Как зовут снегурочку в японии. Снегурочка в разных странах мира
Где Снегурочка живет?
Там, где холод, снег и лед.
Там, где кружится пурга,
Где глубокие снега.
Ей построила зима
Ледяные терема.
Там Снегурочка живет,
Новогодний праздник ждет!
Конечно, наши самые любимые персонажи новогоднего праздника - это Дед Мороз и Снегурочка. Но если некие подобия нашего русского языческого Бога Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка - наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.
Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй русской Богини на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!» И даже трудно представить, что на наш зов может никто не откликнуться.
Происхождение образа Снегурочки.
Жизнь Снегурочки окутана тайнами и легендами. Не очень понятно даже, откуда взялась эта юная спутница Деда Мороза. В русских народных сказках Снегурочка никак не связана с ним. По одним данным, ее родила Большая Ель. Девушка внезапно появилась из под пушистой еловой ветки, по другим-она дочь Весны Красны и Мороза, а возможно её вылепили из снега бездетные старики Иван да Марья. Вылепили себе на радость, да уберечь не смогли...
Снегурочка полюбилась многим и вскоре стала постоянной спутницей Деда Мороза. Только вот их родственные связи со временем претерпели некоторые изменения - из дочки она превратилась во внучку, но своего очарования не потеряла.
По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 3 версии.
1 . Образ дочери Мороза.
Образ Снегурки известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский). Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…
2. Образ Костромы.
Сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы . Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому , или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы - это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.
Образ Костромы связан с празднованием "Зеленых святок" - проводов весны и встречи лета, обрядами, иногда принимающих форму похорон. Кострому могла изображать молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие.
3. Символ застывших вод.
Версия Жарниковой С.: Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне - боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка - воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.
Литературным отцом девушки, которую слепили из снега, считают А. Н. Островского , опубликовавшего в 1873 г. пьесу «Снегурочка».
Снегурочка Островского.
Этот образ он почерпнул из русской народной сказки. В 1882 г. по этой пьесе была поставлена опера Н. А. Римского-Корсакова в Мариинском театре.
В пьесе Островского Снегурочка была не внучкой Деда Мороза, а его помощницей. Позже она традиционно изображалась его внучкой, вот только возраст ее постоянно варьировался - то она была маленькой девочкой, то взрослой девушкой. У одних она походила на крестьянку, у других - на Снежную Королеву.
Образ Снегурочки в русском изобразительном искусстве
Образ Снегурочки привлекал многих художников, и каждый находил в этом образе свои неповторимые черты.
В. М. Васнецов. «Снегурочка», 1899 г.
В.М.Васнецов создал изумительную галерею древнего русского народа, во всем его чудесном и красивом облике.
Спустя полвека, художник Грабарь скажет: “Рисунки к “Снегурочке”, находящиеся в Третьяковской галерее, в смысле проникновенности и чутья русского духа, не превзойдены до сих пор, несмотря на то, что целых полстолетия отделяет их от наших дней”.
Почти через двадцать лет Васнецов написал портрет Снегурочки, запечатлев ее на опушке леса. Шубка у Снегурочки на картине цельнокроеная, слегка расклешенная, восходящая к модному в конце XIX века силуэту “принцессы”. Парча на шубке расшита удивительным образом. Казалось бы, здесь уместны снежинки, а Васнецов нарисовал землянички. Александр Бенуа сказал, что именно в этой картине художнику удалось открыть “закон древнерусской красоты”. Другой современник оказался ещё более категоричен: “Нет другого художника для Снегурочки, кроме Васнецова”. Это заявление можно оспорить.
Михаил Врубель."Снегурочка" 1890.
Эскизы декораций и костюмов к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» создавал также и Михаил Врубель , а его жена Надежда Забела была исполнительницей главной оперной партии. Четыре раза к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцен обращался и Николай Рерих , он создал десятки эскизов и рисунков к этой постановке. В работе 1921 г. художник неожиданно сочетает славянскую мифологию и восточные влияния на нее: в работе «Лель и Снегурочка» он создал азиатский этнический тип персонажей.
Н. Рерих. Слева - эскиз костюма Снегурочки. Справа - Снегурочка и Лель, 1921
Шабалин Алексей. Снегурочка.
Ким Светлана.
Снегурочка. Художник Борис Зворыкин
Кадр из мультфильма *Снегурочка*, 1952
Роль Снегурочки в кино впервые исполнила актриса Евгения Филонова в 1968 г. Через три года эту же роль сыграла Наталья Богунова в фильме «Весенняя сказка». Самые привлекательные актрисы советского кино играли роль Снегурочки, создавая образ неземной, нездешней красавицы.
Евгения Филонова в роли Снегурочки, 1968
Фильм *Снегурочка*, 1968
Наталья Богунова в фильме *Весенняя сказка*, 1971
Фильм - сказка по одноименной пьесе Александра Островского из цикла "Весенние сказки". 1968г.
Современный образ Снегурочки
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.
В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему - до сих пор неизвестно.
В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.
Для фильма “Снегурочка” (1968) у реки Мера была построена целая “деревня берендеев”. Выбор места был неслучаен: в этих краях, в Щелыково, Островский писал свою пьесу. После завершения съёмок деревянные декорации были перенесены под Кострому, где возник парк “Берендеевка”. Кроме этого, в Костроме теперь есть “Терем Снегурочки”, в котором та круглый год принимает гостей.
В 2009 году впервые официально отмечался день рождения Снегурочки, которым решили считать ночь с 4-го на 5-е апреля. Это не соответствует сюжету сказки, в которой Снегурочка рождается зимой. Однако, по объяснениям организаторов, “у Снегурочки отец — Дед Мороз, а мать — Весна, и поэтому у неё день рождения весной”.
В 2010 году на день рождения внучки прибыл сам Дед Мороз из своей резиденции в Великом Устюге, официально подтвердив статус Костромы как основной резиденции своей спутницы и помощницы.
Оригинал записи и комментарии на
БИШКЕК, 29 дек — Sputnik. В Кыргызстане Новый год стали отмечать в советское время. Дедушку с белой бородой и мешком подарков назвали Аяз-Ата по аналогии с русским Дедом Морозом, его помощницу — Аяз-Кыз, что в переводе означает Снегурочка.
Sputnik узнал, как зовут коллег снежного дедушки в других странах мира.
Американского Деда Мороза зовут Санта-Клаус. Его прообраз — общехристианский святой Николай Мирликийский (Санта — "святой", Клаус — "Николай"), известный своей благотворительностью — помощью в виде тайных подарков бедным людям, имеющим детей.
© Sputnik / Максим Богодвид
Американского Деда Мороза зовут Санта-Клаус.
Образ Санта-Клауса придумал в 1822 году преподаватель семинарии Клемент Кларк Мур, который под Рождество прочел детям сказку в стихах о спускающемся по каминной трубе волшебнике с огромным мешком подарков.
В Австралии этот персонаж также популярен, но из-за жары он одет в рубашку и шорты.
В Финляндии к местным детям под Новый год наведывается Йоулупукки . Это смешное имя переводится на русский как "Рождественский козел". Раньше деревенские жители в ночь на Рождество разносили по домам подарки, надев козлиные шубы.
© Sputnik / Алексей Даничев
В Финляндии к местным детям под Новый год наведывается Йоулупукки. Встреча Йоулупукки (слева) и Деда Мороза (справа)
В Германии два зимних волшебника. Один из них — Санта-Николаус , который вместе со своим помощником Рупрехтом приносит подарки 6 декабря, в день святого Николая. В новогоднюю ночь к немецким ребятам приходит Вайнахтсман , и у него тоже есть помощница — Кристкинд , одетая во все белое и с вуалью на лице.
© Sputnik / Савельев Виталий
У французов в Новый год приходит Пер Ноэль , имя которого дословно переводится как Отец Рождество. Пер Ноэль приходит к детям не один, а вместе с Шаландом — бородатым стариком в меховой шапке и теплом дорожном плаще. У Шаланда есть еще и второе имя — Пер Фуэтар .
В Италии зимние праздники начинаются со Дня святой Лючии (13 декабря) — праздника света. Затем 24 декабря следует пришествие Баббо Натале — местного Деда Мороза, который оставляет свои сани на крыше, проникая в дом через трубу. Заканчиваются праздники появлением Бефаны — маленькой старушки-ведьмы. Итальянцы очень любят эту смешную ведьму, которая в новогоднюю ночь прилетает в дома через дымоход и приносит хорошим детям подарки, а непослушным достается только зола или уголек.
В Чехии и Словакии два новогодних персонажа — Микулаш и Ежишек . Микулаш приходит в ночь с 5 на 6 декабря, накануне дня Святого Николая. Только подарки он приносит не в мешке, а в заплечном коробе. Сопровождает его не Снегурочка, а ангел в белоснежной одежде и лохматый чертенок. Ежишек — самый скромный новогодний персонаж в мире. Подбрасывая подарки в дома детей, Ежишек внимательно следит, чтобы его никто не увидел.
1 / 3
© Sputnik / Михаил Фомичев
В Японии в роли Деда Мороза долгие века выступала основная фигура новогоднего праздника — бог Хотей ошо — один из семи богов счастья. Но с недавнего времени в стране появились два других рождественско-новогодних персонажа, которые даже соперничают между собой. Сегацу-сан в преддверии новогодних праздников ходит по домам целую неделю, которую японцы называют "золотой". Одет он в небесно-голубое кимоно. Подарки он не дарит (их готовят и вручают детям их родители), а только поздравляет всех с наступающим Новым годом. Сегацу-сана называют "Господин Новый год". А вот его "младший" брат Одзи-сан представляет собой кальку американского Санта Клауса. Одет он в традиционный красный тулуп, везет подарки по морю, затем на оленях и дарит их всем детям.
В Китае наступление Нового года не совпадает с общемировым и отмечается по лунному календарю. В стране существует несколько трактовок имени и образа зимнего волшебника, приносящего подарки. Он может откликаться на имена Шань Дань Лаожен, Дун Че Лао Рен или Шо Хин, хотя и на этом список не заканчивается.Шань Дань Лаожен, как и его коллеги, ходит в одеждах красного цвета. В Китае считается, что красный цвет отпугивает злых духов. Путешествует он на ослике и дарит людям лайси — обязательные конверты с некоторой суммой денег на счастье, которая станет основой процветания в наступающем году. Кроме того, китайцы уверены, что их новогодний представитель в обязательном порядке изучал философию Конфуция и в случае необходимости способен продемонстрировать навыки восточных единоборств.
Снегурочка – любимая новогодняя гостья детей, которая повсеместно сопровождает Деда Мороза, помогает ему готовить и преподносить подарки. Из литературного персонажа она превратилась в обязательный «атрибут» праздника, символизируя нежную красоту и кротость. Добрая внучка во всем подчиняется деду и выполняет все его указания. Он приводит ее в пример детям капризным и непослушным.
На картинах первой половины 19-го века Снегурочка предстает в образе маленькой девочкой и только позже она приобретает черты юной красавицы с длинной косой. Меховая шапка или корона-кокошник – предпочитаемые головные уборы русской Снегурочки.
Есть ли помощницы у Дед Морозов в других странах?
С такой сказочной биографией как у Снегурочки – нет, но есть персонажи, которые столь же любимы, известны и желанны для детей разных народов. В Италии – это фея Бефана, монгольскую Снегурочку называют Зазан Охин, немецкую – Кристинда. Есть своя легендарная героиня и у шведов – Люсия.
Хотя итальянская Бефана не столь нежна и красива, как русская Снегурочка, – старушка с крючковатым носом – ее приход для детей является настоящим праздником. Добрая фея прилетает на метле, принося с собой подарки в заштопанном мешке. Аналогично американскому Санта Клаусу, волшебница в стоптанных башмаках спускается по трубе и подарки кладет в носки, заранее развешанные детьми и их родителями. Послушных и добрых ожидают конфеты, всевозможные игрушки, а проказников и шалунов – угли – особые конфеты, окрашивающие язык в черный цвет.
История происхождения Бефаны известна всем детям Италии. Она не была сказочным персонажем. Обычная старушка из Вифлиема, которая с утра до вечера занималась домашними делами – была занята на столько, что отказалась провести 3-х Волхвов к маленькому Иисусу. Так, до сих пор Фея Бефана на своей метле разыскивает младенца Христа с единственным желанием - исправить досадную ошибку. Чтобы искупить вину, она дарит подарки детям, а заодно, и подбирается в доме. Взамен, хозяйки оставляют для доброй Бефаны угощения - апельсин и стакан вина.
У монгольского Деда Мороза, Увлин Увгуна есть сразу 2 помощника - мальчик Жин Шин (Новый Год) и Зазан Охин или, как иначе называют ее, Девочка Снег. Зазан Охин любит загадывать загадки, и вручает подарок только после того, как услышит разгадку.
Повсеместной сопровождающей грозного немецкого Вайнахтсмана является кроткая и красивая Кристкинд. Она всегда одевается в белый длинный наряд, голову прикрывает вуалью, а в руке держит корзину с фруктами, сладостями, орехами. Добрая Кристкинд оставляет шанс для непослушных детей получить подарок. Они поют для нее песни, читают стихотворения.
Хотя шведской Снегурочкой принято назвать девушку Люсию (Королева Света), история ее происхождения трагична и корнями уходит в прошлые века. В Швеции ей посвящен праздник день Святой Люсии, который в средние века сопровождался суеверными обрядами. Сегодня традиция празднования в корне изменилась. Лисия носит длинное белое платье, перехваченное красной лентой в талии, на голове ее обязательно должен быть венок из брусники, в который вставлены зажженные восковые свечи. Исходящий от них свет, напоминает ореол нимба. Девушка символизирует маленького Христа и считается покровителем детей.
Снегурочки бывших стран СНГ
В отличие от европейских помощниц Деда Мороза, Снегурочки республик бывшего советского союза образом напоминают русскую красавицу. В Армении – это Дзюнанушик (Снежная Ануш). Она носит длинную шубу, украшенную золотой/серебряной вышивкой, и меховой оторочкой, на голове – роскошная корона-кокошник.
В Узбекистане дедушку Корбобо повсеместно сопровождает Коргыз. Она известна своим талантом рукодельницы, поэтому все подарки делает своими собственными руками.
Снегурочка - русский новогодний персонаж. Она – уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения.
Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) – вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.
Известно, что боги когда-то родятся, некоторое время живут в сознании людей, а потом умирают, стираясь из памяти.
В великой русской культуре XIX века произошло чудо рождения новой Богини, которая уже никогда не исчезнет из памяти русского народа, покуда наш русский народ будет существовать.
Для понимания этого русского культурного явления не следует ошибочно полагать, что новых богов способен создавать лишь хитроумный еврейский народ, а другие народы в своем творчество и традициях должны непременно плясать под дудку только еврейских религиозных фантазий. Как показывает история культуры XIX и XX веков, русские люди тоже не лыком шиты. Было бы неплохо, если бы и в нынешнем XXI веке русские об этом не забывали.
С древнейших времен люди делали подобия человека из разных материалов (т.е. скульптуры), иногда воображая свои скульптуры ожившими (вспомним древний миф о Пигмалионе и Галатее).
Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.
Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.
В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Славянской Богиней Снегурочку сделал в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.
Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.
Порожденная творчеством русского народа сказка о Снегурочке - явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира.
Под влиянием сведений о сказочной снежной девочке, полученных от Афанасьева, в 1873 году А. Н. Островский пишет поэтическую пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь славянских богов Деда Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время праздничного ритуала почитания вступающего в свои права славянского бога весеннего солнца Ярилы в День весеннего равноденствия (в день начала астрономической весны, который у наших древних предков-язычников был и первым днем Нового года).
Позже писатели и поэты превратили Снегурочку во внучку - боги не рождаются в результате единичного творческого акта отдельной личности, а всегда кумулируют в себе многие идеи народа.
Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.
Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок.
Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской елке Санта Клаус успешно справляется сам. А под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.
Снегурочка - любимая новогодняя гостья детей, которая повсеместно сопровождает Деда Мороза, помогает ему готовить и преподносить подарки. Из литературного персонажа она превратилась в обязательный «атрибут» праздника, символизируя нежную красоту и кротость. Добрая внучка во всем подчиняется деду и выполняет все его указания. Он приводит ее в пример детям капризным и непослушным.
На картинах первой половины 19-го века Снегурочка предстает в образе маленькой девочки и только позже она приобретает черты юной красавицы с длинной косой. Меховая шапка или корона-кокошник - предпочитаемые головные уборы русской Снегурочки.
Есть ли помощницы у Дед Морозов в других странах?
С такой сказочной биографией как у Снегурочки - нет, но есть персонажи, которые столь же любимы, известны и желанны для детей разных народов. В Италии - это фея Бефана, монгольскую Снегурочку называют Зазан Охин, немецкую - Кристинда. Есть своя легендарная героиня и у шведов - Люсия.
Хотя итальянская Бефана не столь нежна и красива, как русская Снегурочка, - старушка с крючковатым носом - ее приход для детей является настоящим праздником. Добрая фея прилетает на метле, принося с собой подарки в заштопанном мешке. Аналогично американскому Санта Клаусу, волшебница в стоптанных башмаках спускается по трубе и подарки кладет в носки, заранее развешанные детьми и их родителями. Послушных и добрых ожидают конфеты, всевозможные игрушки, а проказников и шалунов - угли - особые конфеты, окрашивающие язык в черный цвет.
У монгольского Деда Мороза, Увлин Увгуна есть сразу 2 помощника - мальчик Жин Шин (Новый Год) и Зазан Охин или, как иначе называют ее, Девочка Снег. Зазан Охин любит загадывать загадки, и вручает подарок только после того, как услышит разгадку.
Повсеместной сопровождающей грозного немецкого Вайнахтсмана является кроткая и красивая Кристкинд. Она всегда одевается в белый длинный наряд, голову прикрывает вуалью, а в руке держит корзину с фруктами, сладостями, орехами. Добрая Кристкинд оставляет шанс для непослушных детей получить подарок. Они поют для нее песни, читают стихотворения.
Хотя шведской Снегурочкой принято назвать девушку Люсию (Королева Света), история ее происхождения трагична и корнями уходит в прошлые века. В Швеции ей посвящен праздник день Святой Люсии, который в средние века сопровождался суеверными обрядами. Сегодня традиция празднования в корне изменилась. Лисия носит длинное белое платье, перехваченное красной лентой в талии, на голове ее обязательно должен быть венок из брусники, в который вставлены зажженные восковые свечи. Исходящий от них свет, напоминает ореол нимба. Девушка символизирует маленького Христа и считается покровителем детей.
Снегурочки бывших стран СНГ
В отличие от европейских помощниц Деда Мороза, Снегурочки республик бывшего советского союза образом напоминают русскую красавицу.