Из истории моды: трансформации спортивного стиля. История создания спортивной формы Спортивного стиля которые весьма
Спортивный стиль в одежде – это прежде всего комфорт. Одежда такого стиля имеет широкое назначение: она используется как в качестве рабочей, так и в качестве повседневной. Одежда спортивного стиля универсальна. На сегодняшний день этот стиль наиболее популярен.
История возникновения
Спортивный стиль в одежде появился давно. Он возник как результат заинтересованности человека спортом. Разные виды спорта подарили нам интересные модели одежды. Так, из футбола к нам пришли футболки, из американского бейсбола – бейсболки. Теннис подарил нам короткие юбки, юбки в складочку, шорты и «тенниски». Благодаря игре в гольф появились брюки нового фасона. Созданию пиджака особого покроя (укороченного спереди), удобных рейтузов и брюк-галифе мы обязаны конному спорту и верховой езде. Велосипедный спорт ввел в моду велосипедки и шорты из лайкры, а коньки и лыжный спорт – шапочки и свитеры с рисунком.
Сегодняшние женские лосины напоминают форму одежды конькобежцев. Военная одежда также служит примером спортивного стиля. Куртки этого стиля отличаются наличием накладных карманов, отстрочкой по краям и металлической фурнитурой.
Особенности спортивной одежды
Уже давно одежду этого стиля не считают одеждой только лишь для занятий спортом. Это очень удобный и комфортный стиль. В последнее десятилетие спортивный стиль стал наиболее популярен. И сегодня такая одежда завоевала признание не только у студентов, но и у бизнесменов, артистов, врачей, журналистов, учителей и т.д. Составной частью активного образа жизни человека стали бриджи, футболки, кроссовки. Одежда спортивного стиля просто необходима для тех, кто занимается туризмом, спортом, любит путешествия и прогулки на свежем воздухе.
Для спортивного стиля характерны:
- брюки. Такой предмет гардероба, как юбка, встречается редко. Как правило, ей не характерна длина макси (исключение – прямые джинсовые юбки);
- наличие декоративной отстрочки по краям, хлястиков, застежек-молний, накладных карманов с большими застегивающимися клапанами;
- отсутствие приталенности в жакетах и пиджаках;
- использование натуральных тканей (шерсть, замша, хлопок). Они должны быть плотными, эластичными, хорошо сочетающимися с трикотажем, обладать хорошей водо- и воздухопроницаемостью, не вызывать покраснений и раздражений кожи. Используются самые разнообразные цвета, особенно яркие и насыщенные. Встречаются контрасты, которые недопустимы в любых других стилях;
- свободные формы, которые не затрудняют движение, прямые силуэты;
- геометричность линий.
Одежда спортивного стиля приобрела популярность не только у мужчин, но и у женщин, причем любого возраста и комплекции. Чаще всего предпочтение такому стилю отдают люди с активной жизненной позицией, мобильные, любящие удобство и комфорт. В их гардеробе всегда встретишь джинсы, футболки, шорты, джемпера, рубашки и брюки простого кроя и т.д.
Спортивный стиль вот уже долгие годы не выходит из моды. Даже напротив: он набирает все больше поклонников. Одежда этого стиля очень разнообразна, практична и функциональна, но, в отличие от классического , не подходит для торжественных случаев.
Разновидности спортивного стиля
Популярность спортивного стиля привела к возникновению отдельных его разновидностей. К ним относятся:
- джинсовый стиль. Это направление возникло благодаря смешению фольклорного и спортивного стилей. Отличительные черты джинсового стиля – это одежда из денима, с краевой строчкой по швам и деталям, с накладными карманами и металлическими пуговицами-заклепками. Изначально из джинсовой ткани шилась только рабочая одежда. Но на сегодняшний день из нее создают классические, клубные, гламурные и спортивные модели. Такая одежда стала уже универсальной.
- морской стиль. Наибольшая его популярность пришлась на 20-е и 70-е годы прошлого столетия. Для него характерно использование значков, эмблем, сочетание белого цвета с синим. На сегодняшний день такое сочетание цветов, юбка в складку, «матросский» воротничок – классика летнего гардероба.
- стиль сафари представляет собой соединение спортивного и «этно» стилей. Особую популярность он приобрел в середине XX века. Он пришел из колониальной Африки, когда белым колонистам пришлась спасаться от непривычной для них жары. Его отличают светлые тона, узкий силуэт, ремни, множество накладных карманов. Благодаря этому направлению в моду вошли брюки-бермуды, юбки с высоким, не бросающимся в глаза разрезом.
- стиль милитари . Его отличительной чертой являются цвета, которые заимствованы у военной формы: хаки, серый, коричневый. Также есть особенности и в фасонах одежды. Например, пальто и френчи напоминают шинели. Обувь, как правило, без каблука. Чаще всего это высокие массивные ботинки на шнурках и сапоги с прямым голенищем.
Спортивные аксессуары
На них тоже следует обратить внимание. Например, спортивный костюм теряет всякий смысл без подходящей обуви. К нему подойдут кроссовки, кеды, ботинки. Для спортивной обуви характерна толстая подошва, удобная колодка, натуральная кожа или ткань.
Также важным дополнением спортивного стиля являются различные ремни, напульсники, головные уборы, спортивные сумки или рюкзаки.
В данном стиле должное внимание нужно уделить прическе и макияжу. Прическа, как правило, - стрижка. Если волосы длинные, их обязательно следует собрать в хвост или уложить в свободном стиле. Макияж должен быть минимальным.
На сегодняшний день спортивный стиль дает возможность фантазировать: можно быть сексуальной и строгой, гламурной и элегантной.
Ссылки
- Стили , статья в женском журнале myJane.ru
- Модный спорт , статья в женской социальной сети myJulia.ru
История возникновения современных спортивных костюмов берет свое начало с XIX столетия. До этого, в странах древнего Рима, Греции, Египта и Японии мужчины боролись без одежды. А в I веке н.э. именно в Риме появился первый, своего рода, спортивный женский костюм, напоминавший одежду для купания.
В середине XVII века в обиход вошла одежда для ездовой прогулки в дамском седле под названием “амазонка”, в которую входили:
- приталенный жакет и длинная юбка;
- манишка или рубашка;
- шляпа в виде мужского цилиндра (с вуалью);
- перчатки, ботинки и шейный платок.
Первой из женщин, надевшей мужские штаны для верховой езды, была всем известная Екатерина Медичи, хотя родиной подобного рода одежды для охоты и спортивных развлечений принято считать Великобританию.
На Руси, участвующие в поединках, надевали широкие шаровары с затянутыми поясами. В конце XIX века, с развитием спорта, появились первые виды спецобуви с шипами для бега, а из одежды спортсмены носили футболки, майки и трусы-шорты.
Сегодня спортивная форма любима всеми слоями населения. Основная причина – удобство.
Любой современный интернет магазин спортивной одежды , обуви и аксессуаров представляет широкий ассортимент известных мировых брендов: Adidas и Everlast, TITLE MMA и Affliction, TITLE Boxing и Ringside, Nike и Xtreme Couture, Reebok и Champion, Shock Doctor и Tapout, Twins и Lonsdale, Cleto Reyes и Underarmour, Rival и многих других, которые в большинстве случаев начали свое развитие в 60-80-х годах прошлого столетия.
Например, в 60-е годы XX века в крупных городах США жители массово и увлеченно “заболевали” бегом трусцой. На улицах с этого момента стали появляться люди в спортивных женских и мужских костюмах, а также популяризировались кроссовки, особенно фирм Adidas, а позже – Nike.
С развитием активного отдыха и новых видов спорта, таких как: спортивные танцы, аэробика и фитнес, появилось множество новой одежды, к примеру, знаменитые кроссовки женские “Freestyle” от знаменитой спортивной компании Reebok. В 80-е годы модными стали модели такой одежды “три в одном”, воплотившие в себя – лаконичность, удобство и комфорт. В теперешнее время на улицах можно встретить множество людей в спортивных костюмах, толстовках и кроссовках, их используют для ежедневных прогулок, походов в магазин и пр. Практичность и удобство этой одежды сделали ее невероятно популярной во всем мире.
Долгое время спортивные костюмы для женщин просто не существовали, потому что спорт как таковой считался исключительно мужской прерогативой. Это не значит, что женщины не играли в различные спортивные игры, просто это считалось лишь забавой, и круг таких игр был достаточно ограничен. Даже специальные костюмы для верховый езды у женщин не слишком существенно отличались от повседневных (тем более, о том, чтобы носить наиболее удобную для занятий спортом одежду - брюки, не могло быть и речи).
В конце 19 века девушки играли в теннис, крокет, гольф, баскетбол и даже катались на велосипедах в длинных юбках и платьях. Это было не очень удобно, но очень женственно.
Дамы играют в теннис, 1880 год
Женщины играют в крокет, 1886 год
Школьницы играют в баскетбол, 1890 год
Девушки играют в гольф, 1895 год
Велоспорт, 1898 год
Первая половина XX века
В начале 20-го века была изобретена трикотажная одежда, которая не сковывала движений и отлично впитывала влагу. Но в моде были те виды спорта, для которых отлично подходила вполне будничная женская одежда: например, в Англии для большинства игр на свежем воздухе девушки надевали блузу с высоким воротом, скроенную на манер мужской рубашки. Чуть позже в спортивную моду входит джемпер (естественно, позаимствованный из мужского гардероба). Для игры в гольф, крокет, хоккей и теннис для женщин было обязательным условием надевать головной убор: шляпу-канотье с широкими полями или кепи.
Массовое производство спортивной одежды изначально возникло вследствие популяризации командных игр, а затем плавно перетекло из профессиональной сферы в повседневную жизнь общества.
Хоккеистки США, 1900 год
В 20-30 годы 20 века спорт стал по-настоящему популярен, в том числе и женский. Появился культ тела, заставивший каждую девушку, желающую идти в ногу со временем, активно заниматься. Одежда для занятий спортом и спортивных игр стала намного функциональнее и практичнее: шорты и юбки стали короче, появилась возможность оголить руки.
На Уимблдонском теннисном турнире в наряде от кутюрье Жана Пату блеснула, ставшая впоследствии легендарной, теннисистка Сюзанн Ленглен: платье без рукавов с юбкой-плиссе чуть ниже колена произвело фурор (не меньше, чем игра самой Сюзанн). А Жан Пату несколько лет спустя открыл свой магазин спортивной одежды, в котором представил вещи для занятий различными видами спорта и рыбалкой.
Знаменитая теннисистка Сюзанн Ленглен в костюме от Жана Пату, 20-ые годы XX века.
Волейбольная команда Государственного Университета Колорадо, 1933 год
30-40 годы ознаменовались эмиграцией из большого спорта в модную индустрию закончивших свою карьеру спортсменов. Кстати, масштабная международная корпорация «Lacoste» была основана экс-теннисистом Рене Лакостом в 1933-м году. Первыми товарами компании Рене были знаменитые на весь мир рубашки-поло для игроков в теннис и гольф.
Рене Лакост
Разминка перед игрой, ориентировочно 1920-1930 г.г.
Летний костюм для занятий спортом, 1941 год.
Женская юношеская волейбольная команда, Швеция, 1963 год
В середине 20 века спорт перестает играть столь значимую роль, как в начале века, и становится обыденной частью жизни, поэтому никаких существенных прорывов в спортивной моде не происходит, кроме появления более открытых и сексуальных купальных костюмов. В остальном, спортивная одежда выглядит элегантно и сдержанно: теннисная юбка и джемпер, которые отвечают всем требованиям спортивной моды того времени. Дизайнеры экспериментируют с трикотажем, и он постепенно теряет свой статус «низкосортной» ткани.
В 70-ые годы появляется джинсовый тренд и тенденция одеваться более «свободно», а также некоторые элементы спортивного стиля дизайнеры начинают использовать в своих коллекциях. В fashion-индустрии спорт в массы продвигали: Кельвин Кляйн, Билл Бласс, Рой Хальстон, Джеффри Бин, Ральф Лорен и Анна Кляйн.
Спортивный бум в 80-ых
Джейн Фонда, 1982 год
В 80-ые годы мир сходит с ума по аэробике. По ТВ показывают спортивных, одетых в яркие трико, девушек, которые учат женщин всех возрастов быть активными, сексуальными и стройными. Из сферы спорта в повседневный гардероб попадают вещи неонового цвета, яркие гетры и цветные лосины.
Пионером среди знаменитостей, выпустивших свою программу по аэробике, стала Джейн Фонда. Успех ее программы впоследствии пытались повторить многие: Дениз Остин, Синди Кроуфорд, Дениз Ричардс и другие, а телезрительницы тем временем массово скупали цветные лосины, купальники и боди.
Конец 90-ых — начало 2000-ых
Рамки спортивного стиля существенно расширились в конце 90-ых, когда в спортивном костюме можно было и в спортзал сходить, и на прогулку, и даже в кафе. Спорт-шик стал главенствующим стилем в одежде молодого поколения: костюмы и минималистичные платья в пол сочетали с кроссовками, юбку-карандаш с бомбером, бейсболки носили абсолютно с любой одеждой, короткие платья комбинировали с кедами и кроссовками на высокой платформе, открытые укороченные топы девушки надевали со спортивными штанами, укороченные шорты с цветными майками.
В начале 2000-ых стиль спорт-шик становится еще ярче: в тренде так называемый гламур, поэтому предметы спортивного гардероба шьют из блестящих тканей, характерно обилие блестящего декора, много розового, популярные бархатные спортивные костюмы носят вместе с остроносыми босоножками на каблуке.
Современный спортивный стиль
Современный спорт-шик, вернувшийся в моду пару лет назад, в целом напоминает микс тенденций 80-ых и 90-ых годов: те же яркие расцветки, сочетание спортивной обуви с платьями и строгими костюмами, повязки на волосы, цветные леггинсы и кроп-топы. Спортивная одежда вышла далеко за рамки предназначенной ей сферы уже несколько раз за прошедшее столетие, а также в самом начале этого. С течением времени она становится еще более функциональной, практичной и красивой. Культ тела, который в 20-ые годы прошлого века заставил урезать длину женской спортивной одежды, в наши дни провоцирует дизайнеров создавать все более сексуальные и удобные комплекты для занятий спортом и для повседневной жизни.
Мода на спорт и здоровый образ жизни охватила весь мир: селфи из фитнес-клубов в соцсетях, целые отделы здорового питания в супермаркетах, кроссовки, бейсболки и бомберы - на улицах и фото модных блогов. Спортивный стиль в одежде - один из самых актуальных трендов текущего и наступающего сезонов.
История стиля насчитывает несколько десятилетий: чем популярнее в обществе становился активный образ жизни, тем актуальнее становилась комфортная и функциональная одежда. В 50-х - 60-х годах прошлого века поклонники привнесли в повседневный гардероб некоторые атрибуты спортивной формы - рубашки для гольфа и поло, шорты, плиссированные юбки для тенниса.
В восьмидесятые культ женской аэробики сделал актуальными яркие, кислотных расцветок лосины, гетры, боди из лайкры, широкие пояса. 90-е - эпоха R`n`B, широкие и спортивные костюмы размера oversize на пике моды. Новый век и мода на фитнес вдохнули свежую струю: спорт-шик не сходит со страниц журналов и фото в модных блогах.
Прежде всего, стоит оделить спортивную одежду от одежды в спортивном стиле. Первая имеет скорее функциональное назначение - сделать максимально удобными и комфортными тренировки, обладает способностью отводить влагу, поддерживать оптимальную температуру, не сковывает движения и прекрасно держит форму (на фото).
Одежда спортивного стиля предназначена скорее для повседневной носки - она имеет крой, сходный с тренировочными костюмами, похожие детали и отделку, но для настоящего спорта будет непригодна. Это касается и обуви: беговые функциональные кроссовки - для спорта, и сникерсы на платформе - для создания свежего образа в стиле sport-chic.
Отличительные черты одежды sport-style
Практичность, удобство, функциональность, лаконичный крой - отличительные особенности одежды спортивного направления.
Знаковыми предметами гардероба в спорт-стиле можно назвать:
Обувь - яркая и в то же время удобная и функциональная, на плоской подошве или небольшой платформе для девушек (такая, как на следующих фото): сникерсы, кеды, кроссовки на платформе, мокасины, слипоны, топсайдеры, ботинки.
Романтичный, повседневный, шикарный - комплекты могут быть разными
Спортивный стиль в одежде можно разделить на несколько направлений:
Создаем образы
Легкий, непринужденный и динамичный образ создать несложно, стоит лишь помнить о некоторых правилах:
- Знаковая вещь гардероба - свитшот с логотипом или принтом. Его можно носить и с джинсам, и с леггинсами, и с короткой юбкой-скейтер.
- Леггинсы с лампасами или яркими принтами, а также микрошорты (на фото ниже) - для уверенных в красоте своих ног девушек. Для более скромных - брюки с манжетами, джинсы, брюки-карго.
- Не стоит отказываться от юбок: носит теннисные платья и юбки, облегающие юбки из однотонного текстиля - короткие или длиной до колена.
- Выбирайте комфортную обувь актуального дизайна - яркие сникерсы, кеды, кроссовки на платформе, слипоны, топсайдеры. В холодное время года - ботинки в стиле Timberland (такие, как на следующем фото) или высокие кроссовки.
- Верхняя одежда должна соответствовать - , яркий пуховик простого кроя, ветровка, бомбер. Актуально сочетание материалов, к примеру, вшивание кожаных рукавов.
- либо объемные текстильные, однотонные или с надписями и логотипами, либо бейсболки.
- - объемные, из текстиля или кожи. Актуальны рюкзаки из кожи или комбинированных материалов.
- Откажитесь от украшений: классические золотые ювелирные изделия, жемчуг, полудрагоценные камни неуместны. Спортивный стиль в одежде допускает лишь небольшое количество бижутерии из кожи, пластика или каучука.
Макияж и причёска
Не стоит забывать про причёску и макияж: неверно подобранные, они могут удешевить и испортить весь образ. Не перестарайтесь с укладкой: волосы должны выглядеть естественными и живыми.
Если у вас короткие волосы или имеют длину до плеч, оставьте их распущенными или дополните яркой повязкой или ободком. Длинные волосы соберите в высокий хвост или пучок, или заплетите косу. Свободные локоны смотрятся не менее эффектно.
Макияж также должен быть максимально естественным и натуральным: чистая, сияющая, здоровая кожа с легким оттенком загара, аккуратные брови, скулы и губы натурального оттенка, слегка выделенные ресницы.
Исключение - для приверженец стиля R`n`B, в этом случае макияж только приветствуется. Взгляните на фото Дженнифер Лопес: металлические тени, накладные ресницы, губы и скулы с влажным блеском.
И, конечно же, не стоит забывать о том, что лучше всего такая одежда смотрится на подтянутом теле. Не забывайте о правильном питании и регулярных занятиях любимым видом спорта: фитнес или бег, ролики или горные лыжи или даже долгие прогулки в парке непременно изменят вас к лучшему. Пусть яркая, удобная, комфортная одежда стимулирует вас быть ещё более активными, бодрыми и здоровыми!
Мода XXI века постоянно предлагает нам новые направления, которые рождаются благодаря сочетанию вещей из разных стилевых групп, к такому направлению относится и спортивный стиль , ставший в последние годы одним из самых любимых и востребованных стилей повседневной одежды.
Новому направлению моды, прежде чем он стал неотъемлемой частью гардероба современного человека, пришлось проделать долгий путь.
Различные спортивные состязания, известные еще с древних времен, становились все более и более популярны во второй половине XIX века. Спорт входил в моду. Люди, приобщаясь к спорту, начинали понимать, что для занятий им необходима специальная одежда, которую, кстати, удобно было бы использовать и во время путешествий, и для прогулок в загородной местности, и для прочего, так называемого, активного отдыха.
Изобретение велосипеда в 19 веке, взбудоражило общество, началось массовое увлечение велосипедной ездой. Все более модными становились - пляжный отдых, купание, хождение на яхтах. Широкое распространение получили такие виды спорта, как теннис, конное поло, крикет и крокет, гольф, бадминтон, волейбол, стрельба из лука, лыжи, коньки и многое др. Удобная одежда требовалась не только тем, кто непосредственно принимал участие в спортивных соревнованиях, но и зрителям, которые тоже хотели чувствовать себя свободно и непринужденно. В 1920-е годы даже появился термин « зрелищные виды спорта» (spectator sport) .
Производители одежды стали задумываться о создании удобных, не сковывающих движение вещей, предназначенных для активного времяпровождения. Первоначально все спортивные новинки были адресованы мужчинам, но эмансипированных женщин, увлекающихся спортом и желающих проводить время за активным отдыхом, становилось все больше. Им также требовалась комфортная одежда, за которой было бы просто ухаживать, легко стирать, обходиться во время одевания без помощи горничной.
Одними из первых, кто начал бунтовать против неудобной одежды, были американские феминистки.
В 1849 году в американском журнале о водолечении (Water Cure Journal)
стали появляться статьи для женщин, призывающие обратить внимание на несовершенство традиционной одежды, которую им предлагают носить. В журнале писали о том, что на отдыхе, во время поездок на воды, во время курортного лечения женщины должны чувствовать себя свободно и непринужденно, а, следовательно, им необходима соответствующая одежда. В журнале была размещена иллюстрация нового женского костюма, предназначенного для подобных случаев. Дамам предлагали носить новый костюм, без корсета, состоящий из легкой укороченной юбки и широких шаровар, пресса, обсуждающая дерзкую идею, стала называть такой костюм «турецким платьем», «американским платьем» или «реформенным платьем». К 1850-му году необычный наряд начали носить читательницы Water Cure Journal , выезжающие на отдых, постепенно к ним стали присоединяться и другие женщины,
отправляющиеся на курорты. Новаторское курортное платье сделалось довольно популярным, и вскоре самые смелые дамы дерзнули расширить зону применения нового туалета.
В 1851 году в Новой Англии (области в северо-восточной части США, состоящей из 6 штатов) феминистка Элизабет Смит Миллер (Elizabeth Smith Miller) на прогулках начала носить бриджи, напоминающие восточные шаровары длиной чуть ниже колен. Эту идею подхватила адвокат и публицист Амелия Блумер (Amelia Bloomer), которая также стала носить подобную одежду и с энтузиазмом продвигать её в газете «Лили» (The Lily (newspaper)), которую она организовала для женщин в 1849 году. К отважным бунтаркам присоединились и другие феминистки, а широкие шаровароподобные брюки, благодаря Амелии Блумер, получили название блумеры (блумерсы)(bloomers) . Прогрессивные женщины, несмотря на негативную реакцию общества, отстаивали свои права на ношение удобной одежды, вслед за блумерсами дамы начали надевать под укороченное платье обычные мужские брюки. В 1866 году одна из первых американских женщин врачей Мэри Уокер (Dr. Mary Edwards Walker) зашла в один из магазинов Нью-Йорка в платье, из под которого виднелись брюки, вызвав своим видом гнев у покупательниц, облаченных в традиционные наряды. Из магазина, по просьбе оскорбленных дам, феминистку выдворила полиция, препроводив её в полицейский участок, где нарушительницу общепринятых правил предупредили, что за ношение мужской одежды в общественном месте женщинам положен штраф, а за повторное нарушение – арест. Через месяц после этого инцидента в Нью-Йорке Мэри Уокер была избрана президентом Ассоциации реформы костюма.
Американские феминистки, приехавшие в блумерсах на 5-й Международный Конгресс Мира (International Peace Congress),
проходивший в 1851 году в Лондоне, вызвали большой интерес у прогрессивно настроенных английских женщин.
В 1880-е годы в Англии возникло движение получившее название «Викторианская реформа одежды» (Victorian dress reform),
выступающее против ношения корсетов, обуви на каблуках с узким носком и прочих неудобных вещей.
Одним из направлений реформы одежды стало движение пропагандирующее, так называемый, «Эстетический костюм» (aesthetic dress)
, основателями и пропагандистами этого направления были творческие люди – литераторы, художники, архитекторы, считающие, что в одежде должна доминировать простота линий.
В 1881 году в Лондоне было организовано «Общество рационального костюма» (rational dress movement). Президентом организации стала Леди Флоренс Харбертон (Lady Florence Harberton) , отстаивающая права женщин и считающая, что ношение удобной одежды должно стать нормой в цивилизованном обществе. Её поддержали единомышленницы - английская писательница, публицистка и художница Мэри Элиза Гавейс (Mary Eliza Haweis) , Констанс Уайльд (Constance Wilde) - жена писателя Оскара Уайльда (Oscar Wilde) , литератор Шарлотта Кармайкл (Charlotte Carmichael) и многие другие образованные и прогрессивные современницы.
Изобретенный в 19 веке велосипед вызвал настоящую социальную бурю, поколебав самые прочные жизненные устои и спровоцировав целую череду жарких дискуссий об одежде. В отличие от других видов спорта, которые женщины осваивали вслед за мужчинами, велоспорт был абсолютно новым занятием для представителей обоих полов. В 1890-е годы в мире началась настоящая веломания. Причем женщины осваивали это удивительное средство передвижения с таким же энтузиазмом, как и мужчины, правда путь их был более тернистым, многие дамы рискнувшие сесть на велосипед, подвергались насмешкам и порицанию, да и одежда, в которой они были вынуждены кататься, не располагала к комфортной езде. Платье нередко становилось причиной несчастных случаев. Тех же бунтарок, которые осмеливались надевать на себя брюки, жестоко критиковали, высмеивали, а порой и оскорбляли. Но дамы не сдавались, продолжая покорять и причудливые сооружения, передвигающиеся на одном огромном и одном маленьком колесах, получившие впоследствии в истории прозвище пенни-фартинг (penny-farthing) , и устойчивые трициклы, и, поначалу непослушные двухколесные велосипеды.
В 1892 году в Лондоне была создана Ассоциация леди велосипедисток (Lady Cyclists" Association ). Основательницей женского объединения была Лиллиас Кэмпбелл Дэвидсон (Lillias Campbell Davidson) . Леди Флоренс Харбертон, являвшаяся президентом Общества рационального костюма (Rational Dress Society), которое позднее было преобразовано в Лигу рационального костюма (Rational Dress League), предложила женщинам для езды на велосипеде надевать широкие свободные брюки, длиной чуть ниже колена, напоминающие восточные шаровары, те, что пропагандировали американские феминистки. Все дамы, являвшиеся членами ассоциации, выступали за право женщин носить адекватную одежду при езде на велосипеде.
Знаменитые бриджи леди Харбертон, по сути своей, представляющие юбку-брюки, впервые были представлены ещё в 1884 году на Международной выставке здоровья (International Health Exhibition). Эта модель вызвала особый интерес общественности, однако современницы не спешили отказываться в её пользу от своих традиционных нарядов. Многие женщины-спортсменки не желали надевать рациональный костюм, считая его безобразным и лишенным изящества. Сначала бриджи рекомендовали надевать под широкую юбку, затем феминистки стали пропагандировать костюм, состоящий из удлиненного жакета, низ которого напоминал укороченную юбку и широкие шаровары. Но, несмотря на все преимущества такого костюма, лишь небольшое количество женщин осмеливалось надеть на себя столь неоднозначную одежду.
Изменения в обществе привели к тому, что стали появляться первые производители, специализировавшиеся на производстве спортивной и досуговой одежды, одним из них был основатель британской фирмы Redfern & Sons (позже Redfern Ltd) Джон Редферн (John Redfern) , начавший разрабатывать «специальные модели» ещё в 1870-х годах. Наряду с традиционными моделями своего времени, преобладающими в модном доме Джона Редферна, в компании Redfern & Sons начали производить как спортивную одежду, так и вещи, предназначенные для неформального времяпровождения. Его мужская и женская одежда для яхтинга привлекла внимание аристократов. В конце 1870-х годов Редферн открыл модный дом в Лондоне, а в 1880-е – в Париже, Нью-Йорке и Эдинбурге. Марка Редферн считается одной из первых марок спортивной одежды высокого класса. Модели одежды, предназначенные для досуга и активного отдыха, созданные во второй половине 19 века, конечно, были бесконечно далеки от таких понятий, как «удобство» и «комфорт». Критерии моды были абсолютно иными, но, тем не менее, первые попытки создавать «особую одежду» для неформального времяпровождения и занятий спортом, выделить её из общего потока, маленькими шажками вели к большим переменам.
В конце XIX века мода на спорт начала активно проникать в Россию из стран Западной Европы, сосредотачиваясь в столице. За короткий период в Санкт-Петербурге образовалось более двухсот общественных спортивных организаций и стало известно более двадцати видов спорта. Санкт-Петербург, как столица крупнейшего европейского государства, являлся центром сосредоточения большинства новых направлений в Российской Империи.
В больших городах России появлялись частные гимнастические заведения, предназначенные для немногочисленного образованного класса, в большинстве случаев с лечебной целью.
Наука о лечебном применении физических упражнений стала развиваться в России со второй половины XVIII века, после создания в 1755 году Михаилом Васильевичем Ломоносовым Московского университета, в составе которого был и медицинский факультет. Первые университетские профессора медицины были активными сторонниками физических упражнений, подчеркивая их важность для лечения и профилактики болезней.
Один из владельцев гимнастического заведения, шведский терапевт Берглинд, внёсший существенный вклад в развитие лечебной гимнастики в России, многократно совершал попытки привлечь внимание общества к гимнастике, издавая популярные брошюры. Берглинд считался опытным кинезотерапевтом, то есть врачом, который лечил движениями, и его медицинское заведение пользовалось широкой популярностью. Однако в большинстве своём, общественность того времени с непониманием и сарказмом относилась к гимнастике вообще и к лечебной гимнастике в частности.
Неоценимый вклад в российское физическое образование внес Пётр Францевич Лесгафт, выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог и прогрессивный общественный деятель, создатель теоретической функциональной анатомии в палеонтологии и научной системы физического воспитания.
Несмотря на все предубеждения, мировые тенденции неизбежно приходили и в Российскую империю. Спортом все больше и больше увлекались как мужчины, так и женщины. В некоторых школах для девочек начали проводить занятия по физкультуре. Спортивная одежда в России использовалась сугубо по назначению и была преимущественно мужской. Женщины, вслед за мужчинами увлекались спортивными играми, катались на коньках, осваивали езду на велосипеде. Но отношение к одежде, особенно к женской, в стране было крайне консервативным даже по сравнению с Европой, которая, в свою очередь, в отличие от более свободной и терпимой Америки, была вынуждена пробиваться сквозь стену нетерпимости по отношению к дамам, стремящимся изменить закостеневшие правила.
Тем не менее, в газетах и журнала Российской империи можно было прочитать о новых тенденциях в спортивной экипировке, в том числе и в женской, увидеть примеры этих тенденций. Например, в журнале «Велосипед», за февраль 1894 года писали: «…преобладающий тип костюма изображён на картинке: это - кофточка с отворотами, надетая на цветную рубашку с галстуком, и широкие шаровары, которые с первого взгляда можно принять и за короткую юбку. Затем, цветные чулки и лёгкие башмаки. Шляпки самых разнообразных фасонов. Относительно шаровар вкусы и мнения разделились. Одни называют подобный костюм чистейшим неприличием и безвкусием, другие, напротив, находят, что подражание в костюме дамам мусульманского Востока очень оригинально и красиво. Что одержит верх - юбка или шаровары - теперь предсказать ещё трудно...».
В конце 19 века физкультура, известная человечеству еще с древних времён, становится не только частью досуга как мужского, так и женского, но и частью образования. Во многих странах детей, в том числе и девочек, начинают приобщать к спорту в учебных заведениях. У женщин появляется возможность посещать специальные школы, в которых преподаётся физическая культура.
Огромное влияние на современную лечебную физкультуру и мировое увлечение спортивными занятиями, начиная с конца 19 века, оказала шведская система гимнастики. Её основателем был Пер Линг (Pehr Henrik Ling),
терапевт, учёный, преподаватель и автор целой системы лечебной гимнастики, создавший её еще в первой половине 19 века. Благодаря ему в Стокгольме был открыт Государственный гимнастический институт. Продолжателями идей Линга стали его сын Ялмар Линг (Hjalmar Ling)
и ученик Ларс-Габриель Брантинг (Lars-Gabrie Branting).
Линг, у которого не было медицинского образования, самостоятельно изучил анатомию и физиологию и, распределив по группам древнегреческие, древнескандинавские и древнекитайские упражнения, создал стройную систему, главной целью которой являлось оздоровление и физическое совершенство человека. Школы, пропагандирующие шведскую систему физического воспитания, стали появляться и в других странах.
В начале 20 века общество захлёстывает новое увлечение, которое в современном мире, назвали бы фитнесом. Но тогда такого понятия еще не существовало. Новое направление в медицинской гимнастике связано с именем еще одного шведа Густав Цандер (Jonas Gustav Vilhelm Zander), его метод был основан на учении Линга. Новый вид лечебной физкультуры осуществлялся с помощью разработанных Цандером специальных аппаратов, и был назван машинной гимнастикой. Аппараты Цандера позволяли дозировать физические упражнения без участия методиста. Густав Цандер добился практического применения медико-механической гимнастики, открыв в 1865 году в Стокгольме первый институт врачебной гимнастики. Вслед за Цандером над различными приспособлениями механотерапии работали многие ученые. Идея механотерапии охватила в те годы весь мир.
В мировой истории были разные периоды и разное отношение к женским спортивным занятиям. То, что-то разрешалось, то вновь становилось запретным. В разных частях света устанавливались свои правила, нарушать которые было неслыханной дерзостью. Но, начиная со второй половины 19 века, века промышленных революций и стремительной индустриализации, в обществе наметились необратимые перемены, идеи и тенденции, зарождавшиеся в 19 веке, окончательно реализовались в следующем столетии.
20 век с его двумя Великими Мировыми войнами, сильно изменившими весь жизненный уклад, сделал доступным для женщин все то, что было запретным или спорным на протяжении многих веков, в том числе и участие в спортивных состязаниях, возможность выбора спортивного хобби, ношение удобной необременительной одежды, а также существенно раздвинул рамки дозволенного в мужской моде.
В начале 20 векакутюрье, имена которых связаны с понятием «высокая мода» стали создавать одежду для спорта и отдыха. Одним из яростных пропагандистов комфортной одежды для женщин была Коко Шанель (Chanel), начавшая создавать дамские костюмы из трикотажа, утверждающая, что женщина может носить брюки, удобную обувь, заимствовать модели мужского гардероба, купаться на пляже в открытом купальном костюме, загорать, активно отдыхать и заниматься спортом, что должно быть такое понятие, как курортная мода, с легкой и практичной одеждой. Такого же мнения придерживались и многие другие модельеры, начавшие создавать модели для любительских спортивных занятий, отдыха, путешествий, яхтинга. Одежду такого рода делала Жан Пату (Jean Patou), Соня Делоне(Sonia Delaunay ), Люсьен Лелонг (Lucien Lelong), Эльза Скиаперелли (Elsa Schiaparelli) и др.
Производители одежды, создавая модели, отражающие модные тенденции своего времени, не забывали и о новом мировом увлечении – спорте и активном отдыхе. Появлялись компании, создающие вещи из трикотажа и легких тканей, предназначенные для прогулок, для спортивных игр на воздухе, для зрителей, посещающих спортивные соревнования, процветала пляжная мода.
В 1921 году на Уимблдонском турнире легендарная французская теннисистка Сюзанн Ленглен (Suzanne Lenglen)
произвела фурор, выйдя на корт в легком теннисном платье без рукавов с плиссированной юбкой длиной немного ниже колен, автором новаторского спортивного костюма был французский модельер Жан Пату, являвшийся одним из пионеров спортивно-досуговой моды. В 1925 году Пату открыл специализированный магазин «Le Coins de sport» («Спортивный уголок»), где каждый зал посвящался разным видам спорта или досуга - рыбалке, теннису, гольфу, авиации, верховой езде и пр.
Сюзанн Ленглен стала не только законодателем новой спортивной моды, но и воодушевила своим примером многих женщин, отправив в прошлое длинные юбки и сковывающие движение корсеты. Блистательная француженка, являющаяся в 1920-е годы одной из самых популярных спортсменок в мире, и в жизни любила придерживаться стиля, в котором сочетались и шик и комфорт. Партнёрша Сюзанн Ленглен в женских парах, теннисистка Элизабет Райан (Elizabeth Ryan)
говорила: «Все теннисистки должны встать на колени перед Сюзанн и благодарить её за избавление от тирании корсетов». Теннис оказал большое влияние на модную одежду для отдыха.
В 1920- 1930-е годы спортивные занятия, увлечение которыми стремительно развивалось с начала века, становились все более и более популярными. Укорачивающаяся длина женских юбок в 20-е годы, проникновение брюк в женский гардероб, длинные, сшитые по фигуре платья из тонких струящихся тканей 30-х годов, пляжный отдых, возможность участвовать в различных видах спорта – все это требовало стройности, красивых форм, поэтому женщины стремились в спортивные залы, занимались на тренажерах и совершенствовали своё тело.
Внесли свою лепту в историю моды и некоторые бывшие спортсмены, начавшие создавать удобную повседневную одежду, после завершения своей спортивной карьеры.
Одним из таких спортсменов был Рене Лакост (René Lacoste)
чемпион Франции по теннису, создавший в 1933 году бренд Lacoste. Все началось с рубашки-поло, разработанной для теннисистов и гольфистов, а переросло в огромную компанию, создающую одежду и обувь для досуга.
В 1930-е годы в Париже в мире моды появляется новое имя - модельер Мадлен де Раух (Madeleine de Rauch)
. Мадлен принадлежала к той категории молодых прогрессивно настроенных женщин, которые с энтузиазмом принимали новаторские идеи 20 века. Она увлекалась спортом – каталась на коньках, на велосипеде, занималась плаванием, играла в теннис. В 1916 году Мадлен вышла замуж за хоккеиста Альфреда де Рауха (Alfred de Rauch),
ставшего в 1920 году капитаном сборной Франции по хоккею. Вместе со своими сёстрами Мадлен де Раух в 1928 году открыла свой первый дом мод под названием «Дом дружбы» (Maison de l"Amitié),
в стенах которого, наряду с более традиционной одеждой, было создано немало моделей для комфортного досуга. В 1932 году открылся дом мод Madeleine de Rauch. В истории моды Мадлен де Раух признана одним из выдающихся дизайнеров спортивного стиля .
Еще одной звездой спортивной моды была француженка Вера Бореa (Vera Borea)
графиня ди Реголи (Countess di Regoli
), открывшая свой модный дом в Париже в 1932 году. Вера долгое время занималась спортом, поэтому став модельером она решила создавать недорогую удобную одежду для спорта и досуга. Она использовала для своих моделей трикотаж, хлопок, лен, твид, фланель, её модели сочетали в себе комфорт и элегантность.
В 1940-е годы Энн Тейлор Бонфи (Ann Taylor Bonfoey)
, член олимпийской сборной США по горным лыжам, авиатор, работавшая во время II Мировой войны инструктором ВМС США, решила заняться дизайном лыжных костюмов. Её подруга Диана Вриланд (Diana Vreeland
), являвшаяся в те годы редактором журнал Harper `s Bazaar, пришла в восторг от идей бывшей спортсменки. Энн Тейлор Бонфи, став не только модельером, но и фотомоделью, продемонстрировала миру, что спортивная одежда может быть модной, шикарной и даже гламурной. В 1967 году она вошла в список журнала Harper `s Bazaar «100 величайших красавиц мира» (100 Great Beauties of the World)
. Энн Тейлор Бонфи стала одной из тех, кого в мире моды принято называть «иконой стиля».
В 1952 году английский теннисист Фред Перрри (Fred Perry),
совместно с австрийским теннисистом Тибби Вегнером (Tibby Wegner),
создали знаменитую по сей день марку одежды Fred Perry. Сначала под брендом Fred Perry выпускались мужские теннисные рубашки - поло. Затем компания начала расширяться. С годами марка набрала популярность. В её ассортименте появились куртки-харрингтоны (harrington jacket),
кеды, платья в теннисном стиле, разнообразная одежда из трикотажа и пр.
В 1950-е годы англичанин Тед Тинлинг (Ted Tinling),
также бывший теннисист, начал создавать дизайнерские костюмы для теннисисток, соединяя спорт и шик, вызвав крайне неоднозначную реакцию в консервативном мире тенниса.
Говоря современным языком, стиль, который создавали бывшие спортсмены, ставшие дизайнерами спортивной моды, можно охарактеризовать как спорт-шик. Как такового, понятия спорт – шик не было, а идеи витали в воздухе и реализовывались новаторами своего времени.
В США в 1930-е годы одним из самых значимых создателей досугового и спортивного стиля
в одежде становится дизайнер Клер Поттер (Clare Potter),
её элегантная, но при этом очень простая и комфортная одежда, выпускавшаяся под маркой Clarepotter, пользовалась огромной популярностью.
Еще одной звездой американской демократичной моды в 1930-е годы стала модельер Клер МакКарделл (Claire McCardell),
создающая повседневные модели одежды, в том числе и в спортивном стиле
, для массового производства. Впоследствии Клер МакКарделл назовут величайшим дизайнером Америки в области повседневной и досуговой моды.
Американские дизайнеры и производители одежды первой половины 20 века, работающие в нише повседневной одежды, внесли огромный вклад в развитие спортивного стиля , они разрабатывали демократичные функциональные и комфортные модели для каждого дня, адаптируя для обычной жизни вещи, считавшиеся ещё недавно сугубо спортивными, соединяя спорт и моду. Одежда для досуга и активного отдыха 1930-х – 1960-х годов является предвестником современного направления спорт-шик.
Голливуд, демонстрирующий миру в первой половине 20 века нереально роскошный стиль гламур , не обходил стороной и спортивную тему, на киноэкранах и страницах популярных изданий то и дело появлялись звезды в элегантно-спортивной одежде.
В 1940-е годы в Италии появляется компания Goldworm, возглавляемая американским спортивным дизайнером Робертом Голдвормом (Robert Goldworm),
продолжающим дело, начатое его отцом Сэмюэлем Голдвормом
(Samuel Goldworm)
еще в 1927 году. Обосновавшись с 1947 года в Милане, Роберт Голдворм начал выпускать одежду из трикотажа, сочетающую в себе американскую практичность и итальянский шик.
В 1947 году Оттавио Миссони (Ottavio Missoni
), бывший до Второй Мировой войны известным спортсменом легкоатлетом, совместно со своим другом, также известным спортсменом Джорджио Обервегером (Giorgio Oberweger
) создает в городе Триесте предприятие по производству трикотажа. Оттавио возобновил свои занятия спортом и параллельно начал вести бизнес. Первоначально два друга спортсмена стали делать одежду для легкоатлетов. Уже через год линия костюмов «Venjulia» становится официальной формой итальянских легкоатлетов на Олимпийских играх в Лондоне.
На лондонской Олимпиаде в 1948 году Оттавио встретил свою будущую жену Розиту Джелмини (Rosita Jelmini
), семья которой в Ломбардии владела заводом по производству платков и шарфов. Приехав на родину Розиты, чета Миссони создала небольшую трикотажную мастерскую. А в 1958 году компания Missoni
представили в Милане свою первую коллекцию «Milano-Simpathy», став еще одной компанией пропагандирующей удобную одежду из трикотажа, доказывающей модному сообществу, что трикотажные модели достойны высокой моды.
С 1920-х по 1940-е годы спортивно-досуговый стиль
находил все больше и больше поклонников во всем мире. Этому способствовало развитие мирового спортивного движения - олимпийские игры, чемпионаты мира, чемпионаты Европы, всевозможные чемпионаты, проводимые внутри стран, общенациональные программы, нацеленные на пропаганду физкультуры и спорта, развитие спортивной журналистики, расширение производства разнообразной неформальной одежды, пробуждали у людей интерес к здоровому образу жизни.
Распространению досуговой и спортивной одежды способствовали универмаги, которых становилось все больше и больше. Про одежду для спорта и отдыха писали журналы мод, спортивный стиль
маячил на киноэкранах.
Трикотаж, еще совсем недавно считающийся неблагородной тканью, предназначенной для простых малоимущих людей и для профессиональной одежды моряков, водолазов, портовых рабочих и т.д., стал незаменимым в обществе людей, стремящихся к комфорту. Тёплые толстые свитеры и маленькие элегантные свитерки, джемперы, кардиганы из вязаного трикотажа, мягкие и удобные костюмы джерси стали неотъемлемой составляющей моды 20 века.
Дизайнеры, виртуозно работающие с трикотажем, вывели его на подиумы, одежда из трикотажа вошла в мир большой моды, она больше не воспринималась, как нечто второсортное.
В 1950 и 1960-е годы спортивно-досуговая тематика в моде немного отошла на второй план. Люди были увлечены другими модными играми, но новые тенденции, зародившиеся в начале 20 века, уже не могли бесследно исчезнуть, поэтому модельеры, создающие облик этих десятилетий, демонстрировали своё дизайнерское видение спортивного стиля.
Спортивный стиль
остался вечной темой, получившей дальнейшее развитие в последующие десятилетия.