Образовательная область "Социализация". Конспект нод «Социализация»
Программное содержание.
Образовательная область «Социализация»
— Уточнить представления детей о понятии «дружба».
— Воспитывать коллективные взаимоотношения в процессе совместной деятельности.
— Побуждать детей к добрым поступкам, желание оказывать помощь другим.
— Воспитывать умение выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению.
Образовательная область «Коммуникация»
— Формировать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками, высказывая своё мнение полным предложением.
— Упражнять в умении логически завершать сложноподчинённые предложения.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
— Развивать умение строить и высказывать смысловые версии на предмет понимания пословиц.
Образовательная область «Художественное творчество»
— Формировать умение детей сравнивать полученный результат с замыслом.
— Развивать умение выбирать способы и средства получения результата.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, музыкальный руководитель.
Форма организации детей: непосредственно образовательная интегрированная деятельность.
Предварительная работа: разучивание пословиц, проведение этических бесед, организация словесных игр, включение проблемных ситуаций в сюжетно-ролевые игры, организация ручного труда, разучивание песен о дружбе, разучивание музыкальных коммуникативных игр, разучивание пальчиковых игр и динамических пауз.
Материал:
Видеозапись новостей сказочной страны, набор пословиц, кроссворд, карточки с предложениями, волшебная шкатулка с карточками-схемами, пиктограммы, волшебная палочка, цветная бумага, клей, ножницы, тарелочки для мусора, для рабочих инструментов, клеёнки, салфетки, ватман, презентация непосредственной образовательной деятельности, мольберт.
Сценарное содержание непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационный этап.
Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг». Дети под музыку входят в зал.
Ребята, я очень рада нашей встрече.
Появляется видео:
Внимание! Внимание! Говорит и показывает сказочное телевидение. В цветущей сказочной стране исчезла дружба. Жители этой страны поссорились и не могут помириться. Весь сказочный мир просит о помощи.
Что делать? Как помочь жителям найти дружбу? (правильно) Нам надо отправиться в эту страну. Что нам поможет в пути?
Посмотрите, волшебное облако. Как выдумаете, для чего? Правильно на нём мы отправимся в сказочную страну. Ребята, давайте с вами встаем, и представим, что мы на облаке:
«Ты неси нас облако выше и быстрей, помирить нам нужно сказочных друзей!»
Дети встают около экрана обсуждают проблему, ищут пути решения.
Примечание: определение темы, вхождение в игровую проблемную ситуацию.
2. Основной этап.
а) решение проблемной ситуации:
Вот и сказочная страна. Присаживайтесь поудобнее и посмотрите, что происходит в сказочной стране?
Ребята, как вы думаете, почему жители находятся по разным берегам реки? Что можно сделать, чтобы они снова подружились? Как можно перебраться через реку?
Выслушав ответы детей, воспитатель вместе с детьми приходят к выводу: надо построить мост.
Из чего можно построить мост?
Ребята, мы же с вами в волшебной стране, поэтому я предлагаю построить необычный мостик из пословиц о дружбе. Согласны? Волшебная палочка поможет вам вспомнить и называть пословицы о дружбе.
Какие секреты дружбы из ваших пословиц помогли жителям встретиться? Как вы думаете, дружба появилась? А я думаю, что нет? Посмотри, они грустные, не знают с чего начать встречу.
Дети предлагают различные варианты выхода из создавшейся ситуации.
Версии детей (из бревен, досок, кирпичей).
Каждый ребенок говорит одну пословицу о дружбе (с каждым ответом появляется дощечка мостика).
Объясняют смысл пословиц.
Примечание: Создание условий для поиска выхода из проблемной ситуации, нахождения нестандартных решений.
б) гимнастика для глаз
Давайте встанем, посмотрим вправо, влево, вверх, вниз. А теперь посмотрим в даль. (подставить ладошку)
Может мы увидим то, с чего надо начинать встречу друзей. Дети выполняют движения вместе с педагогом.
Примечание: Упражнение для глаз, чтобы снять напряжения после просмотра слайда.
в) игровая ситуация через решение кроссворда
С каких слов начинается дружба?Ребята я вижу кроссворд, он то нам и поможет вспомнить слова, с каких слов начинается дружба.
На экране – кроссворд.
— Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день)
— Всем вам с большой любовью желаем крепкого …(здоровья)
— Придумано кем-то просто и мудро при встречи здороваться…(доброе утро)
— Когда вы нас браните за шалости, мы вам говорим простите…(пожалуйста)
— Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо)
— Если мальчик вежливый и развитый, говорит он при встрече…(здравствуйте)
Какое красивое и доброе слово у нас получилось!
Какой секрет дружбы узнали жители из нашего кроссворда?
Молодцы ребята, теперь жители этой страны всегда будут говорить вежливые слова и не будут ссориться.
Примечание: Напомнить детям правила вежливого этикета.
г) релаксация
Ребята, давайте закроем глаза и представим себе, как сказочные жители живут дружно, не ссорятся, помогают друг другу. А волшебная палочка поможет вам фантазировать. Откройте глаза.
Примечание: Расслабление организма перед дальнейшей деятельностью.
д) беседа о дружбе
На экране появляется Чудо – дерево.
Посмотрите, от наших вежливых слов в сказочной стране выросло чудо – дерево. Ребята, я слышала, что на нем распускаются цветы, когда рядом появляются дети, которые умеют дружить и знают, что такое дружба. Сейчас проверим, дружные ли вы ребята?
Что значит дружить?
— Как вы думаете, какого цвета дружба?
— Какие слова можно сказать о друге? Какой он?
На экране появляется заставка – цветущее чудо – дерево.
Посмотрите, что произошло, наше чудо – дерево расцвело. Значит мы какие?
Дети отвечают на вопросы.
Примечание: Создать условия для демонстрации представлений о понятии «дружба».
е) физминутка
Появляется слайд с весёлыми жителями.
Ребята, посмотрите, жители помирились, подружились, рады встречи друг с другом и с нами. Давайте все порадуемся и поиграем в игру «Давайте будем дружить».
Давайте будем дружить друг с другом (поочередно протягивают руку друг другу)
Как птицы с небом, (потянуться руками вверх, встав на носочки)
Как травы с лугом, (присесть на корточки)
Как ветер с морем, (качают руками над головой вместе с туловищем)
Поля с дождями, (кружатся вокруг себя, попеременно взмахивая руками)
Как дружит солнце со всеми нами (подойти в круг и обняться)
Как вы думаете, понравилась игра жителям сказочной страны? Нашлась дружба?
Дети проговаривают слова и выполняют соответствующие движения.
Примечание: Обеспечить оптимальную двигательную активность, закрепить информацию о дружбе.
ж) игровая ситуация «Закончи предложение»
А чтобы сказочные герои снова не потеряли дружбу и запомнили, какими надо быть, чтобы с тобой дружили.Я предлагаю вам поиграть в игру «Продолжи предложение». Я буду начинать предложение, а вы заканчивать:
Я обижаюсь на друга, когда он…
Я сержусь на друга, когда он…
Я радуюсь с другом, когда…
Я помогаю другу, когда…
Я грущу, когда…
— Я радуюсь вместе с другом, когда…
— Я переживаю за друга, когда…
У меня все получается, когда…
Мне нравится, когда …
Я забочусь о друге, когда…
— Какие красивые предложения у вас получились. Что мне тоже захотелось сказать своё предложение:
Мне доставляет радость, когда я делаю другу подарок. А вы любите делать подарки? Тогда приглашаю вас в мастерскую.
Дети заканчивают предложения.
Примечание: Стимулировать детей на проявление умения логически завершать сложноподчинённые предложения. Создание условий для логического перехода к художественно-продуктивной деятельности.
з) включение детей в художественно-продуктивную деятельность
Ребята, посмотрите вокруг. Здесь столько всего интересного чудесного. Какой подарок можно сделать из этих материалов, чтобы он напоминал жителям сказочной страны о дружбе?
Предлагаю вам создать настоящий портрет дружбы
Вы согласны? Посмотрите, здесь есть пиктограммы, которые помогут нам определить, какое лицо будет у дружбы. Почему вы выбрали эту пиктограмму? Раз в мастерской только есть цветная бумага, значит портрет будем создавать только из бумаги? Какого цвета будут глаза? Какой формы? Какого размера? Какие будут губы? Какой формы? Какого цвета будут волосы? Волосы будут длинные или короткие?Чем украсим прическу? Чем мы украсим рамочку? Из чего будем создавать узор?
Дети высказывают своё мнение, договариваются о создании общего портрета дружбы, обговаривают все детали портрета.
Мы с вами обсудили портрет дружбы, договорились, что глаза будут голубые, весёлые, волосы желтые, на лице будет улыбка. На причёске будут бантики. Рамочку украсим сердечками и кружочками.
Каждый ребенок берет из шкатулки по одной карточке и определяет, что он будет делать.
Раз мы будем создавать один портрет, то нам надо решить, кто, что будет делать. В этом нам поможет волшебная шкатулка. Возьмите каждый по одной карточке. Посмотрите внимательно. Вы догадались, кто, что будет делать? Возьми то, что вам нужно и занимайте места в нашей мастерской. Все готовы. Я вижу, все готовы. А чтобы быстро создать портрет, давайте подготовимся к работе и поиграем с пальчиками:
Пальцы- дружная семья, друг без друга им нельзя. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Вот – большой, а это средний, безымянный и последний,- наш мизинчик-малышок. (показывают)
Указательный забыли. (погрозили)
Чтобы пальцы дружно жили. Будем их соединять и портрет наш создавать.(соединяют каждый палец с большим)
Дети выполняют вместе с воспитателем пальчиковую гимнастику.
Теперь приступаем к работе. Но помните наши правила:
— Не мешать друг другу
— Если надо – помоги, спроси.
— Закончил – прибери
— Ножницы всегда смотрят вперёд, позаботьтесь о свой безопасности и безопасности соседа.
Наблюдение за деятельностью детей, организация индивидуальной работы.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей
— Получился у нас портрет дружбы, как мы задумали?
— Вам понравилось вместе выполнять одну общую работу?
Дети высказывают свои мнения.
Посмотрите, как рады нашему подарку наши новые друзья.
Примечания:
- Создание условий для выбора средств и способов получения результата совместной деятельности (портрета дружбы)
- Создание условий для выполнения общей работы. (распределение обязанностей между детьми)
- Подготовка детей к предстоящей продуктивной деятельности.
- Создание условий для проявления детьми коллективных взаимоотношений в процессе совместной деятельности.
- Подведение детей к самоанализу, сравнению результата с замыслом.
3. Заключительный этап (рефлексия)
Они что-то хотят нам сказать, давайте их послушаем:
Вместе:
Спасибо вам ребята.
Мы все теперь другие, отважные, шальные,
И победила дружба, тепло и красота.
Вы нас теперь простите, в свою семью примите,
Мы будем людям всегда желать добра.
Как вы думаете, какими они стали?
Мы помогли им найти дружбу?
Поиски дружбы были не легкими. Кто какие испытывал трудности? Вы ошибались? У кого что не получалось, а кому было всё легко? Молодцы, несмотря ни на что, вы помогли жителям сказочной страны вернуть дружбу.
На экране появляется облачко.
Смотрите, нас ждет облачко, пора возвращаться в детский сад.
«Ты неси нас облачко выше и быстрей в детский сад вернуться надо нам скорей»
Вот мы и детском саду.
Какое доброе дело мы совершили? Ребята, вы были смелые, отзывчивые, дружные.
Правильно заканчивали предложения, создали портрет дружбы, но нам ещё надо поупражняться в составлении предложений, в аккуратном вырезании частей портрета. А сейчас я приглашаю вас в группу, где мы расскажем другим ребятам, где вы сегодня побывали.
Примечание: Создать условия для проведения рефлексии, способствовать проявлению умения давать оценку совместной и личной деятельности.
Видео занятия
Самоанализ педагога
Цель непосредственно образовательной интегрированной деятельности с детьми подготовительной к школе группы, по теме «Поиски дружбы»:
повысить процент воспитанников со сформированными началами социальной компетентности, через включение в образовательную деятельность проектного метода, мыследеятельностной педагогики, решение проблемных и игровых ситуаций, художественно-продуктивной деятельности, системы социальных отношений.
Для достижения цели организовала непринужденное свободное общение в стиле сотрудничества, что сопровождалось решением проблемных ситуаций, кроссворда, обучение сказочных героев культуре поведения, включением разнообразных видов совместной деятельности, которые сменяли друг другадля обеспечения работоспособности, снятия утомляемости, соблюдения максимальной нагрузки, сохранения интереса и сюжета в течение всей деятельности. А организация коллективной деятельности, создание портрета дружбы, стала результатом сотрудничества.
Интегрированная деятельность была организована в форме свободного перемещения детей в пространстве группы, для этого группу разделила на зоны , которые наполнила средствами получения информации о дружбе:
1. зона для просмотра видеороликов, словесных игр и свободного общения;
2. зона двигательных упражнений и игр;
3. зона для выбора материала для создания портрета дружбы;
4. зона для художественно – продуктивной деятельности;
Такое разделение пространства позволило мне соблюдать максимальную нагрузку, сохранять сюжет занятия, обеспечить доступность материала для каждого ребёнка, который подобран в соответствии с возрастными особенностями и интересами старших дошкольников.
Проявляла коммуникативную компетентность, что позволило сохранять благоприятный эмоциональный фон, активизировать детей на сотрудничество.
Новизна содержания непосредственно образовательной деятельности просмотрелась в построении совместной деятельности на интегрированном и мыследеятельностном подходе, что позволило воспитанникам проявлять творческие и коммуникативные способности, сотрудничать друг с другом, проявлять начала социальной компетентности, в использовании мультимедийного экрана, который стимулировал детей на выполнение игровых заданий, проявление активности при решении проблемных задач, в сценировании интегрированной деятельности по технологии мыследеятельностной педагогике, технологии проектов.
Реализация цели проходила через комплексное поэтапное решение поставленных задач . Интегрированная деятельность построена на сюжетном содержании, что позволило мне рационально использовать проектный метод, а так же словесные, практические и наглядные методы.
1 этап — организационный , направлен на определение темы через вхождение в игровую проблемную ситуацию, где использовала сюрпризный момент — неожиданное появление видеоролика «Новости сказочного королевства». А волшебное облако помогло перенести детей в сказочную страну для поиска дружбы.
2 этап – основной, направлен на активизацию творческой деятельности воспитанников через интеграцию образовательных областей, использование информационных технологий, решение проблемных задач.
Своевременно проводила зрительные гимнастики, упражнение на релаксацию,динамическую паузу, пальчиковую гимнастику.
Задачу образовательной области «Чтение художественной литературы» (развивать умение строить и высказывать смысловые версии на предмет понимания пословиц), решала через создание мостика из пословиц о дружбе, вопросы, которые помогли увидеть мне, что дети понимают и могут объяснить смысл пословиц.
Задачу образовательной области «Коммуникация» (формировать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками, высказывая своё мнение полным предложением), решала в процессе всей совместной деятельности, где использовала вопросы, появление на экране проблемных ситуаций, которые направляли детей на общение, высказывание своего мнения, принятия правильного решения.
Следующую задачу в области « Коммуникация» (упражнять в умении логически завершать сложноподчинённые предложения), решала в ходе игры «Продолжи предложение», где подобрала разные начала предложений, что позволило мне увидеть умения каждого ребёнка логично завершать предложение. Выявила, что некоторые дети затруднялись в завершении предложений, поэтому активизировала других детей на оказание помощи. В дальнейшем необходимо продолжать работать над формированием умения составлять сложноподчинённые предложения. Предложение «Мне доставляет радость, когда я делаю другу подарок. А вы любите делать подарки?» стало логическим переходом для решения задач образовательной области «Художественное творчество»: формировать умение детей сравнивать полученный результат с замыслом и развивать умение выбирать способы и средства получения результата. Для этого пригласила детей в мастерскую, где в процессе общения и обсуждения подвела детей к созданию общего портрета дружбы. Использование волшебной шкатулки и карточек –символов помогло распределить обязанности между детьми для выполнения общей работы.
Наблюдение за деятельностью детьми во время создания портрета показали, что дети проявляли дружеские взаимоотношения, оказывали помощь друг другу, но ещё затрудняются в умении быстро вырезать сразу несколько деталей, соотносить размер частей портрета с заданным размером лица.
Задачи образовательной области «Социализация» решались на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности через видеописьмо, решение кроссворда, построение мостика, создание портрета, беседы у волшебного дерева, игру «Закончи предложение».
Решение кроссворда позволило детям вспомнить вежливые слова, понять с чего начинается дружба. А появление чудо — дерева помогло детям рассказать сказочным героям о том, что такое дружба? А мне как педагогу, позволило определить умение детей отвечать на вопросы, выслушивать мнения сверстников. Считаю, что здесь дети проявили отзывчивость к героям сюжета, но ещё необходимо организовывать индивидуальную работу по формированию умения грамматически правильно строить высказывание. Решение проблемной задачи, подведение детей к созданию волшебного мостика из пословиц позволило детям проявить желание оказать помощь сказочным героям.Считаю, что данные задачи успешно решены.
Динамичная пауза проведена во время, соответствовала теме деятельности, помогла обеспечить оптимальную двигательную активность, закрепить информацию о дружбе.
3 этап – заключительный : проведение рефлексии, где использовала вопросы, стимулирующие детей на самооценку. Выслушивала все ответы детей, каждому давала возможность высказаться, поддерживала инициативные высказывания. Но есть проблемы, дети затрудняются в умении давать качественную оценку проявленным умениям. Поэтому при организации рефлексии необходимо формировать умение детей подводить итог деятельности совместной и личной, определять проблемы и пути их решения.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные задачи НОД решены, но необходимо совершенствовать коммуникативные умения, то есть упражнять в умении грамматически правильно строить предложения, что позволит детям в свободной деятельности вести диалог и организовывать тесное общение, продолжать упражнять в умении вырезать детали разными способами, сложенной бумаги гармошкой, пополам.
Ольга Скворцова
Конспект НОД по образовательной области «Социализация» по теме: «Что я могу».
Конспект НОД по образовательной области Социализация
в подготовительной группе
Тема : «Что я могу » .
разработала : воспитатель высшей категории Скворцова О. В.
Цель :
Продолжать расширять область социально нравственных ориентаций и чувств у детей;
Развивать коммуникативные навыки детей, навыки самооценки и навыки самоконтроля.
Программное содержание :
Познание - развивать у детей логическое мышление и воображение ;
Коммуникация - развивать диалогическую и монологическую речь детей через формы речи рассуждения : объяснительную речь, речь-доказательство, речь планирование;
Продолжать осваивать культуру общения с взрослыми и сверстниками
Социализация - обогащать представления детей об окружающих их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях;
Побуждать детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости;
Предварительная работа : чтение книги Остера «Вредные советы» , накопление материала по теме ; знакомство с понятием «комплимент» .
Оборудование : Разрезные картинки с эмоциями, картинки с насекомыми, краски, кисточки, стакан для воды, мольберт, микрофон.
Ход НОД:
В.: Ребята, давайте поздороваемся : «Всем, всем, всем доброе утро» .
В.: Ребятки, послушайте, в нашей группе зазвучала музыка. Попытайтесь на минутку закрыть глаза. Как вы думаете, какая это музыка?
Д.: Волшебная, таинственная.
В.: Мне тоже кажется, что это волшебная музыка. Посмотрите, в нашей группе начали твориться чудеса. Ребята эта музыка хочет позвать вас с собой в страну, «Что я могу » , для того, чтобы вы смогли проверить свои знания и умения, которые пригодятся вам в дальнейшей вашей жизни. Вы хотите отправиться в путешествие? Но перед тем, как вы отправитесь в путешествие, вам нужно проделать ряд небольших упражнений, которые помогут вам лучше увидеть , услышать и прочувствовать.
1. «Ушки, ушки – слышат всё» - массаж мочек ушей.
2. «Глазки, глазки – видят всё» - гимнастика для глаз.
3. «Я дышу, дышу, дышу» - массаж горла
Все вместе : «Я всё вижу, я всё слышу, я всё чувствую. Вот теперь вы готовы отправиться в путешествие. Наверное, эти ворота ведут в страну «Что я могу » , я их сейчас открою, а вы тихо друг за другом войдёте».(открываются ворота и дети проходят через них)
В.: Вот мы и очутились в стране «Что я могу » . Давайте вдохнём в себя запах этой страны.
В.: Ой, ребята, посмотрите, а здесь что–то написано?
Д.: (читают) «Комплименты» .
В.: А кто из вас знает, что такое комплименты?
В.: А, как вы думаете, вы умеете дарить комплименты?
«Карусель» - для чего же нам нужны комплименты.
Д.: (читают) «Чувства и эмоции?»
В.: Как вы думаете, что такое чувство?
В.: А, что такое эмоции?
1-ая команда будет собирать картинку и придумает по ней рассказ.
2-ая команда будет находиться в роли наблюдателей, и следить за работой первой команды.
В.: А сейчас договоритесь между собой, кто первый будет собирать картинки.
«Аквариум»
В.: Представьте, что у людей в один день вдруг пропали все чувства и эмоции,
что может с ними произойти?
Д.: (читают) «Юные артисты» .
В.: Ребята, а кто такие артисты? А, как вы думаете, вы можете быть артистами? Ребята посмотрите сундучок, а интересно, что же там лежит? Вы хотите узнать? Давайте
В.: Что это?
Д.: (слова)
В.: О чём, вы, вспомнили, когда прочитали эти слова?
Д.: Сказку «Гусеничка» .
В.:А может, попробуем её сыграть?
В.: Договоритесь между собой, кто кем хочет быть.
В.: А кому же мы поручим роль ведущего?
В.: Ведущий есть, актёры есть, но по-моему чего-то не хватает?
Д.: Костюмов, атрибутов, сцены.
В.: Давайте попробуем найти атрибуты к сценке.
В.: А как мы сделаем лужайку?
В.: Ну, что лужайка готова, актёры тоже.
В.: Тогда начинаем.
Придумывание и обыгрывание сказки.
В.: Молодцы, хорошие из вас артисты получились.
В.: А как в начале сценки, насекомые отнеслись к гусеничке?
В.: А, что потом приключилось с гусеничкой?
В.: Ребятки вы, хотите оставить на память рисунок бабочки?
В.: Тогда, давайте с вами встанем в цепочку. И сейчас, каждый из вас нарисует деталь, чтобы получилась бабочка. Договоритесь между собой, кто первый начнет рисовать.
«Цепочка» – портрет бабочки.
В.: Очень красивая бабочка получилась. Ну, что здесь написано? «Разноцветная
вода». Ребята, посмотрите на меня, как вы думаете, какое у меня настроение?
В.: А, кто из вас знает, как с помощью красок можно рассказать о настроении.
Ребенок - монитор – «Рассказ о красках» .
В.: Ребята, вот сейчас мы посмотрели, как с помощью красок можно рассказать о
настроении.
В.: А сейчас давайте с вами попробуем с помощью рисунков рассказать о
настроении. Разделитесь по парам и попробуйте нарисовать своё настроение
на спине у вашего друга.
«Работа в парах» - «Нарисуй настроение» .
В.: Ребята, слышите, зазвучала музыка. Нам пора возвращаться. Но перед тем,
как вернуться в детский сад, может быть кто-нибудь желает побыть журналистом и
задать вопросы по стране, где мы с вами побывали.
«Интервью»
(после вопросов, прохождение через ворота, возвращение в группу) .
«Свеча добра »
«Свеча совместно задувается» .
КОНСПЕКТ
ТЕМА: «Мои друзья»
Задачи:
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: СОЦИАЛИЗАЦИЯ
ТЕМА: «Мои друзья»
Задачи:
- Формирование представлений о дружбе как неотъемлемом качестве человека
- Развитие способности к сопереживанию, желания прийти друг другу на помощь
- Воспитание справедливого и доброжелательного отношения друг к другу
Предварительная работа:
- беседы с детьми о дружбе;
- обсуждение проблемных ситуаций, разногласий, возникающих между детьми в группе;
- чтение сказок о дружбе «Цветик- семицветик», «Сказки о дружбе»
- Чтение пословиц
Оборудование и материалы:
- Телевизор – 1 шт.;
- музыкальный центр – 1 шт.;
- рисунок дерева с листьями, без акцента о его назначении -,
- тематические рисунки «Эмоции» -10 шт;
- игрушка сердечко -1 шт.;
- Пазлы «Кошка» и «Собака»
- Корзинка – 1шт;
- Цветы бумажные -18шт
- Голубь бумажный-1шт
Музыкальное сопровождение:
- «Песенка друзей» (из м/ф «По дороге с облаками»)
- «От улыбки станет всем светлей»(из м/ф "Крошка Енот" )
- Песня из репертуара группы "Барбарики" «О Дружбе»
- Танец «Дружбы»
Ход занятия
- Организационный момент
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Повернитесь, пожалуйста, поздоровайтесь с ними, это воспитатели из других детских садов. А теперь садитесь все внимание на меня. А пришли они потому, что узнали, что вы самые дружные ребята. И знаете секреты дружбы.
Ответы детей:
Воспитатель: Вы хотите, чтобы у вас появилось больше друзей? Чтобы и другие ребята тоже знали секреты дружбы.
Ответы детей:
Воспитатель: Для этого нам с вами нужно встать в круг и поздороваться, передавая друг другу ласковое сердце и называя друг друга ласково по имени.
Воспитатель: Молодцы. Ребята на прошлой неделе мы с вами читали сказку о дружбе, о маленьком росточке и старом дереве. Что было особенным в этом дереве?
Ответы детей: (оно никогда не цвело).
Воспитатель: Правильно, каждую весну у него появлялись по закону природы листочки, но оно никогда не цвело. А что случилось с деревом в конце сказки?
А почему дерево зацвело?
Ответы детей : (у него появился друг)
Воспитатель: Как вы думаете, хорошо или плохо жить без друзей? Почему?
Ответы детей: (Без друзей жить плохо)
Воспитатель: Посмотрите, у нас в группе тоже появилось дерево с листочками и оно тоже, как и дерево из сказки не цветет. Уверена, на сегодняшний день у него совсем нет друзей. Ребята, а вы хотите, чтобы дерево расцвело?
Ответы детей:
Воспитатель: Тогда сегодня вы должны стать друзьями для этого дерева, но для этого вам предстоит разгадать секреты дружбы, и каждый разгаданный секрет подарит дереву красивый цветок. Готовы?
Ответы детей:
- Первый секрет дружбы
Воспитатель: Молодцы! Хотите узнать первый дружбы секрет?
Ответы детей:
Воспитатель: Прослушайте куплет детской песенки.
Звучит песня «От улыбки».
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет. Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно. Вы хотите улыбнуться друг другу и нашему дереву. Ведь мы хотим быть друзьями! Итак, вы разгадали первый секрет. Как называется этот секрет?
Ответы детей:
Воспитатель: Улыбка. Правильно. А вот и первый цветок, посмотрите, какой он красивый. Вам нравится цветок.
- Второй секрет дружбы
Воспитатель: Ребята, какие пословицы о дружбе вы знаете?
Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
Друзья познаются в беде.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Воспитатель: Хорошо.
Чтобы следующий секрет узнать
Предлагаю рассуждать.
На экран вы посмотрите,
Что увидите, скажите.
Посмотрите, объясните что видите.
Смотрим. Обсуждаем. (слайды из презентации)
Воспитатель: Как вы думаете, те кто изображен на этих картинках являются друзьями?
Ответы детей:
Воспитатель: А почему вы так решили?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, друзья должны помогать друг другу. А как вы помогаете друг другу?
Ответы детей:
Воспитатель: Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Как назовем этот секрет? Помощь. Посмотрите, какой красивый цветок расцвёл.
- Третий секрет дружбы
Воспитатель: А теперь хочу узнать,
Как вы можете трудиться.
На команды вас я разделю,
И пазлы вам я предложу!
Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Сейчас я разделю вас на команды и посмотрим, как дружно вы сможете собрать каждая команда свою картинку.
Картинки «Кошка» и «Собака»
Воспитатель: Молодцы. Вы дружно потрудились. Кто изображен на ваших картинках?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, а вы слышали выражение: «Живут как кошка с собакой»?
Как вы понимаете эти слова?
Ответы детей:
Воспитатель: Значит постоянно ссорятся, ругаются. Скажите, а ссоры, постоянные оскорбления, ругань – эти слова, эти действия подходят к слову – дружба? А как, по-вашему, должны жить друзья?
Ответы детей:
Воспитатель: Действительно, друзья должны жить дружно, а по-другому можно сказать мирно! Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовем этот секрет? Мир. И еще один цветок появляется у нашего дерева.
- Четвертый секрет дружбы
Теперь присаживайтесь на стульчики.
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Воспитатель:
Данила какие замечательные стихи нам прочитал. Мальчики, а вы хотите пригласить девочек на танец дружбы?
Ответы детей:
Танец дружбы
Воспитатель: Запомните, дети,
Если у друга беда
С печалью и злостью помогут вам справиться
Вежливость и …….доброта.
Воспитатель: Ребята, а что делать, если у друга плохое настроение?
Ответы детей:
Воспитатель: Посмотрите ребята, на доске есть разные личики. Посмотрите внимательно. Уверена вы встречали разных людей. Одни из них вам нравились, другие нет. Скажите пожалуйста, с человеком, у которого какое выражение лица вы хотели бы дружить? Почему?
Ответы детей:
Воспитатель: Конечно, ребята, всегда хочется играть и общаться с теми, кто радостный, веселый. Но ведь и у друга бывает плохое настроение.
Воспитатель: Молодцы. Так каким надо быть по отношению к другу? Добрым. Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовете этот секрет?
Ответы детей: (Доброта).
Воспитатель: И еще один цветок расцветет на нашем дереве.
6. Пятый секрет дружбы
Воспитатель: Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.
Коли сейчас говорим мы о дружбе,
Позвольте историю вам рассказать.
Присядьте тихонько на ваши стульчики,
И приготовьтесь вновь рассуждать!
В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину куклу.
Кто сломал мою куклу? – расплакалась Катя.
Не знаю, - сказала Маша. – Наверное это Максим.
А надо сказать, что мальчик по имени Максим часто ломал игрушки других детей.
Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Катя у Максима.
Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.
Не может быть! – воскликнула Катя. –Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.
Подошла Катя к Маше и спросила…(как вы думаете, о чем спросит Катя свою подругу?).
Зачем ты обманула меня Маша?
Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.
Не делай так больше Маша! – сказала Катя. – Друзья должны быть честными друг с другом!
Воспитатель: Вот такая история. Скажите мне, пожалуйста, о каком важном секрете дружбы вы узнали из этой истории?
Ответы детей:(не надо обманывать друг друга)
Воспитатель: Как вы думаете, Катя и Маша останутся друзьями? Конечно, Катя простит Машу. Но знаете ребята, за одним обманом, может последовать другой, третий.… А вы захотели бы дружить с человеком, который постоянно вас обманывает?
Ответы детей:
Воспитатель: Конечно, обман может разрушить дружбу. Поэтому, какими должны быть друзья по отношению друг к другу? Честными.
Молодцы! Вы разгадали еще один секрет дружбы. Как назовем этот секрет?
Ответы детей: Честность.
Воспитатель: А вот и еще один цветок.
Звучит музыка (Вам посылка)
Воспитатель: Ребята к нам прилетел почтовый голубь и принёс нам посылку:
«Иногда дружба вырастает, как дерево, из мимолётного знакомства. Только надо помнить ваши секреты дружбы.Оглянитесь по сторонам, может быть где-то рядом сейчас находится ваш новый друг? Возьмите по 1 цветку, подойдите к нашим гостям, улыбнитесь, поздоровайтесь, познакомьтесь,(Спросите как вас зовут?) возьмите за руку, и прикрепите цветочки на «Дерево дружбы» звучит музыка
- Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Посмотрите на наше дерево. Что произошло с ним?
Ответы детей:
Воспитатель: Как оно расцвело. Почему оно расцвело?
Ответы детей: (Мы разгадали все секреты и готовы дружить с деревом)
Воспитатель: Молодцы. Это дерево теперь всегда будет расти в нашей группе. Я знаю, вы дружные ребята, но даже у друзей бывают разногласия.
И если вдруг вы с другом поругались,
Присядьте здесь, под деревом в тени.
И вспомните секреты дружбы,
Их назовите по порядку вы:
Улыбка, помощь, доброта, мир, честность (называют дети )
Конспект НОД «Дремучий лес» по социально-личностному развитию в подготовительной группе
Программные задачи:Образовательные:
- расширять эмоциональное представление детей, формировать умение регулирования отрицательных эмоций (образовательная область «Социализация»);
- продолжать учить рассказывать о своих чувствах, отвечая полным предложением (образовательная область «Коммуникация»);
- учить детей выражению своих эмоций, управляя ими с помощью рисования (образовательная область «Художественное творчество»);
- учить детей ориентироваться в схематическом изображении страха (образовательная область «Социализация»);
- учить детей устанавливать связь между событием и эмоцией страха (образовательная область «Коммуникация»);
- создать условия эмоциональной разрядки, проявления сопереживания (образовательная область «Социализация»);
- продолжать учить детей приемам игрового самомассажа (образовательная область «Здоровье»).
Развивающие:
- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике, жестах (образовательная область «Коммуникация»);
- развивать память, мышление (образовательная область «Социализация»);
- развивать чувство доверия, побудить к телесным контактам (образовательная область «Социализация»);
- учить сбрасывать психо-эмоциональное напряжение, тренировать навыки управления своими действиями (образовательная область «Социализация»).
Воспитательные:
- создать непринужденную, психологическую атмосферу (образовательная область «Социализация»);
- вызвать чувство безопасности, помочь детям выразить отношение к эмоции страха (образовательная область «Безопасность»).
Оздоровительные:
- регулировать смену деятельности и чередование активных и статических поз (образовательная область «Здоровье»);
- снять мышечный тонус у детей с помощью релаксационной гимнастики (образовательная область «Здоровье»).
Словарная работа:
активизация: эмоция страха, радость, хорошее настроение, грусть;
обогащение: Страшная жуть, Дремучий лес.
Оборудование:
- магнитофон;
- аудиозапись танца «Вуки-Буки»;
- аудиозапись «Сказочного леса»;
- аудиозапись из сборника «Музыка для релаксации»;
- мольберт;
- обручи, обтянутые плотной тканью;
- подушки (8 шт.);
- миска для салфеток;
- влажные салфетки;
- акварельные краски;
- стаканы-неразливайки;
- кисти (8 шт.);
- лист ватмана;
- карта «Необыкновенная страна чувств».
Предварительная работа:
- разучивание танца «Вуки-Буки»;
- обучение самомассажу.
Ход занятия
Доброе утро! Как я рада вас всех видеть. У меня сегодня вот такое настроение (воспитатель показывает детям кулак с поднятым вверх большим пальцем). А кто мне может сказать, что означает этот жест?
Ответы детей:
хорошее, радостное настроение.
Правильно, у меня сегодня радостное, веселое настроение. А теперь давайте все вместе покажем такой же жест и скажем, что у нас тоже вот такое настроение!
Дети садятся на стульчики.
- Давайте вспомним, о каком чувстве мы с вами говорили в прошлый раз, путе-шествуя по «Необыкновенной стране чувств»? Да, о чувстве злости.
Дети рассматривают пиктограмму злости.
- Как мы можем определить, что человек злится?
Ответы детей:
по выражению лица.
- А какое у него при этом выражение лица?
Ответы детей:
нахмурены брови, уголки губ опущены.
- А когда человек может испытывать чувство злости и гнева?
Ответы детей:
когда поссорился, когда его разозлили или обидели.
- Сегодня мы начинаем знакомиться с чувством, которое проживает в Дремучем лесу. (Перед детьми раскладывается карта, где в Море радости прикреплен лес). Попасть в него нам поможет Волшебный тоннель. Но для начала предлагаю зарядиться бодростью.
Упражнение «Заряд бодрости».
Предложить детям сесть свободно, вытянуть вперед руки и приготовить два пальчика: большой и указательный.
- Возьмитесь пальцами правой и левой руки за мочки своих ушей. Помассируйте ушки приговаривая: «Ушки, ушки – слышат все!», в одну и другую сторону. А те-перь опустите руки, тряхните ладошками. Приготовьте указательный палец, вытя-ните руку и поставьте его между бровями над носом. Помассируйте эту точку со словами: «Просыпайся, третий глаз! ». Тряхните ладошками. Соберите пальцы руки в кулачок, найдите внизу шеи ямку, положите туда руку со словами: «Я дышу, все вижу; я все слышу; я все чувствую».
- Если вы готовы, тогда пошли. (Дети пролезают сквозь обручи, обтянутые плотной тканью).
Звучит фонограмма «Дремучего леса».
- Вот добрались мы до Дремучего леса. Интересно, кто в этом лесу хозяин? Наверное, вот этот человек (демонстрируется пиктограмма «страх»), который смотрит на нас как-то странно! Взгляните на его лицо, какое чувство он испытывает?
Ответы детей:
чувство страха.
- Как вы догадались?
Ответы детей:
по выражению лица.
- А какое у него выражение лица, опишите.
Ответы детей:
у него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит.
- А зовут это существо – Страшная Жуть! Оно любит пугать путников, пришедших в его Дремучий лес. Кто-нибудь из вас догадался, почему лес называют Дремучим?
Ответы детей:
потому что в Дремучем лесу всегда темно, сыро, холодно; растут корявые деревья и колючие травы, воют волки и ухают филины.
- Кто попадает в такой лес, непременно начинает беспокоиться, и его охватывает жуткий страх. Вам страшно? Хотите продолжить путешествие и пройти вглубь леса или вернемся домой? Чтобы убедиться в вашей решимости, Страшная Жуть должна испытать вас. Только того, кто не испугается, Страшная Жуть пропустит в Дремучий лес.
Дети встают полукругом. А Страшная Жуть встает посередине и будет водить. Тот, кого выберет Страшная Жуть для запугивания, не должен отворачиваться или закрывать глаза.
-Вы отлично справились с испытанием, никто не струсил, можем двигаться дальше.
- А теперь Страшная Жуть хочет поиграть с вами. Она хочет выбрать самого смелого ребенка. Кто у нас самый смелый? Он будет сидеть на пеньке, бояться, а остальные дети будут изображать корявые деревья.
Звучит фонограмма Дремучего леса.
Вот мы видим: сквозь ветвей
На нас шагает страшный зверь!
У него торчат клыки и усы топорщатся,
У него горят зрачки – испугаться хочется!
Хищный глаз косится, шерсть на нем лоснится.
Может, это львица, может быть, волчица?
Глупый мальчик крикнул: «РЫСЬ!»
Храбрый мальчик крикнул: «БРЫСЬ!»
Дети садятся на стульчики.
- Саша, тебе было страшно?
- Что тебя испугало?
- Дети, вы увидели, что Саша боялся?
- А как вы поняли, что он боялся?
- А вы боялись за Сашу?
- А вам было приятно пугать Сашу?
- Наши мышцы были напряжены от страха, давайте сбросим напряжение. Сожмите пальцы в кулачок покрепче (руки на коленях), чтобы косточки побелели. Вот как напряглись кисти рук! Сильное напряжение! Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Распрямите пальцы – вот и расслабились руки. Стало легко, приятно. А теперь слушайте и делайте, как я.
Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением, пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем – отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики: отдыхают наши пальчики.
(Предложить детям легко приподнять и уронить расслабленные кисти).
- Дети, бывает ли в вашей жизни так, что в темноте обычные вещи и предметы вам кажутся настоящими чудовищами? А когда включают свет, то этим чудовищем может оказаться самый обыкновенный стул?
-Страшная Жуть, дети, приглашает вас к себе в гости. Показывается театр теней.
Что виднеется в углу
С черной тенью на полу,
Непонятное, немое,
Не пойму и сам какое,
Человек или предмет?
- Дети, вам страшно? Вы знаете, как говорят про таких трусишек?
Ответы детей:
у страха глаза велики!
- Люди боятся всего, даже самых маленьких тараканов и пауков. Они им кажутся огромными и зубастыми, хотя на самом деле это не так.
- Ребята, вам приятно, что ваши мышцы рук, ног и лица напряжены от страха? Нет? Тогда давайте избавимся от этих страхов.
Звучит фонограмма релаксации.
- Лягте поудобнее и закройте глаза. Три раза глубоко вздохните… Представьте, что иногда небо над Дремучим лесом бывает ярко-голубым и лучи солнца согревают жителей леса и вас. Легкое дуновение ветерка мягко коснулось ваших головок, лиц, ручек, и вы чувствуете себя легко и счастливо, как маленькое легкое перышко. Полетайте немного над землей. Глубоко вдохните и выдохните, потянитесь и откройте глаза.
- Как вы себя сейчас чувствуете?
- Удалось ли вам побывать маленьким легким перышком и свободно полетать над землей? Замечательно!
- Смелые путешественники, вас заинтересовало наше путешествие по Дремучему лесу? Предлагаю вам его нарисовать, со всеми корявыми деревьями, непроходимыми болотами и колючими травами. Рисовать будем на большом листе бумаги акварельными красками. Какими красками вы будете пользоваться?
Ответы детей:
черной, серой, коричневой, фиолетовой, зеленой.
- Страшный и ужасный получился у вас Дремучий лес.
- Дети, где вы сегодня побывали?
Ответы детей:
В Дремучем лесу.
- С кем вы там познакомились?
Ответы детей:
Со Страшной Жутью.
- Она пугала вас?
А давайте совсем прогоним чувство страха.
Дети танцуют танец «Вуки-Буки».
- Пришла пора возвращаться домой. Выведет нас из Дремучего леса Волшебный тоннель.
- Вот мы и опять в своем любимом детском садике.
- С какой эмоцией мы сегодня познакомились?
Ответы детей:
Эмоцией страха.
- Где вы были?
Ответы детей:
В Дремучем лесу.
- А кто там жил?
Ответы детей:
Страшная Жуть.
- Смогла ли она вас напугать?
- А как вы побороли страх?
Ответы детей:
Танец танцевали.
- Дети, желаю вам всегда оставаться смелыми и сильными и быть в хорошем настроении.
Сундукова Татьяна Александровна
Воспитатель ВКК МДОУ «Детский сад комбинированного вида №230» г. Саратов
Программное содержание:
— обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам (флаг, герб, гимн);
— продолжать воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, родному городу;
-закрепить названия крупных российских городов и рек;
— обогащать словарный запас детей.
Оборудование:
Глобус, карта России; Государственный флаг РФ, изображение герба Российской Федерации, герба города Саратова; денежные знаки России, документы с изображением герба России; аудиозаписи государственного гимна и песен о России; презентация, мультимедийный проектор; ленты, деревянные ложки; листы бумаги, краски, кисти по количеству детей.
Предшествующая работа:
— рассматривание глобуса
— просмотр видеофильма «Путешествие по Москве»
— показ презентации «Русский народный костюм»
— беседы о государственной символике: гербе, флаге, гимне
— разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине, России
— рассматривание фотографий и иллюстраций городов и изображений рек
— ролевая игра «Мы путешествуем по родному краю»
— рассматривание живописных произведений о Родине
— музыкально-литературный час «Люблю просторы русские»
— беседа «Без добрых дел нет доброго имени» об известных людях города.
— экскурсия в краеведческий музей
— знакомство с гербом, флагом г. Саратова
Творческая работа:
— рисование Государственного флага
— коллективная аппликация «Родной город»
— составление атласа мира
— выставка рисунков «Мой Саратов»
ХОД
Дети входят в нарядно украшенный зал. Звучит песня «С чего начинается Родина…». Музыка В. Баснера, слова И. Матусовского.
Слайд
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие по бескрайней Родине – России. А завершится оно — в родном городе Саратове. Как вы думаете, а на чём можно отправиться в путешествие? (на самолёте, автобусе, поезде, теплоходе, машине…).
Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде, который уже нас ждет. Но для того, чтобы занять места в вагоне, надо приобрести билеты. А цена билета – одна улыбка.
Упражнение «УЛЫБКА»
— Ну что ж, билеты куплены – занимайте места в вагоне.
Дети садятся в «поезд»
Воспитатель:
Раз, два, три, поспеши.
Место ты своё займи.
Не зевай, не скучай.
Лучше всё запоминай.
Мы в поезде сейчас
По России едем.
Что увидим — всем расскажем,
Как домой приедем.
Звучит аудиозапись «Голубой вагон»
Слайд
Первая остановка: «Наш мир»
Воспитатель:
Отгадайте загадку:
Мой родной, мой земной,
Мой кружащийся шар.
Дети, о чём я говорю? (о земном шаре)
Слайд
Воспитатель:
Правильно, наша планета Земля имеет форму шара.
Вы уже знаете, что на Земле существует много разных стран, больших и маленьких. А какие страны мира вы знаете? Как называется наша страна? (ответы детей)
Воспитатель:
А кто знает, какая страна самая большая в мире? (ответы детей)
Воспитатель:
Самая большая страна в мире – это наша Родина, Россия. Посмотрите, какую
Огромную территорию она занимает.
Слайд
Воспитатель показывает границы Российской Федерации
Ребенок:
Как велика моя земля,
Как широки просторы.
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Воспитатель: Наша страна Россия – великая, сильная, красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города – это, прежде всего, люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много: русские, чукчи, чуваши, башкиры, татары… Каждый народ говорит на своём языке, имеет свои обычаи и обряды.
Расскажи стихи руками
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
В. Степанов
Воспитатель:
А кто знает стихотворение о Родине?
Ребенок:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
Воспитатель: Назовите столицу нашей Родины.
Ребенок:
Здесь Кремль,
Здесь Воробьёвы горы
И площадь Красная видна.
Такой большой старинный город!
Гордится им моя страна!
Всем городам она глава,
Столица Родины – Москва.
Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их. («Жить – Родине служить»; «Родина поучает – Родина выручает»; «Кто за Родину горой, – тот истинный герой» и т. д.)
Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов. А теперь подойдите к карте и скажите, чем богата наша страна?
Перед детьми карта и иллюстрации гор, рек, равнин России. Воспитатель с детьми соотносят иллюстрации с картой.
Воспитатель: Найдите реки. Как их много! И какие они разные. У каждой своё название. Какие названия рек вы знаете? Ответы детей
Ребенок:
Одна река особенно любима русским народом. «Красавица народная, как море, полноводная…» – это о Волге. Люди ласково называют её «Волга – матушка».
Воспитатель показывает реку Волгу на карте.
Воспитатель:
Волга – мать русских рек. Волга – река труженица. Вниз и вверх по реке корабли везут различные грузы: лес, хлеб, нефть. Волга кормит страну рыбой. Волга – чудесная трасса для водных путешествий (показ на карте). Куда же несёт свои воды река? (воспитатель определяет по карте). — В Каспийское море.
Физкультминутка
Дети – ручейки. У них в руках голубые ленты. Воспитатель – море. У него в руках голубая косынка. Под музыку дети изображают родники, которые становятся ручейками. Ручьи бегут в реку. Река несет свои воды в море, а море в океан.
Воспитатель: Реки на карте обозначены голубым цветом. А каким цветом обозначены на карте равнины? Зелёным. А почему? (На них много лесов и полей). Что на карте окрашено в коричневый свет? (Горы. Чем выше горы, тем цвет темнее). Воспитатель с детьми находят на карте горы и равнины.
Воспитатель: На юге нашей страны есть гора Эльбрус – самая высокая гора России. На востоке – Уральские горы. (Саяны, Алтай). Показывает на карте. Едем дальше.
Звучит музыка «Паровоз», дети топают ногами, изображая стук колес.
Вторая остановка.
«Символы нашей страны – России»
Воспитатель:
У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы. Скажите, какие государственные символы вы знаете? (флаг, герб, гимн). Из каких частей состоит флаг? (Дети называют и показывают древко и полотнище). А какие цвета мы видим на полотнище российского флага? (Белый, синий, красный). Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные берёзы, снег, облака, ромашки на лугу). А синяя? (Небо, реки, озёра, моря). Ну, а красная полоса, что вам напоминает? (Цвет солнца, огня, тепла).
Белый цвет – березка,
Синий — неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет
В. Степанов
Воспитатель:
Я расскажу вам о гербе нашей страны (показывает изображение герба). На щите красного цвета изображен двуглавый золотой орёл. Это символ нашего государства. Посмотрите на крылья орла – они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает повсюду, так и государство должно на своей территории обо всем знать. На груди орла — красный щит с изображением всадника – это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами у него развивается синий плащ, в правой руке он держит серебряное копьё, которым убивает дракона. Дракон – символ зла. Изображение всадника, убивающего дракона, означает победу над злом. А от слова «копьё» произошло слово «копейка», т. к. изображение Георгия Победоносца с копьём в руке издавна чеканили на мелких монетах. В правой руке у орла – скипетр, а в левой – держава. Это символы власти, управления государством. Скипетр – это жезл, короткая палка, украшенная резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он «указывает», что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым. Держава – позолоченный шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать» его.
У Росси величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
В. Степанов
Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? (На важных документах, на деньгах). слайд
Воспитатель: Третий государственный символ – государственный гимн. Гимн посвящён нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории. В гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Это торжественная песня страны. Его слушают стоя. Прослушивают гимн Российской Федерации стоя.
Воспитатель: (Звучит гудок паровоза) Отправляемся дальше в путь.
А чтобы не скучать в дороге, послушаем стихи о бескрайних просторах нашей страны.
Ребёнок:
Родина моя – бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, Урал…
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
Ребёнок:
Каждая берёзка, кустик каждый
Задремавшие в снегу поля –
Всё напоминает мне о самом важном –
Только здесь родимая земля!
Ребёнок:
И куда б судьба не заносила,
Не дано забыть мне об одном –
Это ненаглядная Россия
Есть единственный наш отчий дом.
Третья остановка «Наш город»
Воспитатель: Дети, посмотрите в окно, где мы оказались? В городе, где живем. Как называется наш город? (Саратов)
Слайд
Воспитатель: На какой реке стоит Саратов? (на Волге). На каком берегу Волги находится Саратов (на правом)
Слайд
Ребята, а какие названия улиц нашего города вы знаете? Какие достопримечательности есть у нас в городе? (Ответы детей)
Воспитатель:
Дважды побывал в городе Саратове Великий царь Пётр I. Осмотрев с горы окрестности, он подарил все видимые оттуда земли. Город быстро рос и вскоре Саратов стал губернским городом, его стали называть «Столицей Поволжья» и присвоили герб.
Слайд
Воспитатель: Ребята расскажите, что изображено на гербе нашего города? (Ответы детей) Как вы думаете, почему у Саратова такой герб? (Ответы детей)
Воспитатель:
А куда вы каждое утро приходите? (В детский сад) Чем вы занимаетесь в детском саду? (Ответы детей)
Дети по цепочке декламируют стих
Мы играем возле дома
И зимой, и летом.
Всё давным-давно знакомо
В дружном доме этом!
Посмотри, как хорош
Дом, в котором ты живёшь.
Слышишь, улица родная!
Нет тебя чудесней!
Мы по улице шагаем
Вместе с нашей песней!
Посмотри, как хорош,
Город тот, где ты живешь.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Мы, россияне, после работы любим петь, плясать. Давайте исполним русский народный танец.
Русский народный танец с ложками
«Ах, вы сени», обработка Ломовой
Воспитатель: Где мы сегодня были? (путешествовали по родной стране)
О чем вы узнали в путешествии? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает детям нарисовать, то, что им понравилось в путешествии. Дети рисуют под фонограмму песни «Широка страна моя родная…», повтор слайдов