Государственные праздники конспект урока. План – конспект урока «Такие разные праздники
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: освоение учащимися этического смысла праздников традиционных религий России, формирование толерантного отношения к обычаям различных религиозных культур.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с обычаями празднования в религиозных традициях мира (в иудаизме и христианстве);
- познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;
- создать условия для формирования ценностного отношения к религиозным традициям, толерантного отношения к обычаям различных религиозных культур.
Ожидаемые результаты урока.
- Учащиеся закрепят знания о главных праздниках иудеев; узнают: какие праздники существуют у христиан.
- Учащиеся научатся: использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи.
- Учащиеся усовершенствуют умения в области коммуникации,
- чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группах.
Межпредметные связи: чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания, изобразительное искусство.
Основные средства наглядности: иллюстрации из учебника и электронного приложения, фотографии и/или видеоматериалы (изображение фрагментов религиозных праздников), карточки с названиями главных праздников иудеев и христиан, индивидуальные карточки-таблицами с основными религиозными терминами христианства.
Основные термины и понятия: Песах, Шавуот, Суккот, Ханука, Рождество Христово, Пасха, Вознесение, Троица, Крещение.
Ход урока
I этап. Вводный (мотивационно-организационный)
1. Организация деятельности учащихся (проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой)
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте соседу удачи.
2. Проверка результатов выполнения домашнего задания.
Вспоминаем названия главных праздников иудеев
Прочитайте слоги и составьте из них слова.
На доске:
Что они означают? (главные иудейские праздники)
Вспоминаем особенности иудейских праздников
Подготовленный ученик предлагает слайды с иллюстрациями к каждому иудейскому празднику и просит ответить по ним на вопросы.
Как называется это блюдо и когда иудеи его готовят? (Это мацу - пресные лепешки. Их готовят на Песах)
С каким событием в жизни евреев связана данная традиция? (Согласно Библии евреи бежали из Египта в спешке и не успели заквасить тесто. Поэтому напекли пресных лепешек.)
Что изображено на этом слайде? (Синагога, украшенная зелеными ветвями)
В какой день по традиции евреи так украшают свои священные сооружения? (В праздник Шавуот)
Да. В память о даровании Моисею Богом Десяти заповедей на горе Синай.
Расскажите об этой праздничной традиции иудеев. (В праздник Суккот они должны построить шалаш - сукку и прожить в нем некоторое время).
Какой праздник дал название этому предмету? (Праздник Ханука. Это Ханукальный светильник.)
В первый день праздника зажигают 1 свечу, во второй - 2 и так до восьмого дня, в который зажгут все 8 свечей.
Как ведут себя присутствующие во время этого веселого праздника? (Они начинают шуметь, трещать специальными трещотками).
Этот веселый праздник называется Пурим.
Гимнастика для глаз
- “Ленивые восьмерки” (нарисуйте глазами в воздухе в горизонт.плоскости “восьмерки” 3 раза),
- “Зоркие глазки” (глазами нарисуйте 3 круга по часовой стрелке и 3 круга против часовой стрелки),
- “Стрельба глазами” (двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 3 раза)
3. Подготовка к восприятию нового. Сообщение темы и цели урока. (Запись на доске темы урока).
Работа со словами-символами
Подготовленный ученик предлагает найти в каждой строчке таблицы и подчеркнуть знакомые слова и понятия.
Напоминает уч-ся класса толкования данных слов.
Предлагает по вертикали найти слово, объединяющее все эти слова и понятия.
1. Евхаристия – главное богослужение, Благодарение.
2. Грех – непослушание человека Богу.
3. Крещение – это таинство вхождения в церковь.
4. Христос – сын божий.
5. Молитва - общение с Богом, разговор с ним.
6. Библия – священное писание христиан.
7. Завет – договор с Богом.
8. Икона – священное изображение Христа или святых.
9. Апостол – ближайший ученик Христа.
10. Алтарь – самое священное место в христианском храме.
11. Евангелие –книга о жизни Христа.
12. Церковь -христианский храм.
Найдите по вертикали слово, объединяющее все эти понятия.
Христианство - мировая религия, основанная на жизни, учении и воскресении Иисуса Христа.
Сообщение учителем темы и цели урока (на доске запись: “Праздники христианства”)
Как вы думаете, о чем сегодня вы узнаете.
II этап. Основной (информационно-аналитический)
1. Комментированное чтение статьи из учебника (о праздниках христианства, с.63-64).
Чтение 1 абзаца
Как называются главные праздники христиан? (Рождество и Пасха или Вознесение Христово). Перечитайте слова-названия и запомните, как они пишутся. (Уч-ся на доске выкладывают буквами эти слова).
Как верующие готовятся к этим праздникам (соблюдают посты). Как вы думаете, почему пост перед Пасхой называется Великим? (Великий - потому что самый большой по продолжительности, по строгости жизни он также считается Великим).
Чтение 2 абзаца
Найдите в тексте и прочитайте, как называется неделя перед Пасхой (страстная седмица). Как образовано слово “седмица”? Седмица - церковнославянское название недели.
На какой день недели всегда приходится Пасха? (воскресенье)
Как называется вся последующая неделя? Прочитайте. (пасхальная)
Чтение 3 абзаца
О каких христианских праздниках узнали? (о Вознесении и Троице)
(Уч-ся составляют слова на доске).
Как православные христиане объясняют название праздника Вознесения? (Христос взошел на небо и сел по правую сторону Бога Отца).
Что свершилось в день Пятидесятницы? (Дух Святой сошел на апостолов в виде языков пламени.)
Как на Руси стали называть этот праздник? (Троицей)
Чтение 4 абзаца
Какой праздник имеет 2 название - Богоявление? (Крещение).
Когда христиане празднуют Рождество? А Крещение?
Как называется время (дни) между Рождеством и Крещением? (святки)
Чтение 5 абзаца
Физкультминутка
III этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)
1. Работа с иллюстративным материалом и заданием рабочей тетради (с.65-66)
Задание 4
Найдите картинку, имеющую отношение к христианскому празднику. Выберите название этого праздника. Напишите его.
Расскажите с помощью этой иллюстрации о том, какое блюдо является главным на Пасху. Проверим свои знания, прочитав текст рубрики “Это интересно”.
Задание 6
Если бы вы получили задание нарисовать религиозный христианский праздник, что бы вы изобразили?
(Например, ...)
2. Работа с заданиями теста в информационном пространстве класса.
3. Задание на дом.
- Расскажи членам семьи и друзьям о религиозных праздниках иудаизма и христианства. Задай им вопросы.
- Если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).
- Задания в печатной тетради.
- Творческое (по выбору).
Тема урока «Такие разные праздники»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: расширить представления детей о праздниках нашей страны.
сформировать представление о различиях и особенностях праздников в России;
учить работать в группе, развивать творческую исследовательскую активность детей;
стимулировать у школьников интерес к исследованиям;
воспитывать патриотизм, отношение к семье, как к наивысшей ценности в жизни.
Планируемые результаты урока:
Предметные: осознавать роль некоторых российских праздников в истории и культуре нашего государства.
Метапредметные:
Познавательные - осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное.
Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, планировать в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.
Коммуникативные - участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, работать в группе;
Личностные - осознавать свою индивидуальность и одновременно свою
принадлежность к обществу, признавать для себя общепринятые морально-этические нормы.
Оборудование:
Презентаия, мультимедийное оборудование
Распечатанные карточки, тесты и кроссворды для проверки домашнего задания.
Полоски бумаги с напечатанными названиями праздников, таблички с названиями праздников.
Распечатанный перечень праздников.
Виды календарей.
Листы бумаги А-3, А-4, клей, ножницы, маркеры, фломастеры для оформления календарей.
Адаптационный этап .
О чем мы говорили на предыдущем уроке окружающего мира?
Давайте вспомним, что мы узнали о символах страны.
Задания разного уровня.
Поднимите руку те ребята, у кого карточки жёлтого цвета. Вам надо письменно ответить на вопрос.
Поднимите руку те ребята, у кого карточки зелёного цвета, вам – разгадать кроссворд и получить ключевое слово.
Поднимите руку те ребята, у кого нет карточек. Вы будете работать в группе по рядам. Вам надо выполнить тест и получить ключевое слово.
Работа на карточках
Карточка №1. Перечислите символы России.
Карточка №2. Что изображено на государственном гербе России?
Карточка №3. Как выглядит Государственный флаг Российской федерации?
Карточка №4. Что ты знаешь о Государственном гимне?
Разгадывание кроссворда.
Кроссворд «Государственные символы России»
Если в колонки по горизонтали будут правильно вписаны слова, то по вертикали получится ключевое слово.
Жезл – символ сильной власти и единстве государства.
Эмблема государства, города, рода.
Полотнище, являющиеся символом государства, выражающее идею его единства, независимости и суверенитета.
При вручении медалей нашим спортсменам из этого металла исполняют гимн Российской Федерации на спортивных соревнованиях.
Что на гербе Российской Федерации изображено в количестве трёх штук.
Хвалебная песня, прославляющая красоту родной земли, ее богатства, подвиги предков во имя Отечества.
ОТВЕТЫ: 1. скипетр 2. герб 3. флаг 4. золото 5. Александров 6. корона
7. гимн 8. Михалков
Слово по вертикали – праздник.
Тест.
Выпишите буквы правильных ответов, добавьте гласные, получите ключевое слово.
Что не относится к государственным символам современной России?
п) Держава
Отличительный знак, который может принадлежать человеку, городу и государству:
р) Герб
Двуглавый орел стал государственным символом при:
т) Петре Первом
з) Иване Третьем
д) Николае Вторым
Какого цвета нет на российском флаге?
р) Красного
м) Белого
д) Жёлтого
День государственного флага в России отмечают
6. Золотой шар с крестом – символ государственной власти.
л) Глобус
к) Держава
ц) Корона
Ключевое слово - праздник
Какое ключевое слово получили в кроссворде? Какое ключевое слово получили в тесте?
Передавайте карточки, кроссворды, тесты. Я оценю вашу работу.
Основной этап.
Что такое праздник?
День торжества, установленный в честь или в память кого или чего-либо.
День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого.
Выходной, нерабочий день.
День радости и торжества по поводу чего-либо.
День игр, развлечений.
Толковый словарь Ожегова
Для чего нужны праздники?
Праздник - это улыбки, это подарки, это хорошее настроение, это счастливые воспоминания! Праздник украшает нашу жизнь, делает ее более светлой и яркой. Праздник дарит нам незабываемые мгновения радости и веселья.
Какие бывают праздники?
Как вы думаете, какая будет сегодня тема урока?
Для чего мы будем изучать эту тему?
Праздники можно разделить на группы.
На слайде названия праздников. В парах попробуйте определить, на какие группы можно разделить праздники.
Положите перед собой полоски бумаги с буквами. Зачеркните в них все буквы, которые по порядку образовывают слово праздник, и вы узнаете на какие группы делят праздники.
ПНАРАЗРДОНДИНКЫЕ и ППРРААВОЗСДЛАНВИНЫЕК
ПСРЕАМЗЕДЙННИЫКЕ
ОПБРЩАЕЗРДОСНСИИЙСККИЕ
ПШРКАОЗЛДЬННИЫКЕ
ППРРОФАЕСЗСИДОННАЛИЬНКЫЕ
Какие бывают праздники?
Работа по группам.
1 группа «Народные и православные праздники»
2 группа «Семейные праздники»
3 группа «Общероссийские праздники»
4 группа «Школьные праздники»
5 группа «Профессиональные праздники»
Ваша задача:
Объяснить название группы праздников. Привести 2-3 примера праздников вашей группы. Выбрать выступающих.
Слайды 7 и 8, 9 и 10, 11 и 12, 13 и 14, 15 и 16.
Выступление групп. (Какой праздник со слайда заберёте себе в группу?)
Как или где можно узнать, когда и какой отмечают праздник?
Рассмотрите календарь на 2017 год.
Как устроен календарь?
Почему даты в календаре напечатаны разными цветами?
Что такое календарь?
Способ счисления дней в году.
Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (с различными справочными сведениями).
Распределение по времени (дням, месяцам) отдельных видов деятельности (работы, футбольных игр и др.).
Толковый словарь Ожегова.
Зачем нужны календари?
Какие бывают календари?
Перекидные, настенные, карманные, отрывные, церковные.
Творческий этап.
Сегодня на уроке мы составим календарь праздников. Каждая группа будет создавать календарь тех праздников, о которых рассказывали.
Ваши задачи:
Выбрать из перечня праздников только те праздники, которые относятся к вашей группе.
Расставить их в порядке празднования в течение года. Если знаете и другие праздники вашей группы, можете добавить.
Оформить полученный календарь.
Обратить внимание: группе «Школьные праздники» - когда начинается учебный год, группе «Семейные праздники» - нельзя составить семейный календарь для всего класса. Группа «Семейные праздники» составляет список таких праздников.
Выставка календарей.
Итог урока.
Заполнить таблицу.
Домашнее задание. Составить календарь семейных праздников.
Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал …
Мне понравилось …
Я был удивлён …
Мне не понравилось …
Кому бы вы хотели сделать комплимент за работу на уроке?
Урок по ОРКСЭ (4 класс)
Тема: Праздники народов России.
Цели урока
В предметной области: сформировать у младшего подростка мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и
религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним;
сформировать представление о праздниках «Пасха», «Курбанбайрам»,
«Рамаданбайрам», показать ценность достижения культуры для человечества.
В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и
традиций, связанных с праздником «Пасха», «Курбанбайрам», «Рамадан
байрам»,; дать детям эмоционально полноценное представление о праздновании
«религиозных» и других праздников в России;
В области формирования УУД:
познавательные умение выделять существенную информацию из различных
источников;
регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и
удерживать ее в процессе всего урока;
понимать цель выполняемых действий
коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту
полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию
коллективного творчества.
Основные понятия: государственные, светские (общественные), семейные, школьные,
профессиональные, религиозные праздники.
Планируемые результаты:
у ребят возникнет представление о разных группах праздников, освоят тему
Методы: практические, проблемнопоисковые, методы самостоятельной работы,
словесные, наглядные, репродуктивные, сравнение, синтез, эвристический
Формы работы: коллективная, индивидуальная, самостоятельная, групповая
Оборудование: Необходимое техническое оборудование – компьютер,
мультимедийный проектор; презентация урока, учебник «Основы светской этики»,
автор М, Т. Студеникин, выступления детей о праздниках «Рамаданбайрам», «Пасха»,
«Курбан байрам», « Толковый словарь» Ожегова, иллюстрации с символикой
праздников, аудиозаписи мелодий, характерных для разных праздников, карточки для
рефлексии.
Ход урока
1. Организационный этап
Здравствуйте. Сегодня у нас очередное занятие по ОРКСЭ. К нам пришли гости,
поздоровайтесь с ними, садитесь.
Улыбнёмся друг другу глазами.
Взгляд наш чистый и добрый.
Душа открыта, сердце бьётся ровно и спокойно. И для вас уже не секрет, что
уроки по данному предмету не столько для ума, сколько для сердца, для души.
Откройте тетради и изобразите своё настроение в виде смайлика на полях
тетради.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся к учебной деятельности.
Вы любите ходить в гости? Назовите правила поведения в гостях.
А какие вы знаете правила приёма гостей?
Когда вы принимаете дома гостей?(в праздники) А в какие праздники? А какие
вы знаете праздники нашей страны? Хотели бы вы узнать больше информации о
праздниках, которые празднуют разные народы, проживающие в России?
Сформулируйте тему нашего урока. (Праздники народов России)
С какой целью мы будем изучать эту тему? (Вспомним, какие праздники
бывают, какие являются главными в каждой религии) Что бы вы хотели узнать о
праздниках России?(Как празднуются праздники России, какие существуют
традиции празднования)
Запишем в тетрадь число и тему нашего урока.
3. Актуализация знаний.
Работа с понятием «Праздник»
Какие ассоциации возникают при слове праздник?
(Радость, угощение, подарки, веселье, отдых) СЛАЙД 2
Праздник! Подберите прилагательные к каждой букве этого слова. (почётный,
радостный, актуальный,задорный, добрый, необычный, интересный, коллективный)Мы
их подбирали не случайно. Все эти прилагательные подходят к смыслу слова
«Праздник». Они более точно характеризуют это радостное событие. Слайд 3
Прочитаем в словаре Ожегова, что такое праздник. (Это нерабочий день, день радости,
установленный в честь какоголибо события.)
Для чего же нужны праздники? (ответы детей) чтобы больше узнать, для чего же нужны
праздники, выполним сам. работу.
Необходимо прочитать предложения на карточке и отметить те предложения, с
которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое
Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:
“Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
Праздники никогда не поднимают настроение.
Праздники помогают узнать традиции своего народа.
Праздники учат уважать культуру других людей.
Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой
народ, свою страну.
Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали чтото очень важное
для семьи, города, страны.”
(Проверка. Спросить нескольких.) _А какое предложение осталось неотмеченным?
. Виды праздников.
Какие праздники у вас самые любимые?
Я загадаю вам загадки о праздниках, отгадки записываем в столбик в тетрадь
Этот праздник в воскресенье.
Ей подарим мы мозаику.
Не у всех, а лишь у Таньки.
Будет дома угощенье,
В школе мы заранее
Проявим все старание.
Будут яйца расписные,
Храма купола златые.
Таня нынче с угощеньем.
Что за праздник? (День рожденья)
Ранцы, бантики мелькают,
Каждый свой букет несет,
Школа двери открывает
Клеим, лепим, вырезаем,
Нам в учебный новый год. (День знаний)
Дома близких поздравляем.
У меня в мешке подарки
В душах свет, добро и ласка
Карамели, шоколадки
В этот ясный праздник... (Пасхи)
Вокруг елки хоровод
В нашем классе у ребят
Что за праздник? (Новый год)
Нынче праздник, говорят.
Праздник добрый, школьный, славный –
Всех учителей мы славим.
учителя)
Этот праздник праздник весны,
День пораженья жестокой войны,
День пораженья насилья и зла,
День воскрешенья любви и добра...
(День Победы)
Принесем подарки им
И букет цветов вручим.
Хвалим мы учителей.
Что за день, скажи скорей? (День
Настал день жертвоприношения!
На столах напитки, угощения,
И ходят в гости тут и там,
Сегодня праздник мусульман!
Все друг друга поздравляют,
Счастьем лишь глаза сияют!
Что за праздник?
Скажешь нам???
Светлый день … (КУРБАНБАЙРАМ)
Названия праздников вывешиваются на доску.
Разделим все праздники на несколько групп. Как назовём праздники, которые
отмечают в семье? (Семейные)
Общие для всей страны, отмечаемые всем государством (Государственные)
Праздники, связанные с религией. (Религиозные)
Какие праздники остались без группы? Как мо назвать эти праздники? (Школьные)
Названия групп в столбик, в тетради тоже записывают в столбик рядом. Слайд
Соедините название праздника и группу, к которой он относится. (один ученик
работает у доски) Проверим
А какие ещё могут быть праздники? (Профессиональные, корпоративные)
Об одном из главных государственных праздников расскажет нам Владик.
(Слайды)
ФИЗМИНУТКА
А сейчас отдохнём – наша физминутка тоже связана с одним из праздников.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре
Вот летит ракета ввысь! (стойка на носках, руки вверх, ладони образуют купол
ракеты; основная стойка.)
Движения под музыку.
Религиозные праздники
С какими религиями связаны религиозные праздники?
(Многие праздники связаны с той или иной религией верой в Бога. В России
проживает более 180 национальностей, имеющих свои обычаи, культуру, и разные
религии. Самые распространенные религии в нашей стране Христианство,
мусульманство (ислам), буддизм. А в нашей Республике Башкортостан –
Христианство и Ислам. О праздниках этих религий мы будем говорить подробнее, а
о буддизме на следующем уроке.
Какой религ. праздник празднуется весной и в воскресенье? В этом году он был 12
апреля.
Поднимите руки, у кого в семье отмечается пасха?
Что означает слова «Пасха» (избавление, переход, освобождение)
_Полина С. __________ расскажет историю этого праздника? Слайд.
Иисус был распят на кресте, был прибит большими гвоздями к деревянному
Кресту. Эта казнь была очень мучительной. И вот Иисус – Бог и человек
одновременно умирает на Кресте. Его отнесли в погребальную пещеру. Вход закрыт
огромным камнем. У входа приставлена стража. Через три дня свершилось чудо,
Христос воскрес! Первыми о Воскресении Христа узнали жёны – мироносицы,
пришедшие ранним утром ко гробу и увидели, что огромный камень отвален от
пещеры. Войдя внутрь пещеры, они увидели ангела, сидящего у гроба. Ученики
разошлись по разным сторонам, повсюду возвещая радостную весть о том, что
больше не надо бояться смерти, её победил Христос – спаситель мира. Он воскрес
Сам и воскресит дух каждого, кто поверит ему и будет любить людей так же,
как любит он. Такова история праздника.
Что предшествует пасхе?
(За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого
поста).
А что такое пост?
Пост это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни.
Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм,
воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.
Что празднуют в день Воскресения Христова?
Православные христиане называют этот день «Великим днем Пасхой Христовой». Это
самый главный день православного церковного года. В этот день отмечают воскресение
из мертвых Иисуса Христа, победу добра над злом, света над тьмой.
Есть ли у этого праздника определённая дата?
Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок
природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило это
первое воскресенье после первого весеннего полнолуния
Какие символы пасхи вы знаете?
У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо.
Кулич –« праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях.
Пасха символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница.
Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир
заново родился через Воскресение Христово
Кто знает почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет? (возможные
ответы детей)
Сообщение (Настя Б)
По преданию Мария Магдалина пришла к императору, а так как нему не принято
было приходить без подарков, а Мария нечего не имела, она пришла с простым
куриным яйцом. Яйцо всегда было символом жизни. Придёт час и вырвется из
плена в виде маленького цыплёнка новая жизнь. Но когда Мария стала говорить
императору о том, что Христос тоже вырвался из смертельных оков и воскрес, то
император только рассмеялся, « это также невозможно, как твоему белому яйцу
превратиться в красное» сказал император. И не успел император закончить фразу,
как яйцо в руках Марии сало совершенно красным. Слайд
На Пасху яйца красят в разные цвета и дарят со словами «Христос Воскресе!»
В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!» и расцеловаться в знак прощения и
любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами.
Это действие называется – христосоваться. Ничего подобного в других странах нет.
С давних времен к нам пришли разные виды пасхальных яиц. Это – «писанки»,
«крашенки», « Крапанки». Слайд. Почему так называются крашеные яйца?
«Крашенки» это яйца, которые окрашивались при помощи природных красителей
(луковой шелухой, листьями березы, дуба, крапивы, еловых шишек)
« Писанки» яйца, которые красились любыми красителями, с выведением
символических знаков, узоров,орнаментов.
«Крапанки» узоры в виде капель, точек.
Всю пасхальную неделю верующие пребывают в торжестве и радости, ходят в
гости,а так же помогают больным, немощным и обездоленным.
На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом,
поддерживая радостное, праздничное настроение. (фонограмма звона колоколов)
Слайд.
Групповая работа – Пасхальные игры.
Учитель.
Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано
задание рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры
приготовила нам каждая группа.
1 группа показывает игру « Чоканье яйцами», стукнув тупым или острым концом
крашенного крутого яйца о яйцо соперника, также древняя традиция. Выигрывает
тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.
2 группа показывает игру « Вертушка», по команде дети одновременно
раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.
Девочки, которые посещают воскресную школу, исполнят песню о пасхе.
Какие ещё христианские праздники вы знаете? (слайды) Главные, большие
праздники?
Исламские праздники
Какие мусульманские праздники вы знаете? (УразаБайрам, Курбан Байрам)
Что вы знаете об этих праздниках?
Один из крупных праздников ислама Рамадан – байрам (Уразабайрам)
отмечается в честь окончания поста в месяц рамадан. (17 июля)
В течение месяца соблюдается строгий пост, который подразумевает под собой
отказ от воды, еды, от того времени когда « черная нитка начинает отличаться от
белой» до полного захода солнца. Смыслом поста является укрепление
веры, духовный рост, переосмысление образа жизни, приоритетов.
Накануне праздника Рамадан – байрам собираются обязательные платежи (закят)
мусульман в пользу общины, также малоимущим членам общины раздаются
продукты питания, но возможна и денежная помощь. В праздник Рамадан – байрам
мусульмане совершают в мечети коллективную молитву. После чего верующие
поздравляют друг друга, дарят подарки, идут в гости или приглашают к праздничному
столу. Праздник продолжается три дня. В это время принято навещать родителей,
старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших.
Когда начнётся пост у мусульман? (18 июня)
Курбанбайрам (Праздник жертвоприношения) – празднуется через 70 дней после
праздника Ураза байрам.
История священного праздника Курбан Байрам и традиции (24 сентября)
История праздника имеет библейские корни, когда Авраам или Ибрахим решил
принести в жертву Богу своего сына Исаака или, согласно мусульманским источникам,
Исмаила. Но Бог решил вознаградить Авраама за его верность и заменил
жертвоприношение (сына на барана).
Начинается праздник Курбан Байрам утром, с ранней молитвы. Затем верующий
должен хорошенько вымыться, облачиться в чистую одежду и помазаться
благовониями. Но никакой еды, пищу принимать запрещено.
После утренней молитвы, мусульмане отправляются домой или же собираются в
большие группы, чтобы петь песни, восхваляя Аллаха. После оды Аллаху верующие
должны вернуться в мечети, или, выходят на улицы города, образуя огромную толпу.
По завершении проповеди, верующие идут на кладбища, вспоминать ушедших и уже
после начинается обряд жертвоприношения. Интересно, что перед тем, как принести
животное в жертву, его хорошенько откармливают.
После того, как жертвоприношение на Курбан Байрам произошло, мусульмане
разделывают тушу специальным образом и раздают угощение. Без подарка в этот
мусульманский праздник не остается никто: жертвенное мясо получают бедняки и все
нуждающиеся в качестве подаяния, а лучший кусок окажется на столе и будет разделен
между самыми близкими и друзьями.
Какие нац. Блюда мусульманские вы знаете?
Являются ли даты празднования постоянными? (Нет, определяются по лунному
мусульманскому календарю)
Какие ещё мусульманские праздники знаете? (21 22 марта Новруз мусульманский
праздник весны, праздник весеннего равноденствия. Сабант йуу
(тат. сабантуй, сабан
туе, башк. һабантуй - «праздник плуга»)
Какие традиционные развлечения бывают на сабантуе?
(Видео – лазание по столбу.) На каком празднике встречали вы такое же развлечение?
(масленица)
Народы в России живут дружно и некоторые праздники отмечают вместе, дружно. Нр
масленица, сабантуй.
3. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
. Нахождение сходства в религиозных праздниках.
На каких традициях основаны религиозные праздники? В чём сходство?
Соблюдают пост.
Дата празднования подвижная. (Не всегда в одно и то же время)
Дарит веру в победу добра над злом.
Поминают усопших.
Помогают малоимущим.
Основаны на чистых, светлых порывах души.
Сейчас перед вами будут рисунки, нужно объяснить, что они символизируют. И к
какому виду праздников относятся. (4 ученика работают у доски)
Прозвучат мелодии. Каждому ряду поочерёдно нужно узнать, на каком празднике
можно услышать эту мелодию, песню.
У нас на столе стоят подарки, которые сделаны своими руками. Определите по
подарку название праздника.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке
активно / пассивно
доволен / не доволен
я
3. Урок для меня
показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне
был
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
4.Рефлексия (подведение
итогов занятия)
Чем же был полезен материал
данного урока? Достигли ли
мы целей, которые ставили в
начале урока?
У вас на партах лежат
листочки, отметьте в правой
колонке свое отношение к уроку по вопросам. Подчеркните нужные слова.
Нарисуйте своё настроение в конце урока.
4. Дом. задание
Приближается великий праздник в мае. Какой? К какому виду праздников он
относится?(Государственный) Кого поздравляют в этот день? А как поздравляют?
Сделайте и вы приятное для ветеранов –нарисуйте открытку или сделайте какуюто
поделку и подарите этот подарок от всего сердца любому ветерану на Празднике.
Ребята, я желаю, чтобы в ваших душах сохранилась радость, светлое
настроение и пусть везде вам сопутствует удача. Спасибо за урок.
Урок по теме: «Семейные праздники»
(курс ОРКСЭ, 4 класс)
Цель : Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о ценности семейных праздников
Задачи:
1. Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
2. Формирование представлений о жизненном идеале семьи.
3. Сплочение классного коллектива
4. познакомить с историей возникновения семейных праздников
5.показать роль праздников в жизни семьи
Формы организации учебной деятельности : фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технология уровневой дифференциации
Тип урока: комбинированный
Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Методы познания: анализ, сравнение, моделирование, логический.
Оборудование урока : компьютер, проектор, презентация, пословицы, каравай.
Актуализация знаний
Учитель:
. Сегодня мы встретились с вами, ребята, чтобы поговорить о самом важном в жизни каждого человека - семье. Семья-это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.
Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имел все это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому ребенку, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы его успехам радовались и в первую очередь, родные люди; чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя.
Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив тем, что у него есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом-это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки.
Чтение текста стихотворения
Ученик:
Мама, а как появилось слово «семья»?
Ведь раньше о нем не слыхала земля…
Учитель:
Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам».
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
- Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все также ответила: «Я».
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
-Я… Я… - тихо молвила Ева.
Я… Я…
Ученик:
Сказала она знаменитых семь «Я»
Учитель:
Но семья - это еще и очень важная социальная единица, которая находится под охраной закона. В Статье 38 Конституции РФ четко изложено, что:
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом.
Дом - это не только крыша над головой, это твоя семья, и самые близкие тебе люди, родители: сестры, братья, дедушки и бабушки.
ДОМ
-
Эту букву вы все хорошо знаете. В современном русском языке она называется «дэ», в старославянском - «добро».
А внешне она на что похожа? Правильно, на дом. Русские крестьяне так и называли эту букву – «дом».
3. Работа в группах.
Следующее задание называется «Все дороги ведут к дому».
Задание:
Составить в единое целое разрезанные на две части пословицы.
Своя хатка – (родная матка.)
В гостях хорошо, (а дома лучше.)
Двор, что город, (а дом, что терем.)
Приведи Бог и (собачке свою конуру.)
Твой дом – (твоя воля.)
Дома и (стены помогают.)
Мой дом – (моя крепость.)
-
Буква «О» похожа на круг, хоровод. Возьмутся люди за руки, и получится хоровод. За руки берутся дружные, любящие друг друга люди. Это вы, ваши папы и мамы, сестры и братья, ваша семья.
4.Групповая работа. Физкультминутка.
- Давайте встанем, возьмемся за руки и образуем наш классный хоровод
Учитель:- В дружной семье, надежном доме принято отмечать праздники.
5.Усвоение новых знаний
Праздник – это ….
- это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу.
– это историческая память человечества
А какие праздники вы знаете?
Праздники
7. Усвоение новых знаний
А знаете ли вы, что есть Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране с 2008г..
Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы.
Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и
Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.
У нового семейного праздника уже есть медаль, которую вручают 8 июля, и очень нежный символ - ромашка.
6.Индивидуальная работа. Дети рисуют ромашки.
Давайте каждый из нас нарисует ромашку на листе бумаги. Центр ромашки -это Я. А в лепестках напишите имена членов вашей семьи.
Этому теплому празднику рады в любом доме, поэтому-то ему так легко шагается - выйдя из церковного календаря, он готов постучаться в каждую День памяти святых Петра и Февронии
Святые Петр и Феврония - покровители семьи и брака.
Их брак многие века является образцом христианского супружества.
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле.
Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красива, благочестивая и добрая девушка. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя, однако, он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж.
Когда он наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром».
Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им.
В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан.
В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час - 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году. Ныне открыто почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
8.Первичная проверка понимания изученного
А какие праздники отмечаются в вашей семье?
–Как проходят праздники?
Дети рассказывают, показывают фотографии.
9.Подведение итогов и рефлексия
Учитель выносит каравай: - В славянских семьях есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. Каравай считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике - расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче станут отведавшие его гости. Давайте отведаем каравай, который для нас испекли мамы.
10.Информация о домашнем задании.
Подготовить одно из предложенных заданий на выбор.
1.Написать рассказ «Самый любимый праздник нашей семьи»
2. подготовить презентацию
3.Нарисовать рисунок
Список использованных ЭОР