Кондиционер в авто — Мифы и правда. Польза и вред от кондиционера Чем опасен кондиционер в машине
Сама постановка вопроса, нужен ли , для очень многих автовладельцев вовсе не лишена смысла. И хотя современные тенденции таковы, что автопроизводители стараются оснастить системами кондиционирования даже автомобили начального уровня, немало имеется на рынке и достаточно недешёвых иномарок, лишённых этого блага цивилизации. Что уж тут говорить об отечественных авто? Так имеет ли смысл приобретать транспортное средство, не оборудованное климатической системой? Попробуем разобраться в этом вопросе, рассмотрев все важные аспекты обеспечения комфортного пребывания в машине.
Обязателен ли кондиционер в машине?
Машина без кондиционера: стоит ли брать
Во многих случаях имеется возможность покупать авто или с кондиционером, или без него. Насколько дороже обойдётся машина в первом случае, зависит от целого ряда факторов. Если взять сухие цифры, то стройной картины не получится, но кое-какие выводы сделать можно:
Этот список можно продолжать до бесконечности, но примерный порядок цен на комплектации с и без кондиционера можно получить. Отметим, что увеличение стоимости на 50 – 130 тысяч предполагает получение и других опций, которые далеко не всегда являются жизненно необходимыми. Так что целесообразность приобретения версии не всегда очевидна. Более того, в большом числе случаев увеличение стоимости на эти 10% оказываются решающим доводом в пользу отказа от системы кондиционирования.
Между тем в некоторых штатах США наличие тонировки стёкол и кондиционера – вопросы, напрямую связывающиеся с безопасностью дорожного движения. В Калифорнии, например, наличие кондиционера в машине является обязательным – там считают, что из-за жары внимание и концентрированность водителя заметно снижаются, что является фактором, повышающим риск возникновения ДТП. Если за рулём находится человек, имеющий проблемы с сердечно-сосудистой системой, то невыносимая духота в машине может спровоцировать и потерю сознания, а это в 85% случаев заканчивается аварией.
На большей части территории России такие ситуации возможны только летом, да и то по-настоящему жарких дней в умеренном поясе вряд ли насчитается больше двух десятков. Другими словами, защита от солнечной радиации требуется в 5 – 10% случаев (если предполагается ежедневное использование транспортного средства), а в остальные 11 месяцев за глаза хватит и естественной вентиляции. Есть и другая статистика – если сравнить нынешнюю ситуацию с дорожной обстановкой 30 – 40-летней давности, то окажется, что сейчас аварийность намного выше. А ведь тогда абсолютное большинство машин не имели систем кондиционирования. То есть связь между жарой и количеством ДТП далеко не столь очевидна.
Когда без автокондиционера не обойтись
Тем не менее, изменение климата – явление глобальное. Количество солнечных дней в году постоянно растёт, увеличивается и потребность в качественном охлаждении салона. Если у вас нет возможности припарковать машину где-нибудь в тени, то после работы вам придётся сесть в авто, обстановка в котором внутри будет напоминать сауну. Такие же результаты получаются и при поездках в пределах мегаполисов – вынужденное простаивание в пробках приводит не только к разогреву воздуха в салоне, но и к появлению неприятных запахов, гари и пыли. И если на улице – плюс 30, в салоне даже при открытых окнах будет градусов 50. Безусловно, приезжать на работу или с работы в мыле – для большинства горожан просто неприемлемо, и здесь альтернативы кондиционеру просто не существует.
Один из доводов, которые приводят противники использования автокондиционеров – их абсолютная бесполезность зимой. На самом деле это тоже достаточно спорный тезис, и вот почему. Любая автомобильная климатическая система имеет дренажную трубку для избавления от влаги, находящейся в воздухе и которая конденсируется при прохождении через испаритель. Если автомобиль некоторое время проработает на холостом ходу с включённым кондиционером, под ним всегда можно обнаружить небольшую лужицу – это и есть вода, осаждённая из салонного воздуха.
В холодное время года влажность воздуха намного ниже, поэтому зимой луж под машиной вы не увидите. Но это не означает, что воздух в салоне абсолютно сухой – большая часть влаги конденсируется не в испарителе, а на стёклах, что приводит к их обильному запотеванию. Печке, чтобы справиться с запотевшим стеклом, потребуется минут 15 работы, и всё это время обзор у водителя будет сильно ограничен. Включение одновременно и кондиционера позволяет справиться с проблемой за несколько минут. Так что миф о бесполезности климатической системы зимой можно считать развенчанным, по крайней мере – частично.
Кстати, если ваш «железный конь» в морозы простаивает, производители рекомендуют хотя бы раз в неделю заводить мотор и включать систему кондиционирования – в противном случае из-за отсутствия смазки компрессор может «закиснуть», а прокладочные материалы – ссохнуться и прохудиться. Правда, выполнять такую операцию в сильный мороз нельзя. Нужно, чтобы температура окружающего воздуха была около нуля.
Чем опасен кондиционер в автомобиле
Количество случаев простуживания при работающем кондиционере – достаточно стабильный и относительно высокий показатель. Это говорит о том, что многие водители, подставляющие шею и голову под спасительный холодок в летний зной, просто не обладают достаточным опытом. Со временем приходит понимание, что для обеспечения комфортного микроклимата вовсе необязательно рисковать головой и прочими частями тела – возможности дефлекторов позволяют распределить холодный поток воздуха более-менее равномерно по всему пространству салона. Особенно осторожным следует быть, если в машине присутствуют маленькие дети – они очень уязвимы к простудным заболеваниям.
Вторым хорошо известным негативным фактором при использовании системы автомобильного кондиционирования является появление неприятных запахов непосредственно после включения климатического оборудования. На новых авто такое явление маловероятно, но если автокондиционер эксплуатируется достаточно давно (от двух лет и более), в его испарителе накапливается огромное количество бактерий. Для них после выключения кондиционера в испарителе создаются идеальные условия для размножения на поверхности радиаторных трубок.
Тухлый запах, появляющийся в салоне сразу после включения климатической системы – это результат их жизнедеятельности. Среди этой микрофлоры есть и весьма опасные для здоровья человека представители (например, легионеллы). Если такая бактерия уже поселилась в автокондиционере, риск заразиться ею через поток воздуха, дующий из дефлектора, возрастает. А легионелла ответственна за развитие тяжёлой формы пневмонии, названной «болезнью легионеров». Особенно чувствительны к заражению люди пожилого возраста, давно и много курящие, а также лица со сниженным иммунитетом.
Антибактериальная обработка позволяет устранить проблему на некоторое время, но рано или поздно запах всё равно появится снова. При этом подобную операцию самостоятельно не выполнить. Более того, обработка поверхности радиатора испарителя не входит в плановые ТО, и далеко не все дилеры занимаются этой работой. В последнем случае придётся искать специализированный автосервис, предлагающий подобную услугу за 2500 – 3000 рублей.
Пожалуй, главным недостатком автомобильных кондиционеров следует назвать высокое энергопотребление. Потеря мощности при включении составляет порядка 10 лошадиных сил, то есть до 10% от мощности силового агрегата. Это заметно сказывается как на приёмистости автомобиля, так и при езде на высоких оборотах. Особенно раздражает поведение машины при включённом кондиционере любителей активной езды. А поскольку потребление топлива находится в прямой зависимости от мощности, её падение приводит к увеличению расхода на 0,6 – 0,9 литра/100 километров. При нынешних ценах на бензин и дизтопливо это достаточно ощутимые показатели, и далеко не все водители готовы смириться с такой неприятностью.
Наконец, нельзя обойти вниманием тот факт, что автомобильный кондиционер – устройство многокомпонентное, и некоторые его узлы имеют относительно большие габариты, отнимающие свободное место в моторном отсеке. Из-за этого охлаждение силового агрегата ухудшается, что трудно назвать положительным моментом. И если самочувствие находящихся внутри автомобиля людей благодаря наличию системы кондиционирования не страдает, то о моторе этого сказать нельзя. В жаркое время года при движении на малых скоростях (а это преобладающий ритм езды в городе) существенно увеличивается вероятность перегрева двигателя. Такая мелочь, как увеличение шумового фона при работе автокондиционера, многими просто не замечается, но существует и немало водителей, для которых увеличение шума – дополнительный раздражающий фактор.
Ритм жизни
Вопрос экономичности автомобиля бывает критичным, поэтому отсутствие кондиционера бывает оправданным, если низкая стоимость владения машиной – наиболее приоритетный фактор. Следует отметить, что в последние годы численность этой категории автовладельцев неуклонно растёт. Скажем, чтобы купить Lada Granta с кондиционером, нужно заплатить на 15% больше, поэтому статистика продаж этой модели в настоящее время складывается явно не в пользу оснащённых климатическими системами версий.
В случае более престижных марок и моделей владение ими предполагает, что у вас с финансами полный порядок, поэтому увеличение эксплуатационных расходов не должно сильно напрягать. Но и здесь можно найти оправдание отсутствию автокондиционера. Например, если вы проживаете за городом, а на работу ездите ранним утром и возвращаетесь уже вечером, когда жара не даёт о себе знать. Но если вы житель мегаполиса, без кондиционера летом вам придётся очень туго. И если вы захотите продать свою машину, шансы быстро найти покупателя при отсутствии системы кондиционирования заметно ниже. Так что в большинстве случаев вопрос, нужен ли кондиционер в автомобиле, является чисто риторическим.
Насколько необходим климат-контроль
Основное отличие этой разновидности систем кондиционирования от обычных автокондиционеров заключается в наличии автоматики, которая без вмешательства человека контролирует такие показатели, как направление потока охлаждённого воздуха и его температура. В классических кондиционерах это нужно делать вручную. Впрочем, и климат-контроль может иметь самый разный функционал: на некоторые модели, выпускаемые АвтоВАЗом, одно время ставились половинчатые климатические системы, которые умели контролировать выходную температуру, но регулировать направление потока воздуха приходилось водителю.
В настоящее время – это уже архаика, всё большее распространение получают трёхзонные устройства, создающие свой микроклимат для водителя, переднего пассажира и на зону всего заднего дивана. Безусловно, удобства обладания климатическим контролем очевидны, но его работа зависит от капризной электроники. Самые простые климатические системы не обеспечивают тонкой регулировки температурного параметра, работая только в режиме «холодно-жарко», и чтобы добиться комфортной среды в салоне, с ними нужно повозиться не меньше, чем с обычными автокондиционерами.
Но навороченные модели имеют удобные и полезные режимы работы: моментальное охлаждение, мягкая работа (если планируется поездка с ребёнком или пассажиром, склонным к простуде), нормальный режим охлаждения.
Жертвы маркетинга
Мы уже отмечали тот факт, что покупка автомобиля с кондиционером обойдётся вам дороже на сумму порядка 60 – 100 тысяч рублей. Между тем стоимость самого кондиционера составляет вдвое меньшую сумму – в пределах 25000 – 40000 рублей. Двукратная разница – результат включения в комплектацию с кондиционером целого пакета других опций. Зачастую не сильно востребованных. Другими словами, автопроизводители сочли климатическую систему настолько востребованной, что используют её в маркетинговых целях, заставляя приобретать автомобиль дороже с включением опций, за которые бы вы никогда не заплатили.
Впрочем, обзавестись кондиционером можно и позже, и именно так поступают многие желающие приобрести автомобиль. И действительно, в настоящее время устройства для охлаждения воздуха можно найти даже для старых вазовских моделей или «Волги».
Вот только стоимость отдельной установки системы кондиционирования оказывается выше той, которую бы вы переплатили за покупку машины, уже оборудованной автокондиционером. Так, для монтажа климатической системы в иномарку придётся расстаться с суммой, эквивалентной 2500 долларов. Даже для вазовской «десятки» такой апгрейд будет весьма чувствителен – до 1400 долларов (установка климат-контроля будет стоить на 200 – 300 долларов дороже).
Для модернизации «Волгу» нужно выложить около 1350 долларов, а на климат-контроль раскошелиться на 1600 долларов. Так что смысл устанавливать «кондей» на классику отсутствует – за такие деньги вполне можно приобрести ещё один такой автомобиль в рабочем состоянии. А есть ли альтернатива? Что можно использовать вместо кондиционера в авто подобного класса? Как показывает практика, других реальных возможностей обеспечения приемлемых условий поездок в жаркое время года у водителей бюджетных машин нет. Те устройства, которые предлагаются на рынке, обладают эффективностью охлаждения, близкой к нулю (или требуют задействования ресурсов, делающих использование таких охладителей воздуха неприемлемым).
Хороший способ стать обладателем автомобиля с кондиционером по цене базовой комплектации – следить за акциями, проводимыми дилерами. Нередки случаи, когда нераспроданные прошлогодние модели предлагаются с системой кондиционирования в качестве бесплатного подарка.
Названы самые частые проблемы при пользовании автомобильным кондиционером. Так же наведены примеры, какие бывают последствия и как избежать подобных ситуаций. В конце статьи видео-обзор самостоятельной чистки кондиционера.
Представить современный автомобиль без кондиционеры или климат-контроля практически невозможно, хотя некоторые бренды все же экономят и на этом. По достоверным данным исследователей компании SEAT, управление автомобилем без кондиционера значительно понижает внимательность водителя, нежели при комфортной температуре в 25 градусов Цельсия. Некоторые специалисты сравнивают состояние с алкогольным опьянением, что со временем только ухудшает здоровье водителя и пассажиров.
Не менее важный момент правильного использования кондиционера, так как это влияет не только за здоровье водителя и пассажиров, а так же на саму систему кондиционирования. Самая частая и самая распространенная ошибка пользования кондиционером с открытыми окнами и дверьми. Причина тому проста, многие думают, что открыв окно, в салон поступит больше свежего воздуха или же тем самым создадут комфортную температуру. Как бы банально не звучало, но специалисты SEAT нашли множество таких водителей, которые даже понятия не имеют, что можно регулировать температуру, не открывая окон или дверей.
Последствия такой ситуации самые банальные, во-первых, заболеть простудой можно за пару минут, во-вторых, экономии топлива вовсе нет, так как компрессор кондиционера постоянно в работе, а это рано или поздно приведет к приходу в негодность. Таким образом, стоит разобраться в принципе работы автомобильного кондиционера, и какие факторы влияют на его работу.
Вторая частая ошибка при использовании – включение кондиционера на полностью мощность после посадки в горячий автомобиль. По словам инженеров компании SEAT, включая в таком состоянии кондиционер, желаемого эффекта вы не получите, так как попросту он будет гонять горячий воздух по салону. К тому же нагрузка на испаритель кондиционера максимальная.
В таком случае рекомендуют открыть все двери или стекла на несколько минут, чтоб впустить прохладный воздух (в самую жаркую погоду, воздух в стоячем закрытом автомобиле горячее, чем на улице). Только после этого закрывать все стекла, двери и включать кондиционер на охлаждение.
Отключение рециркуляции воздуха в салоне автомобиля, в данном рейтинге ей отведено третье место. Ситуация достаточно двуликая, так как есть автомобили с кондиционером, где есть функция авто. В таком случае система самостоятельно будет решать насколько закрыть или открыть заслонку для поддержания определенной температуры в салоне.
Еще одну ошибку водители делают во время прохладной погоды. Бывают ситуации, когда внешняя температура ниже, нежели температура в салоне. В таком случае водителю проще включить кондиционер, хотя правильней будет приоткрыть окно. Таким способом вы не только сэкономите топливо, но и будет меньше нагрузка на сам двигатель автомобиля.
Не только новички совершают ошибки с кондиционерами, опытные водители так же делаю подобные ошибки. Пример тому 5-ая ошибка, когда включив кондиционер, поток воздуха направляют на лицо пассажиров. Заболеть в такой ситуации очень легко, в особенности, если до этого находились на солнце.
Для лучшей циркуляции воздуха и быстрого охлаждения салона, рекомендуют направить холодный поток воздуха от кондиционера вверх. По правилам физики, холодный воздух будет опускаться вниз, тем самым перемешиваясь с теплым воздухом и быстрей, регулярно охлаждая салон.
Последняя ошибка, которую чаще всего совершают владельцы автомобилей с кондиционерами – несвоевременное обслуживание системы и замена фильтров. По правилам замена фильтров кондиционера производится каждые 15-20 тысяч километров пройденного пути. Аналогично не стоит оставлять в стороне ситуацию, когда кондиционер стал плохо холодить или вовсе не дает холодный воздух.
Стоит помнить, что разгерметизация системы кондиционера автомобиля может привести к существенным поломкам, в особенности в случае повышенной влажности окружающей среды. Чаще всего выходит из строя компрессор, а цена нового зачастую стартует от 300-400 евро. Не нужно лениться поехать на проверку кондиционера в сервис, тем самым избавив себя от последующих проблем и финансовых растрат.
Видео-обзор самостоятельно чистки автомобильного кондиционера:
Водители и пассажиры иномарок с кондиционерами «подхватывают» не только ангину, фарингит и тонзиллит, но и болезни посерьезнее - бронхит и даже пневмонию.
Конечно, отказаться от кондиционера сложно, особенно в такую жару, - говорит Сергей Бартаев, врач-терапевт. – Но неправильное использование может привести к тяжелым заболеваниям и даже к летальному исходу.
Из лета в зиму
Если верить официальной медицине, то безопасно для своего здоровья человек может перенести лишь совсем небольшой перепад температур - от 3 до 5 градусов по Цельсию.
Перепад между температурой на улице и в автомобиле с работающим кондиционером доходит до 15 - 20 градусов, - отметил Сергей Бартаев. – Если подвергаться таким перепадам регулярно, то последствия могут быть очень печальными.
Иными словами, если на улице почти 40 градусов жары, а кондиционер в машине установлен на +20 градусов, то риск развития различных заболеваний сильно повышается. Кроме того, если за кондиционером не ухаживать и своевременно не менять фильтр, то он может стать настоящим разносчиком заразы.
Салон автомобиля - замкнутое пространство, - говорит врач. – Если в фильтре кондиционера скопилось много микробов, то их влияние на здоровье человека усиливается в разы.
Охлаждайтесь постепенно
Чтобы не подхватить пневмонию или бронхит, кондиционером нужно пользоваться с умом. Самое главное – не включать его сразу на всю мощность. Пусть салон машины охлаждается постепенно.
Сначала понизьте температуру примерно на 5 градусов по сравнению с уличной, а через 15 - 20 минут еще на 5 градусов, - советует Сергей Бартаев. – Дайте организму привыкнуть.
Помните, что оптимальной для человека считается температура плюс 20 - 25 градусов. Старайтесь придерживаться этого значения и при использовании кондиционера.
Тут опасен не холод сам по себе, а именно перепады, - считает терапевт. – Ведь, сев в автомобиль, вы периодически выходите из него, а потом садитесь вновь.
Врачи не советуют направлять потоки холодного воздуха в ноги и лицо. Это может привести к переохлаждению и спровоцировать скоротечное развитие воспаления легких.
Берегите… кондиционер!
За состоянием кондиционера нужно следить так же, как за состоянием всего автомобиля. Прежде всего нужно вовремя менять фильтры. Микробы, а также пыль и грязь, скапливающиеся внутри, крайне опасны для здоровья.
Перед тем как включить кондиционер, нужно закрыть все окна. Если этого не сделать, пострадать можете и вы, и кондиционер. Из-за двойного потока воздуха (с улицы и из кондиционера) риск простудиться возрастает. А сам кондиционер рассчитан лишь на охлаждение салона автомобиля и из-за повышенной нагрузки может выйти из строя.
В том случае, если вы попали в одну из многочисленных улан-удэнских пробок, обращайте внимание на температуру двигателя. Замедленное движение вкупе с работающим кондиционером повышает нагрузку на систему охлаждения и может вызвать неисправность.
Пользуйтесь кондиционером правильно
Если машина долго стояла на жаре и успела «раскалиться», то для начала откройте все окна или двери и проветрите салон. Затем закройте окна и включите кондиционер. Не забудьте установить «замкнутую» циркуляцию воздуха.
Из-за перегрева растет число аварий
По мнению экспертов, отсутствие кондиционера в автомобиле приводит к тому, что в жару резко увеличивается количество аварий.
Так по результатам проведенных исследований немецкого автомобильного клуба AvD, при повышении температуры в салоне автомобиля до 32 ºС опасность возникновения ДТП возрастает на 15%, а при достижении 37 ºС уже на 35%.
Раньше, когда импортные автомобили только появились в нашей стране, кондиционер воспринимался как чудо. После автомобилей без кондиционеров, в которых в 40-градусную жару можно было потерять сознание, появление такого комфортабельного приспособления встретили на ура. Однако в последнее время многие спорят: а не вреден ли автомобильный кондиционер? Нужно ли использовать оборудование для заправки автомобильных кондиционеров или же отказаться от него вовсе? Стоит рассмотреть все аргументы «за» и «против».
Какую пользу приносит кондиционер?
Кажется, что ответ очевиден – он создает комфортную температуру в автомобиле, позволяя получать удовольствие от поездки. Но это далеко не все. Не подвергаясь тепловому воздействию, особенно в сильную жару, вы не подвергаете себя риску обмороков, скачков давление и даже возможных инсультов и инфарктов. Немаловажна польза и для самой машины. Не перегреваясь (в том числе изнутри), ваш автомобиль работает исправно и меньше подвержен поломкам.
- Аргументы, которые приводятся в пользу отказа от использования кондиционера:
- Под ним можно простыть. Да, это так. Но решение простое – необходимо его правильно настроить, чтобы холодный воздух не был направлен прямо на вас, и тогда получится избежать неприятных последствий для здоровья.
- В кондиционерах скапливаются бактерии. Тоже все верно. Но опять же, необходимо постоянно заменять и чистить фильтры, тогда никакие бактерии не будут присутствовать в устройстве.
- Через некоторое время кондиционер перестает охлаждать воздух так же быстро, как раньше. Опять же вопрос в правильном обслуживании кондиционера и своевременной замене фильтров.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: кондиционер – вещь крайне полезная, позволяющая избежать перегрева в жару и помогающая не замерзнуть зимой. А все негативные моменты связаны в основном с неправильным использованием и обслуживанием данных устройств.
Какой автолюбитель не любит ездить в своем автомобиле с комфортом, особенно в жаркий летний день? В большинстве случаев, любой. Но правильно ли мы его используем каждый день и что нужно знать об обслуживании системы кондиционировани я.
Многие из Вас наверняка ощущали неприятный резкий запах пластмассы, когда садились в салон автомобиля, стоящего на солнце. Это запах бензола, который начинает выделяться из всех пластиковых деталей уже при 16 о С и его концентрация резко возрастает при росте температуры внутри салона. Для примера, при наружной температуре в 30 о С, салон может прогреться на солнце до 70 о С, что приведет к многократному превышению допустимого значения паров бензола.
Бензол - это токсичное вещество, способное поразить внутренние органы: печень, почки и легкие. Выводится из организма очень трудно и долго.
Кроме выше описанных проблем, есть еще высокая вероятность заболеть ангиной, ларингитом, бронхитом и другими простудными заболеваниями, особенно людям с низким иммунитетом только лишь из-за резкого перепада температурного режима при выходе или посадке в автомобиль! При разнице температуры даже в 20 о С человек уже испытывает дискомфорт и стресс, что в итоге ухудшит Ваше здоровье.
Как эффективно использовать кондиционер в автомобиле без вреда здоровью?
Чтобы избежать ненужных проблем со здоровьем, приведем несколько советов эффективного эксплуатирования кондиционера (климат-контроля):
- После посадки в автомобиль, сначала откройте боковые окна на 3 – 5 минут для проветривания салона, после включения автокондиционера оставьте окна в открытом положении еще на некоторое время;
- Не выставляйте сразу самый низкий порог по температуре, снижайте его постепенно по мере охлаждения салона;
- Во время движения автомобиля и при включенном кондиционере не открывайте окна, это может привести к «сквозняку» и простуде;
- Старайтесь не направлять дефлекторы прямо в лицо, лучше в среднюю часть автомобиля;
- Своевременно меняйте салонный фильтр при каждом ТО, но не реже 1 раза в год;
- Два раза в сезон проводите антибактериальну ю обработку воздуховодов и испарителя системы кондиционировани я в специализированн ом автотехцентре ;
- Не забывайте следить за температурой двигателя, особенно при включенном кондиционере. Чтобы не «закипеть» где-нибудь в пятничной пробке далеко за городом, регулярно проводите мойку радиаторов охлаждения в специализированн ом автотехцентре;
- Чтобы продлить работоспособност ь всех узлов системы кондиционировани я, особенно самого дорого агрегата – компрессора, меняйте один раз в три года и проводите дозаправку хладагентом;
- Проверяйте работу автокондиционера и в зимний период, когда он не используется. Например, при прохождении ремонта или ТО, попросите мастера автоцентра Митсубиси Моторс Клуб включить в теплом цехе кондиционер на несколько минут, чтобы масло разогналось по системе и тем самым увеличится срок работы кондиционера.
Крепкого Вам здоровья и свободных дорог!