни в желудках птиц и животных, заворачивают в бересту и заматывают конским волосом. Считается, что с помощью определенных заклинаний и этого камня можно вызвать снег, дождь и ветер.
Якуты являются очень гостеприимными людьми и любят дарить друг другу подарки. Родильные обряды у них связаны с богиней Айыысыт, которую считают покровительницей детей. Согласно мифам, Айыы принимает только жертвоприношения растительного происхождения и молочные продукты. В бытовом современном языке якутов есть слово «аньыы», смысл которого переводится как «нельзя».
В брак якуты вступают с 16 до 25 лет, если семья жениха небогатая и калыма нет, можно невесту украсть, а потом помогать семье жены и тем самым отработать калым.
До 19 века в Якутии было распространено многоженство, но жены при этом жили отдельно от мужа, и каждая вела свое хозяйство. Существовал калым, который состоял из скота. Часть калыма - курум предназначалась для свадебного празднества. За невестой было приданое, которое по своей ценности было равно половине калыма. В основном это была одежда и утварь. Современный калым заменили на деньги.
Обязательный традиционный обряд у якутов - это Благословение Айыы на торжествах и праздниках на природе. Благословения - это молитвы. Самым важным праздником является Ысыах, день восхваления Белых Айыы. При охоте и рыболовстве проводят обряд задабривания духа охоты и удачи Байанай.
С умершими проводили обряд воздушного погребения, подвешивали тело в воздухе. Обряд означал предание покойного свету, воздуху, духу и дереву.
Все якуты почитают деревья, считают, что в них живет дух хозяйки земли Аан Дархан Хотун. Когда восходили на горы, лесным духам традиционно приносили в жертву рыбу и животных.
Во время национального праздника Ысыах проводятся национальные якутские прыжки, международные игры «Дети Азии», которые делятся на следующие этапы:
- Кылыы, 11 прыжков без остановки, начинается прыжок на одной ноге, приземляться надо на обе ноги;
- Ыстанга, 11 прыжков по очереди с ноги на ногу. Приземляться нужно на обе ноги;
- Куобах, 11 прыжков без остановки, во время прыжка с места нужно отталкиваться сразу двумя ногами или приземляться с разбега на обе ноги.
Национальным видом спорта у якутов является мас-рестлинг, в процессе которого соперник должен вырвать из рук соперника палку. Этот спорт был выведен в 2003 году. Еще один вид спорта хапсагай - очень древний вид борьбы у якутов.
Свадьба в Якутии - особенное явление. С рождением в семье девочки, родители, по священной древней традиции, ищут ей жениха и многие годы следят за его жизнью, манерами и поведением. Обычно мальчика выбирают из той семьи, где отцы отличаются крепким здоровьем, выносливостью и силой, хорошо умеют трудиться руками, строить юрты, добывают пропитание. Если отец мальчика не передаст ему все свои навыки, его перестают рассматривать в качестве жениха. У некоторых родителей получается быстро найти жениха для дочери, а у кого-то этот процесс занимает долгие годы.
Сватовство является одним из обычаев и традиций якутов. Родители в назначенный день уходят в дом предполагаемого жениха, а девушке нельзя выходить из дома. Родители беседуют с родителями парня, во всех красках описывают свою дочь и ее достоинства. Если родители парня не против свадьбы, обсуждается размер калыма. К свадьбе девушку готовит ее мать, готовит ей приданое, шьет наряды. Невеста выбирает время свадьбы.
Раньше свадебное платье шили только из натуральных материалов. Сегодня это необязательно, важно только, чтобы наряд был белоснежным и комплектовался тугим поясом. На невесте должны быть обереги для защиты новой семьи от болезней и зла.
Невеста и жених сидят в разных юртах, шаман, мать жениха или отец невесты окуривают их дымом, очищая от всего дурного. Только после этого жених с невестой встречаются, их объявляют мужем и женой, и начинается торжество с застольем, танцами и песнями. После замужества девушка должна ходить только с покрытой головой, ее волосы должен видеть только муж.
Якуты (сахалар) — один из самых многочисленных народов Сибири. По данным переписи 1989 г., их более 380 тыс. человек. Живут они в Эвенкии, в Иркутской области, в Красноярском и Хабаровском краях, но главным образом в Якутии (Республика Саха), на территории которой находится полюс холода нашей планеты. Якутский язык относится к тюркским языкам, входящим в алтайскую языковую семью. Традиционными хозяйственными занятиями якутов являются коневодство, разведение крупного рогатого скота, охота и рыболовство. Современная Якутия — край с высокоразвитой добывающей промышленностью. Главное богатство республики — алмазы.
Праздник кумыса (Ысыах)
Этот праздник отмечают в конце весны или в начале лета. Устраивают его под открытым не-. бом. Люди поют, танцуют, следят за поединками борцов и, конечно же, пьют вкусный напиток, приготовленный из кобыльего молока, — кумыс. Якутское название праздника происходит от глагола «опрыскивать», «окроплять». В прошлом кульминацией Ысыаха действительно был обряд, в ходе которого шаманы кропили кумысом огонь. Совершалось это действо в честь «светлых божеств», к которым у якутов, как у многих других скотоводческих народов, причислялись прежде всего божества плодородия. Не случайно светлым духам жертвовали кумыс. Эта традиция связана с еще одним древним культом — культом коня. В старинных якутских мифах говорится о том, что первым живым существом на земле был конь, от него произошел полуконь-получеловек и только затем появились люди.
«Не забудь накормить огонь!»
«Кормление» огня происходило не только на празднике кумыса. По поверьям, восходящим, по всей вероятности, еще к древнему каменному веку, пламя считалось у якутов олицетворением чистоты. В огонь нельзя было бросать грязные предметы, а перед началом любой трапезы его надлежало угостить. Для этого якуты клали в костер или очаг кусочки пищи, брызгали на огонь молоком. Считалось также, что таким образом люди выражают свое почтительное отношение к «хозяину огня» — Уот-иччитэ.
«Кузнец и шаман — из одного гнезда»
Вернемся на праздник Ысыах. Вспомним, кто в старину совершал возлияние кумыса. Это были шаманы, но не каждый якутский шаман мог приносить жертвы божествам плодородия. Делал это только «айыы-ойууна» — «белый шаман», служитель светлых сил. Наряду с «белыми шаманами», были у якутов «черные шаманы» — так называли посредников между людьми и духами «нижнего мира». К белым и черным шаманам Ш относились в Якутии с равной долей почтения и страха. Такие же чувства испытывали якуты и по отношению к кузнецам. В старину говорили: «Кузнец и шаман — из одного гнезда». Кузнецы считались колдунами у многих народов мира, в том числе и в Сибири. Вероятно, мы сталкиваемся здесь с пережитками все того же древнейшего культа огня: каждый, кто тесно связан с пламенем (а кузница — это всегда пылающий горн), обладает особой магической силой. Что касается якутов, то, согласно их представлениям, кузнец, выковывая железные подвески для шаманского костюма, приобретал особую власть над духами. Существовало в Якутии и такое поверье: духи боятся стука железа и шума кузнечных мехов, духи боятся кузнецов, следовательно, и людям необходимо относиться к ним с уважением и с опаской.
Бай-Баянай и его десять братьев
Помимо культов, связанных с огнем и со скотоводческим хозяйством, у якутов был широко распространен промысловый культ лесного духа Бай-Баяная и его десяти братьев. От Баянаев, считали охотники и рыболовы, зависит удача на промысле, поэтому начинать охоту или рыбалку следовало с их призывания, а заканчивать подношением Бай-Баянаю и его братьям подарков, пусть даже таких скромных, как кусочек жира, брошенный в костер.
Богиня приходит в гости
На празднике кумыса среди светлых божеств, в честь которых кропили кобыльим молоком огонь, была Айыысыт, покровительница женщин. В старину якуты говорили, что именно она дарит детей матерям. Считалось, что богиня помогает женщине во время родов. Для этого она прибывает в дом накануне рождения ребенка. Приезжает Айыысыт, по рассказам пожилых якуток, верхом на лошади с золотыми гривой и хвостом. На богине рогатая шапка, шуба-доха из меха рыси, рукавицы из рысьих лап. За правым голенищем у богини стрела — это душа мальчика; за левым голенищем — ножницы, душа девочки. После того как ребенок появился на свет, Айыысыт еще три дня остается в доме, чтобы защищать новорожденного от злых духов. Пока богиня находится в гостях, ей приносят жертвы, а когда Айыысыт уезжает, устраивают специальный обряд проводов, участвовать в котором могут только женщины. Вход в дом мужчинам в это время запрещен.
Танец в честь солнца
Как бы долго ни длился кумысный праздник, но подходит к концу и он, и тогда все участники Ысыаха, взявшись за руки, исполняют заключительный танец — «осуохай». Посвящен этот танец солнцу, поэтому исполнители осуохая обязательно должны образовать круг. В разных районах Якутии танцуют «солнечный танец» по-разному: где-то берутся за руки, где-то держат друг друга под руки, кто-то быстро бежит по кругу, кто-то движется медленной, величественной поступью, но суть всегда остается одна. Образовав хоровод, символ солнца, якуты благодарят светило за свет и тепло, подаренное людям.