Бурятский традиционный костюм, о Бурятии и бурятах. Традиционный бурятский костюм Традиционный костюм бурят
Орнамент, каллиграфия и живопись в руках дизайнера Шидэ Найдановой приобретают современное звучание. Ее коллекции, гармонично сочетающие традиционные мотивы и бунтарские атрибуты, хочется носить.
- У моей одежды бурятский характер. Это характер современной бурятской женщины - степной, сильной, но при этом утонченной. Мобильной, стильной и в тоже время любящей свою землю, знающей свои истоки, культуру и передающей знания и опыт своим детям. Мужская же одежда несет силу, отвагу. В нем я хочу показать характер хозяина, защитника, знающего и бережно хранящего историю своей земли, культуру и достояние своих предков.
Рок and панк, урагша!
Коллекция «Этно-граж» Шидэ Найдановой при сотрудничестве с этно-галереей «Орда», была с восторгом принята взыскательной итальянской публикой на Римской Неделе Моды, а затем на многих других модных площадках.
- Вся коллекция выполнена в черном цвете, в модном сейчас направлении «black mode». На своих изделиях я применила различные принты, написав на старо-монгольском «Тэнгэри», а также бурятские народные орнаменты. В дубленках этой коллекции, пели наши очаровательные певицы в своем клипе « Буряад арадни» Дулма Сунрапова, Елена Борохитова и Дарима Цырендондопова. Создавая эту коллекцию, я исходила из интересов к стилю гранж, рок, панк и модным тенденциям моды в стиле 90-х. Затем очень много клиентов просили меня выполнить такое же платье или дубленку, как в коллекции, и очень часто с каллиграфией «Тэнгэри» и с бурятскими орнаментами. Оказывается, что нравится мне, нравится очень многим. Конечно, приятно, что таким образом принимается концепция моего стиля, мой почерк. Сейчас эта коллекция имеет свое продолжение, она перешла на линию одежды в стиле «family look», которую мы запустили вместе с текстильной компанией «Ажур-текс», - рассказывает дизайнер.
Дизайн - мое призвание, как бы я не хотела уйти от него, поменять профессию. Это удивительно создавать что-то новое: образы как бы приходят ниоткуда, из тонкого мира
Сперва эскизы на бумаге, где все лишние детали убираются или нужные прорисовываются. И затем идет смешение текстур ткани, ниток, цветов. Когда идет процесс, затихаешь и прислушиваешься к изделию, к его энергетике. Оно - твое творение, и уже начинает само жить. Вот за это я безнадежно влюблена в свою работу!
- Шидэ, вы - волшебница. Именно такое сравнение приходит на ум, глядя на ваши модели. Ощущение, что они пришли откуда-то сверху. Где вы черпаете вдохновение? Где находите темы?
Я пришла к мысли, что все мои пристрастия к определенным направлениям в моде, в культуре, искусстве создают тему для моих будущих коллекций, создают мой бренд. В детстве мне попалась книжка о японской живописи, и я открыла для себя уникальные гравюры художников, утонченное письмо японской каллиграфии и пронзительные хокку-трехстишия, которые так просто и душевно рассказывают о моменте жизни. Меня поразило это знакомство, но и было ощущение, что это все мне знакомо и как бы родное.
Поэтому японский минимализм, простота, аскетизм, и при этом тонкая изысканность очень притягивают меня, в свои коллекции я привношу эти элементы. Это и сочетание черного и белого цветов, серого и тонкая полоска оранжевого, цвета земли и песка. Необработанный край, затертый рисунок и едва проявляющийся, «состаренная», словно «пожившая» ткань, стежки, будто бы вручную - все не случайно. А если присмотреться, это очень близко к утраченной традиционной старинной культуре бурят.
Каллиграфию как искусство, я открыла для себя в центре каллиграфии «Тэнгэриин бэшэг».Теперь мой бренд пополнился родной эстетикой письма и бурятской орнаменталистикой.
Мода как искусство
Все больше бурятских дизайнеров пробуют себя на высоких подиумах. На ваш взгляд, могут ли они стать брендом Бурятии?
Очень хорошо, что дизайнеров становится больше. Все мы - единомышленники, соратники. Нас объединяет одна цель: мы создаем красоту. Но у каждого свой стиль, чувство вкуса, свое ощущение красоты. Своя энергетика и мировоззрение. И у каждого свои клиенты. Сфера моды должна развиваться наряду с другими отраслями. В глобальном смысле, это вклад в создание привлекательного имиджа республики. Мода не что иное, как культурный символ нации. Бурятские бренды одежды - это не только бурятские дэгэлы на Сагаалган и на концерты. Они должны сопровождать нас в жизни: на работе, в спорте, в институте, дома.
Если бы вам выпала возможность выпить чашечку кофе с кем-то из мировых дизайнеров, вы бы нашли много интересных тем для беседы. Кто вдохновляет вас больше всего?
В первую очередь Дом моды Еtrо, у которого яркий стиль, неповторимые рисунки и оригинальный дизайн. Dsquared2- бренд, задающий тенденции молодежной моды. Haider Ackermann с его индивидуальной эстетикой. С этими дизайнерами я бы с удовольствием выпила чашечку кофе. И, конечно же, у меня есть много вопросов к моим кумирам.
Современная горожанка
- Улан-удэнок часто упрекают в отсутствии стиля и однотипности. Неужели все так печально?
Удивительным образом сочетая все комплекты одежды с аксессуарами, наши улан-удэнские женщины в большинстве одеваются модно и со вкусом. В любом возрасте можно корректировать свой образ, прическу и макияж. Для меня нет одежды«для молодых» и «для пожилых». Есть разделение «стильно» и «не стильно». Конечно, у кого-то возникают мысли, что все дорого. На самом деле нет. Недостаток вкуса, мешающий увидеть свою красоту, от недостатка знаний особенностей своей фигуры, природного колорита. Невозможно все знать, но этому можно научиться. И мы, дизайнеры, готовы работать, чтобы на улицах Улан-Удэ было больше ярких, колоритных и стильных женщин.
Вы ведь одеваете не только женщин, но и мужчин. У всех на слуху история, как государственный тренер сборной республики по вольной борьбе Юрий Сандаков появился на крупных соревнованиях в Якутске в спортивном костюме с национальным колоритом…
Да, перед чемпионатом России по вольной борьбе бурятскому борцу Александру Богомоеву и его коллегам по спорту пришла идея создать для команды узнаваемую, стилизованную под «бурятский манер», единую форму, и они обратились ко мне. К началу соревнований был создан пробный вариант для Юрия Сандакова. Поступило предложение отшить костюмы для сборной, над чем мы сейчас и работаем.
- Есть ли будущее у традиционной бурятской одежды?
Обязательно. Когда я создаю одежду, которая отвечает всем модным тенденциям, цвета и формы, она конечно привлекательная. Но без души. Стоит только приложить маленький бурятский орнамент, «шоу» орнамент в виде круга - черепаха, или «улзы», или тотемный знак рода, одежда приобретает магию, особую ауру. Орнаменты, отображающие символ, несут в себе заряд, от одежды идет тепло. А изделия с надписями каллиграфией, дают силу и защиту. Накидывая такую одежду, будто попадаешь в родительские объятия. У быстрого человека меняется нрав, как успокаивается конь, несущийся по степи. Приходит степенность, мудрость. Юноше тотем волка, на спине его куртки, даст отвагу и терпение. А на футболке девушки - строчки из бурятских стихов, как покрывало из трав, багульников. Просыпается ген предков, память земли, будто начинаешь понимать язык зверей и птиц. Понимаешь кто ты. Сравнивая культуру народов, живущих в России и в мире, понимаешь, каким же богатым наследием обладаем мы с вами. У нашего народа, несомненно, уникальная культура с глубокой философией, с мудростью поколений, с огромной сакральной энергией, и пусть у каждого она будет в душе.
Национальный костюм не только отражает принадлежность какому-то народу, этносу, но и сочетает в себе культуру этого народа. Его образ жизни, традиции и самобытность.
Национальный костюм бурят не стал исключением и ярко демонстрирует тот образ жизни и уклад, который был присущ этому народу много веков.
Буряты проживают на территории Сибири - Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край. Истории известно также, что существуют обширные поселения бурятов во Внутренней Монголии КНР, в Монголии, Маньчжурии.
Бурятский костюм сродни многим костюмам монголоязычных и тюркских народов. Буряты издавна были кочевниками, занимались скотоводством и охотой, жили в суровом сибирском климате. Это во многом повлияло на присутствие в национальном костюме многих элементов, придающих удобство и свободу движений, практичность и всесезонность.
Поначалу в бурятском костюме использовались подручные материалы - овчина, мех-пушнина (песец, лиса, соболь и другие), натуральная кожа, шерсть. Позже с возникновением торговых связей в костюм добавились шелк, бархат, хлопок, украшения из камней, серебра, золота.
Также существуют родоплеменные различия в костюме бурят. Условно буряты делятся на восточные и западные роды относительно озера Байкал. Традиционная религия бурят - шаманизм и ламаизм (буддизм) также вносили свои оттенки.
Мужской национальный костюм бурят
Традиционный мужской дэгэл в виде халата с верхним бортом и нижним подпоясывался кушаком из шелка, ремнем из кожи, украшенным серебром и камнями. Дэгэл - зимний вариант халата шился из овчины, отделывался сверху тканью - шелком, бархатом. Летний вариант назывался тэрлиг - более тонкий, без утеплителя. Повседневные дэгэлы шились из хлопковой ткани.
Мужской дэгэл обязательно украшался тремя разноцветными полосами сверху, называемыми энгэр. Каждый цвет имел особое значение: черный - плодородную почву, синий - цвет неба, зеленый - земля, красный - очищающий огонь. Полосы энгэра имели четкое расположение по цветам, верхняя полоса могла быть разной по принадлежности к определенному роду, племени - Энгэр располагался ступенями на груди.
* Воротник оформлялся в виде стойки, сам халат не был облегающим, давал свободу движений.
* Рукава дэгэла или тэрлига были цельнокроенными для защиты от ветров и холода. Халат застегивался сбоку на пуговицы. Количество пуговиц и их расположение также имело сакральный смысл - три верхние пуговицы на вороте приносили счастье, на плечах и в подмышечной впадине - символ достатка, нижние пуговицы на талии считались символом чести. Пуговицы были з серебра, коралла, золота.
* Рукав имел манжету - туруун (копыта) в виде конуса. В холода манжета отворачивалась и защищала руки. Лицевая часть манжеты украшалась вышивкой, узорами, символизирующими количество скота, достаток.
* Длина халата была таковой, чтобы закрывать ноги при ходьбе и езде на лошади. Кроме того, на одну полу дэгэла можно было лечь, а другой укрыться при кочевках.
Под дэгэл или тэрлиг надевалась хлопчатобумажная рубаха и штаны из кожи, ткани. Обязательным элементом мужского костюма был пояс. Шился он из разных материалов и имел разную длину и ширину, украшался камнями, серебряными пряжками. На поясе носились нож, табакерка, другие принадлежности.
Женский национальный костюм бурят
Женский костюм претерпевал изменения с возрастом. Девочки носили обычные дэгэлы и тэрлиги с кушаком до подросткового возраста.
С наступлением 13-15 лет менялся крой платья - оно становилось отрезным по талии, сверху на шов пришивалась тесьма - тууза.
С замужеством в женский костюм добавлялась безрукавка. Она могла быть короткой в виде жилета или длинной, в зависимости от принадлежности к тому или иному роду. Края жилетки спереди украшались орнаментом, вышивкой, контрастными лентами или тесьмой.
Нижняя рубашка шилась из хлопка, надевались также штаны.
Наиболее сложную систему представляли собой женские украшения. Кроме традиционных серег, колец, браслетов и шейных украшений, у буряток присутствовали и другие - височные кольца, нагрудные украшения, нарядные пояса, коралловые бусы, серебряные подвески. У некоторых родов существовали наплечные украшения, боковые подвески на пояс, украшения для волос, амулетницы. Женские украшения показывали не только принадлежность роду, но и достаток семьи, социальный статус.
Женские бурятские украшения были из серебра с камнями из коралла, янтаря, бирюзы и других натуральных камней.
Серебряные украшения имели филигранную ковку в виде национальных орнаментов, узоров.
Головной убор
И мужчины и женщины обязательно носили головной убор. Головные уборы были разнообразными и различались у различных родов.
У западных бурят головной убор имел форму колпака, отороченный по нижнему краю мехом. Верх шился из бархата или другой ткани, украшался вышивкой, бусинами из коралла, тесьмой. Мех использовался из выдры, оленя, рыси, соболя.
Также носились шапки типа ушанок из меха с длинным ворсом - лисы, песца.
Екатерина Спирина
Конспект «Бурятский национальный костюм» по изобразительной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа»
Спирина Екатерина Юрьевна
Конспект «» по познавательной деятельности ,
Конспект «Бурятский национальный костюм » по познавательной деятельности , приобщение детей к культуре бурятского народа .
Воспитатель : Спирина Е. Ю.
Цель :
расширить представление о элементах бурятского национального костюма и назначение ;
развивать творческую активность, эстетический вкус, умения различать цветовой колорит, ритм и стилизацию элементов в орнаменте;
воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
Задачи : развивать интерес в построении композиции и сюжета бурятского орнамента ; воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества . Вызвать у детей активный интерес , эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать их, любоваться красотой.
Оборудование :
для воспитателя : компьютерные презентации о костюме ;
для учащихся : шаблоны орнамента.
Словарная работа :
Головные уборы (малгай, -верхняя одежда (зимняя – дэгэл; летняя – терлиг, -обувь (гутал) -матерчатый пояс (бэhэ,
Предварительная работа : Беседа -занятие «Бурятский народный орнамент » ,
презентации по теме «Бурятский народный орнамент »
Знакомство с репродукциями художественных произведений по теме Бурятский национальный костюм .
Орг. момент.
Звучит бурятская мелодия
Ход НОД:
Воспитатель (в национальном бурятском костюме ) :
Вы сейчас послушайте музыку, посмотрите на меня и скажите, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети : О Бурятии и о бурятских национальных костюмах .
Воспитатель : Почему вы так подумали?
Ответы детей .
Воспитатель : Молодцы! А вот и тема нашей сегодняшней НОД- показ презентации. «Бурятский национальный костюм »
Давайте вспомним, какие народности проживают на территории нашей республики.
В группе развешены репродукции художественных произведений и работы детей , где нарисован Бурятский народный костюм .
(Дети под тихую музыку рассматривают картины сначала нарисованные и сделанные из цветной бумаги руками детей и воспитателей , а затем художников).
Каждый народ имеет свой национальный костюм , по которому судят об его истории, культуре , своеобразии бытовых традиций. Ведь само слово «костюм » в переводе с итальянского языка означает «обычай» . Бурятский народный костюм привлекал своей красотой и гармонией художников разных поколений. В своих произведениях они запечатлели мужские и женские, зимние и летние, повседневные и праздничные виды костюма .
На этой выставке вы видите работы детей , где они рисуют Бурятский народный костюм .
А вот вы видите образцы народного костюма , («Одежда и украшения забайкальских бурят » , Ц. С. Сампилова (серия акварельных работ «Свадебные обряды хоринских бурят » ,», Ф. И. Балдаева, а также варианты бурятского национального костюма , изображенные современной художницей Е. Д. Будажаповой, Ц. С. Сампилов.
Акварельная серия "Свадьба хоринских бурят " 1943 год.
Дети, вам понравилась выставка?
Какие картины понравились больше всего?
Есть ли на выставке произведения художников Бурятии ?
А вы можете показать портрет Ц. С. Сампилова?
А еще я вам хочу рассказать о художнике Бурятии . Балдаев Филипп Ильич. Художник специально ездит по районам республики, собирает и изучает фольклор бурятского народа , делает многочисленные зарисовки национальных орнаментов с предметов народного быта . Многие из собранных им орнаментов вошли в его альбом «Бурятский народный орнамент » . Сегодня эта работа высоко оценивается, является вкладом в дело сохранения самобытного художественного наследия бурятского народа .
Бурятский костюм имеет древнюю и богатую историю. Многие поколения вносили в него новые элементы, имеющие глубокое смысловое значение.
Традиционный народный костюм объединяет в себе ряд предметов, необходимых человеку для повседневного обихода. Это – головные уборы (малгай, верхняя одежда (зимняя – дэгэл; летняя – терлиг, обувь (гутал) .
Ребята, а вы знаете, что неотъемлемой частью бурятского мужского костюма является матерчатый пояс (бэhэ, длина которого равняется двойному расстоянию вытянутых в стороны рук. Пояс играл важную роль в народных обрядах . Им обменивались в знак установления дружеских, родственных (брачных) отношений. С поясом связаны также определенные запреты. По поверью, его нельзя бросать на землю, перешагивать через него, разрывать.
Традиционными мужскими атрибутами являются нож, которые не только используются по своему прямому назначению, но и служат ценным украшением мужского костюма .
Особо нарядным выглядит женский праздничный народный костюм . Наиболее распространенная, конусообразная форма женского головного убора напоминает силуэт гор – обиталищ духов, хозяев, божеств. Серебряное навершие (дэнзэ, украшенное красным кораллом, символизирует солнце. От него книзу струятся красные шелковые нити, означающие солнечные лучи, несущие жизненную энергию. Нижний околыш (hарабша) в виде круга из черного или темно-коричневого бархата ассоциируется с цветом земли (почвы, питающей все живое. Состоятельные женщины отделывали его мехом соболя, выдры.
Бурятская женская одежда обычно включает длиннополый халат или платье и безрукавку. Для декоративной отделки предметов одежды применяются цветные полосы из плотных блестящих тканей – шелка, парчи, бархата, а также меховые нашивки, тесьма. Неповторимую красоту женскому костюму придают ювелирные украшения, выполненные из серебра, коралла и полудрагоценных камней.
Нарядна и женская праздничная обувь из кожи и меха. Напоминающая по своей форме унты, она более изящна, чем мужская и, по традиции, украшается вышивкой, аппликацией из кожи, отделкой из тонкого сукна или плиса.
Какие предметы бурятского костюма вам понравились ?
Чтобы вы хотели добавить к нему?
Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (На доске прикреплены фигуры мальчика и девочки в национальных костюмах , не украшены). Да, правильно, это мальчик и девочка в бурятских национальных костюмах . Давайте дадим им имена. Какие бурятские имена вы знаете ?
Дети придумывают имена.
В степи дует ветер, а наши детки без головных уборов, без обуви. Предлагаю стать мастерами, одеть наших мальчика и девочку, украсить костюмы этих детей . Но для того, чтобы вы стали настоящими мастерами, давайте вспомним, что символизируют цвета в бурятских орнаментах . Зеленый – трава, рост. Красный – огонь; желтый – солнце, золото; черный – земля; синий – Байкал; голубой – небо (на доске вывешиваются варианты бурятских орнаментов ) .
А сейчас разминка, попробуем показать в движении как меняется настроение с переменой цвета, переменой погоды.
Голубой – это утро, все просыпаются, потягиваются, зевают, настроение лирическое.
Красный – это день, дети весело играют, бегают, звучит весёлая радостная музыка.
Синий – вдруг набежала туча, стало холодно, пошёл дождь.
Жёлтый – выглянуло солнце, всё пришло в движение.
Зелёный – люди отдыхают после обеда,а мы станем мастерами, и оденем наших мальчика и девочку, украсить костюмы этих детей .
У вас на столах элементы костюмов , у кого какой элемент, объясняет, куда он крепится.
Пока работают дети, звучит бурятская мелодия
По мере окончания работы дети выходят к доске и крепят детали костюмов .
Сейчас я хочу с вами вместе вспомнить Гимн Бурятии .
А сейчас, давайте подарим голубые облака и яркие солнышки.
Если вам понравилась ваша работа, вы выполнили ее хорошо, поднимите яркое лучистое солнышко.
Если вам что- то удалось не так хорошо как бы вам хотелось, поднимите солнышко с облачком
Национальная одежда бурят проводит четкую границу между мужской и женской одеждой и изготавливается из меха, шерсти, кожи, шелка, бумажных тканей.
Верхняя одежда
Национальная одежда состоит из дэгэла - род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным. Летом дэгэл мог заменяться суконным кафтаном подобного же покроя. В Забайкалье летом часто использовались халаты , у бедных - бумажные, а у богатых - шелковые. В ненастное время сверх дэгэла в Забайкалье надевалась саба , род шинели с длинным крагеном. В холодное время года, в особенности в дороге - даха , род широкого халата , сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу.
Дэгэл (дэгиль) стягивается в талии ременным кушаком, на который подвешивали нож и принадлежности курения: огниво, ганза (маленькая медная трубка с коротким чубуком) и кисет с табаком.
Нижняя одежда
Узкие и длинные штаны изготовлялись из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка , обыкновенно из синей ткани - дабы .
Обувь
Обувь - зимой унты из кожи ног жеребят, или сапоги с заостренным вверх носком . Летом носили обувь, вязанную из конских волос, с кожаными подошвами.
Головные уборы
Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (залаа ) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную. Кисти (залаа сэсэг ) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки залаа . Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является - синий, который символизирует синее небо, вечное небо.
Женская одежда
Одежда женская отличалась от мужской украшениями и вышивкой. Дэгэл у женщин оторачивается кругом цветным сукном, на спине - вверху делается сукном вышивка в виде квадрата и на одежду нашиваются медные и серебряные украшения из пуговиц и монет. В Забайкалье женские халаты состоят из короткой кофты, пришитой к юбке.
Украшения
Девушки носили от 10 до 20 косичек, украшенных множеством монет. На шее женщины носили кораллы, серебряные и золотые монеты и т. д.; в ушах - огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей - «полты » (подвески); на руках серебряные или медные бугаки (род браслетов в виде обручей) и другие украшения.
Современная стилизация национального костюма необычайно популярна в Бурятии. Используются стилизации под дэгэл разной длины, в виде вечернего платья, верхней одежды. Используется оригинальный крой рукавов, ворота, со вставками с энгэром - ступенчатым узором из цветных полос, манжеты.
Заслуживают внимания и ткани - шелк, атлас с рисунками и фактурной вышивкой, со вплетением серебряных и золотых нитей, традиционные яркие цвета - синий, красный, зеленый, желтый, бирюзовый.
В современной моде популярны стилизации бурятского костюма в виде вечернего платья, блузки, пальто, вышивка орнаментом, традиционными узорами, используются атласные ленты и тесьма для отделки. Активно используются украшения из серебра с кораллами, бирюзой, агатом.
В повседневной жизни все чаще можно заметить стилизованную национальную обувь в виде уггов, унтов, сапог. А также головные уборы с мехом в национальном стиле в сочетании с натуральной кожей, замшей.
Традиционный бурятский костюм надевается по большим национальным праздникам - Сагаалган (Белый месяц - наступление Нового года по лунному календарю), Сурхарбан (спортивный летний праздник), на театрализованные зрелища, религиозные праздники, встречу почетных гостей.
Пользуются все большей популярностью современные модели свадебных нарядов в национальном стиле. Многие артисты используют национальный бурятский костюм для своего сценического образа.
В последние годы стали проводиться межрегиональные конкурсы модных дизайнеров, использующих в своих коллекциях стилизацию национального костюма, этнические мотивы. Многие интересные модели с таких показов попадают в «массы» и становятся популярными у молодежи.
Модные образы
Необычно теплые и уютные модели из овечьей шерсти с добавлением кашемира очень кстати в сибирские морозы. Это может быть брючный вариант со стилизованным верхом под национальный бурятский костюм - воротник-стойка, ступенчатый борт на груди, необычный рукав, капюшон. Либо это вариант с мягким силуэтом, обтягивающим, но не стесняющим движения, с макси длиной юбки или платья, с этническими узорами. Шерсть тонкий и оригинальный материал, дающий тепло в холод и дышащий в жару. Добавив оригинальный головной убор в этно-стиле, ваш образ станет незабываемым.
Оригинальный наряд в белом цвете с серебряным контрастным оформлением в виде кантов и акцентов подойдет и на вечерний выход, и в качестве свадебного наряда. Интересное оформление лифа и асимметричность плеча с серебряным кантом выглядит как ступенчатая вставка энгэр, боковой орнамент на талии и в месте крепления пелерины придает этничность и воздушность образу. Вертикальная серебряная полоса на юбке опять же навевает национальные мотивы. При этом длина платья выше колен не смотрится вызывающе. Добавив уникальные украшения на голову с боковыми подвесками из серебра, вы точно будете неотразимой.
Еще один образ для вечернего выхода или свадебного торжества в белом цвете с золотом станет незабываемым. От национального бурятского костюма присутствует отрезная юбка с верхом, оригинальная вышивка золотом в виде орнамента, национальные украшения - браслеты, нагрудное ожерелье и богатый головной убор. Платье имеет короткий рукав, отделанный золотым кантом, как и лиф. Золотой высокий головной убор с украшением на лбу и подвесками придает женственность, статность и шик. Пышность и длина юбки подчеркнут стройность талии.